Рассказ о празднике рождество

По-церковнославянски правильно: Рожество Христово

Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

Содержание:

  • О правильном названии праздника: Рождество или Рожество
  • Рождество Христово. Событие праздника
  • История празднования Рождества Христова
  • Рождество Христово. Устав и Богослужение
  • Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи
  • Иконы Рождеству Христову
  • Храмы Рождества Христова на Руси
  • Старообрядческие храмы Рождества Христова

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:


Ржcтво твоE хrтE б9е нaшъ


В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:


Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.


Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.


Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается — славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий, Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).


Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Христову →

Читать онлайн


Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова:

Ѓвгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Дв7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.


Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Лубок Павла Варунина

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Для употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

Христославы

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Лубок Павла Варунина

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь.  Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Икона Рожества Христова. Из праздничного чина. Начало XV в. Андрей Рублев. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва
Рождество Христово. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Икона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
Рождество Христово. Вторая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий
Рождество Христово. Вторая половина XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Церковь Рождества Христова в Великом Новгороде

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV — началом XV вв.

Церковь во имя Рождества Христова в Галиче

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника — Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

Христорождественский собор в Каргополе

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был  основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Церковь Рождества Христова в Москве, в Палашах

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

Церковь во имя Рождества Христова Пафнутиева Боровского монастыря

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

Христорождественская церковь в д. Юркино

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

Церковь во имя Рождества Христова в селе Беседы

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля.  В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Христорождественский храм в Верее

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

Христорождественский храм Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественский храм в д. Малы

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».

Храм во имя Рождества Христова в Ярославле

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша…» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Мироносицкая церковь с приделом во имя Рождества Христова в Пскове

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом — накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особенно торжественно, с молебном после Литургии, отмечают Рождество в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор Рожества Христова Рогожской общины), Екатеринбурга, д. Андроново Московской области и д. Павликово Ярославской области. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния).

Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва
Храм РПсЦ Рождества Христова в Екатеринбурге

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).

Храм РДЦ в Улан-Удэ

Во имя Рождества Христова была освящена моленная 1-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехъярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Христорождественская моленная поморцев законобрачного согласия

Полезное по теме:

  • Зачем родился Христос? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • Како подобает Христа славити: православные традиции праздника («Христос раждается славите», текст);
  • Рождество на Руси. Традиции праздника

История праздника

Рождество Христово в православии является вторым по важности праздником после Светлой Пасхи. 7 января – это примерная дата рождения Христа, точный день никому не известен. Первые празднования упоминаются в I веке. Вплоть до IV века Рождество отмечалось в один день с Крещением — 6 января. Этот знаменательный день называли Богоявлением.

Первый раз отмечать отдельный праздник Рождества начали в начале IV века в Римской церкви. На востоке разделение Крещения и Рождества произошло на полвека позднее. Православные верующие долгое время не могли назначить точную дату празднования. Первые христиане вообще никак не отмечали Рождество. Дело в том, что это, как правило, были евреи, а они отождествляли рождение младенца с болью и муками. Праздник Рождества появился, когда греки примкнули к христианству.

На Руси массовые празднования начались в конце X века, после крещения князя Владимира. В начале XIII века на праздничные гуляния 7 января из Польши приезжал вертепный театр, в точности воспроизводящий историю появления младенца Иисуса на свет и преследование его царем Иродом. Такая традиция продержалась целых шесть веков, вплоть до Октябрьской революции. В конце XIX века неотъемлемым атрибутом праздника стала рождественская елка, которая ставилась не только в городских домах, но и в деревенских. В начале XX века на манер Запада появился Дед Мороз.

В 20-х годах XX века в стране началась антирелигиозная пропаганда, и празднования Рождества прекратились. Но, не смотря на это, вплоть до 1929 года день 7 января в календарях помечался как праздник и был выходным. В 1929 году Рождество Христово стало под запретом. Рождественскую елку обозвали «поповским обычаем». Русские люди, для которых январская ель в доме стала традицией, стали украшать ей жилище на Новый год.

Возрождение праздника Рождества Христова произошло в 1991 году. Накануне Нового 1990 года правительство объявило 7 января нерабочим днем.

История рождения Иисуса Христа

В то время, когда Мария носила во чреве дитя и до появления младенца на свет оставались считанные дни, было дано объявление о переписи населения. Все люди должны были находиться в месте своего постоянного проживания. Мария вместе с мужем Иосифом были вынуждены отправиться в Вифлеем. На пятый день к вечеру они добрались до города и стали искать ночлег. Подходящего места не нашлось и им пришлось заночевать в пещере, куда пастухи в непогоду загоняли скот. Именно в эту ночь Спаситель появился на свет. Мария запеленала новорожденного Христа и положила в ясли, наполненные сеном. В момент рождения Христа на небе над пещерой засияла новая звезда, названная Вифлеемской.

Первыми о рождении Божьего сына узнали пастухи, находившиеся неподалеку от пещеры. Темноту ночи неожиданно озарил яркий свет и с небес явился ангел, оповещающий о свершении долгожданного события. Затем по сияющей дороге спустилось божественное войско и радостной торжественной песнью приветствовало маленького Христа. Когда ночная темнота опять окутала землю, пастухи увидели свет, исходящий из одной пещеры. Войдя туда, они увидели Иосифа, Марию и младенца в яслях.

Царь Иудеи Ирод Великий узнал о рождении Сына Божьего и решил, что он может занять его место на престоле. Сначала он пытался узнать местонахождение младенца у волхвов, но те не сказали, так как предполагали злой замысел. Тогда Ирод пошел на жестокие варварские меры. Он приказал убивать всех младенцев младше двух лет. Во время кошмарного бедствия погибло 14000 детей. Иисуса спас ангел, явившийся к Марии и посоветовавший искать убежища в Египте. В этой стране семья проживала до тех пор, пока не скончался царь Иудеи.

Когда отмечают Рождество в России

Рождество Христово в России отмечается православным народом 7 января. Этот день с 1991 года считается государственным праздником и официальным выходным. В ночь перед Рождеством во всех православных храмах России проходят торжественные богослужения. 7 января граждане страны собирают богатые столы и отъедаются после длительного поста.

Как в России отмечают Рождество Христово

По православным законам Русской Церкви Рождеству предшествует рождественский пост. Накануне Рождества идет особая суббота, заканчивающая рождественским сочельником. Ночью в церкви проводятся всенощные бдения, в начале праздничного дня устраиваются торжественные богослужения и чтится память Христа и Божьей Матери. Когда наступает великий праздник, христиане по обычаю обмениваются словами: «Христос родился!». В ответ нужно сказать «Славим его!».

После посещения церкви на Руси начинались гуляния. Народ проводил время весело: устраивались колядки, рядились, пели и танцевали. Строились вертепы, и разыгрывалась сцена рождения Христа. Детям полагалось отнести своим крестным родителям вечерю. Те в ответ угощали ребят и одаривали подарками.

По старому русскому обычаю на Рождество запекается гусь, и вся семья собирается к столу. На святки устраиваются вечерние гадания.

Святки-колядки

После празднования Рождества наступает святочная неделя, заканчивающаяся накануне Крещения. Во время святок на Руси устраивались катания на санках, общественные и семейные гуляния, забавы и театрализованные представления. В народе из уст в уста переходили святочные истории, повествующие о добрых чудесах, происходящих в эти дни. На Руси среди молодежи было популярным устраивать святочные гадания. Незамужние девушки пытались таким образом узнать, когда они выйдут замуж и кто станет их суженым. Православная церковь всегда противилась этому обычаю и считала его не только кощунственным, но и опасным.

На святочную неделю в народе было принято колядовать. Молодые юноши и девушки, а также дети наряжались в разные костюмы, скрывающие их личность, и обходили дома. Когда хозяева открывали дверь, ряженые должны были спеть песню, называемую колядкой. За это их угощали сладостями. Колядовщиков всегда ждали и приветливо встречали. Отказать ряженым в приеме и угощении – значит накликать беду в дом.

Приметы на Рождество

На Руси на рождественский праздник существовали свои приметы, которым народ свято верил и в связи с этим придерживался определенных правил.

  • Если на Рождество в гости первой заходит женщина – это не к добру: женщины в семье будут хворыми весь год.
  • Если в рождественский день в избе будет убрано, на столе чистая скатерть, хозяева одеты в новую одежду – жди хорошего урожая.
  • За утренней трапезой не полагалось пить чистую воду, считалось, что человек, испивший воды в рождественское утро, целое лето будет страдать от жажды.
  • Чтобы домашний скот не убегал из стада, на Рождество нужно было спутать веревками ножки стола.
  • Недоеденную за вечерним столом еду выносили за околицу и отдавали «волкам». Таким образом крестьяне пытались прикормить диких зверей, чтобы они не воровали домашний скот.
  • Теплый день на Рождество предвещает весну. Если верить другой примете, то это к густому хлебу.
  • Множество звезд на небе предвещает обильный урожай ягод.

Современные традиции празднования

Празднование Рождества в России было разрешено сравнительно недавно, поэтому, в отличие от западных стран, в нашей стране нет устоявшихся обычаев и традиций для этого праздника. Основные религиозные мероприятия проходят в православных соборах и церквях, а российский народ праздно отдыхает на новогодних каникулах. Основные гуляния еще с 1929 года перенесены на Новый год, поэтому Рождество проходит тихо и спокойно. Но все-таки приверженцы старых традиций пытаются возобновить прежние игрища и гуляния на Рождество. В некоторых городах нашей страны местные власти устраивают для горожан праздник на центральной площади.

Русская церковь торжественно отмечает праздник Рождества Христова. В сочельник православные храмы наполняются множеством христиан, многие из которых проводят там всю ночь. Общественное телевидение в прямом эфире транслирует всенощные бдения и утреннюю литургию по центральным каналам.

Что нельзя делать на Рождество

  • На Рождество Христово христиане стараются не работать.
  • Под особенным запретом находится рукоделие: шитье, вязание, плетение, вышивание. Ручная работа в этот день привлекает в дом беды и напасти.
  • В этот день нельзя надевать старую или черную одежду.
  • Накануне Рождества запрещено гадать.
  • До старого Нового года нельзя убираться. 14 января нужно вымести весь мусор и сжечь во дворе.
  • Накануне праздника нельзя ходить в баню и мыться.
  • На святочной неделе охота запрещается. Считается, что души умерших в эти дни вселяются в животных.

  • Пра­во­слав­ный цер­ков­ный кален­дарь — Рож­де­ство Хри­стово
  • Рож­де­ство Хри­стово еп. Алек­сандр (Миле­ант)
  • Рож­де­ство Хри­стово проф. М.Н. Ска­бал­ла­но­вич
  • Рож­де­ствен­ские рас­сказы для детей
  • Сбор­ник рож­де­ствен­ских рас­ска­зов
  • Рож­де­ство Хри­стово
  • Рож­де­ство Хри­стово
  • Рож­де­ство Хри­стово
  • Рож­де­ство Хри­стово
  • Фото­вик­то­рина. Рож­де­ство Хри­стово в живо­писи XIX века

Рож­де­ство́ Хри­стово

1) Важ­ней­шее исто­ри­че­ское собы­тие, состо­яв­шее в рож­де­нии от Пре­чи­стой Девы Марии Гос­пода Иисуса Христа, Иску­пи­теля чело­века, Спа­си­теля мира;
2) Один из дву­на­де­ся­тых Празд­ни­ков, отме­ча­е­мый Цер­ко­вью в честь рож­де­ния Гос­пода Иисуса Христа.

rozhdestvo hristovo - Рождество Христово

В Пра­во­слав­ной Церкви Рож­де­ство Хри­стово счи­та­ется вторым празд­ни­ком после Пасхи, отме­ча­ется 7 января (25 дек. ст. стиль).

Также Цер­ко­вью уста­нов­лены празд­ники, посвя­щён­ные рож­де­нию Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Св. Иоанна Пред­течи. Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы отме­ча­ется 21 сен­тября (нов. ст). Рож­де­ство св. Иоанна, Пред­течи и Кре­сти­теля Гос­подня отме­ча­ется 7 июля (нов. ст.).
Кроме того, в Рус­ской Церкви в XVI — XVII вв. 29 июля (н. с. — 11 авгу­ста) празд­но­вали Рож­де­ство свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца, однако в нашем Типи­коне этот празд­ник отсут­ствует, в Минее 29 июля печа­тают тро­парь и кондак дан­ного празд­ника.

Откуда мы знаем о собы­тии Рож­де­ства Хри­стова?

Обсто­я­тель­ства Рож­де­ства опи­саны двумя еван­ге­ли­стами, апо­сто­лами Мат­феем (из числа 12) и Лукой (из числа 70 уче­ни­ков): Мф.1:18-25 и Лк.2:4-7.

Какова цель Вопло­ще­ния Сына Божия?

Цель вопло­ще­ния Сына Божия была свя­зана с осу­ществ­ле­нием пред­веч­ного Боже­ствен­ного замысла о Спа­се­нии чело­ве­че­ства, направ­лен­ном, в част­но­сти, на его духов­ное и физи­че­ское воз­рож­де­ние. Духов­ное обнов­ле­ние хри­сти­а­нина совер­ша­ется в тече­ние всей его жизни. Ради­каль­ное обнов­ле­ние веру­ю­щих совер­шится в день все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых, когда «пра­вед­ники про­све­тятся, как солнце в Цар­стве Отца их» (Мф.13:43).

Откуда известны день и месяц Рож­де­ства Хри­стова, если в Свя­щен­ном Писа­нии они не назы­ва­ются?

С досто­вер­но­стью дата Рож­де­ния Христа — точные месяц и день этого собы­тия — не известна. В про­шлом раз­лич­ные секты вычис­ляли до 136 раз­лич­ных дат Рож­де­ства. Согласно одному из част­ных суж­де­ний, Хри­стос нахо­дился на земле полное число лет, как число совер­шен­ное. Отсюда сле­до­вало, что Хри­стос, скорее всего, был зачат в тот же день года, в кото­рый и постра­дал – то есть в день Бла­го­ве­ще­ния, кото­рый, согласно неко­то­рым вычис­ле­ниям, сов­па­дает с днем Рас­пя­тия. А еврей­ская Пасха, на кото­рую был распят Спа­си­тель, выпа­дала в тот год на 25 марта. Отсчи­ты­вая отсюда 9 меся­цев, полу­чали 25 декабря как дату Рож­де­ства Хри­стова.

Эту дату при­ни­мает уже святой Иппо­лит в III веке, и затем ее защи­щают святой Иоанн Зла­то­уст и бла­жен­ный Авгу­стин. Таким обра­зом, весьма веро­ятно, что дата празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­стова выпа­дает на то время, когда оно и про­изо­шло в дей­стви­тель­но­сти.

В соот­вет­ствии с другим мето­дом, дата Рож­де­ства Хри­стова высчи­ты­ва­ется исходя из даты зача­тия Иоанна Кре­сти­теля, кото­рая, в свою оче­редь, опре­де­ля­ется исходя из данных о дате раз­ру­ше­ния Иеру­са­лим­ского Храма путём обрат­ного хро­но­ло­ги­че­ского отсчёта, с исполь­зо­ва­нием данных о порядке чере­до­ва­ния (при бого­слу­же­нии) свя­щен­ни­че­ских чред, и так — вплоть до вре­мени слу­же­ния чреды Авиина, с кото­рым свя­зы­ва­ется чудес­ное явле­ние ангела буду­щему отцу Иоанна Кре­сти­теля, после чего, соб­ственно, и был зачат послед­ний. В 747 г. от осно­ва­ния Рима, то есть за год до пред­по­ла­га­е­мого Рож­де­ния Спа­си­теля, срок слу­же­ния этой чреды состав­лял период с 16 по 23 сен­тября. Отсчи­ты­вая от даты зача­тия Иоанна Кре­сти­теля (кото­рая выпа­дает на 24 сен­тября) 6 меся­цев вперёд, полу­чают дату Бла­го­ве­ще­ния и чудес­ного зача­тия Спа­си­теля. При­ба­вив к этой дате ещё 9 меся­цев, опре­де­ляют дату Рож­де­ства Хри­стова (см.: А.В. Иванов. Руко­вод­ство к изу­че­нию книг Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета. Пред­ска­за­ние о рож­де­нии Пред­течи (Лк.1:5–25)).

Насколько точно изве­стен год, когда родился Хри­стос?

Год рож­де­ния Иисуса Христа на сего­дняш­ний день в извест­ной сте­пени усло­вен. Эту дату уста­но­вил рим­ский архи­вист, монах Дио­ни­сий Малый в 525 г., под­счи­тав этапы прав­ле­ния раз­лич­ных рим­ских импе­ра­то­ров и кон­су­лов. Согласно его исчис­ле­ниям, Спа­си­тель родился в 754 г. от осно­ва­ния Рима. Позже более деталь­ная про­верка пока­зала, что исчис­ле­ние Дио­ни­сия ока­за­лись оши­боч­ными.
В дей­стви­тель­но­сти Иисус Хри­стос родился при­мерно пятью годами раньше, нежели было обо­зна­чено архи­ви­стом. Однако его рас­четы, поло­жен­ные в основу цер­ков­ного кален­даря, с X века сде­ла­лись обще­рас­про­стра­нен­ными в хро­ни­ках госу­дар­ствен­ных лето­ис­чис­ле­ний хри­сти­ан­ских стран (как и про­дол­жа­ется поныне). Сего­дня счи­та­ется, что 749 г. – самая опти­маль­ная и исто­ри­че­ски обос­но­ван­ная дата Рож­де­ния Иисуса Христа, кото­рая не про­ти­во­ре­чит ни Еван­гель­скому повест­во­ва­нию, ни свет­ским хро­ни­кам.

Почему Рож­де­ство Хри­стово в России празд­ну­ется 7 января, а на Западе — 25 декабря?

До XVI века, как на Востоке, так и на Западе, Рож­де­ство Хри­стово празд­но­ва­лось 25 декабря. Но в 1582 году папа Гри­го­рий ХIII пред­ло­жил кален­дар­ную реформу, в соот­вет­ствии с кото­рой в западно-цер­ков­ный обиход был введён новый кален­дарь (полу­чив­ший назва­ние «Гри­го­ри­ан­ский»), при­шед­ший на смену юли­ан­скому кален­дарю. На сего­дняш­ний день раз­ли­чие между старым и новым сти­лями, обу­слов­лен­ное раз­ли­чием юли­ан­ского и гри­го­ри­ан­ского кален­да­рей, состав­ляет 13 суток.

Новый кален­дарь почти весь запад­ный мир принял к концу ХIХ века, многие пра­во­слав­ные страны Востока – в ХХ веке. В нашей стране гри­го­ри­ан­ский кален­дарь был введен боль­ше­ви­ками в 1918 г., но Рус­ская Цер­ковь оста­лась верной ста­рин­ному кален­дарю. Сего­дня вместе с Рус­ской Цер­ко­вью Рож­де­ство Хри­стово по ста­рому стилю празд­нуют Иеру­са­лим­ская, Серб­ская, Гру­зин­ская Церкви и мона­стыри Афона.

Почему языч­ники-волхвы пришли покло­ниться Иисусу Христу?

Как сле­дует из Еван­ге­лия, побуж­де­нием для волх­вов (муд­ре­цов, магов) идти в Иеру­са­лим послу­жило появ­ле­ние на небе необыч­ной звезды. По поводу того, что пред­став­ляла собою эта звезда, суще­ствуют разные мнения.
Согласно одной точке зрения, довольно рас­про­стра­нен­ной, под появ­ле­нием необыч­ной звезды сле­дует пони­мать визу­аль­ное схож­де­ние в одной точке небес­ного свода, в созвез­дии Рыб, двух планет: Юпи­тера, Сатурна, к кото­рым через неко­то­рое время «при­со­еди­нился» Марс. Это собы­тие про­изо­шло в 747 — 748 гг. от осно­ва­ния Рима (748‑й год — 5 лет до начала новой эры). Согласно аст­ро­ло­ги­че­ским веро­ва­ниям, кото­рым могли быть под­вер­жены волхвы, Юпитер ука­зы­вал на слав­ного царя, Сатурн воз­ве­щал пере­во­рот, а Марс зна­ме­но­вал побе­ди­теля.

Допод­линно неиз­вестно, из какой именно страны пришли волхвы. Есть мнение, что они пришли из Аравии или из Персии. Вполне веро­ятно, как думает ряд иссле­до­ва­те­лей, что они могли быть зна­комы с биб­лей­скими про­ро­че­ствами о явле­нии При­ми­ри­теля, Спа­си­теля, в том числе с про­ро­че­ством о вос­хож­де­нии звезды: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Вос­хо­дит звезда от Иакова и вос­стает жезл от Изра­иля» (Чис.24:17). Эти про­ро­че­ства могли стать досто­я­нием восточ­ных (вави­лон­ских, пер­сид­ских…) муд­ре­цов во вре­мена пери­ода плена еврей­ского народа (Вави­лон­ского пле­не­ния).

Откуда известны имена волх­вов, если в Библии об этом не гово­рится?

Имена волх­вов, при­нес­ших Мла­денцу Иисусу дары: Мельхио́р, Каспа́р, Валтаса́р. В Еван­ге­лии их имена не упо­ми­на­ются, но впер­вые встре­ча­ются у прп. Беды Досто­по­чтен­ного (†735). Есть также мнение, что эти три волхва пред­став­ляли три воз­раста и три ветви чело­ве­че­ства: Мель­хиор — старец, семит, Каспар — юноша, пото­мок Хама, Вал­та­сар — воз­му­жа­лый пото­мок Иафета.
Кроме того, суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что волх­вов было не трое, а больше (в част­но­сти этому пред­по­ло­же­нию нахо­дят осно­ва­ние в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве, в сюже­тах, свя­зан­ных с Рож­де­ством Хри­сто­вым и покло­не­нием волх­вов).

Если Бог суще­ство­вал прежде сотво­ре­ния мира, то почему Пред­ста­ви­тель­ница этого мира, Дева Мария, име­ну­ется Мате­рью Бога?

Бого­ма­те­рью Дева Мария име­ну­ется не в пере­нос­ном зна­че­нии, а в прямом, в связи с тем, что Она и дей­стви­тельно родила Бога, однако не по Боже­ству. В Лице Христа заклю­чено два есте­ства: Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское. По Боже­скому есте­ству Он, конечно, рож­да­ется не во вре­мени и не Девой, а в веч­но­сти от Бога Отца. Бого­ро­дица же родила Спа­си­теля мира по чело­ве­че­ской при­роде. Эту при­роду Сын Божий вос­при­нял в Свою Ипо­стась тотчас после согла­сия Девы Марии сде­латься Мате­рью Мессии (Кото­рое Она озву­чила в ответ на слова Архан­гела Гав­ри­ила), в момент сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия, осу­ществ­лён­ного по бла­го­во­ле­нию Бога Отца при содей­ствии Свя­того Духа. В это мгно­ве­ние Сын Божий, не пере­ста­вая быть Истин­ным Богом, сде­лался Истин­ным Чело­ве­ком.
В про­дол­же­ние всего пери­ода пре­бы­ва­ния в утробе Матери Сын Божий, оста­ва­ясь неиз­мен­ным по Боже­ству, раз­ви­вался есте­ствен­ным обра­зом по чело­ве­че­ской сущ­но­сти. Когда пришло время родов, Бого­ро­дица родила Его, как Чело­века, но сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом, без нару­ше­ния дев­ства. Поскольку же Она родила не обык­но­вен­ного Чело­века, а Воче­ло­ве­чив­ше­гося Бога, постольку и име­ну­ется Бого­ро­ди­цей.

Почему на иконах Рож­де­ства Хри­стова Бого­ро­дица изоб­ра­жа­ется обра­щен­ной не к Своему Сыну, а в про­ти­во­по­лож­ную сто­рону?

Иисус Хри­стос – не просто Сын Бого­ро­дицы, но Новый Адам (1Кор.15:45-47), Тот, Кто явился в мир, чтобы иску­пить всех людей. Сле­до­ва­тельно, и Сама Она – не просто Мать, но Новая Ева. По этой при­чине лик Бого­ро­дицы обра­щен именно к тем, ради кого пришёл Иисус Хри­стос. Стало быть, на иконе Бого­ро­дица обра­щена к людям, в част­но­сти к тем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, кото­рые, взирая на икону Рож­де­ства Хри­стова, молит­венно взы­вают ко Гос­поду как к Главе Церкви и к Его Матери, как к Хода­та­ице и Небес­ной Царице.

Когда празд­но­вали Рож­де­ство Хри­стово древ­ние хри­сти­ане?

В ран­не­хри­сти­ан­ской Церкви не было общей тра­ди­ции празд­но­вать Рож­де­ство как отдель­ное собы­тие. К IV веку хри­сти­ане празд­но­вали Бого­яв­ле­ние, вклю­чав­шее в себя само при­ше­ствие Гос­пода в мир, Рож­де­ство, явле­ние Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на про­по­ведь после Кре­ще­ния в реке Иордан. Тема Рож­де­ства Хри­стова была цен­траль­ной в празд­нике Бого­яв­ле­ния.

Выде­ле­ние празд­ника Рож­де­ства, посвя­щен­ного вос­по­ми­на­нию и про­слав­ле­нию именно Рож­де­ния Гос­пода Иисуса Христа по чело­ве­че­скому есте­ству, в отдель­ный, само­сто­я­тель­ный празд­ник про­изо­шло не сразу. Счи­та­ется, что одна из целей этого шага была апо­ло­ге­ти­че­ская: 25 декабря, на третий день после зим­него солн­це­сто­я­ния, в язы­че­ском мире отме­чался «празд­ник непо­бе­ди­мого солнца». Тор­же­ство, сопро­вож­дав­ше­еся обря­дом воз­жи­га­ния огней, было настолько рас­про­стра­нен­ным, что в нем при­ни­мали уча­стие и неко­то­рые хри­сти­ане. Бла­жен­ный Авгу­стин при­зы­вал отме­чать в этот день Рож­де­ство Хри­стово, «не как невер­ные ради солнца, но ради Того, Кто сотво­рил это солнце».

Когда будет празд­но­ваться Рож­де­ство Хри­стово в XXII веке?

С 1 марта 2100 года разрыв между юли­ан­ским и гри­го­ри­ан­ским кален­да­рем уве­ли­чится на один день, поэтому с 2101 года Рож­де­ство Хри­стово будет отме­чаться 8 января по новому стилю, что будет соот­вет­ство­вать 25 декабря по ста­рому. Разу­ме­ется, сме­стятся и все осталь­ные непе­ре­хо­дя­щие празд­ники.

Грех ли — петь рож­де­ствен­ские колядки?

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова было сопря­жено с древ­но­сти с народ­ными обы­ча­ями. К ним отно­сятся и пение коля­док. Как пра­вило, колядки не имеют еди­ного автор­ства, они часто несо­вер­шенны лите­ра­турно, но вели­ко­лепны по своему смыс­ло­вому строю, по искрен­но­сти и радост­ной доб­роте. Обычно, колядка – это малень­кий Рож­де­ствен­ский рас­сказ о вели­чай­шем собы­тии, про­слав­ля­ю­щий глав­ные лица той ночи, кото­рая при­несла важ­ней­шую, радост­ную весть – родился Спа­си­тель мира.

Почему рож­де­ствен­ский символ — елка?

В исто­ри­че­ских источ­ни­ках впер­вые рож­де­ствен­ская елка упо­ми­на­ется в 1419 году: во Фрай­бурге мест­ные пекари укра­сили дерево фрук­тами, оре­хами и булоч­ками, чтобы пора­до­вать детей. В России празд­нич­ную елку попы­тался «наса­дить» Петр I, но к Рож­де­ству Хри­стову это отно­ше­ния не имело — еловые ветки укра­шали город к Новому году. Рож­де­ствен­ские елки появи­лись бла­го­даря при­е­хав­шим в Петер­бург немцам в начале XIX века и при­влекли сна­чала высший свет. Лишь к концу XIX века ель и в России ста­но­вится и народ­ным рож­де­ствен­ским сим­во­лом. Сего­дня рож­де­ствен­скую и ново­год­нюю елку можно встре­тить также у других пра­во­слав­ных хри­стиан Востока. Заме­тим, что ель, как посто­янно зеле­ное дерево, может сим­во­ли­зи­ро­вать жизнь. Отме­тим, что Сам Хри­стос, Кото­рый есть жизнь (Ин.14:6), алле­го­ри­че­ски сопо­став­лял Себя с зеле­не­ю­щим древом (Лк.23:31).

Праздник Рождества Христова православные христиане отмечают 7 января. У католиков он проходит раньше — 25 декабря — из-за разницы между григорианским и юлианским календарями.

История праздника

Рождество связано с событиями, описанными в Евангелии. Согласно преданию, перед рождением Иисуса Бог послал Деве Марии ангела, который сообщил ей о предстоящем появлении на свет Сына Божьего. Девушка понесла от Святого духа, а её жених, праведный Иосиф, решил тайно отпустить её. Во сне к нему пришёл ангел и попросил принять Марию, так как её ребёнку суждено спасти людей от грехов.

Мария и её муж Иосиф прибыли в Вифлеем ночью. Семья долго пыталась найти ночлег. В итоге они разместились в пещере, которую местные пастухи использовали как хлев. В ту же ночь Дева Мария родила ребёнка. Она спеленала младенца и положила его в ясли.

В ту ночь на небе в момент рождения Иисуса появилась звезда. Восточные мудрецы, волхвы, посчитали это знаком свершившегося чуда. Они пошли на её свет и застали родившегося Христа. Марии они преподнесли дары: золото, ладан и смирну. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям о Царствии Божием и спас их от грехов.

Первое упоминание даты рождения Иисуса Христа значится в римском «Хронографе» 354 года. Тогда произошло разделение на два больших праздника: Рождество и Крещение. В VI веке при императоре Юстиниане Рождество стали отмечать все христиане.

Рождественский пост

Подготовка к празднованию Рождества начинается за 40 дней до торжественной даты. Верующие соблюдают пост: не употребляют в пищу мясо, яйца, сладости и молоко. В рацион можно включать рыбу, каши без масла, супы и тушёные овощи. Пост нужен человеку, чтобы очистить душу и мысли от обид и злобы. В это время нельзя ссориться, обижать других и думать о негативе.

Сочельник

В последний день поста верующие празднуют Сочельник — вечер в канун Рождества. Православные завершают последние приготовления перед важной датой. Даже если ранее в семье не придерживалась поста, в этот день все стараются его соблюдать.

Слово «Сочельник» произошло от названия блюда сочиво — разновидности кутьи из риса: крупу замачивают с маком, фруктами и орехами.

Традиции Рождества

Рождество Христово празднуют множество столетий. За это время у православных христиан сложились традиции. Это важная связь между поколениями, что делает праздник ярким и незабываемым.

1. Генеральная уборка перед праздником

Это одна из семейных традиций. Россияне стирают занавески, вытирают пыль в труднодоступных местах, очищая закоулки, до которых раньше не доходили руки. Можно заняться ремонтом сломанных вещей. Из дома выбрасывают треснутую или надколотую посуду.

2. Ярмарка

Среди весёлых традиций — поездка на ярмарку. Там приобретали новые вещи для дома, одежду, различные сладости и подарки близким.

3. Колядки

В праздновании Рождества тесно переплелись народные и церковные традиции. До сих пор сохраняется колядование. Вечером 6 января и утром 7-го числа дети и подростки ходят по домам, поют песни-колядки и желают хозяевам процветания и мира. В ответ им дарят монетки и сладости.

4. Рождественский ужин

В Рождество заканчивается долгий пост. В этот день стол должен быть богатым и разнообразным. Подаются блюда с мёдом и шоколадом, сладости и выпечка. В меню входят сытные салаты и традиционное блюдо — запечённый гусь или утка с яблоками. Отмечать Рождество принято дома с близкими.

5. Запреты

В праздник существовали и свои запреты: нельзя заниматься хозяйственными делами, шить и вязать. Праздничный пирог запрещали разрезать до наступления Рождества.

6. Святки

С Рождеством наступают Святки, которые продолжаются до Крещения (19 января). Это один из самых весёлых периодов массовых гуляний и игр. Девушки гадают, чтобы узнать судьбу. Считается, что именно на Рождество можно наиболее точно предсказать будущее.

Приметы

Существует ряд народных примет в Рождество, по которым можно предугадать погоду в Новом году. Например:

  • если метёт метель в Сочельник — стоит ждать ранней весны;
  • если на Рождество тепло — весна будет холодной;
  • если к утру Рождества на деревьях появился густой иней — к хорошему урожаю;
  • если 7 января выпадет снег — к щедрому урожаю.

С годами многие традиции позабылись, и время внесло коррективы в празднование, но многие россияне продолжают их соблюдать. Обычаи дают возможность приобщиться к духовным и культурным ценностям.

Читайте нас «ВКонтакте»!

Фото: vk.com/novosibeparshia, Om1.ru

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми «Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей».

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

  • Рассказ о празднике покрова пресвятой богородицы для детей
  • Рассказ о празднике покров 2 класс
  • Рассказ о празднике пасха 4 класс музыка
  • Рассказ о празднике наурыз
  • Рассказ о празднике в россии на английском языке 9 класс