Рассказ о народном восстании в египте

Египет Среднего
царства

Состояние экономики.
Общественные отношения

Фараоны XI, но
особенно XII династии, сосредоточив в
руках центрального правительства
людские и материальные ресурсы страны,
восстановили общеегипетскую ирригационную
систему, существовавшую в эпоху Древнего
царства. Однако потребности возросшего
населения требовали новых земельных
площадей. Поэтому центральное правительство
предприняло крупные ирригационные
работы в обширной и болотистой, бывшей
до сих пор малопригодной для земледелия
фаюмской котловине. Был прорыт
магистральный канал, соединивший
фаюмскую впадину с Нилом, а ранее
заболачиваемое озеро стало колоссальным
водохранилищем, из которого через
систему дополнительных каналов орошалась
окрестная территория.

Фаюм стал цветущим
сельскохозяйственным районом Египта
с многочисленным населением. Одним из
центров оазиса стал новый город Иллахун,
построенный по всем правилам
градостроительного искусства, с широкими,
пересекающимися под прямым углом
улицами. Здесь же, у входа в Фаюмский
оазис, было возведено грандиозное
каменное здание с тысячами комнат,
коридоров, переходов, разнообразными
залами, которое греки назвали лабиринтом.
Судя по всему, это был заупокойный храм
одного из самых удачливых фараонов XII
династии Аменемхета III (ок. 1850—1800 гг. до
н. э.). По всей вероятности, этот храм
рассматривался как своего рода символ
объединенного Египта и абсолютной
власти фараона, а в его залах хранились
изваяния много- ! численных (их насчитывают
до тысячи) ‘ местных и общеегипетских
божеств. Однако i лабиринт не сохранился,
и о нем можно i судить лишь по описаниям.
Чтобы обезопа- ‘ сить вновь освоенный
район Фаюма от набегов ливийцев, на его
западных границах была возведена мощная
крепость с постоянным гарнизоном.

Обширные ирригационные
работы проводились и в Дельте. Все это
делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие
области жизненно важными центрами
государства, и именно сюда, в новый город
Иттауи («соединяющий обе земли»), фараоны
XII династии перенесли свою резиденцию
из Фив. Введение новых освоенных площадей
способствовало подъему всего сельского
хозяйства: появляется более удобный
плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся
новые породы крупного рогатого скота,
а также токорунных овец, дающих ценную
шерсть.

В это время египтяне
освоили бронзу — металл, который по
своим качествам намного превосходит
более мягкую медь. Нужно сказать, что
многие народы Месопотамии, Малой Азии,
Восточного Средиземноморья применяли
бронзу значительно раньше египтян. Это
отставание было вызвано прежде всего
отсутствием в долине Нила и окружающих
его странах олова, необходимого компонента
для получения бронзо-сплава, и известной
удаленностью Египта от источников
добычи олова. Из других важных достижений
следует отметить появление принципиально
новой отрасли — производства пастового
стекла «изделия из него не выдуваются
мастером через трубки, а изготовляются
путем разлива расплавленной массы-пасты
в специальные формы).

Развивавшаяся
экономика позволяла не только удовлетворять
нужды всего населения, но и давала
значительные излишки продукции: зерна,
ремесленных изделий. Но Египет нуждался
в металлах, особенно в олове и серебре,
в строительном дереве, столь необходимых
для ремесел. Все это активизировало
торговые операции, охватывающие теперь
значительно больший ареал, чем в эпоху
Древнего царства. Египетские торговые
караваны через Дельту и Суэцкий перешеек,
через палестинские и сирийские города
доходят до Малой Азии и Вавилонии.
Например, при раскопках палестинского
города Гезер обнаружены египетские
статуи из песчаника и гранита, изделия
из слоновой кости, развалины египетского
храма.

Одним из центров
северо-восточной торговли Египта был
город Библ в Финикии. Именно через Библ
в Египет шли олово и серебро из Малой
Азии, ценный ливанский кедр и строевой
лес. При раскопках города Угарит в
Северной Сирии обнаружены многочисленные
вещи, вывезенные из Египта. Недалеко от
Фив обнаружены вещи вавилонского
происхождения: куски лазурита, жемчужины,
амулеты, цилиндрические печати с
клинообразными надписями и изображениями
месопотамских божеств. Египтяне
устанавливают связи с государством на
Крите. Критские вещи обнаружены в Египте,
а египетские — в развалинах кносского
дворца.

Другим направлением
египетской торговли было южное — в
богатую золотом Нубию и далекую страну
Пунт. Обычно торговая экспедиция
формировалась в Фивах и по снабженной
колодцами дороге в ущелье Вади Хаммамат
прибывала в порт Гасуу, недавно
обнаруженный археологами на берегу
Красного моря. Здесь загружались корабли,
которые брали курс или на Синайский
полуостров, к району медных рудников,
или на юг, в Пунт, откуда привозили
эбеновое дерево, слоновую кость,
благовония, экзотических животных.

Торговые связи с
Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить
плавание при Сенусерте III, был проведен
обводной канал, позволявший обогнуть
один из труднопроходимых нильских
порогов. В надписи Сенусерта III упоминается
крупный торговый центр Икен около
второго порога Нила, где найдена
египетская надпись.

В Среднем царстве
произошли существенные изменения в
организации производства. В источниках
мало сведений о громадных царских
хозяйствах, доминировавших в эпоху
Древнего царства, что скорее всего
говорит о падении их удельного веса в
экономике. Однако вельможные и храмовые
хозяйства сохраняют свое ведущее
значение. По документам из архива одного
из жрецов можно представить организацию
среднего по своим размерам имения. Оно
пользовалось известной самостоятельностью
как по отношению к царскому, так и к
крупному храмовому хозяйствам и
свидетельствует об устойчивом положении
средних поместий. Во многих произведениях
Среднего царства упоминаются небольшие
хозяйства, обрабатываемые не только их
владельцами, но и дополнительной рабочей
силой, в том числе и рабами.

В египетских
поселениях выделяются отдельные
зажиточные «дома», включающие целый
коллектив родственников, «отроков»,
«воспитанников», «детей», которые были
лишь условными обозначениями зависимых
лиц «дома», а также рабов.

Особенностью
египетской экономики эпохи Среднего
царства было укрепление средних хозяйств,
в которых известный простор получили
отношения частной собственности, связи
с рынком, применение рабского труда.

Наряду со средними
поместьями повышается удельный вес
мелкого землевладения. Возделыванием
крохотных участков традиционно занимались
жители сельских поселений. Но количество
мелких земледельцев в эпоху Среднего
царства пополнилось за счет дробления
многих царских хозяйств, централизованно
обрабатываемых прежде рабочими отрядами.
Теперь эти владения делятся на множество
наделов, которые передаются в пользование
земледельцам с обязательством уплаты
налогов и выполнения повинностей.
Аналогичный процесс происходит и во
многих храмовых хозяйствах.

Мелкие земледельцы,
составляющие основной контингент
непосредственных производителей,
обозначались в документах Среднего
царства термином «хемуу-нисут»—«царские
люди». Причем так обозначались не только
работники царских и храмовых владений,
но и трудовое население вельможных и
средних частных поместий. Данное
положение объясняется не только наличием
деспотической власти фараона, считавшегося
верховным собственником всех египетских
земель, но и специфическим характером
учета и распределения рабочей силы,
сложившимся в Египте во времена Среднего
царства.

Система организации
рабочей силы заключалась в следующем:
все «царские люди» юного возраста
переписывались писцами и распределялись
по профессиям (земледельцы, пастухи,
ремесленники, воины, торговцы и т. д.).
После определения профессии «царские
люди» направлялись в царские, храмовые,
вельможные, средние и всякие другие
хозяйства, в которых они должны были
работать пожизненно, хотя были возможны
перераспределения рабочей силы. Причем
эксплуатация «царских людей» допускалась
двоякая: они или работали в централизованном
хозяйстве и получали все довольствие
с господских складов, или им выделялся
земельный участок, с которого они
кормились. Довольно распространенной
практикой было и совмещение обоих типов
эксплуатации, когда выдачи со склада
дополняли продукцию, получаемую с
участка.

Однако государственное
распределение рабочей силы «царских
людей» не отрицало необходимости
использования рабского труда. Количество
рабов в период Среднего царства
увеличилось по сравнению с эпохой
Древнего царства. При централизованном
распределении «царских людей» в первую
очередь учитывались интересы царских,
храмовых и вельможных хозяйств,
представителей царской администрации.
В этих условиях устойчивое существование
средних хозяйств возможно было лишь с
использованием рабского труда, хотя в
них были заняты и другие категории
работников. Рабы требовались во многих
средних хозяйствах, где применялись
интенсивные методы хозяйствования,
укреплялись товарные связи с рынком,
частнособственнические отношения.

Основными источниками
рабов были успешные войны, во время
которых в Египет пригонялись десятки
тысяч пленников. Они и пополняли царские,
храмовые и вельможные поместья. Так,
Сенусерт III после одного из походов
подарил своему главному охранителю
сначала 60 «голов» (рабов), затем еще 100
«голов». О количестве вращаемых на
рабском рынке рабов можно составить
представление по одной из купчих того
времени. В ней говорится: «Я приобрел
31 голову людей, 33 быка и 13 ослов».

Развитие частного
рабовладения — характерная черта
общественных отношений Египта Среднего
царства.

Изменения произошли
в господствующем классе Египта. Можно
говорить о расширении его состава. К
нему относились египетская родовитая
и служилая аристократия, высшее жречество,
члены государственного аппарата. Но в
своих низших звеньях он пополнялся за
счет средних и мелких рабовладельцев,
собственников частных владений глав
«домов», существующих в сельских
поселениях.

Государственное
управление. Завоевательная политика

После объединения
Египта в единое централизованное
государство был восстановлен многочисленный
бюрократический аппарат управления с
иерархией, сложившейся в основных чертах
еще в Древнем царстве. Во главе всего
управления стоял фараон, «сын Ра от
плоти его», богочеловек, наделенный
абсолютной властью. Однако фараонам
Среднего царства не удалось поставить
под свой контроль номовое управление,
которое находилось в руках номархов,
происходивших из местной знати.

В переходный от
Древнего к Среднему царству период,
когда централизованное государство
распалось на номы, в последних сложились
сильные номовые династии, и фараонам
XI—XII династий приходилось с этим
считаться. Фараоны Сенусерт III (1887—1850
гг. до н. э.) и его сын Аменемхет III
(1850—1880 гг. до н. э.) сделали попытку
заменить ряд наследственных номархов
царскими ставленниками и пресечь местные
династии, но они встретили мощное
сопротивление, заставившее их отступить.
Недовольство номархов в конечном итоге
вылилось в заговоры против жизни
фараонов. Фараон Аменемхет I (2000— 1980 гг.
до н. э.) сообщает, что заговорщики напали
на него с оружием в руках в его спальне.
Хотя этот заговор не удался, основатель
XII династии в конце концов погиб
насильственной смертью. От кинжала
убийцы пал и фараон Аменемхет II.

Свидетельствами
сложных отношений между центральной
властью фараонов и местными номархами
служат сравнения царских усыпальниц и
гробниц номархов. За исключением
величественного погребального сооружения
Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри и
грандиозного поминального храма-лабиринта
Аменемхета III в Фаюме, усыпальницы многих
правителей Среднего царства представляют
собой довольно скромные сооружения в
виде небольших и невыразительных
пирамид, сложенных из сырца. В то же
время сохранились гробницы номархов,
высеченные в скалах. Одними из лучших
являются погребения, найденные в
Бени-Хасане. Они представляют собой
роскошные помещения, заполненные
дорогими вещами, а их стены покрыты
росписью, реалистически изображающей
богатства и могущество погребенных.
Сильные позиции местных правителей
были питательной средой для проявления
сепаратизма, ослабляя в целом власть
фараонов. В этих условиях царствующие
фараоны предпочитали комплектовать
центральное управление из среды служилых
людей, приближая ко двору выходцев из
средних прослоек, противопоставляя их
номовой и родовитой аристократии.

В целом XII династии
(2000—1775 гг. до н. э.) удалось стабилизировать
положение в стране и превратить Египет
в сильное государство, располагавшее
мощным военно-экономическим потенциалом.
Опираясь на этот потенциал, XII династия
проводила успешную завоевательную
политику по традиционным направлениям.
Продолжалось освоение Фаюма.

Большие успехи
были сделаны и в освоении Нубии, где
были открыты богатые золотые прииски.
Стремясь закрепить свое господство в
золотоносных районах Северной Нубии,
египтяне прокладывают здесь дороги,
строят систему крепостных городков,
куда переселяют колонистов из Египта.
В районе вторых порогов на обоих берегах
Нила были построены мощные крепости
Семне и Кумме, которые контролировали
движение на юг и на север. Нубия в период
Среднего царства превратилась фактически
в провинцию Египта, усиленно эксплуатируемую
центральной властью, Сенусерт III объявил
официальной южной границей государства
линию крепостей Семне и Кумме, т. е. отнес
границу от Асуана ко вторым порогам.

Жизненно важным
для Египта было направление завоевательной
политики в Восточное Средиземноморье,
откуда египтяне получали серебро, олово,
строительный лес, ценное кедровое
дерево. В этом регионе власть египетских
фараонов распространялась не только
на Синайский полуостров, ставший
египетской провинцией, но и на южную
часть Палестины, а также на некоторые
города Финикии, в частности Библ. В целом
при XII династии Египет превратился в
крупную державу на Ближнем Востоке.

Присоединение
обширных территорий сопровождалось
захватом больших партий рабов, скота,
материальных ценностей, направляемых
в Египет. Кроме единовременных захватов
египтяне организовали систематическую
эксплуатацию завоеванных стран,
естественные богатства которых
направлялись на развитие египетской
экономики, на обогащение различных
прослоек господствующего класса.

Обострение
социальных противоречий. Восстание
рабов и бедняков. Египет под властью
гиксосов

Процветание
египетской экономики, богатство
господствующего класса, победоносные
войны фараонов обеспечивались жестокой
эксплуатацией «царских людей» и рабов.
Распространение частнособственнических
поместий, развитие товарных связей
способствовали внедрению интенсивных
методов хозяйствования и эксплуатации
непосредственных производителей, что
вызывало недовольство и стихийное
сопротивление народных масс.

Сложные отношения
внутри господствующего класса, в
частности между номовой родовитой
аристократией и служилой знатью во
главе с фараоном, в целом усиливали
общую социальную напряженность в стране.

Ситуация осложнилась
после падения XII династии. Правители
новой, XIII династии (1775—1710 гг. до н. э.)
оказались не в состоянии решить проблему
стабилизации внутренней обстановки в
стране. Вновь оживились враги на границах
Египта, (особенно на восточных границах
Дельты. Особую опасность представлял
формирующийся на обширных пространствах
Южной, Северной Аравии и Синайского
острова племенной союз гиксосов,
отдельные отряды которых стали проникать
восточную часть Дельты. В условиях ной
внутренней и внешней обстановки,
ослабления центральной власти недовольных
народных масс вылилось в открытое
восстание против существующего строя
и его властей. Яркое описание этого
восстания рабов и бедняков сохранилось
произведениях: в «Речении Ипусера»
называемый Лейденский папирус Л44) и
«Речении Неферти» (Эрмитажный папирус
№ 1116). «Смотрите,— говорит Ипусер,—
огонь поднялся высоко, пламя его исходит
от врагов страны. Свотрите: свершились
дела, которые, казалось не должны
свершиться. Царь захвачен бедными
людьми. Смотрите: погребенный соколом
царь, он лежит на простых носилках. То,
что скрывала пирамида, то стоит теперь
пустым. Смотрите: было приступлено к
лишению страны царской власти немногими
людьми, не знающими закона. Столица, она
разрушена в один час».

«Воистину,—
продолжает Ипусер,— вскрыты архивы.
Расхищены их податные декларации. Рабы
стали владельцами рабов. Воистину:
чиновники убиты. Взяты их документы. О,
как скорбно мне из-за бедствий того
времени. Поистине: писцы по учету урожая,
списки их уничтожены. Зерно Египта стало
общим достоянием. Воистину, свитки
законов судебной палаты выброшены, по
ним ходят на перекрестках. Бедные люди
сламывают их печати на улицах». Насколько
можно понять по этим описаниям, мощный
взрыв народного восстания потряс и
парализовал всю страну, но будучи
стихийным и неорганизованным, был в
конечном итоге подавлен.

Возникшим тяжелым
внутренним положением в стране
воспользовалось объединение гиксосов,
которым в конце XVIII в. до н. э. удалось
оккупировать всю Дельту, а затем
распространить свою власть и в Верхнем
Египте. Эпоха Среднего царства в Египте
закончилась, начался период господства
иноземцев-гиксосов, правители которых
образовали (условно) XV—XVI египетские
династии (ок. 1710— ок. 1580 гг. до н. э.).

Египет стал частью
обширного гиксос-ского государства,
объединившего кроме собственно Египта
Синайский полуостров, Палестину и
Сирийскую степь. Административным
центром его стал новый город Ава-рис в
восточной части Дельты, превращенный
гиксосами в мощную крепость. Согласно
традиции, гиксосы находились в Египте
около 130 лет, но фактически их господство
было номинальным, особенно в Верхнем
Египте. Реальная власть была сосредоточена
в руках номархов, а Верхний Египет
представлял собой совокупность
полусамостоятельных номов, зависимость
которых от завоевателей ограничивалась
лишь формальным подчинением да
определенной данью. А на юге Египта
влияние гиксосов практически не
ощущалось, здесь господствующее положение
занимал правитель Фиванского нома.

Значительного
могущества гиксоксская империя достигла
при царе Хиане (XVII в. до н. э.). Судя по
памятникам с его именем, найденным в
разных частях . Нижнего и Верхнего
Египта, ему удалось на короткое время
подчинить себе весь Египет. Однако после
смерти Хиана гиксосское государство
стало слабеть, а самостоятельность
египетских номов, особенно Фив,—
возрастать. Именно в Фивах, объединивших
вокруг себя южные номы, началось движение
за освобождение Египта от иноземных
захватчиков-гиксосов.

Период самостоятельности
номов после падения XIII династии и время
правления гиксосов, охватывающий вторую
половину XVIII и XVII вв. до н. э., получил
название II Переходного периода.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Восстания бедняков и рабов

Восстания бедняков и рабов

О восстаниях бедняков и рабов в Египте мы знаем из разных источников. В годы смут восстания охватывали города с их пёстрым населением. О восстаниях, поднявшихся в городах, мы читаем в литературных произведениях этого времени. Так, в одном папирусе говорится о городе, который страдает от восстания и «показывает спину». В «Поучении гераклеопольскому царю» рисуется яркая картина восстания, поднявшегося в городе. Главарь мятежников создаёт две, очевидно, враждующие группы молодёжи. Царь, предвидя возможность того, что горожане примкнут к мятежникам, советует привлечь вождя восставших к суду вельмож, осудить его, изгнать его из страны, «ибо он враг».

Но ярче всего крупные народные восстания, происшедшие в конце Среднего Царства, описаны в двух литературных произведениях: в «Поучении Ипувера» (текст Лейденского папируса № 344) и в «Поучении Ноферреху», хранящемся в Ленинградском музее Эрмитажа. В этих литературных произведениях, относящихся к более позднему времени, даётся настолько яркое и образное описание крупного восстания народных масс и рисуются столь реалистические картины, непосредственно выхваченные из жизни, что необходимо признать подлинную историчность описанных в них событий.

Особенно крупное восстание произошло, очевидно, в конце Среднего Царства, когда в Египет из Азии стали постепенно проникать иноземные племена, укрепившиеся в Дельте. Острая вспышка классовой борьбы совпадает с медленным проникновением в Египет иноземцев и с завоеванием отдельных частей Египта азиатскими племенами, которые пользуются ослаблением Египетского государства. Так, автор лейденского текста говорит: «Пустыня распространилась по всей стране. Номы опустошены. Иноземное племя пришло из-за границы в Египет… Нигде нет больше египтян». Поток иноземцев, всё больше и больше наводняющий Египет, воспринимается как стихийное бедствие, влекущее страну к неминуемой гибели. Азиаты-кочевники, вышедшие из безбрежных степей и пустынь Передней Азии, захватывают в свои руки богатства Дельты, плодородную землю, обильную воду, сменяя палатку кочевника па плуг земледельца и орудие ремесленника. «Племена пустыни всюду превращаются в египтян… азиаты становятся опытными в ремесленных производствах Дельты», — с горечью говорит автор «Поучения» Ипувер, человек богатый и знатный.

Движущей силой крупного народного восстания являются свободные бедняки, к которым присоединяются рабы, а также средние слои населения, стремящиеся упрочить своё материальное положение. Народное восстание направлено против богачей. Разгорается острая классовая борьба. Страна разделилась на два непримиримых лагеря. Против знатных и богатых поднялись доведённые до отчаяния широкие трудовые массы — крестьяне, ремесленники и рабы. Глухая социальная ненависть звучит в словах Ипувера, подчёркивающего пропасть между правящим классом и восставшим народом: «Не братаются князья с народом, когда он ликует… Богач в отчаянии, бедняк полон радости». Но волны народного гнева разрушают преграды, отделяющие богачей от бедняков. «Ребёнок госпожи становится ребёнком служанки». Поднявшиеся трудовые массы захватывают богатства, которые некогда принадлежали «людям вчерашнего дня», как образно говорится в одном из этих «Поучений». Происходит коренное перераспределение собственности, в результате которого «бедняк становится владельцем богатства, а тот, который не мог себе ранее сделать сандалий, является ныне владельцем сокровищ».

Восстание происходит как в сельских областях, так и в городах. Ремесленники и бедняки, в большом количестве сосредоточенные в городах, поднимают восстания и «изгоняют сильных из своей среды». Вслед за ними подымаются и рабы, которые, по словам египетского текста, «становятся господами рабов». Но восстание трудовых масс не ограничивается захватом имущества богачей и перераспределением собственности. Бедняки и рабы, объединившись временно, захватывают власть в государстве. В папирусе ясно говорится, что «бедняки прогоняют царя». Государственные учреждения, архивы и судебные палаты захватываются восставшими. Документы, фиксирующие права и привилегии богачей, были уничто?кены. Реакционно настроенный автор «Поучения» пытается всячески дискредитировать восставших, рисуя в чёрных и мрачных тонах картину восстания и образы повстанцев. Стараясь преуменьшить масштаб и значение восстания, он говорит, что «лишили страну царской власти немногие люди, не знающие закона». Яркими красками рисует он картину воцарившейся смуты, говоря, что «нет больше должностей на своём месте. Люди подобны вспуганному стаду без пастуха».

Острая борьба проникает и в основную ячейку рабовладельческого общества — в патриархальную семью. В лейденском папирусе говорится: «Человек смотрит на своего сына, как на врага». Колеблются все устои классового общества и рабовладельческого государства. Восставшие бросают вызов даже религии, всегда оправдывавшей классовый строй. Ипувер, принадлежавший к реакционной аристократии, с ужасом говорит о появившемся «неверии в богов». По его словам, «горячие головы говорят: „Если бы я знал, где бог, я бы принёс ему жертву“».

Это восстание, потрясшее всё здание рабовладельческого общества и государства в Египте, не могло в корне изменить развития исторического процесса. Восставшие трудовые массы не были достаточно объединены и не сознавали, да и не могли сознавать стоявших перед ними задач. К сожалению, надписи этого времени ничего не говорят о том, как было подавлено это восстание. Но, судя по тому, что впоследствии был снова восстановлен прежний классовый строй, можно думать, что сила восставших была сломлена.

В одном «Поучении» говорится о том, к каким мерам должен прибегать царь, чтобы расправиться с мятежниками. Всякий, пользующийся популярностью в народе, кажется опасным царю. «Если, говорится в этом тексте, человек имеет много приспешников, если он кажется прекрасным в глазах его родных и если он умеет хорошо говорить, — так прогони его, убей его, сотри его имя, искорени память о нём и уничтожь его друзей, которые его любят». Такими жестокими мерами расправлялась рабовладельческая аристократия с вождями восставших.

Читайте также

Мир рабов

Мир рабов
Согласно законодательным уложениям всех без исключения южных штатов, рабы представляли собой не что иное, как движимое имущество, и на этом основании полностью подчинялись воле своего хозяина. Рабы воспринимались как вещи. А раз так, за ними не признавали ни

Сицилийские восстания рабов

Сицилийские восстания рабов
30-е годы II в. до н. э. были отмечены еще одним симптомом кризиса. К этому времени началось первое крупное восстание рабов, происшедшее в Сицилии. Этот плодородный остров стал местом большой концентрации рабов. Кроме того, именно здесь

ГЛАВА XIX ПЕРВЫЕ ВОССТАНИЯ РАБОВ

ГЛАВА XIX ПЕРВЫЕ ВОССТАНИЯ РАБОВ
Огромное количество рабов, причем преимущественно одной национальности, жестокое обращение с рабами, беспечность рабовладельцев привели в 136 г. к вос­станию рабов на Сицилии. Вскоре восстание охватило весь остров. С невероятным трудом,

Восстания рабов

Восстания рабов
Как мы видим, сохранившихся свидетельств о жизни низших слоев населения мало, они скудны и неточны. Но в них упоминается о частых и бурных социальных волнениях, которые с конца IV века до н. э. потрясали самые оживленные города Этрурии — Арретий{107}, где

Глава восьмая ПИЩА БЕДНЯКОВ

Глава восьмая
ПИЩА БЕДНЯКОВ
Когда Пикассо жил на Холме — на бульваре Клиши и в «Бато-Лавуар», на Монмартре еще витал дух «Черного кота» и «Мирлитона», где когда-то царили шумные лимонадные вояки Родольф Сали и Аристид Брюан… Но все это уже принадлежало воспоминаниям:

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ЛИК РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ВОССТАНИЯ РАБОВ

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ЛИК РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ВОССТАНИЯ РАБОВ
Римляне создали могущественную империю. Деяния их, с одной стороны, действительно достойны восхищения. Историка Аппиана (II в.) можно понять, когда он начинает свою «Римскую историю» с оды. Мы так воспринимаем следующие

Пророки бедняков – первые революционеры

Пророки бедняков – первые революционеры

Мрак наступил к 1125 г. до н. э. Единого Израиля уже нет. Летописец описал это смутное время так: «В те дни не было у них царя в Израиле: и каждый делал то, что ему казалось справедливым». Каждый заботился только о себе. С царем плохо, но

ГЛАВА XIX ПЕРВЫЕ ВОССТАНИЯ РАБОВ

ГЛАВА XIX ПЕРВЫЕ ВОССТАНИЯ РАБОВ
Огромное количество рабов, причем преимущественно одной национальности, жестокое обращение с рабами, беспечность рабовладельцев привели в 136 г. к вос­станию рабов на Сицилии. Вскоре восстание охватило весь остров. С невероятным трудом,

3. Эмиграция. Империализм бедняков

3. Эмиграция. Империализм бедняков
Каковы были внутренние пружины военного выступления Италии и что ожидала она от победы? Этот вопрос вплотную подводит нас к проблеме «итальянского империализма».Итальянские экономисты и политики долгое время склонны были отрицать

ВОССТАНИЯ РАБОВ ДО СПАРТАКА

ВОССТАНИЯ РАБОВ ДО СПАРТАКА

1. ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ РАБОВ В СИЦИЛИИНачало активной борьбы рабов с римскими рабовладельцами относится к ранним временам римской истории. Постепенно рабы начинают выступать всё более организованно, всё более сплочённо. В 137 г. до н. э. уже

ГЛАВА 6. Покорение савроматов, по случаю восстания рабов

ГЛАВА 6. Покорение савроматов, по случаю восстания рабов
Савроматов же сам Бог привел к ногам Константина, смирив хвастливость варварского их высокомерия так: когда восстали против них скифы, то, для отражения врагов, господа вооружили своих слуг. Одержав победу над

Восстания рабов и бедноты[101]

Восстания рабов и бедноты[101]
Поэт Ван Бао некогда описал историю, случившуюся с ним в доме некоей вдовы. После смерти мужа у этой женщины остался строптивый раб. Когда поэту пришлось остановиться в доме этой женщины, он приказал рабу подать ему вина. Однако раб вместо

8. «Сосут кровь из бедняков»

8. «Сосут кровь из бедняков»
Но что мог знать простой мельник об этом переплетении политических, социальных и экономических противоречий? Какой образ принимало в его глазах это столкновение могучих сил, которое незримо определяло его существование? Образ, конечно,

Эмиграция. Империализм бедняков

Эмиграция. Империализм бедняков
Каковы были внутренние пружины военного выступления Италии и что ожидала она от победы? Этот вопрос вплотную подводит нас к проблеме «итальянского империализма».Итальянские экономисты и политики долгое время склонны были отрицать самою

Прибежища бедняков

Прибежища бедняков
Так или иначе, привилегированные классы изымали причитающийся им доход за счет благополучия деревни и независимости гражданской власти. Главная проблема крестьян состояла в том, как избежать катастрофы, которую влекут за собой произвольные поборы. В

Народное восстание в Египте
около 1750 года до н.э.
Несколько дошедших до нас источников ( в частности «Речения Ипусера» )
содержит описание народного восстания, вспыхнувшего в Египте примерно в
1750 году д. н. э. во времена правления фараонов XIII  династии.
По   мнению   академика   В.В.   Струве   «Речения   Ипусера»   это   памятник
политической   поэзии,   т.е.   произведение,   повествующее   о   действительно
происходивших событиях, но в поэтической форме.
«Речения Ипусера»
В своем произведении древний автор живо рисует картины народного гнева:
« Воистину, Нил орошает, никто не пашет. Каждый человек говорит: «Мы
не понимаем, что происходит в стране…Воистину, сердца людей жестоки.
Мор по всей стране. Кровь повсюду. Не удаляется смерть.» 
Но не все объяты горем и не все не понимают происходящего: «Воистину,
благородные в горе, простолюдины же в радости. Каждый город говорит: «
Да будем бить мы сильных (имущих) среди нас!»
В ходе восстания в Египте произошли большие социальные перемены:  «
Воистину, земля перевернулась, подобно гончарному кругу», т.е. тот, кто ранее
находился   на   вершине   социальной   лестницы,   теперь   очутился   внизу.
«Смотрите:   тот,   который   не   имел   своего   имущества,   стал   теперь владельцем богатств. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми.
Собственники богатств стали неимущими».
Движущей   силой   восстания   были   народные   массы   египтян,   которые
юридически   были   свободны,   но   фактически   зависели   от   египетской   знати.
«Смотрите: тот, который не имел даже своей упряжки, стал владельцем
стада.   Тот,   который   не   мог   найти   себе   быков   для   вспашки,   стал
собственником большого количества скота. Тот, который не имел своего
зерна, стал владельцем амбаров. Тот, который брал в долг зерно, теперь сам
дает его.»
Неизвестно   принимали   ли   участие   в   восстании   рабы,   о   которых   лишь
говориться,   что   рабыни   украсили   себя   драгоценностями   и   «   стали   владеть
устами своими», т.е. начали разговаривать и дерзить своим бывшим господам.
Восставшие ворвались в столицу Египта  и начали ее погром. Вооруженные
крестьяне   разгромили   податную   палату   и   уничтожили   податные   списки.
Царские писцы были удалены из всех государственных учреждений, которые
были захвачены восставшими. 
«Воистину, прекрасная судебная палата. Расхищены ее акты, лишены
хранилища   ее   тайн   своего   содержания.   Воистину,   вскрыты   архивы.
Расхищены   их   податные   декларации.   Воистину,   свитки   законов   судебной
палаты   выброшены,   по   ним   ходят   на   перекрестках.   Бедные   люди
сламывают их печати на улицах.»
Восставшие захватили в плен фараона и подожгли его дворец. Вскоре огонь
перекинулся на городские строения. Документ на папирусе утверждает, что «
столица,   она  
  разрушена   в   один   час.   Начальники   страны   спасаются
бегством.» 
« Свершились дела, которые никогда, ( казалось), не могли свершиться.
Царь захвачен бедными людьми….. погребенный соколом ( царь ), он лежит
на   (   простых   )   носилках.   То,   что   скрывала   пирамида,   то   стоит   теперь
пустым ( гробница царя )…. Было приступлено к лишению царской власти
немногими людьми, не знающими закона.»  
«   …Ворота,   колонны   и   простенки   сожжены   и   одни   (лишь)   стены
царского дворца стоят сохранившиеся.»
  «   Столица   встревожена   недостатком.   Все   стремятся   разжечь
гражданскую войну. Нет возможности сопротивляться.»
Постепенно   восстание   прокатилось   по   всему   Египту.   От   Дельты   до
Элефантины народ поднялся против своих господ. Рабы и ремесленники также
примкнули к этому восстанию. По всей видимости, успех этого восстания во
многом зависел, от того, что многие восставшие проходили военную подготовку
в египетской армии и служили в ополчении.
« Лучшая земля в руках банд. Человек поэтому идет пахать со своим
щитом…. грабитель повсюду. Раб с похищенным будет находить их.»
«…корабль юга охвачен смутой. Города разрушены. Юг превратился в
пустыню.» Несмотря на временный успех, это восстание не имело длительного
продолжения   –   восставшие   не   смогли   надолго   удержать   власть   в
стране.   Отряды   повстанцев   не   были   объединены   и   не   имели   единой
программы действий. Вскоре власть  перешла к новому фараону.

Народное восстание в Древнем Египте

Около 4 тысяч лет назад в Египте вспыхнуло крупное восстание. Об этих событиях сохра­нился красочный рассказ, написанный вельможей по имени Ипусер. Этот письменный памятник так и называется — «Ре­чение (то есть рассказ) Ипусера». Правда, это не историческая летопись, а литературное произведение, написанное под впе­чатлением увиденного.

Взбунтовались бедняки, крестьяне и ремесленники про­тив власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. В восста­нии участвовали и рабы.

Вторжение гиксосов

Скорее всего, восстание было подавлено, но оно наверняка было не единственным. Восстания ослабляли страну, но около 1700 года до н.э. страну постигло новое бедствие. В Египет из Азии вторглись иноземцы-гиксосы. Они захватили дельту Нила, а затем подчинили себе Южный Египет. Почти на полтора века египтяне потеряли независимость.

Борьбу против гиксосов возглавили правители города Фивы, расположенного в Южном Египте. К 1550 году до н.э. вся страна была освобождена. Фивы стали столицей Египта, правители Фив — фараонами. Большое влияние приобрели фиванские жрецы. В Фивах бог солнца почитался под именем Амона. Главный бог всего Египта стал именоваться Амон-Ра.

Войско и оружие древних египтян

В борьбе с гиксосами египтя­не многое переняли у них. Поя­вились лошади и боевые колес­ницы — с возницей и лучником. Запряжённые парой лошадей, ко­лесницы наносили стремительные удары по вражескому войску, рас­страивая его ряды. На колесницах сражались даже сами фараоны.

И всё же главную роль по-преж­нему играло пешее войско, во­оружённое бронзовым и медным оружием. Воины носили панцири из кожи или плотного полотна с нашитыми металлическими плас­тинами, закруглённые в верхней части щиты. Наконечники копий, боевые топоры и длинные кинжа­лы изготавливались из бронзы. Такую пехоту называли тяжелово­оружённой. Были ещё отряды лег­ковооружённых пеших воинов — лучников и копейщиков, метавших дротики (короткие копья).

Завоевания египетских фараонов
Древнеегипетский воин. Современный рисунок

Набирали воинов по всему Египту — одного от десяти взрос­лых мужчин. Появились отряды наёмников. Среди них было много ливийцев, жителей Ливий­ской пустыни, расположенной к западу от Египта.

Завоевания Тутмоса III

За Синай­ской пустыней у восточного побережья Средиземного моря тянутся Палестина, Финикия и Сирия. Изгнав гиксосов, фара­оны начали завоёвывать эти страны.

Самым знаменитым завоевателем был фараон Тутмос III (1479—1425 гг. до н. э.). Он рано лишился отца, и, пока был малолетним, власть захватила его мачеха, царица Хатшепсут. При ней Египет восста­новился после нашествия гиксосов, было построено много красивых храмов, процве­тала торговля. Тутмос повзрослел. Он вырос сильным и смелым, стремился к военным победам. Но царица до самой своей смерти единолично управляла Египтом. Став хо­зяином страны, Тутмос III (3) немедленно двинул египетские войска в Азию.

Первый поход фараон совершил на го­род Мегиддо в Палестине. Он разгромил войска сирийских и палестинских прави­телей и после 7-месячной осады взял го­род. Сохранились сведения о 15 походах Тутмоса III (3) в Азию. Египет­ские войска дошли до Евфрата — «реки, те­кущей в обратном направлении». Так егип­тяне прозвали Евфрат, удивляясь, что он, в отличие от Нила, течёт с севера на юг.

Хатшепсут. Древнеегипет­ская скульптура
Тутмос III (3). Древнеегипетская скульптура

Тутмос III (3) не ограничил­ся завоеваниями в Азии. Он, покорив Нубию, страну, распо­ложенную в районе нильских порогов, и племена ливийцев, жившие к западу от Нила. Границы египетских владений теперь простирались с севера на юг на 3200 километров — от Евфрата до Нубии. В XV (15) веке до н.э. Египет стал самым могущественным государством в мире.

Ограбление завоёванных стран

Египетское войско грабило и разоряло захваченные города и страны. Побеждённых облагали данью. Они должны были присылать в Египет металлы, драгоцен­ное дерево, ремесленные изделия, зерно, скот и даже людей. Из Нубии фараоны получали золото и слоновую кость, из Сирии — медь и серебро. Египет наполнился пленниками, превращёнными в рабов.

Награбленные богатства позволили фараонам развернуть об­ширное строительство. Столица Египта Фивы стала огромным городом с храмами и дворцами фараонов и знати.

Колонны храма Амона-Ра в Фивах

Фараоны щедро награждали знать и военачальников, но особенно разбогатели жрецы. До наших дней сохранились величественные руины храма Амона-Ра в Фивах. Это самый большой храм не только в Египте, но и во всём мире. В его глав­ном зале установлены 134 колонны. Некоторые из них имеют высоту 21 метр и 10 метров в обхвате.

Эхнатон

Жрецы бога Амона-Ра накопили огромные богатства — крупные земельные владения, десятки тысяч рабов, золото, драгоценности. Всем этим в избыт­ке владели храмы. Жреческие должности часто переходили по на­следству. Поэтому жрецы всё меньше считались с фараонами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Но вот в XIV (14) веке до н.э. на престол вступил самый не­обычный из всех фараонов. Он известен под именем, которое сам себе придумал, — Эхнатон. Молодой фараон объявил, что в мире существует только один бог, достойный почитания, — Атон, а сам он — сын и верховный жрец этого бога. Эхнатон — значит «угодный Атону». Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, заканчивающимися ладонями.

1. Поклонение Атону. Древнеегипетский рельеф. 2. Эхнатон. Древнеегипетская скульптура

В стране были закрыты многие храмы прежних богов. Же­лая подорвать влияние фиванских жрецов, Эхнатон построил новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона). И всё же жрецы одержали победу. Пока Эхнатон был жив, они признавали Ато­на, но когда фараон умер, верховным богом в Египте вновь объ­явили Амона-Ра. Население страны не было готово к вере в еди­ного бога. Город Ахетатон забросили, имя фараона-мятежника предали проклятию. Борьба между жрецами и фараонами, меж­ду египетскими вельможами ослабляла Египет. В дальнейшем египетские фараоны потеряли все завоёванные земли.


Вопросы по этому материалу:

  • Почему в Египте вспыхнуло восстание?

  • Кто и против кого организовал восстание в Египте?

  • Сравните правление Хатшепсут и правление Тутмоса III (3).

  • Каковы причины побед египетских завоевателей?

  • Как завоевательные похо­ды влияли на развитие Египта?

  • Почему жрецы после смерти Эхнатона вновь вернули Еги­пет к многобожию?

  • Рассказ о народной песне калинка малинка
  • Рассказ о научной деятельности на английском языке
  • Рассказ о народной песне во поле береза стояла
  • Рассказ о натуральных числах 5 класс
  • Рассказ о народной песне валенки