Рассказ о платке как о чуде 3 класс

МБОУ «Алатская основная общеобразовательная школа

 Высокогорского муниципального района РТ»

Исследовательская работа

 « Волшебные узоры платка»

                                                               Работа ученицы 3 класса

                                                   Хаировой Рании    

                                               Руководитель:

                                                              Сабирзянова Ангелина Альбертовна

                                                                     учитель начальных классов

                                  2016

Оглавление

1. Введение

2. Обзор литературы

     2.1. История расписных платков

     2.2. Место появления расписных платков

     2.3. Рождение платка

          2.4. Многоцветье павлово — посадского платка

     3. Исследования, опыты

          3.1.Создание эскиза главного цветка

                 в Павлово-Посадских узорах – розы

           3.2.Создание модели павлово-посадского платка

                 в технике «набивного узора»

      4.Павловский платок в 21 веке

  5. Результаты исследования

       5.1. Выводы    

        5.2.Программа дальнейших действий

    6. Список литературы    

     7.Приложения

          1 «Создание эскиза розы»

          2  «Освоение техники «набивного» узора

          3 «Создание моделей платьев из Павлово- посадских платков»

1.Введение

В нашем доме есть старинный сундук. Что таинственное тянуло меня к нему. Мне всегда хотелось заглянуть туда. И вот однажды бабушка показала свои сокровища.Из   сундука она  достала  самое дорогое для неё – платок  своей  матери. Я была  поражена красотой и необыкновенностью каждого платка!  Я накинула  платок на плечи, голову,  крутилась  перед зеркалом,  садилась  и разглядывала удивительный  орнамент. Сказочные цветы, узоры вызывали   радость и восхищение. Мне казалось, что  я окунулась  в сказку. Сколько  умения ! Каждый цветок говорил ,  что передо мной  настоящее произведение искусства. Искусство моего  народа. К сожалению, я  почти ничего не знаю об этих платках. Когда появились?  Что означают эти узоры?  Все  было для меня непонятно и неизвестно.Бабушкин платок — это  тайна. Я решила  попробовать  проникнуть в тайну платка, провести небольшое исследование. Когда мы проходили по изобразительному искусству тему «Цветы России на Павловских платках и шалях» , мне эти знания очень пригодились. 

Актуальность темы

Знание  художественных промыслов  русского народа нужны для развития и сохранения   нашей культуры, позволяют нам гордиться своей Родиной, ее умельцами,  сохранять и продолжать наследие наших предков.

Новизна работы в том, что я  попробовала  сама  создать эскиз расписного платка, повторить его необыкновенные узоры на ткани .

Я выдвинула гипотезу, что  расписные платки — это не только головной убор, но и произведение декоративного искусства и, изучив узоры платка, технику его выполнения,   можно выполнить его модель, эскиз.  

Цель работы: изучение старинного платка,  создание модели расписного  платка .

Задачи:

1.Выяснить, как называются расписные платки

2.Какую роль играли платки   в жизни наших предков.

3.Когда и где  они появились на Руси.

4.Узнать, как создаются расписные платки, познакомиться с техникой выполнения платка.

5.Узнать, обозначение орнаментов и цветов  платка.

6.Научиться создавать похожие узоры платка на ткани .

7.Узнать о применении расписных платков в современном мире.

2. Обзор литературы

2.1. История расписных платков.

Платки появились очень давно. Только сначала он назывался «убрус». Убрус – кусок белого полотна длиной до двух метров и шириной в 40-50 см, с вышивкой. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с ХII века. В глубокой же древности для покрывания головы использовались также и куски ткани – платы. В семнадцатом веке убрус уступил место платку, а после в русском языке появилось заимствованное из Персии слово “шаль”.Платок всегда являлся главной частью  русского национального  костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком. Также дорогой платок являлся символом богатства и частью хорошего приданого. Платок на Руси всегда  был самым желанным подарком.

Убрусы  и платы ткались крестьянками на простых домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. Сами же расписные платки появились на Руси в ХVI – XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью. Платки и шали покупались в лавках на селе или в городе, стоили они дорого, носились бережно. 

2.2.Место  появления расписных платков

Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:
– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», о котором говорит  поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад,  там сохранились древние традиции, обряды, старинные книги с цветочными орнаментами. Именно эти орнаменты и стали украшением первых платков. И расписные  платки   известны  как Павлово-Посадские набивные  платки. Павлово-Посадские набивные платки производятся уже более 200 лет. Первое документальное упоминание о данном промысле зафиксировано в 1795 г. – с тех пор и принято отсчитывать день рождения павловского платка. Хозяином платочной фабрики в Павловом Посаде был Яков Лабзин и    его родственник и друг  Василий Грязнов – выходец из крестьянской семьи, фабричный рабочий, а впоследствии купец первой гильдии и совладелец крупной фабрики в Павловском Посаде. 

Уже в 1872 г. фабрика Лабзина и Грязнова вырабатывала 600 тыс. платков и 100 тыс. кусков ситца., Платки стали частью культуры России. И этот народный промысел жив до сих пор!  7 августа 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местно-чтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский за богоугодные благотворительные дела. 

2.3.Рождение платка.

Для одного платка используется 18-23 тонов, сочетание цветов красивое и удивительное, поэтому павлово -посадские платки такие яркие. Чаще всего употребляются   такие  цвета — бордовый, черный, ярко-синий, темно-зеленый — обозначающие богатство. Рисунок располагается симметрично от центра. Павлово -посадский  цветочный орнамент сочетает  мелкие и крупные детали, собранные  овалами, букетами, кругами.

Как же рождается это чудо и как появляются сказочные узоры на расписном платке? Платок, прежде чем поступал к покупателю, проходил через руки восемнадцати мастеров!

1.Работа над платком из Павловского Посада начинается с авторского рисунка, который придает    ему неповторимость. Художник изготавливает крок — рисунок на бумаге – 1/2 или 1/4 платка. На эту работу уходит 2 месяца.

2 Колорист подбирает рецепты печатных красок, делает пробные набивки.

3.Красковары готовят краски в специальных емкостях – красковарках.

4.Резчики режут  из досок штампы: «манеры» — контур  рисунка и «цветки» — розы, листья и т.д. Некоторые платки со сложными узорами требовали до 400 накладных досок.

5.Далее в создание платка включаются  набойщики. В Х1Х веке  с помощью  «цветков» и «манер»  наносили краски вручную, причем каждый цвет “требовал” отдельной доски. При печатании били по форме тяжелым чугунным молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, откуда и пошел термин «набойка» или «набивка».  Тонкую шерстяную  ткань растягивали  на специальном столе и закрепляли  деревянной рамой и «набивали» орнамент. Вот что значит работать,  засучив рукава! Каждый день! Набойщики ходили  вокруг стола в своеобразном хороводе до тех пор, пока не  будет нанесен весь рисунок художника на ткань. А «набить» надо 16 и более цветов на один платок!

6. Далее платок отправляется в зрель, где под высокой влажностью смягчается, краски становятся ярче и красивее.

7. Мойщики платки промывают, сушат (все делается вручную).

8.Швеи пришивают бахрому, а вязальщицы вручную плетут узоры из ниток бахромы. На один платок у вязальщицы уходит 3-4 часа работы.

Вот и готов платок , один из символов России, русской женщины . И горят на таком платке неувядающие цветы.  Сегодня павлово-посадские платки создаются уже не с помощью резных досок, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Такая печать позволяет наносить неограниченное число цветов, получать на ткани тонкий изящный контур.

Изучив долгий и трудный  процесс изготовления  павлово-посадских платков,  можно сделать вывод о том, что это кропотливая, творческая работа, в которую вкладывается большое   трудолюбие  и терпеливость  русского народа.

2.4.Многоцветье Павлово — Посадского платка

Традиционными элементами Павлово-Посадских узоров являются цветы и листья, а сам платок всегда смотрится как красочный букет, заключающий в себе скрытый смысл. Выбирая платок в подарок, нужно учитывать  индивидуальность его характера. А для этого нужно знать  значения цветов на платке. Давайте «полистаем книгу» цветочных узоров и  раскроем секреты значения этих роскошных цветов и букетов.

1.Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах это  роза – цветок богини Афродиты,   символ  красоты и любви. Роза  считается королевой цветов с Эпохи Древней Греции. 

2.Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется цветок —  лилия – знак древа жизни, райского сада. 

3.Георгины, так же символизируют силу к жизни и признательность. 

4.Тюльпан   символизирует чистоту, праведность и  нежность, очарование, молодость.

5.Бутон пиона можно считать символом  веселья, богатства, счастья. 

Если мы внимательно рассмотрим платки, созданные давно, то увидим на них знакомые полевые цветы, которые сохранились до наших дней.

6.Ромашка является символом русской природы. Ее простота, но при этом яркость и нежность стали главными  для платка. 

7.Россыпь васильков украшает множество платков, как драгоценные бусы. Они то опоясывают рисунок платка, словно древние обереги, то становятся яркими акцентами главного рисунка.

8. Русский человек, как никто умеет сопереживать и радоваться за других.

 Недаром на платках павлово — посадской платочной мануфактуры можно встретить бутон  колокольчика – цветок безграничной открытости.

9.Очень важный  цветок платка  —  незабудка, который является символом верности.   Незабудки останутся в памяти надолго, за счет своей яркости и красоты. Даже небольшой павлопосадский платок, украшенный узорами из прелестных маленьких цветов сможет стать заметным и запоминающимся . 

При фабрике сохраняются традиции  народного промысла, подобных  этим рисункам нет нигде в мире. Они абсолютно уникальны. За двухсотлетнюю историю своего существования, чистошерстяные и шелковые набивные платки и шали посадских мастеров получают высокие награды на многих выставках и конкурсах. 

3. Исследования, опыты.

3.1.Создание модели главного цветка в Павлово-Посадских узорах – розы.

Розочку я   расписывала  на ситцевой белой  ткани.

1). Копирование рисунка. Сделала  рисунок розочки на бумаге и перевела   его на ситцевую ткань через копировальную бумагу. 

2) Тонирование 1.  К  розовому оттенку добавила белый и в итоге получила  нежно – розовый цвет. Этим цветом я  затонировала  лепестки розы.

 3) Тонорование 2 . Дальше я тонировала розу  в  тёмно-красный цвет.

4) Тонирование 3.  Затонировала сначала  самые светлые места на листьях, затем затонировала  тёмный зелёный цвет.

5) Подчёркивание контура темнее по тону:  лепестки вишнёвым цветом, а  листья — тёмно-зелёным.

6) Роспись тычинок . Показала  тычинки у розочки  жёлтым цветом.

7) Роспись бликов. Взяла  белый  цвет и разбавила  её водой. Этим цветом  закрасила  бликовые части. У меня получился фрагмент из орнамента павлово-посадского платка — роза.

3.2.Создание модели павлово-посадского платка в технике «набивного узора»

Мастера Павлово — Посада используют для набивки «манеры» и «цветки». В интернет- источниках я узнала о способе получения штампиков в домашних условиях. Оказывается,  для их изготовления можно использовать то, что едим каждый день. Существует  способ нанесения узоров рисунков на ткани с помощью картофеля и  различных фруктов и овощей. Главное, чтобы у овощей и фруктов была твердая мясистая часть и твердая кожура.
Наши бабушки пользовались этим способом. И получались красиво оформленные, оригинальные вещи: полотенца, одежда, постельное белье, шторы и т.д.
Печатать лучше всего на тканях из хлопка, льна или синтетических тканях. Я расскажу, как наносить рисунки с помощью сырого 
картофеля. Материал для нанесения лучше брать светлых оттенков, чтобы отпечатки были четкими.

Материалы для работы: несколько свежих, крепких картофелин, острый нож, карандаш (черный, мягкий), тарелки (для красок), куски фетра, акриловые краски.

1.В наибольшем месте разрезать  картофелины. Подсушить их срезы (промокательной бумагой). На срез нанести  карандашом нужный  рисунок и вырезать  ножом картофельную модель. Модели лучше делать несложными, с ясными очертаниями, высотой около 3 см, чтобы было легко вырезать.

2.Краски надо налить в тарелки и сверху положить кусок фетра. Фетр впитывает краску, получается своеобразный тампон.

3.Прижать  модель из картофеля к тампону, и напечатать рисунок на выбранном  материале в любом задуманном порядке. Чтобы тона вышли чистыми, пользоваться надо  отдельными тампонами для каждого цвета. Работу нельзя прерывать , так как модели из картофеля быстро сохнут и искривляются.

4.Материал после нанесения красок надо подсушить, затем прогладить не очень горячим утюгом (сначала изнаночную, а затем и лицевую сторону).

«Набивка» узоров — очень интересная, но сложная работа, ведь ошибаться нельзя, все по-настоящему. А еще здорово, что у каждый раз  получается неповторимый платочек. 

4.Павлопосадский платок в 21 веке

Слава набивных павлово-посадских платков, завоеванная еще в 19 веке, жива и сейчас. В наши дни искусство древних мастеров переживает настоящий бум: интерес к павлово-посадским платкам растёт,  русский платок очень популярен как в России, так и в других европейских странах. Об этом свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как модно  выглядят традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях, на шее какой-нибудь голливудской знаменитости. По всему миру люди ценят высокое качество тканей и яркое разнообразие узоров павлово — посадских платков. Я никогда не обращала внимания на то, где можно в наше время увидеть эти замечательные платки. А теперь знаю: их можно встретить в фильмах, сказках, мультфильмах, на картинах художников, в телевизоре, когда исполняются народные песни и танцы.  А еще модельеры  из платков шьют всевозможную одежду: красивые платья, сарафаны, головные уборы, пальто, варежки, обувь, телогрейки, юбки, валенки  и многое, многое другое. Можно даже встретить сотовый телефон, украшенный узорами Павлово- Посада. Дизайнеры вновь ввели в моду настоящие  русские платки и они стали одними из самых популярных дополнений к одежде. Вот например, Вячеслав Зайцев создал целую коллекцию одежды по мотивам павлово- посадских платков.

(http://сакума.рф/2012/04/16/flowering-placer-pavloposadskih-pla/)

5.Итоги и выводы.

5.1.В ходе своего исследования я выяснила:

1. Павлопосадские платки  занимают особое место в русской культуре.

2.. Павлопосадские платки — это ценнейшие музейные экспонаты, которые показывают нам   богатство цветочно-растительных орнаментов, фантазию в  использовании ярких красок русскими мастерами.

3. Выбор узора для украшения платков  был неслучаен. У каждого цветка  существует  свое значение.

Выводы: эти цветные платки — квадратики действительно являются произведениями искусства.

Павлово-посадский платок в наше время стал носителем духовности и культуры, накопленной русским народом за всю многовековую историю.  

Моя гипотеза о том, что расписные платки — это не только головной убор, но и произведение декоративного искусства подтвердилась.

 Уникальность павловопосадского платка – в его постоянной  актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал  остромодным и для  наших современниц.  Павлово-посадский платок не знает ни временных, ни возрастных границ.

5.2.Программа дальнейших действий:

1.Познакомить с результатами моего  исследования своих одноклассников и рассказать им о тайне русского узора.

2.Совершенствовать умение выполнения узора  на ткани в технике «набивного» рисунка.

3.Научить одноклассников пользоваться техникой  «набивного» рисунка

4. Изучить другие виды народного культурного наследия.

Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах
Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.
Красив узор, 
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.
Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павлово-посадскую шаль!

6..Список литературы:

1. В.И. Даль «Толковый словарь» т. 4; т.3 –М: Русский язык, 1990г.

2. В.Г. Каменева «Праздник русского платка» журнал «Читаем, учимся, играем» № 4; 2003г. (с.23-26)

3. К. Соловьева «Плат узорный»; журнал «Мир вокруг нас» (с.23-25)

4. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. Г.Е. Гуров «Твоя мастерская»

5. О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» — 1-4 класс (пособие для учителя) Москва: «Владос», 2003г.

6. Видеокассета «Народные промыслы», «Плат узорный» (Видеообразование для народного образования.) Центрнаучфильм.  Студия «Кварт» Москва

7. Интернет- ресурсы:

(http://rumagaz.ru/on-the-shawls/tsvety_v_uzorakx.php

(http://ru magaz.ru/on-the-shawls/history-pp.php,

http://www.baby-answer.ru/2012/06/blog-post_05.htmlвидео

(http://fashiony.ru/page.php?id_n=11611),(http://rumagaz.ru/on-the-shawls/secrets.php)

(http://сакума.рф/2012/04/16/flowering-placer-pavloposadskih-pla/)

(http://rumagaz.ru/on-the-shawls/tsvety_v_uzorakx.php

http://tat-anat.ucoz.ru/load/izobrazitelnoe_iskusstvo/ornament_iz_pechatnykh_uzorov_na_tkani/6-1-0-265

http://www.gigos.org/index.php/dekpriltvor.html

Слайд 1Простые чудеса о кольчуге, мече, сарафане и платке

Презентация выполнена учителем
ГБОУ

Простые чудеса о кольчуге, мече, сарафане и платкеПрезентация выполнена учителем ГБОУ СОШ № 687Яшковой И.В.


Слайд 2КОЛЬЧУГА
Кольчуга — оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.

Важнейшей его частью была рубашка (собственно кольчуга), большей частью с короткими рукавами; кольчужная бармица дополняла боевые наголовья — шлем и мисюрку. Из железных колец делали также боевые чулки и перчатки. Относительная лёгкость и гибкость кольчуги позволяли воину быть достаточно подвижным

КОЛЬЧУГАКольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец. Важнейшей его частью была рубашка (собственно


Слайд 3
Первые Кольчуги известны в 1-м тысячелетии до н. э. в Ассирии.

Позднее они были распространены на Востоке (особенно в Иране и сопредельных с ним странах) и в бассейне Средиземного моря, включая Древний Рим и Северное Причерноморье (сарматы). Со времени крестовых походовпоходов Кольчуги распространились и в Западной Европе. На Руси Кольчуги были основным видом оборонительных доспехов, они широко известны по курганным находкам 10 в.

Первые Кольчуги известны в 1-м тысячелетии до н. э. в Ассирии. Позднее они были распространены на Востоке


Слайд 4Кольчуги изготовлялись специальными мастерами — кольчужниками …Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее

чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требовалось для изготовления всего одной «железной рубашки». Кольца обычно бывали одинакового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением. Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклёпывалось…

Кольчуги изготовлялись специальными мастерами - кольчужниками ...Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от


Слайд 5
…Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в Х-XI веках была

длиной по колено, имела полный рукав и весила до 10 кг. Наши кольчуги были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см — до локтя. Разрез ворота находился посередине шеи или был сдвинут в сторону; застёгивалась кольчуга без «запаха», воротник достигал 10 см. Вес такой брони равнялся в среднем 7 кг.

...Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в Х-XI веках была длиной по колено, имела полный рукав


Слайд 7Древнерусский меч
Мечи на Руси появились с некоторым опозданием, по сравнению с

Западными государствами.Первые мечи начали продавать скандинавы по Волжскому торговому пути в IX в., то есть в эпоху основания Руси. Выдающийся отечественный археолог Арциховский в своих работах отмечал, что меч был главным предметом вооружения профессионального воина во времена раннего Средневековья.

Древнерусский мечМечи на Руси появились с некоторым опозданием, по сравнению с Западными государствами.Первые мечи начали продавать скандинавы


Слайд 8Мечи были дорогим товаром, а, значит, были доступны только богатым воинами

или вооруженным за чужой счет наемникам. Они передавались из поколения в поколение и считались истинной драгоценностью. В IX – XI вв. мечи были только у высшей прослойки военного общества – старшей дружины. В младшей дружине мечи были только у командиров отрядов «отроков». В мирное время эти дружинники выполняли судебные, полицейские и таможенные функции и звались «мечниками».

Мечи были дорогим товаром, а, значит, были доступны только богатым воинами или вооруженным за чужой счет наемникам.


Слайд 9
Внешне меч состоял из обоюдоострого достаточно широкого и тяжелого клинка, а

также короткой рукояти (на Руси – трена или крыжа). Стороны лезвия назывались голомнями, само острие – лезвием. В рукояти выделялись яблоко, черен и огниво. Для облегчения веса лезвия на его сторонах делали желоба — долы (если широкие) и долины (если узкие). Также они несли и декоративную функцию. Позже, мечи романского типа начали затачивать на конце, что позволяло выполнять колющий удар.

Внешне меч состоял из обоюдоострого достаточно широкого и тяжелого клинка, а также короткой рукояти (на Руси –


Слайд 10
У мусульманских авторов встречается предание о том, как в русских семьях

после рождения младенца отец клал перед новорожденным меч и завещал ему в наследство только то имущество, которое он сам добудет с помощью этого меча. Оружия прославленных героев становились символами доблести и непобедимости. Их сохраняли, как, например, мечи псковских князей Всеволода и Довмонта, которые хранились в Троицком соборе, или меч князя Бориса, который хранился в одной из церквей Владимира.

У мусульманских авторов встречается предание о том, как в русских семьях после рождения младенца отец клал перед


Слайд 12
Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской

летописи от 1376 года. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. В XIV веке сарафан могли носить воеводы и великие московские князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении. С правлением Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II.

Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года. Формы и


Слайд 13
Сарафан -явление чисто русское, ни в одной славянской стране сарафанов не

носили. Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах 14 века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана — шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Встречались и другие названия — по ткани: кумашник, набоешник, штофник. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани — атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях — парчу.

Сарафан -явление чисто русское, ни в одной славянской стране сарафанов не носили. Интересно, что слово «сарафан» впервые


Слайд 14Русский платок
«Глядя на женщин из славянского племени кривичей, можно

было подумать, что у них у всех болят зубы, – писал русский этнограф Д.К. Зеленин. – Платок они повязывали так: ткань охватывала подбородок и горло, а узел располагался высоко на макушке.

Русский  платок «Глядя на женщин из славянского племени кривичей, можно было подумать, что у них у


Слайд 15
Но на самом деле все совсем наоборот – именно для того,

чтобы не простудить зубы и горло, не заработать насморк, древлянки, кривичи повязывали платки таким замысловатым образом. Климат по верховьям Волги и Двины был суровым, ветры дули сильные, холода держались по полгода». По мнению ученого, платки под подбородком завязывали южные славяне. А вокруг головы, наподобие чалмы, оборачивали восточные.

Но на самом деле все совсем наоборот – именно для того, чтобы не простудить зубы и горло,


Слайд 16
По христианскому обычаю женщины не должны ходить с непокрытой головой.

Строгие священнослужители выводили из церквей простоволосых представительниц прекрасного пола и с осуждением смотрели на таковых, встречая их на улицах.

По христианскому обычаю женщины не должны ходить с непокрытой головой. Строгие священнослужители выводили из церквей простоволосых


Слайд 17
И наши предки, язычники, с ужасом взирали на «мужатых» (замужних) женщин

с непокрытой головой. По древнему поверью женские волосы обладали магической силой, полученной от волос Земли-матушки – трав и ветвей деревьев. Считалось, что женщина с распущенными волосами может навести порчу, лишить рассудка. Язычники верили, что колдуны по ночам собирают женские волосы и используют их для приготовления зелий и ядов. Чтобы ни один волос не упал на землю, замужние крестьянки плели две тугие косы и укладывали их на макушке, а поверх надевали платок. Он закрывал лоб, уши и заднюю часть шеи, концы завязывались на макушке и торчали, как рога. Согласно верованиям древних славян, рога быка-тура, символа Перуна, оберегали от всякой напасти и опасности. Женщины в деревнях носили платки и зимой, и летом, и в праздники, и в будни.

И наши предки, язычники, с ужасом взирали на «мужатых» (замужних) женщин с непокрытой головой. По древнему поверью


Простые чудеса о кольчуге, мече, сарафане и платке

  • Презентация выполнена учителем
  • ГБОУ СОШ № 687
  • Яшковой И.В.

КОЛЬЧУГА

  • Кольчуга — оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец. Важнейшей его частью была рубашка (собственно кольчуга), большей частью с короткими рукавами; кольчужная бармица дополняла боевые наголовья — шлем и мисюрку. Из железных колец делали также боевые чулки и перчатки. Относительная лёгкость и гибкость кольчуги позволяли воину быть достаточно подвижным
  • Первые Кольчуги известны в 1-м тысячелетии до н. э. в Ассирии. Позднее они были распространены на Востоке (особенно в Иране и сопредельных с ним странах) и в бассейне Средиземного моря, включая Древний Рим и Северное Причерноморье (сарматы). Со времени крестовых походовпоходов Кольчуги распространились и в Западной Европе. На Руси Кольчуги были основным видом оборонительных доспехов, они широко известны по курганным находкам 10 в.

Кольчуги изготовлялись специальными мастерами — кольчужниками …Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требовалось для изготовления всего одной «железной рубашки». Кольца обычно бывали одинакового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением. Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклёпывалось…

  • …Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в Х-XI веках была длиной по колено, имела полный рукав и весила до 10 кг. Наши кольчуги были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см — до локтя. Разрез ворота находился посередине шеи или был сдвинут в сторону; застёгивалась кольчуга без «запаха», воротник достигал 10 см. Вес такой брони равнялся в среднем 7 кг.

Древнерусский меч

  • Мечи на Руси появились с некоторым опозданием, по сравнению с Западными государствами.Первые мечи начали продавать скандинавы по Волжскому торговому пути в IX в., то есть в эпоху основания Руси. Выдающийся отечественный археолог Арциховский в своих работах отмечал, что меч был главным предметом вооружения профессионального воина во времена раннего Средневековья.

Мечи были дорогим товаром, а, значит, были доступны только богатым воинами или вооруженным за чужой счет наемникам. Они передавались из поколения в поколение и считались истинной драгоценностью. В IX – XI вв. мечи были только у высшей прослойки военного общества – старшей дружины. В младшей дружине мечи были только у командиров отрядов «отроков». В мирное время эти дружинники выполняли судебные, полицейские и таможенные функции и звались «мечниками».

  • Внешне меч состоял из обоюдоострого достаточно широкого и тяжелого клинка, а также короткой рукояти (на Руси – трена или крыжа). Стороны лезвия назывались голомнями, само острие – лезвием. В рукояти выделялись яблоко, черен и огниво. Для облегчения веса лезвия на его сторонах делали желоба — долы (если широкие) и долины (если узкие). Также они несли и декоративную функцию. Позже, мечи романского типа начали затачивать на конце, что позволяло выполнять колющий удар.
  • У мусульманских авторов встречается предание о том, как в русских семьях после рождения младенца отец клал перед новорожденным меч и завещал ему в наследство только то имущество, которое он сам добудет с помощью этого меча. Оружия прославленных героев становились символами доблести и непобедимости. Их сохраняли, как, например, мечи псковских князей Всеволода и Довмонта, которые хранились в Троицком соборе, или меч князя Бориса, который хранился в одной из церквей Владимира.

Русский сарафан

  • Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. В XIV веке сарафан могли носить воеводы и великие московские князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении. С правлением Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II.
  • Сарафан -явление чисто русское, ни в одной славянской стране сарафанов не носили. Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах 14 века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана — шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник. Встречались и другие названия — по ткани: кумашник, набоешник, штофник. Необыкновенно популярен был кумач, который шел на праздничную одежду. На самую же нарядную брали шелковые ткани — атлас и штоф, а в наиболее зажиточных семьях — парчу.

Русский платок

  • «Глядя на женщин из славянского племени кривичей, можно было подумать, что у них у всех болят зубы, – писал русский этнограф Д.К. Зеленин. – Платок они повязывали так: ткань охватывала подбородок и горло, а узел располагался высоко на макушке.
  • Но на самом деле все совсем наоборот – именно для того, чтобы не простудить зубы и горло, не заработать насморк, древлянки, кривичи повязывали платки таким замысловатым образом. Климат по верховьям Волги и Двины был суровым, ветры дули сильные, холода держались по полгода». По мнению ученого, платки под подбородком завязывали южные славяне. А вокруг головы, наподобие чалмы, оборачивали восточные.
  • По христианскому обычаю женщины не должны ходить с непокрытой головой. Строгие священнослужители выводили из церквей простоволосых представительниц прекрасного пола и с осуждением смотрели на таковых, встречая их на улицах.
  • И наши предки, язычники, с ужасом взирали на «мужатых» (замужних) женщин с непокрытой головой. По древнему поверью женские волосы обладали магической силой, полученной от волос Земли-матушки – трав и ветвей деревьев. Считалось, что женщина с распущенными волосами может навести порчу, лишить рассудка. Язычники верили, что колдуны по ночам собирают женские волосы и используют их для приготовления зелий и ядов. Чтобы ни один волос не упал на землю, замужние крестьянки плели две тугие косы и укладывали их на макушке, а поверх надевали платок. Он закрывал лоб, уши и заднюю часть шеи, концы завязывались на макушке и торчали, как рога. Согласно верованиям древних славян, рога быка-тура, символа Перуна, оберегали от всякой напасти и опасности. Женщины в деревнях носили платки и зимой, и летом, и в праздники, и в будни.

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

«Первомайская
средняя школа»

Творческий  проект

Загадочный образ
России

«Павлопосадские
платки»

Авторы: ученики 3а
класса

Руководитель:

учитель начальных
классов

Евтеева С.В.

г. Первомайск

2015 г.

Оглавление.

1.Введение………………………………………………………………3-4

2. Теоретическая
часть……………………………………………………4

История
промысла производства павловопосадских платков ……………5-6

Техника
создания павлопосадского платка…………………………………6

Визитная
карточка павлопосадского платка………………………………6-7

    Значение платка……………………………………………………………7

3. Организация и методики исследования……………………………………8

4. Результаты исследования и их обсуждение……………………………….9

5. Вывод ……………….……………………………………………………….10

6. Практические рекомендации………………………………………………..11

7.Библиографический список использованных источников…………………12

8. Приложения……………………………………………………………… 13

Введение

«Искусства изобразительные и прикладные

 таят в себе огромные

возможности для развития
творческого потенциала,

фантазии и интуиции,

для ощущения
ребенком радости ручного труда

 как творчества».

Б. М. Немецкий

Актуальность

Наша
страна богата народно — декоративными промыслами (Городец, Хохлома, Жостово,
Палехская шкатулка, Павлопосадские шали и др.). Каждый народ под влиянием
жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного
творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются
излюбленные материалы, формы, колориты.

Народное
декоративное искусство учит любить и ценить то, что признано народом.
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства
пробуждает  яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует
воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Мы решили изучить промысел
по изготовлению павлопосадских платков и найти ответы на вопросы:

— В чём
уникальность промысла по изготовлению павлопосадских платков? —  — Какова
технология изготовления платков и шалей?

 — Кто являлся
основателем этого промысла?

Цель проекта: формирование познавательного
интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом
(Павлопосадские платки)

Задачи проекта:

• формирование  представлений о Павлопосадских платках, как об
одном из видов декоративно — прикладного искусства;


формирование  знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;


развитие  устойчивого интереса к знакомству с различными видами
декоративно-прикладного искусства; развитие чувства цвета, композиционных
умений;


воспитание  патриотических чувств.

Объект
исследования:
народные промыслы

 Предмет исследования:  павлопосадские платки

 Гипотеза: 
 если знакомиться с народными промыслами России, мастерством
русских умельцев, то это позволит почувствовать себя частью русского народа,
ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, обогатит их
творческий опыт.

Методы:

-сравнение и
анализ;

— обобщение;

— анкетирование;

— изучение
литературы

Теоритическая
часть

Среди известных всему миру уникальных изделий,
составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из
города Павловский Посад. 

 
Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки
яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов,
зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне:
чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с
кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

История промысла
производства павловопосадских платков

 
История современного платка создавалась на протяжении не одной сотни лет.

    
Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский
Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из
старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы изготавливали себе
из ткани, как правило, однотонные платки: теплые, мягкие, удобные, но не
радостные.

 Одной
из женщин захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Она
взяла краски и украсила свой платок диковинными цветами, да так искусно, что
женщины городка тоже захотели носить яркие, красивые платки. Постепенно
складывалась традиция, которая вобрала в себя лучшие фантазии женщин, и слава о
мастерицах распространилась по всей Руси. Изящный яркий платок согревал и
украшал  женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.

Впервые промысел
производства павловопосадских платков был документально зарегистрирован на имя
крестьянина Ивана Дмитриева Лабзина, который дал подписку исправнику о том, что
будет платить налог на производство платков. Это было в 1795 году. С тех пор
эта дата и считается датой начала производства великолепных произведений
искусства – павловопосадских платков. Основой будущей промышленности стали
крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

    
В середине XIX  Яков Лабзин-правнук Ивана Лабзина-основателя производства-
начал производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком. Его
партнёром стал человек очень высокой духовности Василий Иванович Грязнов. За
это время производство набрало обороты и прославилось за пределами России. Село
Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на
международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям

Позднее
в производство стали внедрять паровые двигатели, ситценабивные машины, станки
Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие
награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям.

Техника создания
павлопосадского платка

Работа
над павловопосадским платком начинается с авторского рисунка. Его создают здесь
же, на фабрике, в специальных художественных мастерских, с учетом лучших традиций
ткацкого промысла. Обычно мастер создает один повторяющийся фрагмент

Затем
к работе подключается колорист, главная задача которого – правильно подобрать
цвет.  Именно этому человеку обязаны павловопосадские шали своей пышностью и
красочностью.

    
Ткань для платков также изготавливают в стенах фабрики из отборной шерсти овец.
Ее отбеливают в течение двух суток сначала в отбеливающей машине, а затем она
отлеживается в специальной тележке. Далее полотно кипятят и промывают. Промытая
ткань высушивается и пропитывается раствором для умягчения шерстяного
материала. В  специальной вакуумной камере через материал пропускают
электрический заряд, с целью лучшего нанесения краски на ткань. Печать рисунка
обеспечивают несколько печатников, осуществляющих контроль за автоматической
печатью на машине. Каждый из них в свою очередь контролирует несколько
шаблонов. После нанесения рисунка шали попадают в сушильный цех, а оттуда на
прилавки магазинов.

Визитная карточка
павлопосадского платка

Визитная карточка павловопосадского платка –
расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится
мельче, а углы украшают броские цветы. Композиция чаще всего строится с
акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных
цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в
пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из
садовых цветов. В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных
художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное
количество вариантов одного и того же узора. 

В узорах павловского платка преобладают букеты
и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды.
На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы.
Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги.  Георгины –
второй по частоте изображения цветок на павлопосадских платках. Часто в
“букете” Павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и
пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые
цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все
дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. 

Значение платка

Платок
– не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи
праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! Раньше
многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже
сложенным на руке, как украшение.

Платки
на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от
холода, сохраняя тепло и здоровье. Красивый, яркий платок носила и царица, и
крестьянка.

Сейчас
нет уголка в России, где бы не носили такие красивые платки. Он хранит тепло,
дарит здоровье и хорошее настроение.

Уникальность
павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в
городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери
семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Организация и
методики исследования

Основным местом
работы над проектом был кабинет №2 МАОУ «Первомайская СШ». Под руководством
нашего классного руководителя, мы изучили литературу по теме «Павлопосадские
платки», провели социологический опрос среди учащихся 3а класса. Детям 3а
класса были заданы вопросы:

Что вы знаете о
павлопосадких платках?

Есть ли в вашей
семье павлопосадские платки?

Носят ли ваши
мамы, бабушки, знакомые павлопосадски платки?

В результате мы
собрали богатый материал по данной теме.

Результаты
исследования

Мы
посмотрели на платок другими глазами: увидели красоту и практичность этого
предмета. В классе был проведён  мастер-класс  по изготовлению
павлопосадских платков.

В результате
исследования мы пришли к выводу, что наш проект действительно будет полезен для
учащихся 1-11 класс и даже для взрослых людей.

 В результате
исследования мы расширили свои знания о павлопосадских платках.

Вывод

Платок – не просто
головной убор, а символ любви и красоты.

Мода
приходит и уходит,  но шали остаются художественной ценностью, которая не
зависит от капризов моды. Сегодня мы с гордостью говорим, что Павловопосадская
шаль — загадочный образ России.

Практические
рекомендации

Воспитательная ценность проекта заключается в воспитании
патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Продукт этого проекта
может быть использован на уроках окружающего мира,  изобразительного искусства,
технологии, а также во внеурочной деятельности младших школьников.

Библиографический
список

1. Вершинина Н. Горбова О.
Знакомство с особенностями декоративно-прикладного

искусства
в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Грибовская А. А. Народное
искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :

Просвещение,
2006.

3. Клиентов А. Народные промыслы. —
М. : Белый город, 2003.

4. Кочкина Н. А. Метод проектов в
дошкольном образовании. — М. : Мозаика-Синтез,2012.

5. Сыпченко Е. А. Инновационные
педагогические технологии. — СПб: Детство-Пресс,2012.

6. Толстухина Н. В., Полосина Т. А.
«Павлопосадские шали» — М. : «Интербук — бизнес»,2007.

Приложение 1

Что вы знаете о
павлопосадких платках?

Я знаю о том,
что такое павлопосадские платки

2

7%

Я не знаю, что
такое павлопосадские платки

28

93%

Есть ли в вашей
семье павлопосадские платки?

Носят ли ваши
мамы, бабушки, знакомые павлопосадски платки?


1


Мамин платок МБОУ гимназия 10 Пешкова И.В. (3 класс)


2


. Платок –самый популярный и разнообразный женский аксессуар. Ведь это не только украшение, которое может придать изюминку самому скучному и повседневному образу, не только защита от холода или ветра.


3


В Российскую Империю античные шали и палантины впервые были привезены из Западной Европы и с Востока, но очень быстро было налажено их производство и в России История платка на Руси теряет свои корни в 12 веке: тогда женщины носили так называемое головное полотенце – убрус. Его шили и из полотна, и из шелка, украшали в зависимости от достатка – камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой; носили такой платок поверх головного убора. В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества. В 17 веке началось «массовое», мануфактурное производство платков и шалей, в основном, в Поволжье. И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем гардеробе.


4


Кашмирские шали были чудом ремесла. Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния до 12 тысяч рублей.


5


В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой популярность стали пользоваться «турецкие» квадратные шали, они были вполне доступны, так как вырабатывались на жаккардовых станках. Разные мануфактуры делали разные рисунки, и именно по рисунку можно было определить место происхождения шали: на платках фабрики Шараповых из Владимирской губернии горели ярко-желтые, зеленые и синие цветы, а платки московской Трехгорки купцов Прохоровых славились орнаментом с темно-синими и красными розами, тюльпанами и гвоздиками. В конце 1850-х годов начинают производить такие шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде.


6


Павлопосадские платки


7


Особый интерес представляют оренбургские платки: уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы – соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки.


8


Оренбургский платок


9


Современные платки.


10


Рисуем платок

Слайд 1 «Платочек»

Семён Островский 

«Ветер откуда-то взялся – и вдруг 
Вырвался мамин платочек из рук. 
Мама успела лишь выкрикнуть: «Ах!» 
Глядь, а платочек уже в облаках. 
К нам возвращаться на землю не хочет… 
Так почему ж это мама хохочет? 
Странно — взмахнула руками, как птица, 
Но удалось мне в плечо ей вцепиться. 
Если бы я не успел, знаю точно, — 
Вслед улетела б она за платочком».

«Платочек»   Семён Островский  «Ветер откуда-то взялся –


Слайд 2Павлово-Посадские платки
Презентацию подготовила учитель Борисова Татьяна Сергеевна
МБОУ «Невидимковская ООШ»
2016 год

Павлово-Посадские платкиПрезентацию подготовила учитель Борисова Татьяна СергеевнаМБОУ «Невидимковская ООШ»2016 год


Слайд 3Из истории платка.
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с

вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову.

Из истории платка.Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле


Слайд 4Из истории платка.
С конца XVII века он уступает место платку, а

спустя век в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Знатные особы носили «богатые» платки из дорогой ткани, вышитые золотом.

Из истории платка.С конца XVII века он уступает место платку, а спустя век в русском языке появляется


Слайд 5Из истории платка.
История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце,

убрус, или полотно из куска ткани женщины набрасывали поверх головного убора.
О русских платках и шалях знали даже за рубежом. Павлово-Посадский платок, например, стал обязательным элементом русского костюма.

Из истории платка.История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце, убрус, или полотно из куска ткани


Слайд 6Из истории платка.
Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры,

контрастный фон – как символ слияния человека с природой.
Слава Павлово-Посадских платков не меркнет до сих пор. В Павловском Посаде существует Музей истории русского платка и шали.

Из истории платка.Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон – как символ слияния


Слайд 7Оренбургские платки
Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего

пуха. Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.

Оренбургские платки Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Первые сведения о появлении в


Слайд 8Оренбургские платки
Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев

заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые поддевки-телогрейки и платки, связанные из пуха коз.

Оренбургские платкиСуровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые


Слайд 9Оренбургские платки
Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить

вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Оренбургские платки получили всемирное признание на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе.

Оренбургские платкиПлатки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть


Слайд 10Пуховязание, с. Оленевка
Пензенский район
Славен Пензенский край пуховыми платками, которые ничем не

уступают оренбургским, и когда то пользовались особым расположением русских императриц. Изделия отличались высоким качеством, пуховый платок можно было пропустить через обручальное кольцо. Слава о пензенских платках ушла далеко за пределы России. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику.

Пуховязание, с. Оленевка Пензенский районСлавен Пензенский край пуховыми платками, которые ничем не уступают оренбургским, и когда то


Слайд 11

Владимир Флейшер 
ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК 
«Вязальной спицы соприкосновенье 
С другою спицей на мгновенье, 
А между ними вздрагивает нить. 
И нет конца числу переплетений – 
Дорожек, звёздочек, загадочных видений, 
Которые ещё осталось свить, 
И людям незнакомым подарить. 
Как будто в прошлое вернулся снова, 
Беззвучно-мягкое, пуховое, 
Украсившее женское лицо, 
И отдающее тепло на полустанке зимнем. 
Оно для нас и оренбургский символ, 
Струящийся через кольцо, 
И в будущем надежды деревцо. 
В нём ковыля рождённый в поле шёпот. 
И солнечных лучей вселенский опыт, 
Сокрытый в пиале парного молока. 
В нём рук проворство и тепло души, 
В нём волшебство, которое спешит, 
Открыть нам тайну оренбургского платка, 
Надёжно сохранённую в руках».


Слайд 12Платок стали использовать в качестве оригинального аксессуара, украшающего любой наряд. Православная

традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях.
Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым), а замужние надевали платок поверх головного убора.

Платок стали использовать в качестве оригинального аксессуара, украшающего любой наряд. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно


Слайд 13Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный

мир?
Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров, цветов.

Не кажется ли вам, ребята, что мы попали в какой-то волшебный мир? Какие удивительные по цвету платки,


Слайд 14Русским мастерам таланта не занимать. Научились и они ткать самые разные

шали: шелковые, шерстяные, ситцевые.

Русским мастерам таланта не занимать. Научились и они ткать самые разные шали: шелковые, шерстяные, ситцевые.


Слайд 15Ручная набойка – один из древнейших видов искусства художественных тканей. Узорную

ткань способом набойки получают при помощи специальных печатных досок – деревянных форм с рельефным узором, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора называются «манеры» или «цветки». Они могут быть резными или составленными из вбитых в доску металлических пластин, гвоздиков, проволоки и т. п. Иногда деревянный рельеф дополняют металлическими элементами для получения в узоре тонких линий, точек и мелких мотивов орнамента

Ручная набойка – один из древнейших видов искусства художественных тканей. Узорную ткань способом набойки получают при помощи


Слайд 16 Павлово — Посадский платок

Ольга Моисеева
«Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин Павлово-Посадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.
А в платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!
Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь – 
В мамин Павлово-Посадский платок…»

Павлово - Посадский платок


Слайд 17Павлово — Посадский платок

Павловские платки – изделия Павлово-Посадской мануфактуры. Платки

являются своеобразным символом России. Традиции, которые свойственны Павлово-Посадским платкам, сложились еще в XVIII веке и сохранились до настоящего времени. С рождением Павлово-Посадских платков связано одно из выдающихся явлений русского декоративно-прикладного искусства – многоцветная набойка.

Павлово - Посадский платок  Павловские платки – изделия Павлово-Посадской мануфактуры. Платки являются своеобразным символом России. Традиции,


Слайд 18Настоящий Павлово-Посадский платок всегда имеет квадратную форму с симметричной композицией, которая

включает в себя кайму и средник, а основным декором считается цветочный орнамент.
Композиции росписи Павлово-Посадских платков всегда отличались четким ритмом и яркостью красок.

Настоящий Павлово-Посадский платок всегда имеет квадратную форму с симметричной композицией, которая включает в себя кайму и средник,


Слайд 19Качество росписи в старину проверяли очень интересным способом: выходили на берег

реки Вохны и разворачивали платок, рисунок Павлово-Посадского платка должен был быть хорошо виден с другого берега реки.

Качество росписи в старину проверяли очень интересным способом: выходили на берег реки Вохны и разворачивали платок, рисунок


Слайд 20- А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую

композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов.

- А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок


Слайд 21– Что нового вы узнали на уроке?
– Для кого предназначен

ваш платок?
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему?
– Какое настроение у вас сейчас?

– Что нового вы узнали на уроке? – Для кого предназначен ваш платок?– Все ли вам удалось


  • Рассказ о планировании своего бюджета
  • Рассказ о планете уран 3 класс
  • Рассказ о планете сатурн для 3 класса по окружающему миру
  • Рассказ о планете плутон
  • Рассказ о планете меркурий 5 класс