Приблизительное время чтения: 2 мин.
Пожалуй, проще всего рассказывать детям о Покрове Богородицы, рассматривая вместе с ними икону праздника. Тогда легко объяснить, что такое омофор, или тот самый Покров, который стал символом заступничества Пречистой и который Она сняла с головы и распростерла над молящимися во Влахернском храме. А также пояснить, что мы не знаем точно ли, но, вероятно, именно такой Она предстала перед народом и увидевшим Ее святым Андреем. А потом уместно рассказать об обстоятельствах, в которых это произошло.
Город Константинополь, будучи столицей Византийской империи, более двадцати раз бывал в осаде. Во время одной из них на рубеже IX-X веков, когда жители были уже в отчаянии и не имели ни сил, ни запасов, чтобы продолжать противостоять врагу, люди собрались в церкви возле императорского дворца и с последней надеждой обратились к Господу. Богослужение длилось всю ночь, и ближе к утру бывший в храме Андрей Христа ради юродивый (то есть человек, отказавшийся от всех земных благ и всю свою жизнь посвятивший Богу) увидел Пречистую. С ним был его ученик Епифаний, который подтвердил, что тоже видит Ее. Оба они поняли, что Богородица молилась вместе с жителями города, а затем, сняв покров с головы, благословила народ. Вскоре после этого произошло чудо — враг отступил, Константинополь был освобождён.
В Русскую Церковь праздник пришёл позже на несколько столетий, в ХII веке, когда святой князь Андрей Боголюбский в память как о важном для греков событии, так и в благодарность Богородице за собственную победу установил отмечать его 1 (14) октября. Со временем это стал один из любимейших у русского народа праздников, кроме того как раз к этому времени заканчивались хозяйственные работы и начиналось время свадебных гуляний. Ребёнку, вероятно, будет интересно узнать, что в России почти 1400 храмов освящены в честь этого праздника и тысячи населенных пунктов, районов, улиц носят названия в память о нем.
А еще очень важно рассказать детям о Покрове Богородицы, что в этот день верующие радуются не далеким историческим победам, а тому, что эти победы послужили примером того, как Матерь Божья слышит каждого обратившегося к Ней и спешит на помощь.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы:
«Покрывает все Покровом Богородица Сама».
Цель: знакомство детей с православием.
Задачи:
-Познакомить детей с историей возникновения праздника «Покров Божией
Матери».
-Дать детям представления о Пресвятой Богородице как о Покровительнице, Заступнице перед Богом за всех людей.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, дорогие дети! Посмотрите, что я сегодня я принесла к нам на занятие.
Дети: Это икона.
Педагог: Правильно, это икона. У неё есть своё название — «Покров Пресвятой Богородицы».
(Дети рассматривают икону и рассказывают, что они видят)
Педагог: Дети, давайте вспомним, кого мы называем Богородицей?
Дети: Дева Мария. Она была самой-самой доброй, и скромной на земле.
Педагог: Правильно, молодцы, ребятки. Она была самой-самой доброй, поэтому Она стала мамой Бога. Она всегда была со своим Сыном, во всём помогая Его делам. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Сыном. И Он, как Сын, всегда внимательно слушает Её молитвы и спасает тех, за кого Она заступается. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы как раз рассказывает про один из таких случаев. 14 октября мы отмечаем церковный праздник – «Покров Пресвятой Богородицы». Сейчас я расскажу вам об этом празднике. (Негромко звучит аудиозапись старинной лирической мелодии) .
С именем Богородицы связан один из самых любимых праздников на Руси – «Покров Пресвятой Богородицы». В старинном предании рассказывается об удивительном событии, произошедшем давным-давно, более тысячи лет тому назад, в далёкой от Руси стране Византии. Большой город Царьград был окружён врагами сарацинами, которые хотели захватить город, а всех жителей превратить в рабов. И вот тогда жители города собрались в храме, в котором бережно хранилась святыня – головное покрывало (покров) Богородицы. Люди долго со слезами молились Господу и Богородице, прося помощи и заступничества от злых врагов. Ночью один из молящихся, святой Андрей, увидел, как с небес спускается Богородица, снимает с головы своё покрывало и покрывает им стоящих в храме молящихся людей. Этот покров блистал сильнее солнечных лучей. Ещё этот покров называется омофор. Затем Богородица опять поднялась к небу, покров стал невидимым. А когда наступил рассвет (утро, жители города увидели, что враг в испуге быстро убегает от стен города Царьграда.
Посмотрите, пожалуйста, на икону. На ней изображены жители города которые собрались в храме Пресвятой Богородицы и просят Деву Марию о защите от врагов.
(Дети рассматривают икону.)
Вот такое чудесное событие произошло давным-давно. С тех пор православные люди верят, что Богородица – Заступница за всех людей, за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей и бед.
Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» отмечают осенью – 14 октября. Особо почитаем этот праздник был на Руси.
Существовало сказание о том, что, начиная с Покрова, ходит по земле Пресвятая Богородица со святыми и праведниками, которые заботливо проверяют, весь ли урожай собран. В народе приговаривали: «Батюшка Покров, покрой избушку теплом, а хозяйку – добром! »
К этому дню крестьяне убирали весь урожай. Поэтому для русского крестьянина праздник Покров исстари был ещё и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года.
На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:
«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! »
«На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается! »
«Каков Покров, такова и зима! »
Детки мои дорогие! Лето давно закончилось, осень на дворе, дождик, холодно, на деревьях листья пожелтели.
ПОКРОВ.
Вот так чудо — чудеса — пожелтели все леса!
Время сказочных даров — будем праздновать Покров!
Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром.
Так природа поздравляет нас с Великим Покровом!
Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор.
От всего на свете злого лес и поле, и дома –
Покрывает все Покровом Богородица сама.
Дети: Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо кроет, солнце не блестит;
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Воды зашуршали быстрого ручья,
Птички улетели в теплые края.
Лес одевается яркими красками,
Птичка в нем больше теперь не поет,
Солнце дарит нас последними ласками,
Тихая осень идет.
Танец. ( Дети исполняют танец и рассыпают по залу листья)
Дети: Листья золотые падают, летят.
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых.
Мы букет хороший сделаем из них. ( Вместе собирают букет)
Мы букет поставим посреди стола;
Осень золотая в гости к нам пришла.
Ведущий: собираем осенью урожай плодов, много людям радости после всех трудов. ( Ставит корзину с овощами и фруктами на стол)
ПЕСНЯ О ПЛОДАХ .
СЦЕНКА. Действующие лица: Матронушка, мама (возле речки появляется девочка с ведерками и напевает).
МАТРОНУШКА: Реченька, ты реченька, ты матушка,
Берега все в травушке муравушке,
Широко, ты реченька, раскинулась,
Мы с тобой вдвоем песенку споем.
(спохватившись) Ой, как стемнело уже,
Надо скорее домой возвращаться!
ВЕДУЩАЯ: Матронушка зачерпнула воды из речки и пошла домой.
МАЛЬЧИК: Весело сияет месяц над селом,
Белый снег сверкает, синим огоньком,
Месяца лучами белый храм облит.
Крест над облаками, как свеча горит!
ВЕДУЩАЯ: мама Матронушки переживает за свою дочь и выходит из дома на улицу посмотреть, не появилась ли она.
МАМА (увидев доченьку): доченька ты моя милая, опять ты у речки допоздна засиделась, не жалко тебе сердца материнского.
МАТРОНУШКА: мамочка, милая, прости! Прости меня, мамочка!
МАМА: да что с тобой поделаешь? Поешь и садись за стол, будем читать христианские сказки.
ВЕДУЩАЯ: Матронушка подошла к иконе помолиться, попросить Благословения у Господа (Матронушка подходит к иконе и крестится. Имитирует прием пищи. Снова подходит к иконе поблагодарить Бога за еду и попросить Господа, Матерь Божию и Ангела Хранителя, чтобы сохранили во время сна, крестится и делает поклон).
МАТРОНУШКА (с широко раскрытыми глазами):
Над кроваткой, чуть в сторонке,
Божьей Матери икона.
Добрый взгляд ее лучится.
Если мама отлучится,
То не страшно мне одной-
Матерь Божия со мной.
Утром рано я проснусь,
На икону помолюсь.
ВЕДУЩАЯ: Дочь садится за стол, мама садится рядом с ней, зажигает настольную лампу и начинает читать христианские сказки.
ПОЕТ ГРУППА ДЕТЕЙ.
Вечереет, и луна взошла, мама лампу на столе зажгла,
Мы сидим в тишине, и читает мама мне…
МАТРОНУШКА:
Я гляжу на звездные пути,
Я сегодня думаю о маме.
Лучше мамы друга не найти.
МАТРОНУШКА И МАМА:
Мы маму знаем только дома.
Родные руки берегут
Домашний ласковый уют,
Такой привычный и знакомый.
ВЕДУЩАЯ. Дети, я хочу рассказать вам одну историю о том, как Божия Матерь спасла детей. Во время войны решено было отправить детей на грузовиках подальше от фронта. Чтобы машины не попали под бомбежку, ехать решили ночью. Дорога шла по лесу, и в темноте машины потеряли дорогу. Стали ее искать, но так и не нашли, и поехали дальше полем.
Вдруг перед первой машиной возникла Женщина. Она, молча, стояла с раскинутыми в стороны руками.
Шофер выскочил из машины, но на дороге уже никого не было. Машины тронулись, но тут же Она появилась вновь. Шофер вышел из кабины и прошел немного вперед – там был обрыв. Тогда машины повернули обратно и скоро выехали на дорогу.
Так Божия Матерь спасла детей.
Физкультминутка.
Осень в гости к нам пришла, дождь и ветер принесла. (Берутся за руки, идут по кругу.)
Ветер дует, задувает с веточек листы сдувает. (Поднимают руки, качают ими.)
Листья на ветру кружатся и под ноги нам ложатся. (Кружатся и приседают.)
Ну а мы гулять пойдем и листочки соберем. (Встают, садятся на стулья.)
ВЕДУЩИЙ: милые дети, я думаю, что все вы дома помогаете своим родителям
(тихий колокольный звон в записи). Родители любят своих детей, даже,
несмотря на все их капризы, дурные поступки и бессердечие. И дети должны их любить, и заботится о них. Ведь не даром нам Богом дана заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле». Сердце матери всегда нежно по отношению к своим детям, а еще нежнее сердце у Пресвятой Богородицы Девы Марии (ведущий отходит в сторону, выходят дети и читает стихотворения со свечами).
Мама снова от забот
К вечеру устанет,
Свечку тонкую зажжёт,
На колени встанет.
Рядом с нею стану я
Богу помолиться –
И молитовка моя
Тихо затеплится.
Богородица на нас
Милостиво глянет –
И на сердце в тот же час
Так спокойно станет.
(Татьяна Шорохова).
Твои руки в мире этом
Сохраняют нас от зла,
Ты нам всем, как малым детям,
Своё Сердце отдала.
Будь вовек благословенна,
Материнская любовь!
Мы Тебя, о Матерь Света,
Славим, славим вновь и вновь.
Невелика, но дорога
Твоя свеча у Бога, —
Она жестоко жжёт врага
И свету в ней так много!
Весь тёплый свет души твоей,
Отроковица, виден в ней,
И Ангел смотрит на нее-
На сердце чистое твоё.
ДЕВОЧКА читает молитву «Богородица Дева радуйся»
Звучит церковное пение в записи, негромко. Выходят два мальчика (св. Андрей и св. Епифаний) и встают возле картины храма.
ВЕДУЩИЙ: во все времена, в разных городах, селах люди просили и просят помощи у Пресвятой Богородицы, и она помогает. Некоторые люди даже видели сами Пресвятую Богородицу. Так было в городе Константинополе во Влахернском храме. В воскресный день 1 октября храм был переполнен молящимися, и среди них был святой Андрей и его ученик Епифаний (показывает на двух мальчиков возле храма). Святой Андрей, подняв голову к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и святыми.
СВ. АНДРЕЙ: видишь ли ты брат мой Царицу и Госпожу, молящуюся обо всем мире.
ЕПИФАНИЙ: вижу, Святый отче, и сердце мое замирает.
ВЕДУЩИЙ: преклонив колено, Пресвятая Дева начала молиться за христиан. Она долго пребывала в молитве, затем сняла со своей головы покрывало (омофор) и покрыла им молящихся в храме, защищая от всякого зла (показывает на омофор).
Во храме Богородицу узрел
В ночи святой Андрей,
Как омофором пречестным
Она покрыла всех людей.
И ныне всех молящихся,
Ходящих в храм Христов,
Спасает Матерь Божия
Святым покровом от врагов. (песнопение стихает).
ДЕТИ . Мы пришли с тобой и замерли
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова
Что не камен, а из света весь,
Из любовей и молитв. (Б. Чичибабин)
Покров Богородицы
Убывает день осенний,
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.
В этот день Андрей блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных.
Всех невидимым покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.
По осенним седым облакам
Вошла Богородица в храм.
На колени Она опустилась,
Перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов,
Распростерла святой Свой покров.
Он из света небесного свит,
Невесом и прозрачен на вид,
Он от скорбей и бед защитит.
ВЕДУЩИЙ читает «Пропарь Покрова»: «Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми твоим Богомати, пришествием, и к твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего спасти души наши».
ВЕДУЩИЙ: вот такой чудесный праздник есть у нас, в такое прекрасное время года как осень. Поздравляем всех с праздником, желаем вам спасения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы (громкий колокольный звон).
Кукушкина Г.М.
Воспитатель МБОУ « Избердеевская НШДС».
Православный народ и Греко – католическая община празднует великое событие – Покров Пресвятой Богородицы 14 октября (но новому календарю). К этому дню верующие относятся с особым трепетом. Изначально возник он за пределами России, пришел из Византии. Данный праздник не входит в число 12-ти основных церковных дат, но его значимость признается духовенством и людьми во все века.
История Покрова начинается с 910 года в древнем Константинополе (Влахернский Храм). Именно в храме хранились риза, покров и пояс Богородицы. В тот светлый день 1 октября (по старому календарю) произошло чудо, и верующая паства ощутила заступление и защиту, покров для всей Руси – матушки. В те непростые времена Константинополь был в осаде язычниками (наступление князя Аскольда из Киева). Город был в опасности: храмам грозило поругание язычниками и разруха, а самим жителем – рабство и казнь. В тот день храм, где хранился покров Девы Марии, был переполнен молящимися людьми, все они уповали на помощь и заступничество Всевышнего Господа, Царицы Небесной. И случилось невероятное – Андрей Юродивый и Епифаний (ученик святого) увидели парящую в выси Богородицу в окружении ангелов, в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. Со слезами Пресвятая Дева молила Господа смиловаться над людьми, призывающие Его святое имя. После молитвы Дева Мария сняла со своей головы покрывало, подошла к престолу в храме и протерла над всеми молящимся людьми в храме. Такое действие Божьей Матери знаменовало для всего православного христианского мира защиту высших сил от врагов. И чудо произошло — враг отступил, Константинополь был спасен. Вражеское войско во главе с Аскольдам оторопело от такого видения и сам князь уверовал и принял христианство.
Отвердителем праздника Покрова Пресвятой Богородицы стал светлый князь Андрей Боголюбский в 12 веке. В 1165 году по указу был возведен небольшой храм Покрова на Нерли. С тех пор миновало целых 9 столетий, но диво, произошедшее в Константинополе, помнят и в нынешний час. Покров Святой девы продолжает оберегать истинно верующих христиан, он дарит надежду, спасение, утешение, душевный покой и веру в лучшее. Каждый человек, кому не чужда вера в Бога, знает, что Божья Матерь молиться и за него в трудный час и при разных обстояниях, ведь раскинутый Покров невидим человеческому оку.
Подготовка к празднику Покрова
С давних времен праздник Покровы – один из самых любимых в народе. Его веками почитали с великой радостью. К этому дню верующие крестьяне добирали весь урожай и делали заготовки к суровой зиме. Наступала пора зазимья. Домашний скот больше не выгоняли на пастбища, а держали в подготовленных ранее хлевах и кормили зимним кормом. Молодые девушки с нетерпением ждали этого знаменательного дня. Все, кто мечтал об удачном и счастливом замужестве, шли в церковь и горячей молитвой ставили свечу у образа Девы Марии. В этот период было также принято играть свадебные торжества и веселиться от души. Сыграть свадьбу следовало до начала поста. Согласно поверьям, свадьба, сыгранная на Покров сулила молодым счастливое будущее и защиту самой Матери Божьей.
В день Покрова не было принято работать, все отмечали этот день весело и задорно. По приметам, 14 октября выпадал первый снег, с чем символизировал покрывало или белую фату. Начиналась пора посиделок. Женщины и девушки пряли пряжу долгими холодными вечерами и ночами, ткали и вязали, и конечно, пели песни.
В те времена, на день Покрова, была холодная погода, и хозяйки активно готовили различные блюда, особенно пекли блины, а мужчинам следовало позаботиться о тепле жилища (заготовить дров, подлатать кровлю, утеплить хлева для скота, почистить печь от золы и пр.). Набожный народ шел целыми семьями к воротам храмов, чтобы искренне помолится Царице Небесной от врагов (видимых и невидимых), просят умолить Бога, чтобы подал им безбедное существование, крепкого здоровья, избавления от недугов. Дети тоже не сидели без дела. Во дворах было полно снега — период зимних забав (лепили снежные бабы, играли в снежки). Да и взрослые тоже подключались к этой резвой и дружной игре.
Цель: приобщение детей к истоками народной культуры.
Задачи:
1. Обучающие:
- учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать
осенние пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»); - познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей
возникновения, традициями и обычаями проведения; - познакомить с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как
произведениями искусства.
2. Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству
русского народа; - развивать эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения;
- развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях,
создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором
(рисование на ткани с использованием трафаретов); - развивать интерес к художественному слову (загадкам, эпитетам, стихам),
умение выразительно исполнять поэтические произведения.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать
соблюдать и сохранять русские традиции; - воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества,
культуру общения; - воспитывать аккуратность в выполнении работы (рисование на ткани с
использованием трафаретов).
Словарная работа:
- Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная,
золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя,
скучная, унылая, пасмурная… - Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (покров,
покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка…). - Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город
Павлопосад.
Материал:
- мультимедийная презентация «Покров»;
- видеоаппаратура, Павлопосадские шали;
- репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.
«Октябрь»); - салфетки из ткани, краски, трафареты для украшения «шалей».
Предварительная работа:
- Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке.
- Экскурсия в осенний парк.
- Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.
- Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья
голые стоят…»). - Работа с тканью (изготовление бахромы).
- Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра»,
«Осень наступила»).
Ход занятия
Дети сидят на стульях полукругом.
1. Беседа об осени.
— Дети, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
— Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение.)
— Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
— Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся
короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…)
— Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.
— Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя
(поздняя) осень. Объясните почему вы так решили. (Левитан И.И. «Золотая
осень», Волков Е.Е. «Октябрь».)
— Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная,
богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем.)
— Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая,
поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)
2. Народный праздник Покров.
— Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»?
Как вы думаете, что оно обозначает?
— Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать,
покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)
— Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это
значит? (Ответы детей.)
— Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.)
В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин
голова должна быть всегда покрыта.
— Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что
платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть
разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с
красивой бахрамой по краям.)
— Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.
Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и
шаль, и назвать характерные отличия.
— Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день
свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут
заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой.)
Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову
невесты.
4. Игра «Облупа».
— Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».
Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и
закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью.
Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети садятся на стулья.
5. Происхождение праздника «Покров».
— Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением
холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом –
снежным покрытием, как покрывалом.)
Детям предлагается посмотреть на слайд.
— Вам интересно узнать о происхождении праздника?
— По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были
свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор –
над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим
покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и
радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник –
именно в тот день, когда и было это видение.
— Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.
6. Покровские ярмарки.
— Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого
видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.
— Вы хотите побывать на ярмарке?
Дети хором повторяют скороговорку:
Еле -, Еле -, Елизар
Едет, едет на базар.
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара
— Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!
Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали.
Девочки одевают на плечи шали.
— Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские.
Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям
бахрома.
— Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды.
Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.
Дети садятся на стулья.
— Отгадайте, какими цветами украшали шали?
Демонстрация иллюстраций с изображением цветов.
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие! (Роза.)Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка.)Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)Нам запах свежести лесной
Приносит поздней весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)
— Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке
Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный
орнамент.
Дети по очереди описывают понравившийся им платок.
7. Русская народная игра «Арина».
— Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».
Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в
середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:
Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя
отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети садятся на стулья.
8. Итог занятия.
— Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили?
(Покров.)
— А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как
покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)
— С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями
и платками.)
9. Изготовление салфеток.
— Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня
мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски
(рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).
Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски.
Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.
После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.
Дети «змейкой» выходят из группы.