Рассказ о предметах традиционного русского быта

предметы русского быта

Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой.

Русская изба

предметы быта в русской избе

Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар

самовар

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.


Сито

сито

Сито — практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого  сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.


Прялка

прялка

Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель.


Веретено

веретено

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена.


Горшок

горшок

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты.

В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью.


Ступа

ступа

Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева.


Метла

метла

Метла, или веник – собранные в пучок прутья, одеревеневшие стебли растений.  Полы в русской избе были неокрашенными, поэтому часто уборка их заключалась в подметании мусора. Интересно, что метла стала предметом многих русских поверий и сказок.


Хозяйский двор

хозяйский двор

Двор был обширен, с местом для выгула птицы, проходами к колодцу, сараям и хлеву, огороду. Практически всегда имелся палисад с цветником и скамейками.  Традиционно в хозяйстве русского подворья использовалось несколько десятков предметов быта и орудий труда. Вот некоторые, особенно характерные из них.


Коромысло

коромысло

Коромысло представляло собой особым образом изогнутый плоский шест с двух сторон заканчивающийся железными крюками. Носить ведра на нем удобно, поскольку центр тяжести не только равномерно распределен по обоим плечам коромысла, но и находится примерно на уровне поясницы.


Русский колодец

русский колодец

Сруб колодца в России изготавливался обычно из дуба. Верхняя часть представляла собой ворот с перекладиной и веревкой или «журавлем» — высокой перекладиной, за один конец которой прикреплялось на веревку ведро, а за другой надо было тянуть, чтобы его поднять.


Пашня

пашня

Практически каждый знойный день летних месяцев, да осенней жатвы не обходился крестьянину без работы в поле, где в труде на пашне использовались хозяйские предметы орудий труда для возделывания земли и сбора урожая.


Серп

серп

Серп – одно из древнейших орудий земледелия. Известен со времен Древнего Рима. В русском хозяйстве был просто незаменим для уборки небольших участков травы и зерновых. Серп был известен в советской России, как один из двух символов союза рабочих и крестьян.


Плуг

плуг

Плуг – сакральный образ земледелия. Его история начинается в III тыс. до н. э. Тогда он представлял собой выполненный из единого куска дерева лемех и дышло. Лемехом ворошился верхний слой почвы для улучшения условий произрастания культур, за дышло тянулся скотом или человеком.


Телега

телега

Телега – повозка на четырех, обычно деревянных колесах, которую тянет лошадь. Трудно представить русскую деревню еще в середине прошлого века без телеги.

Материалы по краеведению о предметах русского быта из фондов краеведческого музея

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.


Гребень для чесания шерсти. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это не деревянной основе часто набитые гвозди не большого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.


Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.


Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое


В древности корыто было основой домашнего хозяйства, и служило для самых разных целей. Это сейчас каждое действие человека требует своей вещи, а в старину практически вся человеческая жизнь могла уместиться в одном корыте. С ним человек встречался, как только появлялся на свет, ведь оно выполняло роль детских ванн. Главным образом корыта использовались, конечно же, в домашнем хозяйстве.

В корыте можно стирать, засаливать овощи, месить тесто или готовить сусло для кваса. В специальных корытах готовили корм для домашней скотины и птицы. Они назывались водопойными или кормовыми. Как и в любую другую ёмкость, в него можно было сложить яблоки или капусту, в перевёрнутом виде корыто использовали как большую крышку, чтобы накрыть ей что-нибудь, лежащее на земле.

Нагреть воду в корыте можно было, опустив в него раскалённый камень, а в некоторых глухих районах Сибири и севера в деревянных корытах даже варили пищу при помощи раскалённых камней.


Кочерга́ (укр. кочерга́, коцюба́, польск. koczarga) — инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи


Кувшины (или крынки) предназначались для хранения молочных и других продуктов. Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.


Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил.


Рубель — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.


Садник— хлебная лопата. Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Самовар — появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.


Ступа — крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина 50 см, диаметр 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.


Ухват приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.


Цеп – ручное орудие для обмолота (отделения) зерна от колосьев. Обычно состоит из двух подвижных, связанных палок. Одна подлиннее — рукоятка, другая покороче – непосредственно рабочая часть, ударяющая по злакам.


Ча́пельник (сковоро́дник]) —кухонная принадлежность. Представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания чапéлы —сковороды, не имеющей ручки и потому пригодной для установки в печь или духовку. По Далю, слово образовано от диалектного чапать — «хватать, цапать».

 


Чугунный утюг. На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов,в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма,повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

История предметов домашнего быта славян

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

История предметов домашнего быта славян

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

История предметов домашнего быта славян

Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

История предметов домашнего быта славян

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

История предметов домашнего быта славян

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

История предметов домашнего быта славян

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

История предметов домашнего быта славян

Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

История предметов домашнего быта славян

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

История предметов домашнего быта славян

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

История предметов домашнего быта славян

Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

История предметов домашнего быта славян

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

История предметов домашнего быта славян

См.также:

Что ели в Древней Руси.

Любопытное об истории русской печи

Какие мужики были на Руси?

Сколько раз видел эту картину, но никогда не задумывался, почему этот казак без рубашки

Memento mori. Похороны по-русски.

«Вымершие» предметы славянского быта

«Вымершие» предметы славянского быта

Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундук являлся обязательным предметом повседневного обихода./Фото: www.myhome.ru

Сундук являлся обязательным предметом повседневного обихода./Фото: www.myhome.ru

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Русская красавица с садником в руках./Фото: med-explorer.ru

Русская красавица с садником в руках./Фото: med-explorer.ru

Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Стандартный печной набор: ухват, чапельник, кочерга./Фото: www.cheboksary.ru

Стандартный печной набор: ухват, чапельник, кочерга./Фото: www.cheboksary.ru

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

Серп./Фото: assets.suredone.com

Серп./Фото: assets.suredone.com

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Так выглядели жернова./Фото: nashridkup.com.ua

Так выглядели жернова./Фото: nashridkup.com.ua

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Помело, метла и веник./Фото: prioritetinvest.ru

Помело, метла и веник./Фото: prioritetinvest.ru

Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Различные виды коромысел./Фото: static.panoramio.com

Различные виды коромысел./Фото: static.panoramio.com

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

То самое старухино корыто.

То самое старухино корыто.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Рубель и скалка — древние приспособления для стирки и глажки белья./Фото: moskva.doski.ru

Рубель и скалка — древние приспособления для стирки и глажки белья./Фото: moskva.doski.ru

Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Угольный чугунный утюг./Фото: budvtemi.com

Угольный чугунный утюг./Фото: budvtemi.com

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Прялки-донце./Фото: www.booksite.ru

Прялки-донце./Фото: www.booksite.ru

Сегодня весьма интересно увидеть, какой была дореволюционная Россия 1896 года на цветных фотографиях Франтишека Кратки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Традиционные предметы быта русского народа (фото и описание). 2 класс, окружающий мир

Опубликовано: 14 августа 2019 года

Издавна в избах на Руси имелось большое количество кухонной утвари и предметов домашнего обихода. Как правило, эти вещи не обладали большой стоимостью, но ими было удобно пользоваться и они обладали высокой надёжностью. Все эти предметы и сейчас символизируют собой образ жизни крестьян в деревне.

Самовар

Одновременно с растущей популярностью чая, в жилищах появился и самовар. Произошло это около трехсот лет назад. Благодаря своей красоте и уникальности, он сразу же пришелся по душе простому русскому народу. Вода в нем сохранялась горячей очень долго, а благодаря большим размерам самовара, ее хватало на чаепития с большим количеством гостей.

Самовар. Традиционные предметы быта русского народа

Сито

В старые времена хлеб пекли в домашних условиях. Поэтому в каждой избе непременно должно было быть сито, а иногда и не одно. Оно представляло собой кольцо из бересты, с натянутой сеткой с одной стороны. Через него просеивались пшеница, ячмень и другие сыпучие материалы.

Сито. Традиционные предметы быта русского народа

Горшок

Самый незаменимый предмет быта русских крестьян. Он изготавливался из глины и, по традиции, верхняя часть покрывалась глазурью. Горшки благодаря своим свойствам могли очень долго сохранять температуру. Поэтому при готовке пища в них сохранялась горячей очень долго.

Горшок. Традиционные предметы быта русского народа

Веретено

Так как в старые времена магазинов, где можно приобрести одежду не было, людям приходилось самим шить ее. Веретено помогало сделать нить из шерсти. Оно представляло собой просто палку, на которой закреплялась пряжа. Нить получалась путем кручения веретена.

Веретено. Традиционные предметы быта русского народа

Коромысло

Сейчас с наличием водопровода этот предмет обихода становиться не нужным, но раньше без него сложно было представить жилище любого русского человека. Коромысло представляет собой изогнутый шест, с крючками по краям. Благодаря своей конструкции, оно равномерно распределяло нагрузку от вёдер по плечам.

Коромысло. Традиционные предметы быта русского народа

Серп

Известный ещё со времён Древнего Рима, серп был необходимым предметом для уборки урожая с небольших земельных участков крестьян. Он представляет собой изогнутое лезвие с острой кромкой по внутренней стороне и деревянную рукоять, на которую крепился нож.

Серп. Традиционные предметы быта русского народа

Еще по теме …

Человека всю его жизнь — с рождения и до самой смерти — окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и придумывают загадки.

народные предметы быта россии

Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые исчезли из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами народного быта? Начнем с самого главного.

Русская изба

Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного — их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

народные предметы быта россиян

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не «построить избу», а «срубить дом». Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.

В избе находились деревянные предметы народного быта — стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался «красным», то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи — хозяин. В красном углу отводилось место для икон.

Добра речь, коли в избе есть печь

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда.

Еда приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.

Но самое главное, что печь — это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).

предметы народного быта для детей

Кочерга, ухват, помело

Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к русской печи. Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. О кочерге русский народ сложил немало пословиц и поговорок, вот лишь некоторые из них:

  • В бане веник господин, в печи кочерга.
  • Ни богу свечка, ни к черту кочерга.
  • Черной совести и кочерга виселицей кажется.

Ухват — второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.

Помело — специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Русский народ об этом предмете придумал характерную загадку: «Под полом, под середой, сидит баба с бородой». Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.

Кочерга, ухват, веник — непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.

деревянные предметы народного быта

Сундук — для хранения самых ценных вещей

В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти. Сундук — неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа. Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:

  • Девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, в противном случае можно было остаться старой девой.
  • Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно было выпустить на волю свое богатство и удачу.
  • Перед замужеством родственники невесты садились на сундук и требовали выкуп за приданое.

интересные названия предметов народного быта

Интересные названия предметов народного быта

Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, когда-то назывались совсем по-другому. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта, остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых, привычных нам вещей:

Веник — голик.

Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.

Место, где жили крупные домашние животные — стайка.

Полотенце — рукотерник или утирка.

Место, где мыли руки — рукомойник.

Ящик, где хранилась одежда — сундук.

Место для сна — полати.

Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину — рубель.

Большая чашка для разлива напитков — ендова.

конструирование и декор предметов народного быта

Народные предметы быта России: любопытные факты

  • Город Тула считается родиной самовара. Этот предмет был одним из любимых у россиян, трудно было найти избу, в которой его не было. Самовар был предметом гордости, его берегли и передавали по наследству.
  • Первый электрический утюг появился в начале 20 века. До этого времени были чугунные утюги, в которые складывали угли или нагревали их длительное время над пламенем печи. Держать их было очень неудобно, они могли весить более десяти килограмм.
  • Одним из самых престижных предметов народного быта был патефон. В деревнях за него можно было корову выменять.
  • Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.
  • Прялки появились ещё в Древней Руси. Их делали из дерева: березы, липы, осины. Этот предмет дарил отец дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна из них на другую не походила.
  • Предметы народного быта для детей — тряпичные самодельные куклы, мячи из лыка и шерсти, трещотки, глиняные свистульки.

Украшение жилища

Декор предметов народного быта включал в себя резьбу по дереву и художественную роспись. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое. Конструирование и декор предметов народного быта касалось в первую очередь и самой избы. Делалось это не только для красоты, но и как оберег от злых духов и разных бед.

Для украшения дома использовали кукол, сделанных своими руками. У каждой из них было свое предназначение. Одна отгоняла нечистую силу, другая приносила мир и благополучие, третья не допускала склок и скандалов в доме.

декор предметов народного быта

Предметы, которые исчезли из повседневной жизни

  • Сундук для хранения одежды.
  • Рубель для глажки белья.
  • Лавка — предмет, на котором сидели.
  • Самовар.
  • Прялка и веретено.
  • Патефон.
  • Чугунный утюг.

Несколько слов в заключение

Изучая предметы народного быта, мы знакомимся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Русская печь, прялка, самовар — без этих вещей невозможно представить русскую избу. Они объединяли семьи, рядом с ними и горе легче переносилось, и любая работа спорилась. В наши дни предметам народного быта уделяется особое внимание. Покупая дом или дачный участок, многие владельцы стремятся приобретать их с печкой.

Традиционные предметы быта русского народа (с картинками) 2 класс, окружающий мир

В старину люди на Руси жили в деревянных домах – избах. Чаще всего они состояли из одной комнаты. Для повседневных домашних дел и работы в поле каждой семье нужны были определенные предметы.

Сундук

Это большой ящик с крышкой, которая откидывается или снимается. Сундук стоял в каждой избе и выполнял функцию шкафа: в нем хранили одежду и ценные вещи. Иногда он заменял стул или кровать. Некоторые сундуки украшала красивая роспись или резьба.

Сундук. Традиционные предметы быта русского народа

Самовар

Медный сосуд причудливой формы с двумя ручками по бокам для кипячения воды называется самоваром. Внутри него была специальная топка, которую наполняли углями. Она и нагревала залитую в самовар воду. С его появлением заваривать чай стало гораздо легче – раньше для этого надо было долго растапливать печь, а с самоваром весь процесс стал занимать всего несколько минут.

Самовар. Традиционные предметы быта русского народа

Чугунок

Помимо глиняных горшков в русских избах были и чугунные. Они были округлой формы, и их использовали для варки и тушения блюд в печи. Некоторые из них были очень больших размеров и могли вмещать до 15 литров жидкости.

Чугунок. Традиционные предметы быта русского народа

Ступа

Обычно ступы изготавливали из дерева, хотя иногда встречались и металлические. В ней измельчали пшеничные зерна с помощью специального деревянного предмета с ручкой, называемого пестиком. После такой обработки неочищенные зерна превращались в крупу.

Ступа. Традиционные предметы быта русского народа

Коромысло

Это приспособление помогало носить в дом воду из колодца. Коромысло представляло собой деревянную дугу, на концах которой вешали по ведру, а затем клали ее себе на плечи. Благодаря такому устройству нагрузка распределялась равномерно, и ведра было легче нести.

Коромысло. Традиционные предметы быта русского народаомысло.

Серп

Это изогнутый нож с деревянной ручкой. Его применяли при сборе урожая злаков: пшеницы, ржи, гречихи, ячменя, овса. Для этого одной рукой придерживали растения, а второй – срезали их серпом.

Серп. Традиционные предметы быта русского народа

Все эти предметы делались своими руками и были незаменимы в крестьянском быту.

Еще по теме…

Содержание

  1. Предметы древнерусского быта. Русская изба
    • Самовар
    • Сито
    • Прялка
    • Веретено
    • Горшок
    • Ступа
    • Метла
  2. Старинные предметы домашнего обихода. Древние предметы быта — 16 самых старых вещей
  3. Предметы быта древних славян. Быт и нравы восточных славян
  4. Предметы быта наших предков. Обережные символы на предметах быта

Предметы древнерусского быта. Русская изба

Предметы древнерусского быта. Русская изба

Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар

Предметы древнерусского быта. Русская изба 01

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Сито

Предметы древнерусского быта. Русская изба 02

Сито — практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.

Прялка

Предметы древнерусского быта. Русская изба 03

Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель.

Веретено

Предметы древнерусского быта. Русская изба 04

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена.

Горшок

Предметы древнерусского быта. Русская изба 05

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.

Ступа

Предметы древнерусского быта. Русская изба 06

Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева.

Метла

Метла, или веник – собранные в пучок прутья, одеревеневшие стебли растений. Полы в русской избе были неокрашенными, поэтому часто уборка их заключалась в подметании мусора. Интересно, что метла стала предметом многих русских поверий и сказок.

Старинные предметы домашнего обихода. Древние предметы быта — 16 самых старых вещей

Предметы древнерусского быта. Русская изба 07

Мы наслаждаемся беспрецедентными современными технологиями, но гораздо больше используемых нами вещей существуют целую вечность. Древние люди тысячелетия назад пользовались такими повседневными объектами, как туалеты со смывом, жевательная резинка, хорошие кошельки.

Мы представляем вам список примеров из старейших предметов быта и обратите внимание, что это лишь самые старые сохранившиеся образцы — многие из подобных предметов существовали гораздо раньше.

Предметы древнерусского быта. Русская изба 08

Предметы быта древних славян. Быт и нравы восточных славян

Предметы быта древних славян. Быт и нравы восточных славян

hkar.ru

Древние славяне не были варварами. Они никогда не отличались кровожадностью и особой жестокостью. Чего не скажешь о древних римлянах, греках и византийцах. Стоит только заглянуть в историю этих народов и убедиться в этом. Славяне были вынуждены вести многочисленные войны и захваты, чтобы сохранить государственность, но варварами, в отличие от народов Европы того времени, они не были.

Чистота и вода всегда играла огромную роль в  жизни и быту древних славян . В то же время Европа утопала в грязи и в нечистотах, которые выливали на прямо улицу. Европейцы не мылись годами, а то и всю жизнь, потому что считали, что грязь защищает их организм от болезней. Чума косила целые города. Славяне, не зависимо от материального положения, имели бани. Во всех семьях имели традицию устраивать банные дни. Если человек заболевал, то первое, что делали, это парили его в бане с добавлением различных трав. Чтобы родить ребенка женщины уходили в баню, где устраивали особый ритуал. Многие религиозные праздники, обычаи были построены на очищении водой.

Свои поселения, а позднее города, древние славяне строили на берегу реки. Река защищала их поселения и города от врагов. В реке ловили много разной рыбы, которая непременно входила в рацион славян. В лесах, которые находились на берегу рек, древние славяне охотились на различных животных и птиц. Собирали урожаи лекарственных трав, растений и ягод. Быт жителей Древней Руси  был тесно связан с земледелием. Потому что земледелие было основным занятием. С древних времен славяне выращивали в большом количестве пшеницу, рожь, просо, овес. Это был очень тяжкий труд, так как землю обрабатывали вручную с помощью сохи, мотыги, а земли приходилось отвоевывать у леса с помощью огня (пепел служил своего рода удобрением).

У славян было развито бортничество. Мед и воск играли важную роль в их жизни. Мед заменял сахар и из него готовили хмельные напитки, но с очень низким процентом алкоголя. Несмотря на ошибочное мнение, что на Руси всегда много пили, алкоголь вообще был под запретом в Древней Руси.  Быт и нравы древних славян  позволяли им пить только хмельной мед, и то, только по большим праздникам. Женщинам запрещалось употреблять алкоголь вообще, а мужчины первый раз пробовали хмельной мед только после рождения первого ребенка. В это же время в Европе, употребление алкоголя не было под запретом и, не секрет, что даже монахи злоупотребляли им, не говоря уже об остальных европейцах.

Предметы быта наших предков. Обережные символы на предметах быта

Говоря современным языком, функциональное назначение обережных символов на предметах быта праславян совпадает с назначением орнаментов на внешней стороне жилища. Предназначены эти символы для охраны жильцов дома от негативной энергетики. Но если внешние обережные знаки охраняли дом и его жильцов от нечистой силы за пределами дома, то росписи на утвари предохраняли домочадцев от тех, кто пересекал порог жилища.

В русской избе испокон веков матица была важным рубежным элементом, поэтому даже в христианские времена на ней всегда присутствовал солярный знак, шестиконечного или восьмиконечного креста, с ромбами, символами поля, по бокам. Эти изображения схожи с той картиной неба, которая располагались на верхней части наличника. Но, в отличие от него, на матице не изображались водные знаки «хлябей небесных», поскольку для жилища они были неприемлемы и заменялись символами вспаханной земли. Изображая солнце на матице, наши предки хотели, чтобы оно всегда светило домочадцам.

Предметы быта наших предков. Обережные символы на предметах быта

В дохристианские времена красный кут был алтарем для «кутного бога», впоследствии на его место наши предки стали помещать домашнюю икону. Боги поменялись, а вот рушники, украшавшие алтарное место остались с языческих времен и символы на них до сей поры вполне языческие – Макоша, Лада, Леля.

Доски кутного угла тоже покрывались символикой языческой магии. В поселениях русского Севера сохранились доски киота сплошь покрытые резными символами, относящимися к культу «белого (дневного) света» и солнца. Они содержат в себе солярные знаки движущегося солнца, «белого света», ромбы вспаханной земли, волнистые и капельные водные знаки.

Предметы быта древних славян служили не только хозяйственным целям, но и часто бывали атрибутами магических обрядов. Поэтому почти все, что находилось в доме наших предков – ушаты, квашни, ведра, прялки — все было орнаментировано.

                        Доклад на тему:

«Жилище, быт, орудия труда и предметы быта
русских людей»

Выполнила: Финапетова Ю. Н.

2019 г.

Крестьянский дом.

Русские – народ древней земледельческой культуры – изначально жили
оседло. Этот исконный, завещанный прадедами уклад жизни они принесли с собой и
на дальний север, и в засушливые степени юга, и в дремучую сибирскую тайгу.
Среди старинных названий крестьянских поселений, употребляемых и в современном
языке, наиболее известными являются деревня и село. Деревней (от
слов «дерево», «деревянный»), в отличии от села, традиционно именовалось
сравнительно небольшое поселение без церкви. Рождалась деревня из займища
– однодворного поселения на новой, ещё необжитой земле. Когда к нему присоединялись
новые дворы, займище называли починком (от слов «починать», «начинать»),
а по прошествии времени – деревней.

Хороший хозяин, закладывая новый дом, учитывал всё: удобно ли
будет расположен (лучше на взгорке, чтобы не было сырости), далеко ли вода
(обычно рядом с рекой или озером), есть ли поблизости подходящее место для
выпоса скота, годится ли земля под пашню? При выборе для будущей постройки
места избегали заведомо «гиблых», пользующихся дурной славой земель. Счастливым
же по примете считалось то место, где ложится для отдыха рогатый скот.

   Не менее тщательно выбирали и деревья, которые предназначали
для строительства нового дома, ибо они, согласно народным поверьям, обладают
особой таинственной силой, способной влиять на жизнь людей. «Негодными»
однозначно признавались деревья старые, высохшие или зацепившиеся при падении
за другие (так как им приписывались негативные свойства всего мёртвого,
лишённого жизненных сил), а также стоящие особняком или на перекрёстке дорог
(«нечистое место»).

В отдалённые языческие времена закладка нового дома сопровождалась
принесением жертвы, например, коня или курицы. В средние века появилось
представление (вероятно, истоки его европейского происхождения), что каждое
новое строительство совершается на «чью – либо голову», то есть после новоселья
кто – то из жильцов «до году умрёт», скорее всего тот, кто войдёт в дом первым.
В этом толковании следует искать корни обычая пускать в новую избу наперёд
людей петуха или кошку, преимущественно черной масти, затем туда входил самый
старший по годам член семьи. Под углы дома клали деньги (для богатства), шерсть
(для тепла) и ладан (для святости).

Плотницкое искусство – чисто крестьянское,
«мужицкое» — было основано на традициях русского деревянного зодчества. Это
ремесло было довольно прибыльным. Не зря говорили в народе, что плотника «топор
одевает, топор обувает, он же и кормит». Топор для плотников – основное орудие
на строительстве.

С топором весь
свет пройдёшь.

Без топора – не
плотник, без иглы – не портной.

Не бравшись за
топор, избы не срубишь.

Без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей
мастера рубили избы и возводили храмы, руководствуясь природным чутьём и
приобретённым опытом, — «как мера и красота скажут». На заре
градостроительства, когда камень ещё не вытеснил дерево, даже бывало выражение
«срубить город». Память об этом сохранилась в слове «сруб» для обозначения
крестьянской постройки.

Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе; иногда в
два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда над ней крыша одна» — так
считали наши предки. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и
правнуки:

Одному страшно, а ораве всё непочем.

Семья в куче – не страшна туча.

Строить усадьбу одновременно выходило до двадцати человек.

Чем больше рук, тем легче труд.

Русские избы изумляют
плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Много терпения
требовалось для возведения крыши. Доски дл нее тесали топором. Их укладывали
так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши.

Два ската крыши сверху
соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конёк).
Скаты крыши очень напоминали крылья. С. Есенин писал: «Конь, как греческой,
египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но
только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою
хату под ним колеснице».

Рядом с избой строили
один сруб поменьше – клеть. Там хранили нехитрое крестьянское имущество.
Избу с клетью соединяли сени, в которые вел главный вход с улицы. Избу
располагали «лицом» к дороге или речке, озеру.

Как
правило, на боковом южном фасаде дома становилось крыльцо. Выходило оно в
сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Все
крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки.

Крыльцо
– «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, с соседями.

Жить
в соседях – быть в беседах.

Теплыми летними вечерами собирались на крыльце –
посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

Окна –
«глаза» дома.

Одно
кривое окно весь фасад портит.

Над
окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывались накладные наличники со
ставнями.

Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый
мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит,
еще спят или куда – то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой
избы был свой особый облик.

Стоит перед нами рубленная изба,
светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все
придумано и хитро сделано!

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

                                                                        
Сергей Есенин

Быт и основные занятия русских людей

Входя в избу, волей – неволей каждый должен поклониться хозяевам,
а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот,
высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя
в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол – избы.

Без печи хата – не хата.

С
печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь
волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она
прячет Машу и ее братца от злых гусей – лебедей, везёт Емелю к царю и т.д. Печь
складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и
до наших дней. Человек, который умел класть печь, -печник – пользовался почетом
и уважением.

Когда в печи жарко – тогда и
варко.

Хорошая
печь – гордость и печника, и хозяина дома.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду
себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую
рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А
сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! На печке
грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало. Также дети очень
любили повалятся на теплой печке, сверху наблюдая за домашней работой своих
бабушек и дедушек, матерей и отцов.

У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках –
расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскребены; на кроватях кружевные
оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из
широких цельных плах – бревен, разрубленных пополам, с тщательно
отесанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене.
Так половинки лучше лежали, и комната казалась таким образом образовывался подпол.
В нем хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от
земли делала избу более тёплой.

Правый
от печи угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала
хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и
слово закуток, то есть отгороженное где – нибудь в помещении место,
обособленный уголок.

Другой,
левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли
стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей.

Русский
народ всегда славился своим гостеприимством:

Что
есть в печи – все на стол мечи
.

Не
красна изба углами, а красна пирогами.

Умей
в гости звать, умей и угощать.

Сажая гостя в красный угол, говорили:

 «Встречай не с лестью, а с
честью».

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами
резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса,
корзины.  Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол,
лавки, скамьи (лавки со спинками), стольцы (табуретки), сундуки,
— все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым,
радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от
поколения к поколению. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш,
подзор или полотенце, — все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или
кружевом, причем все принимало определенный, традиционный образ,
ассоциировалось с окружающей природой.

В начале изба крестьянина имела
только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенники, в
которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.

Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стекла в
Новгороде и Москве появились в
XIV веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в
богатых домах. И слюда, и пузыри и даже стекла того времени только пропускали
свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами. Пучок лучин
вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в
любом месте.

Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами. Пучок
лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было
закрепить в любом месте. Иногда использованы масляные светильники – небольшие
плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе
позволить пользоваться с этой целью.

Все хозяйственные постройки
крестьянского двора (амбар, хлев, курятник) располагались поблизости от
избы. На Севере, где зимы суровые и снежные, все крестьянское хозяйство
размещалось под одной крышей. Так можно было, не выходя наружу, заниматься
различными делами, а их в крестьянском хозяйстве всегда хватало:

Дом вести – не бородой трясти.

Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор.

Баснями амбар не наполнишь.

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.

Хватались урожаем, когда рожь в сусек засыпаешь.

Уже из множества пословиц видно, какое важное значение в хозяйстве
крестьянина имел амбар. В его верхней части было место для всевозможной утвари
– бочек, кадок, коробов, сундуков, ведер.

Ведра были
деревянными, клепаными, их носили по два на коромысле. Коромысло клали
на левое или правое плечо. Так гораздо легче нести полные ведра, чем в руках.

Амбар иногда ставили
не на земле, а поднимали на столбах – сваях. Тесали такие столбы с хитростью:
верх делали наподобие шляпки у гриба. В этом случае грызуны пролезть в амбар не
могли. По столбцу еще можно забраться, а дальше шляпка не пустит.

              

Собранный и связанный в снопы урожай
везли на гумно. Гумно иначе называлось ригой. Там молотили
выбивали из колосьев зерно, а потом веяли – на специальном большом
решето очищалось зерно от сора.

Часто около гумна ставили овин
– место для просушки зерна перед молотьбой.

Он состоял из двух клетей – большой и поменьше. В большой, на
жердях, развешивали снопы, а в малой затапливали печку. Дым и теплый воздух,
попадая в большую клеть, сушили зерно, а затем дым уходил в специальное окошко.

Следующая неотъемлемая принадлежность
крестьянского двора – банька. Ее строили на берегу реки или озера, у самой
воды.

От мытья частого тело живёт.

В баньке мылись, парились, стирали
белье. Она делилась на две половины: предбанник и баню. Основное в бане –
открытый камелек с крупными камнями.

Затапливали камелек
(а позднее печку) заранее, чтобы камни раскалялись, а мыться приходили, когда в
бане становилось жарко. По стенам баньки стояли лавки, возле них – ушаты с
холодной водой, ковши.

Но главное, чем
знаменита русская баня, — это парилка:

Баня без пара – что щи без навара.

Для парильщиков делали специальный полок
под самым потолком – там еще жарче, чем внизу.

Парились дубовым и березовым веником.
Считалось, что березовый «вкуснее»: от него по всей бане шел удивительный дух –
пахло, как весной в березняке. Поэтому заготавливали веники весной, когда на
березах появлялись первые клейкие листочки.

В бане веник дороже денег.

В народе хорошо знали, что парилка с
веником помогает от многих хворей.

Баня правит, баня все исправит.

А как нахлестал себя веником – беги к речке, озеру и с мостиков –
в воду. Окунулся и опять в парилку.

Вся крестьянская усадьба окружалась
забором (тыном, плетнем). Основной заботой было земледелие и животноводство:

Что посеешь, то и пожнешь

Землю на Руси пахали
сохой или плугом. Соха имела два зуба с железными наконечниками и почву брала
неглубоко. В народе говорили:

Где пашет сошка, там и хлеба крошки.

Но соха была удобна для земли, отвоеванной у леса, с остатками
корней. И еще: для нее нужна была одна лошадь.

soha_10_19183136.jpg

Плуг брал землю глубже, но в него необходимо было впрягать
несколько лошадей или волов.

Лошадь была
помощником в поле и главным средством передвижения.

Борона.

Самой древней формой
бороны считается борона-суковатка, изготовленная из елового бревна с сучками.

Борона использовалась
для дальнейшей обработки вспаханной земли. Борона-плетёнка уже сильно
напоминала современные бороны.

Скотину, в основном, кормили сеном. Сенокос всегда был очень
важным делом – об этом говорится еще в берестяных грамотах. Почини  (сенокосы)
часто находились далеко от дома. Косить, как правило, выходили всей семьей на
целый день:
                             Коси, коса, пока роса. Роса долой – и ты домой.
Сено надо было вовремя убрать, привезти в усадьбу:
                                               Заведи хлевину, а потом
скотину.

Коса использовалась для скашивания
травы на сено, на корм скоту. Ручная коса — это металлическое лезвие, которое
крепится к косовищу за пятку (основание ножа).

Серп применяли для срезания зерновых
культур.

Жернова – это примитивное устройство,
которое состоит из двух частей и предназначено для перемалывания пшеницы и
других зерновых культур в муку.

Цеп
ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной 

деревянной ручки и 

прикрепленного к ней ремнем
деревянного била.

Осенью, когда приходила пора уборки, лен теребили и оставляли на
пару недель в поле, чтобы волокна размягчились. Потом лен сушили и мяли в
специальных деревянных мялках, последовательно продавливая пучок льна по
всей длине, при этом твердая составляющая, кострика, отделялась. 

         

Сито предназначалось для
просеивания муки и часто его основу на Руси делали из конского волоса. Из такой
муки пекли «ситный» хлеб. И он был пушистее чем
«решетчатый»,т.к. мука получалась более мелкой фракции.

Выходит,
что сито и решето были изобретены когда человек научился печь хлеб и до сих пор
эти предметы практически неизменны! А хлеб люди пекут уже более тридцати тысяч
лет! Гениальность в простоте!

    

Ткацкие
станки
древних
славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем
крепятся все подвижные его части: рамы нитянок – ремизок с петлями из льняных
ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы
– нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают
веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них –
поднимается чётная группа основы, на другую – нечётная.

Прялка — приспособление для ручного прядения одной
нити пряжи. Пряха — женщина, занимающаяся ручным прядением. 

Пряслице (или пря́сло,
пря́слень) — это грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным
отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и
крепления пряжи на нём.

Веретено́ — это приспособление для ручного
прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. 

Челнок — это рабочий орган ткацкого
станка.

Крынка
это глиняный
горшок для молока.

Чугунок
это крупный
сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы,
для тушения и варки в русской печи.

Сундук (от тюркского сандык) – изделие корпусной мебели с откидной
или съёмной верхней крышкой, используется как емкость для хранения предметов
обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных
культурах, начиная с древних времён.

Лукошко – это ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для
сбора ягод и грибов.

6403012_large.jpg

Заканчивая наш рассказ о крестьянском быте и хозяйстве, необходимо
подчеркнуть, что русские деревни и села удивительно гармонично вписались в
окружающую природу.

Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему с природой
порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и
сильным, а значит, и свободным. Наши предки воспринимали свою избу, деревню или
село, окружающую природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга.

Широта просторов, удивительная по разнообразию природа породили размах и
удаль русского характера, отразились в непохожести народных промыслов. По
натуре мирные земледельцы, русские люди, когда надо, становилась отважными
воинами и не жалели жизни за матушку – землю и отчий дом. Крепко чтились семья,
верность, уважение старости, страдание больным и убогим.

Сердечное спасибо за внимание!!!

  • Рассказ о предметах домашнего обихода
  • Рассказ о предложении 5 класс русский язык
  • Рассказ о предках пушкина
  • Рассказ о предках 4 класс
  • Рассказ о предательстве друга