Что такое наречие в русском языке
Что такое наречие 4 класс правило с примерами в русском. Что такое наречие в русском языке стеснительный в какой степени.
Что такое наречие в русском языке
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? и другие.
В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:
- Признак действия – наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);
- Признак предмета – примыкает к существительному (путь напрямую, совсем
Что обозначают наречия?
Общее значение наречия – непроцессуальный признак (то есть признак, который не изменяется во времени). Выделяют обстоятельственные и определительные разряды наречий по значению.
Таблица Примеры наречий по значению
Разряды наречий | Вопросы наречий |
Примеры наречий | |
Обстоятельственные | Времени | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | утром, недавно, всегда |
Места | Куда? Где? Откуда? | дома, справа, вверху | |
Цели | Зачем? С какой целью? Для чего? | нарочно, специально, назло | |
Причины | Отчего? Почему? | поневоле, сгоряча, сослепу | |
Определительные | Качественные | Как? | весело, смело, быстро |
Способа и образа действия | Как? | трепетно, шепотом, вдвоем | |
Меры и степени | Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере? | мало, втрое, слишком |
Грамматические особенности наречия
Наречие в русском языке не склоняется и не спрягается (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянный морфологический признак наречий – разряд по значению.
Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех.
Синтаксическая роль наречия
В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему). Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку. Мы устроили соревнование по бегу наперегонки).
В школе наречие изучают с 7 класса. Предлагаемая статья дополняет учебник, позволяет узнать коротко о главных особенностях наречия как части речи и быстро повторить материал перед контрольной работой. Также рекомендуем пройти онлайн тест.
Наречие
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».
У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.
- Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
- запомнить (как?) наизусть,
- стремиться (куда?) вверх,
- сообщить (почему?) неспроста.
- Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
- путь (какой?) напрямую,
- платье (какое?) наизнанку,
- яйцо (какое?) всмятку.
- Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
- потрясающе яркий,
- очень хорошо,
- вдвое больше.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:
- гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
- крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.
По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:
- вытереть насухо;
- стоять справа;
- сидеть взаперти;
- пить компот вприкуску.
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:
- рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
- радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
- идти (как?) быстро;
- стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
- улыбка (какая?) невзначай.
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:
- идти (куда?) туда;
- (в какой мере?) нисколько не стеснительный.
У местоименных наречий есть своя градация:
Разряды местоименных наречий
здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.
везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?
где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего
Классификация наречий по значению
В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.
источники:
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/chto-takoe-narechie
https://skysmart.ru/articles/russian/narechie
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок по русскому языку в 4 классе по теме:
«Наречие»Подготовил:
учитель начальных классов
Гончарова Е.Г.
ГБОУ СОШ № 264 -
2 слайд
Задание:
разделите слова на группы
интересно
играть
вечером
наверху
работать
рассказать -
3 слайд
На какие вопросы отвечает?
Как?
Где?
Когда?Какой член предложения отвечает на эти вопросы?
обстоятельство
интересно
наверху
вечером -
4 слайд
Как изменяется наречие?
по числам
по родам
по временам
по лицам
по падежамне изменяется
не изменяется
не изменяется
не изменяется
не изменяется
Наречие — неизменяемая
часть речи -
5 слайд
1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка (великорусское наречие)
2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака ( ясно, здесь, всегда).
-
6 слайд
Наречие молодо, но ни перед кем не склоняется, не изменяется. У него нет окончания. Наречие любит командовать, указывать глаголу, как ему поступить. Наречие дружит со многими частями речи.
-
-
8 слайд
1. Наречие –
А) склоняемая часть слова
Б) спрягаемая часть слова
В) неизменяемая часть речи2. В предложении наречие чаще всего бывает …
А) обстоятельством
Б) определением
В) дополнением3. Наречие чаще всего связано с…
А) существительным
Б) глаголом
В) союзом4. Наречие часто называют …
А) присоюзие
Б) приглаголие
В) припредложение -
-
10 слайд
Что такое наречие?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
С какими словами связано?
Какую роль наречие играет в речи?
-
11 слайд
Спасибо за внимание!
Проектно-исследовательская деятельность по теме «Наречие».
Учитель: Сегодня мы завершающим работу над информационным проектом. Давайте напомним, с чего мы начинали. В нашем учебнике есть тема «Наречие». Имя существительное, имя прилагательное, глагол мы изучаем с 1-го класса, а наречие изучаем с 4 класса. Неужели мы всё узнали? И тогда я вас попросила задать вопросы, которые оказались нераскрытыми.
Учитель:– Один из вопросов вы сочли самым главным или проблемным
– Но мы этот вопрос перефразировали.
Дети: Секреты наречия
– Итак, цель нашего проекта раскрыть секреты наречия!
I Проектная деятельность детей:
а) 1-я группа (5 человек)
– Представляю 1 группу, которая раскрывала тайну происхождения наречия, уточняла сведения о наречии и составляла словарь наречий-синонимов.
1-й ученик: Исследуя наречия мы обращались к разным источникам литературы, которые находили в нашей библиотеке. Нам охотно оказывала помощь Валентина Ивановна . мы узнали, что слово «наречие» – очень старое. Оно встречается в древнерусском языке. Если послушать, то услышим речь. А речью назывался и глагол. «Причём здесь глагол?», – спросите вы. Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Отсюда становится понятным, почему древние римляне назвали эту часть речи «приглаголием». И если прилагательное придаёт существительному чёткость, выразительность, то наречие «живописует» глагол Конечно, наречие может пояснять и прилагательное: очень хороший голос, чрезвычайно интересная книга.
2-й ученик: В ходе работы мы узнали много наречий, которые близки и противоположны по смыслу. Это интересно и мы собрали наречия синонимы и наречия-антонимы(читают 2-3 примера) Это делает речь красивой.
Наречия-синонимы |
Наречия-антонимы |
ГОСТЕПРИИМНО – РАДУШНО |
БЛИЗКО – ДАЛЕКО |
Учитель:– Давайте познакомимся с работой 2-ой группы учеников.
1-й ученик: Наша группа исследовала происхождение наречий. Послушайте о проделках этой части речи. Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Ведь наречия появились в русском языке позже других частей речи.
Имена прилагательные, имена существительные, глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
2-й ученик: Проще оказалось прилагательные превратить в наречия: хороший – хорошо, лёгкий – легко. Потом наречия добрались до существительных. Тут работы оказалось побольше! Верх – сверху, наверх, вверх, кверху.
Очень понравилось это наречиям. Добрались наречия и до числительных! Из числительного двое – получились наречия вдвоём, надвое. И глагол научились превращать.
3-й ученик: Рады наречия. А другие части речи не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные, прилагательные, числительные. А то ещё некоторые наречия любят писаться по-своему, через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться!
3-я группа
Учитель: Следующая группа ребят исследовала способы образования наречия. Давайте их выслушаем.
1-й ученик: Мы беседовали с учителем русского языка Ириной Петровной Аристовой. Она нам помогла раскрывать секреты образования наречий. Мы узнали о некоторых способах образования наречий: суффиксальный способ образования наречий, приставочно-суффиксальный способ образования, приставочный способ образования.
2 ученик: Нас заинтересовал вопрос: «Можно ли обойтись без наречий? Давайте попробуем ответить .
( стихи детей) выступление.
Вывод: Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы — есть слова , есть наречия — есть хороший конкретный текст.
Учитель:– Представляю 4 группу, которая обратилась к источникам интернета. Ребята нашли пословицы и поговорки , в которых использованы наречия.
1 ученик:
2ученик:
Замените подходящими по смыслу наречиями:
Идти черепашьим шагом. Медленно
Кот наплакал. Мало
Как по маслу. Отлично
Встать чуть свет. Рано
Рукой подать. Близко
Яблоку негде упасть. Много
3Ученик:
Шиворот – навыворот. Нам с вами сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: «совсем наоборот”, «наизнанку” — и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительным и позорным наказанием. «Шиворотом” в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи. Во дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот – навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
Мы сейчас тоже употребляем эти слова в связи с одеждой, в смысле «задом наперёд”, но значение их стало куда шире. Шиворот – навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще сделать не так, как принято.
Авось. Раньше было русское слово авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов 20 столетия.
Навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу наречии. Ничком, т.е. лицом к земле, лицом вниз. Оба слова образованы от глагола никнуть – склоняться вниз. Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх.
Ребята, вы собрали замечательный материал о наречии. В результате мы создали папку раскладушку «Секреты наречия». Она состоит из нескольких разделов: значение и образование наречий, история слов, грамматическая сказка, говорите правильно, кроссворды, фразеологизмы, пословицы с наречиями, проба пера (творчество детей).
Итог урока. Рефлексия.
– Что лично для вас значит этот проект?
– Какие полезные навыки вы приобрели в результате работы над проектом?
– Как изменились ваши знания о наречии?
Употреблять в речи наречия-синонимы, наречия-антонимы, фразеологизмы
Цель:
- познакомить учащихся с наречием как частью
речи; учиться упражняться находить наречия в
тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и
определять каким членом предложения они
являются; - развивать мышление, формировать учебные умения
и навыки.Учитель: Дети: Руки — на месте, Ноги — на месте, Локти — у края Спина — прямая!
Итак, урок русского языка.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой
для вас частью речи, о ней упоминалось в учебнике
русского языка в 3 классе. Будем учиться находить
эту часть речи, задавать к ней вопросы и
определять каким членом предложения является.
— Чтобы подойти к новой теме, давайте повторим
пройденное.
I. Повторение пройденного.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите
известные части речи, назовите их.
Было тихо, очень тихо:
Тихий час теней…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал.
В. Орлов.
— Какие части речи вам знакомы?
(час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот,
поросенок — это имена существительные)
— Назовите признаки имен существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода,
изменяются по падежам, бывают I, II, III склонения)
— Какие еще части речи есть?
(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал,
хрюкал — это глаголы)
— Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют
3 наклонения)
— А прилагательное есть?
(тихий — имя прилагательное)
— Назовите признаки имен прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам).
II. Знакомство с наречием.
— Вот мы с вами и определили тему урока:
Наречие (открываю табличку Наречие).
— Какая особенность слов?
— На какие вопросы отвечают?
(как?, где?, куда?, откуда?, когда?, почему?, зачем?)
(открываю вопросы)
— Попробуем изменить слово по падежам.
И. п. есть кто? что? тихо.
Р. п. нет кого? чего? тихо.
П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.
— изменяется по падежам? (нет).
— — Попробуем изменить слово тихо по лицам.
Я тихо
Ты тихо
Он, она, оно тихо
Мы тихо
Вы тихо
Они тихо
— — изменяются по лицам? (нет).
См. Приложение 1.
— Не изменяются никак —- неизменяемые
слова.
(открываю табличку — неизменяемая часть
речи)
— Какая часть слова указывает на изменяемость
слов?
(окончание)
— Что такое окончание?
(изменяемая часть слова, которая служит для
связи слов в предложении)
— Какая часть слова служит для образования
новых слов?
(приставка, суффикс)
— Какие знаете суффиксы?
(у существительных, прилагательных, глаголов)
— В наречиях тихо, темно суффикс О.
Еще в наречиях есть суффиксы.
(открываю табличку суффиксы о, а, е, у)
— Суффикс доказывает, что наречие —
неизменяемая часть речи.
Вывод: суффикс у наречия есть, а окончания нет!
III . Выделение наречий.
— Прочитайте предложения левого и правого
столбика
— С какой частью речи связано? От какого слова
зададим вопрос к наречию?
(чаще всего наречие связано с глаголом,
поясняет глагол и с другими частями речи.)
Запишите словосочетания столбиком с
вопросами
Прекратился (когда?) вскоре.
Был (когда?) вчера.
(открываю табличку, поясняет глагол)
— Спасибо, кто написал.
— С какой частью речи познакомились?
— Каковы ее особенности?
Наречие — неизменяемая часть речи,
которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?,
откуда?, как?, зачем?, почему?, поясняет глагол и
имеет суффиксы а, о, у, у.
IV. Работа но учебнику.
— Откройте учебник на странице 36, прочитаем
правило.
См. Приложение 1.
V . Физминутка.
Ночной лес.
Лес ночной был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто мяукал,
Кто-то хрюкал, . Кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал,
Кто-то ухал и кричал,
И глазищами вращал,
Но, а кто-то тихо — тихо,
Тонким голосом молчал.
С. Пшеничных.
— Кто услышал наречие?
(тихо — тихо)
VI. Дифференцированная работа.
— А сейчас мы поработаем с наречиями.
1 группа.
Напишите словосочетания, поставьте вопрос к
наречиям.
1)
играет (как?) весело
вернулся (когда?) поздно
2)
прыгали (куда?) вниз
приехал (откуда?) издалека
См. Приложение 2.
2 группа.
Будет работать в тетрадях, 1 ученик у доски.
Разберите предложения по членам предложения,
слова по составу.
— О чем говорится в предложении.
Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.
— Найдите наречия
Посвистел (как?) немного
— Разберем по составу наречие Немного — есть
окончание? (нет)
3 группа.
— Послушайте стихотворение, найдите наречия.
Но однажды поутру (когда?)
Прискакала кенгуру
Закричала сгоряча (как?)
Неохотно(как?) и несмело.(как?)
К. Чуковский.
— Молодцы! Вы уже умеете находить наречия (напишите
наречия).
— Сколько услышали наречий? (5)
— А теперь проверим работу на доске.
Немного
— Скажите, из каких частей состоит наречие?
Наречия бывают без окончаний, нулевого
окончания у них нет.
— Для чего нужны наречия?
(если уберем наречия, речь будет неточная и
невыразительная)
VII. Работа с фразеологизмами.
— Сейчас я прочитаю вам фразеологические
сочетания, а вы будете записывать одним словом —
наречием.
Идти черепашьим шагом — (как?)
/медленно/
— как пишется это слово?
Все идет как по маслу — (как?)
/хорошо/
Встать чуть свет —-
(маме надо) /рано/
Рукой подать —-
(до магазина) /близко/
Яблоку негде упасть — —
(сегодня в классе) |тесно|
VIII. Работа по учебнику.
— Найдите Упр. №4, стр. 38.
— Прочитайте задание. — Какая дана подсказка?
— Кто догадался, какие это дни.
— Затрудняетесь?
— Посмотрите на число.
— Как одним словом можно назвать это число?
— Когда это происходит?
(сегодня)
-18 февраля — пятница это — сегодня, то
суббота будет когда?
(завтра)
(вчера)
(позавчера)
(послезавтра)
— С этим заданием вы справились.
IХ. Диагностическое задание.
1. — Мы с вами 2 раза в год выполняем
диагностические задания, а сегодня будем
готовиться к их выполнению.
— Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте
внимательно задание.
— Отметьте Х” только те наречия, где надо писать
букву а. См. Приложение 3.
2. Прочитайте предложение.
Определите, какой частью речи являются
искусственные слова в предложении на языке
племени Крокс.
Гл. | Сущ. | Когда? | Сущ. |
Сяпала | Калуша | чвера | по напушке. |
Чвера — какая часть речи?
Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово
стало настоящим наречием. (Вчера)
Х. Домашнее задание. Правило стр. 36-38. №2,
стр.37
ХI. Итог урока.
— Какое задание тебе показалось самым легким?
— Самым трудным?
— Самым интересным?
ХII. — Как вы чувствовали себя на уроке?
— Как вам сегодня было на уроке скажите
наречиями.
Дети говорят:
— хорошо
— тепло
— уютно
— интересно
— весело
— здорово
ХIII. Оценка за урок.
Дайте себе оценку такую, которую считаете
заработали сегодня на уроке.
Красный —- “5”
Зеленый —- “4”
Синий — — “3”
— Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было
интересно.
1 ученица
Существительное — школа,
Просыпается — глагол,
С прилагательным — веселый,
Новый школьный день пришел!
2 ученица
Мы наречием отлично
На урокам дорожим,
Соблюдаем мы привычно
дисциплину и режим.
Учитель
После школы, как известно,
Вы катаетесь в санях.
А потом, прошу вас, дети,
Повторяйте части речи!
О. Высотская.
Использованная литература
- Беседы с учителем //4 класс четырехлетней
начальной школы / Под редакцией Л.Е. Журовой. – М:
“ Вентана — Граф”, 2003. - Волина В. Веселая грамматика. – М: Знание, 1995.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: учебник
для 4 класса. – М: “Вентана — Граф”, 2003. - Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М:
“Вако”, 2005. - Пшеничных С. Ночной лес: Стихотворение//
Начальная школа, — 2007. — №6./ - Чуковский К. Сочинения в двух томах. – М:
“Правда”, 1990. - Школьный фразеологический словарь русского
языка. М: “Просвещение”, 1989.
Что такое наречие в русском языке. Примеры
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или состояния, признак признака и предмета и отвечает на вопросы: как? куда? где? откуда? зачем? почему? в какой степени? и пр.
Выясним подробнее, что такое наречие в русском языке, определив его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Общее грамматическое значение наречия
Как и любая часть речи в русском языке, наречие имеет характерное для него общее грамматическое значение. К примеру, существуют слова, которые называют предмет (человек, солнце) и отвечают на вопросы кто? что? В связи с их общим грамматическим значением эти слова принадлежат к самостоятельной части речи имени существительному.
Ряд слов русского языка обозначают признак предмета (веселый человек, львиная грива) и отвечают на вопросы какой? чей? Это имена прилагательные.
Действие или состояние (работать, придумать) называют глаголы, к которым поставим вопросы что делать? что сделать?
Наречие — это производная часть речи, которая образована от слов других частей речи. Тем не менее она вполне самостоятельна и обладает специфичным общим грамматическим значением. Наречие может обозначать
1. признак действия, если поясняет глагол, деепричастие:
- идти (как?) медленно;
- устремившись (куда?) вверх;
- сообщить (почему?) неспроста;
2. признак признака, если примыкает к прилагательному, причастию, другому наречию:
- крайне ( в какой степени?) осторожный;
- весьма откровенный;
- сделанный мастерски;
- очень громко;
3. признак предмета, когда поясняет существительное:
- стук (какой?) снизу;
- стихотворение (какое?) наизусть;
- дорога (какая?) наверх.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, укажем его грамматические особенности, которые отличают его от слов других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфичным морфологическим признаком наречия является его неизменяемость.
Это проявляется в неспособности наречия образовать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет окончания как словоизменительной морфемы.
Понаблюдаем:
- гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
- крайне сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.
Изменяются глагол и прилагательное, а наречие в любой речевой ситуации сохраняет свою неизменную грамматическую форму. У него нет окончания. Конечные буквы «о», «а», «е», «и», «у» и пр. — это словообразовательные суффиксы:
- насухо вытереть;
- слева стоять;
- наравне ставить;
- взаперти сидеть;
- вприкуску пить чай.
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые тоже являются неизменяемыми словами:
- рано — раньше ,более рано; раньше всех встать;
- радостно — радостнее, более радостно; радостнее всех выглядеть.
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия делятся на знаменательные и местоименные. Если наречие непосредственно обозначает признак действия, признака или предмета, оно является знаменательным:
- идти (как?) быстро;
- стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
- улыбка (какая?) невзначай.
Определительные наречия | ||
---|---|---|
Разряды | Вопросы | Примеры |
меры и степени качества | сколько? сколько раз? в какой степени? в какой мере? насколько? |
абсолютно, еле-еле, вдвое, вдвоём, вдвойне, весьма, втроём, втройне, вшестером, дважды, мало, много, очень, совершенно, трижды, чуть-чуть, чересчур, слишком, вполовину, довольно, вполне |
образа и способа действия | как? каким образом? |
быстро, бегом, вперемешку, вплавь, вхолостую, весело, галопом, наверняка, навзничь, печально, шагом, внезапно, по-прежнему, по-братски, дружески, пешком, насухо |
Обстоятельственные наречия | ||
Разряды | Вопросы | Примеры |
места | где? куда? откуда? |
вблизи, вдали, далеко, издали, издалека, навстречу, назад, налево, слева, справа, направо, около, рядом, сбоку, вокруг, кругом, впереди, домой, наверх, наверху, вверху, внизу, вниз, вперёд |
времени | когда? как долго? как часто? с каких пор? до каких пор? |
рано, спозаранку, весной, летом, зимой, вечером, вчера, днём, завтра, ночью, погодя, позже, сегодня, сейчас, утром, смолоду, иногда, раньше, скоро, сначала, вначале, уже, накануне, давным-давно, издавна, дотемна |
причины | почему? отчего? по какой причине? |
спросонья, недаром, поневоле, сослепу, сгоряча, сдуру |
цели | зачем? для чего? с какой целью? |
впрок, в шутку, назло, наперекор, нарочно, неумышленно, нечаянно, специально, умышленно, преднамеренно, непреднамеренно |
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя:
- идти (куда?) туда;
- стеснительный (в какой мере?) нисколько.
Это местоименные наречия, которые имеют свою градацию.
Разряды местоименных наречий | Примеры |
---|---|
Указательные | здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому |
Отрицательные | нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочём и пр. |
Определительные | везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому |
Неопределенные | где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр. |
Вопросительные | где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего? |
Относительные | где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего |
Разряды наречий по значению
От слов других частей речи знаменательные наречия отличают разряды по значению. Это постоянный морфологический признак наречий. Если слово этой части речи обозначает качество действия, признака, образ и способ совершения действия, его относят к определительным наречиям (мило улыбается). Наречия, обозначающие различные условия совершения действия, называют обстоятельственными (улыбается назло).
Разряды | Вопросы | Примеры |
---|---|---|
Образа действия | Как? Каким образом? | Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах. |
Времени | Когда? | Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? | Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть. |
Причины | Почему? Отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста. |
Цели | С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор. |
Синтаксическая роль наречий
В предложении наречие, если поясняет глагол, прилагательное, другое наречие, выполняет синтаксическую роль обстоятельства. К этому второстепенному члену предложения зададим обстоятельственные вопросы:
где? как? куда? откуда? зачем? почему?
Примеры
Рассердившись, он (почему?) сгоряча хлопнул (как?) громко дверью.
Я думаю, она это сделала (с какой целью?) нарочно.
Если же наречие примыкает к существительному, то оно является несогласованным определением.
Какое-то неясное шуршание (какое?) слева тревожило нас.
Подъём (какой?) вверх оказался довольно трудным.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 114
Содержание
- Что такое наречие в русском языке. Примеры
- Общее грамматическое значение наречия
- Грамматические особенности наречия
- Неизменяемость наречий
- Знаменательные и местоименные наречия
- Разряды наречий по значению
- Синтаксическая роль наречий
- Примеры
- Видеоурок
- Наречие
- Определение наречия
- Грамматические особенности наречия
- Неизменяемость наречий
- Знаменательные и местоименные наречия
- Классификация наречий по значению
- Классификация наречий по способу образования
- Правописание наречий с дефисом
- Синтаксическая роль наречий
- Синтаксическая роль наречий
- Какой член предложения наречие?
- Наречие — это обстоятельство
- Примеры
- Наречие — это определение
- Примеры
- Синтаксическая роль наречия
- Каким членом предложения является наречие?
- Может ли наречие быть сказуемым?
- Урок русского языка «Наречие как часть речи» (общее представление). Признаки наречия. 4-й класс
- 1. Организационный момент
- 2. Постановка проблемы
- 3. Прочитайте словарные слова
- 3.
- 4.
Что такое наречие в русском языке. Примеры
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или состояния, признак признака и предмета и отвечает на вопросы: как? куда? где? откуда? зачем? почему? в какой степени? и пр.
Общее грамматическое значение наречия
Наречие имеет характерное для него общее грамматическое значение. К примеру, слова, которые называют предмет (человек, солнце) и отвечают на вопросы кто? что? Эти слова принадлежат к самостоятельной части речи имени существительному.
Ряд слов русского языка обозначают признак предмета (веселый человек, львиная грива) и отвечают на вопросы какой? чей? Это имена прилагательные.
Действие или состояние (работать, придумать) называют глаголы, к которым поставим вопросы что делать? что сделать?
Наречие — это производная часть речи, которая образована от слов других частей речи. Тем не менее она вполне самостоятельна и обладает специфичным общим грамматическим значением. Наречие может обозначать
1. признак действия, если поясняет глагол, деепричастие:
2. признак признака, если примыкает к прилагательному, причастию, другому наречию:
3. признак предмета, когда поясняет существительное:
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, укажем его грамматические особенности, которые отличают его от слов других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфичным морфологическим признаком наречия является его неизменяемость.
Это проявляется в неспособности наречия образовать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет окончания как словоизменительной морфемы.
Понаблюдаем:
Изменяются глагол и прилагательное, а наречие сохраняет свою неизменную грамматическую форму. У него нет окончания. Конечные буквы «о», «а», «е», «и», «у» и пр. — это словообразовательные суффиксы:
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые тоже являются неизменяемыми словами:
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия делятся на знаменательные и местоименные. Если наречие непосредственно обозначает признак действия, признака или предмета, оно является знаменательным:
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя:
Это местоименные наречия, которые имеют свою градацию.
Разряды местоименных наречий | Примеры |
---|---|
Указательные | здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому |
Отрицательные | нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочём и пр. |
Определительные | везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому |
Неопределенные | где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр. |
Вопросительные | где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего? |
Относительные | где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего |
Разряды наречий по значению
От слов других частей речи знаменательные наречия отличают разряды по значению. Это постоянный морфологический признак наречий. Если слово этой части речи обозначает качество действия, признака, образ и способ совершения действия, его относят к определительным наречиям (мило улыбается). Наречия, обозначающие различные условия совершения действия, называют обстоятельственными (улыбается назло).
Разряды | Вопросы | Примеры |
---|---|---|
Образа действия | Как? Каким образом? | Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах. |
Времени | Когда? | Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? | Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть. |
Причины | Почему? Отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста. |
Цели | С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор. |
Синтаксическая роль наречий
В предложении наречие, если поясняет глагол, прилагательное, другое наречие, выполняет синтаксическую роль обстоятельства. К этому второстепенному члену предложения зададим обстоятельственные вопросы:
где? как? куда? откуда? зачем? почему?
Примеры
Рассердившись, он (почему?) сгоряча хлопнул (как?) громко дверью.
Если же наречие примыкает к существительному, то оно является определением.
Какое-то неясное шуршание (какое?) слева тревожило нас.
Видеоурок
Источник
Наречие
Определение наречия
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».
У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:
По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:
У местоименных наречий есть своя градация:
Разряды местоименных наречий
здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.
везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?
где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего
Классификация наречий по значению
В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.
Таблица с общей классификацией наречий по разрядам:
Разряды по значению
хорошо, открыто, искренне, безупречно
образа и способа действия
втрое, капельку, слишком, чуть-чуть
вблизи, дома, сверху
сегодня, весной, накануне, уже
нарочно, невзначай, наперекор, в шутку
Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:
В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.
Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:
В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.
Классификация наречий по способу образования
Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:
Возможно сложение разных видов:
Правописание наречий с дефисом
Через дефис пишутся:
Еще дефис используют, когда есть:
Приставка по- пишется слитно:
Слитно пишутся наречия, которые образованы:
Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).
Синтаксическая роль наречий
Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.
В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».
Источник
Синтаксическая роль наречий
Синтаксическая роль наречий зависит от того, слово какой части речи они поясняют в предложении. Наречие является обстоятельством, если примыкает к глаголу, прилагательному, другому наречию. Наречия выполняют синтаксическую роль определения, если поясняют существительное.
Роль в предложении | Примеры |
Обстоятельство | Дети заигрались (до каких пор?) допоздна.
Миша смотрит любимую передачу (как?) сосредоточенно. Это была (в какой мере?) чересчур сложная задача. |
Определение (если наречие примыкает к существительному) | Андрей любит кофе (какой?) по-ирландски.
Улица (какая?) слева вела к реке. Его взгляд (какой?) искоса встревожил Надю. Объясним с примерами, каким членом предложения может быть наречие. Какой член предложения наречие?Чтобы понять, какой член предложения наречие, исходим из того что наречие как часть речи обозначает признак действия или состояния, другого признака или предмета. В предложении слова этой части речи присоединяются по смыслу к глаголам, прилагательным, к категории состояния. Тогда наречия обозначают условия протекания действия, выражают качественный или количественный признак другого признака, его интенсивность. Наречие — это обстоятельствоВ соответствии с этой способностью наречия выполняют роль второстепенного члена предложения — обстоятельства. В качестве обстоятельства слова этой части речи отвечают на вопросы: как? где? куда? откуда? в какой мере? зачем? и пр. Примеры
Не путаем синтаксическую роль наречий с суффиксом -о с омонимичными им формами прилагательных среднего рода и слов категории состояния. В предложении наречия на -о зависят от глагола-сказуемого и всегда являются обстоятельствами.
Наречия на -о могут иметь степень сравнения. Но и в этой грамматической форме они выступают в роли обстоятельства.
Прилагательные в краткой форме среднего рода и слова категории состояния выполняют синтаксическую роль составного именного сказуемого. Понаблюдаем:
Наречие — это определениеВ предложении слова этой части речи могут непосредственно пояснять имена существительные. Тогда наречие является второстепенным членом предложения определением. От существительного независимо от того, в роли какого члена предложения оно выступает (подлежащего, дополнения, обстоятельства), зададим к наречиям вопросы определений: какой? какая? какое? какие? Наречие как неизменяемая часть речи не может согласовываться с существительным в роде, числе и падеже. Оно примыкает к существительному только по смыслу. По этой причине определения, выраженные наречиями, являются несогласованными. Примеры
Если наречие используется в роли существительного, то оно может быть подлежащим или дополнением. Иногда наречие бывает именной частью сказуемого. Источник Синтаксическая роль наречия
Всего получено оценок: 320. Всего получено оценок: 320. В русском языке наречие может примыкать к существительным, глаголам, прилагательным, другим наречиям. В данной статье описана основная синтаксическая роль наречия, приведена удобная таблица с примерами и важные моменты, на которые стоит обратить внимание. Каким членом предложения является наречие?В русском языке наречия обозначают признак, в словосочетаниях и предложениях могут примыкать к глаголам, наречиям, прилагательным или существительным. Роль в предложении Примеры Девочки вернулись (когда?) рано. Петя прочел книгу (как?) внимательно. Мы нашли (в какой мере?) слишком простое решение. Определение (только если наречие примыкает к существительному) Женщина заказала рис (какой?) по-китайски. Он услышал спокойные шаги (какие?) вниз. Лена любит чтение (какое?) вслух. Может ли наречие быть сказуемым?Наречия не могут выступать в роли сказуемого. Источник Урок русского языка «Наречие как часть речи» (общее представление). Признаки наречия. 4-й классКласс: 4 Цель:дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке. Задачи: Формы работы: Ход урока 1. Организационный момент
2. Постановка проблемыЗапишите слова в 3 столбика в зависимости от части речи. Праздник, мягкий, спешит, веселье, зеленый, теплело, близкий, грусть, светит. — Что обозначают слова каждой группы? — На какие вопросы отвечают? 3. Прочитайте словарные словаВ какую группу слов их можно записать. — Предположите, какой частью речи являются эти слова? — Чего мы не знаем? Почему вы считаете, что это наречия? — Предположите, какой будет тема урока? — Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”. Запишите словарные слова, поставьте ударение. Медленно КАК? 3.— Верно, тема нашего урока Наречие, как часть речи. Признаки наречия. — Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи). — Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? «Корзина идей» — У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе. У каждого из вас на парте лежит «Маршрутный лист урока», который мы будем заполнять по ходу наших открытий. 4.Поставьте вопросы к словарным словам. На какие ещё вопросы могут отвечать наречия. Задание: упр. 126 Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. — Проверим выполнения задания. Поднималась (Где?) впереди, как?) медленно. Возвращался (когда?) вечером; Пискнул (как?) жалобно, (как?) слабо; Светило (как?) ярко, светило (где?) кругом Спустился (как?) благополучно, (куда?) Какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия – записать в маршрутный лист урока) — Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями. — Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным) — Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной – записать в маршрутный лист) Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). — А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.) — Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.) — Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос. Разберите предложения по членам предложения и укажите части речи. Горная тропинка шла вверх. Скоро ребята вышли на лесную поляну. — Каким членом предложения являются наречия? С какой частью речи связаны наречия в предложении? — Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! Наречия по числам ________________________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! Наречия по родам ________________________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? Сделайте вывод! Наречия по временам _____________________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? Сделайте вывод! Наречия по лицам ______________________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа? Сделайте вывод! Наречия по лицам ______________________________. — Какое исследование провели? Какай вывод сделали? — Сделайте вывод. Что такое наречие по «Маршрутным листам». Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие! 2. На какие вопросы отвечает? Отвечает на вопросы как? когда? где? Делает речь точной, выразительной Обозначает признак действия 5. Изменяемая или неизменяемая часть речи Часть речи неизменяемая 6. Член предложения В предложении является второстепенным членом Источник Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. Adblock |
Презентация 4 класса на тему: «Наречие. Выполнила: Тотыкаева Юлия Ученица 4 «Б» класса МОУ-СОШ 4, г. Асино.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Наречие. Выполнила: Тотыкаева Юлия Ученица 4 «Б» класса МОУ-СОШ 4, г. Асино.
2
Наречие — Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака и отвечает на вопросы: Как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени? И другие. Примеры: встретиться тайком, уехал сегодня, говорил вполголоса, учиться хорошо, смотреть вверх.
3
Наречие обозначает признак действия, если относится к глаголу: Пример: улыбаться (как?) ласково. разрезать ( как?) пополам.
4
Наречие обозначает признак предмета, если относится к имени существительному. Пример: яйцо ( какое?) всмятку, чтение (какое?) вслух.
5
Наречие обозначает признак другого признака, если относится к имени прилагательному. Пример: ( как?) вдвойне опасный. ( как?) наполовину пустой.
6
НАРЕЧИЕ: НЕ СКЛОНЯЕТСЯ НЕ СПРЯГАЕТСЯ
7
В ПРЕДЛОЖЕНИИ НАРЕЧИЯ ЧАЩЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ: П О-ВЕСЕННЕМУ ПАХНЕТ ВОЗДУХ. В НЕЗАПНО РАЗДАЛСЯ ЗВОНКИЙ КРИК. РЕЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ: П ЕТЯ СЪЕЛ ЯЙЦО ВСМЯТКУ.
8
КОНЕЦ.