Рассказ о музыкальном произведении для детей а п чайковский неаполитанская песенка

Пётр Ильич Чайковский. Неаполитанская песенка

Рекомендации по исполнению. Темпераментная, грациозная пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу — полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. В мелодии и ритмике пьесы переданы характерные обороты итальянской народной музыки — повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных музыкальных инструментов.

Распространённым недостатком исполнения является нечёткое звучание ритмической фигуры, типичной для кастаньет или гитары, — две шестнадцатые и две восьмые ноты, в которой вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно.

Другим недостатком является тяжеловесность аккомпанемента, что значительно снижает выразительность исполнения пьесы. Для преодоления этих технических трудностей полезно поучить партию левой руки с кистевым движением вверх на акцентированную вторую долю такта. Исполняя мелодию, необходимо выполнять все указанные композитором штрихи: лиги, паузы, акценты.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-й и 36-й такты) развивает первый, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментно и ярко: меняется темп, динамика, фактура. Исполнение аккомпанемента этой части вызывает некоторые затруднения из-за его разбросанности. Необходимо объединить одним движением бас и аккорд (постоянно чередующиеся). Это позволяет избежать суетливости, тяжеловесности, придаёт игре точность и уверенность.

Повторяющиеся звуки мелодии после лиг должны звучать легко, но чётко. При исполнении пьесы необходимо избегать густой педальной звучности.

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о П. И. Чайковском. Вызвать эмоциональный отклик на танцевальную, яркую, живую музыку. Побуждать к высказываниям об эмоционально-образном содержании пьесы.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, прежде чем сыграть новую пьесу, я расскажу вам о Петре Ильиче Чайковском — великом русском композиторе, создавшем музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, концерты (произведения, где как бы соревнуется один исполнитель с целым оркестром) знают и любят люди разных стран.

П. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека — столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.

П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и часто использовал его в операх и симфониях.

П. Чайковский написал три балета-сказки – «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», сборник «Детские песни». Знаменитый «Детский альбом» (пьесы для фортепиано) он создал под впечатлением «Альбома для юношества» немецкого композитора Р. Шумана, музыку которого очень любил. Мы слушали пьесы Р. Шумана «Смелый наездник» и «Всадник». Некоторые пьесы из «Детского альбома» вы уже знаете.

П. Чайковский много путешествовал и свои впечатления отражал в музыке. Так, в альбом вошли песни и танцы различных стран — итальянская, французская, немецкая песенки, чешская «Полька», польская «Мазурка». Сегодня вы услышите одну из этих пьес — «Неаполитанскую песенку». Неаполь — это город в Италии. В своей пьесе П. Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов. Послушайте ее и скажите, какие настроения, чувства передаёт эта музыка (исполняет пьесу).

Д е т и. Музыка весёлая, задорная, танцевальная.

П е д а г о г. Правильно. Пьеса напоминает народный итальянский танец — тарантеллу (от названия города на юге Италии — Таранто). Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный, изящный, задорный. Послушайте «Неаполитанскую песенку» ещё раз (исполняет ее).

2-е занятие

Программное содержание. Различать тембры народных инструментов, повторяющийся характерный ритм тарантеллы.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте уже знакомую вам пьесу. Вспомните ее название и фамилию автора (исполняет начальный фрагмент).

Д е т и. «Неаполитанская песенка» П. Чайковского.

П е д а г о г. Какой характер музыки, какова она по звучанию?

Д е т и. Весёлая, жизнерадостная, живая, задорная, чёткая, танцевальная.

П е д а г о г. На прошлом занятии я говорила вам, что пьеса напоминает итальянский народный танец — тарантеллу. Какой это танец по характеру?

Д е т и. Он чёткий, задорный, быстрый.

П е д а г о г. Танец часто сопровождается пением. Неслучайно пьеса называется «Неаполитанская песенка». Его играют народные инструменты. В Италии распространён испанский народный инструмент — кастаньеты. Они представляют собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме раковины и связанных шнуром (показывает детям кастаньеты). Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер! Одна пластинка пальцами ударяется о другую и раздаётся щелкающий, яркий звук, немного напоминающий звучание деревянных ложек.

Народные танцы, имеющие чёткий повторяющийся ритм, в том числе итальянская тарантелла, исполняются в сопровождении не только кастаньет, но и других инструментов. Например, аккомпанемент в пьесе П. Чайковского напоминает звучание кастаньет и перезвон гитары (исполняет аккомпанемент). А как звучит мелодия, есть ли в ней акценты? (Исполняет фрагмент мелодии.)

Д е т и. Мелодия звучит с акцентами, легко, отрывисто.

П е д а г о г. Акценты звучат после перерыва в мелодии, отрывистого ее звучания и придают музыке характер энергичности, задорности (исполняет фрагмент мелодии повторно). Давайте отметим их хлопками (исполняет первую и вторую части пьесы, дети выполняют задание). Молодцы, во второй части пьесы вы хлопали тише, передавая более нежный, мягкий характер музыки. А каким инструментом можно подчеркнуть звонкое, задорное звучание акцентов?

Д е т и. Бубном.

П е д а г о г. Правильно, он звучит легко и звонко. Послушайте пьесу ещё раз.

3-е занятие

Программное содержание. Различать части пьесы в связи со сменой характера музыки, средства музыкальной выразительности, создающие образ (регистр, динамику, темп).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте «Неаполитанскую песенку» П. Чайковского и определите, меняется ли характер музыки, из скольких частей состоит пьеса (исполняет ее целиком).

Д е т и. Из трёх.

П е д а г о г. Почему вы определили такое количество частей, как меняется характер музыки?

Д е т и. Сначала музыка звучала не очень быстро, чётко, игриво, в середине она была нежнее, тише, ласковей, а потом — очень быстрая, задорная. В пьесе три части.

П е д а г о г. В пьесе три части, но первая и вторая похожи между собой. От них очень отличается третья, последняя часть. Какой характер первой части? (Исполняет ее.)

Д е т и. Бодрый, задорный, важный, гордый.

П е д а г о г. Правильно, она звучит даже с некоторой торжественностью, подтянуто, гордо, изящно. А вторая часть? (Исполняет ее.)

Д е т и. Тише, мягче, светлее, не так отрывисто.

П е д а г о г. Аккомпанемент в начале второй части звучит выше, мягче, не так торжественно, как в первой (исполняет отдельно фрагменты аккомпанемента). А чем отличается третья часть? (Исполняет ее.)

Д е т и. Она очень быстрая, громкая, весёлая, задорная.

П е д а г о г. Правильно, она исполняется с блеском, ярко, с разгорающимся задором. Темп убыстряется. Все закружилось, замелькало в танце. Музыка звучит красочно, стремительно, живо, в вихревом движении. Послушайте всю пьесу (исполняет ее). А теперь давайте сравним «Неаполитанскую песенку» с другой итальянской мелодией из «Детского альбома» П. Чайковского, которая называется «Итальянская песенка». Обе мелодии П. Чайковский услышал в Италии и записал их. Чем отличаются эти пьесы, и чем они похожи? (Исполняет «Итальянскую песенку».)

Д е т и. «Итальянская песенка» более плавная, нежная.

П е д а г о г. Есть ли в ней характер танцевальности? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Да, она похожа на вальс.

П е д а г о г. Правильно. Обе пьесы танцевального характера, но они разные: «Неаполитанская песенка» похожа на яркую тарантеллу, а «Итальянская песенка» более плавная, покачивающаяся, имеет черты вальсовости. Послушайте обе пьесы ещё раз (исполняет их).

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, но разным характером танцевальности. Определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (акценты, динамику, артикуляцию).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте отрывки двух знакомых вам пьес и вспомните их названия (исполняет фрагменты).

Д е т и. «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка» П. Чайковского.

П е д а г о г. Что их различает, какой характер каждой пьесы?

(Исполняет их целиком.)

Д е т и. «Неаполитанская песенка» — живая, яркая, игривая, задорная, гордая, отрывистая, а «Итальянская песенка» — тихая, плавная, мягкая, Похожа на вальс.

П е д а г о г. Правильно, мы говорили о том, что «Неаполитанская песенка» похожа на искристую, радостную, зажигательную тарантеллу, а «Итальянская песенка» — на плавный, нежный вальс. Но в обычном вальсе акцент всегда приходится на первую долю (исполняет фрагмент вальса П. Чайковского), а здесь на вторую и звучит внезапно (исполняет фрагмент). Мелодия не только плавная, но и отчётливая, отрывистая, прерывается неожиданными акцентами. Они характерны для темпераментной, задорной, игривой итальянской народной музыки.

Мы с вами уже встречались с похожими акцентами в мелодии после отрывистого ее звучания (исполняет фрагмент «Неаполитанской песенки»). Они присутствуют и в мягкой, нежной мелодии «Итальянской песенки», придавая ей отчётливость звучания, игривость. Какими инструментами можно подчеркнуть эти акценты?

Д е т и. Бубном. Он звучит звонко и легко.

П е д а г о г. Давайте сначала отметим акценты хлопками (исполняет первую часть, дети выполняют задание). А теперь сыграем вместе отрывки из «Неаполитанской песенки» и «Итальянской песенки» (даёт детям 1-2 бубна, играет фрагменты произведений вместе с ними). Звучание каких ещё народных инструментов можно услышать в «Итальянской песенке»? (Исполняет отдельно аккомпанемент.)

Д е т и. Гитары.

П е д а г о г. Правильно, аккомпанемент напоминает отрывистый перезвон гитары. Во второй части пьесы мелодия иногда звучит остро, отрывисто, чётко (исполняет 26-27-й такты). Какой инструмент может ее сопровождать?

Д е т и. Кастаньеты.

П е д а г о г. Правильно (выстукивает ритмический рисунок мелодии на кастаньетах). Несмотря на разный характер «Неаполитанской песенки» и «Итальянской песенки» («Итальянская песенка» более мягкая, напоминающая вальс, а «Неаполитанская песенка» — более живая, яркая, напоминающая тарантеллу), мы нашли с вами некоторые черты, объединяющие пьесы.

Это внезапные, звонкие акценты после отрывистого звучания мелодии (исполняет фрагменты), чёткий ритм (исполняет фрагменты), подражание звучанию народных инструментов — кастаньет, бубна, гитары. Послушайте обе пьесы ещё раз (исполняет их).


Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. Итальянская песенка (2 варианта: в исп. Веры Горностаевой и Елены Филоновой), mp3;
    Чайковский. Неаполитанская песенка (3 варианта: в исп. Веры Горностаевой, Елены Филоновой и Большого Детского Хора), mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

им. С.С. ПРОКОФЬЕВА»
ПЦК «Хоровое дирижирование»

Учебно-методическая
разработка

 «Неаполитанская
песенка»

П.И.
Чайковский, сл. Г. Иващенко
.

Методико-исполнительский
анализ.

выполнила: Целовальник М.Н.

ПЦК  «Хоровое дирижирование»

преподаватель первой категории

Донецк – 2021

Содержание

I.
Вступление

1.1.
Сведения о композиторе, эпохе, времени создания произведения………..3

1.2.
Литературный текст, его содержание, тема, настроение…………………..4

II.
Основная часть

2.1.
Жанр и форма произведения.………………………………………………..6

2.2.
Особенности музыкального языка…………………………………………..6

 Мелодия и
аккомпанемент
………………………………………………..…6

Метроритмическая
организация музыкального языка
…………………….9

Ладотональный и
гармонический
…………………………………………11

2.3.
Выразительные средства исполнения……………………………………..12

 Стилевая культура………………………………………………………….12

Особенности интонирования
и фразировки
……………………………….12

Характер звукоизвлечения
и звуковедения
…………………………………12

Особенности
исполнительского дыхания
………………………………….13

Динамика и тембровая
палитра в
произведении…………………………13

Артикуляция …………………………………………………………………13

2.4.
Методико-педагогический анализ исполнения произведения……………15

 Уровень трудности
цели и задачи произведения
…………………………15

Основные пути выявления
образно-художественной направленности
….15

Вокальные трудности в
исполнении и методы их преодоления
…………16

III.
Заключение
…………………………………………………………………18

Список
использованной литературы  …………………………………………..20

Приложение

I.
ВСТУПЛЕНИЕ

1. 1. Сведения о композиторе, эпохе,
времени создания произведения.

Петр
Ильич Чайковский (1840 — 1893)  – великий русский композитор XIX века, который
сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста,
дирижера.

Способности
юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно
играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные
впечатления.
Путь композитора П.И. Чайковский начал в
середине 60-х гг. В 70-х гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений, но
наивысшего расцвета его дарование достигло в 80-х и в 90-х гг.

Творческое наследие Чайковского вошло
неотъемлемой частью в мировое искусство. Среди своих современников Чайковский
занял особое положение благодаря созданию классических образцов русского
национального музыкального искусства. Опираясь на традицию и не стремясь стать
композитором-реформатором, Чайковский, тем не менее, стал великим новатором.
Используя традиционные формы и жанры, композитор находил в них нераскрытые
возможности. Творчество Чайковского поражает широтой жанрового охвата.
Новаторство проявлялось в каждой из областей, к которой композитор обращался.
П. И. Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской
музыкальной культуры, опираясь на русское народное творчество и городской
романс XIX века, создал лирическую оперу, русский классический балет; его
фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую
камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры
и лирические романсы.

Чайковский
Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл
фортепианных пьес для детского исполнения. «Детский альбом»
был
сочинён в мае-июле 1878 года и посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.
Цикл состоит из 24 музыкальных миниатюр, не
связанных единой тематикой.
Все пьесы цикла
программны, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание.
В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее
утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы»,
«Похороны куклы», «Новая кукла»,  «Марш деревянных солдатиков». Живо обрисованы
персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-яга», образы родной
ему русской земли – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет»,
«Камаринская», песни других народов – «Итальянская песенка», «Старинная
французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».  В цикле
имеются элементы изобразительности  — «Шарманщик поет» и звукоподражания –
«Песня жаворонка». В пьесах «Утреннее размышление», «Сладкая греза» и «Хор»
Чайковский рисует богатый внутренний мир ребенка.

Пьесы из «Детского альбома» с явным
национальным колоритом («Итальянская песенка», «Старинная
французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская
песенка») исследователи в ранее написанных работах условно относят к
мини-циклу «Музыкальный дневник путешествий». Живя в Италии, П.И.
Чайковский слышал много итальянской — как профессиональной, так и народной
музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в
своем творчестве.

«Неаполитанская
песенка» Петра Ильича Чайковского является первоисточником анализируемого
вокального произведения. Мелодия, использованная в пьесе, является подлинной
итальянской песней.

1.
2. Литературный текст, его содержание, тема, настроение.

Основой
литературного текста послужило стихотворение Г. Иващенко «Дует лёгкий ветер с
моря». Сведения об авторе отсутствуют. Текст вокального произведения
представлен в трёх строфах, каждая из которых имеет 4 строки.
В
данном стихотворении используется стихотворный размер хорей. Это двухсложный
размер с ударением в стопе на первом слоге.

Дует лёгкий ветер
с моря, и волна с волною спорит.
Все бегут они на Запад, уплывает вдаль Неаполь.
Дует лёгкий ветер с моря, и волна с волною спорит…
Все бегут они на Запад, уплывает город наш.

Тра-ля-ля, ля, в
этот тихий летний вечер
Мы плывём заре навстечу, покидая город наш…
Тра-ля-ля, ля, в этот тихий летний вечер
Мы плывём заре навстечу, покидая город наш…

А
в ясном небе только звёздочки мерцают
Изумрудными огнями, их волшебное сиянье
И цветов благоуханье напевают нам одно:
»Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля»

Тема
произведения: тема природы, тема любви к родному краю. Автор передаёт
настроение умиротворённости, созерцательности. Содержание текста заключается в
описании происходящего, любовании природой. Смысловое значение имеет три сферы:
созерцание окружающего («дует лёгкий ветер с моря и волна с волною спорят»),
действие («в этот тихий летний вечер мы плывём заре навстречу, покидая город
наш»), взаимодействие с природой («их волшебное сиянье и цветов благоуханье
напевают нам одно»). В словах
«дует лёгкий ветер с
моря и волна с волною спорят», «а в ясном небе только звёздочки мерцают
изумрудными огнями» прослеживается изобразительная фиксация момента,
характерная для миниатюры.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Жанр и форма произведения

Жанр
анализируемого произведения – вокальная
миниатюра. В произведении соблюдены её типичные признаки: чёткость формы,
простота развития музыкальной мысли, народно-жанровая основа, изобразительная
фиксация момента.

«Неаполитанская
песенка» написана в простой трёхчастной форме. Опираясь на трёхчастность
(с учётом количества строф в литературном тексте) всё сочинение можно разделить
на следующие тематические разделы: созерцание окружающего, действие,
взаимодействие с природой.

I раздел (т.1-20) – неквадратный период, состоящий из двух предложений
(11+9), однотональный, замкнутый, повторного строения. Первый такт периода
выполняет роль вступления. Первая строфа лежит в основе литературного текста.

II
раздел (т.21-36) – квадратный период состоящий из двух предложений повторного
строения (8+8). Литературной основой является вторая строфа стихотворения.

III
раздел произведения (т.37-54) – реприза с новым развитием тематизма первой
части. Период расширен кадансированием (8+10). Основой литературного текста
является третья строфа стихотворения

Так
в анализируемом произведении соблюдается ясность, определённость, отчётливость
структуры, что характерно для жанра вокальной миниатюры.

2.2. Особенности музыкального языка

 Мелодия и аккомпанемент.
«Неаполитанская песенка» написана для высокого подвижного голоса с
аккомпанементом фортепиано. Учитывая это, целесообразно говорить
не
о двух компонен­тах — музыке и слове, а о трех — вокальной линии, слове и
инструмен­тальной партии. 
Взаимодействие в
анализируемом произведении вокальной и инструментальной партий предполагает
ведущую роль вокала и подчиненную — фортепиано.

Диапазон вокальной партии: До первой
октавы – Ми второй октавы. Диапазон инструментального аккомпанемента: соль
большой октавы – до третьей октавы. Стоит отметить, что самые высокие звуки
произведения в вокальной и инструментальной партиях встречаются только в конце
всего построения, в последних аккордах произведения.

Тесситура вокальной партии достаточно
удобна, в первом и третьем разделах используется средний регистр, во втором
яркость достигается применением высоких звуков. В подвижном третьем разделе
используется гаммообразное движение от до первой октавы, к до второй октавы,
что служит объединяющим звеном среднего и высокого регистров.

Мелодия вокальной
партии, как наиболее яркое средство музыкальной выразительности, влияет на
глубину  и ясность передачи впечатлений, чувств и наблюдений, вложенных автором
в литературный текст. Ей присуща танцевальность, как жанровая основа
произведения. При этом мелодическая линия волнообразная, без значительных подъёмов и спадов. Характерным элементом
в мелодии является смещение каждой фразы вниз по принципу секвенцирования.

Мелодическая
линия первого раздела подвижна. Весёлый, жизнерадостный характер передаёт
лёгкое дуновение ветра, игру волн, вследствие чего отсутствуют скачки на
широкие интервалы.

Музыка
второго раздела изображает тихий летний вечер. Мелодическая линия несколько
отличается от первого раздела, но фактура и образ не меняются. Мелодия
начинается со скачка на сексту, указывая на темпераментность характера,
появляются секундовые повторы внутри фраз.

 Задорный и
жизнерадостный характер третьего раздела передаёт изумрудное сияние звёзд.
Стремительная мелодическая линия как бы закручивается в вихре движения.
Излагается с повторами и репетициями на одном звуке.

Предложения
оканчиваются восходящим движение к тонике, что придаёт мелодии стремительность.

Так, между
тремя разделами произведения нет яркого контраста образов, а только смена
настроения. Это объединяет разделы, создавая яркий, выразительный образ прекрасного
Неаполя.

На инструментальную партию традиционно
возлагается роль гармонической поддержки.
Аккомпанемент напоминает звучание щипковых
народных инструментов, с характерным для миниатюр аккордовым изложением. Авторская
ремарка «grazioso» в инструментальной партии указывает на характер подачи звука
и распространяется на всё произведение. Аккомпанемент первого и второго
разделов имеет одинаковую фактуру. Бас на сильной доле придаёт произведению
чёткость и размеренность, а аккордовая репетиция – лёгкость и изящество.

 В третьем
разделе аккомпанемент упрощается. Чередование «бас-аккорд» усиливает эффект
танцевальности и влияют на подвижность музыкального материала.

Редакцией
вокального произведения не предусмотрены многие штрихи
,
распространённые на всю «Неаполитанскую песенку» П.И. Чайковского. В
инструментальной миниатюре из «Детского альбома»
точно
проставлены legato, nonlegato, staccato, лиги, акценты, которые являются
необходимыми для создания образа. (см.
приложение1)

Метроритмическая
организация музыкального языка.
«Неаполитанская песенка»
написана
в размере 2/4,
который сохраняется до конца
произведения.
Основная метрическая единица – четверть.
Она определяет пульсацию и постоянное ритмическое движение. Восьмые и
шестнадцатые создают эффект танцевальности.
Развитие
построено по принципу многократного повторения одной и той же ритмической
формулы.

Метроритм
вокальной партии первого и второго разделов усложняется отсутствием сильной
доли при заполнении шестнадцатыми остальных долей. Начало фразы со слабой доли
и наличие характерной восьмой паузы придаёт музыке лёгкость и полётность.
Композитор использует характерный акцент на
второй доле, создающий эффект синкопы.

 Ритм
третьего раздела статичен. Наличие сильной доли в мелодической линии и
равномерное чередование восьмых в аккомпанементе придают музыке чёткость и
размеренность, сохраняя при этом атмосферу танцевальности. Изложение мелодии
шестнадцатыми роднит третий раздел с первым и вторым
,
создавая образ непрекращающегося движения в природе.

Темп
для первого и второго разделов «Неаполитанской песенки» избирается
соответственно авторской ремарке
grazioso.
При этом важно усматривать  сохранение выразительности музыкальной мысли. Во
втором разделе композитор указывает на смену темпа, а следственно и настроения.
Темп «Скоро» сохраняется до конца произведения. Завершение осуществляется
ритмическим расширением на слогах «ля, ля, ля» с ферматой на паузе во второй
доли.

Ладотональный
и гармонический язык.
В инструментальной
миниатюре «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковский использовал тональность
Esdur.
В вокальном произведении тональность смещена на малую терцию вниз для удобства
исполнения. Основная тональность анализируемого произведения —
Cdur,
подчёркивающий
светлый, созерцательный образ.
Произведение однотонально, композитор не применяет сложных тональных сдвигов,
отклонения внутри формы осуществляются только в тональности главных ступеней. Второй
и третий разделы вводятся на функции субдоминанты, что даёт посыл для
дальнейшего развития. Каждое построение завершается плагально на тонической
функции, что придаёт форме лаконичность и завершённость. Композитор использует
трезвучия главных ступеней и их обращения: Т53, Т64,
S53,
D53.
Из диссонирующих аккордов вводит только
D7
и
D43.
(см.
приложение 1).
Гармоническую простоту аккомпанемента 
разнообразит большое
количество неаккордовых звуков в мелодии. Так, например,  роль задержания в
первом и втором разделах играет восьмая на сильной доле, переходящая в
аккордовый звук на слабой акцентированной доле.

 Ярко
и завершено звучит
повторенное восходящее движение
мелодии в конце второго периода третьего раздела на функциях Т-
D-Т-D-Т.
Завершается произведение тройным аккордовым утверждением основной тональности.
Так,
простота гармонического языка «Неаполитанской песенки» помогает раскрыть в
музыке непринуждённое наблюдение за красотой природы Неаполя.

2.3. Выразительные средства исполнения

 Стилевая культура. В музыке
Чайковского малых форм проявляются черты, характерные для его стиля в целом. В
«Неаполитанской песенке» композитор объединяет льющуюся мелодию народной песни
с напевно-декламационной выразительностью человеческой речи. Каждая нота
весома, но при этом легко воплощаема в звучании. Стилевым отражением русской
музыки в произведении Чайковского являются эмоциональный подъём, с которым
композитор передаёт своё наблюдение за окружающей действительностью, гибкость
фразировки, объединённая при этом широкого звучания мелодией. Чайковский,
обладающий художественной и образной восприимчивостью, путешествуя по Италии,
сумел глубоко выразить в звуках черты и особенности её образов. В анализируемом
произведении нашли отражение песенная и танцевальная мелодика итальянского
народа. Стилевой особенностью неаполитанской песенки в вокальной миниатюре
является некая схожесть с частушкой, черты которой проявляются в неаполитанских
песнях. Это повторность звуков в быстром темпе, чередование мелких
длительностей в пределах маленького диапазона, повторяемость ритмов и
интонации. Так, в «Неаполитанской песенке» композитор передаёт ритм танцев и
бодрый, зажигательный дух неаполитанского народа.

Особенности интонирования и
фразировки.
Интонационной особенностью в анализируемом
произведении является гибкость мотива в пределах небольшого диапазона. При этом
фраза, выстраиваемая по единому ритмическому рисунку, звучит как бы на одном
дыхании. Так в мелодии вокальной партии
борются и
соединяются два начала: с одной стороны длинная  фраза, которая
должна прозвучать как бы на одном дыхании, с другой – интонационная гибкость
каждого мотива. 

Характер звукоизвлечения и
звуковедения.
На характер звуковедения и звукоизвлечения
указывает ремарка «grazioso». Подача
звука должна обладать мягкой звучностью, звуковедение — объёдинять мелкие длительности
в единую линию. При воспроизведении мелодии необходимо сохранить созерцательный
образ и жизнерадостный характер.

Особенности исполнительского дыхания. Дыхание в произведении бесшумное, берётся по фразам, на
указанных композитором паузах. Так как пауза разрывает слово, важно объединить
фразу в единую мысль.

Динамика
и тембровая палитра в произведении.
Вокальная партия исполняется просветлённым, мягким тембром.
Низкие звуки должны быть плотными и определять глубину звучания музыки, средние
придают объёмность, звучность, а высокие влияют на яркость  и изящность
тембровой окраски.

Динамика
«Неаполитанской песенки» соответствует созерцательно-изобразительному
настроению. На характер соотношения образов влияет ярко выраженный динамический
контраст первого-второго и третьего разделов. Внутри первого и второго
разделов, при обозначении «пиано», нет ярких динамических нюансов, воссоздаётся
образ лёгкого дуновения ветра тихим летним вечером. Для музыкальной
выразительности композитор использует диминуэндо и крещендо. В третьем разделе
характер сменяется на стремительно-торжественный, чему способствует и динамическое
указание «форте», которое сохраняется до конца произведения.

Артикуляция.
Средством донесения слов в вокальном произведении является дикция. Дикция
— навык грамотного и отчетливого произнесения литературного текста в пении. Исполнитель
при работе над вокальным произведением должен помнить следующие правила:

    
Согласные нужно петь ясно и чётко, чтобы
прослушивалось каждое слово;

    
Согласные, которыми заканчивается слог или
слово должны относится к следующему слову. Например:

«Дуе-тлё-гки-йве-терсмо-ря

И во-лна сво-лно-ю
спо-рит

И бе-гу-то-ни на за-па-д

У-плы-вае-твда-льНеа-поль

Тра-ля-ля, ля,

В
э-то-тти-хи-йле-тни-йве-чер
Мы плы-вё-мза-ре на-всте-чу,

По-ки-дая го-ро-днаш…

А в ясно-мне-бе то-лько звё-здо-чки
ме-рца-ют
Изу-мру-дны-ми о-гня-ми, ихво-лше-бно-е сия-нье
И цве-то-вбла-гоу-ха-нье на-пе-ваю-тна-м од-но:
»Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля»

    
Помимо этого, наиболее часто встречающийся
недостаток – нечеткое произношение окончаний слов. В нашем произведении это
слова: «дует», «лёгкий», «ветер», «спорит»,
«бегут», «запад», «Неаполь», «город», «этот»,
«тихий», «летний», «вечер», «плывём», «мерцают»,
«напевают»;

    
Следует обратить внимание на произношение
буквы «р» в начале второго раздела на слогах «Тра-ля-ля». Также, в
произведении часто встречается буква «р» в таких словах: «ветер», «с
моря», «спорит», «вечер», «заре», «навстречу»,
«город», «мерцают», «изумрудными»;

    
В произведении встречаются слова, в
которых две гласные стоят рядом, в пении их нельзя сливать – вторую
гласную нужно спеть на новой, твердой атаке. К этому относятся и такие слова
как: «Ду_ет», «с моря_и», «с волно_ю», «уплыва_ет», «Не_аполь», «покида_я», «мерца_ют»,
«изумрудными_огнями_их», «волшебно_е», «си_янье_и», «благо_уханье»,
«напева_ют»;  Во всех этих случаях следует отделять гласные твердой атакой,
чтобы не получился «размазанный звук».

Произношение всех слов во время пения
должно быть осмысленным и основываться на глубоком проникновении в характер
произведения.

2.4. Методико-педагогический анализ
исполнения произведения

 Уровень
трудности цели и задачи произведения.
Вокальная миниатюра «Неаполитанская песенка» имеет
определённый уровень сложности. Для воплощения заложенного в произведение
образа и настроения, исполнитель должен обладать теоретическими знаниями и
умением применить их в пении. Вокальные навыки звукоизвлечения, подачи звука и
звуковедения помогут точно и ясно передать заложенный в произведение образ.

В начале работы над музыкальным произведением
необходимо выявить идею, определить характер и содержание музыки. Этап
разучивания целесообразно начать с сольфеджирования, затем можно петь на
удобный слог. Необходимо следить за  чистотой интонации и правильным дыханием,
звукообразованием, чётким ритмом, ясной дикцией. Работа по фразам или
предложениям в небыстром темпе и на удобный слог поможет отработать ритмическую
и интонационную точность.

Рекомендуется ясно и выразительно проговаривать
текст в ритме без пения, чётко определив пульсацию. Далее мелодия исполняется
цельно, со словами, в указанной динамике и темпе.

 На заключительном этапе работы нужно добиться
целостности звучания мелодии и выстроить ансамбль с фортепианным
аккомпанементом. Далее следует работа над характером произведения, воплощением
в музыке творческого замысла композитора.

При
исполнении произведения вокалист должен достичь поставленных целей и задач,
заложенных в произведение:
объединить фразы в
единую мысль, научиться  пользоваться динамической выразительностью, уметь
регулировать громкость звука, сочетать тембровую звучность с легкостью и
полётностью мелодии, показать соотношение  темпов между разделами.

Основные
пути выявления образно-художественной направленности.
Для выявления образно-художественной
направленности «Неаполитанской песенки» необходимо проанализировать главные
образы, вложенные автором в литературный текст, понять его мысли, и идеи. В
процессе работы над произведением необходимо обратить внимание на каждое из
средств музыкальной выразительности и при их помощи постараться максимально
точно передать образное и художественное содержание, вложенное авторами в
произведение.
При этом важно помнить, что основным
критерием для исполнения музыки П.И.Чайковского должна быть способность к
мысленному представлению природы, окружающей композитора, событий, которые он
переживает. Главным является воображение, которое поможет правдиво передать
сущность его музыки.

Вокальные трудности в исполнении и
методы их преодоления.
«Неаполитанская песенка»
имеет ряд трудностей, преодолев которые исполнитель наиболее ярко сможет
передать заложенные в произведение образ и характер.

К интонационным трудностям в произведении
относятся: звучание мелодии в высоком регистре (т.22, 30, 37-38, 45-46, 53-54),
чередование  больших и малых секунд, полутоновые повторы (т.24, 26, 32, 34),
повторное исполнение звука с акцентом (т.3, 13, 21, 29), скачки на широкий
интервал (21, 29), выдерживание одного звука на протяжении 4х долей (т.9-11,
19-20, 35-36).  Нужно прорабатывать каждую фразу в медленном темпе, выстраивая
мелодическую горизонталь. Тоническое мажорное трезвучие выстраивается с
ориентацией на устойчивое интонирование
I
и
V ступени и завышение III
ступени, при­дающей трезвучию мажорную окраску. При интонировании необходимо
иметь чёткое слуховое ощущение тональности и опорных звуков в ней.

В работе над метроритмом следует обращать
внимание на формирование у поющего ощущения метрической пульсации, то есть
чередования сильных и слабых долей. Большое внимание нужно уделить моменту
вступления мелодии со слабой доли, а также переносу акцента с первой доли на
вторую, что создаёт эффект синкопирования в первом и втором разделах.  Для
этого звук выделяется голосом с некоторым нажимом. Важно проследить за
чёткостью соотношения восьмых звуков и восьмых пауз. Во втором разделе нужно не
допустить приблизительное исполнение пунктирного ритма.

В работе над динамикой важно не забывать о
сложность чёткого произношения текста на пиано. При исполнении первого и второго
разделов нужно сформировать красивое пиано и следить за ясностью подачи звука в
пределах указанной динамики. В третьем разделе формируется яркое и звучное
форте.

В работе над дикцией трудность
представляет многократное повторение одного звука мелкими длительностями. 
Поэтому
важным моментом является чёткость произношения. Согласные в конце слов нужно
произносить утрированно.
Во втором разделе целые
фразы пропеваются на слоге «ля», который должен подаваться плотным звуком, без
плоского звучания.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Петр Ильич
Чайковский стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл
фортепианных пьес для детского исполнения.

Он сумел раскрыть в музыке широкий круг образов. Во время путешествия по
Италии, Чайковский записал мелодию «Неаполитанской песенки», которая
впоследствии вошла в фортепианный цикл «Детский альбом» и является основой
анализируемого произведения.

К сожалению, сведения об авторе
литературного текста – Г. Иващенко – отсутствуют.
В
его стихотворение
«Дует лёгкий ветер с моря»
раскрываются
тема природы, тема любви к родному
краю. Автор передаёт настроение умиротворённости, созерцательности.

«Неаполитанская песенка» написана для
высокого подвижного голоса с аккомпанементом фортепиано. Жанр – вокальная
миниатюра, форма – простая трёхчастная. С
облюдается
ясность, определённость, отчётливость структуры, что характерно для жанра
вокальной миниатюры.

I
раздел

Период

Однотональный (Cdur)

Замкнутый

Делимый (11+8)

Повторного строения

Расширен однотактовым
вступлением

II
раздел

Период

Однотональный (Cdur)

Замкнутый

Делимый (8+8)

Повторного строения

Не расширенный

IIIчасть

Период

Однотональный (Cdur)

Замкнутый

Делимый (8+10)

Повторного строения

Расширен кадансированием

Между разделами нет яркого контраста
образов. Через всё вокальное произведение проходит настроение созерцательности,
умиротворённости. Это достигается следующими средствами музыкальной выразительности:
мажорный лад, волнообразность мелодии, изящность аккомпанемента, простота
фактуры и гармонии, отсутствие ярких динамических контрастов. На танцевальность
и жизнерадостный характер указывают
стремительная мелодия, изложенная мелкими длительностями, акцентирование
звуков, подвижный темп.
 П.
И. Чайковского выразительно создаёт образ красивого, обладающего яркими
природными красками Неаполя, о котором говорится в стихотворении Г. Иващенко.
Для воплощения заложенного в произведение образа
и настроения, исполнитель должен обладать теоретическими знаниями и умением
применить их в пении. Вокальные навыки звукоизвлечения, подачи звука и
звуковедения помогут точно и ясно передать заложенный в произведение образ.

Стилевым
отражением русской музыки в произведении Чайковского являются эмоциональный
подъём, с которым композитор передаёт своё наблюдение за окружающей
действительностью, гибкость фразировки, объединённая при этом широкого звучания
мелодией. Стилевой особенностью неаполитанской песенки в вокальной миниатюре
является некая схожесть с частушкой, черты которой проявляются в неаполитанских
песнях. Это повторность звуков в быстром темпе, чередование мелких
длительностей в пределах маленького диапазона, повторяемость ритмов и
интонации.

Таким образом, вокальная
миниатюра «Неаполитанская песенка», в которой соблюдены её типичные признаки (
простота
развития музыкальной мысли, народно-жанровая основа, изобразительная фиксация
момента)
представляет ряд целей и задач, выполнив
которые исполнитель сможет ярко и красочно передать наблюдения и внутренние
ощущения великого композитора.      

Список
использованной литературы

1. Анализ вокальных произведений / под
ред. О.П.Коловского. – Л.:   Музыка, 1988. – 348 с.

2. Асафьев, Б. Музыкальная форма как
процесс / Б.Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.

3. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных
произведений: Структуры тональной музыки / М. Бонфельд. – М.: Владос, 2003: В 2
ч. – Ч. 1. – 251 с. Ч.2. – 208 с.

4. Горюхина, Н.А. Очерки по вопросам
музыкального стиля и формы / Н.А.Горюхина. – Киев: Музична Украіна, 1985. – 112
с.

5. Дмитриевский, Г. Хороведение и
управление хором / Г. Дмитриевский. – М.: Музыка, 1986. – 105 с.

6. Долинская, Е. О русской музыке
последней трети ХХ века / Сборник статей/ Е. Долинская. – Магнитогорск, 2000. –
С. 19-27.

7. Живов, В. Исполнительский анализ
хорового произведения/ В. Живов. – М.: Музыка, 1987. – 106 с.

8. Живов, В. Хоровое исполнительство:
теория, методика, практика/ В. Живов. – М.: Владос, 2003. – 270 с.

9. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных
произведений: учебное пособие / Г.В. Заднепровская. – М.: Владос, 2003. – 271
с.

10. Казанцева, Л. Тема как категория
музыкального содержания / Л.Казанцева // Муз.академия. – 2002. — № 1. – С.
18-26.

11. Катрич, О. О дифференциации способов
музыкальной выразительности композитора и исполнителя (к вопросу
музыкально-исполнительского стиля) / О. Катрич // Музыкальное искусство:
традиции, достижения, перспективы. Сборник статей. – Донецк: ДГМА имени С.С.
Прокофьева, 1998. – С. 78-82.

12. Коленько, Р.Г. Кантатно-ораториальные
формы и жанры в музыке ХХ века: Учеб.пособие. – Мн.: Бел.ун-т культуры, 2002. –
85 с.

13. Коленько, Р.Г. Анализ музыкальных
форм: учеб.-метод. пособие /Р.Г.Коленько; Мин-во культуры Республики Беларусь,
Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 147 с.

14.Коловский О.П. Анализ вокальных
произведений: учебное пособие. / О.П. Коловский — Л.: Музыка, 1988.

15. Кюрегян, Т.С. Форма в музыке ХVІІ – ХХ
веков: учебное пособие / Т.С. Кюрегян. – 2-е изд., испр. – М.: Композитор,
2003. – 312 с.

16. Мазель, Л.А. Строение музыкальных
произведений: учебное пособие / Л.А.Мазель. – М.: Музыка, 1986. – 528 с.

17. Музыкальный энциклопедический словарь
/Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990, 1991. – 672 с.: ил.

18. Музыка: Энциклопедия /Под.ред.
Г.В.Келдыш. – М.: Большая Рос. Энцикл., 2003. – 672 с.: ил.

19. Простые и сложные формы:
учеб.-метод.указания / сост. Р.Г.Коленько. – Мн.: МИК, 1984. – 25 с.

17. Ройтерштейн, М. Основы музыкального
анализа: учебник / М.Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с.

20. Ручьевская, Е.А. Анализ вокальных
произведений: учебное пособие / Е.А. Ручьевская, Л.П. Иванова, Широкова и др. –
Л.: Музыка, 1988. – 352 с.

21. Способин, И.В. Музыкальная форма:
учебник / И.В.Способин. – 7-е изд. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.

22. Тюлин, Ю.Н. Строение музыкальной речи
/ Ю.Н.Тюлин. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1969. – 174 с.

23. Тюлин, Ю.Н. Музыкальная форма /
Ю.Н.Тюлин. – М.: Музыка, 1974. – 359 с.

24. Ходинская, Н.Н. Анализ музыкальных
форм: учебное пособие / Н.Н.Ходинская, Р.Г.Коленько. – Мн.: БГУКИ, 2008. – с.

25. Холопов, Ю.Н. Развитие элементарных
навыков научной работы при написании курсовых по анализу музыкальных
произведений / Ю.Н. Холопов // Методические записки по вопросам музыкального
образования. – М.: Музыка, 1979. – Вып.2. – С. 58-64.

26. Холопова В.Н. Музыка как вид
искусства: учебное пособие / В.Н. Холопова. – СПб.: Лань, 2000. – 319 с.

27. Холопова, В.Н. Теория музыки:
Мелодика. Ритмика. Фактура. Тематизм / В.Н.Холопова. – СПб.: Лань, 2002. – 367
с.

28. Холопова, В.Н. Формы музыкальных
произведений: учебное пособие / В.Н. Холопова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Лань,
2001. – 496 с.

29. Циклические формы:
учеб.-метод.указания / сост. Р.Г.Коленько. – Мн.: МИК, 1987. – 14 с.

30. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных
произведений. Сложные формы: учебник / В.А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1983. –
212 с.

31. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных
произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые
формы: учебник / В.А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1980. – 296 с.

32. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных
произведений. Рондо в его историческом развитии: учебник: в 2 ч. / В.А.
Цуккерман. – М.: Музыка, 1988, 1990.– Ч.1. – 175 с. Ч.2. – 128 с.

33. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных
произведений. Вариационная форма: учебник / В.А.Цуккерман. – М.: Музыка, 1974.
– 243 с.

34. Элементы музыки и средства музыкальной
выразительности: учеб.-метод. указания / сост. И.В.Ухова. – Мн.: МИК, 1985. –
Вып. 1. – 25 с.

35. Элементы музыки и средства музыкальной
выразительности: учеб.-метод. указания / сост. И.В.Ухова. – Мн.: МИК, 1988. –
Вып. 2. – 20 с.

Приложение
1

Неаполь
— это город в Италии. В своей пьесе П. Чайковский очень выразительно передал
черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов.

Это море предо мною, это небо голубое,

Эти солнечные сети — как без них прожить
на свете?

Эти рощи у залива, эти гибкие оливы,

Этот край вечнозелёный полюбил я
навсегда!

Мой Неаполь!

Здесь под жарким солнцем южным,

Здесь под облаком жемчужным

Не прийдёт ко мне беда.

Мой Неаполь!

Место сердцу дорогое,

Не расстанусь я с тобою,

Мой Неаполь, никогда!

Здесь всё вокруг моё:

И дали неоглядные, и здания нарядные,

И улочки недлинные, и площади старинные,

И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.Хочу такой сайт

В Неаполе моём без песен делать нечего.

Поют с утра до вечера здесь юноши и
девушки.

И бабушки и дедушки, и каждый двор и дом.

Распевают все кругом здесь, в Неаполе
родном.

«Неаполитанская песенка» — одна
из самых ярких пьес «Детского альбома». Она пришла в музыку Чайковского с улиц
Неаполя. Эту маленькую тайну нам раскрыло письмо к Чайковскому Надежды
Филаретовны фон Мекк: «Дают ли Вам серенады под окнами? Нам в Неаполе и Венеции
каждый день давали, и с каким особенным удовольствием я слушала в Неаполе ту
песню, которую Вы взяли для танца в «Лебединое озеро».

Композитор называет её танцем в
балете и песенкой в «Детском альбоме» — и в этом нет противоречия. В ней
соединились и песня, и танец.

Пьеса напоминает народный
итальянский танец — тарантеллу (от названия города на юге Италии — Таранто).
Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный,
изящный, задорный. Танец часто сопровождается пением. Неслучайно пьеса
называется «Неаполитанская песенка». Его играют народные инструменты. В Италии
распространён испанский народный инструмент — кастаньеты. Они представляют
собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме раковины и связанных
шнуром (показываем детям кастаньеты). Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо
подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер! Одна
пластинка пальцами ударяется о другую и раздаётся щелкающий, яркий звук,
немного напоминающий звучание деревянных ложек.

Народные танцы, имеющие чёткий
повторяющийся ритм, в том числе итальянская тарантелла, исполняются в
сопровождении не только кастаньет, но и других инструментов. Например,
аккомпанемент в пьесе П. Чайковского напоминает звучание кастаньет и перезвон
гитары.

Как и в «Итальянской», в
«Неаполитанской песенке» две части — запев и припев. Запев имеет простую
двухчастную форму. Если в запеве мы слышим песенку и можем её спеть, то мелодию
припева спеть труднее. Здесь властвует стихия стремительного танца. В
воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз
наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Форма всей пьесы сложная двухчастная.

https://cloud.mail.ru/public/gSFq/oJa6GLHFk 

«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

Чайковский: Детский альбом

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

Содержание статьи

    • «Утренняя молитва»
    • «Зимнее утро»
    • «Мама»
  • «Домашние игры и танцы»
    • «Игра в лошадки»
    • «Марш деревянных солдатиков»
    • «Болезнь куклы»
    • «Похороны куклы»
    • «Новая кукла»
  • «Вальс»
    • «Полька»
    • «Мазурка»
  • «Русская песня»
    • «Мужик на гармошке играет»
    • «Камаринская»
  • «Итальянская песенка»
    • «Неаполитанская песенка»
    • «Старинная французская песенка»
    • «Немецкая песенка»
  • «Возвращение домой».
    • «Нянина сказка»
    • «Баба Яга»
    • «Сладкая грёза»
    • «Песня жаворонка»
    • «Шарманщик поет»
    • «В церкви»

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Зимнее утро»

Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…

«Мама»

Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

«Домашние игры и танцы»

Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

«Марш деревянных солдатиков»

А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.

Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)

Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.

«Болезнь куклы»

Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

«Похороны куклы»

Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

«Новая кукла»

Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

«Вальс»

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

«Полька»

Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!

Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» — писал Чайковский.

«Русская песня»

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

«Мужик на гармошке играет»

В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

«Камаринская»

«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

До чего сегодня весело у нас —
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

«Итальянская песенка»

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

«Неаполитанская песенка»

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое —
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

«Старинная французская песенка»

В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.

«Немецкая песенка»

В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.

Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное

«Возвращение домой».

«Нянина сказка»

Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

«Баба Яга»

Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

«Сладкая грёза»

Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»

Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».

«Песня жаворонка»

Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.

«Шарманщик поет»

Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

«В церкви»

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.

  • Рассказ о музыкальном инструменте 2 класс балалайка
  • Рассказ о музыкальной школе
  • Рассказ о музыкальной композиции море клода дебюсси
  • Рассказ о музыкальной группе на английском языке 6 класс
  • Рассказ о музеях самоваров в россии 2 класс