Рассказ о потребностях человека обществознание 6 класс

Потребности человека


Потребности человека

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 180.

Обновлено 7 Октября, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 180.

Обновлено 7 Октября, 2021

На протяжении жизни человек совершает множество действий: принимает пищу, спит, работает, воспитывает детей, слушает музыку, получает знания. Все эти действия направлены на достижение определённых целей, удовлетворение потребностей. Узнаем, какие бывают потребности, и кратко рассмотрим наиболее распространённые их классификации.

Традиционная классификация

В психологии принято выделять четыре основных вида потребностей: биологические, материальные, социальные и духовные.

Биологические потребности

Эта группа потребностей связана с телом человека, его физическим состоянием. Без их удовлетворения организм может погибнуть. Они даны нам с рождения и не зависят от происхождения, расы, пола. К ним относятся потребности в дыхании, воде, пище, сне, воспроизводстве рода.

Учёные выяснили, сколько может прожить человек без удовлетворения физиологических нужд. Согласно их подсчётам, без воды можно существовать около 10 дней, без пищи — не более 60, без воздуха — около 5 минут. Эти цифры могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого человека.

Материальные потребности

При решении вопроса о том, какие потребности есть у человека, мнения исследователей относительно материальных потребностей разошлись. Одни учёные считают их отдельной группой, другие включают в биологические.

К этому виду относится удовлетворение нужды в комфорте, одежде, жилье.

Социальные потребности

Считается, что общение, участие, самоутверждение в коллективе нужны человеку не меньше, чем еда и сон. Социальные потребности подталкивают людей находить друзей, создавать семью, заниматься воспитанием детей. К ним можно отнести и трудовую деятельность, самореализацию, стремление к карьерному росту.

Компания друзей

Рис. 1. Компания друзей.

Духовные потребности

В список человеческих потребностей входят духовные, связанные с особенностями внутреннего мира. Они не заложены в нас природой, а возникают в процессе жизнедеятельности. Это понятие имеет другие названия: идеальные, познавательные, культурные потребности. Примерами могут быть:

  • получение новых знаний;
  • поиск смысла жизни;
  • формирование нравственных ценностей и принципов;
  • творческая самореализация;
  • создание прекрасного.

В художественной галерее

Рис. 2. В художественной галерее.

Все потребности находятся в тесной взаимосвязи. При этом они бесконечны, удовлетворить все нужды людей невозможно. Одни преобладают у человека в большей степени, чем другие: для кого-то важно социальное благополучие, для кого-то — возможность творить.

Пирамида потребностей А. Маслоу

В середине XX века получила распространение классификация потребностей по Маслоу, который разработал иерархическую модель. Согласно определению, иерархия — это расположение частей чего-либо в порядке возрастания, от низшего к высшему. При этом потребности определённой группы становятся актуальными только в том случае, если удовлетворены предыдущие. Познакомимся с кратким содержанием теории Маслоу.

Психолог разделил все потребности на первичные, данные нам природой (физиологические и экзистенциальные) и вторичные, то есть приобретённые в процессе жизни (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

  • Физиологические потребности необходимо удовлетворять, чтобы выжить (потребность в еде, сне).
  • Экзистенциальные — это потребности в безопасности, гарантированном будущем.
  • Социальные — потребности в совместной деятельности, поддержке, участии.
  • Престижные — стремление добиться более высокого общественного положения, потребность в уважении, общественном признании.
  • Познавательные — получение новых знаний, творческая деятельность.
  • Эстетические — стремление к прекрасному, тяга к искусству.
  • Духовные — саморазвитие, самореализация.

Таблица «Пирамида потребностей А. Маслоу»

Рис. 3. Таблица «Пирамида потребностей А. Маслоу».

С тем, что такое потребности, школьники знакомятся на уроках обществознания в 6 классе, на эту тему можно подготовить доклад.

Заключение

Что мы узнали?

Потребность — это нужда в чём-либо, без удовлетворения которой человек испытывает дискомфорт. Традиционная классификация делит потребности на биологические, социальные и духовные. Также популярностью пользуется теория американского психолога А. Маслоу.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Саша Мамонов

    8/10

  • Максим Матвиенко

    10/10

  • Андрей Куренков

    9/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 180.


А какая ваша оценка?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 4. Потребности человека

    1 слайд

    4. Потребности человека

  • Потребности меняются вместе с изменением мира 
Именно потребности заставляют...

    2 слайд

    Потребности меняются вместе с изменением мира
    Именно потребности заставляют человека действовать

  • Потребности бываю разных типов:
Биологические потребности – еда, вода, сон, в...

    3 слайд

    Потребности бываю разных типов:
    Биологические потребности – еда, вода, сон, все что отвечает за выживание и продолжение рода. Их еще называют физиологическими или материальными.

  • Социальные потребности – потребность в общении, в труде. Человеку необходимо...

    4 слайд

    Социальные потребности – потребность в общении, в труде. Человеку необходимо найти место в жизни, без этого он не станет счастливым.

  • Духовные потребности – познание окружающего мира, получение знаний, достижени...

    5 слайд

    Духовные потребности – познание окружающего мира, получение знаний, достижение гармонии и красоты

  • Потребности имеют постоянное развитие, они возникают на протяжении все жизни...

    6 слайд

    Потребности имеют постоянное развитие, они возникают на протяжении все жизни
    Потребности определяются условиями в которых человек живет
    Ни одну потребность нельзя удовлетворить раз и навсегда, она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для ее удовлетворения

  • Потребность – это мотив деятельности, заставляет человека планировать свои де...

    8 слайд

    Потребность – это мотив деятельности, заставляет человека планировать свои действия
    Потребности очень индивидуальны
    Именно общество порождает определённые потребности человека, а потребности влияют на развитие общества

  • Духовный мир – внутренний мир человека, мысли и чувства человека. Когда челов...

    9 слайд

    Духовный мир – внутренний мир человека, мысли и чувства человека. Когда человек удовлетворяет свои духовные потребности формируется духовный мир
    Духовной мир человека уникален!

  • Мысли – процесс рассуждения, размышления и сам результат.
Мысли – это составл...

    10 слайд

    Мысли – процесс рассуждения, размышления и сам результат.
    Мысли – это составляющая духовного мира человека
    Мыслить – это отличительная черта человека
    Понятие – это представление, сведения о чём-н.
    Используя понятия человек имеет какие-либо мысли

  • Суждение – высказывание определенной мысли 
Логическое суждение – совокупност...

    11 слайд

    Суждение – высказывание определенной мысли
    Логическое суждение – совокупность суждений благодаря которым появляется новое суждение – умозаключение.

  • Мир чувств:
 события происходящие вокруг человека заставляют его не только за...

    12 слайд

    Мир чувств:
    события происходящие вокруг человека заставляют его не только задумываться, но и ощущать мир
    Любовь, радость, уважение, восхищение, унижение, горе, гнев, страх
    Чувства всегда выступает по отношению к кому-то или чему-то, сами по себе возникнуть не могут

  • Эмоции – настроение человека в тот или иной момент
Настроение влияет на повед...

    13 слайд

    Эмоции – настроение человека в тот или иной момент
    Настроение влияет на поведение человека

  • Виды высших чувств:
Нравственные – чувство долга, справедливости, возмущение...

    14 слайд

    Виды высших чувств:
    Нравственные – чувство долга, справедливости, возмущение к несправедливости
    Эстетические – наслаждение, радость от взаимодействия с природой, произволениями искусства
    Интеллектуальные – чувства переживания, связанные с познанием мира

  • Чувства порождает мысль, мысль будоражат чувства, они оказывают влияние на по...

    15 слайд

    Чувства порождает мысль, мысль будоражат чувства, они оказывают влияние на поступки человека.

Давайте
представим себе, что живёт на свете человек, назовём его Сашей. У него всё
есть, его всё устраивает, и он ни о чём не мечтает и ни к чему не стремится. Он
просто живёт в своё удовольствие и ничего не делает.

Не
кажется ли вам, что наш Саша слишком уж фантастический персонаж?

И
действительно, ситуация фантастическая хотя бы потому, что человеку всё время
чего-то хочется и он не может сидеть на месте, пока не удовлетворит свои
потребности.

Не
верите? Тогда вот вам пример: сегодня в интернете можно найти очень много
обзоров на различные фильмы. Представьте себе, что, посмотрев один из них, вы
захотели увидеть это кино.  Но что вы будете делать?

Вы
можете пойти в кинотеатр на премьеру, купить диск с фильмом или попросить его у
друзей, да и просто посмотреть понравившееся вам кино онлайн в интернете. В
любом случае вы не будете сидеть на месте, а предпримите определённые действия
для удовлетворения возникшей потребности в просмотре фильма.

То
есть потребность – это нехватка чего-либо, нужда в чём-либо.

Именно
потребности человека служат мотивом к началу любой деятельности. Например, если
вы хотите пить, то как минимум вам нужно открыть кран и налить стакан воды,
максимум – выкопать колодец. В любом случае выбор решения этой задачи остаётся
за вами.

Обычно
принято выделять следующие виды потребностей: биологические, социальные и
духовные.

Биологические
потребности
человека также называют естественными,
врождёнными, физиологическими, органическими или природными.

Прежде
всего это потребности в нормальных условиях существования, необходимых для
жизни человека и продолжения его рода. Неудовлетворение таких потребностей
может привести к довольно печальным последствиям, в том числе и к смерти
человека.

К
числу биологических потребностей относят потребность в воздухе, воде, пище,
жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, тепле и так далее.

Примером
реализации биологических потребностей могут послужить стихи детского поэта
Сергея Михалкова:

Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!

Удовлетворению любых биологических
потребностей служит деятельность человека, которая направлена на создание
материальных благ и благоустройство быта.

«Но
биологические потребности есть и у животных, – скажете вы. Чем же они
отличаются от наших?»

Прежде
всего они отличаются тем, что человек может самостоятельно производить то, что
ему необходимо. Например, выращивать пищу, чтобы не голодать, или шить тёплую
одежду, чтобы не мёрзнуть. Согласитесь, что наши братья меньшие всего этого не
умеют и довольствуются дарами природы.

Реализация
социальных потребностей связана с жизнью человека в обществе. К ним
принято относить потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в социальной
активности, признание в обществе, самоутверждение, потребность в труде и так
далее.

Смысл
духовных потребностей в том, что человеку необходимо познавать
окружающий мир и осознавать своё место в нём. То есть духовные потребности
направлены на самосовершенствование человека. Уверен, вы не раз задумывались
над тем, для чего вы существуете в этом мире, для чего пришли в него, какова
ваша цель, чего вы хотите добиться в этом мире. То есть духовные потребности
направлены на самосовершенствование человека.

Например, древнегреческий философ Фалес Милетский всегда
говорил о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, познавать окружающий
мир, что ему нужны мудрость, а не деньги. Жители Милета
смеялись над ним, говоря о том, что нельзя поучать людей, живя в такой бедности.
Тогда философ одолжил денег и скупил все мас­лобойни
в городе.

По
его прогнозу должен был быть не­обычайно
большой урожай маслин, а именно из этих плодов древние греки делали масло.

Прогноз оправдался,
и Фалес за одну осень заработал целое состояние.

Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали
деньги, он со своими знаниями и умом, то есть реализованными духовными
потребностями, мог бы стать бо­гатейшим человеком не только Милета, но и всей Греции.

Кстати,
некоторые учёные выделяют ещё один вид потребностей. Это так называемые ложные
потребности. Это искусственные потребности, которые оказывают негативное
влияние на человека. К ложным потребностям, как правило, относят различные
вредные привычки: курение, алкоголизм, зависимость от интернета или
компьютерных игр.

Ложные
потребности усваиваются людьми очень быстро, а вот избавиться от них, как
правило, нелегко.

У
обычного человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей,
и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно
сложную структуру, известную как «пирамида Абрахама Маслоу».

Согласно
идее этого американского социолога, нижний уровень пирамиды составляют
физиологические потребности, затем идёт потребность в безопасности, выше –
потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху
пирамиды – стремление личности к самореализации.

Самореализация человека
это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих
личностных возможностей.

Я защищён

Хотя
сами люди далеко не всегда осознают это. Маслоу
отмечал, что в США в середине шестидесятых годов потребность в самореализации
удовлетворяли около 10 % людей.

Группы
потребностей человека не отделены друг от друга. Так если, например, человек
голоден, то вполне вероятно он будет думать о поиске пищи, а не о признании
обществом или самореализации. Но и в большинстве случаев он не станет
удовлетворять голод чем попало.

Например,
мусульманин, как бы он не был голоден, не станет есть свинину, а индуист –
говядину, потому что это противоречит их религиозным взглядам.

Кстати,
по мнению учёных, в момент самореализации и творческого подъёма голод может на
время оставаться неудовлетворённым.

Любые
потребности человека индивидуальны.

Ещё
древнегреческий философ Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить, а некоторые люди
живут, чтобы есть».

И
потребности, и способ их удовлетворения зависят от условий, в которых живут
люди, и изменяются со временем.

Например,
римский император Диоклетиан, утратив интерес к государственным делам, отрёкся
от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал
уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное
моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту, и
скажи, в чём я добился больших успехов?»
– ответил бывший император.

Внимательно
посмотрите на предметы, которые вас окружают. Мобильный телефон, телевизор,
компьютер, планшет ну и так далее. Все те предметы, которые удовлетворяют
потребности современного человека. Всё это когда-то было в диковинку, а заяви
вы, например, в средние века о том, что люди могут общаться друг с другом,
находясь в тысячах километрах друг от друга и писать друг другу письма, не
используя бумаги, в лучшем случае вас посчитали бы сумасшедшим.

Ещё
в начале двадцатого века такое привычное нам электричество было доступно не в
каждом доме. И дело даже не в цене на эту услугу, а в том, что у большинства
людей не было необходимости им пользоваться, ведь не было такого большого
количества электроприборов, а проблему освещения прекрасно решали более дешёвые
свечи. То есть у человека попросту отсутствовала потребность в использовании
электроэнергии.

Но
постепенно, с развитием технической мысли, электроприборы, различные
транспортные средства, поезда и самолёты, компьютеры и мобильные телефоны
захватили мир. Так как человек всё больше и больше нуждался в них, они
становились ему более необходимыми.

Потребности
возникают снова и снова, развиваются, заставляя человека создавать новые
предметы, необходимые для самоудовлетворения, и, в конечном счёте, тоже
развиваться.

Обществознание, 6 класс

Урок 5. Потребности и способности человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Связь человеческой деятельности с мотивами.
  2. Потребности человека и их группы.
  3. Способности человека.

Тезаурус

Потребность – это переживаемая человеком нужда в чём-то, что ему необходимо в жизни.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Поведение – определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.

Способность – это свойство личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Характер – (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Сила воли – это умение человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, окружение, лень и настроение.

Гениальность – (от лат. genius – «дух») – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подсчитать потребности людей невозможно, ведь каждый из вас на вопрос «что тебе нужно»? Может написать неимоверно огромный список.

Надо понимать, что с развитием науки, техники, образования и общества в целом этот список будет все расти и расти.

Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить из них основные. И когда учёные определили, что составляет базу наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы:

  • биологические (эти потребности являются врождёнными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека, такие как потребность в пище, воде, сне);
  • социальные (потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми, например- потребность в дружбе, общении);
  • духовные (потребность в познании окружающего мира и самого человека. Пример: посещение театров, путешествия).

Удовлетворение потребности становится целью деятельности человека. Также потребность определяет мотив деятельности человека.

Мотив определяется не только потребностями, но и эмоциями, инстинктами, идеалами. Человеческие потребности изучаются давно. Автором самой популярной теории потребностей человека стал американский психолог Абрахам Маслоу. Он создал так называемую «Пирамиду потребностей», которая делит все потребности человека на 5 категорий. Все потребности он распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

В основании пирамиды он поместил физиологические потребности. К таким потребностям можно отнести утоление голода, жажды, дыхание, сон и т.д. Ступенью выше помещается потребность в безопасности. Над ней располагается потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Далее следует потребность в признании, к чему относится самооценка, уверенность, достижения и т.д. Пятая группа потребностей, которые возглавляют вершину пирамиды, звучит как «Духовные потребности».

Существует более развёрнутый вариант учения Маслоу, где выделяется ещё большее количество потребностей.

К сожалению, у людей, наряду с подлинными потребностями(разумными) существуют и ложные потребности (мнимые).

Мнимые потребности – это те потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносят ущерб обществу и природе. К таким потребностям в первую очередь можно отнести потребность в алкоголе, табаке, наркотических веществах.

Чтобы реализовать свои потребности, необходимо наличие определенных способностей, которые бы человеку в этом помогли.

Способности человека это одно из проявлений его духовного мира. Понятие «способности» тесно связано с другими понятиями, такими как «талант», «характер», «сила воли» и даже «гениальность». Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчёта. Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите потребность человека, которая относится к социальным.

Варианты ответа:

  1. Стремление защититься от жаркого солнца.
  2. Стремление к общению.
  3. Утоление жажды.

Ответ: Стремление к общению.

Пояснение: Социальные потребности –это потребности необходимые для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, какие потребности называют экзистенциальными. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

  1. Все потребности человека взаимосвязаны.
  2. Все потребности человека могут быть удовлетворены.

Ответ:

Ответы

Вписываются слова

1

Защищённость

0

Безопасность

В сегодняшнем уроке мы начнем погружаться во внутренний мир человека. Одной из его неизменных составляющих являются потребности, без удовлетворения которых невозможно наше существование.

Что такое потребности?

Еще буквально несколько десятков лет назад мобильные телефоны были настоящей роскошью. Около ста лет назад никто не знал ничего о компьютерах, а полеты совершались на дирижаблях.

До появления и распространения этих предметов человек мог совершенно спокойно обходиться без них, даже не догадываясь об их существовании.

Однако постепенно в нашу повседневную жизнь вошли и телевизоры, и смартфоны. Современный человек уже не может представить свою жизнь без всех этих технических новшеств.

Изменился мир, поменялись и наши потребности. Вместе с тем к человеку приходит понимание того, что есть вещи, без которых ему совершенно не обойтись. А для их получения нужно приложить усилия.

Потребность — то, в чем нуждается человек.

Допустим, вы проголодались. Что вы будете делать в этой ситуации? Один вариант — это попросить родителей вас накормить. Второй вариант заключается в том, что можно самому приготовить себе пищу.

Так или иначе, данная потребность в пище заставит вас совершить определенные действия. Отсюда мы понимаем, что потребности являются побуждающим началом нашей деятельности.

Они буквально заставляют нас предпринимать усилия для их удовлетворения.

Однако наши потребности могут быть подлинными и мнимыми. Подлинные потребности — это такие потребности, которые нам действительно нужны.

Например, у человека может возникнуть желание заниматься бальными танцами. Если он делает это из-за своего собственного интереса — это подлинная потребность.

Напротив, человек может пойти в секцию бальных танцев потому, что это модно и популярно в его окружении, а на самом деле он не испытывает к ним особого интереса. В данном случае речь идет о мнимой потребности.

Иными словами, подлинная потребность отличается от мнимой тем, какой мотивацией человек руководствуется.

Если мотивация навеяна модой, рекламой, желанием продемонстрировать свой достаток или потешить свое самолюбие — это мнимая потребность.

Если человек движимым объективной нуждой в чем-либо, то тогда можно говорить о подлинных потребностях. О них и пойдет речь в следующем разделе.

Какие потребности есть у человека?

На личном примере любого конкретного человека можно увидеть, что его потребности очень разнообразны. Каждому из нас нужны не только вода, пища, воздух, но еще и общение, любовь, дружба.

Существуют три большие группы потребностей. Первую группу называют биологические потребности. По-другому их еще иногда характеризуют как естественные, физиологические или базовые.

Такого рода потребности первичны. Иными словами, без их удовлетворения само существование человека находится под угрозой. Каждый из нас заботится о том, как выжить самому.

К этой группе относят потребности в пище, воде, воздухе, сне, отдыхе, тепле и др.. Согласитесь, невозможно представить свою жизнь без сна. Точно так же невозможно прожить без пищи и воды.

Данная группа потребностей роднит человека с животными. У животных тоже существует набор базовых потребностей, которые они должны удовлетворять.

Однако человеческая жизнь не сводится к удовлетворению только базовых потребностей. Помимо своего биологического существования, человеку нужно еще обеспечить и свою социальную жизнь.

Здесь мы переходим ко второй группе потребностей, которые называются социальными. Для того, чтобы стать личностью и занять свое место в обществе, человеку необходимо удовлетворять эти потребности.

Согласитесь, сложно представить себе человека, который совсем ни к чему не стремится и ни о чем не мечтает. Он не сможет быть счастливым, если не найдет свое место в жизни.

Таким образом, к социальным потребностям мы отнесем необходимость в общении, труде, дружбе, социальных связях. Наверняка вам самим очень нравится проводить время с друзьями.

А представьте, как сложно бывает человеку, который совсем один. Ему грустно и одиноко, поэтому дружба и общение необходимы каждому из нас.

Третья группа — духовные потребности. Человек испытывает необходимость познания мира, достижения гармонии с окружающими, получения знаний и умений.

Например, тяга к познанию мира привела мыслителей к открытию многих законов физики, химии, биологии. Ученик, получая знания в школе, тоже удовлетворяет свои духовные потребности.

Как проявляется индивидуальный характер потребностей?

Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живет. Это касается как биологических, так и социальных потребностей.

Например, человек хочет утолить жажду. Одному человеку для этого достаточно выпить воды, а другой предпочтет компот или квас.

Или совсем противоположный пример. Человек испытывает потребность в самореализации. Один человек будет реализовывать себя в спорте, другой в науке, а третий в искусстве.

Потребности человека возникают вновь и вновь. Не существует таких потребностей, которые мы бы могли удовлетворить раз и навсегда.

К примеру, смартфоны мы используем практически каждый день. Едим мы тоже ежедневно, как и спим. Общаемся с друзьями мы тоже довольно часто. В школу ученики ходят минимум пять раз в неделю.

Таким образом, удовлетворение потребностей — это непрерывный процесс. Более того, он еще и индивидуальный.

Мы рассмотрели, что существуют определенные общие группы потребностей. Однако каждый человек самостоятельно выбирает то, как именно он будет удовлетворять ту или иную потребность.

Рассмотрим это на трех различных видах потребностей. Например, биологическую потребность в пище один человек может удовлетворять с помощью мяса, а другой — с помощью рыбы или морепродуктов.

Одному человеку нужно постоянно находиться в центре внимания и общаться со своими друзьями, тем самым удовлетворяя свою потребность в общении. Другому же человеку достаточно более ограниченного общения, и он предпочитает чаще находиться наедине с собой.

Духовную потребность в получении знаний один человек может удовлетворять с помощью своего интереса к биологии, а другой — к обществознанию.

Таким образом, потребности человека индивидуальны. Каждый сам решает, каким образом он будет удовлетворять свои потребности.

Наличие социальных и духовных потребностей отличает нас от животных и является частью нашего внутреннего мира. О других его проявлениях пойдет речь в следующей части урока.

Потребности человека – что такое, какие основные виды есть и преобладают, список и примеры кратко по обществознанию (6 класс)

На протяжении жизни человек совершает множество действий: принимает пищу, спит, работает, воспитывает детей, слушает музыку, получает знания. Все эти действия направлены на достижение определённых целей, удовлетворение потребностей. Узнаем, какие бывают потребности, и кратко рассмотрим наиболее распространённые их классификации.

Содержание

  • Традиционная классификация
    • Биологические потребности
    • Материальные потребности
    • Социальные потребности
    • Духовные потребности
  • Пирамида потребностей А. Маслоу
  • Что мы узнали?

Традиционная классификация

В психологии принято выделять четыре основных вида потребностей: биологические, материальные, социальные и духовные.

Биологические потребности

Эта группа потребностей связана с телом человека, его физическим состоянием. Без их удовлетворения организм может погибнуть. Они даны нам с рождения и не зависят от происхождения, расы, пола. К ним относятся потребности в дыхании, воде, пище, сне, воспроизводстве рода.

Материальные потребности

При решении вопроса о том, какие потребности есть у человека, мнения исследователей относительно материальных потребностей разошлись. Одни учёные считают их отдельной группой, другие включают в биологические.

К этому виду относится удовлетворение нужды в комфорте, одежде, жилье.

Социальные потребности

Считается, что общение, участие, самоутверждение в коллективе нужны человеку не меньше, чем еда и сон. Социальные потребности подталкивают людей находить друзей, создавать семью, заниматься воспитанием детей. К ним можно отнести и трудовую деятельность, самореализацию, стремление к карьерному росту.

Потребности человека – что такое, какие основные виды есть и преобладают, список и примеры кратко по обществознанию (6 класс)Рис. 1. Компания друзей.

Духовные потребности

В список человеческих потребностей входят духовные, связанные с особенностями внутреннего мира. Они не заложены в нас природой, а возникают в процессе жизнедеятельности. Это понятие имеет другие названия: идеальные, познавательные, культурные потребности. Примерами могут быть:

  • получение новых знаний;
  • поиск смысла жизни;
  • формирование нравственных ценностей и принципов;
  • творческая самореализация;
  • создание прекрасного.

Потребности человека – что такое, какие основные виды есть и преобладают, список и примеры кратко по обществознанию (6 класс)Рис. 2. В художественной галерее.

Пирамида потребностей А. Маслоу

В середине XX века получила распространение классификация потребностей по Маслоу, который разработал иерархическую модель. Согласно определению, иерархия — это расположение частей чего-либо в порядке возрастания, от низшего к высшему. При этом потребности определённой группы становятся актуальными только в том случае, если удовлетворены предыдущие. Познакомимся с кратким содержанием теории Маслоу.

Психолог разделил все потребности на первичные, данные нам природой (физиологические и экзистенциальные) и вторичные, то есть приобретённые в процессе жизни (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

  • Физиологические потребности необходимо удовлетворять, чтобы выжить (потребность в еде, сне).
  • Экзистенциальные — это потребности в безопасности, гарантированном будущем.
  • Социальные — потребности в совместной деятельности, поддержке, участии.
  • Престижные — стремление добиться более высокого общественного положения, потребность в уважении, общественном признании.
  • Познавательные — получение новых знаний, творческая деятельность.
  • Эстетические — стремление к прекрасному, тяга к искусству.
  • Духовные — саморазвитие, самореализация.

Потребности человека – что такое, какие основные виды есть и преобладают, список и примеры кратко по обществознанию (6 класс)Рис. 3. Таблица «Пирамида потребностей А. Маслоу».

С тем, что такое потребности, школьники знакомятся на уроках обществознания в 6 классе, на эту тему можно подготовить доклад.

Потребности человека – что такое, какие основные виды есть и преобладают, список и примеры кратко по обществознанию (6 класс)

Что мы узнали?

Потребность — это нужда в чём-либо, без удовлетворения которой человек испытывает дискомфорт. Традиционная классификация делит потребности на биологические, социальные и духовные. Также популярностью пользуется теория американского психолога А. Маслоу.

Предыдущая

ОбществознаниеОбществознание – что изучает наука и определение  что это такое, кратко о понятии (5 класс)

Следующая

ОбществознаниеСоциальные нормы и общественные правила поведения человека – что такое, зачем нужны кратко о понятии по обществознанию

План урока:

Роль потребностей в жизни человека

Многообразие потребностей

Материальные потребности

Духовные потребности

Можно ли управлять своими потребностями

Интересы и их роль в жизни ребенка

Иерархия интересов

 1

Роль потребностей в жизни человека

Сегодня общество не представляет своей жизни без бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, компьютера и интернета. Все это потребности, появившиеся сравнительно недавно. У каждого человека свое количество потребностей, они могут возникать из-за чувства неудовлетворенности, дефицита. Потребности могут меняться со временем, но одно остается неизменным: человек постоянно будет в чем-то нуждаться.

С развитием технологий, интернета, рекламы потребности в человеческом обществе увеличиваются. Потребности постоянно возникают снова, их нельзя удовлетворить один раз и навсегда. Нельзя выспаться на всю жизнь, наестся, одеться, пообщаться.

Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого. Некоторые нужды можно удовлетворить сразу (поесть, попить), для достижения других потребуется продолжительное время (покупка новой квартиры).

Все достижения современного общества, полезные вещи и ценности не существовали бы без возрастающей роли потребностей. На улицах не было бы машин, домов, линий электропередач, памятников архитектуры.

Многообразие потребностей

Человек — существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.

2

Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.

Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.

Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.

Примеры социальных потребностей:

  • Общение;
  • Уважение;
  • Дружба;
  • Признание заслуг;
  • Взаимопонимание;
  • Сотрудничество;
  • Одобрение;
  • Любовь;
  • Установление справедливости.

Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:

  1. Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
  2. Личностные — саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
  3. Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
  4. Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
  5. Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
  6. Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.

3

Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых). К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду. Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.

Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит. В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды. Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.

На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.

Материальные потребности

Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:

  • жилище;
  • одежда;
  • бытовая техника;
  • мебель;
  • средства передвижения (личный или общественный транспорт);
  • электронные приборы;
  • еда.

4

У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.

Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.

На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость — рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.

Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.

5

Духовные потребности

Духовные потребности человека отличают его от царства животных. Только люди испытывает стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, нуждаются в образовании, воспитании, нормах нравственности. Человек не умрет без удовлетворения духовных потребностей, но его жизнь будет неполноценной, несчастливой.

Благодаря наличию и развитию духовных потребностей, в обществе существует:

  • мораль;
  • религия;
  • традиции;
  • культура;
  • искусство;
  • образование.

Примеры духовных потребностей человека в повседневной жизни:

  • посмотреть фильм;
  • прочитать книгу;
  • послушать музыку;
  • насладиться красотой природы;

6

Чем богаче внутренний мир человека, тем больше в его жизни преобладают духовные потребности.

Можно ли управлять своими потребностями

Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.

Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем. Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.

В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.

Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.

Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:

  1. Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
  2. Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
  3. Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.

7

Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.

Интересы и их роль в жизни ребенка

Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим. Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.

Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.

8

Иерархия интересов

Простыми словами иерархия интересов — это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке — главные.

Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол. Но самое любимое времяпровождение Пети — смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях. Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.

Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.

9

  • Рассказ о потерянном друге рябинин
  • Рассказ о потерянном времени шварц
  • Рассказ о потерянном времени читать полностью бесплатно
  • Рассказ о последних годах жизни пушкина 1830 1837
  • Рассказ о последнем листе на дереве