На чтение 7 мин. Опубликовано 20.05.2020
Рассказ о патриотах России для 4 класса по окружающему миру будет выглядеть некорректно без точного определения этого социального термина. В истории государства Российского патриотами называли людей, не просто любящих свой народ и Отечество, а готовых жертвовать всем, в том числе и собственной жизнью во имя Родины, ее интересов, благополучия, а нередко и свободы.
Содержание
- Российский патриотизм в лицах
- Политики и военачальники
- Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин
- Петр Первый
- Александр Васильевич Суворов
- Георгий Константинович Жуков
- Ученые и общественные деятели
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Дмитрий Иванович Менделеев
- Юрий Алексеевич Гагарин
- Меценаты и деятели искусств
- Патриоты-современники
Российский патриотизм в лицах
Российская Федерация, принявшая эстафету от легендарной страны, называвшейся Советским Союзом и Российской империей — это великое государство. Обширнейшая территория и грандиозные размеры национальных богатств выводят ее на лидирующие позиции в мире, несмотря на недовольство многих недоброжелателей.
Однако главным богатством России на протяжении всего ее многовекового существования являлись люди.
Список граждан государства Российского, оставивших яркий след в ее истории, настолько велик, что его составление заняло бы не только колоссальное количество времени, но и большое количество бумаги.
Россия взрастила бесконечное множество гениальных ученых, талантливых политиков и полководцев, выдающихся композиторов, художников и спортсменов. Свои достижения и открытия они как истинные патриоты посвящали Отечеству, прославляя его и превращая в мировую супердержаву.
Политики и военачальники
В годы военных лихолетий и иных смутных времен нередко складывались ситуации, в которых судьба России зависела от политической воли и военного таланта отдельных личностей. Среди тех, кто оказал огромное влияние на ход не только российской, но и мировой истории, можно выделить фамилии нескольких людей-патриотов:
- Кузьма Минин;
- Дмитрий Пожарский;
- Александр Васильевич Суворов;
- Георгий Константинович Жуков;
- Петр I.
Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин
В период польской интервенции начала XVII века, названный историками «смутным временем», создалась ситуация, при которой уровень народного недовольства царившими бесчинствами стал критичным. Монахами монастыря Святой Троицы был брошен призыв к объединению всего русского народа во имя спасения Родины. Первым отреагировало на призыв население Нижнего Новгорода, подарившее Отчизне руководителей народного ополчения, возглавивших народное сопротивление польским захватчикам.
Русский купец Минин не только призвал людей к вооруженной борьбе, но и пожертвовал на ее организацию личное имущество и сбережения. Народное ополчение возглавил нижегородский воевода князь Пожарский, славившийся отвагой и мужеством.
Петр Первый
Царь и впоследствии первый император России Петр Первый — российский самодержец, прозванный Великим. За 43 года правления реформировал армию и с нуля создал боеспособный флот. Петр значительно расширил границы империи, основал в устье Невы будущую российскую столицу Петербург, возродил и развил торговлю с европейскими государствами.
Петр I основал Российскую академию наук и открыл множество учебных заведений. Самую объективную оценку заслугам царя-реформатора дал Вольтер, сказавший, что в течение полувека Россия добилась того, чего у других государств не получалось достичь за 500 лет.
Александр Васильевич Суворов
Генералиссимус, основоположник теории русского военного искусства. Кавалер многих иностранных и всех существовавших в его время российских орденов. О величии его патриотического вклада в историю государства Российского говорит тот факт, что под предводительством А. Суворова русская армия провела более 60 баталий. И несмотря на то, что в каждом из них противник имел численное превосходство, военный гений Суворова неизменно праздновал победу.
Георгий Константинович Жуков
Советский полководец, маршал, участник пяти войн: Первой Мировой, Гражданской, Финской, Великой Отечественной и Японской. Неоценимость вклада Георгия Жукова в победу советского народа над немецким фашизмом выражена в прозвище, данном любимому военачальнику народом — «маршал Победы».
Заслуги Жукова в освобождении страны высоко оценены Родиной, он единственный в мире четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», шести высших государственных наград — орденов Ленина и множества других советских и иностранных знаков отличия.
Ученые и общественные деятели
Выдающиеся люди, возвеличивающие славу России, трудились не только на поприще управления государством или ведения военных действий. Величайшие русские ученые, внесшие колоссальный вклад в развитие российской, а значит, и мировой науки были настоящими патриотами своего Отечества:
- Михаил Васильевич Ломоносов;
- Дмитрий Иванович Менделеев;
- Юрий Алексеевич Гагарин.
Михаил Васильевич Ломоносов
Для выходца из семьи бедного крестьянина главной мечтой являлось получение достойного образования. Высокий природный интеллект Ломоносова и стремление к знаниям заставили 19-летнего юношу пуститься в пешее путешествие в столицу. Именно эти качества помогли молодому ученому получить в 34 года академическую степень.
М. В. Ломоносов был ученым-универсалом. Он обладал глубокими познаниями во многих научных отраслях: физике, химии, астрономии, географии, геологии, истории, генеалогии. Кроме того, Ломоносов был одаренным писателем, прекрасным художником и талантливым поэтом. Именно он стоял у истоков создания Московского университета, позже названного в его честь.
Дмитрий Иванович Менделеев
Всемирно известный химик, в 23 года защитивший степень магистра химии. Именно в этом возрасте он начал преподавать в Санкт-Петербургском Императорском университете, а уже в 33 стал профессором.
Д. И. Менделеев — автор величайшего открытия, прославившего Россию и ее ученого-патриота в области химии. Он открыл Периодический закон и систематизировал химические элементы в зависимости от их свойств и атомного веса, создав Периодическую таблицу. И это не единственная заслуга Менделеева. Его перу принадлежит множество фундаментальных трудов в области химии. По его инициативе в Северной столице была создана Палата мер и весов. Научный авторитет Менделеева был практически непререкаем и служил во славу государства Российского.
Юрий Алексеевич Гагарин
Первый человек на планете, полетевший в космос. 108 минут, проведенные космонавтом на орбите, сделали Гагарина героем, которому рукоплескал весь мир. Правительства более чем 30 стран приглашали первого советского космонавта с официальными визитами. Ю. А. Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден высшими наградами многих государств мира. Первый советский космонавт по праву считается одним из выдающихся людей прошлого века, прославившим свою великую Родину. Примечательно, что 12 апреля, день полета Ю. Гагарина в космос, объявлен международным Днем космонавтики, его отмечает весь мир.
Меценаты и деятели искусств
Россию и ее народ также прославляли многие великие русские поэты и писатели. В творчестве большинства из них тема патриотизма была ключевой. Творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, А. Чехова, Л. Толстого и других русских мастеров художественного слова невозможно представить без описания жизни России, характеров ее героического народа, патриотических сцен и призывов к возвеличиванию своей Отчизны.
Патриотом своей великой Родины был и известный коллекционер предметов искусства, коммерсант Павел Третьяков. Он не только собрал потрясающую коллекцию произведений русских живописцев, но и сумел сохранить ее для потомков. Неслучайно его имя носит известная во всем мире московская галерея.
Патриоты-современники
Патриотически настроенных людей в современной России не меньше, чем в былые времена, и многие из них горячо и преданно любят свою Родину и ее народ. Они не являются учеными, военнослужащими или представителями иных героических профессий, но их вклад в формирование престижа Российской Федерации на мировой арене огромен и бесценен.
Ярким примером такого человека-патриота был известный пародист и сатирик Михаил Задорнов. Каждое выступление этого неравнодушного к проблемам России артиста пропитано любовью и уважением к Отечеству и русским людям. В шутливой форме Задорнов возвеличивал природную смекалку, сообразительность и талант, присущие славянам.
Сатирик прекрасно знал историю своей Родины и никогда не упускал возможности ознакомить своих почитателей с тем или иным фактом из ее богатейшей истории. Он не только организовал сбор средств, но и принял самое деятельное участие в съемках исторического фильма «Рюрик. Потерянная быль».
Еще одним знаменитым современником и патриотом России был гениальный конструктор-оружейник, Герой Советского Союза Михаил Калашников. О его безграничном патриотизме говорит его фраза, ставшая для него девизом в работе: «Я изобрел свой автомат не для того, чтобы убивать людей, а для защиты своего Отечества».
Очевидно, что патриотизм в России зиждется на трех основополагающих принципах:
- чувстве безусловной любви к Отечеству;
- уважении народа, населяющего просторы родной страны;
- гордости за принадлежность к России.
Патриоты страны испытывают великую гордость за ее достижения, историческое и культурное наследие. Они стараются сберечь национальный характер и его особенности, твердо отстаивают интересы своего государства. Неизвестные и знаменитые патриоты России объединены чувственным переживанием собственной принадлежности к языку и традициям своей страны. У них существует эмоциональная связь со всем, что обозначается словом «Родина».
Герои нашей страны, их личные качества, подвиги, а также память о них, сохраненная в истории, — это вехи, по которым познается история нашей страны, ее культура. В теме Патриоты России (Окружающий мир, 4 класс) рассказывается об этих выдающихся людях, являющих своей жизнью и делами пример любви к Родине.
Оглавление:
- Исторический период
- Имена патриотов
- Сообщение о герое
Герои нашей страны, их личные качества, подвиги, а также память о них, сохраненная в истории, — это вехи, по которым познается история нашей страны, ее культура. В теме Патриоты России (Окружающий мир, 4 класс) рассказывается об этих выдающихся людях, являющих своей жизнью и делами пример любви к Родине.
Исторический период
Раздел «Патриоты России» в курсе Окружающего мира охватывает отрезок времени с того момента, когда пресеклась династия Рюриковичей до призвания на царство Романовых. Часто это время называют «смутным». При составлении сообщения о патриоте России нужно отметить особенности этого периода, так как они отразились на характере подвига героев. Общей чертой их подвига была защита Отечества, российской государственности.
Причина того, что именно такой подвиг совершали герои нашего Отечества в то время, заключалась в характере опасности, угрожавшей России. Под удар была поставлена государственная власть, из-за чего могла разрушиться вся система управления.
Основные угрозы, нависшие над нашей страной в тот период:
- Угроза потери самостоятельности в управлении страной, подчинения политике государств, враждебно настроенных к нашей стране.
- Угроза того, что интересы нашего народа не будут защищены.
- Угроза разграбления богатств страны другими государствами.
- Угроза разрушения многовековой культуры нашего народа.
Поэтому в рассказах о патриотах того времени их называют спасителями русского государства, народными героями, защитниками русской культуры.
Угрозы исходили как извне, так и из внутренних источников. Внутри страны после пресечения династии Рюриковичей и смерти Бориса Годунова началось разногласие среди бояр. Некоторые из них, стремясь к собственной выгоде, хотели возвести на престол правителей-самозванцев. Внешнюю опасность представляло вторжение иностранных войск, руководимых самозванцами и правителями соседних стран.
Внутренний разлад в сочетании с иностранным вторжением создали очень трудную ситуацию. Совместными усилиями патриотов страны Россия преодолела эти трудности, сохранив свою независимость.
Имена патриотов
В курсе Окружающего мира названы главные представители патриотического движения Смутного времени. Они руководили этим движением каждый на своем месте. Но главными личностями состав патриотического движения не исчерпывается.
Были также герои среди бояр, духовенства, в народном ополчении.
- Патриарх Гермоген, возглавлявший в те годы Русскую Церковь. Он первым начал рассылать грамоты по всей Руси, призывая не верить самозванцам и защитить Родину. Он мужественно сопротивлялся предателям-боярам. За его патриотизм бояре арестовали патриарха и уморили его голодом.
- Кузьма Минин, по прозванию Сухорукий, староста нижегородских торговых людей. Под его руководством стали собираться средства на народное ополчение. По его призыву со всех концов Руси стали собираться люди, чтобы изгнать иностранных оккупантов и своих изменников из страны.
- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, приглашенный Кузьмой Мининым, возглавить собравшееся войско. Живший до этого в отставке князь Дмитрий Михайлович сумел правильно организовать поход и довести его до победы.
- Митрополит Филарет, отец будущего первого царя из фамилии Романовых Михаила Федоровича. Отправленный с посольством к наступавшим на Москву полякам митрополит Филарет отстаивал интересы русского государства. Он был взят в плен, а после освобождения стал патриархом Русской Церкви.
- Прокопий Ляпунов, воевода народного ополчения. Он собрал ополчение из Рязани, Калуги, южнорусских городов и присоединил его к нижегородскому ополчению.
Среди всех слоев общества были патриоты России. Имена многих известны, но не всех.
Готовя проект на эту тему, можно рассказать не только о знаменитых патриотах России, но и о защитниках подмосковного Троице-Сергиева монастыря. За время 16-месячной осады в монастыре из двух тысяч человек защитников в живых осталось только двести. Из них по именам известны немногие.
Сообщение о герое
При подготовке работы (реферата, доклада) про героя необходимо определить слово «патриот». Можно связать определение с личностью героя и указать, что это не только человек, который любит Родину, но и защищает ее, как тот герой, о котором пойдет речь. При желании дать полное, глубокое определение, можно сказать о том, что означает понятие «Родина».
В начальной части работы нужно описать те сложности, с которыми столкнулась наша страна и которые побудили героя действовать на благо Отечества. Лучше указать те опасности, с которыми сталкивался герой по роду своей деятельности или по положению в обществе. Можно предположить, к чему бы привело развитие ситуации, если бы не нашлось патриотов, и если бы они бездействовали.
Средняя часть работы должна содержать описание самого подвига героя. Начиная с того времени, когда герой стал принимать участие в развитии событий, нужно рассказать обо всех известных подробностях истории в том порядке, в котором они происходили.
Заключительная часть может быть посвящена роли героя или того круга людей, в котором он действовал, в преодолении опасностей, угрожавших нашей стране. Нужно указать, каких результатов добился герой (или его окружение вместе с ним). Можно указать, как изменилась ситуация в стране, когда совместными усилиями патриотов были отведены все угрозы.
При подготовке сообщения в виде презентации важно помнить, что на слайдах не должно быть большого количества текста. Лучше выводить на экран мини-подзаголовки, соответствующие той части рассказа, которая в этот момент зачитывается.
Изображения необходимо подписать, при этом, если нет готовой подписи к картинке, ее надо составить самостоятельно.
Патриоты России
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 2055.
Обновлено 3 Октября, 2021
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 2055.
Обновлено 3 Октября, 2021
Начало XVII века вошло в историю как период лихолетья, смутное время, когда русский народ познал немало бед. Борьба за царский престол, голод, упадок сельского хозяйства, предательство бояр – все это делало жизнь в стране очень трудной. Нужно было срочно предпринимать серьезные меры, и они были сделаны настоящими патриотами России.
Опыт работы преподавателем — более 48 лет.
Смутное время
После смерти Ивана Грозного российский престол опустел. У царя было несколько наследников, однако у них были весьма трагические судьбы. Первенец Ивана Грозного умер в младенчестве, другой сын был убит самим родным отцом в порыве ярости. Оставался сын Федор, который наследовал царский престол, но он отличался слабым здоровьем и прожил совсем недолго.
Незадолго до смерти Ивана Грозного родился еще один сын, которого назвали Дмитрием. Однако мальчик скончался в детстве при невыясненных обстоятельствах.
Российское государство стремительно погружалось в пучину глубокого экономического и социального кризиса. Этому способствовали следующие факторы:
- бесконечная борьба за царский престол;
- неурожайные годы (1601–1603 гг.);
- высокие цены на продукты;
- ухудшение жизни крепостных крестьян.
На российский престол взошел Борис Годунов, однако его правление было подорвано известием о том, что в Польше нашелся царевич Дмитрий, родной сын Ивана Грозного и прямой наследник российского трона. Многие простые люди поверили в эти небылицы, а те, кто был недоволен царствованием Бориса Годунова, решили поддержать самозванца. Так в русской истории появилась новая фигура – Лжедмитрий.
Поляки решили воспользоваться ослаблением российского государства и при помощи изменников-бояр пришли к власти в Москве. Россия оказалась под угрозой потери независимости и остро нуждалась в самых радикальных мерах.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Большие перемены
Русский народ уже не мог терпеть все бесчинства, которые царили на Руси. Монахи Троицкого монастыря стали рассылать по крупным городам грамоты, в которых призывали всех русских людей объединиться для спасения Отчизны.
Первым на призыв отреагировал Нижний Новгород. Он подарил России двух героев, которым удалось круто изменить историю своей родины:
- Кузьма Минин – русский купец, который открыто призвал народ к ополчению. Он первым показал достойный пример – отдал на великое дело все свои сбережения и часть имущества.
Ополчение – это народное войско, которое создается на добровольных началах в поддержку действующей армии. Послушав страстный призыв Минина к освобождению земли русской от врагов, в ряды ополченцев стал собираться народ.
- Князь Дмитрий Пожарский – верховный воевода ополченцев, известный своим мужеством и отвагой.
В марте 1612 года новгородцы начали свое продвижение к Москве. По дороге к ним присоединялись жители других городов, которые также хотели принять участие в битве за Отечество.
Уже на подходе к Москве ополченцы развязали бой с поляками. Оккупанты, не выдержав натиска, стали отступать. Запершись в Кремле, они оказались в осаде. Ополченцы следили за тем, чтобы к ним не подступали телеги с провизией. В Кремле начался голод, который спустя два месяца вынудил поляков сдаться.
После блестящего освобождения Москвы в 1613 году на российский престол взошел новый царь – Михаил Романов. Наступил конец династии Рюриковичей и начался отсчет великой династии Романовых, которым было суждено править Россией в течение трех столетий.
Что мы узнали?
При изучении темы «Патриоты России» по программе 4 класса окружающего мира мы выяснили, почему на Руси настали смутные времена. Мы узнали, что власть в Москве была захвачена поляками, а страна находилась в тяжелейшем состоянии. Вызволить Отчизну помогли два русских патриота: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. С их помощью Россия вернула независимость и обрела нового законного царя.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Мария Гарагуля
7/10
-
Мадина Темирханова
10/10
-
Игорь Чадыков
9/10
-
Матвей Лебедев
10/10
-
Алина Ни
10/10
-
Варвара Даниленкова
9/10
-
Мария Олмазова
7/10
-
Оксана Свистунова
8/10
-
Ирина Пищулина
10/10
-
Екатерина Пономарева
10/10
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 2055.
А какая ваша оценка?
Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятиями «патриот», « патриотизм», со значением «народное ополчение»; закрепить и углубить знания учащихся об истории России, дать представление о значении деятельности К. Минина, Д.Пожарского.
- Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.
- Воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство патриотизма, гордость за свою Родину; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.
Ход урока
Урок сопровождается слайдовой презентацией. Приложение.
Слайд №1.
1. Оргмомент:
— Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте мысленно пожелаем всем хорошего настроения.
Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость от общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроют ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок. И работать мы будем под девизом:- УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ. Слайд №2.
2. Актуализация знаний:
— Но вначале мы должны ответить на основополагающий вопрос, который направляет урок — проект:
— С чего начинается Родина?
Звучит песня «С чего начинается Родина?» Слайд №3.
- Какие чувства вы испытываете, слушая эту песню?
- Что такое Родина?
- C чего начинается Родина?
- Что значит любить Родину?
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
— Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях.
— Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?
— Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке.
3. Сообщение темы урока:
Тема сегодняшнего урока «Патриоты России». Слайд №4.
И сегодня на уроке мы будем изучать проблемные вопросы:
- Почему мы любим свою Родину?
- Что такое «патриотизм»?
- Кого можно назвать патриотом России?
- Могу ли я себя назвать патриотом?
- Может ли проявляться патриотизм в мирное время?
Для разрешения этих проблем мы организуем работу по парам.
Понятие Россия тесно связано с понятием патриотизм.
-Как вы понимаете смысл слова «патриот», « патриотизм»? Можете обсудить это в паре.
В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся толкование слова «патриот» — это человек одушевлённый патриотизмом, «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Слайд №5.
4. Работа по теме урока: Слайд №7.
Сегодня нам предстоит узнать:
- Какие опасности угрожали России в начале 17 века?
- Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?
- Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим фрагмент фильма «Смутное время». (Показ фрагментов фильма «Смутное время», видеокассета «Страницы истории»). Слайд №8.
- Какие вопросы возникли у вас после просмотра этого сюжета?
- Кто такой Лжедмитрий? Почему — «лже»?
Презентация. Слайд №9.
У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец. Другой сын Ивана — был убит собственным отцом в приступе ярости. Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Род московских правителей на нём прервался. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился ещё один сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Правителем стал Борис Годунов. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Вот кто такой Лжедмитрий.
— А что в это время происходило в стране?
Презентация.
Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом: Слайд №10.
— Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско — ополчение.
— Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете?
В словаре Ожегова даётся толкование – это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах. Слайд №11.
— А как же организовалось это народное ополчение? — И какую роль оно сыграло в освобождении Москвы от поляков?
Презентация. Слайд № 12.
В марте 1612 года ополчение двинулось к Москве. По дороге к ним присоединились люди из других городов. Уже на подходах к городу начались сражения с поляками. Вражеские войска не выдержали натиска ополчения и стали отступать. Но в Кремле, запершись в нём, осталась часть поляк. Ополченцы не попускали к ним подводы с едой. В Кремле начался голод. Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Выжившие в Кремле поляки были вынуждены сдаться. Москва была освобождена. Это время назвали «смутным».
— Почему это время называли «смутным»? Слайд № 13. В честь освобождения столицы князь Дмитрий Михайлович Пожарский на свои деньги построил на Красной площади Казанский собор. Слайд № 14. Название собор получил в честь иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона всё время была у ополченцев, с ней вошли в Москву. Слайд № 15.
Кончилось время перемены множества царей, прозванное людьми «смутным».
-А как сложилась дальнейшая судьба Минина и Пожарского?
Презентация. Слайд № 16.
Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком. В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля. На могильном камне сделана надпись:
Избавитель Москвы, отечества любитель;
Отчизны красоты, поляков страх и месть,
Российства похвала и вечна славы честь,
Се Минович Косма зде телом почивает.
Век, истинный кто Росс, да прах его лобзает.
Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен воеводой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре города Суздаля. В благодарность Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади был поставлен первый в истории города двухскульптурный памятник. Познакомимся с его созданием и автором.
Вопросы, на которые надо дать ответ после презентации. Слайд № 17.
- Когда воздвигли памятник?
- Из какого он материала?
- Как звали скульптора, создавшего памятник?
- Где сначала стоял памятник?
- Кто из двух мужчин Кузьма Минин?
- Что выбито на постаменте? Просмотр фрагмента фильма «Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади». Слайд № 18.
Презентация о создании и авторе памятника.
Работу над памятником поручили известному скульптору Ивану Петровичу Мартосу. Его был признан на конкурсе самым лучшим. Конкурс происходил через 200 лет после победы над поляками — в 1812 году. Начать работу скульптор не успел, так как началась война. Ушёл и в ополчение и сын Ивана Петровича — Алексей. Прошло 6 лет после окончания войны. Сын Мартоса не вернулся с войны. Погиб в плену у французов второй сын скульптора. Но убитый горем скульптор не оставил работы над памятником. Сначала памятник стоял перед торговыми рядами. Вскоре на Красной площади был открыт монумент, на гранитном постаменте которого бронзовыми буквами была начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». А под надписью, тоже из бронзы, выпуклый рисунок-барельеф. На барельефе пожилой мужчина отдаёт в ополчение двух своих сыновей.
— Вернёмся к вопросам, они перед вами. Работа по карточкам.
5. Обобщение:
— Можно ли К.Минина и Д. Пожарского назвать патриотами России?
— Почему?
6. Физминутка: Слайд № 19
— Ребята, кто это?
— Почему он вдруг у нас на уроке?
Он предупреждает, что долго работать за компьютерами нельзя. Нужен отдых.
Упражнения для глаз.
7. Систематизация знаний:
— Посмотрите следующий сюжет и ответьте на вопрос:
— Кто стал следующим царём России?
Показ фрагмента из фильма «Смутное время», в котором рассказывается о выборе царя из рода бояр Романовых. Слайд № 20.
Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили немалый патриотизм.
Рассмотрите карту на экране и странице 92-93. Слайд № 21. Прочитайте название народов, населявших Сибирь.
- Чем испокон веков занимались люди, населявшие эти территории? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь — матушка!» и подготовьте вопросы.
- Кто прокладывал дорогу в Сибирь? Слайд № 22.
- Почему казаки отправились в Сибирь?
- Кого называли землепроходцами?
Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России — мыс Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова — Хабаровск.
История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего 17 века они пробирались и заселяли дальние просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали.
— Сейчас мы познакомимся с людьми, которые открывали новые земли и осваивали их, проявляя немалый патриотизм.
Презентация учащихся. Мини-доклады. В.Д. Поярков, Слайд № 23,
Хабаров Слайд № 24, Дежнёв Слайд № 25
— Приведите примеры патриотизма в наше время.
Патриотизм в наше время. Слайд № 26.
Рассказ Панькова Андрея о своём папе, Герое России. Слайд № 27, №28
8. Итог урока: Слайд № 29.
- Кто такой патриот?
- О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке?
- Почему всех этих людей можно назвать патриотами?
- Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность.
Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал…..». Слайд № 30.
9. Рефлексия. Слайд № 31.
— Давайте вернёмся к девизу нашего урока — Успех дарит радость.
Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов — красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно им неинтересно, то ваш цветок – белый. Слайд № 32
10. Домашнее задание: Слайд № 33
1. Статья учебника с.87-89 пересказ, рабочая тетрадь № 2-6. Творческое задание (дети выбирают сами)
2. Сочинение-рассуждение (эссе): «Могу ли я себя назвать патриотом России?», «Какой Вам хотелось видеть свою Родину?
Возникает вопрос, что такое эссе? Прилагается памятка: «Как правильно писать эссе»
Приложение. Слайдовая презентация к уроку.
ПАТРИОТЫ РОССИИ
Урок окружающего мира
4 класс
УМК «Школа России»
Авторы А.А. Плешаков, Е. А.Крючкова
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 211
г.Новосибирска
Субботина С.И.
Организационный момент
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь !
С усердием трудитесь !
Соотнесите дату и событие
Дата |
Событие |
1237г. 1380г. 1147г. 1480г. |
Первое упоминание о Москве в летописи Вторжение на Русь ордынцев Конец зависимости Руси от Золотой Орды Куликовская битва |
Как можем назвать этих людей?
Александр Невский
Дмитрий донской
ПАТРИОТЫ РОССИИ
Проблемные вопросы:
- Что такое патриотизм?
- Кого можно назвать патриотом России?
- Кто такие Минин и Пожарский?
- За что им установлен памятник?
- Что они сделали для России?
- Можем ли их назвать патриотами?
ПАТРИОТЫ РОССИИ
В словаре русского языка С.И. Ожегова дается толкование слова:
«патриот» – это человек, одушевленный патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
«патриотизм» – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Сегодня нам предстоит узнать:
- Какие опасности угрожали России в начале 17 века?
- Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?
Царь Фёдор I Иванович
(1557-1598)
Сын Ивана Грозного. Правил в 1584-1598г.г.
В народном сознании он оставил о себе добрую память как боголюбивый
и милостивый государь.
Он был бездетен. После
его смерти Россия
осталась без наследника престола, без царя.
Составьте рассказ по опорным словам
- опустел престол
- беспорядки
- предательство бояр
- народные волнения
Патриарх Гермоген. (ок. 1530-1612г.г.)
С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
Поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью . Святитель твердо отвечал:
«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».
Кузьма Минин (конец XVIвека – 1616 год). Род его происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Сам Кузьма был нижегородским купцом. В Смутное время возглавил формирование народного ополчения.
ОПОЛЧЕНИЕ — в военном деле России имеет следующие значения:
1.Народное – стихийное формирование народа для защиты от врагов.
2.Государственное – резерв вооруженных сил, который созывается только на время войны из лиц, находящихся в запасе или освобожденных от службы, но годных к военному делу.
Выберите определение и запишите в тетрадь.
К.Минин обращается с воззванием к жителям Новгорода.
Сбор средств для народного ополчения.
При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему в село Юрино делегацию во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.
Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642г.г.) Князь, военный и политический деятель, глава Второго Народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
По приказу Патриарха Гермогена на помощь защитникам России из Казани была доставлена икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву.
В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «заступничеством Богоматери Суд Божий об Отечестве был милостив, и Россия будет спасена». 4 ноября (22 октября) 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.
В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым
ФИЗМИНУТКА
СТОП, УРОКИ!
СТОП, ДЕЛА!
ОТДЫХАТЬ ПРИШЛА ПОРА!
Гражданину Минину и князю Пожарскому
благодарная Россия
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве.
Открытие памятника Минину и Пожарскому
«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодар-ная Россия» — эти слова начертаны на постаменте памятника, стоящего на Красной площади в Москве.
Гробница К.Минина в Михайлово-Архангельском соборе(г.Нижний Новгород)
Гробница Д.Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре (г.Суздаль)
ПОЧЕМУ 4 ноября в нашей стране отмечается Российский государственный праздник — День народного единства
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе
В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные «всей земли». Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов. Избрание на царство Михаила Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.
Михаил Фёдорович Романов (июль 1613-
Проблемные вопросы:
- Что такое патриотизм?
- Кого можно назвать патриотом России?
- Кто такие Минин и Пожарский?
- За что им установлен памятник?
- Что они сделали для России?
- Можем ли их назвать патриотами?
Закончите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал ……
- Мне понравилось ……….
- Я особенно запомнил ………
Домашнее задание:
Перечитать текст на с.87-91
Рабочая тетрадь с.30 № 2 ; 4
Привести примеры патриотизма
в наше время.
Презентация на тему «Патриоты России» 4 класс
-
Скачать презентацию (3.51 Мб)
-
2647 загрузок -
3.7 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по предмету «Окружающий мир» на тему: «Патриоты России», посвященная Минину и Пожарскому, возглавившим народное восстание и освободившим нашу страну от иноземных захватчиков, решивших взять власть в свои руки.
Краткое содержание
- Царь Фёдор Иванович
- Беспорядки в стране
- «Лихолетье»
- Изгнание поляков
- Минин и Пожарский
- Подведём итоги
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
19
-
Автор
Панова О. В.
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Для проведения урока учителем
-
Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
В конце XVI века царём был Фёдор Иванович – тихий, добрый человек. У царя Фёдора не было детей. После его смерти престол опустел. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. Правители, менявшиеся на престоле, не могли наладить жизнь в государстве. После сведения с престола Василия Шуйского, править русской землёй стала боярская дума.
-
Слайд 3
К тому же на Русскую землю обрушилась другая беда – голод. В стране воцарился беспорядок, начались народные волнения.
-
Слайд 4
Начало XVII века русский народ назвал«лихолетьем».
Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон, а древний Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости.
-
Слайд 5
Русские люди стали сходиться миром и толковать, как бы всей землёй встать против поляков и Литвы и выгнать их вон. Как прослышали поляки, что русская земля подымается, стали буйствовать и делать народу всякие обиды: не пускали в церкви, отобрали всякое оружие, даже топоры у плотников. Москвичи всё терпели.
-
Слайд 6
Наконец во вторник на Страстной неделе поляки стали звать извозчиков на работу, тащить пушки на башню. Извозчики не пошли, поднялись спор, брань, крики. Немцы вместе с поляками бросились на безоружный народ и вырезали 7 тысяч человек в Китай-городе.
-
Слайд 7
А в другой городской части, в Белом городе, народ ус-пел кое-как вооружиться, ударили в набат, загородили улицы столбами, скамьями, брёвнами; стреляли в поля-ков, бросали в них из окон чем попало. К этому времени прибыл в Москву князь Пожарский, отбил врагов и втоптал их в Китай-город.
-
Слайд 8
Поляки увидели, что им с народом не совладать и задумали обуздать его огнём. Город выгорел дотла, осталось целым то место, где сидели поляки: Китай-город и Кремль. Поляки напали на Пожар-ского. Князь отбивался целый день, был изранен и отвезён в Троицкий монастырь. В Москве негде было жить, в лютый мороз народ выбрался в поле.
-
Слайд 9
Восстание началось с Нижнего Новгорода. В октябре 1611 пришла туда из Троицкого монастыря грамота, старшие люди собрались на совет. Пришёл на совет и земской староста Кузьма Минин. Он горячо любил свою землю и много бился за неё.
-
Слайд 10
На совете Минин сказал: «Святой Сергий явился мне во сне и велел разбудить уснувших; прочитать грамоту в соборе, а там пусть будет, что Богу угодно»
-
Слайд 11
На другой день зазвонили в большой соборный коло-кол, народ стал собираться у собора. Появился Кузьма Минин и сказал: «Коли и вправду хотим спасти Мос-ковское государство, то не будем жалеть ничего. Продадим дворы, заложим жён и детей наших и будем бить челом, кто бы вступился за веру и был нашим начальником».
-
Слайд 12
Минин сказал, что нет лучше воеводы, как князь Дмит-рий Пожарский. Народ послушался, снарядил архимандрита со многими лучшими людьми и послал их к Пожарскому. Князь проживал в то время в своём поместье и лечился от ран, которые получил в Москве.
-
Слайд 13
И отказа не было. Князь Пожарский с радостью взялся набирать рать и вести её под Москву. А в Нижний Новгород отовсю-ду шли люди. Для борьбы с врагом было создано народное ополчение(добровольцы, готовые постоять за родную землю).Чтобы его воору-жить потребовались немалые средства. Многие города присылали денег.
-
Слайд 14
Почти целый год собирали силы русские люди, и, наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва на улицах столицы произошла 24 августа. Была она упорной и кровопролитной.
-
Слайд 15
Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Вскоре вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков.
-
Слайд 16
«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» — эти слова начертаны на постаменте памятника, стоящего на Красной площади в Москве.
-
Слайд 17
Подведём итоги:
- Почему мы называем К.Минина и Д.Пожарского патриотами России?
- Что они сделали для защиты Отечества?
-
-
Слайд 19
Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4» г. Великого Новгорода
Персональный сайт:
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте