Рассказ о падение белгородской крепости капитанская дочка

Как же справляются учащиеся с заданием, предложенным им? Некоторые из них заинтересованно и поэтично отвечают на первый вопрос. Вот один из ответов:

«Трагические дни в крепости начались для всех внезапно. Гринев сидел у окна в своем домике и мечтательно смотрел на небо, по которому шли облака, он, наверное, думал о Маше, в которую был влюблен. Вдруг его вызывают к коменданту. Там собрались уже все офицеры. Иван Кузмич прочитал им секретный приказ генерала Р.: приготовиться к нападению на крепость «злодейской шайки», расставить караулы, да ночные дозоры. Несмотря на то, что приказ был секретным, о нем все узнали, и, конечно, в первую очередь Василиса Егоровна.

В крепости началось волнение, там было много ненадежных людей, особенно казаков. Вдруг сбежал урядник Максимыч, видимо, он был связан с пугачевцами, а ему доверяли. Затем был схвачен башкирец с возмутительными листами; в этих листах Пугачев призывал присоединиться к нему. Это произвело на всех очень сильное впечатление. Башкирца хотели пытать. Вдруг прибежала Василиса Егоровна и, задыхаясь от волнения, рассказала, что взята Нижнеозерная крепость, которая находится в двадцати пяти верстах от Белогорской. В Белогорской крепости началось смятение. Так быстро развивались события, которые привели крепость к трагическому концу».

В ответе на второй вопрос учащиеся оценивают «секретный приказ» как формальный. «В этом приказе важно то, что сообщается о больших силах восставших, о том, что у них есть предводитель». «Надлежащие меры» коменданту принять невозможно; об этом надо было думать раньше, надо было дать крепости орудия и укрепить ее. Этого не понимал или не хотел понять генерал Р., который сидел в Оренбурге. Генерал Р. был нераспорядительный: даже когда Белогорская крепость была взята Пугачевым, он и тогда был спокоен, а Пугачев уже угрожал Оренбургу. Генерал Р. чуть Оренбург не сдал, что уж говорить о Белогорской крепости».

В центре беседы — ответ на третий вопрос, который дополняется наблюдениями учеников.

«Если известие о Пугачеве прислали из Оренбурга и велели Белогорской крепости приготовиться к нападению, значит, действительно у Пугачева сила большая. В письме генерала Р. говорится, что Пугачев называет себя Петром III, а это может многих привлечь. В письме говорится и о том, что он произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей. Это значит, что у Пугачева есть войско, хотя генерал называет его «злодейской шайкой». В Белогорской крепости, видно, узнали о Пугачеве. Больше всех постарался урядник, которого комендант послал как разведчика. Он рассказал об огромной «невиданной силе», которая идет на крепость.

Учащиеся обычно обращают внимание на перевес военной силы, надвигающейся на крепость, но не придают значения психологической стороне событий — популярности Пугачева среди казаков, их отношению к происходящим событиям. Читаем: «В крепости между казаками заметно стало необыкновенное волнение; во всех улицах они толпились в кучки, тихо разговаривали между собою и расходились, увидя драгуна или гарнизонного солдата». Учащиеся добавляют, что казаки уже открыто высказывались против Юлая, назначенного на место урядника, которого они считали изменником, в глаза ругали Ивана Игнатьевича, называли «гарнизонной крысой», наконец, помогли бежать Максимычу.

Какой же вывод из всего этого можно сделать? В крепости образовалось два лагеря. Казаки, несомненно, примкнут к повстанцам, они уже связаны с ними, а гарнизон, как мы знаем, не силен. Конфликт между этими лагерями внутри крепости углубляется. Мы словно слышим отдаленные раскаты восстания, они приближаются, они отражаются в сознании людей.

Вопрос, как капитан Миронов вел себя в этот трудный момент, какие новые черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах, помог выяснить, что «сейчас капитан Миронов проявил твердость, не позволил Василисе Егоровне быть на совещании, потому что там обсуждался секретный приказ, и спровадил ее к попадье, а Палашку запер в чулан».

Учащиеся говорят об этом серьезно, не замечая комической стороны. Только кое-кто улыбается при упоминании о Палашке, которая сидела в темном чулане во время совещания. Но когда был прямо поставлен вопрос, где мы видим юмор Гринева, вспоминающего давно прошедшие события, выяснилось, что ребята обратили внимание и на другие юмористические моменты: «Она (Василиса Егоровна. — А.Д.) догадалась, что была обманута мужем, и приступила к нему с допросом. Но Иван Кузмич приготовился к нападению». Зато к вопросу Василисы Егоровны: «За что бедная девка просидела в чулане, пока мы не воротились?» комендант не приготовился и «пробормотал что-то очень нескладное».

Теперь встает вопрос: когда же капитан Миронов перестает быть смешным? Этот вопрос заставляет учащихся внимательно вдуматься в слова капитана после прочтения приказа: «Принять надлежащие меры!.. Слышь ты, легко сказать. Злодей-то, видно, силен, а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда, не в укор буди тебе сказано, Максимыч».

Ребята чувствуют в этих словах горечь, упрек, сознание безнадежности положения. Следующие за этим распоряжения Ивана Кузмича: «Однако, делать нечего, господа офицеры! Будьте исправны, учредите караулы да ночные дозоры…» — говорят о его дисциплинированности, чувстве ответственности, многолетней привычке военного человека безоговорочно выполнять приказы.

Делаем вывод: Иван Кузмич, побаивающийся своей энергичной супруги и теряющийся перед ней, далек от растерянности сейчас, когда действительно можно пасть духом перед надвигающейся опасностью.

Ответ на пятый вопрос тесно связан с предыдущим ответом. Некоторые учащиеся объясняют жестокость и готовность коменданта применить пытку тем, что он, как всякий царский офицер, жесток. Другие говорят, что объяснение есть и в повести: «Пытка была укоренена в обычаях судопроизводства»; «пытка была обычной — это тогда никого не удивляло». Цитируют: «Приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило».

Тогда ставится дополнительный вопрос: что хотел сказать Пушкин эпизодом с изувеченным башкирцем? Учащиеся отвечают: «Пушкин хотел подчеркнуть, что расправы с восставшими были неимоверно жестокими. Иван Кузмич в башкирце сразу узнал «по страшным приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году». «У него не было ни носа, ни ушей». Обращаем внимание на то, как беспощадно отдает распоряжение пытать башкирца Иван Кузмич, как покорно выполняют его страшные приказания два инвалида и Юлай. Ведь пытка была прекращена только потому, что у башкирца был отрезан язык, он не мог говорить и был, следовательно не нужен Ивану Кузмину.

Нельзя не обратить внимания на существенную деталь во внешности изуродованного, изувеченного башкирца. Учащиеся, перечитывая его краткую портретную характеристику, отмечают выражение его глаз: «узенькие глаза его сверкали еще огнем». Зачем Пушкин заставляет читателя заглянуть в глаза попавшего в капкан коменданта человека? Мы видим в них огонь ненависти, огонь борьбы, что-то непобежденное, несмирившееся. Ведь башкирец «был схвачен с возмутительными листами», т. е. с воззваниями, которые распространял Пугачев, когда подходил к крепостям. Этот человек, которому «казалось лет за семьдесят», отважно пошел на опасное дело. Поимка его усилила беспокойство коменданта, он даже вновь собрал офицеров — настолько страшны были эти воззвания, воззвания «крестьянского царя», вера в которого, как мы знаем, была широко распространена в народе. Семиклассники вспоминают: «Пушкин еще раз сталкивает читателя с башкирцем. После приступа мы видим его на перекладине виселицы с веревкой в руках; на этой виселице был повешен несдавшийся комендант Белогорской крепости».

Теперь делаем важный вывод: в небольших эпизодах, участниками которых являлись люди двух враждебных лагерей, отразился конфликт, исключавший примирение.

Можем ли мы сказать, что оба эти человека — и башкирец, и капитан Миронов — по натуре кровожадны? Конечно, нет. Но для башкирца капитан Миронов — символ ненавистного ему государства угнетателей, а для Ивана Кузмича башкирец — один из «злодеев», «старый волк», «бунтовщик», подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил всю жизнь. Отсюда и жестокость с обеих сторон. О причинах бунта Иван Кузмин не задумывается — порядок, который он охраняет, кажется ему бесспорным.

Нас не может не заинтересовать и то, как смотрит на все происходящее рассказчик, Петр Андреевич Гринев. Для Гринева Пугачев — разбойник, и его войско — «шайка». Мы уже приводили слова Гринева о том, что приказание коменданта подвергнуть пытке башкирца «никого из нас не удивило и не встревожило». Однако Гринев на всю жизнь запомнил лицо башкирца, он называет его «несчастным», описывает его душевное смятение. «Он оглядывался во все стороны, как зверек, затравленный детьми», — говорит Петр Андреевич, вспоминая эту страшную сцену, он вновь как бы слышит, как «застонал слабым, умоляющим голосом» башкирец, увидев Юлая с занесенной над ним плетью.

Спустя многие годы Гринев, уже пожилой человек, с ужасом вспоминает пытки екатерининского времени, противопоставляя ему другие времена, времена «кроткого царствования императора Александра». Прав ли он, утверждая, что в это «кроткое царствование просвещение и правила человеколюбия действительно сделали успехи»?

Учащимся необходимо дать некоторые исторические сведения, чтобы убедить их в неправоте Гринева, утверждающего, что в «кроткое царствование Александра просвещение и человеколюбие сделали успехи». Прежде всего о пытке. Страшный и позорный обычай пытки, т. е. истязание обвиняемого с целью добиться от него признания в вине, существовал очень давно. Екатерина II не однажды давала негласные распоряжения не применять пытки, но тем не менее пытка в ее царствование процветала. Внук Екатерины Александр указом от 27 сентября 1801 года запретил пытку. Однако страшные пытки продолжали применяться и в судах, и в усадьбах крепостников. Чиновники и помещики не несли за это никакого наказания.

И в армии телесные наказания были постоянным явлением. Так, командир гвардейского Семеновского полка Шварц постоянно подвергал наказанию десятки солдат, назначая им тысячи ударов шпицрутенами. Это явилось одной из причин восстания полка в 1820 году. Издевательства Шварца над солдатами вызвали их яростное возмущение. Солдат поддержали многие офицеры, среди которых были члены первых декабристских организаций. Началось восстание, в котором семеновцы проявили мужество и непреклонность. Восстание было подавлено, но слух о нем пронесся по всей России и отозвался во многих сердцах.

Пушкин явно расходится со своим героем в оценке царствования Александра. В десятой главе «Евгения Онегина», которая была сожжена поэтом и от которой остались только отрывки, он пишет:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда.

Заканчивая беседу по главе VI «Пугачевщина»1, обращаемся к классу с вопросом: почему Пушкин избрал для этой главы в качестве эпиграфа слова из народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы старые старики будем сказывати.

Вопрос этот нужно поставить для того, чтобы напомнить учащимся, как относился Пушкин к прошлому народа, к истории. Знание истории, с точки зрения Пушкина, помогает понять современность, настоящее.

Пушкин создает повесть в 30-е годы XIX века, в сложное и тревожное время, время крестьянских и холерных бунтов, которые были отзвуком грандиозного Пугачевского восстания 1773—1774 годов. Анализируя прошлое, Пушкин как бы приглашает своих современников, «молодых ребят», прислушаться к этому прошлому не только для того, чтобы понять настоящее, но и, по возможности, подумать о будущем. Ведь глава «Пугачевщина» повествует о том, как люди с ограниченным кругозором, занятые лишь своими личными интересами, неожиданно оказываются перед лицом великих событий, вовлекаются в их водоворот.

В главе «Пугачевщина» Пушкин изображает первый период восстания, период его нарастания и быстрого накапливания сил. Мы видим, как обостряется конфликт между лагерями внутри крепости. То, что происходило в Белогорской крепости — типично. С одной стороны, — несомненное сочувствие Пугачеву казаков, населения крепости, с другой, — непримиримая позиция офицерства с его верностью трону.

Глава VII «Приступ» — логическое продолжение предыдущей главы. Конфликт дошел до высшей точки: Пугачев пошел на приступ крепости. Эта глава имеет свои особенности — ее героем является народ, готовый ринуться в бой. Перед нами два лагеря, открыто стоящие друг против друга. Посмотрим, что же происходит в каждом из лагерей.

Командование крепости сделало все, чтобы как можно достойнее встретить неприятеля. Гарнизон стоял в ружье на крепостном валу. Туда же накануне перетащили пушку.

А как изображается другой лагерь? Он дан глазами рассказчика, впервые в жизни наблюдающего, что происходит в стане необыкновенного противника. Силы пугачевцев быстро растут. Вначале «по степи не в дальнем расстоянии от крепости разъезжали человек двадцать верхами». Гринев видит, что это казаки и башкирцы, «которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам». Но вот «показались новые конные толпы: степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками». На крепость надвигалась большая сила.

Кто же привлекает каше особое внимание? С одной стороны, — это скромный капитан Миронов, с другой, — «человек на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблею в руке» — Пугачев. «По его повелению (Гринев так и пишет «по его повелению». — А.Д.) четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость и бросили за ее частокол окровавленную голову Юлая и письмо с предложением сдаться.

Этот человек смел и стоек. Когда после третьего пушечного выстрела пугачевцы отхлынули в обе стороны и попятились, Пугачев один остался впереди. «Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились…»

А разве не мужествен и не смел капитан Миронов? «Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной», — пишет Гринев. Он обходит войско, подбадривает своих солдат, ласково называя их «детушками», он взывает к их воинской чести: «…докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные». Ни на минуту не теряется опытный воин. Когда, например, мятежники съехались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей, комендант предупредил: «Теперь стойте крепко: будет приступ».

Но в чем все-таки слабость мужественного Миронова и в чем сила Пугачева?

Почти все ответы учащихся в какой-то мере верны и показывают, что семиклассники с интересом выясняют причины поражения белогорцев и победы пугачевцев. Из большинства высказываний видно, что перевес восставших они видят не только в большей военной силе, некоторые ученики отмечают и психологические причины, значение популярности Пугачева, его военный талант.

Подводя итоги, делаем вывод, что Пушкин устами Гринева говорит о мощи восставших и слабости отпора им со стороны правительственных войск. Добавляем и то, о чем не говорили ребята: о нераспорядительности и бездарности более высокого начальства, бросившего на произвол судьбы Белогорскую крепость.

Как далее развивает рассказчик мысль о народном признании Пугачева? На этот вопрос предлагается подготовить ответ самостоятельно, проанализировав текст главы VII от слов: «Нас потащили по улицам» до слов: «…подле своего старого начальника» и далее от слов: «…жители начали присягать» до конца главы. (На работу дается пять минут.)

Не все одинаково справляются с заданием, хотя оно, казалось бы, и нетрудно. Но все же важные моменты, говорящие об отношении народа к Пугачеву, отмечаются: «жители выходили из домов с хлебом и солью», «раздавался колокольный звон», «народ повалил на площадь», «отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках», началось принятие присяги: жители «подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу», гарнизонные солдаты с отрезанными косами и подстриженные в кружок «подходили к руке Пугачева» и т. д. (Эти же солдаты еще несколько часов тому назад «изъявляли свое усердие Ивану Кузмину».)

Обращаем внимание учеников на то, что народу, стоящему на площади, предстояло пережить еще одно потрясение. На площадь привели офицеров Белогорской крепости во главе с комендантом Мироновым, истекающим кровью.

Разберем эту сцену. Один из ее участников — Пугачев с его грозным вопросом: «Который комендант?» (заметим, что указал Пугачеву на коменданта не кто иной, как урядник Максимыч!), другой — его непримиримый враг, хотя и побежденный сейчас и изнемогающий от раны, но смело бросающий предводителю восстания самые непереносимые для того слова: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Последние слова, «слышь ты», — любимая присказка Ивана Кузмича, придают его твердым словам оттенок простоты, обыденности2. Иван Кузмич и в предсмертную минуту такой же, как всегда. Невольно вспоминаешь другую его фразу, произнесенную перед солдатами во время приступа: «Умирать так умирать: дело служивое».

Смело повторяет предсмертные слова своего капитана Иван Игнатьевич, называя Пугачева «дядюшкой». Обращение звучит ласково, но, сопровождаемое словами «вор и самозванец», говорит о непризнании царского достоинства Пугачева, придает всей фразе насмешливый оттенок.

Казнь капитана Миронова и Ивана Игнатьевича не может не потрясти читателя. Эпизод расправы с женой коменданта также вызывает возмущение учащихся. Говоря о жестокости Пугачева, они имеют ввиду именно это место в повести. Не нужно на уроке оправдывать или обвинять Пугачева; надо разобрать ситуацию, в которой развертывались события.

Лаконизм Пушкина в сцене гибели Василисы Егоровны пределен: Гринев передает только факты. Василиса Егоровна, пока развертывались события на площади (казнь офицеров, принятие присяги), оказалась в руках пугачевцев. Ограбленная, не знавшая о том, что произошло, она просит лишь об одном: отвести ее к Ивану Кузмину. Но вот она взглянула на виселицу и увидела своего мужа. До слуха Пугачева, конечно, долетели слова ее горестного плача, обращенные к мертвому Ивану Кузмину: «сгинул от беглого каторжника». Реакция Пугачева на эти слова выразилась в трех словах: «Унять старую ведьму». Слово «унять» было понято молодым казаком в одном смысле — убить.

Подумаем, мог ли Пугачев в данной ситуации, при народе, разгоряченный боем, расправой с офицерами, раздраженный их неподчинением, простить Василисе Егоровне страшные для него слова? Если бы Пушкин так закончил эту сцену, мы бы были вправе упрекнуть писателя в идеализации Пугачева. Но Пушкин был далек от этого. Его Пугачев исторически верен: стихиен и безудержен в жестокости, как стихийно и безудержно само восстание, возглавляемое им. Прибавим, что в повести — это единственный эпизод, говорящий о жестокости Пугачева, который не смог преодолеть свой гнев, и потому было совершено ненужное убийство.

Много людей смотрело на происходящее на площади. Пушкин не говорит о настроениях этих людей, но слова «настала глубокая тишина» позволяют нам домыслить сцену. Все были потрясены, все почувствовали значительность минуты. Неотразимо действовала личность Пугачева: его величие, богатая парадная одежда, в глазах народа поистине царская (красный кафтан, высокая соболья шапка). Его «сверкающие» глаза, говорившие об огромной внутренней силе этого человека, властный голос, решительные жесты, все поддерживало легенду, что он царь. Он внушает одновременно и восторг и страх. В толпе, вероятно, были люди, сочувствующие капитану Миронову, Ивану Игнатьевичу, Василисе Егоровне, но мы не слышим ни голосов сочувствия, ни слез. И когда Пугачев стал уезжать после всего свершившегося, «народ бросился за ним». Эти слова коротко, но предельно ясно говорят о том, на чьей стороне был народ.

А на чьей стороне рассказчик и автор?

Учащиеся быстро устанавливают позицию Гринева. Для него Пугачев — враг, пугачевцы — злодеи, разбойники. Он теснейшими узами связан с Мироновым и Иваном Игнатьевичем, готов погибнуть как и его «великодушные товарищи». А автор?

Теперь семиклассники, уже разбиравшие эпиграфы к другим главам, стали вчитываться в эпиграф к главе VII:

Голова моя, головушка

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую

Еще петельку шелковую.

Несомненно, народная песня посвящена Ивану Кузмину Миронову. Ребята замечают, что словами народной песни Пушкин выразил свое отношение к коменданту Белогорской крепости. Они улавливают в них печаль и сочувствие горькой доле Ивана Кузмича, скромного, честного человека, «не выслужившего ни корысти себе, ни радости» на царской службе, а принявшего смерть на виселице. Таково личное отношение Пушкина к Миронову, и тем выше мы ценим объективный анализ исторической ситуации, данный художником-историком, его анализ отношения народа к Пугачеву. Ни цензура, ни давление свыше не заставили Пушкина лакировать историю. «Весь черный народ был за Пугачева», — писал он (т. VIII, стр. 357). Эти слова, явившиеся выводом после глубокого изучения эпохи Пугачевского восстания, были полностью воплощены в его исторической повести.

Сообщаем учащимся, что на следующем уроке приступаем к разбору образа Емельяна Пугачева — центрального героя повести. Предлагаем определить, на каких сценах, эпизодах произведения должно быть сосредоточено наше внимание. Ответ: «Встречи рассказчика Гринева с Пугачевым».

Совместно думаем над формулировкой темы. Сразу предложенная семиклассниками нейтральная формулировка «Встречи Гринева с Пугачевым» отвергается, ибо она не передает духа повести: ведь встречи происходят в исключительных обстоятельствах, и это надо отразить в формулировке темы. Так рождается тема нескольких уроков: «Необычайные встречи Гринева с Пугачевым».

Домашнее задание:

Перечитать знакомую с V класса главу II «Вожатый» и ответить на вопрос, что нового в изображении вожатого мы увидели теперь, после того как прочитали всю повесть и частично ее разобрали.

Примечания

1. Пушкин называет главу VI— «Пугачевщина». Она начинается небольшим историческим вступлением, сделанным Гриневым, которое перекликается с заключительными словами «Истории Пугачева»: «…народ живо помнит кровавую пору, которую — так выразительно — назвал он пугачевщиной» (т. VIII, стр. 268).

2. Интересное объяснение этого «слышь ты» давно в уже упомянутой книге М.Г. Качурина и М.А. Шнеерсон «Изучение языка писателей», стр. 120.




8

Пересказ падения белогорской крепости в капитанской дочке

1 ответ:



0



0

Это написано в главе 7 Приступ.. . На вале собрался весь малозначительный строй крепости, капитан расхаживал перед ним. В степи появилось несколько казаков на лошадях. В них выстрелии ядром из пушки в Белогорской крепости. Казаки разбежались. Через несколько минут в степи появилось много казаков, вместе с Пугачевым, который был на белом коне. Четверо казаков отделилось от строя и побежали к воротам крепости. У одного из них было под шляпой письмо, а у другогона опье была голова Юлая. Казак перекинул голову через ворота. Все люди испугались. В толпу казаков выстрелили из пушки картечью, казаки разлетелись в разные стороны. Казаки слезли с коней и пошли на креости. Люди открыли ворота. Командир скомандывал, в бой. В атаку за ворота выбежали только командир и Петр Гринев. Казаки подбежали к крепости ватили командира и Петра. Их повели через улицы к главной площади, их встречали люди с хлебом и с солью. На главной площади в троне сидел Пугачев и стояла висилица. Коменданта подвели к Пугачеву. Он приказал поцеловать его руку, тоесть признать его »царем». Комендант не согласился предать свою Родину, из-за этого его повесили. Гринев так же не согласился предать Родину, но его не повесили, его спас Савельич, бросившись под ноги Пугачеву.

Читайте также

Рассказ И. С. Шмелева «Как я стал писателем» носит автобиографический характер. Это рассказ-воспоминани­е, попытка творчески осмыслить призвание писателя, проявляющееся с самого детства. 

Первый период своей жизни автор называет «дописьменным» : он еще не писал на бумаге, но отличался способностями речи, был, как он говорит, писателем «без печати» . Он говорил с игрушками, с вещами, которые казались ему живыми и «рассказывали сказки» . В гимназии его прозвали «римский оратор» и часто делали замечания в дневнике: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках» . Увлекшись романами Жюля Верна, автор пишет «поэму» о путешествии на Луну на воздушном шаре гимназических учителей. «Поэма» имела успех у учащихся, но после того как она попала в руки инспектору, «гонораром» автора было наказание. Иронически автор описывает, как в этом «письменном» периоде он писал сочинения, приплетая к теме что попало. Оправдываясь, что это у него «лирическое отступление» , как у Гоголя, он добился того, что возмущенный преподаватель оставил его на второй год. 

Таким образом, право на собственные размышления пришлось зарабатывать через множество испытаний. И лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. Писать на поэтические темы «было одно блаженство» , и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. Этот человек сыграл большую роль в становлении Шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце» . 

Третий период творчества был «печатный» . Написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. Кабинет редактора казался ему «святилищем» . Ответа на рассказ надо было ждать «два месяца» , потом еще «два месяца» … Юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. И новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва» . Сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. Он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать. 

<span>Юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. Умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.</span>

<span>Петр Андреевич Гринев – главный герой повести Александра Сергеевича  Пушкина «Капитанская дочка». От лица Петра ведется повествование о событиях, происходящих во время крестьянского бунта под предводительством Пугачева.</span>В крепости Гринев влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову, за которую в последствии сражается на дуэли с поручиком Алексеем Швабриным. Во время сражения Алексей ранит Петра. После дуэли герой просит у родителей благословения на брак с бесприданницей Машей. Однако получает отказ. В это время крепость была захвачена Пугачевым, который случайно узнает Савельича и выпускает Гринева из осажденной крепости.Пока Гринев находился в Оренбурге до него доходит новость, гласящая о том, что его возлюбленная Маша находится в руках у Швабрина. Главный герой отправляется в логово Пугачева, на помощь любимой. Самозванец оказался тронутым рассказом Гринева о беспомощной и жалкой девушке. Он отпускает Машу с Петром, благословляя молодых. Но по дороге герои попадают в засаду правительственных войск. Гринев отправляет Машу в отцовское имение. Сам герой остается в отряде, где в последствие его арестовывают, по доносам Швабрина, который обвинял Гринева в измене. Однако любящая Маша спасает героя.Петр присутствовал на казне Пугачева, который узнал его в толпе и в самый последний момент кивнул ему.<span>
</span>

  EXPO 2017 – поистине удивительное событие в жизни нашей страны. Международная выставка, которая является символом индустриализации, демонстрации технических и технологических достижений, появления новых идей и интересных проектов, будет способствовать интеграции Казахстана в мировую экономику. За считанные годы наша Родина провела ряд многих мероприятий, таких как саммит ОБСЕ, Исламская конференция, Азиада. Тем самым показав недюжинные организаторские и творческие способности, высокий научный потенциал. Неудивительно, что теперь мировое сообщество доверило Казахстану проведение Всемирной выставки 2017 в Астане. Тема выставки: «Энергия будущего», которая действительно очень важна и значима, особенно для нашей страны. Современный Казахстан — одно из государств с богатейшими запасами топливно-энергетических ресурсов. Однако нефть, газ, уголь являются исчерпаемыми природными богатствами. К тому же их использование приносит огромный вред человечеству и окружающей среде. Несомненно, что развитие альтернативных источников энергии – наиважнейшая экологическая, экономическая и даже политическая задача. 

  Сейчас многие задаются вопросом: «Какой эффект даст Казахстану проведение EXPO?». Н.А.Назарбаев отмечает следующее: «Это величайшая возможность для нашей страны получить новые энергетические и «зеленые» технологии. Это миллиарды долларов инвестиций, которые поступят в Казахстан за время подготовки и проведения EXPO-2017, а также дальнейшего использования его объектов». Действительно, трудно не согласиться с Президентом. Хочется лишь добавить, что более 100 стран будут выставлять свои достижения, люди из разных стран смогут высказать свою точку зрения на данный вопрос, т.е. появятся действительно осуществимые проекты, которые смогут избавить людей от загрязняющих и дорогостоящих источников энергии. 

  Наступил 2013 год. Уже через 4 года Астана примет в свои объятия миллионы людей из разных уголков мира. Уже сейчас стоит рассмотреть все детали организации. Молодежь – опора и будущее Республики. Тысячи молодых людей смогут проявить свой потенциал. «У меня нет никаких сомнений, что все казахстанцы примут активное участие в подготовке к Международной выставке», — отмечает Президент. Действительно, весь народ должен принять участие в этом знаменательном событии. Школьники и студенты смогут поделиться своими идеями и мыслями по данному вопросу, а в свободное время могут устроиться экскурсоводами для иностранных граждан, познакомив их с культурой и бытом казахстанского народа. Уверен, что каждый согласился бы помочь в организации выставки, ведь всё это делается для достижения одной общей цели. 

  EXPO 2017 – это большое событие и большая ответственность, народ Казахстана должен показать своё известное гостеприимство и радушие. Работа предстоит немалая, но общими усилиями не трудно будет дойти до необходимого результата. «Это будет ещё одна «народная стройка» Казахстана. Пять лет пролетят быстро. Успех Астаны в борьбе за право проведения EXPO 2017 – это успех всего народа Казахстана», — считает Назарбаев. 

Слуги находятся достаточно близко к царю и от их поведения зависит отношение царя к ним. а если царь не в настроении, то им несдобровать, т. к. им влетит в первую очередь от царЯ(возможно, за его же ошибки)

А портной — что ему царь. на его жизнь он никак не влияет, и ему не до царя. ему главное чтоб полотно было — инструменты. а остальное ему не важно. Если царь заденет интересы портного(повысит цены на ткань, конфискует), то портной восстанет. Ибо зачем монарху соваться в дела народа? Пировал бы дальше со знатью и творил бы реформы…
Следовательно — пока царь портного не трогает — царь ему безразличен. Именно поэтому портной не боится царя.

Правда не покидала уверенность В победе
для меня это не имеет значение
три школьницы направлены на олимпиаду

Урок литературы в 8 классе по теме «Падение Белогорской крепости» по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

Тема. Падение Белогорской крепости.

Цель:

— проследить за новыми событиями романа;

— учить присматриваться к деталям;

— высказывать своё мнение, развивать умение сопоставлять и делать самостоятельные выводы;

— прививать интерес к истории страны.

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к роману.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа.

— Дайте краткую характеристику каждому герою, проживавшему в Белогорской крепости до известных событий.

— Была ли готова крепость противостоять натиску пугачёвцев? Свои наблюдения обоснуйте.

— Какое письмо получил комендант крепости?

— Расскажите о реакции Ивана Кузьмича на полученную бумагу.

— Каким образом в крепости готовились «принять надлежащие меры»?

— Какие черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах?

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Восприятие учащимися учебного материала.

  1. Пересказ текста.

— Перескажите близко к тексту описание тех событий, которые стали происходить в крепости.

Первые выводы. В крепости образовалось два лагеря. Мы понимаем, что казаки примкнут к повстанцам, они уже связаны с ними, а гарнизон слаб. Конфликт между этими двумя лагерями внутри крепости усугубляется. «Принять надлежащие меры» капитан не может. «Злодей-то, видно, силён, а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда…», — говорит капитан Миронов.

  1. Вопросы и задания к учащимся.

— Какую роль играет эпизод с изувеченным башкирцем? Каким мы видим капитана Миронова, к которому привели башкирца, имевшего «возмутительные листы», то есть прокламации Пугачёва, призывавшие к восстанию (возмущению)?

— Описывая башкирца, Пушкин останавливает наше внимание на одной существенной детали. Какой именно и для чего? Что ещё нас удивляет в нём?

Иван Кузьмич отдаёт двум инвалидам и Юлаю страшные приказания. Пытки прекращаются только тогда, когда увидели, что у башкирца нет языка. В описании башкирца вроде бы ничего примечательного, но Пушкин останавливает внимание читателя на его глазах: «… узенькие глаза его сверкали ещё огнём» и на возрасте: «ему казалось лет за семьдесят». Непобеждённый, несмирившийся, ненавидящий своих угнетателей, своих врагов, старик, взяв «возмутительные» листы Пугачёва, пошёл на опасное дело. Пушкин ещё раз напомнит о нём в главе «Приступ». Он очутился верхом на перекладине виселицы с верёвкою в руках. На этой верёвке повесят Ивана Кузьмича.

Иван Кузьмич ненавистен башкирцу как представитель власти того государства угнетателей, против которого он выступает, а для капитана Миронова башкирец – «злодей», «бунтовщик», подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил верой и правдой всю жизнь. Жестокость обоих объяснима. Для Ивана Кузьмича законы, которым он служит, незыблемы и он не задумывается о причинах, толкнувших башкирца в стан восставших.

— Расскажите о Петре Гринёве. Кто и что его волнует? Как вообще он относится к последним событиям?

Свои записки Пётр Андреевич Гринёв пишет по прошествии многих лет, но даже спустя время он не может забыть ни стона изувеченного башкирца, над которым Юлай занёс свою плеть, ни горящих ненавистью глаз несчастного, ни своего волнения, охватившего его при мысли о Маше.

— Как вы объясните эпиграф к VI главе?

Создавая роман «Капитанская дочка» и работая над архивными материалами по делу Пугачёва, Пушкин призывал своих современников обратиться к недавнему прошлому, чтобы понять настоящее и задуматься о будущем.30-е годы XIX века были неспокойными: холерные бунты, неурожайные годы, нищета с одной стороны и равнодушие правительства с другой могло привести к новым крестьянским выступлениям в таком масштабе, как шестьдесят лет тому назад.

В VI главе Пушкин показывает, как нарастает восстание, как углубляется конфликт между противоборствующими лагерями.

— VII главе мы видим представителей этих противоборствующих лагерей – капитана Миронова и Емельяна Пугачёва, их сторонников. Как приготовился к отпору неприятеля Иван Кузьмич?

— Как рассказчик описывает поведение неприятеля?

— Какими описаны оба командира – Пугачёв и капитан Миронов? В чём сила одного и слабость другого?

— Расскажите об Иване Кузьмиче. (Вопрос домашнего задания). Прочитайте эпиграф и раскройте его смысл, вспомнив о последних минутах жизни капитана Миронова.

— Как погибли Иван Игнатьевич и Василиса Егоровна? Можно ли здесь обвинить Пугачёва в жестокости по отношению к женщине?

Иван Кузьмич не стал присягать Пугачёву: он, старый солдат, остался верен той присяге, которую давал в юности. Ещё во время приступа он говорит: «Умирать так умирать: дело служивое».

Иван Игнатьевич тоже не захотел присягать, он повторил слова своего капитана и ещё прибавил: «Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Это прозвучало насмешливо, и «Пугачёв опять махнул платком».

Василиса Егоровна произносит фразу, которую не мог не услышать Пугачёв, -«сгинул от беглого каторжника». Его реакция выразилась в трёх словах: «Унять старую ведьму». Он не говорит «убить», но его люди поняли слово «унять» именно так: убить. Это жестокое отношение к Василисе Егоровне понятно: Пугачёв, разгорячённый боем, раздражённый неподчинением офицеров, не мог простить Василисе Егоровне её страшных слов.

— Как складывается судьба иных обитателей крепости – Швабрина и Гринёва?

— Как вы оцениваете поведение Гринёва у виселицы? Готов ли он присягнуть Пугачёву? Прочитайте и прокомментируйте отрывок от слов «Очередь была за мною…» до слов «и оставили на свободе».

— Каким изображён Пугачёв? Составьте цитатную характеристику героя на основе VII главы. Обратите внимание на иллюстрацию, сравните её с описанием. «На нём был красный кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза…»; «… на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнажённою саблею в руке… Пугачёв грозно взглянул… мрачно нахмурился».

— Как ведут себя казаки, захватившие крепость? Почему им всё дозволено?

— На чьей стороне рассказчик?

  1. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Мы всё видим глазами рассказчика. Для него Пугачёв – враг. Гринёв «смело глядит на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных товарищей». Он не станет целовать руки, даже когда Савельич слёзно просит его об этом.

Пушкин же свою позицию, своё отношение к Пугачёву выражает несколькими словами: «Весь чёрный народ был за Пугачёва». Все, кто находился на площади, были потрясены происходящим. И белый конь под Пугачёвым, и его красный кафтан, и высокая соболья шапка производили неизгладимое впечатление. Действия Пугачёва, «сверкающие» глаза, властный голос внушали и восторг и страх одновременно.

Когда Пугачёв уехал, за ним бросился народ.

  1. Домашнее задание.

  1. Подготовить выразительное чтение диалога Гринёва и Пугачёва.

  2. Описать состояние Гринёва у виселицы и тогда, когда по велению Пугачёва он отправился к нему.

  3. Подготовить сообщение о пребывании Гринёва в Оренбурге.

  4. Перечитать II главу.

  • Рассказ о петре и февронии муромских для детей
  • Рассказ о пионере герое великой отечественной войны для 5 класса
  • Рассказ о павлике профессоре и вовке тип текста
  • Рассказ о петре гриневе из капитанской дочки по 1 главе
  • Рассказ о пимене из бориса годунова