Рассказ о поздней осени в подготовительной группе

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №1056»

Конспект занятия по развитию речи

 в подготовительной группе

«Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»».

Подготовил воспитатель:

Гуреева Е.А.

Москва, 2020

Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников.

Воспитательно-образовательные задачи:

Продолжать учить детей:

  • составлять описательный рассказ по картине И.Левитана  «Поздняя осень» с использованием наглядного моделирования;
  • отвечать на вопросы полным предложением;
  • логично и последовательно рассказывать о приметах осени;
  • активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года;
  • закреплять названия осенних  месяцев, времён года, их названия и последовательности;
  • продолжать знакомить детей с пейзажами выдающихся русских художников;
  • учить понимать содержимое картины;
  • развивать общую и мелкую моторику, помять, внимание, умение сочетать речь с движениями;
  • закреплять знания детей о перелётных и зимующих птицах;
  • побуждать детей к активной работе на занятии, сосредоточенности, умению слушать и понимать информацию воспитателя.

Предварительная  работа: разучивание стихотворения «Круглый год»,  рассматривание пейзажных картин И.Левитана, И.И.Шишкина. Знакомство с приметами осени, перелетными и зимующими птицами. Разучивание физкультминутки «Ветер», дидактическая игра «Что лишнее?».

Демонстрационный материал: репродукция картин И.Левитана «Поздняя осень», «Золотая осень», И.И. Шишкина «Ранняя осень» иллюстрации о поздней осени, аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года», «голоса птиц», 4 прямоугольника разного цвета.

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу под музыку Антонио Вивальди.

(Выключить музыку)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А вот в какой лес мы отправимся, вы узнаете, послушав стихотворение «Круглый год».

(Воспитатель читает стихотворение «Круглый год»)

Круглый год, круглый год

За зимой весна идёт,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим

Идёт за летом …

Дети: Осень…

Воспитатель: Значит, в какой лес мы сегодня отправимся?

Дети: Мы идем в осенний лес.

Воспитатель: Да, правильно. Присаживайтесь!!!

  1. Основная часть.

Воспитатель: В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда идут одно за другим: за осенью спешит зима, потом приходит весна, после весны наступает лето и затем вновь наступает осень.

Воспитатель: Ребята, какие периоды осени вы знаете и каким осенним месяцам они соответствуют?

Дети: Ранняя осень – это сентябрь, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев.

Октябрь – это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень».

Поздняя осень – это ноябрь, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме.

Воспитатель: Правильно. А сейчас, посмотрите на картины и отгадайте, какие периоды осени изобразили художники. Припомните имена этих художников. Итак, рассмотрим первую картину.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой месяц изобразил художник на этой картине?

(показывает на картину «Ранняя осень»)

Дети: Сентябрь.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: Потому что на картине И.И. Шишкина нарисована «Ранняя осень», а ранняя осень начинается в сентябре.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Мы с вами об этом говорили, что картина так и называется «Ранняя осень».

(следующая картина Исаака Левитана «Золотая осень»)

Воспитатель: Ребята, вспомните имя художника, который нарисовал эту картину и скажите какой месяц изобразил художник на ней?

Дети: На картине «Золотая осень» художник изобразил Октябрь.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель: А почему художник, в своей картине, октябрь сравнивает с периодом «Золотой осени»?

Дети: Потому, что октябрь – это середина осени, когда все листья на деревьях и трава приобретают красно-оранжевый и желтый цвет, похожий на золото.

Воспитатель: Правильно.

(следующая картина Исаака Ильича Левитана «Поздняя осень»)

Воспитатель: А какой месяц, на ваш взгляд, художник отобразил в этой картине. Вспомните имя художника, который её нарисовал?

Дети: На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил — ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень».

Воспитатель: По каким признакам мы видим, что это ноябрь и что это поздняя осень?

Дети: В ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, пожухлая. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа.

Воспитатель: Ребята, а какой период осени сейчас за окном и почему?

Дети: За окном — поздняя осень. На деревьях почти нет листвы, дни стали короче, по утрам морозно.

Воспитатель: Молодцы. Давайте немного отдохнем и сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.) Выполняется 2 раза

Воспитатель: Продолжаем наше необычное путешествие. И для этого, нам необходимо отгадать, какие птицы останутся у нас зимовать, а какие улетят в тёплые страны.

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Что лишнее?». Я буду вывешивать картинки птиц, а вы будете поднимать руку и говорить, какая птица здесь лишняя и почему?

Параллельно с этим включается Аудиозапись, «Голоса птиц»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Описание игры. Картинки птиц по 3 шт., 2перелётные 1зимующая или наоборот. Дети по очереди отвечают.

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас давайте расскажем то, что мы видим на картине Исаака Левитана «Поздняя осень», используя цветные прямоугольники.

Как видите, картина закрыта 4 разноцветными прямоугольниками. И для того, чтобы нам составить рассказ по всей картине, нужно постепенно открывать каждый прямоугольник и описывать, что изображено на данном фрагменте картины, а затем составим полный рассказ.

  1.  Прямоугольник (Красный) –Артём –левый нижний

Воспитатель: Артём, посмотри и скажи, как художник изобразил траву?

Ребёнок: В этой части картины художник изобразил пожелтевшую, больше коричневую, как земля траву.

Воспитатель: Что мы видим вдалеке?

Ребёнок: Вдалеке стоит стог сена, огороженный забором. Значит, сенокос уже закончился.

Воспитатель: Кого мы видим вокруг забора?

Ребёнок: Вокруг забора пасутся коровы, которые щиплют кое-где сохранившуюся зелёную травку.

Воспитатель: Как художник изобразил деревья поздней осенью?

Ребёнок: Художник изобразил на картине «голые», серые деревья, стоящие без листвы.

Воспитатель. Молодец Артём. Кто хочет продолжить?

  1. Прямоугольник (Синий) — правый нижний – Анфиса

Воспитатель: Что изображено в правом нижнем углу картины?

Ребёнок: В правом нижнем углу картины, художник изобразил жёлтую траву, уже потемневшую. Скорее всего, часто идёт дождь и образовалась большая лужа. В луже плавают желтые листья, словно кораблики.

Воспитатель. Спасибо, Анфиса.

  1.  Прямоугольник (Желтый) – верхний левый – Ульяна

Воспитатель: Посмотрите и скажите, как художник изобразил небо в этой части картины? В каких тонах написана эта картина?

Ребёнок: Небо хмурое, покрыто нависшими облаками, как – будто сейчас пойдёт дождь или идёт не одну неделю. Картина написана в серых, мрачных тонах. Природа как — будто умирает.

Воспитатель: Какие деревья мы видим на этой картине вдалеке?

Ребёнок: Вдалеке виднеются берёзы с золотыми, ещё не опавшими листьями. Рядом с берёзами стоят зелёные ёлки. Ели как будто защищают от ветра берёзы и поэтому на них сохранилась листва.

Воспитатель. Молодец, Ульяна.

  1. Прямоугольник (Зелёный) – верхний правый — Ваня.

Воспитатель: Что мы видим в этой части картины?

Ребёнок: В этой части картины мы видим продолжение неба, которое художник изобразил мрачным, покрытое серыми, дождливыми облаками. Вдалеке деревья стоят голые, они уже давно скинули свою листву. А, стройные березки ещё не все скинули свою пожелтевшую, как золото листву. Вечно зелёные ели, стоят, как бы оберегая березы от сильного ветра и холодов.

Воспитатель: Молодец, Ваня.

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Расскажите о стоге сена и пасущихся коровах, об осеннем небе, об облаках, о берёзах и елях. Не забудьте дать название своему рассказу.

Воспитатель: Кто хочет рассказать? Сейчас нам Кира попробует описать всю картину полностью. А вы ребята слушайте, если, что-то Кира не скажет, вы добавите.

(Далее заслушивает рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.

На полях ещё пасутся коровы в поисках оставшейся свежей травы.

Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. В лужах плавают жёлтые осенние листья, похожие на маленькие кораблики.

Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.

Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.

Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.

Вся природа в ожидании — ещё немного и наступит зима.

Воспитатель: Молодец.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, наша прогулка в осенний лес подходит к концу.

  1. Скажите, что вам большего всего запомнилось в нашей прогулке по осеннему лесу?
  2. Что мы с вами делали на этом занятии, чему учились? (учились составлять рассказ по картине. Описывать осенний пейзаж.)
  3. О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?

Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как — будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое – интересное и красивое время года.

На этом наше занятие закончено. Вы все молодцы. Спасибо!

(Дети прощаются с гостями.)

Звучит музыка «Стаи перелётных птиц». Дети ставят свои стульчики на место и отдыхают.

Конспект открытой ООД по речевому развитию
Составление описательного рассказа на тему «Поздняя осень» с использованием мнемотаблиц

Подготовительная к школе логопедическая группа

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме: “Поздняя осень”. Развивать монологическую речь детей.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и расширить активный словарь детей по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;
  • учить детей передавать содержание текста полно и последовательно;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память координацию движений;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, ответственности.

Предварительная работа: разучивание стихотворений об осени, наблюдения на прогулке, рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана. Знакомство с приметами осени. Разучивание физкультминутки «Туман», пальчиковой гимнастики «Поздняя осень».

Демонстрационный материал: репродукции картин И.И. Левитана «Поздняя осень», И.И.Бродского, В.Д.Поленова; иллюстрации картины об осени, аудиозапись музыки Антонио Вивальди «Времена года», мнемотаблица, проектор.

Ход ООД

1. Звучит музыка П.И. Чайковского из серии “Времена года” “Осень”.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадки:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Это последний месяц осени – ноябрь.)

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень.)

Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к поздней осени.

– Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

– Сейчас поиграем в игру «ДА или НЕТ». Я буду задавать Вам вопросы. Если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Дни становятся короче, а ночи длиннее?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать — куртки, шапки надевать.

Воспитатель: Вы все бы внимательны.

1

– А сейчас мы с вами поиграем в игру “Скажи правильно”. Я называю слова, а вы будете придумывать новые слова от слова осень (воспитатель передаёт осенний листочек, ребёнок отвечает и передаёт листок обратно):

Солнце осенью – осеннее.

Ветер осенью – осенний.

Туча осенью – осенняя.

Дождь осенью – осенний.

Аллея осенью – осенняя.

Пальто осенью – осеннее.

Сапоги осенью – осенние.

Одежда осенью – осенняя.

День осенью – осенний.

Утро осенью – осеннее.

Парк осенью – осенний.

Небо осенью – осеннее.

Воспитатель. Хорошо, приятно слышать как правильно вы образовывали слова и четко, громко проговаривали окончания.

2

Воспитатель – У осени три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя – предзимье. (Показ картины на тему: периоды осени сентябрь- ранняя осень, октябрь- золотая осень, ноябрь- поздняя осень.)

А сейчас вспомните и назовите признаки поздней осени. Дети называют признаки поздней осени: (солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идет дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое темное, облачное, пасмурное, перелетные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели теплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать).

Правильно. Мне очень понравилось, как вы рассказали о признаках поздней осени. А теперь давайте немного отдохнём.

Подвижное упражнение «Туман»

Туман повис клоками

в саду и во дворе,

Поймать туман руками

решил я на заре.

Я взял его ладошкой

и крепко-крепко сжал.

Но прыткий он как кошка.

Он взял… и убежал.

Висит туман над речкой

и дышит как живой,

Как белая овечка с кудрявой головой.

И маленькие рожки на этой голове.

Но поутру остались лишь капли на траве…

Н. Нищева.

Дети присели на корточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Медленно крепко сжимают кулачки.

«Бегают» пальчиками по полу.

Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону

Смыкают руки над головой.

Показывают «рожки».

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

Молодцы!

Поздняя осень самая грустная пора, нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. Эта пора в самом конце осени называется предзимье или «серебряной осенью». Предзимье – конец осени, когда холодно и может лежать снег на земле, но еще не зима. Повторим новое слово предзимье.

К утреннику мы с вами учили стихи о поздней осени. Кто вспомнил? (2-3 ребёнка читают стихи о поздней осени.)

Сергей Есенин.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

А. Берлова.

Руки мерзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

Ю. Каспарова

НОЯБРЬ

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню зиму.

(Т.А.Шорыгина.)

Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали стихи, не забывали называть автора, мне очень понравилось, что вы следили за произношением звуков и выразительностью речи. А сейчас пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика: «Поздняя осень».

Солнышко греет уже еле- еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)

Река покрывается льдом в ноябре

(руки сжать в замок) –

Поздняя осень стоит на дворе

(разводим руками перед собой).

Воспитатель Многие художники посвятили свои картины осени. Несколько картин об осени написал И.И. Левитан. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника – пейзажиста Исаака Ильича Левитана. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень». Василий Дмитриевич Поленов тоже написал картину об осени, может вы догадаетесь, как он её назвал.

Исаак Израилевич Бродский именно в период поздней осени писал картину, которую тоже назвал «Поздняя осень». (Картины появляются на экране.)

Воспитатель. Давайте попробуем придумать рассказ, который так и назовём: «Поздняя осень». Можете дать своё название рассказу. А поможет нам в составлении рассказа мнемотаблица.

Воспитатель. Кто хочет рассказать? Сейчас нам Максим расскажет. А вы ребята слушайте внимательно, если рассказ Максима будет неполным, вы добавите. (Далее заслушиваются рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Небо стало хмурым, пасмурным. серым. В ноябре солнце почти не светит, часто идут дожди, иногда со снегом. Деревья стоят голые. Трава пожелтела, поникла. Перелетные птицы уже улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Медведи, ежи, барсуки готовятся к спячке. Лисы, белки, зайцы меняют свои шубки на зимние Люди одели теплую одежду. Еще немного и наступит зима.

Воспитатель. Прекрасно! Максим порадовал меня, придумал замечательный рассказ, почти как настоящий писатель.

Воспитатель. Ребята. Кто хочет ещё рассказать?

Заслушиваются рассказы 5 детей.

Воспитатель. Хорошо, остальных детей мы послушаем в группе.

Воспитатель. Ребята, подходит к концу наше путешествие.

— О каком времени года мы с вами говорили? Ответы детей.

— Что Вам больше всего запомнилось, понравилось? Ответы детей.

— О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить? Ответы детей.

Итог.

Воспитатель. Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года — какое? Дети — зима. (Дети прощаются с гостями.)

  • 16 ноября 2015

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе ДОУ на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени (осенние месяцы, периоды и осенние явления).

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания о различных периодах осени;
  • Учить выразительно читать стихи, заучивать с помощью мнемотаблицы.
  • Активизировать словарь по данной теме, пополнить активный словарь прилагательными.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
  • Развивать речь детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
  • Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
  • Воспитывать умение трудиться в коллективе.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.

Материалкартинки – иллюстрации разных периодов осени, других времен года, отрывок из произведения Чайковского «Осень», мнемосхема (из отдельных фрагментов, придуманных совместно с детьми), стихотворения Плещеева «Осень наступила…», папка с файлами для изготовления книги.

Предварительная работа: 

  1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.
  2. Разучивание стихов об осени.
  3. Беседы о приметах осени.
  4. Загадывание загадок об осени.
  5. Чтение коротких рассказов о различных периодах осени, пение песен, подвижные и дидактические игры по теме.

Яркие, удобные рюкзаки 4youbags.ru для детей обладают современным дизайном, интересными 3D-изображениями, имеют анатомическую спинку. Вряд ли можно будет увидеть такой же рюкзак у кого-то еще.

Конспект НОД 

Части НОД

Ход НОД

Деятельность детей

Оргмомент

Звучит мелодия из сборника «Времена года. Ноябрь» П.И.Чайковского

Дети входят в группу.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем хорошего настроения, доброго утра всем – и гостям, и самим себе.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро
Солнцу и птицам!
– Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!

Дети слушают приветствие педагога, желают доброго утра друг другу и присутствующим взрослым.

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, загадывает загадку:

Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она приготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».

Спрашивает, какое время года загадано.

Музыка, которая сейчас звучит, тоже осенняя, она из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь».  Послушайте внимательно, можете закрыть глаза… Какой характер у этой музыки? Что вы можете сказать о ней?

Отгадывают загадку, обосновывая свой выбор времени года.

Слушают музыку, рассказывают свои впечатления о ней.

Беседа

Воспитатель(Предлагает детям сесть на ковер) Ребята, эта музыка напомнила мне мое детство. И я хочу рассказать вам об одном эпизоде.

Когда я была еще такой, как вы сейчас, мне подарили книгу с картинками и стихами. Рисунки в книге были разные. На одном было нарисовано чистое, голубое небо. Светило яркое солнышко, стояла тёплая безветренная погода. Трава еще зелёная, но на некоторых деревьях листва уже пожелтела.

А под картинкой подписано «Осень».

На втором рисунке деревья уже стояли жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг.

И под картинкой снова написано «Осень».

А на третьей картинке деревья стоят вообще голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег.

И опять написано «Осень».

Взрослый: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень?

Слушают рассказ, делают вывод, что там были картинки о разных периодах осени: ранняя осень, середина осени и поздняя осень.

Мотивация на дальнейшую деятельность

К сожалению, ребята, книга эта не сохранилась, мне очень жаль.

Мне так хочется, чтобы у меня была такая книга…Но, наверное, никто не сможет мне помочь. Вернуть ее невозможно, а новой такой нет.

Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь?

Ой, как здорово, что вы можете сделать ее сами!

Высказывают предположения, где можно было бы взять книгу: купить, нарисовать, сделать самим.

Речевая деятельность

Вы знаете много стихов об осени, этом чудесном времени года, их тоже можно разместить в книге, ведь в моей книги тоже были стихи.

Кто хочет прочесть стихотворение?

Я предлагаю вам заучить наизусть еще одно стихотворение поэта Плещеева «Осень наступила». Мне очень хотелось бы, чтобы оно тоже появилось в нашей книге.

Для подсказки мы с вами используем символы-приметы осени, которые мы с вами нарисовали ранее, и составим стихотворение из них.

(Мнемотаблица)

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Чтение стихов, заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы.

Двигательная деятельность

(Физминутка)

Ребята, как мы уже с вами выяснили, сейчас у нас поздняя осень. А вы любите гулять в это время года? А что нужно делать, чтобы не простудиться на прогулке?

Правильно, тепло одеваться и обуваться. Предлагаю вам поиграть в игру «Все наденем для тепла».

Я называю вам предметы одежды, а вы, если эта одежда подходит для прогулки осенью, шагаете, если нет – стоите на месте.

Шапка, юбка, куртка, шорты, пальто, сандалии, валенки, шуба, бейсболка, кеды, теплые штаны, футболка.

Выполняют движения в соответствии с правилами игры, классифицируют предметы одежды по сезонам.

Планирование деятельности по выполнению учебной задачи

Исследовательская деятельность

Ну, что ж, а теперь – за работу!

Что вам нужно, ребята, для создания книги?

Вы знаете, из чего состоит книга?

Есть ли у вас вопросы и предложения по ее созданию?

С чего вы планируете начать свою работу?

Нужна ли вам моя помощь?

Как вы думаете, к кому вы можете обратиться за помощью, подсказкой при нахождении нужного текста стихотворения?

У меня приготовлены различные иллюстрации времен года. Посмотрите, может быть, какие-то из них подойдут для нашей книги.

Самостоятельно подбирают иллюстрации и стихи для книги, разделившись на мини-группы по желанию.

Отбирают иллюстрации осенней тематики.

Практическая часть

Ну и осталось только собрать нашу книгу в одно целое. Вот обложка с вложенными файлами, вот ваши картинки, стихи.

Приступайте!

Закончили? Молодцы! Какая замечательная книга у вас получилась! Что вы будете делать с этой книгой?

Подарите мне? Спасибо большое! Я очень рада, что мое желание иметь книгу, как в детстве, осуществилось. Я хочу оставить эту книгу на некоторое время в нашем книжном центре, чтобы каждый мог рассматривать ее, может быть, даже почитать.

Собирают книгу в соответствии с выбранным материалом.

По необходимости обращаются за помощью друг к другу, воспитателю.

Размещают книгу в книжном центре «Лукоморье».

Упражнение на релаксацию

Устали? Давайте немного отдохнем. Проходите на наш ковер. Я включу вам еще раз музыку П.И.Чайковского, а вы пока отдыхаете, можете вспомнить все, чем сегодня занимались.

Можно посидеть на ковре, даже прилечь, кому хочется.

А теперь я приглашаю вас в наш круг.

Отдыхают, слушая музыку в удобном для каждого положении.

По просьбе воспитателя рассаживаются по кругу.

Рефлексия

Чем вы сегодня занимались?

Что у тебя получилось лучше всего?

Кто помог тебе сегодня?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что ещё не получается?

Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

 Дети отвечают на заданные вопросы.

Делают самоанализ работы.

Автор: Стародубова Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, г. Шарыпово Красноярского края.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР

Составление описательного рассказа
по картине
«Поздняя осень»

Закирова Анна Валентиновна

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ с наглядной опорой на сюжетную картину и мнемотаблицу.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать умению составлять рассказ по сюжетной картинке
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. (осенний парк, в осеннем парке)
Продолжать учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Упражнять в образовании однокоренных слов (осень-осенний-осеннее-по осеннему)
Упражнять в произведении прилагательных: дубовый, кленовый, березовый, пасмурная, холодная, ветреная, солнечная, прохладная,  хмурая, облачная.
Развивающие:
Развивать монологическую речь.
Систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, признаках.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, восприятие художественного слова, самостоятельное составление рассказа по мнемотаблице, двигательная.
Методические приёмы:
Наглядные – рассматривание репродукции «Поздняя осень» М.Г.Пишванова.
Словесные — беседы, вопросы воспитателя, повторение, поощрение, игры.
Практические – физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа:В группе – рассматривание сюжетных картин по теме «Осень», чтение стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, дидактические игры.
На прогулке – наблюдение за сезонными изменениями.
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал: репродукция «Поздняя осень» М.Г.Пишванова.
Форма организационной деятельности: групповая.
(дети встают в круг)
Организационный момент:
Игра слово-движение «Листочки»
Мы – листики осенние
На веточках сидели,
Дунул ветерок-
И мы полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.

 
В.: Как называется природное явление, когда падают листья?
(Листопад)
В какое время года бывает листопад? (Осенью)
Давайте назовем погоду, которая бывает осенью
Если идет дождь – дождливая
На улице хмуро – хмурая
Ветер – ветреная
Солнце — солнечная
Облака – облачная
Холодно – холодная
Пасмурно – пасмурная
Прохладно – прохладная
Хмуро – хмурая
Сыро – сырая
Тепло – теплая
Ход организованной образовательной деятельности.
1 часть.
В.: Ребята, давайте вспомним стихотворение об осени
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.
В.: Ребята, а какая бывает осень?
Д.: Ранняя, Золотая, Поздняя.

 
(дети садятся)
2 часть.
В.: Ребята, посмотрите, как осеннюю погоду изобразил художник М.Г. Пшиванова,
которая называется «Поздняя осень»
(дети рассматривают картину)
В.: Что изображено на картине?
Д.: Осенний парк.
В.: Что вы можете сказать о природе?
Д.: Наступила осень, стало холодно, дует ветер, деревья сбросили листву, листья стали разноцветными.
В.: Погода пасмурная, дождливая, грустная, унылая.
В.: Ребята, а кто пришел в осенний парк?
Д.: Дети.
В.: Сколько детей всего на картине?
Д.: Всего на картине четверо детей.
В.: Что делают дети в осеннем парке?
Д.: Они собирают осенние листочки и принесли кормушки.
В.: Расскажите, а зачем дети в осенний лес принесли кормушки.
Д.: Кормушки принесли для зимующих птиц.
В.: Ребята, а как вы догадались, что в парке холодно и сыро?
Д.: Дети одеты в теплую одежду.
В.: Дети одеты по-осеннему.
В.: Повторите.
Д.: Дети одеты по-осеннему.
В.: Ребята, вы все правильно сказали. Осенью холодно, идет дождь и птицы улетают в теплые края. Но несмотря на это, осень-красивое время года. Осень нас радует разноцветными листьями, гроздьями рябины. И птицы, которые улетели в теплые края, весной к нам опять вернутся.
В.: Ребята давайте отдохнем.
3 часть. Физкультминутка «Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листики считать
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет принесем.
 (Дети садятся)
4 часть.
В.: Сегодня мы составим рассказ по картине. В начале рассказа нужно будет рассказать о времени года, которое изображено на картине. В середине о том, чем заняты дети и как одеты. А в конце закончить свой рассказ тем, чем нравится вам осень.
В.: Ребята, я приготовила для вас схемы- подсказки, по которым мы составим рассказ. Послушайте, какой рассказ составила я.
— На картине осенний парк. Погода стоит пасмурная, хмурая. Идет дождь. В парке растут деревья- березы, клены, дубы. С деревьев опадают листья. В парк пришли дети. Они принесли кормушки для зимующих птиц. Дети одеты в теплую одежду, потому что уже стало холодно. Настроение поздней осенью грустное, невеселое.
(Дети составляют свой рассказ)
Физкультминутка «Осень»
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый – осине,
Бусы красные – рябине,
Зонтик желтый – тополям,
Настроение хорошее дарит нам.

 
В.: Осень в парке раскидала листья. Листья березы, листья дуба, листья клена. Давайте соберем листья и отнесем их к тому дереву с которого они упали. Дети собирают по одному листочку и кладут их в корзинку к тому дереву, с которого этот лист упал.
В.: Ребята, какие листья упали с березы – березовые.
С дуба – дубовые.
С клена – кленовые.
6 часть. Заключительная часть.
В.: Ребята, мы сегодня о каком времени года разговаривали? Как называлась картина, по которой мы составляли рассказ? Чей рассказ вам больше понравился?
Молодцы ребята, вы сегодня старались на занятии и рассказали очень хорошие рассказы.


 

Поздняя осень

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени

Задачи:

  • активизировать словарного запаса по теме;

  • формировать навык построения развернутого речевого высказывания;

  • формировать лексико-грамматические категории:

— образование качественных прилагательных от существительных, наречий;

— употребление существительных в косвенных падежах при подборе
соответствующего понятия;

— обучение составлению сложносочиненного предложения с опорой на зрительные символы;

  • активизировать:

— речемыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания;

  • формировать правильный умеренный темп речи ( в упр. согласование речи с движением);

  • воспитывать интерес к окружающему.

Оборудование:

осенние пейзажи (ранняя и поздняя осень);

пособие «Что сначала, что потом»;

карточки-схемы с изображением разных осенних периодов;

фланелеграф, магнитная доска, указки, персонаж.

Предшествующая работа:

Наблюдения в природе, чтению художественной литературы, разучивание стихотворений, проведение подвижных, дидактических, речевых игр.

Методы и приемы:

1. Наглядный метод — рассматривание (демонстрация) картин с осенними пейзажами; с целью обобщения и систематизации знаний (в сочетании с беседой) и активизации словаря.

2. Практический метод:

а) Игровой метод, с ведущей ролью взрослого.

Игровая модель — в гости приходит Незнайка, который все путает, забывает и ничего не знает. Дети исправляют его ошибки в течении всего занятия.

б) Метод моделирования — использование графических символов.

3. Словесный метод — короткий рассказ педагога, короткий рассказ ребенка, показ образца педагогом, педагогическая оценка — похвала, создание ситуации успеха.

Ход занятия:

1. Организационный момент: загадка

— Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(осенью)

Вступительная часть (ввод в тему с опорой на сюжетные картинки, музыкальное сопровождение) — разговор об осени.

2. Основная часть.

Сюрпризный момент (незнайка или Гном приходит в гости).

а) Задание — словообразование:

погода осенью — осенняя;

если идет дождь — дождливая;

если дует ветер — ветреная;

если туман -… и так далее,

деревья осенью — осенние;

если без листьев — голые;

если прошел дождь — мокрые,

дождь осенью — осенний;

если он моросит — моросящий;

если идет часто — частый;

если мне грустно — грустный и так далее, настроение осенью — осеннее, грустное, унылое, печальное и т. д.

б) Задание: составление предложений с опорой

(на наборном полотне выставлены карточки-схемы с изображением ранней и поздней осени).
Ранней осенью небо светлое, а поздней осенью небо хмурое.

Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью деревья голые.

Ранней осенью теплая погода, а поздней осенью холодная погода.

Ранней осенью люди надевают легкую одежду, а поздней осенью теплую одежду.

Ранней осенью идет моросящий дождь, а поздней осенью идет дождь со снегом.

Ранней осенью светлое солнце, а поздней осенью солнце закрыто тучами.

в) Задание «Я начну, а ты закончи» (поиск соответствующего понятия).
Разноцветные листья облетели (с чего?) — с деревьев.

Поздней осенью небо покрыто (чем?) — тучами (облаками).

Люди осенью одеты (во что?) — в теплую одежду.

Поздней осенью земля местами покрыта (чем?) — снегом.

Птицы собрались (во что?) — в стаи и полетели (куда?) — в теплые края.

Дикие животные приготовились (к чему?) — к зиме (зимовке).

Динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, голосовая гимнастика.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап…,

Где сучок давно засох

Серый мох-мох-мох…,

Где листок к листку прилип

Это гриб-гриб-гриб…,

Кто нашел его друзья? Это я-я-я!

г) Задание «Что сначала, что потом» (на фланелеграфе составить картинки-пазлы в соответствии с осенними периодами, составить небольшой рассказ об осенних периодах и соответствующих изменениях в природе).

3. Заключительная часть.

Задание: поиск фактических ошибок.

Игровое упражнение «Да-да это так! Нет-нет все не так!» — Наступила поздняя осень. На деревьях распустились листочки. Подули холодные ветры, принесли с собой дождливые тучи. Звери сделали запасы на зиму: ежик — мед, медведь — яблоки. Птицы улетели в теплые края. Дети надели панамки и вышли гулять во двор.

4. Итог.

Стихотворение А. Калинчук «Осенний разговор».

Говорила рябина рябине:

Отчего ты, подружка, в кручине,

Отчего такой пасмурный вид,

Что за боль твое сердце щемит?

Отвечала рябине рябина:

Оттого меня гложет кручина,

Что уже на пороге зима,

Что уже на подходе метели,

Ведь недаром — подумай сама!

-Наши ветки вчера облетели!..

  • Рассказ о пожирающем мир змее новелла
  • Рассказ о пожилом человеке для 3 класса
  • Рассказ о пожарных 3 класс русский язык
  • Рассказ о пожаре дубровский
  • Рассказ о пожаре для детей 6 7 лет