Мысль установить великому поэту памятник появилась сразу после его кончины в 1837 году. Друг и учитель Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул императору Николаю I, что следовало бы почтить память поэта. Однако идея не получила ни поддержки власти, ни необходимого финансирования. Ведь до этого памятники ставили только государственным деятелям.
Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади — популярное место встречи у нескольких поколений москвичей. Монумент возвели ещё в конце XIX века по инициативе выпускников пушкинского и последующих курсов Царскосельского лицея. До Пушкина памятники ставили только государственным деятелям.
История создания
В 1870 году выпускники пушкинского и последующих курсов Царскосельского лицея объявили всенародный сбор средств и получили разрешение на установку монумента.
В 1875 году был проведен открытый конкурс проектов памятника поэту, победителем в нем стал Александр Михайлович Опекушин. Скульптор в течение нескольких лет искал образ поэта, было сделано сотни эскизов, гипсовых макетов. Но главное оставалось неизменным — изобразить поэта задумчивым, углубленным в собственные мысли, обдумывающим очередное произведение.
К работе над пьедесталом Опекушин привлек архитектора Ивана Семеновича Богомолова, который создал изящные ступени, невысокий цоколь, 18 гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой стороне и гирляндами литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около монумента завершили композиционную задумку архитектора.
Место для установки памятника было определено в Москве в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская), на противоположной стороне от Страстного монастыря. По различным причинам открытие откладывалось несколько раз, и наконец 6 июня 1880 года в день рождения поэта памятник торжественно открыли. В мероприятиях, приуроченных к этому событию, участвовали Иван Тургенев, Фёдор Достоевский, Иван Аксаков.
В 1937 году облик Страстной площади навсегда изменился. Большевиками был уничтожен Страстной монастырь, а площадь переименовали в Пушкинскую. Памятник поэту тоже постигли перемены — в 1950 году его перенесли на другую сторону Тверской улицы (тогда ул. Горького) и развернули на 180 градусов, считается, что раньше это было место колокольни Страстного монастыря.
Памятник поэту сегодня
В современном городе бронзовая скульптура поэта на высоком пьедестале оказалась в самом людном месте, уже несколько поколений влюбленных назначают встречи у памятника Пушкину.
По-настоящему народный памятник, созданный на народные деньги, как дань уважения поэту украшает цитата из его стихотворения:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Описание памятника
Памятник Пушкину в Москве изображает знаменитого русского поэта в полный рост. Он одет в сюртук, поверх которого наброшен плащ. При этом его голова наклонена в задумчивости. У зрителя возникает ощущение, что Пушкин раздумывает над своим новым произведением.
Поза поэта знакома по его многочисленным изображениям. Правая рука заложена за борт сюртука, а в левой, которая откинута назад, шляпа.
На углах монумента расположены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых по четыре светильника. По периметру находятся 20 небольших тумб, которые увиты бронзовыми венками. Между собой они соединены бронзовой цепью.
Памятник Александру Пушкину в Москве
В ходе создания эскиза памятника Опекушин испробовал множество вариантов. Десять больших альбомов были заполнены набросками Пушкина в разных позах, было выполнено тридцать моделей из глины и пластилина. В осуществлении проекта также принимал участие архитектор Иван Богомолов. Работы по изготовлению модели статуи, сооружение пьедестала, отливка бронзовой одиннадцатиметровой скульптуры заняли пять лет. Отливали фигуру Пушкина на петербургском бронзолитейном заводе. Пьедестал и постамент были изготовлены из темно-серого и темно-красного сердобольского гранита.
Открытие памятника планировалось на 31 октября (19 октября по старому стилю) 1879 года – к годовщине открытия Царскоселького лицея. Но при монтаже были повреждены части скульптуры, а восстановительные работы продлились до весны следующего года.
Следующей запланированной датой открытия монумента стало 7 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года, но из-за траура по императрице Марии Александровне оно вновь не состоялось.
Наконец, 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, при большом количестве народа памятник Пушкину был торжественно открыт на Страстной площади, в начале Тверского бульвара.
На монументе поэт изображен стоя, на нем надет длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Поза отличается непринужденностью и естественностью: левая нога выдвинута немного вперед, правая рука заложена за жилет, в левой руке, заведенной за спину, Пушкин держит шляпу, голова слегка наклонена, взгляд выражает задумчивость и погружение в себя. Вокруг памятника расположены 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, а между ними протянуты цепи-гирлянды лавровых листьев из литья. Постамент представляет собой цоколь со ступенями. На фасаде постамента, на передней его части изображены перо и венок – символы поэзии и искусства. На гранях пьедестала вырезаны строки из стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», но с подмененной уже при первом, посмертном, 1841 года, издании строчкой: вместо «Что в мой жестокий век восславил я свободу» тогда написали «Что прелестью живой стихов я был полезен». Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых — четыре светильника.
В день открытия памятника вокруг него на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал памятника.
На открытии памятника присутствовали дети и внуки Пушкина, видные литераторы, ученые, музыканты, артисты, общественные деятели, в их числе были Иван Тургенев, Яков Полонский, Апполон Майков, Алексей Плещеев, Федор Достоевский.
Когда в 1936 году готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить на памятнике исправленный текст стихотворения на оригинальный (впервые опубликованный Петром Бартеневым в 1881 году). При этом исходный шрифт был сохранен, но орфография заменена на современную, а двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесенный высоким рельефом в старой орфографии «Сооруженъ въ 1880 году».
В 1950 году при реконструкции Страстной площади был уничтожен Страстной монастырь, перед которым стоял памятник Пушкину. Монумент перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Сбор средств
Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.
Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.
В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.
История Москвы
Поэт-современник, солнце русской поэзии – так называют великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Именно его произведения изучают с самого детства и воспитываются на них из поколения в поколение. Его годы жизни и творчества неразрывно связаны с Москвой.
Улица Тверская – это центр жизни столицы России. На пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара находится площадь, названная в честь великого русского поэта А.С. Пушкина. В центре находится монумент, возведенный в конце 19 столетия. Это одно из редких сооружений, раскрывающих глубокую мысль и душу русского прозаика и поэта. Памятник находится в числе лучших московских достопримечательностей.
Александр Сергеевич Пушкин предстает пред нами, погруженный в свои мысли. Он будто идет по московским улицам, задумавшись, положив правую руку на сюртук. Его мысли обращены к сочинению нового произведения. Он останавливается на мгновение, а затем вновь продолжает путь. На Пушкине широкий плащ, надетый на длинный сюртук. Он стоит, немного наклонив вперед голову, а левой рукой держит высокую модную на то время шляпу. Этот многозначительный наклон свидетельствует о завершенности контура памятника.
Скульптору удалось добиться выдающейся пластической выразительности благодаря русской и мировой классическим традициям.
Памятник производит впечатление благодаря своей внешности и качеству исполнения: поза естественна, линии мягкие, а лицо похоже на пушкинские портреты. Но помимо лицевого сходства скульптор передает в своем творении сущность великого мастера слова. Вглядываясь в этот наполненный движениями монумент, зрителю кажется, что еще мгновение, каменное изваяние оживет и поэт заговорит со своими созерцателями.
Общая высота памятника составляет одиннадцать метров. Его создатели грамотно выбрали масштаб: скульптура выглядит пропорционально фигуре человека с разных ракурсов. Монумент характеризуется своими тонкими ступенями, слегка приподнятым цоколем, невысокими трибунами вдоль основания памятника и гирляндами из литых лавровых листьев между ними. На лицевой части памятника находится ручка и венок.Особое впечатление памятник вызывает в сумерках. На фоне темнеющего неба, на заднем плане видны старинные литые фонари, являющиеся московской достопримечательностью.Место для монумента было выбрано не случайно, ведь Пушкинская площадь – это одно из самых «представительных» мест в Москве, а А.С. Пушкин был настоящим москвичом, родившимся в этом прекрасном городе и полюбившего его всем сердцем.
История создания
В помощь Опекушин пригласил архитектора Ивана Богомолова. Также была создана специальная комиссия по сооружению памятника, которую возглавил принц Ольденбургский.
Еще пять лет ушло на подготовку модели статуи. Ее отлили из бронзы на питерском заводе, а пьедестал сделали из темно-красного гранита.
Первоначально предполагалось, что памятник откроют в 1879 году, планировалось, что это событие будет приурочено к юбилею начала работы Царскосельского лицея.
История создания[править | править код]
Проекты И. Н. Шредера, П. П. Забелло и А. М. Опекушина, 1875 год
В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Москве. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и удаётся собрать около 160 575 рублей.
В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину. При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский[2][3].
Проект М. М. Антокольского, 1875 год
Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке[4].
К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне[4]. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры[5].
Памятник Пушкину. Открытка конца XIX века
Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов[6].
Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.
— В. Катаев. «Алмазный мой венец».
Открытие монумента
Но вовремя открыть памятник не удалось. Оказался поврежденным один из угловых монолитов, расположенных под лестницей. В результате его заменили на два других, которые пришлось вместе соединять. Все это привело к значительной задержке.
Работы по сооружению памятника Пушкину удалось завершить только весной 1880 года. Но и после этого открытие несколько раз переносилось. Сначала хотели открыть в день рождения поэта – 26 мая, но дату отменили из-за траура по императрице Марии Александровне. Только 6 июня под ликование москвичей, которые собрались, несмотря на пасмурную погоду, памятник Пушкину в Москве был торжественно открыт.
В этот же день торжественное собрание, посвященное этому событию, состоялось в Московском университете. С докладами о месте поэта в русской литературе выступили Ключевский и Тихонравов. На протяжении последующих трех дней в Дворянском собрании проходили праздничные мероприятия, участниками которых стали Достоевский, Тургенев и Аксаков.
Памятник Пушкину в Москве, фото которого есть в этой статье, изначально был установлен лицом к Страстному монастырю. Только в 1950 году перемещен на новое место, но там же на Страстной площади, которая к тому времени была переименована в Пушкинскую. Его поставили вместо снесенной монастырской колокольни, развернув ровно на 180 градусов.
6 июня 1880 года в Москве был торжественно открыт памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину История создания
Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно «второму рождению» поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.
История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.
Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании «народного памятника» в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.
В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился. В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.
Скульптор Александр Михайлович Опекушин
Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов.
Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.
После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.
Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц Г. П. Ольденбургский. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.
Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.
На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. |
Памятник А.С.Пушкину на фоне Страстного монастыря |
В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом: старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника, исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную, двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году». |
Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. «Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…» Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.
Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.
Первоначально памятник Пушкину был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к монастырю. В 1950 году Пушкинская площадь была реконструирована, и памятник перемещён на нынешнее его место. Монумент предстояло передвинуть на противоположную сторону улицы Горького (на 104,4 метра), на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Люди стояли всю ночь, чтобы посмотреть, как одиннадцатиметровую статую Пушкина везут через Тверскую улицу по рельсам, а потом разворачивают в нужном ракурсе. Благодаря тщательной подготовке, работы по передвижке и повороту памятника лицом к улице Горького (Тверской) заняли всего шесть часов. Передвижка памятника была осуществлена с использованием последних достижений техники. Однако прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника. Архитектурные работы по оформлению памятника были закончены 4 сентября 1950 года. (см. подробнее: Суслов И. М. Памятник Пушкину. М., 1983 — серия «Биография московского памятника»).
Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак. Валентин Катаев
Страстной 3-го класса необщежительный женский монастырь (построен в 1654 году во имя Страстной иконы Божией Матери) находился на Страстной, ныне (с 1931) Пушкинской площади в Москве. Закрыт большевиками в 1928 году, с 1929 года в нем был устроен Центральный антирелигиозный музей. В 1937 году все здания монастыря были снесены, в их числе главный храм — собор во имя Страстной иконы Божией Матери.
Как добраться?
Из этой статьи вы также узнаете, где находится памятник Пушкину в Москве. Он расположен в российской столице на Пушкинской площади.
Если вы пользуетесь общественным транспортом, то проще всего доехать на метро до станций «Тверская» или «Пушкинская». Оттуда до памятника рукой подать, он самый заметный объект на всей площади. Через остановку проходят автобусы №№ 10, 101 и 904.
Надписи на пьедестале[править | править код]
Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы)[7]. Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:
И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал
вместо написанного Пушкиным
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал
На левую сторону памятника попали неизменённые строки:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык
Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.
В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал.
- старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
- исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
- двустишия были заменены на полные четверостишия.
Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».
Автор монумента
Автор памятника Пушкину в Москве — знаменитый отечественный скульптор Александр Опекушин. Сам он родом из Ярославской губернии. Еще в детстве проявил незаурядные способности, поэтому оказался в мастерской скульпторов в Санкт-Петербурге.
Интересно, что родился он крепостным, поэтому, чтобы учиться в академии художеств, ему пришлось откупаться. Вольную он получил в 1859 году, когда ему исполнился 21 год, а еще через два года женился.
Описание памятника Пушкину в Москве, сделанное Опекушиным, больше всего понравилось комиссии, которая определяла автора скульптуры. Это стал один из его самых известных проектов. Среди них также можно выделить памятник адмиралу Грейгу, который был открыт в 1873 году, монумент поэту Лермонтову, появившийся в Пятигорске в 1889 году, Александру II в Ченстохове и Рыбинске.
Как Пушкину даровали «второе рождение»
Сегодня представить Москву без памятника Александру Сергеевичу Пушкину практически невозможно. А ведь до 1880 года такого памятника даже по определению быть не могло: чтобы поэту поставить памятник?! Он же не государственный или политический деятель…
Впервые с идеей почтить память поэта к правительству обратился друг Пушкина Василий Андреевич Жуковский. Идею даже поддержал Николай I, и она была облачена в форму «народного памятника», который было предложено установить в селе Михайловском, в любимом месте поэта. Начался сбор средств, но успеха проводимое мероприятие не принесло.
Вторая попытка оказалась более удачной. Ее инициировали лицеисты пушкинского выпуска. Правительство идею опять-таки поддержало, но денег не дало. Главным вдохновителем сбора средств стал бывший лицеист Яков Грот. За три года с его помощью было собрано свыше 100 тысяч рублей. И именно это позволяет сегодня говорить, что памятник Пушкину создали на народные деньги.
Работы над мемориалом были возложены на талантливого скульптора Александра Опекушина. Он выполнил множество моделей фигуры поэта. Выбрана была именно та, что уже 137 лет украшает Пушкинскую площадь в Москве.
Первоначально памятник решили открыть в день рождения Царскосельского лицея, 19 октября 1879 года, но оказалось, что на монументе имеются повреждения, исправить которые к утвержденной дате не успевали. Тогда памятник решили открыть в 1880 году, в день рождения поэта, 26 мая. Здесь опять вмешались обстоятельства – в стране был траур по императрице Марии Александровне, супруге Александра II.
В итоге 6 июня 1880 года в присутствии огромного количества народа памятник был торжественно открыт. Российская восторженная общественность назвала это мероприятие «вторым рождением» поэта.
При открытии памятника вокруг были установлены белые щиты с названиями произведений великого поэта. Были раскуплены все ландыши и фиалки, ими забрасывали пьедестал монумента. Вечерним украшением стала иллюминация. На торжествах выступили известные российские писатели. Среди них были Тургенев, Полонский, Майков, Плещеев и Достоевский, который произнес вдохновенную речь.
В 1936 году Москва готовилась к 100-летию со дня смерти Пушкина, и было принято заменить исправленный текст стихотворения, который поместили на памятник в царское время, на оригинальный:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…
Первоначально, когда в 1880 году устанавливался памятник, он находился в глубине бульвара, на некотором удалении от Тверской улицы, что как бы изолировало его от открытого пространства. В 1950-м происходила реконструкция Пушкинской площади, и было принято решение перенести памятник на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Сотни москвичей собрались посмотреть, как ночью будут передвигать одиннадцатиметровую статую Пушкина на другую сторону улицы Горького и разворачивать в нужном ракурсе. Памятник передвинули на 104,4 метра и развернули на 180 градусов.
Установка памятника в Москве дала старт увековечиванию памяти поэта по всей стране и даже миру. Александр Сергеевич за границей никогда не был (если не считать его путешествия в город Эрзурум в июне 1829 года, который на тот момент ненадолго перешел под власть России, но уже в сентябре 1829 года, согласно Адрианопольскому миру, город был возвращен Османской империи), но его слава перешагнула пределы нашей страны. В наши дни более чем в 40 странах мира установлены самые разные памятники: от скромных бюстов до грандиозных творений великих скульпторов. По примерным подсчетам, общее количество бюстов поэта и памятников превышает 190.
Статуи Пушкина в других городах
Примечательно, что Опекушин создал еще несколько памятников Пушкину в других городах. Например, в Петербурге торжественное открытие состоялось в 1884 году, а еще через год — в Кишиневе. Оба были выполнены из бронзы и гранита.
В 1913 году была установлена статуя Пушкина в Остафьево, автором тоже стал Опекушин.
Стоит отметить, что скульптор был убежденным православным христианином и монархистом. Его творчество высоко ценилось при дворе, ему покровительствовали императоры и великие князья. У Опекушина была большая семья, чтобы достойно ее содержать, он постоянно работал над изготовлением декоративных скульптур, которые украшали многие московские особняки. Некоторые из них можно увидеть и сегодня.
Описание
Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.
11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.
Монумент в праздничном вечернем освещении, © HombreFeliz
Памятник Пушкину на Пушкинской площади представляет собой один из наиболее знаковых монументов, воздвигнутых знаменитому поэту в мире. К тому же он считается самым популярным памятником Александру Сергеевичу в России. При этом с историей создания памятника Пушкину в Москве знакомы не все. Создателями этого произведения стали Александр Опекушин и Иван Богомолов. Важную роль в появлении скульптуры сыграл друг и учитель поэта Василий Жуковский.
История возведения
Первым идею создать знаменитому поэту памятник высказал его друг и учитель Василий Андреевич Жуковский. Это произошло вскоре после кончины литератора в 1837 году. Именно тогда Жуковский обратился к императору Николаю I с просьбой почтить память поэта. Но эта мысль не получила поддержки власти и требуемого финансирования. На тот момент памятники было принято ставить лишь государственным деятелям.
В 1870 году выпускники Царскосельского лицея решили объявить всенародный сбор средств. К тому же им удалось добиться разрешения установить монумент великому поэту. В 1875 году провели открытый конкурс проектов скульптуры, победу в котором одержал Опекушин.
Во время создания наброска памятника скульптор перепробовал большое количество различных вариантов. Он заполнил эскизами Пушкина 10 толстых альбомов. К тому же скульптор изготовил 30 моделей будущего монумента из глины. К работе он также привлек архитектора Ивана Богомолова.
Создание модели скульптуры, изготовление пьедестала и отливка бронзовой статуи высотой 11 метров продолжались в течение 5 лет. Фигуру великого поэта изготавливали на бронзолитейном заводе, который располагался в Петербурге. Для изготовления постамента и пьедестала использовали разные виды гранита – темно-серый и темно-красный.
Открытие монумента было запланировано на 31 октября 1879 года. Его хотели приурочить к годовщине создания Царскосельского лицея. Однако во время монтажа пострадали некоторые фрагменты памятника. Потому работы по восстановлению пришлось проводить до весны будущего года.
Следующей датой запланированного торжественного открытия памятника стало 7 июня 1880 года. Однако церемонию снова пришлось перенести в связи с трауром по царице Марии Александровне.
В конце концов, несмотря на пасмурную погоду, памятник открыли 18 июня 1880 года. Это произошло на Страстной площади в самом начале Тверского бульвара. На церемонию пришло очень много народа.
На памятнике поэт изображается стоя. На нем надет длинный сюртук, а сверху – длинный плащ. Поза выглядит естественно и непринужденно. Вокруг статуи располагаются 18 тумб с венками, а между ними висят цепи-гирлянды с изображением лавровых листьев.
Перед церемонией открытия памятника вокруг него разместили белые щиты. На них золотым тиснением обозначили названия произведений знаменитого поэта. При этом Тверской бульвар оформили живой зеленью, перекинув ее в виде гирлянд через дорожки. Люди покупали у уличных торговцев большое количество фиалок и ландышей и в буквальном смысле забрасывали ими пьедестал.
Церемонию открытия монумента посетили дети и внуки Пушкина. Также выразить дань уважения великому поэту пришли ученые, знаменитые литераторы, артисты и публичные деятели. Среди них стоит выделить Якова Полонского, Ивана Тургенева, Федора Достоевского.
В 1936 году во время подготовки к столетию со дня смерти поэта было принято решения заменить исправленный текст стихотворения оригиналом. При этом первоначальный шрифт сохранили, однако орфографию заменили на современную. С обратной стороны пьедестала текст остался без изменений. Он был нанесен высоким рельефом в старой орфографии.
В 1950 году была проведена реконструкция Страстной площади, в ходе которой уничтожили Страстной монастырь. Именно перед ним был установлен памятник Пушкину. После этого памятники переместили с Тверского бульвара на другую часть Страстной площади, которая сегодня называется Пушкинской. К тому же статую повернули на 180 градусов и поставили на том месте, где до этого располагалась колокольня Страстного монастыря.
Стоит отметить, что в новом архитектурном окружении памятнику не хватило высоты. Потому было принято решения соорудить бетонный фундамент. С его помощью удалось поднять уровень основания конструкции.
Если кто не знает, в Париже стоит бюст Пушкина, о великом поэте знают во всем мире.
Описания элемента архитектуры
Памятник Пушкину представляет собой весьма интересное архитектурное решение, каждая деталь которого имеет свой смысл.
Символизм в деталях
Автор памятника представил поэта в длинном сюртуке. Сверху на него накинут плащ. Для статуи характерна высокая степень пластической выразительности. Поэт сидит в непринужденной позе, что, впрочем, не исключает возвышенность и благородство его образа. Особенную выразительность скульптору удалось придать голове поэта. Она слегка склоняется к левому плечу, что делает силуэт более выразительным и собранным. Опекушин смог воплотить образ обыкновенного человека и знаменитого поэта одновременно.
Размер фигуры поэта достигает 11 метров. Она располагается на гранитном постаменте и дополняется 4 высокими фонарями с несколькими светильниками. Друг с другом эти элементы соединяются бронзовой цепью, которая выполняет функции своего рода ограждения для скульптуры. На гранях пьедестала имеется дата возведения на старорусском наречии. Там же можно увидеть строчки из знаменитого произведения Пушкина «Памятник».
Скульптура органично дополняет композицию площади. В настоящее время вообразить себе эти элементы отдельно друг от друга не представляется возможным. Вокруг памятника располагаются каменные тумбы и металлические фонари. Это делает пространство необыкновенно колоритным.
Реставрация монумента осуществлялась в 1993 и 2003 годах. При этом в 2017 году было проведено капитальное восстановление скульптуры.
Отражение в культуре
Памятник Пушкину представляет собой важнейшую часть культурного наследия России. Эта скульптура напоминает людям об уникальном творчестве гениального поэта. Образ Александра Сергеевича представляет собой важную часть русской культуры и считается ее символом. Присутствие памятника Пушкину в Москве говорит о том, что его образ укоренился в душах не одного поколения.
Эта скульптура представляет собой один из самых популярных московских символов. Именно поэтому она неизменно привлекает к себе толпы туристов. Это место выбирают политические активисты для выражения своих взглядов. Еще в 1965 году тут прошла первая демонстрация, посвященная борьбе со сталинской эпохой. Памятник Александру Сергеевичу стал настоящим символом перемен.
Где можно увидеть памятник
Скульптура располагается неподалеку от нескольких станций метрополитена. Попасть к ней можно по Замоскворецкой, Серпуховско-Тимирязевской или Таганско-Краснопресненской линии. Для этого требуется выйти на таких станциях, как «Пушкинская», «Чеховская» или «Тверская». От каждой из них памятник отделяет несколько десятков метров. Монумент открыт для людей круглосуточно.
Памятник Пушкину представляет собой настоящий символ Москвы и имеет большое культурное значение. Каждая деталь этого монумента имеет свой смысл. Потому так интересно знакомиться с историей его создания.
Основные моменты
Скульптура изготовлена из бронзы, который считается «вечным материалом», а это значит, что и сам памятник воспринимается как нечто фундаментальное, как и сама поэзия Александра Сергеевича Пушкина, продолжающая жить в нынешних поколениях. Многие знаменитые люди, в числе которых русский литературный критик В. Г. Белинский, предрекали поэту «бессмертие», что его начнут чтить в России как классика, и что по его произведениям будут учить и развивать не только подрастающее, но и взрослое поколение. Так оно и случилось…
А памятник великому поэту в городе, где он родился в 1799 году и с которым у него связаны многие важные события – например, личная встреча с императором Николаем I, гарантировавшим ему покровительство и освобождение от цензуры – стал признанием его неоценимого вклада в отечественную литературу и воплощением искренней народной любви.
История памятника Пушкину
Александр Сергеевич Пушкин учился в Царскосельском лицее, где впервые открылся и был высоко оценен его поэтический дар. В этом престижном учебном заведении он провел шесть лет, и именно в среде его выпускников спустя четыре десятилетия, в 1860 году, родилась идея возведения такого монумента. Молодые люди объявили сбор средств и одновременно обратились к правительству за разрешением, которое было получено. При этом государство, учитывая не очень теплое отношение к поэту в правящих кругах, никакого финансирования не выделило.
Первые деньги на сооружение памятника Пушкину поступили по благотворительной линии, но этих 13 тысяч рублей было недостаточно. В 1870 году одним из лицеистов, Яковом Карловичем Гротом, был организован дополнительный сбор средств, который продолжался целое десятилетие. За этот достаточно большой временной промежуток удалось собрать 160 575 рублей 10 копеек.
В середине 70-х годов XIX века был объявлен конкурс на лучший проект памятника А. С. Пушкину. Победа в нем досталась известному русскому скульптору Александру Михайловичу Опекушину, популярному в монархических кругах того времени. В процессе создания памятника было рассмотрено множество вариантов. Мастер, которому в работе помогал архитектор Иван Семенович Богомолов, выполнил не менее трех десятков пластилиновых и глиняных моделей. Он также делал наброски на бумаге, изображая Пушкина в разных позах, и таких вариаций собралось на десять больших альбомов. На изготовление модели памятника, отливку самой скульптуры и сооружение пьедестала под ней ушло целых пять лет.
Скульптуру поэта изваяли на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, а в качестве материала для постамента использовали сердобольский гранит темно-красного цвета, который добывают в каменоломнях на берегу и островах северной части Ладожского озера, недалеко от карельского города Сортавала (старое название – Сердоболь). Когда пьедестал устанавливали на место, то нанесли ему некоторые повреждения. По этой причине назначенное на 19 октября 1879 года открытие памятника Пушкину в Москве не состоялось. Сорвалась и следующая дата – 26 мая 1880 года, на день рождения поэта. За четыре дня до этого от туберкулеза скончалась императрица Мария Александровна, супруга Александра II, и в стране по этому случаю был объявлен траур.
И вот, наконец, настало 6 июня 1880 года – еще одна дата открытия памятника на Страстной площади (название Пушкинская она получила только в 1937 году). В этот раз торжественной церемонии, ставшей заметным событием в общественно-культурной жизни не только Москвы, но и всей страны, уже ничего не помешало. Мероприятие прошло при большом стечении народа, позже его назовут «вторым рождением» поэта, который вошел в историю и как основоположник современного русского литературного языка.
Особенности памятника Пушкину в Москве
Скульптор Опекушин, надо воздать ему должное, изобразил Александра Сергеевича настолько естественно и гармонично, что он смотрится почти как живой. Пушкин стоит в полный рост, его голова слегка наклонена, на лбу можно даже рассмотреть морщины. Его глаза, живые и грустные, взирают на нас из глубины веков. Во взгляде читается незаурядный ум и одновременно некая отвлеченность и даже отрешенность – кажется, что именно в эту минуту он размышляет над своим очередным произведением. Левая нога выдвинута немного вперед, что создает впечатление медленного движения. На плечи накинут плащ, под которым мы видим длинный сюртук. Правая рука поэта заложена под жилет, а левой, заведенной за спину, он держит шляпу.
Памятник Пушкину в Москве гармонично вписался в ансамбль площади, и представить их в отрыве друг от друга невозможно. С обеих сторон постамента установлены четыре изящных фонаря, в каждом по четыре светильника. По периметру памятника мы видим небольшие тумбы, их насчитывается двадцать: они увиты бронзовыми венками и соединены между собой бронзовой цепью. Весь этот ансамбль придает окружающему ландшафту неповторимый колорит XIX века, ознаменовавшегося для России такими событиями, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825 г., Крымская война 1853-1856 гг., отмена крепостного права в 1861 г. и многими другими. В этом столетии творили такие писатели и поэты, как Карамзин и Лермонтов, Грибоедов и Гоголь, Толстой и Достоевский и, конечно, Пушкин.
Одной из особенной памятника Пушкину можно считать и надписанный пьедестал, который украшают строки из стихотворения «Памятник». Правда, друг поэта Василий Андреевич Жуковский, не оставлявший его ни в годы радостей, ни в годы бедствий и даже на смертном одре после дуэли с Дантесом, из соображений цензуры внес в текст некоторые изменения. Слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» он посчитал «опасными» и заменил их политически нейтральными «Что прелестью живой стихов я был полезен». Однако в 1936 году, когда в СССР шли приготовления к памятной дате – 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, было принято решение восстановить оригинальный текст. При этом исходный шрифт сохранили, а вот орфографию заменили на современную. Единственное, где надписи на пьедестале остались неизменными, так это на тыльной стороне. Здесь можно прочитать следующее: «Сооруженъ въ 1880 году».
Как добраться
Памятник Пушкину в Москве находится в Центральном округе столицы по адресу: Пушкинская площадь, 2, это в начале Тверского бульвара. Напротив располагается кинотеатр «Россия».
Добраться до монумента можно метрополитеном, станции «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская», или автобусом: маршруты №№ Н1, 12ц, 015, 15 и 31, до остановки «Пушкинская площадь». До этой же остановки ходят троллейбусы №№ 1 и 12.
История создания памятника Пушкину в Москве
История возведения по-настоящему народного памятника, построенного на деньги простых граждан столицы, начинается с обращения к Николаю I учителя и близкого друга Пушкина Василия Жуковского. Сначала было решено установить монумент в селе Михайловское, любимом месте отдыха поэта. Был начат сбор средств, но успехом не закончился. Вторая попытка, уже по инициативе царскосельских гимназистов, была более успешной.
Величественный монумент был установлен в родном городе Александра Сергеевича Пушкина на средства учащихся Царскосельского лицея, в стенах которого в своё время обучался великий поэт. В стенах учебного заведения открылся, был высоко оценён его поэтический дар. Чиновники в правящих кругах опасались творчества поэта, не испытывали симпатии к Пушкину, поэтому отказались выделить средства на установку монумента в его честь.
Идея установки памятника появилась в 1860 году. Первые деньги в размере 13 тысяч рублей были собраны в качестве добровольных пожертвований. Их оказалось недостаточно. Тогда студент Яков Карлович Грот организовал дополнительный сбор, затянувшийся на более чем 10 лет. За это время удалось скопить 160575 рублей. В начале 1875 года был объявлен конкурс проектов строительства памятника Пушкину. Лучшими был признан труд Александра Михайловича Опекушина.
Известного русского скульптора признавали в высших кругах. С ним вместе над памятником Пушкину работал архитектор Иван Семёнович Богомолов. Эскиз создавался долгое время, было испробовано множество вариантов. Набросками поэта в разных позах были заполнены десятки альбомов. Были вылеплены 30 глиняных моделей в миниатюре. Скульптор поставил перед собой задачу — изобразить Пушкина углублённым в мысли, обдумывающим очередное произведение.
Богомолов занимался работой над пьедесталом. Архитектор создал для скульптуры изящные ступени и цоколь. Вокруг основания расположил 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, гирляндами лавровых листьев. Завершили композицию 4 чугунных фонаря рядом с монументом. Творческий процесс занял более 5 лет. Сам памятник был отлит из бронзы на Санкт-Петербургском заводе. Постамент сделали из гранита, добытого в месторождениях на севере Ладоги.
Изначально памятник Пушкину был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади. Торжественное открытие переносили несколько раз по разным причинам. Первое мероприятие было приурочено к годовщине начала работы Царскосельского лицея, запланировано на 31 октября 1879 года. Но при установке монумент повредили, потребовалось дополнительное время на его восстановление. Следующий план открытия не состоялся из-за смерти императрицы.
Открытие памятника Пушкину в Москве состоялось 6 июня 1880 года, в день его рождения. Монумент окружали шесты с белыми щитами. На них позолотой были вытеснены все названия произведений поэта. Бульвар украшали гирлянды живой зелени, люди покупали в лавках ландыши, фиалки, чтобы возложить их на пьедестал памятника. В открытии принимали участие дети, внуки поэта, известные учёные, литераторы, артисты, общественные деятели.
В 1950 году монумент был перенесён на другую сторону Страстной площади из-за её реконструкции. Памятник развернули на 180°, установили на место разрушенной колокольни. Прежней высоты в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно. Для поднятия уровня основания было принято решение соорудить бетонный фундамент. На произведениях Пушкина воспиталось множество поколений, его творчество и годы жизни неразрывно связаны с Москвой.
Описание памятника Пушкину и символизм деталей
Опекушин представил поэта одетым в длинный сюртук с накинутым поверх плащом. Статуя имеет большую пластическую выразительность. Фигура изображена в непринуждённой позе, не исключающей поэтическую благородную возвышенность образа. Особенно выразительно вылеплена голова Пушкина. Она слегка наклонена к левому плечу, что наделяет силуэт собранностью и выразительностью. Опекушину удалось одновременно показать простого человека и великого поэта.
Фигура Пушкина в 11 метров возвышается на гранитном постаменте в компании четырёх высоких фонарей с несколькими светильниками. Между собой они соединены бронзовой цепью, представляют своеобразное ограждение для монумента. На гранях пьедестала сделана надпись о дате возведения памятника на старорусском наречии и строки из известного произведения «Памятник». Двустишия вырезаны на каменной основе рельефом в 20 мм.
Статуя гармонично вписалась в ансамбль Пушкинской площади. Представить их сейчас в отрыве друг от друга невозможно. Памятник стоит в окружении каменных тумб и металлических фонарей, что придаёт окружающему пространству неповторимый колорит. Реставрация проводилась в 1993 и 2003 годах, капитальное восстановление монумента было сделано в 2017 году. В честь великого поэта воздвигнуты тысячи монументов по всему миру. Каждый уникален, имеет свою историю.
Отражение памятника в культуре
Памятник — объект, являющийся частью культурного наследия народов России. Скульптура Пушкина не только напоминает о творчестве поэта: бережно хранимый образ сегодня является неотъемлемой частью русской культуры и её символом. Наличие монумента великому поэту в Москве доказывает укоренение Пушкина в сердцах многих поколений. Именно этот памятник на Пушкинской площади стал первым установленным в его честь.
Один из самых популярных символов Москвы привлекает множество туристов. У подножия памятника выражают свои взгляды политические активисты. В 1965 году возле него прошла первая демонстрация протеста после сталинской эпохи. Статуя Александра Сергеевича Пушкина стала символом перемен, была свидетелем рождения демократическогогосударства. Высокий монумент виден издалека, ночью включают красочную подсветку.
Как добраться до памятника Пушкину
Памятник Пушкину в Москве находится в пешей доступности от нескольких станций метро. Попасть на площадь можно по Замоскворецкой линии, по Серпуховско-Тимирязевской, Таганско-Краснопресненской. Необходимо выйти на «Пушкинской», «Чеховской» или «Тверской». От каждой из этих станций до памятника несколько десятков метров. Достаточно посмотреть по сторонам, и он обязательно будет быстро обнаружен. Монумент открыт для посетителей круглосуточно.
Рядом с памятником проходят маршруты автобусов №С511, №С344, №Е30, №М1, №М5. Название остановок — «Пушкинская площадь» и «Метро «Чеховская». От последней потребуется пройти пешком по бульвару к Пушкинской площади, свернуть направо к улице Тверской. Туристам, не опасающимся пробок, можно добрать до памятника на такси или личном автомобиле. Машину с водителем можно заказать, позвонив на короткий номер или воспользовавшись приложением.
Идея памятника Пушкину появилась еще в 1860 году, но тогда она не нашла поддержки властей. Через 10 лет к замыслу вернулись, и начался сбор средств.
На 1 января 1873 года на банковских счетах лежало уже более 70 000 рублей. Настало время выбирать проект. Для этого прошло три конкурса — в 1873, 1874 и 1875 годах. Они собрали весь цвет тогдашней отечественной скульптуры, но ни одна из работ не впечатлила жюри. В итоге остановились на проекте А.М. Опекушина.
На открытии монумента, которое несколько раз по разным причинам откладывали, собралась вся Москва, и даже приезжали делегаты из других городов. Их расставили под транспарантами с названиями пушкинских произведений. Ученые и литераторы оказались под надписью «Братья-разбойники», Общество литературного фонда — под надписью «Скупой рыцарь», Катковский лицей — под вывеской «Кавказский пленник». Но этого казуса тогда никто не заметил.
Памятник А.С. Пушкину пришелся москвичам по вкусу. Непринужденная поза и задумчивый взгляд — именно таким его привыкли видеть. А для большего портретного сходства Опекушин даже воспользовался посмертной маской, снятой с лица поэта в день его кончины.
На памятнике Пушкину высечено стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Но эти строки оказались довольно спорными.
При публикации стихотворения в первом посмертном собрании сочинений поэта, Жуковский из соображений цензуры заменил опасные слова Что в мой жестокий век восславил я Свободу
на безобидные Что прелестью живой стихов я был полезен
.
В 1880 году царская цензура не пропустила строку Что в мой жестокий век восславил я свободу
и до 1937 года на памятнике была цитата в переделке Жуковского:
И долго буду темъ народу я любезенъ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ
В 1936 году при подготовке к 100-летию со дня смерти Пушкина на постаменте разместили оригинальный текст, а также заменили старую орфографию на современную, а двустишия — на полные четверостишия. При этом текст на обратной стороне пьедестала сохранился в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».
В 1950 году по личному указанию Сталина памятник Пушкину перенесли на другую сторону Тверской.
Передвижка началась 13 августа в 8 часов вечера. Памятник вместе с постаментом поставили на специальные рельсы и с помощью двух десятитонных дорожных катков передвинули на 104 метра. Скорость движения составила около метра в минуту. Затем Пушкина развернули на 156 градусов. А люди всю ночь наблюдали за движением одиннадцатиметровой статуи. И хотя не все одобрили эти перемены, вскоре к ним привыкли. И если раньше Пушкин стоял, сняв шляпу и преклонив голову перед куполами Страстного монастыря, то сейчас он просто задумчиво смотрит вдаль.
Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.
Памятник А.С. Пушкину на фотографиях разных лет:
А что бы вы добавили в рассказ о памятнике Пушкину?
Главархив Москвы рассказывает об истории памятника Александру Пушкину в Москве
Фото: Главное архивное управление города Москвы
Вечером на Пушкинской площади в дни 800-летия Москвы. Фото А. Гаранина. Сентябрь 1947 г.
Мысль об увековечении имени Александра Пушкина и создании ему памятника зародилась сразу же после его трагической гибели в 1837 году, но не нашла в то время высочайшей поддержки.
Просвещенная общественность России неоднократно возвращалась с предложением возвести памятник и предлагала правительству объявить сбор пожертвований на его создание. Так, в 1860 году в связи с подготовкой празднования пятидесятилетия Царскосельского лицея, его бывшие воспитанники обратились с просьбой об открытии подписки. Разрешение об открытии подписки было получено, однако дело со сбором средств продвигалось медленно, и надежда успеть установить монумент в 1861 году не сбылась.
На очередном лицейском обеде 1870 года вновь был поднят вопрос о сооружении памятника и дальнейшем сборе денег. Для ведения дел был организован Комитет, инициатором создания которого явился академик Яков Грот, в состав Комитета вошёл и его брат Константин Грот. В 1871 году по высочайшему соизволению императора Александра II был учрежден Комитет для сооружения памятника Александру Пушкину.
В 1871 году начали искать место для установки памятника. В результате было предложено два варианта: край Тверского бульвара напротив Страстного монастыря или вдоль Страстного бульвара на сквере перед зданием монастыря.
В середине 1872 года Комитет объявил 8-месячный конкурс на проект памятника. Однако жюри не выбрало ни один памятник. Поэтому было решено провести ещё один конкурс в 1874 году. Но и в 1874 году не удалось выбрать победителя. На третьем конкурсе в 1875 году предпочтение было отдано проекту Александра Опекушина. 23 декабря 1876 года император Александр II одобрил проект Опекушина.
По задумке автора, памятник поэту должен был находиться в сквере перед Страстным монастырём. Однако московский генерал-губернатор князь Владимир Долгоруков одобрил другой вариант местоположения монумента – край Тверского бульвара. Решение было продиктовано московским духовенством, считавшим неприемлемым, чтобы памятник Пушкину стоял спиной к монастырю.
Торжественное открытие памятника А.С. Пушкину в Москве состоялось 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года и стало знаменательным событием в общественной жизни России.
Спустя годы, согласно реализации Генплана Москвы 1935 года, в связи с реконструкцией улицы Горького памятник поэту планировалось передвинуть на новое место, образовавшееся после сноса Страстного монастыря. Однако с началом Великой Отечественной войны этот вопрос был отложен.
К реализации плана по переносу памятника вернулись спустя 15 лет. В ночь с 13 на 14 августа 1950 года монумент был приподнят и перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону улицы и развернут на 156 градусов. Таким образом, восторжествовала и историческая справедливость: отныне памятник поэту стоял именно там, где он и был задуман его автором, скульптором Опекушиным.
Хранящиеся в Главархиве Москвы материалы, связанные с именем Александра Пушкина, представляют особый интерес для исследователей и историков русской культуры, а также для всех интересующихся жизнью и творчеством поэта. С ними можно ознакомиться в подготовленном архивным ведомством издании «А.С. Пушкин и Москва», которое опубликовано в электронной библиотеке «Московской электронной школы».