Рассказ о памятнике на прохоровском поле

Памятник Победы «Звонница»

Главным памятником музея-заповедника является Памятник Победы – Звонница, высотой 59 метров. Она состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны.

Начало строительства монумента заложило основу мемориализации Третьего ратного поля России. Создан он был авторским коллективом в составе: скульптор  В.М. Клыков, архитектор Р.И. Симерджиев, конструктор Г.К. Силохин.   

Венчает пилоны золотая сфера — символ солнца, исторический символ Русской державы.

Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы — заступницы и защитницы России. Над пилонами в круглой части из белого мрамора золотом сияют слова из Священного Писания: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за  други своя». У основания мраморного барабана расположен золоченный лавровый венок — символ немеркнущей славы всех павших за свое Отечество на этом поле.

Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол  весом 3,5 тонны. Три раза в час бьет колокол, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй — о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон — память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией.

 

Четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многочисленными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передает каждым клеймом конкретный символ, выражая определенный духовный пласт.

Первый пилон «Начало войны» обращен на запад, откуда к нам пришла беда. Здесь несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему: защита Отечества от врагов, «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших», «Святые воины», «Поединок», где солдат-пехотинец поверг в рукопашном бою вражеского захватчика. Далее —  ряд «Герои  фронта и тыла», представленные скульптурами: «Связист», «Пехотинец», «Сапер». С правой стороны показана армия захватчиков; в левой части изображена семья, оставшаяся   без ушедшего на фронт кормильца. Пилон, обращенный на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Ниже горельеф «Атака». На переднем плане горельефа изображен командир, поднимающий солдат в атаку. Воодушевленные его порывом, они слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага. Их поддерживает артиллерия, танки, авиация. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Санитарка», «Рабочий», «Железнодорожник». Девушка-санитарка держит в руках бинт, готовый к перевязке раненого; рабочий-подросток стоит на ящике около металлообрабатывающего станка; железнодорожник в рабочей форме держит в правой руке сигнальные флажки, в левой — железнодорожный молоток. Горельеф «Объявление войны в городе»: на переднем плане мужчины и женщины разных возрастов слушают обращение по радио.

Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублева. Ниже идет ряд «Святые великомученики», еще ниже «Святые воины»: скульптуры преподобного великомученика Осляби, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф «Возвращение» изображает сцену возвращения жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов.  Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Крестьянка», «Партизан», «Сталевар».

 

Южный победный пилон начинается сверху с образа Георгия Победоносца. Святой Георгий изображен юношей-воином на  коне, поражающим змий. В ряду «Святые великомученики» мы находим и нашего земляка Святителя Иоасафа Белгородского. Ниже идут ряды «Благословение» — проводы воинов на фронт и «Герои фронта и тыла» — скульптуры «Летчик», «Артиллерист», «Танкист».

Завершается горельеф композицией «Победа»: на переднем плане маршал Г.К.Жуков на коне во время Парада Победы на Красной площади. В руке у него цветущая яблоневая ветвь – символ мира. Под копыта коня военачальника солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. На заднем плане горельефа ликующая Москва, утопающая в огнях праздничного салюта.

В Памятнике Победы философски соединились две главные темы творчества В.Клыкова: героико-патриотическая и историко-православная. Органичный синтез двух тем, их связь с русскими художественными традициями ставят Памятник в ряд важнейших символов возрождения русской культуры и национального самосознания народа, делают его знаком спасения нации.

Продолжая и раскрывая тему ратных полей России, неподалеку от памятника Победы установлены бюсты трем великим полководцам Д.И. Донскому – избавителю Руси от монголо-татар, М.И. Кутузову – главнокомандующему Отечественной войны 1812 года, Г.К. Жукову – легендарному полководцу Великой Отечественной войны.  Бюсты были установлены в 2008 году в честь 65-летия Прохоровского танкового сражения, они объединены в одну композицию, символизирующую преемственность Российской боевой доблести. Автор этого памятника сын В.М. Клыкова – Андрей Вячеславович Клыков.

На территории Звонницы установлен памятник и самому Вячеславу Михайловичу Клыкову. Впервые в нашей истории памятник скульптору установлен у его творения.  Его открытие состоялось 12 июля 2007 года.   За свою творческую жизнь Вячеслав Михайлович создал сотни произведений: памятники, монументально-декоративные работы, портреты. Этот памятник дань памяти и уважения от его соратника белгородского скульптора Анатолия Александровича Шишкова. Идея установки памятника принадлежит Савченко Е.С.

Памятник В.М. Клыкову

Памятник советским танкистам и артиллеристам на высоте 252,2

Самым первым памятником, установленном на поле танкового сражения более четверти столетия  назад, стал танк Т-3485.

Танк Т-3485

57 миллиметровая противотанковая пушка ЗИС-2

В начале 70-х годов прошлого столетия наша страна отпраздновала 25-летие Победы в Вешкой Отечественной войне. Прошли большие торжества. фронтовики побывали на полях боевых сражений, вспомнили прошлое, встретились с однополчанами.

Принимала гостей и Прохоровка. В феврале 1971 года в поселке пребывал бывший командующий 5-й гвардейской танковой  армии главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров. Он провел много интересных встреч в школах, трудовых коллективах, побывал и на Танковом поле, где 12 июля 1943-го командовал главной ударной силой советских войск  3-й гвардейской танковой армии, насчитывающей более 900 боевых машин. Тогда и возникла идея увековечить память о героях навеки оставшихся в этой земле.

Сражение пол Прохоровкой в июле 1943-го длилось более недели, и победа в нем ковалась усилиями всех родов войск. Исключительное мужество и героизм проявили артиллеристы, всю тяжесть танковых атак испытали на себе пехотинцы. Но 12 июля, в кульминационный день боев, основной удар приняли на себя танкисты.

Их стойкость и самопожертвование во многом решили  исход сражения. Потому и первым памятником, увековечившим подвиг героев, стала боевая машина.

В марте 1973 года танк стал на вечную стоянку в 5 километрах северо-западнее поселка.

Бронетехника и артвооружение у Памятника Победы — Звонница

На территории музея-заповедника «Прохоровское поле», неподалёку от памятника Победы — звонница, расположена экспозиционная площадка, на которой представлены образцы танков и артиллерийского вооружения, периода Великой Отечественной войны.

Здесь выставлены 5 единиц танка Т-34-85. Это машина, которая была грозным противником для врага, создана в результате модернизации легендарного танка Т-34-76. Помимо этого здесь же экспонируются советские тяжёлые танки ИС-2 и ИС-3, оказавшие серьёзную помощь нашей армии в борьбе с вермахтом на завершающем этапе войны.

Из артиллерийского вооружения на площадке выставлены самоходные артиллерийские установки СУ-100, ИСУ-152, которые были достаточно мобильными средствами огневой поддержки стрелковых дивизий и механизированных подразделений и предназначались для борьбы с бронетехникой противника.

С этой этой же целью использовалась в годы войны и тяжёлая артиллерия. Поэтому не случайно на экспозиционной площадке представлены образцы 152-мм гаубицы-пушки и 152-мм гаубицы образца 1943 г. (Д-1). Эти артиллерийские системы повышенной дальности и точности стрельбы уничтожали особо прочные сооружения противника, удалённые от линии фронта. Такие орудия называли «главной стальной метлой» Красной Армии в наступательных операциях.

Внимание экскурсантов привлекает машина реактивной артиллерии БМ-13, известная под названием «Катюша», которая была принята на вооружение Красной Армии в августе 1941 года. Огневой налёт этой машины для противника был подобен урагану.

В годы Великой Отечественной войны 37-мм зенитная пушка образца 1939 года являлась основным зенитным орудием Красной Армии для защиты наземных войск от атак низколетящих самолётов противника. Зенитные автоматы также использовались в боях с вражеской бронированной техникой. Образец указанного орудия представлен на экспозиционной площадке.

Для уничтожения живой силы противника и разрушения его укреплений на небольшой дальности стрельбы предназначались дивизионные миномёты. Два таких миномёта установлены в ряду других артиллерийских орудий на территории музея-заповедника «Прохоровское поле». В советской армии миномётами этого типа в 1943 году оснащались тяжёлые миномётные бригады. В каждой бригаде имелось три дивизиона, вооружённых 12 миномётами каждый. Эти подразделения успешно использовались в наступательных операциях Красной Армии до самого конца войны.

Теперь военная техника на Прохоровском поле используется только в мирных целях и интерес к ее изучению не угасает ни у детей, ни у взрослых.

 

Возле Памятника Победы — Звонница на Прохоровском поле на территории музея-заповедника «Прохоровское поле» проходит ежегодный фестиваль воздухоплавания, военно-спортивных и авиационно-спортивных клубов — «Небосвод Белогорья». Фестиваль создан Федерацией воздухоплавания Белогорья и впервые состоялся с 16 по 19 августа 2013 года.

В рамках фестиваля проводятся групповые прыжки с парашютом, показательные полеты лёгкой и сверхлёгкой авиации, пилотаж планёров, парады, массовые взлёты и ночное свечение тепловых аэростатов, выступление фолк-групп, военного оркестра и военно-спортивных клубов, проекционное шоу.

Праздники и фестивали на территории памятника Победы — Звонница

Чтобы написать сообщение о памятнике на Прохоровском поле кратко и емко, достаточно знать о подвиге советских солдат под Курской дугой. 12 июля 1943 года произошло решающее сражение Великой Отечественной войны с использованием танковых установок. 

Германские войска под командованием Пауля Хассена были уничтожены, и стало понятно, что война будет выиграна СССР. Историческое событие происходило в районе станции Прохорово, рядом с Белгородской областью, где сейчас сооружен мемориальный комплекс и монумент Славы.

История Прохоровского поля

Прохоровское поле стало символом Курской битвы, так как с 12 июля 1943 года советские войска перешли в контрнаступление по всей линии фронта.

Карта Прохоровского сражения

По некоторым источникам в битве участвовало более 1200 танков (700 из Германии и 800 из СССР) и самоходных артиллерийских установок. Немецкая операция «Цитадель» был провалена благодаря героизму 5-й гвардейской танковой бригады Воронежского фронта под руководством генерала-лейтенанта Павла Ротмистрова.

В связи с событиями 80-летней давности Прохоровскому району был присвоен титул «Третьего ратного поля России». Битва оказалась в одном ряду с известными сражениями на Бородинском поле (1812 г.) и Куликовской баталией (1340 г.). 

Село, которое входит в состав Белгородской области, и его жители стали хранителями исторической памяти о героях Великой Отечественной войны.

Мемориальный комплекс «Прохоровское поле»

Тема подвигов советских солдат волновала и волнует молодое поколение. К 50-летней годовщине победы в Великой Отечественной войне было решено построить православный храм на Покровском поле. 

Мемориальный комплекс Прохоровское поле

Эта информация заинтересовала ведущих журналистов, Союз писателей, скульпторов, деятелей искусства, ветеранов войны. В строительстве принимали участие:

  • Татьяна Доронина, которая направила в Белгородскую область всю выручку от спектакля «Доходное место»;

  • оперная дива Арина Архипова;

  • губернатор Белгородской области Е. Савченко;

  • активные жители СССР и владельцы предприятий, которые совместно инвестировали в строительство объекта 160 млн. рублей.

Памятник на Прохоровском поле

Позже ратное поле украсил и музей, и фигура скульптора Вячеслава Клыкова, который организовал строительство. А 3 мая 1995 года здесь состоялось торжественное открытие звонницы из белого мрамора. На освящении присутствовал патриарх Алексий II. Доклад об открытии был заслушан на главных телевизионных каналах страны.

Интересный рассказ об открытии памятника сопровождается сведениями, что наряду со звонницей 3 мая был открыт храм святых апостолов Петра и Павла в поселке Прохоровка. 

Храм Петра и Павла в Прохоровке

Данный монумент символизирует братство трех славянских народов: украинцев, русских и белорусов. При нем организован туристический центр, дом приюта ветеранов.

Мемориальные плиты и памятник

На мемориальных плитах храма высечены имена воинов, которые есть в учебнике «Обществознание» за 7 класс. Эти 7000 человек погибли, защищая Белгородскую область от вермахта. 

Памятная стена расположена по адресу: пгт. Прохоровка, Парковая, д. 46. Объект принадлежит Губкинской епархии.

Описание «Звонницы»

Музей-заповедник Прохоровской битвы посвящен подвигу героев. Он включает танкодром, библиотеку Рыжкова, множество скульптурных композиций, храм. 

Бюсты полководцев

Центр комплекса украшает звонница, как самый высокий (59 метров) и красивый объект православного зодчества.

Звонница

Фотографии с трудом передают всю красоту памятника. Это связано с тем, что монумент лучше рассматривать панорамно. На 4 пилонах, символизирующих годы войны, изображено 130 образов православной тематики. На вершине памятника возвышается позолоченная фигура Богородицы как заступницы земли русской.

Колокол

Набатный колокол весит 3,5 тонны. Каждые 20 минут издается колокольный звон, в воспоминании о солдатах, погибших в баталиях. Мы помним о подвиге предков.

Вид с трассыСовсем скоро мы вновь будем отмечать День Победы. И в этом очерке я хочу рассказать об одном монументе в память о погибших в Великой Отечественной войне. Мне довелось повидать его несколько раз. 

3 мая 1995 года, в год 50-летия Победы, на Прохоровском поле был открыт Памятник Победы. Чаще его называют просто Звонницей. 

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате 

Страницы истории 

Звонница установлена на территории музея-заповедника «Прохоровское поле». Именно здесь в июле 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. 

Прохоровское поле

На монументе есть памятная табличка. Оказывается, строительство звонницы длилось всего полтора года, с октября 1993 по апрель 1995 гг. На поле установлен памятник одному из авторов монумента Вячеславу Михайловичу Клыкову.  

ТабличкаКлыков ВМ

У подножия звонницы выложены две даты. Слева от ступеней — 1943-й год, когда состоялась битва на Курской дуге. А справа выкладывается текущий год. 

Год у звонницы

Общая высота памятника — 59 метров. На звоннице много символических изображений. Давайте посмотрим на них повнимательнее. 

Верхняя часть звонницы

Звонницу венчает семиметровая фигура Богородицы. В руках у неё Покров. Богородица  словно накрывает им  и тех, кто был на этом поле во время танкового сражения, и тех, кто приезжает почтить память павших.  Богородица на самой вершине звонницы это яркий символ мощной духовной защиты России

Золоченая сфера, на которой установлена фигура Богородицы, символизирует державу. А это, как мы помним, один из символов государственности. Сфера покоится на цилиндрическом барабане из белого мрамора. Его опоясывает лента, на которой золотыми буквами высечена на церковнославянском языке фраза из Библии: «Больше всея любве никто же имать, да кто душу свою положить за други своя» — «Нет больше той любви, как отдать жизнь свою за друзей своих». 

БогородицаВид звонницы

На фотографии справа видно, что в нижней части барабан опоясан золоченым лавровым венком, символом доблести и славы.  

Храм Покрова на Нерли  

У нас на проекте есть очерк, посвященный одному из шедевров архитектурного зодчества. Это церковь Покрова на Нерли — первый архитектурный памятник Древней Руси, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

По ком звонит колокол

Под барабаном закреплен самый настоящий набатный колокол. Мы же знаем, что раньше именно колокола оповещали о пожарах и наводнениях, о нападении врагов и о победах над ними. 

Колокол между пилонамиКолокол

Во многих статьях и буклетах, где рассказывается о звоннице, написано, что колокол на Прохоровском поле звонит каждые 20 минут. В апреле 2021 года мы провели в этом месте несколько часов, но вот колокольного звона я почему-то не слышала.

Почему же колокол звонит три раза в час? В память о величайших сражениях, которые произошли на трёх ратных полях России. 

Первый звон посвящен Куликову полю, где русская рать разгромила хана Мамая. Второй звон посвящен Бородинскому полю, где состоялось решающее сражение Отечественной войны 1812 года. А третий звон колокола звучит в память о Прохоровском поле, где произошло танковое сражение в июле 1943 года.

Три поля

Рядом с картой трех полей установлены бюсты трех полководцев. Именно они возглавляли наши войска в этих битвах: Дмитрий Донской, Михаил Илларионович Кутузов и Георгий Константинович Жуков.

Полководцы у Звонницы

А теперь давайте посмотрим на рельефные композиции Памятника Победы.

Пилоны звонницы

Во всех описаниях звонницы на Прохоровском поле упоминаются пилоны и горельефы.  Давайте разберемся, что собой представляют эти архитектурные элементы. 

Архитектурные элементы 

  • Пилон — элемент архитектурной композиции — столб, который служит опорой арок и сводов.  
  • Горельеф — разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма изображаемых частей. Монументально-декоративный многоплановый горельеф позволяет создавать многофигурные композиции.

По данным Википедии

У звонницы четыре пилона, которые символизируют четыре года войны. На каждом пилоне расположены шесть горельефов на нескольких уровнях. Таким образом, мы видим 24 горельефа с самыми разными композициями. В общей сложности, в композициях до 130 рельефов.  

На верхних горельефах на всех четырех пилонах изображены святые покровители Руси и России. Можно увидеть ряд «святых великомучеников» (Серафим Саровский, Сергий Радонежский), а под ним — ряд «святых воинов», которые защищали Русь с оружием в руках: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Александр Невский, архангелы Михаил и Гавриил и другие.

Очень символичны горельефы, которые венчают каждый пилон. На фото слева это распятие. На фото справа в верхней части пилона мы видим изображение иконы Коренной Курской Божьей матери. Она считалась заступницей Руси ещё со времен нашествия монголо-татар.

Пилон с распятиемПилон с иконой

В средней и нижних частях на всех четырех пилонах звонницы размещены горельефы со сценами разных периодов войны. Более подробно об этих композициях можно почитать в отдельной статье на официальном сайте музея-заповедника «Прохоровское поле». 

На фото слева мы видим под барабаном воссозданную в камне знаменитую рублёвскую «Троицу». А на фото справа — пилон «Победа». Он обращен к трассе и его видишь первым, когда вступаешь на Прохоровское поле. На верхнем горельефе изображен святой Георгий Победоносец, побеждающий змея. 

Полководцы у ЗвонницыГеоргий Победоносец

На нижнем горельефе этого пилона можно без труда узнать сидящего верхом Георгия Константиновича Жукова. Обратите внимание: тоже Георгий. Именно Жуков 24 июня 1945 года принимал Парад Победы на Красной площади. 

Вид на звонницу

Георгиевский собор

На Руси в честь святого Георгия было построено немало храмов. Один из самых известных это Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Он стал последним белокаменным храмом Древней Руси, возведённым до начала татаро-монгольского нашествия

Четыре пилона звонницы, четыре года войны. Вертикальные ряды рельефов переплетаются с горизонтальными. И у тебя на глазах разворачивается монументальное полотно, которое символизирует единство фронта и тыла.

На одном из рядов, опоясывающих звонницу, есть 12 скульптурных изображений, по три на каждом пилоне. Там изображены артиллерист, танкист, летчик, связист, пехотинец, сапер, партизан, санитарка, рабочий, крестьянка, сталевар и железнодорожник. Все, кто ковал Победу в далёком сорок третьем году.

Геометрия Звонницы_1

И ты понимаешь, что у немецкой армии просто не было шансов выиграть ту войну. Почему? Да потому что на защиту Родины тогда поднялась вся страна.  

Геометрия Звонницы_2

На Прохоровском поле высажено несколько аллей. Я больше всего люблю вот эту, которая находится за бюстами полководцев.  

Аллея

Стоит на поле звонница, словно поминальная свеча. 

Общий вид

И звучит колокольный звон в память о тех, кто не вернулся с битвы под Прохоровкой. 

© Татьяна Трунова, апрель 2021

О Прохоровском поле  

  • Прохоровка: третье ратное поле России — обзорный очерк о достопримечательностях Прохоровского поля 
  • Валерий Варов: «Душа находится в пробуждении» — интервью, в котором рассказывается об одном из экспонатов Танкового поля

Что ещё можно почитать о колоколах

  • Campana dei Caduti — очерк о крупнейшем в Европе колоколе, который находится в итальянском городе Роверето. Это Колокол Павших или «Maria Dolens». Статья опубликована в моей лингво-студии «Подружись с итальянским!»
  • Музей колоколов в Валдае — очерк о музее, посвященном валдайским колоколам. В экспозиции можно увидеть разные виды колоколов и послушать колокольные звоны. 

В Белгородской области главной нашей целью было Прохоровское поле. Сначала мы посетили Звонницу — основной памятник мемориального комплекса «Прохоровское поле» , 

расположенный в двух километрах от окраины пос. Прохоровка на высоте 252,2 , в память о павших здесь в самом масштабном танковом сражении 12 июля 1943 г. в ходе битвы на Курской дуге.

Авторы памятника – В.М. Клыков, Р.И. Симерджиев, Г.К. Солохин. Его высота 59 м.  

Все в архитектуре Звонницы символично:

— четыре белокаменных пилона олицетворяют четыре года войны;

— золотая сфера — символ солнца, исторический символ Русской державы;

— скульптура Покрова Пресвятой Богородицы — заступницы и защитницы России. Над пилонами в круглой части из белого мрамора золотом сияют слова из Священного Писания: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за  други своя».

— золоченный лавровый венок — символ немеркнущей славы всех павших за свое Отечество на этом поле;

— колокол  бьет три раза в час, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй — о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон — память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией.

Четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многочисленными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передает каждым клеймом конкретный символ, выражая определенный духовный пласт.

Первый пилон «Начало войны» обращен на запад, откуда к нам пришла беда. Здесь несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему: защита Отечества от врагов, «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших», «Святые воины», «Поединок», где солдат-пехотинец поверг в рукопашном бою вражеского захватчика. Далее —  ряд «Герои  фронта и тыла», представленные скульптурами: «Связист», «Пехотинец», «Сапер». С правой стороны показана армия захватчиков; в левой части изображена семья, оставшаяся   без ушедшего на фронт кормильца. Пилон, обращенный на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Ниже горельеф «Атака». На переднем плане горельефа изображен командир, поднимающий солдат в атаку. Воодушевленные его порывом, они слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага. Их поддерживает артиллерия, танки, авиация. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Санитарка», «Рабочий», «Железнодорожник». Девушка-санитарка держит в руках бинт, готовый к перевязке раненого; рабочий-подросток стоит на ящике около металлообрабатывающего станка; железнодорожник в рабочей форме держит в правой руке сигнальные флажки, в левой — железнодорожный молоток. Горельеф «Объявление войны в городе»: на переднем плане мужчины и женщины разных возрастов слушают обращение по радио.

Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублева. Ниже идет ряд «Святые великомученики», еще ниже «Святые воины»: скульптуры преподобного великомученика Осляби, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф «Возвращение» изображает сцену возвращения жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов.  Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Крестьянка», «Партизан», «Сталевар».

Южный победный пилон начинается сверху с образа Георгия Победоносца. Святой Георгий изображен юношей-воином на  коне, поражающим змий. В ряду «Святые великомученики» мы находим и нашего земляка Святителя Иоасафа Белгородского. Ниже идут ряды «Благословение» — проводы воинов на фронт и «Герои фронта и тыла» — скульптуры «Летчик», «Артиллерист», «Танкист».

Завершается горельеф композицией «Победа»: на переднем плане маршал Г.К.Жуков на коне во время Парада Победы на Красной площади. В руке у него цветущая яблоневая ветвь – символ мира. Под копыта коня военачальника солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. На заднем плане горельефа ликующая Москва, утопающая в огнях праздничного салюта.

В Памятнике Победы философски соединились две главные темы творчества В.Клыкова: героико-патриотическая и историко-православная. Органичный синтез двух тем, их связь с русскими художественными традициями ставят Памятник в ряд важнейших символов возрождения русской культуры и национального самосознания народа, делают его знаком спасения нации.

Продолжая и раскрывая тему ратных полей России, неподалеку от памятника Победы установлены бюсты трем великим полководцам Д.И. Донскому – избавителю Руси от монголо-татар, М.И. Кутузову – главнокомандующему Отечественной войны 1812 года, Г.К. Жукову – легендарному полководцу Великой Отечественной войны.  Бюсты были установлены в 2008 году в честь 65-летия Прохоровского танкового сражения, они объединены в одну композицию, символизирующую преемственность Российской боевой доблести. Автор этого памятника сын В.М. Клыкова – Андрей Вячеславович Клыков.

На поле танкового сражения находится памятник Вячеславу Михайловичу Клыкову. Впервые в нашей истории памятник скульптору установлен у его творения.  

Неподалёку от Звонницы расположена экспозиционная площадка, на которой представлены образцы танков и артиллерийского вооружения, периода Великой Отечественной войны.

И все это окружено природой и тишиной.

Ничего страшнее тишины

нет в полях законченных сражений:

призрак смерти

с комплексом вины

падает пред жизнью на колени

и молитвы шепчет…

Губы сжав,

в комья кулаками упираясь,

тишину не держит, —

и, упав,

плачет скорбно, в слабости не каясь…

Эта канонада тишины

в сердце на пустынном поле боя —

эхо человеческой вины

всех за всех…

Да и за нас с тобою.

                       Петр Корытко

При подготовке текста использован материал: Сайт «Прохоровское поле» 

  Хотелось бы присоединиться к благому делу нашей Юленьки и создать дневник по теме ВОВ. 

  Звонница — основной памятник мемориального комплекса «Прохоровское поле» , расположенный в двух километрах от окраины посёлка Прохоровка Белгородской области на высоте 252,2 , в память о павших здесь в самом величавшем танковом сражении 12 июля 1943 года в ходе битвы на Курской дуге. Открыт к 50-летию победы в Великой Отечественной войне в мае 1995 года. Скульптор В. Клыков, архитектор Р. Семерджиев, инженер Г. Солохин.

  Звонница высотой 59 метров. Стены звонницы представляют собой отделённые друг от друга четыре пилона, выполненных в белом мраморе. Четыре пилона символизируют четыре года войны.В верхней части пилоны объединены в четверик. Он несёт на себе круглый барабан из белого мрамора, служащий основанием для позолоченного сферического купола ,являющегося символом Российской державы. На вершине купола расположена позолоченная семиметровая фигура Пресвятой Богородицы — заступницы России и защитницы России.

  Над пилонами в круглой части из белого мрамора золотом сияют слова из Священного Писания: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за  други своя». У основания мраморного барабана расположен золоченный лавровый венок — символ немеркнущей славы всех павших за свое Отечество на этом поле.

  Под барабаном на четверике закреплён набатный колокол весом 3,5 тонны, служащий символом возвещения о победе на Прохоровском поле. Колокол звонит через каждые 20 минут или три раза в час, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй — о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон — память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией.

  Четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многочисленными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передает каждым клеймом конкретный символ, выражая определенный духовный пласт.

  Первый пилон «Начало войны» обращен на запад, откуда произошло наступление фашистов. Здесь несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему: защита Отечества от врагов, «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших», «Святые воины», «Поединок», где солдат-пехотинец поверг в рукопашном бою вражеского захватчика. Далее —  ряд «Герои  фронта и тыла», представленные скульптурами: «Связист», «Пехотинец», «Сапер». С правой стороны показана армия захватчиков; в левой части изображена семья, оставшаяся   без ушедшего на фронт кормильца.

  Пилон, обращенный на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.Ниже горельеф «Атака». На переднем плане горельефа изображен командир, поднимающий солдат в атаку. Воодушевленные его порывом, они слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага. Их поддерживает артиллерия, танки, авиация. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Санитарка», «Рабочий», «Железнодорожник». Девушка-санитарка держит в руках бинт, готовый к перевязке раненого; рабочий-подросток стоит на ящике около металлообрабатывающего станка; железнодорожник в рабочей форме держит в правой руке сигнальные флажки, в левой — железнодорожный молоток. Горельеф «Объявление войны в городе»: на переднем плане мужчины и женщины разных возрастов слушают обращение по радио.

  Восточный пилон венчает горельеф «Пресвятая Троица» по иконе Андрея Рублева. Ниже идет ряд «Святые великомученики», еще ниже «Святые воины»: скульптуры преподобного великомученика Осляби, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф «Возвращение» изображает сцену возвращения жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов.  Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Крестьянка», «Партизан», «Сталевар».

  Южный победный пилон начинается сверху с образа Георгия Победоносца. Святой Георгий изображен юношей-воином на  коне, поражающим змий. Далее идёт ряд  «Святые великомученики». Ниже идут ряды «Благословение» — проводы воинов на фронт и «Герои фронта и тыла» — скульптуры «Летчик», «Артиллерист», «Танкист».

   Завершается горельеф композицией «Победа»: на переднем плане маршал Г.К.Жуков на коне во время Парада Победы на Красной площади. В руке у него цветущая яблоневая ветвь – символ мира. Под копыта коня военачальника солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. На заднем плане горельефа ликующая Москва, утопающая в огнях праздничного салюта.

   В Памятнике Победы «Звонница» философски соединились две главные темы творчества В.Клыкова: героико-патриотическая и историко-православная. 

Звонница на Прохоровском поле, Прохоровка

Памятник на Прохоровском поле сообщение кратко

На чтение 2 мин Обновлено 5 февраля, 2022

Памятник на Прохоровском поле доклад кратко изложен в этой статье.

«Памятник на Прохоровском поле» сообщение

Поле под Прохоровкой, равно как Куликовское и Бородинские поля считается местом исторической славы России. Здесь прошло танковое сражение, которое переломило ход Курской дуги. Президент России издал указ в 1995 году о присвоении ему статуса Государственного военно-исторического музея-заповедника.

Памятник на Прохоровском поле в честь чего сооружен?

Звонница – это самый монументальный и главный памятник на Прохоровском поле. Его возвели в мае 1995 года на честь 50-летия Победы  в Отечественной войне. Проектом занимались: инженер Г.Солохин, архитектор А.Семирджиев и скульптор В.Клыков.  Высота звонницы 59 м. Внутри нее набатный колокол, а на самом верху расположен купол-сфера с фигурой Богородицы около 7 м.

Описание памятника на Прохоровском поле

Звонница состоит из 4-ех белых каменных пилонов, которые олицетворяют годы войны. Они украшены православными рельефами, которые переплетаются с мотивами героизма. Пилоны увенчаны золотой сферой – символом солнца и Русской державы. Сферу украшает огромная скульптура Пресвятой Богородицы, защитницы и заступницы. На белом мраморе высеченные золотом слова —  «Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих». Ниже надписи расположен лавровый венок, как символ славы павших солдат.

Под куполом, внутри Звонницы, подвешен колокол. Его вес — 3,5 т. История памятника на Прохоровском поле гласит о том, что он каждые 20 минут, трижды в час, оповещает  о трех важных событиях в истории страны. Первый удар напоминает о событиях Куликовского сражения, второй о героическом подвиге солдат при Бородино, а третий удар колокола напоминает уже о битве на Прохоровском поле. Именно это сражение было переломным в войне против гитлеровской Германии.

Все пилоны монумента Звонницы украшены 24 горельефами с фигурными композициями, которые насчитывают около 130 образов. Они выполнены в стиле клейма. И каждым из них автор передал конкретный символ, выражающий некий духовный пласт.

Надеемся, что информация о памятнике на Прохоровском поле помогла Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про Прохоровский памятник Вы можете оставить через форму комментариев ниже. 

  1. Энциклопедия
  2. История
  3. Памятник на Прохоровском поле

Памятник Победы — Звонница на Прохоровском поле — сообщение доклад

В 1992 году общественные деятели, представляющие Белгородскую и Курскую области, приняли решение о том, что необходимо возвести памятник, который будет напоминать о погибших во время Курской битвы. Сначала был возведен православный храм, а потом началось возведение памятника. При этом памятник входит в число архитектурного наследия страны.

Открытие памятника состоялось в 1995 году и приурочено к 50-летию Великой Отечественной войны. Скульптором выступил В.Клыков, а архитектором Роман Иванович Семерджиев. Памятник был воздвигнут в нескольких километрах от границы поселка под названием Прохоровка, в честь павших в жестоком танковом сражении, произошедшем в данных местах.

Сам памятник состоит из четырех пилонов, а во главе их стоит золотая сфера, которая призвана символизировать солнце, которое на протяжении долгого времени являлся символом Российской державы.

Каждый из пилонов обозначает один из четырех годов войны. При этом каждый из пилонов является составляющими 24-х горельефов, на которых изображены многофигурные композиции, включающие в себя около 130 различных образов, каждый из которых передает отдельный, но в тоже время конкретный смысл.

Над сферой авторы возвысили скульптуру Покрова Пресвятой Богородицы, которая в высоту составляет около семи метров. Она является заступницей и защитницей всей Руси. Кроме того, над пилоном золотым теснением, были выбиты буквы, взятые из Слова Божьего – Библии «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за  други своя».

У основания барабана, выполненного из мрамора, расположили позолоченный венок из лавровых листьев, который является вечным символом славы, которая является немеркнущей в случае павших за собственную Родину на боевых полях.

Внутрь Звонницы подвесили колокол, который весом составляет около 3,5 тонн. Он бьет три раза в час, при этом напоминая о том, что в истории Руси существовало три ратных поля, сыгравших ключевую роль: это Куликовское поле, Бородинское поле и Прохоровское поле. Битвы, произошедшие на этих полях, были переломными и способствовали сохранению территории государства и его отделенности от других стран.

Вариант 2

Прохоровское поле считается одним из мест исторической славы России. В 2 километрах от поселка Прохоровка с 1995 года располагается звонница, как основной памятник победе в Великой Отечественной Войне. Авторство проекта принадлежит инженеру Г.К. Солохину, скульптору В.М. Клыкову и архитектору Р.И. Семерджиеву. В этом торжественном памятнике философски соединились 2 основные темы творчества Клыкова: героико-патриотическая и историко-православная.

Данная конструкция была возведена менее чем за 2 года к 50-летию Победы. Строительство было профинансировано Российским правительством. На открытии комплекса присутствовали президенты 3 стран: России, Украины и Беларуси. Тех стран, которым подвиг советских солдат безумно важен, и о котором ни за что нельзя забывать.

Высота сооружения достигает 59 метров. Внутри самого памятника находится колокол, который весит 3,5 тонны, удары которого 3 раза в час, т.е. каждые 20 минут, напоминают о 3 ратных боях. На вершине купола установлена статуя Пресвятой Богородицы, достигающая 7 метров в высоту. Освящение колокола проводилось самим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда было начато сооружение исторического памятника.

Стены выглядят как 4 мраморных столба и символизируют 4 года войны. На них расположены 24 рельефа, содержащие 130 образов, например: маршала Жукова, генерала-фельдмаршала Кутузова и даже Дмитрия Донского. Самый нижний рельеф отражает тему нашествия: первые жертвы, страх на лицах людей. На вершине же красуется рельеф «Победа», где изображен Жуков на коне во время парада на Красной площади.

В 2008 году неподалеку от звонницы были установлены 3 бюста великих полководцев. От мемориала отходят 3 аллеи, как символ единства полей, перенесших на себе страшнейшие исторические сражения.

Звонница, построенная в месте эпицентра битвы, как символ возрождения русской культуры, спасения нации во всей своей исторической и православной полноте. На данный момент это место по указу Президента РФ является заповедным.

7 класс. Обществознание

Памятник на Прохоровском поле

Памятник на Прохоровском поле

Интересные темы

  • Спорт
  • Василий Жуковский — сообщение доклад

    Василий Андреевич Жуковский, один из известных поэтов 18 века в направлениях сентиментализма и романтизма, достаточно популярных в те времена.

  • Ластоногие — сообщение доклад (7 класс биология)

    В мире существует большое количество животных. Они делятся на классы и виды. Остановимся на разновидности ластоногих. Это млекопитающие животные, жизнь которых связана с водным пространством

  • Жизнь и творчество Александра Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт. Родился 26 мая в Москве в 1799 году. В детстве его воспитанием занимался французский гувернер

  • Жизнь и творчество Виталия Бианки

    Виталий Валентинович Бианки (1984-1959 гг.) является одним из известных советских писателей, произведения которого адресованы детской читательской аудитории и посвящаются волшебному миру природы и жизни животных.

Звонница на Прохоровском поле является основным памятником одноименного мемориального комплекса, расположенного в 2-х километрах от поселка Прохоровка Белгородской области. Наряду с Храмом святых апостолов Петра и Павла, она считается символом третьего ратного поля России. Авторами проекта стали скульптор Вячеслав Клыков, архитектор Роман Иванович Семерджиев, и конструктор Генадий Силохин.

Комплекс «Прохоровское поле» создан в память о павших здесь в крупном танковом сражении 12 июля 1943 года. Открыт к 50-летию победы в Великой Отечественной войне. Высота звонницы составляет 59 метров. Внутри под куполом располагается набатный колокол весом 3,5 тонны. Высота надкупольной фигуры на вершине составляет 7 метров. На четырех стенных пилонах расположено 24 рельефа со 130 образами.

Стены звонницы представляют собой отделенные друг от друга четыре пилона, выполненных в белом мраморе. Они символизируют четыре года войны. Рельефы на пилонах содержат образы на темы православия и героизма защитников Отечества. В верхней части пилоны объединены в четверик. Он несет на себе круглый барабан из белого мрамора, служащий основанием для позолоченного сферического купола — являющегося символом российской державы. На вершине купола расположена позолоченная фигура Богородицы — заступницы России.

В верхней части на медной пластине закреплены слова из Библии на церковнославянском языке «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» — Нет большей любви той, как положить жизнь за друзей своих. Вокруг основания барабана размещен золоченый лавровый венок — «как символ немеркнущей славы всех павших за правое дело на этом поле и оставшихся в нем».

Под барабаном на четверике закреплен набатный колокол, служащий символом возвещения о победе на Прохоровском поле. Колокол звонит через каждые 20 минут: «Первый звон — о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй — о солдатах Бородина, верных сынах России. Третий — в память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом за свободу Отечества».


6 января 2004 года Издательско-торговым центром «Марка» тиражом в 200 тысяч экземпляров выпущена почтовая марка №904 номиналом пять рублей из серии «Россия. Регионы.». На марке изображен памятник князю Владимиру в Белгороде, памятник защитникам Отечества — звонница, установленная на Прохоровском поле, иллюстрация добычи железной руды в месторождении Курской магнитной аномалии. Художник — Сухарев С.

3 мая 1995 года Состоялось торжественное открытие памятника, возведенного к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в память о павших воинах в крупном танковом сражении — Звонницы на Прохоровском поле. В архитектурно-композиционном решении величественного монумента использованы приемы и детали, характерные для древнерусских храмов.

  • Рассказ о памятнике медный всадник
  • Рассказ о памятнике ленина 4 класс
  • Рассказ о памятнике культуры воронежской области
  • Рассказ о памятнике ивана федорова
  • Рассказ о памятнике журавли в саратове