Цели:
- Дать представление о том, какие продукты
наиболее полезны и необходимы человеку каждый
день; учить детей выбирать самые полезные
продукты; познакомить с правилами питания. - Развивать наблюдательность, логическое
мышление, образное мышление, внимание, память. - Воспитывать уважительное отношение к труду
людей, продуктам питания.
Подготовительная работа:
- Конкурс рисунков “Витаминная кладовая”. (В
конце занятия проводится итог конкурса). - Инсценировка стихотворения С.Михалкова “Про
девочку, которая плохо кушала”.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный
проектор, интерактивная доска, компьютерная
презентация, грамоты, значки (витаминов), рисунки
учащихся.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звенит звонок!
Начинается урок!
Русский язык? Нет!
И не математика!
Новый предмет:
Новое поколение
Выбирает здоровье!
II. Введение в тему.
— Перед тем, как начать наше сегодняшнее
занятие, предлагаю послушать стихотворение С.
Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”. А
вы постарайтесь догадаться, чему будет посвящено
наше занятие.
— Итак, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы
детей).
III. Основная часть.
— Да, ребята, сегодня мы поговорим о питании.
Тема нашего классного часа называется “Разговор
о правильном питании” (Слайд №1).
— Ребята, отгадайте одну загадку: Что на свете
всего дороже? (Здоровье).
— Правильно, здоровье. Здоровье – это самое
дорогое, самый драгоценный дар, который получил
человек от природы. А чтобы быть здоровым нужно
уметь правильно питаться. Правильное питание –
это одна половина секрета долгой и здоровой
жизни.
— Замечательный философ Сократ говорил (Слайд
№2): “Человек похож на ту пищу, которую он ест”.
Это значит: для того, чтобы быть здоровым,
выносливым, нужно есть пищу, содержащую полезные
вещества.
Какие эти вещества, мы узнаем позже. Сначала мне
скажите, что вы едите, отгадав мои загадки.
1. Разгадывание загадок.
(Слайд №3 – после того, как дети называют
отгадки, появляются картинки).
- Вильнет хвостом туда – сюда –
- Может и разбиться,
- Я не сливки, не сырок,
- Круглое, румяное,
- Я вырос на грядке,
- Бусы красные висят,
- Красный нос в землю врос,
- Лето целое старалась –
И нет ее, и нет следа. (рыба)
Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (яйцо)
Белый, вкусный… (творожок)
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу. (лук)
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (капуста)
2. Беседа о витаминах.
— Почему люди должны обязательно употреблять в
пищу ягоды, фрукты, овощи? (В них содержится много
витаминов).
— Правильно. Человеческий организм – это как
большая техника и для его жизнедеятельности
необходимы биологически активные вещества. Это
витамины. (Слайд №4). (Появляются витамины с
буквами А,В,С,Д,Е). Витамины обозначаются буквами
латинского алфавита.
Они поступают в наш организм вместе с
растительной и живой пищей. Они содержатся в
овощах, фруктах, мясных и молочных продуктах,
ягодах и т.д. Каждый витамин в организме
выполняет свою определенную функцию. Какие
функции? Они расскажут сами.
Все:
Витамины А, В, С, Д, Е – так мы называемся
Быть здоровыми всем вам мы помочь стараемся.
Витамин А очень важен для зрения и влияет
на рост организма. При его недостатке в пище дети
плохо растут.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет. (Слайд 5)
Витамин В способствует хорошей работе
сердца. Укрепляет организм, дает запас энергии,
участвует в процессах кроветворения.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам. (Слайд 6)
Витамин С укрепляет организм, и человек
меньше подвергается простудным заболеваниям,
поэтому если не хотите заболеть гриппом,
побольше ешьте свежие фрукты и сырые овощи.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он. (Слайд 7)
Витамин Д способствует укреплению тканей
всего тела, укрепляет костную систему. Этот
витамин в организме образуется и под действием
солнца, поэтому, чтобы быть здоровым, летом всем
нужно загорать.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить! (Слайд
Витамин Е – принимает участие в процессах
роста и развития организма. А еще его называют
витамином красоты. Если вы будете больше есть
такие продукты, где много витаминов Е, то станете
красивыми.
Витамин Е, мы советуем тебе,
Чтоб и рос ты, и жил,
Ни о чем не тужил. (Слайд 9)
(Дети исполняют песню о витаминах на мотив
песни “Если с другом вышел в путь”). Мы полезны
для людей
И нужны как воздух.
А живем мы в пище всей,
Поскорей запомни!
Припев:
Нас большая семья,
Для людей мы друзья.
И вам без нас прожить нельзя!
Витамин, витамин!
Нам здоровье открыл,
Скорее подружитесь с ним!
Неспроста нас нарекли
“Алфавит здоровья”
Мы поможем вам расти
И учиться в школе.
— Ребята, назовите продукты, в которых есть
витамины А,В,С,Д,Е.
(Дети, глядя на слайды называют по очереди
продукты).
Физкультминутка – гимнастика для глаз. (Слайд
№10)
3. Беседа “Из чего состоит наша пища”.
Для нормальной деятельности организму
требуются и другие питательные вещества. Для
роста организму в первую очередь требуются
белки. (Слайд №11) Белки – строительный
материал организма. Они составляют почти пятую
часть веса тела человека. Больше всего белков
содержится в продуктах животного происхождения:
мясных, рыбных и молочных. Содержатся белки и в
растениях. Особенно много их в фасоли, бобах, сое,
гречневой крупе, орехах.
В большинстве продуктов кроме белков есть жиры.
(Слайд №12) Жиры – основной источник энергии,
то есть она дают силу нашему организму. Жиров,
конечно, много в масле. Сливочное и растительное
масла почти полностью состоят из жиров. Но жиры
есть и в молочных продуктах, и в мясе, и в рыбе. Без
него человек не смог бы работать, учиться,
заниматься спортом. Кроме того, жиры помогут
организму сопротивляться болезням. Но много
жирной пищи есть вредно.
Все дети очень любят сладости. В них тоже есть и
белки, и жиры, но больше всего в них углеводов.
(Слайд №13) Углеводы, как и жиры, являются для
нашего организма источником энергии. Углеводы
придают любимым лакомствам сладкий вкус. Их
много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупе.
4. Правильное питание – что это?
Вы узнали, из чего же состоит наша пища, какие
вещества необходимы организму, посмотрели, какие
продукты содержат эти вещества. Но, чтобы еда шла
на пользу нашему здоровью, необходимо соблюдать
определенные правила. (Слайд №14)
1. Перед едой мой руки с мылом.
2. Старайся соблюдать режим питания (завтрак,
обед, полдник, ужин).
3. Ешь не торопясь, небольшими кусочками,
тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом.
4. Во время еды не разговаривай и не читай.
5. Ешь в меру, не переедай.
6. Воздерживайся от очень жирной, острой,
солёной пищи. Не ешь много сладостей.
7. Старайся питаться разнообразно, организм
должен получать всё необходимое.
5. Беседа о бесполезных продуктах питания.
Наряду с полезными продуктами, есть много еды
бесполезной и даже вредной для нашего организма.
(Слайд №15) Многие из этих продуктов вы очень
любите и часто покупаете в магазине. Вот,
например, всеми вами любимые газировка, кириешки,
чипсы, сухарики. Все эти продукты содержат
различные химические соединения, которые
разрушают наш организм.
В газированной воде много газов. Если
встряхнуть бутылку, то пузырьки цепляются за
стенки бутылки. Вот и за стенки нашего желудка
они цепляются также и делают ему больно.
Возникает отрыжка. Если это будет происходить
часто, то желудок будет болеть. А еще добавляют
туда разные подсластители. Часто у детей бывает
аллергия на многие из этих добавок. А еще можно
набрать лишний вес, если пить ее постоянно.
Один из компонентов пепси или колы – кофеин.
Кофеин так же оказывает вредное воздействие на
работу внутренних органов детского организма,
что может привести к развитию серьезных
заболеваний. Дети, употребляющие газировку,
гораздо хуже спят.
Вред чипсов и сухариков заключается в том, что
они обжариваются в большом количестве масла.
Если их много будете есть, то можете набрать
лишний вес. А еще туда добавляют разные специи.
Они сильно раздражают желудок.
Много специй в супах быстрого приготовления.
Поэтому, если хотите быть здоровым, не ешьте
ролтон.
К вредным продуктам можно отнести любимые
многими гамбургеры и хот – доги. Эта пища
содержит много жиров, которые плохо усваиваются
организмом, кроме того, эти продукты чаше всего
употребляется в сухомятку, что очень вредно для
здоровья.
Вредными для человеческого организма являются
и жевательные резинки. Они были созданы для того,
чтобы очищать рот и зубы от сахара и бактерий,
поэтому жевать их нужно 10-15 минут после еды, а не
на целый день и не на голодный желудок. Чем больше
жевательная резинка находится во рту, тем больше
бактерий в ней соберется. Кроме того, она мешает
думать и учиться: из – за нее вся кровь приливает
к желудку вместо головы, которая начинает хуже
соображать.
Все дети, да и многие взрослые любят сладости.
Мы говорили, что это источник углеводов. Но в
большом количестве есть сладкое очень вредно.
Например, если будете есть много конфет, то у вас
будут портиться зубы. Поэтому, если хотите
сохранить здоровье, ешьте поменьше сладкого,
чипсов, гамбургеров, пейте меньше газировки.
Лучше ешьте фрукты, овощи, пейте соки и молоко.
Даже если вы терпеть не можете молоко, то уж,
наверняка не откажетесь от сладкого творожка или
мороженого. Все это вкусно и полезно для вашего
здоровья.
IV. Обобщение и закрепление.
1. Фольклорная страничка — “Восстановите
пословицы (Слайд №16)
Худ обед, | и обед и ужин. |
Каковы еда да питье, | то глух и нем. |
Всякому нужен | коли хлеба нет. |
Когда я ем, | таково и житье. |
2. Разгадайте кроссворды
“Вкусный кроссворд”. (Слайд №17)
1. Свежее, душистое в саду на ветке растет.
(Яблоко)
2. Желтый фрукт, растет на пальме, любимое
лакомство обезьян. (Банан)
3. Ароматный южный фрукт со съедобной
косточкой, из него получают очень вкусные
сухофрукты. (Абрикос)
4. Красненькая, сладкая, растет на маленьких
кустиках в садах. (Клубника)
5. Она растет на кустах, бывает черная и красная.
(Смородина)
“Витаминный кроссворд”. (Слайд №18)
1. Красна девица сидит в темнице, а коса на
улице. (Морковка)
2. Грозди спелые висят, срочно просят их
сорвать. (Виноград)
3. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,
Кто любит щи – меня в них ищи. (Капуста)
4. Знают все ее вокруг, в винегрет ее кладут. (Свекла)
5. Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто ее раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
V. Итог конкурса рисунков “Витаминная
кладовая”.
Победители конкурса рисунков “Витаминная
кладовая” награждаются памятными призами.
VI. Итоги занятия.
— Понравилось ли сегодняшнее занятие?
— Что понравилось?
— Что нового узнали на занятии?
— О каких продуктах говорили?
— Какие продукты полезно есть?
— Спасибо за работу! До новых встреч! Будьте
здоровы! (Слайд №19).
Приложение.
Для здоровья человека необходимо полноценное питание.
Питаться нужно (4)–(5) раз в день:
- завтрак;
- (второй завтрак);
- обед;
- полдник;
- ужин.
Почему говорят: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу»?
Завтрак должен быть сытным. Желательно на завтрак есть каши, творог, йогурты. Это даёт необходимую энергию организму на длительное время и не повреждает слизистую оболочку желудка.
На второй завтрак можно съесть бутерброды или яблоко, но полезнее питаться в школьной столовой горячим питанием.
Обед обязательно включает суп и второе блюдо. Овощные, мясные, рыбные супы полезны для организма, содержат много полезных веществ, которые легко усваиваются.
На полдник можно выпить стакан молока, киселя или компота и съесть полезный сладкий продукт: мармелад, зефир или немного шоколада.
На ужин достаточно съесть немного салата, тушёных овощей и рыбы или куриного мяса. Пища должна успеть перевариться до сна, а жирная, мясная пища усваивается дольше. Тот, кто много ест вечером, плохо спит и ухудшает своё здоровье.
После ужина можно выпить стакан кефира или съесть натуральный йогурт. Полезные микроорганизмы улучшают работу кишечника.
Питание должно быть разнообразным, чтобы организм человека получил все необходимые питательные вещества (белки, жиры, углеводы, клетчатку, витамины, минералы).
Рис. (1). Группы продуктов
Количество различных продуктов питания в день, в неделю имеет значение. Нельзя питаться, например, одними сладостями. Нельзя и полностью отказываться от них, потому что сахар необходим для работы мозга.
Больше всего нужно употреблять каши, хлеб, овощи и фрукты. Меньше всего — жирные продукты и сладости.
Особенно опасно увлекаться сладкими газированными напитками. В одной бутылке может содержаться суточная норма сахара!
Важно формировать у себя правильные пищевые привычки: не есть чипсы, не увлекаться фаст-фудом, газированными сладкими напитками, конфетами, копчёными продуктами, а полюбить каши, овощи, фрукты, творог, кефир, рыбу, мясо, зелень, орехи.
Мясо полезнее в отварном и тушёном виде. Жареное мясо, особенно если оно жирное и с острыми приправами, можно есть, но нечасто и в небольших количествах.
Пища должна быть вкусной и полезной. Не зря говорят: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить!».
Источники:
Рис. 1. Группы продуктов https://cdn.pixabay.com/photo/2020/06/22/13/15/food-pyramid-5329204_960_720.png
Классный час
«Правильное питание – залог здоровья»
Цель: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания.
Оборудование: — ИКТ
— карточки с названиями продуктов, рисунки с изображением
молочных продуктов;
— продукты для опыта на жирность.
Ход классного часа:
Учитель:
— Начну я наш разговор с загадки: (сл.№1)
«Что на свете дороже всего?»
— Правильно — здоровье.
-А одним из главных условий здоровья является правильное питание т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».
Питание обеспечивает:
- развитие и рост
- максимальную работоспособность
- хорошее самочувствие
- долголетие и здоровье
— Тема нашего классного часа «Правильное питание- залог здоровья» (сл.2)
Принципы питания здорового человека
Количественный состав пищи
Качественный состав пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода)
Режим питания (прием пищи в определенные строго установленные часы)
1. В жизни иногда можно увидеть и услышать и такое:
( Беседа по стихотворению С.Михалкова) (сл. 3-5)
«О Девочке, которая плохо кушала».
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
— Съешь яичко, Юлечка!
— Не хочу, мамулечка!
— Съешь с колбаской бутерброд! —
Прикрывает Юля рот.
— Супик?
— Нет…
— Котлетку?
— Нет… —
Стынет Юлечкин обед.
— Что с тобою, Юлечка?
— Ничего, мамулечка!
— Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
— Не могу, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах —
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач —
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
— Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят — и зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон —
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский
Любит Мышь…
Попрощался с Юлей врач —
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
— Накорми меня, мамуля!
— Что же стало с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо есть?
— Питание должно быть полезным. А главным условием этого является умеренность и разнообразие в пище.
— Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать.
И ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи) А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.
А что это за продукты — мы узнаем из загадок.
2. Загадки о фруктах и овощах(сл. №6-9)
- Он большой, как мяч футбольный, 2) Сижу на тереме,
Если спелый – все довольны, Мала, как мышь,
Так приятен он на вкус! Красна, как кровь,
Что это за шар? Вкусна, как мед.
(арбуз) (вишня)
3) За кудрявый холодок 4) Бусы красные висят,
Лису из норки поволок, Из кустов на нас глядят.
На ощупь – очень гладкая, Очень любят бусы эти
На вкус – как сахар сладкая. Дети, птицы и медведи.
(морковь) (малина)
5) Сам с кулачок, 6) Как надела сто рубах
Красный бочек, Заскрипела на зубах.
Потрогаешь – гладко, ( капуста)
А откусишь – сладко.
(яблоко)
7) Прежде, чем его мы съели, Маленький, горький,
Все наплакаться успели. Луку брат.
(лук) (чеснок)
— Итак, как называются эти продукты, которые мы должны употреблять каждый день по 500-600г?
— Правильно: фрукты, ягоды, овощи. (сл. 10)
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ.
- Оздоровительная минутка.
— Помогут нам овощи.
Игра «Вершки и корешки»
-Если мы едим подземные части – надо присесть, если наземные – встать и вытянуть руки вверх. Будьте очень внимательны.
АПЕЛЬСИН, БАНАН И СЛИВА,
ГРУША, ПЕРСИК И МАЛИНА,
АНАНАС И ВИНОГРАД-
Вам ребенок каждый рад.
СВЕКЛА, КАБАЧОК И РЕПА
Летним солнышком согреты.
КАРТОШКА, ОГУРЕЦ, МОРКОВЬ
Аплодируем вам вновь.
— Молодцы.
- « Угадай-ка»
Но не только фрукты и овощи полезны для роста нашего организма,
(сл.№10)
Загадка «От него здоровье, сила, и румяность щек всегда,
Белое, а не белило, жидкое, а не вода» (молоко)
Молоко дает силу, красоту и здоровье потому, что в нем есть витамины. Незаменимый продукт детского питания, в состав которого входят более 100 различных веществ, необходимых растущему организму. Молоко легко усваивается.
Ученики:
Мы представляем сегодня молоко,
Оно для здоровья нам дано.
Молочные продукты- это замечательно!
Очень вкусно и питательно!
Я сыр- молочный я продукт,
И любят меня мышки,
А также ребятишки.
Очень я хорош
Для здоровья пригож!
Я- йогурт- вкусен очень
А ещё полезен впрочем-
Во мне кусочки фруктов
Витаминных продуктов!
Кефир- продукт незаменим,
На завтрак и на полдник с ним,
Кефир- на ужин
Всем нам нужен!
Творог- он наш друг
Он молочный продукт.
Блинчики и пироги
Твороженники и сырки-
Очень много блюд
Радуется им люд!
Игра “Отгадай по подсказке продукт”
Учитель:
Так называется деревня, в которой жили герои мультфильма — кот Матроскин и пёс Шарик. (простоквашино)
Намазывают на хлеб. (масло)
Похож на кефир, но в него добавляют маленькие кусочки фруктов.(йогурт)
Молочный продукт, который добавляют в качестве начинки в пироги. (творог)
- «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
А) — Вы уже узнали, что некоторые продукты очень нам необходимы,
а некоторые могут и разрушать наш организм. Например, чрезмерно
жирная пища.
— А как определить жирная пища или нет?
Опыт:
— Я заранее взяла небольшие порции разных продуктов; срезанной частью положила на обычный лист бумаги, и что мы видим…. После каких продуктов остались жирные пятна?
- Работа в группах (сл. 11).
-У каждой группы на столе лежат карточки с названием продуктов. Разбейте их на полезные и менее полезные продукты. Будьте внимательны.
Рыба, чипсы, морковь, капуста, гречневая каша, торты, жирное мясо, пепси, молоко, яблоки, сухарики, отварное мясо птицы, жевательные конфеты, сок.
- Музыкальная пауза
Учитель:
— Что же, проверим, как вы усвоили правила правильного питания.
Частушки
Посидим у самовара
И частушки сочиним.
Про здоровое питанье
Рассказать мы вам хотим.
Мы в столовую бежим,
Кушать очень мы хотим,
На уроках притомились,
А в столовой зарядились!!!
Ешь ты кашу, щи рассольник,
Если грамотный ты школьник.
А не чипсы , сухари,
Ты желудок береги!
Вы не пейте кока-колу,
Не полезная она,
Лучше съешьте вы капусту
Поделюсь ей с вами я.
Если есть не будешь лук,
Сто болезней схватишь друг,
А не будешь есть чеснок,
То простуда свалит с ног.
Ешьте овощи и фрукты-
Они полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроение.
Повлияет каждый стресс
На учебный наш процесс,
А здоровое питанье
Облегчает пониманье.
До свиданья, до свиданья,
До свиданья три раза.
И еще раз до свиданья,
Ваши ясные глаза!
- Итог занятия.
Сегодня мы узнали, что наше здоровье зависит от того, что мы едим
и запомним советы Доктора Здоровая Пища, которые он нам прислал по почте. (Вскрывается конверт и зачитываются советы) (сл.№12)
Советы
Доктора Здоровая Пища
- Главное – не переедать.
- Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- Тщательно пережевывайте пищу и не спешите глотать.
- Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
Урок о правильном питании для сохранения здоровья 2 класс
Классный час во 2 классе
Тема: «Питание школьника и его здоровье».
Сметанина Кристина Владимировна, учитель начальных классов.
Цели: формировать у обучающихся представления о здоровом питании, рассказать о значении питания для человека; объяснить, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной. Развивать умения правильно питаться. Воспитывать в детях здоровый образ жизни.
Оборудование: мультимедийный проектор, кроссворд, продукты питания, памятки, предметные картинки.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
Добрый день и добрый час!
Я приветствуем всех вас!
Наша встреча необычна,
Нравственна и эстетична!
Расскажу я вам друзья,
Без чего нам жить нельзя!
2.Эмоциональный настрой.
Посмотрите на меня, друг на друга. Улыбнитесь. Выберите ту пиктограмму, которая соответствует вашему настроению. Посмотрим, измениться ваше настроение или нет к концу занятия.
3. Сообщение темы классного часа.
Сегодня мы собрались на классный час. А чему он будет посвящен, вы узнаете, когда послушаете стихотворение.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Учитель: О чем мы будем говорить на классном часе? (о правильном питании)
Тема нашего классного часа «Питание школьника и его здоровье». Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Здоровячков и поближе познакомимся еще с одним доктором- доктором Здоровая пища. Мы поговорим о том, как питание человека связано со здоровьем.
Хотите узнать, на чем мы отправимся? (Да.) Тогда вам нужно отгадать загадку.
Что за чудо это дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
— Правильно, автобус. Нам следует повторить правила поведения в общественном транспорте.
1.Нельзя вставать во время движения транспорта.
2.Нельзя громко разговаривать.
3.Нельзя отвлекать водителя.
— Итак, заняли все свои места. Поехали. ( Звучит мелодия песни « Мы едем, едем.»)
1 остановка «Отгадай-ка».
Продукты питания (кроссворд).
Слушаем внимательно,
Отгадываем старательно.
Загадки.
1. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.
(Арбуз)
2. Растут на грядке зеленые ветки,
А на них — красные детки. (помидор).
3.От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.(молоко)
4. 3 2 1
р ы с составь слово по числам.
5. Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда,
Живое выбежало чудо.
6. Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
7. Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
8. Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущённа, мармеладна.
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку…
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня?
а |
р |
б |
у |
з |
||||||
п |
о |
м |
и |
д |
о |
р |
||||
м |
о |
л |
о |
к |
о |
|||||
с |
ы |
р |
||||||||
я |
й |
ц |
о |
|||||||
с |
в |
е |
к |
л |
а |
|||||
м |
о |
р |
к |
о |
в |
ь |
||||
к |
о |
н |
ф |
е |
т |
а |
Учитель: Какое слово ключевое? (здоровье)
Что такое здоровье?
Здоровье – состояние тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.
Путешествие продолжается.
2. Остановка «Поиграй-ка».
Учитель:
Вводная беседа.
Правильное питание – основной источник здоровья всего живого на земле.
1.Зачем человеку необходима пища? (для повышения выносливости и активности, для роста и развития, для хорошего самочувствия, борьбы с болезнями).
2.Какие органы помогают человеку питаться? Как пища попадает в наш организм? («Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуем ее зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка пища попадает в кишечник, где она окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам»).
3.А все ли продукты, которыми питается человек бывают полезны для здоровья?
Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Все эти продукты разные и полезные вашему организму, особенно овощи и фрукты Овощи выращивают во всех странах мира. Они не только вкусны ,но и очень полезны. Они богаты витаминами, есть их нужно круглый год, даже за полярным кругом это далеко на севере выращивают овощи ,например капусту кольраби .В ней витаминов не меньше ,чем в лимоне. Много витамина С и в квашеной капусте .Сейчас как раз такое время ,что человеку необходимы витамины, потому что весна и запас витаминов в организме закончился. В Англии капусте даже поставили памятник. Овощи не только сохраняют здоровье, но и помогают вернуть его тем, кто заболел. В старину в России сложили поговорку: «Лук от семи недуг». Когда мы чистим лук или чеснок, то у нас на глазах выступают слезы? Из разрезанной луковицы вырвались летучие вещества – эфирные масла.Они защищают растение, но еще убивают все вредные бактерии вокруг нас .Фасоль горох ,бобы называют растительным мясом- они богаты белком, без которого организм человека развиваться не может. В репе, моркови ,томате ,перце ,во всех овощах красноватого цвета есть витамин А, который помогает ребятам расти, оберегает от куриной слепоты и заразных заболеваний. Очень важно употреблять разнообразную пищу.
.Игра «Вкусно или полезно» (выбери названия вкусных или полезных продуктов: сыр, чипсы, масло, фанта, виноград, рыба, яйца, конфеты, хлеб, варенье, лимонад, молоко, горчица, капуста, торт, творог, кофе).
Какие из продуктов вы больше всего любите?
Сценка.С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
-Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
-Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.
-Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
-Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
-Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальные все продукты – ерунда!
Учитель:
Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,
Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?
Доктор Здоровая пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями.
-Что означает умеренность? (Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.)
-Что значит разнообразие? (Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.)
Учитель: Итак, путешествие продолжается. Следующая остановка «Почитай-ка». Сейчас необходимо наизусть прочитать стихотворения о правильном питании.
3. Остановка «Почитай-ка».
Учить уроки, чтоб на «пять»,
И спортом заниматься,
Чтоб мозг и мышцы укреплять,
Нам надо правильно питаться.
Но перед тем как сесть за стол,
Ты должен вымыть чисто руки,
Когда ты ешь, то не смотри футбол,
Не отвлекайся на другие звуки.
Завтрак съешь,
А на обед сходи к друзьям,
Уж коль народа мудрость слушать,
А ужин ты отдай врагам.
Враг тоже должен что-то кушать!
Завтрак ты не пропускай,
Завтракать полезно,
Это даже малышам в садике известно!
Если завтрак пропустил,
Ты желудку навредил!
Не забудешь про обед,
Избежишь ты многих бед.
И не позабудь про ужин –
Ужин тоже очень нужен.
Учитель: мы долго ехали и немного устали. Давайте отдохнем.
4. Остановка «Отдыхай-ка».
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
И, как бабочки, попляшем.
Плавно ручками помашем.
Мы размялись хорошо.
Завтра повторим еще.
Ты мой друг, и я твой друг-
Встанем все в большущий круг,
Всем здоровья пожелаем
И в отряд свой зашагаем.
5. Остановка «Закрепляй-ка».
Памятка для детей и их родителей.
-
1.Каждый день употреблять разнообразную пищу.
-
Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты.
-
Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной.
-
Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов, желательно есть в одно и то же время.
-
На завтрак лучше есть различные каши.
-
Обед должен быть полноценный, состоящий из 3х -4х блюд.
-
Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.
-
На полдник – ребенку полезно будет съесть булочку и молоко.
-
Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью ,на ужин можно есть только легкую пищу :запеканки ,творог, омлет, кефир и т.д.
-
10 Пища должна быть хорошо проваренной или прожаренной и приготовленной из свежих продуктов.
Игра «Соедини начало пословицы о питании с ее концом» (работа парами).
1.Всякому нужен……………………и обед, и ужин.
Голодному Федоту………………любые щи в охоту.
Если щи хороши,…………………другой пищи не ищи.
Хлебушко……………………………калачу дедушка.
Больному помогает врач,……..а голодному — калач.
Стихотворение.
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла ,
Жир природа создала.
Как будильник, без завода –
Не пойдет ,не так ,не так.
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины просто чудо
Сколько радости несут
Все болезни и простуды
Перед ними отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда
Важнейшее условия!
—
Сценка «Ох, зачем я съел пирог?» (выходит Карлсон с банкой варенья)
Карлсон: Еще ложечку одну…
Ой! Ушла она ко дну.
А! Залезу прямо так-
Я руками есть мастак!
(залезает в банку рукой и облизывает пальцы)
Пообедал я отлично.
Этим джемом земляничным.
Третью банку съел с утра.
А теперь лететь пора.
(Нажимает на моторчик, а он не заводится)
Мама! Что же такое творится?
Мотор мой не хочет никак заводиться.
Ученик: Здравствуй, Карлсон!
Карлсон: Привет…
Ученик: Что грустишь ты, дай ответ.
Карлсон: Я обкушался варенья!
А еще было печенье.
Торт и множество конфет:
Очень вкусным был обед.
А теперь мотор заглох…
Ох, зачем я съел пирог?
Ученик: Где же ты сегодня был?
Карлсон: Слон обедать пригласил,
Отказать ему не смог.
Ох, зачем я съел пирог?
А все жадности микроб.
Если б не было его,
Не случилось ничего!
Ученик: Карлсон! Ты не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всем ты виноват:
Ел и ел ты все подряд!
Ведущий: Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда.
И станет полезною ваша еда!
Плюшки, конфеты, печенье, торты-
В малых количествах детям нужны.
Запомни, Карлсон, простой наш совет,
Здоровье одно, а второго – то нет!
Подведение итога занятия.
На чем мы путешествовали? В какой стране побывали?
О чем мы сегодня говорили на классном часе?
-Закончите предложение: «Чтобы быть здоровым, нужно……правильно питаться».
Как вы понимаете эти слова?
Мы – за здоровое питание!
Классный час во 2 классе
2022 г
Тема: «Мы – за здоровое питание!»
Цель: формирование здорового образа жизни посредством правильного питания.
Задачи:
созда
ть
услови
я
для формирования устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и здорового питания.
совместно с учащимися сформулировать правила здорового питания.
содействовать формированию умения
выбирать продукты, полезные для здоровья
.
расширять кругозор учащихся
в
оспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью
Оформление:
Высказывания :
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум”
Геродот
«Здоровье – это единственная драгоценность”
Монтень
«Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения”
Цицерон
Ход классного часа
Организационный момент
Рано утром просыпайся,
Себе и людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
В школу смело отправляйся. Слайд 2
— Ребята, как вы думаете, что на свете всего дороже, что нельзя купить ни за какие деньги? Верно, это – здоровье. Наши предки всегда говорили
«Здоровья не купишь» «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь».
— Наше здоровье — самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь, человеку дается только один организм. Если человек небрежно обращается с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не можем. Многие болезни — всего лишь результат неправильного образа жизни.
Составляющие здоровья
— Ребята, а что значит быть здоровым? (высказывания детей)
— А из чего же, по вашему мнению, складывается здоровый образ жизни человека? Слайд 3
отказ
от вредных
привычек
закаливание движение
здоровый образ
жизни
соблюдение правил режим дня
гигиены
положительные правильное
эмоции питание
— О своем здоровье люди думали еще в древности. Древние греки, например, мало болели и долго жили! От чего же им так везло? Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались. В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой.
Подтверждение этих слов можно найти и в пословицах, которые сложены русским народом. Предлагаю вам сейчас поработать в группах и подобрать к каждому пункту подходящую пословицу. ( У каждой группы пословицы состоят из двух половинок, детям нужно составить пословицу правильно и соотнести ее с пунктами на доске)
В здоровом теле, (здоровый дух)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
К слабому и болезнь (пристает)
Поработал (отдохни)
Любящий чистоту – (будет здоровым)
Ради крепкого здоровья – (мойте руки чаще)
Когда я ем – (
я глух
и нем)
Куришь, бездельничаешь и пьешь — (от хворобы не уйдешь)
В доме, где свежий воздух и солнечный
свет,(
врач не надобен)
Вечерние прогулки полезны, (они удаляют от болезни)
Двигайся больше —
(
проживешь дольше
)
Доброе дело
(питает и разум, и тело)
Добрым быть —
(долго жить)
Затхлый воздух и грязная вода
(для здоровья беда)
И старым и молодым
(
вреден табачный дым
)
Сладко есть и пить
—
( по
врачам ходить)
Умеренность в еде
(полезнее ста врачей)
Правила здорового питания
— Видите, как много нам с вами нужно выполнять, чтобы быть здоровыми. Но сегодня мы обратимся только к одной из составляющих здорового образа жизни – правильному питанию.
Школьный возраст – очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Знаете ли вы, что многие болезни людей — всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
На доске пословицы (на слайде 4, для вывода пословиц нужно нажать на картинку в углу)
«Дерево держится своими корнями, а человек пищей»
«Мельница живёт водою, а человек едою»
— Как вы понимаете смысл этих пословиц? Зачем человеку нужно есть?
Инсценировка стихотворения Михалкова «О Девочке, которая плохо кушала
Ведущий. Юля плохо кушает,
Никого не слушает
Мама. Съешь яичко, Юлечка!
Юля. Не хочу, мамулечка!
Мама. Съешь с колбаской бутерброд.
Юля прикрывает рот.
Мама. Супик?
Юля. Нет.
Мама. Котлетку?
Юля. Нет.
Ведущий. Стынет Юлечкин обед.
Мама. Что с тобою, Юлечка?
Юля. Ничего, мамулечка!
Бабушка. Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек.
Пожалей нас, Юлечка!
Юля. Не могу, бабулечка!
Ведущий. Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах.
Мама берет градусник.
(подходит Доктор и отнимает градусник)
Доктор. Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно не больна.
А тебе скажу, девица:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь!
— Что же стало с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо есть?
ВЫВОД 1. Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма. Слайд 5 ( для появления текста нажать на ПРАВИЛО 1)
— А какой должна быть еда? (вкусной, разнообразной). Почему? (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).
-Что же есть в пище такого, без чего невозможно жить? Об этом нам расскажут Цветные человечки.
Инсценировка «Цветные человечки»
Ведущий (представляет гостей).
Белый цвет – белки, они – строители. Слайд 6 (нажать на белого человечка)
Чтобы вырасти ребенок мог,
В пище должен быть белок.
Белки.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и мясе тоже
Есть он.
И тебе поможет.
Ведущий
Оранжевый цвет – углеводы.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа.
Углеводы. Слайд 7 ( нажать на оранжевого человечка)
Нам тепло и в непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Ведущий
Желтый цвет – жиры.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим.
Жиры. Слайд 8 ( нажимать по очереди на желтого и зеленого человечка)
Сохраняет температуру
И влияет на фигуру,
Защищает от мороза.
Ведущий
Зеленый цвет – витамины. Их двадцать.
Витамины.
Мы столько радости несем,
От болезни и простуды
Всех детей мы бережем.
Ведущий
Голубой цвет – вода – источник жизни. Слайд 8 ( щелчок по слайду для появления капельки, следующий щелчок – переход на следующий слайд)
В организме путешествует вода.
Она не исчезает никогда!
Учитель
Подведем теперь итог.
Чтоб расти, нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни так, ни так.
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
От болезней и простуды
Каждый день нас берегут.
Скажем вам без хвастовства
Истину простую –
Минеральные вещества
Играют роль большую.
Дети (хором).
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условье.
Слайд 9 ( по щелчку исчезает картинка, появляется текст)
Вы видите ПИРАМИДУ ПИТАНИЯ, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит (демонстрация интерактивной Пирамиды питания).
Учитель показывает на каждый ярус пирамиды, дети называют, какие продукты питания нарисованы на каждом ярусе пирамиды.
— Медики представили «Пирамиду питания» в виде треугольника, разделённого горизонтально на 4 части. В основании пирамиды нарисованы крупы и хлебобулочные изделия. Эти продукты помогают организму расти и стать сильным ; на втором уровне – овощи и фрукты. Они снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться; на третьем – молочные продукты, мясо, рыба. Эти продукты дают нашему организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать; на четвёртом (вершина пирамиды) – сахар, соль, сладости.
ВЫВОД 2: Питание должно быть полноценным, т.е. разнообразным. Слайд 10
(щелкнуть по слову ПРАВИЛО)
— Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте выделить названные в нём правила здорового питания.
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда.
В питании тоже важен режим, тогда от болезней мы убежим.
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах детям нужны.
ВЫВОД 3: Питание должно быть регулярным и умеренным Слайд 11
(щелкнуть по слову ПРАВИЛО)
— Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.
А еще питание должно быть умеренным.
Умеренность — мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод.
Музыкальная пауза: песенка Обжор ( из спектакля « Леопольд и другие»)
— Вся ли пища, которую мы едим, одинаково полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сейчас.
Игра «Вредно – полезно» Слайд 12
Выбираются 2 команды (КОМАНДА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК). Играющие должны распределить карточки с продуктами на 2 группы: полезные и вредные: рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, Сникерс, морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
Игра с классом ( проводится, пока команды распределяют карточки):
Вам , мальчишки и девчушки,
Приготовила частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!
Постоянно нужно есть –
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар мармелад.
Это правильный совет?
( Нет, нет, нет!)
Зубы вы почистили и идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)
-Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочтём.
«Всё полезно, что в рот полезло».
— Как вы относитесь к данному мнению? Посмотрите внимательно на полезные и вредные продукты. Все то, что любят дети, что вы едите с большим удовольствием, из-за чего устраиваете в магазине скандалы, оказывается очень вредным и небезопасным продуктом.
Поэтому сейчас , ребята, я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию «Правдиво о разном». Наши исследователи расскажут вам много интересного (учащиеся заранее готовчт материал на заданные темы).
Исследователь 1. Слайд 13
Знаете ли вы, что в состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, способствует развитию кариеса.
Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.
Учитель: Дорогие исследователи, а что вы можете сказать о жевательных резинках, которые любят многие дети?
Исследователь 2. Слайд 14
Внимательно изучив этикетки жевательных резинок, которые продаются в магазинах, мы выяснили, что в состав жевачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В практике детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.
Учитель: Уважаемые исследователи, а теперь я хочу спросить у вас не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?
Исследователь 3. Слайд 15
Я хочу сказать, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.
У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
-Ребята, я надеюсь, что вы прислушаетесь к советам наших консультантов и будете стараться не употреблять эти вредные продукты.
ВЫВОД 4: Пища должна быть полезной. Слайд 16 (Щелкать по слову ПРАВИЛО)
— А какую пищу можно считать полезной? (Ту, в которой много витаминов). Скажите, а какие продукты содержат наибольшее количество витаминов?
Кроссворд: «Овощи – фрукты» Слайд 17
Инструкция по работе с анимированным кроссвордом:
Разгадывать кроссворд можно с любого слова. Щелчок по стрелке с цифрой , на экране появится фигура с загадкой.
Для проверки слова-отгадки, нужно щелкнуть по прямоугольнику с вопросом. Появится слово и картинка. Для того, чтобы исчез данный вопрос , щелкаем по картинке-отгадке.
По горизонтали:
Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву. Яблоко
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. Бананы.
Синий мундир,
белая подкладка,
в середине – сладко. Слива.
Этот плод сладкий хорош и пригож,
На толстую бабу по форме похож. Груша.
Отгадать не очень просто –
Вот такой я фруктик знаю-
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе,
Птица есть еще такая,
Называют также – киви.
Ни в полях. Ни в садах.
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает …. Ананас
По вертикали:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он,
Когда чистишь – слезы льешь. Лук.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. Капуста.
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный. Салатный,
Верно, это … кабачок
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна. Кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …. Свекла
Кругла. А не месяц.
Желта. А не масло.
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. Репка.
ВЫВОД 5: Нужно употреблять в пищу больше овощей и фруктов. Слайд 18
— Ребята, посмотрите, сколько правил здорового питания мы с вами сегодня открыли. Но это не еще не все правила, которые должен выполнять человек, чтобы быть здоровым. Сейчас предлагаю вам в группах подумать, и дополнить нашу схему теми правилами здорового питания, о которых мы не успели сегодня сказать. Слайд 19 ( по щелчку появляются правила)
Мыть руки перед едой
Тщательно пережевывать пищу
Не есть, позднее, чем за 2 часа до сна
Не перекусывать на ходу
Не увлекаться сладким, кислым, соленым, острым
Не болтать во время еды
Есть надо простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Подведение итогов. Рефлексия.
— Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни — правильном питании.
И мне очень хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем сегодняшнем разговоре. Дополните предложения Слайд 20
1. Сегодня я понял…
2. Мне еще нужно …
3. Я буду обязательно…
4. Дома я обязательно расскажу о…
— Ребята, я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы — наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
.
Дата:27.09.2017
Урок окружающего мира во 2 «а» классе
Тема: Правильное питание
Цель: способствовать формированию представления о рациональном , правильном питании.
Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в условиях решения учебных задач.
Задачи урока:
1. учить детей выбирать полезные продукты с целью организации правильного питания(здорового, рационального питания);
2. формировать знания о составе пищи; обучать методам исследовательской деятельности.
3. формировать представление о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
4. развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
5. развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление; выработку активной жизненной позиции; коммуникативные умения;
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
— умение строить рассуждение, четко высказывать свое мнение, оформлять свои мысли в устной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:
— умение психологически настроить себя на работу;
— умение определять цель деятельности на уроке, прогнозировать результат,
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение оценивать результаты своей деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
— умение делать выводы из наблюдений;
— извлекать нужную информацию из учебника, из презентации;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
— развитие умения высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую, определять и высказывать самые простые, общие для всех правила.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Основной метод: проблемный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап
Начинается урок, и я хочу начать работу с вами! Но мне нужна ваша помощь. Вы мне поможете? Тогда дружно скажем:
Мы умные,
Мы дружные,
Мы — внимательные!
Мы — старательные!
Мы отлично учимся,
Все у нас получится!
Урок сегодня необычный. Сегодня мы попробуем себя в роли исследователей. Отгадайте, что будет объектом нашего исследования? «Оно нам нужно для повышения выносливости и активности. Для роста и развития. Для хорошего самочувствия. Для борьбы с болезнями». (Могут ответить: здоровье) Непосредственно связано с нашим здоровьем, является одним из составляющих ЗОЖ. Да, это………….. ПИТАНИЕ
Что бы вы хотели узнать на уроке о питании?
-
Как питание связано со здоровьем?
-
Что такое правильное питание?
-
Как правильно питаться?
Тема: ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ(такое питание называется РАЦИОНАЛЬНЫМ, что в переводе с латинского означает «разумное», «правильное»)
Ориентировочный этап
Мне очень интересно узнать, с каким высказыванием вы согласитесь: «Человек живёт для того, чтобы есть» или «Человек ест для того, чтобы жить»
У нас появились два мнения. Изменится ли ваше мнение к концу урока?
2. Повторение пройденного материала.
Одним из правил здорового образа жизни является, как мы выяснили на прошлом уроке, выполнение режима дня.
– Что такое режим дня?
Ученики. Режим дня – это распорядок дел, действий, которые мы совершаем в течение дня.
– Что необходимо учитывать, составляя свой распорядок дня?
Ученики. Ложиться спать не позднее 21 часа.
– Утром отвести время для гимнастики, водных процедур.
– Обязательно правильно и вовремя питаться, отвести время на завтрак, обед, ужин.
– Не забывать об уроках, но и найти время для прогулки.
– Правильно. А зачем нужно соблюдать режим дня?
Ученики. Режим дня необходимо соблюдать, чтобы сохранять правильный ритм работы. Быть здоровыми.
– Верно. И главное, что режим дня надо соблюдать с раннего детства. Ведь «к чему в молодости привыкнешь, от того в старости не скоро отвыкнешь».
— Ребята, к нам на урок сегодня прилетел Карлсон. Он хочет, чтобы мы посмотрели на его режим дня, который он составил.(слайд )
10:00 – 10: 30 просыпаюсь
10: 30 – 11:00 ем варенье
11:00 – 14:00 в гостях у Малыша
14:00 – 14:30 ем варенье
14:30 – 17:00 сплю
17:00 – 17:30 ем варенье
17:30 – 20:00 гуляю с Малышом на крыше
20:00 – 20:30 ем варенье
20:30 – 10:00 сплю
— Ребята, рассмотрите внимательно режим дня нашего гостя. Как вы думаете, правильно ли Карлсон проводит время? Почему?
— Чего не хватает в его режиме дня?
( не умывается, не делает зарядку )
— А вы заметили, что чаще всего делает Карлсон?
( ест варенье и спит )
— Ребята, скажите, а можно ли всегда питаться только один вареньем или только сладким?
( нет )
— Почему?( портятся зубы, снижается аппетит, набирается вес )
— Можно такое питание назвать правильным ?
Давайте сами узнаем и научим этому Карлсона
3. Изучение нового материала.
Поисково -исследовательский
Не всегда мы питаемся так, как того требует наш организм. Неправильное питание плохо влияет на здоровье. Поэтому поговорим о том, как питание связано со здоровьем.
— Ребята, откройте учебники на странице 50. Рассмотрим схему. Для чего организму нужно правильное питание?
( для повышения выносливости и активности, для хорошего самочувствия, для роста и развития, для борьбы с болезнями )
Наша пища должна быть богата всеми питательными веществами. Питательные вещества нужны для того, чтобы организм рос и правильно развивался, восполнял растраченную энергию
(ответ на первый вопрос)
Физ.минутка ЁЖИК
Вместе с пищей человек получает питательные вещества. А вот какие, мы узнаем, проведя исследование.
Сейчас мы проведём несколько наблюдений и посмотрим, из чего состоит пища.
(Продукты для исследования: сало, сливочное масло, шоколад, яблоко)
Наблюдение 1. Перед вами на салфетке продукты. Ответим на вопрос: почему некоторые продукты оставляют жирные следы? Давайте сделаем вывод: В продуктах есть жир.
Наблюдение 2. А теперь исследуем такие продукты: шоколад, яблоко. Скажите, какой вкус имеют эти продукты питания? (Сладкий). А почему? (в них содержится сахар). Это говорит о том, что в сладких продуктах присутствуют углеводы, они делают продукты сладкими.
Практический этап
Итак, мы определили, что в продуктах присутствуют питательные вещества: жиры и углеводы. А зачем они нужны нашему организму?
На странице 51 учебника в параграфе «Из чего состоит наша пища?» прочитайте 3 абзац и ответьте на вопрос: для чего нам нужны жиры и углеводы? (дают организму энергию, то есть помогают ему становиться выносливым и сильным).
Но это ещё не все питательные вещества, которые нужны организму. О следующей группе я предлагаю прочитать во 2 абзаце.
О каких питательных веществах вы прочитали ещё? (белки). Какова их роль для организма? (являются строительным материалом для нашего организма). В каких продуктах содержатся белки? (молочные продукты, рыба, мясо).
Физ.минутка. (массаж)
— А сейчас мы подробнее узнаем, что значит правильно питаться.
— Наша пища состоит из разных питательных веществ. Среди них белки, жиры и углеводы.
— Белки – это строительный материал нашего организма. Он необходим организму для роста и развития. Назовите продукты, в которых содержится белок.
(Сыр, творог, рыба, фасоль, орехи, яйца, крупа манная, гречневая, макароны, хлеб, молоко, кефир, сметана, картофель).Все эти продукты содержат белок.
Также к питательным веществам относятся жиры.Жиры необходимы организму для энергии. Они защищают организм от потери тепла. Также жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувства сытости. Перечислите продукты, содержащие в себе жиры.
( масло, маргарин, колбаса, оливки, сливки, курица, икра, сардельки )
— Это продукты, содержащие жиры.
Ещё сегодня мы говорили об углеводах.Углеводы служат для организма основным источником энергии, помогают работать нашим мышцам. Они необходимы для нормального обмена белков и жиров. Назовите продукты, содержащие углеводы.
( сахар, конфеты, мармелад, печенье, варенье, изюм, виноград, вишня, арбуз, апельсин, груша)- Эти продукты содержат углеводы.
— Карлсон послушал нас и понял, что раз он ест много варенья, то это только на пользу. Ведь у него в организме будет очень много углеводов. Ребята, как вы думаете, Карлсон прав?
( нет )- Почему?
— Верно! Для организма нежелателен не только недостаток питательных веществ, но и его избыток. Т.е. когда его слишком много. Если человек съедает много жиров и углеводов, то он становится полным и неповоротливым. А это ухудшает работу сердца и других органов. Если питательных веществ мало, то организм плохо растёт и развивается. Поэтому главное правильно питаться. Что же такое правильное питание? Это значит, есть в меру: не переедать, долго не голодать.(ответ на второй вопрос )
— А как вы думаете, сколько раз в день нужно питаться?
( 4 раза . Завтрак, Обед, Полдник , Ужин, )
– У здорового человека – здоровый отменный … АППЕТИТ! (СЛОВАРЬ)
— Как вы думаете, чем можно улучшить аппетит?
( работать физически, много гулять, заниматься спортом ).
Физ.минутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
-
Закрепление нового материала
– А для чего нам нужно правильно питаться?
– Значит, еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.
– А какой должна быть еда? (Вкусной и полезной) Кто готовит еду в школе?
Что такое меню? (Меню – это список блюд) Давайте попробуем составить меню для Карлсона на один день.
Работа в группах:
-
завтрак(Б,Ж,У)+ сладость,
-
обед (Б,Ж,У,)+ сладость
-
полдник (Б,Ж,У)
-
ужин (Б,У)
-
таблица полезных и вредных продуктов
Итак, начнем с завтрака.
— Каким же должен быть завтрак? (Ответы детей.) Верно. Завтрак должен быть плотным, калорийным… Самая подходящая пища — каша. пшенная, перловая, овсяная («геркулесовая»). Каши — очень полезное блюдо, недаром про хилых людей в народе говорят: «Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай — в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь».Многие дети не любят кашу. А вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?В кашу можно добавить ягоды, фрукты, варенье, мёд, изюм, орешки. Такая каша будет не только вкусной, но и полезной.
— Наступило время обеда.
Итак, лучше начать с овощного салата — от него в организме начинается выделение желудочного сока. Поэтому и другие блюда лучше усваиваются.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
— После сытного обеда прошло более трёх часов. Можно на полдник «заморить червячка». Что же мы можем съесть?
Молоко очень полезно для здоровья и богато питательными веществами. Помимо молока, какие молочные продукты вы знаете и употребляете в пищу?
— Всякому нужен и обед, и… (ужин). «Не ложись сытым – встанешь здоровым» говорят в народе. А вы согласны с этим высказыванием? Ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна. Это должна быть лёгкая пища, которую желудок усвоит очень быстро. Ему тоже нужен перерыв в работе. Какие это могут быть продукты?
— Проверим. Назовите полезные продукты, которые вы порекомендуете включить в меню Карлсону, членам своей семьи, своим друзьям.
— Какие продукты вы исключите из своего рациона питания?
(ответ на третий вопрос)
-
Итог
Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Ученики. Мы посвятили урок правильному питанию.
– Мы узнали о рациональном питании.
– Мы говорили о полезных продуктах, которые необходимы человеку, чтобы быть здоровым.
— Как вы думаете, ваш режим питания является полезным для здоровья или нет?
— Захотелось ли вам изменить что-то в своём питании и питании своей семьи после нашего урока?
— Какие полезные советы вы дадите своим родным, знакомым по поводу питания?
5. Рефлексия
– Молодцы! Вы справились с заданиями?
– Можно считать, что урок прошёл успешно? С пользой?
Давайте вернёмся к нашему высказыванию:«Человек живёт для того, чтобы есть» или «Человек ест для того, чтобы жить»
Вывод: Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. “Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть”.
6. Дз рт.с.23№24
Полезные продукты |
«Злые» продукты |
|
Овощи |
||
Фрукты |
||
Чипсы |
||
Майонез |
||
Рыба |
||
Пепси-кола |
||
Молоко |
||
Сок |
||
Лапша быстрого приготовления |
||
Торт |
||
Нежирное мясо |
||
Сыр |
||
Творог |
||
Чупа-чупс, конфеты |
||
Крупы |
Каши: пшенная, перловая, овсяная ,манная,рисовая, гречневая Сыр,яйцо,чай,компот,какао хлеб,масло. Сладости? |
Салат Борщ, суп куриный, рассольник. Картофельное пюре, рыба. Макароны, котлета. Компот, сок. Хлеб. Сладости ? |
Булочки , вафли, печенье с чаем, соком, а лучше всего с молоком. |
Запеканка из овощей, запеканка из творога , омлет, кефир, простокваша,рыба с овощами, молоко. Сладости? |
«Человек живёт для того, чтобы есть»
«Человек ест для того, чтобы жить»