Рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе биология 8 класс

Нервные импульсы распространяются при перемещении ионов через мембрану нервной клетки и передаются из одной нервной клетки в другую с помощью нейромедиаторов.

В результате эволюции нервной системы человека и других животных возникли сложные информационные сети, процессы в которых основаны на химических реакциях. Важнейшим элементом нервной системы являются специализированные клетки нейроны. Нейроны состоят из компактного тела клетки, содержащего ядро и другие органеллы. От этого тела отходит несколько разветвленных отростков. Большинство таких отростков, называемых дендритами, служат точками контакта для приема сигналов от других нейронов. Один отросток, как правило самый длинный, называется аксоном и передает сигналы на другие нейроны. Конец аксона может многократно ветвиться, и каждая из этих более мелких ветвей способна соединиться со следующим нейроном.

Во внешнем слое аксона находится сложная структура, образованная множеством молекул, выступающих в роли каналов, по которым могут поступать ионы — как внутрь, так и наружу клетки. Один конец этих молекул, отклоняясь, присоединяется к атому-мишени. После этого энергия других частей клетки используется на то, чтобы вытолкнуть этот атом за пределы клетки, тогда как процесс, действующий в обратном направлении, вводит внутрь клетки другую молекулу. Наибольшее значение имеет молекулярный насос, который выводит из клетки ионы натрия и вводит в нее ионы калия (натрий-калиевый насос).

Когда клетка находится в покое и не проводит нервных импульсов, натрий-калиевый насос перемещает ионы калия внутрь клетки и выводит ионы натрия наружу (представьте себе клетку, содержащую пресную воду и окруженную соленой водой). Из-за такого дисбаланса разность потенциалов на мембране аксона достигает 70 милливольт (приблизительно 5% от напряжения обычной батарейки АА).

Однако при изменении состояния клетки и стимуляции аксона электрическим импульсом равновесие на мембране нарушается, и натрий-калиевый насос на короткое время начинает работать в обратном направлении. Положительно заряженные ионы натрия проникают внутрь аксона, а ионы калия откачиваются наружу. На мгновение внутренняя среда аксона приобретает положительный заряд. При этом каналы натрий-калиевого насоса деформируются, блокируя дальнейший приток натрия, а ионы калия продолжают выходить наружу, и исходная разность потенциалов восстанавливается. Тем временем ионы натрия распространяются внутри аксона, изменяя мембрану в нижней части аксона. При этом состояние расположенных ниже насосов меняется, способствуя дальнейшему распространению импульса. Резкое изменение напряжения, вызванное стремительными перемещения ионов натрия и калия, называют потенциалом действия. При прохождении потенциала действия через определенную точку аксона, насосы включаются и восстанавливают состояние покоя.

Потенциал действия распространяется довольно медленно — не более доли дюйма за секунду. Для того чтобы увеличить скорость передачи импульса (поскольку, в конце концов, не годится, чтобы сигнал, посланный мозгом, достигал руки лишь через минуту), аксоны окружены оболочкой из миелина, препятствующей притоку и оттоку калия и натрия. Миелиновая оболочка не непрерывна — через определенные интервалы в ней есть разрывы, и нервный импульс перескакивает из одного «окна» в другое, за счет этого скорость передачи импульса возрастает.

Когда импульс достигает конца основной части тела аксона, его необходимо передать либо следующему нижележащему нейрону, либо, если речь идет о нейронах головного мозга, по многочисленным ответвлениям многим другим нейронам. Для такой передачи используется абсолютно иной процесс, нежели для передачи импульса вдоль аксона. Каждый нейрон отделен от своего соседа небольшой щелью, называемой синапсом. Потенциал действия не может перескочить через эту щель, поэтому нужно найти какой-то другой способ для передачи импульса следующему нейрону. В конце каждого отростка имеются крошечные мешочки, называющие (пресинаптическими) пузырьками, в каждом из которых находятся особые соединения — нейромедиаторы. При поступлении потенциала действия из этих пузырьков высвобождаются молекулы нейромедиаторов, пересекающие синапс и присоединяющиеся к специфичным молекулярным рецепторам на мембране нижележащих нейронов. При присоединении нейромедиатора равновесие на мембране нейрона нарушается. Сейчас мы рассмотрим, возникает ли при таком нарушении равновесия новый потенциал действия (нейрофизиологи продолжают искать ответ на этот важный вопрос до сих пор).

После того как нейромедиаторы передадут нервный импульс от одного нейрона на следующий, они могут просто диффундировать, или подвергнуться химическому расщеплению, или вернуться обратно в свои пузырьки (этот процесс нескладно называется обратным захватом). В конце XX века было сделано поразительное научное открытие — оказывается, лекарства, влияющие на выброс и обратный захват нейромедиаторов, могут коренным образом изменять психическое состояние человека. Прозак (Prozac*) и сходные с ним антидепрессанты блокируют обратный захват нейромедиатора серотонина. Складывается впечатление, что болезнь Паркинсона взаимосвязана с дефицитом нейромедиатора допамина в головном мозге. Исследователи, изучающие пограничные состояния в психиатрии, пытаются понять, как эти соединения влияют на человеческий рассудок.

По-прежнему нет ответа на фундаментальный вопрос о том, что же заставляет нейрон инициировать потенциал действия — выражаясь профессиональным языком нейрофизиологов, неясен механизм «запуска» нейрона. В этом отношении особенно интересны нейроны головного мозга, которые могут принимать нейромедиаторы, посланные тысячей соседей. Об обработке и интеграции этих импульсов почти ничего не известно, хотя над этой проблемой работают многие исследовательские группы. Нам известно лишь, что в нейроне осуществляется процесс интеграции поступающих импульсов и выносится решение, следует или нет инициировать потенциал действия и передавать импульс дальше. Этот фундаментальный процесс управляет функционированием всего головного мозга. Неудивительно, что эта величайшая загадка природы остается, по крайней мере сегодня, загадкой и для науки!

См. также:

3.
Актуализация знаний

Проверка
домашнего задания проводится в виде письменного теста с вопросами закрытого
типа по вариантам.

I
вариант

 Укажите
номера верных суждений:

1.     Синапс –
это место контакта двух нервных клеток или нейрона с тканью рабочего органа.

2.     Мякотные
волокна состоят из одного осевого цилиндра, покрытого миелином.

3.     Нервный
импульс распространяется быстрее по безмиелиновому волокну.

4.     Эфферентные
нервы состоят из чувствительных нервных волокон.

5.     В
синапсе нервный импульс проводится только в одном направлении.

6.     Рецепторы,
«узнающие» нейромедиатор, расположены на пресинаптической мембране.

7.     Ацетилхолин
и норадреналин – тормозные нейромедиаторы.

8.     Проницаемость
мембраны для K+ в 20 раз выше, чем для Na+.

9.     При
возбуждении нейрона происходит деполяризация мембраны и возникает потенциал
действия равный +40 мВ.

10. При передаче
нервного импульса один нейрон может вызывать у другого только возбуждение.

II
вариант

Укажите
номера верных суждений:

1.     Безмякотные
нервные волокна толще мякотных.

2.     Участки
мякотного волокна, не покрытые миелином, называются перехваты Ранвье.

3.     Нерв – совокупность
нервных волокон, покрытая соединительнотканной оболочкой.

4.     Смешанные
нервы могут проводить нервный импульс в двух направлениях.

5.     В
синапсе мембрана аксона – пресинаптическая, а дендрита – постсинаптическая.

6.     В
химических синапсах возбуждение передается от одного нейрона к другому с
помощью нейромедиатора.

7.     Наружная
сторона клеточной мембраны отрицательно заряжена по отношению к внутренней.

8.     Мембранный
потенциал покоя у нейрона равен примерно -70 мВ.

9.     Торможение
– это процесс, приводящий к угнетению возбуждения.

10. Потенциал
действия у нейрона может длиться несколько секунд или минут.

Ответы: I
Вариант 1, 2, 4, 5, 8, 9. II Вариант 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

По
окончании теста ребята обмениваются работами с одноклассниками и производят взаимопроверку,
а затем сдают их на проверку учителю. После чего можно провести устное
обсуждение вопросов теста, в ходе которого учащиеся выявляют правильные
ответы и свои ошибки.

 Письменно
отвечают на поставленные вопросы, производят взаимопроверку тестовых работ.
После сдачи работ в ходе обсуждения с одноклассниками и учителем выявляют
правильные ответы.

4.
Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний.
 (Беседа,
рассказ, практическая работа, лабораторная работа в группах)

Проблемный
вопрос: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные
движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта
такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через
пуповину.

Основываясь
на данном примере, попытайтесь дать определение понятию рефлекс.

Объясните,
существует ли разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость»? Если да,
то какая?

В
ходе эвристической беседы учитель приводит примеры различных рефлексов у
животных, напоминая, что простейшие рефлексы проявляются впервые у
кишечнополостных.

Что
из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости?

1.     Укол
иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных
клеток.

2.     Если в
каплю воды с амебами положить кристаллик соли, то они будут двигаться в
направлении от него.

3.     Движение
эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.

4.     Сворачивание
листовых пластинок у Мимозы стыдливой при прикосновении к ним

5.     Слезотечение
при раздражении слизистой глаза луковым соком.

6.     Раскрывание
и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.

(Рефлексы:
1, 5. Раздражимость:2, 3, 4, 6.)

Рефлекс 
непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие
раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее
контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных
животных, включая человека.

Из
курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором
готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни
при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы
(безусловные и условные соответственно).

Заполните
таблицу «Виды рефлексов» и приведите в ней краткую характеристику безусловных
и условных рефлексов.

Виды
рефлексов

Безусловные

Условные

  • Врожденные
  • Видовые
  • Неизменные
  • Сохраняются в течение всей жизни
  • Приобретенные
  • Индивидуальные
  • Изменяются в зависимости от условий среды
  • Могут затухать
  • Вырабатываются на основе безусловных

Механизм
осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех
органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания,
преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра.
Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и
в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному
(афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в
спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы
(рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе.
Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное
рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих
рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих
рецепторов, расположенных в одной области тела –рефлексогенной зоны
(рецептивное поле)
.

Таким
образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга –
цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении
рефлекса.

 Используя
этот пример, заполните по памяти таблицу «Звенья рефлекторной дуги»:

Звенья
рефлекторной дуги

Функции
звеньев

1.
Рецептор

Преобразование
раздражения в нервные импульсы

2.
Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение
импульса в ЦНС

3.
Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ,
обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4.
Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение
импульса из ЦНС к рабочему органу

5.
Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная
реакция — эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

Простейшую
рефлекторную дугу можно наблюдать у гидры: раздражитель > нейрон >
реакция. У более высокоорганизованных животных рефлекторные дуги имеют более
сложное строение. Выделяют простые и сложные рефлекторные дуги.

Прочитайте
в учебнике описание мигательного рефлекса и составьте схему «Виды
рефлекторных дуг», учитывая, что этот рефлекс имеет сложную рефлекторную
дугу, а коленный – простую.

Для
осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Объясните,
будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден:
а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже
поясницы? Почему? (Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как
нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного
импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.)

Выделяют
следующие виды рефлексов:

I.
Безусловные

1.     Моносинаптические.
Им соответствует простая рефлекторная дуга, содержащая только один синапс.
Например, коленный рефлекс.

2.     Полисинаптические
спинномозговые. Имеют сложную рефлекторную дугу, включающую от двух синапсов.
Нервный центр расположен в спинном мозге. Например, сгибательный рефлекс
руки.

3.     Полисинаптические
с участием спинного и головного мозга. Имеют сложную рефлекторную дугу.
Нервный импульс с чувствительного нейрона передается по восходящему пути
спинного мозга в головной мозг, где идет анализ информации. Далее по
нисходящему пути импульс попадает на исполнительный нейрон и направляется к
рабочему органу. Таким образом, спинномозговые центры таких рефлексов
контролируются определенными центрами головного мозга. Впервые этот
факт установил И.М. Сеченов – «отец русской физиологии». В своем классическом
труде «Рефлексы головного мозга» он обосновал рефлекторную природу сознательной
и бессознательной деятельности и доказал, что вышележащие отделы ЦНС
(головной мозг) контролируют работу нижележащих (спинного мозга).

II.
Условные

По
строению рефлекторной дуги являются полисинаптическими с участием спинного и головного
мозга (кора больших полушарий), но в ее составе нисходящий путь спинного
мозга будет представлен либо возбуждающим нейроном, либо тормозным. В
зависимости от этого в исполнительном нейроне будет соответственно
наблюдаться либо возбуждение (рефлекторный акт осуществится), либо торможение
(рефлекс не проявится). В данном случае характер ответа будет зависеть от
прошлого опыта. Основой этих рефлексов является научение. Учение об
условных рефлексах разработал великий русский физиолог, лауреат Нобелевской
премии И.П. Павлов. Впервые об условных рефлексах он сообщил на четырнадцатом
Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

Если
случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс –
одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека
прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого
усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный
центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).

На
данном примере мы убедились, что организм может вносить поправки в
рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи.
В каждом эффекторе имеются рецепторы, раздражающиеся при действии рабочего
органа. По чувствительному нейрону импульсы от них поступают в нервный центр,
«сообщая» об особенностях осуществления рефлекса. Таким образом, благодаря
обратным связям, нервный центр имеет возможность контролировать точность
выполнения своих команд и при необходимости вносить поправки в работу
исполнительных органов.

Обсуждают
проблемный вопрос, приходят к выводу, что у младенца проявляется сосательный
рефлекс в ответ на раздражение.
Часто ребята ошибочно полагают, что рефлекс – ответная реакция на действие
раздражителя (раздражимость).
В ходе обсуждения ребята предлагают свои определения и приходят к выводу, что
рефлекс — один из примеров раздражимости и для его осуществления необходимо
участие нервной системы.
Слушают, отвечают на вопросы учителя. Записывают определения рефлекса и
рефлекторной дуги. Заполняют таблицы «Звенья рефлекторной дуги» и «Виды
рефлексов», составляют схему «Виды рефлекторных дуг» в тетрадях.
Работают с раздаточным материалом, находят соответствие между схемами
рефлекторных дуг и видами рефлексов.
Сравнивают и акцентируют внимание на признаках условных и безусловных
рефлексов, различиях простых и сложных рефлекторных дуг, прямых и обратных
связей.
Записывают в тетрадях виды рефлексов.

Нервная система выполняет ряд важных функций:

  • обеспечивает связь организма с окружающим миром;
  • управляет работой всех органов; 
  • координирует функционирование всех систем органов, обеспечивая их согласованную работу.

Нервная ткань

Нервная ткань отличается от других тканей нашего организма тем, что обладает особыми свойствами — возбудимостью и проводимостью. Эти свойства нервной ткани обусловлены особенностями её строения.

В состав нервной ткани входят клетки двух видов. Основные функции выполняют нейроны, а клетки-спутники (клетки нейроглии) служат опорой и обеспечивают обмен веществ.

Нервная ткань_Nerve tissue_Nervu audi.png

Рис. (1). Нервная ткань

Функции нейронов: генерирование и передача нервных импульсов; обработка и хранение поступающей информации.

Нервный импульс — это волна возбуждения (биоэлектрическая волна), распространяющаяся по нервным клеткам.

Нейрон — основная клетка  нервной ткани. Он имеет тело и отростки двух типов. В теле нейрона располагается ядро и органоиды, а по отросткам передаются нервные импульсы.

Дендриты — это отростки, по которым нервные импульсы передаются к телу нейрона. Эти отростки сильно ветвятся. У нейрона может быть несколько дендритов.

Аксон — это отросток, по которому импульсы передаются от тела клетки. Аксон обычно ветвится только на конце. У каждого нейрона всего один аксон.

Нервная клетка.png

Рис. (2). Строение нейрона

Аксоны часто окружены оболочкой из жироподобного вещества миелина. Это вещество имеет белый цвет. Скопления миелинизированных аксонов образуют белое вещество головного и спинного мозга. Тела нервных клеток и дендриты не покрыты миелином. Они серого цвета, а их группы составляют серое вещество центральной нервной системы.

Передача нервных импульсов с одной клетки на другую происходит в синапсах.

Синапс — это место контакта между двумя нейронами или между нейроном и  клеткой рабочего органа.

Главными элементами синапса являются мембраны двух клеток (пресинаптическая и постсинаптическая мембраны) и пространство между ними (синаптическая щель).

Нервная клетка_2.png

Рис. (3). Строение синапса

В аксоне пресинаптического нейрона вырабатывается медиатор — особое вещество, с  помощью которого происходит передача нервного импульса.

Под действием нервного импульса медиатор выделяется в синаптическую щель. Рецепторы постсинаптической мембраны реагируют на его появление и генерируют возникновение нервного импульса в следующем нейроне. Так в синапсе происходит химическая передача возбуждения с одной клетки на другую.

Нейроны различаются по своему строению и выполняемым функциям.

Виды нейронов.png

Рис. (4). Виды нейронов

По выполняемым функциям выделяют три типа нейронов.

Чувствительные (сенсорные) нейроны проводят информацию от органов в мозг. Тела таких нейронов находятся в нервных узлах вне центральной нервной системы.

Другая группа нейронов передаёт информацию от головного и спинного мозга к органам. Это двигательные (моторные) нейроны. Их тела находятся в сером веществе центральной нервной системы, а аксоны находятся за пределами ЦНС.

Третий вид нейронов осуществляет связь между чувствительными и двигательными нейронами. Это вставочные нейроны, они находятся в головном и спинном мозге.

Скопление нейронов в головном или спинном мозге называют ядром.

Типы нейронов.png

Рис. (5). Типы нейронов и синапсы

Связь между органами и центральной нервной системой осуществляется через нервы.

Нерв — это орган, в состав которого входят пучки нервных волокон, покрытые соединительнотканной оболочкой.

Нерв.png

Рис. (6). Нерв

Нервы выполняют проводниковую функцию. Они связывают головной и спинной мозг с кожей, органами чувств и с внутренними органами.

Нервы бывают чувствительныедвигательные и смешанные.

Чувствительные нервы проводят нервные импульсы от рецепторов в мозг. В их состав входят дендриты чувствительных нейронов.

Двигательные нервы состоят из аксонов двигательных нейронов. Их функция — проведение импульсов от мозга к рабочим органам.  

Смешанные нервы образованы чувствительными и двигательными волокнами и способные проводить импульсы как к ЦНС, так и от ЦНС.

Нервные сплетения представлены сетчатыми скоплениями нервных волокон разных нервов, связывающих ЦНС с внутренними органами, скелетными мышцами и кожей.

Наиболее известное солнечное сплетение находится в брюшной полости.

Источники:

Рис. 1. Нервная ткань https://image.shutterstock.com/image-photo/mammalian-nervous-tissue-under-microscope-600w-74170234.jpg

Рис. 2. Строение нейрона  https://image.shutterstock.com/image-vector/education-chart-biology-nerve-cell-600w-661087429.jpg

Рис. 3. Строение синапса https://image.shutterstock.com/image-illustration/gap-between-two-nerve-cells-600w-1284912691.jpg

Рис. 4. Виды нейронов https://image.shutterstock.com/image-illustration/different-kinds-neurons-scheme-structure-600w-138356969.jpg

Рис. 5. Типы нейронов и синапсы  © ЯКласс

Рис. 6. Нерв https://image.shutterstock.com/image-illustration/nerve-structure-anatomy-600w-1041115012.jpg

Между нейронами находятся клетки нейроглии (соединение нейронов).

Нервы – длинные отростки нервных клеток (аксоны), выходящие за пределы ЦНС.

Нервные узлы (ганглии) – тела нейронов и короткие отростки (дендриты), располагающиеся либо внутри органов, либо рядом с ними.

Diagram Description automatically generated

Нервы:

  • чувствительные;

  • вставочные;

  • смешанные.

Нейроны:

  • чувствительные;

  • вставочные;

  • исполнительные.

Процессы:

  • возбуждение (открыл Введенский);

  • торможение (открыл Сеченов).

Медиаторы – вещества, ускоряющие скорость реакций.

Центральная нервная система (ЦНС) – головной и спинной мозг.

Периферическая нервная система – нервы и нервные узлы.

Нервы – это пучки длинных отростков, нервных клеток, выходящих за пределы головного и спинного мозга.

Нервные узлы – это скопление тел нейронов вне центральной нервной системы. Нейроны могут быть чувствительные и исполнительные.

Чувствительные нейроны получают информацию от органов о событиях, происходящих во внешней среде.

Исполнительные (двигательные) нейроны исполняют, работают: передают команды мозга, управляющие органами и направляющие их действия.

Рецепторы – это окончания чувствительных нервных волокон, преобразующие раздражение в нервный импульс.

В основе деятельности нервной системы лежит рефлекс.

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемое с участием нервной системы.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому сигналы от рецептора идут к исполнительному органу.

Простая рефлекторная дуга (2 нейрона)

Коленный рефлекс

Сложная рефлекторная дуга (3 нейрона + вставочный нейрон)

Мигательный рефлекс

Рефлекс начинается с раздражения рецепторов, возникшие нервные импульсы по чувствительным нейронам достигают центральной нервной системы, там эта информация обрабатывается вставочными нейронами, потом нервный импульс переходит к исполнительным нейронам – они посылают сигнал к органу (мышцы, железа́).

Значение НС:

1. Взаимосвязь внутреннего состояния организма с окружающей средой.

2. Психика.

Спинной мозг:

  • белое вещество;

  • серое вещество.

Белое вещество – скопление аксонов. Цвет придаёт миелиновая оболочка (на аксоне, беловатая).

Серое вещество – тело нейрона + дендриты.

Спинномозговой канал – в нём находится спинной мозг.

Спинномозговая жидкость – отвечает за солевой баланс, является защитой от трения.

Спинной мозг – от затылочного отверстия до поясничного отдела. Состоит из 31 сегмента; нервные окончания сплетаются на копчике.

Diagram Description automatically generated with low confidence

Боковые рога управляют внутренними органами и железами.

Задние рога воспринимают информацию от чувствительных нейронов, передача информации (вставочные нейроны).

Передние рога – двигательные нейроны, управляющие скелетной мускулатурой.

Психика – субъективное отражение окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Спинной мозг (вид сбоку)

Diagram Description automatically generated

Конспект
Работа нервной системы человека и высших животных основана на рефлекторном принципе. Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие при участии нервной системы. Отдергивание руки от горячего предмета, коленный рефлекс, резкое сужение зрачков при ярком свете – все это примеры рефлексов. Путь, по которому осуществляется рефлекс, называется рефлекторной дугой. Основные ее части: рецептор, воспринимающий внешнее или внутреннее воздействие и преобразующий его в нервный импульс; чувствительный нейрон, передающий импульс от рецептора в центральную нервную систему; вставочный нейрон, входящий в состав центральной нервной системы; двигательный, или исполнительный нейрон, передающий нервный импульс из центральной нервной системы к рабочему органу (эффектору). Обычно эффектором является мышца или железа.
Анатомически нервная система человека может быть разделена на две части: центральная нервная система и периферическая нервная система. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, развивающиеся из нервной трубки эмбриона, как у вех позвоночных.
Периферическая нервная система включает в себя нервы (например, 12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пару спинномозговых нервов), нервные узлы (скопления нейронов), нервные сплетения и нервные окончания.
Нервы – это пучки нервных волокон, образованных аксонами (длинными отростками) нейронов и клетками нейроглии, покрытые оболочкой. Различают чувствительные нервы, проводящие нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему; двигательные, проводящие импульсы от центральной нервной системы к эффекторам и смешанные, проводящие импульсы в обоих направлениях.
Нервные сплетения – совокупность нервных волокон различных нервов. Например, солнечное сплетение в брюшной полости.
Функционально в нервной системе выделяют соматическую нервную систему и вегетативную, или автономную нервную систему. Соматическая нервная система обеспечивает работу скелетных мышц. С ее помощью мы можем произвольно управлять движениями своего тела и его частей.
Вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов, обеспечивая сокращение гладкой мускулатуры, работу желез, поддержание гомеостаза. Человек не может управлять работой вегетативной нервной системы, она работает непроизвольно.
Нервная система, благодаря рефлекторному принципу работы, обеспечивает быструю реакцию организма на любые воздействия. Благодаря этому сохраняется целостность организма и поддерживается гомеостаз.
Соматическая и вегетативная нервная система совместно обеспечивают эту важнейшую функцию нервной системы, позволяя нам существовать в постоянно меняющемся мире.

  • Рассказ о первых печатных книгах 3 класс
  • Рассказ о орфографическом словаре для 6 класса
  • Рассказ о первых олимпийских играх
  • Рассказ о орангутанге из красной книги 4 класс по окружающему миру
  • Рассказ о первопечатнике иване федорове 3 класс литературное чтение