Видео: Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»
Содержание
- Основные моменты
- Авторская идея памятника
- История строительства памятника «Родина-мать зовет»
- Устранение недочетов конструкции
- Технические характеристики монумента
- Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»
- Как добраться
Основные моменты
Скульптура «Родина-мать зовет»
Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.
У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.
Лестница, ведущая к мемориалуПлощадь Скорби
Авторская идея памятника
Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.
Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.
Скульптор Евгений Викторович Вутечич
Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.
К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.
Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.
Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.
Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. ХрущевымЕ. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым
История строительства памятника «Родина-мать зовет»
Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.
Макет памятника, выполненный Е. В. Вутечичем
Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.
Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.
Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.
В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.
Общий вид мемориала во время строительства
Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.
Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.
В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.
Памятник во время строительстваПеред установкой меча
Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.
Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине. Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.
Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика
Устранение недочетов конструкции
Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.
Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».
Рука с мечомСкульптура «Родина-мать зовет» внутри
В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.
Вид на памятник со стороны жилой застройки
Технические характеристики монумента
Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.
Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.
Фрагменты монумента «Родина-мать зовет»
Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.
С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.
Вид на Волгоград от верхней части памятника.
Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»
- В момент окончания строительства волгоградский монумент был выше всех статуй мира. На сегодняшний день он занимает 9 место среди самых высоких памятников планеты.
- По сравнению со средним ростом человека, скульптура Родины-матери увеличена в 30 раз.
- Знаменитый памятник изображен на флаге и гербе Волгоградской области.
- Вокруг памятника сложилось много легенд. Одна из них рассказывает об исчезнувшем внутри монумента рабочем. Это произошло, когда тот монтировал стальную конструкцию. Пропавшего человека так и не смогли найти.
- Недавно в 200 метрах от монумента построили православный храм Всех Святых. Он появился именно в том месте, где первоначально должен был стоять сам памятник.
«Родина-мать зовет» в вечерней подсветкеАльпинист на памятникеМонумент и храм Всех Святых
Как добраться
К подножию Мамаева кургана, где установлен монумент «Родина-мать зовет», можно подъехать на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Здесь же делают остановки городские электрички и метротрам – скоростной трамвай Волгограда. Вход на территорию мемориала бесплатный.
Содержание
- 1 История создания скульптуры
- 2 Описание скульптуры
- 3 Прототип «Родины-матери»
- 4 Конструктивные особенности монумента
- 5 «Родина-мать зовет!» в цифрах
- 6 Реставрация монумента
- 7 Интересные факты о скульптуре
- 8 Как увидеть монумент «Родина-мать зовет!»
- 9 Видео: монумент с высоты птичьего полета
Памятник «Родина-мать зовет!» — главная достопримечательность мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде. Эта скульптура одна из самых высоких в мире. Олицетворяет Родину, призывающую своих сыновей бороться с общим врагом, служит вечным напоминанием о героических подвигах советских солдат во время Великой Отечественной войны.
История создания скульптуры
Битва под Сталинградом (нынешний Волгоград) — одна из самых трагичных за всю Великую Отечественную войну. И невозможно переоценить подвиг советских солдат, которые переломили ход сражения.
В память об их героизме еще до окончания войны было решено воздвигнуть монумент. Конкурс эскизов был объявлен в 1944 году. Проекты поступали со всей страны — от архитекторов, скульпторов и солдат. Были заявки даже из-за рубежа — из Шанхая, Марокко. В результате была выбрана работа архитекторов Вучетича Е. В. и Никитина Н. В.
К строительству монумента приступили только в 1959 году и длилось оно восемь долгих лет. Работу начали с создания искусственной насыпи, сооружения основания. И только в 1964 году на кургане возвели строительные леса для создания самой скульптуры.
Это был один из самых сложных этапов работы. На площадке находилась уменьшенная копия статуи «Родина-мать», на которой через каждые 5 см были выполнены срезы. По ним делали маленькие лекала на кальке, которые затем в увеличенном виде переносили на фанеру. С их помощью на кургане также послойно собирали армированную форму с наружной гипсовой опалубкой.
В 1965 году началась работа по укладке бетона, а в 1967 году на статуе установили меч. В этом же году состоялось открытие монумента.
Описание скульптуры
Статуя «Родина-мать» в Волгограде представлена в виде высокой фигуры шагающей женщины. Ее тело слегка повернуто назад, туда же в приглашающем жесте отведена левая рука. Она словно зовет своих сыновей на битву с врагом.
О готовности к бою говорит и мимика женского лица. Брови сдвинуты в тревожном напряжении, а рот открыт в призывном крике. В правой руке крепко зажат поднятый вверх меч.
Живость и дополнительную экспрессию скульптуре придают развевающиеся на ветру волосы и одежда. Родина-мать стремительна и решительна в своем призыве.
Прототип «Родины-матери»
Существует несколько версий, касающихся того, кто послужил для Вучетича прототипом «Родины-матери». Согласно основной из них, тело было вылеплено с тела спортсменки Нины Думбадзе, а вот лицо — с жены скульптора Веры.
Другие возможные прототипы «Родины-матери» — Валентина Изотова, Анастасия Пешкова и Екатерина Гребнева. Есть версия, что Вучетича вдохновила «Марсельеза» с парижской Триумфальной арки или даже статуя Ники Самофракийской.
Конструктивные особенности монумента
«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.
Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.
Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:
- 77 — внутри туловища;
- 10 — в левой руке;
- 12 — в правой руке.
Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.
Интересный факт! Внутри на удерживающих тросах установлены датчики. Специалисты круглогодично наблюдают за их показателями и анализируют состояние статуи.
Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.
«Родина-мать зовет!» в цифрах
О скульптуре в цифрах:
- высота с мечом — 85 м, без него — 52 м;
- длина меча — 33 м;
- вес меча — 14 т;
- общий вес статуи — около 8 000 т, из которых 5 500 т — это бетон, а 2 400 т — металлические конструкции;
- толщина стенок статуи — 25-30 см;
- высота фундамента — 16 м;
- высота постамента — 2 м;
- первоначальная высота насыпи для установки статуи на кургане — 14 м;
- за 8 лет (с 2000 по 2008 гг.) отклонение монумента от оси составило 16 мм.
Высота статуи Родина-мать в Волгограде почти в 30 раз больше, чем рост среднестатистического человека.
Реставрация монумента
За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.
Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.
Реконструкция включала следующие работы:
- замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
- монтаж наружного освещения;
- противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
- устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
- частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
- восстановление заржавевшей арматуры;
- очистку от мха, грязи, плесени;
- обработку защитными составами;
- благоустройство прилегающей территории.
Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.
Интересные факты о скульптуре
На момент установки памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде был признан самым высоким в Европе и России. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса и носил свой статус в течение 22 лет.
Первоначальная версия монумента изображала двух людей — Родину-мать со знаменем Победы и коленопреклоненного солдата с автоматом. Но проект был слишком сложным в исполнении и на тот момент война еще не была закончена, поэтому от него отказались.
Скульптура является частью триптиха. В него также входит монумент «Тыл — фронту» и «Воин-освободитель», которые установлены в Магнитогорске и Берлине, соответственно.
Сначала проект предполагал, что высота статуи будет составлять 36 м, но по инициативе Хрущева Н. С. она была увеличена, чтобы «обогнать» статую Свободы в Америке.
Внутри монумента установлена лестница, по которой можно добраться до любой его части. Отдельный лаз есть даже в полости меча.
Как увидеть монумент «Родина-мать зовет!»
Увидеть монумент может любой желающий в мемориальном комплексе на Мамаевом кургане в Волгограде. Вход туда всем категориям граждан России и иностранцам абсолютно бесплатный.
Но вот за экскурсионное сопровождение придется заплатить, если вы хотите больше узнать об этом памятном месте. Понадобятся билеты и в экспозиционные залы музея-заповедника.
Видео: монумент с высоты птичьего полета
Загрузка…
История
Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде начали строить в мае 1959 года, а сдали в 1967-м: 15 октября, как и весь ансамбль на Мамаевом кургане. Памятник «Родина-мать зовет!» появился на свет позже, чем скульптура на площади Стоявших насмерть. Тогда уже были созданы и стены-руины, и пантеон Воинской славы.
1964-й. На вершине кургана установили строительные леса, подъемный кран и лифт-подъемник. Началась стройка. Только на монтаж лесов потратили полтора года и более тысячи тонн металла. Отливали скульптуру не в мастерской, а прямо на Мамаевом кургане. Для точности рядом поставили уменьшенный в 10 раз макет. Внутри лесов установили стальную арматуру и деревянную опалубку, а затем наращивали бетон, ярус за ярусом. На земле делали только руки Родины-матери, голову и шарф. Потом поднимали краном наверх.
Памятник «Родина-мать зовет!» в День Победы
Видео: ruptly.tv
Интересные факты
- Изначально замысел авторов был другой. Авторы хотели, чтобы у нее в руках был не меч, а знамя. А к ногам должен был склоняться солдат с охапкой колосьев.
- «Подросла» статуя благодаря Хрущеву: он хотел, чтобы она получилась непременно выше статуи Свободы в Нью-Йорке.
- Чтобы укрепить фундамент скульптуры, на него насыпали сверху 150 тысяч тонн грунта.
- Первый меч для памятника отлили из стали. Сверху он был обшит листами титана. Но сильно гремел, и спустя 5 лет меч заменили на аэродинамическую конструкцию, которая умеет гасить колебания ветра.
- До сих пор спорят о том, с кого лепили Родину-мать, кто позировал скульптору. Называли имена спортсменки Нины Думбадзе, жены Вучетича Веры, жительницы Барнаула Анастасии Пешковой, жительниц Волгограда Валентины Изотовой и Екатерины Гребневой.
- Отель
- От 400 руб. в сутки
- Обед
- От 200 руб. на человека
- Такси
- От 60 руб.
Цифры
52 метра — высота фигуры.
85 метров — высота Родины-матери с мечом.
16 метров — высота фундамента.
33 метра — длина меча.
8000 тонн — вес памятника, плюс 14 тонн — вес меча.
Панорама скульптуры «Родина-мать зовет!»
Что посмотреть
Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде — творение знаменитого монументалиста Вучетича. Евгений Викторович работал над ним вместе с Николаем Никитиным — инженером. Изображая женщину, которая подняла меч над городом, автор думал о нашей Родине. Кого она зовет? Всех детей, сыновей. Встать и отправиться в бой, который для многих станет последним.
Снаружи масштаб памятника впечатляет. Внутри его не отделывали, там находятся канаты, которые всегда натянуты, чтобы строение не деформировалось. Есть лестница, по ступенькам которой можно подняться к голове и даже выйти через правую руку к мечу.
Памятник «Родина-мать зовет!» в разное время года
Посмотреть памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде можно в любой день бесплатно. Зимой скульптура бывает покрыта инеем, как все деревья вокруг, возвышаясь на идеально белом склоне.
Фото: Екатерина СИМОХИНА, «КП»-Волгоград»
Осенью вы рискуете не увидеть ее в полный рост: в городе часто случаются туманы, которые скрывают половину статуи.
Летом вокруг памятника радует глаз зеленый склон с одуванчиками. Не забывайте, что прилечь на него нельзя: это Братская могила.
Обязательно приезжайте весной: вокруг памятника цветут сирень и каштаны. А 9 мая с размахом празднуют День Победы.
Посмотрите другие интересные места в Волгограде
Где сделать красивое фото
Фотографируйте памятник «Родина-мать зовет!» не только у подножия, а по пути, поднимаясь от самой первой лесенки. На каждом отрезке вы будете видеть ее в новом ракурсе и окружении.
Цены
Вход на Мамаев курган | Свободный |
Экскурсия по Мамаеву кургану | От 300 руб. за человека в составе группы, от 1200 руб. — индивидуальная |
Памятные сувениры | От 50 руб. |
Цены указаны на 2021 год.
Как добраться
Автобус
Любой маршрут до остановки «Мамаев курган»
Трамвай
Скоростной подземный трамвай до остановки «Мамаев курган»
Машина
Парковки есть с обоих входов на Мамаев курган. В праздники они переполнены, и тогда машины оставляют на стоянке перед ТРК «Мармелад»
Найдите билеты по выгодным ценам на 2021 год
“Родина-мать зовёт!” – главный монумент (памятник) Волгограда, установленный на Мамаевом кургане. Женское изваяние является композиционным ядром комплекса, посвященного “Героям Сталинградской битвы”.
Содержание
- Особенности
- Технические характеристики
- Исторические вехи
- Недочеты после строительства
- Прототип
- Интересные факты
- Экскурсия
- Как добраться
- Заключение
Особенности
Высота женской фигуры без меча и постамента составляет 52 метра. Общий вес конструкции – 8000 тонн. Меч из стали весит 14 тонн и в длину составляет 33 метра. Сам меч возвышается над фигурой на 20 метров. Итого общая высота памятника – 85 метров. Реалистичности статуи придаёт невысокий постамент, всего 2 метра высотой.
Первыми
проектными разработками предполагалось возвести статую высотой в 36 метров.
Однако Хрущевские амбиции заставили проектантов увеличить высоту. Генсек
пожелал, чтобы советский памятник с женской фигурой был выше американской
статуи Свободы, а её высота без учёта постамент – 46 метров. Пожелания Хрущева
были полностью выполнены и на тот момент – это была самая высокая статуя
нерелигиозного назначения.
Памятник
сооружен в виде женщины-матери, шагающей вперёд. У неё в руках меч, который она
подняла над головой. Она призывает своих сыновей стать на защиту Родины.
Фигура
имеет резкие очертания, волосы женщины развиваются на ветру. У неё широко
раскрыт рот и глаза. Все это только усиливает восприятие огромной статуи.
Технические характеристики
Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн.
Толщина
стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция
держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн.
Внутри
конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень
натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют
специальные датчики.
В 1966
году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили,
что все сдвиги в пределах нормы.
Самое
большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в
период с 2000 по 2008 год.
Исторические вехи
После
победы в Сталинградской битве, в Волгограде и всей стране начался переломный
период. В городе решили увековечить героический поступок военных и объявили
конкурс на создание монумента уже осенью 1944 года.
Это был
настоящий конкурс без границ. Предложения с эскизами поступали от советских
солдат, архитекторов и жителей Шанхая и Марокко. Кто-то видел на постаменте
Сталина, кто-то солдата.
Интересный факт, что в конкурсе участвовал архитектор, который в итоге и создал Родину-мать. Это был Евгений Вучетич. Некоторые историки уверены, что архитектор лично согласовывал проект со Сталиным.
После принятия решения был внесен ряд изменений. Вучетич предложил сделать композицию, где около фигуры женщины будет стоять на колене солдат, передающий меч. Проект даже утвердили, но Вучетич изменил его все равно. Аргументировал он это тем, что в стране, где не окончена война, военный не может никому передавать оружие.
Помимо
Вучетича, над проектом работали другие архитекторы, команду которых возглавлял
Белопольский Б.
Расчетами
занималась группа под руководством Никитина Н. (которая участвовала в проекте
Останкинской башни). Интересный факт, что памятник никак не закреплен. Он
просто установлен на грунт и удерживается за счет собственной массы.
Несмотря на то, что конкурс провели в 1944 году, приказ о возведении статуи издали только после смерти Сталина, в 1958 году, а само строительство началось еще через 1 год. На все работы ушло около 10 лет. Торжественное открытие состоялось в октябре 1967 года.
Первая проверка прочности конструкции была проведена в 1965 году. Комиссия из Госстроя рекомендовала укрепить конструкцию,так как в этом месте майкопская глина, которая стабильно сползала к берегу реки. В результате изготовили дополнительно бетонное основание.
«Родина-мать зовет!» — это первый железобетонный памятник на территории СССР. После войны, когда восстановление страны шло полным ходом, железобетон являлся самым дешевым строительным материалом. Но, уже в первые годы после открытия, на фигуре начали появляться трещинки. Поэтому ежегодно, самые уязвимые части статуи: руки и голову покрывают водоотталкивающим раствором.
Недочеты после строительства
Первые проблемы появились уже через год после открытия монумента. Изначально меч был изготовлен из авиационной нержавеющей стали, с покрытием листами титана. Но после открытия памятника стало ясно, что такая конструкция совершенно не подходит. Меч сильно скрипел и раскачивался от ветра. В 1972 году был создан новый меч из стали.
После
обследования изваяния в 1986 году, опять провели работы по укреплению
монумента. В последующие годы многие архитекторы страны пытались доказать
властям, что монумент находится под угрозой обрушения. Но никаких достоверных
подтверждений так и не было предоставлено.
Прототип
Многих посетителей комплекса интересует вопрос – кто же позировал для автора монумента? Увы, ответа на этот вопрос нет, есть только догадки и предположения. По одной из версий тело фигуры взято с советской спортсменки Нины Думбадзе, другие утверждают, что это была Екатерина Гребнева или Анастасия Пешкова. Предполагается, что лицо статуи Вучетич «позаимствовал» у своей жены.
Другие
историки уверены, что облик женщины взят из барельефа на Триумфальной арке –
«Марсельеза» или сделана по образу Ники Самофракийской.
С другой стороны, прообраз «Родина-мать» присутствует во многих агитационных плакатах, которые были изданы до возведения монумента. Больше всего схожести с изображением на плакате Ираклия Тоидзе, который изобразил на нем свою жену, в тот момент, когда она узнала о начале войны.
Интересные факты
В момент открытия памятника он являлся самым высоким во всем мире. На сегодняшний день он занимает лишь 9 позицию в перечне самых высоких изваяний на планете.
Если
сравнивать Скульптуру с человеческим ростом, то она увеличена в 30 раз.
Не так давно, около монумента появилась церковь, буквально в 200 м. Изначально, именно на этом месте и должна была стоять «Родина-мать».
Статуя изображена на гербе и флаге Волгоградской области.
Вокруг
сооружения множество легенд. Одна из историй гласит, что во время
строительства, а именно при монтаже конструкции, внутри исчез рабочий. Его так
и не удалось найти.
По
некоторым подсчетам на Мамаевом кургане захоронено не меньше 34 тысяч воинов.
Экскурсия
Любой
турист, приезжая в Волгоград, обязательно стремится попасть на Мамаев курган.
Ведь он входит в перечень «Семи чудес России» и даже в книгу рекордов Гиннеса.
Обычно
экскурсионная программа начинается с подъема на Мамаев курган, где
располагается композиция под названием «Память поколений». Затем путь пролегает
по аллее, вдоль которой высажены пирамидальные тополи, высотой в 100 метров.
За
аллеей начинается площадь «Стоявших насмерть!». Здесь установлен настоящий
русский богатырь-воин, который противостоит немецким врагам. За его спиной Сталинград.
Разрушенные стены города изображены в виде каменной книги.
Далее
начинается площадь Героев. Здесь запечатлены защитники волжской земли, в
стремительном порыве к действиям, всего их 6. Один из солдат ранен, но товарищ
его подхватывает и стремится в бой. Посередине площади огромный бассейн,
символизирующий слезы матерей, сыновья которых не вернулись с войны. На выходе
с площади, в одной из стен замурована капсула смерти — послание потомкам от
ветеранов войны. Полежит вскрытию – 9 мая 2045 года.
В зале
воинской Славы на красных знаменах увековечено около 7 тысяч имен солдат,
павших при защите Родины. Посередине зала установлена рука бойца, который
передает факел с вечным огнем всем будущим поколениям. Здесь всегда есть
траурный караул, и звучит тихая траурная музыка.
После
зала начинается площадь скорби. На ней установлена скульптура Скорбящей матери,
которая удерживает на своих руках погибшего сына. Лицо матери закрыло красное
знамя.
И наконец,
венец всего комплекса – фигура «Родина-мать зовет!». Статуя настолько большая,
что, кажется, что она как бы парит в воздухе.
На
протяжении всей экскурсии туристам расскажут о подвигах солдат во время
Сталинградской битвы, как защищали Дом Павлова. Можно будет понаблюдать за
торжественной сменой караула и зайти в Храм Всех Святых. В вечернее время можно
полюбоваться статуей в лучах прожекторов.
Как добраться
Добраться
к Мамаеву кургану можно на любом виде транспорта. Расположен комплекс в центре
города. Остановка называется «Мамаев Курган». К ней двигаются составы
метрополитена СТ и СТ-2, городская электричка, автобусы №№ 37, 123, троллейбусы
№№ 8, 8а, 1 и 12. Многие маршрутные такси: 15а, 15с, 1с, 2с, 13к, 53, 57.
Заключение
Монумент
«Родина-мать зовет!» — место, которое заставляет трепетать перед подвигом
советских красноармейцев, вспомнить погибших за наше мирное небо над головой.
В 1967 году была возведен самый высокий монумент в мире – «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане
Сталинградская битва, с которой начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, продолжалась около двухсот дней. Хотя войска нацистов изначально превосходили советские числом и в своем распоряжении имели больше техники, они потерпели сокрушительное поражение. В Третьем рейхе впервые за годы войны был объявлен национальный траур.
Важнейший стратегический объект Сталинграда – Мамаев курган – советские солдаты в тяжелейших условиях доблестно защищали 135 дней. На каждый квадратный метр возвышенности пришлось более тысячи осколков и пуль, и даже зимой Мамаев курган не белел от снега – вся земля была черной от разорвавшихся бомб. В первую весну после окончания войны здесь, на выжженой земле, не выросло ни одной травинки. В наши дни на Мамаевом кургане располагается историко-мемориальный комплекс, увековечивший подвиг советских солдат. Его центральная часть – всемирно известный монумент «Родина-мать зовет!».
Звездный час Евгения Вучетича
Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.
Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»
Источник: gorno-altaisk.info
На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.
Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».
Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане
Источник: regnum.ru
Построить всей страной
Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.
Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.
Установка монумента
Источник: regnum.ru
Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.
Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.
Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе
Источник: iknigi.net
Рождение легенды
Некоторые загадки, связанные с монументом на Мамаевом кургане, окончательно не разгаданы до сих пор. Хотя искусствоведы единодушны во мнении, что на создание фигуры «Родины-матери» скульптора вдохновила античная скульптура богини победы Ники, кто именно позировал Вучетичу, неизвестно. Вероятнее всего, прототипами стали как минимум две женщины – советская спортсменка, призер Олимпийских игр 1952 года в метании диска Нина Думбадзе, а также супруга скульптора Вера Владимировна. Неслучайно Вучетич ласково называл «Родину-мать» Верочкой. Кроме того, на мастера не мог не повлиять известный образ, появившийся в начале Великой Отечественной войны на советских плакатах. Речь идет о плакате «Родина-мать зовет!» художника Ираклия Тоидзе. Согласно легенде жена живописца по радио услышала о нападении фашистов на Советский Союз и вбежала к нему в мастерскую, воскликнув: «Война!». Тоидзе запомнил выражение ее лица в этот момент и сделал наброски для одного из самых впечатляющих агитационных плакатов.
Открытие монумента состоялось в 1967 году. С тех пор его реставрировали трижды: в 1972, 1986 и 2019 годах. Специалисты занимались очисткой памятника, вернули ему первоначальный светлый цвет и удалили все загрязнения. Далеко не всем известно, что в Москве тоже есть своя «Родина-мать», правда, очень маленькая по сравнению с оригиналом. Находится она во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице – здесь Е.В. Вучетич и создавал эскизы для легендарного монумента.
Советская легкоатлетка Нина Думбадзе
Источник: russianphoto.ru
Обложка: tourister.ru
Смотрите также:
Мамаев курган: бессмертие подвига и торжество победы в камне
Герои Сталинградской битвы
Кто самый знаменитый снайпер из героев Сталинграда?
«Белая лилия Сталинграда» Лидия Литвяк
Первая сталинская высотка: трудная судьба Дворца Советов
История создания монумента «Родина-мать зовёт!»
Монумент «Родина-мать зовёт!» входит в число сооружений волгоградского мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Идея возвести памятник-ансамбль со скульптурой Родины-матери возникла в прошлом веке по окончании Великой Отечественной войны в связи с важным стратегическим значением возвышенности в военное время.
Мамаев курган в 1940-х годах назывался Высотой 102, так как он возвышается на 102 метра над уровнем моря. Курган сыграл важную роль в одной из крупнейших битв между Красной армией и вермахтом — Сталинградской. Курган называли и «красным» из-за цвета, в который окрашивалась земля от рукопашных схваток, и «железным», из-за того, что в землю на полметра уходили осколки снарядов, и «мёртвым» из-за десятков тысяч погибших тут солдат.
Сталинградская битва длилась 200 дней, из которых 135 шло сражение за Мамаев курган. Победа в нём изменила ход войны, позволив красноармейцам перейти от обороны в контрнаступление. 3 февраля 1943 года, на следующий же день после окончания боевых действий, на Высоте 102 появился первый памятник. Создать же тут памятник-ансамбль было решено спустя полгода, в сентябре 1944 года.
Как известные, так и безызвестные архитекторы, обычные солдаты, представители советского народа и жители других стран переносили на бумагу свои задумки, создавали наброски и отправляли их по военно-полевой почте. Среди идей был и огромный монумент Сталина, и пирамида в 150 метров высотой из переплавленных танков. Десятилетний конкурс на генпроект завершился избранием автором будущего памятника Евгения Вучетича.
На тот момент советский скульптор-монументалист Евгений Вучетич уже прославился в роли скульптора ВСХВ. Вместо установки на Мамаевом кургане одного памятника он предложил создать целый мемориальный комплекс. Запуск строительства памятника был осуществлён в 1959 году. Вместе с ним трудились скульпторы, архитекторы, руководитель инженерной группы Николай Никитин, был привлечён также диктор Юрий Левитан.
Задумка «озвучить» памятник-ансамбль, создать звуковые композиции пришла в голову Вучетича при поездке в Италию. Образ Родины-матери создавался 2 года, а сама скульптура — 8, начиная с 1958 года, когда первый секретарь ЦК КПСС подписал соответствующий приказ. На всех этапах возведения мемориала группу исполнителей консультировал Василий Чуйков, командир 62-й армии РККА, удержавшей Высоту 102 и отстоявшей Сталинград.
Первоначальный проект «Родина-мать зовёт!» отличался от скульптуры, которая возвышается сейчас на Мамаевом кургане. Рядом с Родиной-матерью, держащей знамя Советского Союза, планировалось установить скульптуру солдата, ставшего на колени и протянувшего ей свой меч. Однако, по мнению Вучетича, композиция не была бы достаточно динамичной. Кроме того, солдат никому не должен был отдавать своё оружие.
В итоге Евгений Викторович оставил только устремлённую вперёд женскую фигуру с мечом, призывающую вступить в бой против врага. У фигуры женщины атлетического телосложения в развевающемся облачении есть сходство с древнегреческой скульптурой богини Ники Самофракийской — образом летящей победы. Для монумента позировала статная советская легкоатлетка Нина Думбадзе. Лицо же принадлежит жене скульптора — Вере Владимировне.
Несмотря на то что в знакомом нам виде монумент предстал перед советским народом только в 1967 году, образ Родины-матери существовал ещё до его сооружения. Впервые он возник на агитплакате 1941 года, который был создан грузинским живописцем и графиком Ираклием Тоидзе. На плакате он изобразил выражение лица своей жены, вбежавшей в его мастерскую, чтобы сообщить о том, что началась война.
Однако существует легенда, согласно которой образ женщины с мечом возник задолго до этих событий, ещё в конце XIV века, когда Тамерлан намеревался захватить волжские земли. Это был единственный поход грозного завоевателя, от которого Тимур Хромец отказался. Находясь уже у Волги и несмотря на тщательную подготовку, он приказал своим военачальникам развернуть своё многотысячное войско.
Легенда гласит, что за день до этого люди Тамерлана начали разбивать лагерь вокруг Мамаева кургана, а самому полководцу установили юрту на возвышенности, примерно на том месте, где сейчас стоит монумент «Родина-мать зовёт!». В полночь Тамерлану было видение — женщина с мечом, грозно сказавшая ему чтобы тот уходил, если не хочет быть разбит. Так, Тимур последовал её наказу и обратился в бегство.
За сооружение мемориала вместе с Вучетичем взялись лучшие скульпторы и архитекторы СССР. Все расчёты проводил Николай Никитин, один из создателей высотного здания Московского государственного университета и автор проекта Общесоюзной радиотелевизионной передающей станции им. 50-летия Октября — Останкинской телебашни. Архитекторами же памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы стали Яков Белопольский и Вениамин Дёмин.
Для укрепления фундамента монумента он был засыпан 150 тысячами тонн земли. Несмотря на то что к возведению мемориала было подключено много людей, работа продвигалась медленно. Строительные леса, которые монтировали на протяжении 18 месяцев, были установлены на возвышенности лишь в 1964 году. Внутри соорудили арматуру из стали и деревянную опалубку, после чего уже приступили к наращиванию бетона.
На протяжении почти девяти лет возводилась скульптура. Чтобы обеспечивать надёжность конструкции, всё это время к ней должен был постоянно поставляться бетон. В связи с такой необходимостью на транспортные средства, привозившие бетон, не распространялись ПДД. Кроме основных работ, проводившихся на месте, отдельные элементы скульптуры изготавливались в мастерских, а потом поднимались краном и крепились к монументу.
Торжественное открытие памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» с монументом «Родина-мать зовёт!» состоялось в октябре 1967 года, накануне 50-летнего юбилея Великого Октября. На праздничном мероприятии присутствовал генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, участники Сталинградской битвы, в том числе Василий Чуйков и другие герои Советского Союза, а также тысячи волгоградцев.
Ещё при СССР дважды проходили реставрации монумента, в результате которых был заменён меч, а сама скульптура была покрыта водоотталкивающим средством. Эту процедуру стали проводить каждый год. Последняя реставрация состоялась уже в наше время. Сначала монумент был осветлён, а стальные тросы — заменены, к 75-летию Победы подготовили открытие Родины-матери с отреставрированной внешний поверхностью.
Описание скульптуры «Родина-мать зовёт!» и символизм деталей
Волгоградский монумент «Родина-мать» — главный элемент мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Выполнена скульптура в виде устремлённой вперёд женщины с мечом, которая оборачивается назад с призывом защитить родную землю от врага. Эффект динамичности создаётся и за счёт растрепывающихся ветром волос, резких контуров и эмоционального тревожного выражения лица с широко открытыми глазами и ртом.
Изначально скульптуру планировалось изготовить 36-метровой, однако Никита Хрущёв распорядился возвести монумент выше американской статуи Свободы, без пьедестала высота которой составляет 46 метров. Так, была создана 52-метровая фигура Родины-матери с возвышающимся над ней на 33 метра мечом в руке. Вместе с постаментом высота статуи составила 87 метров, благодаря чему скульптура более 20 лет была самой высокой в мире.
Из-за беспрецедентной высоты скульптуры привычные для подобных изваяний материалы обошлись бы очень дорого. Вместо бронзового или каменного монумента Вучетичем, автором проекта, было предложено сделать статую из цемента. С одобрения Первого секретаря ЦК КПСС, Родина-мать была возведена такой, как её видел Евгений Викторович, и стала первым железобетонным памятником в Союзе Советских Социалистических Республик.
Скульптура Родины-матери весит чуть менее 8000 тонн при том, что внутри она полая. Около 2400 тонн приходится на металлические конструкции и 5500 — на бетон. Устойчивость скульптуры обеспечивают 99 металлических тросов по 60 тонн каждый, а также внушительный вес композиции и 150 тонн грунта в основании. Никакими дополнительными способами к земле памятник «Родина-мать зовёт!» не крепится.
Меч длиной в 33 метра весит порядка 14 тонн. Он относится к полиптиху, куда также входят магнитогорский монумент «Тыл — фронту» и берлинский «Воин-освободитель». Рабочий вручает выкованный им меч солдату, что отражено в монументе «Тыл — фронту», стоящем у Магнитогорского металлургического комбината. Родина-мать поднимает этот меч против врага, а солдат, дойдя до Берлина, опускает его.
Отражение в культуре
В 1975 году Госбанк СССР выпустил 1-рублёвую юбилейную монету с изображением монумента «Родина-мать зовёт!». Слева от памятника — пентакль с серпом и молотом, а под ним выбита надпись «1941—1945». На фоне шесть линий формируют «XXX», что обозначает тридцать лет со Дня Победы. В 2016 году было выпущено 5 тысяч 3-рублёвых монет с двуглавым орлом на одной стороне и Родиной-матерью — на другой.
«Родина-мать зовёт!» изображена на почтовых карточках 1972, 1978 и 1989 годов. В 1971 году была выпущена марка в честь 20-летия Международной федерации борцов Сопротивления, а в 1973 году — 30-летия победы в Сталинградской битве. В 1980 году появились марки с Родиной-матерью в честь 35-летия победы в ВОВ, в 1989 году — посвящённые 400-летию Волгограда, в 1983 году марку с Родиной-матерью выпустили в ГДР.
В 2017 году на Мамаевом кургане снимали фрагменты мини-сериала «Каждому своё» о двух друзьях, воспитанниках волгоградского детского дома. Кроме того, про мемориальный комплекс снято множество документальных фильмов. Одним из самых известных является фильм «Родина-мать» из цикла «Советская империя». В нём проводится экскурсия по внутренним лабиринтам монумента и рассказывается история его создания.
Помимо Книги рекордов Гиннесса, куда скульптура Родины-матери была занесена в 1967 году как самая большая в мире, монумент упоминается и в художественной литературе. Так, его название встречается в повести Татьяны Владимировой «Люпиновое поле», произведении Анны Матвеевой «Голев и Кастро. Приключения гастарбайтера», в сборнике Наринэ Абгарян «Всё о Манюне» и других литературных источниках.
Образ Родины-матери фигурирует и в стихотворениях как малоизвестных, так и знаменитых авторов. Скульптуре посвятил стихотворение Рябов Иван, очеловечивший в своём произведении монумент. Отсылка к монументу содержится в стихотворении Виталия Фёдорова. Евгений Безруков также писал о Родине-матери, которая стоит с мечом, «оживляя память всем». А в стихотворении Ирины Цапковской она называется отечественной статуей свободы.
Как добраться до скульптуры «Родина-мать зовёт!»
Монумент «Родина-мать зовёт!» расположен в Волгограде, на вершине Мамаева кургана. Самый быстрый способ преодолеть расстояние в 970 км от Москвы до Волгограда — приобрести билет на двухчасовой прямой рейс. Также добраться к монументу можно на автомобиле: за 11—12 часов без остановок или за 18—20 часов в комфортном темпе. Дольше вы будете ехать на автобусе или поезде: в этом случае дорога займёт от 14 до 19 часов.
Отправляясь из Москвы к скульптуре «Родина-мать зовёт!» на машине, следуйте по указателям направления движения на Волгоград на автодороге Р-22. Чтобы наиболее точно рассчитать время в пути и построить наиболее удачный маршрут, воспользуйтесь навигатором. Введите в него координаты монумента: 48°44′32″ с. ш., 44°32′13″ в. д. На парковке возле кургана мало мест, поэтому лучше оставить машину возле ближайших ТЦ.
Из центра Волгограда добраться до памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», где установлена скульптура Родины-матери, можно как пешком, так и воспользовавшись личным или общественным транспортом. Сюда ходит автобус №123, троллейбусы №8а, №9, №10а и №15а и маршрутные такси №57, №100, №3с, №7к, №10а, №123, №160, №260. Ближайшая к монументу остановка — «Мамаев курган».
Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.
Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.
Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.
Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.
Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.
В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».
В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.
Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.
В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.
В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.
Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.
абота скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.
Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).
68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.
— Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.
Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.
Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?
Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.
Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.
Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.
Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.
После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.
В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.
Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).
Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.
В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.
«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.
Интересные факты
- Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
- Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
- Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
- Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области
По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.
Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.
— «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.
Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.
С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:
— Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.
Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.
Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.
…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.
На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.
Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.
Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».
ВОТ ТУТ вы можете совершить прогулку с Сергеем Долей внутрь памятника
А вот тут прогулка с Артемием Лебедевым
В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.
Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет !
[источники]источники
http://www.volgastars.ru
http://www.glavagosudarstva.ru
http://waralbum.ru
Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=8801
Скульптура «Родина-мать зовет!»
Главный монумент Мамаева кургана — 85-метровая скульптура «Родина-мать зовет!» Она является главным образом Мамаева кургана, символом Волгограда и Волгоградской области, одним из главных символов Великой Победы. Устремленная вперед, как будто в полете, фигура женщины, матери, с мечом в руках поднимает своих сыновей на борьбу с врагом. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.
Скульптура «Родины-матери» расположена на 14-метровом холме, к подножью памятника ведет дорожка-серпантин. Вдоль дорожки расположены 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Проходя по дорожке-серпантину, посетители Мамаева кургана постепенно приближаются к огромному величественному монументу.
Оказавшись у подножья «Родины-матери» в полной мере понимаешь, насколько она огромна: высота фигуры женщины составляет 52 метра, что соответствует высоте человека, увеличенной в 30 раз. При этом общая высота Родины-матери — 85 метров до самой высшей точки — острия меча. Если сравнивать с другими известными скульптурами (без постаментов), то «Статуя Свободы» в высоту составляет только 45 метров, а «Рабочий и колхозница» на ВДНХ — 25 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей не только в СССР, но и в мире, и была включена в «Книгу рекордов Гиннесса». Даже после появления новых огромных скульптур «Родина-мать» оставалась самой высокой нерелегиозной статуей в мире вплоть до появления в Индии в 2018 году «Статуи Единства» высотой 182 метра.
«Родина-мать» стала первой в мире статуей, выполненной из железобетона. Внутри скульптура состоит из небольших прямоугольных ячеек, похожих на комнаты. Фигура отливалась ярус за ярусом с использованием опалубки из гипслоита — лишь голову, руки и шарф скульптуры отливали отдельно, на земле. Толщина стенок «Родины-матери» небольшая — всего 25-30 сантиметров, для увеличения прочности конструкции скульптура выполнена из предварительно напряженного железобетона. Жёсткость конструкции поддерживается системой из 117 канатов, находящихся в постоянно натянутом состоянии. Они проходят с самого первого уровня до рук и шлейфов «Родины-матери».
Общий вес «Родины-Матери» — 8 тысяч тонн. Монумент свободно стоит на фундаменте, как шахматная фигура, удерживаясь на месте только силой тяжести. Скульптура опирается на двухметровую плиту-основание, которая в свою очередь покоится на 16-метровом фундаменте, большая часть которого скрыта насыпным холмом.
В правой руке «Родина-мать» держит меч длиной 33 метра и весом 14 тонн, выполненный из стали. Это уже второй меч монумента — первоначально установленный меч, обшитый титановыми пластинами, из-за плохой аэродинамики предавал руке статуи опасное механическое напряжение, кроме того, листы титана издавали неприятный механический гул на ветру. В 1972 году была произведена замена меча «Родины-матери» — новый клинок был полностью стальным со специальными прорезями для уменьшения парусности.
Строительство «Родины-матери» было начато в мае 1959 года и завершилось 15 октября 1967 года, когда мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» был торжественно открыт. Однако мало кто знает, что в 1959-ом году собирались строить совершенно другую «Родину-мать». По первоначальному проекту на вершине Мамаева кургана планировалась установка «Родины-матери» со знаменем и коленопреклоненным бойцом у её ног. Однако уже в процессе строительства Евгений Вучетич меняет проект — Сталинградской битвой война не закончилась, впереди были еще долгие годы сражений. Сталинград стал моментом коренного перелома в Великой Отечественной, поэтому здесь «Родина-мать» поднимает свой карающий меч и зовет за собой в атаку. Смысл главного монумента, таким образом, коренным образом поменялся. Исчезли прямые монументальные лестницы к подножью статуи, которые к тому моменту были уже построены — вместо них Вучетич пустил по холму дорожку-серпантин.
Поменялись и размеры монумента: если первоначальный вариант предполагал строительство 25-метровой скульптурной композиции, то высота нового варианта «Родины-матери» составляла 36 метра. Однако и эта высота не стала окончательной — по личному распоряжению Никиты Хрущева «Родина-мать» подросла до окончательных 52 метров, обогнав «Статую Свободы».
Скульптура Родины Матери видна на десятки километров, она прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов.
Завораживающе смотрится «Родина-мать», покрытая золотом, во время акции «Свет Великой Победы», которая проходит на Мамаевом кургане в День Победы.