Рассказ о народной песне валенки

история песни валенкиНаверное, с тех пор, как появилась возможность делать звукозаписи, появились и первые спорные ситуации в определении авторского права. Песню могут исполнять в разное время разные исполнители, а потомкам потом думай, кто же автор. Взять, к примеру, песню «Валенки», перипетии которой специалистам известны. Немногие знают, что эта «русская народная» песня, вообще не русская. Сейчас про это и поговорим.

Песня «Валенки» – это старинная, таборная песня цыган. Известность в качестве «русской и народной» она получила в 40-ых годах 20 века, после того, как хорошо известная советская певица Лидия Русланова включила ее в собственный репертуар.

Как начиналась история песни «Валенки»

Первые упоминания этой песни приходятся на начало 20-го века. Достоверно известно, что это была цыганская песня, но благодаря своей яркости она стала репертуарной и в среде профессиональных певцов. Первая запись песни на грампластинке была создана цыганской певицей Настей Поляковой еще в 1913 году, благодаря фирме «Граммофон». Успех был грандиозный!

Второй раз Настя записала «Валенки» уже для германского общества «Бека-Гранд-Пластинка», чьи грампластинки продавались по всей России.

Успехи пластинки не прошли незамеченными российскими производителями. Фирма «Зонофон» выпускает так же пластинку с песней «Валенки», только под названием «Ах, ты Коля, Николай!». Исполнила песню певица из Санкт-Петербурга Нина Дулькевич.

Третья запись была создана на пластинке Апрелевского завода (Московская область). На этот раз «Валенки» исполнила Вера Макарова-Шевченко, причём Вера пела её под гитару, отчего песня романтизировалась.

Эволюция песни

Новейшая история песни «Валенки» началась в годы Второй мировой войны. Именно в роковые для миллионов людей годы песня стала хитом советского государства. Песню стала исполнять Лидия Русланова, певица номер один на советской сцене. В ее исполнении, «Валенки» стали очень отличаться от более ранних версий, песня приобрела новые напевы с российским «налётом».

история песни валенки

Лидия Русланова поёт песню “Валеки” фронтовым бойцам…

Песня сразу стала пользоваться бешеной популярностью и певица не раз исполняла её на бис. В 1943 году Лидия Русланова выпустила свою грампластинку. Примечательно, что другие исполнители, пели отныне песню именно на манер Руслановой.

Кто такая Лидия Русланова?

Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году. Судьба известной певицы сложилась не простая: при Сталине ее репрессировали, в годы войны она пела на передовой, в послевоенные годы ее голос знали по всей стране.

Лидия Русланова часто исполняла народные песни и не раз пополняла репертуар забытыми, дореволюционными мелодиями цыганских романсов. Так получилось и с песней «Валенки». Тем не менее, уточним: если сравнить варианты песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой и той же Насти Поляковой, то очевидна разница. С одной стороны, смысловая канва песни сохранилась полностью. С другой стороны, текст и мелодия песни были изменены. Именно поэтому, версия «Валенок» Лидии Руслановой теперь считается авторской.

Конец истории про Валенки

Можно долго спорить, кто же автор «Валенок». Можно сравнивать варианты текстов или мелодий. Но, надо ли? Сегодня ясно, что история песни Валенки важна не своим началом, а своим концом! Ведь простая песня про валенки, так же как и многие другие российские песни, например, «Очи чёрные» или «Ой, мороз, мороз», стала не просто частью русской культуры, а в большей мере её символом. Недаром, именно эта песня звучала перед разрушенным рейхстагом: Лидия Русланова выступала для солдат-победителей.

Автор – Фатима Ханаева

Песня “Валенки” – исполняет Лидия Русланова

пятница, 20 декабря 2013 г.

Песня считается народной, но на первой грампластинке в качестве автора была указана Настя Полякова, а с 40-х годов прошлого века композиция прочно ассоциируется с Лидией Андреевной Руслановой, которая в мае 1945 года исполнила ее на ступеньках покоренного Рейхстага. Произведение зародилось где-то в цыганских таборах [ /about/news/pyat__luchshih_tsyganskih_romansov.html ] — «Валенки» были веселой, плясовой песней. Сто с лишним лет назад хит вышел за пределы кочевой субкультуры и зазвучал в кабаках и на городских эстрадах. Зарождающаяся индустрия звукозаписи не прошла мимо шлягера: уже в 1913 году (юбилей, однако!) фирма «Граммофон» выпустила пластинку, где «Валенки» исполнила цыганская певица Настя Полякова, солистка хора ресторана «Яръ». Тиражам диска могут позавидовать нынешние издатели: практически каждый владелец граммофона приобрел эту запись. Спрос был настолько велик, что матрицы с оригиналом, с которых печатались пластинки, быстро износились. Тут уж подсуетились конкуренты «Граммофона»: фирма «Бека-Гранд-Пластинка» уговорила Полякову сделать новую запись и запустила в продажу «авторимейк». В 1914 году в борьбу за рынок вступила питерская компания «Зонофон»: она нашла другую цыганскую певицу Нину Дулькевич, выпустившую те же «Валенки» под другим, но вполне прозрачным заголовком «Ах ты, Коля-Николай». Дулькевич фактически и спасла эту песню от пролетарских запретов. Настя Полякова с братьями Егором и Дмитрием и всем хором «Яра» эмигрировала в Париж, что, конечно, могло привести к запрещению «бездуховных» «Валенок». Однако Нина Викторовна Дулькевич выждала пару лет, пока не утихла борьба «с цыганщиной» в искусстве [ /about/kak/shtar__tsyganskiy_narod_—_eto_zagadka.html ] , и потихоньку вернула «Валенки» в репертуар. Тут и большевики, отправленные руководить культурой, поняли, что ничего страшного в песенке нет. А в 1939 году новую версию «Валенок» записала в гитарном сопровождении Вера Макарова-Шевченко. Дулькевич иногда выступала в одних концертах с Лидией Руслановой [ /about/news/elena_vaenga_ne_pomnyu_kak_skazala_emu_da.html ] — та, конечно, много раз слышала эту песню, но сама не исполняла. Говорят, что идея взять «Валенки» себе пришла Лидии Андреевне на фронте Великой Отечественной, когда она выступала перед солдатами и увидела среди зрителей бойца в дырявых валенках. Вскоре появился руслановский вариант произведения — и быстро стал каноническим. В нем не осталось ничего цыганского, зато появился какой-то несгибаемый русский дух — вот почему «Валенки» стали одной из песен, помогавших дойти до Берлина и победить в войне. В 1943 году Русланова записала «Валенки» на пластинке. Автор: Алексей Мажаев

Инфоурок


Другое

ПрезентацииИсследовательский проект на тему «Валенки». История одной песни»

Исследовательский проект на тему «Валенки». История одной песни»



Скачать материал



«ВАЛЕНКИ». ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ
Исследовательская работа на тему:



Скачать материал

  • Сейчас обучается 56 человек из 32 регионов

  • Курс добавлен 22.12.2022

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 

«ВАЛЕНКИ». ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ
Исследовательская работа на тему:

    1 слайд

    «ВАЛЕНКИ». ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ

    Исследовательская работа на тему:

  • Изучить историю появления песни «Валенки» и проследить ее изменения до наших...

    2 слайд

    Изучить историю появления песни «Валенки» и проследить ее изменения до наших дней для точности передачи художественно образа при исполнении на сцене
    Цель проекта:

  • 1. Изучить историю появления песни

2. Проследить изменения песни от времени...

    3 слайд

    1. Изучить историю появления песни

    2. Проследить изменения песни от времени написания до наших дней

    3. Рассмотреть разные варианты исполнения песни

    4. Найти разных исполнителей песни на протяжении всего времени

    Задачи проекта:

  • Знает взрослый человекЗнает даже маленький – Чтоб зимою не болеть, Носят о...

    4 слайд

    Знает взрослый человек
    Знает даже маленький –
    Чтоб зимою не болеть,
    Носят обувь …

  • Валенки – как русская матрёшка, как пуховый платок – стали национальным симв...

    5 слайд

    Валенки – как русская матрёшка, как пуховый платок – стали национальным символом подлинной России и даже были воспеты в широко известной песне.

    Нынешним современникам трудно поспорить с утверждением о том, что непревзойденной исполнительницей, равно как и автором популярной песни «Валенки» была знаменитая певица нашей отечественной эстрады Лидия Андреевна Русланова.

  • Оказывается знаменитая и популярная песня «Валенки» имеет интересную и давнюю...

    6 слайд

    Оказывается знаменитая и популярная песня «Валенки» имеет интересную и давнюю историю. Начнем с того, что это не русская, а… старинная цыганская плясовая таборная песня, первые упоминания о которой относятся к началу ХХ века.

  • Первой исполнительницей была выдающаяся в то время цыганская певица Настя Пол...

    7 слайд

    Первой исполнительницей была выдающаяся в то время цыганская певица Настя Полякова, даже записавшая песню на пластинку фирмы «Граммофон».

    Но, оказывается, песня «Валенки» звучала совсем по-другому!

  • Новую версию песни записала солистка Большого театра Вера Макарова-Шевченко в...

    8 слайд

    Новую версию песни записала солистка Большого театра Вера Макарова-Шевченко в 1939 году.
    В одних концертах с Макаровой-Шевченко иногда выступала Лидия Русланова (урожденная Прасковья Лейкина-Орешкина) где, конечно, не раз слышала песню «Валенки».

    Новейшая история песни началась в годы Второй мировой войны, когда в составе концертной бригады Лидия Русланова регулярно выезжала на фронт…

  • Однажды, на концерте между боями, Лидия Андреевна заметила, что у одного солд...

    9 слайд

    Однажды, на концерте между боями, Лидия Андреевна заметила, что у одного солдата валенки до того разносились, что почти не держатся.

    Тут ей вспомнилась песня про валенки, которую она много раз слышала. Но исполнила ее Русланова по-новому: в быстром темпе, со свойственным ее голосу раздолью. Песню приняли на «ура» и она осталась в репертуаре певицы, став ее «визитной карточкой».
    «Валенки» пользовались феноменальным успехом и теперь ни один концерт не обходился без ее исполнения!

  • 2 мая 1945 года Лидия Русланова совместно с казачьим ансамблем дала концерт...

    10 слайд

    2 мая 1945 года Лидия Русланова совместно с казачьим ансамблем дала концерт в самом центре Берлина. Песня «Валенки» исполнялась несколько раз на «бис».
    После чего солдаты попросили Русланову расписаться на стене разгромленного рейхстага. Так, рядом с подписями солдат и офицеров, штурмовавших столицу фашистской Германии, появилась и подпись певицы, чьи песни прошли суровыми дорогами войны, вселяя в бойцов веру в победу и помогая громить врага.

  • Если сравнить варианты Насти Поляковой и Лидии Руслановой, то разница очевидн...

    11 слайд

    Если сравнить варианты Насти Поляковой и Лидии Руслановой, то разница очевидна: хоть смысловое содержание песни полностью сохранилось, текст и мелодия были изменены. Поэтому версия «Валенок» Руслановой теперь считается авторской.
    Так сложилось, что простая песня про валенки стала не только частью русской культуры, а ее символом.
    Доказательством этого являются исполнения песни все новыми и новыми артистами.
    «Валенки» есть в репертуаре Надежды Бабкиной, Пелагеи, Марины Девятовой, Надежды Кадышевой, Полины Гагариной и многих других исполнителей.

  • При изучении истории песни «Валенки» мы познакомились с некоторыми вариантами...

    12 слайд

    При изучении истории песни «Валенки» мы познакомились с некоторыми вариантами исполнения песни. Сегодня ее поют не только профессиональные исполнители (Пелагея, П.Гагарина и др.), но и начинающие солисты и коллективы. Причем, не только исполнители народной музыки, но и представители других, порой, совсем неожиданных музыкальных течений (например, рок-музыкант Александр Пушной).

  • Погружение в историю песни «Валенки», позволило глубже прочувствовать смысл и...

    13 слайд

    Погружение в историю песни «Валенки», позволило глубже прочувствовать смысл и настроение этой Великой песни для точности передачи художественно образа при исполнении на сцене.

    Вывод

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 069 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 24.02.2019
  • 208
  • 0
  • 24.02.2019
  • 139
  • 1
  • 24.02.2019
  • 140
  • 0
  • 24.02.2019
  • 284
  • 0

«Музыка», Усачёва В.О., Школяр Л.В.

  • 24.02.2019
  • 249
  • 0

«Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  • 24.02.2019
  • 758
  • 8

«Музыка», Науменко Т.И., Алеев В.В. М.

«Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

  • 24.02.2019
  • 233
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»



  • Скачать материал


    • 24.02.2019


      1830
    • PPTX
      26.7 мбайт
    • 13
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Новоселова Марина Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Новоселова Марина Николаевна

    • На сайте: 4 года и 1 месяц
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3413
    • Всего материалов:

      4

«Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь.»
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить тяжело»

Поменяв «мужика» на «бабу» могла бы поставить эпиграфом к этому моему посту.
Не могу сказать, почему я вспомнила о песне «Валенки», но последнее время она точно втемяшилась мне в голову. Пришлось порыться в Google и поискать там.
Привожу результаты моих поисков.

Валенки — старинная цыганская таборная песня, получившая новую популярность как «русская народная песня» после того, как Лидия Русланова включила её в свой репертуар в 40-х годах XX века.

Песня была популярна ещё в начале XX века как плясовая таборная песня.
И первой ее спела выдающаяся в то время цыганская певица Настя Полякова. «Валенки», исполненные ею в 1913 году для граммофонных пластинок звукозаписывающей фирмы «Граммофон», почти мгновенно разошлись огромными тиражами, пополнив ряды самых ярких шлягеров эпохи.

Когда же матрицы, с которых штамповались пластинки с «Валенками», были совершенно изношены, то Настя Полякова вновь запела эту песню, но теперь уже другому обществу «Бека-Гранд-Пластинка» в Германии, поставлявшему тогда свою музыкальную продукцию в Россию.
Учитывая огромный успех этой записи, годом позже фирма «Зонофон» осуществила запись песни «Валенки» но уже с другим подзаголовком «Ах, ты Коля, Николай». Правда, на сей раз, песня звучала в исполнении не менее знаменитой питерской певицы Нины Дулькевич.

Еще интересная запись советского уже времени, 1939 года — солистка Большого театра, Засл. арт. РСФСР Вера Васильевна Макарова(Шевченко) поет «Валенки»под прекрасный дуэт гитар — Н.М. Алексеева и В.С. Сазонова.

В начале 30-х годов пути двух блестящих исполнительниц русских народных песен — Н.Дулькевич и Лидии Руслановой пересекаются: певицы неоднократно выступали в одних и тех же концертах. Но тогда «Валенки» пела только Нина Дулькевич.
В какой-то момент «Валенки» запела и Русланова.

Песня «Валенки» появилась в репертуаре Руслановой в начале войны и стала ее «визитной карточкой».
По словам Лидии Руслановой, песня сложилась сама собой. Однажды Лидия Русланова пела солдатам и заметила, что у одного молодого бойца валенки до того разносились, что почти не держатся. Тут ей вспомнились саратовские частушки про валенки, и она их спела. Песню приняли на «ура», и она осталась в репертуаре певицы.
Сравнивая варианты на дореволюционной пластинке с исполнением Лидии Андреевны, можно четко сказать: Русланова, оставив смысловую канву, изменила текст и еще более значительно мелодию. Так что руслановские «Валенки» можно вполне считать авторскими.
Из большого количества клипов песни взяла этот. В нем удачный, на мой взгляд, видеоряд с фотографиями.

В годы Великой Отечественной войны Русланова регулярно выезжала на фронт в составе концертной бригады.
Певица вспоминала: «Боевое крещение приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца».
Артисты за время своей работы на фронте не отменили ни одного концерта. Часто бригаде приходилось выступать в госпиталях, землянках и под открытым небом. До войны Руслановой удалось заработать средства, которые она отдала во время войны на производство двух батарей «Катюш», впоследствии отправленных на Первый белорусский фронт.

Весной 1945 года Лидия прибыла в Берлин, в котором все еще продолжались бои.
2 мая 1945 года в Берлине Лидия Русланова совместно с казачьим ансамблем дала концерт у стен рейхстага, продолжавшийся до глубокой ночи. Один из участников ансамбля так описывал свои впечатления: «Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни — кто сибирские, кто про Волгу-матушку…». Чаще всего Руслановой солдаты заказывали песню «Валенки». Для исполнения этой песни певица чаще всего использовала двух гармонистов, однако у Рейхстага ей этого показалось мало. На глаза Лидии Руслановой попался немецкий аккордеон, а среди солдат находился выпускник московской консерватории. Русланова сказала ему: «Ты, милок, сыпь больше мелких ноток, озоруй, соревнуйся со мной. Да встань с табуретки, разверни плечи, пройдись следом за мной. Или не играл в деревне? Не играл, я так и знала. Так учись!».
Русланова вспоминает:

<В поверженном Берлине солдаты попросили Лидию Андреевну Русланову расписаться на стене Рейхстага. Так рядом с подписями солдат и офицеров, штурмовавших столицу фашистской Германии, появилась и подпись певицы, чьи песни прошли суровыми дорогами войны, вселяя в бойцов веру в победу и помогая громить врага.
А перед этим был концерт у Бранденбургских ворот, и она пела по просьбе собравшихся знаменитые «Валенки». Когда её попросили спеть эту любимую в армии песню, она, лукаво подмигнув солдатам, сказала: «А сейчас „Валенки“, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Песню встретили аплодисментами и криками «Ура!», пришлось её повторять неоднократно на бис.
В тот раз Лидия Русланова пела много, откликаясь на все просьбы своих слушателей. Говорят, что после того концерта маршал Жуков вручил певице орден, сняв его со своей груди. Возможно, это легенда.
Но орденом Отечественной войны I степени Русланова на самом деле была награждена Жуковым в Берлине, в августе 1945 года.Правда, в 1947 году, когда над Жуковым «сгустились тучи», орден у певицы забрали, как врученный незаконно.>
В.Рогоза https://shkolazhizni.ru/culture/articles/27828/


Вот, собственно и все о песне «Валенки».
Я не ставила себе целью описывать жизнь Лидии Руслановой, хотя она и стоит того, чтобы узнать о ней больше. Если вы сделаете это — не пожалеете.

Валенки

Валенки

Нынешним современникам трудно поспорить с утверждением о том, что непревзойденной исполнительницей, равно как и автором популярной русской песни «Валенки» была знаменитая певица нашей отечественной эстрады Лидия Андреевна Русланова.

Настя Полякова

Настя Полякова

Оказывается знаменитая и популярная песня «Валенки» имеет интересную и давнюю историю. Начнем с того, что это не русская, а … старинная цыганская плясовая таборная песня. Ее популярность в начале XX века была поистине огромна.

Валенки - Нина Дулькевич

Валенки — Нина Дулькевич

И именно в этот период времени нельзя было найти более или менее известного исполнителя, который бы не включал эту песню в свой репертуар и не исполнял бы ее на своих концертах. А наиболее именитым исполнителям было предоставлено почетное право записать популярную песню «Валенки» на граммофонные пластинки.

И первой это сделала выдающаяся в то время цыганская певица Настя Полякова. «Валенки», исполненные ею в 1913 году для граммофонных пластинок звукозаписывающей фирмы «Граммофон», почти мгновенно разошлись огромными тиражами, пополнив ряды самых ярких шлягеров эпохи самодержавия.

Когда же матрицы, с которых штамповались пластинки с «Валенками», были совершенно изношены, то Настя Полякова вновь запела эту песню, но теперь уже другому обществу «Бека-Гранд-Пластинка» в Германии, поставлявшему тогда свою музыкальную продукцию в Россию. В этом нетрудно убедиться, взглянув на старинные этикетки граммофонных пластинок того времени, о которых идет повествование.

Учитывая огромный успех этой записи, годом позже фирма «Зонофон» осуществила запись песни «Валенки» но уже с другим подзаголовком «Ах, ты Коля, Николай». Правда, на сей раз, песня звучала в исполнении не менее знаменитой питерской певицы Нины Дулькевич.

Нина Русланова

Лидия  Русланова

В начале 30-х годов пути двух блестящих исполнительниц русских народных песен — Нины Викторовны Дулькевич и Лидии Андреевны Руслановой пересекаются: певицы неоднократно выступали в одних и тех же концертах. Но тогда «Валенки» пела только Нина Дулькевич.

Настя Полякова — Валенки 

Но и это еще не конец истории с песней «Валенки», популярность которой не смогли смести «вихри враждебные» революции.

В советское время, а именно, 3 мая 1939 года, солистка Государственного академического Большого театра и Заслуженная артистка Российской Федерации В.В.Макарова-Шевченко в сопровождении гитар записала песню «Валенки» на грампластинку Апрелевского завода.

Нина Дулькевич — Валенки

А Лидия Андреевна записала эту песню только во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. Правда, здесь надо отдать должное яркому и самобытному таланту Лидии Андреевны, которая своим неподражаемым творчеством продлила жизнь этого знаменитого песенного шлягера и Насти Поляковой, и Нины Дулькевич, и Валентины Шевченко…

Лидия Русланова — Валенки

В итоге песня «Валенки» стала неотъемлемой частью песенного репертуара Руслановой, и именно Лидия Андреевна сделала эту цыганскую песню русской, заставив слушателей полюбить ее простые слова.

P.S. Два видеоролика других романсов в исполнении упомянутых певиц Насти Поляковой и Нины Дулькевич я вставила в пост для того, чтобы вы имели представление о голосах этих певиц. К сожалению, исполнения «Валенок» я не нашла.
 

1001material.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Валены, катанки, самокатки, чесанки, валенухи, валежки — как только не называют обувь из овечьей шерсти в России! Но привычной зимней обувью валенки были не всегда: некогда предмет роскоши в крестьянских семьях носили «в очередь», давали в приданое невестам и даже передавали из поколения в поколение. 

Первые валенки на Руси.

Наиболее ранние свидетельства об использовании войлока на территории страны относят к IV веку до н. э. Остатки валяной шерсти археологи нашли в условиях вечной мерзлоты в Пазырыкских курганах Горного Алтая. Народы, живущие здесь, обтягивали ею юрты, из шерсти делали головные уборы и одежду. Историки костюма считают, что кочевые народы изобрели и валяную обувь. А вместе с ними — в годы монголо-татарского ига — валенки появились в русских деревнях и городах.

От штучного товара — до валяльных фабрик.

В XVI–XVII веках валенки валяли в Сибири и нескольких северных областях. Ручной труд был кропотливым, валенки изготавливали долго. Голенище валяли отдельно, а затем пришивали к коротким чуням или пимам — так называли в Сибири короткие шерстяные ботиночки. Цельную обувь научились мастерить в Семеновском уезде Нижегородской губернии в XVIII веке. В деревнях валенки оставались дорогой и ценной обувью — иногда они были одни на всю семью.

Промышленным способом валенки стали изготавливать лишь столетие спустя. В России появились первые валяльно-катальные фабрики, и обувь стала более популярной — и в городе, и в деревне.

Мода из царского дворца.

До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями: в зимние стужи камины не справлялись с отоплением в просторных бальных залах.

Русские валенки — медалисты международных выставок.

В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес — как и русские пуховые платки.

Фабричные валенки с предприятия Митрофана Смирнова из села Неклюдово появлялись на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году. Везде они получили золотые и серебряные медали. Традиционная обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции — в 1919 году в Париже.

Валенки на модных подиумах.

С легкой руки Вячеслава Зайцева традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза. Тогда на показах выступали модели в телогрейках и цветных валенках. После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах. Дефиле в валенках устраивали российские спортсмены на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года и студенты на универсиаде в Китае в 2009 году.

Валенки в российских музеях.

В России открыты четыре музея валенок: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово. Здесь есть и офицерские валенки бурки, которые носили сто лет назад военные милиционеры, и солдатские валенки времен Великой Отечественной войны. На валенках карельских партизан расположены специальные крючки для лыж, а на гусарской теплой обуви из музея Мышкина — шпоры.

Арт-объект «Русский размер».

Самый большой валенок в мире — высотой в шесть метров — сваляли в Санкт-Петербурге. Художница Валерия Лошак работала на протяжении года и потратила на свою валяную скульптуру 300 килограммов овечьей шерсти. На установку шерстяного памятника на набережной Обводного канала понадобилось три дня, его собирали из частей прямо на месте. Войти в арт-объект можно было через специальный вход в пятке, внутри могли поместиться три взрослых человека.

Прежним рекордсменом был валенок из Кинешмы высотой 168 сантиметров. Хранится он в кинешемском Музее валенок.

 

Как валенки попали в песню.

Но менялась или не менялась мода – валенки всегда оставались любимой народной русской обувкой, любимым предметом. Вот, например – много ли народных песен на Руси посвящено простой обуви? Сразу не вспомнишь. «Ох, лапти да лапти, да лапти мои!» Ну, а вторая, конечно – «Валенки». Только происхождение ее мало кому известно.

Оказывается, знаменитая и популярная песня «Валенки» имеет интересную и давнюю историю. Начнем с того, что это не русская, а … старинная цыганская плясовая таборная песня. Ее популярность в начале XX века была поистине огромна. И именно в этот период времени нельзя было найти более или менее известного исполнителя, который бы не включал эту песню в свой репертуар и не исполнял бы ее на своих концертах. А наиболее именитым исполнителям было предоставлено почетное право записать популярную песню «Валенки» на граммофонные пластинки.

 

Первой эту песню в 1911 году в исполнении петербургской певицы Нины Дулькевич записала на грампластинку фирма «Граммофон» под названием «Ах, ты Коля, Николай» и выпустила в продажу под этикеткой для недорогих пластинок «Зонофон», также принадлежавшей этой фирме.

Учитывая успех записи, годом позже фирма «Граммофон» записала эту же песню ещё раз, но уже в исполнении цыганской певицы Насти Поляковой и под другим заголовком — «Валенки».

 

Позже Настя Полякова вновь записала эту песню — теперь уже для общества «Бека-Гранд-Пластинка» в Германии, поставлявшему тогда свою музыкальную продукцию в Россию.

В начале 1930-х годов Нина Дулькевич и Лидия Русланова неоднократно выступали в одних и тех же концертах. Но тогда «Валенки» пела только Нина Дулькевич, а в репертуаре Лидии Андреевны этой песни ещё не было. 

 3 мая 1939 года, солистка Государственного академического Большого театра и Заслуженная артистка Российской Федерации В.В.Макарова-Шевченко в сопровождении гитар записала песню «Валенки» на грампластинку Апрелевского завода.

 

В первые годы Великой Отечественной войны Лидия Андреевна Русланова много выступала во фронтовых бригадах, и именно тогда однажды исполнила «Валенки». Но исполнила по-новому, по-своему, в быстром темпе, со свойственным ее голосу раздольем. В этом исполнении лихая мелодия и бодрые слова роднили песню с фронтовой и стали восприниматься как зовущие к победе, и Лидия Русланова стала постоянно включать эту песню в свой репертуар во фронтовых бригадах, и, по словам очевидцев, песня пользовалась феноменальным успехом у солдат и ее приходилось неоднократно исполнять на бис. С тех пор эта песня прочно вошла в репертуар Л. Руслановой. Еще до окончания войны, в 1943 году, она записала «Валенки» на грампластинку.

 

Песня в исполнении Лидии Руслановой оказалась столь популярной, что в некоторых источниках самой певице стало приписываться авторство, а песня вошла в список военных песен Великой Отечественной войны.

Даже несмотря на то, что 24 октября 1946 года появился Приказ № 115 Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром с требованием «снять из репертуара и изъять из продажи грампластинки с вокальными произведениями, исполняющимися на эстраде под названием старинных и цыганских романсов, а также с искаженными народными цыганскими песнями», «Валенок» этот приказ не затронул. Песня продолжила существование и была признана высокохудожественной и патриотической.

И поныне песня «Валенки» — причем в исполнительской редакции Лидии Руслановой — не забыта и входит в репертуар многих современных певцов.

 

 

По материалам сайтов: culture.ru , cyclowiki.org

Считается, что валенки – исконно русская обувь, но не многие знают, что они пришли к нам из азиатских стран во времена нашествия Золотой Орды.

Прообразом валенок послужили традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии («пимы»), появившиеся еще 1,5 тысячи лет назад.

Город Мышкин одним из первых начал производить валенки в России в XVIII веке (там же с 2000 года работает музей, посвященный этой старинной обуви). С тех пор, как жители небольшого городка создали технологию валяния сапог целиком с голенищем, эта обувь обрела популярность на Руси: во всех крупных городах стали открываться заводы по производству валенок.

Валенки изготавливают вручную из крупного куска валяной овечьей шерсти, придавая им форму сапога путем поколачивания, а затем их сушат в печи. 

Валенки не бывают левыми или правыми: войлок имеет свойство принимать форму стопы, поэтому сапоги из этого материала считаются самыми удобными и теплыми. Так как войлок промокает, традиционно в сырую погоду на подошву надевают резиновые галоши.

До XIX века валенки были дорогим удовольствием: только зажиточные крестьяне могли купить себе пару таких сапог. После запуска производства промышленным способом цена на сапоги уменьшилась, сделав их доступнее для бедного крестьянского населения. 

В начале XX века к сапогам приделали резиновую подошву для бега, чтобы обеспечить русских солдат теплой зимней обувью.

Полная история песни «Валенки»

В 1920-х годах валенки потеряли свою популярность. Чтобы вернуть их на улицы городов, производители прибегли к модным трансформациям: сапоги стали делать из кожи и на низких каблуках. За границей модель называли «русскими сапогами», а Дениза Пуаре, первая икона стиля, жена и муза дизайнера Поля Пуаре, «выгуляла» их еще в 1916 году.

В 1930-х годах традиционный стиль взял верх над русскими сапогами: в моду снова вошли длинные подолы и продажи этой модели обуви за границей упали. Лишь только в 1980-х годах дизайнеры снова обратились к русским сапогам, когда изучали исторические архивы в поисках вдохновения на новые образы.

Оригинальные валенки в отличие от русских сапог были практически неизвестны за пределами России до тех пор, пока на мировом рынке не появились австралийские угги из овчины. Их популярность подтолкнула российских дизайнеров обратить внимание на родные «аналоги». 

Под русскую народную песню «Валенки» в 2009 году дизайнер Вячеслав Зайцев, прозванный западной прессой в конце 60-х годов прошлого века «Красным Диором», продемонстрировал свои модели сапог из войлока в рамках выставки Collection Premiere Moscow. Зайцев собственноручно разрисовал валенки гуашью, украсив их жемчугом и драпировками. В российских СМИ его работа вызвала шквал отрицательной критики, зато «в народе» коллекцию приняли восторженно – валенки получили второе рождение. 

15 января 2018

Источник: https://blog.rendez-vous.ru/glossary/wordbyword/valenki_valenki_ne_podshity_starenki/

Как Лидия Русланова в 1945 году дарила солдатам в Берлине неподшитые валенки?

А перед этим был концерт у Бранденбургских ворот, и она пела по просьбе собравшихся знаменитые «Валенки».

Когда её попросили спеть эту любимую в армии песню, она, лукаво подмигнув солдатам, сказала: «А сейчас „Валенки“, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!».

Песню встретили аплодисментами и криками «Ура!», пришлось её повторять неоднократно на бис. В тот раз Лидия Русланова пела много, откликаясь на все просьбы своих слушателей.

Полная история песни «Валенки» Говорят, что после того концерта маршал Жуков вручил певице орден, сняв его со своей груди. Возможно, это легенда. Но орденом Отечественной войны I степени Русланова на самом деле была награждена Жуковым в Берлине, в августе 1945 года. Правда, в 1947 году, когда над Жуковым «сгустились тучи», орден у певицы забрали, как врученный незаконно. А Георгию Константиновичу и члену Военного Совета 1-го Белорусского фронта К. Ф. Телегину объявили выговоры за то, что вопреки статуту вручили орден не военнослужащему.

Самое удивительное в этой истории то, что Русланова прошла две войны, неоднократно бывала под бомбежками и обстрелами, рискуя жизнью пела на передовой для бойцов, уходящих в бой.

В гвардейском кавалерийском корпусе её мужа генерала Владимира Крюкова воевали две батареи минометов, купленных на её средства.

Среди фронтовиков вряд ли бы нашелся человек, считавший, что орден получен Руслановой не по заслугам.

Полная история песни «Валенки»

С началом Великой Отечественной войны Русланова опять на фронтах. Вот что писал о ней в 1942 году в журнале «Огонек» Валентин Катаев: «Известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова… почти с первых дней войны разъезжает по частям героической Красной Армии, выступая перед бойцами. Она ездит с маленькой группой артистов.

Где только они не побывали! И на юге, и на юго-западе, и на Севере! Они дают сотни концертов. Лес. В лесу еще сыро. Маленький, разбитый снарядами и полусожженный домик лесника. Совсем недалеко идет бой… Осколки срезают сучья деревьев. Прямо на земле стоит Лидия Русланова… На певице мордовский сарафан, лапти. На голове цветной платок — по алому полю зеленые розы.

И что-то желтое, ультрамариновое. На шее бусы. Она поет. Ее окружают сто или полтораста бойцов. Это пехотинцы. Они в маскировочных халатах. Их лица черны, как у марокканцев. На шее автоматы. Они только что вышли из леса и через тридцать минут снова должны идти в атаку. Это концерт перед боем… Вот она закончила песню. Молодой певец подходит к певице.

Он говорит: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло…».

Полная история песни «Валенки»

А после концерта к певице подошел солдатик и извиняющимся тоном сказал, что, спеша попасть на концерт, за ночь отмахал немало километров по вконец разбитой дороге, вот валенки и развалились. Придется от старшины нахлобучку получить, но зато песен наслушался всласть.

Полная история песни «Валенки»

Осенью 1948 года арестовали генерала Крюкова, а затем, на гастролях, и Русланову. Допросы, неправый суд, лагеря. Петь только для лагерной администрации Русланова категорически отказывалась, но в концертах, которые давали заключенные артисты, участвовала. Пианистка Татьяна Николаевна Барышникова, отбывавшая срок вместе с Руслановой, вспоминала о первом таком концерте в колонии:

Полная история песни «Валенки»

После смерти Сталина Русланова и Крюков были освобождены. Вскоре появились афиши первого концерта в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Такого ажиотажа Москва давно не знала. Купить билеты можно было только по великому блату, спекулянтами же они перепродавались за бешеные деньги. В день концерта проезд по близлежащим к залу улицам был парализован, Москва пришла слушать свою Русланову.

Опять были море цветов, несмолкаемые аплодисменты, бесконечные «бис» и требования снова и снова исполнить знаменитые «Валенки». И как когда-то на фронтовых концертах, Лидия Андреевна снова исполняла все просьбы слушателей, и снова её удивительный голос выводил «по морозу босиком к милому ходила».

Давно ушла из жизни великая певица, но звучат и будут еще долго звучать её песни, в которых живет душа народа, выстоявшего и победившего в самой тяжелой войне.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27828/

Полная история песни «Валенки», Музыкальный класс

Полная история песни «Валенки»

Наверное, с тех пор, как появилась возможность делать звукозаписи, появились и первые спорные ситуации в определении авторского права. Песню могут исполнять в разное время разные исполнители, а потомкам потом думай, кто же автор. Взять, к примеру, песню «Валенки», перипетии которой специалистам известны. Немногие знают, что эта «русская народная» песня, вообще не русская. Сейчас про это и поговорим.

Песня «Валенки» — это старинная, таборная песня цыган. Известность в качестве «русской и народной» она получила в 40-ых годах 20 века, после того, как хорошо известная советская певица Лидия Русланова включила ее в собственный репертуар.

Первые упоминания этой песни приходятся на начало 20-го века. Достоверно известно, что это была цыганская песня, но благодаря своей яркости она стала репертуарной и в среде профессиональных певцов. Первая запись песни на грампластинке была создана цыганской певицей Настей Поляковой еще в 1913 году, благодаря фирме «Граммофон». Успех был грандиозный!

Второй раз Настя записала «Валенки» уже для германского общества «Бека-Гранд-Пластинка», чьи грампластинки продавались по всей России.

Успехи пластинки не прошли незамеченными российскими производителями. Фирма «Зонофон» выпускает так же пластинку с песней «Валенки», только под названием «Ах, ты Коля, Николай!». Исполнила песню певица из Санкт-Петербурга Нина Дулькевич.

Третья запись была создана на пластинке Апрелевского завода (Московская область). На этот раз «Валенки» исполнила Вера Макарова-Шевченко, причём Вера пела её под гитару, отчего песня романтизировалась.

Новейшая история песни «Валенки» началась в годы Второй мировой войны. Именно в роковые для миллионов людей годы песня стала хитом советского государства. Песню стала исполнять Лидия Русланова, певица номер один на советской сцене. В ее исполнении, «Валенки» стали очень отличаться от более ранних версий, песня приобрела новые напевы с российским «налётом».

Полная история песни «Валенки»

Лидия Русланова поёт песню «Валеки» фронтовым бойцам…

Песня сразу стала пользоваться бешеной популярностью и певица не раз исполняла её на бис. В 1943 году Лидия Русланова выпустила свою грампластинку. Примечательно, что другие исполнители, пели отныне песню именно на манер Руслановой.

Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году. Судьба известной певицы сложилась не простая: при Сталине ее репрессировали, в годы войны она пела на передовой, в послевоенные годы ее голос знали по всей стране.

Лидия Русланова часто исполняла народные песни и не раз пополняла репертуар забытыми, дореволюционными мелодиями цыганских романсов. Так получилось и с песней «Валенки».

Тем не менее, уточним: если сравнить варианты песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой и той же Насти Поляковой, то очевидна разница. С одной стороны, смысловая канва песни сохранилась полностью.

С другой стороны, текст и мелодия песни были изменены. Именно поэтому, версия «Валенок» Лидии Руслановой теперь считается авторской.

Можно долго спорить, кто же автор «Валенок». Можно сравнивать варианты текстов или мелодий.

Но, надо ли? Сегодня ясно, что история песни Валенки важна не своим началом, а своим концом! Ведь простая песня про валенки, так же как и многие другие российские песни, например, «Очи чёрные» или «Ой, мороз, мороз», стала не просто частью русской культуры, а в большей мере её символом. Недаром, именно эта песня звучала перед разрушенным рейхстагом: Лидия Русланова выступала для солдат-победителей.

Автор – Фатима Ханаева

И ещё добавлю: есть у меня запись неизвестного мне цыганскогог коллектива, там есть песня «Валёнки», так там и поётся с ударением на ё, мелодия очень сильно перекликается с руслановской, слова пополам русские и цыганские, текст тоже примерно совпадает, видимо эту песню Русланова и взяла за основу, добавив ей русского духа и колорита.

В войну песня «Валеки» стала известной и популярной. Но пела её Русланова задолго до войны. Первая пластинка с песней была записана в 1934 году. Я знаю ещё о 3 вариантах записи этой песни в исполнении Руслановой.

Запись с концерта 1953 года, запись на пластинке 1963 года (самая известная под Квартет Назарука), которая в последствии использована на съемках Руслановой на тетевидении в 1971 г.

и запись песни с голубого огонька, к сожалению не знаю точно год, но это уже 70-е, она как раз здесь представлена.

Источник: http://prozvi.ru/isskustvo-dlya-dushi/polnaya-istoriya-pesni-amp-laquo-valenki-amp-raquo-muzykalnyj-klass

История песни «валенки» — наша дискотека — медиаплатформа миртесен

Да, друзья, я решил объединить оба фестиваля. Почему? Дело в том, что итальянский фестиваль был в некоем (быть может творческом) кризисе — имена известные, голоса хорошие, а вот хороших песен — почти нет. Мало того, практически нет и телевизионных записей с того фестиваля. Я (с трудом) выбрал две), которые вы и услышите.

Проходил фестиваль 7-9 марта, всё там же (пока) в Casinò di Sanremo

Первая песня, из выбранных мной (только не смейтесь) — она третья от «зада» из не прошедших в финал. Но, оказывается, не только я, но и публика её заметила и посчитала недооценённой жюри. 

Rossella (Розелла Каначини) с песней —  Qui (Здесь). Чтобы оценить эту певицу по достоинству, надо прослушать эту песню от и до

Вторая песня — песня победитель фестиваля. Поёт её Ива Дзаникки, которая уже побеждала на фестивале с песней  Zingara (Цыганка) в 1969 году. В этот раз песня победитель называлась Ciao cara, come stai? (Привет дорогая, как дела?)

Вторым неожиданно стал Доменико Модуньо. Это было его последнее выступление на фестивале. За свои достижения он был там же награжден Премией Тенко (помните, Луиджи Тенко, который покончил с собой прямо во время фестиваля в 1967 году, а в 1974 была учреждена премия в его честь).

А теперь переходим к фестивалю Евровидение 1974. По традиции, от Италии на Евровидение ехал победитель. На сей раз от традиции отошли и поехала (во второй раз) Джильола Чинкуэтти с песней Si (Да)

Конкурс песни Евровидение 1974 стал 19-м конкурсом песни Евровидение. Он прошёл 6 апреля 1974 года в городе Брайтон (Великобритания) на сцене концертного зала «Доум».

Люксембург не смог провести «Евровидение» второй год подряд по финансовым причинам. Греция дебютировала на конкурсе, а Франция отозвала заявку за несколько дней до начала из-за смерти президента Жоржа Помпиду.

Таким образом, в конкурсе приняли участие 17 стран.

В истории он остался как «конкурсевровидениянакоторомпобедилагруппаабба» После этой победы, от каждого победителя стало требоваться стать такой же суперзвездой, какой стала указанная группа.

И из за того, что получалось это нечасто, Конкурс стали воспринимать, как что то крайне второсортное. Ситуация изменилась с приходом на конкурс стран бывшего СССР, от которых стали посылать по настоящему популярных местных исполнителей.

Но, по крайней мере, два раза в конкурсе побеждали полноценные звезды — Селин Дион и Тото Кутуньо.

Но интрига 1974 года заключалась не в том, что на Конкурс прибыла начинающая группа из Швеции, но и в том, что в Англию прибыли две полновесные европейские звезды — австралийка Оливия Ньютон-Джон, представлявшая Великобританию (она и родилась то в Англии) и итальянка Джильола Чинкуетти. С последней почти все ясно. (на самом деле ничего неясно, но об этом потом). Поговорим о Ньютон-Джон.

Будущей звезде «Бриолина» (1978) в 1974 было 26 лет и она была крайне популярна в Австралии, где ее песни возглавляли чарты и весьма популярна в Великобритании — в 1971 два ее хита попадали в первые десятки национального хит-парада. А в 1974 году вскоре после участия в Евровидении она стала полновесной по всем параметрам звездой — ее песня «I Honestly Love You» вышла на первое место в американском хит-параде «Биллборд». 

На Евровидении она заняла 4ое место.

  • На 3ем месте — Нидерланды, Mouth and MacNeal с песней I See a Star (Я вижу звезду)

Источник: https://retrodiskoteka.com/blog/43857904535/prev

История песни «валенки»

Валенки

Нынешним современникам трудно поспорить с утверждением о том, что непревзойденной исполнительницей, равно как и автором популярной русской песни «Валенки» была знаменитая певица нашей отечественной эстрады Лидия Андреевна Русланова.

Настя Полякова

Оказывается знаменитая и популярная песня «Валенки» имеет интересную и давнюю историю. Начнем с того, что это не русская, а … старинная цыганская плясовая таборная песня. Ее популярность в начале XX века была поистине огромна.

Валенки — Нина Дулькевич

И именно в этот период времени нельзя было найти более или менее известного исполнителя, который бы не включал эту песню в свой репертуар и не исполнял бы ее на своих концертах. А наиболее именитым исполнителям было предоставлено почетное право записать популярную песню «Валенки» на граммофонные пластинки.

И первой это сделала выдающаяся в то время цыганская певица Настя Полякова. «Валенки», исполненные ею в 1913 году для граммофонных пластинок звукозаписывающей фирмы «Граммофон», почти мгновенно разошлись огромными тиражами, пополнив ряды самых ярких шлягеров эпохи самодержавия.

Когда же матрицы, с которых штамповались пластинки с «Валенками», были совершенно изношены, то Настя Полякова вновь запела эту песню, но теперь уже другому обществу «Бека-Гранд-Пластинка» в Германии, поставлявшему тогда свою музыкальную продукцию в Россию. В этом нетрудно убедиться, взглянув на старинные этикетки граммофонных пластинок того времени, о которых идет повествование.

Учитывая огромный успех этой записи, годом позже фирма «Зонофон» осуществила запись песни «Валенки» но уже с другим подзаголовком «Ах, ты Коля, Николай». Правда, на сей раз, песня звучала в исполнении не менее знаменитой питерской певицы Нины Дулькевич.

Лидия  Русланова

В начале 30-х годов пути двух блестящих исполнительниц русских народных песен — Нины Викторовны Дулькевич и Лидии Андреевны Руслановой пересекаются: певицы неоднократно выступали в одних и тех же концертах. Но тогда «Валенки» пела только Нина Дулькевич.

Настя Полякова — Валенки  Но и это еще не конец истории с песней «Валенки», популярность которой не смогли смести «вихри враждебные» революции.

В советское время, а именно, 3 мая 1939 года, солистка Государственного академического Большого театра и Заслуженная артистка Российской Федерации В.В.Макарова-Шевченко в сопровождении гитар записала песню «Валенки» на грампластинку Апрелевского завода.

  • Нина Дулькевич — Валенки
  • А Лидия Андреевна записала эту песню только во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. Правда, здесь надо отдать должное яркому и самобытному таланту Лидии Андреевны, которая своим неподражаемым творчеством продлила жизнь этого знаменитого песенного шлягера и Насти Поляковой, и Нины Дулькевич, и Валентины Шевченко…

Лидия Русланова — Валенки

В итоге песня «Валенки» стала неотъемлемой частью песенного репертуара Руслановой, и именно Лидия Андреевна сделала эту цыганскую песню русской, заставив слушателей полюбить ее простые слова.

P.S. Два видеоролика других романсов в исполнении упомянутых певиц Насти Поляковой и Нины Дулькевич я вставила в пост для того, чтобы вы имели представление о голосах этих певиц. К сожалению, исполнения «Валенок» я не нашла.  

1001material.ru

Источник: https://s30133396333.mirtesen.ru/blog/43772103594

История песни «валенки»

lera_komor

Валенки

Нынешним современникам трудно поспорить с утверждением о том, что непревзойденной исполнительницей, равно как и автором популярной русской песни «Валенки» была знаменитая певица нашей отечественной эстрады Лидия Андреевна Русланова.

Настя Полякова

Оказывается знаменитая и популярная песня «Валенки» имеет интересную и давнюю историю. Начнем с того, что это не русская, а … старинная цыганская плясовая таборная песня. Ее популярность в начале XX века была поистине огромна.

Валенки — Нина Дулькевич

И именно в этот период времени нельзя было найти более или менее известного исполнителя, который бы не включал эту песню в свой репертуар и не исполнял бы ее на своих концертах. А наиболее именитым исполнителям было предоставлено почетное право записать популярную песню «Валенки» на граммофонные пластинки.

И первой это сделала выдающаяся в то время цыганская певица Настя Полякова. «Валенки», исполненные ею в 1913 году для граммофонных пластинок звукозаписывающей фирмы «Граммофон», почти мгновенно разошлись огромными тиражами, пополнив ряды самых ярких шлягеров эпохи самодержавия.

Когда же матрицы, с которых штамповались пластинки с «Валенками», были совершенно изношены, то Настя Полякова вновь запела эту песню, но теперь уже другому обществу «Бека-Гранд-Пластинка» в Германии, поставлявшему тогда свою музыкальную продукцию в Россию. В этом нетрудно убедиться, взглянув на старинные этикетки граммофонных пластинок того времени, о которых идет повествование.

Учитывая огромный успех этой записи, годом позже фирма «Зонофон» осуществила запись песни «Валенки» но уже с другим подзаголовком «Ах, ты Коля, Николай». Правда, на сей раз, песня звучала в исполнении не менее знаменитой питерской певицы Нины Дулькевич.

Лидия  Русланова

В начале 30-х годов пути двух блестящих исполнительниц русских народных песен — Нины Викторовны Дулькевич и Лидии Андреевны Руслановой пересекаются: певицы неоднократно выступали в одних и тех же концертах. Но тогда «Валенки» пела только Нина Дулькевич.

Настя Полякова — Валенки  Но и это еще не конец истории с песней «Валенки», популярность которой не смогли смести «вихри враждебные» революции.

В советское время, а именно, 3 мая 1939 года, солистка Государственного академического Большого театра и Заслуженная артистка Российской Федерации В.В.Макарова-Шевченко в сопровождении гитар записала песню «Валенки» на грампластинку Апрелевского завода.

  • Нина Дулькевич — Валенки
  • А Лидия Андреевна записала эту песню только во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. Правда, здесь надо отдать должное яркому и самобытному таланту Лидии Андреевны, которая своим неподражаемым творчеством продлила жизнь этого знаменитого песенного шлягера и Насти Поляковой, и Нины Дулькевич, и Валентины Шевченко…

Лидия Русланова — Валенки

В итоге песня «Валенки» стала неотъемлемой частью песенного репертуара Руслановой, и именно Лидия Андреевна сделала эту цыганскую песню русской, заставив слушателей полюбить ее простые слова.

P.S. Два видеоролика других романсов в исполнении упомянутых певиц Насти Поляковой и Нины Дулькевич я вставила в пост для того, чтобы вы имели представление о голосах этих певиц. К сожалению, исполнения «Валенок» я не нашла.  

1001material.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://lera-komor.livejournal.com/1324283.html

История песни Валенки

Вариант названия: (Кто «сшил» «Валенки» ?)
Сегодня песню «Валенки-валенки» не услышать по радио и не увидеть ее исполнение по телевидению. Хотя, были времена, когда она была одним из главных хитов в СССР
и звучала, чуть ли не ежедневно. Еще бы! Ведь пела ее певица номер один на советской эстраде Лидия Андреевна Русланова (1900-1973).

Женщина яркого дарования и сложной судьбы. При царствовании «отца народов» она была репрессирована, во время войны выступала на передовой, а в мирное время ее неповторимый голос зазвучал по всей стране.

Она блестяще исполняла народные песни, часто включала в репертуар забытые дореволюционные мелодии из напевов звезд цыганского романса: Вари Паниной, Надежды Плевицкой и других.

«Я зарабатываю сердцем» — характеризовала свое творчество сама Лидия Андреевна. Народ чувствовал это и просто боготворил артистку, слагая о ней легенды. Согласно одной из них, знаменитую вещь «Валенки» Русланова написала сразу после концерта в действующих частях, увидав на бойцах рваные валенки. Это не совсем так.

Первый вариант популярной композиции был записан на пластинку задолго до начала музыкальной карьеры Лидии Руслановой, солисткой хора ресторана «Яръ» Настей Поляковой. Случилось это приблизительно в 1913 году. На конверте пластинки было указано, что Настя является и автором «песенки».

Сейчас трудно оценивать достоверность данного факта, но то, что в царской России Полякова была настоящей звездой – безусловно. Ее братья Егор и Дмитрий создали хор Поляковых, который, как уже упоминалось, «звучал у «Яра».

Практически в первые месяцы после октябрьского переворота цыганская семья в далеко не полном составе эмигрировала из России во Францию, где они собрали новый хор, «уже не такой большой, но хороший». В 20-е годы ему не было равных во всем Париже.

Димитриевичи еще колесили в своем фургоне по соседним странам, а Поляковы уже срывали громовые овации в «Кавказском погребке» и «Эрмитаже». Настя с успехом гастролирует по Европе: Германия, Австрия, Югославия. В США она дает концерт в Белом Доме для президента Рузвельта. Правда, последний, по отзывам очевидцев, «ничего не понял».

Вот какой цыганский клан! Хоть роман пиши! Но стоп.
Рассказ о знаменитой семье «кочевников» увел нас в сторону от заявленной темы – истории песни «Валенки».

Так кто же автор? Полякова? Русланова? Народ?
Сравнивая варианты на дореволюционной пластинке с исполнением Лидии Андреевны, можно четко сказать: Русланова, оставив смысловую канву, изменила текст и еще более значительно мелодию. Так что руслановские «Валенки» можно вполне считать авторскими.

Она часто пела их на передовой, когда осколки буквально «резали ветки деревьев» над ее головой. Но Лидия Андреевна была не из пугливых. Вместе со страной своим искусством она приближала победу, и этот день настал.

В мае 1945 года, через несколько дней после капитуляции Германии, она пела для наших солдат на ступенях разгромленного рейхстага. «Ее знаменитые «Валенки» прозвучали в том памятном концерте как гимн русскому воину, его душевной стойкости, мужеству и неиссякаемому оптимизму» — описывал это событие корреспондент Ю.Бирюков.

Имя и творчество Лидии Андреевны Руслановой не должны уходить в забвение. Ее песни – были частью эпохи в жизни великой страны. Давайте помнить…

Источник: http://www.shanson.info/press/istoriya-pesni-valenki.html

Великая певица Победы и узница ГУЛАГа — Лидия Андреевна Русланова

Фото 1

27 октября 1900 года родилась исполнительница народных песен легендарная Лидия Андреевна Русланова. В шесть лет она запела. В семнадцать — стала знаменитой.

Фото 1а

В тридцатые годы ее популярность достигла невероятных размеров. Песни в ее исполнении в те годы знали и пели буквально все.

Фото 1б

Неподражаемый талант Руслановой придавал особый колорит и выразительность всему, что бы она ни исполняла.

Федор Шаляпин, однажды услышав по радио трансляцию концерта Руслановой из Москвы, был настолько поражен, что тут же написал письмо известному советскому конферансье Александру Менделевичу: «…

Опиши ты мне эту русскую бабу. Зовут ее Русланова, она так пела, что у меня мурашки пошли по спине… Поклонись ей от меня».

Фото 2а

Лидия Русланова прошла через три войны. В Первую империалистическую она поехала в санитарном поезде сестрой милосердия. Во время Финской войны — выступала перед бойцами с концертной бригадой. Вторая мировая была ею пройдена от начала до самого Берлина. На свои собственные средства Лидия Андреевна купила и подарила фронту две батареи «Катюш».

Фото 2б

Популярность Руслановой среди солдат была поистине феноменальной. Ее «Валенки», «Степь да степь кругом», «Катюша», «По диким степям Забайкалья» слушались и распевались на всех фронтах. По словам Лидии Руслановой, песня «Валенки» сложилась сама собой.

Однажды она пела солдатам и заметила, что у одного молодого бойца валенки до того разносились, что почти не держатся. Тут ей вспомнились саратовские частушки про валенки. Задорный мотив и слова – прибаутки были приняты на «ура».

Песня стала считаться визитной карточкой в репертуаре певицы.

Фото 3 – выступление Лидии Руслановой на ступенях Рейхстага

Второго мая 1945 года в поверженном “логове фашизма” состоялся грандиозный праздничный концерт. Когда на ступеньки еще дымящегося Рейхстага вышла Лидия Русланова, огромное пространство площади буквально взорвалось от радостного восторга слушателей.

Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Под аккомпанемент нескольких сотен гармонистов фронта, казалось на весь Берлин, грянули знаменитая песня, как символическая точка в законной и праведной Победе.

  • Тот триумфальный концерт Лидия Андреевна считала самым главным в своей жизни.
  • Фото 3а

Она была очень гордым и независимым человеком, с невероятным талантом и страстностью исполнения, внутренней силой духа. Однажды Леонид Утесов сказал о Руслановой: «Лидии не нужно звание, у нее есть имя».

Фото 4

Приглашенная на Новый 1948 год к уже опальному Георгию Константиновичу Жукову, Лидия Русланова у порога вынула из пакета двух подстреленных тетеревов и громко произнесла: «Желаю тебе, наш Великий Победитель, чтобы все твои враги выглядели точно так же, как эти две птицы!». Говорят, что певица громогласно назвала маршала Жукова — «Георгий Победоносец».

Фото 5

25 сентября 1948 года Лидию Русланову арестовали по обвинению в антисоветской деятельности и буржуазном разложении. У нее были обнаружены 208 бриллиантов, изумруды, сапфиры, антикварная мебель, более 130 полотен известных русских художников.

На вопрос следователя: «Откуда у нее такое богатство?» — певица честно ответила: «Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен. А скупкой бриллиантов и других ценностей я стала заниматься с 1930 года, и, признаюсь, делала это не без азарта».

  1. Русланова пропала с эстрады, ее песни перестали транслировать, а в одном из лагерей ГУЛАГ появилась заключенная № 5380.
  2. Фото 5а

Лидия Русланова давала концерты и в исправительно-трудовом лагере.

Во время одного из концертов, после исполнения первой песни, переполненный заключенными зал молчал, так как аплодисменты были запрещены начальником.

В полной тишине Русланова спела вторую песню, и проделала это с такой силой, страстью, отчаяньем, что зал не выдержал. Первым поднял руки начальник лагеря, за ним загремел от восторга весь зал.

С июля 1950 года ее перевели в знаменитую Владимирскую тюрьму, в которой певица пробыла до августа 1953 года.

Неоднократно тюремное начальство просило Русланову спеть на праздничном вечере, на что она, выразительно глядя на решетку, отвечала: «Соловей не поёт в клетке». К тому времени умер Сталин, арестовали Берию.

Но самое главное, маршал Жуков стал заместителем министра обороны СССР, и лично участвовал в оправдании Руслановой и освобождении.

Фото 6

После реабилитации Лидия Андреевна вновь вернулась на эстраду. Правда, делала она это все реже, так как за годы, проведенные в тюрьме, серьезно повредила голос.

Фото 7  — певица Лидия Русланова на концерте в Ростове

Последнее ее выступление проходило в сборном концерте на огромном стадионе в Ростове в августе 1973 года. Знаменитая Лидия Русланова выехала на дорожку стадиона на открытом грузовике. Все зрители в едином порыве поднялись со своих мест, и певице пришлось проехать лишний круг, чтобы все желающие смогли ее увидеть.

Вернувшись после концерта в Москву, она внезапно слегла и вскоре скончалась. Был сентябрь 1973 года. Похоронили легендарную певицу на Новодевичьем кладбище.

  • В настоящее время во многих регионах России: в Волгограде, Саратове, Пензе — в память о великой певице проводятся конкурсы народных песен имени Лидии Руслановой.
  • Фото 7а — юная Маша Исайкина из Балашова, победитель VIII всероссийского конкурса исполнителей народной песни имени Лидии Руслановой (детская группа)

Источник: https://top-voprosov.ru/people/velikaya-pevica-pobedy-i-uznica-gulaga-lidiya-andreevna-ruslanova

  • Рассказ о народной игре 2 класс
  • Рассказ о настольном теннисе
  • Рассказ о народной и литературной сказке 5 класс подготовить
  • Рассказ о население земли
  • Рассказ о народе чукчи