Рассказ о петре великом для 4 класса окружающий мир

Петр Великий


Петр Великий

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 3449.

Обновлено 29 Июля, 2021

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 3449.

Обновлено 29 Июля, 2021

В истории России был царь, который до сих пор не перестаёт удивлять и восхищать. Это Пётр Великий, благодаря которому российское государство смогло сделать колоссальный рывок в своём развитии. Узнаем, почему Петра Первого называют великим.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Восхождение на престол

30 мая 1672 года на свет появился маленький царевич – сын царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны. Мальчика окрестили Петром. С раннего детства он проявлял себя невероятно любознательным и умным ребёнком. Первым его учителем был Никита Зотов, однако он не мог обеспечить своему ученику полноценное образование. Большинство знаний Пётр приобрёл уже в зрелом возрасте.

Детство Петра

Рис. 1. Детство Петра.

Когда царевичу исполнилось десять лет, на него было возложено бремя власти – в 1682 году Пётр стал царем. Тот далекий период в истории России был одним из самых трудных:

  • страна заметно отставала в своём развитии от соседних европейских держав;
  • дефицит опытных специалистов: инженеров, преподавателей, учёных, медиков;
  • отсутствие военного флота;
  • плохо обученная и вооружённая армия;
  • постоянная борьба за власть между боярами;
  • крестьянские восстания.

Повзрослев, Пётр I понял, что нужно срочно предпринимать серьёзные меры, чтобы вывести отчизну из этой трясины. Для этого нужно было развивать производство, укреплять армию, строить флот. Для выполнения столь серьёзных задач Россия отчаянно нуждалась в образованных людях.

На своей личной печати молодой царь вырезал важные слова: «Я – ученик и нуждаюсь в учителях». Эта фраза стала девизом Петра на протяжении всей его жизни. Он постоянно учился всему новому и заставлял учиться других. За 53 года своей жизни ему удалось сделать очень многое для России.

Реформы Петра Великого

Посетив Европу и убедившись, насколько сильно отстаёт России от просвещённых держав, по возвращении домой Пётр приступил к нововведениям.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

В первую очередь, изменения коснулись внешнего облика и поведения его подданных. Царь заставил всех бояр сбрить бороды, сменить длинные и неудобные одежды на более лёгкое европейское платье. При дворе он ввел моду на утренний кофе и блюда из диковинного картофеля. Мужчины теперь были обязаны вывозить «в свет» своих супруг и дочерей, которые также должны были носить европейские наряды.

Рис. 2. Новый облик бояр

Петром Великим были проведены следующие важнейшие реформы в государстве:

  • Введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. С 1700 года вся страна начала жить по новому календарю.
  • Открыто большое количество образовательных заведений. Пётр Первый основал Инженерную, Артиллерийскую, Медицинскую школы, Школу математических и навигационных наук, Российскую академию Наук.

Петром Великим была основана Кунсткамера – первый русский музей, расположенный в Санкт-Петербурге. Он славится своей уникальной коллекцией анатомических аномалий и редкостей, которые Пётр собирал со всего мира.

  • Выпущена первая русская газета, получившая название «Ведомости».
  • Создание флота Переславль-Залесский.
  • Основание 16 мая 1703 года великого города Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург

Рис. 3. Санкт-Петербург.
  • Провозглашение в 1721 году России империей. Столицей империи становится Санкт-Петербург, а Пётр Первый провозглашается императором.
  • Победа в Северной войне над шведами и освобождение прохода к Балтийскому морю. Россия становится морской державой.

Благодаря деятельности Петра Великого Россия стала сильной, процветающей империей, с которой нужно было считаться на мировой арене.

Заключение

Что мы узнали?

При изучении статьи на тему «Пётр Великий» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, как молодой царь взошел на престол и какие нововведения он ввёл в государстве. Мы выяснили, насколько важными стали годы правления Петра для всей страны. Материал может быть использован для составления доклада к уроку в школе.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ярослава Шельтик

    10/10

  • Матвей Гавриленко

    9/10

  • Валерия Яцко

    10/10

  • Дарья Скворцова

    6/10

  • Юлия Азарова

    9/10

  • Гоша Моргунов

    8/10

  • Ирина Шмидт

    9/10

  • Марина Седых

    10/10

  • Андрей Баранов

    10/10

  • Ольга Чайка

    10/10

Оценка доклада

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 3449.


А какая ваша оценка?

Еще доклад о Петре Великом по Окружающему миру здесь.


В истории России было много правителей, но некоторые из них особенно сильно повлияли на судьбу нашей Родины. В конце 17-го века царем стал Петр Алексеевич Романов. Так как до него в стране не было царей по имени Петр, то его стали звать Петр Первый.

Петр родился в 1672 году в царской семье, но его путь на российский престол был непростым. За царский трон боролось очень много наследников, поэтому после смерти предыдущего царя в столице произошло многодневное восстание. Царем был провозглашен брат Петра Иван. Петра назвали «младшим» царем и мальчику с матерью пришлось на много лет покинуть Кремль и жить в подмосковном дворце в селе Преображенском.

Мальчик обладал отменным здоровьем, был активным, любознательным и подвижным. Он очень хорошо учился и знал много иностранных языков. Юного Петра интересовали разные ремесла, он перенимал опыт у кузнецов, столяров и оружейников. Эти знания очень помогли ему сделать свою страну сильнейшей державой в мире. Известно и то, что молодой наследник российского престола любил разыгрывать военные сражения.

В 17 лет Петр женился, стал самостоятельным и заявил о желании стать настоящим правителем. Вместе с верными друзьями он вернулся в Москву, подавил очередное восстание и взошел на престол.

После смерти старшего брата Ивана Петр принял решение укреплять военную силу России и развивать торговые связи с другими странами. Для этого надо было завоевать земли около Азовского моря и после многих сражений Петру это удалось.

Петр отправился учиться в Европу и овладел там искусством постройки и управления кораблями. Там он провел несколько лет и вернулся домой, где ему пришлось участвовать в войне со Швецией. Война получилась длительной и кровавой, но Петр одержал в ней победу.

Создание могучего флота заняло у царя всего 15 лет. За этот небольшой срок Петр построил новые верфи и почти две сотни военных кораблей, охранявших морские границы страны.

Во время правления Петра в стране произошли и другие серьезные изменения. После победы над Швецией, он построил на берегу Балтийского моря Петропавловскую крепость, которая стала центром города Петербурга. По указу царя Петербург был назван новой столицей.

Царь хотел принести в Россию опыт, приобретенный в Европе. Под руководством Петра в Петербурге открылась Морская академия, где готовили специалистов для российского флота. Москве начала действовать математическая школа. Он требовал от бояр одеваться и выглядеть по европейской моде, реформировал систему управления государством. Не всем нравились такие реформы, поэтому в крупных городах происходили серьезные восстания.

К концу жизни царь сильно ослаб и много болел. Скончался Петр Первый в феврале 1725 года от воспаления легких.


Чем болел и от чего умер Петр Первый.


Пётр I – это последний российский царь из династии Романовых, который взошёл на престол в 1682 году, когда ему было всего лишь 10 лет. Несколько первых лет Пётр просто не мог управлять страной, так как был совсем ещё юным и этим занимался его брат и тётка.

С детских лет будущий царь увлекался военным делом, любил мастерить корабли и вообще был всесторонне развитым и очень любознательным человеком. Петра отличали такие черты характера, как смелость, решительность, настойчивость, упрямство, ум. После того как молодой царь взял управление страной в свои руки, он много путешествовал по странам Европы, обучался корабельному делу, поощрял развитие науки в Российском государстве, проводил реформы, которые способствовали развитию страны.

Например, церковная реформа ограничивала влияние церкви на государство. В соответствии с петровскими указами, церковь должна была подчиняться законам государства, можно было исповедовать любую веру, вступать в брак с иностранцами. Чтобы пополнять казну государства для содержания армии, развития флота и промышленности, было введено много налогов – на содержание бани, мельницы, ловлю рыбы, ношение бороды и другие. Также по указу царя было развито рекрутство – пожизненный набор в царскую армию. Пётр I ввёл новое летоисчисление, в соответствии с которым Новый год начали отмечать 1 января. В период правления Петра было открыто много учебных заведений, где готовили врачей, инженеров, переводчиков, военных. Всё дворянское сословие и духовенство должно было в обязательном порядке получать образование. Также открывались школы и для бедняков.

При правлении Петра I началось строительство заводов по выплавке чугуна, производству оружия, расширялись торговые связи между городами и другими государствами, была освоена Сибирь, началась добыча полезных ископаемых, строились новые дороги. Территория Российского государства была поделена на губернии.

Будучи дальновидным правителем, Пётр I понимал, что для успешного развития торговли необходим выход к морю — порт, где можно разместить торговые суда и военные корабли. Так в 1703 году на берегу Балтийского моря началось строительство нового города в европейском стиле. Началом города была крепость под названием «град Петра», названная в честь святого апостола Петра, покровителя рыбаков. А уже через девять лет в этот город была перенесена столица, и он был назван Санкт-Петербургом. После чего Российское государство было переименовано в Российскую империю, а Пётр I стал первым Российским императором.

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Петре 1

Петр 1 — довольно особенная личность. Его неоценимый вклад в развитие государства принес России новые возможности.

Петр 1 появился на свет 30 мая 1672 г. в семье царя Алексея Михайловича из рода Романовых и царицы Натальи Нарышкиной. Кроме Петра, у отца было еще 13 детей от первого брака с Марией Милославской.

Когда Петру было 4 г., умер Алексей Михайлович. Мальчик остался под опекой своего брата, нового государя Федора Алексеевича.

Петр получил плохое начальное образование, но это он компенсировал тем, что самосовершенствовался всю жизнь. Будущий император был развит не по годам, его тяга к изучению всего нового и интересного, принесла свои плоды в дальнейшем становлении государства.

Федор Алексеевич умер после болезни в 1682 г. На трон стали претендовать сводный брат Петра — Иоанн, сам Петр и их сестра Софья. Семье первой жены Алексея Михайловича не понравилось, что править государством будет малолетний Петр, и она организовала Стрелецкое восстание. Наставники Петра и его родные были казнены. После бунта править стала Софья. Петр же с матерью уехали в село Преображенское.

Во время жизни в Преображенском, мальчик занялся военным делом. Вместе с друзьями они строили потешные полки, которые впоследствии положили начало образования военного городка в Преображенском. Там же Петр увлекался строительством собственного флота. Он принимал активное участие в планировании, строительстве судов. Царь никогда не сидел без дела, он постоянно обучался разным профессиям.

6 февраля 1689 г, по желанию матери, Петр женился на Евдокии Лопухиной. Семейная жизнь у молодых не заладилась, от этого брака у правителя было два сына, Алексей и Александр. Второй избранницей царя стала Марта Скавронская, впоследствии императрица Екатерина 1. Петр любил свою вторую супругу, у них было несколько детей, но выжили только Анна и Елизавета.

1689 г. знаменован тем, что Софья устроила новый бунт, но Петр подавил бунт с помощью влиятельных соратников и собственных полков. Софью сослали в Новодевичий монастырь. Будущий император стал больше проявлять заинтересованность делами государства, но бразды правления все еще были на плечах родственников. В 1696 г, после смерти Иоанна, являясь единственным претендентом на корону, Петр приходит к власти.

В этапы правления Петра Россия вышла на новый международный уровень. С нашим государством стали считаться другие страны. В стране появилась сильнейшая регулярная армия и не менее сильный флот. Экономическое положение резко улучшилось. Появились университеты, множество промышленных центров, налажено производство в новых отраслях судостроения, бумажного дела. Были завоеваны новые земли.

1721 г. был исторически значимым, Россия признана империей, а Петр — императором.

Петр Великий скончался в 1725 г. после сильной болезни, которая явилась результатом простуды царя, заработанной во время оказания помощи солдатам, терпящим бедствие в море. Император был захоронен в Петропавловской крепости.

Доклад О Петре 1

Заступил на престол Петр, его сразу же начали называть Петром первым, потому что до него на престоле не было не одного Петра. Он был родом из высшего общества. На трон царя заступил после своего старшего брата. Не достигнувши, 18 лет женился, приехал обратно, в Москву поднял, восстание, свергнул своего брата и встал на трон.

Петр 1 был умным и смышленым юношей, старался узнавать все новое. Так его расширенный круг мировоззрения, помогли ему сделать Россию сильной и непобедимой.

После смерти брата решил укрепить военную силу страны и развивать торговые отношения. Для этого предстояло завоевать земли около Азовского моря, и после долгих сражений у него это получилось. Петру 1 пришлось ехать учиться в Европу как правильно построить и укрепить военно-морской флот. После возвращения его с Европы приходиться ему участвовать в войне со Швейцарией, в которой одержал победу.

Спустя 15 лет построил военно-морской флот. За свое правления он пытался, значительно улучшить и изменить страну и у него это получилось, так как он был решительным и целеустремленным правителем. Одержав победу над Швейцарией, строит Петропавловскую крепость, которая и стала главной достопримечательностью Петербурга, после по приказу царя Петербург назначается новой столицей России.

Пытаясь все сделать как в Европе вплоть до стиля в одежде, произошли восстания и бунты людей. В знак протеста.  Умирает Петр 1 он от болезни в 1725 году, от распространённого в то время заболевания воспаления легких.

Подводя итог правлению Петра 1, можно сказать, что он был хорошим и ответственным правителем России. Он старался как можно лучше улучшить и расширить страну. Открывая многочисленные, достопримечательности, в России и усиливая, ее вооружение. Из-за его юности решительности и смелости у него, получается, править и побеждать в сражениях.

Не зря этого правителя уважают до сих пор.

3, 4 класс, 7 класс

Петре 1

Петре 1

Популярные темы сообщений

  • Операционная система linux

    Создателем операционной системы (ОС) является финский программист Линус Торвальдс. В 1991 году, будучи студентом университета в Хельсинки, Линус увлекся изучением ОС. Прототипом Linux была лицензия Minix,

  • Герань

    Герань – неприхотливое растение рода семейства Гераниевые. Геранью также могут называть похожее растение из рода Пеларгония, но того же семейства. Название происходит от греческого слова «журавль» — geranion,

  • Афанасий Никитин

    Хочу рассказать об одном из великих путешественников, который волею судьбы совершил путешествие из Твери в Индию. Тем самым став первым европейским первооткрывателем, побывавшим и оставившим документальное свидетельство,

  • Киноискусство

    Киноискусство возникло в 19 веке благодаря братьям Люмьер. Знаменитые французы смогли «оживить» фотографии и предоставить людям новый вид развлечений. Киноискусство можно разделить на следующие виды: художественный,

  • Приокско-террасный заповедник

    Приокско-террасный заповедник был основан 19 июня 1945 года. С тех пор заповедник превратился в пусть самый маленький по площади, но один из чистейших заповедников России. Он так же является исследовательским центром

Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.

Когда Петру было десять лет, его с братом Иваном провозгласили на царствование. На самом деле царствовала Софья Алексеевна. А Петр с матерью уехали в Преображенское. Там маленький Петр начинал интересоваться военной деятельностью, кораблестроением.

В 1689 году царем стал Петр I, а правление Софьи приостановилось.

За свое правление Петр создал мощный флот. Правитель воевал против Крыма. Петр поехал в Европу, так как ему нужны были союзники, которые помогли бы ему выстоять против Османской империи. В Европе Петр много времени посвятил кораблестроению, изучению культур разных стран. Правитель освоил много ремесел в Европе. Одно из них – садоводство. Петр I привез в Российскую Империю тюльпаны из Голландии. Императору нравилось выращивать в садах разные привезенные из заграницы растения. Также Петр привез Россию рис и картофель. В Европе он загорелся идеей изменить свое государство.

Петр I вел войну со Швецией. Он присоединил Камчатку к России и берег Каспийского моря. Именно в этом море Петр I крестил приближенных к себе людей. Реформы Петра были новаторскими. Во время правления Императора было несколько военных реформ, мощь государства усилилась, и были основаны регулярная армия и флот. А также правитель вкладывал свои силы в экономику и промышленность. Петр I вложил много сил в образование граждан. Им были открыты многие школы.

Петр I умер в 1725 году. Он был тяжело болен. Петр передал престол своей жене. Он был сильной и настойчивой личностью. Петр I внес много изменений, как в государственный строй, так и в жизнь народа.  Он удачно правил государством более сорока лет.

4 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Петр 1 краткая биография читать онлайн

Другие биографии:

  • Гомер

    Гомер – основатель европейской литературы, легендарный древнегреческий поэт, имя и жизнь которого окутаны большим количеством тайн. Ещё в эпоху античности разными авторами было составлено 9 его жизнеописаний

  • Владимир Галактионович Короленко

    Короленко является одним из самых недооценённых литературных деятелей своего времени. Он написал множество замечательных произведений, в которых затрагивал самые разнообразные темы, от помощи обездоленным

  • Евгений Замятин

    Евгений Иванович Замятин призван выдающимся русским писателем, критиком и публицистом. Большинству известен как автор антиутопического романа «Мы».

  • Карнеги Дейл

    «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься» — это главный принцип, которого придерживался всю жизнь известный американский оратор Дейл Карнеги.

  • Юрий Владимирович Долгорукий

    Приблизительная дата рождения Юрия I Владимировича является 1090 год. Шестой сын у Владимира Мономаха в браке со второй женой Ефимией. Будучи ребенком, послан отцом, управлять Ростовом со старшим братом Мстиславом.

                             Тема: «Петр Великий»

Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Задачи:

  1. образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
  2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
  3. воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Методы: репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Средства обучения

  1. Учебник Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2006.; 2) презентация “Петр Великий”; 3) Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс: пособие для учащихся в 2 частях, Ч 2.– М.: Просвещение, 2009.

Оборудование

Компьютер, проектор, колонки.

Ход урока

1. Организационный момент

У нас  урок истории и мы будем путешествовать по страницам истории. Наша дорога лежит в Российское государство.

«Умом Россию не понять,                  Слайд 1

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить»

Ф.И.Тютчев

  1. Актуализация знаний

Энергичный, скорый на расправу…
В книгах всё, как есть, отражено.
Он любил по-своему державу,
И в Европу прорубил окно.

Петербург на память нам оставил,
Флаг Российский- гордый триколор.                                                                       Много сделал, изменил, исправил,
Но и дров немало наломал.

3. Целеполагание и мотивация       Слайд 2

– Итак,  тема нашего урока “Петр Первый”. Мы будем говорить о    неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”. А что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

* Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?

* Узнаем  о детстве Петра.

* Каким правителем был Петр Первый?

* Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?

– В конце урока попытаемся ответить на эти вопросы.                                                   А сейчас послушайте сказку о Петре Великом.

СКАЗКА

ПЕТР ВЕЛИКИЙ И КУЗНЕЦ

Русская народная сказка

Вот Петр Первый приезжает к кузнецу на лошади. 

— Подкуй-ка мне коня! — говорит. — Только сделай подкову хорошую! 

Стал кузнец подкову делать. Сделал подкову и подает ему: 

— Что, хороша будет эта подкова? 

Петр Первый усмехнулся: 

— Хороша, да не совсем! 

— Почему не совсем? 

— Она, — говорит, — слабая! 

— Ну, не знаю, почему она слабая. 

Он берет в руки и разгибает эту подкову. Кузнец видит: 

— Да, действительно слабая. 

Берется делать вторую. 

— Ну а эта хороша будет? 

Петр говорит: 

— Да так себе! 

И эту разогнул. 

Кузнец берется третью делать. И третья готова. 

— Ну, этой, пожалуй, можно подковать, — сказал царь. 

Кузнец сделал четыре подковы и подковал. 

Петр Первый и спрашивает: 

— Сколько тебе за подковы? 

— Четыре рубля. 

Он подает ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал его: 

— Да у вас деньги фальшивые! 

Петр подает ему второй рубль. И второй сломал кузнец. 

— Да дайте, — говорит, — мне деньги хорошие! 

Петр Первый вынимает двадцать пять рублей и подает ему: 

— На, не ломай денег; наехала коса на камень! Я подковы ломал, а ты рубли. Видать, что сильней ты меня! Ты знаешь, кто я такой? 

— Нет, не знаю. 

— Я — Петр Первый, ваш государь. Ну так вот, работай, как работал, и говори людям, что государь ломал подковы, а ты — его рубли! 

Сел Петр Первый на коня и сказал: 

— До свиданья, кузнец, ты — хороший молодец! 

И после того кузнец его больше не видал.

Почему кузнец не узнал царя? На кого Пётр Великий  больше был похож?

4. Изучение нового материала    Слайд 3

Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.  Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал “потешные полки”. На реке Яузе была построена “потешная крепость” Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

Потешные полки    Слайд 4

«ПОТЕШНЫЕ», отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80-х гг. XVIIв.  для «военных потех» русского царя Петра.               В конце XVII в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки.

Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи. Потом перевезли парусное судно на Плещеево озеро.      Слайд 5                                                                                             Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди.

 «Я в учении нуждаюсь и в учителях», — вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился.         Слайд 6                                                                           20 октября 1696 года Боярская Дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: “Морским судам быть”.  Слайд 7

 Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота. А “дедушка русского флота” – неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее.    Слайд 8                                                            

Рабочий день царя                          Слайд 9                                                                           Петр Первый любил говорить: “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя  домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел.

В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. “Делу время, потехе – час”, – напоминал Петр окружающим.

Физкультминутка   Слайд 10

Вышли мышки как-то раз                                                                                                             Поглядеть, который час.                                                                                                                                              Раз, два, три, четыре                                                                                                                            Мышки дернули за гири.                                                                                                                    Вдруг раздался громкий крик                                                                                                                    Убежали мышки вмиг.

Строительство  города  на  Неве

А сейчас  о каком городе пойдёт речь?  Кто основал этот город?             

«Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе».          А.С. Пушкин

Давайте полюбуемся видом этого удивительного города, воспетого в граните и стихах.         Слайд 11, 12                                                                                                                      

После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, но только  не в свою честь, а в честь ангела-хранителя царя – святого апостола Петра.                В начале 20 века город был переименован и получил название Ленинград, в честь великого вождя революции Владимира Ильича Ульянова (Ленин его псевдоним), а в конце 20 века город вновь был переименован в Санкт-Петербург.  В отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот городевропейский.                                                                                                            В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость.     Слайд13, Слайд 14, Слайд 15                                                                                                                   Дата её основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Слайд 16                                   Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом.  Слайд 17

Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее – с середины прошлого века – ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.                                                                                                                        В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела.  Слайд 18

В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. Слайд 19

               Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.                                                                      

Город растёт и хорошеет                                                                                           Новый город хорошел год от года. Вслед за государем сюда стали переселяться вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе была основана Александро-Невская лавра, и в неё, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи Святого Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру.                                Слайд 20

Послушайте колокольный звон Александро-Невской лавры. Слайд 21

Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.                                                                        

Давайте прочитаем в учебнике на стр. 95- 96 какие же новшества вводит Пётр первый. 

При Петре первом Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, Слайд 22 первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников,  ввёл новый календарь и мы празднуем Новый год, открыл первый музей. Как называется?   Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого — «кабинет редкостей») Слайд 23

 Открыл первую библиотеку, построил новые города ( Петрозаводск, Тагонрок, Екатеренбург).                                                                                                         В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства. Слайд 24

6. Подведение итогов урока.

                                    ВОПРОС – ОТВЕТ

  1. 1.Прозвище Петра I
  2. 2.Как назывался его полк?
  3. 3.Что перевезли из Владимира в лавру?
  4. 4.Фамилия  Петра I
  5. 5.В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт?
  6. 6.Как называлась первая газета при Петре I
  7. 7. Какие новшества ввёл Петре I

           8.Кто занимался государственными делами, когда юный   

       Петр стал царём?

  1. 9.Что было в округе той местности, где начали строить Санкт —  Петербург?
  2. 10.Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?

                               Работа в тетрадях на печатной основе

        Работа в парах.  Собери мозаику   «Достопримечательности».

7. Информация о домашнем задании

– Выберите вариант задания для домашней работы.

1 вариант: изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с.94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.

  • Рассказ о отношениях маши и дубровского в рассказе дубровский
  • Рассказ о петрушке капитанская дочка
  • Рассказ о петербурге для детей 1 класса
  • Рассказ о отношениях к родственникам 4 класс
  • Рассказ о петруше гриневе из капитанской дочки кратко