Рассказ о победе киевского князя олега над греками в 6415 907 году

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…

Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ

В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».

Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота  Константинополя.

Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и    может    явиться    еще    одним   подтверждением  достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии 

ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. — Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд…иже послани от Олега…» Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее — его предводители.

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий. Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей — норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.

Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам — северянам: «Аз им (хазарам) противен…» Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ

Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород «и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе». В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе: «друзии же сказають [то есть поют в сказаниях], яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того умре». Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века не знали точно, где он умер — в Ладоге или у себя на родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской «Остромировой летописи» таковы, что не позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен, которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов…

Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

К 907 году князь Олег Вещий утвердился в Киеве окончательно, покорил живущие поблизости племена и, собрав большое войско, предпринял поход на Константинополь (в летописях – Царьград).

Узнав о приближении русов, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, оставив противнику возможность грабить и разорять пригороды. В ответ на это Олег, согласно летописи, приказал вытащить корабли на берег и поставить их “на колеса”, затем пошёл на штурм города. Испуганные греки запросили мира, в результате чего был заключён выгодный мирный договор с Византией, впоследствии подтверждённый русским посольством в 911 году.

Карта отражающая положение Киева и Новгорода, а также места расселения восточных славян
Карта с направлением похода войск Олега Вещего на Царьград (Константинополь)

Вид на столицу Византийской империи - Константинополь-Царьград.

Вид на столицу Византийской империи – Константинополь-Царьград.

Причины похода

Русские князья регулярно совершали военные походы на Царьград, Олег не был исключением. В качестве основных причин можно предположить следующие:

  1. Олег был варягом, ему было важно предоставлять своим воинам возможность заполучить богатую добычу (которой славилась Византия).
  2. Проведение силовой акции должно было стать весомым аргументом при заключении мирного договора на условиях русов — Константинополь был «вратами» из Черного моря в Средиземное, а значит одним из ключевых пунктов для торговцев, следующих по пути «Из варяг в греки»
Карта отражающая путь "Из Варяг в Греки", а также территории древнерусского государства во время правления князя Олега Вещего
Карта отражающая путь “Из Варяг в Греки”, а также территории древнерусского государства во время правления князя Олега Вещего

Описание событий

Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни

Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни

Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

“…взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.”[1]Повесть Временных Лет

Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.

Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.

Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.

Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы – уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.

Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи. Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция

Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи.
Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция

Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость – приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.

Ольшанский Б.М. «В лето 907. Идущие на Царьград»

«В лето 907. Идущие на Царьград»
Ольшанский Б.М.

Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:

«Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».[1]Повесть Временных Лет

Однако, за мнимой покорностью крылось коварство – вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя “наглых варваров” и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принесённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часто этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали “Вещим”.

Приношение греками Олегу яств с отравою.

Приношение греками Олегу яств с отравою.

Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:

«Сей человек не просто пришел, но гнев, из-за грехов наших, послан на нас от Бога».[2]В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2

После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.

В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит – этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.

"Щит русской славы" 2013 Художник Борис Ольшанский
“Щит русской славы”
Худ. Б. Ольшанский, 2013

Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.

Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.

Кроме выгодных условий для торговцев из “Гардарики” (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:

И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину[3]Уключина – приспособление в борту лодки для упора
весла при гребле.
, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
[1]Повесть Временных Лет

Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогие материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:

«Возьмем лучше обыкновенные холщовые паруса, ибо ветер не знает, что дорого, но знает, что крепко».[2]В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2

Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов

Из наиболее значимых положений, данный договор давал статус колонии поселению варяжских купцов в Константинополе. Русские купцы должны были прибывать через одни определённые городские врата, без оружия, в сопровождении императорской гвардии и не более 50 купцов на один раз. По прибытии они вставали на учёт имперскими властями для предоставления продовольствия и корма животным на срок до полугода. Возможность беспошлинной торговли, а также снабжение припасами при отбытии из города были еще одной очень весомой привилегией для любого торговца из Гардарики.

Впоследствии, в 911 году Олег Вещий направил в Константинополь послов, подтвердивших условия ранее заключённого договора. Пункты данного соглашения остались в летописях более детально – добавились пункты описывающие обязанности Руси и Византии в помощи лицам потерпевшим кораблекрушение, а также обязательства о попавших в плен или сбежавших преступников.

Страница Радзивиловской летописи описывающая заключение мира и договор 911 года
Страница Радзивиловской летописи описывающая заключение мира и договор 911 года

Итоги и результаты

  • В знак победы Олег Вещей прибил свой щит над вратами Царьграда-Константинополя.
  • Греки выплатили Олегу и прибывшим с ним воинам большой откуп
  • Русские купцы получили выгодные преимущества при посещении византийских городов
  • Император Византии обязался выплачивать дань “на русские города”
  • Заключенный мир был впоследствии подтверждён посольством 911 года

Раздел “Олег Вещий”

Список литературы

  1. Повесть Временных Лет
  2. В. Н. Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 2
  3. Уключина – приспособление в борту лодки для упора весла при гребле.

Загрузка…

907 год в истории Руси отмечен легендарным походом на Константинополь (или как его еще называли – Царьград), который возглавлял новгородский князь Олег. Это событие связано с множеством домыслов и сомнений со стороны историков, многие из которых не верят в его подлинность по ряду причин. В этой статье мы подробно расскажем про поход Олега на Царьград (краткое содержание), и попытаемся разобраться, действительно ли это событие происходило так, как рисуют его древнерусские летописи.

Кто такой князь Олег?

Олег был князем Новгорода и великим киевским князем, начиная с 882 и по 912, который стал годом его смерти. После того как он получил властные полномочия над новгородской землей (что случилось после смерти Рюрика) в качестве регента несовершеннолетнего Игоря, им был захвачен древний Киев. Именно этому городу в тот период было суждено стать столицей и символом объединения двух основных центров для славян. Именно поэтому князя Олега зачастую историки рассматривают как основателя Древнерусского государства. А последующий поход Олега на Царьград стал поводом для того, чтобы его стали называть «Вещим».

поход олега на царьград

Почему Олега назвали Вещим?

Как говорит нам «Повесть временных лет», поход Олега на Царьград состоялся в 907 году. В летописи речь идет о том, как осаждался и брался город, причем воспевается мужество и острый ум князя, который перехитрил византийцев. Согласно данному источнику, он отказался взять отравленную пищу у них, из-за чего его и прозвали «Вещим». Люди на Руси именно так и стали называть Олега, который одержал победу над греками. В свою очередь, имя его происходит из Скандинавии, а при переводе означает «святой».

поход олега на царьград краткое содержание

Поход Вещего Олега на Царьград

Как уже было указано выше, содержание похода и русско-византийской войны описано в ПВЛ (Повести временных лет). Эти события завершились тем, что в 907 году был подписан мирный договор. В народе это приобрело известность благодаря таким словами: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда». Но, тем не менее, этот поход не упоминается в греческих источниках, а также, в целом, о нем нигде не говорится, кроме как в русских сказаниях и летописях.

повесть временных лет поход олега на царьград

Кроме того, уже в 911 г. русичи подписали новый документ. Причем в подлинности заключения данного договора никто из историков не сомневается.

Византия и русы

Следует отметить, что после похода русов на Царьград в 860 году в византийских источниках ничего не указано о конфликтах с ними. Однако существует ряд косвенных доказательств подтверждающих обратное. Например, наставление императора Льва IV уже начала X столетия содержит информацию о том, что враждебными «северными скифами» используются небольшого размера корабли, плывущие на быстрой скорости.

Поход Олега по «Повести временных лет»

Как говорит сказание о походе Олега, Царьград брали не только с привлечением славян, но и финно-угорских племен, которые перечисляются в древнем русском памятнике письменности начала 12 столетия – «Повести временных лет». Если верить летописному своду, одни воины передвигались на лошадях по побережью, а другие – морем с помощью двух тысяч кораблей. Причем в каждое судно помещалось более тридцати человек. Историки до сих пор колеблются в том, стоит ли верить «Повести временных лет» и являются ли данные о походе, указанные в летописи, подлинными.

Поход князя олега на царьград год

Легенды в описании похода

Сказание о походе князя Олега на Царьград содержит большое количество легенд. Например, повествование указывает на то, что корабли двигались на колесах, на которые они были поставлены Олегом. Византийцы испугались направлявшихся к Константинополю русов и попросили мира. Однако они отнесли отравленные блюда, от которых князь отказался. Затем грекам ничего не оставалось, как дать свое согласие на то, что предлагал Олег. Как гласит легенда, им пришлось заплатить по 12 гривенников всем воинам, а также отдельную сумму князьям в Киеве, Переяславле, Чернигове, Ростове и других городах, кроме Новгорода. Но на этом победы князя не закончились. Кроме разовой выплаты, грекам Византии необходимо было выплачивать русам постоянную дань, а также согласиться на заключение договора (речь идет о том самом договоре, подписанном в 907 году), который должен был регулировать условия пребывания, а также ведения торговли русскими купцами в греческих городах. Стороны принесли взаимные клятвы. А Олегом, в свою очередь, был совершен тот самый знаменитый поступок, сделавший его легендарным, согласно сказаниям, в глазах простого народа. Им был повешен щит на врата столицы Византии Константинополя в качестве победоносного символа. Грекам было отдано приказание – пошить паруса для славянского воинства. Летописи говорят о том, что именно после того, как был завершен поход Олега на Царьград в 907 году, в народе князь стал известным как «Вещий».

поход олега на царьград в 907

Однако если рассказы древнерусского летописца о набеге русов на Константинополь в 860 г. основаны только на византийских хрониках, то повествование об этом набеге основывается на сведениях, полученных из легенд, которые не были записаны. Причем несколько сюжетов совпадают с подобными из скандинавских саг.

Договор 907 года

Какими же были условия договора, и был ли он заключен? Если верить «Повести временных лет», то после победных действий князя Олега в Царьграде был подписан с греками достаточно выгодный для Руси документ. Целью его основных положений принято считать возобновление мирного и добрососедского отношения между данными народами и государствами. Византийская власть взяла на себя обязательство выплачивать русам определенную сумму ежегодной дани (причем размеры ее довольно солидны), а также оплатить единовременный платеж контрибуции – как в деньгах, так и в вещах, золоте, редких тканях и т. п. В договоре оговаривались указанные выше размеры выкупов для каждого воина и размера месячного содержания, которое греки должны были давать русским купцам.

Сведения о походе Олега из других источников

Согласно сведениям Новгородской Первой летописи ряд событий происходили иным образом. При этом походы на Константинополь были совершены под руководством князя Игоря, а «Вещий» при этом – всего лишь воевода. Летопись так описывает легендарные походы Олега на Царьград. Год при этом указан как 920, а датировка следующего набега относит события к 922 году. Однако описание похода в 920 году в деталях похоже на описание Игорева похода 941 года, которое отражено в нескольких документах.

В информации, которая содержится в византийских хрониках, написанных Псевдо-Симеоном в конце 10 столетия, приведены сведения о русах. В одном из фрагментов часть историков видят детали, указывающие на предсказания мудрецов о будущей смерти Олега, а в личности Роса – самого князя. Среди научно-популярных изданий бытует мнение, высказанное В. Николаевым о походах росов на греков, совершенных около 904 года. Если верить его построениям (о которых не было речи в хрониках Псевдо-Симеона), то росы потерпели поражение у Трикефала от византийского предводителя Иоанна Радина. И лишь некоторым удалось спастись от греческого оружия из-за озарения их князя.

А. Кузьминым при исследовании текста летописи «Повести временных лет» о деяниях Олега высказывались предположения о том, что автором были использованы тексты болгарских или греческих источников о набегах под руководством князя. Летописцем приводились фразы греков: «Это не Олег, а святой Димитрий, который послан на нас Богом». Такие слова указывают, по мнению исследователя, на время событий в 904 году – византийцами не была оказана помощь фессалоникийцам. А покровителем ограбленного города считался Димитрий Солунский. В итоге, большое количество жителей Фессалоники вырезали, и лишь некоторых из них смогли освободить от арабских пиратов. В этих неясных по контексту словах греков о Димитрии могли заключаться указания на месть от святого Царьграду, который косвенно был виновен в такой участи населения.

сказание о походе князя олега на царьград

Как историки интерпретируют сведения летописи?

Как уже было сказано выше, информация о набеге содержится только в русских летописях, а в византийских писаниях на этот счет ничего не указывается.

Однако если посмотреть на текстовую часть фрагментов документов, которая приведена в «Повести временных лет», то мы можем говорить о том, что все-таки сведения о походе 907 года не являются полностью вымышленными. Отсутствие данных в греческих источниках некоторыми исследователями объясняется неправильной датой, к которой относят войну в «Повести временных лет». Существует ряд попыток произвести ее связь с походом русов (дромитов) 904 года, тогда как греки бились с войском пиратов, которое возглавлял Лев Триполийский. Теория, которая более всего походит на правду, принадлежит авторству Бориса Рыбакова и Льва Гумилева. Согласно их гипотезе, сведения о набеге в 907 года нужно относить к событиям в 860 году. Эта война заменялась сведениями о неудачных походах под руководством Аскольда и Дира, которое было навеяно преданиями о необычайном освобождении христианского населения от языческих племен.

поход вещего олега на царьград

Датировка похода

Точно неизвестно о том, когда именно был совершен поход князя Олега на Царьград. Год, к которому относят эти события (907), является условным и появился после того, как летописцами были произведены собственные расчеты. С самого начала легенды о правлении князя не имели точной даты, ввиду чего позднее сведения разделялись на этапы, которые относили к начальному и завершающему периоду его княжения.

Кроме того, в «Повести временных лет» есть информация и об относительной датировке набега. В ней содержаться сведения о том, что предсказанное мудрецами (смерть князя) произошло в действительности через пять лет после того, как был совершен поход на Царьград. Если Олег умер не позднее 912 года (об этом свидетельствуют данные о принесении жертв в работах Татищева, которые совершались во время появления Галлеи – легендарной кометы), то автор рассчитал все правильно.

Значение похода Олега на Царьград

Если поход действительно произошел, то его можно считать значительным событием. Документ, который был подписан в результате похода, следует рассматривать как определяющий отношения греков и русов момент на следующие десятки лет. Последующие исторические события, так или иначе, были связаны с теми набегами, которые совершались князем Олегом, вне зависимости от их правильной датировки.

Поход Вещего Олега на Царьград: обложение греков данью

После кончины Рюрика новым князем стал Олег, который согласно преданиям, окружил себя варягами. Он был жестким, воинственным правителем. При Олеге начался процесс объединения финно-угорских и славянских племен. Но прославился князь не этим, а военным походом на Константинополь, называемый в те времена Царьградом. Олегу не только удалось покорить греков, но и обложить их данью. Благодаря ему русские купцы получили больше привилегий, открылся торговый путь «из варяг в греки».

Причины похода на Константинополь

Поскольку события происходили в начале Х века, точные причины нападения на Царьград неизвестны. Учитывая факт, что русские князья регулярно совершали военные походы, в этом нет ничего удивительного. Историки выделяют две возможные причины конфликта между Русью и Византией:

  • Близкий круг Олега состоял из варягов. Этот народ был воинственным. Для удовлетворения амбиций им было важно завоевывать новые территории, получать богатую добычу.
  • Открытие новых торговых путей. Русичи мечтали о выходе из Черного в Средиземное море. Но этому мешал Царьград. Олегу было важно заключить мирный договор с греками на своих условиях.

Князь Вещий Олег

Византия в Х веке была одной из самых богатых стран. Казна империи не могла не привлечь внимания соседей. Поэтому Олег собрал огромное войско, дабы урвать и себе кусочек богатства Константинополя.

Военный поход на греков

В 907 году князь Олег под своими знаменами собрал воинов из всех дружественных племен. В войске были варяги, северяне, славяне, хорваты, тиверцы, древляне и другие представители «Великой Скифии». Княжеская дружина заняла около 2 тыс. кораблей, на них плыли ратники и кони. Но подчинить себе Константинополь было не так просто.

Греки часто сталкивались с попытками соседних воинственных племен захватить город. Увидев приближающихся русичей, император Лев VI Философ приказал запереть ворота Царьграда, а залив Золотой Рог загородить цепями. Таким образом, он защитил столицу Византии, но отдал на произвол судьбы пригороды. Но варяги не стали довольствоваться грабежом небольших селений.

Поход Олега на Константинополь

Князь Олег приказал вытащить ладьи из воды и поставить их на колеса. При помощи коней и попутного ветра корабли передвигались по земле как по воде. Для греков это было невиданным чудом. С целью воспрепятствовать нападению на Константинополь, к Олегу отправили послов, чтобы упросить не разрушать город.

Византийцы изобразили видимую покорность, на самом же деле преподнесли в дар русскому князю отравленное вино и угощенья. Олег не был глуп. Он догадался о коварстве греков, поэтому выбросил всю пищу. Послы были изумлены проницательностью предводителя «наглых варваров». Именно после этого случая Олег получил прозвище Вещий. Греки решили, что князь послан богами из-за их грехов, поэтому согласились на все условия русичей.

Мирный договор Руси и Византии

При заключении договора обе стороны обещали чтить его условия. Греки целовали крест. Русичи клялись именем Перуна на собственном оружии. Олег заставил выплатить всем своим воинам откуп по 12 гривен на человека. Также договорился о выплате дани Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим крупным русским городам, подконтрольным Олегу.

Дары Олегу

На правах победителя князь приказал грекам выдать его воинам шелковую материю для парусов, золото, драгоценные камни. Для византийцев ничего не стоило выполнить его просьбу, поскольку они располагали богатой казной. Возвращаясь домой, русичи столкнулись с проблемой – ветер порвал шелковые паруса. Но войско не растерялось, заменив дорогую материю обычной холщевой.

Благодаря договору варяжские купцы обзавелись собственной колонией в Царьграде. Им разрешалось въезжать в город через определенные ворота, без оружия и в сопровождении греческой гвардии. Торговцы должны были сразу же ставать на учет. Власти Византии гарантировали предоставление корма животным и продовольствия в течение полугода. Это было огромной привилегией для русских купцов.

Мирный договор 907 года был дополнен и продлен в 911 году. Русь и Византия обязались помогать людям, потерпевшим кораблекрушение. Также в документе прописывались обязательства о сбежавших преступниках или попавших в плен гражданах.

Реален ли поход Олега на Константинополь

Некоторые исследователи сомневаются в правдивости истории о походе Олега на Царьград. До сих пор ведутся споры вокруг щита, прибитого к воротам города. Якобы это вымышленный рассказ из древних русских былин. Косвенно это подтверждает отсутствие любых упоминаний о военном походе русичей в греческих источниках.

Щит Олега

Полностью исключать нападение на Константинополь не стоит. Не исключено, что в русских былинах это событие приукрасили, придали ему большую важность. Византийцы же были богатыми, им не составило труда откупиться от варваров, поэтому они и не описали в своих письменах договор с русичами.

Что касается прибитого к воротам щита, то такая практика была весьма распространенной в те времена. Известно о болгарском ханеТервеле, который в VIII веке, после победы над греками вывесил свой щит на византийской крепости. Еще один болгарин хан Крум пытался воткнуть в ворота Царьграда копье. Вывешивание щитов – своеобразный знак мира. Поэтому нет ничего странного в этой легенде о князе Олеге.

Русско-византийская война 907 года — легендарный поход киевского князя Олега на Константинополь.

Поход подробно описан в «Повести временных лет» (нач. XII века) и завершился подписанием мирного договора в 907 году. Широко известен в русском обществе по фразе: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда». Однако данный набег не упомянут ни в одном византийском или ином источнике, кроме древнерусских летописей. В 911 году был заключён новый русско-византийский договор.

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 478
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(907)

Содержание

  • 1 Положение Византийской империи
  • 2 Причины похода
  • 3 Описание событий
    • 3.1 СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
  • 4 Договор 907 года
  • 5 Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов
    • 5.1 КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ
  • 6 Итоги и результаты

Положение Византийской империи

В начале X века в Византии правил император Лев VI Философ, вступивший в конфликт с церковными иерархами из-за 4-го брака. Основным врагом Византии в этот период времени были Аббасиды, наступавшие в Малой Азии на византийские владения и совершавшие морские набеги с юга. Самым известным набегом стал захват пиратом Рашидом аль-Вардами в июле 904 года греческого города Фессалоники. Византийский флот под командованием друнгария Имерия не смог помешать арабской флотилии, состоявшей из 54 кораблей.

Воспользовавшись слабостью империи, в том же 904 году болгарский царь Симеон I отнял часть земель у Византии, которая откупилась ежегодной данью, исправно выплачивая её до 913 года. В Европе в начале X века появилась новая сила, венгры, которые осели в Паннонии, разгромив славянское государство Великую Моравию. В скором времени европейские хроники заполнятся сообщениями о набегах венгров на соседние страны, но в начале 900-х годов они представляли угрозу прежде всего Болгарскому царству, и византийская дипломатия пыталась натравить их на Симеона I.

Хотя после набега на Константинополь в 860 году византийские источники не отмечают каких-либо конфликтов с русами, есть косвенные свидетельства о том, что набеги продолжались и позже. Так в своём военном наставлении (написано около 905 года) в главе о морских сражениях император Лев VI заметил, что враждебный народ, «так называемые северные скифы» (именование русов в византийской традиции), используют небольшие быстрые корабли, поскольку они не могут иначе выйти из рек в Чёрное море.

Из событий, близких по времени к 907 году, византийские хроники отмечают победу своего флота над сарацинским в октябре 906 года. В 907 и следующих годах больших сражений или войн около Константинополя не отмечено. Следующее сражение произошло в октябре 911 года возле Крита, в котором византийский флот потерпел поражение от сарацин. За византийцев сражались 700 русов. Летом 913 года болгарский царь Симеон I совершил победоносный поход под стены Константинополя, завершившийся выгодным для болгар мирным договором.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 2091
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(907)

Причины похода

Русские князья регулярно совершали военные походы на Царьград, Олег не был исключением. В качестве основных причин можно предположить следующие:

  1. Олег был варягом, ему было важно предоставлять своим воинам возможность заполучить богатую добычу (которой славилась Византия).
  2. Про­веде­ние си­ловой ак­ции дол­жно бы­ло стать ве­сомым ар­гу­мен­том при зак­лю­чении мир­но­го до­гово­ра на ус­ло­ви­ях ру­сов — Кон­стан­ти­нополь был «вра­тами» из Чер­но­го мо­ря в Сре­дизем­ное, а зна­чит од­ним из клю­чевых пун­ктов для тор­говцев, сле­ду­ющих по пу­ти «Из ва­ряг в гре­ки»

Карта отражающая путь «Из Варяг в Греки», а также территории древнерусского государства во время правления князя Олега Вещего

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 715
Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3-%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%B9/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BD%D0%B0-%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4/

Описание событий

Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни

Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

«…взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.»

Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.

Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.

Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.

Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи.

Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция

Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.

«В лето 907. Идущие на Царьград»

Ольшанский Б.М.

Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:

«Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».

Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часть этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».

Приношение греками Олегу яств с отравою.

Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:

«Сей человек не просто пришел, но гнев, из-за грехов наших, послан на нас от Бога».

После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.

В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.

«Щит русской славы»

Худ. Б. Ольшанский, 2013

Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.

Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:

И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:

«Возьмем лучше обыкновенные холщовые паруса, ибо ветер не знает, что дорого, но знает, что крепко».

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 3727
Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3-%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%B9/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BD%D0%B0-%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4/

СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ

В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».

Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота  Константинополя.

Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и    может    явиться    еще    одним   подтверждением  достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии 

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1391
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/pokhod-oliegha-na-konstantinopol

Согласно ПВЛ после победы Олег заключил в Константинополе мир на очень выгодных условиях. Приходящие в город русские фактически находились на содержании византийских властей и не платили пошлин. Договор пересказан на словах, формально-процессуальное содержание опущено.

В сентябре 911 года (по ПВЛ в 912 году из-за начала нового года с 1 марта) был заключен новый договор, список с которого полностью приводится в летописи. Содержание договора 907 года никак не пересекается с договором 911 года, за исключением имён послов, но почти буквально воспроизводит фрагмент из русско-византийского договора 944 года. Таблица ниже передаёт текст договора 907 года в соответствии с фрагментами из более поздних русско-византийских договоров.

Договор 907 года Договоры 911, 944, 971 года
Участники: Карл, Фарлаф, Вермуд, Рулав и Стемидпосла к ним в град карла фарлоф. вельмуда. и стемид») Договор 911 года

Участники: Карл, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Стемид и ещё 10 имён.

«Мы от рода русскаго. карлы. инегелдъ фарлофъ. веремудъ. рулавъ. гоуды | роуалдъ. карнъ. фрелавъ. руалъ. актеву. труанъ. ли|доул фостъ. стемид. иже послани от олга великого князя роуска и от всех иж соут под роукою ег светлых и великих князь. и ег великих бояръ.»

Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов… нет соответствия в договорах
Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек… Договор 944 года

И те русские, которые отправляются отсюда, пусть берут от нас все необходимое: пищу на дорогу и что необходимо ладьям Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину — послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50…

Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. Договор 971 года

… пусть будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 3192
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(907)

Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов

Из наиболее значимых положений, данный договор давал статус колонии поселению варяжских купцов в Константинополе. Русские купцы должны были прибывать через одни определённые городские врата, без оружия, в сопровождении императорской гвардии и не более 50 купцов на один раз. По прибытии они вставали на учёт имперскими властями для предоставления продовольствия и корма животным на срок до полугода. Возможность беспошлинной торговли, а также снабжение припасами при отбытии из города были еще одной очень весомой привилегией для любого торговца из Гардарики.

Впоследствии, в 911 году Олег Вещий направил в Константинополь послов, подтвердивших условия ранее заключённого договора. Пункты данного соглашения остались в летописях более детально — добавились пункты описывающие обязанности Руси и Византии в помощи лицам потерпевшим кораблекрушение, а также обязательства о попавших в плен или сбежавших преступников.

Страница Радзивиловской летописи описывающая заключение мира и договор 911 года

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1043
Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3-%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%B9/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BD%D0%B0-%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4/

КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ

Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород «и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе». В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе: «друзии же сказають , яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того умре». Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века не знали точно, где он умер — в Ладоге или у себя на родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской «Остромировой летописи» таковы, что не позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен, которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов…

Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1216
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/pokhod-oliegha-na-konstantinopol

Итоги и результаты

  • В знак победы Олег Вещей прибил свой щит над вратами Царьграда-Константинополя.
  • Греки выплатили Олегу и прибывшим с ним воинам большой откуп
  • Русские купцы получили выгодные преимущества при посещении византийских городов
  • Император Византии обязался выплачивать дань «на русские города»
  • Заключенный мир был впоследствии подтверждён посольством 911 года

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 373
Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3-%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%B9/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BD%D0%B0-%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4/

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 14226
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(907): использовано 1 блоков из 10, кол-во символов 2091 (15%)
  2. https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3-%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%B9/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BD%D0%B0-%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5858 (41%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(907): использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 3670 (26%)
  4. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/pokhod-oliegha-na-konstantinopol: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2607 (18%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

О походе князя Олега на Константинополь нам поведала старинная летопись “Повести временных лет”. Будучи опекуном малолетнего сына Рюрика, он повел себя как истинный князь. Как мудрого и талантливого руководителя древнерусского государства, его волновал вопрос процветания княжества, которое было немыслимо без развития торговли. Но как торговать, если все дороги затворены.

Причины похода

 Он собрал войско, в состав которого входили:

  • варяги,
  • славяне,
  • чуди,
  • кривичи,
  • меря,
  • поляне,
  • древляне,
  • радимичи,
  • многие другие.

Овладев Киевом, он перенес сюда столицу древнерусского княжества. Ему импонировало место расположения, так как город стоял на пути “из варяг в греки”. Князю приписывают легендарные слова: “Се будет мать городам русским”.

Поход князя Олега на Царьград

Русы, которых на западе называли норманнами, варягов называли руссами, а Олег был одним из них, создавали обширные поселения вблизи границ Киевской Руси. Они не были прочными государственными образованиями, хотя предприимчивые конунги превращали их в собственные владения. Обогатившись за счет дани, они возвращались в Скандинавию. В Киеве князь был ими окружен.

Олег был не первым, кто отважился совершить военный поход на Царьград. Причины предполагаются следующие:

  1. Будучи по своей природе варягом, он дал воинам возможность получить богатую добычу. Для них это был единственный источник дохода. Только так они могли обеспечить себя продовольствием;
  2. Константинополь был воротами, через которые суда попадали из Черного моря в Средиземное. Через них открывался весь мир. Только силовой акцией можно было заставить богатую империю заключить мир на условиях, продиктованных руссами.

В договоре Олега с Византией перечисляются лица, сопровождавшие его в том легендарном походе, от светлого великого князя до сопровождавших светлых и великих бояр. Их имена указывают на скандинавское происхождение: Карл, Фарлоф, Инегельф, Веремуд. Византийцы подметили, что между норманнскими викингами, собранными Олегом под свою руку, существует равенство.

Константинополь накануне вторжения

В начале 10-го века Византией правил император Лев VI Мудрый. Государство переживало нелегкие времена:

  • на восточных границах шла война с Багдадским халифатом;
  • прибрежные города атаковались арабскими пиратами;
  • на западе – неудачная война с Болгарией. Византия не только потеряла часть территорий, но и платила дань болгарским правителям;
  • внутри государства император конфликтовал с церковью.

Все это ослабляло государство и делало его уязвимым.

Поход на Византию

Первая война с Византией приходится на 907 год. К походу Олег приготовил 2 тыс. ладей, в каждую из которых помещалось 40 воинов. Пешком и на конях по суше, по морю на кораблях они добрались до Черного моря, далее вдоль побережья до стен Константинополя. К тому времени по приказу Льва VI ворота города закрыли, вход в гавань перекрыли цепями. Этот способ не раз выручал их от нападок соседних племен. Русичи тем временем разоряли окружавшие столицу селения.

Поход Олега на Византию

Поняв, что в город сходу не зайти, Олег приказал к ладьям прикрепить колеса и двинуться по суше. Благо, дул попутный ветер. Увидев, как по суше движется неприятельская армада, словно по морю, греки ужаснулись и отправили навстречу Олегу переговорщиков, предложивших откуп.

Византийцы издавна славились коварством. Послы прибыли с отравленным вином и пищей. Отравить киевского князя не удалось, не таким уж наивным он оказался. Посланники изумились, когда он опрокинул сосуды с вином, и оно вылилось на землю. За этот поступок в летописях Олега часто именуют вещим (мудрым).

Итоги похода

Результатом переговоров стало заключение мира Олега с цесарями, соглашение на уплату дани. За каждую уключину Олег потребовал 12 гривен на каждого воина, а было их 80 тыс. человек. Византия обязалась платить ежегодную дань. Полученное вознаграждение позволило оснастить корабли новыми шелковыми парусами. Для богатой империи это мало, что значило, для русичей составляло огромное богатство.

Отдельно вытребована дань для русских городов:

  • Киев,
  • Переславль,
  • Полоцк,
  • Ростов,
  • Любеч,
  • другие.

Они присягнули друг другу. Одна сторона целовала крест по христианскому обычаю, Олег с соратниками клялись оружием и своими богами – Перуном и Волосом (скотий бог). В довершение ко всему к воротам Царьграда Олег прибил свой щит.

Прибитый в знак мира щит не был диковинкой. Так делали многие победители в норманнских войнах. Сам факт является свидетельством того, что описанные события происходили в действительности, так как упоминаются в разных источниках.

Главное достижение – русско-византийский договор

Быстрый успех объясняется тем, что греки помнили погром, учиненный русичами на 50 лет раньше, и решили откупиться от варваров. Итогом похода стало первое торговое соглашение, по условиям которого:

  • русские купцы имеют право на беспошлинную торговлю;
  • купцы получают содержание от имперской казны, пока пребывают на территории Царьграда, и на обратный путь.

Через 2 года договор был обновлен. На сей раз миссия была дипломатической. Прежние положения нашли свое подтверждение и дополнились новыми:

  • утверждение дружеских отношений;
  • определение порядка выкупа пленных;
  • определены меры наказания за преступления со стороны греков и русских купцов на византийской земле;
  • каким образом проводить суды;
  • утверждение берегового права. Если судно выбросило на берег, его не следует захватывать. Владелец берега должен оказать всемерную помощь и спасти потерпевших.

Договор, заключенный в 911 году, начинается со слов: “Мы из рода русскаго …”. Самым значимым положением было получение статуса колонии поселению купцов из северных земель. Отныне они заходят в город через определенные ворота безоружными, численностью не более 50 человек. Их сопровождает императорская гвардия.

Этим договором были заложены впервые в истории основы морского и торгового права. Олег в нем именовался как великий русский князь. Фигурируют фразы типа “проведем ее в русскую землю”.

Реальность происходивших событий

События многовековой давности нашли отражение не только в летописи “Повести временных лет”. Внимания заслуживает Иоакимивськая летопись, на которую ссылается историк В. Н.Татищев. Киевские былины прославляли князя Олега, предпринявшего грандиозный военный поход. Но греки не отразили это событие в своих хрониках.

Иоакимивськая летопись

В работах Кремонского епископа Лиетпранда, побывавшего примерно в это время в Константинополе, есть упоминание о русах, которых в Западной Европе называют норманнами.

Сомнений в том, что поход Олега состоялся, нет. Договоры о мире и торговых отношениях имели место быть. Есть путаница в хронологии событий.

Список литературы:

1. «Повесть временных лет», Нестор;
2. «История государства Российского», Н. М. Карамзин;
3. «Литературная газета», №38 за 2000 год.

  • Рассказ о площади на английском языке на 6 класс
  • Рассказ о плоде яблони
  • Рассказ о плоде одуванчика
  • Рассказ о плоде мака 3 класс
  • Рассказ о плоде какого нибудь растения 3 класс окружающий мир