Рассказ о паже из баллады кубок

Один владыка предложил своим рыцарям совершить подвиг – прыгнуть с горы за царским кубком. К кандидатам не ставились особые условия, свою отвагу мог испробовать как знатный воин, так и простой латник. Главное, чтобы брошенный царем кубок был найден с морской глубине. Тот, кто достанет сосуд, получит его в награду. Озвучив условия, царь бросил с горы в море кубок и стал ждать храбреца, готового совершить подвиг. Но ни рыцарь, ни латник не осмелились прыгнуть в пучину. Вдруг из толпы появился юный паж. Он молча начал раздеваться и готовиться к прыжку. Окружающие мужчины и женщины были удивлены решительностью юноши.

Молодой паж стал на край скалы и начал смотреть на страшную морскую пучину. Удары волн напоминали огонь, заливающийся водой, море клокотало и вздымалось ввысь. Юноша обратился за помощью к своему богу-покровителю и прыгнул со скалы. Весь народ в один голос вскрикнул. Море утихло и начало тихо шуметь, а зрители печально просили у него прощения. Один свидетель этой печальной сцены размышлял, что даже бросил бы царь свой золотой венец с обещанием наградить храбреца престолом, то и это не привлекло его к прыжку. Ведь еще никто живой не выходил из этой пучины. Даже корабли здесь терпели крушения, только щепки всплывали наверх.

В это время из глубины был слышен звук, похожий на рокот грозы, на волнах подымалась шипящая пена. Из бездны вырвался поток воды из оглушительным громом, среди которой кто-то заметил что-то белое. Зрители начали присматриваться и заметили руку и плечо юноши. Молодой паж активно сражался с волнами. Толпу всколыхнул крик радости, ведь юноша плыл только левой рукой, потому что в правой руке держал царский кубок. Он тяжело дышал и долго восстанавливал дыхание. Юноша был рад увидеть божий свет. Народ радовался, что молодой паж выжил и совершил мужественный подвиг, сумев выйти невредимым из смертельной пучины. Выйдя на берег, юноша под радостные приветствия народа преклонил колени перед царем и преподнес ему кубок.

Владыка приказал своей дочери наградить отважного пажа кубком вина. Юноша произнес хвалебные речи государю, ради которого ему было не страшно прыгать со скалы. Паж начал рассказывать, как летел вниз, а затем льющийся из трещины в камне поток затянул его в водоворот. Он опускался все глубже и в отчаянии обратился с мольбой к Богу. Юноша схватился за утес, а в коралле заметил кубок. На глубине он в темноте рассмотрел страшные картины, которые грозили ему смертью. К юноше начало направляться стоногое чудовище, но прилив вовремя выбросил пажа на берег. После рассказа царь пообещал храбрецу к кубку еще и перстень с алмазом, если тот еще раз повторит подвиг и еще поведает истории о морских чудовищах.

Царевна умоляла отца отказаться от такого предложения, но царь остался непреклонным и вновь бросил сосуд в море, пообещав в придачу еще и свою дочь отдать в жены. Юноша бросился в морскую пучину. Бездна на время утихла, а потом продолжила свой шум. Молодой паж на этот раз не смог выбраться из глубины.

Василий
Андреевич Жуковский – один из лучших
литературных личностей России. Получив
хорошее образование, отлично владея
иностранными языками, он рано начал
писать стихи и переводить иностранных
поэтов. Одним из его известных произведений
является баллада «Кубок».
Баллада начинается со слов коварного
царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник
простой, в ту бездну прыгнет с вышины?»
Бездной Жуковский называет море, которое
таковым и является: оно глубокое и полно
разных неожиданностей. «Бросаю свой
кубок туда золотой»-, говорит царь и
вместе с этим кубком бросает туда свою
совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой
кубок и с ним возвратится безвредно
тому и будет наградой победной», —
продолжает король, уверенный, что на
престоле, как и раньше, останется он
один. «Но рыцарь и латник недвижимо
стоят; молчание – на вызов ответ; в
молчанье на грозное море глядят; за
кубком отважного нет», — под этими автор
подразумевает, что в царстве такого
бездумного короля живет разумный народ,
который понимает, что в любом случае их
владыка не будет делиться с ними своим
троном. Но тут появляется человек,
который готов на отважный поступок.
Молодой паж или не понимает, что не
разделит престол с королем, или жалеет
короля, не хочет подводить его, позорить
пред всем народом.
Далее
описывается весь ужас, который творится
в море: «Из чрева пучины бежали валы,
шумя и гремя в вышину; и волны стирались,
и пена кипела: как будто гроза наступая
ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и
шипит, как влага, мешаясь с огнем…», —
так Жуковский сравнивает огонь с королем,
а влагу с молодым пажем. Прыгнув в
глубину, юноша как бы успокоил на время
море: «Над бездной утихло, в ней глухо
шумит», — говорит автор. Но на этом баллада
не заканчивается и события продолжают
двигаться дальше: вновь все завыло,
забилось, зашипело. ИП тут – молодой
паж показывается на поверхности:
«Мелькнула рука и плечо из волны…И
борется, спорит с волной…И видит – весь
берег потрясся от клича – он левою
правит, а в правой добыча». «И каждый с
весельем6 «Он жив!», — повторял – Чудеснее
подвига нет! Из темного гроба, из пропасти
влажной спас душу живую красавец
отважный», — что значит: паж спас совесть
и душу короля, достав кубок из бездны.
Он счастлив и падает к царевым ногам,
рассказывая о своем нелегком путешествии
с «несказанными чудами». Но царь
беспощаден к нему и вновь бросает свой
кубок в морскую пучину. Он охвачен своим
желанием выиграть эту схватку у пажа.
Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой
юноша вновь отправляется в бездну.
Заканчивается баллада просто, но
трагически, свидетельствуя ио смерти
молодого пажа: «Утихнула бездна… и
снова шумит…И пеною снова полна…и с
трепетом в бездну царевна глядит… и
бьет за волною волна… Приходит, уходит
волна быстротечно, а юноши нет и не будет
уж вечно».
Романтический
герой совершает поступки не ради денег
или славы, не ради любви, а ради
самоутверждения, ради возможности
вырваться из обыденности. Зная, что
обречен герой баллады Жуковского
бросается в пучину вновь, потому что
велико его желание сразиться с судьбо2й
и вырваться из оков мира.

    Поэзия
    декабристов

Романтизм
как литературное направление очень
неоднозначен. Писатель ставит задачу
свободы творчества и каждый творит свой
мир – отсюда разные картины мира. Но
параллельно с этим развивается другая
струя в романтизме – гражданская лирика
декабристов. При этом декабристы –
явление так же неоднородное.

Объединяло
их:

1) Лирики
должна носить гражданский характер

2) поэт
должен разрабатывать героическую
тематику. Обращались к отечественной
истории, чтобы показать героические
черты, а дальше они расходятся.

Группа
1 – “народность — идеал”, при этом народ
– это когда изображается просто народ.
У Котепина, Кюхельбекера, Рылеева,
Грибоедова герои – люди простые, масса
противопоставленная царю, державцу.

Герой
трагедий – певец крестьянин. Литература
идет к герою из народа. И Грибоедов в
этом отношении опередил свое время.

Группа
2 – Бестужев, считают, что герой не
обязательно из народа, а темы, которые
он поднимает – актуальны для народа. А
герой может быть любой главное чтобы
идеи народа выражал.

Для
декабристов было важно единство действие
+ поступок + слово, они считали что слово
= поступок и этим можно воздействовать
на народ. И поэтому они внедрялись в
кружки и вносили идею гражданственности.
Поэтому (если слово = поступку) они еще
и пишут! Слово прозаическое у них более
народное, поэтому прозаики. И принцип
“поступок=слово” выстраивает новое
представление о мире.

О никогда
не говорите о быте, но о бытии. Высокий
стиль – это их сущность, потому что они
осознают свое новое время и 2 фактора:

Чувство
стыда за собственное положение

Чувство
ответственности за свою страну

И они
первые говорят, что надо уничтожить
самовластие. И никакого разочарования
они чувствовать не будут – никогда, так
как у них не не возникнет ощущения
бесплодности. Для них путь Брута, выше
чем Цезаря.

Лирика
гражданственности имела и особые приемы:

Особый
язык, в котором вырабатывалась система
ключевых понятие, какие-то устойчивые
гнезда слов, который выполняют чисто
сигнальную функцию.

Слова-сигналы: они обозначают не прямое
значение, а ассоциации, которые рождают.
Чаще всего они связаны с политическими
понятиями и они становились сквозными.

“тиран”,
“срам” – креп.право, “цепи” – рабство.
То есть само слово обретает новый смысл.

“гражданин”
– тот, кто печется о своем Отечестве,
“товарищ” – общность идеологических
установок.

Кроме
этого 2 принципа:

    принцип
    номинации,мифологизация
    истории.

Сущность
– слова-сигналы бывают и исторического
понятия или имена деятелей истории

“Рим”
– республика, где свободы была подавлена
тираном.

И из
этого они творят свой миф – они изменяют
историю по современности, и они показывают,
что все может меняться, но конфликт один
вечен: свобода и тиран – и тиран будет
повержен. Они понимают, что история идет
по кругу, значит можно внести разумность,
убрать повторяемость – и сделать бросок
вперед. Поэтому они часто возвращались
к прошлому, чтобы учиться и не повторять
ошибок.

Любимый
герой – Катон, который жил при Риме.
Немногословен по истории, но у декабристов
он оратор, трибун, красноречив – против
тирана. То есть они берут одну черту
исторического персонажа и изменяют все
остальное – и получается идеальный, но
мифический герой.

То же
самое и в Русской истории. И любимый для
них город – Новгород (но только один
момент), когда Вадим Новгородский пошел
против новгородцев и Рюрик его убил. Но
декабристов мифологизация – у них Вадим
идет один, потому что он видеть не может,
как свобода уходила.

Все
историческое время они делят на:

Малое
– оно может быть очень долгим, когда
патриотический дух спит, когда нет
всплесков нации

Большое
– может быть очень коротким, когда народ
проявляется ярко – война

И если
из спящей массы просыпается хотя бы
один, то народ уже велик, так как у них
величие проявляется в единицах.

История
в личностях

Исторический
сюжет позволял открыто вступать в
диалоги с властью современной. Одним
из таких поединков с властью (1820г) –
“Невский зритель”, сатира “к временщику”
и “подражание персиевой сатире к
Рубеллию”.

Этот
подзаголовок – никого не обманул, так
как все знали, что к Рубеллию – мистификация
Милонова, и поэтому все современники
знали, что Лимонов сам это придумал, и
это обращено к Аракчееву. И этот
параллелизм зафиксировался в самой
сатире, и куски из разных произведений
похожи. Но не только это указывало на
Аракчеева, так как Милонов включил
элементы биографии Аракчеева.

“Ложная
скромность”, “без лести преданный”,
а у декабристов – “Бес, лести преданный”

И задает
в этом произведении вопрос, и отвечает:
“В человеке важно только человеческие
чувства, а не приближенные к монарху”.

“И в
Цицероне не консул, а человек – чтим,
который от Катерины Рим защитил”.

Все в
этой сатире было очень оценочно, и не
скупясь на выражения: “собрание пороков”,
“льстец”, “тиран”, “подлец” – открытый
вызов.

И
Бестужев вспоминает, как восприняли
это современники – все были в шоке, в
испуге, но изображение было слишком
правдиво, что Аракчееву было опасно
признать себя в тиране, то есть исторический
сюжет былспособом победить тирана.

“Певец”,
“Старая Быль” – Котинин

Там
этот поединок – двух певцов: греческого,
который хвалит царя и певца-воина,
который поет о погибших. И воин отказывается
соревноваться с певцом греческим, так
как льстить проще, и певец свободен –
когда независим и ему не нужно похвал.
И у декабристов вызов тирану всегда
роковой. И они осознают это и это
чувствуется у Рылеева (“Князю Оболенскому”)
– 1826г.

3
стихотворения составляют цикл и
герой-пророк-праведник, который осужден
на смерть и ожидает ее. Смерть для него
– избавление от земных пут, так как
могила – этот тот мир, где истина пророка
не принимается. А там он встретится с
творчом, с той истиной, за которую
боролся. В 1ом стихотворении – молитвенные
мотивы, но не о себе, а о товарищах, о
спасении души. Также пророк знает, что
путь таких как он – всегда ждет горе,
поэтому Бог выбирает самых сильных
личностей. Смерть рождает внутри светлое
чувство.

Во
втором стихотворении – выдержано в
духе послания к силе духа своих товарищей.
Усиливается мотив жерты, причем мысль
жертвы ради других, мысль об оправдании
смерти – центральная.

В третьем
тсихотворении Рылеев показывает, что
и пророку не чужды сомнения. И это
вводится через Евнгельские мотивы:

Судьба
Христа, когда он спустился

Судьба
Петра, когда он трижды отрекается.

Хотя
больше всего говорил о любви.

Самое
последнее стихотворение – идеологическая
реплика-идея, продолжение разговора.
Этот исповедальный цикл показывает как
они переживали. “Поступай так, чтобы
она не противоречила духу времени”,
“Человек – свободен, а человечество —
нет”, так как судьба человечества –
неизбежна.

3 стилевых
течения:

Античный
стиль — тираноборческие сюжетные жанры:
гимн, ода, подражание античным поэтам

Древнерусский — жанр: ведение старины,
думы, баллады-легенды, романтические
поэмы на сюжеты истории. Огромное влияние
оказало “Слово о полку”. Из него
нравилось – музыкальность, песенность,
живописность, полиметрические конструкции.

Фольклорный – ориентирован на устное
творчество. Жанры – песни, частушки,
используются фольклорные образы:
пьтца-тройки, матери-земли, используются
ритмы: частушки, песни, агитационные
стихи. Жанр – декабристские поэмы.

    Жанр
    поэмы в творчестве декабристов

Так как на творчество декабристов оказал
влияние романтизм – то основные идея
передались – дух свободы.

Основные особенности творчества:

Носило гражданственный характер

Поэт разрабатывает героическую тематику

Обращенность к истории

Показывали героические черты

И эти же черты были присущи и поэмам. А
именно декабристы воспевали так
называемую байронскую поэму – с
обращением к историческому прошлому.
И здесь главная задача – найти героя –
бунтаря, одиночку, который идет наперекор
враждебным обстоятельствам во имя
свободы. Это высокая, светлая личность.
Крупнейшим поэтом и главной декабристского
романтизма был Рылеев. Поэмы Рылеева
содержали творческую полемику. По
материалу украинской жизни он написал
поэму “Войнаровский”, “Найливайко”,
“Мазепа”. Однако он сам говорил, что
отступает от реальной истории. Эта
личность либо гибнет физически, либо
она изгнана.

Для Рылеева главным врагом было
самодержавие и это отразилось в поэмах
– поэтому герои, которые сражались с
ним были идеализированы, что иногда не
соответствовало с историей.

Но Рылеев наполнил поэму “Войнаровский”
содержанием, которое овтечало его
убеждению и он как художник-романтик
противопоставил реальной истории свой
мир с Войнаровский и Мазепой как героями.
Наливайко в этом плане больше
соответствовало достоверным событиям.
Но во всех своих поэмах его прежде всего
интересовала идея освободительной
борьбы украинского народа, восстание
против польских магнатов, поступление
против побегов.

Знать краткие содержания поэм.

Важный жанр: думы. Это лиро-эпический
жанр, который был подсказан фольклором.
У Рылеева это цикл, как реакция на
“Историю государства российского”,
он ставит перед собой задачу составить
портретную галерею, чтобы показать, что
светлые личности были – и они пример
для современников. Они – образец
патриотизма.

И каждая дума имеет одинаковую структуру:

1) справка о герое/ историческом событии

2) поэическое прочтение исторического
факта: описание места, речь героя (монолог
– в центре), нравоучение (мораль – в
финале). Но лишь в 2х думах это нарушено
– Сусанин (там нет монолога, так как его
любовь — действие) и Петр Великий
Вострогожский – здесь непривычна
тональность, здесь все мысли – праздничные,
так как совершается великое для России
дело. И здесь нет трагической
предопределенности истории.

Но и после 25го года декабристы вернулись
к литературе, и они продолжают писать
под другими псевдонимами. Они не
отказались от идей, но считали свой
выпад как ошибку.

    Сюжет
    и композиция «Горе от ума»

    Жанр
    «Горе от ума»

Балладу Жуковского “Кубок” читать нужно как еще одно романтическое произведение, являющееся вольным переводом немецкого оригинала. Автора вдохновил на его создание “Ныряльщик” Шиллера, однако, в отличие от оригинала, в этом стихе, который создавался шесть лет (с 1825 по 1831) значительно изменены мораль и общее настроение. Так, у Шиллера нет и намека на красивые мотивы героя – им движет жадность, в то время как в книге русского поэта все гораздо благороднее: паж хочет доказать многое самому себе, он храбр и достоин награды. Вот только, как и у многих романтических произведений, которые изучаются на уроках литературы, у этого – грустный конец.

Баллада Жуковского “Кубок” рассказывает историю человека, который готов сразиться с судьбой – и оттого ее настроение, несмотря на трагическое завершение, очень радостное. Это произведение стоит того, чтобы его читать полностью, ведь именно концовка позволяет в полной мере понять ту мораль, которую поэт вкладывал в свои строки. А она такова: лучше рискнуть и бросить вызов стихии, веря в собственные силы, чем вечно прозябать в серости. Именно это и сделал юный паж, герой баллады, которую сегодня можно скачать бесплатно. Причем, сделал дважды – и в первый раз фортуна была на его стороне.

Как и во многих других произведениях автора, здесь прослеживается обращение к народным мотивам, ведь выразителем мыслей поэта становится не знатный человек, а самый простой. В балладе “Кубок”, текст которой можно прочесть онлайн, наиболее ярко прослеживается то переосмысление идей зарубежных авторов, которое характерно для всего творчества Жуковского. Еще один мотив этого произведения – предостережение юношей от ошибок. Ведь даже если судьба единожды была к тебе благосклонна, испытывать ее второй раз все же не стоит.

Конспект урока по литературе 5 класс (ФГОС)

ТЕМА УРОКА:
В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»

Цели деятельности учителя:
ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:
знать
сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского;уметь
самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные:
осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные:
принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные:
осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные:
строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Учебник:
ЛИТЕРАТУРА 5 класс, автор В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков задумчивую даль…

А.С.Пушкин

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.
Выставка. Учащиеся защищают свои рисунки к сказке, выступают с сообщениями о В. А. Жуковском.(повторение предыдущего урока «Спящая царевна». Литературная сказка и народная сказка).

–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.

Наш план работы:

1. Заочная экскурсия «Творчество В.А.Жуковского»,

2. Мы проведем исследование в творческой лаборатории В.А.Жуковского.

Вас устраивает данный план?

II Целеполагание:

Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану? (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)

ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения;

извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников,

проанализировать поступки героев баллады;

провести наблюдение за языком баллады.

II. Понятие о балладе.

1.Вступительное слово учителя.

С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.

В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.

Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.

2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).

—Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.

Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.

Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.

Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.

Словарная работа.

Рыцарь
– тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник
– рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж
– мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча
– широкий плащ без рукавов.

Чрево
– внутренность чего-либо.

Жерло
– узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат
– крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой
– рыба морской волк, род акулы.

Составление плана.

III. Чтение актером (слушать онлайн) баллады «Кубок» -монолог царя.(читает Александр Синица).

Минутное прослушивание начала баллады
в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад.

О чем говорят и думают дети
.

— Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?

Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.

Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.

Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.

И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой.

Скорее всего, это царский каприз.

Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.

Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование.

Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.

Ищет охотников за золотом?

О тех, кто стоял в стороне…

После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:

— Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?

Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.

Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.

А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…

Мнение о главном герое

Выразительное чтение

4-8 строфы. Рассуждаем
по поводу поступка пажа.

— Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?

Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.

Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.

Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.

Хочет скорее стать взрослым.

Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.

Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут?

Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!

Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.

Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».

Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».

Он хочет завоевать сердце царской дочери?

Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.

Может быть, хочет угодить царю?

Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!

Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте… Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих.

Покаяние

После чтения 9-10 строфы:

— Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?

Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.

Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.

За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.

За то, что отмолчались перед царём.

Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб…

Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.

Такие микронаходки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять, и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды
.

Дети не прощают царя-убийцу

Прочитан и прокомментирован
рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.

Перечитан вслух
монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:

— Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?

Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:

…смертный пред богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-

он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.

Еще бы — на то он и царь!

Очень по-детски, но забавно!

Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.

Заметили, что первый раз царь «БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: «свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.

Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.

Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.

— Почему даже мольба дочери не останавливает царя?

Царевна назвала отцову выдумку «опытом», но это страшная игра со смертью.

Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.

Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.

А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.

Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления, чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.

Вывод
: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.

А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..

Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..

Безумство влюбленных

Читается
предпоследняя строфа.

— Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…?

(Договорить фразу)

И опять: «отважность сверкнула в очах» — это сказано в тексте.

Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.

Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.

Желание не разочаровать её.

Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.

Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.

Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»

— А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень

?

Такой корысти у героя нет.

А в моих глазах он лучший из рыцарей!

Не перевелись романтики и в наше время!..

Задумаемся о вечном и быстротечном…

— Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:

Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно.

Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.

От нелепой гибели мальчика.

Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое.

Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах, влюбленных будет вечна.

И любить царевна будет долго-долго.

Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.

Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.

Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг во имя любви)

Нужна ли была эта бессмысленная смерть пажа?

Вывод
: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.

IV. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”»
(с. 89–90).

На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А. Жуковского.

VI. Творческая работа в группах.

Создание коллажа титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок». Конкурс (защита учащимися своих работ).

С творчеством В. А. Жуковского ребята встретятся в 9 классе, где более подробно познакомятся с жизнью и деятельностью романтического поэта.

Учитель. Более полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Домашнее задание:
задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90.

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,

В ту бездну прыгнет с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной».

Так царь возгласил, и с высокой скалы,

Висевшей над бездной морской,

В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?

Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

Но рыцарь и латник недвижно стоят;

Молчанье — на вызов ответ;

В молчанье на грозное море глядят;

За кубком отважного нет.

И в третий раз царь возгласил громогласно:

«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

И все безответны… вдруг паж молодой

Смиренно и дерзко вперед;

Он снял епанчу, и снял пояс он свой;

Их молча на землю кладет…

И дамы и рыцари мыслят, безгласны:

«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»

И он подступает к наклону скалы

И взор устремил в глубину…

Из чрева пучины бежали валы,

Шумя и гремя, в вышину;

И волны спирались и пена кипела:

Как будто гроза, наступая, ревела.


Как влага, мешаясь с огнем,

Дымящимся пена столбом;

Пучина бунтует, пучина клокочет…

Не море ль из моря извергнуться хочет?


И вдруг, успокоясь, волненье легло;

И грозно из пены седой

Разинулось черною щелью жерло;

И воды обратно толпой

Помчались во глубь истощенного чрева;

И глубь застонала от грома и рева.

И он, упредя разъяренный прилив,

Спасителя-бога призвал,

И дрогнули зрители, все возопив, —

Уж юноша в бездне пропал.

И бездна таинственно зев свой закрыла:

Его не спасет никакая уж сила.

Над бездной утихло… в ней глухо шумит…

И каждый, очей отвести

Не смея от бездны, печально твердит:

«Красавец отважный, прости!»

Все тише и тише на дне ее воет…

И сердце у всех ожиданием ноет.

«Хоть брось ты туда свой венец золотой,

Сказав: кто венец возвратит,


Тот с ним и престол мой разделит со мной!


Меня твой престол не прельстит.

Того, что скрывает та бездна немая,

Ничья здесь душа не расскажет живая.

Немало судов, закруженных волной,

Глотала ее глубина:

Все мелкой назад вылетали щепой

С ее неприступного дна…»

Но слышится снова в пучине глубокой

Как будто роптанье прозы недалекой.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом…

И брызнул поток с оглушительным ревом,

Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг… что-то сквозь пену седой глубины

Мелькнуло живой белизной…

Мелькнула рука и плечо из волны…

И борется, спорит с волной…

И видят — весь берег потрясся от клича —

Он левою правит, а в правой добыча.

И долго дышал он, и тяжко дышал,

И божий приветствовал свет…

И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. —

Чудеснее подвига нет!

Из темного гроба, из пропасти влажной

Спас душу живую красавец отважный».

Он на берег вышел; он встречен толпой;

К царевым ногам он упал;

И кубок у ног положил золотой;

И дочери царь приказал:

Дать юноше кубок с струей винограда;

И в сладость была для него та награда.

«Да здравствует царь! Кто живет на земле,

Тот жизнью земной веселись!

Но страшно в подземной таинственной мгле…

И смертный пред богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.


Стрелою стремглав полетел я туда…

И вдруг мне навстречу поток;

Из трещины камня лилася вода;

И вихорь ужасный повлек

Меня в глубину с непонятною силой…

И страшно меня там кружило и било.


Но богу молитву тогда я принес,

И он мне спасителем был:

Торчащий из мглы я увидел утес

И крепко его обхватил;

Висел там и кубок на ветви коралла:

В бездонное влага его не умчала.


И смутно все было внизу подо мной

В пурпуровом сумраке там;

Все спало для слуха в той бездне глухой;

Но виделось страшно очам,

Как двигались в ней безобразные груды,

Морской глубины несказанные чуды.


Я видел, как в черной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб,

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская.


И был я один с неизбежной судьбой,

От взора людей далеко;

Один меж чудовищ с любящей душой,

Во чреве земли, глубоко

Под звуком живым человечьего слова,

Меж страшных жильцов подземелья немова.


И я содрогался… вдруг слышу: ползет

Стоногое грозно из мглы,

И хочет схватить, и разинулся рот…

Я в ужасе прочь от скалы!..

То было спасеньем: я схвачен приливом

И выброшен вверх водомета порывом».


Чудесен рассказ показался царю:

«Мой кубок возьми золотой;

Но с ним я и перстень тебе подарю,

В котором алмаз дорогой,

Когда ты на подвиг отважишься снова

И тайны все дна перескажешь морскова»,


То слыша, царевна с волненьем в груди,

Краснея, царю говорит:

«Довольно, родитель, его пощади!

Подобное кто совершит?

И если уж должно быть опыту снова,

То рыцаря вышли, не пажа младова».


Но царь, не внимая, свой кубок златой

В пучину швырнул с высоты:

«И будешь здесь рыцарь любимейший мой,

Когда с ним воротишься, ты;

И дочь моя, ныне твоя предо мною

Заступница, будет твоею женою».


В нем жизнью небесной душа зажжена;

Отважность сверкнула в очах;

Он видит: краснеет, бледнеет она;


Он видит: в ней
жалость и страх…

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны…


Утихнула бездна… и снова шумит…

И пеною снова полна…

И с трепетом в бездну царевна глядит…

И бьет за волною волна…

Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно.


0

Жуковский «Кубок»: как охарактеризовать пажа? Как составить характеристику?

Какими качествами характера наделен паж в балладе Жуковского «Кубок»?

Баллада Василия Жуковского «Кубок». Как охарактеризовать юного пажа?

Какие качества характера пажа показаны в балладе Жуковского «Кубок»?

Как составить характеристику главного героя?

1 ответ:



1



0

Главный герой баллады Жуковского «Кубок» — молодой паж, который не побоялся броситься в бушующее море, выполняя царский приказ. Юноша, в отличие от других подданных, имеет горячее сердце и огромное желание доказать себе и окружающим, на что он способен.

Пажу удалось в первый раз раздобыть кубок — поступок его безрассуден, но Бог помогает храбрецу, потому он не погибает в пучине, а возвращается на берег. Но самодержец не унимается — на этот раз его заинтересовали тайны подводного мира и он мечтает услышать новые подробности о его обитателях.

Царь снова бросает кубок и призывает пажа прыгнуть в море во второй раз, соблазняя его возможностью жениться на своей дочери. Юноша воодушевлен теплым взглядом царевны и мечтает выглядеть достойно в её глазах — поэтому он принимает вызов и снова прыгает в пучину.

Бог не простил ему дерзость и неосмотрительность, поэтому и не стал ему помогать. Судьба на этот раз отворачивается от храбреца и он погибает в пучине.

Мы видим, что паж решительный и смелый парень, он способен на поступок и остается верным правителю. Но он пренебрегает здравым смыслом и не ценит свою жизнь, что и приводит к тяжким последствиям.

Пажа очень жаль, поскольку его бездумный поступок привел его к гибели. Он молод, поэтому и рискует, нисколько не думая о сохранении своей жизни. Если бы он был благоразумен и дальновиден, то остался бы жив.

Читайте также

В Балладе «Светалана» как и в некоторых других своих произведениях Жуковский поднимает проблему принятия человеком своей судьбы, преодоление жизненных невзгод и печалей с тихим достоинством. Именно величие смирения и благодарность высшим силам за все, по мнению автора, поможет человеку обрести счастье:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье. Благ зиждителя закон:..».

Светлана, увидев во сне своего возлюбленного мертвым, не ропщет, не требует провиденье вернуть ее жениха, а с ужасом смиряется с судьбой, не убегает из хижины, куда он ее привез в сновидении. Это спасает ее, чудесным образом появляется «белоснежный голубок, который возвращает героиню в действительность, где ее ждет скорая встреча с живым возлюбленным.

Ни в коем случае. Это же образец романтизма. А это литературное направление не терпит шутливого отношения к человеку и всему, что с ним происходит. Наоборот — серьёзное и внимательное отношение к чувствам, к душе, внутренней жизни. А ещё грусть и скорбь, даже отчаяние. Правда, баллада заканчивается хорошо, но только потому, что героиня обрела силы благодаря истинной вере. Она, если помните, молилась от чистого сердца. И это ей помогло победить тёмные силы. Фантастические моменты в балладе — это веление стиля, а не шутки. Серьёзность автора прочитывается и в балладе, и между строк. Жанр пародии был в то время распространён, но это не пародия.

Баллада В.А. Жуковского «Суд Божий над епископом» (1831) является переводом баллады английского романтика Роберта Саути, а в основу произведения легло средневековое предание.

Сюжет баллады следующий: из-за продолжительных проливных дождей пропал урожай, начался голод. Однако у епископа Гаттона в амбарах были запасы прошлогоднего хлеба. Народ просил епископа помочь ему, но епископ был глух к просьбам. Неожиданно голодающие получают приглашение от епископа на обед. Стол накрыт в большом сарае. Когда гости зашли, епископ закрыл двери на засов и поджег сарай. Глядя на пепелище, он думает:

**»Будут мне все благодарны:

Разом избавил я шуткой моей

Край наш голодный от жадных мышей».**

Через несколько дней замок епископа наводнили полчища голодных мышей. Гаттон пытался укрыться от них в башне на острове, но мыши поплыли за ним вслед:

«Зубы о камни они навострили,

Грешнику в кости их жадно впустили,

Весь по суставам раздернут был он…

Так был наказан епископ Гаттон».

Здравствуйте.

<hr />

Жуковский много занимался переводом романтиков Шиллера, Гете, В. Скотта. Но задача поэта была в том, чтобы баллада была именно русской. Для этого он и вносит русские фольклорные мотивы в её сюжет.

Кстати, предшественницей баллады «Светлана» является баллада «Ленора», которую перевел немецкий романтик Бюргер; у Жуковского она называется «Людмила», и имеет трагический конец.

Но вернемся к «Светлане». Русские фольклорные мотивы, то есть, русский национальный колорит, помогли показать нам героиню с русской душой, это было замыслом поэта. Не зря сюжет разворачивается в

mTeqZlL3RgJbRWITeoehxeRU1oHsBIb6.png

А на Руси он считался таинственным временем, и народ верил, что это время всевозможных чудес. Также различные верования в приметы, традиции, дополняют замысел Жуковского. В тексте есть немало примеров: это и гадание с башмаком, со свечкой и зеркальцем, а также, «подблюдные» напевы.

Образ Светланы сочетает в себе, как религиозный так и народный характер: с одной стороны она не ропщет, и весьма надеется на милость Господа, молится о том, чтобы жених вернулся, появляется даже образ белого голубка, он оберегает её ( религиозная сторона, в коей проявляется её вера ). А в конце, её та встреча с мертвым женихом оказывается лишь сном, ибо он появляется уже живым, целым да невредимым. Всё происходит, как в сказке, в которой добро смогло одержать победу над злом!

Считаю, что Жуковский справился со своей задачей и смог чётко реализовать через образ Светланы самый настоящий русский характер! В дальнейшем, данный образ раскрывается и в характере Татьяны Лариной, после — Наташи Ростовой.

<hr />

Главная героиня баллады В. А. Жуковского — Светлана.

По традиции девушки гадали. А Светлана не хотела этого делать. Она ждала своего суженого, но его не было очень давно и вестей тоже, поэтому у Светланы стали зарождается сомнения. Девушка верная и постоянная в своих чувствах. Она не желала другого жениха. По некоторым строчкам можно судить, что героиня красива.

И всё же она решила погадать, чтобы хоть что-то узнать про любимого. В полночь села перед зеркалом. И ей приснился страшный сон про мёртвого жениха. Это говорит о впечатлительности девушки, её страхах. Ей приснилось то, чего она боялась больше всего. У Светланы живое воображение. Уснув во время гадания, она не понимает, что всё это сон. И Жуковский происходящее описывает очень реалистично. А белый голубь, который защищал Светлану символ её веры в светлое и доброе. Её душа, со слов автора, как ясный день.

Так что главная героиня Светлана девушка впечатлительная, с живым воображением. В конце баллады автор с любовью говорит о своём персонаже и желает ей только хорошего.

История создания баллады Жуковского

В XII веке было широко известно сказание о ныряльщике, который ради наживы отправился на морское дно. По этой легенде Ф. Шиллер написал балладу «Водолаз».

Творчество Жуковского

Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл.

В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.

Жуковский «Кубок» как баллада (опыт анализа)

Предварительный просмотр:

В.А Жуковский – известный писатель-романтик 19 века. Его произведения захватывают читателя в плен с первых строк своим ритмом, яркой эмоциональностью, важностью проблем, над которыми писатель приглашает задуматься. Таково и его произведение «Кубок». По жанру это баллада, а их мы знаем В.А. Жуковский писал мастерски. Какие же особенности произведения позволяют мне утверждать, что «Кубок» является балладой? Прежде всего, конечно, то, что это сюжетное стихотворение. Действительно, рассказано о «забавах» царя-тирана, о смелом поступке молодого пажа, который дважды прыгнул в пучину морскую. И во второй раз не вернулся… Осуждаем царя, восхищаемся пажом и оплакиваем его, но… чувствуем, что совсем не о каком-то конкретном царе, не о конкретном паже рассказывает Жуковский. У сюжета есть свой подтекст. О чем-то важном говорит писатель своим читателям, рассказывая эту историю. Возможно, он поднимает социальную проблему (угнетение сильными мира сего слабых), возможно, Жуковский – философ и размышляет о судьбе. Ведь он говорит о чудесном спасении пажа единожды и его гибели во время второго погружения. Может, он хочет сказать, что человек не должен идти наперекор судьбе и пытаться узнать больше, чем суждено. А может, подтекст психологический? Что же всё-таки заставило молодого пажа выступить вперед после третьего обращения царя к подданным? Испугался гнева грозного царя, который тот был готов уже обрушить на своих подданных? Ведь последний раз царь о своем желании «возгласил громогласно»! И паж прикрыл собой и рыцарей знатных, и латников простых? А, может, наоборот, паж хотел поддержать царя, которому не подчинились его подданные. Чем больше читаешь балладу, тем больше «подтекстов» выявляешь и поражаешься глубине и современности этого произведения. Кроме того, как и в любой балладе, в «Кубке» есть диалог. Это диалог царя и пажа. Но его нельзя назвать обычным, ведь паж не столько отвечает на вопросы царя, сколько, впечатленный, просто рассказывает всем о бездне, о подводном мире, о своем чудесном спасении… Мы, увлекаемые этим вдохновенным рассказом, словно воедино с пажом и перед царем, и среди чудищ морских, и перед прекрасной царевной. Даже читая о чудесном спасении пажа, мы не верим в счастливый конец: 66 раз повторенный в балладе соединительный союз И, вызывает ощущения плача. Баллада, хоть и рассказ, все-таки поэтическое произведение, поэтому автор в полной мере использует арсенал изобразительно-выразительных средств для создания такого настроения: эпитеты (море грозное, мгла таинственная), олицетворения (пена ревела, глубь застонала), градацию (воет, свищет, бьёт, шипит)…

«Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно», — так заканчивает Жуковский свою балладу. А вопросы, которые стали мучить нас после ее прочтения, заставляя вновь и вновь читать произведение, остались. Ищем их решения мы, находим и вновь, взрослея, ищем, и вновь находим… Только уже совсем другие ответы на эти же вопросы! Может, об этом писатель и мечтал?

Главные герои и их характеристика

Царь – жестокий, самолюбивый правитель.

Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок.

Царь

Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.

Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим.

Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок.

Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.

Поступок пажа

Паж появляется во второй части баллады «Кубок» Жуковского. В кратком содержании этой части следует рассказать о том, что юноша неожиданно для всех вызвался достать сей царский предмет. Все в изумлении посмотрели на него: он был очень молод и красив, смел и дерзок.

Собравшимся стало жалко отважного юношу, но они не решались пожалеть его вслух. Паж подошел к самому краю скалы и стал вглядываться в морские глубины. Страшны и таинственны они были: волны шумно бились о скалы, все ревело, как будто началась гроза. Казалось, что вода и огонь смешались, пучина бушевала. Юноша, произнеся молитву, бросился со скалы.

«Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского

Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно.

Вызов пажа

Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок.

Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся.

В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем.

Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.

Тревога за пажа

Переживания подданных также мастерски показаны в этой части баллады «Кубок» Жуковского. В кратком содержании мы отметим, что подданные очень переживали за судьбу отважного юноши. Все присутствующие ужаснулись, когда паж скрылся в морских пучинах. Когда они смотрели на этот бушующий поток, ни у кого не оставалось сомнений в том, что ему не спастись. Но они продолжали всматриваться в волны.

Зрители стали рассуждать о том, что они ни за какие бы богатства царя не согласились спрыгнуть со скалы. Даже если он посулит им разделить с ним трон. Потому что никто еще не выбирался из этой морской бездны, а все суда, попавшие туда, превращались в обломки. Но борьба между водой и огнем все нарастает, к небу взлетает столбом дымящаяся пена. И вдруг поток устремляется вверх с ужасающим ревом.

Анализ произведения

Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт.

Паж и кубок

И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках.

Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения.

Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.

Короткий пересказ «Кубок»

Краткое содержание «Кубок» Жуковский:

Как-то раз царь решил проверить преданность своих подданных, предложив своим рыцарям показать себя смельчаками и спрыгнуть с обрыва в пучину моря. Правитель сбросил с горы свой золотой кубок, и храбрецу требовалось достать его с самого дна.

Любой мог участвовать в опасном состязании, однако желающих не нашлось. Оно и не удивительно, ведь высокие бурлящие волны у горы забирали на дно целые корабли, и еще никому не удавалось выплыть живым.

Вдруг вперед вышел паж. Юнец, ни слова не проронив, начал сбрасывать с себя одежду и подошел к обрыву, в то время как толпа в изумлении смотрела на безумца. Увидев беспокойные волны, парень начал молиться своему небесному покровителю, прося о спасении. И вот, наконец, он прыгнул вниз. Царская свита единовременно вскрикнула от неожиданности, с прискорбием решив, что паж уже разбился и утонул.

Море на мгновение затихло, но потом зашипело с новой силой, поднимая густую белу пену. Из самой пучины вылетел громадный поток, в котором придворные увидели живого пажа с кубком в руке. Одолев мощные волны, ему все-таки удалось выплыть на берег.

Всё тело ломило от усталости, а дыхание сбилось, но он был рад вновь увидеть солнечный свет. Всех охватила радость за счастливую развязку состязания. Юноша опустился на колено, вручил царю его кубок и торжественно произнес, что ради его величества он избавился от страха смерти. Дочь царя преподнесла пажу кубок вина.

Тут он начал описывать всё, что видел на морском дне, рассказал об обитающих там чудовищных тварях и как чудом спасся благодаря морскому потоку. Царя заинтересовали его рассказы, и он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В награду на этот раз обещалось золотое кольцо с камнями, лишь бы он вновь вернулся с историями про морских чудищ.

Царская дочка взмолилась, упрашивая отца отказаться от этой затеи и пожалеть юного пажа. Но правитель, привыкший, что любая его прихоть и любой, даже самый нелепый приказ, будет выполнен, оставался непреклонным. Бросив в пучину сосуд, к награде он добавил и свою дочь в качестве супруги. Ничего не оставалось юному пажу, как вновь броситься с горы в воду. И вновь море на мгновение затихло и зашумело с новой силой. Так и не смог юноша выбраться из пучины.

Главная тема в произведении – это храбрость и отвага пажа. В то время, как взрослые опытные рыцари предпочли остаться сторонними наблюдателями, юноша отважно совершает подвиг. Значимой наградой для него стал вовсе не золотой сосуд, а кубок вина, поднесенный царской дочерью.

Это интересно: «Сказка о Царе Берендее, о сыне его Иване Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи Царевны, Кощеевой дочери». Читайте детские сказки и повести в хорошем качестве онлайн, бесплатно и без регистрации на нашем сайте.

Главная мысль

Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям.

Анализ произведения Кубок

Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают.

Несколько раз подряд редко когда везёт. Свои поступки надо хорошо обдумывать.

Новый вызов царя

Самым главным в балладе «Кубок» Жуковского является неожиданное предложение правителя. Несмотря на то что юноша доказал свою храбрость, он предлагает ему новое задание: в этот кубок он бросает перстень с алмазом и говорит, что если паж бросится за ним и достанет его снова, то он станет его любимым рыцарем и получит в жены царскую дочь. Молодая девушка начала просить своего отца, чтобы он пожалел бедного пажа.

Но царь, не послушав ее, бросает награду в пучину морскую. Юноша, воодушевившись взглядом царской дочери, в котором читался страх и жалость, бросается в волны. Но напрасно всматривалась царевна в воды. Они продолжали все так же пенится и шуметь, но паж так и остался в пучине морской.

Жанр и композиция

Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.

Проследим за композицией баллады:

  1. Экспозиция:

    действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.

  2. Завязка:

    царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.

  3. Развитие действия:

    претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.

  4. Кульминация:

    молодец ныряет в море. Все ждут его возвращения.

  5. Развязка:

    юноша погибает.

Возвращение пажа

Необычайно важен кульминационный момент баллады Жуковского «Кубок». В кратком содержании этой части следует рассказать о чудесном возвращении смелого юноши из бушующей пучины. Зрители увидели, как он одной рукой сражается с морской стихией, а в другой у него находится царский кубок.

Паж счастлив, что он смог выбраться и может снова приветствовать свет. Счастливы и зрители, что юноше удалось спастись. Он без сил выбирается на берег и падает к ногам царя с кубком. Правитель приказывает дочери дать ему награду, наполнив кубок струей винограда. И юноше кажется, что лучше ничего нет на свете.

Далее паж призывает людей радоваться жизни и рассказывает о том, что с ним произошло в морских глубинах. Он видел глубоководных тварей и лишь чудом смог схватиться за утес, на котором и был кубок. Пытаясь спастись от чудища, он попал в прилив, а столб воды поднял на поверхность.

Действующие лица

Сюжет баллады «Кубок» — сказочный, и поэтому нельзя определить точное место действия и время. По главным героям можно сделать предположение, что речь идет о средневековой Европе. Ключевые персонажи баллады:

  • паж — красивый и смелый юноша, преданный монарху;
  • царь — безжалостный правитель, который равнодушен к ценности жизни и поэтому легко жертвует людьми;
  • царевна — красивая и жалостливая девушка.

Основная мысль баллады «Кубок» — не стоит пренебрегать здравым смыслом. Отважные поступки могут обернуться гибелью, и это не принесет никакой славы. Интересно то, что произведение является пересказом баллады Шиллера «Водолаз».

Краткое содержание «Кубка» Жуковского позволит узнать только основные события сюжета. Для лучшего понимания желательно изучить произведение полностью. Оно небольшое по размеру, и его можно прочитать за один вечер.

  • Рассказ о петре ильиче чайковском
  • Рассказ о пирамидах египта 5 класс по истории кратко
  • Рассказ о падении белогорской крепости капитанская дочка кратко
  • Рассказ о петре и февронии читать
  • Рассказ о пирамидах древнего египта 5 класс