Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Стр. 107 по истории 6 класс автор(ы) Бойцов, Шукуров
Вопросы и задания после параграфа
1. Объясните, кто мог стать рыцарем. Чем определялось положение рыцаря в обществе?
Рыцарем мог стать только тот, кто проявил себя с хорошей стороны в военном походе и заслужил уважение со стороны товарищей по оружию. Однако рыцарем можно было стать только после специального обряда посвящения. Теоретически, рыцарем мог стать любой человек, проявивший себя в военном деле, даже простолюдин. Но всё же, практически все рыцари были выходцами из знати.
Положение рыцаря в обществе определялось его воинскими навыками и умением проявить себя на поле боя.
2. Какую часть войска составляли рыцари? Как они сражались?
Рыцари составляли основную часть средневекового войска – тяжеловооруженную конницу. Именно атака рыцарской конницы, чаще всего, определяла результат сражения.
Сражались рыцари по традиционной схеме. Если их основным соперником было войско, состоявшее из пешего ополчения, то они разгонялись и на скаку пробивали широкие бреши в рядах пехоты. В случае, если сталкивались два рыцарских войска, то тогда битва превращалась в череду поединков. Первый удар наносился толстым, тяжелым копьём. Если соперник выдерживал удар и оставался на коне, поединок продолжался на мечах.
3. Исходя из текста и иллюстраций параграфа, опишите словами или нарисуйте вооружение рыцаря.
Основным элементом вооружения рыцаря были кольчуга и тяжелые стальные доспехи, закрывавшие большую часть тела и защищавшие от ударов копья, меча и стрел. На голову рыцарь надевал шлем (чаще всего с забралом, которое полностью закрывало лицо). Основным оружием рыцаря было длинное и тяжелое копьё, а также щит и меч.
4. Из каких качеств складывался идеальный образ рыцаря?
В период Средневековья идеальным рыцарем считался тот, кто всегда был готов пролить кровь и даже отдать жизнь за братьев-христиан и за христианскую Церковь. Поэтому рыцарь должен был бороться против любой несправедливости, лжи, коварства, и в случае необходимости – защищать бедных и слабых, а также вдов и сирот. При этом у него должны были проявляться такие положительные качества как мужество, благородство, щедрость, и самое главное – умение держать данное им слово.
5. Расскажите о повседневной жизни рыцарей, их занятиях в мирное время.
Повседневная жизнь рыцарей в мирное время была однообразной. Они жили в замках, которые, в случае необходимости, могли выдержать нападение врага. Быт был скромным и неуютным. Поэтому рыцари любили различные развлечения и увеселения. Самым главным из них был турнир, который в мирное время мог принести славу, уважение и богатство. Помимо турниров рыцари любили охоту (особенно соколиную), а также часто приглашали к себе в гости жонглёров (бродячих певцов и поэтов) и фигляров (странствующих циркачей и артистов). При этом очень немногие могли позволить себе наслаждаться искусством менестрелей (придворных поэтов и певцов). Также немалой популярностью пользовались игры в кости, шашки и шахматы.
6*. Рассмотрите изображённую на иллюстрации (с. 105) реконструкцию замка. Сгруппируйте постройки и части замка по их назначению — для обороны, жилья, хозяйственных целей и др.
Постройки и части замка, предназначенные для обороны
Ров, проезд в замок сквозь въездную башню, предвратное укрепление, внешняя комната коменданта замка.
Постройки и части замка, предназначенные для жилья
Главная башня, парадная комната хозяина замка, помещение для советников и помощников, большой зал, зал в собственных покоях хозяина замка, гостиная хозяина замка, зал для прислуги, спальня хозяина замка, комната прислуги, передняя комната хозяина замка, восточный зал, помещение для гостей, внутренняя комната коменданта замка
Постройки и части замка, предназначенные для хозяйственных нужд
Кухня, помещение для хранения припасов, конюшня
Другое
Внутренний двор, замковая часовня.
ІІ раздел
Европа на подъёме
Глава 6. Западная Европа в эпоху Крестовых походов
Жизнь рыцаря
Военное искусство римлян было утрачено, и германцы, постигая заново военную науку, к началу становления рыцарской эпохи ещё не освоили технику осады. Поэтому любая крепость, например башня-донжон за частоколом, становилась неприступным убежищем. Сеньор, обзаведясь таким укреплённым жилищем, чувствовал себя в безопасности на своих землях. Владение, лишённое укреплений, легко становилось добычей врага или алчного соседа. Замок стал сердцем сеньории, символом власти и могущества сеньора. По наличию такого замка в X-XI вв., собственно, и определялась сеньория.
Замок был также жилищем сеньора и его рыцарской охраны. В замках рыцари проводили время, свободное от военных походов.
Донжоны
Первые замки представляли собой невысокие деревянные круглые или прямоугольные башни — донжоны, стоявшие на возвышенностях и окружённые частоколом. Донжоны нередко строили у рек, создававших естественное препятствие на подходах к нему. Если реки не было, вокруг замка рыли ров. Каменные донжоны, более надёжные и защищённые от пожаров, стали появляться в конце X в. Но продолжалось строительство и деревянных замков, которые были дешевле и могли быть построены даже на ровном месте, на искусственно насыпанном холме. Вес тяжёлых каменных строений мог выдержать только естественный холм, что ограничивало возможность их строительства на равнинах. Особенность донжона — отсутствие входа на уровне земли. В него попадали через дверь на втором этаже, к которой вели приставные лестницы или мостки. Убрав их, защитники замка исключали неожиданность вторжения.
Деревянный замок X в.
История первых замков
Во Франции деревянные замки-донжоны стали возникать в конце IX в., когда с ослаблением власти короля государство стало распадаться на княжества, а княжества на более мелкие сеньории (герцогства, графства). Утверждая власть на своих землях, сеньор обзаводился замком. В Испании замки стали рубежами наступления Реконкисты.
У подножия Пиренейских гор
высится испанский замок Лоарре,
построенный в королевстве Арагон в 1070–1080 гг. для защиты
от мавров.
В Англии первые укрепления — деревянные замки бурги стали строить как защиту от нападений викингов-норманнов. Но массовое строительство замков в Англии началось с нормандского завоевания. Покоряя англосаксов, нормандцы ставили замки, рыцарский гарнизон которых контролировал округу. Эти замки были не только очагами обороны на случай восстаний, но и центрами административной власти. На побережье цепь нормандских замков исключала возможность нового завоевания Англии с моря. Вокруг замков, как вокруг защитников, селились крестьяне и ремесленники — так замки нередко становились ядром новых городов.
Рыцарь в быту
Мало что известно о повседневной жизни рыцарей и прочих обитателей замков X-XI вв. Письменных источников о быте этого времени мало, но сохранившиеся древние донжоны с их простой и суровой архитектурой говорят о непритязательности условий жизни даже самих их хозяев. Жизнь в замке тогда напоминала жизнь в походном лагере, когда в любой момент одним надо быть готовым взяться за оружие, а другим укрыться, спасая добро. Комфорт и роскошь были чужды людям того времени. Главным богатством были оружие и доспехи, сеньоры ценили верных воинов и коней. Такая жизнь определила грубость нравов средневекового дворянства и аристократии.
Воспитание рыцаря
С IX в. начали складываться рыцарские традиции и обряды, призванные выделить и обособить зарождающееся рыцарство. Рыцарь, осознавая себя членом элитного военного сословия, желал утвердить в нём и своих сыновей, для чего мальчикам давали соответствующие воспитание и подготовку. В 7 лет мальчик, бывший до тех пор на попечении матери и нянек, переходил в руки отца. Отец обучал его владению оружием и верховой езде, брал с собой в поездки и на охоту. К 12 годам мальчиков старались отдать на воспитание в дом влиятельного родственника или сеньора, где он становился пажом, совершенствовал воинское искусство, учился благородным манерам, изучал Библию. В доме сеньора пажи исполняли обязанности камердинеров, стольников, конюхов, ловчих, общались со своими сверстниками, такими же мальчиками на воспитании. С 14 лет паж обычно становился оруженосцем и сопровождал рыцаря на войну.
Паж, чистящий оружие
Рыцарские добродетели
Когда рыцарство стало ведущей военной силой общества, возникли особые требования к его членам. В идеале, рыцарь должен был быть доблестным, верным, мудрым, справедливым и щедрым. Перечень того, что должен был уметь рыцарь, сводился к семи «рыцарским добродетелям». 1. Верховая езда. 2. Фехтование. 3. Владение копьём. 4. Плавание. 5. Охота. 6. Сочинение и декламирование стихов. 7. Игра в шахматы. Этому, а также хорошим манерам и танцам обучали будущего рыцаря его отец и наставник с 7 до 15 лет. Освоивший эту науку здоровый и сильный юноша, «доброго нрава», член состоятельной семьи, способной оплатить расходы на его вооружение, был готов к посвящению в рыцари.
Посвящение
Обряд посвящения в рыцари в IX-XI вв. сводился к торжественному опоясыванию мечом по древнегерманскому обычаю и передаче новообращённому золочёных рыцарских шпор. Испытанием смирения посвящаемого считался ритуальный удар ребром ладони по шее. В XI в. «рыцарский возраст» наступал в 15 лет — именно тогда оруженосцев обычно посвящали в рыцари. Жёсткими были законы лангобардов в Италии: там потомок рыцаря, не сумевший стать рыцарем до 30 лет, переводился в сословие крестьян и должен был нести все крестьянские повинности.
Посвящение в рыцари
Благородная охота
Ратная служба занимала у рыцарей чуть более месяца в году, а в остальное время они предавались праздности. Главным развлечением была охота, со времён Меровингов считавшаяся благородным занятием. Франкская знать любила и соколиную, и псовую охоту и содержала целый штат загонщиков, псарей, сокольничих. На крупных зверей, оленей и кабанов, охотились, натравливая на них собак, а затем преследуя поднятое животное или загоняя его в сети. Охотники пользовались копьями, дротиками, рогатинами (короткое копьё с широким наконечником). Лук, презираемый рыцарями в бою, был востребован в охоте на уток, зайцев, лис, волков, косулей. На куропаток и жаворонков охотились с обученными соколами и ястребами, которые ловили добычу в полёте и приносили хозяевам.
Соколиная охота. Фрагмент
миниатюры из Манесского
кодекса. Германия.
1300 г.
Рыцарские игры
Непогода и плохие дороги часто удерживали рыцарей дома, где они развлекались играми с домочадцами и гостями. Самой любимой игрой были шахматы. Это полезное для ума развлечение даже вошло в обязательную программу «рыцарских добродетелей». В замках партнёрами рыцарей в шахматах становились их жёны и дочери. Каждая благородная дама стремилась обучиться этой игре. У горячих рыцарей партия нередко заканчивалась дракой. Так, Балдуин, сын Ожье Арденнского, соратника Карла Великого, выиграв партию у сына Карла, получил от рассвирепевшего партнёра смертельный удар шахматной доской по голове. Немало рыцарских жизней в таких же ссорах унесло другое азартное развлечение — игра в кости.
Шахматная партия
Пир — древнейшая традиция
Воины, от которых ратное дело требовало напряжения духовных и физических сил, нуждались в разрядке. С древнейших времён такой разрядкой были весёлые совместные застолья, дававшие отдых и сплачивавшие дружину. На пирах воины вспоминали свои подвиги, почитали погибших товарищей, давали клятвы и обеты на новые подвиги, слушали поэтические рассказы о героях прошлого, хвастались, балагурили, пели, спорили. В этой обстановке люди лучше узнавали и оценивали друг друга, что помогало дружине распределить роли в походе или в бою.
Пир в замке сеньора
В эпоху рыцарства пиры не утратили значения. Сеньор собирал своих вассалов на пиры до и после похода. Пиры устраивались и в замках сеньоров, и в домах рядовых рыцарей по случаю семейного торжества, праздника, в честь приезда гостей.
Заботы сенешаля
Организовать пир хозяевам дома помогали специально обученные слуги — сенешали. Должность сенешаля возникла в эпоху Меровингов и изначально сводилась к службе стольника, главного прислужника за столом. Но со временем эта почётная должность стала подразумевать целый ряд важных обязанностей. Сенешаль должен был знать традиции и обычаи, чтобы организовывать застолья, развлечения для гостей и церемонии. Сенешаль герцога или графа мог быть рыцарем, что было почётно как для сеньора, так и для рыцаря. Сенешалями королей были герцоги. Сенешалем Вильгельма Завоевателя был Фиц-Осберн, владелец замка Чепстоу.
Как сесть, что есть
Пир проводили в Главном зале замка или дома. Во главе длинного общего стола или за отдельным столом на возвышении сидели хозяин с супругой и почётные гости, наблюдая за ходом пира. Рядовые гости размещались за общими столами. Слуги обносили пирующих блюдами. На столах из посуды были только кубки для вина и плошки для супа, а вместо тарелок — лепёшки или ломти хлеба, их подавали первыми. Главным блюдом было мясо: ели жёстких лебедей и крохотных жаворонков, жилистых оленей и кабанов, варёную зайчатину, блюда из требухи. На гарнир были бобы, овощи, орехи, яйца, сыры. На десерт подавали варенные в меду фрукты и орехи, сладкие пироги. Гостей развлекали танцоры, певцы, музыканты, акробаты, жонглёры, устраивавшие игры с мечами и факелами. Между подачей блюд сказители читали старинные поэмы. Застолье заканчивалось танцами.
После пира
Когда гости расходились, к столам сбегалась челядь подбирать объедки. Посуду, на которой подавали кушанья, не мыли — её просто… отдавали вылизывать собакам. Понятий о гигиене не было, и считалось, что этого вполне достаточно. Огрызки и кости не убирали, и они тухли по углам. Чтобы отбить запах, пол выстилали пахучими травами.
К ночи столы — доски на козлах — разбирали и складывали у стен. На полу среди объедков слуги клали соломенные тюфяки, и пиршественная зала становилась общей спальней для челяди.
Культ женщины
В традициях древних германцев было уважение к женщинам, занимавшим важное положение в племени. Это отношение сохранилось и в средневековом обществе. Женщины, хозяйки дома, матери и супруги, сыграли немалую роль в смягчении нравов своих суровых мужей. Церковь, стремившаяся усмирить воинственность рыцарей, воспитывая почтение к женщине, ввела культ Девы Марии, Богородицы, отсутствовавший в раннем христианстве. Проводя много времени в замках, рыцари часто общались со своими жёнами, почитая их как друзей и советчиц, воспевая в стихах как возлюбленных.
Воспитывая рыцарей
Велика была роль женщины как матери будущих рыцарей. До 7 лет мальчика воспитывала мать, она вкладывала в юную голову первые представления о чести, доблести, справедливости. Жена сеньора участвовала и в воспитании его пажей. Женщины нередко наблюдали за военными занятиями юношей, и это подстёгивало тех лучше освоить боевые приёмы, чтобы покрасоваться перед дамами. Вечерами пажей допускали в комнаты дам, и, помогая распутывать пряжу, юноши учились светскому обхождению.
Женские образы в средневековом искусстве:
1. XII в. 2. XIII в. 3–5. XV в.
Хозяйка замка
Жена была в доме главной после мужа и участвовала в управлении замком. Женщины вели хозяйство и, утаивая доходы от мужей, проматывающих средства на турнирах, часто спасали их от разорения. В отсутствие хозяина его супруге не раз случалось организовывать оборону замка от нападения вероломного соседа. Привязанная к дому, женщина обустраивала быт, стремилась к комфорту и красоте. Благодаря женщинам аскетичные, похожие на логова донжоны приобретали жилой вид. У женщин были отдельные комнаты, просторные и светлые, где хозяйка, её дочери и служанки занимались рукоделием.
Украшение жизни
Средневековые женщины не были забитыми пленницами. Они были порой образованны лучше своих мужей, играли на музыкальных инструментах, умели читать, слагать стихи, играть в шахматы. Мужчины прислушивались к советам женщин, считались с их мнением. Мужья демонстрировали таланты и красоту своих жён гостям, и дамы участвовали в рыцарских развлечениях: пировали вместе с мужчинами, танцевали, охотились. Женщины могли владеть оружием, например, стрелять из лука на охоте, но чаще они участвовали в соколиной охоте.
Дама, играющая в шахматы
с кавалером. Миниатюра
из Манесского кодекса.
Германия. 1300 г.
Дамы-домоседки
Безопасность и приличие требовали от женщины пребывания дома. Дамы гуляли в садике во дворе замка, выходили лишь в церковь в окружении слуг и родни, путешествовали только в случае необходимости в сопровождении мужа, отца или брата. Большую часть жизни женщины проводили в закрытых помещениях. Недостаток солнечного света, свежего воздуха, грубая, лишённая витаминов пища приводили к распространённой болезни — рахиту. На протяжении всего Средневековья признаки рахита — большие вспученные животы, узкие плечи, маленькие груди, глубокие залысины на лбу — свидетельствовали о знатности и красоте.
Одежда франков
Традиционной одеждой франков были длинные штаны с подвязками под коленями и рубаха — камиза. Поверх рубахи надевали тунику — котту из плотной ткани, перетянутую поясом. Длина туники зависела от степени знатности владельца. На плечи накидывали плащ, застёгнутый или завязанный на правом плече. На ногах, по древнегерманскому обычаю, носили кожаные обмотки, оставлявшие открытыми пальцы, или сандалии с перевязью, или мягкие высокие сапоги. Зимой франков грели меховые полукафтаны или жилеты, подбитые мехом плащи, шапочки с мехом. Волосы франки стригли коротко, по римскому обычаю. Волосы придерживал обруч, венец или повязка.
Карл Великий не любил роскоши и носил простую франкскую одежду, но его бароны предпочитали дорогие меха и одежду из привозных тканей, расшитую золотом и цветным шёлком, а по подолу, у ворота, на рукавах окаймлённую золотыми позументами, унизанными драгоценными камнями. Небогатые рыцари носили одежду из недорогого материала со скромной отделкой. Некоторые не могли приобрести даже достойный плащ. Рыцари и аристократы не расставались с мечом и носили его в ножнах на перевязи, прикреплённой к поясу. Мода франков распространилась по всей Европе.
Женская мода
Женский франкский костюм состоял из двух платьев-туник. Нижняя туника (камиза) была длинной, до пола, и узкой, её рукава глухо застёгивались на запястьях. Свободная верхняя туника (котта) из плотной ткани была короче, с широкими, пришитыми или пристёгнутыми, рукавами. Обе туники украшали позументы, под грудью повязывали пояс. Женщины носили длинные волосы, заплетая их в косы или собирая в длинные причёски. Голову украшали венцом или обручем. Обруч удерживал накинутую на голову вуаль, короткую или столь длинную, что она окутывала всё тело, скрывая его силуэты. Силуэт скрывал и просторный плащ, застёгнутый на груди или накинутый на голову. Средневековые женщины носили кольца, серьги, браслеты и ожерелья. Богатство отделки наряда и количество украшений свидетельствовали о положении дамы в обществе.
Поделиться ссылкой
Обновлено: 10.01.2023
Странствующие рыцари. В мирное время после посвящения молодые рыцари как правило не оставались праздными: верные клятве вспомоществовать утесненным и уничтожать вредные обычаи, они странствовали по долам и горам, отыскивая приключения и везде справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи. Таким образом, первые годы их рыцарского звания посвящены были путешествиям в дальние страны, к чужеземным дворам, чтоб сделаться совершенными рыцарями. У разных народов и у отличнейших рыцарей перенимали они разные способы переламывания копья. Чтобы испытать себя и поучиться, они домогались чести померяться с этими мастерами своего дела.
Но полезнейшие для них уроки были на войне, где служили они добровольно, стараясь стать на сторону правого. Они изучали также церемониальные обычаи и этикеты каждого двора. Желание отличиться храбростью, талантами и знанием приличий побуждало их знакомиться с знаменитейшими принцами и принцессами, рыцарями и дамами; они старались узнать их историю и заучивали их лучшие деяния, чтоб по возвращении на родину передать все в поучительных, занимательных и приятных рассказах.
Кроме беспрестанных случаев участвовать на турнирах и в войне, странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать злодеяния, обуздывать насилие и быть полезными; таким образом осуществляли они те чувства справедливости и великодушия, которые им были внушены. Часто несколько рыцарей, собравшихся при каком-нибудь дворе, при котором их пожаловали рыцарским званием или при котором они просто присутствовали на торжественных празднествах, соединялись и целым обществом задумывали странствия, называвшиеся поисками (quetes), или для отыскания какого-нибудь исчезнувшего рыцаря или дамы, попавшей в руки врагов, или для другого более высокого предприятия. Герои, переходя из страны в страну, проезжая леса, не имели при себе ничего, кроме необходимого для собственной защиты оружия; они кормились единственно охотой.
Во время таких благодетельных странствий рыцарь отдыхал сладко в замках, где удерживал его радушный прием. На воротах и башенных шпилях подобных замков ставились золотые шлемы — условные знаки гостеприимства и пристанища, готового для странствующих рыцарей. Таков был обычай, и пока существовало рыцарство, все дворяне и благородные дамы выставляли шлемы на высоких местах своих замков, чтобы странствующий рыцарь мог войти в чужой замок также смело, как в собственный.. Год и один день — обыкновенный их срок для окончания предприятия. Но данной ими клятве они обязаны были, возвратясь домой или в сборное место, откровенно рассказать о своих похождениях, промахах и бедствиях.
Часто бывало так, что в своих странствиях рыцари не находили достаточно приключений, и поэтому по возвращении из странствий да и во время странствий они придумывали их сами: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение — военным подвигом, поединком (pas d’armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади.
Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив свое знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками, и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться.
Обнародованный вызов скоро доходил в дальние края, а потому рыцари, желавшие сразиться с защитниками прохода, и дамы, жаждавшие подобных зрелищ, предлагавшихся обыкновенно в их честь, быстро съезжались со всех концов. В назначенный день поединки начинались с утра и захватывали часть дня. Бились или острым оружием, или тупыми копьями, согласно условиям вызова или дозволению, полученному от государей, на земле которых происходил поединок. Чаще всего побежденный обязан был дать победителю в залог победы или золотой перстень, или печать, или мех, или какой-нибудь драгоценный камень. Иногда условия поединка состояли в том, что побежденный обязан был идти в плен к государю победителя и там, признав себя побежденным, припасть к стопам государи и оставаться пленником столько времени, сколько захочется государю. В этих случаях короли пользовались обыкновенно своим правом, по возможности, великодушно; они ласкали, утешали и чествовали рыцарей, таким образом к ним присланных. Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры. Эти поединки в мирное время были повсеместны.
По возвращении из странствий рыцарь возвращался в замок. Либо в замок патрона, либо в замок родителей, либо, если его родители были богаты, а сам он был знатным принцем, даже в собственный.
Жизнь рыцаря в замке. Жили рыцари в замках. Замок был главным оплотом рыцаря и его владений. Это был и дом и крепость и военный опорный пункт от посягательств врагов. Население замка — очень большое, так как дети вассалов воспитывались в доме сюзерена. Замки состояли обыкновенно из широких круглых или четырехугольных башен с зубчатыми платформами; иногда к башням приставлялись огромные камни, поддерживавшие бельведеры. Эти башни были особенным уделом дворянства, так что, желая выставить величие какого-нибудь дворянина, говорили: у него есть башня. Первые замки обносились только тыном, а посередине строили главную башню на возвышении. Иногда замок представлял собой укрепленный лагерь. Затем эти постройки усовершенствовались. Замки воздвигали на трудном природном месте. Сначала строили главную башню, обносили ее высокой стеной, по углам которой строили другие башни. Стена, ров и тын — главные элементы замка. Среди башен замка была одна главная – донжон, в ней жил владелец замка и его семья, донжон же еще и играл важное оборонительное значение – это была самая большая и прочная из башен. На первом этаже донжона как правило хранили припасы, на втором обычно размещался гарнизон, в зале, который находился этажом выше принимали пищу, а иногда и спали. Семья сеньора занимала самый верхний этаж.
Из башен замка, одна, меньшая по объему, возвышалась значительно над другими; слуховые окна были у нее на всех четырех сторонах. Эта башня, называвшаяся сторожевой, служила местом наблюдений. Здесь на двух брусьях висели набатные колокола, в которые били тревогу, завидев неприятеля в окрестностях, чтобы предупредить жителей о его приближении. Двор замка разделялся надвое внутренней стеной. С одной стороны находились хозяйственные постройки, а во время осады там располагались лагерем вассалы. С другой стороны — донжон, где жил сеньор, который мог отгородиться и от врагов, и от собственных вассалов. В замке были погреба с провиантом, поэтому люди могли выдерживать длительную осаду. В замке помимо стен, оборонительных башен и донжона были также часовня, оружейная мастерская, кузница, конюшня, псарня, загоны для скота и кладовые с запасами съестного. Очень важным элементом замка был колодец. Именно он снабжал жителей замка водой во время осады.
Занятия рыцарей. Жизнь рыцаря в замке протекала довольно скучно, рыцарь как можно чаще стремился покинуть его, будь это приглашение на турнир, выезд на охоту, либо просто в поле. Основными занятиями рыцарей в мирное время были: воспитание пажей и оруженосцев, пиры, устраиваемые в честь какого-то события, охота, турниры, игра в шахматы и триктрак. Начало лета — сезон развлечений: посвящение в рыцари. Свадьбы и турниры происходили весной — в Пасху, Троицын день. Тогда прерывалось монотонное течение жизни в замке. Всякий визит воспринимался с радостью — паломника, жонглера, менестреля, рассказывающего о подвигах короля Артура.
Рыцари любили закатывать пиры. Делалось это либо в честь какого-нибудь праздника, либо когда замок посещал какой-нибудь гость: будь это странствующий рыцарь, паломник, жонглер, менестрель, рассказывающий о подвигах короля Артура. Что было на столе? На столе феодала было мало хлеба, но много мяса. В основном ели дичь, пойманную на охоте — это лоси, кабаны, кролики, фазаны. Затем подавали птицу — куры, куропатки, лебеди, журавли, цапли. Заканчивали пир свининой. Конины не ели, так как конь — животное для езды. Не ели и говядину, так как бык — тягловое животное. Ели рыбу, причем сырую — речную. Употребляли много травы — овощи, салат. Закусывали сыром и пирожными. На десерт ели мучные лепешки, сладкие пирожки, фрукты. С XII в. из Святой Земли получали абрикосы, дыни, финики, фиги и апельсины. Пили сидр и пиво.
Любимое занятие рыцарей — охота. Уже юные рыцари привлекались к участию в охоте. Она устраивалась во всякое время года. У многих аристократов охота была безумной страстью. Французский монарх Филипп II Август любил охотиться все дни напролет во Франции и за ее пределами, охотился даже во время крестовых походов в Святой Земле. Но охота была не только страстью, но и необходимостью. Ведь дичь к столу поставлялась за счет охоты, которая была регламентирована. Преследование крупной дичи в лесах, кроликов и зайцев в заповедниках — исключительная привилегия феодалов. Крестьяне могли лишь расставлять сети на опушке леса. Но цель охоты не только поиски мяса. Иногда речь шла о том, чтобы уничтожить свирепых диких животных (волков, медведей), угрожающих птичникам, или даже самим крестьянам.
Огромной была роль соколиной охоты, введенной в Западной Европе в XI в. Это трудное дело, которому рыцарь посвящал долгие часы. Нужно было уметь поймать птицу, вскормить ее, научить слушаться жестам и свисткам, узнавать добычу. В средние века было написано много трактатов о соколиной охоте. Эти трактаты происходят главным образом из Сицилии. В них обучают, как нужно приручить молодого сокола. Сокол — любимое развлечение рыцаря. Это очень благородная птица. Купить сокола дорого, подарить сокола — большая роскошь. Смерть сокола — большая потеря для хозяина.
Другое развлечение феодала — игра в шахматы. В героических деяниях о них много упоминаний. В средние века любили играть в шахматы даже дамы. Мать Ричарда Львиное Сердце Элеонора Аквитанская с легкостью обыгрывала в шахматы принцев крови Франции и Англии. Шахматы были огромных размеров, делались из дерева или металла. Вначале они были монохромными, чаще всего белыми. Свой современный вид шахматы приобрели лишь во времена Филиппа II Августа (1180 — 1223 г.г.). В шахматы часто разыгрывали судьбу армии, пленника. Это был любимый спорт средневековых рыцарей.
В идее турниров содержалось высокое этическое начало. Лишь рыцари с незапятнанной репутацией могли участвовать в турнире. Рыцарь на турнире выступал со значком, полученным из рук своей дамы, если значок падал или доставался противнику, то дама бросала новый. Последний удар наносился в честь Дамы.
Турниры были настоящим праздником феодальной аристократии, они привлекали много зрителей и участников. На протяжении XI — XIII веков турниры переживали эпоху своего расцвета.
Такой образ жизни вели средневековые рыцари, такими были их занятия и развлечения в мирное время.
Рыцарь на войне
Отступить для рыцаря означало уронить честь, поэтому они почти никогда в бою не отступали, а если и отступали, то для этого были очень серьезные причины. Так, Ричард Львиное Сердце в битве при Арсуфе(третий крестовый поход) отразив 2 атаки сарацин, и не отступив, в третий раз бросился в бой в сопровождении всего 15 рыцарей. В бою рыцари старались вести себя достойно, как предписывала им рыцарская мораль, но так получалось не всегда особенно в пылу битвы. Так, рыцари и нападали сзади, и убивали безоружного противника, и добивали раненного.
Рыцарская честь понималась весьма своеобразно. Устав тамплиеров, например, разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и слева, везде где можно нанести ему урон. Но если противнику удавалось заставить отступить хоть нескольких рыцарей, их соратники, заметив это, как правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить ни один полководец. Сколько королей лишились победы только потому, что преждевременно теряли голову от страха!
В сражениях помимо рыцарей участвовала также и пехота – каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в. исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем. Рыцари их в расчет вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с достойным противником, то есть рыцарем же, они топтали конями мешающих им своих же пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врага: рыцарей. Вот тут-то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника закрытых щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со скоростью движения, враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла. Если же доспехи выдерживали, а копья ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование: удары были редкими но страшными. Об их силе говорят останки воинов, погибших в сражениях средневековья, — разрубленные черепа, перерубленные берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая приказы командующих. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всем, — и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли, запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое количество поединков, когда противники гонялись друг за другом.
Таково было храброе, отважное, яростное, настойчивое, упорное и безудержное поведение рыцаря в бою.
Заключение
В второй половине XV в. начался закат рыцарской идеологии и рыцарства. Тогда же стали активно применять порох. Сначала он применялся лишь для того, чтобы взрывать стены крепостей. В результате могучие рыцарские замки перестали быть неуязвимыми. Затем применение пороха привело и к изменению методов войны и к снижению роли конницы. Рыцарство перестает играть важную роль в жизни общества. Тогда же приходит в упадок и рыцарская идеология.
Монашество
Вступление
В тройственной модели феодализма монахам отводилось самое почетное место. В средние века именно в духовенстве видели самое главное сословие, так же как в церкви — самый важный институт. Церковь и духовенство — посредники между Богом и человеком. Монашество считалось идеальной формой жизни, а монахи пользовались привилегированным положением. Главный герой средневековья — монах или святой. В ту эпоху монашество было повседневным и необходимым для функционирования общества явлением. И это, наверное, удивительно для эпохи, стоявшей перед столь серьезными проблемами пропитания и материального обеспечения населения. Тем не менее монахи были глубоко интегрированы в средневековое общество, которое позволяло себе содержать много монахов, считая, что они молятся за других.
В мирное время рыцари, в основном, занимались охотой. В то время считалось, что охотиться и являться рыцарем, очень хорошо и почетно. Также эти вещи считались двумя сторонами одной медали. Охотясь за дичью, рыцари не учитывали абсолютно ничего. В некоторых случаях они вытаптывали посевы крестьян, если по ним бежали животные в процессе охоты. Нередко это приводило к крестьянским восстаниям и различным недовольствам со стороны жителей.
Зачастую охота была опасной для жизни забавой, но рыцари не боялись этого. Были известны случаи, когда животное оказывалось больше человека, и поэтому он погибал, если оставался с ним один на один. Особенно благородной рыцари считали соколиную охоту. Так, например, она очень нравилась Фридриху II, который написал о ней в своей книге. Эта рукопись в настоящее время признана как дар наблюдательности монарха.
Для охоты специально воспитывали птиц, что могло длиться годами. В основном, в средние века и немного позже прислуга занималась воспитанием соколов, орлов и ястребов.
Также в мирное время рыцари часто принимали участие в разнообразных состязаниях и турнирах.
Давайте сегодня поговорим о повседневной жизни рыцаря в средние века. Эта эпоха западной и европейской истории, настолько интересная, что она вдохновила на создание бесчисленных и разнообразных произведений литературы, живописи и кино. Предания о рыцарях замечательны. Все мы помним короля Артура и его рыцарей круглого стола, Робин Гуда и конечно знаменитые Крестовые походы.
Итак, расскажем вам, каково это было быть средневековым воином.
Всем нам известно, что в средние века происходили многочисленные конфликты и великие Крестовые походы — серия военных кампаний, которые начинались и поддерживались папством и христианской Европой. Их главная цель состояла в том, чтобы остановить мусульманскую экспансию, которая тогда завоевала обширные территории Византийской империи, и восстановить христианский контроль над Святой Землей.
Таким образом, рыцарство средневековья появляется как особое создание церкви во времена империи Каролингов – когда на территории современной Франции правил Карл Великий — король франков. Его правление продолжалось с 754 до 813, и одна из его стратегий заключалась в том, чтобы дать лордам каждого региона земельные наделы в обмен на верность и подданство. Эта система породила феодализм.
Рыцарь был воином на лошади в тяжелом снаряжении. Этот воин служил королю или другому феодалу — за деньги или за право на землю — и был обязан участвовать в тех войнах, в которых участвовал его господин.
Но только после одиннадцатого века, со времен первых Крестовых походов, были учреждены ордена и названы первые рыцари, что позволило создать целый военный класс на службе церкви и государства с очень четко определенными задачами и даже с кодексом поведения. Этот класс просуществовал несколько столетий.
Чтобы стать рыцарем средневековья, вы должны были быть благородного происхождения. Кроме того, у вас должны были быть экономические ресурсы, потому что содержать лошадей в то время было очень дорого. По этой причине дети, сыновья дворян, поступали на службу совсем маленькими — в 6-7 лет.
Сначала ребенок поступал на службу в качестве адъютанта, помогая рыцарю во всем. Он мог жить как внутри, так и за пределами замка, и его обязанности варьировались от выполнения особых поручений до подметания двора и ухода за лошадьми.
Когда наступала юность — в 14 или 15 лет, он становился оруженосцем, который носил оружие своего хозяина, хотя и не сражался. Очевидно, что его воспитание было военным, и он был обучен сражаться мечом, а также имел понятие о тактике войны. Интересно, что эти умения прививались юношам через спорт и игры. Также они упражнялись в верховой езде.
Оруженосец служил рыцарю в качестве помощника — распорядителя: он помогал одевать рыцаря средневековья и держал его доспехи и оружие в должном порядке. Хотя он и не сражался на поле боя, он был способен сделать это, если потребуется.
Игры и спорт — это турниры и соревнования, довольно опасные. Это был способ тренироваться, как тактическое боевое упражнение, которое позволяло рыцарю и тем, кто стремился стать рыцарем, быть в надлежащей форме. Но турниры также были очень важным развлечением для средневековых людей. На нем господин представлял своего феодала, который должен был выиграть приз. Этот приз был не только деньги, но также почет и слава.
Турниры и соревнования были огромными событиями, которые проходили, когда не было войн. Они проводились практически по любой причине: коронации, браки, роды, крещения, завоевания, альянсы и подобные события были отличным поводом для них. Затем, со временем, их стали проводить и при праздновании церковных торжеств.
Когда оруженосцу исполнялось 21 год он наконец мог стать рыцарем. Посвящение было целой церемонией. Самым главным в церемонии был момент, когда король или господин касался мечом плеча кандидата и тем самым присваивал ему титул рыцаря. Кроме того, в конце церемонии монарх мог слегка похлопать посвященного по шее или щеке, хотя изначально удар был довольно сильным кулаком в ухо, чтобы новый рыцарь помнил его всю жизнь.
Накануне кандидат в рыцари должен был поститься и исповедоваться. Если он был не богат, то должен был найти деньги на вооружение, амуницию и лошадей. Долее он мог провести праздничную трапезу со своими друзьями за отдельным столом, но во время пиршества не мог говорить или смеяться.
Ему рассказывали обо всех тяготах и лишениях, которые его ожидают, когда он станет рыцарем. Затем он становился на колени (представьте, как это было трудно во всех доспехах), и молился всю ночь.
На следующее утро он мог немного расслабиться и отдохнуть в постели. Затем он слушал мессу, и как только она заканчивалась его посвящали в рыцари.
Сначала его спрашивали готов ли он, если получали утвердительный ответ, он мог одеть шпоры и предъявить свой меч. Когда все эти приготовления заканчивались, он отправлялся в назначенное место с мечом, и там произносил свою клятву: умереть, если необходимо, за христианскую веру, за своего короля и его земли. Потом ему вручали знак отличия, и обращались к Богу с просьбой не позволить забыть произнесенной клятвы. Новый рыцарь целовал человека, который посвятил его и всех присутствующих рыцарей, в знак братства и мира.
После этой церемонии мог быть большой пир, а иногда даже турнир.
А вот основные рыцарские идеалы, которым они клялись служить и исполнять:
Мужество — это означало, что он готов поступать правильно, и способен сражаться даже против превосходящих сил врага;
Защита церкви, лордов, их семей, а также сирот и вдов;
Вера в Бога , которая поможет избежать искушений и вынести жертвы;
Смирение — признания силы и героизма других, но не хвастовство своими подвигами;
Справедливость ;
Щедрость , которая позволила бы ему быть милостивым к врагу и противостоять слабости и жадности;
Умеренность , что означало делать все в меру, даже при наличии у него богатства;
Лояльность , что они должны были поклясться церкви и лордам, отдать свою жизнь за них;
Благородство , которое является принципом вежливости: они должны быть вежливыми, честными, щедрыми и развивать благородный характер, чтобы стать образцом для подражания.
С течением времени рыцари, как боевая единица утрачивали свое значение, потому что с новыми видами вооружения они становились легко уязвимыми. И к шестнадцатому столетию они практически исчезли, оставив потомству только самый известный образ рыцаря — любимый Дон Кихот Ла-Манческий.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .
Читайте Вальтера Скотта. Рыцари — это бароны, безземельные дворяне, как правило младшие сыновья .Их удел был воевать, нанимаясь за деньги за любую из сторон, в мирное время они грабили и убивали путников на дорогах, собираясь в шайки нападали даже на посёлки и небольшие городки. Современники их звали псами — рыцарями, собаками, если проще. Их ненавидели и боялись .Считали их конченными людьми.
1. В военное время — воевали и интриговали против соседей. «2. В мирное время готовились к войне: тренировались, выезжали коней, заказывали оружие. Нередко они и сами могли починить кое что из оружия и доспехов в кузне. Создавали необходимые запасы в замке. . 3. Распорядок на день: вставали с рассветом, и во главе вассалов спешили на охоту. Очень важное занятие для тренировки самого рыцаря и выездки коней. Кроме того, охота пополняла запасы на долгий срок и замковую кухню. После охоты рыцарю-сюзерену полагалось устроить малый пир для своих сторонников-вассалов. Где все благополучно напивались
Свободное время рыцари проводили в забавах, самыми любимыми из которых были охота, пиры и турниры. Феодал и все его рыцари обычно в течение целого дня пировали в самом большом зале замка; при этом могли съесть целого быка и множество мелкой дичи.
Часто такие состязания устраивали знатные феодалы или короли по случаю именин, свадьбы, рождения наследника. На турнирах сражались специальным затуплённым оружием, по одному или целыми отрядами.
Организовывали турниры специальные люди — герольды . Они знали наизусть родословные всех знатных людей и их родовые отличительные знаки — гербы . Каждого прибывшего участника громко объявляли, рассказывая о его достоинствах и победах.
Рыцари прибывали в парадных доспехах, украшенных цветными лентами и перьями, со своими свитами. Играла музыка, благородные дамы в лучших нарядах рассаживались на трибунах вдоль ристалища — места для схваток. После турнира проходило награждение победителя, а затем был пир для всех гостей. На пиру выступали музыканты и певцы — менестрели , которые исполняли героические песни — баллады .
Частью культуры был кодекс рыцарской чести , который предписывал быть храбрым до безрассудства, верным и щедрым. Осуждались скупость и даже бережливость, осторожность, физический труд.
А ещё рыцарю нужно было вежливо общаться с дамами, говорить им комплименты. Считалось, что рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму (пусть даже и незнакомую), слагать в её честь стихи и песни и совершать подвиги — например, побеждать драконов и других чудовищ. Так что сказки о заточённых в башне принцессах и охраняющих их драконах — это отголосок средневековой рыцарской культуры.
Читайте также:
- Центральные и местные органы исполнительной власти кратко
- Вперед я хочу кратко остановиться на сюжете повести
- Значение слова вред кратко
- Углубление кризисных явлений в ссср кратко и понятно
- История кохлеарной имплантации кратко
Читайте вторую часть статьи «Рыцари в Европе».
Статью «Рыцари в Европе. Часть 1» можно прочитать здесь.
Статью «Витязи на Руси» можно прочитать здесь.
Содержание
Рыцари и принцессы.
Рыцарские турниры.
Рыцари в мирное время.
Рыцари в военное время.
Оруженосцы.
Крестоносцы.
Изгнание из рыцарства.
Знаменитые рыцари Европы.
Конец эпохи рыцарства.
Рыцари и принцессы
Одной из самых романтических сторон средневековья был «культ» любви, причем любви в основном духовной, платонической. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь прекрасной дамы и ее прославления. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатку своей дамы к себе на шлем и прибив табличку к своему щиту. Таким образом он возвеличивал свою даму.
Позже, в честь прекрасной дамы сочинялись стихи и пелись серенады. Обычаи рыцарской любви были неторопливыми. Сначала рыцарь несколько месяцев ухаживал за дамой своего сердца и только потом получал право поцеловать её руку. Так, шаг за шагом, рыцарь постепенно двигался в сторону завоевания сердца своей дамы.
Считалось, что ни один настоящий рыцарь не даст согласие на убийство женщины. Существуют рассказы о том, что рыцарь и дама могли спать в одной постели, положив между собой меч. Так рыцарь демонстрировал, что не посягает на честь дамы. Конечно, тут могли быть варианты. Клятва своей рыцарской честью священна. Слово рыцаря многого стоит. Хороший рыцарь честен во всем и всегда. Рыцарь, запятнавший себя разбоем или насилием, мог быть лишен всего и даже предан суду и смерти.
Рыцарские турниры
Турниры обычно устраивались королем или баронами по особым случаям. Например, в честь браков королей, в связи с рождением наследника, заключением мира, в связи с победой и т.д. Для турнира выбиралось место в вблизи города. Оно имело четырехугольную форму и было обнесено деревянным забором. Называлось такое место «ристалище».
На турнирах рыцари демонстрировали мастерство и храбрость. Они часто получали ранение и даже погибали. Хотя сражались тупыми копьями и мечами. Рыцарские поединки были не просто занятием, которыми занимались рыцари в период между войнами. Это была своего рода тренировка и подготовка к войне. Когда же крестовые походы прекратились, поединки стали видом спорта.
Одним из видов состязаний было, когда рыцари сражались друг с другом. Ещё один вид состязания, когда рыцари были разделены на две команды и боролись друг с другом. Рыцарские поединки на лошадях были не так популярны, как состязание команд рыцарей.
Для некоторых рыцарей рыцарские турниры были одним из видов заработка. На турнире, поверженный на землю рыцарь, должен был отдать свои доспехи и своего коня победителю. Но по сколку остаться рыцарю без коня и доспехов считалось позором, то победитель тут же возвращал все проигравшему за очень хорошие деньги. Так что некоторые рыцари зарабатывали себе на жизнь, путешествуя из города в город и принимая участия в рыцарских турнирах, параллельно прославляя имя своей Прекрасной Дамы.
Рыцари в мирное время
Рыцари в основном жили в замках, большая часть которых строилась на холмах. Они не занимались ведением хозяйства. Вначале рыцарем мог стать любой человек, кто был богат и мог приобрести боевого коня и вооружение. Позже, рыцарем мог стать только человек благородного происхождения или потомок рыцарей.
Умение читать и писать для рыцарей считалось необязательным. А вот изучение такой науки как геральдика (разнообразные гербы рыцарей) была для них обязательна. На войне лицо рыцаря было закрыто шлемом и только по гербу можно было его распознать.
В мирное время рыцари в основном занимались охотой. Зачастую охота была опасной забавой, но рыцари этого не боялись. Особенно благородной рыцари считали соколиную охоту. Для охоты воспитывали птиц, и это могло длиться годами. Также в мирное время рыцари принимали участие в разных соревнованиях, состязаниях и турнирах. Кроме военной доблести рыцари должны были уметь себя вести и в светском обществе. Они должны были уметь поддержать разговор и даже уметь петь.
Система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный называлась «куртуазия» или «куртуазность». В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его дамой были подобны отношению между вассалом и его господином.
Рыцари в военное время
Высшим проявлением рыцарской любви к войне, служило агрессивное желание завоевать новые земли. Во время походов на войну, образовывались военно-религиозные организации — рыцарские ордены. Об орденах было написано в статье «Рыцари в Европе. Часть 1».
Образ жизни и все этические ценности были связаны с войной, которая считалась самым важным и достойным занятием в жизни рыцаря знатного происхождения. Война была профессией рыцаря. Начиная с XI века в большинстве регионов Европы сложилась монополия господствующего класса на военное дело. Народные ополчения сошли со сцены, и армии стали отрядами профессиональных рыцарей — тяжеловооруженных и сражающихся верхом на коне. Военная профессия давала права и привилегии, определяла этические нормы и традиции, культурные ценности.
Обычным построением рыцарей был «клин». Он мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего рыцарские войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой. Причем каждая из них распадалась на «клинья», имела центр и два крыла. Развитие металлургии и «поточное» производство вооружения в XIV — XV вв. привели к тому, что оружие и боевые доспехи стали доступны широким слоям населения. Результатом этого стало количественное увеличение отрядов хорошо вооруженных наемников, которые по своим боевым качествам смогли превзойти в скором времени рыцарское ополчение. В последние годы Столетней войны французский король Карл VII заменил отряды своих вассалов постоянным войском, состоявшие в основном из наемной пехоты.
Во время войны рыцарские идеалы порой не помогали, а препятствовали достижению победы.
Битва при Азенкуре является одной из самых известных битв в европейской истории. Эта битва стала частью Столетней войны. Сама битва увенчалась победой англичан над численно превосходящими силами французов. Битва при Азенкуре вошла в историю, как одно из самых катастрофических поражений, когда было убито около 8000 французов, а сотни ранены или взяты в плен. Потери же Англичан насчитывали всего несколько сотен.
Поскольку в средневековье основной боевой силой армии были рыцари, то именно вокруг рыцарей и выстраивались боевые отряды. Каждый рыцарь в зависимости от возможностей брал с собой в поход оруженосца, слуг, пикинёров, лучников или арбалетчиков. Пешие и конные воины при рыцаре именовались по-французски «сержантами» или по-немецки «кнехтами». Эти простолюдины и составляли вместе со своим господином тактическую единицу — рыцарское копьё. Фактически в составе копья было три конных воина в доспехах, несколько стрелков на конях и несколько пеших воинов. Рыцарские копья объединялись под началом авторитетного рыцаря-баннерета в отряд-знамя.
Оруженосцы
Большинство считают, что оруженосцы рыцарей были кем-то вроде крепостных слуг. Но это далеко не так. Оруженосец весьма почетное звание. Прослужив несколько лет оруженосцем, молодой человек сам мог стать рыцарем. Слуга — оруженосец был далеко не простым человеком в средневековье. Все претенденты на эту должность должны были быть знатного происхождения и прослужить около 5-7 лет пажом при знатном рыцаре или короле. Оруженосцем становился человек примерно в 7-8 лет. Чем раньше ему удавалась начать это делать, тем более умелый рыцарь из него мог получиться. Мальчики должны били выполнять все поручения, которые возлагали на них. К этим поручениям в основном относились такие: уборка, прислуживание за столом, сопровождение рыцари и его членов семьи.
Так как большинство пажей приходились либо родственниками, либо детьми друзей хозяина замка, их обучали следующим премудростям: придворным манерам, плаванию, борьбе, основам владения оружием. После того, как молодой паж выучивался всем премудростям и выполнял все свои обязанности безукоризненно, он мог рассчитывать на то, чтобы получить статус оруженосца. Каждый оруженосец мог занимать одну из должностей: быть камердинером, ловчим, конюшим, кравчим. Он мог занимать и другие должности, которые доверял им рыцарь. Должность личного оруженосца в средневековье считалась самой значимой должностью при рыцаре.
Обязанности
Одной из главных привилегий было то, что оруженосцам было разрешено участвовать в беседах при разговоре своего господина с другим рыцарем. Так они учились светским разговорам и при необходимости могли высказать свое мнение.
Молодым оруженосцам поручали заботу о боевых конях рыцаря. Ухаживая за лошадьми, оруженосцы учились верховой езде и различным премудростям. Так же на плечи юного оруженосца ложилась забота об оружии и доспехах своего господина. Если рыцарь замечал какие-либо неполадки в военной амуниции, то он мог жестоко покарать своего оруженосца, ведь от этого зависела жизнь рыцаря.
Главным делом оруженосца было сопровождения рыцаря в военных походах, где он должен был помогать ему в сражениях, подавать оружие и следить за врагом. Во время боя оруженосца ждали серьезные испытания. Он должен был прикрывать своего господина щитами, отражать удары врага и оказывать медицинскую помощь при ранении. В случаи ранения рыцаря, оруженосец должен был быстро эвакуировать своего господина в безопасное место. Хотя молодых юношей старались беречь в боях, смертность среди оруженосцев значительно превышала смертность титулованных рыцарей.
Также оруженосца поджидали испытания на рыцарских турнирах. Молодые юноши участвовали в турнирах, чтобы доказать, что они достойны звания рыцаря. Чтобы они не сильно травмировались, их оружие для турниров было лёгким и ломким. Молодые воины, побеждавшие в турнирах, могли быть приглашены на рыцарские бои и поучаствовать в них.
Крестоносцы
Крестоносцы — участники крестовых походов. Считалось, что крестоносцем в средневековье становились тогда, когда приносили «Обет креста». «Обет креста» был введен на Клермонском сборе папой Урбаном II, когда он воодушевил своей речью и распределил кресты между теми, кто пожелал отправиться в поход в Святую Землю. Реакция на эту речь была мгновенной: все стали нашивать крест на одежду. Знак креста, как считал папа, должен находиться на правом плече (так нес крест на Голгофу Христос). Но можно было носить крест на груди и на лбу. Главное — получение креста из рук священника было публичным подтверждением статуса крестоносца.
Урбан II распорядился, что тот, кто возьмет крест, уже не сможет отказаться от участия в экспедиции, раскаявшись в своих намерениях и страшась расставания с близкими. Принятие креста связывало человека обетом, который он должен был исполнить под страхом апостольского проклятия и церковного отлучения. «У тех же, кто пожелает после исполнения обета вернуться, пусть будет знак на спине между лопаток», — говорил Урбан II в своей речи.
Некоторые фанатично настроенные крестоносцы выжигали крест на теле. Например, это сделал во время первого крестового похода один монах. Не имевший возможности финансировать свой поход, он выжег крест на лбу. Дабы придать обману правдоподобие, он рассказал, что ангел явился ему в видении и запечатлел крест на лбу, после чего жаждавший чудес народ засыпал хитреца дарами.
Знак креста, который воин не имел права снимать пока не совершит обета, имел четырехконечную форму. Чаще всего кресты были матерчатыми и сшиты из золотой нити. Но также кресты могли быть деревянными, медными или железными. Их носили на верёвке, обмотанной вокруг шеи.
Цвет крестов варьировался:
Кресты двух тонов красный и белый носили участники военной религиозной экспедиции 1265-1266 гг. против Манфреда. Фламандцы носили зелёные кресты, англичане — белые, французы — красные. Все же предпочтительным цветом на протяжении долгого времени был красный крест.
Отличительный знак крестоносца — крест знаменовал, прежде всего, религиозные намерения крестоносцев и в таком качестве был понятен всем окружающим. В мистическом плане крест означал Христа, его Воскресение и в целом христианскую Церковь. Но также это был символ покаяния, посредством которого крестоносец получал отпущения грехов. Крест рассматривался также как талисман, который защищал от земных врагов и дьявола. Крестоносцы верили, что если носить этот знак, то это является залогом их победы над врагами Христа.
В начале XII века, забывшие о своем долге крестоносцы, объявлялись вероотступниками. Их лишали наследства, запрещали посещать Церковь и открыто показывали им свое презрение. Контролировать ситуацию было совсем не трудно, так как списки принявших крест регулярно составлялись и всегда были под рукой Церкви.
Обет не принимался спонтанно. Будущему крестоносцу нужно было пройти через несколько стадий: размышление, намерение и собственно сам обет. Главным мотивом принятия обета были жажда спасения и покаяния. Ими руководствовались, как простые миряне, так и высшая знать. Иногда обет произносился под страхом смерти, болезни. Но в отличие от монашеского, статус крестоносца был временным и длился всего три года. В этот срок мирянин имел возможность совершить поход в Святую Землю и вернутся домой.
Благодаря «обету креста», воина наделяли особым статусом. Он мог пользоваться особыми привилегиями, духовными и материальными. Из духовных привилегий самой главной была индульгенция. Она могла быть пожалована только папой или епископом. Под индульгенцией понимали освобождения от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина его прощена. Из материальных — крестоносец получал отсрочку от уплаты долгов. Он мог свободно распоряжаться своим имуществом и собственностью.
Изгнание из рыцарства
Помимо церемонии посвящение в рыцари, так же была процедура лишения рыцарского достоинства. Обычно (но не обязательно) бывшего рыцаря передавали в руки палача.
Например, было так:
Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря. В ходе церемонии с рыцаря, находящегося в полном рыцарском облачении, снимали доспехи по очереди между пением псалма. После полного разоблачения рыцаря, разбивали на три части щит, на котором должен был обязательно изображён личный герб бывшего рыцаря. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота и передавали палачу для исполнения приговора.
После этого герольд во всеуслышание объявлял детей или иных наследников бывшего рыцаря «подлыми», лишал их чинов, права носить оружие и участвовать в играх и турнирах. Наследникам запрещалось находиться при дворе и на королевских собраниях под страхом быть раздетыми догола и высеченными розгами.
Знаменитые рыцари Европы
Считалось, что рыцарь должен был владеть определенным мастерством, чтобы совершать подвиги. Рыцарь должен был доказать свою верность господину. Великий рыцарь должен был создать свою репутацию неуязвимости, а так же оставить после себя мифы о своем величии и славных делах.
Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1276)
Это немецкий рыцарь, его наиболее известная черта — нарциссизм. Имя Ульриха использовалось в исторической романтической комедии, его сыграл Хит Леджер. На самом деле это был образцовый рыцарь. Он начинал, как бедный дворянин в одном из многочисленных феодальных княжеств в Германии.
Со временем у него появился собственный оруженосец и в последствии собственное поместье. Благодаря своей умелости владеть мечем, фон Лихтенштейн заработал много денег на турнирах. Это и позволило ему совершить социальный прогресс и повысить свой статус. Другая сторона славы Ульриха — его мастерство в качестве поэта, он исполнял лирические песни.
Фактически, он совсем был не заинтересован в том, чтобы проявлять рыцарскую отвагу. Призы, призы и ещё раз призы – в этом заключался его интерес. Ульрих был скорее средневековой звездой спорта, чем настоящим рыцарем и вне борьбы за дорогие призы одерживал победы только одного сорта — любовные.
Дон Кихот (около 1600 года)
Родом из Испании этот рыцарь «печального образа» прославился своими чертами, такими как упорство и самообман. Дон Кихот оказал заметное литературное влияние путем жестокого сарказма на весь институт рыцарства. Он был больше рыцарем в своих мечтах или фантазиях, чем на самом деле, но таковым его сделала литература.
Эдуард Вудсток по прозвищу Черный Принц (1330-1376)
Этого английского героя прославила его череда великих побед. Эдуард по статусу своего рождения уже оказался на вершине рыцарской культуры. Он являлся старшим сыном короля Эдуарда III. Именно он основал благородный рыцарский орден Подвязки. Черный Принц носил титул принца Уэльского.
Записи говорят о нем, как о сильном воине. Храбрый и решительный, он отлично проявил себя в сражениях с французами. Невзирая на то, что французы были лучше обучены и вооружены, Эдуард повел войско своего отца против них и победил. За это отец особо его отметил, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки.
Жак де Моле (1244-1314)
В 1265 году он был посвящён в тамплиеры в присутствии двух высокопоставленных служителей ордена : Эмбера де Пейро, генерального визитатора в Англии и Франции, и Амори де Ла Роша, магистра Франции. С 1275 года Моле участвовал в кампаниях ордена на Святой земле. В 1292 году избран Магистром ордена.
Жак де Моле ставил перед собой две важные задачи: во-первых, он должен был реформировать орден, а во-вторых — убедить папу и европейских монархов снарядить новый крестовый поход на Святую землю.
Моле узнал об интригах короля Франции Филиппа IV против тамплиеров. Несдержанная жёсткость магистра, возможно, предопределила печальный конец его ордена. 13 октября 1307 года Моле был арестован в Тампле — резиденции ордена в предместье Парижа. Три недели спустя Филипп IV разослал тайные инструкции своим чиновникам, после чего начались массовые аресты тамплиеров по всей стране.
Сожжён на костре 18 марта (по другим данным 11 марта) 1314 года в Париже. Это был последний великий Магистр ордена тамплиеров.
Сэр Галахад (V век)
Этот валлийский рыцарь принадлежал к легендарному Круглому столу короля Артура. Его называют святым рыцарем и помазанником божьим. Галахад был буквально рожден для величия, ведь его отец был сам Ланселот.
Сэр Галахад вырос религиозным, галантным молодым человеком. Он прославился тем, что сел в «Гибельное Сиденье». А ведь это место предназначалось лишь для самого достойного, кому покровительствовал Господь. В итоге король Артур провозгласил его величайшим рыцарем. Его культурная значимость была очень велика. Он воплотил в себя многие достоинства классического средневекового рыцаря.
Жан II ле Менгр по прозвищу Бусико (1366-1421)
Этот французский и бретонский рыцарь сделал головокружительную карьеру. Он прославился своими военными способностями. С раннего возраста этот дворянин стал принимать участие в разнообразных военных кампаниях. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании. Бусико стал одним из видных участников Столетней войны с Англией.
В 1390 году во время перемирия Бусико выбрал самый эффективный и впечатляющий путь, чтобы стать прославленным рыцарем. Он выступил на одном из турниров и победил там всех. После этого Бусико основал специальный рыцарский орден, вдохновленный идеалами куртуазной любви. В знаменитой битве при Азенкуре ле Менгр попал в плен. Через шесть лет умер в Англии.
Ричард Львиное сердце (1157-1199)
Ричард Львиное сердце или Ричард I Английский — английский король, рыцарь, о котором пишут, как о рьяном защитнике веры. Он наилучшим образом показал все достоинства средневекового рыцаря. К тому же Ричард больше времени проводил в амплуа рыцаря, нежели в амплуа короля. Его уважали и друзья и враги, он боролся за свои идеалы, а не за деньги и земли.
С ранней юности Ричард был уже в седле, побеждая воинов различных стран и наций. Он вселял любовь и преданность в своих подданных. Ричард являлся отпрыском знаменитой пары Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Большую часть жизни будущей король провел во Франции в самом средневековье рыцарства. В ходе одного из сражений Ричард был смертельно ранен и умер. Военные подвиги сделали короля Ричарда одним из самых известных людей в средневековье.
Родриго Диас де Вивар (1041 или 1054-1099)
Родриго Диас де Вивар, более известный как Эль Сид Кампеадор — испанский рыцарь, который прославился сражениями за независимость своей страны. Само прозвище «Эль Сид» в дословном переводе означает «мой господин». Этот человек стал настоящим рыцарем для мусульман и христиан. Одним из прозвищ было у него «Кампеадор — Чемпион», так как он был основным полевым командиром самого мощного из христианских испанских королевств. Эль Сид участвовал в нескольких сражениях с маврами, правившими на юге Испании.
Позже Эль Сид стал показывать свое высокомерие, воюя с кем попало и по своей лишь воле. За это король Альфонсо лишил его всех титулов и отправил в ссылку. Тогда Эль Сид стал воином по найму. В 1094 году Эль Сид с другими наемными рыцарями захватил Валенсию, где стал фактически ее правителем. Мавры потребовали вернуть город и осадили его. По легенде Эль Сид был ранен отравленной стрелой и умер.
Готфрид Бульонский (около 1060-1100)
Готфрид IV Бульонский, также известный как Годфруа де Бульон, родился около 1600 года. Был предводителем первого крестового похода, сумевшего отвоевать Иерусалим и стать его первым христианским правителем. Несмотря на не самое высокое, хотя и дворянское, происхождение, Готфрид был очень харизматичен, привлекателен, умел сражаться, вести за собой людей, не жаловался в походе на лишения, демонстрируя истинно рыцарскую стойкость. Он умер в бою.
Однако тот же Готфрид по пути в земли мусульман напал на христианский Константинополь. Отбив первую атаку Готфрида, византийский император отправил послание сюзерену Готфрида с просьбой его как-то укоротить. Сюзерен в этом не преуспел. Готфрид только отмахнулся и опять напал на Константинополь. Его атаку снова отбили, и только второе поражение его немного успокоило.
В конце концов, Готфрид помирился с императором Алексеем и двинулся дальше. Чтобы леса не мешали его доблестным войскам, послал вперёд отряды, которые значительно их вырубили. Для Византии была почти экологическая катастрофа. Византийцы вздохнули с облегчением, когда Готфрид остался в Иерусалиме, а не пошёл назад мимо Константинополя.
Фридрих I Гогенштауфен (1122-1190)
Король Германии с 1152 года, император Священной Римской империи с 1155 года, герцог Швабии в 1147—1152 годах под именем Фридрих III. Прозвище Барбаросса он получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды (от итал. Barba — борода, и rossa — рыжая).
Рыцарь удивляет своими многочисленными победами на поле боя. Он был щедр, набожен и умел вести беседу. В молодости он был недурен собой, в старости — крепок, жив и физически силён. Он создал самую сильную и профессиональную армию своего времени.
Но Фридрих был вспыльчив и во время своих вспышек гнева бессмысленно жесток. При достижении своих целей отличался беспринципностью и был помешан на абсолютной власти. Не удивительно, что его приводили как образец монарха в Третьем Рейхе. Фридрих участвовал в одном Крестовом походе с Ричардом Львиное Сердце, и рыцари постоянно скандалили, споря о том, кто из них самый лучший.
Умер Фридрих в Крестовом походе, утонув, переплывая горную реку на лошади. По другой версии, его рыцари объявили, что в реку он упал случайно, а на самом деле ему просто «помогли».
Конец рыцарства
Первые «звоночки» приближающегося конца рыцарства прозвучали ещё в период Столетней войны (1337-1453 годы). Тогда английские лучники — йомены успешно противостояли рыцарским корпусам, издалека расстреливая их. В период Гуситских войн (1419 — 1434 годы) был изобретён гениально простой способ сдержать атаку рыцарей — состав из обозных телег. А одним из основополагающих факторов заката рыцарства, как военной силы, стала швейцарская тактика построение пехоты. Пикинеры, освоившие новый вариант строя, могли останавливать даже лобовые атаки рыцарей.
Со временем рыцари стали терять свою значимость в Европе и других странах. Рыцари отжили своё время и в битвах, и как класс в обществе. Но еще долгое время имело место воспоминания о них в разных государствах. Такие воспоминания в первую очередь нужны были высшему обществу, графам, баронам и другим высокопоставленным лицам. Они сильно хотели оставить для себя идеал блестящего прошлого времени. Это помогало им устоять под напором духовного переворота в то время.
Появление арбалета
Рыцари были самыми сильными воинами на поле боя на протяжении веков и, казалось бы, что их никто не сможет победить. Но как ни странно такое простое изобретение, как арбалет поставило под угрозу их непоколебимое могущество. Арбалет был изобретён в XII веке, это был своего рода супер лук. Он был сделан из стали и мог выдержать большую мощность, чем обычный лук. Дальность стрельбы достигало 300 метров в длину. Стрелы из этого арбалета могли пробить броню рыцаря.
Могучий рыцарь, который владел только боевыми навыками и причудливыми доспехами, становился простой мишенью для воина с арбалетом. Научиться стрелять из такого оружия можно было всего за несколько дней. Опытный стрелец мог сразить сразу пару рыцарей за минуту, оставаясь при этом в безопасности.
Хотя рыцари не признавали арбалеты, было ясно, что их время истекло, особенно тогда, когда вскоре было создано огнестрельное оружие. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.
От автора
С одной стороны рыцарей представляют как доблестных, верных, честных людей, служивших своей вере и дамам, то есть проявлявших себя с самой лучшей стороны. С другой стороны, было много рыцарей наемников, а так же рыцарей отступников, целью которых были только грабежи, пиры, турниры и «развекаловка» с женщинами.
В те времена были истинные рыцари, которые самоотверженно служили своей вере, были отданы военному делу и действительно считали женщину чем-то вроде «схожей с ангелом». Но также были и те, что вредили государству и, к сожалению, их было большинство. Они называли себя рыцарями, но не были достойны этого звания, так как видели в рыцарстве только свою выгоду. Находясь в этом звании, они имели много привилегий. А по поводу орденов однозначно можно сделать вывод, что все они в итоге только мешали государству и вносили сумятицу вплоть до развязывания войн.
Источник 1:
Источник 2:
Следующая статья будет посвящена витязям на Руси. В нее войдут следующие рубрики:
Кто такие витязи.
Обучение и воспитание.
Экипировка витязей.
Оруженосцы.
Знаменитые воеводы – витязи.
Главные события.
Турниры на Руси.
Конец эпохи витязей.
ПОДПИСКА НА НОВЫЕ СТАТЬИ