Рассказ о павел михайлович третьяков

Павел Михайлович Третьяков (Pavel Mikhaylovich Tretyakov; 15 декабря 1832 года — 4 декабря 1898 года) — выдающийся русский коллекционер и предприниматель XIX столетия, основатель всемирно известной Третьяковской галереи. Павел Третьяков на протяжении почти полувека коллекционировал произведения отечественного изобразительного искусства и на личные деньги построил здание галереи, названной его именем.

Павел Третьяков. Илья Репин. Картина «Портрет Павла Третьякова», 1883

Павел Третьяков завещал огромное собрание живописных работ вместе с музеем родному городу — Москве. Он сохранил для потомков множество уникальных шедевров отечественного искусства, в том числе более 1200 картин, около 500 рисунков и 60 икон, созданных русскими мастерами разных исторических эпох.

Павел Третьяков. Центральный вход в Третьяковскую галерею, 1874

Биография Павла Третьякова

Павел Михайлович Третьяков появился на свет 15 декабря (27 декабря по новому стилю) 1832 года в Москве. Он был старшим из двенадцати детей потомственного купца III гильдии, предки которого перебрались в первопрестольную из Малоярославца в 1774 году. Отец будущего мецената владел пятью торговыми лавками в Гостином дворе и двумя фабриками — бумагокрасильной и отделочной.

Павел Третьяков. Фотопортрет Павла Третьякова, 1871

Получив традиционное для купеческих детей той поры домашнее образование, Павел с юных лет помогал отцу в торговых делах. Но уже в 1848 году в семье Третьяковых случилась беда — от эпидемии скарлатины умерло четверо детей. Эти трагические события крайне негативно отразились на здоровье главы семейства, который скончался спустя два года.

Павел Третьяков. Фотопортреты Павла и Сергея Третьяковых, 1880-е годы

В неполных 18 лет Павлу Третьякову пришлось взять в свои руки управление семейным делом. Вместе с младшим братом Сергеем молодой человек с большим воодушевлением принялся развивать отцовский бизнес и добился впечатляющих успехов на этом поприще. Впоследствии он стал одним из крупнейших российских предпринимателей, чье состояние измерялось миллионами рублей, а количество наемных работников исчислялось десятками тысяч человек.

Павел Третьяков. Фотопортрет жены Павла Третьякова — Веры Николаевны, 1872

В 1852 году Павел Третьяков совершил поездку в Санкт-Петербург. Здесь он посетил знаменитый Эрмитаж, побывал в Академии художеств и получил возможность увидеть множество картин великих мастеров живописи. Вернувшись в Москву, молодой человек твердо решил собрать собственную коллекцию предметов русского изобразительного искусства и активно занялся реализацией благородной цели.

Павел Третьяков. Василий Худяков. Картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», 1853 из собрания Третьяковской галереи

Первыми документально подтвержденными приобретениями в коллекции Третьякова стали картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Но это было только начало. Зарабатывая огромные деньги, меценат ежегодно тратил на покупку произведений искусства от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. У многих авторов он приобретал работы десятками, старинные картины находил в лавках антиквариата, вел оживленную переписку с художниками.

Благодаря кропотливой работе мецената коллекция Третьяковской галереи сегодня включает произведения огромного количества русских художников, в том числе:

  • Алексея Саврасова;
  • Льва Лагорио;
  • Василия Перова;
  • Ивана Крамского;
  • Константина Флавицкого;
  • Карла Брюллова;
  • Ильи Репина;
  • Александра Иванова;
  • Виктора Васнецова;
  • Василия Сурикова;
  • Ивана Шишкина.

Павел Третьяков. Карл Брюллов. Картина «Всадница», 1832 из собрания Третьяковской галереи

По коммерческим делам Павел Третьяков ежегодно совершал поездки по странам Европы, где с завидной регулярностью посещал музеи и выставки, знакомился с творчеством лучших мировых художников. Но в душе он всегда оставался настоящим патриотом и коллекционировал исключительно работы русских мастеров.

Павел Третьяков. Фотография Семья Третьяковых, 1884

В 1865 году меценат женился на кузине Саввы Мамонтова — Вере Николаевне. В этом браке у него родились четыре дочери и два сына. К несчастью родителей, старший сын появился на свет умственно отсталым, а младший умер в девятилетнем возрасте от осложнений, вызванных эпидемией скарлатины.

Павел Третьяков. Фотопортрет дочери Павла Третьякова — Александры Боткиной, 1880-е гг.

Значительные средства Павел Третьяков на протяжении многих лет выделял на благотворительные цели. Он построил и финансировал работу медклиники для тяжелобольных, был попечителем училища для глухонемых детей и одним из спонсоров научного путешествия Миклухо-Маклая в Океанию. За заслуги перед Отечеством российский император хотел пожаловать Третьякову наследный дворянский титул, но меценат отказался от этой чести, выразив желание остаться потомственным купцом.

Павел Третьяков. Фотопортрет дочери Павла Третьякова — Веры Зилоти, 1887

В 1874 году предприниматель построил в Лаврушинском переулке Москвы здание Художественной галереи, которую спустя 7 лет открыли для публичных посещений. С того времени в ней размещается крупнейшее собрание работ русских художников XVIII-XIX веков в истории страны. В 1892 году, после смерти брата Сергея, Павел Третьяков передал в собственность родному городу здание галереи и все собранные произведения. В ознаменование заслуг великого предпринимателя власти столицы присвоили ему звание «Почетный житель Москвы».

Павел Третьяков. Василий Худяков. Фотография Павел Третьяков с внучками, 1893

До конца своих дней Павел Третьяков коллекционировал картины русских художников, занимался расширением музея и выделял средства на его содержание. Он стал членом Российской академии искусств и получил почетный чин коммерческого советника, продолжал развивать семейный бизнес и приносил пользу обществу. Но 4 декабря 1898 года, не дожив 11 дней до 66-летия, после продолжительной болезни Павел Третьяков отошел в вечность.

Павел Третьяков. Могила Павла Третьякова на Новодевичьем кладбище, 1948

Тело великого коллекционера было предано земле на Даниловском кладбище Москвы, в семейной усыпальнице. Но спустя 50 лет его прах перезахоронили на Новодевичьем мемориальном кладбище, где он сегодня и покоится с миром.

Павел Третьяков. Александр Кибальников. Памятник Павлу Третьякову перед входом в Третьяковскую галерею, 1980

Павел Третьяков по праву считается величайшим русским меценатом всех времен. Его имя навечно останется не только в названии знаменитой Третьяковской галереи, но и в памяти миллионов жителей Земли, влюбленных в изобразительное искусство.

Павел Третьяков — биография


Павел Третьяков – известный российский предприниматель, коллекционер, меценат. Основал Третьяковскую галерею, в 1896 году получил звание почетного гражданина Москвы.

Павел Третьяков всегда точно знал, чего он хочет добиться в жизни. Поставив себе цель, он уверенной поступью шел к ней, не отклоняясь с выбранного пути ни на один градус. Этот мудрый, дальновидный и основательный человек составил подробное завещание, распорядившись своим имуществом после смерти. Вроде бы ничего удивительного, что Павел подробно описал, куда вложить его средства, дал четкие указания по поводу выбора места, внешнего вида и внутреннего убранства галереи. Невероятно то, что Третьяков составил это завещание в 28 лет. Он был рядовым любителем искусства, но за годы жизни стал величайшим знатоком живописи, который с первого взгляда отличал суррогат от истинно художественных произведений.

Детство и юность

Родился Павел Третьяков 15(27) декабря 1832 года в Замоскворечье, одном из старинных районов Москвы. Дед будущего мецената по линии матери занимался экспортом сала в Англию. Отец мальчика имел в собственности бумагопрядильные фабрики, торговал полотняными изделиями. Он не был коренным москвичом, его предки перебрались в Москву из Малоярославца в 1774 году. В семье кроме старшего Павла родилось еще десять детей, но выжить удалось только пятерым, остальных унесла эпидемия скарлатины. Школу они не посещали, находились на домашнем обучении. На каждом уроке присутствовал глава семейства, он контролировал все, что происходило в его доме, буквально каждый шаг своих домочадцев.

Павел Михайлович Третьяков

Павел Третьяков

Павла и его меньшего брата Сергея рано начали приучать к семейному делу. Павел трудился в лавке, делал закупки, привлекал покупателей. В пятнадцатилетнем возрасте парень отвечал за ведение бухгалтерских книг, а к двадцати годам полноценно руководил предприятием.

Карьера

В 1850 году умер отец, и Павел принял руководство семейным бизнесом на себя. Вместе с братом они не только сумели сохранить начатое отцом дело, но и развиваться в других направлениях. В собственности у Михаила Третьякова было всего пять лавок, а его наследники превратились в настоящих промышленников. Они торговали хлебом, дровами и полотнами в местных лавках, а в 1866 году Павел Третьяков стал во главе Ново-Костромской льняной мануфактуры.

Третьяковы приложили максимум усилий, и фабрика быстро увеличивала производственные мощности. Производство даже не пострадало от экономического кризиса, случившегося в 1880 году. Спустя немного времени фабрика оказалась на первом месте по объему выпускаемой продукции среди аналогичных производств в России. У братьев Третьяковых появился еще один магазин, в районе Ильинки. Там покупатели могли приобрести как отечественную продукцию, так и изделия из-за границы. Третьяковы торговали шерстью, бархатом, батистом, льном, скатертями, платками, одеялами.

Павел Михайлович Третьяков

Купец Павел Третьяков

Благосостояние братьев росло с каждым годом. Они уже купили два доходных дома в Москве и Костроме, земельные участки в Костромской губернии. Прибыль делилась поровну между Павлом и Сергеем, но у них не доходило до того, чтобы учитывать каждую копейку и препираться за нее. Наоборот, все нажитое делилось разумно, с учетом личных потребностей, интересов и семейных нужд каждого из них.

Третьяковым всегда везло, но их ни в коем случае нельзя назвать баловнями судьбы. Все, чего добились братья, давалось кропотливым трудом, энергичностью и  работоспособностью каждого из них. Они вкладывали душу в любимое дело, и получали неплохие дивиденды от этого вложения. Из братьев получились надежные партнеры, никто из них ни разу не подвел другого, не «перетянул одеяло» на свою сторону, их связывала крепкая дружба и настоящая родственная любовь, которую они смогли пронести на протяжении всей своей жизни.

Спустя много лет историк Павел Бурышкин скажет, что история знает мало примеров, когда биографии двух братьев переплетались бы столь тесно и неразрывно, как в случае с Павлом и Сергеем Третьяковыми.

Имели братья Третьяковы и одну общую страсть – к искусству. На любом концерте или театральной постановке они появлялись всегда вдвоем. Может быть, и Третьяковская галерея должна была называться немного по другому – галерея имени братьев Третьяковых.

Могут быть знакомы

Коллекция и меценатство

Все московские купцы считали своим долгом заниматься благотворительностью. Не исключением стали и братья Третьяковы, которые понимали, что это дело обязательное и почетное для каждого богатого человека. Они жертвовали деньги на школы и приюты, отдавали часть заработанного на нужды общества. Братья руководствовались христианскими принципами, считали, что принося жертву, они выражали благодарность Богу за успех производства, к тому же придерживались мнения, что лишние деньги могут оказывать на человека «растлевающее влияние».

В основном богатые люди предпочитали составить так называемый «отказ по завещанию». Это означало, что на большие пожертвования меценат готов только после своей смерти, а при жизни все вкладывалось в оборот производства. Павел Третьяков стал первым, кто нарушил эту традицию, он вкладывал деньги при первой же возможности, как только получал большую прибыль или заключал удачную сделку. С каждым годом Третьяков наращивал суммы, отдаваемые на благотворительность.

В первую очередь он начал опекаться учебным заведением, где проходили обучение глухонемые дети. Павел не отказывал никому, причем делал это тихо, без лишнего ажиотажа и шумихи вокруг своего имени. К нему шли соседи, друзья, представители местных церквушек, и никто из них не знал отказа. В 1876 году Третьяков стал одним из финансистов экспедиции в Южные моря Николая Миклухо-Маклая, спустя несколько лет приличная сумма была  пожертвована на возведение православного храма в японском городе Токио.

Павел Михайлович Третьяков

Коллекция Павла Третьякова 1892г.

С детства у Павла было увлечение, он собирал небольшие гравюры, миниатюры, литографии. Скупал их при первой же возможности в маленьких лавках и на рынках. Тогда никто даже не мог представить, что это только начало, что Павел соберет грандиозную коллекцию, причем исключительно за счет собственных средств. Спустя некоторое время у него появилась новая цель – собрать в единую коллекцию как можно больше полотен отечественных художников, и передать ее общественности.

Интересно то, что в самом начале Третьяков предпочитал полотна соотечественников. Им руководили не только патриотические чувства, коллекционер просто мало что понимал в настоящем искусстве, и ему казалось, что с русскими художниками ему будет проще работать. Но через некоторое время он стал отлично разбираться в живописи, и считался признанным знатоком искусства.

Третьяков посещал многочисленные выставки на родине и за рубежом. Делал художникам специальные заказы на написание портретов и пейзажей. Для него писали свои полотна Перов, Крамской, Репин, Серов. Третьяков скупал полотна целыми сериями и готовыми коллекциями.

В 1869 году коллекционер принялся собирать портреты выдающихся современников. Так в его коллекции появился портрет Александра Грибоедова кисти Ивана Крамского. Картину художник писал по акварельному рисунку Петра Каратыгина. Далее Третьяков купил портрет композитора Михаила Глинки, автором которого был Илья Репин, написавший его исключительно по описанию, которое дала сестра музыканта. Вдова Нестора Кукольникова продала портрет мужа, написанный Карлом Брюлловым, а художник Федор Мюллер продал Павлу портрет Николая Гоголя, написанный им еще при жизни писателя. А вот живые гении доставляли хлопот живописцам, наотрез отказывались позировать. Труднее всего оказалось договориться со Львом Толстым. Крамской все же его уговорил, но при условии, что портрета будет два, и один из них (на выбор Толстого), останется ему. По итогу, у писателя осталась более слабая картина, он решил, что самое лучшее должно находиться в галерее.

Павел Михайлович Третьяков

Павел Третьяков проводит выставку

В 1874-м коллекционер построил для галереи отдельное здание, а спустя четырнадцать лет сделал бесплатным вход на экспозицию. В 1892-м Третьяков подписал документы, согласно которым помещение и все его содержимое принадлежит городу. В завещании он отдельной строкой отметил, что в последующие годы коллекция должна будет пополняться за счет процентов от его капитала. Павел не прекратил покупать новые полотна для своей галереи, он занимался этим делом до самой смерти, причем за собственные деньги.

Спустя годы Лев Анисимов выпустит биографию Павла Третьякова, в которой опишет, как происходила передача галереи в дар городу. Император Александр III, прибыв домой к промышленнику в Лаврушинский переулок, попросил Третьякова продать ему полотно «Боярыня Морозова» работы Василия Сурикова. Павел Третьяков отказал императору, он сказал, что не в силах это сделать, так как с этого дня законный владелец всего собрания – город Москва. Александр отступил от Третьякова на один шаг и отвесил низкий поклон меценату.

Третьяков был по характеру бескорыстным человеком, и при передаче в дар городу своей коллекции руководствовался именно бескорыстными мотивами. Прибыль галерея не приносила, а слушать хвалебные отзывы о себе он терпеть не мог, не выносил славословия в свою честь и смущался, как мальчишка. Ходили слухи, что после восторженной статьи критика Стасова о Третьякове, он так раздосадовался, что чуть не заболел. Когда меценат подарил свою коллекцию городу, он уехал на некоторое время из Москвы, чтобы не слышать, как все рассыпаются в благодарностях.

Павел Третьяков слыл щедрым, но далеко не расточительным человеком. Несмотря на любовь к искусству, он подолгу торговался за каждое произведение искусства, пытался сбавить цену, но это была не жадность, а скорее, экономический расчет. Ведь чем дешевле он купит одну картину, тем больше денег останется на приобретение еще какого-нибудь шедевра, и в итоге, коллекция вместо одного экспоната получит сразу два.

Художники считали за честь пополнить коллекцию Третьякова своими работами. И хоть называли его прижимистым, но картины свои отдавали с радостью. Художник Константин Флавицкий никак не хотел уступать дешевле свою «Княжну Тараканову», но Павел Михайлович умел ждать. После того, как художник умер, картину Третьякову продали родные покойного за четыре тысячи рублей, хотя сам живописец хотел за нее пять.

Василий Перов уступил Третьякову свою знаменитую «Тройку» за пятьдесят рублей серебром. А вот незаконченную картину Перова под названием «Никита Пустосвят. Спор о вере» меценат купил у родных художника после его смерти. Отдал за нее семь тысяч рублей, не пожалел, ведь таким образом помог семье друга и приобрел очередной шедевр в свою коллекцию.

Павел Михайлович Третьяков

Павел Третьяков читает газету

Где он включал режим жесткой экономии, так это на себе и своих родных. Третьяков имел привычку записывать все расходы, даже сумму, отданную как милостыню. Эти записи сохранились до наших дней, и по ним можно судить, как много расходовал Павел на благотворительность.

Личная жизнь

Третьяков был настолько занят развитием собственного дела и коллекционированием картин, что у него не оставалось времени на устройство личной жизни. К тому же, Павел был абсолютно равнодушен к любовным страстям. Из-за этого друзья дали ему прозвище Архимандрит. Павел женился в возрасте Христа, в 33 года. Его избранницей стала Вера Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова.

Павел Михайлович Третьяков

Павел Третьяков с женой Верой Мамонтовой

Невеста не отличалась привлекательной внешностью, но была умна, образована, любила искусство. Однако она интересовалась не живописью, а музыкой. В те времена многие браки заключались по расчету, брак Третьякова и Мамонтовой основывался на любви. Супруги прожили вместе много лет в любви и согласии, они не разлучались никогда. Вместе посещали концерты, вели хозяйство. Если кто-то из них уезжал, то супруги обменивались нежными письмами, подтверждением искренности чувств.

Жена подарила меценату шестерых детей. В 1866 году родилась их первая дочь Вера, спустя год дочь Александра, в 1870-м дочь Любовь, в 1871-м сын Михаил, в 1875-м дочь Мария, и в 1878-м любимец семьи сын Иван. Ваня умер в 1887-м, в возрасте 9 лет, Третьяков едва пережил эту утрату. Михаил от рождения был слабоумным.

В 1892 году не стало любимого брата Павла Третьякова – Сергея. Он тоже коллекционировал картины, но не так страстно, как Павел. Братья заранее договорились о том, чтобы объединить их коллекции в одну и передать городу. Сергей ушел из жизни внезапно, и это стало большой потерей для старшего Третьякова. Он считал, что Сергей был намного лучше его в плане человечности.

Смерть

В последние годы жизни Павлу Третьякову присвоили титул советника коммерции, он вошел в Совет торговли и мануфактур, стал также членом Совета Петербургской академии искусств. Радость от этих событий омрачалась ухудшением состояния здоровья, у него диагностировали язву желудка, которая доставляла коллекционеру много страданий. Из-за этой болезни он и умер.

Третьяков заранее побеспокоился о своем состоянии, составил завещание, на основе которого огромные суммы получал интернат для детей, Московская консерватория, богадельни, дом, в котором бесплатно жили вдовы известных художников. Кроме этого, Павел Михайлович распорядился выплачивать стипендии и пенсии рабочим своих фабрик. Не забыл он и о своих родных и близких, каждый слуга в доме получил определенную сумму.

Павел Михайлович Третьяков

Могила Павла Третьякова

Умер Павел Третьяков 4 декабря 1898 года. В своем последнем обращении к детям он пожелал им здоровья и наказал беречь галерею. Жена пережила мужа всего на три месяца, ее похоронили рядом с любимым Павлом. Местом упокоения Павла Третьякова стало Даниловское кладбище, рядом с могилой брата Сергея. В 1948 году братья Третьяковы были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Память

Память об этом выдающемся человеке живет в названии улиц российских городов, на острове Новая земля его именем назвали ледник. Памятник известному меценату установили прямо возле здания галереи.

Павел Михайлович Третьяков

Памятник Павлу Третьякову

Анна Федорец издала книгу под названием «Павел Третьяков». Многогранность образа известного мецената автор сумела раскрыть с помощью многочисленных документов, сохранившихся до нашего времени.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Российский предприниматель. Меценат. Почетный гражданин Москвы. Основатель Третьяковской галереи. Коллекционер произведений изобразительного искусства. Член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительный член Петербургской Академии художеств.


Павел Третьяков родился 27 декабря 1832 года в городе Москва. Мальчик вырос в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых трудились несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках в Старом Гостином дворе перешли к серьезному бизнесу.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства. Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году. Ими стали работы «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи.

Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории, «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого.

При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово — промышленные дела, управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах. Существенную часть своей жизни Павел Михайлович посвящал благотворительной деятельности. Меценат помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества.

В 1870-е годы в собрании Третьякова появились картины «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге. Приобретаемые картины Павел Третьяков размещал в своем московском доме в Лаврушинском переулке, однако постепенно места для них становилось все меньше и меньше

Павел Третьяков в 1874 году построил на собственные средства здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 году залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Василия Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом.

Меценату удалось собрать целую галерею этюдов Александра Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений мастера. В 1885 приобрел у Василия Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова представлены художники Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов.

В августе 1892 года Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Официальное открытие музея состоялось 15 августа 1893 года под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Передав галерею родному городу, Третьяков по прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. В 1893 году Третьяков выбран в действительные члены Академии художеств. Предприниматель носил титул советника коммерции, являлся членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Начиная с 1893 года ежегодно издавал каталоги собрания галереи.

Великий коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков умер 16 декабря 1898 года. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и братом Сергеем. Позднее прах братьев Третьяковых перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Летом 1918 года вышел декрет о национализации галереи, и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.


Память о Павле Третьякове

В Москве установлен памятник перед зданием Третьяковской галереи.
Улица Третьякова в городе Липецк.
Ледник Третьякова на острове Новая земля в проливе Маточкин Шар.
В СССР и России были выпущены почтовые марки и цельные вещи, посвященные Третьякову.

Семья Павла Третьякова

Жена — Вера Николаевна Мамонтова.

Жена родила ему шестерых детей: сыновей Ивана и Михаила, дочерей Александру, Марию, Любовь и Веру. К сожалению, до взрослого возраста дожили только девочки.

13.11.2020

Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы тому же обществу.

Павел Михайлович Третьяков

Всем известно, кто является «отцом» Третьяковки. Павел Михайлович Третьяков. Предприниматель, меценат, основатель музея с самой крупной в мире коллекцией русской живописи, графики и скульптуры. Однако сам Третьяков создателем галереи себя не считал. И этот факт — один из многих, что помогают нам понять, каким же был этот человек.

«Деньги, которые я трачу на картины, не мои, — говорил Павел Михайлович. — Это деньги рабочих фабрики Третьяковых. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их. И наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу в виде полезных учреждений». 

Четкая, почти чеканная (как монета для покупки новой картины) формулировка. В современном мире Третьякова скорее назвали бы продюсером. Целеустремленным, деловым, довольно строгим. При этом он был очень трогательным хозяином своего детища. 

Художник Михаил Нестеров вспоминал: «Иногда в галерее появлялся высокий, сухощавый человек. Он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его „комочком“, бережно стирал замеченную на картине пыль… Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков».

01_Легенда русской культуры Павел Третьяков
«Портрет Павла Михайловича Третьякова», Иван Николаевич Крамской, 1876 год

«Молчаливый, скромный, как бы одинокий»

Визиты в галерею Третьяков совершал тихо, не привлекая внимания к своей персоне. Он вообще был человеком молчаливым (в семье его называли «неулыба»), скромным, абсолютно не пафосным. Жил спокойно и размеренно. Избегал шумных балов и приемов, не признавал излишеств, по меркам людей его достатка вел чуть ли не спартанский образ жизни. Вставал ровно в шесть (Третьяков был человеком привычки). Пил кофе. Каждое утро, прежде чем отправиться в контору, заходил в галерею — хотя бы полчаса побыть среди картин. Ровно в двенадцать завтракал. Ровно в шесть ужинал. Единственная «роскошь», которую он себе позволял, — обязательная ежедневная сигара. Всю жизнь носил как будто один и тот же двубортный сюртук с белым галстуком-бантом (делая исключения для фрака по особо торжественным случаям), одно и то же двубортное пальто и фетровую шляпу. Даже домашние не представляли, сколько таких пальто и шляп за свою жизнь Третьяков заказал портным.

 
Современница Павла Третьякова купчиха Екатерина Дмитриева писала: «Как-то мой муж ехал на извозчике по Мясницкой. Впереди он обратил внимание на кого-то, едущего на плохой лошадке в стареньких санках с порыжелой полостью. Вид кучера какой-то неказистый, а седока совсем не было видно за большим поднятым воротником шубы. Однако все встречные на хороших рысаках с блестящей сбруей, с толстыми нарядными кучерами, только увидев скромную фигуру, усиленно кланяются. Мужа это заинтересовало, кто же это заслуживающий такого почета? Он попросил извозчика обогнать впереди едущего и, когда обогнали, оглянулся и с восхищением увидел Павла Михайловича. Обеими руками шапку снял и как можно низко поклонился Павлу Михайловичу — великому создателю Третьяковской галереи. При его на редкость поразительной скромности тут был виден громадный почет, уважение всей Москвы».

02_Легенда русской культуры Павел Третьяков
Семья Павла Третьякова, 1884 год © tretyakovgallery.ru

Деловая хватка и любовь к искусству

Третьяков настолько не любил внимания к себе и старательно пытался его избежать, что даже на открытии галереи не присутствовал. Он уехал с семьей из Москвы на несколько месяцев, пока не уляжется шум. В воспоминаниях современников упоминается факт, что Александр III хотел пожаловать Третьякову дворянство. Павел Михайлович отказался: «Я купцом родился, купцом и умру», — сказал коллекционер пришедшему от императора человеку.

Дед Павла Третьякова по материнской линии экспортировал в Англию сало. Отец, Михаил Захарович, был крупным торговцем текстилем. Это был человек строгих патриархальных взглядов. Из одиннадцати его детей после скарлатины в живых остались четверо, и им уделялось очень много внимания. Все дети получили домашнее образование под присмотром отца. Михаил Третьяков присутствовал на каждом уроке и контролировал едва ли не каждый шаг домочадцев. На Павле была особая ответственность, он был старшим сыном. Вместе с братом Сергеем он рано начал помогать отцу. Уже в 15 лет молчаливый и вдумчивый подросток вел бухгалтерию семейного дела. Когда у Третьяковых было уже пять лавок, глава семейства внезапно заболел и умер. Молодым сыновьям Михаила Захаровича пришлось взять на себя ответственность за семью и торговлю. 

Братья Третьяковы были смелыми и грамотными бизнесменами. Дело процветало. Взяв в компаньоны мужа сестры, Павел и Сергей открыли «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина» на Ильинке, а позже — прядильную и ткацкую мануфактуру в Костроме. А еще, желая расширить дело, занялись производством бумаги и стали владельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих в пять тысяч человек.

Во второй половине XIX века русское купечество уже не было сословием, которое чтило лишь «Домострой», Священное писание и… деньги. Торговцы активно интересовались искусством, сближались с артистами, художниками, учеными. Павла Михайловича искусство интересовало с юных лет. Еще подростком он любил захаживать на Сухаревский рынок, который в воскресные дни превращался в многолюдное собрание, где продавали книги, картины, антиквариат. Именно там юный Третьяков приобрел первые полотна в свою коллекцию — 20 работ (рисунки и картины) голландских мастеров. Часть из них, как выяснилось позже, оказались подделками. Это навсегда отвратило Третьякова от собирательства старых мастеров, и позже он скажет: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». 

Кроме того, Третьяков довольно рано решит поддерживать именно русских живописцев. Как известно, в 1850–1860-е Россию сотрясали споры между западниками и славянофилами, и изобразительное искусство тоже попало под раздачу. Многие считали, что отечественные художники не способны создать что-либо оригинальное и их участь — подражать западным мастерам. Третьяков этого мнения не разделял: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства… Вы знаете, я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин».

03_Легенда русской культуры Павел Третьяков
«Стычка с финляндскими контрабандистами», Василий Худяков, 1853 год

«Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем»

Официальной датой создания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года (по новому стилю). В этот день Павел Третьяков купил картину Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». У коллекционера, безусловно, было чутье. Он не гнался за модными авторами, не интересовался вычурной манерой и изысканной техникой. Он мог легко противопоставить свое мнение предпочтениям целой Академии художеств. В покупаемых работах Третьяков всегда искал прежде всего искренность. Он знал, что его собрание произведений искусства останется с русским народом навсегда и в первую очередь слушал свое сердце. Однажды он заказывал пейзаж Аполлинарию Горавскому и написал живописцу следующее: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника…»

Однако порой чутье Павла Михайловича откровенно подводило. В свое время он не захотел приобретать в свою коллекцию картины, которые теперь считаются едва ли не визитными карточками Третьяковки: «Девочку с персиками» Валентина Серова и «Портрет неизвестной» Ивана Крамского. Портрет молодой женщины в коляске на фоне Аничкова дворца меценат отклонил из-за излишней «красивости». Обе упомянутые картины стали достоянием галереи после смерти Третьякова.

Несмотря на мягкость характера, в работе с художниками Третьяков был довольно прямолинеен. Например, он заставил Илью Репина переделывать ряд картин, которые сегодня считаются непререкаемой классикой. «Да, лицо в картине «Не ждали» необходимо переписать. Нужно более молодое и симпатичное». Или вот: «В преж¬нем «Крестном ходе» была одна-единственная благообразная фигура, и ту вы уничтожили… Вообще, избегните всего карикатурного и проникните все фигуры верою».

Есть свидетельства современников о том, что Репин до того увлекся редактированием своих картин, что повадился вносить изменения в полотна непосредственно в галерее. Третьякову пришлось отдать служителям приказ не пускать Илью Ефимовича внутрь, если заметят при нем краски и кисти.

Картину «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина (в отличие от «Портрета неизвестной» и «Девочки с персиками») Павел Третьяков приобрел для галереи сам. И сам же стер фамилию Константина Савицкого, нарисовавшего медведицу с медвежатами (след от подписи до сих пор можно увидеть в нижнем правом углу полотна). Несмотря на то что Шишкин и Савицкий считали работу общей и гонорар за картину в четыре тысячи рублей разделили поровну, Павел Михайлович счел вклад Шишкина в работу несоизмеримо большим. Второму автору пришлось с этим согласиться. 

04_Легенда русской культуры Павел Третьяков
«Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи», Илья Репин, 1883 год

Человек большой души

Более всего Павел Михайлович ценил портретную живопись, и именно благодаря ему в галерее появился «Русский пантеон» — коллекция портретов самых заметных деятелей русского искусства XIX века. Он нанял рисовать портреты современников ведущих мастеров в этом жанре — Неврева, Ге, Перова, Крамского, Репина и других.  Далеко не все герои с радостью соглашались позировать — и Третьяков невероятно радовался, когда удавалось «сломить» того, кто проявлял упрямство. Так, например, очень долго пришлось уговаривать Льва Толстого. Он увиливал от просьбы Павла Михайловича несколько лет, но все же сдался под напором Крамского. Довольный Третьяков написал в письме уважаемому передвижнику: «…я так и думал, что только Вам и удастся убедить неубедимого — поздравляю Вас!»

Третьяков был человеком широкой души. Долгие годы он материально поддерживал художников, организовал приют для вдов и сирот неимущих живописцев, опекал училище глухонемых, помогал не только русскому искусству, но и науке — спонсировал смелые начинания ученых, к примеру экспедицию Миклухо-Маклая. При этом он искренне был убежден, что не делает ничего особенного, а просто исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».

Чуткость Третьякова не только к искусству, но в первую очередь к человеку (в широком смысле этого слова) снискали предпринимателю глубокое уважение и любовь художников. К нему тянулись не только за материальной помощью, но и для того, чтобы поддержать его пыл и воодушевление. Среди живописцев даже существовал некий молчаливый уговор: первое право выбора на покупку новых работ всегда предоставлялось Третьякову. Хотя он и не всегда давал самую высокую цену, а как настоящий купец вполне мог позволить себе поторговаться. 

Павел Михайлович Третьяков умер 16 декабря 1898 года в возрасте 66 лет. Последними его словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы». 

Для справки

ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние дружеские и партнерские отношения. С 2002 года банк входит в состав Совета попечителей музея. При поддержке ВТБ в Государственной Третьяковской галерее прошли уникальные выставки Марка Шагала, Наталии Гончаровой, Николая Ге, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Валентина Серова, Михаила Дронова, Ивана Айвазовского, Зинаиды Серебряковой, Василия Верещагина, Ильи Репина.

В декабре 2020 года Третьяковская галерея при поддержке ВТБ подготовила монографическую выставку выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели — Роберта Фалька. Экспозиция будет доступна до 23 мая 2021 года.

Биография

Галерея, созданная Павлом Третьяковым, и сегодня остается одним из главных символов Москвы, а его благотворительная деятельность стала настоящим подвигом, благодаря которому русское искусство обрело не один десяток выдающихся художников.

Портрет Павла Третьякова

Портрет Павла Третьякова

При этом не все знают, что в жизни меценат был очень застенчивым и скромным человеком. Будучи одним из богатейших купцов своего времени, потратившим на коллекцию живописи больше 1,5 млн руб., он ходил в простом сюртуке и драповом пальто, экономил на домашних расходах и из излишеств признавал лишь сигары, да и то по штуке в день.

Детство и юность

Павел Михайлович Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве. Они с братом Сергеем были наследниками отцовского дела – Михаил Захарович владел бумагопрядильными фабриками и завещал сыновьям хранить и развивать семейные предприятия.

Павел и Сергей Третьяковы

Павел и Сергей Третьяковы

По традиции Павел получил домашнее образование и с юных лет привлекался к делу: исполнял черную работу в лавках, зазывал покупателей, ведал закупками. В 15 лет он уже вел бухгалтерские книги, а в 20 стал полноценным руководителем предприятий.

Карьера

Братья, помня заветы отца, смогли не только сохранить семейный бизнес, но и развить его – вскоре, кроме фабрик, они уже заведовали торговлей хлеба, дров и полотен в местных лавках, а в середине 1860-х годов возглавили Ново-Костромскую льняную мануфактуру.

Дом третьяковых в Толмачах

Дом третьяковых в Толмачах

Под руководством Третьяковых фабрика стала быстро набирать обороты, несмотря на экономический кризис 1880 года. Вскоре она заняла первое место по объемам продукции в России. Братья открыли магазин в Москве на Ильинке, где стали предлагать покупателям ткани русского и иностранного производства – бархат, шерсть, лен, батист, а также платки, скатерти и одеяла.

После этого Павел и Сергей обзавелись двумя доходными домами в Костроме и Москве, земельными наделами в Костромской губернии. Всю прибыль они обычно делили пополам, однако жесткого разделения на «мое и твое» между ними не было – братья разумно распределяли капитал, исходя из семейного положения, потребностей и интересов каждого.

Павел Третьяков

Павел Третьяков

Третьяковым сопутствовала удача, но было бы несправедливым говорить, что им просто везло: оба слыли честными, работоспособными и энергичными людьми, не жалеющими себя ради любимого дела. Предприниматели Третьяковы были безупречными партнерами и шли по жизни рука об руку, связанные настоящей родственной любовью и крепкой дружбой, которую сохранили до конца дней.

«Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными», – писал о них историк Павел Бурышкин.

Объединяла Сергея с Павлом и страсть к искусству: в театры и на концерты они ездили вместе, а знаменитое собрание картин правильнее было бы называть галереей имени Павла и Сергея Третьяковых.

Коллекция и меценатство

Как и для большинства других представителей московского купечества, благотворительность Третьяковы считали делом обязательным. Попечительство школ и приютов, жертвование средств на нужды общества были частью их работы. В основе таких взглядов лежали христианские принципы: жертвование было миссией благодарности Богу за успех в делах и средством преодолеть «растлевающую силу» денег.

Меценат Павел Третьяков

Меценат Павел Третьяков

При этом главной формой помощи был «отказ по завещанию», при жизни благотворителя крупные пожертвования делались редко – средства предпочитали вкладывать в оборот. В этом плане Павел Третьяков стал исключением – он начал вкладывать средства, как только получил такую возможность, причем год от года объемы его финансовой помощи только росли.

Он начал с попечительства учебного заведения для глухонемых детей, не отказывался и от непубличной поддержки друзей, соседей, местных церквей – словом, почти всех, кто к нему обращался. В 1876 году он согласился частично оплатить исследовательскую экспедицию Н. Н. Миклухо-Маклая в Южных морях, несколькими годами позже пожертвовал большую сумму на строительство православного храма в Токио.

Николай Миклухо-Маклай

Николай Миклухо-Маклай

Еще в детстве Павел увлекался собирательством небольших миниатюр, гравюр и литографий, скупая их на рынке и в лавках. Это стало предтечей грандиозной коллекции, которой он обзавелся, получив в распоряжение собственные средства. Позже он поставил перед собой задачу создать полноценное собрание русской живописи и сделать его общественным достоянием.

Интересный факт – предпочтение отечественным художникам он отдавал не только из патриотических чувств, но и потому, что в первое время неважно разбирался в искусстве и считал, что с соотечественниками работать проще, однако со временем в меценате проснулось настоящее художественное чутье, и он обзавелся репутацией признанного знатока искусства.

Третьяков скупал картины на выставках в России и Западной Европе, специально заказывал художникам портреты и пейзажи видных современников (с такими просьбами он обращался к Крамскому, Перову, Серову, Репину), приобретал готовые коллекции и серии картин.

В 1874 году Павел Михайлович выстроил отдельное здание для галереи, а в 1888-м сделал ее посещение бесплатным. В 1892 году он официально передал и помещения, и их содержимое в дар городу, а в завещании сделал пометку о том, чтобы проценты с его капитала в дальнейшем тратились на пополнение коллекции. Приобретать новые экспонаты он продолжал до конца жизни за свой счет.

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

В биографии Третьякова, написанной Львом Анисовым, описан эпизод передачи галереи в дар Москве. Александр III, посетив дом промышленника в Лаврушинском переулке, попросил уступить ему картину «Боярыня Морозова», на что Павел Михайлович ответил, что не может этого сделать, поскольку отныне все собрание принадлежит городу. После этого император отступил на шаг и низко ему поклонился.

Павлом Михайловичем двигали исключительно бескорыстные мотивы. Прибыль с картин и галереи он не получал, а похвал в свой адрес терпеть не мог – славословия смущали его не на шутку. Поговаривали, что, когда критик Стасов написал о меценате восторженную статью, Третьяков едва не заболел от досады, а подарив собрание, он даже на время покинул Москву, не желая выслушивать благодарности.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Несмотря на щедрость, Павел Михайлович никогда не был расточителем. Его страсть к искусству не мешала ему подолгу торговаться, выискивать возможность купить подешевле и просить скидку, что, однако, было продиктовано не жадностью, а простым расчетом – чем выгоднее покупка, тем масштабнее в итоге станет коллекция, ведь сэкономленные деньги можно потратить еще на один шедевр.

На себе и семье он и вовсе предпочитал жестко экономить. Все траты, вплоть до милостыни, меценат аккуратно записывал, и по сохранившимся записям сегодня можно судить о грандиозных масштабах его благотворительной деятельности.

Личная жизнь

Женился известный предприниматель поздно: заботы не оставляли времени на личную жизнь, да и любовные страсти Третьякова не интересовали. За затянувшуюся холостяцкую жизнь друзья прозвали его Архимандритом. Лишь в 33 года он вступил в брак с Верой Мамонтовой, двоюродной сестрой коллеги-промышленника.

Павел Третьяков и его жена Вера

Павел Третьяков и его жена Вера

Невеста не блистала красотой, зато разделяла увлечение искусством, правда, предпочитая музыку, а не живопись. Это был союз по любви, а не по расчету, и их совместная жизнь в итоге оказалась мирной и счастливой. До конца дней Павел Михайлович и Вера Николаевна были неразлучны – ходили на концерты, занимались хозяйством и слали друг другу из поездок нежные письма.

Жена родила ему шестерых детей: сыновей Ивана и Михаила, дочерей Александру, Марию, Любовь и Веру. К сожалению, до взрослого возраста дожили только девочки: Ваня скончался в 8 лет от скарлатины, а Миша родился больным и вскоре умер.

Павел Третьяков с семьей

Павел Третьяков с семьей

В 1892-м Третьяков похоронил любимого брата Сергея. Тот тоже был коллекционером, хоть и не таким страстным, и они заранее распорядились о слиянии коллекций и передаче их городу. Его уход был внезапным, и Павел Михайлович сильно переживал потерю.

«Человек он был гораздо лучше меня», – вздыхал он.

Смерть

К концу жизни Третьяков обзавелся титулом советника коммерции, членом Совета торговли и мануфактур и Петербургской академии художеств. В последние годы он страдал от язвы желудка. Болезнь доставляла немалые страдания и стала причиной смерти.

Могила Павла Третьякова

Могила Павла Третьякова

Павел Михайлович заранее подготовил завещание, в котором оставил крупные суммы детскому интернату, дому с бесплатными квартирами для вдов художников, Московской консерватории, богадельням, распорядился о стипендиях и пенсиях для рабочих своей фабрики. Не обошел он и домочадцев и не забыл упомянуть каждого слугу в доме.

4 декабря 1898 года известный меценат скончался, завещав детям здравствовать и беречь галерею. Его супруга Вера ушла вслед за ним – после его смерти она прожила всего 3 месяца, ее могила была рядом с мужем. Похоронили Павла Михайловича на Даниловском кладбище рядом с братом, а в 1948 году прах обоих Третьяковых перенесли на Новодевичье.

Память

  • В Москве перед зданием галереи установлен памятник Третьякову.
  • Имя Павла Михайловича носит улица в Липецке.
  • На острове Новая земля есть ледник имени мецената.
  • Анна Федорец написала книгу «Павел Третьяков», описав его многогранную личность с помощью огромного количества сохранившихся документальных свидетельств.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) – российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства и создатель Третьяковской галереи. Почетный гражданин Москвы.

В биографии Третьякова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Павла Третьякова.

pavel-tretyakov

Биография Третьякова

Павел Третьяков появился на свет 15 (27) декабря 1832 года в Москве. Он рос и воспитывался в купеческой семье. Его отец, Михаил Захарович, владел бумагопрядильными предприятиями. У него был брат Сергей.

Третьяков-старший хотел, чтобы его сыновья продолжили развивать семейный бизнес. В результате, когда Павел получил домашнее образование, он еще в юном возрасте начал помогать отцу, осваивая все тонкости предпринимательской деятельности.

Павел часто выполнял разную черную работу в лавках, привлекал покупателей и занимался закупками сырья. В 15-летнем возрасте он самостоятельно вел бухгалтерию, а в 20 лет уже полностью руководил семейным делом вместе с Сергеем.

Позднее братья Третьяковы построили бумагопрядильные фабрики, в стенах которых трудились несколько тысяч работников. Интересен факт, что на момент смерти отца, капитал Павла Михайловича оценивался в 3,8 млн рублей, что по тем временам считалось баснословной суммой.

Карьера

Павел и Сергей смогли добиться высоких успехов в бизнесе, вследствие чего у них появились не только бумагопрядильные фабрики, но и другие проекты. Молодые люди торговали хлебобулочными изделиями и дровами, а позже стали владельцами льняной мануфактуры.

В последующие годы биографии братья Третьяковы достигли больших успехов и в других сферах, оставаясь при этом всегда в хороших отношениях. Они никогда не ссорились из-за денег, разделяя прибыль пополам или же исходя от обстоятельств каждого.

Важно отметить, что Павел и Сергей имели репутацию честных, порядочных и трудолюбивых людей, пользующихся авторитетом в обществе. Помимо этого, оба брата проявляли живой интерес к искусству, посещая вместе театры, галереи и прочие культурные мероприятия.

Коллекция и меценатство

Еще в молодости Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства. Любопытно, что тогда же он планировать передать ее городу, чтобы его соотечественники могли наблюдать за шедеврами известных мастеров.

Одновременно с этим, Павел вместе с братом занимался благотворительностью, заботясь о детских домах, храмах, бедняках и жертвуя крупные суммы для социальных нужд. Интересен факт, что в свое время он даже профинансировал научную экспедицию Миклухо-Маклая.

pavel-tretyakov-4

С каждым годом Третьяков все больше погружался в живопись, вследствие чего стал признанным знатоком искусства. Он начал приобретать полотна на российских и европейских выставках, а также делать заказы знаменитым русским художникам, включая Крамского, Перова, Серова и Репина.

Нередко Павел Третьяков скупал целые коллекции и серии картин. К 1860 г. у него уже была весьма богатая коллекция полотен, в связи с чем он решил написать завещание. В нем он подчеркивал, что желает положить начало общественному и всем доступному хранилищу изящных искусств.

Примечательно, что Третьяков восхищался творчеством Василия Перова, о чем сообщал тому в письмах. В результате, он купил у художника такие работы, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант». Помимо этого, он неоднократно заказывал у него портреты.

В 1874 г. в биографии Павла Третьякова произошло знаковое событие – была окончена постройка галереи, в которой разместилась вся его коллекция. Через несколько лет, двери галереи были открыты для свободного посещения всем желающим.

Летом 1892 г. Третьяков официально передал свою галерею в пользование городу. Любопытно, что к тому моменту галерея пополнилась коллекцией его покойного брата Сергея Михайловича. Покупать новые картины меценат продолжал до конца своих дней. В 1896 г. он удостоился звания Почетного гражданина Москвы.

Павлом Третьяковым двигали только бескорыстные мотивы. Он не любил похвал и почестей в свой адрес, которые сильно смущали его. После передачи галереи городу, он даже уехал из Москвы, чтобы не слышать благодарностей.

Мужчина выделял большие средства на покупку предметов искусства, при этом на себе предпочитал экономить. Даже мельчайшие расходы он записывал в блокнот, благодаря чему сейчас можно судить о его крупных жестах благотворительности.

Личная жизнь

Третьяков не сильно спешил обзаводиться семьей, вступив в брак с Верой Мамонтовой в 33-летнем возрасте. Любопытно, что его жена была кузиной знаменитого мецената Саввы Мамонтова. В этом союзе, который оказался счастливым, у пары родилось шестеро детей: Вера, Александра, Любовь, Михаил, Мария и Иван.

pavel-tretyakov-i-ego-zhena-vera

Павел Третьяков и его жена Вера

Когда их младшему ребенку, Ивану, было около 9 лет он заболел скарлатиной, которая привела к острому менингиту. К сожалению, мальчик не смог выздороветь, умерев в 1887 г. Стоит заметить, что их старший сын, Михаил, от рождения был больным и слабоумным.

Смерть

В последние годы биографии Третьяков удостоился звания коммерции советника, был избран в состав Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также стал действительным членом Петербургской Академии художеств. Он страдал от язвы желудка, которая и стала причиной его смерти.

В своем завещании меценат оставил солидные средства детскому интернату, дому с бесплатным жильем для вдов живописцев, Московской консерватории, а также родственникам и прислуге. Павел Третьяков умер 4 (16) декабря 1898 года в возрасте 65 лет. Его последние слова были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Фото Третьякова

pavel-tretyakov-s-semej

Павел Третьяков с семьей
sergej-tretyakov
Сергей Третьяков
nikolaj-griczenko-i-pavel
Николай Гриценко и Павел Третьяков

pavel-tretyakov-3 pavel-tretyakov-2 pavel-tretyakov-1

Если вам понравилась краткая биография Третьякова – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Пopтpeт П.М. Тpeтьякoвa — художник Илья Рeпин.

27 декабря 2022 года исполняется 190 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Имя Русского предпринимателя, мецената, коллекционера произведений русского изобразительного искусства, основавшего  Третьяковскую галерею известно всем в нашей стране.  Третьяковская галерея — лучше всякого памятника увековечила имя своего создателя.

Павел Михайлович был старшим из 12 детей в патриархальной семье потомственного купца, в собственности у Михаила Третьякова было всего пять лавок. После смерти отца 1850 году, Павел в свои неполные 18 лет, принял руководство семейным бизнесом на себя. Вместе с братом они не только сумели сохранить начатое отцом дело, но вскоре превратились в настоящих промышленников.. Основанное им вместе с братом Товарищество Костромской льняной мануфактуры к концу XIX столетия расширилось и со временем стало одним из крупнейших российских производителей льняной пряжи.  В 1866 году Павел Третьяков стал во главе Ново-Костромской льняной мануфактуры, которая производила больше льняной пряжи, чем Швеция, Голландия и Дания вместе взятые. Третьяковы приложили максимум усилий, и фабрика быстро увеличивала производственные мощности, их производство даже не пострадало от экономического кризиса, случившегося в 1880 году.

Братья Третьяковы не только продолжили семейное дело, развивая производство, но и занимались торговлей хлебом, дровами и полотнами в местных лавках.

Всё, чего добились братья, давалось кропотливым трудом, энергичностью и работоспособностью каждого из них. Они вкладывали душу в любимое дело, и получали неплохие доходы от этого вложения. Все московские купцы считали своим долгом заниматься благотворительностью. Не исключением стали и братья Третьяковы, которые понимали, что благотворительность дело обязательное и почетное для каждого богатого человека. Они жертвовали деньги на школы, больницы и приюты, отдавали часть заработанного на нужды общества.

Третьяков заботился о работниках на своих предприятиях. Так, при Костромской фабрике были построены родильный дом, ясли, школа, больница, дом престарелых. Он возглавлял Попечительское общество глухонемых, был основным благотворителем училища для глухонемых детей, оказывал помощь многим городским учебным заведениям, открыл клинику для тяжелобольных с психиатрическим отделением. Павел Михайлович внёс лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Океанию.

С детства у Павла было увлечение, он собирал небольшие художественные произведения — гравюры, миниатюры, литографии. Скупал их при первой же возможности в маленьких лавках и на рынках. Тогда никто даже не мог представить, что это только начало, что Павел соберёт грандиозную коллекцию, причём исключительно за счёт собственных средств.

Спустя некоторое время у Павла Третьякова появилась новая цельсобрать в единую коллекцию как можно больше полотен отечественных художников, и передать её общественности. Третьяков посещал многочисленные выставки на родине и за рубежом. Делал художникам специальные заказы на написание портретов выдающихся русских писателей, поэтов, музыкантов, и русских пейзажей. Для коллекции Третьякова писали свои полотна многие русские художники — Перов, Крамской, Репин, Серов. Третьяков покупал полотна русских художников целыми сериями и готовыми коллекциями.

Интерес к живописи вылился у П.М. Третьякова в серьезное увлечение изобразительным искусством, он собирал коллекцию картин и в 1860 году признался:

«…для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

В 1869 году коллекционер принялся собирать портреты выдающихся современников.

Васнецов Виктор Михайлович — проект фасада Третьяковской галереи галереи

К 1872 году коллекция Третьякова насчитывала  уже более полутора сотен полотен, и он приступил к строительству специального здания галереи, которая открылась для публики в 1874 году, а спустя четырнадцать лет сделал бесплатным вход на экспозицию.

По своей натуре исследователя и по знаниям Третьяков был учёным, который рассматривал историю русской живописи как историю поиска Истины русским народом. Самобытная русская живопись раскрывала тайну природы и человеческой души, говорила о традиционных ценностях русского народа, затрагивала проблемы, волновавшие российское общество.

Павла Третьякова заботила судьба художников, с глубоким сочувствием он относился к их бедам, ему было важно, чтобы они творили, не думая о хлебе насущном — он организовал приют для неимущих живописцев и вдов художников. А вот ещё очень важное его высказывание, отражающее его понимание сути своей деятельности:

«Деньги, которые я трачу на картины, не мои. Это деньги рабочих фабрики Третьякова. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их. И наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу в виде полезных учреждений».

Павел Третьяков всегда точно знал, чего он хочет добиться в жизни. Поставив себе цель, он уверенной поступью шёл к ней, не на шаг не отклоняясь с выбранного. Этот мудрый, дальновидный и основательный человек в 28 лет составил подробное завещание, распорядившись своим имуществом после смерти. В 1892 году Третьяков подписал документы, согласно которым помещение художественной галереи и всё его содержимое принадлежит городу Москве. В завещании он отдельной строкой отметил, что в последующие годы коллекция должна будет пополняться за счет процентов от его капитала.

Павел Третьяков не прекратил покупать новые полотна для своей галереи, он занимался этим делом до самой смерти. Художественная галерея, созданная Павлом Третьяковым, и сегодня остаётся одним из главных символов Москвы, а его благотворительная деятельность стала настоящим подвигом, благодаря которому русское искусство обрело не один десяток выдающихся художников. Хорошо известны слова П.М. Третьякова:

«Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо». 

В толковом словаре меценат – это состоятельный человек, занимающийся безвозмездным финансированием объектов сферы искусства, науки и культуры. Как же понять слова Павла Михайловича? Несколько проясняет дело художник В.М. Васнецов, который сказал о Третьякове:

«Он не меценат, а серьезный общественный работник, наш художественный труд для него не забава и прихоть, а серьезное общественное дело».

зал Брюлова, Третьяковская галерея

Третьяков не разделял мнение о том, что русские художники способны только подражать западноевропейским мастерам, он был убежден, что русское  искусство ждёт «хорошая будущность». Он тонко чувствовал настоящее искусство, но при этом непременно сверял собственное мнение о приобретенных работах с мнением известных художников, хотя и не всегда к ним прислушивался.

Он не захотел взять в галерею «Девочку с персиками» В. Серова и «Портрет неизвестной» И. Крамского – эти картины попали в галерею уже после смерти Третьякова.

Павел Михайлович приобрёл всем нам хорошо известную картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и стер фамилию К. Савицкого, который нарисовал медведицу с медвежатами (след подписи художника можно увидеть в правом нижнем углу). Хотя Третьяков и разделил гонорар в четыре тысячи рублей поровну, вклад Шишкина он считал значительно более весомым.

Павел Михайлович бесконечно любил своё детище и в 1896 году за свои труды на благо города он получил звание почётного гражданина Москвы. Каждое утро до начала работы в конторе он приходил в галерею, осматривал картину за картиной. Иногда ночью со свечой в руке обходил залы, зимой лично проверял показания термометров, боялся, чтобы картины «не озябли».

семья Павла Третьякова

В 33 года Павел Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова, в браке был счастлив и имел пятерых детей. По свидетельству современников, Павел Михайлович жил спокойной, размеренной жизнью, не любил шумных приёмов и балов, не признавал излишеств, любил простую пищу, скромную одежду. Единственную «роскошь», которую он себе позволял – это ежедневная сигара. Этот скромный, молчаливый человек, которого домашние звали «неулыба», обладал добрым, отзывчивым сердцем и широкой русской душой.
Друзья вспоминают, что, когда заболела его жена, Третьяков сказал: «Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже, – галерея или она. Теперь вижу, что  жена мне дороже». Они прожили в любви и согласии 33 года.

П.М. Третьяков хорошо помнил слова своего отца:

«Что такое все наши познания, опытность и самые правила нравственности без веры, без сего путеводителя, и зоркого, и строгого, и снисходительного? Собственно, без религии живёт лишь сумасшедший или во всем сомневающийся; тот и другой болен духом».

Полнее понять это помогли древнерусские иконы, которые Третьяков начал собирать с 1890 года. К концу жизни у него было более шестидесяти икон 15—17 веков, 1200 картин и 500 рисунков.

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

4 декабря 1898 года в возрасте 65 лет П.М. Третьяков скончался. Его последние слова были: «Берегите галерею и будьте здоровы». Потом он трижды произнес: «Верую!»

Низкий поклон доброму русскому человеку, созидателю, сыгравшему большую роль в становлении и развитии русской школы живописи.

Государственная Третьяковская галерея является одним из крупнейших в России хранилищ отечественного изобразительного искусства. Начало ей положила блестящая коллекция русской живописи, собранная московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым и в 1892 году переданная им городу Москве.

Задуманная своим основателем как музей русской живописи, позволяющий «иметь понятие о всех русских художниках», Третьяковская галерея представляет посетителям уникальное собрание древнерусской иконописи, шедевры отечественного изобразительного искусства XVIII-XIX веков, а также наиболее выдающиеся достижения русского и советского искусства XX века.

Сегодня Государственная Третьяковская галерея — это большой музейный комплекс. Её основная экспозиция располагается на своем первоначальном месте в исторической части Москвы, в тихом Лаврушинском переулке. В здании на Крымском валу представлены лучшие произведения искусства XX века. Со славными страницами истории русского искусства знакомят филиалы Галереи: Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, церковь Святителя Николая в Толмачах и другие.

(По материалам книги Л. Анисова. Русские художники. Непрочитанные страницы. М. 2017).

Явление Христа народу, художник Иванов

Зал Брюллова в Третьяковской

Зал Серова в Третьяковской галерее

Зал Сурикова в Третьяковской

Зал Перова в Третьяковской

Зал Маковского в Третьяковской галерее

Зал Виктора Васнецова в Третьяковской галерее

Зал художника Карла Брюллова

Читайте также:

  • Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир
  • Рассказ о отце пушкина
  • Рассказ о пизанской башне
  • Рассказ о петре 1 алексеев
  • Рассказ о отношениях маши и дубровского в рассказе дубровский