Рассказ о письменности древних египтян 5 класс

  • Энциклопедия
  • История
  • Письменность древних египтян

Письменность Древнего Египта возникла около пяти тысяч лет назад. Люди искали способ передавать сообщения, и стали рисовать предметы, людей, животных, о которых хотели рассказать. Так появились иероглифы.

Возможность узнать, что говорит человек, который находится далеко, казалась древним божественной, поэтому они считали бога Тота и богиню Сешат покровителями письма. Название письменной речи в переводе с древнеегипетского языка означает «священное письмо».

Писать умели немногие, только высшая знать, священнослужители и писцы, которые тщательно оберегали письменность от влияния разговорной речи. Учить остальных чтению и письму было запрещено. Первые надписи, высеченные на камне, были частями священных текстов, восхвалений, молитв.

Позже появились более простые способы письма. Появление папируса, изготовленного из сердцевины растений, помогло распространению письменности. Иероглифы стали проще, развивалась скоропись – иератическое письмо. В VII в. до н.э. она превратилась в демотическое (народное) письмо.

Первые результаты в изучении иероглифов получил Ибн Вахшия, учёный, живший в царстве Набатея на северо-западе Аравийского полуострова около тысячи лет назад. Позже научные и технические знания средневекового арабского мира были утрачены, и многое пришлось открывать заново.

Для западных историков иероглифы долго были труднейшей загадкой. Но в 1799 году в городе Розетте, рядом с Александрией, был найден камень больше метра высотой. На нём были высечены надписи на трёх языках, один из которых, древнегреческий, был хорошо изучен. Предположив, что три надписи означают одно и то же, египтологи получили ключ к расшифровке древнеегипетских текстов, несмотря на то, что люди забыли этот язык много веков назад.

Главная догадка принадлежит востоковеду Жану-Франсуа Шампольону. Он сопоставил все накопленные к тому времени сведения и тексты и в 1822 году сумел прочесть имена царей, которые обводились картушем. Это было великое открытие, без которого было невозможно исследование древнеегипетской культуры.

В древнеегипетском письме используются знаки разных типов. Некоторые означают понятие – это иероглиф-слово. Есть отдельные символы для слогов и согласных звуков. Труднее всего было расшифровать вспомогательные знаки. Они не произносились, а указывали на значение иероглифов, рядом с которыми стояли.

Вариант №2

Древние египтяне придумали письменность в 4-3 тысячелетии до нашей эры. Их рисунки и тексты встречаются на стенах пирамид и гробниц.

Тексты древних египтян долгое время никто не мог разгадать. Но в конце 18 века, был найдет камень в Розетте. На ней написаны 3 одинаковых текста на разных языках древних египтян. После того, как ученые расшифровали данные тексты, специалисты стали активно изучать письменность египтян. В 20-е годы 19 века у языковедов получилось разобрать письмена, расположенные на гробницах.

Для письма египтяне применяли иероглифы. Они выглядят как рисунки, которые наносили на кожу, камни и папирус. Египтяне писали колонками, которые располагались слева направо. Данное письмо использовали до 4 века нашей эры.

Ученые открыли, что в Древнем Египте был еще один вид письменности, который назывался иератическое письмо. Данный тип называют скорописным, его применяли для документов, связанных с хозяйственной деятельностью и литературных произведений. Данный вид пометок выполняли на коже, папирусе, ткани, писали справа налево. Египтяне использовали чернила для иератического письма. Это письмо использовалось до 3 века нашей эры.

Со временем иератическая письменность превратилось в демотическую, которая существовало с 7 столетия до нашей эры до 5 века нашей эры. Данный вид письменности относится к народному творчеству. Тексты, принадлежащие к данному виду описывали абсолютно различные виды деятельности. Из всех видов древней египетской письменности, этот тип был наиболее прогрессивным. Каждому знаку принадлежало несколько значений.

Чтобы писать на папирусе египтяне разрезали стебель данного растения на тонкие длинные полоски, потом раскладывали на ровной поверхности друг за другой. После этого выкладывали следующий ряд из стеблей, но располагали их поперек. Потом всю конструкцию придавливали прессом. Получившийся материал был похож на бумагу. Для хранения папирус сворачивали в трубу. Писали на данном материале кисточками.

Научные знания передавались из поколения в поколение, обладали ими жрецы. Они предсказывали даты разлива Нила.

4, 5 класс

Письменность древних египтян

Письменность древних египтян

Популярные темы сообщений

  • Город Старый Оскол

    Город расположен в Белгородской области близ реки Оскол. Это очень старый город с маленькой численностью населения. В отличие от других провинциальных городов, в которых всё выглядит не так уж и цивильно,

  • Человек, индивид, личность

    В современном мире существует множество научных дисциплин, изучающих человека и общество. Этим занимаются биологи, философы, медики, психологи.

  • Организация Объединённых Наций

    Страны-участницы антигитлеровской коалиции в 1944-1945 годах начали решать вопрос о послевоенном устройстве мира. Результатом переговоров стало решение о создании новой международной организации.

  • Клещи

    Размеры этих членистоногих 3 мм, но есть и меньшего размера от 0.1 до 0.5 мм. У взрослых особей имеется 4 пары ног, зрение у клещей отсутствует, но их система обаяние помогает почувствовать запах жертвы за много километров.

  • Аметист

    Аметист – прекрасный драгоценный камень фиолетового цвета. С древнегреческого его название переводится как «неопьяняющий камень». Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении камня. Вот одна из них.

Письменность в Древнем Египте

Слово «папирус» происходит от названия тростника, который произрастает на берегах реки Нил. Для изготовления папируса (бумаги) египтяне снимали верхний слой со стволов тростника. Сердцевину нарезали полосками, мочили в воде, а затем укладывали слоями крест-накрест. Их плющили молотком, пока они не образовывали однородную массу. После этого поверхность папируса полировали деревянным инструментом. В числе других писчих материалов были глиняные черепки, дощечки из кожи или гипса.

Считается, что примерно лишь четверо из тысячи египтян умели читать или писать. Писцы являлись профессиональными писарями, которые занимались переписыванием официальных документов и указов, писем, стихов и историй. Обучение юных писцов отличалось основательностью, строгостью и суровостью. Один из наставников, Аменемоп, так обращался к своим ученикам: «Не проводи ни дня в лености, иначе ты будешь бит». Однако большинство рабочего люда завидовали легкой жизни писцов. Их хорошо вознаграждали за работу.

Полировальная лопатка

Этот красивый инструмент был найден в гробнице Тутанхамона. Он сделан из слоновой кости, отделанной на конце золотой фольгой. Полировальные лопатки использовались писцами для шлифовки поверхности свежеизготовленного папируса.

Учебная тетрадь

Школьные упражнения нередко записывались на выброшенных осколках камня или глины. Эти осколки известны как остраконы. Юные писцы переписывали упражнения на остраконе, а затем отдавали их на проверку учителю. В Египте было обнаружено множество образцов исправленных упражнений.

Писцы, производящие учет урожая

Сидящие на коленях писцы ведут учет размера урожая зерновых. Земледелец после этого должен был отдать часть зерна фараону в качестве подати, или налога. Многие писцы состояли при правительстве и переписывали отчеты, налоги, приказы и законы. Они были чем-то вроде государственных служащих.

Письменный прибор

Этот письменный прибор писца датируется примерно 3000 г. до н. э. Он состоит из тростниковых перьев и чернильницы. Чернила делали из древесного угля или сажи, смешанных с водой. Писцы носили с собой дробилку для того, чтобы сначала измельчать красители. Нередко на письменном приборе гравировалось имя писца и имя его работодателя или фараона.

Тростниковое перо

В Древнем Египте кисточки и перья делались из тростника. Куски чернил смешивались с водой на специальной палитре. Черные чернила изготавливались из древесного угля, а красные чернила делались из охры (составной части железа). То и другое смешивали с камедью.

Переносная палитра

Работа писца нередко означала, что ему приходилось отправляться в деловые путешествия, чтобы фиксировать официальные документы. У большинства имелась переносная палитра вроде этой на случай разъездов. Писцы нередко также имели при себе портфель или сумку для документов, чтобы уберечь сведения, которые они записывали.

Символ писца

Иероглиф, обозначающий писца, состоит из водяного сосуда, держателя для кисточки и палитры с кусками чернил. Египетским словом для обозначения писца или чиновника было слово «сеш».

Аккроупи

Аккроупи сидит, скрестив ноги, и держит в руках папирус и письменный прибор. Аккроупи был знаменитым писцом, жившим в Египте во времена Древнего царства. Писцы нередко считались влиятельными людьми в Древнем Египте, и до наших дней дошли их многочисленные статуи. Высокое положение писцов подтверждается в тексте «Сатира о профессиях», в котором говорится: «Заметь, что ни один писец не лишен пищи и богатств от царя».

Способы письма

Нам известно так много о древних египтянах благодаря письменному языку, который они оставили после себя. Надписи, сообщающие подробные сведения о их жизни, встречаются на всем – от обелисков до гробниц. Начиная примерно с 3100 г. до н. э. они использовали пиктограммы, называющиеся иероглифами. Каждая пиктограмма могла обозначать предмет, идею или звук. Изначальный вариант насчитывал около 100 иероглифических символов. Иероглифы использовались тысячелетиями, однако с 1780 г. до н. э. было популярно также и иератическое письмо. В поздний период Древнего Египта наряду с иероглифами использовалось и еще одно письмо – демотическое.

Впрочем, к 600 г. н. э., когда давно канул в историю последний фараон, никто уже не понимал иероглифы. Секреты Древнего Египта были утрачены на 1200 лет, до обнаружения Розеттского камня.

Розеттский камень

Обнаружение Розеттского камня явилось счастливой случайностью. В 1799 году французский солдат нашел кусок камня в египетской деревушке под названием Рашид – или Розетта. На этом камне одни и те же слова были написаны тремя способами, представляющими два языка. Иероглифический текст вверху, демотический текст в центре, а греческий – внизу.

Расшифровка египетского письма

В 1822 году французский ученый Жан-Франсуа Шампольон расшифровал надписи Розеттского камня. На камне запечатлен царский указ, написанный в 196 г. до н. э., когда у власти в Египте был греческий царь Птолемей V. Греческий текст на камне позволил Шампольону перевести иероглифы. Это открытие стало краеугольным для нашего понимания того, как жили древние египтяне.

Иератическое письмо

Иератическое письмо использовало рисуночные символы (пиктограммы) и делало их очертания более похожими на буквы. Этот вид письма был менее отрывистым и позволял писать быстро. Им пользовались для изложения историй, писем и деловых соглашений. Его всегда читали справа налево.

Демотическое письмо

Демотическое письмо (слева) было введено к концу Позднего царства. Оно позволяло писать еще быстрее, чем иератическое письмо. Первоначально им пользовались в деловых целях, но вскоре оно стало применяться и для религиозных и научных записей. Это письмо исчезло, когда Египет попал под власть римлян.

Иероглифы

Иероглифы состояли из небольших рисунков. Эти рисунки базировались на упрощенном изображении птиц и змей, растений, частей тела, лодок и домов. Одни иероглифы выражали сложные идеи, как то: свет, путешествие или жизнь. Другие означали буквы или звуки, которые можно было комбинировать для получения слов.

Поделиться ссылкой



Скачать материал

Письменность и знания древних египтянУчитель: С.А.Попов.



Скачать материал

  • Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов

  • Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов

  • Курс добавлен 13.12.2022

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Письменность и знания древних египтянУчитель: С.А.Попов.

    1 слайд

    Письменность и знания древних египтян
    Учитель: С.А.Попов.

  • Повторение темы «Искусство Древнего Египта»1. С какими целями сооружались огр...

    2 слайд

    Повторение темы «Искусство Древнего Египта»
    1. С какими целями сооружались огромные пирамиды.
    2. Зачем в гробницу Тутанхамона поместили мебель, вазы, оружие, драгоценности?
    3. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера, изображавшие богов, фараонов, вельмож?
    4. Как повлиял заупокойный культ на развитие различных видов искусства.
    Учитель: С.А.Попов.

  • Познакомимся с загадочными письменами.
Узнаем, как была разгадана тайна иерог...

    3 слайд

    Познакомимся с загадочными письменами.
    Узнаем, как была разгадана тайна иероглифов.
    Выясним, как создавались папирусы.
    Сравним древнеегипетские школы с современными.
    Узнаем, какие науки были развиты в Египте.
    План урока:
    Учитель: С.А.Попов.

  • Загадочные письмена       Стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покры...

    4 слайд

    Загадочные письмена
    Стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками.
    Иероглифы – «священные письмена» – древние фигурные знаки египетского письма (и некоторых других), обозначающие целое слово или несколько звуков.
    Учитель: С.А.Попов.

  • Значение 
некоторых иероглифов– слово «рот» и звук «р» – слово «хлеб» и звук...

    5 слайд

    Значение
    некоторых иероглифов
    – слово «рот» и звук «р»
    – слово «хлеб» и звук «т»
    – слово «мотыга» и
    сочетание звуков «м» и «р»
    Легко ли выучить такое письмо?
    В египетском письме более 700 иероглифов. Первоначально они были похожи на рисунки
    Загадочные письмена
    Учитель: С.А.Попов.

  • Загадочные письменаГласные звуки иероглифами не передавались.       Значок им...

    6 слайд

    Загадочные письмена
    Гласные звуки иероглифами не передавались.
    Значок имеет 2 звука: «Д» и «М».
    Этот значок мог означать слово «дом».
    Но можно было прочитать и «дама», «едим», «идём», «дима».
    Египтяне придумали значки-определители.
    Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.
    Идём
    Дима
    Учитель: С.А.Попов.

  • Письменные принадлежности египтянЗагадочные письменаУчитель: С.А.Попов.

    7 слайд

    Письменные принадлежности египтян
    Загадочные письмена
    Учитель: С.А.Попов.

  • Египетские папирусыПисчим материалом у египтян был папирус.Учитель: С.А.Попов.

    8 слайд

    Египетские папирусы
    Писчим материалом у египтян был папирус.
    Учитель: С.А.Попов.

  • Египетские папирусыПапирус – материал для письма.
Свиток – свернутые в трубоч...

    9 слайд

    Египетские папирусы
    Папирус – материал для письма.
    Свиток – свернутые в трубочку листки папируса.
    Папирус был дорогим и сначала мальчиков учили писать на чём-нибудь другом, например на черепках битой посуды.
    Учитель: С.А.Попов.

  • 15 июля 1799 группе французских солдат под командованием капитана Пьера...

    10 слайд

    15 июля 1799 группе французских солдат под командованием капитана Пьера-Франсуа Бушара при сооружении форта Сен-Жюльен близ города Розетты была обнаружена каменная плита с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами (два текста на древнеегипетском языке и один на древнегреческом языке).
    Розеттский камень. С 1802 г. хранится в
    Британском музее
    Многие учёные бились над их разгадкой.
    Кому же удалось это сделать?
    Как была разгадана тайна египетских иероглифов.
    Учитель: С.А.Попов.

  • Жан-Франсуа Шампольон 14 сентября 1822 года совершил прорыв в науке, убедивш...

    11 слайд

    Жан-Франсуа Шампольон 14 сентября 1822 года совершил прорыв в науке, убедившись, что может читать и переводить любые древнеегипетские иероглифические тексты.
    Благодаря ему учёные сегодня могут читать древние египетские тексты и разгадывать всё новые и новые загадки.
    Как была разгадана тайна египетских иероглифов.
    Учитель: С.А.Попов.

  • В древнеегипетской школе.
Рельеф из гробницы.Школа готовила писцов и жрецов...

    12 слайд

    В древнеегипетской школе.
    Рельеф из гробницы.
    Школа готовила писцов и жрецов
    Обучение в школе было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне.
    Обучались в школе только мальчики.
    Срок обучения был длительным (с 5 до 17 лет).
    Главной целью обучения было: подготовить чиновников, владевших письмом и математическими расчетами.
    Учитель: С.А.Попов.

  • Сначала ученики писали на черепках битой посуды. И только старшим учен...

    13 слайд

    Сначала ученики писали на черепках битой посуды. И только старшим ученикам, кто уже хорошо владел искусством письма, доверяли папирус.
    Школа готовила писцов и жрецов
    Девизом египетской школы были слова, записанные в одном из древних папирусов:
    «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
    Учитель: С.А.Попов.

  • Научные знания      Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать...

    14 слайд

    Научные знания
    Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчёты для строительных работ, нужны были математические знания.
    Напишите, какой сейчас год – древнеегипетскими иероглифами
    Учитель: С.А.Попов.

  • Математика: Создали свою простую систему чисел, умели умножать и делить,...

    15 слайд

    Математика: Создали свою простую систему чисел, умели умножать и делить, вычислять площади фигур.
    Химия: Изготавливали бальзамировочные составы, использовали различные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья.
    Медицина: Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. При переломах применяли деревянные лубки или ткань, пропитанную смолой.
    Научные знания
    Астрономия: Создали карту звёздного неба, видимого в Египте,
    составляли календарь, умели определять, когда начнётся разлив Нила. Для измерения времени использовали водяные часы.
    Учитель: С.А.Попов.

  • Закрепление материала
       1....

    16 слайд

    Закрепление материала
    1. Верно ли следующее утверждение?
    Египетские иероглифы передавали только согласные звуки.
      А) верно          Б) неверно
       2. Наука в Египте развивалась
    А) в храмах, усилиями жрецов
    Б) вопреки сопротивлению жрецов
    В) вельможами во дворце фараона
       3. «Языком фараона» египтяне называли
    А) папирус Б) жрецов В) писцов
    4. Верно ли следующее утверждение?
      Тайну египетской письменности разгадал французский учёный Ж.Ф. Шампольон.
      А) верно          Б) неверно
      5. Египетские школы
      А) готовили писцов и жрецов
      Б) давали образование детям земледельцев и ремесленников
      В) часто создавались при дворце фараона
      6. Материал для письма, применявшийся в Древнем Египте
      А) бумага Б) пергамент В) папирус
    Учитель: С.А.Попов.

  • Сегодня на уроке: 
 Я узнал …
 Я могу рассказать о …
 Я понял …
 Я могу объяс...

    17 слайд

    Сегодня на уроке:
    Я узнал …
    Я могу рассказать о …
    Я понял …
    Я могу объяснить …
    Учитель: С.А.Попов.

  • Домашнее задание: 
§ 12, прочитать, ответить на вопросы. 




Спасибо за рабо...

    18 слайд

    Домашнее задание:
    § 12, прочитать, ответить на вопросы.

    Спасибо за работу!
    Учитель: С.А.Попов.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 069 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

    «Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

    Тема

    §12. Письменность и знания древних египтян

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

В Древнем Египте письменность возникла на стыке IV-III тыс. до н.э. Древняя письменность Египта представлена в виде изображений и текстов на стенах гробниц и пирамид.

Ключ к разгадке истории письменности Древнего Египта

Тексты египетского письма стойко хранили тайны. Ключом к разгадке древней письменности Египта стал Розеттский камень, найденный в 1799 году при Розетте недалеко от Александрии. На фрагменте увесистой плиты в 760 кг, высотой 1,2 м, шириной около 1 м и толщиной 30 см разместились три идентичных текста на разных языках письменности Древнего Египта. В верхней части на 14 строках расположились древнеегипетские иероглифы, в середине камня 34 строки занимало демотическое письмо, а в нижней части вытесаны 14 строк текста на древнегреческом языке. Находка стала отправной точкой для исследований истории древней письменности Египта. С 1822 года лингвисты смогли расшифровать надписи на стенах гробниц.

древний египет история письменности

Древний Египет: история письменности

Письменность древнего Египта: иероглифы

Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. Понятие иероглифа происходит от греческого hieros (священная) и glypho.(надпись). «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус. Иероглифические письма использовали в гробницах и для религиозных целей до IV века н.э.

Древний Египет и история письменности: иератические знаки

В истории письменности древнего Египта одновременно с иероглифическим письмом существовало иератическое. Этот вид древнеегипетской письменности, как и демотическое письмо в дальнейшем, было скорописным письмом. Для письма использовали папирус, кожу, глиняные черепки, ткани, дерево. Пометки делали чернилами. Употреблялись иератические знаки для написания хозяйственных документов и литературных трактатов древнеегипетскими жрецами. Письмо «иератика» просуществовало до III века н.э. и отличалось по способу написания: справа налево.

проект история древней письменности египта

Проект — история древней письменности Египта

История письменности древнего Египта: демотические символы

Постепенно иератическое письмо развилось в демотическое. Это была упрощенная форма иероглифической письменности периода поздней иератики. Дематика считалась народным письмом. Демотические тексты описывали разные сферы деятельности египтян. Периодизации использования демотической письменности датируется VII веком до н.э. — V века н.э. Демотическая письменность – это наиболее прогрессивный вид древней египетской письменности. Постепенно появилось демотическое «слоговое письмо». Сложность демотической письменности заключалась в многозначной трактовке знаков.

Проект история письменности Древнего Египта в видео:

Смотрите также:

Иероглифы Древнего Египта

Что означают древние буквы Египта

Настоящим искусством можно назвать не только великолепные храмы и живопись на стенах саркофагов. Поистине необычным и загадочным феноменом является древнеегипетская письменность или, другими словами, египетские иероглифы

Древнеегипетская письменность
Иероглифы

Иероглифы

Высокие стены египетских зданий покрыты таинственными символами. Какие-то необычные изображения составлены в длинные ряды. В них можно разглядеть и животных, и людей, и даже архитектурные сооружения того времени. 

Египтяне использовали письменность даже на внешних стенах храмов
Стена храма

Так почему же эти нарисованные фигурки встречаются в Египте настолько часто? Дело в том, что все эти символы обозначают конкретные вещи.

Это и есть древнеегипетская письменность, отличающаяся от привычной нам системы написания слов с помощью букв. Небольшие рисунки египтяне называли древними письменами, или иероглифами.

Иероглифы — письменные знаки, которые используют и использовали раньше в некоторых странах. Один иероглиф может обозначать букву, слог, слово или даже словосочетание.

Удивительно, но в древней египетской письменности насчитывается более семисот иероглифов. Изначально каждый иероглиф представлял собой зарисовку конкретного слова. Например, круг обозначал «солнце», рисунок ног обозначал «идти». 

Египетская письменность

Египетский текст

На первый взгляд, у египтян была логичная и простая система письма, но в ней был недостаток. Она не передавала звуки, поэтому многие слова было невозможно изобразить. К таким словам относились, например, имена или названия.

Иероглифы, которые часто использовале египтяне

Но египтяне нашли отличное разрешение этой языковой несостыковки. Они решили использовать определенные иероглифы в качестве согласных букв.

Например, слово «рот» теперь обозначал еще и звук «р». По такой же логике иероглиф «хлеб» использовался в качестве звука «т» (на египетском языке «хлеб» звучит как «тэ»).

Египетский рельеф и письменность

Углубленный рельеф с иероглифами

Кроме того, иероглиф мог означать и набор согласных звуков. Например, иероглиф «мотыга» (на египетском «мер») означал еще и сочетания звуков «м» и «р».

Необычная черта древней египетской письменности заключается в том, что в ней нет гласных звуков. Поэтому, иероглиф «дом» мог означать все слова, в которых есть сочетание букв «д» и «м». Например, «дама» или «идем».

Египетский рисунок на папирусе
Папирус

Но чтобы не запутаться, египтяне писали дополнительный иероглиф после основного. Дополнительный иероглиф не читался, но помогал понять смысл предыдущего.

То есть слово «идем» обозначалось как два иероглифа — «дом» и «ноги». По такому же принципу египтяне писали имена. 

Например, если мы с вами хотели бы написать имя Мария, то написали это с помощью иероглифа «мотыга» («мер») и дополнительного иероглифа «человек», который указывал бы на принадлежность этого имени определенному человеку.

Инструмент для обработки почвы, который использовали египтяне

Мотыга

Конечно, в египетском письме с иероглифами было много тонкостей и правил. Выучить письменность мог далеко не каждый. Именно поэтому все грамотные египтяне, в частности писцы и жрецы, считались очень уважаемыми людьми.

Египетский папирус

На каком материале писали жители Древнего Египта? Они брали стебли папируса, а затем разделяли их на тонкие продолговатые полоски.

После этого все полоски выкладывались в ряд на какой-то гладкой поверхности. Сверху раскладывали новый слой полосок из стебля, но уже поперек предыдущим. 

Египетский папирус

Лист папируса

В конце производственного процесса египтяне клали на стебли плоские камни, чтобы волокна тростника выделяли растительный сок. Когда такие тростниковые листы высыхали, то становились очень похожи на бумагу.

Египетский свиток

Сверток папируса (свиток)

Если старый папирус был полностью заполнен иероглифами, к нему прикрепляли новый лист. Поэтому с каждым разом поверхность для письма становилась все длиннее. 

Египетский папирус, иероглифы и свиток

В целях более удобного хранения длинный папирус сворачивали. Сверток папируса назывался свитком. В одном из музеев мира хранится древний свиток, длина которого составляет более 40 метров.

Папирусный свиток — свернутая трубкой или валиком рукопись на полосе папируса.

Школы Египта

Даже в далекой древности в крупных государствах уже существовали школы. Как правило, школы основывались неподалеку от храмов. 

Несложно догадаться, что учителями в ней были мудрые жрецы. Они обучали писцов и молодых жрецов, передавая им все накопленные за долгие годы знания. Однако далеко не для каждого египтянина школа была доступным местом.

Класс, в котором обучаются египтяне

Египетская школа

Дети простых жителей, а также семьи ремесленников и земледельцев не могли позволить себе такое высшее благо, как образование. Удовольствие было крайне дорогим, ведь даже папирус стоил немалых денег.

Писцы
Школа писцов

Именно поэтому учеников сначала обучали письму на осколках старой посуды. Только после долгих тренировок на керамических предметах в руки молодого писца доверяли драгоценный папирус.

Древнеегипетский рельеф

Египетский рельеф

Дети писали на папирусе тонкой веточкой, которая напоминала кисточку. Чаще всего в их пенале хранилась красная и черная краска. Ее разводили водой и использовали в качестве чернил. Красной краской обычно выводили начало предложений.

Учеников обучали не только писать и выводить иероглифы, но и вести счет.

Математика была полезна во времена Древнего Египта. Почему? В те времена было необходимо рассчитывать материалы для строительства зданий, вести перепись населения, следить за уплатой налогов. Еще одной популярной наукой в Древнем Египте была астрономия.

Астрономия — наука, которая занимается изучением космического пространства и небесных тел.

Как египтяне отслеживали время?

Астрономия была незаменима, так как с помощью отслеживания перемещений звезд и планет жрецы могли составить календарь. А благодаря такому календарю они могли наиболее точно предсказать день, когда Нил станет полноводным. 

Древнеегипетский календарь

Египетский календарь

Разлив Нила являлся поистине знаменательным событием в Египте, поэтому жрецы считали своим долгом следить за всеми временными циклами.

Календарь — система счисления временных периодов, основанная на периодичности движения небесных тел.

Как же египтяне измеряли время в течение одного дня? С помощью водяных часов. Водяные часы — это сосуд с отверстием на дне. Вода медленно капала из сосуда, определяя сколько времени за сегодняшний день уже «утекло».

Водяные часы
Водяные часы

Важно понимать, что жрецы не просто смотрели на звезды и пытались отследить траекторию их движения. Они старались познать суть этих небесных тел, связать эти светила с магической силой богов.

По этой причине тайные знания о божественном мире передавались только внутри семьи жрецов. Простые люди не должны были приближаться к главным секретам мироздания.

Загадка иероглифов

Как была разгадана тайна иероглифов? Легендарное событие произошло два века назад.

В Египте был найден большой камень, на котором было множество надписей. Примечательно, что надписи были написаны иероглифами, а рядом виднелись их расшифровки на греческом языке.

Портрет Шампольона
Жан-Франсуа Шампольон

Ученый из Франции Жан-Франсуа Шампольон обратил внимание на то, что многие иероглифы обведены овалом. Овальные рамки встречались столько же раз, сколько в греческом тексте упоминалось имя фараона Птолемея.

После этого наблюдения Шампольон выдвинул предположение о том, что писцы Древнего Египта по-особому выделяли имена своих фараонов.

Эта теория подтвердилась, когда на другом камне обнаружились овальные рамки, которые в греческом переводе совпадали с именем царицы Клеопатры.

Надписи с помощью иероглифов
Имена Птолемей (сверху) и Клеопатра, написанные иероглифами

Кроме того, имена Птолемей и Клеопатра имеют общие звуки. Поэтому когда два овала с иероглифами сравнили между собой, то обнаружили, что некоторые иероглифы совпадают.

Рельеф Клеопатры
Царица Клеопатра

Тогда Шампольон и убедился: иероглифы — это способ передачи египетских слов или, иными словами, письменность. А еще стало понятно, что иероглифы могут обозначать определенные звуки.

Эхнатон

Жрецы храмов бога Амона были очень состоятельными, поэтому пытались навязать свои желания действующим фараонам.

Это длилось до тех пор, пока в 14 веке до н.э. великий фараон Эхнатон не восстал против самовольников из храма Амона. Эхнатон решил, что отныне главным богом будет солнце, что на египетском звучит «Атон».

Бюст Эхнатона
Эхнатон

Лучи солнца — это руки бога Атона, которые он тянет к земле, чтобы подарить свет каждому живому существу Египта. Владыка Нильской долины даже построил великолепный город в честь солнца и назвал его Ахетатон («горизонт Атона»).

Однако, авторитетный правитель вскоре умер, и жрецы из храмов Амона вернулись к власти. Город Ахетатон был разрушен и забыт жителями.

Слайд 1

Письменность Древнего Египта.

Слайд 2

Современные жители Египта разговаривают на арабском языке, а язык древних египтян остался только в письменных знаках — иероглифах — на многочисленных памятниках культуры: росписях в храмах и гробницах фараонов, скульптурах.

Слайд 3

Долгое время никто не знал, как расшифровать иероглифические письмо, многие исследователи брались за эту задачу, но у них ничего не получалось. Лишь в XIX в. удалось разгадать тайну древнеегипетской письменности. Это удалось сделать французскому учёному Жан-Франсуа Шампольону

Слайд 5

Письменность у египтян возникла в конце четвёртого тысячелетия до н. э. из-за необходимости фиксировать и запоминать различные явления хозяйственной деятельности. В её основу было положено пиктографическое письмо, где понятия и слова изображались в виде пиктограмм — маленьких рисунков, означающих изображённый на них предмет или явление. Например, нарисованные ноги означали «ходить». Такие знаки-пиктограммы также называются иероглифами

Слайд 6

Постепенно рисунки стали изображать не только отдельные понятия (например, «крокодил», «солнце», «дом»), но и согласные звуки. Один знак обозначал несколько звуков, поэтому египтяне создали знаки-определители, с помощью которых можно было прочитать слова с одинаковыми согласными, такие как «дом» и «дым».

Слайд 7

Е гиптяне не знали бумаги и оставляли записи палочкой с заострённым концом на коже, гипсовых дощечках или специальном материале из болотного тростника — папируса , который сворачивали в свитки.

Слайд 8

Как изготавливали папирус

Слайд 9

Древнеегипетская школа Как правило, в школах Древнего Египта могли учиться только мальчики, а девочки в лучшем случае получали только домашнее образование.

Слайд 10

Школы располагались при храмах и посещать их могли дети из знатных родов, начиная с шести-семилетнего возраста. Жрецы обучали учеников письму, чтению и устному счёту. Сначала дети учились писать на глиняных черепках, затем им выдавался старый папирус, где перед нанесением иероглифов нужно было предварительно очистить материал от предыдущих надписей. Новый папирус вручали только самым лучшим учащимся. Школьное обучение было тяжёлым занятием — чтобы уметь читать сказки и поучительные тексты, дети должны были запомнить сотни иероглифов.

Слайд 11

Кроме умения читать и писать будущим чиновникам и писцам нужно было изучить много специальных дисциплин — историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительное дело. Дисциплина была строгой: учителя могли наказывать нерадивых учеников плетью. Отсюда появилась поговорка: «Ухо мальчика — на его спине».

Слайд 12

Научные знания в Древнем Египте Развитие научных знаний древних египтян было связано с хозяйственной деятельностью, в частности — с потребностью вести земледельческие работы. Чтобы правильно рассчитать начало сельскохозяйственного сезона, жрецы занимались астрономией — вели постоянное наблюдение за планетами и звёздами.

Слайд 13

Опытным путём было установлено, что Нил разливается тогда, когда в небе появляется звезда Сириус. С этого момента египтяне стали отсчитывать начало нового года: они создали календарь продолжительностью как и современный — в 365 дней.

Слайд 14

Египетские учёные научились предсказывать солнечные и лунные затмения, а в процессе наблюдения за звёздами они изобрели сначала солнечные, а потом водяные часы. Время определялось в солнечных часах по движению тени, а в водяных по количеству вытекшей из сосуда жидкости.

Слайд 15

Значительных успехов древние египтяне достигли в медицине. Жрецы прекрасно знали расположение внутренних органов в человеческом теле, так как им приходилось проводить процедуру мумификации умерших людей. Значимым достижением древнеегипетской анатомии было знание о кровообращении и роли сердца в этом процессе.

Слайд 16

Древние египтяне умели не только складывать и вычитать, умножать и делить, но и имели представление о дробях. Кроме того, именно в Древнем Египте возникла география — наука, изучающая Землю. Всеми научными знаниями в Древнем Египте обладал узкий круг жрецов. Они тщательно оберегали свои тайны от посторонних и передавали их из поколения в поколение.

Вопросы
занятия

·        
Египетские
иероглифы

·        
Школы
в Древнем Египте

·        
Наука
в Древнем Египте

·        
Египетские
храмы и пирамиды

·        
«Повесть
о Синухете»

Давным-давно
уже нет языка, который звучал на берегах Древнего Нила. Жители современного
Египта говорят на арабском. Зато с древнейших времен до нас дошли
многочисленные памятники культуры Древнего Египта – статуи, обелиски, руины
храмов, гробницы.

Их
стены расписаны сценами из жизни египтян и загадочными знаками, изображавшими
людей, животных, растения, здания, странных фантастических существ: полулюдей-полузверей.

Это
иероглифы – «священные письмена».

Язык,
на котором говорили и писали древние египтяне, впоследствии был забыт. Никто не
мог прочитать египетских записей. И лишь в начале XIX
века, недалеко от города Розетта (современный Рашид), обнаружили камень,
на котором была высечена надпись на египетском и греческом языках. Разгадал
значение иероглифов великий французский ученый Жан-Франсуа Шампольон.
Благодаря этому открытию ученые смогли прочитать договоры и списки фараонов,
хозяйственные документы и произведения художественной литературы, узнать о
математике, астрономии, медицине.

Не
только на стенах писали древние египтяне. Писали они и на специальном материале
папирусе. Производство папируса требовало больших усилий и времени. Для
этого выбирали растение, папирус, с длинным стволом, очищали от твердой
оболочки и разрезали сердцевину на полоски. Полоски клали на стол, смоченный
водой, сверху поперек клали еще один слой тростника. Уложенные слои покрывали
тканью и осторожно расплющивали волокна, отбивая деревянным молотком. Так
получали папирус – материал для письма. Листы папируса склеивали между собой в
длинные полосы и сворачивали в трубки – свитки.

Изобретение
письменности было важнейшим культурным достижением этой удивительной страны.

Египетскому
государству (впрочем, как и любому другому) необходимы были грамотные чиновники
и образованные люди. Для этого в Египте были устроены школы. В них
учились, как правило, мальчики. Но школу могли посещать и девочки. Дети
обучались письму, чтению и счету. Писать учились на черепках разбитой посуды и
только затем на старом папирусе, предварительно смыв ранее написанные знаки
(иероглифы). Новый папирус давали только тем ученикам, кто успешно учился. В
школе дети читали поучительные тексты, стихи, сказки.

Обучение
было очень тяжелым. От учеников требовалось запомнить сотни и даже тысячи
знаков. Нерадивых детей наказывали плетью. В поучении школьникам мы читаем:
«Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя…
иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, он слушает, когда бьют его».

Знания
древних египтян об окружающем мире развивались на основе их практической
деятельности и связаны были, в первую очередь, с земледелием. К началу разлива
Нила крестьяне должны были подготовить каналы и дамбы. Поэтому очень важно было
предсказать время начала разлива. Наблюдая за звездами, египтяне заметили, что
перед разливом на небе появляется звезда Сириус. Ее появление считалось началом
нового года.

Египтянами
был создан календарь. Египетский календарь состоял из трехсот шестидесяти пяти
дней. Из такого же количества дней состоит и наш современный календарь.

Таким
образом, земледелие дало толчок для развития астрономии – науки, которая
изучает звезды, планеты и другие небесные светила.

Ночью
по звездам египтяне ориентировались на местности и определяли время. Они даже
составили карту звездного неба.

Наблюдая
за звездами, египтяне использовали часы: сначала солнечные, а потом
водяные. В солнечных часах время определялось по движению тени. В водяных часах
счет времени шел по-иному. Считалось, сколько воды вылилось из сосуда с
маленькими отверстиями, столько и времени «утекло».

Благодаря
трудовой деятельности возникла математика. Представьте себе! Ремесленник
должен был знать, сколько частей олова с медью надо взять, чтобы выплавить
бронзу. Земледелец должен был подсчитать сколько зерна он собрал, сколько нужно
сохранить для нового посева, сколько можно израсходовать на еду. Царский писарь
подсчитывал, каких размеров крестьянское поле и сколько урожая с него можно
получить. При постройке дамб, пирамид, храмов и зданий необходимо было
высчитать число работников и количество нужного материала.

Счет
египтяне вели десятками. Для обозначения единиц, десятков, сотен и так далее,
они использовали особые знаки. Черточка обозначала единицу, дужка – десяток, вьющаяся
веревка – сотню, цветок лотоса – тысячу. Для обозначения миллиона египтяне
рисовали человечка с поднятыми руками от удивления перед таким большим числом.

Больших
успехов древние египтяне достигли в области медицины. Бальзамируя
умерших людей, они хорошо изучили внутренние органы и строение человеческого
тела. Правда, причиной болезни считали злых духов. Поэтому больных лечили не
только лекарствами, но и молитвами, и заклинаниями.

Во
время раскопок в Египте ученые-археологи нашли много медицинских инструментов.
Были обнаружены также папирусы с описанием болезней и рецептами. По всей
вероятности, это были первые книги по медицине.

Многие
рецепты покажутся нам, современным людям, наивными. Например, в качестве
лекарства рекомендуется употреблять толченое копыто осла. Однако, египтяне
хорошо изучили целебные свойства многих трав. Они знали о законе кровообращения
и о значении сердца в жизни человека. Египетские глазные врачи ценились не
только в своей стране, но и далеко за ее пределами.

Геродот
так писал о египетских врачах. «Каждый врач лечит только одну болезнь. Одни
лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние
болезни. Египетские врачи правильно поняли важную роль сердца. Они имели знания
о ходе сердца, из которого идут сосуды к любой части тела. Лечение начинали с
опроса больного, потом осматривали его, измеряли пульс. Врач обязан был
искренне сказать больному следующее: «Это болезнь, которую я буду лечить» или
«Это болезнь, с которой я буду бороться», или «Эту болезнь нельзя вылечить».

Искусство
древнего Египта тесно переплелось с религиозными представлениями жителей этой
страны. Подготавливая себя к вечной жизни в стране мертвых, фараоны и вельможи
строили пирамиды, храмы и гробницы.

Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего
Египта.
Они представляют собой огромные каменные
сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов.

Архитектура
– это искусство строить и украшать здания. Архитектор – специалист по
строительству зданий.

Пирамида
Хеопса

– одна из семи чудес света. Это самая высокая
пирамида, построенная в Египте около 2600 года до нашей эры. Ее высота –
почти сто пятьдесят метров, что равно высоте пятидесятиэтажного дома. Чтобы
обойти пирамиду кругом нужно прошагать около одного километра.

Фараон
Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу после смерти своего отца. Он
хотел, чтобы его пирамида превосходила по размерам и по роскоши все предыдущие.
Для подготовки и строительства основания под пирамиду понадобилось четыре
тысячи человек – художников, архитекторов, каменотесов, и около десяти лет
напряженной работы.

Еще
около двадцати лет понадобилось для строительства самой пирамиды. Над
сооружением пирамиды Хеопса трудилось более ста тысяч человек.

Геродот
так рассказывал о строительстве пирамиды: «Камень, добытый в каменоломнях на
восточном берегу Нила, люди обязаны были тащить к реке. Там его грузили на
корабли и перевозили на противоположный берег Нила. Оттуда камни перемещали уже
к месту строительства. Постоянно работало сто тысяч человек. Каждые три месяца
их заменяли новыми».

Всего
для сооружения пирамиды Хеопса понадобилось около двух миллионов трехсот тысяч каменных
глыб весом две с половиной тонны каждая. Камни были настолько гладко обтесаны,
что после укладки в шов между ними нельзя было просунуть даже иголку.

Жилища
богов – храмы тоже строили из камня, поэтому они сохранились на протяжении
тысячелетий и дошли до наших дней, к сожалению, в виде развалин.

Особенно
грандиозные храмы были построены в Фивах (сейчас это город Луксор).
Храмы внушали веру в могущество богов и фараонов.

Один
из таких храмов посвящен богу Амону Ра. По обе стороны дороги, ведущей к храму,
стояли ряды каменных сфинксов. За ними высилась передняя стена с двумя башнями
– пилонами, украшенными рельефами.

Рельеф
– это выпуклое либо врезанное изображение, выполненное на камне, глине,
металле, дереве с помощью лепки, резьбы, чеканки.

Перед
пилонами величественно возвышаются огромные фигуры фараона, высеченные из
гранита. Две пятнадцатиметровые статуи изображали сидящего на троне фараона, и
четыре статуи изображали его стоящим. До наших дней сохранились только сидящие
скульптуры и одна стоящая.

Сохранились
и обелиски из красного гранита. Один из них стоит у входа в храм, а другой – в
Париже на площади Согласия. Этот монумент, высотой двадцать три метра, являлся
символом солнца. Его навершие покрывалось сплавом
золота и серебра. На все четыре стороны обелиска нанесены иероглифы,
прославляющие бога Ра и фараона.

Узкий
вход между башнями вел во двор храма, окруженного каменными колоннами. Всего в
храме было около ста пятидесяти колонн высотой с семи-восьмиэтажный дом. Каждая
колонна украшалась рельефами, повествующими о жизни фараона.

В
храмах стояло огромное количество статуй богов и фараонов. Создавая каменные
статуи, скульптор должен был придерживаться особых правил – канонов. Фараоны
изображались в величественной позе, их взгляд устремлен вперед. Мастер
подчеркивал физическую силу и красоту фараона (хотя это и не всегда
соответствовало действительности). Фигуры богов и фараонов неизменно
изображались выше простых людей.

Были
свои правила и при изображении фигуры человека в росписях и рельефах. Верхняя
часть человека – его плечи и руки – выглядят так, как будто мы смотрим на него
спереди, а ноги выглядят так, будто смотрим на него сбоку. Голова тоже
повернута боком.

Более
свободно чувствовали себя художники при изображении живой природы: пейзажи,
животные, птицы показаны изумительно точно и ярко.

От
древних египтян дошли до нас произведения художественной литературы. В основном
это сказки и былины, которые передавались из уст в уста и позже были обработаны
и записаны.

Особенно
популярной была «Повесть о Синухете». Синухет был знатным человеком, знакомым с самим фараоном.
Но однажды, когда Синухет был в военном походе, он
узнал, что в Египте стал править новый фараон, его враг. Синухет
бежал в восточную страну. Там он был принят племенами кочевников-животноводов,
заслужил их уважение и даже женился на дочери вождя. Синухет
жил в полном достатке, стал правителем одного из племен, но все равно скучал по
родине. Он не хотел умирать на чужбине. К своему счастью Синухет
получил радостное письмо из Египта. Там воцарился новый фараон, который помнил Синухета, и предложил ему вернуться на родину.

Из
произведений художественной литературы стоит также отметить «Сказку о потерпевшем
кораблекрушение», «Сказку об обреченном царевиче», «Спор разочарованного со
своей душой» и другие.

Сохранились
песни, которые распевали крестьяне, рыбаки и ремесленники.

Не
забыли поэты и писатели о себе. В одном древнеегипетском стихотворении «Прославление
писателей и поэтов» есть такие строки:

«Они
не строили себе пирамид из меди

И
надгробий из бронзы.

Не
оставили после себя наследников,

Детей,
сохранивших их имена,

Но
они оставили свое наследство в письменах,

И
поучениях, созданных ими.»

Таким
образом, древние египтяне накопили обширные знания в медицине, математике,
астрономии, создали иероглифическое письмо и научились изготавливать папирус.
Культурное наследие Древнего Египта и в наше время представляет большую
историческую ценность.

  • Рассказ о письменности двуречья
  • Рассказ о письме древних египтян
  • Рассказ о писцах древнего египта
  • Рассказ о писахове 5 класс
  • Рассказ о писателе крылове 5 класс