Рассказ о памятнике ивана федорова

Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову (Москва)

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову

Скульптурный Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (Москва) – один из самых известных памятников создателю первой русской датированной печатной книги. Установлен в столице России. Адрес: Театральный проезд, район дома № 2. (Ближайшие станции метро – Лубянка, Кузнецкий мост, Театральная, Площадь Революции).

Авторы памятника

  • Скульптор Волнухин С.М.
  • Архитектурное оформление принадлежит Машкову И.П.

Дата открытия

1909 год.

Инициатор установки и подготовка проекта

Инициатор установки памятника — Московское археологическое общество. Именно оно ещё в 1870 году организовало подписку средств для установки памятника. Сроки реализации идеи установки памятника по ряду причин неоднократно откладывали. Лишь в 1901 году объявили конкурс на лучший проект. К его разработке привлекли не только лучших российских, но и ряд известных зарубежных скульпторов из Болгарии, Сербии, Франции, Австро-Венгрии. Победителем конкурса жюри объявило проект памятника, авторами которого были упомянутые Волнухин С.М. и Машков И.П.

Открытие памятника

Памятник торжественно открыли 12 октября 1909 года. Мероприятие проводили в присутствии городских властей и представителей различных организаций. Причём, особую значимость этого события подчёркивало то, что оно сопровождалось крестным ходом.

Место установки

Место для установки перед Китайгородской стеной выбрали не случайно. Это историческое место, тесно связано с началом книгопечатания на Руси. Здесь, неподалёку, на Никольской улице, когда-то располагались палаты бывшего Государева Печатного двора. Их возвели в XVII веке на месте сгоревшей печатни Ивана Фёдорова. Кстати, во времена правления Петра I здесь вышла первая российская газета «Ведомости».

О месторасположении памятника

Примечательно, что местоположение памятника меняли дважды. Первый раз это произошло в 1934 году. Тогда, при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены, памятник подвинули вглубь квартала. Второй раз памятник переместили в 1990-е годы. Это было связано со строительством торгового комплекса «Наутилус». Памятник передвинули ближе к гостинице «Метрополь», где он и находится по настоящее время.
Примечательно, что Никольская улица, неподалёку от которой расположен памятник, издавна славилась своими книжными магазинами. Она являлась крупнейшим в дореволюционной Москве центром книжной торговли.

Кому посвящен памятник

Иван Федоров (также Фёдорович, Москвитин) – (около 1520 г.р. – 1583). Издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве. Основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой
Примечательно, что о происхождении Ивана Фёдорова известно, к сожалению, мало. Родился он между 1510 и 1530 годами. Точных сведений о дате и месте рождения (как и о его роде) нет. Так или иначе, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве и роде» и в переписке часто добавлял к своему имени «москвитин». Делал это даже тогда, когда жил уже в Великом княжестве Литовском (Из Википедии).

Описание памятника

Памятник представляет собой бронзовую ростовую скульптуру первопечатника Ивана Фёдорова. Согласно авторскому проекту, её установили на высокий постамент из чёрного полированного лабрадорита. Фёдорова скульптор изобразил в момент работы рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Рядом с ним на скамье лежит ручной инструмент для нанесения типографской краски. Несмотря на принадлежность к духовенству, Ивана Фёдорова скульптор изобразил в мирской одежде. Его волосы перехвачены ремешком.
На лицевой стороне постамента надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров». Под текстом — дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 года. В центре пьедестала на отлитой из бронзы доске изображение печатного знака Ивана Фёдорова — руки, которая держит щит с буквами «И» и «Ф». С обратной стороны пьедестала авторы поместили цитату из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги». Здесь же — девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих».

ФОТО — памятник первопечатнику Ивану Фёдорову:

Другие интересные памятники

В самом центре мемориального комплекса в Парке Победы на Поклонной горе расположен 141,8-х метровый устремлённый ввысь Монумент Победы на Поклонной Горе (город Москва).

Большой интерес представляют также:

  • Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (Москва); 
  • сравнительно недавно установленный Памятник Александру I в Александровском саду (Москва).

Поделитесь в соцсетях!

Сбор средств для установки памятника Ивану Федорову начался в 1870 году по предложению Московского археологического общества.

Реализация постоянно откладывалась. Наконец начался конкурс на проект монумента. Памятник Федорову открыли 12 октября 1909 года.

Первопечатник изображен во время работы — рассматривает свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству, Федоров представлен в мирской одежде с ремешком, перехватившим волосы, — как ремесленник. Это напоминание, что в XVI веке представителям низшего духовенства приходилось заниматься ремеслами, чтобы выжить. На передней стороне постамента надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров». Под ней дата начала печати «Апостола» — 19 апреля 1563 года. Книга увидела свет 1 марта 1564 года (14 марта по новому стилю). Теперь это День Православной книги.

В центре пьедестала на бронзовой доске изображен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с буквами «И» «Ф», между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти изображения как изгиб реки (по древнему изречению «книги — суть реки, наполняющие вселенную») и угольник для набора букв. Этот знак Иван Федоров стал ставить на своих изданиях уже во Львове, после того как в 1565 неизвестные сожгли Московский печатный двор.

Памятник первопечатнику Федорову

Место для памятника выбрали историческое — недалеко от Никольской, где располагался Государев печатный двор. Но в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены монумент передвинули.

Что есть что в церкви

А в 1990-х при строительстве торгового комплекса «Наутилус» памятник первопечатнику перенесли ближе к гостинице «Метрополь». В итоге сейчас Иван Федоров стоит фактически на месте церкви Троицы в Полях. Она получила название по специальным полям, где проходили судебные поединки. Когда следственные органы не справлялись, спорщикам предлагали выйти в поле и решить вопрос кулаками. Тогда считали, что победит правый. Наверное, в половине случаев так и было.

В 1934 году храм снесли, а на его месте устроили сквер. Памятник Ивану Федорову встал на место трапезной. А в начале 2000-х при строительстве торговых помещений и подземной автостоянки археологи раскрыли фундамент церкви Троицы в Полях. Теперь его может увидеть любой желающий.

Памятник Ивану Федорову на фотографиях разных лет:

А что о памятнике Ивану Федорову знаете вы?

Созданный в 1909 году памятник первопечатнику Федорову – это еще одна достопримечательность Москвы, к которой ежедневно направляются сотни туристов и жителей города.

Иван Федоров

Иван Федоров был выходцем из Русского царства. Хотя он и родился на территории современной Москвы, почти всю жизнь он провел на землях Литовского Княжества, а также в Украине, во Львове, что на то время входила в состав Русского воеводства и Речи Посполитой. Долгое время работал в московском издательстве, открытом на деньги царя, легендарный Иван Фёдоров, первопечатник. Памятник ему был изначально построен возле этого здания.

иван федоров памятник

Тем не менее, именно он считается основателем книгопечатанья. В Русском царстве периода Ивана Четвертого он впервые напечатал религиозное произведение «Апостол». Именно Федорову принадлежит первая в истории тогдашнего государства типография.

Появился на свет ученый между 1510 и 1530 годами. Существует версия о его рождении на территории Вилейского района Минской области.

Следовательно, сегодня о нем осталось очень мало воспоминаний. Некоторые исследователи жизни Федорова полагают, что образование он получил в Кракове, став бакалавром. В городском университете есть о нем запись.

Изначально он собирался посвятить всего себя служению богу и числился дьяконом при кремлевской церкви Николы Гостунского.

Смена работы

О том, что Федоров работал в Печатном дворе Ивана Четвертого, не сохранилось утвердительных данных. Ему приписывают издание нескольких анонимных брошюр, выпущенных в Москве.

Ровно один год, с 1563 по 1564, работал Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем над книгой «Апостол». На этой книге впервые поставил свою печать Иван Федоров. Памятник ему изображает первую страницу «Апостола». Еще через год первопечатник издает новую книгу — «Часовник».

иван федоров памятник в москве

Жизнь в Литве и Украине

После боярских нападок на типографию Федоров и его напарник вынуждены бежать в Княжество Литовское. Там они поселяются у Ходкевича, гетмана Литовского, и начинают работать у него. Гетман купил и открыл типографию для них.

В поместье Заблудов, где они и расположились, выходят книги «Учительное Евангелие» и «Псалтырь с Часословцем». Второе издание «Апостола» Федоров печатает уже во Львове. Для этой книги он написал и свою издательскую вступительную речь. По личному приглашению князя Острожского поселяется на несколько лет в этом городе, где издает первую в мире Библию на церковнославянском. Успел побывать в Вене и Кракове. Долгое время переписывался с видными европейскими светилами науки.

Умер во Львове, где и был похоронен.

Печатное дело

Будучи церковным служителем низшего сословия, Иван Федоров выбирал для печати самые распространенные на то время религиозные тексты. Также он издал несколько книг по грамматике, чтобы каждый человек смог научиться писать и читать.

Первые модели для книг были сделаны практически по современным нормам. В тексте на одной странице размещали по двадцать пять строчек. Они почти идентичны современному формату А4. В первой напечатанной книге есть и колонтитулы, и даже надстрочные и подстрочные ссылки, модные в те времена в Европе. Их и перенял там Иван Федоров. Памятник ему изображает свиток с подобными буквами.

иван федоров первопечатник памятник

Во время печати было использовано два цвета. Перед изданием книги пришлось внимательно вычитывать текст, исправлять ошибки, изменять некоторые обороты речи. Каждую новую главу первопечатник украсил оригинальными виньетками и декоративным шрифтом.

Станок

Об этом легендарном инструменте, за которым день и ночь трудился Федоров, почти не сохранилось данных. После смерти издателя осталось лишь описание того, что было при нем. Станок был изготовлен по итальянским технологиям. К нему впридачу шли деревянные детали. Буквы к бумаге прижимались с помощью пластины, закручивающейся медным большим винтом. Была найдена там же и рама для букв. Весил станок приблизительно 104 килограмма. Им с легкостью пользовался Иван Федоров. Памятник изображает этот станок в увеличенном виде.

 описание памятника ивана федорова

История памятника

Средства на то, чтобы увековечить память великого Ивана Федорова, начали собирать в 1870 году. Инициаторами сбора стали представители Археологического Союза Москвы. Хоть деньги и собрали достаточно быстро, вопрос о том, кто именно будет работать над скульптурой, остался открытым.

Памятник Ивану Фёдорову, где первопечатник стоит в полный рост, был создан в 1909 году. Деньги на него собирались тридцать девять лет. До начала строительства памятника на него было собрано 29 000 рублей, невиданная на то время сумма. Конкурс архитекторов и скульпторов в первый раз провалился. Комиссии не понравился ни один вариант предложенных работ.

памятник ивану федорову где

После тщательного отбора из лучших художников России и других стран на работу были зачислены скульптор Сергей Михайлович Волнухин и архитектор Иван Павлович Машков. Оценивали проекты победителей историк Ключевский и живописец Аполлинарий Васнецов.

Описание памятника Ивана Фёдорова

Иван Федоров застыл на памятнике в своей излюбленной позе во время работы. В одной руке у него печатная доска с набором букв. В другой руке он держит только что сделанную им страницу из книги «Апостол». Скульптура была выполнена из бронзы.

Описание памятника Ивана Фёдорова будет не полным, если не рассказать о его одежде. Хоть книгоиздатель и был духовным лицом, скульпторы его изобразили в обычной для тех времен одежде: длинный застегнутый на пуговицы кафтан, из-под которого виднеются штаны, заправленные в сапоги.

где установлен памятник ивану федорову

Волосы у первопечатника перевязаны лентой, чтобы не мешали во время работы.

Постамент украшен гербом Федорова в виде руки со щитом и с инициалами. Сверху над буквами изображен небольшой наконечник, как у стрелы. Под скульптурой мастера есть подпись «Николы Чудотворца Гостунского диакону Ивану Федорову».

Скульптор не мог обойти вниманием книгу «Апостол» и поместил дату начала ее создания под фамилией книгоиздателя.

Месторасположение

Место, где установлен памятник Ивану Фёдорову, выбрано не случайно. Возле него и находился когда-то Печатный двор, который финансировался Иваном Грозным. Там и вышла из печати книга «Апостол» в первом издании. Двор был основан в 1553 году, и тогда же Федоров начал там трудиться.

При Петре Первом именно в этом месте начали издавать газету «Ведомости».

Но если туристы спросят, где находится памятник Ивану Фёдорову, им назовут совсем другое место. Причиной этому стал перенос памятника с постаментом. В 1934 году улицы Москвы начали расширять, старые здания сносить. Китайгородской стены не стало, и статую было решено передвинуть.

А в 90-е годы памятник был перевезен к гостинице Метрополь. От места работы Федорова, некогда огромного Печатного двора, остался только небольшой терем. Там, в бывшей «правильне», трудился Иван Федоров. Экскурсия у памятника проводится по будням и выходным, и заканчивается она осмотром этого теремка.

В память о Федорове

Московский памятник – это не единственное упоминание об этом достойном человеке, духовном лице и просветителе. В 1997 году у дворца Потоцких был открыт музей в честь Ивана Федорова. В нем можно узнать более подробно о жизни создателя книг, а также о том, как происходил процесс печатания изначально, какие книги предпочитали издавать и почему первое время публиковали только духовную литературу.

где находится памятник ивану федорову

Возле музея «стоит» в человеческий рост Иван Фёдоров — первопечатник. Памятник был выполнен скульптором Анатолием Галяном.

В 1998 году в Троицко-Сергиевской лавре освятили икону, на которой изображен создатель книг со своим станком. Эта реликвия уникальна уже тем, что впервые за всю православную историю на ней появился рисунок печатной машины.

В 2009 году Федорова канонизировали в старообрядческой православной церкви, окрестив его диаконом Иоанном.

А в 2010 году имя Ивана Федорова было присвоено Государственному университету печати в Москве, в день празднования им своего восьмидесятилетия.

Во Львове на одной из центральных площадей возвышается пятиметровая скульптура — одетый в церковную рясу Иван Федоров. Памятник в Москве сильно от нее отличается. Монумент во Львове был поставлен недалеко от того места, где находилась его типография.

Факты про памятник

  • Во время открытия монумента в 1909 году собрались все власти города. Был произведен крестный ход. На следующий день прохожие обнаружили, что у памятника появился венок, на котором была надпись «Мученику русского книгопечатанья». Неизвестный хотел намекнуть тем самым на те гонения, которые пережил сам Иван Федоров в Москве от тогдашних властей.
  • Легендой при СССР стал Иван Федоров. Памятник в Москве был изображен на советских почтовых марках в том году, когда отмечали триста пятьдесят лет с момента его смерти.
  • Скульптуру можно увидеть во время просмотра некогда нашумевшего советского блокбастера «Место встречи изменить нельзя». Возле него Шарапов и Аня встретились.
  • Памятник находится возле улицы Никольской. Она издавна славилась своим книжным рынком и магазинами. До революции Никольская была настоящим центром книжной жизни, где обитала с утра до вечера вся московская элита.
  • В советские времена монумент стал напрямую ассоциироваться с книгами. Его рисовали на рекламе книжных базаров и новых магазинов.
  • Памятник Федорову виден с Охотного ряда.
  • Создатель произведения Волнухин считается прародителем модерна, а также символизма в русской скульптуре. Над ним он трудился в течение двух лет.
  • До наших дней не сохранилось каких-либо упоминаний о том, как выглядел Иван Федоров. Памятник отчасти помог создать И. Забелин, русский историк, который направлял скульптора, ориентируясь на ту эпоху, когда жил издатель.

Бронзовый памятник первопечатнику Ивану Федорову (1510-1583) был открыт в Москве 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина   художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.

Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.

Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом   комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов, победил проект Волнухина.

Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государственного печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).

На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».

История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин, а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.

Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.

Памятник хотели установить на Театральной площади, в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». Вскоре городское управление заняло место, предназначавшееся для памятника «подземным туалетным павильоном с двумя высокими выступами». В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда, на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».

Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.

На следующий день после воздвижения у памятника появился венок с надписью «Первому мученику русской печати».

Место установки памятника первопечатнику неоднократно менялось. Первый раз его передвинули вглубь улицы в 1934 году, при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены, В 1990 е годы при строительстве торгового комплекса «Наутилус» переместили ближе к гостинице «Метрополь».

Сейчас это место застроено бутиками и представительствами брендовых фирм.

Книгопечатание в Европе было изобретено в середине XV века. В середине XVI века оно пришло и в Россию. Иван Федоров — первый, кто стал печатать книги. Памятники первопечатнику Ивану Федорову установлены в городах, где он жил и работал — в Москве и во Львове.

Иван Федоров

В 1563 г. на Руси открылась первая типография, Печатный двор. По приказу Ивана Грозного был выписан из Польши печатный станок с набором литер и приглашен консультант из Дании. Возглавил Печатный двор дьякон церкви Николы Гостунского в Кремле Иван Федоров (Москвитин). Вместе с Петром Мстиславцем там была напечатана в 1564 г. первая книга — «Деяния и Послания апостолов» (Апостол). Через год свет увидела вторая книга — «Часовник». Надо сказать, что переписыванием книг ранее занимались монахи при монастырях. Это занятие было прибыльным и почетным. Существует легенда, что именно они подожгли Печатный двор Ивана Федорова, который сгорел до тла. После пожара Федоров и Мстиславец уехали из Москвы. Историки считают, что причина их отъезда из столицы была иной. Книгопечатание в Москве при этом не прекратилось, уже в 1568 г. заработала новая типография под руководством Андроника Невежи.

Книга "Апостол"

Отъезд из Москвы

Иван Федоров уезжает из Москвы в Литву, к гетману Ходкевичу в его имение Заблудов. Там он в 1570 г. издает книгу «Псалтырь с Часословцем». После смерти Ходкевича он направляется во Львов, где печатает второе издание «Апостола». Во Львове он пытается заниматься коммерцией, но безуспешно. Переехав в Острог Федоров, печатает «Острожскую библию», это первая полная библия на церковнославянском языке. Скончался Иван Федоров в 1583 г. в предместье Львова и похоронен в Святоонуфриевском монастыре. Памятник Ивану Федорову установлен в Москве.

Первая книга

Свою первую книгу «Апостол» мастера печатали целый год. В качестве шрифта был выбран рукописный полуустав. Этот шрифт был традиционным для переписчиков церковных книг. Для нее была использована проклеенная французская бумага. На каждой из 534 страниц «Апостола» было ровно по 25 строк. Книга была выпущена очень большим, в то время, тиражом — 2000 экземпляров. В настоящее время в библиотеках их сохранилось около 60. «Апостол» был оформлен в стиле рукописных книг. Переплет был сделан из дерева, обтянутого тисненым золотом сафьяном и застежками из латуни. Начало каждой главы выделялось цветочным орнаментом, а вставки и буквицы выполнялись красной киноварью. Краска оказалось настолько стойкой, что не выцвела и в наше время.

Переплет книги апостол

Петр Мстиславец

Исследователи считают, что Мстиславец является автором шрифта первопечатных книг. Он покинул Москву вместе с Федоровым и работал с ним в Заблудово у гетмана Ходкевича. После этого он расстался с Федоровым и переехал в Вильно, где с помощью местных купцов оборудовал новую типографию. Памятник ему установлен в г. Мстиславль Могилевской области в Белоруссии.

Памятник Мстиславцу

История памятника

Памятник Ивану Федорову в Москве был открыт 12 октября 1909 г. Автором памятника был один из зачинателей модерна и символизма в скульптуре, преподаватель Московского училища зодчества и ваяния, Сергей Волнухин. Архитектор памятника — Иван Машков. Московское археологическое общество еще 1870 г. развернуло кампанию по созданию памятника первопечатнику Ивану Федорову. Ученый Алексей Уваров открыл всероссийскую подписку, в сборе денег принимали участие и типографские рабочие. Сбор денег на монумент продолжался 39 лет, и было собрано около 29 тысяч рублей. Первый конкурс проектов не выявил победителя. В 1901 г. был организован новый конкурс, в составе жюри которого вошли художник Аполлинарий Васнецов и историк Василий Ключевский. Во втором конкурсе победил проект Волнухина.

Памятник первопечатнику

Вид памятника

Первопечатник изображен с оттиском книги «Апостол» в правой руке, которую он только что напечатал. В левой руке он держит печатную доску. На скамье лежит специальная подушечка для набивки краски (маца). На постаменте выбита дата выхода первой книги 19 апреля 1563 г. и экслибрис «И.Ф», которым помечены все книги мастера. На обратной стороне памятника написаны слова из послесловия к «Апостолу». К сожалению, не сохранилась ни одного портрета или описания облика Ивана Федорова. Скульптор Волнухин для создания внешности Федорова пользовался консультациями историка Ивана Забелина, а костюм посадского ремесленника был позаимствован в коллекции Сергея Иванова. Печатную доску и подушечку мацу удалось найти в Московской синодальной типографии.

Надпись на памятнике

Открытие памятника

Открытие памятника Ивану Федорову 12 октября 1909 г. вызвало у москвичей большой интерес. Собралась огромная толпа, и были заняты все крыши близлежащих домов. Говорят, что когда с монумента сдергивали покрывающую ткань, она зацепилась, и снять ее с первого раза не получилось. Москвичи шутили, что русская печать никак не может освободиться от преград и препон. В этот день к памятнику было возложено 99 венков. Надпись на одном из них была надпись: «Первому мученику русской печати».

Открытие памятника

Место установки

Изначально планировалось установить памятник Ивану Федорову на Театральной площади, но городские власти отказали в этой просьбе. Формальной причиной отказа служило невозможность загромождать площадь посторонними строениями. Но вскоре на месте, где должен устанавливаться памятник, был построен подземный туалет. Установить памятник решили около Третьяковского проезда, на месте где в XVI веке находился Печатный двор, недалеко от стены Китай-города. Проходящую недалеко Никольскую улицу народ называл «книжная». Памятник неоднократно передвигали, первый раз его переместили вглубь в 1934 г., когда сносили Китайскую стену и расширяли Театральный проезд. В 90-е годы монумент перенесли ближе к отелю «Метрополь» для строительства торгового центра «Наутилус». В советское время рядом с памятником первопечатника находился книжный магазин «Книжная лавка», который пользовался популярностью у книголюбов и коллекционеров.

Наше время

Сейчас монумент находится в окружении шикарных брендовых бутиков и автосалонов, где памятник Ивану Федорову явно неуместен. Рядом с ним невозможно увидеть ни одной вывески на кириллице. Кричащая реклама не способствует восприятию образа русского создателя печатных книг. Место, где установлен памятник Ивану Федорову, сейчас привлекает любителей дорогих вещей и роскоши. В связи с этим патриарх Кирилл обратился к Московскому правительству с просьбой о его переносе. По мнению патриарха, такое окружение мешает правильному отношению к памятнику. Вопрос был вынесен на рассмотрение комиссии по монументальному искусству. Комиссия приняла решение отложить рассмотрение этого вопроса, потому что не ясны источники финансирования и возможное место установки.

Чтобы добраться до памятника Ивану Федорову надо доехать до станции метро «Лубянка», выйти на Лубянскую площадь к Театральному проезду и дойти до дома 1/3 Третьяковского проезда.

«… не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни,
потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела,
а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной
и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

12 октября 1909 года   в Москве был открыт бронзовый памятник первопечатнику Ивану Федорову (1510-1583).
Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина — художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.

Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.

Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов, победил проект Волнухина.
Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.

фото — С.М.Волнухин работает над скульптурой
© starosti.ru

Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государева печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов»(«Апостол»).

Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).

На постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, надпись: Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров , под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563г. (книга увидела свет 1 марта 1564г. — официальный день начала книгопечатания на Руси) и  на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания: рука, держащая щит с буквами «И» «Ф»; между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы.

Исследователи расшифровывают эти стилизованные изображения как изгиб реки (в соответствии с древним изречением «книги — суть реки, наполняющие вселенную») и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв. Однако Иван Фёдоров такой знак стал использовать для обозначения своих изданий позже, уже обосновавшись во Львове; после того, как был сожжён московский печатный двор в 1565 году Иван Фёдоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вынуждены были бежать из Москвы.
фото — © И. Гайдель. 2004 г.

На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих».

История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин, а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова.
Несмотря на принадлежность к духовенству, Иван Федоров представлен в мирской одежде и с ремешком, перехватившим волосы (деталь, обозначающая принадлежность к ремесленникам). Связано это с тем, что в XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься ремеслами, чтобы не впасть в нищету. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.

Памятник хотели установить на Театральной площади, в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями».  В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда, на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».


Москва, сквер у Театрального проезда. На переднем плане слева памятник первопечатнику И. Федорову,
за стеной Китай-города видна церковь Троицы Живоначальной, что в Полях,
1929.
© Открытки и старые фотографии из коллекции Сергеева Дениса

Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.

На следующий день после воздвижения у памятника появился венок с надписью «Первому мученику русской печати».

Место установки памятника первопечатнику неоднократно менялось.

Первый раз его передвинули вглубь улицы в 1934 году, при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены.

фото — снос Китайгородской стены
«Московский журнал» № 2 за 1992 г. (архив ГНИМА им. Щусева)


У памятника
1985–1989(?)
© Дмитрий Борко

* Липы — те же., что и 60 лет назад…

В 1990 е годы при строительстве торгового комплекса «Наутилус» переместили ближе к гостинице «Метрополь».

Сейчас это место застроено бутиками и представительствами брендовых фирм.

Источники:
inmsk.ru
ru.wikipedia.org
publiclibrary.ru

oldmos.ru

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших
значимых
объектов.

Фото: Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову

Фото и описание

Весной 1564 года в Москве была отпечатана первая книга. Это событие было зафиксировано в исторических документах, поэтому его принято считать началом книгопечатания на Руси. Первой изданной печатным, а не рукописным, способом книгой стал «Апостол», а первым печатником – дьякон Иван Федоров. Книга была издана на Печатном дворе, который был создан в 50-е годы XVI столетия по указу Ивана Грозного. В начале ХХ века рядом со зданием бывшего Государева Печатного двора был установлен памятник Ивану Федорову. Правда, в течение прошлого столетия его дважды переносили: в 30-е годы при расширении Театрального проезда и в 90-е при возведении торгового комплекса.

Авторами памятника первопечатнику стали скульптор Сергей Волнухин и архитектор Иван Машков. Сергей Волнухин со своим проектом одержал победу в большом конкурсе, в котором участвовали другие известные зодчие Москвы (Иван Жолтовский и Николай Андреев) и даже их зарубежные коллеги. Сбор средств на устройство памятника шел в течение тридцати лет по инициативе Московского археологического общества. И только в 1901-м Сергей Волнухин приступил к созданию бронзовой статуи Ивана Федорова. Открытие монумента состоялось в октябре 1909 года.

О том, как выглядел Иван Федоров, создатели памятника могли только догадываться, так как изображения первопечатника не сохранились. Несмотря на то, что Федоров был дьяконом, его изобразили в одежде ремесленника. В одной руке мастер держит отпечатанную страницу книги, а другой придерживает наборную доску, в которую вставлялись буквы. Статуя помещена на высокий пьедестал из черного полированного камня, на одной из сторон которого находится печатный знак мастера, отлитый из бронзы, а на другой – его девиз.

В работе над «Апостолом» Ивану Федорову помогал Петр Мстиславец, издание этой книги заняло у них целый год. В 1565 году из типографии вышло следующее издание – «Часовник». Иван Федоров напечатал и другие книги религиозного содержания, буквари и книги для чтения.

some Добавить отзыв

some Добавить фото

some Дополнить описание

Фотографии

Карта

Расположение объекта Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову на интерактивной
географической карте.

Большая карта

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову: что рядом?

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.

Теги

Это интересно

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Описание памятника

Высота – 6.7 м

Иван Фёдоров изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола. Левой рукой он придерживает печатную наборную доску, на скамье рядом с ним — ручной инструмент для нанесения типографской краски. Выражение лица – спокойное, сосредоточенное

Иван Фёдоров принадлежал к духовенству, но автор изобразил его в мирской одежде. В XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься каким-либо ремеслом, чтобы не нищенствовать

Постамент по высоте в два раза превышает скульптурную фигуру.

На передней стороне постамента надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров».

  • Под текстом указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 года.
  • В центре пьедестала на отлитой из бронзы доске изображён печатный знак Ивана Фёдорова— рука, держащая щит с буквами «И» и «Ф».
  • Между буквами — изогнутая полоса в виде латинской «S», над ней — деталь, напоминающая наконечник стрелы.
  • С обратной стороны пьедестала помещены цитата из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих».
  • Стиль – реализм (историческая достоверность, убедительность трактовки образа, гармоничное соотнесение памятника с городским пространством).

 Общие сведения о памятнике.

Название памятника.

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.

Где находится.

Москва.

Авторы.

Скульптор — Сергей Волнухин.

Архитектор – Иван Машков.

Век, год создания.

XX век, 1907-1909г.

Какому событию посвящён.

 Памятник поставлен как дань уважения.

 Интересные факты.

  • Инициатор создания памятника – председатель Московского археологического общества граф Алексей Уваров. Ещё в 1864 году он предложил создать памятник первопечатнику. Но идее суждено было воплотиться в жизнь лишь в начале XX века.
  • Место было выбрано у Китайкой стены не случайно. Именно здесь находился Печатный двор, построенный в XVII веке на месте мастерской Ивана Фёдорова.
  • Сергей Волнухин работал над памятником около двух лет. Сложность заключалась в том, что не осталось ни одного прижизненного изображения и описания Ивана Фёдорова.
  • Для изготовления костюма первопечатника Волнухин консультировался с историком и археологом Иваном Забелиным.
  • Существует версия, что прототипом стал бородатый мужчина, которого автор увидел в Москве.
  • В 1990-е годы памятник был перенесён ближе к гостинице «Метрополь».

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Городской портал Москва Онлайн

Памятник первопечатнику Ивану Федорову — Памятники Москвы

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову
— московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной книги; один из самых известных в городе. Установлен в 1909 году перед зданием Синодальной типографии; скульптор С. М. Волнухин, архитектурное оформление И. П. Машкова. Ныне расположен возле дома № 2 по Театральному проезду.

Подписка на сбор средств для установки памятника первопечатнику Ивану Фёдорову была открыта в 1870 году; инициатором установки являлось Московское археологическое общество. По ряду причин реализация идеи постоянно откладывалась; наконец в 1901 году был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие не только видные российские скульпторы, но и ваятели из Австро-Венгрии, Франции, Сербии и Болгарии. Популярный в начале XX века скульптор Н. А. Андреев также участвовал в конкурсе (совместно с архитектором И. В. Жолтовским), однако жюри объявило победителем проект С. М. Волнухина и И. П. Машкова (Волнухин представил несколько вариантов памятника, получив 1-ю и 2-ю премии).

Торжественное открытие памятника состоялось 12 октября 1909 года в присутствии городских властей и представителей различных организаций и сопровождалось крестным ходом. На следующий день у памятника появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати», намекавший на подвижничество первопечатника и те опасности, с которыми ему пришлось столкнуться в Москве.

Место для памятника было выбрано историческое: неподалёку (на Никольской улице) расположены палаты бывшего Государева Печатного двора, возведённые в XVII веке на месте печатни Ивана Фёдорова. Здесь, кстати, уже в петровское время вышла первая российская газета «Ведомости». Однако памятник сейчас стоит не там, где был установлен в 1909 году: сначала его в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», передвинули ближе к гостинице «Метрополь».

Не сохранилось ни одного прижизненного изображения Ивана Фёдорова; это обстоятельство, с одной стороны создавало дополнительные сложности при создании памятника, с другой — открывало возможности свободной художественной трактовки образа. Скульптор придал чертам лица Ивана Фёдорова спокойное и сосредоточенное выражение: он изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству (Иван Фёдоров был дьяконом одной из церквей в Кремле), первопечатник представлен в мирской одежде; более того, скульптор изобразил его с ремешком, перехватившим волосы — деталь, характеризующая принадлежность к ремесленникам. В XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься каким-либо ремеслом, чтобы не впасть в нищету. Костюм Фёдорова Волнухин изображал на основе консультаций с историком И. Е. Забелиным.

Постамент решён Машковым в простой, лаконичной форме и по высоте в два раза превышает скульптурную фигуру, чтобы силуэт Фёдорова возвышался над Китайгородской стеной и смотрелся на фоне неба. На передней стороне постамента из чёрного полированного лабрадорита надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров»; под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 года (книга увидела свет 1 марта 1564 года; эту дату принято считать началом книгопечатания на Руси). В центре пьедестала на отлитой из бронзы доске изображён печатный знак Ивана Фёдорова: рука, держащая щит с буквами «И» «Ф»; между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти стилизованные изображения как изгиб реки (в соответствии с древним изречением «книги — суть реки, наполняющие вселенную») и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв. Однако Иван Фёдоров такой знак стал использовать для обозначения своих изданий позже, уже обосновавшись во Львове; после того, как был сожжён московский печатный двор в 1565 году Иван Фёдоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вынуждены были бежать из Москвы.

С обратной стороны пьедестала помещена цитата из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих.»

Памятник первопечатнику Ивану Федорову на карте

Географические координаты 55°45’32,5044″N, 37°37’24,492″E
Тип Памятник

Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве

Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государственного печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).

На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».

История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин, а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.

Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.

Памятник хотели установить на Театральной площади, в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». Вскоре городское управление заняло место, предназначавшееся для памятника «подземным туалетным павильоном с двумя высокими выступами». В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда, на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».

Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.

На следующий день после воздвижения у памятника появился венок с надписью «Первому мученику русской печати».

Место установки памятника первопечатнику неоднократно менялось. Первый раз его передвинули вглубь улицы в 1934 году, при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены, В 1990 е годы при строительстве торгового комплекса «Наутилус» переместили ближе к гостинице «Метрополь».

Сейчас это место застроено бутиками и представительствами брендовых фирм.

Судьба книгопечатника Ивана Фёдорова

Главная / Прошлое славян / Судьба книгопечатника Ивана Фёдорова /

Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 годами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» — в другом прочтении «Сренява» — так называемым «актом адаптации». К этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий.

В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве особый дом для типографии, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них).

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова и помогавшего ему Петра Мстиславца, стал «Апостол»

Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Федоров. Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова и помогавшего ему Петра Мстиславца, стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это первая точно датированная русская книга.

Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга — «Часовник». Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское.

Великое княжество Литовское

В 1566 году вместе с Петром Мстиславцем Иван Фёдоров оставил Москву и переехал на Украину. По одной версии это произошло из-за гонения церкви, но есть сведения и о том, что причиной была просветительская деятельность. После отъезда из Москвы он жил и трудился в Заблудове, Остроге и Львове. Но и в Москве основанное им типографское дело продолжалось.

В Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, типографский станок появился в июле 1568 года. И хотя типография просуществовала всего около 2 лет, её роль в истории славянского книгопечатания велика: в те далёкие времена это было примером дружественных связей братских народов. Здесь были напечатаны «Учительное Евангелие», «Псалтырь» и «Часословец». За работу Ивану Фёдорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича — землевладельца.

Но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые свои пожитки и отправился во Львов, где в скором времени тоже основал типографию.

Места деятельности Ивана Фёдорова

Места деятельности Ивана Фёдорова

Иван Фёдоров обратился с просьбой о помощи к зажиточным украинским ремесленникам, и через год, в 1573 году, уже начал печатать «Апостол». В книге есть послесловие: «Повесть… откуда начася и како свершися друкарня сiя» — это первый образец мемуарной литературы.

Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях: «Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли», которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».

Макет города Острога на Волыни

Макет города Острога на Волыни

В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Фёдорова к себе на службу. Первопечатник увидел в этом приглашении возможность продолжать любимое дело и согласился.

Четвёртая в его жизни типография в Остроге (ныне около г. Ровно) была наиболее продуктивной. За неполных 4 года (1578—1581) она выпустила 5 изданий и среди них — прославленную Острожскую Библию. В острожских и иных украинских и беларуских изданиях Федоров подписывался как Иван Федорович.

Острожская Библия Ивана Фёдорова

Острожская Библия Ивана Фёдорова

Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине. В 1575 году Иван Фёдоров был назначен управляющим Дерманского монастыря (недалеко от г. Ровно на Западной Украине).

Иван Фёдоров был разносторонне просвещённым человеком. Он не только занимался издательским делом, но и отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Первый русский книгопечатник имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В Дрезденском архиве найдена его переписка с саксонским курфюрстом Августом.

Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II. Определенное время он работал в Кракове и Вене, имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583 года).

Жизненный путь Ивана Фёдорова закончился во Львове в 1583 году. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через 3 года после смерти отца.

Святоонуфриевский монастырь в г. Львове

Святоонуфриевский монастырь в г. Львове

В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».

Каково значение Ивана Федорова в истории книгопечатания?

Был ли он первопечатником на Украине, и непосредственно во Львове?

По мнению украинских исследователей Ореста Мацюка, Якима Запаско и Владимира Стасенко, в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия.

в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия.

По мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась. Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе.

Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк.

Памятник Ивану Фёдорову в г. Львове

Памятник Ивану Фёдорову в г. Львове

На надгробии Федорова было написано что он «друковане занедбаное одновил» — то есть, возобновил. Сам Федоров в одном из предисловий указывает что во Львове шел «по стопам некоего благочестивого мужа.

Впрочем, всё это не умаляет заслуг русского печатника перед Украиной.

(По материалам интернета)

Надгробная плита на могиле Ивана Фёдорова

Рекомендуем почитать

Новости Партнеров

Печатник Иван Федоров – русский просветитель

Неслучайно поставлены на Руси повсеместно памятники нашим первопечатникам, приблизившим к нам европейский печатный станок Гуттенберга – Франциску Скорине, Ивану Федорову и его напарнику Петру Мстиславцу. Таковые имеются и во Львове, и в Москве, и в Остроге, и во многих других местах.

Памятник Ивану Федорову во Львове

Сотрудники Центра чтения РНБ утверждают, что, по данным опросов первой половины 2000-х годов, чтение все еще входит в число ценностей жителей России, в том числе молодежи. Лишь 4% молодых людей решились признать, что не любят читать, а каждый третий ответил, что читает регулярно. А 44% респондентов исследования «Проблемы социального здоровья молодых россиян» (2005 г.) в свободное время предпочитают читать книги – большее число предпочтений собрали лишь занятия спортом и просмотр телевизионных передач.

Выходит, первопечатники и их последователи дали нам воистину космический инструментарий для внутреннего развития, выполнили миссию, о которой говорится в самых первых строках Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово…» Книжные люди понимали, что именно то Слово (Логос, Бог, речь, письмо) должно прорастать в человеке, а не извращенное и испоганенное, как нередко случается в земной жизни.

* * *

В нынешнем году на май выпало сразу три круглых и «полукруглых» даты, связанных с нашим русским первопечатником: 450 лет со времени издания «Апостола» Ивана Федорова и Петра Мстиславца (1564), 440 лет – со дня выхода в свет «Азбуки» Ивана Федорова (1574) и 105 лет – со дня открытия памятника Ивану Федорову в Москве (1909).

Справочники приводят несколько именований знаменитого русского первопечатника: Иван Фёдоров, Иван Феодорович, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн Феодорович печатник из Москвы. Родился просветитель около 1520 г. а скончался в декабре 1583 г. во Львове. Как видим, связь тогда была крепка меж русскими городами, хотя греко-католическая уния уже активно простирала свои зловещие щупальца в русскую сторону. Первый известный российский (московский) книгопечатник считается основателем книгопечатания и на территории Украины, поскольку свои знаменитые книги, выпущенные им во второй половине XVI века, он «надруковал» в древних русских городах Львов и Острог.

Князьями в г. Остроге – ныне Ровенской области – в свое время была основана типография, которой и заведовал Иван Федоров. Первые книги, напечатанные в Остроге в 1578–1581 гг., – это знаменитые сегодня «Букварь», «Новый завет с Псалтырью», Острожская Библия (первое полное издание Библии в переводе на восточнославянский вариант церковнославянского языка). Позднее, в 1612 г., типографию из Острога перевели в Дермань, а потом в Киево-Печерскую лавру.

Первой печатной книгой, на которой указано имя Ивана Федорова, стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии, с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. В «Апостоле» Федоров ссылается на греческие, венецианские и фряжские (итальянские) образцы, но выход «Апостола» в свет знаменовал собой начало новой эпохи в культурной жизни Руси, введение в русское цивилизационное поле печатного станка, что увеличивало распространение и доступность книг среди русских людей.

Иван Федоров и Петр Мстиславец. Фронтиспись к первопечатному «Апостолу». Гравюра на дереве. Москва, 1564 г.

Специалисты утверждают, что подготовка первых русских печатных книг длилась долго, около десяти лет, и подготовлены они были хорошо, о чем говорят и подбор шрифтов, и качество печати, и рисунки.

Не установлено, где и у кого учился И. Федоров, но он в совершенстве владел всеми типографскими специальностями, был гравером, наборщиком, печатником, сам изготовлял шрифты.

Особо отметим, что мастер справедливо считал книгопечатание «даром, свыше ниспосланным», «божественным талантом», «делом богоизбранным», то есть относился к своему дарованию и умению как к поручению, то есть провиденциально. Известно: когда гетман Ходкевич предложил Ивану Федорову оставить книгопечатание и заняться хлебопашеством, тот ответил: «Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную пищу… И в одиночестве, углубляясь в себя, я не раз омочил слезами свое ложе, размышляя обо всем этом, как бы не сокрыть в земле талант, дарованный мне Богом».

Отмечают, что одним из талантов нашего первого печатника был талант редакторский. Текст «Апостола» набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Сохранив основные черты рукописного полуустава XVI в., Федоров сделал шрифт более емким. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. Сличение печатного текста «Апостола» с текстами его рукописных предшественников доказывает, что они были восприняты первопечатником критически. «Апостол» – книга без опечаток! Это свидетельство того, что текст был подготовлен весьма тщательно.

Экземпляр «Апостола» федоровской львовской печати, 1574 г., хранящийся в Харьковской республиканской научной б-ке им. В.Г. Короленко

Тщательностью работы над текстом поражает и «Острожская Библия» – монументальное издание, насчитывающее 1256 страниц, которые отпечатаны в два столбца шестью различными шрифтами. Сохранившиеся рабочие оттиски свидетельствуют о многократных исправлениях текста.

Мнение о том, что Иван Федоров работал над текстом «Апостола» не один, по всей вероятности, справедливо. Академик A.C. Орлов предполагал, что в ней участвовали также митрополит Макарий, Адашев, Сильвестр, но единство всех изданий Ивана Федорова свидетельствует о том, что непосредственно над текстом он работал сам.

Острожская Библия, напечатанная И. Федоровым в 1581 г.

Предисловия и послесловия книг Ивана Федорова сообщают нам, как готовились эти издания, какой цели должны были служить. Мы узнаем, что Петр Мстиславец помогал Федорову только в печатании первых трех книг.

Особое место в истории формирования типов русской книги занимает среди первопечатных изданий «Азбука», выпущенная Иваном Федоровым в 1574 г. во Львове. Это первый печатный учебник. В научный оборот исследования о нем были введены лишь спустя 400 лет (!): в 1955 г. публикация о нем появилась в «Бюллетене Гарвардского университета», где хранится единственный дошедший до наших дней экземпляр этой книги. Книга состоит из двух частей: грамматической (собственно азбуки) и текстов для чтения. В послесловии к «Азбуке» Федоров пишет: «Не от себя написал я это немногое, но от учения божественных апостолов, богоносных отцов и от грамматики преподобного отца Иоанна Дамаскина, сократив до малого, сложил для скорого обучения детей».

Памятник И. Федорову в Москве

Памятник И. Федорову в Москве

Москва тоже поставила памятник своему печатнику, «москвитину». В 1909 г. скульптор С.М. Волнухин и архитектор И.П. Машков создали монумент, который располагается возле дома № 2 по Театральному проезду. Место для памятника было выбрано историческое: неподалеку, на Никольской улице, расположены палаты бывшего Государева Печатного двора, возведенные в XVII в. на месте печатни Ивана Федорова. Здесь, кстати, уже в петровское время вышла первая российская газета «Ведомости». Однако памятник сейчас стоит не там, где был установлен первоначально: в 1934 г. при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены он был подвинут вглубь, затем, уже в 1990-е – ближе к гостинице «Метрополь».

И сегодня всякий читатель русских книг, проходящий «по всей Руси великой», и «всяк сущий в ней язык, – и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгуз, и друг степей калмык» видят этот замечательный образ в центре Москвы, отлившийся в национальной исторической памяти в светлое имя «первопечатник Иван Федоров».

Хорошо бы нам без стыда глядеть на этот монумент. Ведь далеко не всё столь оптимистично в современном Русском Мiре, в котором сегодня возобладали алчные приоритеты. «Человек читающий» отходит на задний план, уступая место «человеку хватающему» и прочим «человекам глотающим». Если судить по современной статистике, масштабы книгоиздания в России резко расширились: нынче в год выпускают около 60 тыс. наименований книг! Но значит ли это, что русские люди стали больше читать? Современные средства коммуникаций, новейшие компьютерные гаджеты тянут на себя, если можно так выразиться, информационное одеяло, и особо подвержены электронному соблазну подрастающие поколения. Рост безграмотности среди населения катастрофически растет, происходит засорение русского языка. Опрос, проведенный летом прошлого года фондом «Общественное мнение», показал: 44% наших соотечественников в течение года не брали книгу в руки ни разу![1]

Свидетельствует ли это об угасании интеллектуальности и духовности? Трудно сказать однозначно. Несомненным остается лишь утверждение психологов, биологов, занимающихся изучением высшей нервной деятельности человека, что сам процесс чтения, то есть преобразования значков-букв, соединенных в слова и предложения, в образы, мысли и связи не просто информационно формирует мышление, память, развивает чувственно-эмоциональную и логическую сферу и интеллект «гомо сапиенса», но прямо физически развивает структуры головного мозга, создает неотменимый и крайне необходимый задел саморазвития и выживания. Как индивидуума, так и социума. Если отношение к книге не изменится, общество неизбежно ждет деградация.

____________

Фото – https://newrespublika.ru/topic/8956-slavutyia-belarusy-velikie-belarusy/

[1] https://www.rg.ru/2013/06/07/knigi.html

  • Рассказ о памятнике екатерины 2 в городе краснодаре
  • Рассказ о плоде вишни костянка 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о племени майя
  • Рассказ о племени 5 класс
  • Рассказ о племена мохэ