Рассказ о певцах которые обладали техникой бельканто

Стиль бельканто – техника резонансного оперного виртуозного пения, в которой звуки плавно перетекают друг в друга. При таком исполнении голос певца звучит легко и изящно во всех регистрах. Зародился стиль бельканто в итальянской опере в конце 16 века и был сформирован на основе фонетики итальянского языка.

Итальянское бельканто: история развития

Техника бельканто стала прародителем целой науки, используемой в музыке, сольфеджио. Исполнителями этого итальянского стиля первоначально были только мужчины. Для исполнения женских партий подбирали мальчиков или кастратов.

Возникновение этого стиля связано с развитием гомофонного вокала, который стал применяться в итальянской опере в начале 17 века. Bel canto в процессе формирования разделился на несколько стилевых направлений:

Бельканто в итальянской опере стиль голоса и лучшие исполнители

  • До середины 17 века. В этот период был распространен экспрессивный, патетический стиль, при котором артист должен был обладать умением пафосного исполнения и драматизма.
  • Конец 17 – начало 18 веков. На этом этапе важно значение стали уделять способности виртуозно перестраиваться в пении с мелодичного лада на более ритмичный, так как основной вокальной формой в опере становится ария.

В начале 19 века использование бельканто в операх постепенно отходит на второстепенный план, уступая место новым вокальным техникам.

Лучшие исполнители бельканто

При использовании стиля бельканто, певец должен владеть собственным голосом в совершенстве. Обладать способностью виртуозно исполнять яркие пассажи и перестраивать звучание на мягкий и мелодичный лад в лирических эпизодах. При использовании бельканто голос, в момент кульминации, не усиливается, а обогащение звука происходит за счет резонаторов. Самыми яркими представителями стиля бельканто принято считать:

Бельканто в итальянской опере стиль голоса и лучшие исполнители

Энрико Карузо, Аурелиано Пертиле, Джакомо Лаури-Вольпи, Беньямино Джильи и Тито Скипа. Оказал влияние этот стиль и на многие европейские вокальные школы, в частности, и на русскую. В совершенстве искусством бельканто владели: Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и другие русские певцы.

Чтобы овладеть этой техникой вокала следует долго и упорно заниматься. А чтобы во время тренировок защитить связки от перенапряжения и улучшить работу голосового аппарата стоит использовать Гомеовокс. С Гомеовоксом Ваш голос всегда будет звучать ярко и сильно!

У большинства любителей оперного искусства слово «бельканто» ассоциируется с итальянской школой вокала. На самом деле, этот термин имеет несколько значений. Некоторые его определения будут рассмотрены в этой статье.

бельканто что такое

Что такое бельканто?

Это слово состоит из двух корней, пришедших из итальянского языка и обозначающих красивое пение. Строго говоря, данный термин приобрел конкретное значение только к середине девятнадцатого века.

Тогда некоторые итальянские писатели стали так называть манеру пения, которая была некогда распространена по всей стране, но постепенно утратила свою популярность. Для этого стиля характерно плавное звуковедение, когда одна нота мягко перетекает в другую. То есть, говоря профессиональным языком, певцы, желающие овладеть бельканто, должны мастерски использовать штрих легато.

Несмотря на плавность и певучесть, арии, исполненные в такой манере, звучат всегда в высшей степени выразительно. Техника бельканто появилась одновременно с итальянской национальной оперой. Многие годы их развитие было взаимосвязано.

Стиль бельканто

Второе значение этого термина ассоциируется с первыми итальянскими операми, которые появились в середине шестнадцатого столетия. Одним из композиторов-родоначальников данного искусства был Клаудио Монтеверди. Он написал множество опер, преимущественно на сюжеты из античной мифологии.

Этот великий деятель музыкального искусства служил при дворе итальянских аристократов Гонзаго, которые соперничали во всем, в том числе и в искусстве артистов, которым они покровительствовали, с другим известным кланом Медичи. Конкуренты Монтеверди обычно создавали оперы на произведения, сочиненные итальянскими поэтами, в то время как Клаудио всегда писал свои шедевры на пьесы, относящиеся к жанру драмы. Поэтому его творения носили совсем другой характер. А значит, возникла необходимость и в появлении более выразительного стиля пения.

Тогда и возникло знаменитое итальянское бельканто. Таким образом, можно сказать, что этим термином принято называть не только манеру исполнения, но и определенный жанр оперы, для которого характерна драматичность, требующая от певцов умения передавать многочисленные оттенки человеческих чувств.

Первые виртуозы

Возникновение итальянской оперы совпало с эпохой появления нового стиля в искусстве. В это время барокко пришло на смену изжившему себя Возрождению. В музыке этот переход был связан с заменой полифонического склада на гомофонный. То есть тот, который более всего распространен и в настоящее время в эстрадной музыке. В произведениях данного типа солирующая партия является главенствующей, а все остальные ей подчинены. В вокальном искусстве на смену господствующей ранее хоровой музыке пришли оперные арии, исполняемые, как правило, одним солистом.

Мелодии стали более развитыми и сложными. Техника бельканто породила даже целую науку, относящуюся к комплексу музыкальной теории. Эта дисциплина получила название сольфеджио. Многие упражнения, написанные в ту пору, отличаются от оперных арий лишь отсутствием текста. Первоначально исполнителями бельканто были исключительно мужчины. Женские партии пели мальчики, либо кастраты.

Особенности стиля

Такое пение стало сочетать в себе виртуозное управление певческим аппаратом, при исполнении колоратурных пассажей (таких фрагментов, в которых требуется высокоразвитая техника вокала), мягкость и утонченное звучание голоса в лирических эпизодах. В кульминационных моментах происходит не усиление нагрузки на связки, а обогащение звука за счет резонаторов.

Дыхание при этом должно сохраняться ровное, без какого-либо форсирования. Мастера бельканто прошлых лет любили щеголять своим умением петь, держа перед ртом зажженную свечу. Она должна была не только не погаснуть, но даже какие-либо отклонения пламени в сторону были недопустимы.

Связь итальянского языка с вокалом

Что такое бельканто? Прежде всего это вокальный стиль, характерный для итальянской оперы. Следует сделать акцент именно на национальной принадлежности данного искусства. Такая манера пения тесно связана с особенностями фонетики языка, распространенного на ее родине.

В итальянском, как правило, все согласные ярко выражены, а гласные — певучие и протяжные. Сама мелодика речи в этом языке очень развита и разнообразна. По этой причине наиболее выдающимися мастерами, владеющими такой техникой, бесспорно, являются итальянцы. Иностранцам, как правило, данное искусство дается не так легко, как носителям языка. Им приходится перестраивать свою привычку артикулировать, а также по-другому интонировать вопросительные, отрицательные и другие фразы. Многие даже считают, что итальянцам известен какой-то секрет, помогающий так прекрасно петь.

Существует миф, что данную тайну жители Апеннинского полуострова свято хранят и не раскрывают представителям других национальностей. Но, специалисты утверждают, что этот секрет является пустым вымыслом. Успешность итальянцев в данном искусстве объясняется именно особенностями их языка, являющегося основой выразительных средств стиля бельканто.

Итальянская опера

Как уже было сказано, отцом итальянской оперы можно назвать Клаудио Монтеверди. Его бессмертные творения «Орфей» и «Коронация Поппеи» Называют «шекспировскими пьесами в музыке». Драматический эффект этих произведений достигается не тем, что мелодия передает значение той или иной фразы. Она является носителем драматического напряжения.

что такое бельканто в музыке

Первые итальянские оперы были мало похожи на классические образцы. Главное отличие от более поздних произведений заключается в том, что певцам аккомпанирует не симфонический оркестр, а какой-либо один инструмент. Чаще всего такие спектакли ставились в сопровождении клавесина.

У Монтеверди опера, как правило, состояла из дуэтов и терцетов, а также многочисленных хоровых номеров. Соответственно в данной музыке присутствовала полифония, характерная еще для эпохи Возрождения. К этой же школе можно отнести целый ряд композиторов, которых причисляют к римской оперной традиции: Эмилио де Кавальери, Доменико Маццоки и других. Во время рассвета столичной оперы в Италии существовало два основных ее жанра: комическая и помпезная, пышная в барочном стиле.

Позднее, к середине семнадцатого века, центр музыкального искусства переместился в Венецию. Туда же переехал и Клаудио Монтеверди, где он создал свои поздние оперы. В произведениях композиторов венецианской школы появился целый ряд новшеств, которые в конечном счете изменили всю историю музыки.

Венецианские нововведения

На вопрос о том, что такое бельканто в музыке, можно ответить следующим образом: это и определенный стиль пения, и жанр оперы. Здесь следует подчеркнуть одну важную деталь. Итальянские, как и все другие классические оперы, обязательно должны включать в себя такие элементы, как ария, дуэт, терцет и другие. Впервые эти номера появились именно в венецианской опере.

Первые музыкальные учебные заведения

В это же время для пополнения кадров оперных театров были созданы и первые специальные учебные заведения. Обычно в эти школы принимали мальчиков в раннем детстве. Период обучения длился от 6 до 9 лет. Ученики проживали в общежитиях при школах, что помогало им полностью посвящать себя изучению вокального искусства. Режим в подобных музыкальных заведениях был довольно суровым. Обычно занятия начинались рано утром и продолжались вплоть до позднего вечера.

От Монтеверди до Верди

Произведения стиля бельканто составляли большую часть репертуара итальянских оперных театров вплоть до середины восемнадцатого века. Затем популярность такой музыки стала постепенно угасать.

стиль бельканто

Последние следы этого жанра можно обнаружить в произведениях Джузеппе Верди.

Бессмертный вокальный стиль

Несмотря на то, что жанр оперы бельканто утратил свою актуальность еще в восемнадцатом веке, вокальный стиль, зародившийся одновременно с ним, продолжает жить и сегодня. Данное обстоятельство объясняется тем, что эта певческая школа основана на использовании наиболее естественных для голосового аппарата приемах.

стиль вокального исполнения

А именно: на ровном, а не форсированном дыхании, и артикуляции, характерной для разговорной речи. Поэтому основным вариантом ответа на вопрос: «Что такое бельканто?» сегодня является такой: «Это один из стилей академического вокала».

Первые звезды итальянского шоу-бизнеса

Очередной всплеск популярности певцов бельканто пришелся на эпоху, когда граммофонные записи начали выпускаться большими тиражами. Тогда об оперных звездах, блиставших в крупнейших городах страны, узнали не только жители этих населенных пунктов, имевшие возможность посещать театры, но и многие тысячи простых граждан. Первыми идолами зародившегося итальянского шоу-бизнеса стали именно академические певцы. Записи таких мастеров данного искусства, как Энрико Карузо, Тито Скипа, и многих других распространялись по всему миру миллионными тиражами.

итальянское бельканто

Итальянские вокалисты стали эталоном академического звучания. На Апеннинский полуостров стали приезжать певцы из разных стран, чтобы овладеть искусством бельканто. Например, известный советский певец Муслим Магомаев был отправлен в Италию, для повышения квалификации. Поэтому на вопрос о том, что такое бельканто, можно дать и такой ответ: это стиль, являющийся эталоном для многих академических вокалистов.

Зарождение других певческих школ

В середине двадцатого века стали получать все большее распространение и другие техники вокального исполнительства. Они были основаны на иных, отличных от тех, что использовались в бельканто, приемах. Однако исконный итальянский стиль вокала по-прежнему сохраняет свою популярность, поскольку базируется на наиболее естественных для человеческого голоса методах.

Тем не менее, множество этих техник все же, так или иначе, используют достижения бельканто. Подобное происходило еще в девятнадцатом веке, когда формировалась русская национальная вокальная школа. Тогда, певцы исполнявшие партии в операх Михаила Глинки, композиторов Могучей Кучки и других, сочетали в своей манере русские народные традиции со стилем итальянских мастеров. Музыканты из этой страны часто приезжали в Москву и Санкт-Петербург с гастролями. Позднее, такие всемирно знаменитые вокалисты, как Федор Иванович Шаляпин, Собинов, Лемешев и Козловский, несмотря на их ярко выраженную русскую манеру пения, в совершенстве владели стилем вокального исполнения бельканто.

Забавные методики обучения

В разные времена существовало множество методов обучения вокальному искусству. Некоторые из них были довольно действенными. Другие же представляли собой набор весьма странных советов.

исполнители бельканто

Одним из таких причудливых трудов было учебное пособие вокального педагога Херберта-Цезари, где начинающим певцам давались следующие советы:

  1. Представляйте, что публика находится сзади вас, а вы извлекаете звук из прорези на задней стороне шеи.
  2. Рисуйте в вашем сознании картину того, как звук распределяется по длине позвоночника, ведь именно там он зарождается.
  3. Окрашивайте высокие ноты в тембры темных цветов.
  4. При пении в верхнем регистре нужно производить движения ушами и бровями.
  5. Во время извлечения высоких нот нужно представлять себе, что вы чем-то сильно напуганы.
  6. Мысли о запахе тухлой рыбы помогают сконцентрировать звук в резонаторных зонах.

В заключение

В этой статье был рассмотрен вопрос о том, что такое бельканто.

школа вокала

В отдельных главах был описан как вокальный стиль, так и одноименный жанр оперы. Бельканто и в одном, и в другом значении пользовалось и пользуется заслуженной любовью поклонников музыкального искусства. О силе впечатлений, которые производят сочинения итальянских композиторов писал еще Гончаров в своем романе «Обломов». В одной из глав этой книги Илья Ильич, растроганный арией Casta diva из оперы «Норма» Беллини, решил объясниться в любви предмету своих чувств, Ольге. Что касается бельканто в значении вокального стиля, то ему посвящено великое множество документальных и художественных фильмов. На эту тему написано огромное количество учебной литературы. О жизни великих мастеров этой вокальной школы повествуют многочисленные произведения художественной культуры. Например, широкой популярностью пользовался в свое время фильм о жизни знаменитого итальянского певца «Великий Карузо» с другим выдающимся вокалистом из этой страны, Марио Ланца в главной роли.

В продолжение темы об исполнении музыки композиторов разных эпох, приводим статью Ричарда Бонинга, затрагивающую такие вопросы, как стилистически верный выбор украшений в произведениях Беллини и Доницетти. Ричард Бонинг – австралийский дирижер, эксперт в области музыки XVIII и XIX веков, а также супруг и коуч сопрано Джоан Сазерленд, виртуозно воплотившей на сцене оперных героинь эпохи бельканто.

Возникновение бельканто

История оперы (подробнее по ссылке), начиная с ее истоков и Монтеверди в некотором смысле является и историей вокальных украшений мелодии. Для того, чтобы сделать строгую мелодическую линию колоритнее, композиторы стали добавлять фиоритуры.

Фиориту́ра (итал. fioritura, букв. — «цветение») — музыкальное украшение в вокальной или инструментальной партии. Широко применяется в опере, где подразделяется на нежную (изящные мелизмы и пассажи в негромком звучании) и брассовую (широкие скачки голоса, бравурные рулады).

Ричард Бонинг
Ричард Бонинг

И по мере того, как вокальная линия становилась все более витиеватой благодаря украшениям, возрастала важность хорошо подготовленного, виртуозного певца. Термин бельканто (подробная история бельканто по ссылке) означает не что иное, как искусство красивого пения. Оно возникло в Италии в эпоху барокко вместе с виртуозными певцами-кастратами. Они создали стиль пения, который требовал абсолютной точности в исполнении гамм, арпеджио, трелей и всех других барочных украшений. Мужские сопрано обладали более высокими, чистыми, гибкими и мощными голосами, чем женские голоса того времени.  Певцы-кастраты также были учителями и основателями школы бельканто. Они передавали свои строгие стандарты и технические навыки ученикам, которые, в свою очередь, обучали женщин, ставших великими исполнительницами XIX века: Каталани, Паста, Зонтаг, Малибран, Гризи, Стреппони, Линд, Нильссон и Патти. Искусство орнаментации и украшения достигло своего апогея в музыке Беллини, Доницетти и Россини в XIX веке.

Влияние инструментальной музыки

Во времена Баха, Генделя и Моцарта инструментальные исполнительские техники сильно повлияли на вокальный стиль. Певцы того времени научились петь инструментальные фигуры и обороты, такие как 16-е ноты, которые часто нелегко ложатся в голос. У Моцарта, к слову, фигуры для фортепиано и скрипки идентичны фигурам его вокальной музыки.

Фигура в музыке — короткая музыкальная идея, представляющая собой последовательность из нот, которая часто повторяется.

Сегодня вопрос стиля и украшений стал таким же запутанным в вокальной музыке, как и в инструментальной. Сегодняшние пианисты так же неверны Моцарту, как большинство наших современных певцов — Генделю, Доницетти и Беллини. Наши зрители уже привыкли к эмоциональному типу пения, а не к техническому. Оперы конца XIX века, то есть оперы Вагнера, Пуччини, Массне и Штрауса изменили вкусы любителей оперы. Больший акцент был сделан на оркестре, и, как следствие, требовалось, чтобы большие голоса были слышны через сложную оркестровую ткань. Бельканто оказалось отброшено в сторону в пользу больших и захватывающих звуков и эмоциональной подачи.

Доницетти, Беллини и Россини — композиторы бельканто

Бельканто сегодня

Теперь, когда мы прошли эру Вагнера и веризма, мы имеем возможность рассмотреть различные оперные школы и оценить каждую из них по достоинству. Оперная сцена должна быть способна вместить как веризм, так и бельканто, как Генделя, так и Рихарда Штрауса. Пуччини прекрасен для голоса, особенно своей эмоциональной широтой, которую он предлагает певцу. Но также прекрасны и оперы Беллини и Доницетти, особенно техническими требованиями, которые они предъявляют к голосу.

Лейтмотивом сегодняшнего пения бельканто является то, чем оно всегда было: стиль и вкус. Как и в случае с пением в целом, техника и обучение наиболее важны в долгосрочной перспективе. Для изучения стиля и техники бельканто певцу требуется, по крайней мере, около семи лет, хотя есть исключения… Сегодня мы видим, что происходит, когда певцы не основывают свою карьеру на надежной школе. Многие дебютируют на минимуме техники и обилии естественного (природного) голоса. Но они быстро покидают сцену. После 30 лет певцу нужна надежная школа, на которую он или она может опереться. В противном случае их ждут серьезные неприятности.

У певца в традиции бельканто должен быть полный голос. В прошлые дни сопрано было абсолютным сопрано. Она не была тем высоким, легким сопрано, которое сегодня мы называем колоратурным. У нее был диапазон от двух с половиной до трех октав, и начинался он от ми малой. Это был полный диапазон с большой гибкостью. К этому она добавляла техническое мастерство и совершенство контроля дыхания, необходимые для длинных, устойчивых гамм, которые являются основой, на которой строятся орнаментальные конструкции.

Мария Малибран (1808-1836) — певица эпохи бельканто, soprano assoluta

Стиль сегодня

В украшениях сегодня певец всегда должен быть в курсе правильного стиля. Нужно не только найти правильные каденции и декоративные приемы, подходящие голосу; но также нужно осознавать огромные различия в стиле между такими композиторами, как Гендель и Беллини. Здесь нельзя бросать наугад. Орнамент должен соответствовать как голосу, так и музыке, и его нужно петь убедительно, а не поверхностно.

Каденция, например, не может звучать как нечто постороннее; она должна звучать как естественная часть музыки, как будто ее написал сам композитор. Певцы, для которых Доницетти и Беллини писали свои оперы, часто имели и написанные именно для них украшения. Но они всегда помнили о стиле и намерениях композитора. Каждая смена актерского состава в этих операх изменяла орнамент в соответствии с новыми голосами и вокальным стилем. Часто композитор просто писал паузу в музыке, и певец мог делать то, что он или она хотели, чтобы показать свой голос.

Временами и в XVIII, и в XIX веках каденции становились такими же длинными, как сама ария, но это было украшение, преувеличенное до смешного. Певцы должны помнить об эмоциональном качестве каденций. Есть опасность излишних украшений и потери основной вокальной линии и мелодии. Красиво то, что основано на музыкальном вкусе. И это главный ключ к выбору украшений.

При восстановлении стиля бельканто сегодня простого подражания будет недостаточно, и это не вопрос аутентичности. Самое важное — сделать эти техники и стили нашими собственными, для нашего собственного времени. Это то, что подходит музыке и что подходит определенному голосу в диапазоне определенного стиля. В результате не может быть жестких правил относительно способов украшения мелодии. 

Основой пения бельканто является кантилена, способность поддерживать плавно текущую мелодичную фразу с выразительной силой. К основной линии добавляются такие украшения (об украшениях подробнее по ссылке), как мордент, апподжиатура, трель и группетто. Все они необходимы, ибо без них линия казалась бы неинтересной и несовершенной. Именно от них в значительной степени зависит эффект мелодии. Трель — это сопоставление двух соседних нот, попеременно в быстром темпе, напоминающем дрожь или тремоло. Певец должен поддерживать истинные тональные значения обеих нот. Как и в случае со скрипкой или фортепиано, трель может начинаться над нотой или на самой ноте.

Группетто также похоже на свой инструментальный аналог, используя саму ноту и ноты, ее окружающие. В барочном орнаменте группетто начинается выше ноты, в то время как в следующем столетии стиль требовал группетто на самой ноте. Еще одним различием между двумя веками было размещение украшений. В XVIII веке орнаментация начинается в такт, тогда как в XIX веке орнаментация начинается до такта.

В большей части подобной музыки украшения используются как вариации к основной мелодии. Например, в такой арии, как “Аh, non giunge” из “Сомнамбулы” Беллини, первый куплет поется без каких-либо украшений — мелодическая линия определена. В повторениях сопрано создает свою собственную музыку, дополняя линию музыкально, эмоционально и технически. Именно это создание, слой за слоем обрастая украшениями, показывает искусство певца и воссоздает музыку так, как задумал композитор.

P. S. Если вам интересна эта тема, рекомендуем почитать книгу «Стиль вокального исполнительства» профессора Парижской консерватории Уильяма Хаслама:


3

Какие самые известные мастера бельканто?

4 ответа:



8



0

Бельканто это итальянское слово и это слово означает красивое пение, виртуозное пение с соблюдением техники, уметь петь, плавно переходив от звука к звуку. Пение, которое придает словам насыщенность и окраску. Голосом умело дирижировать словами – это мое личное мнение.

Известные мастера бельканто (bel canto) – это Маттиа Баттистини, Георг Фридрих Гендель, Паскуале Амато, Алессандро Скарлатти, Иоганн Адольф Хассе, Джованни Батиста Перголези.

Джакомо Лаури-Вольпи, Энрико Карузо, Тито Скипа, Аурелиано Пертиле, Беньямино Джильи.

Маттиа Баттистини

Красивое пение оживляет песню, придает новую окраску, заставляет взглянуть по — новому на песню. Проникает в сердце человека, тронет человеческую душу.



3



0

Чтобы назвать имена известных мастеров бельканто, стоит сначала сказать о том, что такое бельканто, как определение.

Бельканто — понятие, которое включает в себя многое в музыкальном мире.

Стиль оперы в 17-18 веках — это бельканто, соответственно и композиторы, такие как Перголезе, Россини, Доницетти, Моцарт, Беллини и другие, могут быть названы белькантистами.

А также оперные певцы, которые в специальных номерах оперной музыкальной ткани исполняли виртуозные вариации, демонстрируя необыкновенные голосовые и артистические способности.

В современной опере, практически все певцы, исполняющие сольные партии, включающие в себя обязательные вариации, являются мастерами бельканто.

В рамках ответа, можно назвать некоторых, наиболее известных, голоса которых покорили мир певучестью, легкостью, красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом, виртуозностью.

Это Мария Каллас, Паскуале Амато, Карузо, Лучано Паваротти, Бруно Кампанелла…

Перечислить мастеров бельканто просто нет физической возможности, если понять, что например Хор Турецкого в полном составе являет собой целый хор мастеров бельканто.



1



0

В переводе с итальянского Bel canto означает «прекрасное пение». Пение, которое среди ценителей западноевропейской музыки считалось виртуозным и неподражаемым.

Распространение оперы в XVII веке наложило свой отпечаток на развитие бельканто в Италии. Поначалу предельно выразительный и патетичный стиль пения превратился в чисто виртуозный. Но это впрочем нанесло некоторый вред итальянской опере XVIII века, поскольку искусство пения невообразимо усложнили. Отныне ему приходилось учиться 6-9 лет. Нужно было овладеть многими секретами мастерства, всеми регистрами голоса и специальными техниками. Ученикам приходилось жить вместе со своими учителями в специальных общежитиях. Появилась даже мода на певцов-кастратов, голос которых не ломался и оставался столь же звонким, как и в детстве.

Самыми знаменитыми мастерами бельканто XVII-XVIII века были Перголезе, Доницетти, Россини, Беллини и Моцарт.

Более позднее время запомнилось меломанам такими громкими именами, как Тито Скипа, Энрико Карузо, Беньямино Джильи Аурелиано Пертиле и Джакомо Лаури-Вольпи.

В XIX веке термин «бельканто» утратил свой первоначальный смысл и под ним стали понимать певучесть, совершенное владение голосом и кантиленность. В то время к мастерам белькано добавились Ф. Шаляпин, М. Каллас, Б. Христов, А. Нежданова, Р. Тебальди, И. Архипова, П. Лисициан и др.

А уже нашему поколению должны быть хорошо знакомы такие имена как: Мария Каллас, Бруно Кампанелла, Лучано Паваротти и Паскуале Амато.



1



0

Да, действительно в данном случае лучше услышать бельканто, чем пробовать его описать.

Само слово — Бельканто, имеет происхождение от итальянского словосочентания: «bel canto» — что в переводе на русский язык, означает: «красивое пение».

Бельканто — это техника виртуозного пения, эта техника характеризуется хорошей, изящной плавностью перехода от одного звука к другому звуку, лёгкостью звукоизвлечения, првлекательой и насыщенной окраской этого звука, а также ещё — ровностью голоса во всех его регистрах. Для бельканто характерно такое звуковедение, которое сохраняется в технически подвижных, изощрённых местах мелодического шедевра. Поэтому в «бель канто» голос является инструментом певца.

Самые известные мастера бельканто: Россини, Беллини, Паваротти, Шаляпин, Карузо.

Читайте также

Во-первых, он действительно чаще повторяется, а во-вторых, как сам припев, так и музыкальный переход на него обычно имеет более яркую окраску, сменяется мелодия песни, что вольно-невольно привлекает внимание слушателя, а то, что привлекает внимание, запоминается лучше))

Датой рождения этого очень творчески успешного человека стала — 22 марта 1966 года. Родиной является Германия, но в ней он почти не жил, так как с самого раннего детства он переехал в город Бедфорд, который находится в Великобритании.

Макс Рихтер, это композитор, который имеет немецкие корни, хоть и проживает нынче в Великобритании. Что касаается его музыки и всего творчества в целом, то оно связано с документальным кино, так как именно через него, прославились его композиции.

Самая успешная его композиция, была написана им к фильму «Вальс с Баширом». Кстати было это в 2008 году, который стал для композитора до сей поры самым важным и успешным. Можно даже сказать что переломным в карьере, так как именно по ходу этого года, он был признан лучшим композитором и признала его таковым Европейская киноакадемия.

Девиз Евровидения 2015 — «Воздвигая мосты».

Евровидения 2016 — «Быть вместе».

Девиз Евровидения 2017 в этой ситуации вообще звучит двусмысленно (если не издевательски) — «Уважайте многообразие».

Решение о выступлении одного из участников по видеосвязи полностью противоречит идеям конкурса, создаёт неравные условия и отрицает важность самого понятия «сцена Евровидения», как объединяющего начала.

Сейчас в интернете немного сайтов с саундтреком и музыкой из сериала «Квест», который скоро выходит на канале СТС. Его премьера состоится 26 октября. Нашел сайт на котором есть два трека из сериала. Скачать их можно на этом сайте.

Не обольщайтесь. Все жанры и стили, которые существуют на данный момент, когда-нибудь забудут. Ничто не бывает вечным.

Классика существует около 400 лет. Да, долго, но это не вечность. Сейчас она фактически существует благодаря тому, что ее учат и исполняют в музыкальных школах, плюс благодаря тем, кому вообще до фени дверца, какую музыку они слушают, плюс настоящие ценители данного направления, но их осталось очень мало. Появилось множество других замечательных направлений, музыка стала продвинутее(я сейчас не имела ввиду русский рэп).

Рок-музыке всего 50 лет, в истории это не так уж и много, еще протянет, потом тоже начнут изучать в музыкалках биографии битлов. Хотя, уже ограниченное количество людей знает, кто такие Боб Дилан или Дженис Джоплин.

Джазу и блюзу около 100 лет, начинают изучать в муз.школах, но пропаганда плохая. Не хочется, чтобы эти жанры так быстро умирали.

Клубняк и R’N’B скоро перестанут интересоваться, как и диско, это ведь всего лишь танцевальная музыка.

Рэп, я считаю, давно умер, вместе с 2Pac, то, что исполняют Эминем и наши «чтецы», далеко от настоящего рэпа.

Бельканто в музыке — это ветвь вокальной культуры. Рассмотрим, как трактуют этот термин в XXI веке. Есть несколько определений и пониманий этого слова. В русский язык этот термин пришёл из итальянского языка. В переводе «bel canto» значит «красивое пение».

Что такое бельканто?

Определение бельканто даёт Википедия:

Бельканто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринужденным звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощренных местах мелодического рисунка. В бельканто голос — это инструмент певца.

В Большой советской энциклопедии (М., 19691978) есть более широкое толкование.

Бельканто (итал. bel canto, буквально — прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Для Б. характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку (см. Легато), изящество и виртуозный блеск исполнения. Эти специфические черты, присущие итальянской вокальной школе на всех этапах её развития, связаны со звуковым колоритом и особенностями структуры итальянского языка, а также с народно-песенными традициями. Сохраняя свою художественно-эстетическую основу, Б. обогащалось новыми исполнительскими приёмами. Основными этапами развития Б. являются: зарождение итальянской оперы, творчество К. Монтеверди, расцвет «неаполитанской школы» (А. Скарлатти), период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти (т. н. классическое Б.), творчество Дж. Верди, веристская школа.

Эндиклопедия Кругосвет добавляет:

Cтиль бельканто достиг вершины в 19 в., после чего стал клониться к упадку даже в Италии, с ее высокой певческой культурой.

Хорошо разбирающиеся в опере люди, профессионалы-музыковеды, вокалисты вкладывают в этот термин несколько иное наполнение.

Вокальный педагог Виктор Фукс автор публикации «Искусство пения и техника голоса» (Лондон, 1976), в главе «Миф bel canto» последовательно доказывает: термином можно обозначить только

«искусство пения по старинному итальянскому методу XVII и XVIII столетий, противоположного драматическому стилю поздних периодов. Искусство, во главу которого поставлен голос и только голос».

Итальянский критик, историк и музыковед Теодоро Челли считает, что бытующее обозначение термином bel canto пения и голосов, лишённых колоратурного блеска, — не что иное, как «импрессионистическая обмолвка». «Правильнее в этом случае говорить о bella voce или belcantare».

Австрийский певец хорватского происхождения Макс Эмануэль Ценчич утверждает, что

«бельканто — изобретение школ, где обучали певцов-кастратов».

На основании выше сказанного, приходим к заключению, что сегодня есть широкое и узкое определение термина «бельканто».

Первое (широкое) представляет всю традицию итальянского вокального пения в целом.
Второе (узкое) — оперный стиль и соответствующие ему эстетические и технические особенности пения.

Краткая история бельканто

История развития и становления бельканто в широком понимании начинается с официально установленной Римской церковью должности певчего в литургической практике IV века. Этику и эстетику раннего христианства — «достойно и благородно петь Господа совершенными голосами» — выразили в средневековых терминах «bene cantare» Августин Блаженный и «vox perfecta» Исидор Севильский. «Воздушные» колоратуры звучали в голосах мальчиков-дискантистов и альтистов, взрослых фальцетистов, контртеноров, кастратов, высоких натуральных теноров.

В эпоху Ренессанса полифоническая музыка потеряла своё преобладающее значение. Возросло значение индивидуального сольного пения. В палаццо Питти (Флоренция) 6 октября 1600 года поставили первую известную нам оперу «Эвридика» композитора Якопо Пери.

Эпоху Барокко считают веком «золотого вокала». Колорированное или колоратурное пение — canto figurato — составило исполнительскую суть барочного пения. Это пение удерживалось  в операх «венского классицизма» и «раннего романтизма» до середины XIX века.

Основы Бельканто

Одноголосое сольное пение (монодия) требует от исполнителей определённых технических приёмов и богатой тембровой палитры голоса. При этом стоит задача выражать смысловую нагрузку произведения. Эти требования заложили основы итальянского бельканто.

  • Осмысленная художественная фразировка.
  • Передача нюансов художественного текста.
  • Красота вокализации.
  • Предельная гибкость, лёгкость и ровность звуковедения.
  • Виртуозное владение голосом.

До появления оперы о сольном пении нет подробных сведений. Сольные номера были в спектаклях с музыкой и драматическим действием на религиозную тему, в лирических драмах и пасторалях. Далее итальянское вокальное искусство развивалось на основе оперного театра.

Как появился термин «бельканто» в музыке

Россини (1792- 1868) заменил figurato на bel («прекрасное»). Так он выразил восхищение колоратурным барочным пением.

В переписке и беседах с друзьями Джоаккино Россини обозначил термином bel canto виртуозное и ослепительное искусство кастратов, главных и прославленных исполнителей в барочной опере. В последующие века словосочетание стало символом любого совершенного пения.

Таким образом, историческое содержимое термина bel canto прежде всего обобщило все вокальные завоевания европейского Средневековья, Ренессанса и Барокко.

Бельканто в музыке — парадокс или закономерность?

Сегодня ситуация, в которой вокальное искусство достигло своей идеальной красоты, представляется логически невероятной. На фоне

  • многовекового ( с IV в.) запрета на профессиональное обучение для женского голоса,
  • столь же длительного предпочтения высокого и очень высокого регистра в звучании мужского голоса при узаконенном позорном и уродливом обычае кастрации,

имело место

  • развитие немыслимых физических и эстетических возможностей певческого голоса на сравнительно небольшом участке вокального диапазона,
  • открытие новых принципов работы певческого аппарата.

Вокальная наука впоследствии полностью объяснила и оправдала технические методы и приёмы.

В итоге, мы имеем стройную систему, ставшую ядром профессионального вокального искусства на все времена — бельканто.

Отличительные черты бельканто

За время существования искусство бельканто претерпело немало изменений. Но ему свойственны некоторые неизменные отличительные черты:

  • красота и пластичность вокализации,
  • предельная лёгкость,
  • гибкость и свобода пения,
  • плавность переходов от звука к звуку (легато),
  • изящество и виртуозный блеск исполнения.

Они связаны во многом с характерным звуковым колоритом итальянского языка, особенностями его структуры: неизменность звучания гласных относительно любых соседних согласных, частые удвоения согласных, отсутствие сложных звукосочетаний, относительная простота произношения.

Звонкость, упругость и вместе с тем мягкость, певучесть, свойственные итальянскому языку в определённой мере повлияли и на общий характер итальянской вокальной школы.

Стили бельканто

В XVII, XVIII, XIX столетиях сформировались основные стилевые направления итальянского бельканто.

  1. Экспрессивный патетический стиль с вокальными украшениями. Первая половина XVII века. Полное выражение  стиль находит в музыке великого композитора Клаудио Монтеверди.
  2. Оpera seria — «Серьёзная опера»  на героико-мифологические и легендарно-исторические сюжеты возникла в Неаполе. Конец XVII — начало XVIII веков.
    Основная вокальная форма — развёрнутая трёхчастная ария — давала певцу блеснуть колоратурой, продемонстрировать своё техническое мастерство.
    Вокалисты-кастраты исполняли сопрановые и контральтовые партии и сохраняли ведущее положение до конца XVIII века.
  3. Комическая опера — опера-буффа. Первый образец жанра появился в 1733 году.  Характерной чертой явилось распределение певческих голосов по типам ролей (амплуа). Этот этап связан с творчеством Джоаккино Россини.
  4. Классическое бельканто. Начало XIX века. Основные черты: нежность, воздушность, чистота кантилены; закруглённость музыкальной фразы; пылкость и приподнятость чувств. Воплощают этот стиль произведения Беллини (Норма, Сомнамбула, Пуритане) и Доницетти (Лукреция Борджиа, Лючия ди Ламмермур).
  5. Вердиевский вокальный стиль. Авторы «Аиды» (1870) и «Отелло» (1887) требовал от исполнителя чуткости к слову, ярких драматических контрастов, передачи тончайших оттенков музыкальной речи. Вердиевский стиль требует бóльшего напряжения голосового аппарата, бóльшей насыщенности и красочности звука особенно в верхнем регистре.
  6. Веризм — от итальянского «vero», что значит «правдивый». 90-е годы XIX века. Композиторы: Масканьи, Леонкавалло, Джордано, Чилеа, Пуччини.
  7. Универсальный стиль получил распространение среди певцов за пределами Италии. Они воплощали более общие стилистические принципы, а не следовали конкретному направлению.

Певцы бельканто

Одним из основателей художественной формы сольного пения считается Джулио Каччини. Он принадлежал к кружку музыкантов Флорентийская камерата и поэтов, способствовавших возникновению оперы в Италии. В его «благородной манере пения» (nobile maniera di cantare)  проявился «трепетный голос» — voce tremante — порождённый гибкой артикуляцией гортани (dispositione di gorga).

Период безраздельного царствования на оперной сцене сопранистов (вокалистов-кастратов) начался с появления неополитанской школы и opera seria. Сохранившиеся отзывы современников говорят о мощи и красоте звука отличавших пение знаменитых сопранистов: Фаринелли, Паккьеротти, Кафарелли, Сенезино, Карестини, Гуаданьи, Крешентини и многих других.

В эпоху классического бельканто блистали певцы М. Малибран, Дж. Паста, Д. Рубини, Д. Гризи, Марио, Л. Лаблаша, Э. Тамберлика, П. Виардо-Гарсиа, А. Тамбурини и другие. Их творчество сформировало современное представление о вокально-драматическом искусстве в целом.

Последующие поколения вокалистов бельканто представляют величайшие певицы второй половины XIX века А. Патти и М. Зембрих. А затем — Л. Тетраццини и М. Гальвани.

Замечательными мастерами вердиевского стиля были Ф. Таманьо (первый исполнитель роли Отелло), баритон А. Маджини-Колетти, бас Ф. Наворрини.

Синтез классического бельканто и вердиевского стиля представляет баритон М. Баттистини, тенора А. Бончи, Ф. Маркони.

Образцом вердиево-вериского стиля являются тенора Э. Карузо, Ф. Константино, А. Паоли, Ф. де Лючия, баритоны Т. Руффо, М. Саммарко, П. Амато, сопрано Ч. Бонинсенья.

К этому же направлению принадлежат представители следующего поколения: Дж. Мартинелли, д. Лаури Вольпи, А. Пертиле, Р. Тебальди, М. дель Монако, Т. Гобби, К. Галеффи, Э. Миланова, Ю. Вьёрлинг, Э. Ретберг, М. Канилья, Л. Уоррен, М. Альбанезе, Л. Тиббетт.

Универсальное художественное значение школы бельканто за пределами Италии демонстрируют Н. Мельбы, М. Гай, А. Дидура, А. Нильсен, Л. Киркби Лан.

Почувствовать, что такое бельканто в музыке можно по старым записям, например Джузеппе Ансельми.

Пример веризма

https://www.youtube.com/watch?v=loCS7lVehlQ

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Концерты трех теноров — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса – были не просто праздником, но просвещением. После них люди, прежде равнодушные к опере, вдруг превращались в ее верных почитателей. Три тенора обращались с академическими партитурами любовно и слегка фамильярно – они были с ними на дружеской ноге. А в этой божественной троице больше всего хотелось слушать итальянца Лучано Паваротти, первого среди равных. 12 октября ему бы исполнилось 75 лет.

Для описания исполнительской техники Паваротти есть точные музыкальные термины: особая полетность тембра, звонкость, сила и насыщенность голоса, виртуозное звукоизвлечение и такое же легкое звуковедение, что все вместе составляет идеальное бельканто.
И все же никакая терминология не определит явление по имени Лучано. Здесь уместнее метафоры и сравнения, описывающие физиологические ощущения от прослушивания Тенориссимо.

Звук мягко изливается из груди, а точнее, излучается, голос – как будто светится и обволакивает своей теплотой. О таких исполнителях мечтали Верди, Пуччини, Доницетти, Беллини.

И как тут не вспомнить, что латинский корень имени Лучано – lux – означает свет и блеск, а имя певца дословно переводится как «светоявленный». Лучшего имени для Тенориссимо придумать невозможно. 

Бельканто в середине прошлого века возродила Мария Каллас, и Паваротти продолжил ее дело. Но оба обратили виртуозное исполнительское мастерство на пользу драматическому таланту. Паваротти, исполнив партии Альфреда в «Травиате» и Герцога Мантуанского в «Риголетто» Верди, затем перевоплотился в Каварадосси в пуччиниевской «Тоске», в Манрико в «Трубадуре», в Риккардо в «Бале-маскараде» и в Радамеса в «Аиде» (все три оперы – Джузеппе Верди).

А начинал он с Родольфо в «Богеме» Джакомо Пуччини в театре Реджио Эмилия, в 1961 году, — после победы на Международном конкурсе вокалистов. «Я собирался пойти работать школьным учителем, в итоге у меня это получилось, — рассказывал Лучано Паваротти. – На большую сцену я вышел ближе к 30 годам, когда понял, что мне ужасно нравится петь».

Впрочем, свой первый музыкальный гонорар Тенориссимо заработал задолго до этого, еще в юности. Это были 2 доллара – за пение народных песен на одной из свадеб в городе Модене (область Эмилия-Романья), откуда родом Паваротти.

К пению он пристрастился благодаря отцу – пекарю по профессии и музыканту в душе: пластинки знаменитых теноров, в том числе Карузо, отец и сын Паваротти заслушали до дыр.

После окончания школы будущий певец начал заниматься вокалом в Мантуе у Этторе Кампогальяни, педагога по бельканто. 

В 1963 году Паваротти пел партию Родольфо в «Богеме» в Венской опере и в лондонском Ковент-Гардене. А спустя три года его уже называли «королем верхнего до». От тенора всегда ждут исполнения верхнего до. Если на этой ноте певец дает петуха, то публика тотчас забывает о том, как ангельски он пел до этого. Если же певец в состоянии взять несколько верхних до, то публика сходит с ума от ликования. Так произошло и в случае с Паваротти. К примеру, однажды спел богатырь-брюнет с белозубой улыбкой (Большой Па, на языке его поклонников) в Метрополитен-опера, и работникам сцены пришлось поднимать занавес 160 раз – публика безумствовала от восторга. Случай, разумеется, попал в Книгу рекордов Гиннеса: слушатели прежде никогда не испытывали подобного экстаза.     

С 1990 года, когда в Термах Каракаллы в Риме состоялся первый гала-концерт трех теноров, триумвират Паваротти-Доминго-Каррерас начал выступать ежегодно. Это шоу стало брендом. И, что бы ни утверждали злопыхатели, оперные арии в исполнении трех великих певцов на таких концертах отнюдь не изменяли своей сути.

Это был просто другой подход к искусству – менее высоколобый, менее пристрастный и более неформальный. Эти концерты доказали: опера – искусство для широкого круга почитателей. Ее непоколебимая элитарность – все же преувеличение.

По признанию Паваротти, он собирался уйти со сцены в 60 лет. К счастью для публики, он не осуществил это намерение. Он предпринимал довольно рискованные эксперименты – например, пел вместе с поп- и рок-звездами Стингом, Брайаном Адамсом и ирландцами из «U2». «Я самый тяжеловесный рэппер в мире», — шутил он. Записи концертов «Паваротти и друзья» были безумно популярны. 

В 72 года Паваротти снова объявил о завершении оперной карьеры. Однако публику в то время интересовал опереточный поворот его судьбы: скандальный развод с женой Адуей и женитьба на Николетте Мантовани, его бывшей секретарше, моложе его ровно в два раза. Папарацци без устали преследовали любимца публики и его возлюбленную, а затем фотографировали маленькую дочь певца.

А сам Лучано с улыбкой говорил: «Дедушки в кресле-качалке с пушистым котом на коленях из меня не получается». Узнав о своем смертельном диагнозе, он стал относиться к жизни, как к чуду. «Просто любите жизнь — вот что сказал бы я людям со сцены!» Он умер в 2007 году – великим певцом, великим жизнелюбцем, познавшим настоящее счастье человеком. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  • Рассказ о обряде масленица
  • Рассказ о пауке крестовике
  • Рассказ о обезьяне составить
  • Рассказ о обезьяне 3 класс
  • Рассказ о няни пушкина арины родионовны кратко 4 класс