В 2021 году День народного единства в России отметят уже в 16‑й раз. Несмотря на это в большей части написанных о нём, начиная с 2005 года, и серьёзных, и не очень текстов, звучат одни и те же вопросы — что означает «новый» праздник, для чего он нужен, что лучше делать 4 ноября: сидеть за столом, а может быть участвовать в митингах? VATNIKSTAN постарался собрать точки зрения на любой вкус. Итак, День народного единства 4 ноября существует, потому что…
Так сложилось исторически
Про то, что такое Смутное время, большинство, хотя бы примерно, помнит со школы. Для тех, кто подзабыл, в 2007 году «при государственной финансовой поддержке федерального агентства по культуре и кинематографии РФ» сняли просветительский экшн «1612» с Андреем Федорцовым (Вася Рогов из «Убойной силы») в роли Минина и Михаилом Пореченковым в роли Пожарского.
Режиссёр Валерий Хотиненко очень постарался сделать фильм нескучным: добавил выдуманных романтических героев, любовную линию и музыку одного из лучших кинокомпозиторов Алексея Рыбникова. Основная задача, которая, судя по всему, стояла перед создателями — показать, что в смуту все были разобщены, и потому было плохо, но потом все объединились, прогнали врагов и стало хорошо, а заодно развлечь зрителя нулевых.
Но почему именно 4 ноября? В пояснительной записке к проекту закона, который провозгласил пришествие в календарь новой важной даты, говорилось:
«4 ноября 1612 г. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Не все, однако, согласились с предложенными доводами. К примеру, историк Владислав Назаров в написанной по горячим следам статье «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005» года, опубликованной в журнале «Отечественные записки» (№ 5, 2004) привёл множество аргументов против и в конце посетовал:
«…законодатели поставили нас в трудное положение. Как без натяжек и вранья объяснить школьникам, студентам, всем, кто неравнодушен к российской истории, что же за акт народного единения свершился в 1612 году <…> и почему после „окончания Смуты“ русские люди еще целых шесть лет продолжали сражаться друг с другом и воевать с захватчиками?»
Не станем слишком углубляться в существующие вокруг 4 ноября острые исторические дискуссии. Так или иначе, если неявной целью превращения этого, прежде формально обычного дня в красный было подхлестнуть интерес к истории России начала XVII века, затея вполне удалась.
Мы привыкли что-то праздновать в это время
Ещё в 1649 году царь Алексей Михайлович придумал отмечать день Казанской иконы Божьей матери осенью — 22 октября по старому и 4 ноября по новому стилю, а не только летом, как раньше. С одной стороны, потому что именно с этой иконой в Китай-город, как считается, вошёл Пожарский. С другой, потому что в 1648 году, 22 октября (4 ноября) у царя родился первый сын — царевич Дмитрий Алексеевич.
С приходом советской власти праздник в честь иконы был упразднён, но почти сразу появился новый — что интересно, с разницей всего три дня. Постановление Президиума ЦИК СССР от 26 октября 1927 «О праздничных днях, посвящённых годовщине октябрьский революции, и об особых днях отдыха» строго гласило:
«Годовщина Октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней — 7 и 8 ноября. Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР»
«Воспрещение работ» — то, к чему привыкнуть легко, а отказаться трудно. Поэтому после распада СССР граждане уже без идеологической нагрузки продолжали отдыхать 7 ноября в течение 14 лет. Не все заметили, что в 1996 году формальный повод сменился на «День согласия и примирения». Выходной есть выходной.
А когда в 2005 году «согласие» заменили на «единство», многие восприняли это как очередной идеологический приём, в действительности направленный на то, чтобы в ноябре продолжал оставаться денёк, который можно провести на своё усмотрение. По результатам опроса, который осенью 2020 года устроил фонд «Общественное мнение», большая часть населения страны (71%) относится к Дню народного единства не как к празднику, а просто свободному дню.
Можно собраться компанией единомышленников
Судя по публикации в одном из старейших отечественных онлайн-изданий «Newsru.com» от 4 ноября 2005 года, первый в истории День народного единства ознаменовался коммуникацией широких масс, чему активно способствовали носители самых разнообразных политических соображений.
Так «Единая Россия» провела митинги, шествия, концерты и спортивные мероприятия. ЛДПР тоже митинговали, а заодно подкормили своих сторонников — на митинге трудились походные кухни, предлагая всем желающим кашу с тушёнкой.
Представители национал-большевизма предпочли пошуметь: в компании ударных инструментов и громких лозунгов прошлись по Москве маршем. «News.ru» информировали:
Участники марша прошли под барабанный бой, скандируя: «Слава империи!» и «Русский, вставай». В руках у них флаги и плакаты с надписями: «Русские идут» и «Русские, вперёд!»
Отдельные граждане периодически «приветствовали» шествие дымовыми шашками, петардами и наполненными водой презервативами. Сообщали и о задержанных, которых, правда, как пишут, было немного — всего пара человек.
Таким образом, в целом всё прошло мирно, и народные гуляния на 4 ноября стали традицией. А любая традиция требует осмысления — в том числе средствами комедии и массовой культуры.
В 2008 году команда КВН исторического факультета Ярославского Государственного Университета «DasISTfak‘t» показала в финале Рязанской лиги скетч о концерте ко Дню народного единства. По сюжету организатор концерта просит Николая Расторгуева после выступления сказать что-нибудь о любви к России. Лидер «Любэ» отказывается, мотивируя это тем, что аудитория его не услышит:
«Там вся площадь — „Наши“, „Молодая гвардия“, „Местные“. Им же наплевать, что я скажу. Они стоят, флагами машут, глаза стеклянные, семена им кинь — они клевать будут».
Дальше Расторгуев беседует с участницей митинга — школьницей, которая не ходит на учёбу, потому что митинги каждый день, зато любит Россию. Артист возмущается:
«Устроили из нормального Дня народного единства какой-то непонятный псевдопатриотичный шабаш».
Видео сценки приобрело определённую популярность в сети. Многие обратили внимание, что, когда в 2009 году «DasISTfak‘t» показали этот же скетч на Первом канале в рамках Премьер-лиги КВН, он стал существенно короче. В частности, исчезли названия молодёжных организаций (теперь просто «группа подростков») и упоминание самого Дня народного единства.
Конечно, необязательно участвовать в народных гуляниях и концертах — можно провести время дома, за праздничным столом. В выпуске от 6 ноября 2010 года популярной в нулевые публицистическо-юмористической программы «Прожекторперисхилтон» это попробовали сделать её ведущие и приглашённые гости.
Застольная беседа ожидаемо свелась тому, как надо отмечать праздник. И, также ожидаемо, к чему-то конструктивному прийти не удалось — в лучшем случае получалось об этом пошутить, в худшем происходило зашучивание темы и постепенный уход от неё в веселье ради веселья — всё тот же выходной ради выходного:
— Надо дарить что-то, что бы объединяло людей…
— Клей, наручники? Скотч можно. <…>
— Нас может объединить любовь друг к другу…
— И баня. <…>
— Очередь, например, объединяет людей.
— А очередь в баню?
— А очередь в баню — это вообще вершина.
Сегодня этот выпуск кажется интересным слепком времени, собравшим некоторые его важные приметы. Получается, уже в 2010 году вопрос «как отмечать День народного единства?» был чем-то вроде риторического застольного софизма, который обязательно озвучить, но подобрать к нему универсальный ответ — и невозможно и, в общем-то, не очень нужно.
Надо помнить историю, а единение — это важно
В 2015 году, во время выступления на форуме «Сообщество», Владимир Путин поделился с собравшимися, что, когда праздник только появился, он тоже не понимал, зачем он нужен. Но потом осознал — для того, например, чтобы остановиться и подумать:
«…многие в нашей стране, когда этот праздник воссоздавали, и я в том числе, тогда думал: „Это ещё что такое, это зачем? Что у нас, праздников мало, что ли?“ <…> Теперь я отчётливо осознаю и прекрасно понимаю, что такой праздник нам нужен. Потому что очень важно <…> остановиться раз в году, вспомнить, что и когда с нами было, что и когда с нами происходило, что связано с нашими победами и триумфами, а что с поражениями и трагедиями».
Развивая свою мысль, Путин подвёл к тому, что, чем больше единения, тем больше побед, и что в основе всех деяний должна лежать любовь к Родине. Таким образом президент составил формулу успеха: знание истории + единство + патриотизм = хорошо для России. Понятно, что, если хотя бы одно слагаемое убрать — уравнение не получится. И естественно, что внедрение этих слагаемых в массы лучше всего начинать с молодёжи.
Ко Дню народного единства 2016 года программа «Вечерний Ургант» подготовила эксперимент — спросили у школьников об истории праздника. Ответы предсказуемо вышли экстравагантными.
— Что это такое за праздник?
— Это когда все города России объединились и отвоевали землю от польцев.
— Городами кто-то руководил? Были герои этого праздника?
— Были. Михалков. И ещё какой-то… По-моему, Саша.
— Они участвовали в войне, чтобы спасти Москву от африканцев.
— А в каком году африканцы нападали на Москву?
— В 2005 году.
Ничего удивительного в том, что младшие школьники не могут толком рассказать о Смуте — ведь её изучают в средней школе. Судя по всему, дело было так: ребятам дали информацию, они её зазубрили и пересказывают на камеру. Но даты и факты для детей не наполнены содержанием — они не осмыслены, а заучены, как тарабарщина.
Получается, пресловутое «молодёжь не знает историю» — это не сама проблема, а следствие того, что с детства научили зубрить, а не размышлять. Не имея представления о том, кто такие поляки, легко превратить их в африканцев — какая разница, главное, что не наши, а чужаки из-за границы.
Дальше — про единство:
— Что сказали Минин и Пожарский, чтобы объединить всех?
— Граждане страны, на нас напали поляки, давайте все объединимся и создадим большой полк, — на ходу импровизирует мальчуган нечто, напоминающее объявление на вокзале.
Каков вопрос — таков ответ. Разумеется, без призывов не обойтись, но сам по себе лозунг «надо быть единым народом» ничего не несёт. Что значит надо? А как этого добиться? Вряд ли ведущий сам смог бы здесь ответить лучше ребёнка. Начинать нужно не с того, чтобы запомнить набор слов «объединились и победили», а с размышлений о том, что такое единство и как его достичь.
В общем, стоит почаще вспоминать хороший совет президента про остановиться и подумать. Информация без её осмысления не позволяет мозгу её применять. А значит — не имеет значения.
Можно делать необычные заявления и наряжаться патриотично
День народного единства 2018 года геронтолог Игнат Пенкин выбрал для того, чтобы встретиться с журналистами и призвать к единению для отказа от пенсионных накоплений:
«Я как учёный-геронтолог ответственно заявляю: пенсия для народа не нужна. Более того, она опасна и вредна. Для человека, который привык к деятельности пенсия является настоящим стрессом. Он начинает болеть, деградировать, его жизнь становится короче. Поэтому сегодня, в День народного единства, я предлагаю всем нам объединиться и отказаться от пенсии раз и навсегда, чтобы жить долго и счастливо».
Правда, Игнат Пенкин — не настоящий учёный, а персонаж эпизода «День народного единства» из сериала «След». Тем не менее, использовать праздничный день для того, чтобы тебя услышали — хорошая идея. Но нужно быть готовым к ответственности за свои слова: сразу после скандального выступления Пенкина в полицию позвонил аноним и сообщил, что геронтолог будет убит.
Видимо, безопаснее не говорить, а петь, заодно одевшись по-праздничному. В том же 2018 году организация «Патриотки РФ» выпустила ко Дню народного единства музыкальный клип. В нём три девушки в облегающих платьях — белом, синем и красном — гуляют по Москве, водят хороводы с прохожими и собирают их на Красной площади, заставляя подпевать патриотической песне:
«Вместе мы развиваемся, вместе мы поднимаемся, вместе мы правда, вместе мы сила, вместе мы семья. Вместе нам не страшны враги, вместе нас Бог убереги, наше единство — гордость России, вместе ты и я».
В интервью «Огоньку» (№ 18 от 18 апреля 2016 года) «Патриотки» рассказали о своих больших планах на медиа, в частности, о реалити-шоу «Передовой отряд патриоток», и понадеялись, что скоро их позовут на Первый канал. Пока ждут.
Он подходит, чтобы баюкать малышей
Удивительно, но День народного единства настолько универсальный праздник, что даже помогает поскорее уснуть. По крайней мере, так решили создатели программы «Спокойной ночи, малыши», в 2015 году сделав выпуск, посвящённый 4 ноября. Мишутка и Каркуша бодро шпарят, подглядывая в учебник, не забывая комментировать прочитанное эмоциональными вздохами:
— Вставай, Коломна, вставай, Кострома, вставай, Ярославль. Я, Кузьма Минин, житель Нижнего Новгорода, призываю вас, города русские, встать на защиту Родины своей всем миром. Ооооо!
— А тебя, воевода Дмитрий Пожарский, просим: встань во главе войска народного, защити Москву.
— Во, как написано!
— Дааааа!
Незаметно к зверушкам подкрадывается певец Дмитрий Маликов и продолжает рассказ, но уже по памяти. «Вы это знаете?» — удивляется Мишутка. «Конечно, нужно же знать свою историю» — как ни в чём не бывало объясняет Маликов.
Следующие пару минут уходят на то, чтобы обсудить памятник Минину и Пожарскому, деньги на который собирали «всем миром». Затем мультфильм, почему-то «Фиксики — серия о том, как писать секретные письма невидимыми чернилами. Может быть, намекали на то, что народное единство — это тоже такая вещь, о которой чужим нельзя рассказывать, а только своим?
Жизнь без праздничной пустоты не нужна
О сакральной роли праздников как таковых написано и сказано немало. В статье «Праздник» из энциклопедии «Мифы народов мира» издательства «Советская энциклопедия» филолог Виктор Топоров отмечает важность пустоты, «порожнести» (отсюда и слово «праздник») дней, не занятых делами. Человек погружается в состояние, «когда время останавливается, когда его нет» — здесь вновь можно вспомнить президентский наказ делать остановки для размышлений.
Широко известна разошедшаяся на мемы цитата Егора Летова о праздниках из интервью после концерта группы «Гражданская Оборона» в клубе «Б1» 26 мая 2007 года. По соображениям официальной морали мы не можем прикрепить здесь ссылку на видео, зато можем привести расширенный вариант цитаты, «запикав» опасные места квадратными скобками:
«…ради чего люди идут на смерть, почему они прыгают с парашютом, почему они идут в наёмные солдаты, в экстремальные точки едут и так далее. Ради определённого праздника. Ради праздника с большой буквы, экстремально-экзистенциального какого-то, мистического праздника. Потому что, если праздника нет, эта жизнь [нафиг] не нужна».
Стоит ли причислять День народного единства к области экзистенциального — вопрос открытый. Но даже если нельзя, но хочется, в ваших силах провести 4 ноября в интересующем вас духе. В конце концов, если день в календаре есть, надо же что-нибудь с ним делать.
Читайте также «Судьбы первого поколения постсоветских президентов».
Поделиться
Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)
День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).
В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.
Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.
Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.
Материалы по теме в Журнале Calend.ru:
Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»
О происхождении самого молодого российского праздника, об исторических событиях и истоках важной даты рассказала Светлана Анатольевна Гонтарь — ведущий методист по истории и обществознанию Центра продвижения АО «Издательство «„Просвещение“». Материал поможет вам расставить акценты, на которые важно обратить внимание, рассказывая об истории праздника. В конце статьи — презентация с полезными тематическими ссылками.
Памятники и символы
Икона Казанской Божьей матери
День народного единства — уникальный официальный государственный праздник, который совпадает и с церковной датой — Днем иконы Казанской Божьей матери. Со времен первого царя Романовых, Михаила Федоровича, на Руси почитают Казанскую икону Божьей матери. В народной памяти она связана с освобождением Москвы от польско-литовских интервентов войсками земского ополчения. В 1579 году икона была обретена в Казани. Богоматерь явилась девочке Матроне и указала ей место, где будет найдена чудотворная икона, которая спасет Россию от иноземных захватчиков.
В 1611 году после тайного воззвания патриарха Гермогена список чудотворной иконы был взят в поход казанской дружиной, а затем передан дружинам северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшего на освобождение столицы от поляков. Именно с этой иконой русские войска под командованием князя Пожарского 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года освободили Китай-город от поляков, а спустя несколько дней сдался и польский гарнизон Кремля.
4 ноября — уникальный праздник, в котором сочетаются и церковная дата, и событие государственного уровня. И только такое единение, в том числе и духовное, позволило спасти Россию в то тяжелое время.
Судьба иконы очень непроста. В 1904 году она была похищена. Преступников поймали, но саму икону, к великому несчастью, они уже уничтожили. Но в 2004 году, накануне введения нового праздника в России, Папа Римский Иоанн Павел II обратился к патриарху Алексию II, чтобы передать обретенную в Ватикане икону. Специалисты установили, что эта икона — одна из подлинных, которые были в списке иконы Казанской Божией матери.
Соборы в Москве и Петербурге
|
|
Среди памятников, которые связаны со смутным временем, стоит отметить Казанский собор на Красной площади в Москве, воздвигнутый на средства князя Пожарского, и построенный почти через 200 лет после событий Смутного времени кафедральный Казанский собор в Петербурге. Именно в соборе Петербурга перед иконой Казанской Божьей матери молился Михаил Кутузов до того, как отбыть в армию для борьбы с Наполеоном — еще одним внешним врагом.
Памятник Минину и Пожарскому
«Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу. Вот, — думаю я, — вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой родине <…> Завидный удел! Счастливая участь!»
Первоначально памятник был установлен в 1818 году в самом центре Красной площади. А в 30-е годы он был перенесен к храму Василия Блаженного.
Смутное время. Россия на грани распада
К 1611 году Москва была занята польским гарнизоном, который фактически захватил власть в столице. Польский король Сигизмунд III из осажденного Смоленска отдавал распоряжения по всей России, удерживал в плену посольство из московских людей, почти вся северо-западная часть страны находилась в руках шведов, шайки казаков грабили русские земли. Именно тогда и проявились лучшие качества нашего народа, который взял дело спасения страны в свои руки.
Перед началом Смуты правил царь Федор I Иоаннович. В 1580-х — начале 1590-х годов оборону Москвы усилило третье (после Кремля и Китай-города) кольцо стен — вокруг Белого города. Строителем его был «каменных дел мастер» Федор Конь. В 1591–1592 годах вокруг столицы по инициативе Бориса Годунова сооружается четвертая линия укреплений — Скородом, или Земляной город.
Что предшествовало Смутному времени?
Смерть царевича Дмитрия
15 мая 1591 года в Угличе погиб царевич Дмитрий — младший сын Ивана Грозного, возможный наследник престола. Позже все самозванцы выдавали себя именно за царевича Дмитрия. И это течение самозванства — отличительная черта Смутного времени — в нем выражены не только тяжелейшее положение страны, но еще и надежды простых людей на доброго царя.
Царевич Дмитрий был рожден в шестом браке Ивана Грозного. Этот союз не был освящен церковью, поэтому Дмитрий считался незаконнорожденным, а следовательно, исключался из возможных претендентов на престол. Официальное расследование пришло к выводу, что царевич погиб в результате несчастного случая. А многие современные историки, вопреки распространенному мнению, считают, что Борис Годунов не был причастен к гибели царевича Дмитрия.
Великий голод
Голод, который длился с 1601 по 1603 годы, унес жизни тысяч людей. Считается, что в одной только Москве погибло около 127000 человек.
«Гибло множество в неизъяснимых муках голода. Везде шатались полумертвые, падали, издыхали на площадях. Москва заразилась бы смрадом гниющих тел, если бы Царь не велел, на свое иждивение, хоронить их, истощая казну и для мертвых. Приставы ездили в Москве из улицы в улицу, подбирали мертвецов, обмывали, завертывали в белые саваны, обували в красные башмаки или коты и сотнями возили за город в три скудельницы, где в два года и четыре месяца было схоронено 127000 трупов, кроме погребенных людьми христолюбивыми у церквей приходских. Пишут, что в одной Москве умерло тогда 500000 человек, а в селах и в других областях еще несравненно более, от голода и холода: ибо зимою нищие толпами замерзали на дорогах».
Н. М. Карамзин
«История государства Российского»
В народе поползли упорные слухи, что голод — «кара Божья» за то, что царем стал Борис Годунов (в том числе — за гибель царевича Дмитрия). А еще существует любопытная версия, согласно которой, голод в Москве в начале XVII века был спровоцирован извержением вулкана Уайнапутина в Перу.
Оккупация территорий
Почему мы так празднуем дату освобождения Москвы? Масштаб будет виден на карте. Взгляните, какие наши территории были официально заняты интервентами:
Нажмите на изображение, чтобы изменить масштаб
Источник: Энциклопедия WikiWhat
После окончания смутного времени очень многие территории были потеряны и предопределили внешнюю политику России вплоть до XVIII века.
«Свержение царя Василия было последним ударом московскому государственному порядку. Появление Вора уничтожило государственное единство и поделило страну между двумя правительствами. Падение Тушина подало было надежду на восстановление этого единства, а падение Шуйского уничтожило всякое правительство. Страна имела лишь претендентов на власть, но не имела действительной власти. Западные области государства были заняты шведами, которые захватили после Клушинской битвы Новгород, и поляками, которые осаждали Смоленск и занимали Северскую землю. Юг московский был в „воровстве“, то есть в полной анархии; под столицей стояли два вражеских войска — Вора и гетмана Жолкевского. Остальные части государства не знали, кого им слушать и кому служить. В Москве по свержении Шуйского боярская дума приняла на себя роль временного правительства и пожелала созвать выборных из городов для царского избрания. Но города плохо слушали это правительство и выборных не посылали. Очевидно, что и бояре не были настоящей властью. Таково было в 1610 году положение Московского государства».
С. Ф. Платонов
«Смутное время. Очерки истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве в XVI-XVII вв»
Роль православной церкви
В 1579 году патриарх Гермоген стал свидетелем настоящего большого чуда (чудесного явления образа Казанской Божьей матери) и пронес этот мистический опыт через всю жизнь. Вот она, главная опора будущего «твердого стояния» его в вере.
«Просите у бога милости и призывайте на помощь крепкую нашу заступницу, и святых и небесных сил, и всех святых и отринути от себя женскую немощь, и воспринять мужескую храбрость, и стояти противо врагов божыих и наших губителей крепко, уповая и на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых, понеже с нами Бог и заступленье пречистые Богородицы и молитвами всех святых, и поотринути от себя всякое зло».
Из послания патриарха Гермогена
И конечно, когда мы говорим о Смутном времени, то обязательно должны рассказать об обороне Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев — с сентября 1608 по январь 1610 года.
Кроме того, что это был духовный центр, это был еще и стратегически важный пункт, который контролировал дорогу на север из Москвы. Полякам было важно захватить монастырь, чтобы полностью изолировать столицу.
Герои Смуты
Михаил Скопин-Шуйский
Михаил Скопин-Шуйский Был племянником царя Василия Шуйского. Возглавляемые им войска сняли осаду с Троице-Сергиевой лавры, обратили в бегство поляков гетмана Я. Сапеги. 12 марта польские полки вступили в столицу. Но как только подъехал Скопин-Шуйский, люди бросились на землю, стали бить челом перед князем и плакать от радости.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Во главе ополчения в Смутное время стали честные люди — только они смогли повести за собой народ. По преданию Козьме Минину трижды являлся Сергий Радонежский: «И еще сказал ему Преподобный: „Старшие не возьмутся за такое дело, но младшие начнут его, начинание их будет делом благим и придет к доброму завершению“».
«Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жён и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником»
Архимандрит Печерского монастыря Феодосий и нижегородцы пришли к князю Дмитрию Пожарскому, «который лежал от ран. И били ему челом со слезами, чтобы он ехал в Нижний Новгород и встал за православную христианскую веру и помощь бы оказал Московскому государству» (из «Нового летописца»).
Где узнать еще больше про Смутное время?
- С. Ф. Платонов. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв.
- Р. Г. Скрынников. Россия в начале XVII века. Смута.
- 2. В. Н. Козляков. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Марина Мнишек. Василий Шуйский. Герои Смуты (серия ЖЗЛ)
- «День народного единства. Биография праздника». И. Л. Андреев, В.Н. Козляков, П. Михайлов, В.А. Токарев, Ю.М. Эскин.
- Л. Е. Морозова. История России. Смутное время. Правда и вымыслы. Свидетельства современников.
- И. Е. Забелин «Минин и Пожарский. „Прямые“ и „кривые“ в Смутное время».
Художественная литература
- А. С. Пушкин «Борис Годунов»
- А. К. Толстой «Царь Борис», «Царь Фёдор Иоаннович»
- М. Н. Загоскин «Юрий Милославский или Русские в 1612 году»
- Л. Бородин «Царица Смуты»
Фильмы
- «Борис Годунов» (1954)
- «Борис Годунов» (1986)
- «Минин и Пожарский» (1939)
И еще рекомендуем посмотреть запись вебинара и скачать презентацию — чтобы узнать больше о героях Смутного времени и о событиях тех лет.
Как вы все, наверное, помните, 4 ноября наша страна празднует День народного единства. Праздник необычный, церковно-государственный!
Когда и зачем он установлен? Какова его история? Почему День народного единства важен для нас? Давайте разбираться вместе!
День народного единства празднуется в нашей стране уже в 12-й раз. Этот памятный день, призванный воскресить в уме русского человека события 400-летней давности, которыми окончилось Смутное время, был установлен в 2004 году.
Этот день, связанный с самыми лучшими традициями русского народа: взаимовыручкой, волей к победе и стремлением к порядку – промыслительно выпадает на весьма значимый церковный праздник – День Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Немного истории
В начале XVII столетия пресеклась династия Рюриковичей.
Воспользовавшись слабостью новых правителей из числа бояр, предавших новый царственный род Годуновых, польские интервенты вторглись на территорию России. Во главе польского «миротворческого контингента» шёл «чудесно спасшийся от рук убийц царевич Димитрий Иоаннович» – самозванец Лжедмитрий I.
Внутри страны у поляков быстро нашлись помощники из числа безземельных бояр, казаков и асоциальных элементов. Захватчики принялись резать и грабить жителей страны.
Западные, южные и центральные уезды России были разорены, царь Василий Шуйский убит, Московский кремль занят польским гарнизоном, а патриарх Гермоген, призывавший в своих грамотах русских людей ополчиться на иноземного врага, заморен голодом в Чудовом монастыре.
В этих условиях подлинную силу духа и свои лучшие черты: соборность, смелость и инициативность – явил русский народ. На защиту страны встали благословлённые патриархом Гермогеном её рядовые жители: купцы, крестьяне, ремесленники, казаки – те, кто жил в городах Северо-восточной Руси.
В 1612 году столица страны была перенесена в Ярославль, где формировалось Первое народное ополчение под предводительством князя Трубецкого, казачьего атамана Заруцкого и крестьянина Прокопия Ляпунова. Ополчение подошло к Москве и взяло в осаду польский гарнизон Кремля.
Но сил ополчения недоставало для полной блокады гарнизона, поляки делали вылазки, к ним подходили подкрепления, а между предводителями ополчения начались споры о главенстве. Ситуация застыла в неустойчивом равновесии.
Тогда в Нижнем Новгороде купец Кузьма Минин начал собирать Второе народное ополчение. На спасение Родины он пожертвовал весь свой капитал. Стали собираться ратники из окрестных городов. Над новыми полками было решено поставить единого начальника – князя Дмитрия Пожарского. Кузьма Минин стал его помощником и казначеем.
Второе (Нижегородское) ополчение двинулось к Москве. По дороге к нему присоединялись отряды из других городов Руси. Наконец, добравшись до стен столицы, войско князя и купца вобрало в себя остатки Первого ополчения, уничтожило подошедшие к городу польские подкрепления, взяло штурмом Китай-город и плотно окружило Кремль.
Всё это совершилось не без помощи Божией Матери, Казанскую икону которой ратники Второго ополчения с молитвой несли перед собой.
После нескольких месяцев осады 4 ноября 1612 года поляки капитулировали. Отряды ополчения разошлись по основным дорогам страны, уничтожая разрозненные польские отряды и банды мародёров.
В следующем 1613 году в Москве был созван Земский собор, всенародно избравший на царство Михаила Романова, благодаря чему страшная смута наконец завершилась.
Вот какому событию мы посвящаем 4 ноября.
Традиции праздника
День народного единства отмечается всего дюжину лет, но устойчивые традиции празднования этой даты в обществе уже успели сформироваться.
Нетрудно догадаться, что основные традиции Дня народного единства связаны с публичными мероприятиями, потому что именно в них единство видимо проявляется наилучшим образом.
Президент России 4 ноября обязательно возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади столицы, а также устраивает торжественный приём с вручением государственных наград деятелям русской культуры и истории.
В России и за рубежом в этот праздник проходят крестные ходы и многотысячные массовые шествия, а также праздничные концерты, флешмобы и митинги.
Также в этот день во множестве устраиваются конференции и круглые столы, посвящённые истории нашего государства, его литературе, русскому языку и христианской культуре.
Наконец, 4 ноября в разных городах России открывают памятники русским героям Кузьме Минину, князю Дмитрию Пожарскому, патриарху Гермогену и им подобным.
День народного единства – это повод для всех граждан России осознать и почувствовать себя единым народом и выразить в народных шествиях и крестных ходах свою причастность к истории и культуре нашего Отечества.
День народного единства отнюдь не новый праздник, а просто забытый старый. Еще в 1649 году царь Алексей Михайлович указом объявил День Казанской иконы Божией Матери государственным праздником, а его сын Пётр Великий присвоил Минину и Пожарскому титул «Спасителей Отечества».
Андрей Сегеда