Рассказ о портрете смеющийся кавалер

«Смеющийся кавалер» – это пышный портрет молодого человека, стоящего в нарочито небрежной позе на простом сером фоне. В правом верхнем углу указан его возраст, 26 лет, и дата написания картины – 1624 год. Эта работа уникальна среди мужских портретов Франса Хальса, благодаря богатой цветовой палитре. Особо обращает на себя внимание яркий костюм натурщика – дублет с причудливой вышивкой белой, золотой и красной нитью и позолоченная рукоять рапиры, выглядывающая из-под левого локтя.

Ни личность молодого человека, ни предназначение портрета наверняка неизвестны, однако некоторые важные подсказки исследователям может дать ослепительный костюм. Мотивы вышивки на дублете идентифицированы как распространённые в те времена эмблемы и символы удовольствия и любовных мук – стрелы, пылающие рога изобилия и узы влюблённых. Эти намёки на любовные интриги и ухаживания дают основания предполагать, что перед нами свадебный портрет. Однако для него не найдено парное изображение.

Также высказывалось предположение, что некоторые элементы на костюме (особенно кадуцей, атрибут римского бога Меркурия) указывают на занятие торговлей. Авторитетный искусствовед Питер Бисбоер недавно предположил, чтобы натурщиком был Тилеман Ростерман, богатый торговец текстилем из Гарлема.

К 1624 году Хальс уже написал несколько одиночных и парных портретов, а также групповой портрет «Банкет офицеров Гарлемской стрелковой гильдии св. Георгия». Последний, пожалуй, самая известная работа живописца, демонстрирующая его виртуозную способность передавать жизненную силу и дух своих моделей.

Представительный вид «Смеющегося кавалера» объясняется тем, что художник поместил его в непосредственной близости к зрителю и изобразил с низкой точки. Рука, упирающаяся в бедро, также является отличительной особенностью мужских портретов Хальса – так он показывал уверенность натурщиков в себе. Кроме того, эта поза придаёт картине визуальную глубину. Портрет выполнен разными мазками – от тонких сливающихся штрихов на лице до более широких, свободных мазков на костюме.

Детали тонкого кружева издалека выглядят тщательно проработанными, но вблизи оказываются быстрым наброском. Может показаться, что широкие линии руки и складки драпировки над животом мужчины были написаны за несколько секунд быстрыми длинными штрихами. Есть что-то чрезмерное в сочетании румяного лица и массы шелков и кружев. Герой портрета реален и нереален одновременно.

К началу XIX века творчество Хальса было практически забыто. Несмотря на это, холст «Смеющийся кавалер» стал объектом яростной битвы между Ричардом Сеймуром-Конуи, 4-м маркизом Хартфордом и бароном Джеймсом де Ротшильдом на парижском аукционе в 1865 году. Первый победил, заплатив королевскую сумму в 51 тысячу франков (ныне около 3 тыс. долларов).

Это событие оказалось поворотным моментом в репутации художника, интерес к которому начал возрождаться. Свободная, спонтанная техника и иллюзия мимолётного снимка сделали картину привлекательной для коллекционеров и художников викторианского периода. Последние стремились именно к такому ощущению реализма – без лощёной фактуры и гладкого нанесения краски. Влияние Хальса заметно в широких мазках Эдуара Мане и его последователей-импрессионистов, а Джеймс Эббот Макнейл Уистлер подражал голландцу в своей работе «Композиция в светло-розовом и чёрном. Портрет Теодора Дюре» (ок. 1883).

Первоначально картина называлась просто «Портрет мужчины», но на выставке Королевской академии в 1888 году она уже значилась как «Смеющийся кавалер». Несмотря на то, что человек на ней на самом деле не смеётся и не является кавалером, изображение излучает веселье, бодрость и долю чванства. Среди составляющих такого настроения – низкая точка обзора, ослепительная техника, закрученные кверху усы, блеск в глазах и надменная поза молодого человека.

Популярность «Смеющегося кавалера» впоследствии вдохновила баронессу Эмму Орци на приключенческий роман с тем же названием (1913). А пивоварня McEwan’s, основанная в 1856 году, сделала его прототипом своего талисмана с 1930-х.

Автор: Влад Маслов

Laughing Cavalier
Cavalier soldier Hals-1624x.jpg
Artist Frans Hals
Year 1624
Medium Oil on canvas
Dimensions 83 cm × 67.3 cm (33 in × 26.5 in)
Location Wallace Collection, London

The Laughing Cavalier (1624) is a portrait by the Dutch Golden Age painter Frans Hals in the Wallace Collection in London, which has been described as «one of the most brilliant of all Baroque portraits».[1] The title is an invention of the Victorian public and press, dating from its exhibition in the opening display at the Bethnal Green Museum in 1872–1875, just after its arrival in England, after which it was regularly reproduced as a print, and became one of the best known old master paintings in Britain. The unknown subject is in fact not laughing, but can be said to have an enigmatic smile, much amplified by his upturned moustache.

Description[edit]

The portrait measures 83 × 67.3 cm (32.7 × 26.5 in) and is inscribed at top right «Æ’TA SVÆ 26/A°1624», which expands to «aetatis suae 26, anno 1624» in Latin and means that the portrait was painted when the sitter was 26 and in the year 1624.[2] The identity of the man is unknown, and though the recorded 19th-century titles in Dutch, English and French mostly suggest a military man, or at least an officer in one of the part-time militia companies that were often the subjects of group portraits, including some by Hals and later Rembrandt’s Night Watch (1642), in fact he was as likely to be a wealthy civilian. Art historian Pieter Biesboer has theorised the painting possibly depicts Dutch cloth merchant Tieleman Roosterman, the subject of another of Hals’ portraits.[3]

The composition is lively and spontaneous, and despite the apparent labour involved in the gorgeous, and very expensive, silk costume, close inspection reveals long, quick brush strokes. The turning pose and low viewpoint are found in other portraits by Hals and here allow emphasis on the embroidered sleeve and lace cuff. There are many emblems in the embroidery: signifying «the pleasures and pains of love» are «bees, arrows, flaming cornucopiae, lovers’ knots and tongues of fire», while an obelisk or pyramid signifies strength and Mercury’s cap and caduceus fortune.[4]

In general, commissioned portraits such as this rarely showed adults smiling until the late 18th century, though smiling is often seen in tronies and figures in genre painting. But Hals is an exception to the general rule and often showed sitters with broader smiles than here, and in informal poses that bring an impression of movement and spontaneity to his work.[5]

The effect of the eyes appearing to follow the viewer from every angle is a result of the subject being depicted as looking directly forward, toward the artist’s point of view, combined with being a static two dimensional representation of this from whichever angle the painting itself is viewed.[6]

History[edit]

The painting’s provenance only goes back to a sale in The Hague in 1770; after further Dutch sales it was bought by the Franco-Swiss banker and collector the Comte de Pourtalès-Gorgier in 1822. After his death the painting was acquired at the auction of his collection in Paris in 1865 by Richard Seymour-Conway, 4th Marquess of Hertford, who outbid Baron James de Rothschild at more than six times the sales estimate. It was in Hertford’s Paris home in 1871, listed as portrait d’un homme («portrait of a man»), and then brought to London, probably for the purpose of exhibiting it in a large and long loan exhibition of old master paintings at Bethnal Green, which was deliberately sited away from the West End of London to attract the working classes. The exhibition was a huge success and A Cavalier (the catalogue title) a particular hit with both public and the critics; it played a considerable part in raising the critical estimation of Hals in England. By 1888, when it was again exhibited at the Royal Academy, it had become Laughing Cavalier, though a cleaning in the intervening period (in 1884) may have changed the effect.[7] The critic in the Athenaeum noted a brighter appearance, but also that «The man smiles rather than laughs».[8] Hertford’s collection was bequeathed to his natural son Sir Richard Wallace Bt., whose widow donated it and his London house to the nation as the Wallace Collection.

The «eyes following you round the room» trope has long been a stand-by in British comedy, used by Pete and Dud in The Art Gallery,[9] among many others, sometimes in the form of a portrait with cut-away eyes that can be used as a peephole.

Derivatives[edit]

The Laughing Cavalier is used by McEwan’s beer as its logo. It has been modified showing the Laughing Cavalier enjoying the beer.[10]

In the Scarlet Pimpernel adventure series by Emma Orczy, The Laughing Cavalier is a prequel recounting the story of the supposed subject of the painting, who is an ancestor of her main hero, the Scarlet Pimpernel, Sir Percy Blakeney.

The Laughing Cavalier features in The Case Of The Mirror Of Portugal, episode six of the TV series The Rivals Of Sherlock Holmes.

Television series The Monkees features an episode (S02E05) that revolves around the painting and a modified copy as a plot device.

See also[edit]

  • List of paintings by Frans Hals

Notes[edit]

  1. ^ Slive, p.38
  2. ^ Ingamells, 135
  3. ^ Pieter Biesboer, “De Laughing Cavalier van Frans Hals: een mogelijke identificatie [as Tieleman Roosterman (1597-1672), Londen: Wallace Collection]”, in Face Book: studies on Dutch and Flemish Portraiture of the 16th-18th Centuries, an impressive volume of 63 essays on portraiture, 2012
  4. ^ Ingamells, p.135–136; Slive p.38
  5. ^ Middelkoop and Van Grevenstein-Kruse, 76; Ekkart and Buvelot, 106; Slive, 38
  6. ^ «How the Laughing Cavalier keeps an eye on everybody», The Guardian, by Ian Sample, 22 September 2004
  7. ^ Ingamells, 136
  8. ^ Ingamells, note 1
  9. ^ «Peter Cook and Dudley Moore». Archived from the original on 2008-09-24. Retrieved 2011-11-15.
  10. ^ Appel, Julie and Amy Guglielmo: «Brush Mona Lisa’s Hair», p. 18. Sterling Publishing, 2006.

References[edit]

  • Rudi Ekkart [nl] and Quentin Buvelot (eds), Dutch Portraits, The Age of Rembrandt and Frans Hals, 2007, Mauritshuis/National Gallery/Waanders Publishers, Zwolle, ISBN 978-1-85709-362-9
  • Ingamells, John, The Wallace Collection, Catalogue of Pictures, Vol IV, Dutch and Flemish, Wallace Collection, 1992, ISBN 0-900785-37-3
  • Middelkoop, Norbert; Van Grevenstein-Kruse, Anne, Frans Hals: life, work, restoration, 1989, Uniepers/Frans Halsmuseum/Alan Sutton Publishing, ISBN 0-86299-699-6
  • Seymour Slive, Dutch Painting, 1600–1800, Yale UP, 1995, ISBN 0-300-07451-4
  • Guardian Arts Feature on the Laughing Cavalier by Jonathan Jones, Saturday 5 August 2000. (Retrieved November 2005).

External links[edit]

  • The Laughing Cavalier on the official Wallace collection website
Laughing Cavalier
Cavalier soldier Hals-1624x.jpg
Artist Frans Hals
Year 1624
Medium Oil on canvas
Dimensions 83 cm × 67.3 cm (33 in × 26.5 in)
Location Wallace Collection, London

The Laughing Cavalier (1624) is a portrait by the Dutch Golden Age painter Frans Hals in the Wallace Collection in London, which has been described as «one of the most brilliant of all Baroque portraits».[1] The title is an invention of the Victorian public and press, dating from its exhibition in the opening display at the Bethnal Green Museum in 1872–1875, just after its arrival in England, after which it was regularly reproduced as a print, and became one of the best known old master paintings in Britain. The unknown subject is in fact not laughing, but can be said to have an enigmatic smile, much amplified by his upturned moustache.

Description[edit]

The portrait measures 83 × 67.3 cm (32.7 × 26.5 in) and is inscribed at top right «Æ’TA SVÆ 26/A°1624», which expands to «aetatis suae 26, anno 1624» in Latin and means that the portrait was painted when the sitter was 26 and in the year 1624.[2] The identity of the man is unknown, and though the recorded 19th-century titles in Dutch, English and French mostly suggest a military man, or at least an officer in one of the part-time militia companies that were often the subjects of group portraits, including some by Hals and later Rembrandt’s Night Watch (1642), in fact he was as likely to be a wealthy civilian. Art historian Pieter Biesboer has theorised the painting possibly depicts Dutch cloth merchant Tieleman Roosterman, the subject of another of Hals’ portraits.[3]

The composition is lively and spontaneous, and despite the apparent labour involved in the gorgeous, and very expensive, silk costume, close inspection reveals long, quick brush strokes. The turning pose and low viewpoint are found in other portraits by Hals and here allow emphasis on the embroidered sleeve and lace cuff. There are many emblems in the embroidery: signifying «the pleasures and pains of love» are «bees, arrows, flaming cornucopiae, lovers’ knots and tongues of fire», while an obelisk or pyramid signifies strength and Mercury’s cap and caduceus fortune.[4]

In general, commissioned portraits such as this rarely showed adults smiling until the late 18th century, though smiling is often seen in tronies and figures in genre painting. But Hals is an exception to the general rule and often showed sitters with broader smiles than here, and in informal poses that bring an impression of movement and spontaneity to his work.[5]

The effect of the eyes appearing to follow the viewer from every angle is a result of the subject being depicted as looking directly forward, toward the artist’s point of view, combined with being a static two dimensional representation of this from whichever angle the painting itself is viewed.[6]

History[edit]

The painting’s provenance only goes back to a sale in The Hague in 1770; after further Dutch sales it was bought by the Franco-Swiss banker and collector the Comte de Pourtalès-Gorgier in 1822. After his death the painting was acquired at the auction of his collection in Paris in 1865 by Richard Seymour-Conway, 4th Marquess of Hertford, who outbid Baron James de Rothschild at more than six times the sales estimate. It was in Hertford’s Paris home in 1871, listed as portrait d’un homme («portrait of a man»), and then brought to London, probably for the purpose of exhibiting it in a large and long loan exhibition of old master paintings at Bethnal Green, which was deliberately sited away from the West End of London to attract the working classes. The exhibition was a huge success and A Cavalier (the catalogue title) a particular hit with both public and the critics; it played a considerable part in raising the critical estimation of Hals in England. By 1888, when it was again exhibited at the Royal Academy, it had become Laughing Cavalier, though a cleaning in the intervening period (in 1884) may have changed the effect.[7] The critic in the Athenaeum noted a brighter appearance, but also that «The man smiles rather than laughs».[8] Hertford’s collection was bequeathed to his natural son Sir Richard Wallace Bt., whose widow donated it and his London house to the nation as the Wallace Collection.

The «eyes following you round the room» trope has long been a stand-by in British comedy, used by Pete and Dud in The Art Gallery,[9] among many others, sometimes in the form of a portrait with cut-away eyes that can be used as a peephole.

Derivatives[edit]

The Laughing Cavalier is used by McEwan’s beer as its logo. It has been modified showing the Laughing Cavalier enjoying the beer.[10]

In the Scarlet Pimpernel adventure series by Emma Orczy, The Laughing Cavalier is a prequel recounting the story of the supposed subject of the painting, who is an ancestor of her main hero, the Scarlet Pimpernel, Sir Percy Blakeney.

The Laughing Cavalier features in The Case Of The Mirror Of Portugal, episode six of the TV series The Rivals Of Sherlock Holmes.

Television series The Monkees features an episode (S02E05) that revolves around the painting and a modified copy as a plot device.

See also[edit]

  • List of paintings by Frans Hals

Notes[edit]

  1. ^ Slive, p.38
  2. ^ Ingamells, 135
  3. ^ Pieter Biesboer, “De Laughing Cavalier van Frans Hals: een mogelijke identificatie [as Tieleman Roosterman (1597-1672), Londen: Wallace Collection]”, in Face Book: studies on Dutch and Flemish Portraiture of the 16th-18th Centuries, an impressive volume of 63 essays on portraiture, 2012
  4. ^ Ingamells, p.135–136; Slive p.38
  5. ^ Middelkoop and Van Grevenstein-Kruse, 76; Ekkart and Buvelot, 106; Slive, 38
  6. ^ «How the Laughing Cavalier keeps an eye on everybody», The Guardian, by Ian Sample, 22 September 2004
  7. ^ Ingamells, 136
  8. ^ Ingamells, note 1
  9. ^ «Peter Cook and Dudley Moore». Archived from the original on 2008-09-24. Retrieved 2011-11-15.
  10. ^ Appel, Julie and Amy Guglielmo: «Brush Mona Lisa’s Hair», p. 18. Sterling Publishing, 2006.

References[edit]

  • Rudi Ekkart [nl] and Quentin Buvelot (eds), Dutch Portraits, The Age of Rembrandt and Frans Hals, 2007, Mauritshuis/National Gallery/Waanders Publishers, Zwolle, ISBN 978-1-85709-362-9
  • Ingamells, John, The Wallace Collection, Catalogue of Pictures, Vol IV, Dutch and Flemish, Wallace Collection, 1992, ISBN 0-900785-37-3
  • Middelkoop, Norbert; Van Grevenstein-Kruse, Anne, Frans Hals: life, work, restoration, 1989, Uniepers/Frans Halsmuseum/Alan Sutton Publishing, ISBN 0-86299-699-6
  • Seymour Slive, Dutch Painting, 1600–1800, Yale UP, 1995, ISBN 0-300-07451-4
  • Guardian Arts Feature on the Laughing Cavalier by Jonathan Jones, Saturday 5 August 2000. (Retrieved November 2005).

External links[edit]

  • The Laughing Cavalier on the official Wallace collection website

«Смеющийся кавалер», Франс Хальс — описание картины

Музей: Собрание Уоллеса, Лондон

Год: 1624

Содержание статьи:

Описание картины:

Смеющийся кавалер — Франс Хальс. Холст, масло. 83 x 67.3 см

   Если просмотреть всю галерею художников творивших в эпоху «золотого века» голландской живописи, то сразу бросается в глаза огромное количество шутливых картин, портретов, этюдов, изображающих смеющихся и радующихся людей.

   Дамы и кавалеры, военные стрелки и дети, бюргеры и простой люд, все они улыбаются друг другу или глядя на зрителя. Они хохочут над веселой шуткой, подсмеиваются над неуклюжим гулякой, веселятся на ярмарках.

   И среди ряда великолепных голландцев особенно выделяется Франс Хальс. Его умение мгновенно ухватить суть своего персонажа, энергетику и мимику великолепно представлено в картине «Смеющийся кавалер».

   С первого взгляда, конечно, притягивает внимание великолепно выписанный автором костюм этого щеголя. Складки и заломы белоснежного воротника, ажурные манжеты, ярко вышитый цветными нитями камзол, мягкий блеск черной накидки – поражают своей натуральностью и великолепием.

   Но можно задаться вопросом — «А где же смех?» Ведь губы молодого человека сжаты, рука важно подпирает бок и вся осанка и красивейший камзол предполагает, что готовился торжественный портрет.

   Автор предлагает внимательнее всмотреться в лицо бравого кавалера. В первую очередь, в его чуть прищуренный, с этакой хитринкой, взгляд, направленный на зрителя.

   Создается впечатление, что еще секунда и его плотно сжатые губы расплывутся в лукавой улыбке, а глаза насмешливо подмигнут. Лихо сдвинутая шляпа и поднятые вверх усы дополняют общее впечатление от мужчины – молодцеватого, самоуверенного, но наверняка задорного, с еле сдерживаемым смехом в его озорных и счастливых глазах.

   Великий Франс Хальс умеет передать смех, эту неуловимую эмоцию, без излишних дополнений на полотне – ему достаточно кисти и персонажа, который смог увлечь и заразить автора своей энергетикой.

Другие картины Франса Хальса

  • Начало
  • Галерея
  • Артклуб
  • Магазин
  • Новости
  • Форум

Смеющийся кавалер, Франс Хальс: анализ 512 слов читать ~3 мин.Раздел в процессе наполнения и корректировки

  •  
  •  0

Текст ещё не готов

Оглавление: Энциклопедия


Смеющийся кавалер (1624) Франса Хальса Интерпретация портретной живописи голландского реалиста MAIN AZ INDEX

Смеющийся кавалерФранса Хальса.Считается одной извеличайших картин всех времен.

СодержаниеОписание • Анализ • Объяснение других картин голландского барокко

Описание
Имя: Смеющийся кавалер (1624) Художник: Франс Хальс (1582-1666) Материал: Картина маслом на холстеЖанр: Портрет Искусство Направление / Стиль: Голландский реализм Местонахождение: Коллекция Уоллеса, Лондон

Для объяснения других важных картин голландского золотого века см.: Анализ известных картин (1250-1800).

ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВА.Анализ картинголландских художников-реалистов, таких как Франс Халс, можно найти внашей образовательной статье:Art Evaluation.

Первый великий художник голландского движения барокко , Франс Хальс наиболее известен своим живым и непосредственным стилем портретной живописи, примером которого является его шедевр «Смеющийся кавалер». Он считается одним из лучших художников-портретистов 17 века, наряду с Эль Греко (1541-1614), Рубенсом (1577-1640), Веласкесом (1599-1660) и Рембрандтом (1606-69). Он был отмечен, в частности, за его групповые портреты большого формата. К сожалению, хаотичная личная жизнь помешала ему добиться финансового успеха или семейного счастья.

«Смеющийся кавалер» – величайший шедевр Хальса, и вместе с усилиями искусствоведа Теофиля Тор-Бургера (1807-69), который уже «заново открыл» Яна Вермеера, сыграл важную роль в возрождении его репутации. Оказавшись в безвестности после своей смерти, Хальс оставался забытым до 1865 года, когда маркиз Хертфорд перебил цену барона Ротшильда за «Смеющегося кавалера» во время продажи коллекции произведений искусства графа де Пурталь-Горгье в Париже. Это вызвало переоценку его искусства , особенно среди художников-импрессионистов, таких как Эдуард Мане, Клод Моне и Уистлер, которых увлекла его свободная живописная манера письма.

Иногда описывается как один из величайших портретистов картин в стиле барокко , The Laughing Cavalier получил свое название от викторианских критиков, посетивших первую выставку музея Бетнал Грин в 1872–1875 годах, где работа была впервые представлена ​​публике. Дело в том, что натурщик не «кавалер» и не смеется. Он был 26-летним гражданином Харлема по имени Тилеман Петерман. И, судя по его искусно вышитому шелковому камзолу, кружевному воротнику и манжетам, он был одновременно богат и следил за модой. Действительно, если внимательно посмотреть на мотивы на его рукаве, можно увидеть серию сердец и стрел, а также пылающие факелы, узлы влюбленных и пчел – все это явные символы любви и романтики. Это предполагает, что картина, вероятно, была портретом помолвки. У него наверняка есть огоньки в глазах, что само по себе необычно, так как натурщики до конца восемнадцатого века редко рисовали улыбающимися.

Галс был наделен исключительной зрительно-моторной координацией, что облегчало его виртуозную технику рисования. Взгляните, например, на его мазки au premier coup на воротнике, его мазки черной краской на шелковом поясе, его тонкий узор на кружевных манжетах. Все это было сделано на скорости быстрыми мазками – мечта импрессионистов!

Коллекция произведений искусства маркиза Хертфорда была должным образом передана его сыну, сэру Ричарду Уоллесу, вдова которого в конечном итоге подарила ее народу как Коллекция Уоллеса.

Объяснение других картин голландского барокко
Вот избранный список голландской живописи и портрета 17 века.

Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа (1632 г.) Маурицхейс, Гаага.

Ночной дозор (1642 г.) Рейксмузеум, Амстердам.

Портрет Яна Шестого (1654 г.), частное собрание, Амстердам.

Синдики гильдии суконщиков (1662 г.) Рейксмузеум, Амстердам.

Доярка (1658-60) Рейксмузеум, Амстердам.

Женщина, держащая весы (1663), Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.

Девушка с жемчужной сережкой (1665 г.) Маурицхейс, Гаага.

Девушка в красной шляпе (1667 г.) Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.

О значении картин голландских реалистов см.: Домашняя страница.

Автор оригинального текста: Нил Коллинс (Neil Cоllins).

Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!

Красным отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.

Кому понравилось

Смеющийся кавалер
Кавалер-солдат Хальс-1624x.jpg
Художник Франс Халс
Год 1624 (1624)
Средний Холст, масло
Размеры 83 см × 67,3 см (33 дюйма × 26,5 дюйма)
Местоположение Коллекция Уоллеса, Лондон

Смеющийся кавалер (1624) — это портрет голландского художника Золотого века Франса Хальса в коллекции Уоллеса в Лондоне, который был описан как «один из самых блестящих портретов в стиле барокко». Название является изобретением викторианской общественности и прессы, начиная с его выставки на открытии в Бетнал-Грин-музее в 1872–1875 годах, сразу после его прибытия в Англию, после который регулярно воспроизводился как гравюра и стал одним из самых известных картин старых мастеров в Британии. Неизвестный субъект на самом деле не смеется, но можно сказать, что у него загадочная улыбка, сильно усиленная его вздернутыми вверх усами.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 История
  • 3 Производные
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Описание

Размер портрета 83 × 67,3 см (32,7 × 26,5 дюйма). Вверху справа надпись «Æ’TA SVÆ 26 / A ° 1624», которая на латинском языке расширяется до «aetatis suae 26, anno 1624» и означает, что портрет был написан, когда натурщику было 26 лет и в 1624 году. Личность этого человека неизвестна, и хотя записанные названия 19-го века на голландском, английском и французском языках в основном предполагают военного или, по крайней мере, офицера в одном из по совместительству милицейские роты, которые часто были объектами групповых портретов, в том числе некоторые работы Хальса, а позже Ночного дозора Рембрандта (1642), фактически он с такой же вероятностью оказался богатым штатским. Историк искусства Питер Бисбоер предположил, что на картине, возможно, изображен голландский торговец тканями Тилеман Рустерман, герой другого портрета Хальса.

Композиция живая и спонтанная, и, несмотря на очевидный труд, связанный с созданием великолепного и очень дорогого шелкового костюма, при внимательном рассмотрении можно обнаружить длинные быстрые мазки кистью. Поворачивающаяся поза и низкая точка обзора присутствуют на других портретах Хальса и позволяют подчеркнуть вышитый рукав и кружевную манжету. В вышивке много эмблем : означающие «радости и страдания любви» — это «пчелы, стрелы, пылающие рога изобилия, узлы влюбленных и языки огня», а обелиск или пирамида означает силу и шапку Меркурия и кадуцей удачу.

В общем, заказные портреты, такие как до конца 18 века это редко показывало улыбку взрослых, хотя улыбка часто встречается в трониях и фигурах в жанровой живописи. Но Халс является исключением из общего правила и часто показывает натурщиков с более широкими улыбками, чем здесь, и в неформальных позах, которые создают впечатление движения и спонтанности в его работе.

Эффект глаз, выглядящих так, как будто они следят за происходящим. зритель со всех сторон является результатом того, что объект изображен смотрящим прямо вперед, на точку зрения художника, в сочетании с статическим двухмерным представлением этого, под каким бы углом ни рассматривалась сама картина.

История

происхождение картины восходит к продаже в Гааге в 1770 году; после дальнейших продаж в Голландии картина была куплена франко-швейцарским банкиром и коллекционером графом де Пурталес -Горжье в 1822 году. После его смерти картина была приобретена на аукционе его коллекции в Париж в 1865 году, автор Ричард Сеймур-Конвей, 4-й маркиз Хертфорд, который превзошел барона Джеймса де Ротшильда более чем в шесть раз по сравнению с предполагаемым объемом продаж. В 1871 году он находился в парижском доме Хертфорда и был внесен в список «portrait d’un homme» («мужской портрет»), а затем привезен в Лондон, вероятно, с целью экспонирования на большой и долгой выставке старых времен. картины мастеров в Бетнал Грин, который был намеренно расположен подальше от Вест-Энда Лондона, чтобы привлечь рабочий класс. Выставка имела огромный успех, а «Кавалер» (название каталога) — особый успех как у публики, так и у критиков; он сыграл значительную роль в повышении критической оценки Хальса в Англии. К 1888 году, когда он был снова выставлен в Королевской академии, он стал Смеющимся кавалером, хотя чистка в промежуточный период (в 1884 году) могла изменить эффект. Критик в Атенеуме отметил более яркую внешность, но также и то, что «человек скорее улыбается, чем смеется». Коллекция Хертфорда была завещана его родному сыну сэру Ричарду Уоллесу-младшему, чья вдова подарила ее и его лондонский дом народу как Коллекция Уоллеса.

Производные

The Laughing Cavalier используется пивом McEwan’s в качестве своего логотипа. Он был изменен, показывая Смеющегося Кавалера, наслаждающегося пивом.

В приключенческой серии Скарлет Пимпернель от Эммы Орчи, Смеющийся Кавалер приквел, повествующий об истории предполагаемого персонажа картины, который является предком ее главного героя, Алого Пимпернела, сэра Перси Блейкни.

Смеющийся кавалер фигурирует в шестом эпизоде ​​сериала «Дело о зеркале Португалии» Соперники Шерлока Холмса.

См. Также

  • Список картин Франса Хальса

Примечания

Ссылки

  • [nl ] и Квентин Бювло (ред.), Голландские портреты, Эпоха Рембрандта и Франса Хальса, 2007, Маурицхейс / Национальная галерея / Waanders Publishers, Зволле, ISBN 978-1-85709-362-9
  • Ингамеллс, Джон, Коллекция Уоллеса, Каталог картин, Том IV, на голландском и фламандском языках, Коллекция Уоллеса, 1992, ISBN 0-900785-37-3
  • Мидделкуоп, Норберт; Ван Гревенштейн-Круз, Энн, Франс Хальс: жизнь, работа, реставрация, 1989, Uniepers / Frans Halsmuseum / Alan Sutton Publishing, ISBN 0-86299-699-6
  • Сеймур Слайв, Голландская живопись, 1600–1800, Йельский университет, 1995, ISBN 0-300-07451-4
  • Статья в Guardian Arts на Смеющемся кавалере Джонатана Джонс, суббота, 5 августа 2000 г. (дата обращения: ноябрь 2005 г.)

Внешние ссылки

  • The Laughing Cavalier на официальном сайте коллекции Уоллеса

Февральским солнечным днем, в «мужской» праздник, в памяти всплывают образы бравых офицеров. И самый яркий из них – «Улыбающийся кавалер» Франса Хальса, который сейчас украшает Коллекцию Уоллес в Лондоне. Вполне возможно, что к военной службе этот красавец не имел никакого отношения, но лихо закрученные усы и неколебимая уверенность в себе делает его в нашем восприятии участником офицерских пирушек, которые прославили Хальса как мастера группового портрета.

Франс Хальс

Наше внимание недолго концентрируется на лице кавалера. Взгляд сразу же соскальзывает на фантастически красивый костюм. Изысканное кружево воротника и манжет, снежная белизна роскошной рубахи, проглядывающей в разрезах камзола, достойны более детального разглядывания. Наконец, сложнейшая эмблематика вышивки со стрелами, сердцами, кадуцеем, рогами изобилия – просто пиршество для глаз. Кстати, современные исследователи, считают, что символический намек на боли и удовольствия от любви, говорит о том, что перед нами портрет жениха.

Франс Хальс

Остается только пожелать такому розовощекому красавцу хорошей невесты! Тем более что персонаж, полный ощущения собственного превосходства, под пристальным взглядом Хальса, выглядит достаточно простым парнем. Художник непреднамеренно говорит о человеке больше, чем хотел бы. Эту особенность мастера прекрасно охарактеризовал Йохан Хёйзинга: «У Франса Хальса все непосредственно, необдуманно и непреднамеренно, у него нет ни учености, ни искусственности. Кто бы ни становился предметом его кисти, он мог облачиться в свое лучшее платье и надеть самый дорогой кружевной воротник, но свою спесь он должен был оставить у себя дома».
/Й.Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. Санкт-Петербург, 2009. С.109-110/

Франс Хальс

Но какой же красоты сама живопись! Стремительные мазки, изысканность оттенков черного… То, о чем пишет в своих письмах к брату Винсент Ван Гог: «Франс Хальс — колорист из колористов, колорист ранга Веронезе, Рубенса, Делакруа, Веласкеса. <…> А теперь скажи: можно или нельзя употреблять черный и белый, не запретный ли они плод? Думаю, что нет: у Франса Хальса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного».
http://vangogh-world.ru/letters1883-12.php

Франс Хальс

«Когда я снова смотрел старые голландские картины, меня особенно поразило то, что большинство их было написано быстро, что такие великие мастера, как Франс Хальс, Рембрандт, Рейсдаль и многие другие, по возможности делали все с первого раза и старались поменьше возвращаться к готовой вещи для поправок.
И заметь вот еще что: если вещь была хороша, они так ее и оставляли. <…>
Как необходимо, Тео, смотреть в наши дни старые голландские картины! <…> Без остальных можно легко обойтись: они сильнее, чем можно предположить, сбивают кое-кого с правильного пути. Главное — писать с ходу, писать столько, сколько можно написать с ходу. Какое наслаждение видеть вот такого Франса Хальса, и как это полотно отличается от тех картин — а их великое множество, — где все тщательно сглажено на один и тот же манер…»
http://vangogh-world.ru/letters1883-11.php

Франс Хальс

Произведения Хальса сейчас можно хорошо рассмотреть на сайте Метрополитена: http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections?&where=Netherlands&ft=*&when=A.D.+1600-1800&who=Frans+Hals&pg=1
Вот один из запомнившихся мне персонажей:

Франс Хальс

Он тоже стоит подбоченясь и смотрит на нас сверху вниз. Но взгляд художника на портретируемого еще более беспристрастен, а, следовательно, и более беспощаден. Помятое и раскрасневшееся лицо лишь подчеркивается лихо заломленной шляпой и щегольским костюмом.

Франс Хальс

Ткань и кружево написаны свободнее, чем в портрете лондонского кавалера. Любуясь смелыми и точными мазками, мы забываем об усталом лице.

Франс Хальс

В «Кавалере Рампе» детали костюма значительно интереснее застывших в пьяной гримасе лиц.

Франс Хальс

Отдельно взятый фрагмент халсовского полотна способен жить самостоятельной жизнью. За ярким пером шляпы видны подвешенные к потолку окорока, бутыли, пейзаж, пустой пюпитр и огарок свечи.

Франс Хальс

Поразительна и живописная стихия другого холста из собрания Метрополитена – сцены гуляния на Масленицу.

Франс Хальс

Натюрморт с колбасками, свиными ножками, хлебом и пивной кружкой на фоне ярко алого платья с бантами и вышивкой не уступает лучшим образцам этого жанра в голландском искусстве XVII века.

Франс Хальс

Франс Хальс открывает плеяду замечательных мастеров живописи независимой Голландии. Он прожил долго, первые свои мажорные офицерские групповые портреты написал в начале XVII столетия. А в конце жизни, когда ему было уже за восемьдесят, создал поразительные образы старости в портретах попечителей и попечительниц харлемского приюта для престарелых. «Улыбающийся кавалер» датируется 1624 годом, примерно тем же временем «Кавалер Рамп», пирушка на Масленицу десятилетием раньше, кавалер в сером – 1630-ми годами, а еще один прекрасный портрет из Метрополитена относят к 1650-м годам.

Франс Хальс

Мужчина со шляпой в руках совсем не похож на героев ранних портретов. Здесь нет показной бравады, а есть настоящая человеческая глубина. Герой этого портрета смотрит прямо на нас – дистанция уменьшилась, но каким-то образом мы понимаем, что этот человек занимает в обществе высокое положение. Нет ни кружева, ни вышивки, лишь несколько цветных мазков оживляют симфонию черного. Но, глядя на них, понимаешь, за что так ценил Хальса не только Ван Гог, но и Эдуард Мане.

Франс Хальс

P.S. Свой этюд о Хальсе в книге «Гений места» Петр Вайль закончил так: «Голландская живопись отвечает изначальному значению русского слова – она живая. Проходишь двориком де Хоха меж кирпичных стен в пивную, полную хальсовских персонажей, – такие же крепкие, красномордые, оживленные, только бородки затупились».

Голландская живопись 17 века

Главная религия – протестантство. Голландцы начали создавать портрет Голландии. Это портреты их победителей войны, пейзажи, натюрморты, появилась жанровая или бытовая живопись. Это картины со светотеневой композицией эпохи барокко. Впервые тут появляется специализация художников.

Появились только мастера натюрморта или пейзажа. 12 разновидностей пейзажа: городской, морской, дюнный, водопады, лесной пейзаж. В самом начале голландского искусства – главным направлением становится портрет. В первой половине 17 века, величайшим портретистом Голландии является Франс Хальс.

Творчество Франса Хальса.

Родился в 1574 году в Антварпане. Потом его семья переезжает в Харлем. Там он учится у художника Ван Мандера. Ван Мандер создал жизнеописание основных нидерландских художников. Франс Хальс сумел совершить целую революцию в портрете. Хальс вносит в портреты динамику.

«Банкет офицеров роты Святого Георгия» — первая работа которая принесла ему популярность. Хальс изображает офицеров во время пирушки, каждый офицер изображен в своем повороте. В картине получается активная диагональ. Все строит на принципе ассиметрии.

Он активен в цвете.

Хальс пишет свои портреты очень быстро, используя открытый динамический мазок. «Циганка». Название очень условное. «Мали Бабе» — открытый сильно брошенный мазок. В это время почти во всех работах Хальса все его герои улыбаются. «Улыбающийся кавалер».

Особенно активно сказывается динамика в портрете Вильяма Ван Гейт Гейзена. Не сохранилось не одного риснка Хальса. Скорее всего он писал свои портреты без рисунка и писал очень быстро.

Хальс за два часа нарисовал Ван Дейка. Ван Дейк предложил ему поехать с ним в Англию.

Веселый собутыльник. Написан в такой же быстрой и динамичной манере, в которой любил писать Хальс.

Хальс писал и серьезные портреты: «Портрет Питера Ван Ден Броке», портрет заказной, поэтому Хальс подробно пишет, очень сдержанный и лаконичный портрет Рене Декарта. Семейный портрет, пейзаж писал для него Питер Молейн. Женский портрет – очень выразительный портрет Хальса. Портрет Исаака Маса и его жены — портрет его друга.

В 30 годах он написал картину портрет Офицеров роты святого Андриана. Каждая фигура имеет свой поворот и свое движение. В 40 годах живопись Хальса резко меняется. В это время в моду входит портрет Ван Дейка. Портреты 40-50 годов – портреты с преобладанием черного цвета. Из них портрет Регентши приюта для престарелых. В этом портрете 27 градаций черного цвета.

Одна из последних работ Хальса — Регенты приюта для престарелых. Образ старости возникает. Распад плоти передает в портрете. Совсем иначе он пишет портрет Регенты госпиталя Святой Елизаветы. В портрете хорошо видно выделения треугольником фигур, каждое лицо хорошо видно. За свою жизнь Хальс создал более 200 картин. В Харлеме находится музей его.

Почти все работы они там собраны.

Творчество Рембрандта Ван Рейна.

Это один из великих художников 17 века. Родился в 1606 году в семье мельника в городе Лейдене. Мальчик был изначально очень одаренный. Рембрандт учится какое то время в университете. Ему было лет 14, когда он почувствовал своё призвание к живописи и покинул университет. Он снимает сарай на берегу реки и создает свою школу в 16 лет.

В его школе учится такие художники, как Доу. Первые работы которые они написали – Изгнание, торгующих из храма. В первых своих работах он говорит о принадлежности к барокко. В работе есть диагональная композиция, свето-тенеая композиция. В Лейдене был написан его автопортрет. Необычная работа с фактурой.

В это время приезжает министр Голландии и покупает несколько работ Рембрандту. Рембрандт покидает Лейдан и уезжает в Амстердам, где поступает в мастерскую художника Ластмана. В работах появляется ирреальный свет. Особо хорошо это заметно в картине Неверие Фомы.


В амстердаме он получает первый заказ на групповой портрет Анатомия доктора Тюльпа. Здесь он написал картину Жертвоприношение Авраама. Пророк Иеремея на развалинах Иерусалима. В картине голова святого излучает свет. Успех его в живописи привел к тому, что он женится Саски Ван Эленбург.

Рембрандт покупает в Амстердаме дворец. Автопортрет с Саски на коленях. Саски с цветком. В тот год когда Саски болеет, Рембрандт получает заказ на групповой портрет роты капитана Кока — Ночной дозор. Он изображает выход стрелков на учения. Картина является шедевром Рембрандта 40-х годов. Картина построена на субординации.

Начался долгий судебный процесс по поводу долгов Рембрандта. Прощание Давида с Ионафаном, написанная в один год с Ночным дозором. Картину приобрел Петр 1 и она стала одной из первых картин Эрмитажа.

Даная.

Надежным помощником Рембрандта стала служанка Гендрике. Она и станет второй женой Рембрандта. В картине Святое семейство с ангелами , в этой картине две световые диагонали, картина пронизана теплым светом. Гендрике появляется в портрете – Гендрике у окна, Купающаяся женщина, Версавия, в истории картина лежит история про Давида и Версавии.

Давид и Урия – огромную роль в картине играет свет.

Портрет Яна Сикса. Все внимание сосредоточено на лице.

Заговор Клавдия Цивилиса. Это единственная картина из истории голландцев у Рембрандта.

Портрет старика в красном. Портрет биография. Портрет во времени.

Портрет старого Еврея. В это портрете выделено только основное: лицо и руки.

Портрет пожилой женщины. В это портрете тончайшие переходы от света к тени.

Портет, читающего Титуса.

Портрет поэта Декера.

Асур, Аман, Исфирь.Главная работа из последних картин Рембрандта. Картина строится на очень сложном световом решении.

Рембрандт пишет повторение это картины Аман, просящий Исфирь о прощении.

Рембрандт получает заказ на групповой портрет – Синдики.

Еврейская невеста. Тема любви главная в этой картине. Это любимая картина Ван Гога и Сутин.

Семейный портре. Групповой портрет. Воображаемый портрет его семьи.

Два автопортрета.

В 66-68 году Рембрандт пишет картину Возвращение Блудного сына, которая заключает его творчество.

Сеимон во храме. Последняя его картина.

Умирает Рембрандт в 1669 году. У него было много учеников: Герар Доу, Фабрициус, Гельдер один из последних учеников Рембрандта. Школа его существовала до конца 17 века.

Темы для зачета:

Немецкое возрождение.

Итальянское барокко. Архитектура барокко. Лоренцо Бернини, Франческо Боромини и Карло Модерно. Скульптура Бернини. Два живописца Караваджо и Анибали Карачи. Рубенс. Ван Дейк. Йорданс. Снейдерс. Браувер.

Голландский пейзаж 17 века.

Ян Фан Гойен.

Для него характерны речные пейзажи.

Мельница у реки – характерный голландский пейзаж.

Речной пейзаж.

Почти всегда в его работах свет на небе отражается на земле.

Саломон Рейздаль

Он писал пейзажи раннего утра.

Пейзаж с повозкой – характерный пейзаж для этого живописца.

Переправа на пароме. Ветренное утро

Он воспитал одного из главного художника 17 века Якоба Рейзадя.

Якоб Рейздаль.

Вид на Эдмонд. Свет в небесах, ритмичный пейзаж, вертикальная колокольня точно соответствует вертикальному формату.

Якоб писал все 12 видов пейзажа и сам создал несколько видов.

Рейзадль был великим мастером лесного пейзажа.

Уже современники отмечали, что рейздаль является психологом леса. Каждое дерево у него имеет свой портрет Пишет Биографию дерева.

Лесной пейзаж.

Озеро среди Деревьев. На переднем плане упавшее дерево, рядом с ним сухое дерево, а в глубине молодые березки. Здесь несколько возрастов деревьев. Этот прием он переносит в ряд картин:

Речка в лесу

Дубовый лес

Болото

Лесной пейзаж

Дорога

Панорамный пейзаж: Замок Бейнтхейр, пейзаж с руинами замка и церковью.

Мельница в Векке. Главный пейзаж Рейздаля. Рейздаль сознательно увеличивает мельницу. Этот пейзаж является одним из символов Голландии.

Три главных работы Голландии: Ночной дозор, Мельница в Векке, вид города Дельта.

Две картины с одним названием: Еврейское кладбище. Воображаемый рисунок. Он передает состояние во время грозы. На первом плане сухое, но еще живое дерево. Бегущий ручей – символ быстротекущей жизни. Дерево изображается на фоне живого и пышного дерева.

На переднем плане – надгробие, на котором портрет самого художника и подпись Рейздаль. В глубине мы видим храм, который почти разрушен и в то же время мы видим как после грозы появляется радуга – символ надежды. Центральный световой удар – памятник.

Картина имеет повторение, она создает еще более острый смысл жизни и смерти. Вторая картина несет большим мраком, очень резко изображается контраст сухого и зеленого дерева.

Снова появляется плита с портретом Рейздаля и храм поменял свой облик, как существо с огромными глазницами – образ умирающего мира. Рейздаля считают создателем философского пейзажа.

Рейздаль писал зимние пейзажи такие как: Зимний пейзаж, Зима в котором раскрывается тема одиночества. Рейздаль является автором пейзажа-настроения.

Он был также мастером маринистической живописи: Шторм на море, Морской берег.

Он был мастером городского пейзажа: Вид Амстердама с рекой Амстел, Вид Харлема (вид его родного города).

Последние годы Рейздаль много писал пейзажей с изображением водопадов: Скалистый пейзаж с водопадом, водопад в Норвегии, водопад.

Две мельницы – необычный пейзаж, одна мельница хорошо видна, а вторая находится в глубине.

Горный пейзаж с парусником – одна из последних работ Рейздаля. В этой работе он подводит итог своей жизни. Это поэтический, лирический пейзаж.

Творчество Мендета Хобеме.

Был учеником Рейздаля.

Аллея мидель в Харльсе. Он первый стал писать пейзажи с натуры. Иногда он писал пейзажи с рисунков пейзажа.

Был популярен в Англии и способствовал появлению английского пейзажа. Томас Генсбра, Тернер, Джон Констебль опирались на творчество Хобеме и Рейздаля.

Величайший мастер реалистического пейзажа. Помимо английского пейзажа во многом проявилось начало французского национального пейзажа.

Вопросы к биллетам:

Творчество Рембрандта.

Источник: https://lektsia.com/5x7cf8.html

Франц хальс золотой век голандской живописи франц

ФРАНЦ ХАЛЬС ЗОЛОТОЙ ВЕК ГОЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ

Франц Халс • Халс родился приблизительно в 15821583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

• Ван Гог о Хальсе: «Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…»

• «Творчество Франца Хальса, выдающегося портретиста XVII столетия, было вершиной периода решительного наступления реализма в живописи. Смело ломая привычное представление о портрете как о • точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица.

Художник отказывается от обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, тщательного исполнения околичностей, условной, стандартной позы. Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, ракурс, позу, жест, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи» (Ю. И. Кузнецов).

• Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

• «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики.

Каждый, улучив минутку, требовал «по дружбе» написать его на первом плане и поблагородней.

Тогда художник нашел гениальное решение: на первом плане окажется тот, кто больше заплатит! В результате на первом плане у него всегда оказывались богатые полковники, потом – капитаны, потом уже – сержанты.

Семейный портрет Исаака Массы и его жены Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду. Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике.

• «Улыбающийся кавалер» Франса Хальса, который сейчас украшает Коллекцию Уоллес в Лондоне. Вполне возможно, • что к военной службе этот красавец не имел никакого отношения, но лихо закрученные усы и неколебимая уверенность в себе делает его в нашем восприятии участником офицерских пирушек, которые прославили Хальса как мастера группового портрета.

Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630),

«Мальчикрыбак» (1630)

«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова.

– Он создает новый в европейском искусстве тип портрета – так называемый жанровый портрет.

В чем своеобразие портретов Хальса? Видимо, прежде всего, в том, что он отказался от статичности в изображении людей, к которой тяготели его предшественники» .

«Цыганка» Лувр, Париж

• Свой этюд о Хальсе в книге «Гений места» Петр Вайль закончил так: «Голландская живопись отвечает изначальному значению русского слова – она живая. Проходишь двориком де Хоха меж кирпичных стен в пивную, полную хальсовских персонажей, – такие же крепкие, красномордые, оживленные, только бородки затупились» .

Высшее достижение Халса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Халса).

Источник: http://present5.com/franc-xals-zolotoj-vek-golandskoj-zhivopisi-franc/

Франс Хальс: биография и творчество

Автор: Елена Григорьева 06.05.2014

Жизненный путь Франса Хальса был таким же ярким и насыщенным, как и его картины.  Доныне известны миру рассказы  о пьяных дебошах Хальса, которые он то и дело устраивал после больших праздников. Художник, имеющий такой веселый и буйный характер, не смог завоевать уважения в стране, государственной религией в которой был кальвинизм.

Франс Хальс родился в Антверпене в начале 1582 году. Однако его семья покинула Антверпен. В 1591-м году Хальсы приехали в Харлем. Здесь родился младший брат Франса  по имени Дирк.

Учителем живописи Хальса был художник по имени Карел ван Мандер. Он увлекался исторической живописью.

В биографии учителем Хальса писалось о том, что благодаря его усилиям «прошло множество учеников, наиболее известным из которых был Франс Хальс, портретист из Харлема».

В начале 1610 года Хальс вступил в  ряды Гильдии святого Луки, в которую могли вступить стеклодувы, художники и камнерезы. В начале следующем году он создал семью с Анетье Хармансдр. Их первенец был крещен  2 сентября 1611 году.

Однако в июне 1615 первая жена Хальса умерла при родах. Через несколько дней умер и младенец, рожденный Анетье. Ему даже не успели дать имя. Неудавшаяся семейная жизнь нисколько не помешала творческой деятельности Хальса.

В 1615 году он уже находился в числе самых  известных портретистов.

К тому же он периодически писал еще и жанровые сценки. Чтобы найти наиболее приятную для себя манеру письма, Хальс писал картины, относящиеся к самым разным жанрам живописи. Его картина под названием «Банкет офицеров роты св.

Георгия», написанная в 1616 году  стала  самым масштабным групповым портретом в истории творческой деятельности Франса Хальса.

Эта картина стала своеобразным  «пушечным выстрелом», обозначившим начало золотого века голландской живописи.

В 1617 году Хальс создал 2-й брак с Лисбет Рейнерс. Они прожили вместе около 50-ти лет. Удивительно, но у них родилось одиннадцать детей. К тому же, их первая дочь родилась уже через 9 дней после заключения брака.

Новая супруга Хальса воспитывалась в бедной семье, была неграмотной и имела весьма скандальный характер.

С 1616 по 1625 годы Хальс был участником Кафедры риторики в городе Харлема, а в 1624 году Франс написал свою знаменитую картину под названием «Улыбающийся кавалер».

Несмотря на талан, Франсу Хальсу так и не удалось обогатиться из-за своей  безалаберности и упрямого, заносчивого характера. С годами жизнь художника становилась все более тягостной и беспросветной.

В середине 1642 года  умственно-отсталый   сын Хальса, по имени Питер, окончательно сошел с ума. Хальсу пришлось отдать его в сумасшедший дом. Дважды забеременела его незамужняя первая дочь Сара. Нищета все больше брала семью Хальса за горло.

В 1661 году за долги по членским взносам Хальс был  исключен из Гильдии святого Луки.

Городским Советом ему была назначена пенсия, но настолько скромная, что её размер не позволял даже покрыть накопившиеся долги. Знакомые говорили, что  пожилой художник уже выжил из ума.

Назло насмешникам, Хальс в начале 1664 года написал два великолепных групповых портрета: «Регентши приюта для престарелых» и «Регенты приюта для престарелых». Умер Франс Хальс 29 августа 1666 года.

Уже 1 сентября он был похоронен.

На похороны художника пришло всего лишь несколько его близких знакомых. Вот так завершил свою земную жизнь легендарный художник Франс Хальс. Однако он, несомненно, продолжает жить в каждой из написанных им картин!

Источник: http://hogen-mogen.ru/notes/dutch/frans-khals/

Франс Халс

Франс Халс

Франс Халс (Frans Hals) – фламандский живописец XVII века, известный такими полотнами, как «Мужской портрет» и «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», экспонирующимися в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, «Евангелист Марк», представленным в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве, «Святой Лука», хранящемся в Одесском музее западного и восточного искусства. Самая крупная коллекция творений великого портретиста находится в Музее Франца Хальса (Het Museum Franz Hals) города Харлем (Haarlem) в Голландии (Holland).

Детство и начало карьеры

Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.

С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.

Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.

Начало пути

В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год).

Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства.

Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.

В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).

Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:

  • «Шут с лютней»;
  • «Веселый собутыльник»;
  • «Цыганка»;
  • «Мулат»;
  • «Мальчик-рыбак»;
  • «Малле Баббе»;
  • «Улыбающийся кавалер» и др.

Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.

Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».

Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:

  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
  • «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
  • «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
  • «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).

Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.

Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм. Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.

Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.

Слава

Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.

В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).

В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.

На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).

Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:

  • «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
  • «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
  • «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).

Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.

Поздний период

О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:

  • «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
  • «Виллем Крус» (1660 год) и др.

Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:

  • «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
  • «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).

На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Семья и дети

Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.

В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.

Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.

Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.

(169

Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/frans-hals.html

Франс Хальс

    Жизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись.

   Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Церковной записи о венчании его родителей, Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, не сохранилось. Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак.

Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Они осадили Антверпен, и горожане капитулировали. В это время город покинуло множество людей — как протестантов, так и католиков. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.

Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме, — здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк. 

   Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую «прошло немало учеников, включая Франса Хальса, известного портретиста из Харлема». 

   В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы. А в начале следующего года Хальс женился на Анетье Хармансдр, и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца, Хармена. 

   Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия.

Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Правда, роль народной милиции была вполне декоративной — роты служили скорее клубом для зажиточных горожан.

Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия, и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. 

   В июне 1615 года Анетье умерла родами. Похоронили ее очень скромно. Это дает основания предполагать, что к этому времени отношения Хальса и его покровителя испортились. Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов, имени которого мы не знаем. 

   Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. К 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, кроме того, писал жанровые сценки. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи.

О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина «Банкет офицеров роты св. Георгия» (1616) — самый масштабный групповой портрет в истории жанра.

Эту работу впоследствии стали называть «пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи». 

   В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. У них было одиннадцать детей. Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы. Вторая жена Хальса происходила из самых низов, была неграмотной и, ко всему, отличалась скандальным характером. Репутация Хальса тоже была небезупречной.

Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о художнике: «Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло». Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.

   С 1616 по 1625 год Хальс состоял членом Кафедры риторики города Харлема — говоря современным языком, литературного клуба. Члены этого клуба собирались, читали друг другу стихи, ставили любительские спектакли.

Вполне вероятно, именно там Хальс познакомился со многими богатыми и влиятельными горожанами, некоторые из которых впоследствии стали его заказчиками, а некоторые — даже друзьями.

Например, богатый харлемский бюргер Исаак Масса (чей портрет кисти Хальса ныне столь известен) крестил дочь Хальсов Андриантье. 

   В 1624 году Хальс написал своего знаменитого «Улыбающегося кавалера». К этому времени у художника была своя мастерская, имел он и учеников. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан, их жен и детей.

Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. Многие путешественники того времени с удивлением отмечали, что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в этом роде.

Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. 

   Голландия переживала этап становления нации, освобождения от ненавистных правителей-католиков. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность.

Наконец, считалось, что каждый человек обязан уметь трудиться так, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.

Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. 

   Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер.

Например, когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Хальс заявил, что «головы он начнет писать в Амстердаме, а все остальное закончит дома».

Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). 

   А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. В 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, Питер, помешался окончательно, и его пришлось поместить в сумасшедший дом. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.

Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, обвинив его в том, что он совратил их дочь. Все дело испортила сама же Сара — на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка.

Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. 

   В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии. Продолжения знакомства у них не получилось — Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию, куда он был приглашен королевой Христиной.

Нищета брала за горло. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Луки. Городской Совет назначил ему пенсию — но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги.

По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета — «Регенты приюта для престарелых» и «Регентши приюта для престарелых».

Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. 

   Умер Хальс 29 августа 1666 года, а 1 сентября его похоронили — при очень небольшом стечении народа. Проводить великого живописца в последний путь пришли всего лишь несколько человек.

Катарина Хофт с кормилицей

Супружеская пара в саду. Фрагмент

Молодые мужчина и женщина в Inn.

Два поющих мальчика. Фрагмент

Два смеющихся мальчика с кружкой пива

Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет

Портрет молодого человека с перчаткой

Портрет молодого человека

Мальчик, играющий на скрипке

Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена

Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42700023306/page

  • Рассказ о пословице старый друг лучше новых двух
  • Рассказ о породе собак 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о порке мужа
  • Рассказ о популярном человеке на английском
  • Рассказ о попугайчике в разговорном стиле