Покрышкин Александр Иванович
Александр Покрышкин — краткая биография
Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку
Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».
В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.
В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.
Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.
А. Покрышкин в годы Великой Отечественной
Самые первые месяцы войны показали Покрышкину всю отсталость тактики советских ВВС, решив исправить это дело, Александр Иванович начал записывать идеи по ее улучшению в личную записную книжку. Смелый и выносливый летчик часто совершал вылеты в самых тяжелых обстоятельствах. В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта. В биографии героя есть и темная жизненная полоса. За критику устаревшей тактики воздушного боя Покрышкина лишили звания коммуниста и всех должностей и отдали под трибунал. Спасли героя заступничество полка и вышестоящих начальников.
В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков.
А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)
С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов. С того же года стал живым символом советской героической пропаганды. Его берегли и редко отпускали на вылеты.
Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.
После окончания ВОВ военная биография героя СССР не закончилась. В 1957 г. Покрышкин закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. В 1972 г. стал председателем Центрального комитета ДОСААФ, в 1981 г. — военным инспектором-советником Группы гениспекторов Минобороны СССР.
Умер Покрышкин Александр Иванович 13 ноября 1985 г. в Москве.
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
Содержание
- 1 Краткая биография Александра Ивановича Покрышкина
- 1.1 Довоенные годы
- 1.2 Великая Отечественная война
- 1.3 Подвиги Покрышкина
- 1.4 Послевоенное время
- 2 Личная жизнь героя
- 3 Интересные факты из жизни Покрышкина
- 4 Фото Александра Покрышкина
- 5 Видео о летчике — асе
- 6 Книги Александра Ивановича Покрышкина
Имя Александра Ивановича Покрышкина наводило страх на немецких лётчиков. «Внимание, внимание! В небе Покрышкин!» — так предупреждали друг друга по радиостанции фашисткие лётчики. И боялись не зря — 59 вражеских самолётов лично сбил лётчик герой Покрышкин. Для советских людей он олицетворяет беззаветную любовь к Родине, мужество и бесстрашие. О его подвигах, о непростых взаимоотношениях с начальством и о личной жизни расскажем в данной статье.
Курсы по востребованным профессиям в прибыльных сферах
Освой современную и актуальную профессию. Прибыльные направления с большой зарплатой! Знакомство с курсом за 1 руб.
Выбрать
Краткая биография Александра Ивановича Покрышкина
Довоенные годы
Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой. Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка. Десятилетним мальчиком будущий ас впервые увидел так близко самолет.
«Буду делать все, но стану только летчиком!»
Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчик покинул отчий кров навсегда. Через года заветная путевка в авиацию получена – он едет в Пермь. Но, приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.
В 1932 году зачислен в Красную Армию добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было. Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина. Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска. Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал:
Покрышкин первый, кто смог получить летное удостоверение всего за три недели
Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война
Первый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В начале войны его привлекают для выполнения разведовательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом. 26 июня 1941 года Александр одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.
Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать. (Тетрадь была сохранена будущей женой Покрышкина – Марией Кузьминичной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил). В результате его кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась та основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации. Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. Позже лётчик-ас Иван Кожедуб говорил, что внимательно изучая теорию Покрышкина применил её в жизнь и усовершенствовал.
«Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле» — одно из правил А.И. Покрышкина
Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Вспоминая войну, Александр Иванович говорил:
«Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны»
Подвиги Покрышкина
Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным — в годы войны. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Внимание! В воздухе Покрышкин!»
За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…
Послевоенное время
После войны Александр Иванович стал слушателем основного факультета Военной Академии им. М.В. Фрунзе. А в 1948 году он ее окончил с золотой медалью. Прошел Покрышкин и обучение в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которую в 1957 году окончил, защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата военных наук, стал автором многих трудов и книг. Почти четверть века после победы Покрышкин отдал войскам ПВО. С 1948 по 1969 год Александр Иванович служил в войсках противовоздушной обороны. Он прошел путь от полковника до генерал-полковника, занимал должности командира корпуса и армии ПВО, заместителя командующего войсками ПВО. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.
Личная жизнь героя
Свою жену – Мария Кузьминичну Коржук он встретил во время войны, когда навещал в санчасти раненого друга. Как вспоминал потом Покрышкин, это была любовь с первого взгляда. Эту любовь к Марии Кузьминичне он пронес через всю свою жизнь. У семьи Покрышкиных было два ребёнка: сын и дочь.
После войны Мария Кузьминична сильно заболела и по воспоминаниям сына Александра сказала: «Мужчине труднее быть одному, чем женщине. И мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей нужен будешь не ты, а твое положение… » «Ну как же я смогу жить без тебя? — обнял отец маму. — А наши дети? Да мы сделаем все, что угодно, лишь бы ты выздоровела… Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил тебя в гимнастерке и кирзовых сапогах, какой ты была, когда мы познакомились, я выбрал бы тебя… «. Мария Покрышкина до конца дней своих считала, что ее исцелила любовь.
В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их обратной стороны – зависти чиновников к славе народного Героя.
Интересные факты из жизни Покрышкина
- В тайне от начальства во время отпуска за 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен
- Первый воздушный бой Полкрышкина закончился бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Хаос того первого дня во многом спас будущего аса, и он отделался лишь очень серьезным нагоняем от начальства.
- С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
- В феврале 1944 года получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
- Президент США Франклин Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны»
- Служивший когда-то с Покрышкиным известный летчик Константин Сухов рассказал однажды, как, будучи во время арабо-израильской войны советским военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику, а они ему: нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе! И показывали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на собственные деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны»
Фото Александра Покрышкина
Видео о летчике — асе
Документальный фильм «Неизвестный Покрышкин. Уникальные хроники войны
Короткий видеоролик о летчике герое Александре Покрышкине
Книги Александра Ивановича Покрышкина
- «Познать Себя в бою». А. И. Покрышкин
В книге автор много места уделяет раздумьям о развитии бойцовских качеств у летчика-истребителя – смелости, решительности, мгновенной реакции, высокой боевой выучке, преданности Родине.
- «Небо войны» А. И. Покрышкин
За время Великой Отечественной войны А.И. Покрышкин провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. Рассказывая о себе, автор старается раскрыть источники героизма летчиков, прослеживает рост их мастерства.
Александр Покрышкин — биография
Александр Покрышкин – летчик-ас, военачальник, маршал авиации. Первый человек, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Провел почти 160 воздушных боев с фашистами, самостоятельно сбил 59 самолетов противника и еще 6 в групповом бою. По результативности его опередил только один пилот-истребитель – Иван Кожедуб.
Природа скупа. Она редко рождает одаренных людей, а настоящую гениальность дает и того реже. Неординарным людям всегда нелегко, судьба их складывается труднее, они умеют доставлять неудобства окружающим. Причина, скорее всего, кроется в характере. У выдающихся людей и характер будь здоров, не сахар. Однако на самом характере далеко не уедешь, его еще надо проявить, а на это нужна воля. Если в человеке сочетаются эти два качества, он неизбежно станет выдающейся личностью, такой, как Александр Покрышкин. Его судьба во многом сложилась благодаря времени, в котором он жил – патриотическом, романтическом и одновременно тяжелом. Говорили, что ему везло, но только он сам знал, чего стоит это везение.
Детство
Родился Александр Покрышкин 6 марта 1913 года в городе Новониколаевск (сейчас это Новосибирск) Томской губернии. Отец – Иван Покрышкин был простым рабочим, мама занималась домом и детьми, которых в семье родилось семеро – шесть сыновей и одна дочка. Доходы семьи были более, чем скромными. Так же жили и другие семьи по соседству. Дети были предоставлены сами себе, поэтому иногда воровали, дрались, били стекла в окнах. Совсем недавно отшумела Первая мировая война, нужно было восстанавливать страну, и подрастающим поколением почти никто не занимался.
Саша отличался от других детей. Можно сказать, что он сам занимался своим воспитанием и всесторонним развитием. В школе получал хорошие отметки, любил читать. С двенадцатилетнего возраста его заинтересовала авиация. После окончания семилетки парень начал трудовую биографию на стройке. Примерно в те годы пришла настоящая слава к летчику-испытателю Валерию Чкалову. Вдохновленный его примером Покрышкин тоже начал мечтать о небе.
Но пока оно оставалось только в мечтах, а повседневная жизнь протекала достаточно прозаично. В 1930-м Александр поссорился с отцом, ушел из дома, стал студентом местного технического училища, и за полтора года выучился на слесаря-лекальщика. Потом был вечерний институт сельскохозяйственного машиностроения. Парень днем работал в качестве слесаря-инструментальщика завода «Сибкомбинатстрой», а вечерами ходил на занятия. В 1931-м стал членом ВЛКСМ. В июне 1932 года ушел добровольцем в Красную Армию. И все это время молодой человек не переставал думать о полетах.
Авиация
В том же, 1932-м Покрышкин получил направление, и стал курсантом 3-й Пермской авиационной школы. Он очень радовался такому повороту в биографии, и пока еще не знал, что из этой школы выходят не летчиками, а техниками. Спустя годы Александр вспоминал, как говорил начальник школы, о том, что все хотят повторить судьбу Чкалова и летать, но кому то же надо заниматься и моторами.
Покрышкин с головой ушел в учебу. Гораздо позже он поймет, что именно благодаря этой школе он начал хорошо разбираться в устройстве самолетов, обзавелся техническими навыками, впоследствии не раз спасшими ему жизнь в годы войны.
Покрышкина по-прежнему не принимали в летную школу, но он упорно готовился к тому, что однажды все-таки его мечта осуществится. Александр прыгал с парашютом, водил планеры, и только осенью 1938-го ему повезло оказаться за штурвалом У-2. Возможность побывать в небе выпадала очень редко, поэтому вместо практики будущий ас «штурмовал» теорию.
Его старания вскоре оценили. В ноябре 1938-го Покрышкин стал курсантом Качинской летной школы, из стен которой вышел спустя год, имея красный диплом и специальность «летчик-истребитель». Александру предлагали остаться в этой же школе в качестве инструктора, но он категорически отказался. Он не мог отказаться от своей мечты летать, а не учить других.
Война
Александр Покрышкин прошел всю войну, от первого ее дня до победы 9 мая 1945-го. Первый вражеский самолет отважный летчик сбил уже на второй день войны.
Участвуя в воздушных боях, Александр с горечью отмечал, что небо над его родиной очень слабо защищено от врага. Тактика нападения не вырабатывалась, пилоты дрались вслепую, техническое оснащение хромало. Да и что можно было ожидать, если в авиационных мастерских занимались выпуском танков. Защита воздушного пространства СССР держалась только на патриотизме и героизме летчиков-истребителей. Спустя много лет Александр скажет, что тот, кто не был на фронте в 1941-1942-м годах, не знает, что такое настоящая война.
Первую награду – орден Ленина, Покрышкин получил за то, что добыл ценные данные о противнике. Шел декабрь 1941-го, снег шел постоянно, мешая наземной разведке выполнять поставленную задачу. В итоге они не смогли точно определить, где дислоцируется танковая часть Пауля фон Клейста. Тогда в разведку отправился Покрышкин, несмотря на то, что вьюга мешала рассмотреть хоть что-нибудь на земле, и топливо в баке его самолета уже было почти на нуле. Ему удалось выполнить задачу, и благодаря добытым летчиком сведениям, Красная Армия отвоевала город Ростов.
1943-й год стал переломным не только в судьбе Покрышкина, но и всей авиации. Тщательно проанализировав предыдущие бои, летчик-истребитель разработал уникальные приемы ведения боя и патрулирования воздушного пространства. Его главной целью теперь стал ведущий, именно после выхода из строя главного самолета, вражеская эскадрилья теряла боеспособность.
Покрышкин продолжал нещадно крушить вражескую авиацию. В апреле 1943-го он сбил десять фашистских самолетов, за что ему первый раз присвоили звание Герой Советского Союза. Буквально за месяц он пополнил счет сбитых машин еще на 12 штук.
Август 1943-го, битва за Кубань. Покрышкин сбивает еще 22 немецких самолета. Вместе с ним сражались в воздухе и его ученики. Смелость и героизм Покрышкина отмечена очередной наградой – это вторая Звезда героя. Теперь его имя знал каждый советский человек.
19 августа 1944 года Александра снова награждают золотой Звездой, и он становится первым из всех советских военных, трижды удостоенных звания Герой Советского Союза. В журнале «Смена» появилась статья о прославленном летчике, там же разместили и его фотографию. Александра еще называли Ястребом небес. Такое точное имя дало ему американское издание True Comics, и оно вполне соответствовало действительности.
Великая Отечественная война для Покрышкина окончилась 24 июня 1945 года, когда он возглавил колонну 1-го Украинского фронта и прошел вместе с ней во время парада Победы на Красной площади.
Официальная статистика гласит, что Покрышкин за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 боев с врагом, уничтожил 59 боевых машин врага. Сам летчик-ас говорил, что на его счету 90 уничтоженных самолетов, но, по мнению историков, это слишком преувеличенные данные. Они считают, что Александр сбил чуть более сорока самолетов врага.
Мирное время
После победы Покрышкин продолжил службу. Энтузиазм прославленного летчика разбивался о сопротивление Василия Сталина, который на тот момент занимал должность командующего ВВС в Московском военном округе. Конфликт с сыном Вождя народов привел к тому, что звание генерал-майора авиации Покрышкину присвоили только после того, как умер Иосиф Сталин.
В 50-е годы Покрышкин перешел на службу в ПВО, продолжал подниматься по карьерной лестнице и ушел в отставку, будучи заместителем главнокомандующего войск ПВО СССР.
Личная жизнь
Александр Покрышкин страстно любил не только авиацию. К ней добавилась еще одна большая любовь – медсестра Мария Кузьминична, с которой он познакомился в 1942-м на Каспийском море. Любовь их была настолько сильной, что они писали письма друг другу ежедневно. Некоторые из них так и не дошли, по причине того, что адресат уже выбыл из места дислокации.
Официально свои отношения Александр и Мария оформили 1 апреля 1944-го, в Черниговке, деревне в Приморском крае. На тот момент новоиспеченная супруга летчика уже была беременна дочерью Светланой. К сожалению, она умерла в возрасте 52-х лет, у нее диагностировали рак. В 1947 году у супругов родился сын, которого назвали в честь отца Александром. Личная жизнь летчика-аса сложилась хорошо, дети радовали, вскоре появились внуки – Александр, Павел и Екатерина.
Смерть
Покрышкин никогда не жаловался на здоровье, он чувствовал себя отменно. Трудился почти до самой смерти, был сотрудником Министерства обороны СССР.
Умер один из самых прославленных летчиков Советского Союза 13 ноября 1985 года от сердечной недостаточности. Ему шел 73-й год.
Местом упокоения Александра Покрышкина стало Новодевичье кладбище столицы. На могиле летчика установлен бюст с тремя Звездами Героя.
Интересные факты
- О таланте Покрышкина, как летчика, можно судить по тому, что он сумел научиться пилотировать самолет за 17 дней, а не за год, как было положено по программе летного училища.
- В одном их первых боев в воздухе Покрышкин спутал новый советский бомбардировщик СУ-2 с немецким, и сбил его. В результате погиб штурман, а пилоту удалось выжить.
- В 1985 году творческое объединение «Экран» выпустило биографическую картину о Покрышкине, в котором есть интервью с прославленным летчиком.
- Память о летчике- истребителе живет в книгах, памятниках. Его имя носят улицы и летные училища.
- Покрышкин очень любил и дорожил своей женой. Его книга под названием «Небо войны» посвящена именно Марии.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Александр Покрышкин биография кратко
На чтение 3 мин Обновлено 5 февраля, 2022
Александр Покрышкин сообщение кратко расскажет Вам много полезной информации о герое Второй мировой войны и летчике, который считается самым результативным истребителем. Также доклад «Покрышкин Александр Иванович. Подвиг» кратко поможет подготовиться к занятию по истории.
Покрышкин Александр Иванович краткая биография
Александр Иванович Покрышкин появился на свет в городе Новосибирск 19 марта 1913 года в семье рабочего. В 1928 году окончил школу-семилетку и в 1932 году школу фабрично-заводского ученичества, функционирующую при заводе «Сибкомбайн». Одно время работал на заводе слесарем-лекальщиком.
В июне 1932 года вступил в рабоче-крестьянскую Красную армию. Спустя год окончил Пермскую военную школу авиационных техников, а позднее — Сталинградское военно-авиационное училище летчиков. В декабре 1934 года Александр Иванович служит в Краснодаре техником звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо — Кавказского военного округа и параллельно учится в местном аэроклубе. В 1939 году с отличием окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков им. Мясникова. В декабре того же года становится младшим летчиком 55-го истребительного авиационного полка ВВС Одесского военного округа, а также первым солдатом, кто освоил истребитель МиГ-3.
Когда началась Великая Отечественная война, Покрышкин сразу отправился на фронт. В своем первом вылете случайно сбил советский бомбардировщик «Су-2». Этот случай ему еще долго будут припоминать после окончания войны. В июне брал участие в воздушном бою с пятью «Me-109» около реки Прут. Ему удалось сбить один самолет, хотя и сам оказался подбит. Александр Иванович еле дотянул до аэродрома. Летом 1941 года, участвуя в боях Южного фронта, сбил самолеты противника. Но из-за того, что полковые документы были уничтожены, его результаты не были засчитаны. Осенью старшего лейтенанта Покрышкина назначили заместителем командира эскадрильи.
24 мая 1943 года капитану Покрышкину Александру Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за выполнение боевых заданий на фронте и проявленную геройство и отвагу. В августе 1943 году, будучи в звании майора, Александр Иванович совершил 455 боевых вылетов. Сколько самолетов сбил Покрышкин за этот период – лично он сбил 30 самолетов противника. Как результат, 24 августа 1943 года майору вторично присвоили звание Героя Советского Союза.
Интересно, что он является автором новых тактических приемов истребителей. Покрышкин всегда носил с собой альбом с лично разработанными схемами воздушных боев. Александр Иванович первым стал практиковать «свободную охоту». Майор отлично знал конструкцию самолета и отлично пилотировал. Его боевые приемы и тактику распространили на всех фронтах.
В феврале 1944 года его вызвали в Москву, и предложили возглавить авиашколу, однако Покрышкин отказался и возвратился на фронт. 19 августа 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР Покрышкину Александру Ивановичу присвоили звание трижды Героя Советского Союза и вручили третью медаль «Золотая Звезда». Он стал первым летчиком, который был удостоен такого звания. По окончанию войны продолжает службу в Вооруженных Силах. Александра Ивановича в 1945 году направили на учебу в Общевойсковую академию вооруженных сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе.
С января 1949 года работал заместителем командира 33-го авиационного истребительного корпуса ПВО. В 1951 году его назначили командующим 88-го авиационного истребительного корпуса Противовоздушной обороны.
В августе 1971 году Покрышкин занимает председателя Центрального Комитета Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Спустя 10 лет стал военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Кроме того, Александр Покрышкин трижды герой Советского Союза являлся Кандидатом военных наук. Он избирался депутатом СССР и, начиная с 1979 года, на протяжении 5 лет входил в состав Президиума Верховного Совета СССР.
Великого летчика-истребителя, автора крылатой фразы «высота-скорость-маневр-огонь» не стало 13 ноября 1985 года.
Среди героев Второй мировой войны А. И. Покрышкин занимает особое место. Он первый, кто стал трижды Героем Советского Союза. Этот летчик-ас совершил множество подвигов и считается одним из самых результативных истребителей.
- 50488
Александр Покрышкин является ярким примером героизма и патриотизма. Этот советский летчик-ас стал первым трижды Героем Советского Союза, дослужился до Маршала авиации СССР.
Краткая биография
Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (современный Новосибирск). Его родители были рабочими на фабрике. Александр с детства посвящал много времени учебе.
С 12 лет Саша был увлечен авиацией. Он с восхищением наблюдал полеты первых самолетов.
Период учебы
После того, как Александр Покрышкин окончил -7-летнюю школу в 1928 году, он устроился работать на стройку. Через 2 года он поступил в Новосибирское техническое училище, где обучался профессии слесаря-лекальщика.
Еще через 1,5 года Александр учился на вечернем отделении института сельскохозяйственного машиностроения. Параллельно с учебой он работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».
Начало службы в Красной Армии
Летом 1932 года Александр Покрышкин добровольно поступил на службу в Красную Армию. В первый год службы он отучился в Пермской авиационной школе на авиатехника.
Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде.
В конце 1934 года Александр стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года.
В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.
Служба в период Великой Отечественной войны
Александр Покрышкин прошел всю войну: с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го. Из-за близости к границе, его аэродром подвергся бомбардировке в первый же день войны.
Первый год войны
В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, одержав ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.
Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ.
К середине ноября 1941 года летчик-ас выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил 2 немецких самолёта лично и 1 — в группе.
1942-й год
С 1942 года Покрышкин служил на Южном и Северо-Кавказском фронтах. Он находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым. Последний совершенно не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации.
Серия их конфликтов привела к тому, что Александра сначала сняли с должности, затем исключили из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка «слепили» дело против него, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку.
Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
За 1942 год А.И. Покрышкин сбил 1 немецкий самолёт лично и 1 — в группе.
1943-й год
9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100», Покрышкин сбил Bf.109.
В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений Александр Иванович проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики.
Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.
Сбить ведущего
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза. За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943-го. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.
1944-й год
В феврале 1944 года летчик-герой получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.
Трижды Герой СССР
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
1945-й год
В 1945 году полковник Александр Покрышкин командовал дивизией в ходе различных наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.
В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.
Александр Иванович Покрышкин (1913-1985) – советский военачальник, маршал авиации и летчик-ас. Первый трижды Герой Советского Союза, Депутат Верховного Совета СССР (1946-1984) и кандидат военных наук.
Во время Второй мировой войны был вторым по результативности (после Ивана Кожедуба) пилотом-истребителем среди летчиков стран антигитлеровской коалиции.
В биографии Покрышкина есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Александра Покрышкина.
Биография Покрышкина
Александр Покрышкин появился на свет 21 февраля (6 марта) 1913 года в Ново-Николаевске. Он рос и воспитывался в небогатой семье заводского рабочего.
Детство и юность
Не смотря на бедность, Александр с раннего возраста проявлял большой интерес к учебе. Когда ему было около 12 лет он увлекся авиацией, которая только начинала развиваться.
После получения аттестата Покрышкин отправился работать на стройку. В 1930 г. юноша поссорился с отцом, вследствие чего стал жить отдельно от родителей. В данный период биографии он приобрел специальность слесаря-лекальщика.
Затем Александр обучался в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения. Параллельно с этим он трудился слесарем на фабрике «Сибкомбинатстрой». Примерно тогда же он стал комсомольцем, как и многие его ровесники.
Покрышкин продолжал читать книги и мечтать о небе. В 1932 г. он добровольцем отправился на службу, вследствие чего был определен в Пермскую авиационную школу авиатехников, где проучился около года.
Авиация
Окончив школу авиатехников, Александр Покрышкин прошел курсы усовершенствования технического состава ВВС и позже стал старшим авиатехником связи 74-й стрелковой дивизии.
С 1936 по 1938 год Александр обучался мастерству летчика. Интересен факт, что когда он отправился в отпуск, он втайне от руководства прошел всего за 17 дней годичную программу гражданского пилота!
Осенью 1938 г. Покрышкин впервые сел за штурвал «У-2». Видя усердие молодого пилота, начальство одобрило его поступление в Качинскую авиационную школу, которую он с отличием окончил в следующем году.
В чине лейтенанта парень был определен на должность младшего летчика в составе ВВС Одесского военного округа. Именно тогда, он получил возможность оттачивать свое летное мастерство на разных воздушных суднах.
Война
С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны (1941-1945) Покрышкин доблестно нес свою службу в рядах советской военной авиации. Любопытно, что его первый боевой вылет окончился трагедией.
Александр по ошибке подбил советский бомбардировщик «Су-2», приняв его за немецкий. Однако уже через несколько дней он добыл свою первую победу, сбив вражеский «Мессершмитт».
Вскоре уже самолет Покрышкина был подбит фашистскими зенитчиками. В результате, ему пришлось на протяжении 4-х дней пробираться в родную часть. К тому моменту он осознал, как сильно устарела тактика советской авиации.
Это привело к тому, что Покрышкин начал вести собственные наблюдения, которые записывал в блокнот. Он скрупулезно анализировал каждый бой с противником, делясь своими наработками с сослуживцами. Несколько раз его жизнь висела на волоске от смерти.
В одном из воздушных сражений, пуля прошла сквозь его сиденье и отрикошетив повредила подбородок. За годы войны Александр принимал участие во многих оборонительных и наступательных операциях. Периодически он выполнял разведывательные действия, за которые удостаивался разных наград.
В 1943 г. Покрышкин смог в полной мере раскрыть свой талант летчика-истребителя. Имея за плечами большой опыт, а также учитывая собственные наработки и наблюдения, Александр смог внедрить в тактику ВВС СССР новые приемы боя.
К примеру, накануне вылета летчик брал на себя самую сложную задачу – уничтожить ведущий вражеский истребитель. Он рассуждал так, что если удастся подбить лидера эскадрильи, то это деморализует всех остальных немецких пилотов.
Только в апреле 1943 г. Покрышкин уничтожил 10 самолетов, за что удостоился первого звания Героя Советского Союза. В следующем месяце, он сбил уже 12 немецких истребителей.
Отдельного внимания заслуживает сражение на Кубани в августе того же года. Александр Иванович самолично уничтожил 22 вражеских самолета, благодаря чему о нем заговорил весь Советский Союз. Стоит отметить, что многие его ученики также стали асами.
К концу 1943 г. Покрышкин выполнил 550 боевых вылетов, участвовал в 137 воздушных сражениях, в которых подбил 53 вражеских самолета. Весной 1944 г. его назначили командовать 16-м гвардейским истребительным полком. Он уже не так часто вылетал на боевые задания, так как ему приходилось управлять действиями собственного полка.
Летом 1944 г. Александр Покрышкин стал первым человеком, трижды награжденным Звездой Героя Советского Союза. Журнал «Смена» назвал его лучшим летчиком СССР, что не вызывало ни у кого споров и сомнений.
В 1945 г. уже полковник Покрышкин командовал дивизией в нескольких наступательных военных кампаниях. Свой последний боевой вылет он произвел 30 апреля того же года. Любопытно, что во время участия в параде Победы ему доверили нести знамя 1-го Украинского фронта.
За годы военной биографии, советский ас выполнил 650 вылетов, 156 раз участвовал в боях и уничтожил 59 самолета. После войны он продолжил службу, постепенно получая повышения в звании и дослужившись до чина генерал-майора авиации.
Личная жизнь
В разгар войны Покрышкин познакомился с медсестрой Марией Кузьминичной, с которой у него завязались серьезные отношения. Влюбленные стали мужем и женой в 1944 г. В этом браке у супругов родились сын Александр и дочь Светлана.
Смерть
До самой смерти мужчина трудился в Министерстве обороны СССР. Александр Покрышкин умер 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет. Он скончался вследствие сердечной недостаточности.
Фото Покрышкина
Если вам понравилась краткая биография Покрышкина – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Главное
Александр Иванович Покрышкин – легендарный советский военачальник, выдающийся летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза, он был вторым по результативности пилотом-истребителем среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. С 1972 года А.И. Покрышкин занимал пост председателя Центрального комитета ДОСААФ СССР. Возглавив общество, почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ.
История
Саша Покрышкин родился в рабочей семье в городе Николаевске (сейчас Новосибирск). Смышленый парнишка в 10-летнем возрасте увидел агитсамолет Общества друзей воздушного флота и с этого момента стал мечтать о небе. После окончания школы-семилетки Саша идет работать на завод, а позже, в 1923 году становится курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. В 1932 году Александр Покрышкин зачисляется добровольцем в Красную Армию и пишет множество рапортов с просьбой отпустить его в летное училище, но постоянно получает отказы. Несмотря на это в 1938 году, во время отпуска, за 17 дней он осваивает двухлетнюю программу Краснодарского аэроклуба и сдал экзамен на «отлично». Благодаря этому он становится слушателем Качинской военной авиационной школы, а через год получает должность младшего летчика и назначение в 55-й истребительный авиаполк Одесского военного округа.
Первый вылет Покрышкина произошел 22 июня 1941 года, а уже 26 июня 1941 года он одержал свою первую боевую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт . Через какое-то время Покрышкин понял, что та тактика боя, которой его обучали, устарела и начал писать свои заметки на этот счет. В результате он выработал ту основную формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации : высота-скорость- маневр-огонь. Всего за время Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин сделал 650 боевых вылетов, провел 156 боев в которых сбил 65 немецких самолетов. Он стал единственным человеком, удостоенным звания трижды Героя Советского Союза во время войны и первым, кто получил все три высокие награды.
После окончания войны Александр Иванович поступил в Военную Академии им. М.В. Фрунзе и окончил ее с золотой медалью. Дальнейшее обучение он продолжил в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил. Почти 25 лет Покрышкин прослужил в войсках ПВО, занимая ответственные должности и дойдя до заместителя главнокомандующего Войск ПВО СССР. В 1953 году Александр Покрышкин получил звание генерала, а через девятнадцать лет стал маршалом авиации.
Состояние
Известный факт, что работая главою ЦЛ ДОСААФ, Покрышкин помог Леониду Быкову в организации съемок любимого многими кинофильма “В бой идут одни старики”. Кстати, фрагмент из фильма, в котором герой Быкова был подбит и пешком добирался до своего расположения, тоже взят из жизни маршала, как и угона вражеского Мессершмитта.
Александр Иванович Покрышкин — автор книг «Крылья истребителя», «Твоя почетная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою».
Впечатления
Покрышкин является Почётным гражданином городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев, Владикавказ. Его именем названы улицы в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Новокузнецке, Севастополе, Алма-Ате В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя «Покрышкин». В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина.
Медаль Покрышкина — региональная награда, учреждённая в 2013 году постановлением Губернатора Новосибирской области Медалью награждаются граждане за активное участие в военно-патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов-сибиряков, развитие авиации и космонавтики.
31 мая 2019 года, его именем назван международный аэропорт «Толмачево».
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Адрес: Автор описания: {{objectCandidate.author}} Сайт: {{objectCandidate.site}} Координаты: {{(objectCandidate.coords || []).lat}} |
|