Рассказ о предложении 5 класс русский язык

Было у Синтаксиса пятеро детей: Подлежащее, Сказуемое, Определение,
Обстоятельство и Дополне­ние.

До чего они любили задавать вопросы! У
отца про­сто голова шла кругом.

Начинало обычно Подлежащее:

А это кто? А это что?

Затем подбегало Сказуемое:

А что делает? А что будет делать?

Определение задумчиво вопрошало:

—  А какой? Какая? Какие? Чей?

—  Давайте дополним сведения, —
подскакивало
Дополнение. — Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем?
Чем? О ком? О чем?

— Давайте проясним обстоятельства, —
допытыва­лось
Обстоятельство. — Где? Куда? Откуда? Когда? Как?

И так целыми днями, целыми днями: вопросы,
вопросы, вопросы. Синтаксис рыскал по библиоте­кам, рылся в энциклопедиях, не
спал ночами, чтобы ответить на все вопросы. Наконец ему надоела такая жизнь, и
он объявил:

—  Все! Перерыв! Идите поиграйте, а я
отдохну!

Дети убежали играть, а Синтаксис прилег
вздрем­нуть. Тишина… Покой…  А у Синтаксиса  кошки на душе скребут: уж
очень подозрительная тишина, не­привычная. Не вытерпел он, спрыгнул с кровати,
побежал к де­тям: так и есть! Новый парадный костюм Синтаксиса изодран на
ленточки, в клочки!

Подлежащее ленточку расстелило, будто это
доро­га, напевает:

— Эх, дороги, пыль да туман!

Сказуемое две ленточки расстелило, будто
это рель­сы железнодорожные, выводит тоненьким голосочком:

—  Наш паровоз, вперед лети!

Определение ленточку изогнуло змеей, будто
это волны, мурлычет под нос:

— Я на лодочке катаюсь золотисто-золотой!

Дополнению одни клочки остались, оно
пунктир изображает. Обстоятельству — клочки и пуговицы, оно пунктир с точкой
выкладывает, и все они вместе при­думывают, какие им песни петь.

Схватился Синтаксис за голову и закричал:

— Все! Хватит с меня! Хватит! Бездельники!
Ло­ботрясы! Хватит на моей шее сидеть! Пусть идут ра­ботать в предложение! Сами
кусок хлеба добывают! Тогда не будут новые костюмы кромсать! Тогда узна­ют, как
копеечка добывается!

Пришлось
Подлежащему, Сказуемому, Определе­нию, Обстоятельству, Дополнению устраиваться
на работу членами предложения. И что вы думаете? Ока­зывается, отец им такое
прекрасное образование дал, что теперь они сами на все вопросы отвечают.  А
вместо знаков отли­чия Синтаксис им ленточки, клочки и пуговицы от парадного
костюма подарил, и теперь Подлежащее подчеркивается одной чертой, Сказуемое —
двумя, Определение — волнистой линией, Обстоятельство — пунктиром с точкой,
Дополнение — пунктиром.

Русский язык

5 класс

Урок № 14

Предложение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Предложение как единица синтаксиса.
  2. Отличие предложения от словосочетания.
  3. Предложения односоставные и двусоставные.

Тезаурус

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.

Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016 .– С. 66-69.

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравните содержание колонок.

Лес

Туман

Солнце

Медведица

Прогулка

Утренний лес

Густой туман

Лучи солнца

Осторожная медведица

Вышла на прогулку

Утренний лес окутал туман.

Лучи солнца пробивались сквозь туман.

Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.

Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.

Чем же предложение отличается от словосочетания?

Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?

Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.

В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).

Сравните предложения.

  1. Я иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен. (А. Ахматова). – Иду по тропинке, собираю цветы.

2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.

3. Наступила осень. – Осень.

В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.

По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами двусоставные предложения.

В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.

Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.

Предложение

Словосочетание

• единица общения

• выражает законченную мысль

• характеризуется интонацией законченности

• имеет грамматическую основу

• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.

• состоит из главного и зависимого слова

• уточняет значение слова

• не выражает законченной мысли

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Сгруппируйте предложения по наличию главного члена: подлежащее, сказуемое.

Подлежащее:

Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Сказуемое:

Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.

Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

  1. Соотнесите понятия.

Односоставное предложение

Двусоставное предложение

Есть подлежащее и сказуемое.

Есть только подлежащее или только сказуемое.

Разбор задания: вспоминаем: Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения. Следовательно: Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое. Двусоставное предложение это предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.

Тема урока: Предложение.

Тип урока: Обобщение и систематизация
знаний.

Форма урока: Урок-практикум.

Технологии:

  • Элементы технологии развивающего обучения;
  • Элементы нейролингвистического
    программирования.
  • Здоровьесберегющие методы и средства.

Цели урока:

Образовательные:

  • Закрепление практических умений разбора и
    характеристики синтаксических конструкций;
    Установление внутрипредметных и межпредметных
    знаний; Формирование навыков монологической
    устной речи;
  • Развитие навыков самостоятельной работы;
  • Попутное повторение морфемного состава слова.

Развивающие:

  • Обобщение и систематизация знаний по
    синтаксису и пунктуации.
  • Формирование целостной системы ведущих знаний
    о простом и сложном предложении;
  • Поддерживание познавательный интерес к
    предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к русскому языку;
  • Формирование умения работать в парах, группах;
  • Воспитание чувства коллективизма,
    сплоченности, взаимовыручки и дружбы;
  • Воспитание сопереживания успеху.

Оборудование:

1.Среда WORD, Power Point; (Приложение 1.
Приложение 2). 2.Сигнальные
карточки зеленого и красного цвета; 3. Алгоритм
определения предложения по цели высказывания.

Ход урока

1. Организация начала урока.

А. Якорение.

Дети заходят в класс, садятся за парты.
Урок начинается с ритмических хлопков. Весь
класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп
хлопков объединяют преподавателя и учащихся,
включают в общее действие. Таким образом,
создается радостное настроение, благоприятная
атмосфера на уроке, что способствует лучшему
усвоению материала.

Б. Активизация мышления с помощью
метафоры

(Метафора основана на сходстве, и ее
использование обогащает модель мира,
воздействуют на оба полушария, активизируют
мышление и память, задействуют глубинные
структуры психики, так как для создания метафоры
используется особый язык – паттерны языкового
влияния или Милтон-модель)

Учитель: – “Учиться можно
любой вещи, – говорил Учитель своим ученикам. –
Все в этом мире существует, чтоб наставлять нас”.
“Чему же учит нас железная дорога?” – спросил
ученик. “Тому, что, опоздав на мгновение, ты
можешь упустить все”. “А телеграф?” “Тому, что
каждое наше слово учитывается”. “А телефон?”
“Все, что мы говорим здесь, слышно там”.

В. Вступительное слово учителя

Учитель: – Ребята, сегодня мы
закрепим теоретические и практические умения и
навыки, которые приобрели на предыдущих уроках,
изучая простые и сложные предложения. Все готовы.

(Дети поднимают карточки, которые
говорят об их готовности)

Учитель: – Кто может
сформулировать тему нашего урока?

(После ответов детей число и тема
проецируется на экране)

Слайды № 1-2.

Число. Классная работа.

Простые и сложные предложения.

2. Воспроизведение и коррекция
опорных знаний.

(На экране проецируются слова:
подлежащее, определение, существительное,
дополнение).

Слайд № 3.

Подлежащее
Определение
Существительное
Дополнение

Учитель: – Что можно
сгруппировать?

Учитель: – Что лишнее?

Учитель: – На какие две группы
можно разделить члены предложения?

3. Повторение и анализ основных
фактов, явлений, событий.

А. Повторение теоретического
материала при помощи “Игры с мячом”.

(Этот прием очень полезен при закреплении и
повторении материала. Когда ребенку бросают мяч,
он впадает в кратковреиенное состояние, подобное
конфузионному трансу. Его сознание занято
контролем за движениям и ловлей мячика. В этот
момент его бессознательное занято решением
вопроса, который он слышит).

Учитель: – Что называется
предложением?

Учитель: – Какое предложение
называется простым?

Учитель: – Какое предложение
называется сложным?

Учитель: – Что называется
грамматической основой?

Учитель: – Что называется
подлежащим?

Учитель: – Что называется
сказуемым?

Б. Выборочное списывание.

Учитель: – Из предложений,
спроецированных на экран, выпишите
грамматические основы.

– Определить вид предложения по его
конструкции.

– Всем понятно задание?

(Дети показывают карточки).

Слайд: № 4. (см. Приложение
2
)

Задание: Выпишите
грамматические основы.


Определите вид предложения по его
конструкции.


1. В избах красным огнем горят лучины,
за воротами слышатся заспанные голоса.
2. Молнии не ударяли в землю зигзагами, а полыхали
розовым светом.
3. Туча уходила на север, а на юге вечернее небо
уже очистилось.
4. На небе засверкали звезды, когда туча совсем
ушла.

Учитель: – Сравните выписанное
вами с записью на экране.

Слайд: № 5.

Проверь себя:

1. Горят лучины, слышаться голоса.
СБП
2. Молнии не ударяли, а полыхали. ПП
3. Туча уходили, а небо очистилось. ССП
4. Засверкали звезды, когда туча ушла. СПП

(Дети проверяют и оценивают себя)

В. Психологическая пауза.

Учитель: – А сейчас мы с вами перенесемся в
театр жестов. – Что передают наши предложения?
(состояние природы)

Учитель: – А какими жестами и мимикой вы
передадите смысл этих предложений?

Учитель: – Вы на уроках много пишите и не
всегда следите за своей осанкой. Покажите, как
сидит царица или царь? А как сидит кассир в
магазине?

Учитель: – Покажите, как вы сердитесь? А как
радуетесь своей удаче? А как радуетесь удаче
одноклассника?

Г. Осложненное списывание.

Учитель: – А как вы скажете своему
товарищу об этом?

Учитель: – Какое у вас получилось
предложение по эмоциональной окраске?
(восклицательное).

Учитель: – А какие бывают
предложения по цели высказывания?

Учитель: – Спишите предложения и
расставьте знаки препинания.

– Всем понятно задание? (дети
показывают карточки)

– Если у кого-то возникнут вопросы в
процессе выполнения задания, вы можете поднять
красную карточку, я к вам подойду.

(один ученик работает за доской).

Слайд № 6.

Задание: Спишите
предложения и расставьте знаки препинания.



  1. Откуда начинается Россия
  2. Друзья мои прекрасен наш союз
  3. Полюбуйтесь этим небом этим полем этим хлебом
  4. Ветер внезапно налетел и промчался

Учитель: – Как мимика и жесты
могут нам донести смысл этих предложений?

Учитель:– Составьте
побудительное восклицательное предложение.

Учитель: – Расскажите о каждом
виде предложений по цели высказывания по схеме

Слайд № 7.

Учитель: – Повествовательное
предложение разберите по членам предложения,
сделайте схему.

Ученики: – (самостоятельно делают
полный синтаксический разбор в тетрадях).

Учитель:– А теперь поменяйтесь
тетрадями и проверьте выполнение задания у
своего соседа по парте, сверив с доской.

(Один ученик читает разбор,
спроецированный на экран).

Слайд № 8

(Один ученик на доске чертит схему).

Д. Составление монологических
высказываний.

Учитель: – Чем же осложнено это
простое предложение?

Учитель: – А какие члены
предложения могут быть однородными?

Учитель: – Расскажите об
однородных членах предложения.

Ученики: – (Рассказывают всё об
однородных членах по цепочке, а в это время один
ученик чертит на доске)

(Запись, которая должна появиться на доске).

img3.gif (4642 bytes)

4. Повторение, обобщение и систематизация
понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей и
основных теорий.

А. Работа с текстом в парах.

(Текст у каждого в отпечатанном виде).

Учитель: – Прочитайте внимательно
предложения.

Слайд № 9.

1.Васютка проснулся поздно. 2.
В избушке одна мать. 3. Дедушка Афанасий ушел
куда-то. 4. Васютка поел, полистал учебники,
оборвал листок календаря и с радостью
отметил, что до первого сентября осталось
всего десять дней. 5.Потом засобирался
по кедровые шишки.

Учитель: – Ответьте на вопросы.

Слайд № 9.

Вопросы к тексту

1. Что перед
нами: текст или отдельные предложения? Докажите
свой ответ.
2. Выпишите из первого предложения
грамматическую основу.
3. Составьте схему третьего предложения.
4. Определите тип четвертого предложения?
5. Назовите слова с нулевым окончанием. Какие это
части речи?

(Проверка практической части задания в виде
развернутого ответа на каждый вопрос по мере
выполнения)

Б. Диктант с условными обозначениями.

(Для закрепления навыков определения
на слух предложения по его синтаксической
конструкции).

Учитель: – А сейчас мы с вами
напишем диктант с условными обозначениями. Я
буду диктовать предложения, а вы распределите их
по группам. В первый столбик вы записываете номер
простого предложения, а в левый столбик
записываете номер сложного предложения.

1.Егоров подал знак, и оба разведчика
бесшумно приблизились к нему вплотную.
2.Разведчики окружили окопчик и растянули руками
концы своих плащ – палаток. 3.Мальчик вскочил на
ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть
мочи в лес. 4.Ваня не откликнулся, и только гулкое
лесное эхо прилетело назад откуда – то сбоку.
5.Передний грузовик немного замедлил ход, и
солдат вскочил на подножку. 6.Водитель резким
рывком переставил рычаги, и машина с ноющим
звуком ползла в гору. 7.Ваня посмотрел в глаза
капитану Енакиеву и понял все. 8.Капитан Енакиев
притянул к себе мальчика и вдруг быстро прижал
его к груди. 9.Ваня и Биденко прошли через город.

(По В. Катаеву)

Слайд № 10.

Проверка диктанта.

простые предложения: 2, 3, 7, 8, 9;
сложные предложения: 1, 4, 5, 6.

5. Итог урока.

Учитель: – Какой теоретический
материал мы повторили на уроке?

– Какие практические навыки
закрепили?

– О каком предложении мы говорили
больше?

– Кто догадается, что мы будем
повторять на следующем уроке?

6. Домашнее задание.

Слайд № 12.

Учитель: – На следующем уроке мы с
вами будем играть в игру “Я учитель русского
языка”. Для этого вам нужно дома составить и
записать на карточке не менее 5-ти сложных
предложений без знаков препинания. На уроке мы
будем работать по этим карточкам.

7. Выставление оценок.

Самым активным учащимся поставить
оценки, а остальных отметить словесно.

Предложение — это мысль, доведенная до логического завершения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком понятии в русском языке, как «предложение». Казалось бы, всем известно, что это такое. И все могут привести примеры.

Но, возможно, не каждый сможет дать точное определение предложения. И уж тем более ответить, какое они бывают и чем одни отличаются от других. Вот об этом и расскажем подробнее.

Учебники

Что такое предложение

Предложение – это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Это высказывание, которое несет в себе утверждение, отрицание или вопрос. И к тому же это законченная единица языка и речи, а потому в конце всегда присутствует точка, вопросительный или восклицательный знаки, или многоточие.

Надо заметить, что общепринятое определение предложения, которое используют сейчас лингвисты, появилось далеко не сразу. В прошлом самые разные ученые пытались сформулировать и описать его. Причем с разных точек зрения. Например:

  1. С точки зрения логики. Российский лингвист и литератор Федор Буслаев еще в середине XIX века сказал, что

    «предложение – это суждение, которое выражено словами».

  2. С точки зрения психологии. Ученый, лингвист и литературовед Дмитрий Овсянико-Куликовский в конце XIX века дал свое определение. По его мнению

    «предложение – это слово или упорядоченное сочетание слов, которые связаны с определенным движением мысли, которое известно как «сказуемость».

  3. С точки зрения грамматики. Еще один известный лингвист Филипп Фортунатов опять же в конце XIX века дал свое, весьма сложное определение –

    «Предложение – это господствующие в русском языке словосочетания, в которых заключены грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Определение

В конце концов, сейчас уже можно сказать, что все эти люди были правы по-своему. И «предложение» содержит в себе элементы и логики, и психологии, а без грамматики вообще не обойтись.

Что такое предложение

Члены предложения

Еще со школы мы знаем, что в предложениях есть подлежащее и сказуемое, также второстепенные члены.

Подлежащее – это главный член любого предложения. Оно отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?». Например, в предложении

ВОЛК КРАЛСЯ ПО ЛЕСУ В ПОИСКАХ ДОБЫЧИ

подлежащим является «волк». О том, что это слово главное, говорит тот факт, что достаточно убрать его, и вся фраза вообще потеряет смысл.

Сказуемое — это второй по старшинству член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?» и «Каков?». Так, все в том же примере сказуемым будет слово «крался». Без него смысл предложения также был бы не ясен.

Но русский язык не зря называют великим и могучим. В нем есть предложения, которые вообще состоят из одного слова – подлежащего или сказуемого.
Например,

УТРО. СВЕТАЛО. или ВЕЧЕР. СМЕРКАЛОСЬ.

Другие члены предложения являются второстепенными:

  1. Определение – обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «Чей?», «Какой?».
  2. Дополнение – обозначает дополнительный предмет, относящийся чаще всего к сказуемому. Отвечает на вопросы «Кому, Чему?», «Кого, Чего?», «Кто, Что?», «О ком, О чем?», «Кем, Чем?».
  3. Обстоятельство – обозначает способ действия, время или место. Отвечает на вопросы «Где?», «Когда?», «Зачем?», «Как?», «Куда?», «Почему?», «Откуда?».

Разберем для примера одно предложение:

МЫ ВЫКИНУЛИ СТАРУЮ МЕБЕЛЬ НА ПОМОЙКУ

Здесь «Мы» — подлежащее, «выкинули» — сказуемое, «мебель» — дополнение, «старую» — определение и «на помойку» — обстоятельство.

При разборе предложения в школе, существуют правила выделения разных членов предложения. Их подчеркивают определенными линиями, как это указано в следующей таблице.

Члены предложения

И если бы разбиралось наше предложение из примера, то выглядело бы это следующим образом:

Выкинули мебель

Виды предложений

Все предложения можно поделить на три вида по цели высказывания:

  1. повествовательные;
  2. побудительные;
  3. вопросительные.

Повествовательными называют предложения, которые являются просто источником информации. Это может быть или констатация какого факта, или его отрицание.

МАМА СВАРИЛА НА УТРО КАШУ

МАМА НЕ УМЕЕТ ВАРИТЬ КАШУ

Побудительные предложения призывают к какому-то действию. Как правило, такие элементы речи оканчиваются восклицательным знаком. Им присуще наличие определенных частиц, например, «ну-ка», «давай», «пусть». Или слов, имеющих явное повелительное наклонение, например, «немедленно», «прямо сейчас», «быстро».

НЕМЕДЛЕННО ОТОЙДИ ОТ ДОРОГИ!

ДАВАЙТЕ ВЫ ЗАМОЛЧИТЕ И НЕ БУДЕТЕ НИКОМУ МЕШАТЬ

Вопросительные предложения содержат в себе вопрос и заканчиваются на соответствующий знак. И они подразумевают, что за ними последует какой-то ответ.

И ЧТО ВАМ ЗДЕСЬ МОЖЕТ НЕ НРАВИТЬСЯ?

ТЫ СХОДИЛ В МАГАЗИН ЗА ПРОДУКТАМИ?

Критерии

Существуют и другие критерии деления предложений. Например, они бывают нераспространенными и распространенными. И в данном случае, это не синоним популярности. В первом случае в предложениях есть только подлежащее и сказуемое, а во втором – дополнительные части речи.

ДОЖДЬ ИДЕТ (нераспространенное)

НА УЛИЦЕ ИДЕТ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ (распространенное)

Простые и сложные предложения

Также предложения могут быть простыми и сложными. Все зависит от количества грамматических основ, то есть подлежащих и сказуемых.

Подлежащие и сказуемые

нельзя считать сложным, так как здесь только одна грамматическая основа – одно подлежащее сразу с тремя сказуемыми.

Вот собственно и все, что нужно знать о предложениях. До новых встреч на страницах нашего блога.

Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.

Как слова образуют предложение?

Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?

  • (кто?) ученик, кошка;
  • (что?) солнце, дождь.

Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделает?

Ученик (что делает?) пишет.

Кошка (что сделает?) поймает мышь.

Солнце (что делает?) светит.

Дождь (что сделает?) закончится скоро.

Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.

Определение

Предложение — это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Предложение это

Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.

Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.

Какие бывают предложения?

Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.

Повествовательное предложение

Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.

Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.

Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.

Определение

Предложение, в котором о ком-то или о чем-то сообщается, называется повествовательным.

Повествовательное предложение

В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.

Вопросительное предложение

Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:

Кто поет на дереве? Какая это птица?

Определение

Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным.

Вопросительное предложение

Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.

Побудительное предложение

С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.

Позвони мне завтра.

Передайте мне книгу.

Присядь на минутку.

Определение

Предложение, в котором советуют что-то сделать или побуждают к действию, называется побудительным.

Побудительное предложение

Вывод

Итак, по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.

А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.

Как красиво цветут ромашки!

Сколько здесь бабочек!

Идет снег!

Определение

Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным.

В конце такого предложения ставится восклицательный знак.

Виды предложений

Главные члены предложения

В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.

(Кто?) Девочка споет песню.

(Что?) Облако плывет по небу.

Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.

Определение

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.

Девочка (что сделает?) споет песню.

Облако (что делает?) плывет по небу.

Определение

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал?

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Главные члены предложения

Распространенное и нераспространенное предложение

Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.

Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.

 Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.

В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.

Определение

Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется нераспространенным.

В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.

Сравните:

Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.

Определение

Предложение, в котором, кроме главных, есть второстепенные члены предложения, называется распространенным.

Распространенные и нераспространенные предложения отличаются по цели высказывания и интонации.

Распространенное и нераспространенное предложение

Примеры

Осень. Падают листья.

Бежит собака.

На цветок сел шмель.

Ветер кружит желтые листья.

Кто звонит?

Что ты знаешь об обитателях моря?

Бежим!

Поиграй со мной!

Видеоурок

Тест

  • Рассказ о предках 4 класс
  • Рассказ о предательстве друга
  • Рассказ о преданности собаки к человеку
  • Рассказ о пребывании пушкина в петербурге кратко
  • Рассказ о праздновании масленицы