Рассказ о памятнике журавли в саратове

Мемориальный комплекс «Журавли» — это памятник местным жителям, которые пожертвовали своими жизнями в боях самой трагичной войны XX века.

Памятник «Журавли» в Парке Победы Саратова — визитная карточка города.

Комплекс воздвигнут на рукотворном холме высотой 100 метров на Соколовой горе. Благодаря месторасположению, очертания памятника видно из многих мест не только Саратова, но и Энгельса. Пассажиры теплоходов, проходящих по Волге вдоль Саратова, могут видеть силуэт памятника на расстоянии 20 км.

Мемориал «Журавли» в Саратове

История памятника «Журавли» в Саратове

Проектирование мемориала стало частью благоустройства паркового пространства на горе. Конкурс на проект мемориала погибшим воинам был объявлен в 1977 году. Победителем стал заслуженный архитектор РСФСР Юрий Иванович Менякин. Темой мемориала была не темная скорбь, а светлая память и печаль.

Замысел был вдохновлен строчками из поэзии Расула Гамзатова, которые превратились в знаменитую песенную композицию:

«Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей…».

Сам поэт впоследствии признавался, что стела «Журавли» в Саратове — это наиболее точное воплощение его стихов. К строительству мемориала приступили в начале 1980 года. Монтаж монумента завершился в апреле 1982 года.

Для наилучшего обзора на Соколовой горе был образован холм — его построили из железобетонных свай и земли. Вся конструкция уплотнялась специальными виброплощадками для устойчивости. Монтаж монумента выполнялся саратовским отделением «Волгостальмонтажа». Холм сразу же засадили кустарниками и газонной травой. Вокруг асфальтировали пешеходную дорожку.

Рассказывая об истории «Журавлей» Саратова, нельзя не упомянуть об авторском подходе к проектированию монумента. Фигурки журавлей Юрий Иванович Менякин (кстати, сам участник Великой Отечественной войны) мастерил у себя дома. Он начинал с малых форм, постепенно подбирая идеальные пропорции. Фигурки выливались из металла по технологии рыбачьей блесны. Весь процесс занял 3 года. Как вспоминает жена Юрия Ивановича, Ольга Менякина, вся квартира семьи была завалена журавлями, дети играли с отбракованными фигурками, как с игрушками.

Поэтичность скульптурной композиции настолько понравилась советским гражданам, что памятники воинам «Журавли» стали возводить в других городах и даже за границей. По фото «Журавлей» Саратова и других городов мы видим, что конструкции отличаются формой, но объединяются общей идеей — светлой памятью о героических душах.

Немногие знают, что 22 октября в России отмечается Праздник Белых Журавлей. Его учредил автор строк Р.Гамзатов, как день памяти о погибших в битвах воинах.

Мемориал «Журавли» в Саратове

Архитектурный ансамбль

Все детали окрестностей и композиционное строение были строго выверены. Мемориальный комплекс памятника «Журавли» в Саратове состоит из: входной площади у подножия холма; мемориальной плиты со строчками посвящения; аллеи славы; фонтана памяти воинов; музея Боевой славы; самого холма с парадной лестницей, видовой площадкой и скульптурной композицией, изображающей летящих журавлей.

Скульптура на вершине холма представляет собой 3 пилона из железобетона (высота каждого из них — 40 метров). В центре пилонов сияют золотые звезды и летящие клином серебристые журавли. Птиц в скульптурной композиции 12, они летят на Запад. Своеобразный клин из птиц символизирует бессмертие душ, погибших за бравое дело. Композиция птиц выполнена из нержавеющего металла. Клюв ведущего журавля выполнен таким образом, что, не нанося вреда конструкции, может колыхаться от ветра (радиус — 1 метр).

Интересный факт: одновременно можно увидеть только 11 журавлей.

Пятиконечные звезды (их в композиции было 3) покрыты сусальным золотом. Две звезды располагаются на пилонах — с южной и северной сторон, третья находится под водой фонтана. Данная форма звезды была выбрана как копия с медали «Золотая Звезда» (госнаграда СССР для героев).

Аллея славы вымощена брусчаткой — материал был выбран как символ дороги к Победе. С брусчатки Красной площади началась борьба с фашизмом и на брусчатых улицах Берлина она завершилась. Брусчатка была снята с саратовских улиц, которые еще до революции были вымощены по госзаказу бельгийской компанией.

Подъем к памятнику по лестнице проходит через 5 пролетов, каждый из которых посвящен одному военному году и городам, которые в этот период освобождали (или обороняли) солдаты из Саратова.

Мемориал «Журавли» в Саратове

Модернизация памятника

Памятник ВОВ «Журавли» сохранял свой первоначальный облик до конца 90-х годов. В 1999 году восстановительные работы были направлены не только на реновацию деталей, но и на дополнение мемориала. 9 мая того года перед плитой памяти был зажжен Вечный огонь. На аллее славы появились новые памятные плиты с именами героев-жителей Саратова и бюсты саратовцев, дважды получивших звание героев СССР.

За следующие 15 лет трижды менялся облик мемориального камня и текст Посвящения на нем. Со дна фонтана была убрана третья пятиконечная звезда, теперь на ее месте высится плита из черного камня, так же был заменен облицовочный камень фонтана. На осветительных столбах поменяли фонари на матовые, вытянутой формы. Вместо тополей были высажены более мрачноватые ели. На фото памятника «Журавли» в Саратове можно увидеть, что в прежние времена общий ансамбль выглядел более гармонично. Многие архитекторы отмечают, что ряд изменений привел к утере единого архитектурного облика пространства. С автором проекта изменения никто не согласовывал.

Панорамный вид на мемориал «Журавли» в Саратове

Как добраться до мемориала «Журавли» в Саратове

Монумент «Журавли» в Саратове находится в Волжском районе. Место популярно как у туристов, так и самих горожан. Здесь же располагается парк Победы (также встречается название «Парк Журавли в Саратове») с обзорными площадками на город и Волгу.

Ближайшая остановка общественного транспорта, «Парк Победы», находится в 1 км от памятника. Путь пешком пройдет по улице Парк Победы воль Мусульманского кладбища. До остановки можно доехать на:

  • автобус № 253;
  • маршрутные такси № 34, 52, 66, 72, 94, 95.

Вызвать такси до памятника «Журавли» в городе Саратов можно через приложения: Такси Везёт (приложение RuTaxi), Uber Russia, Яндекс. Такси и Maxim.

Памятник «Журавли» на видео

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие интересные места Саратова

Куда сходить и что посмотреть в Саратове

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Памятник «Журавли» в Парке Победы знают, наверное, многие гости Саратова. И это не удивительно — памятник является одной из визитных карточек города, лицом города и культовым местом для саратовцев. И большинство людей приходят на смотровую площадку монумента, с которой открывается обзор практически всего города, чтобы сфотографировать мост через Волгу, отдельные здания или панорамную фотографию города. Либо самим сфотографироваться на фоне города и хвастаться потом перед друзьями.
И многие даже не задумываются: когда построили памятник, кто построил и для чего. А ведь история монумента богатая. Где-то красивая, где-то печальная, как и подобает колоритному сооружению.

Вот так выглядит монумент сегодня

А началась его история ровно 40 лет назад — в 1975 году. Ведь «Журавли» — это неотъемлемая часть Парка Победы. А именно 40 лет назад началась история Парка Победы. Именно в далеком 1975 году, когда страна готовился отметить 30-летие победы в Великой Отечественной войне, саратовские ветераны войны и труда выступили с инициативой заложить на Соколовой горе парк Победы. Почему на Соколовой горе? Да здесь уже существовало 80 гектаров земли, засаженной деревьями в 1956-1960 годах. И для новой рекреационной зоны на исполкоме горсовета было решено использовать как раз эти посадки.


      Набор открыток Саратов, издательство 1986 года

И вот 19 апреля 1975 года была осуществлена закладка парка Победы. Самоотверженно трудились в этот день саратовцы с различных предприятий, студенты, школьники, курсанты военных училищ.
Вскоре начались работы и по сооружению памятника землякам-саратовцам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Решено было построить мемориальный комплекс безвозмездно, на общественных началах. Поэтому саратовский глава А.И. Шибаев объявил конкурс на памятник.

Итоги конкурса были подведены в 1976 году. Из претендентов был выбран проект Ю.И.Менякина — главного архитектора того времени, заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии, члена-корреспондента Академии архитектуры и строительства, впоследствии Почетного гражданина г.Саратова. И участника Великой Отечественной.


    Архитектор Ю.И. Менякин на Журавлях. Фото 1981-1982 года

Выбор места установки монумента производился автором проекта лично, для чего на месте предварительной закладки памятника была установлена телескопическая вышка. Объезжая городские районы, Ю.И. Менякин определял возможность его обозрения из различных точек города. Окончательное местоположение памятника было определено и закреплено в натуре старейшим работником, ветераном Спецстроя России, Почётным строителем России главным маркшейдером ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России» Иваном Георгиевичем Сурковым и геодезистом городского управления архитектуры Саратова Владимиром Сергеевичем Гришиным.


                                             Строительство «Журавлей». Ориентировочно 1981 год

Затем Управлением специализированных работ (подразделение ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России») были выполнены земляные работы по благоустройству, произведена забивка свай под площадку, лестницы, межлестничные площадки и под фундамент памятника.


            Бригада ефрейтора Кравчука Н.А., начальник участка Климович Н.М. (строители стеллы)

В это время архитектор работал над образом будущего памятника.
Из воспоминаний Ольги Менякиной, жены архитектора.
«Фигурки легендарных журавлей Юрий Иванович моделировал дома. Начал с маленького деревянного журавлика. Потом, поскольку муж был заядлым рыбаком, выливал фигурки журавлей по той же технологии, что и блесны для рыбалки. В конце концов вся квартира была в маленьких, больших, средних журавлях — наши маленькие дети играли с ними, как с игрушками. Поиск подходящих пропорций и разработка проекта заняли целых три года. Те самые журавли были сконструированы на авиационном заводе.»


                    Строительство

В разработке памятника активное участие принимали специалисты институтов «Саратовгражданпроект» и «Саратовпромпроект», Приволжского треста инженерно-строительных сооружений и изысканий. Конструкции стелы выполнил Энгельсский завод металлоконструкций. Журавлиный клин отливали на Саратовском авиационном заводе. Монтаж 40-метровой стелы с клином из 12-ти журавлей производился Саратовским управлением треста «Волгостальмонтаж».


                             Март 1981 — обрамление стеллы арматурой бригадой ввоенных строителей ефрейтора Кравчука Н.А

Конструктивное инженерное решение форм несущих клин журавлей уникально. Создавая эту конструкцию, надо было знать, какие напряжения и частотные колебания будут испытывать каждый узел, каждая деталь, какой металл следует использовать при изготовлении этих узлов и деталей. На ЭВМ было рассчитано 30 возможных вариантов конструкций. Был найден оптимальный вариант. Сегодня немногие знают, что клюв журавля, летящего во главе клина, без ущерба для всей конструкции под напором ветра колеблется по горизонтали до 1-го метра.

Первоначально основания колон, на которых «летят» журавли, сделали черными, из обычного и неприглядного металла. Тогдашний председатель горисполкома Мысников, взглянув на них, испугался! Уж очень мрачно они выглядели.
«Юрий Иванович, а давайка спили их, пока не поздно! Народ не поймет!» — предложил он Менякину. Но автор сумел объяснить партийному работнику, что металл потом облицуют камнем в светлых тонах — ведь бело-серый цвет, по задумке архитектора, означает цвет солдатской шинели.


              Строительство лестницы к мемориалу «Журавли»

Когда настала пора устанавливать выплавленных журавлей, рабочие, проводившие монтаж конструкций, решили преподнести Менякину приятный сюрприз и к его очередному визиту на объект установить журавлей. Приехавший Юрий Иванович был поражен увиденному — журавли были установлены летящими на восток. А по задумке автора стая журавлей, символизирующих души умерших, летит на запад, ведь именно там пали наши солдаты. Пришлось ошибку исправлять.


                                   Окончание строительства мемориала «Журавли»

Торжественное открытие монумента, получившего народное название «Журавли», состоялось 9 мая 1982 года. Пять маршей парадной лестницы ведут к трем устремленным в небо пилонам с клином журавлей, улетающих на Запад, куда советские солдаты гнали фашистов с родной земли. Высота пилонов — 40 метров. В центре композиции — Золотая Звезда и 12 журавлей.


                                                 Монумент Журавли в день открытия

У подножия памятника установлен «Фонтан слёз», в начале аллеи, ведущей к «Журавлям», горит вечный огонь и установлен памятный камень, на котором выбиты слова: «Более 300 тысяч саратовцев не вернулись с Отечественной войны. Далеко от родных берегов легли они в землю, свою и чужую. Вам, своим землякам, отцам и дедам нашим, товарищам, однополчанам, братьям и сёстрам, мы, живущие, памятник этот воздвигли».

Спустя годы памятник благодаря чиновникам все же утратил первоначальный вид. В 1999 году, по инициативе Аяцкова и Марона, «Журавлям» все-таки подрезали крылья: убрали мемориальную белоснежную плиту памятника погибшим, заменив её другой плитой из темно-красного гранита; спилили серебристые тополя, изменили фонтан.
А ведь первоначальный цвет плиты по замыслу архитектора олицетворял светлую память по погибшим воинам. И тополя тоже были частью архитектурного замысла.


                Открытка 1992 года. Фото К. Рошковского

Тогда перед памятником зажгли Вечный огонь. Затем в начале 2000-х годов вид памятника меняли еще дважды. Нынешний вид — это уже четвертый по счету.

Вот так монумент выглядел в 1980-1990 годах


                                                                      Вид сверху

А это сегодняшние дни


                                                                         Фото denisanikin

Не менее интересна и предыстория «Журавлей».
Чем руководствовался Менякин при выборе образа памятника? Какие мысли подтолкнули его на такой выбор?

С большОй долей вероятности можно утверждать, что на такой образ монумента Ю.И. Менякина подтолкнула песня поэта Расула Гамзатова «Журавли», которая появилась на свет в 1969 году и исполненная певцом Марком Бернесом.

История песни началась в Японии, где Расул Гамзатов узнал историю девочки из Хиросимы, пережившей атомную бомбардировку. Она верила, что, сделав тысячу белых журавликов из бумаги, победит смертельную болезнь. Жизненные силы покидали ее, она не успела сложить заветное количество журавлей. Эта трагическая история в сознании поэта переплелась с судьбой двух его братьев. Только глубокие личные переживания смогли обернуться таким поэтическим образом: «солдаты, не пришедшие с полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей.» Героям войны поэт подарил бессмертие.

[Стихотворение Гамзатова]ЖУРАВЛИ
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Это стихотворение потрясло и Марка Бернеса, артиста, пережившего годы войны, снимавшегося в военных кинофильмах. Он сократил стихотворение, что пошло ему на пользу, и попросил Яна Френкеля написать музыку, что тот сделал незамедлительно. Бернес торопился записать новую песню, понимая, что дни его жизни были на исходе. Как итог — песня полюбилась всей стране, стихотворение попало в рейтинг ста лучших стихотворений. Песня стала самой популярной. Ежегодно в День Победы она звучит как реквием по погибшим во всех войнах.

[Песня Марка Бернеса]Песня Марка Бернеса

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый —

Быть может это место для меня.

Настанет день и журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле.

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


Метафора о погибших солдатах, души которых превратились в журавлей, была подхвачена многими скульптурами по всей стране. И через несколько лет в местах боёв 1941—1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли.

Как минимум было сооружено 24 монумента: в Дагестане (9 памятников), Северной Осетии, Кисловодске, Крыме, Красноярске, Московской, Ленинградской, Самарской (два памятника), Челябинской областях, в украинской Луганске, белорусском Полоцке, узбекском Чирчике, Хиросиме и даже Лос-Анджелесе! И, конечно, в Саратове.

                               Фотографии памятников в разных городах

22 октября в России отмечают Праздник Белых Журавлей, учрежденный Расулом Гамзатовым как праздник поэзии и как память о павших на полях сражений во всех войнах.

Литература:
1. Кто подрезал крылья «Журавлям»
2. Волгостальмонтаж
3. ФГУП»ГУССТ №5 при Спецстрое России»
4. Национальная библиотека Дагестана им. Гамзатова
5. Большая Саратовская Энциклопедия
6. Информационно-справочный портал
7. www.oldsaratov.ru

Фотографии взяты на сайте www.oldsaratov.ru и в блоге denisanikin

Памятник «Журавли» в Парке Победы знают, наверное, многие гости Саратова. И это не удивительно — памятник является одной из визитных карточек города, лицом города и культовым местом для саратовцев. И большинство людей приходят на смотровую площадку монумента, с которой открывается обзор практически всего города, чтобы сфотографировать мост через Волгу, отдельные здания или панорамную фотографию города. Либо самим сфотографироваться на фоне города и хвастаться потом перед друзьями.
И многие даже не задумываются: когда построили памятник, кто построил и для чего. А ведь история монумента богатая. Где-то красивая, где-то печальная, как и подобает колоритному сооружению.

Вот так выглядит монумент сегодня

А началась его история ровно 40 лет назад — в 1975 году. Ведь «Журавли» — это неотъемлемая часть Парка Победы. А именно 40 лет назад началась история Парка Победы. Именно в далеком 1975 году, когда страна готовился отметить 30-летие победы в Великой Отечественной войне, саратовские ветераны войны и труда выступили с инициативой заложить на Соколовой горе парк Победы. Почему на Соколовой горе? Да здесь уже существовало 80 гектаров земли, засаженной деревьями в 1956-1960 годах. И для новой рекреационной зоны на исполкоме горсовета было решено использовать как раз эти посадки.


      Набор открыток Саратов, издательство 1986 года

И вот 19 апреля 1975 года была осуществлена закладка парка Победы. Самоотверженно трудились в этот день саратовцы с различных предприятий, студенты, школьники, курсанты военных училищ.
Вскоре начались работы и по сооружению памятника землякам-саратовцам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Решено было построить мемориальный комплекс безвозмездно, на общественных началах. Поэтому саратовский глава А.И. Шибаев объявил конкурс на памятник.

Итоги конкурса были подведены в 1976 году. Из претендентов был выбран проект Ю.И.Менякина — главного архитектора того времени, заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии, члена-корреспондента Академии архитектуры и строительства, впоследствии Почетного гражданина г.Саратова. И участника Великой Отечественной.


    Архитектор Ю.И. Менякин на Журавлях. Фото 1981-1982 года

Выбор места установки монумента производился автором проекта лично, для чего на месте предварительной закладки памятника была установлена телескопическая вышка. Объезжая городские районы, Ю.И. Менякин определял возможность его обозрения из различных точек города. Окончательное местоположение памятника было определено и закреплено в натуре старейшим работником, ветераном Спецстроя России, Почётным строителем России главным маркшейдером ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России» Иваном Георгиевичем Сурковым и геодезистом городского управления архитектуры Саратова Владимиром Сергеевичем Гришиным.


                                             Строительство «Журавлей». Ориентировочно 1981 год

Затем Управлением специализированных работ (подразделение ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России») были выполнены земляные работы по благоустройству, произведена забивка свай под площадку, лестницы, межлестничные площадки и под фундамент памятника.


            Бригада ефрейтора Кравчука Н.А., начальник участка Климович Н.М. (строители стеллы)

В это время архитектор работал над образом будущего памятника.
Из воспоминаний Ольги Менякиной, жены архитектора.
«Фигурки легендарных журавлей Юрий Иванович моделировал дома. Начал с маленького деревянного журавлика. Потом, поскольку муж был заядлым рыбаком, выливал фигурки журавлей по той же технологии, что и блесны для рыбалки. В конце концов вся квартира была в маленьких, больших, средних журавлях — наши маленькие дети играли с ними, как с игрушками. Поиск подходящих пропорций и разработка проекта заняли целых три года. Те самые журавли были сконструированы на авиационном заводе.»


                    Строительство

В разработке памятника активное участие принимали специалисты институтов «Саратовгражданпроект» и «Саратовпромпроект», Приволжского треста инженерно-строительных сооружений и изысканий. Конструкции стелы выполнил Энгельсский завод металлоконструкций. Журавлиный клин отливали на Саратовском авиационном заводе. Монтаж 40-метровой стелы с клином из 12-ти журавлей производился Саратовским управлением треста «Волгостальмонтаж».


                             Март 1981 — обрамление стеллы арматурой бригадой ввоенных строителей ефрейтора Кравчука Н.А

Конструктивное инженерное решение форм несущих клин журавлей уникально. Создавая эту конструкцию, надо было знать, какие напряжения и частотные колебания будут испытывать каждый узел, каждая деталь, какой металл следует использовать при изготовлении этих узлов и деталей. На ЭВМ было рассчитано 30 возможных вариантов конструкций. Был найден оптимальный вариант. Сегодня немногие знают, что клюв журавля, летящего во главе клина, без ущерба для всей конструкции под напором ветра колеблется по горизонтали до 1-го метра.

Первоначально основания колон, на которых «летят» журавли, сделали черными, из обычного и неприглядного металла. Тогдашний председатель горисполкома Мысников, взглянув на них, испугался! Уж очень мрачно они выглядели.
«Юрий Иванович, а давайка спили их, пока не поздно! Народ не поймет!» — предложил он Менякину. Но автор сумел объяснить партийному работнику, что металл потом облицуют камнем в светлых тонах — ведь бело-серый цвет, по задумке архитектора, означает цвет солдатской шинели.


              Строительство лестницы к мемориалу «Журавли»

Когда настала пора устанавливать выплавленных журавлей, рабочие, проводившие монтаж конструкций, решили преподнести Менякину приятный сюрприз и к его очередному визиту на объект установить журавлей. Приехавший Юрий Иванович был поражен увиденному — журавли были установлены летящими на восток. А по задумке автора стая журавлей, символизирующих души умерших, летит на запад, ведь именно там пали наши солдаты. Пришлось ошибку исправлять.


                                   Окончание строительства мемориала «Журавли»

Торжественное открытие монумента, получившего народное название «Журавли», состоялось 9 мая 1982 года. Пять маршей парадной лестницы ведут к трем устремленным в небо пилонам с клином журавлей, улетающих на Запад, куда советские солдаты гнали фашистов с родной земли. Высота пилонов — 40 метров. В центре композиции — Золотая Звезда и 12 журавлей.


                                                 Монумент Журавли в день открытия

У подножия памятника установлен «Фонтан слёз», в начале аллеи, ведущей к «Журавлям», горит вечный огонь и установлен памятный камень, на котором выбиты слова: «Более 300 тысяч саратовцев не вернулись с Отечественной войны. Далеко от родных берегов легли они в землю, свою и чужую. Вам, своим землякам, отцам и дедам нашим, товарищам, однополчанам, братьям и сёстрам, мы, живущие, памятник этот воздвигли».

Спустя годы памятник благодаря чиновникам все же утратил первоначальный вид. В 1999 году, по инициативе Аяцкова и Марона, «Журавлям» все-таки подрезали крылья: убрали мемориальную белоснежную плиту памятника погибшим, заменив её другой плитой из темно-красного гранита; спилили серебристые тополя, изменили фонтан.
А ведь первоначальный цвет плиты по замыслу архитектора олицетворял светлую память по погибшим воинам. И тополя тоже были частью архитектурного замысла.


                Открытка 1992 года. Фото К. Рошковского

Тогда перед памятником зажгли Вечный огонь. Затем в начале 2000-х годов вид памятника меняли еще дважды. Нынешний вид — это уже четвертый по счету.

Вот так монумент выглядел в 1980-1990 годах


                                                                      Вид сверху

А это сегодняшние дни


                                                                         Фото denisanikin

Не менее интересна и предыстория «Журавлей».
Чем руководствовался Менякин при выборе образа памятника? Какие мысли подтолкнули его на такой выбор?

С большОй долей вероятности можно утверждать, что на такой образ монумента Ю.И. Менякина подтолкнула песня поэта Расула Гамзатова «Журавли», которая появилась на свет в 1969 году и исполненная певцом Марком Бернесом.

История песни началась в Японии, где Расул Гамзатов узнал историю девочки из Хиросимы, пережившей атомную бомбардировку. Она верила, что, сделав тысячу белых журавликов из бумаги, победит смертельную болезнь. Жизненные силы покидали ее, она не успела сложить заветное количество журавлей. Эта трагическая история в сознании поэта переплелась с судьбой двух его братьев. Только глубокие личные переживания смогли обернуться таким поэтическим образом: «солдаты, не пришедшие с полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей.» Героям войны поэт подарил бессмертие.

[Стихотворение Гамзатова]ЖУРАВЛИ
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Это стихотворение потрясло и Марка Бернеса, артиста, пережившего годы войны, снимавшегося в военных кинофильмах. Он сократил стихотворение, что пошло ему на пользу, и попросил Яна Френкеля написать музыку, что тот сделал незамедлительно. Бернес торопился записать новую песню, понимая, что дни его жизни были на исходе. Как итог — песня полюбилась всей стране, стихотворение попало в рейтинг ста лучших стихотворений. Песня стала самой популярной. Ежегодно в День Победы она звучит как реквием по погибшим во всех войнах.

[Песня Марка Бернеса]Песня Марка Бернеса

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый —

Быть может это место для меня.

Настанет день и журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле.

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.


Метафора о погибших солдатах, души которых превратились в журавлей, была подхвачена многими скульптурами по всей стране. И через несколько лет в местах боёв 1941—1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли.

Как минимум было сооружено 24 монумента: в Дагестане (9 памятников), Северной Осетии, Кисловодске, Крыме, Красноярске, Московской, Ленинградской, Самарской (два памятника), Челябинской областях, в украинской Луганске, белорусском Полоцке, узбекском Чирчике, Хиросиме и даже Лос-Анджелесе! И, конечно, в Саратове.

                               Фотографии памятников в разных городах

22 октября в России отмечают Праздник Белых Журавлей, учрежденный Расулом Гамзатовым как праздник поэзии и как память о павших на полях сражений во всех войнах.

Литература:
1. Кто подрезал крылья «Журавлям»
2. Волгостальмонтаж
3. ФГУП»ГУССТ №5 при Спецстрое России»
4. Национальная библиотека Дагестана им. Гамзатова
5. Большая Саратовская Энциклопедия
6. Информационно-справочный портал
7. www.oldsaratov.ru

Фотографии взяты на сайте www.oldsaratov.ru и в блоге denisanikin

Главное творение  таланта Юрия Ивановича Менякина в монументальном искусстве – мемориальный комплекс  «Журавли»  в парке Победы на Соколовой горе города Саратова.

Замысел и архитектурное  решение Мемориала  навеяны  песней «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Впоследствии при личной встрече  Ю.И. Менякина с Р.Г. Гамзатовым  в Москве поэт сказал, что ему памятник понравился,  и именно таким он представлял  материальное воплощение своего стихотворения.

Работа над практическим осуществлением замысла началась в апреле 1980г.  – на основании  Постановления № 118 от 2 апреля 1980г. органов  власти г.Саратова,  которое  гласило:

 «Создать в парке «Победа» декоративно-скульптурную композицию, посвящённую   

   саратовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

  Автором композиции утвердить архитектора Менякина Ю.И.»

Из  воспоминаний  Ольги Александровны Менякиной

Когда проектировался памятник Журавли, ставший теперь символом города Саратова, наша квартира превратилась в скульптурную мастерскую. Сначала Юрий Иванович отливал их из олова, постепенно увеличивая размеры, экспериментировал с пропорциями.

Рассматривалось несколько точек установки Мемориала на Соколовой горе. Проводились геологические  исследования грунта,  при наличии оползневых зон определялись степень безопасности сооружения и  зависимости его сохранности от климатических  природных условий, подбор строительных материалов и так далее. После окончательного утверждения места установки Мемориала начались строительные работы. Для удобства посетителей Мемориала рассчитывались углы подъема и наклона склонов холма, ширина и высота парапета и ступеней лестницы. Для  отдыха после восхождения  на смотровую площадку и  к основанию пилонов  вдоль растекающихся от подножия холма пешеходных дорожек  под кроной лиственных деревьев установлены лавочки …

Идея автора проекта Ю.И. Менякина  — использование скромных выразительных средств и материалов, соответствующих времени войны. Каждый элемент Мемориала и его оформление был глубоко символичен и продуман до мельчайших деталей.

Основной темой Мемориала были светлая память и светлая печаль, выраженные в обрамлении Мемориала белым камнем, светлым камнем  лестницы и стоящей на входе Центральной Плитой  цвета серой солдатской шинели.

Фонтан Памяти (фонтан Слёз) — был облицован  недорогим, но редкой красоты строительным материалом – смальтой.

Ю.И. Менякин лично ездил в Подмосковье на Лисичанский  завод –  изготовитель смальты,  выбирал оттенок  цвета, договаривался об изготовлении и поставках смальты  нужных размеров, соответствующих проекту фонтана.

Смальта – окрашенное цветное  непрозрачное стекло в виде пластин различного размера и  толщины. Благодаря смальте стекающая  сплошным тонким слоем по всей вертикальной поверхности фонтана вода казалась прозрачной и переливалась нежными цветами радуги.   В холодное время года, когда фонтан не работал, смальта  создавала впечатление стекающей воды — символ Вечной Скорби. В водной глади фонтана отражалась вершина мемориала — журавлиный клин  (это запечатлено на фотографиях  до 1998г.)

Вдоль главной аллеи с двух сторон стоял ряд высоких стройных серебристых тополей.

Они олицетворяли строй воинов,  ушедших на битву с врагом.

Те из них, кто не вернулся с войны – застыли в вечном полёте серебристого журавлиного клина. Те, кто вернулся – в почётном карауле хранят память о них  скорбным шелестом серебристых листьев.

Мемориальный комплекс «Журавли»   открыт через два года после начала строительства  — 9 Мая 1982 года – в день 37-й годовщины Победы советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

  Шли годы. Под влиянием внешней среды облицовка элементов Мемориала разрушалась и требовала ремонта. До 1998 года  восстановительные ремонтные работы не меняли первоначального облика Мемориала.

В 1999- 2000гг. и  последующие годы  проведены несколько реконструкций Мемориала – с дополнением новых элементов.

9 Мая  1999 года у входа в Мемориал перед Центральной Плитой зажжён Вечный Огонь.

Создана Аллея Героев: установлены мемориальные плиты саратовцам — кавалерам Ордена Славы трёх степеней и  Героям Советского Союза.   Установлены фонари освещения.

Произведена замена обрамления входа, Центральной Плиты  и облицовки фонтана, при этом изменена их форма. Теперь они выполнены и облицованы из материалов тёмных красно-коричневых тонов —  единообразно  с  оформлением Аллеи Героев.

Кроме того, несколько изменён текст  Посвящения на Центральной Плите.

Стройные серебристые тополя заменили на мохнатые тёмные ели.

В настоящее время — спустя 30 лет со дня открытия мемориала «Журавли» — в результате реконструкций мемориальный комплекс утратил вид единого архитектурного ансамбля.  Он зрительно разделён на две части:  строгая официально-протокольная   и  возвышенная символично-поэтичная,    ДО  и  ПОСЛЕ  начала лестницы к Журавлям.

Элементы Мемориала до ступеней Лестницы выглядят официозно и  помпезно, стандартно и мрачновато. Их форма и облицовка плитами красно-коричневых тонов обыденны и привычны. Аналогичный вид имеют многие мемориалы, памятники и фонтаны всех городов.

Плитами такого цвета облицованы фасады и ступени крыльца магазинов и офисов г.Саратова, владельцы которых хвастливо стремятся показать свою успешность в бизнесе.

Что не соответствует замыслу и символике  первоначального проекта Мемориала.

Нетронуто светлой осталась лишь возвышающаяся на рукотворном холме часть оригинального, символичного и неповторимо поэтичного архитектурного ансамбля.

Это окаймлённые светлым парапетом лестница и окружность смотровой площадки, пилоны с серебристым журавлиным клином и золотой пятиконечной звездой в центре – как  нежная акварель на фоне саратовского неба и мерцающей вдали водной глади Волги.

Указанные реконструкции и изменение облика Мемориала в 1999-2000гг.  произведены без обсуждения и согласования с автором проекта Ю.И. Менякиным. Он тяжело переживал неуважительное отношение к своему творению.    И это сократило его жизнь.

Но  «Журавли»  вечно будут с Автором  и   в  доме,  где  он  жил  почти  40 лет.

Во всю высоту памятника на месте захоронения и мемориальной доски на фасаде дома № 5 улицы Набережная Космонавтов города Саратова высечено  изображение фрагмента  мемориала  «Журавли» —

три пилона с пятиконечной звездой в центре  и  журавлиный клин.

(Автор памятника и мемориальной доски – архитектор Дорофеев Владимир Алексеевич,

 друг и соратник Ю.И. Менякина в создании  архитектурных ансамблей г.Саратова)

Зависли скорбно в небе  журавли,

Пришла пора с создателем проститься…

Сошёл Солдат с поверхности Земли,

Чтоб навсегда с ней воедино слиться.

О, сколько раз она его спасла,

Собою матерински закрывая!..

Как на бумаге – арки, купола,

Застыла Волга, словно неживая.

Не остудить тепла Его руки,

Хотя зима развесила седины.

Останутся Его Ученики,

И будут жить бессмертные картины.

/Алексей Резниченко. Посвящается Ю.И. Менякину /

Проект мемориального комплекса  с памятником Журавли в 1984г. отмечен Дипломом 1 степени Союза Архитекторов РСФСР по итогам Всероссийского смотра-конкурса 1983г.  Подготовленный пакет документов для соискания Государственной премии создателям мемориала «Журавли» в Москву не направлен – во исполнение постановлений правительства тех лет, выразившихся в лозунге  «Экономика должна быть экономной».

Однако ценнее всех наград, высоких постов и званий Ю.И. Менякина  —   благодарность саратовцев за созданный им памятник Журавли.

В увековечение памяти архитектора Юрия Ивановича Менякина его именем названы:

— улица в посёлке «Юбилейный»  — новом микрорайоне  города Саратова,   расположенном

недалеко от мемориала  «Журавли»;

— аудитория  в  Саратовском государственном техническом университете.

На Соколовой горе у входа мемориального комплекса установлена плита с краткой информацией об Авторе Мемориала.

Имя  Ю.И. Менякина занесено в Книгу Памяти Саратовской области «Они сражались за Родину»,  упоминается в советских и российских энциклопедиях.

С годами мемориал памятник Журавли приобретает более широкое значение.

Теперь он символизирует память о каждом, кто в далёкие грозные годы Великой Отечественной войны приближал  Победу над врагами Отчизны.

Прототип известной песни о бессмертии  тех, кто отстоял свободу и независимость  нашего Отечества для мирной и счастливой жизни грядущих поколений.  Он так же светел и пронзителен, и тревожит сердца людей памятью о не вернувшихся с войны,      о безвременно ушедших после возвращения с фронта и  о  тех, чьи жизни укоротили тяготы и лишения военных лет…

Мемориальный комплекс «Журавли» —  один из главных символов города Саратова.

Его изображение помещено в энциклопедиях «Великая Отечественная война 1941-1945гг.» и «Города России», на разворотах переплёта каждого тома Книги Памяти Саратовской области, на почтовых конвертах, открытках, буклетах и сувенирах.

Мемориал «Журавли» воспет саратовцами в стихах и песнях.  Ю.И. Менякину особо нравилась  песня «Над горою Соколовой журавли»     (музыка Ольги Резниченко, слова Владимира Зиновьева).

Памятник «Журавли» в Парке Победы знают, наверное, многие гости Саратова. И это не удивительно — памятник является одной из визитных карточек города, лицом города и культовым местом для саратовцев. И большинство людей приходят на смотровую площадку монумента, с которой открывается обзор практически всего города, чтобы сфотографировать мост через Волгу, отдельные здания или панорамную фотографию города. Либо самим сфотографироваться на фоне города и хвастаться потом перед друзьями.
И многие даже не задумываются: когда построили памятник, кто построил и для чего. А ведь история монумента богатая. Где-то красивая, где-то печальная, как и подобает колоритному сооружению.

Вот так выглядит монумент сегодня

А началась его история ровно 40 лет назад — в 1975 году. Ведь «Журавли» — это неотъемлемая часть Парка Победы. А именно 40 лет назад началась история Парка Победы. Именно в далеком 1975 году, когда страна готовился отметить 30-летие победы в Великой Отечественной войне, саратовские ветераны войны и труда выступили с инициативой заложить на Соколовой горе парк Победы. Почему на Соколовой горе? Да здесь уже существовало 80 гектаров земли, засаженной деревьями в 1956-1960 годах. И для новой рекреационной зоны на исполкоме горсовета было решено использовать как раз эти посадки.


      Набор открыток Саратов, издательство 1986 года

И вот 19 апреля 1975 года была осуществлена закладка парка Победы. Самоотверженно трудились в этот день саратовцы с различных предприятий, студенты, школьники, курсанты военных училищ.
Вскоре начались работы и по сооружению памятника землякам-саратовцам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Решено было построить мемориальный комплекс безвозмездно, на общественных началах. Поэтому саратовский глава А.И. Шибаев объявил конкурс на памятник.

Итоги конкурса были подведены в 1976 году. Из претендентов был выбран проект Ю.И.Менякина — главного архитектора того времени, заслуженного архитектора РСФСР, лауреата Государственной премии, члена-корреспондента Академии архитектуры и строительства, впоследствии Почетного гражданина г.Саратова. И участника Великой Отечественной.


    Архитектор Ю.И. Менякин на Журавлях. Фото 1981-1982 года

Выбор места установки монумента производился автором проекта лично, для чего на месте предварительной закладки памятника была установлена телескопическая вышка. Объезжая городские районы, Ю.И. Менякин определял возможность его обозрения из различных точек города. Окончательное местоположение памятника было определено и закреплено в натуре старейшим работником, ветераном Спецстроя России, Почётным строителем России главным маркшейдером ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России» Иваном Георгиевичем Сурковым и геодезистом городского управления архитектуры Саратова Владимиром Сергеевичем Гришиным.


                                             Строительство «Журавлей». Ориентировочно 1981 год

Затем Управлением специализированных работ (подразделение ФГУП «ГУССТ № 5 при Спецстрое России») были выполнены земляные работы по благоустройству, произведена забивка свай под площадку, лестницы, межлестничные площадки и под фундамент памятника.


            Бригада ефрейтора Кравчука Н.А., начальник участка Климович Н.М. (строители стеллы)

В это время архитектор работал над образом будущего памятника.
Из воспоминаний Ольги Менякиной, жены архитектора.
«Фигурки легендарных журавлей Юрий Иванович моделировал дома. Начал с маленького деревянного журавлика. Потом, поскольку муж был заядлым рыбаком, выливал фигурки журавлей по той же технологии, что и блесны для рыбалки. В конце концов вся квартира была в маленьких, больших, средних журавлях — наши маленькие дети играли с ними, как с игрушками. Поиск подходящих пропорций и разработка проекта заняли целых три года. Те самые журавли были сконструированы на авиационном заводе.»


                    Строительство

В разработке памятника активное участие принимали специалисты институтов «Саратовгражданпроект» и «Саратовпромпроект», Приволжского треста инженерно-строительных сооружений и изысканий. Конструкции стелы выполнил Энгельсский завод металлоконструкций. Журавлиный клин отливали на Саратовском авиационном заводе. Монтаж 40-метровой стелы с клином из 12-ти журавлей производился Саратовским управлением треста «Волгостальмонтаж».


                             Март 1981 — обрамление стеллы арматурой бригадой ввоенных строителей ефрейтора Кравчука Н.А

Конструктивное инженерное решение форм несущих клин журавлей уникально. Создавая эту конструкцию, надо было знать, какие напряжения и частотные колебания будут испытывать каждый узел, каждая деталь, какой металл следует использовать при изготовлении этих узлов и деталей. На ЭВМ было рассчитано 30 возможных вариантов конструкций. Был найден оптимальный вариант. Сегодня немногие знают, что клюв журавля, летящего во главе клина, без ущерба для всей конструкции под напором ветра колеблется по горизонтали до 1-го метра.

Первоначально основания колон, на которых «летят» журавли, сделали черными, из обычного и неприглядного металла. Тогдашний председатель горисполкома Мысников, взглянув на них, испугался! Уж очень мрачно они выглядели.
«Юрий Иванович, а давайка спили их, пока не поздно! Народ не поймет!» — предложил он Менякину. Но автор сумел объяснить партийному работнику, что металл потом облицуют камнем в светлых тонах — ведь бело-серый цвет, по задумке архитектора, означает цвет солдатской шинели.


              Строительство лестницы к мемориалу «Журавли»

Когда настала пора устанавливать выплавленных журавлей, рабочие, проводившие монтаж конструкций, решили преподнести Менякину приятный сюрприз и к его очередному визиту на объект установить журавлей. Приехавший Юрий Иванович был поражен увиденному — журавли были установлены летящими на восток. А по задумке автора стая журавлей, символизирующих души умерших, летит на запад, ведь именно там пали наши солдаты. Пришлось ошибку исправлять.


                                   Окончание строительства мемориала «Журавли»

Торжественное открытие монумента, получившего народное название «Журавли», состоялось 9 мая 1982 года. Пять маршей парадной лестницы ведут к трем устремленным в небо пилонам с клином журавлей, улетающих на Запад, куда советские солдаты гнали фашистов с родной земли. Высота пилонов — 40 метров. В центре композиции — Золотая Звезда и 12 журавлей.


                                                 Монумент Журавли в день открытия

У подножия памятника установлен «Фонтан слёз», в начале аллеи, ведущей к «Журавлям», горит вечный огонь и установлен памятный камень, на котором выбиты слова: «Более 300 тысяч саратовцев не вернулись с Отечественной войны. Далеко от родных берегов легли они в землю, свою и чужую. Вам, своим землякам, отцам и дедам нашим, товарищам, однополчанам, братьям и сёстрам, мы, живущие, памятник этот воздвигли».

Спустя годы памятник благодаря чиновникам все же утратил первоначальный вид. В 1999 году, по инициативе Аяцкова и Марона, «Журавлям» все-таки подрезали крылья: убрали мемориальную белоснежную плиту памятника погибшим, заменив её другой плитой из темно-красного гранита; спилили серебристые тополя, изменили фонтан.
А ведь первоначальный цвет плиты по замыслу архитектора олицетворял светлую память по погибшим воинам. И тополя тоже были частью архитектурного замысла.


                Открытка 1992 года. Фото К. Рошковского

Тогда перед памятником зажгли Вечный огонь. Затем в начале 2000-х годов вид памятника меняли еще дважды. Нынешний вид — это уже четвертый по счету.

Вот так монумент выглядел в 1980-1990 годах


                                                                      Вид сверху

А это сегодняшние дни


                                                                         Фото denisanikin

Не менее интересна и предыстория «Журавлей».
Чем руководствовался Менякин при выборе образа памятника? Какие мысли подтолкнули его на такой выбор?

С большОй долей вероятности можно утверждать, что на такой образ монумента Ю.И. Менякина подтолкнула песня поэта Расула Гамзатова «Журавли», которая появилась на свет в 1969 году и исполненная певцом Марком Бернесом.

История песни началась в Японии, где Расул Гамзатов узнал историю девочки из Хиросимы, пережившей атомную бомбардировку. Она верила, что, сделав тысячу белых журавликов из бумаги, победит смертельную болезнь. Жизненные силы покидали ее, она не успела сложить заветное количество журавлей. Эта трагическая история в сознании поэта переплелась с судьбой двух его братьев. Только глубокие личные переживания смогли обернуться таким поэтическим образом: «солдаты, не пришедшие с полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей.» Героям войны поэт подарил бессмертие.

ЖУРАВЛИ
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Это стихотворение потрясло и Марка Бернеса, артиста, пережившего годы войны, снимавшегося в военных кинофильмах. Он сократил стихотворение, что пошло ему на пользу, и попросил Яна Френкеля написать музыку, что тот сделал незамедлительно. Бернес торопился записать новую песню, понимая, что дни его жизни были на исходе. Как итог — песня полюбилась всей стране, стихотворение попало в рейтинг ста лучших стихотворений. Песня стала самой популярной. Ежегодно в День Победы она звучит как реквием по погибшим во всех войнах.

Песня Марка Бернеса

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый —

Быть может это место для меня.

Настанет день и журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле.

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Метафора о погибших солдатах, души которых превратились в журавлей, была подхвачена многими скульптурами по всей стране. И через несколько лет в местах боёв 1941—1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли.

Как минимум было сооружено 24 монумента: в Дагестане (9 памятников), Северной Осетии, Кисловодске, Крыме, Красноярске, Московской, Ленинградской, Самарской (два памятника), Челябинской областях, в украинской Луганске, белорусском Полоцке, узбекском Чирчике, Хиросиме и даже Лос-Анджелесе! И, конечно, в Саратове.

                               Фотографии памятников в разных городах

22 октября в России отмечают Праздник Белых Журавлей, учрежденный Расулом Гамзатовым как праздник поэзии и как память о павших на полях сражений во всех войнах.

Литература:
1. Кто подрезал крылья «Журавлям»
2. Волгостальмонтаж
3. ФГУП»ГУССТ №5 при Спецстрое России»
4. Национальная библиотека Дагестана им. Гамзатова
5. Большая Саратовская Энциклопедия
6. Информационно-справочный портал
7. www.oldsaratov.ru

Фотографии взяты на сайте www.oldsaratov.ru и в блоге denisanikin

Памятник «Журавли» (Саратов, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Приволжский округ
  • Туры на Новый год по всему миру

1/10

  • Памятник «Журавли»Памятник «Журавли»

Клин серебристых птиц летит над Волгой к закату. Таков саратовский памятник «Журавли», видный с большинства его улиц и даже из города Энгельс на противоположном берегу реки. Монумент возведен в память о 300 тыс. саратовцах, не вернувшихся домой с фронта. Объявленный горсоветом конкурс выиграл главный архитектор города Ю. И. Менякин, вдохновленный знаменитыми строками:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда–то,

А превратились в белых журавлей.

Расул Гамзатов

Что посмотреть

Три 40-метровых пилона высятся на Соколовой горе неподалеку от Волги. К вечному огню у их подножия по рукотворному кургану ведет широкая лестница, символизирующая тяжкий путь к Победе. На 5 ее площадках установлены гранитные плиты с выбитыми на них названиями самых значимых сражений каждого года войны.

Птицы изготовлены из нержавеющей стали на Саратовском авиационном заводе, их конструкцию выверяли в аэродинамической трубе. При сильном ветре носы журавлей отклоняются до одного метра в сторону.

Монумент окружен парком Победы, по аллеям которого расставлены танки, бронетранспортеры, артиллерийский катер и самолеты. Сюда традиционно приезжают молодожены чтобы почтить память павших. Со смотровой площадки открывается широкая панорама Саратова и заволжских просторов.

Практическая информация

Адрес: Саратов, парк Победы. Координаты GPS: 51.544275,46.049599.

Как добраться: автобусом № 2д до ост. «ул. 1-я Садовая», далее пешком.

А вот это лишнее

Обзорная по Казани, Кремль, Болгар, Свияжск, Раифа, Йошкар-Ола, Елабуга, другие эксклюзивные маршруты и м/классы.

Аккредитация, большой опыт работы с группами, отличные отзывы, на английском и русском. Комфортабельный транспорт, размещение, национальная кухня

Саратовская область

  • Куда отправиться: осмотрев не лишенный очарования Саратов с его живописным лесопарком «Кумысная поляна» и этнографической деревней на Соколовой горе, стоит направить свои стопы в «саратовский Куршевель» Хвалынск, к бывшим столицам автономии поволжских немцев — Макрс и Энгельс (некогда Екатериненштадт и Покровск), а также на Кудеярову гору, где летом часто ищут разбойничье золотишко… Ах да, забыли про Волгу и девственную природу Саратовского края: меловые скалы, сосновые леса, овраги и пещеры.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Скоро на «Тонкостях»: Почему в аэропортах России все так дорого, а в заграничных аэропортах — нет?

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Мемориальный комплекс «Журавли», расположенный в Парке Победы на Соколовой горе в Саратове, посвящён советским солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. История памятника началась в 1977-м, когда в городе был объявлен конкурс на лучший проект мемориала воинам, родившимся в Саратове и отдавшим свои жизни в борьбе с фашистскими захватчиками. Выиграл его архитектор Ю.И. Менякин, который и был утверждён на роль главного проектировщика. Прообразом к композиции, по его словам, выступила песня «Журавли», исполненная на стихи Расула Гамзатова. Именно её и воплотил в жизнь Менякин. Создание мемориального комплекса началось в 1980 году, а закончилось 2 года спустя, когда состоялось его торжественное открытие в присутствии целого ряда известных представителей власти.

Архитектурный ансамбль мемориального комплекса «Журавли» состоит из множества элементов, включая Входную площадь, Мемориальный камень, Аллею Славы, Фонтан Памяти, Парадную военную лестницу, Обзорную площадку, а также массивные пилоны с размещёнными в их центральной части пятиконечными звёздами и клином 12 серебристых журавлей, олицетворяющих героев песни Гамзатова и летящих в западном направлении. Птицы сделаны из нержавеющего металла, представляя собой крупномасштабную конструкцию из сложной системы металлических рам, длинных консолей и крепежей, образующих замкнутый треугольник. От Аллеи Славы до начала парадной лестницы тянется дорога вымощенная брусчаткой. Ей же отделана смотровая площадка у пилонов, откуда открываются впечатляющие виды.

Долгое время мемориальный комплекс «Журавли» сохранял свой первоначальный облик, однако начиная с 1999 года, последовали дополнения в виде новых элементов. Так, к 9 мая 99-го перед Мемориальным камнем, на котором изменили текст Посвящения, был торжественно зажжён Вечный Огонь, а Аллея Славы пополнилась мемориальными плитами с высеченными на них именами героев Советского Союза. Изменились некоторые детали в оформлении Фонтана Памяти и лестницы ведущей к центральному монументу с журавлями. В результате всех этих изменений, мемориальный комплекс несколько утратил единство архитектурного ансамбля, но при этом существенно обновился.

В наши дни, мемориал «Журавли» очень почитаем среди жителей и гостей Саратова, а в праздничные дни 9 мая здесь регулярно собираются ветераны и жители города, несущие цветы для возложения. Не обходится тут и без массовых мероприятий, на которые съезжаются музыкальные коллективы, исполняя песни на военную тематику. Мемориал, несомненно, относится к главным достопримечательностям Саратова и, как правило, непременно входит в экскурсионную программу по городу.

Мемориальный комплекс «Журавли», Саратов Мемориальный комплекс «Журавли», Саратов

Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе Саратова — памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Он по праву считается одним из символов Саратова. Воздвигнутый на Соколовой горе на высоте 160 метров над уровнем моря, имеющий рукотворный холм высотой 100 метров и установленные на нём сорокаметровые пилоны, позволяют видеть силуэт «Журавлей» из многих точек Саратова и Энгельса, и с 20-километрового расстояния вниз и вверх по Волге.

История

В 1977 году в Саратове объявили конкурс на лучший проект памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Победил проект архитектора Юрия Менякина.
Замысел и архитектурное решение Мемориала навеяны песней «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.

«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…»

Впоследствии при личной встрече Менякина с Гамзатовым в Москве поэт сказал, что именно таким он представлял материальное воплощение своего стихотворения. Основная тема Мемориала — светлая память и светлая печаль.
Строительство Мемориала началось весной 1980 года и закончилось в апреле 1982 г.
Из воспоминаний Ольги Менякиной: «Когда проектировались „Журавли“, наша квартира превратилась в скульптурную мастерскую. Сначала Юрий Иванович отливал фигурки журавлей из олова, постепенно увеличивая размеры, экспериментировал с пропорциями.
Рассматривалось несколько точек установки Мемориала на Соколовой горе. Проводились геологические исследования грунта, при наличии оползневых зон определялись степень безопасности сооружения и зависимости его сохранности от климатических природных условий, подбор строительных материалов. После окончательного утверждения места установки начались строительные работы. Для удобства посетителей Мемориала рассчитывались углы подъёма и наклонов склона холма, ширина и высота парапета и ступеней лестницы. Для отдыха после восхождения на смотровую площадку и к основанию пилонов вдоль растекающихся от подножия холма пешеходных дорожек под кроной деревьев установлены лавочки…»

Возвышенный природный рельеф местности — Соколовая гора — при сооружении Мемориала использован архитектором для его максимального обозрения жителями города. Для возвеличивания монумента на Соколовой горе был сооружён рукотворный Холм — как составная часть Мемориала. Холм в виде усечённого конуса состоят из забитых железобетонных свай и земли, уплотнённой виброплощадками. Холм покрыт газонной травой и кустарником.
Для внешнего оформления Мемориала, кроме смальты и брусчатки, были использованы материалы местного производства. При строительстве и изготовлении элементов применены новейшие и уникальные по тем временам технологии. Все элементы Мемориала от его начала — Мемориального камня — и до вершины Холма расположены по одной восходящей линии.

Элементы мемориала
Архитектурный ансамбль мемориала «Журавли» состоит из многих элементов: Входная площадь, Мемориальный камень (Центральная плита с Посвящением); Аллея Славы; Фонтан памяти; Рукотворный холм, Парадная военная лестница, Обзорная площадка, Пилоны с закрепленными в центре пятиконечными золотыми звездами и клином 12 серебристых журавлей, летящих на Запад. А также — корпус филиала краеведческого музея (ныне — Музей Боевой славы). Каждый элемент и детали оформления Мемориала, в том числе озеленение и флористика, были продуманы до мелочей и глубоко символичны.
Памятник представляет собой три железобетонных пилона высотой 40 метров со стилизованным изображением двенадцати журавлей, символизирующих души погибших солдат. Интересно то, что одновременно можно видеть только одиннадцать птиц.

Журавли клин летят на Запад, где шли бои с врагом. Птицы выполнены из нержавеющего металла. Журавлиный клин — это огромная конструкция; система металлических рам, связанных в замкнутый треугольник; длинные консоли и крепёжные детали. В то время на ЭВМ было рассчитано не менее 30 вариантов конструкций журавлиного клина, чтобы он выдержал напряжение и все колебания воздушных потоков. Клюв журавля под напором ветра может колебаться по горизонтали в радиусе до одного метра.

Пятиконечные Золотые Звёзды (в диаметре — три метра; покрыты сусальным золотом). На Мемориале их было три: две — в центре пилонов (с юга и севера); одна — в центре фонтана, под водной гладью (звезда в фонтане меньшего размера, анодирована с имитацией золота). Пятиконечные золотые звёзды с двугранными полированными лучами соответствуют форме медали «Золотая Звезда» — государственная награда лицам, удостоенным высшей степени отличия СССР — звания Героя Советского Союза.

Аллея Славы от Мемориального камня и до начала Лестницы вымощена камнем-брусчаткой. Брусчаткой вымощена и смотровая площадка у основания Пилонов. Брусчатка — это символ. На брусчатке Красной площади Москвы 7 ноября 1941 года военным парадом в честь 47-й годовщины Великого Октября начался трудный долгий путь к Победе, закончившийся на брусчатке улиц Берлина 9 мая 1945 г. Крупная массивная округло-выпуклая брусчатка непривычна и неудобна посетителям Мемориала, но она реально создаёт ощущение нелёгкого пути к Победе. Камень-брусчатку завозили с улиц Астраханская и Рабочая, где ещё до 1917 года его укладывала бельгийская фирма. Потребность в брусчатке для Мемориала — основная причина демонтажа каменного покрытия и асфальтирования этих улиц в 1980—1982 гг.

Сам подъём к памятнику осуществляется через пять маршей лестницы, на каждом из них можно увидеть год и названия городов в обороне и (или) освобождении которых принимали участие саратовцы:
• 1941 год, города: Брест, Смоленск, Одесса, Ельня, Волоколамск, Елец, Тихвин, Калинин, Калуга.
• 1942 год, города: Можайск, Москва, Юхнов, Харьков, Ставрополь, Ростов, Новороссийск, Сталинград.
• 1943 год, города: Воронеж, Ленинград, Ржев, Курск, Белгород, Киев, Днепропетровск, Брянск.
• 1944 год, города: Рига, Петрозаводск, Минск, Вильнюс, Кишинев, София, Бухарест, Новгород, Таллин.
• 1945 год, города: Берлин, Кенигсберг, Варшава, Прага, Дрезден, Братислава, Белград, Будапешт, Вена, Порт-Артур, Пхеньян.
Изменения внешнего вида и элементов мемориала «Журавли»

Автор мемориального комплекса и памятника Журавли Юрий Иванович Менякин
Мемориальный комплекс развивается и дополняется новыми элементами, что вполне естественно — при условии бережного отношения к первоначально созданным символам и облику Мемориала «Журавли». До 1999 года восстановительные ремонтные работы не меняли его первоначального облика.

Начиная с 1999 года произведены изменения — с дополнением новых элементов. 9 Мая 1999 г. перед Мемориальным камнем зажжён Вечный Огонь. На Аллее Славы установлены мемориальные плиты с высеченными на них именами саратовцев — кавалеров Ордена Славы и Героям Советского Союза, Героям России, а также — бюсты дважды Героям Советского Союза. 1999—2014 гг. изменяли трижды Мемориальный камень и его постамент — каждый раз меняя цвет, форму и конструкцию.

Изменён Текст Посвящения и его расположение на Мемориальном камне. На тыльной стороне текст полностью исключён; на лицевой стороне исключены даты и некоторые слова, изменён порядок слов.
Изменено техническое устройство и детали оформления фонтана — на месте Золотой Звезды над водной гладью возвышается чёрная каменная плита, в перспективе закрывающая первые ступени Лестницы. Произведена замена обрамления входа и облицовки фонтана. Они, как и Мемориальный камень с постаментом, облицованы дорогостоящими материалами тёмных красно-коричневых тонов — единообразно с оформлением мемориальных плит с именами Героев.

Заменены плафоны фонарей на столбах освещения: ныне матово-белые, вытянутой формы. Серебристые тополя заменили тёмные ели. В результате этих изменений мемориальный комплекс утратил вид единого архитектурного ансамбля.
Изменения облика Мемориала произведены с отступлениями от проекта Автора, а произведённые при его жизни — без обсуждения и согласования с автором проекта.

Ныне нетронуто светлой осталась лишь возвышающаяся на рукотворном холме часть оригинального, символического и неповторимо поэтичного архитектурного ансамбля. Это окаймлённые светлым парапетом лестница и окружность смотровой площадки, пилоны с серебристым клином летящих журавлей и золотой звездой в центре — как нежная акварель на фоне саратовского неба и мерцающей вдали водной глади Волги.

  • Рассказ о памятнике екатерины 2 в городе краснодаре
  • Рассказ о плоде вишни костянка 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о племени майя
  • Рассказ о племени 5 класс
  • Рассказ о племена мохэ