Летчик Алексей Петрович Маресьев
Биография Алексея Маресьева
Маресьев Алексей Петрович, подвиг которого лег в основу школьного курса советской литературы, родился 20 мая 1916 года в г. Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего три года и мать – уборщица на заводе, осталась одна с тремя детьми. Получив среднее образование, Алексей Маресьев стал токарем по металлу на лесозаводе, хотя все его мечты были о небе. Молодой парень два раза подавал документы с просьбой о зачислении в летное училище и оба раза получал отказ из-за проблем со здоровьем. В детстве Алексей Петрович перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму.
В 1934 году по заданию райкома комсомола Алексей Маресьев отправился на возведение Комсомольска-на–Амуре, параллельно посещая занятия в местном аэроклубе. После службы в армии, в которую Маресьева Алексея Петровича призвали в 1937 г, он наконец-то был отправлен в авиационное училище имени А.К.Серова в г. Батайске, которое успешно окончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта. Так началась его летная биография — а дальше была Великая Отечественная война… Первый боевой вылет Маресьева Алексея Петровича состоялся 23 августа 1941 г недалеко от города Кривой Рог. В то время будущий герой СССР уже состоял в 296-м авиационном истребительном полку. К 1942 г, когда Алексея перебросили на Северо-западный фронт, биография лейтенанта уже насчитывала четыре подвига в виде четырех сбытых вражеских самолета.
Легендарный подвиг Алексея Петровича Маресьева
Но свой наиболее известный подвиг, легший в основу произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Маресьев Алексей Петрович совершил в апреле 1942 г. Истребитель Маресьева был сбит в одном из лесных районов Новгородской области, когда тот прикрывал советские бомбардировщики. Летчика тяжело ранило в обе ноги, но он смог совершить посадку. Территория вокруг была занята немцами и ему, раненому, сначала на ногах, а потом и ползком пришлось осторожно продвигаться в сторону линии фронта.
Покалеченные ноги болели, а питаться приходилось шишками, ягодами и корой деревьев. Через 18 суток обессилевшего Алексея встретили отец и сын из деревни Плав, приняли его за немца и поспешили уйти. После этого, уже еле живого мужчину обнаружили мальчики из той же деревни. Один из них позвал отца, который отвез раненого домой. Деревенские жители ухаживали за ним больше недели, но срочно была нужна профессиональная помощь, и вскоре тяжелобольного Маресьева отправили воздухом в московский госпиталь. Как позднее вспоминал эти факты из биографии отца сын Маресьева – Виктор, выходить раненого в госпитале не получилось и Алексея Петровича, практически полуживого, уже готовили к отправке в морг – началась гангрена и заражение крови. Случайно мимо умирающего проходил профессор Теребинский, который и спас ему жизнь, ампутировав обе ноги.
Казалось бы, конец всем подвигам и карьере летчика, но Маресьев Алексей Петрович и тут не позволил судьбе взять над ним верх. Еще в госпитале, а потом и в санатории этот волевой мужчина начал понемногу тренироваться для того, чтобы летать с протезами вместо ног. И чудо свершилось! В 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был командирован в Ибресинскую летную школу в Чувашии, а в том же году совершил свой первый пробный вылет без ног. Все закончилось благополучно, поэтому Маресьев Алексей Петрович стал просить об отправке на фронт. В ответ поступило разрешение на службу в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, хотя на боевые задания инвалида долго не пускали. Переживания Алексея заметил командир эскадрильи А. Числов и взял его с собой на боевое задание. Затем еще и еще, пока, наконец, доверие со стороны высшего начальства не возросло и его стали пускать в небо наравне с другими.
Уже 20 июля 1943 года Маресьев Алексей Петрович совершил новый подвиг — спас жизни двум советским летчикам во время воздушного боя с перевесом сил на стороне фашистов. Во время этого боя были сбыты два немецких истребителя FW 190, которые прикрывали бомбардировщики. За этот подвиг 24 августа этого же года Маресьева А.П. наградили медалью «Золотая звезда» и удостоили звания Героя Советского Союза. Слава о нем разнеслась по всему фронту, а в полк героя стали наведываться корреспонденты, среди которых и был будущий писатель Б. Полевой, прославивший подвиг Маресьева на всю страну.
В 1944 году Маресьев дал согласие стать инспектором-летчиком в управлении вузов ВВС. За все время войны его боевая биография подвигов насчитывала 86 боевых вылетов и 11 сбитых самолетов врага. После своего выхода в отставку Маресьев А.П. постоянно поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался плаваньем, катаньем на коньках, лыжах и велосипеде.
Благодаря вышедшей в свет хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», он стал широко известен по всей стране. На подвиге и примере мужества «настоящего человека» воспитывали подрастающее поколение. Маресьева Алексея Петровича много раз приглашали на встречи со школьниками. Умер герой 18 мая 2001 года за час до начала торжественного вечера, посвященного собственному 85-летию. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
По мотивам «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого на Мосфильме еще в 1948 году был снят одноименный фильм. А уже в наше время в 2005 году – документальный фильм «Судьба настоящего человека».
В тех местах, где проходил жизненный путь Маресьева, чтят память отважного летчика. Ему установлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, который он когда-то строил. Есть мемориальная доска в Батайске, где он учился в летном училище в 1940 году. В чувашском Ибресине, где он восстанавливал свои летные навыки после госпиталя в 1943 в местной летной школе, также имеется мемориальная доска и улица его имени. Также памятная доска и улица есть в Москве, где он жил в послевоенные годы.
А на малой родине Алексея Маресьева, в городе Камышин Волгоградской области в день его 90-летия, 20 мая 2006 года был открыт посвященный ему монумент, работы волгоградского скульптора Сергея Щербакова, заслуженного художника России. Маресьев запечатлен в образе летчика в летном костюме, который напряженно смотрит вдаль. Трехметровая бронзовая фигура установлена на гранитном пьедестале, на котором высечены слова Маресьева о родном городе — «Никогда и нигде я не видел такого чистого неба и голубой лазури, как в Камышине. Как захотелось мне тогда летать…». Монумент расположен на пересечении двух центральных улиц рядом с домом, в котором жил когда-то летчик.
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
22 апреля 1942 года в Валдайском районе деревенские мальчишки Саша Вихров и Серёжа Малин обнаружили израненного, полуживого лётчика. Его звали Алексей Маресьев.
Мне посчастливилось общаться с этим легендарным героем. Настоящий человек был обаятелен, улыбчив, пожалуй, даже моложав. Его не раздавили ни ранения, ни слава – а испытание медными трубами подчас сложнее…
Достаточно вспомнить, что ему была посвящена (разумеется, прижизненно) книга, вошедшая в школьную программу. В лучших театрах страны шла опера Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», с экранов не сходил фильм, где роль лётчика исполнил популярный Павел Кадочников.
Павел Кадочников в роли Алексея Маресьева, «Повесть о настоящем человеке»
Правда, журналист Борис Полевой прославил лётчика, немного переиначив его фамилию: в художественной литературе он остался Мересьевым. Но этот нехитрый маневр никого не вводил в заблуждение: страна носила Алексея Петровича на руках. И всё это случилось, когда Алексей Маресьев был ещё молодым человеком.
Как он поборол искушения, как сохранил себя? Наверное, действительно был настоящим человеком, для которого и вражеский огонь, и соблазны не страшны.
Генерал Анатолий Сульянов таким запомнил Маресьева:
«Меня удивляла маресьевская школа общения – он находил общий язык с любой аудиторией: будь то летчики, техники, механики, школьники или учителя. Его потрясающее обаяние, умный добрый взгляд, скупые жесты, паузы в беседах – все влияло на людей так, что слушали они его словно завороженные. От Маресьева исходили невидимые флюиды некой скрытой энергии, которая активизировала людские души на восприятие всего того, о чем он им рассказывал».
И мне Алексей Петрович запомнился таким же – мудрым, заинтересованным. В те годы он тяжело переживал трагедию распада Советского Союза, резко не принимал гайдаровских реформ, говорил о развале армии…
К тому же реформы уничтожили накопления полковника Маресьева, а персональная пенсия, которую он получал, в те годы была скромнее, чем зарплата продавца в коммерческом ларьке. Но никакого уныния и в помине не было. Он отстаивал свои принципы, но не впадал в отчаяние, когда торжествовали противники.
История подвига начинается с детства, когда Алексею приходилось преодолевать слабость: он страдал болезнью суставов. В три года их многодетная семья осталась без отца… В юности дважды подавал заявление в лётную школу, но врачи не допускали до приёмных экзаменов из-за ревматизма.
Он выучился на токаря. А в 1934 году Маресьева по комсомольской путёвке направили на Дальний Восток. Сначала он отказывался от командировки, не хотел оставлять родной Камышин, но всё-таки направился на край света. И дальневосточный климат оказался для него спасительным: болезнь прошла, в походке проявилась сила.
Там Алексей начал заниматься в аэроклубе. Наступило время служить в армии – и там он добился поступления в Батайское авиационное училище. Там его и застала война – правда, летом 41-го Маресьев был уже не учеником, а инструктором и лейтенантом.
Свой первый воздушный бой Маресьев провёл в первое фронтовое лето, 23 августа, в районе Днепродзержинска. В январе 1942 года Красная армия окружает в районе города Демьянска шесть вражеских дивизий.
Гитлеровское командование стремилось любой ценой разорвать кольцо окружения. В ожесточенных боях в «Демьяновском котле» лётчик Маресьев снова проявил себя с лучшей стороны. Но 4 апреля его подбили. Маресьев попытался сесть на заледеневшее озерцо, но Як-истребитель рухнул на ели…
18 дней он полз к своим – врачи до сих пор выдвигают разные версии состояния Маресьева в те дни. Воля оказалась сильнее ранений.
А вот как вспоминал об этом митрополит Питирим, хорошо знавший лётчика:
«Народ наш был не только с партбилетом в кармане, но и с тайной молитвой, вложенной в партбилет, – об этом я, по прошествии 50 лет могу свидетельствовать, поскольку совершал таинства над многими старичками-генералами. В кругу моих знакомых было много замечательных людей. Вспоминаю знаменитого героя, летчика Маресьева. Он мне рассказывал в частной беседе, что им двигало, когда он полз по лесу, раненый, – патриотичность? воинский долг? – Вера в то, что он увидит свою мать, которая без него просто не выживет: он ее кормилец, он ее сын».
Сколько прополз раненый лётчик по территории, которую контролировал враг? – точно неизвестно. Место падения самолёта не установлено. То ли 6-7 километров, то ли 25… Его нашли мальчишки – с этого мы начали рассказ.
В деревне Плав не было врачей, Маресьева выхаживали народными средствами. Раненые и обмороженные ноги поразила гангрена. Через несколько дней за Маресьевым прибыл самолёт, лётчика вывезли в московский госпиталь. Замечательный хирург Николай Теребинский решился на операцию: лётчику ампутировали обе ноги в области голеней. Маресьеву спасли жизнь, но, как казалось, погубили его как лётчика.
Можно ли остаться полноценным человеком на протезах? 72 года назад трудно было ответить на этот вопрос оптимистически – да и сегодня, несмотря на успехи медицины, это непросто. А вернуться на фронт? И не кем-нибудь, а действующим лётчиком?
Долгие месяцы он провёл в госпитале и санатории, привыкал к протезам, боролся с отчаянием и делал всё, чтобы вернуться в авиацию. Он самостоятельно разработал серию изнурительных упражнений – и, к ужасу и восхищению врачей, занимался ежедневно, исступлённо.
В начале 43 года он прошёл медкомиссию и был направлен в Чувашию, в Ибрессинскую лётную школу, где раненых готовили к возвращению на фронт. В школе многие не знали, что этот улыбчивый парень передвигается на протезах. В феврале он совершил первый пробный вылет, впервые после ранения поднялся в небо. И – успех. После этого можно было требовать возвращения на фронт. И Маресьев требовал, добивался.
Похожий случай нашёлся в истории авиации – и это вдохновляло Маресьева. Русский лётчик Первой Мировой войны Александр Николаевич Прокофьев-Северский потерял правую ногу, но вернулся не только в строй, но и в небо, стал одним из лучших асов. Историю Первой мировой («империалистической») в те годы не слишком пропагандировали, но лётчики своих не забывают.
Он рвался в бой. Какая там инвалидность! В одиночку на войне проявить себя невозможно. И нашлись единомышленники, нашлись боевые товарищи, которые поверили в Маресьева. В июне 1943-го его зачислили в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк.
На боевые задания его не посылали: многие скептически относились к возможностям инвалида, а рисковать лётчиком и машиной не хотели. Шанс проявить себя даст ему командир эскадрильи А. М. Числов. 6 июля Маресьев поднял в небо самолёт Ла-5 и направился в бой. За несколько дней он сбил три вражеских самолёта. Не просчитался Числов!
Главные события развивались тогда под Курском и Орлом. Всю жизнь он будет вспоминать эти сражения каждый день – без исключения. 20 июля 1943 года во время воздушного боя Алексей спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских «Фоккевульфа», прикрывавших бомбардировщики. Вот это было сражение! За этот подвиг Маресьев был награждён звездой Героя Советского Союза. О «безногом лётчике» в армии ходили восхищённые слухи.
Маресьев вспоминал о тех боях:
«Я сам, в новом для себя физическом состоянии, потом, стал участвовать в Орловско-Курской битве. И вот, те, кто участвовал в Сталинградской битве, говорят, что таких массовых воздушных боёв даже в Сталинградской битве не было! То есть в период Орловско-Курской битвы, в отдельные дни скапливалось по 350 самолетов с обеих сторон! Вы представляете себе! Там вот, когда получали задание на охрану или, как у нас говорят, на барражирование нашего участка сухопутных войск, и вот тебе показывают, в таком направлении идёт группа фашистских самолётов…
Посмотришь, – там туча, – здесь, вроде, ясное небо… А потом, когда туча начинает приближаться и силуэты самолётов начинают вырисовываться, и думаешь, а, вот, что это за туча! Слушаешь команду ведущего и, соответственно, – тактика… И начинается воздушный бой!
Вот какие массовые воздушные бои были, и наши лётчики выходили в них победителями!».
Пропаганда уже тогда могла бы сделать из Алексея Маресьева плакат. Но писали о нём в годы войны вполголоса: не хотели показывать немцам и союзникам, что «у нас уже инвалиды воюют». И всё-таки корреспонденты (в том числе – Борис Полевой) уже изучали его биографию.
В 1946-м году Полевой опубликовал «Повесть о настоящем человеке», через год писателя наградили Сталинской премией – и жизнь боевого лётчика снова переменилась.
После выхода книги Бориса Полевого слава Алексея Маресьева достигла седьмого неба. Его считали символом настоящего советского человека – самоотверженного, волевого, идущего к поставленной цели, не сворачивая. Казалось, что лётчик Маресьев вот-вот превратится в инструмент пропаганды.
А он оставался человеком! Его разрывали на части: то выступление перед школьниками, то – на каком-нибудь партийном форуме, то – перед иностранными гостями… Как легко было стать свадебным генералом – это печальный путь многих героев.
А он умел отделять художественный образ Мересьева от себя – простого русского солдата, хотя и с удивительной судьбой. А после 1991 года, когда началось осмеяние всех – без разбору – советских святынь, Алексей Петрович только улыбался, когда видел на газетных полосах такие заголовки: «Маресьев всё ещё жив».
В последнем интервью, за несколько дней до смерти, он признался:
«Я человек, а не легенда! В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, меня очень расстраивает».
Быть может, он не всегда так относился к славе, но вот показательный пример: книгу Бориса Полевого Алексей Маресьев так и не сумел прочитать от корки до корки, хотя брался несколько раз. Всё время что-то останавливало. Трудно было видеть себя безукоризненным героем. Тут не скромность и не гордыня, скорее – стремление сохранить себя, не стать глянцевым двойником собственного образа…
Фото: Юрий Рыбчинский
Он преподавал, не отдалялся от армии, от лётного братства, и много работал в ветеранских организациях – снова отнюдь не свадебным генералом. Помогал незаслуженно забытым горемыкам, находил забытых героев, протягивал руку помощи инвалидам. Он один – вместе с секретарями – заменял собой целую организацию.
В последние годы рядом с ним работал другой фронтовик – генерал армии Владимир Леонидович Говоров, сын маршала Леонида Александровича Говорова. Это самая заметная воинская династия в нашей истории: отец и сын – маршал и генерал армии, второго такого случая нет. И оба защищали блокадный Ленинград. Генерал Говоров и полковник Маресьев участвовали в организации парада ветеранов на Красной площади 9 мая 1995 года. К 50-летию Победы!
18 мая 2001 года я прочитал в интернете о смерти Алексея Петровича… В этот день в театре Армии должен был пройти торжественный вечер в его честь. Ведь через два дня лётчику исполнилось бы 85.
Вместо юбилея – похороны… Помню, что на прощание с Маресьевым не пришли первые лица государства: президент В.В.Путин и глава правительства М.М.Касьянов – только прислали соболезнования… Оплошали хитроумные советники…
Понятно, что политики столь высокого ранга живут по сложному регламенту, но это же Маресьев, настоящий человек, преодолевший себя, истинный герой войны.
Фото: clubistok.ru
В 2001-м ещё шла война в Чечне – и почтительное воспоминание о героике прошлого сражавшаяся армия восприняла бы с благодарностью. Уверен, что президенты Франции или США пришли бы склонить головы перед таким героем. Да и сегодняшний Путин, думаю, проводил бы героя на Новодевичьем.
На могиле Маресьева воздвигли деревянный крест. Горько было. Мы провожали благородство и простоту, провожали мечту о настоящем человеке. Но она всё равно жива. И тепло вашей руки, Алексей Петрович, забыть невозможно.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Алексей Петрович Маресьев
Алексей Петрович Маресьев – один из самых известных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, 7 из которых – с момента возвращения в боевую авиацию после тяжелейшего ранения.
Алексей Маресьев родился 7(20) мая 1916 г. [1] в тихом приволжском городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Его отец, Петр Маресьев, был солдатом-фронтовиком в годы Первой мировой войны, вернулся домой и вскоре умер. Алексею тогда исполнилось всего три года, и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери, Екатерины Никитичны, доброй и трудолюбивой женщины. Она работала на деревообделочном заводе уборщицей, получала мало, поэтому Алексея и двух его братьев – Петра и Николая – с детства приучала к труду, честности и справедливости. Алексей рос болезненным ребенком, часто простужался. Вспоминая свои детские годы, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и впоследствии стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся». Однажды, находясь на Волге, Алексей услышал тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолет! Настоящее чудо! В то время самолеты были редкостью. И ведь не просто летит, а фигуры выписывает, будто не машина, а птица… С того самого дня, Маресьев «заболел» самолетами».
После окончания семилетней школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище, где получил специальность токаря по металлу. После окончания рабфака Маресьев хотел поступить в летную школу, но не прошел медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Тогда Алексей решил, вместе с группой камышан, по комсомольской путевке ехать на строительство Комсомольска-на-Амуре. «…Я выходил из кабинета, когда в коридоре меня остановила участковый врач Михайлова. Она сказала: – Леша! Мне кажется, если ты поедешь на Дальний Восток, то все твои болезни пройдут – и малярия, и ревматизм. Я слушаю ее и думаю – значит, я смогу быть летчиком». Там же, на Амуре, Алексей впервые поднялся в небо, став курсантом аэроклуба. Он успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться летному делу. В 1937 г. он успешно завершил учебу и получил летное удостоверение.
Вскоре Алексей был призван в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию удовлетворили, и более двух лет он служил в 12-м авиационном отряде, действовавшем в составе Сахалинского погранотряда. Служба проходила в тревожное время. Вот как отзывался сам Алексей Петрович об этом этапе своей биографии: «До сих пор горжусь тем, что мне довелось носить зеленую фуражку и шинель с зелеными петлицами. В те годы на дальневосточной границе была особенно тревожная обстановка. Мы не жалели усилий и времени, чтобы в совершенстве овладеть своим делом, надежно охранять границу. Служба в пограничных войсках требует от воина быть постоянно собранным, смелым, хладнокровным. Она вырабатывает выдержку, самообладание, стойкость». В дальнейшем Алексей Петрович был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в г. Батайск. После окончания в 1940 г. Батайского авиационного училища имени А.К. Серова младший лейтенант А.П. Маресьев, как один из лучших курсантов, был оставлен в училище на должности инструктора. Здесь и застала его война.
Читинская авиационная школа пилотов. А.П. Маресьев слева в первом ряду. 1939 г.
В августе 1941 г. Алексей Петрович был направлен на Юго-Западный фронт в составе 296-го истребительного авиационного полка (ИАП). Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. До марта 1942 г. он сражался в составе 296-го ИАП, а затем был направлен на Северо-Западный фронт в состав 580-го ИАП. Здесь, в небе над демянским выступом, лейтенант Маресьев записал на свой боевой счет первый сбитый самолет – военно-транспортный Ju-52. К концу марта 1942 г. Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолетов до 4-х; 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит, а сам Алексей Петрович тяжело ранен. Самолет упал в лесу на занятой врагом территории. Очнувшись после падения, Маресьев, с ранеными ногами, начал пробираться на восток к своим. Сначала он, превозмогая боль, медленно шел, считая шаги, и после каждой тысячи шагов падал на живот отдыхать. Питался корой, шишками. Потом пытался ползти, когда не осталось сил даже ползти, начал перекатываться с бока на бок. На 18-е сутки еле живого летчика обнаружили мальчишки Сережа Малин и Саша Вихров, возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Маресьева привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой, и она больше недели выхаживала его. Разбитые и отмороженные ноги у Алексея воспалились, нужна была срочная операция. О найденном летчике сообщили председателю, колхоза и в первых числах мая за раненым прилетел самолет, пилотируемый командиром эскадрильи А.Н. Дехтяренко. Маресьева на носилках погрузили в него и увезли в госпиталь.
Врачи обнаружили у него гангрену и ради спасения жизни ампутировали ступни обеих ног. Вот тогда и встал тяжелый вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика означало бы для него потерю самого дорогого в жизни. Пережить черную минуту Маресьеву помогли товарищи по несчастью, лежавшие в палате. Крепла решимость: человек не имеет права прекращать борьбу, пока сердце бьется в груди. И Алексей Петрович начинает тренироваться, готовиться к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 г.
В начале 1943 г. старший лейтенант А.П. Маресьев прошел медкомиссию и, получив разрешение летать, был направлен управлением кадров Военно-воздушных сил СССР в 3-ю авиационную школу первоначального (тренировочного) обучения, располагавшуюся в поселке Ибреси Чувашской АССР. Свыше пяти месяцев Алексей Петрович учился летать и управлять самолетом, используя протезы. Для прохождения дальнейшей военной службы Алексей Петрович должен был совершить зачетный полет. И в июне 1943 г., после успешной сдачи зачета, старший лейтенант Маресьев снова встал в боевой строй. Он был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк на Брянский фронт.
А.П. Маресьев рядом со своим истребителем
Прибыв в полк накануне Курской битвы, когда в воздухе шла жесточайшая борьба, Алексей Петрович сильно переживал как его примут летчики полка. Любой летчик, взявший его к себе ведомым, сильно рисковал, поднимаясь с ним в небо. Командир полка не выпускал Маресьева на боевые задания и оставлял на аэродроме. Ему разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолетов – для прикрытия их при посадке от внезапной атаки вражеских «охотников». Алексей Петрович все понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением на участие в воздушных боях. Командир эскадрильи капитан А.М. Числов посочувствовал ему и взял с собой в пару на боевой вылет. Алексею сопутствовала удача: 6 июля 1943 г. он открыл новый счет воздушным победам – сбил истребитель Messerschmitt Bf.109 (Ме-109). Доверие к Маресьеву после этого сразу возросло, а Александра Числова Алексей Петрович впоследствии стал называть своим крестным отцом. Позже Алексей узнал, что командир полка перед вылетом сказал капитану: «…Сильно в драку не лезь, береги ведомого». Затем Маресьев слетал с Числовым еще раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив, и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал запасным пилотом для полка.
В воздушных боях на Курской дуге Алексей Петрович доказал, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 г. в районе города Орла 12 истребителей под командованием гвардии майора А.А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. Накал боя был высочайший, и советские пилоты его выиграли. Алексей Петрович в тот день не только сбил два вражеских истребителя FW-190, но и спас жизнь двум пилотам. Эти победы были одержаны им на новейшем советском истребителе Ла-5ФН.
Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили военные журналисты, среди них был и корреспондент «Правды» Борис Полевой, будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке», задолго до выхода которой на обложке самого популярного журнала «Огонек» появился портрет героя.
В эти же дни в полк, где служил Алексей Петрович, приезжал маршал авиации Александр Александрович Новиков. Во время своей беседы с командиром эскадрильи А.М. Числовым Новиков спрашивал, сколько летчиков в полку, сколько сбили самолетов. Маршала интересовали все детали: состояние машин, бытовые условия, питание и прочее. Числов доложил обстановку, а затем рассказал о летчике, который летает без ног. Новиков очень удивился и решил лично пообщаться с Маресьевым. После выяснения всех обстоятельств дела, маршал потребовал от командира полка чтобы и Александр Числов и Алексей Маресьев были повышены в звании, а также распорядился представить обоих к присвоению звания Героя Советского Союза!
За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу, заместителю командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка 3-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса присвоено звание Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка H.П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».
В дальнейшем А.П. Маресьев воевал в Прибалтике. Свидетельством его летного мастерства стало повышение по службе – назначение штурманом полка. К этому времени гвардии майор А.П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов, всего сбил 11 вражеских самолетов. Однако нагрузки все время возрастали и поэтому в июне 1944 г., когда Алексею Петровичу предложили стать летчиком-инспектором и перейти из боевого полка в Управление высших учебных заведений ВВС, он согласился.
В 1946 г. А.П. Маресьев был уволен из ВВС, но продолжал поддерживать себя в отличной физической форме (лыжи, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом (Самара), переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов XX века в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время для Алексея Петровича начался новый, не менее важный жизненный этап. Благодаря роману «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (в нем Маресьев назван Мересьевым) и вышедшему в 1948 г. на экраны кинофильму с одноименным названием, к нему приходит большая известность. Его начинают приглашать на многие празднования, организовывать встречи со школьниками, на примере его подвига воспитывается не одно молодое поколение нашей страны. В 1949 г. Алексей Петрович становится участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
Алексей Маресьев. Художник Н.Н. Жуков. 1950 г.
Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 г. успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 г. завершил учебу в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Свидетельством его успехов на новой стезе стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В этом же году, после создания Советского комитета ветеранов войны, Алексей Петрович Маресьев назначается его ответственным секретарем, а в апреле 1983 г. – заместителем председателя.
По роману Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Сергей Сергеевич Прокофьев написал оперу, премьера которой состоялась 7 октября 1960 г. на сцене Большого театра. В этом же году выходит в свет книга Маресьева А.П. «На Курской дуге». 8 мая 1967 г. Алексей Петрович Маресьев принял участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. В он был избран народным депутатом СССР. Всю свою жизнь Алексей Петрович оказывал помощь инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и в 1998 г. организовал Региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны».
18 мая 2001 г. в Центральном театре Российской армии готовился торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины летчика-героя выразил Президент России Владимир Путин.
Похоронен Алексей Петрович Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.
За боевые подвиги и трудовые заслуги полковник А.П. Маресьев был удостоен ряда советских наград: двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов, Почета и Красной Звезды. Грудь прославленного летчика украшали и два ордена Российской Федерации – За заслуги перед Отечеством 3-й ст. и Дружбы. Он также удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович являлся почетным солдатом одной из воинских частей и почетным гражданином городов Камышин, Комсомольск-на-Амуре, Батайск и Орел. Именем летчика названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.
Именем Маресьева названы улицы в Москве, поселке Ибреси Чувашской республики, в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск, Чернигов. На родине героя, в г. Камышин, в честь 90-летия со дня рождения 20 мая 2006 года был торжественно открыт монумент работы заслуженного художника России С.А. Щербакова, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
Памятник Алексею Петровичу Маресьеву на его родине в г. Камышин.
Скульптор С.А. Щербаков. 2006 г.
Мемориальные доски А.П. Маресьеву установлены в Москве – на доме, где летчик жил после войны, в поселке Ибреси Чувашской республики – на здании бывшей летной школы и на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайск. Имя легендарного летчика присвоено московским школам № 760 и № 89 (там создан музей 63-го гвардейского истребительного авиационного полка), школе № 13 г. Орел и школе № 31 г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. В 2004 г. при поддержке Правительства Москвы учреждена международная премия имени А.П. Маресьева «За волю к жизни».
______________________________________________
[1] Настоящей датой рождения Алексея Маресьева является 3(16) мая 1916 года, о чем свидетельствует выписка из книги записи рождения за 1916 г. В годы Великой Отечественной войны в документах А.П. Маресьева произошла описка и появилась новая дата – 20 мая. С тех пор этот день Алексей Петрович стал считать днем своего рождения.
Юлия Снегова,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ
20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».
Сила и упрямство
Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.
Мечта о небе
Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.
Герой
4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”». Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.