Рассказ о народной игре 2 класс

Содержание

  • 1 Малечина-калечина
  • 2 Бабки
  • 3 Веревочка
  • 4 Репка
  • 5 Забава «Вишенка»
  • 6 Горелки
  • 7 Ручеек
  • 8 Кубарь
  • 9 Чижик
  • 10 Заря
  • 11 Петушки
  • 12 Оплеухи
  • 13 Бой мешками
  • 14 Катание по шестам
  • 15 Люлька
  • 16 Бирюльки
  • 17 Жмурки
  • 18 Бубенцы
  • 19 Золотые ворота
  • 20 Гуси-лебеди
  • 21 Лапта
  • 22 Городки
  • 23 Прятки
  • 24 Ладушки
  • 25 Взятие снежного городка
  • 26 Поймай рыбку
  • 27 Горячее место
  • 28 Слон
  • 29 Краски
  • 30 Салки
  • 31 Удар по веревке
  • 32 Казаки-разбойники
  • 33 Тише едешь
  • 34 Медвежонок
  • 35 Бой петухов
  • 36 Петушки и курочки
  • 37 У медведя в бору
  • 38 Утки-Гуси
  • 39 Ловишка – козлик
  • 40 Цепочки
  • 41 Фанты
  • 42 Заключение

Яркая и самобытная культура славян ярче всего проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью повседневной жизни славян и обязательным элементом праздничных мероприятий. С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить подрастающее поколение ловкости, храбрости и благородству.

Малечина-калечина

Старинное развлечение, которой актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.

Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»

Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.

Бабки

Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.

Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.

На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.

В игре принимало участие от двух до десяти детей. Забава помогала развивать скорость, силу и внимание.

Веревочка

Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.

В середину получившейся фигуры становится сват или сваха. Обходя всех присутствующих, игрок должен каждому что-то сказать, спеть, чтобы поделиться знаниями о характере будущих родственников. На слова, причем порой обидные, нужно отвечать улыбкой и похвалой.

Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.

Репка

Развлечение по мотивам известной сказки. Участники встают «паровозиком», обхватив соседа, стоящего впереди за пояс. Первый игрок обнимает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» тянет последнего участника, пытаясь оторвать его от остальных.

Существует и иной вариант развлечения: игроки размещаются друг напротив друга, упираясь ногами в соперника. При этом руками держатся за палку. По команде каждый участник начинает тянуть «инструмент» на себя, не вставая с места.

Забава «Вишенка»

Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.

Доброволец он же вишенка, разбегается и прыгает на руки в начало оригинального «построения». Главная задача игроков, донести «ягодку» до конца «туннеля». При этом вишенка вытягивает вперед руки, ноги держит вместе.

Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.

Горелки

Веселая и подвижная забава, которая развивает у участников внимание и скорость. Игроки делятся на пары и выстраиваются в шеренги. Выбирают водящего, который становится к остальным спиной. Перед ним на небольшом расстоянии рисуют линию, участники поют задорную песенку «Гори-гори ясно».

По завершении «композиции» на слове «беги» парочка размыкает руки и стремительно несется к линии. Задача водящего – поймать одного из «бегунов», пока они не встретились за чертой. Кого удалось захватить, с тем встаешь в пару. Партнер, оставшийся в одиночестве, становится новым водящим.
Вернуться к оглавлению 

Ручеек

У наших предков ни одно праздничное мероприятие не обходилось без мудрой и веселой забавы. В ней удивительным образом переплетались такие трепетные чувства, как любовь, ревность, нежные прикосновения.

Игроки становились в ряд парочками, брались за руки и поднимали их над головой, образуя длинный коридорчик. Участник, оставшийся в одиночестве, проходил через ручеек, и разбивая любую пару, выбирал себе «соратника». Игрок, у которого похитили девушку или парня, отправлялся в начало коридора и искал нового «компаньона».

Кубарь

Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.

Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке.

С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.

Чижик

Детская забава, которая может развеселить или опечалить. Самый старший из игроков чертит мелом квадрат в клеточку, в середине ставит камень, на котором размещает «чижика». Каждый участник по очереди подходит к клетке с длинной палкой и бьет по мишени. От удара «чижик» подлетает вверх.

В это время остальные игроки стукают по нему на лету, стараясь загнать назад. Забава длится до тех пор, пока не появится один из участников с побитым лицом, который начнет искать виновного. Но как правило, дети быстро забывают про синяки и ссадины, возобновляя прерванное развлечение.

Заря

Участники встают в круг, руки размещают за спиной. Один из игроков, которому досталась роль «воды», ходит позади них с ленточкой и приговаривает:

Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!

С последними словами водящий кладет ленточку на плечо одному из игроков. Тот должен быстро схватить «метку» и оба участника бегут по кругу в разные стороны. Оставшийся без места становится новой «зарей».

Петушки

Мальчишки еще те задиры. Им бы только потолкаться, подраться, попетушиться. Однако настоящие бои проводились не абы как, а с соблюдением строгих правил. На земле чертили большой круг, два игрока становились в центр. Руки отводили назад, одну ногу поджимали, на второй прыгали.

Парни толкались всеми частями телами, кроме рук и головы. Если соперник упал или наступил на землю второй ногой, то считался проигравшим.

Оплеухи

Еще одна старинная забава, предназначенная исключительно для юношей. На лавочке друг напротив друга усаживаются два молодца, ноги скрещивают под скамьей и начинают раздавать оплеухи сопернику. Удары получались не слишком сильными, поскольку скрещенные ноги и узкая лавка не позволяли размахнуться в полную силу.

Бой мешками

Два удалых молодца встают ли усаживаются на бревно, в руках держат мешок. По команде парни начинают лупить соперника, стараясь скинуть его. Для сложности некоторые участники одну руку плотно прижимают к пояснице, а борьбу ведут второй. В игре важно наличие умения двигаться и чувствовать соперника.
Вернуться к оглавлению 

Катание по шестам

Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.

Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.

Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи. Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость.

Люлька

Для игры потребуется веревка длиной от двух до трех метров. Ее держит пара человек либо один конец закрепляют на дереве. Веревку не раскручивают, а слегка раскачивают над землей на высоте от десяти сантиметров.

Участники по одному или в паре прыгают через резиночку разными способами до тех пор, пока не совершат ошибку. Тот, кто споткнулся или запутался сменяет игрока, качающего веревку.

Бирюльки

Одно из самых древних развлечений, которое в наши дни практически забыто. Суть игры заключается в том, что берется от шестидесяти до ста палочек длиной десять сантиметров. Их помещают в холщовый мешочек, а после рассыпают на ровной поверхности.

Палочки падают в хаотичном порядке. Задача игроков убрать по одной бирюльке, не затрагивая те, что расположены поблизости. Победителем считается тот, у кого после разбора всей кучки, окажется больше всего палочек.

Жмурки

Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком. Хорошенько раскручивают его и спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас.
— Лови мышей, а не нас.

Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если «вода» успешно справился с испытанием, то вместо него встает пойманный участник.

Игроки могут активно передвигаться или стоять неподвижно, дразнить «жмурку», чтобы привлечь внимание и спасти того, к кому ведущий подобрался слишком близко.

Бубенцы

Старинная русская забава. Участники встают в круг, в центр выходят два человека. Один держит бубенчики, второму закрывают глаза платком. Остальные игроки заводят веселую песенку:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами по звуку колокольчика должен отыскать человека, который убегает от него.

Золотые ворота

Динамичное развлечение рассчитано на везение участников и их ловкость. Два игрока располагаются друг напротив друга и соединяют руки, создавая символические ворота. Остальные участники парой проходят через них. При этом игроки, сотворившие коридор, должны напевать песенку.

После того как она закончится, они опускают руки. Пойманные игроки также становятся частью ворот. Постепенно цепочка участников уменьшается, а длина «арки» увеличивается.

Гуси-лебеди

Из игроков выбирают одного или двух волков. Также потребуется определиться с вожаком, которая «запустит» игру. Он встает на одном конце площадки, гуси перемещаются на другой. Волки прячутся в сторонке. Вожак обходит свои «владения», осматривает местность, и заметив серых хищников, возвращается на место и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!
— Зачем?
— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
— А чего волкам надо?
— Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этого «птички» должны добраться до вожака, пока их не съели волки. Пойманные гуси покидают игру, оставшиеся повторяют забаву.

Лапта

Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.

Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой». Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники.

Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость.

Городки

Иное название потехи «свинки» или «рюхи». На предварительно расчерченной площадке размещали «городки» — это разнообразные фигурки, созданные из деревянных чурок. Задача участника сбить с помощью специальной биты пятнадцать основных фигур. «Строения» имели разное название. Желательно использовать минимальное количество бросков, чтобы набрать больше очков.

Соревнования могут быть индивидуальные или командные. Развлечение требует от участников наличия ловкости, меткости и хорошей координации.
Вернуться к оглавлению 

Прятки

Популярная детская забава. Веселая и подвижная игра помогает развивать смекалку, выдержку и находчивость. Количество участников не ограничено, чем больше, тем веселей. Водящий становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные игроки разбегаются и прячутся по укромным местам. Цель развлечения – отыскать всех участников и назвать их по имени.

Ладушки

Потешная игра, предназначенная для самых маленьких. Ладушки помогали развеселить кроху, привлечь его внимание интересными стишками. Слова сопровождаются движениями рук и головы, увлекательной мимикой и хлопками.

Игра помогает развивать мелкую моторику, обучает детей навыкам общения и приносит массу позитивных эмоций.

Взятие снежного городка

Народные забавы для зимнего времени года. Различие является частью массовых гуляний на празднование Масленицы. Городок – это две стены с воротами, декорированный фигуркой петуха, бутылки и рюмки.

Возводили его из снега в поле или на открытой площадке. Чтобы добиться максимальной неприступности, крепость поливали водой.

В игре принимало участие две команды, чаще всего это были молодые и крепкие юноши. Одна сторона представляла собой «осажденных», т.е. находилась внутри городка. Задача противников – захватить строение и разнести его. Причем атакующим разрешалось оседлать коней, а оборонительные редуты были пешими.

Для защиты игроки применяли ветки, метелки, снежки. Первый, кто проникнет в крепость считался победителем.

Поймай рыбку

Для победы от игроков требуется скорость и хорошая реакция. Участники формируют круг, в центре которого размещается водящий с веревкой в руках. Он вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача игроков – подпрыгивать над верёвкой, тот, кто зацепится – выбывает.

Горячее место

Прекрасное развлечение для любителей догонялок. В центре площадки обозначают место, которое именуется «горячим». Водящий старается поймать игроков, желающих туда проникнуть. Тот, кто попадется в его плен, становится помощником.

Если участнику удается попасть на горячее место, он может там отдыхать неограниченное количество времени. Но стоит покинуть его, как снова придется убегать от водящего.

Слон

Традиционные игры помогают проверить силу и выносливость участников. Суть забавы под названием «слон» заключается в том, что игроки делятся на две команды. Одна из них становится мощным животным, вторая теми, кто будет на него взбираться.

Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.

Противники по очереди разбегаются и стараются запрыгнуть на животное таким образом, чтобы на «спине» уместились все члены команды. Чтобы победить соперники в полном составе должны удержаться на слоне на протяжении десяти секунд.

Краски

Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:

Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.

Вернуться к оглавлению 

Салки

Одна из самых популярных игр, которая не потеряла актуальности в наши дни. Участники расходятся по площадке, закрывают глаза, руки прячут за спину. Ведущий дает одному из игроков в ладошки предмет. На счёт «раз, два, три» все открывают глаза, при этом руки по-прежнему спрятаны.

Участник, которому достался предмет, говорит: «Я салка». Остальные игроки должны удирать от него, прыгая на ноге. Тот, кого салка поймает, становится ведущим. Кстати, «вода» также перемещается на одной «прыгучей» ноге.

Удар по веревке

Простая забава, помогающая развить реакцию и заодно повеселиться. Понадобится плотная веревка, которую скручивают в кольцо и завязывают. Участники располагаются снаружи и держат его одной рукой. В центр кольца становится ведущий. Его задача – осалить игрока, который займет его место.

Казаки-разбойники

Русские народные игры и забавы для детей сложно представить без этого развлечения. Все участники делятся на две команды: казаки и разбойники. Первые выбирают место, где обустраивают темницу и ставят там «охранника». В это время разбойники прячутся, оставляя на пути разные подсказки и стрелки.

Задача казаков – отыскать всех «бандитов» и доставить в темницу. С пойманным игроком остается сторож. Однако разбойники могут попытаться спасти товарища, захватив «охранника». Забава завершается после поимки всех «хулиганов».

Тише едешь

Шумные и веселые древнерусские игры помогали развивать ловкость и смекалку. На земле рисуют две линии, расположенные на расстоянии пяти метров друг от друга. Перед одной чертой находится водящий, около другой встают участники.

Задача игроков первым добежать до «воды» и занять его почетное место. Сложность забавы заключается в том, что водящий периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После данной фразы игроки замирают.

Ведущий всеми доступными способами старается их рассмешить, при этом прикасаться к участникам запрещено. Тот, кто засмеется, возвращается к стартовой линии.

Медвежонок

Подвижное и веселое развлечение. На земле рисуют два круга. В одном из них располагается берлога с медвежатами, в другом – остальные участники. Игроки покидают символический домик и поют песенку: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит».

После этого из своего укрытия выбегает медвежонок, который старается догнать участников. Тот, кто станет первой жертвой косолапого, перемещается из «избушки» в «берлогу».

Бой петухов

Участники поджимали ногу и подпрыгивая, пытались победить соперника, подталкивая его. Главная задача игроков – удержать равновесие. Тот, кто первым вставал на обе ноги или вовсе падал на землю, считался проигравшим.

Петушки и курочки

Парная забава, которая учит ребенка нести ответственность за напарника. Объединившись по два человека, команды начинают собирать крупные семена, рассыпанные по земле. На это отводится определенное количество времени. Победителем считаются те, кто соберет больше зерен.

У медведя в бору

Для проведения потехи площадку делят на две части. У одной черты размещается водящий, который выполняет роль медведя. Возле второй линии собираются остальные игроки. После сигнала они отправляются в «лес» за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к логову косолапого. Пока не будут произнесены все слова, разбегаться нельзя.

Действия игроков сопровождаются простым четверостишием: «У медведя во бору грибы, ягоды я рву. А он не спит, все на нас глядит!».

После последних слов, «мишка» бежит ловить ребятню. Он гонится за ними, пока дети не спрячутся в «домик». Роль водящего переходит тому, кого поймает косолапый.
Вернуться к оглавлению 

Утки-Гуси

Игра тренирует выдержку и ловкость. Участники формируют круг, руки за спиной. Держа в руках мячик, водящий обходит всех игроков и несколько раз произносит «утка», затем резко меняет слово и говорит «гусь».

После этого быстро отдает мяч другому участнику. Затем водящий и ребенок с игрушкой ходят влево – вправо, двигаясь по кругу навстречу. Каждый старается первым дойти до пустого места, откуда стартовало движение. Кто опередит соперника – победит.

Ловишка – козлик

Для проведения игры можно выбрать образы любых животных. Например, в роли ловишки будет волк. Затем из участников выбирают козлика и произносят потешку: «Козлик серенький, Хвостик беленький, мы тебя напоим и накормим, ты нас не бодай, а в ловишку поиграй».

После этих слов игроки разбегаются в разные стороны, а «козленочек» старается их забодать и поймать.

Цепочки

Участвуют две команды. С помощью считалки выбирают человека, который будет разбивать цепочки. Игроки располагаются в две шеренги друг напротив друга и крепко держатся за руки. Водящий разбегается и бежит к «звеньям» соперников, стараясь «порвать» их.

Если попытка удачна, он имеет право забрать одного из участников противоположной команды. Не получилось прорвать оборону? Придется сдаваться в «плен». Та команда, где соберётся больше человек, становится победителем.

Фанты

Увлекательная забава для детей дошкольного возраста. Помогает тренировать память, воображение и речь. Ведущий говорит: «Вам передали двести рублей, что хотите, то купите, черный, белый не берите, да и нет не говорите!».

Ребенок слушает вопрос и старается не применять в ответах запрещенные слова. Например, «Вы отправитесь на бал?» можно сказать «Поеду». Если игрок совершает ошибку, он передает ведущему фант (вещь), а затем старается выкупить его с помощью песенки или стиха.

Заключение

Русский народ придумал великое множество игр и забав, заботясь о своих детях. Ведь простые, на первый взгляд, развлечения не только помогали весело провести время, но и тренировали ловкость, силу. Дети учились общаться со сверстниками и ценить дружбу.

Посмотрите познавательный видеоролик о русских народных играх и забавах.

Вернуться к оглавлению 

Пятнашки

Эта подвижная старая игра отлично развивает скорость, выносливость и улучшает реакцию. Для нее обязательно должна быть выбрана площадка, границы которой обозначают флажками, ленточками и другими метками. Сначала выбирается водящий, или как его еще называют – пятнашка. Для отличия на него надевается цветная повязка или ленточка. Другие участники встают в разных местах площадки и после сигнала разбегаются в разные стороны. После условного сигнала, все разбегаются и задача пятнашки догнать и коснуться рукой другого игрока. После этого пойманный игрок отходит в сторону. Это продолжается пока водящий не поймает 3 или 4 человек. Затем игра начинается заново. Если никого не удается поймать за 30-40 секунд, то выбирается новый водящий.

Жмурки

Эта русская народная игра немного похожа на пятнашки. Также выбирается поле, только значительно меньше. Обычно это какая-либо комната или зал. Задача водящего поймать другого игрока и правильно назвать его имя. Если имя названо правильно – тот, кого поймали, становится водящим. Сложность заключается в том, что водящий все делает с завязанными глазами. Другие же игроки должны хлопать в ладоши, топать ногами, чтобы он мог ориентироваться по звукам. Также очень важно подсказывать водящему, где на его пути есть острые углы, ямы, пороги. Чтобы не упасть и не пораниться.

Горелки

В этой старой народной игре участники должны выстроиться в колонну, взявшись за руки. Перед колонной встает водящий, спиной к остальным ребятам. После этого участники хором начинают произносить слова:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

После команды «Беги!» последняя пара расцепляет руки, и бегут вдоль выстроенной колонны вперед с разных сторон. Им нужно встать перед водящим и успеть взяться за руки. Водящий должен поймать кого-то из них до того как они возьмутся за руки снова. Если поймает – то они образуют новую пару, а оставшийся человек становится водящим.

Ручеёк

Участники выстраиваются парами. Нужно поднять руки вверх таким образом, чтобы получился словно «домик». Пары становятся друг за другом и начинают движение. Оно может быть как прямым, так и по кругу. Водящий – отдельный человек, без пары. Он заходит в ручеек и проходит через него, под импровизированной «крышей». По пути он должен ухватить понравившуюся руку и с этим человеком они уходят в конец, где встают, образуя такую же «крышу». Человек, у которого нет пары, становится новым водящим. Эта старинная русская игра развивает внимательность, и улучшает умение работать в коллективе.

Салочки

Эта народная игра очень простая. Здесь не нужно объяснять организационные моменты и как-либо выстраиваться. Правила тоже небольшие: водящий должен коснуться рукой кого-то из игроков и  тогда тот игрок становится водящим. Это касание рукой, передающее право человеку водить, иначе называется «осалить». Оно должно быть легким, нельзя хватать за руку, тащить, удерживать на месте. Игра эта бесконечная, пока участникам не надоест бегать друг за другом. Обычно устанавливаются границы территории, чтобы игроки не разбегались сильно. Нарушивший границу становится новым «Водой».

Прятки

Старая русская игра призвана развивать у игроков честность, усидчивость, внимательность. Среди участников выбирается «Вода» (водящий). Обычно с помощью считалочек, но можно использовать, например, и жребий. Выбранный игрок отворачивается от остальных, закрывает глаза (а иногда и уши, чтобы не слышать) и начинает считать до условленной цифры. Она зависит от того, насколько большая территория игры. Для маленького помещения подойдет и 10-20, а для улицы и двора от 30. После отсчета он произносит «Я иду искать! Кто не спрятался – я не виноват!» И после этого он идет искать ребят.

Лапта

Русская лапта – это игра с мячом и битой. Для нее важно обладать меткостью, внимательностью, скоростью, твердостью удара. Для нее нужны: ровная площадка, резиновый мячик и сама бита. Игроки делятся на две команды: нападающие и водящие. Бьющий одной из команд отбивает мяч как можно дальше. Теперь его задача пробежать до противоположной стороны и вернуться за то время, пока летит мяч.  Главное остаться не «осаленным» противником. Если пробежка удалась, то команде начисляются очки. Если игрок не успеет вернуться и пересечь границу, то он остается в другой команде.

Чехарда

Старинная русская игра хорошо нам известна еще с давних времен. Для нее нужна площадка с относительно мягкой поверхностью. Подойдут: травянистая поляна, пляж, зимой – снег. Играть можно даже вдвоем, но чем больше игроков – тем веселее. Игроки служат опорами, они садятся на корточки на расстоянии друг от друга. Оставшийся или выбранный игрок должен перепрыгнуть всех их по цепочке. После этого он также становится в стойку, уже, будучи первым.  А последний участник начинает движение. И так по кругу.

Пустое место

Участники выстраиваются в круг, выбирается водящий. Он начинает бежать по кругу и задевает рукой случайного игрока. Последний начинает бежать в противоположную сторону, навстречу «Воде». Выигрывает тот, кто успеет добежать и занять освободившееся место. Оставшийся человек становится водящим. Остальные стоящие в кругу никак не должны мешать и задерживать бегущих игроков. Если они оба прибежали на место одновременно, то эти участники становятся в круг. А «Вода» выбирается новый по считалочке или посредством жеребьевки.

Кошки-мышки

Эта русская народная игра имеет довольно интересное название. Цель этой игры – защитить мышку от кошки. Игроки выбирают мышку и кошку соответственно. Если игроков много, то ключевые персонажи могут выбраться по двое. Выбранные игроки встают на разных концах площадки, мышку окружают остальные игроки по кругу, взявшись за руки. Кошка же должна попасть в «домик» к мышонку, расцепив руки. Можно перепрыгивать или проползать. Мышонка ограждают только сцепленными руками, их можно поднимать или опускать. Не допускаются подножки. Ненадолго мышка может выбегать из домика, дразнить кошку.

Жмурки

Жмурки — старинная русская народная игра. Сначала считалочкой выбирают водящего. Водящему завязывают глаза платком или шарфом и раскручивают. Потом все разбегаются  и начинают хлопать в ладоши или топать, а водящий по звуку должен с завязанными глазами поймать любого игрока. Когда ему это удаётся, он на ощупь пробует угадать кто это. Если угадал верно, то этот игрок становится водящим. А если не угадал, то должен ловить заново.



Скачать материал

«Встаньте, дети, встаньте в круг…»



Скачать материал

  • Сейчас обучается 197 человек из 50 регионов

  • Сейчас обучается 86 человек из 30 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Встаньте, дети, встаньте в круг…»

    1 слайд

    «Встаньте, дети, встаньте в круг…»

  • семья 
ЕРМОЛОВЫХ

  • Русская народная игра – наша историческая память. В жизни Древней Руси различ...

    3 слайд

    Русская народная игра – наша историческая память. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах принимали участие люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

  • Когда возникли русские народные игры? Кто придумал их? На ответ вопрос только...

    4 слайд

    Когда возникли русские народные игры? Кто придумал их? На ответ вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, предавались из поколения в поколение.

  • Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций...

    5 слайд

    Народные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому наша задача сделать этот вид деятельности частью жизни детей. 
    Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.

  • Представляем вашему вниманию
русскую народную игру «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

    6 слайд

    Представляем вашему вниманию
    русскую народную игру
    «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

  • Эта игра может стать хитом любого фольклорного праздника! Для игры нужно хотя...

    7 слайд

    Эта игра может стать хитом любого фольклорного праздника! Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть веселее! Принять участие в этой забаве могут детки от пяти лет.

  • Цель:
Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаим...

    8 слайд

    Цель:
    Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, по средствами народной игры.
    Задачи:
    — развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения;
    — развивать умение ориентироваться в пространстве;
    — закреплять умение совместных действий;
    — упражнять в ходьбе цепочкой.

  • Ожидаемые результаты:
Создание необходимого двигательного режима, положительн...

    9 слайд

    Ожидаемые результаты:
    Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
    Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, скорости.
    Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

  • Ход игры:
Дети, дети все сюда,
Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять...

    10 слайд

    Ход игры:
    Дети, дети все сюда,
    Здесь весёлая игра
    Раз, два, три, четыре, пять
    Собираемся играть.
    Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:
    Катилася торба
    С высокого горба.
    В этой торбе
    Хлеб, соль, пшеница.
    С кем будешь делиться?

  • На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и го...

    11 слайд

    На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)».
    Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна, день – ночь, красное – белое, апельсин – яблоко и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать!

  • Все хором произносят такие слова: 
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первы...

    12 слайд

    Все хором произносят такие слова:

    Золотые ворота
    Пропускают не всегда.
    Первый раз прощается,
    Второй — запрещается.
    А на третий раз
    Не пропустим вас!

  • «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них....

    13 слайд

    «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами».

  • Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют с...

    20 слайд

    Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    21 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 069 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 25.05.2018
  • 310
  • 0
  • 25.05.2018
  • 514
  • 6

Рейтинг:
5 из 5

  • 25.05.2018
  • 4404
  • 221

Рейтинг:
5 из 5

  • 25.05.2018
  • 507
  • 2
  • 25.05.2018
  • 607
  • 2
  • 25.05.2018
  • 308
  • 0
  • 25.05.2018
  • 321
  • 0
  • 25.05.2018
  • 299
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

Старинные русские народные игрыРусский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков. 

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Пять рублей 

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия. 

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы — современные взрослые, в своем детстве. Это «Колечко», «Море волнуется», «Вышибалы», «Классики», «Резиночка» и другие.

Старинные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игры

русские народные игры

На протяжении многих столетий русские народные игры были частью, как повседневной жизни, так и главным весельем в праздниках и гуляньях.

В жизни русского народа игры, отражали особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и открытом пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни.

русские народные забавы

Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности.

Русские народные игры можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).

Игры и забавы русского народа:

Бабки

бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.


Лапта

лапта

«Лапта» — русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.


Городки

городки

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки»). В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» — фигурки из нескольких деревянных чушек, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.


Ручеёк

ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.


Горелки

горелки

«Горелки» — веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.


Прятки

прятки

Игра в «Прятки» — популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.


Ладушки

ладушки

Любимой игрой-потешкой для совсем маленьких деток были всем хорошо известные «Ладушки», призванные развеселить ребенка, заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и, конечно, приносит малышу массу позитивных эмоций.


Взятие снежного городка

снежный городок

«Взятие снежного городка» — традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.


Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чапаевская основная общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Русские народные подвижные игры»

Выполнил: ученики 2 класса

Руководитель: Энграф Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

Чапаево, 2019

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть………………………………………………………….4-5

2. Практическая часть……………………………………………………………6

2.1. Планирование………………………………………………………………..6

2.2. Исследование……………………………………………………………….7-8

Заключение ………………………………………………………………….9

Список используемой литературы…………………………………………10

Приложение …………………………………………………………………11

Введение

Исследовательская работа посвящена изучению: народных традиций и народным творчеством, народными играми.

Вид, тип проекта: исследовательско – творческий, теоретический.

Обоснование актуальности проекта:

В сентябре этого года мы стали второклассниками. Нам очень нравится учиться в школе. На уроках мы узнаем много интересного и полезного. Но во время длинных перемен между уроками и прогулок на улице, хочется поиграть в игры. Но все наши развлечения – это догонялки, бег друг за другом. Из-за этого в школе создается шум, который мешает другим детям. На внеурочных занятиях «Подвижные игры» мы познакомились с некоторыми играми, в которые можно играть в помещении и на улице. Особенно нам понравились русские народные игры. Было весело! И перемены стали проходить быстро и интересно. Я решил найти информацию о русских народных играх, научиться в них играть, научить своих одноклассников и друзей этим играм. И скорее всего, будет гораздо интереснее, полезнее проводить время на школьных переменах, в гостях и во время прогулок на улице.

Гипотеза:

Незаслуженно забытые русские народные игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные игры.

Предмет исследования : русские народные игры

Цель исследовательской работы: выяснить, почему народные игры, в которые играли дети из поколения в поколения, ушли в прошлое.
Задачи:

  • Провести анкетирование среди сверстников, с целью узнать, как они проводят своё свободное время;

  • Провести интервью со взрослыми и выяснить, как они проводили свободное время, во что играли, будучи младшими школьниками;

  • Провести анализ исторических источников,

  • Дать определение игре;

  • Разучить некоторые игры с одноклассниками.

Этапы исследования:

— работа с информационным источником (сбор информации)

— социальный опрос, беседа

— анализ и обобщение информации.

3

1Теоретическая часть.

Из истории русских народных подвижных игр

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве. Русские народные игры создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству, истории русского народа.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой.

Жребий— это условный знак, какой- нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим.

Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады, когда один из играющих берёт жребий и за спиной прячет его в руке. Угадавший выигрывает спор.

Подвижная игра — это источник радостных эмоций, она вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, национальные устои, смекалка, находчивость, смелость

Русские народные игры естественны . Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В них можно играть в самых различных ситуациях: на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.

Русские народные игры отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству

Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.

4

Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал , формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми

Значение народной игры

Русские народные игры отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству

Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.

         Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал , формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

5

2. Практическая часть

2.1. Планирование.

Для решения возникшей проблемы разработали план мероприятий:

  1. Изучить информацию по данной теме.

  2. Разучить некоторые игры с одноклассниками

  3. Оформить и представить свой проект.

2.2 Исследование.

На данном этапе мы стали собирать данные о русских народных играх.

В какие игры играли наши мамы и папы? Работали с информационными источниками. Беседовали с представителями старшего поколения. Провёл социальный опрос своих одноклассников.

Анализ интервьюирования взрослых, который показывает, как проводили свой досуг, будучи младшими школьниками.

У наших бабушек и дедушек в детстве было мало игрушек. Всвободное от забот время, бабушки играли в куклы, дочки-матери, а дедушки в машинки и солдатики. И бабушки, и дедушки много играли во дворе в разные подвижные игры: лапта, классики, салки, прятки ,вышибалы.

6

Сбор и анализ информации.

Сначала я провёл социологический опрос среди ребят нашего класса. Было опрошено 18 человек.

Да

Нет

Любишь ли ты играть в подвижные игры?

18

учеников

Много ли русских народных игр ты знаешь?

2

ученика

16

учеников

Хочешь ли научиться играть в незнакомые тебе русские народные игры?

18

учеников

Нужно ли знать и уметь играть в русские народные игры, соблюдать правила?

18

учеников

К ребятам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют. Результаты опроса показали, что у ребят есть большое желание узнать новые русские народные игры и научиться играть в них.

Научить правилам игры «Горелки»

«Горелки»

Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо — Птички летят. Колокольчики звенят! Раз, два, три — гори!!! Другой вариант: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, гори!

В любом случае, при слове «гори» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

7

 Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

8

Заключение

Вывод:

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни.

Русские народные игры являются эффективным средством воспитания гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

9

Используемая литература:

  1. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры».

— М., Просвещение,1988 г.

  1. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры». — М., Детская литература, 1988 г.

  1. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов мира».

— М., Просвещение, 1989 г.

  1. Лямина Л.А. «Народные игры в детском саду». — М., 2008 г.

  1. Куприянова Л.Л. «Русский фольклор». — М., Мнемозина, 2002 г.

10

Слайд 1«Встаньте, дети, встаньте в круг…»

«Встаньте, дети, встаньте в круг…»


Слайд 3Русская народная игра – наша историческая память. В жизни Древней Руси

различные игры и игрища, как составные части народных и храмовых праздников, занимали видное место. В празднествах принимали участие люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

Русская народная игра – наша историческая память. В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные


Слайд 4Когда возникли русские народные игры? Кто придумал их? На ответ вопрос

только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, предавались из поколения в поколение.

Когда возникли русские народные игры? Кто придумал их? На ответ вопрос только один ответ: они созданы народом,


Слайд 5Народные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий

великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому наша задача сделать этот вид деятельности частью жизни детей. 
Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные


Слайд 6Представляем вашему вниманию
русскую народную игру
«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Представляем вашему вниманиюрусскую народную игру «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»


Слайд 7Эта игра может стать хитом любого фольклорного праздника! Для игры нужно

хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть веселее! Принять участие в этой забаве могут детки от пяти лет.

Эта игра может стать хитом любого фольклорного праздника! Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если


Слайд 8Цель:
Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их

познавательной и мыслительной деятельностью, по средствами народной игры.
Задачи:
— развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения;
— развивать умение ориентироваться в пространстве;
— закреплять умение совместных действий;
— упражнять в ходьбе цепочкой.

Цель:Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, по средствами


Слайд 9Ожидаемые результаты:
Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Укрепление осанки, улучшение физических

качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, скорости.
Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ожидаемые результаты:Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости,


Слайд 10Ход игры:
Дети, дети все сюда,
Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся

играть.
Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем будешь делиться?

Ход игры:Дети, дети все сюда,Здесь весёлая играРаз, два, три, четыре, пятьСобираемся играть.Правила игры очень просты. Выбирают двух


Слайд 11На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков

и говорит: «С ним! (или с ней)».
Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна, день – ночь, красное – белое, апельсин – яблоко и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать!

На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с


Слайд 12Все хором произносят такие слова:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй

— запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

Все хором произносят такие слова: Золотые воротаПропускают не всегда.Первый раз прощается,Второй - запрещается.А на третий разНе пропустим


Слайд 13«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в

них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами».

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону


Слайд 20Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу

формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в


  • Рассказ о народной и литературной сказке 5 класс подготовить
  • Рассказ о население земли
  • Рассказ о народе чукчи
  • Рассказ о насекомых для 1 класса окружающий мир
  • Рассказ о народе северного кавказа