Обновлено: 10.01.2023
Наверное, невозможно подсчитать точное количество российских героев, таких людей тысячи. Они отдавали свои жизни в сражениях и битвах, спасали женщин и детей, защищали свою Родину. Но не только мужчины жертвовали собой. Маленькие дети сражались наравне с взрослыми. Несмотря на то что уже давно закончились боевые действия 1941 – 1945 годов, мы до сих пор помним и чтим героев Великой Отечественной войны. Многие дети во время войны были участниками организации ‘Молодая гвардия’. Маленьких героев насчитывалось более 100 человек, самому младшему было 14 лет. Самые известные участники: Ульяна Громова, Василий Левашов, Сергей Тюленин и другие. Сегодня мы вам расскажем о самых ярких и юных героях ВОВ.
Марат Казей
Этот юных мальчик проявил всю свою храбрость и отвагу, когда ему было всего лишь 12 лет. У Марата на счету не один подвиг, но последний был решающим. Во время операции ‘Багратион’ партизана окружили фашисты, патронов больше нет, а в кармане только одна гранта. Тогда Марат решает подорвать себя и рядом находившихся немцев.
За его героизм ему был вручен посмертно звание Героя Советского Союза. А также в Минске был поставлен памятник Марату Казею.
Зина Портнова
Эта юная мстительница, как и Марат, погибла смертью храбрых. С первых дней войны советская девочка вступила в партизанский отряд. Она успешна выполняла задания, одно из которых было отравить более 100 офицеров. Но в один день удача подвела ее. Зину взяли в плен, где долго пытали: загоняли иголки под ногти, выжигали кожу, избивали. Но 17 – летняя партизанка не выдала ни слова. На одном из допросов ей удалось выхватить пистолет и застрелит двух немцев. Но из-за ранения в ногу сбежать не удалось. Ее продолжали пытать, даже выкололи глаза. Но девочка терпеливо и мужественно ждала своей казни.
После смерти молодую мстительницу наградили званием Героя Советского Союза и орден Ленина.
Надя Богданова
Многие считаю, что юная разведчица Надя родилась в рубашке. Она два раза стояла перед дулом пистолета, ждала своей смерти, но всегда ей чудом удавалось спастись. Когда девочке не было и 10, ее и Ваню Зонцова схватили фашисты во время разведки. Их повели на расстрел, но за мгновение до выстрела девочки закружилась голова иона упала в обморок, что ей и спасло жизнь.
Второй раз Надю схватили, когда она минировала мост. Ее долго пытали: обливали ледяной водой, жгли на спине звезды, заставляли ходить по углям. Но девочка мужественно держалась и не выдавала своих. После долгих мучений девочку выбросили в канаву, где ее и нашли местные жители.
Надя Богданова пережила войну и была награждена орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
Популярные сегодня темы
Программисты – это та категория населения, которая занимается разработкой программного обеспечения, программисты подразделяются на следующие категории:
Голосеменные— самые древние представители растений, которые произошли от папоротников. Органы голосеменных: стебель, корень, листья.
На берегу моря или пресного водоема легкий ветер заставляет нас чувствовать запахи, которые исходят от водорослей. Водоросли бывают не только зеленого цвета. 3 основные группы цветов использу
В 1996 году, когда Организация Объединенных Наций рассматривала вопрос о том, следует ли добавлять вулканы Камчатского полуострова в свой список объектов Всемирного наследия, комитету было пр
Поскольку не существует единого, четкого определения музыкального жанра, постольку существует великое множество его классификаций.
Открытия русских путешественников повлияли на развитие торговых путей. Список русских путешественников немаленький.
Алексей Титов
Когда Алексей выбрался из укрытия, его, обессилевшего, заметили с вертолета. Врачи оценили состояние офицера как удовлетворительное, угрозы жизни и здоровью нет.
Александр Возженников
17- летний хоккеист Александр Возженников спас людей во время страшной автокатастрофы.
Авария пассажирского автобуса Setra, следовавшего по маршруту Пермь-Екатеринбург-Челябинск-Курган, произошла утром 10 октября 2012 года в Курганской области. Около села Медведское в автобус врезался выехавший на встречную полосу грузовик MAN.
Когда в автобус, в котором ехал молодой спортсмен и еще 11 человек, на огромной скорости врезался большегруз, до Кургана оставалось всего три часа.
— Я не стал мешкать, взял молоток, разбил стекла и начал доставать людей, — рассказал он.
Хоккеист эвакуировал из разбитого автобуса 12 травмированных пассажиров и водителя, который скончался до прибытия скорой помощи.
По предварительной версии, водитель грузового автомобиля MAN, перевозившего железобетонные плиты, выехал полосу встречного движения, где и произошло столкновение с пассажирским автобусом. В результате ДТП оба водителя погибли, один пассажир был госпитализирован. Остальные от госпитализации отказались и продолжили свой путь в Курган на другом автобусе.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 604 214 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 03.10.2021 5605
- PPTX 8.6 мбайт
- 873 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Ганиева Физалия Василовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1992 год — 10 человек
Плотникова Марина Владимировна (1974—1991) — самый молодой Герой Российской Федерации, первая женщина — Герой Российской Федерации (1992, посмертно). Ценой собственной жизни марина спасла троих тонувших детей. 30 июня 1991 года был жаркий день — две младшие сестры Жанна и Лена со своей подругой Наташей купались в речке, но вдруг Наташа Воробьёва отошла чуть подальше от берега и, оказавшись на глубине, стала тонуть. Марина, увидевшая это, бросилась за ней и оттолкнула её к прибрежным кустам. Обернувшись назад, увидела, что две сестрёнки, испугавшись за неё, также бросились вслед за ней. Попав в водоворот, Жанна и Лена начали тонуть. Девушке удалось спасти их, но сама она, истратив все силы, погибла. Ценой своей жизни 17-летняя девушка спасла жизни трёх девочек.
1993 год — 55 человек
Зайцев Анатолий Григорьевич (род. 1945) — советский и российский офицер-подводник, капитан 1-го ранга. Командир опытной сверхглубоководной атомной подводной лодки. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряженных с риском для жизни присвоено звание Героя России
1994 год — 39 человек
Козлов Олег Анатольевич (род. 1972) – военнослужащий, снайпер. В ночь с 18 на 19 августа 1994 года отряд моджахедов попытался прорваться через заставу (Таджикская граница), начав её обстрел. В то время, когда основные усилия пограничников-десантников были сосредоточены на правом фланге, левый фланг основной обороны оставался открытым, что создавало угрозу окружения противником. Оценив ситуацию, Козлов решил прикрыть левый фланг обороны. Заняв удобную позицию, практически без прикрытия вел снайперский огонь по огневым точкам противника, уничтожил расчет РПГ, двух снайперов, подавил расчет пулемета. Своими действиями рядовой Олег Козлов не допустил прорыва противника на левый фланг обороны Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина рядовому Козлову Олегу Анатольевичу было присвоено звание Героя России.
1995 год — 146 человек
Лелюх Игорь Викторович (1967 — 1995) — капитан, командир группы 67-й отдельной бригады специального назначения ГРУ ГШ. 1 января 1995 года при штурме Грозного в ходе Первой чеченской войны части 131 бригады попали в окружение в районе железнодорожного вокзала. Подразделения понесли большие потери в живой силе, потеряли практически всю бронетехнику и не могли самостоятельно вырваться из города. Командование поставило перед разведгруппой капитана Лелюха задачу как можно скорее прорвать кольцо окружения и способствовать выходу бригады из города. Игорь Лелюх возразил, что без поддержки бронетехники силами одной разведгруппы задача невыполнима, но возражения были отвергнуты ввиду катастрофического положения бригады и отсутствия каких-либо других резервов. Разведгруппе удалось прорвать окружение и подойти на позиции бригады. Но в скором времени были подтянуты резервы дудаевцев, и было принято решение отступать. Игорь Лелюх был тяжело ранен и остался прикрывать отход бойцов. В течение 30 минут он удерживал боевиков огнём из автомата и гранатами, после чего был вторично ранен и в бессознательном состоянии расстрелян в упор. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 года капитану Лелюху Игорю Викторовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)
1996 год — 128 человек
Александр Васильевич Маргелов (1945-2016) 23 января 1976 года впервые в мировой практике десантировали и произвели мягкую посадку БМД-1 (боевая гусеничная плавающая машина) на парашютно-реактивной системе также с двумя членами экипажа на борту — майором Александром Васильевичем Маргеловым и подполковником Леонидом Ивановичем Щербаковым. Десантирование производилось с огромным риском для жизни, без индивидуальных средств спасения. Десантирование техники с экипажем на реактивных системах позволило вводить в бой дивизии ВДВ не за семь суток, как ранее, а за 22 минуты. Это стало серьезным козырем во время холодной войны. За подвиг Александр Маргелов награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Через двадцать лет за подвиг семидесятых годов обоим было присвоено звание Героя России.
1997 год — 49 человек
1998 год — 46 человек
Андрей Николаевич Рожков (1961-1998) — российский спасатель, альпинист. Принимал участие во многих поисково-спасательных операциях в России и за рубежом, участвовал в операции по доставке гуманитарной помощи во время войны в Боснии, в поиске вертолетчиков, погибших во время грузино-абхазской войны в районе реки Кодори, во время первой чеченской войны эвакуировал больных и раненых из Грозного, спасал экспонаты местного музея. Руководил лыжной группой во время учений МЧС России на Северном полюсе. Андрей Рожков погиб 22 апреля 1998 года во время погружения в воды Северного Ледовитого океана при испытаниях нового спасательного водолазного оборудования. 30 июня 1998 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях нового спасательного водолазного оборудования указом Президента РФ ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.
1999 год — 68 человек
Ирина Юрьевна Янина (1966-1999) – медицинская сестра, сержант. 31 августа 1999 года во время зачистки села Карамахи (Дагестан) Ирина Янина в составе эвакуационной группы оказывала помощь раненым солдатам. С риском для жизни оказала помощь 15 раненым. Трижды на бронетранспортёре выезжала непосредственно на линию огня, откуда вывезла ещё 28 раненых солдат федеральных сил. Во время четвёртой вылазки противник перешёл в контратаку и Янина, организовав погрузку раненых, прикрывала операцию огнём из автомата. При отходе в БТР попало две гранаты, в результате чего возник сильный пожар. Ирина Янина помогала раненым выбраться из горящей машины. Благодаря ей были спасены капитан Кривцов А. Л., рядовые Гольнев С. В. и Лядов И. А. Сама Ирина не успела покинуть горящую машину. У неё остался сын.
2000 год — 176 человек
Алексей Викторович Галкин (род. 1970) – сотрудник ГРУ, участник чеченской войны. В 1996—2002 годах проходил военную службу в Северо-Кавказском военном округе. Неоднократно участвовал в контртеррористических операциях Алексей Галкин, действуя в составе строго засекреченной разведывательной группы, осенью 1999 года попал в плен к самому Басаеву. О том, что перенес офицер в неволе, лучше и не вспоминать. Сам Галкин говорил друзьям, что случалось: он молил Бога, чтобы при обстреле баз боевиков свой снаряд угодил бы в место его заточения. Однако судьба распорядилась иначе. Мужественному разведчику, прошедшему все круги чеченского ада, удалось бежать с оружием в руках. После побега из плена за голову Галкина Басаев и еще живой Хаттаб обещали миллион долларов. Офицер ГРУ был для них очень сильной козырной картой, и его действительно планировали вывезти в Лондон для неких политических интриг. Осенью 2002 года разведгруппа А. В. Галкина в ходе спецоперации захватила важные документы, которые подтвердили причастность международного терроризма к деятельности бандформирований сепаратистов на территории Чечни.
2001 год — 28 человек
Сергей Александрович Шрайнер (1979 — 2000)- старший сержант МВД. 26 мая 1997 года был призван на срочную службу. Все годы службы он служил в Чечне, был награждён как добросовестно выполняющий свой долг перед Отечеством на Дагестано—Чеченской границе пятью благодарностями. После окончания срочной службы остался служить по контракту.Являлся обладателем крапового берета. 14 июля 2000 года во время военной операции, накрыл своим телом брошенную боевиками гранату и этим спас жизнь командира и нескольким сослуживцам.Посмертно присвоено звание Героя России.
Читайте также:
- Подводные лодки сообщение по физике
- Мергель сообщение для 4 класса
- Какими характеристиками должно обладать убедительное сообщение
- Сообщение о большом театре
- Воздушная подушка транспорт сообщение
В жизни всегда есть место подвигу. Мальчик спас родных из горящего дома (доклад по ОДНКНР, 5 класс))
Опубликовано: 22 декабря 2019 года
Даже дети могут стать героями. И для этого не обязательно отправляться на войну. Подвиг можно совершить и в мирное время.
В один из летних вечеров родителям 7-ми летнего Максима Бархатова срочно понадобилось уйти на работу. Сам мальчик готовился к школе, через 2 дня ему нужно было отправиться в 1 класс, и в это время занимался сборкой рюкзака. Его 2 сестры Марианна (5 лет) и Милана (2 года) заболели, из-за чего не пошли в садик, а остались со своей 80-ти летней прабабушкой. Через некоторое время к бабушке и сестрам Максима пришёл его двоюродный брат Владлен, который и увидел, что сарай, который стоял возле дома, загорелся.
Когда Владлен увидел пожар он сразу побежал в дом к бабушке, чтобы предупредить её о пылающем сарае. Владлен вместе со своей бабушкой сразу начали искать телефон, чтобы вызвать пожарных, однако из-за спешки найти его они не смогли. Из-за этого они решили отправиться за помощью к соседям. Максим, который стоял рядом с домом, увидел, что бабушка с Владленом вышли без его сестёр. Он пытался сказать им, что Милана и Марианна остались в доме, однако его уже никто не слышал. Несмотря на это, Максим не испугался и решил своими руками вызволить своих сестёр из горящего дома. Когда он забежал в комнату к сёстрам, там уже горел потолок – ещё чуть-чуть и Максим мог бы не успеть.
Максим рассказал, что так испугался за своих сестёр, что он не думал о страхе – он сразу же бросился в уже загоревшийся дом. Когда мальчик зашёл в комнату он увидел двух своих сестёр, которые сидели в углу и боялись что-либо сделать. Первой Максим спас самую младшую сестру, Милану. Мальчик быстро вынес её в безопасное место и сразу же отправился за второй своей сестрой – Марианной. Спустя несколько секунд после того, как Максим спас последнюю сестру, дом начал обваливаться.
После спасения сестёр Максим вместе с ними отправился в реанимацию, так как у него обгорело около 30% кожи. Несмотря на это Максим быстро поправился и уже в октябре смог отправиться в школу. За свой храбрый подвиг и спасение своих сестёр Максим получил награду “За отвагу”.
Еще по теме …
Антон РАТНИКОВ
Герои Великой Отечественной войны
Александр Матросов
(1924-1943)
Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.
Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт.
В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.
Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону два гранаты. Пулемет замолчал. Красноармейцы пошли в атаку, но смертельное оружие застрекотало опять. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.
На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.
Николай Гастелло
(1907-1941)
Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.
Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.
Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.
Леня Голиков
(1926-1943)
Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.
Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе, окончив семилетку. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны.
Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.
Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.
Зимой 1943 года значительно превосходящий отряд противника неожиданно атаковал партизан у села Острая Лука. Леня Голиков погиб как настоящий герой — в бою.
Зина Портнова
(1926-1944)
Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на оккупированной фашистами территории.
Зина родилась и ходила в школу в Ленинграде. Однако война застала ее на территории Белоруссии, куда она приехала на каникулы.
В 1942 году 16-летняя Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий и лишь чудом не была схвачена врагом. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные.
В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага. Из-за усилий перебежчиков, сдавших Зину фашистам, попала в плен. В застенках ее допрашивали и пытали. Но Зина молчала, не выдавая своих. На одном из таких допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.
Молодая гвардия
(1942-1943)
Подпольная антифашистская организация, действовавшая в районе современной Луганской области. Насчитывала более ста человек. Младшему участнику было 14 лет.
Эта молодежная подпольная организация была образована сразу после оккупации Луганской области. В нее вошли как кадровые военные, оказавшиеся отрезанными от основных частей, так и местная молодежь. Среди самых известных участников: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Василий Левашов, Сергей Тюленин и многие другие молодые люди.
«Молодая гвардия» выпускала листовки и совершала диверсии против фашистов. Однажды им удалось вывести из строя целую мастерскую по ремонту танков, сжечь биржу, откуда фашисты угоняли людей на принудительные работы в Германию. Члены организации планировали устроить восстание, но были раскрыты из-за предателей. Фашисты поймали, пытали и расстреляли более семидесяти человек. Их подвиг увековечен в одной из самых известных военных книг Александра Фадеева и одноименной экранизации.
Панфиловцы
28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.
В ноябре 1941 года началось контрнаступление на Москву. Враг не останавливался ни перед чем, совершая решающий марш-бросок перед наступлением суровой зимы.
В это время бойцы под командованием Ивана Панфилова заняли позицию на шоссе в семи километрах от Волоколамска — небольшого города под Москвой. Там они дали бой наступающим танковым частям. Сражение длилось четыре часа. За это время они уничтожили 18 бронированных машин, задержав атаку соперника и сорвав его планы. Все 28 человек (или почти все, здесь мнения историков расходятся) погибли.
По легенде, политрук роты Василий Клочков перед решающей стадией боя обратился к бойцам с фразой, ставшей известной на всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»
Контрнаступление фашистов в итоге провалилось. Битва за Москву, которой отводили важнейшую роль в ходе войны, была проиграна оккупантами.
Алексей Маресьев
(1916-2001)
Летчик.
В детстве будущий герой переболел ревматизмом, и доктора сомневались в том, что Маресьев сможет летать. Однако он упрямо подавал документы в летное училище, пока наконец не был зачислен. В армию Маресьева призвали в 1937 году.
Великую Отечественную войну он встретил в летном училище, но вскоре попал на фронт. Во время боевого вылета его самолет был подбит, а сам Маресьев смог катапультироваться. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения. Однако он все-таки сумел преодолеть линию фронта и попал в больницу. Но уже началась гангрена, и врачи ампутировали ему обе ноги.
Для многих это означало бы конец службы, но летчик не сдался и вернулся в авиацию. До конца войны он летал с протезами. За эти годы он совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника. Причем 7 — уже после ампутации. В 1944 году Алексей Маресьев перешел на работу инспектором и дожил до 84 лет.
Его судьба вдохновила писателя Бориса Полевого написать «Повесть о настоящем человеке».
Виктор Талалихин
(1918-1941)
Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО.
Виктор Талалихин начал воевать уже в советско-финляндскую войну. На биплане сбил 4 вражеских самолета. Затем служил в авиационном училище.
В августе 1941 года одним из первых советских летчиков совершил таран, сбив в ночном воздушном бою немецкий бомбардировщик. Причем раненый летчик смог выбраться из кабины и спуститься на парашюте в тыл к своим.
Затем Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. Погиб во время очередного воздушного боя около Подольска в октябре 1941-го.
Спустя 73 года, в 2014-м, поисковики нашли самолет Талалихина, оставшийся в подмосковных болотах.
Андрей Корзун
(1911-1943)
Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта.
Солдат Андрей Корзун был призван в армию в самом начале Великой Отечественной войны. Он служил на Ленинградском фронте, где шли ожесточенные и кровопролитные бои.
5 ноября 1943 года, во время очередного сражения, его батарея попала под ожесточенный огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Несмотря на жуткую боль, он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня. Но снять шинель, чтобы накрыть огонь, уже не мог. Теряя сознание, он сделал последнее усилие и накрыл огонь своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни храброго артиллериста.
Александр Герман
(1915-1943)
Командир 3-й Ленинградской партизанской бригады.
Уроженец Петрограда, Александр Герман, по некоторым данным, был выходцем из Германии. В армии служил с 1933 года. Когда началась война, пошел в разведчики. Работал в тылу врага, командовал партизанским отрядом, который наводил ужас на солдат противника. Его бригада уничтожила несколько тысяч фашистских солдат и офицеров, пустила под откос сотни железнодорожных составов и подорвала сотни автомашин.
Фашисты устроили за Германом настоящую охоту. В 1943 году его партизанский отряд попал в окружение в Псковской области. Пробиваясь к своим, храбрый командир погиб от вражеской пули.
Владислав Хрустицкий
(1902-1944)
Командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта
Владислав Хрустицкий был призван в ряды Красной Армии еще в 20-е годы. В конце 30-х окончил бронетанковые курсы. С осени 1942-го командовал 61-й отдельной легкой танковой бригадой.
Он отличился при операции «Искра», положившей начало к поражению немцев на Ленинградском фронте.
Погиб в бою под Волосово. В 1944 году враг отступал от Ленинграда, но время от времени предпринимал попытки контратаковать. Во время одной из таких контратак танковая бригада Хрустицкого угодила в ловушку.
Несмотря на шквальный огонь, командир приказал продолжить наступление. Он обратился по радио к своим экипажам со словами: «Стоять насмерть!» — и первым пошел вперед. К сожалению, в этом бою храбрый танкист погиб. И все же поселок Волосово был освобожден от врага.
Константин Заслонов
(1909-1942)
Командир партизанского отряда и бригады.
Перед войной работал на железной дороге. В октябре 1941 года, когда немцы уже стояли под Москвой, сам вызвался на сложную операцию, в которой был необходим его железнодорожный опыт. Был заброшен в тыл противника. Там придумал так называемые «угольные мины» (на самом деле это просто мины, замаскированные под каменный уголь). С помощью этого простого, но эффективного оружия за три месяца была подорвана сотня вражеских составов.
Заслонов активно агитировал местное население переходить на сторону партизан. Фашисты, прознав это, переодели своих солдат в советскую форму. Заслонов принял их за перебежчиков и приказал пропустить в партизанский отряд. Путь коварному врагу был открыт. Завязался бой, в ходе которого Заслонов погиб. За живого или мертвого Заслонова была объявлена награда, но крестьяне спрятали его тело, и оно не досталось немцам.
Ефим Осипенко
(1902-1985)
Командир небольшого партизанского отряда.
Ефим Осипенко воевал еще в Гражданскую войну. Поэтому, когда враг захватил его землю, недолго думая, ушел в партизаны. Вместе с еще пятью товарищами он организовал небольшой партизанский отряд, который совершал диверсии против фашистов.
Во время одной из операций было решено подорвать вражеский состав. Но боеприпасов в отряде было мало. Бомбу сделали из обычной гранаты. Взрывчатку должен был устанавливать сам Осипенко. Он подполз к железнодорожному мосту и, увидев приближение поезда, кинул ее перед составом. Взрыва не последовало. Тогда партизан сам ударил по гранате шестом от железнодорожного знака. Сработало! Под откос пошел длинный состав с продовольствием и танками. Командир отряда выжил, но полностью потерял зрение.
За этот подвиг его первым в стране награждили медалью «Партизану Отечественной войны».
Матвей Кузьмин
(1858-1942)
Крестьянин Матвей Кузьмин появился на свет за три года до отмены крепостного права. А погиб, став самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза.
Его история содержит немало отсылок к истории другого известного крестьянина — Ивана Сусанина. Матвей тоже должен был вести захватчиков через лес и топи. И, как и легендарный герой, решил ценой своей жизни остановить врага. Он отправил вперед своего внука, чтобы тот предупредил отряд партизан, остановившийся неподалеку. Фашисты угодили в засаду. Завязался бой. Матвей Кузьмин погиб от руки немецкого офицера. Но свое дело сделал. Ему шел 84-й год.
Зоя Космодемьянская
(1923-1941)
Партизанка, входившая в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта.
Учась в школе, Зоя Космодемьянская хотела поступить в литературный институт. Но этим планам не суждено было сбыться — помешала война. В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи.
Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.
Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.
Жизнь-ратными-подвигами-полна.pptx
Презентация по ОДНК 5 класс- Жизнь ратными подвигами полна
Тема урока: ЖИЗНЬ РАТНЫМИ ПОДВИГАМИ
Тема урока:
ЖИЗНЬ РАТНЫМИ ПОДВИГАМИ ПОЛНА
РАТНЫЙ ПОДВИГ героический поступок, совершённый в трудных условиях – это деяние, совершаемое человеком во имя других военный, боевой
РАТНЫЙ ПОДВИГ
героический поступок, совершённый в трудных условиях
– это деяние, совершаемое человеком во имя других
военный, боевой
Кто изображен на картинах?
Кто изображен на картинах?
КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ? КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ
КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ?
КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ?
Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию
Икона «Сергий Радонежский и Дмитрий
Икона «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской»
Надежда Дурова – первая в Русской армии женщина-офицер
Надежда Дурова – первая в Русской армии женщина-офицер. Принимала участие в Отечественной войне 1812 года.
Презентация по ОДНК 5 класс- Жизнь ратными подвигами полна
Презентация по ОДНК 5 класс- Жизнь ратными подвигами полна
Презентация по ОДНК 5 класс- Жизнь ратными подвигами полна
Посвящён Кузьме Минину и князю
Посвящён Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Иван Никитович Кожедуб -советский военный деятель, лётчик-ас времён
Иван Никитович Кожедуб -советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза.
Виктор Васильевич Талалихин — военный лётчик, одержавший шесть воздушных побед в воздушных боях, первый в
Виктор Васильевич Талалихин— военный лётчик, одержавший шесть воздушных побед в воздушных боях, первый в СССР применивший ночной таран над Москвой, Герой Советского Союза.
Александр Матвеевич Матросов (1924-1943) 19 лет
Александр Матвеевич Матросов(1924-1943) 19 лет
Герой Советского Союза, рядовой пехоты. Совершил самоотверженный подвиг, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота.
ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ПОДВИГА В СОВРЕМЕННОЙ
ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ПОДВИГА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ?
Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к…
Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.
Написать сочинение на тему: «Героями не рождаются, героями становятся!» |
Сделать проект на тему – «Правнуки Победы о своих прадедах» |
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
Урок ОДНКНР 5 класс
Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна»
Итоговый урок-викторина
ГБОУ СОШ№ 237
Агафонова Наталья Борисовна
Цель:
- Задачи урока: закрепить понятие :ратный подвиг, герой; выделить качества, присущие героям; доказать примерами подвиги известных героев, формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с историей данного вопроса, с историческими, художественными и иными произведениями и документами.
Тип урока: уроки рефлексии и
общеметодологической направленности;
Задачи:
Образовательные:
- углубить раскрытие темы подвига во имя Отечества
- познакомить с именами людей, защищавших Отечество в разные времена, больше узнать о подвиге лётчика А.Маресьева в годы В.О.войны.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической и художественной литературы;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; осознания место подвига в собственной жизни, необходимость жертвы чем-либо ради других или самого себя
- формировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности;
- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть терпимым к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, и видео файл, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
- уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой»
- расширить знания о защитниках Отечества.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Н.Ф.Виноградова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс»; методическое пособие для учителя ,
«YouTube» — видеохостинг,книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока.
Технологическая карта урока «ОДНКНР»
5 класс
«Жизнь ратными подвигами полна»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Психологический настрой |
Мотивирует учащихся на начало урока — Все готовы к серьёзной работе. Займите свои рабочие места Послушайте и посмотрите видеоклип: песня из фильма: «Офицеры»(можно не до конца) Слайд2 Как вы думаете о чём эта песня?О ком эта песня?Учитель слушает ответы ребят.подводя к теме:подвиг. На прошлых уроках мы изучили тему: Давайте вспомним какую? Слайд3 Из этого предложения выделим слово подвиг: слайд4-вспомните,что такое подвиг — Жизнь нашего народа в разные времена бала полна угроз. Но что их объединяло? Слайд5 (великая любовь к Богу, к людям, к Отечеству) — Из история жизни защитников Отечества мы учимся у них таким качествам, Слайд 6 как верность, вера, гордость, смелость, др. Сейчас я прочту вам отрывки из описания жизни и подвига некоторых защитников Отечества с которыми мы познакомились на прошлом уроке, а вы постарайтесь определить о ком идет речь: Слад7
|
Приветствуют учителя и садятся. Вступают в диалог с учителем Варианты ответов:служба в армии,участие в войнах,служение Отечеству_защита Отечеству…. Сообщают тему урока «Жизнь ратными подвигами полна» Обучающиеся отвечают. Обучающиеся отвечают. Обучающиеся отвечают. Обучающиеся называют |
2. Актуализация опорных знаний |
Побуждает учащихся работать над формулированием цели и задач урока — Мы продолжаем изучать новые имена Защитников Отечества, жизнь которых может быть названа подвигом. Это воины. Посмотрите на слайд. Кто на них изображен? — А как еще можно назвать святых воинов? (защитники земли Русской, герои) — Какое ключевое слово у нас получилось? — Кто из вас знает, что такое ратный подвиг? Слайд8 Слайд9( ролик о подвиге Покрышкина,можно показать дополнительно,отрывком) |
ПОДВИГ Сравнивают, уточняют свою формулировку. Ответы обучающихся |
Изучение нового материала 3. Викторина по прочитанной книге |
Организует работу по викторине с обучающимися, можно разбить детей на команды или группы Составление синквейна к слову:ПОДВИГ Слайд10 — |
ответы обучающихся Работа в парах Читают пример синквейна. Предлагают варианты . |
4. Физминутка |
Организует проведение физминутки |
Дети под музыку делают движения В приложении по ссылке3 |
-А сейчас мы проведём мини-викторину по прочитанной книге. Слайд11 Вспомни автора книги «Повесть о настоящем человеке»? Борис Николаевич Полевой Сдайд12 За сколько дней была написан книга (19) Слайд13 Слайд14,15 Из биографии А.Маресьева Вопрос: Слайд16 сколько сбитых самолётов было на счету А.Маресьева? -4- Слайд17 Какие события из биографии мы видим на иллюстрациях.Они написаны в книге? Слайд18 Главный подвиг Маресьева Слайд19 Вспомните : Что произошло дальше? Слайд20 Железная воля. 1943 год.Назовите событие? Слайд 22 читают Слайд 23 Учитель Рассказывает: В 1944 году Маресьев дал согласие стать инспектором-летчиком в управлении вузов ВВС. За все время войны его боевая биография подвигов насчитывала 86 боевых вылетов и 11 сбытых самолетов врага. После своего выхода в отставку Маресьев А.П. постоянно поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался плаваньем, катаньем на коньках, лыжах и велосипеде. Благодаря вышедшей в свет хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», он стал широко известен по всей стране. На подвиге и примере мужества «настоящего человека» воспитывали подрастающее поколение. Маресьева Алексея Петровича много раз приглашали на встречи со школьниками. Умер герой 18 мая 2001 года за час до начала торжественного вечера, посвященного собственному 85-летию. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Вопрос: Слайд24 Слайд25,26 Ребята.посмотрим ролик.созданный ранее.о книге Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке» Просмотр ролика Слайд27 |
Обучающиеся смотрят презентацию и видео файлы с вопросами. Отвечают и читают слайд Читают, Обсуждают, и анализируют, делают вывод. Варианты ответов. Правильный: В то время будущий герой СССР уже состоял в 296-м авиационном истребительном полку. К 1942 г, когда Алексея перебросили на Северо-западный фронт, биография лейтенанта уже насчитывала четыре подвига в виде четырех сбытых вражеских самолета. см. в приложении1 описание Дети анализируют изображения и вспоминают содержание книги. Читают слайд. Идёт обсуждение.Ответы. См.в приложении 2 Читают обучающиеся Ответы детей Отвечают на вопросы |
|
5. Закрепление знаний. |
. |
|
6. Рефлексия. |
Слайд28 — Продолжи предложение.
|
По очереди отвечают на вопросы. |
7. Домашнее задание |
Слайд29 Выводит домашнее задание на слайде — Запишите в дневник домашнее задание. 1. Творческое задание: проект «Защитники Отечества» (рисунок или мини-сочинение) Слайд30:Спасибо за внимание! |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение1
Но свой наиболее известный подвиг, легший в основу произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Маресьев Алексей Петрович совершил в апреле 1942 г. Истребитель Маресьева был сбит в одном из лесных районов Новгородской области, когда тот прикрывал советские бомбардировщики. Летчика тяжело ранило в обе ноги, но он смог совершить посадку. Территория вокруг была занята немцами и ему, раненому, сначала на ногах, а потом и ползком пришлось осторожно продвигаться в сторону линии фронта.
Покалеченные ноги болели, а питаться приходилось шишками, ягодами и корой деревьев. Через 18 суток обессилевшего Алексея встретили отец и сын из деревни Плав, приняли его за немца и поспешили уйти. После этого, уже еле живого мужчину обнаружили мальчики из той же деревни. Один из них позвал отца, который отвез раненого домой. Деревенские жители ухаживали за ним больше недели, но срочно была нужна профессиональная помощь, и вскоре тяжелобольного Маресьева отправили воздухом в московский госпиталь. Как позднее вспоминал эти факты из биографии отца сын Маресьева – Виктор, выходить раненого в госпитале не получилось и Алексея Петровича, практически полуживого, уже готовили к отправке в морг – началась гангрена и заражение крови. Случайно мимо умирающего проходил профессор Теребинский, который и спас ему жизнь, ампутировав обе ноги.
Казалось бы, конец всем подвигам и карьере летчика, но Маресьев Алексей Петрович и тут не позволил судьбе взять над ним верх. Еще в госпитале, а потом и в санатории этот волевой мужчина начал понемногу тренироваться для того, чтобы летать с протезами вместо ног. И чудо свершилось! В 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был командирован в Ибресинскую летную школу в Чувашии, а в том же году совершил свой первый пробный вылет без ног. Все закончилось благополучно, поэтому Маресьев Алексей Петрович стал просить об отправке на фронт. В ответ поступило разрешение на службу в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, хотя на боевые задания инвалида долго не пускали. Переживания Алексея заметил командир эскадрильи А. Числов и взял его с собой на боевое задание. Затем еще и еще, пока, наконец, доверие со стороны высшего начальства не возросло и его стали пускать в небо наравне с другими. Приложение 2
Уже 20 июля 1943 года Маресьев Алексей Петрович совершил новый подвиг — спас жизни двум советским летчикам во время воздушного боя с перевесом сил на стороне фашистов. Во время этого боя были сбыты два немецких истребителя FW 190, которые прикрывали бомбардировщики. За этот подвиг 24 августа этого же года Маресьева А.П. наградили медалью «Золотая звезда» и удостоили звания Героя Советского Союза. Слава о нем разнеслась по всему фронту, а в полк героя стали наведываться корреспонденты, среди которых и был будущий писатель Б. Полевой, прославивший подвиг Маресьева на всю страну.
Приложение3
Физминутка:Патриотическая: https://www.youtube.com/watch?v=mA8cQ2NENic