Are you a bookworm? Do the quiz on literary genres. Check answers in a dictionary.
QUIZ
1. A(n) _ story is an exciting story about a hero who goes on an unusual journey and does new and dangerous things.
A. comedy
B. adventure
C. suspense
2. A _ story is about events that take place in the future or in space and usually describes strange creatures and robots.
A. mystery
B. drama
C. science fiction
3. A _ is a serious and emotional play, written for the theatre, television or radio.
A. drama
B. comedy
C. novel
4. A _ is a story about a crime or a strange event that is difficult to explain.
A. mystery
B. legend
C. fairy tale
5. A(n) _ is a funny story with a happy ending.
A. adventure
B. myth
C. humorous story
6. A _ is the story of a person’s life written by another person.
A. novel
B. biography
C. history
reshalka.com
Английский язык 7 класс Spotlight Английский в фокусе Ваулина. 2a. Bookworms. Номер №1
Решение
Перевод задания
Вы книжный червь? Пройдите викторину по литературным жанрам. Проверьте ответы в словаре.
ВИКТОРИНА
1. _ история − это увлекательная история о герое, который отправляется в необычное путешествие и делает новые и опасные вещи.
А. комедия
В. приключения
С. неизвестность
2. _ история − о событиях, происходящих в будущем или в космосе, обычно описывает странных существ и роботов.
А. загадка
В. драма
С. научная фантастика
3. _ − серьезная и эмоциональная пьеса, написанная для театра, телевидения или радио.
А. драма
В. комедия
C. роман
4. _ − это рассказ о преступлении или странном событии, которое сложно объяснить.
А. детективный роман
В. легенда
C. сказка
5. _ − забавная история со счастливым концом.
А. приключения
В. миф
С. юмористический рассказ
6. _ − это история жизни человека, написанная другим человеком.
А. роман
В. биография
C. история
ОТВЕТ
1 – B, 2 – C, 3 – A, 4 – A, 5 – C, 6 – B.
1. An adventure story is an exciting story about a hero who goes on an unusual journey and does new and dangerous things.
2. A science fiction story is about events that take place in the future or in space and usually describes strange creatures and robots.
3. A drama is a serious and emotional play, written for the theatre, television or radio.
4. A mystery is a story about a crime or a strange event that is difficult to explain.
5. A humorous story is a funny story with a happy ending.
6. A biography is the story of a person’s life written by another person.
Перевод ответа
1. Приключенческая история − это захватывающая история о герое, который отправляется в необычное путешествие и совершает новые и опасные поступки.
2. Научно−фантастический рассказ о событиях, происходящих в будущем или в космосе, обычно описывает странных существ и роботов.
3. Драма − серьезная и эмоциональная пьеса, написанная для театра, телевидения или радио.
4. Детективный роман − это рассказ о преступлении или странном событии, которое трудно объяснить.
5. Юмористическая история − это забавная история со счастливым концом.
6. Биография − это история жизни человека, написанная другим человеком.
13
Жанры кино. Детектив.
Детекти́в
(англ.
detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю)
— преимущественно литературный и
кинематографический жанр, произведения
которого описывают процесс исследования
загадочного происшествия с целью
выяснения его обстоятельств и раскрытия
загадки. Обычно в качестве такого
происшествия выступает преступление,
и детектив описывает его расследование
и определение виновных, в таком случае
конфликт строится на столкновении
справедливости с беззаконием, завершающемся
победой справедливости.
1
Определение
2
Особенности жанра
3
Типичные персонажи
4
История детектива
5
Двадцать правил для пишущих детективы
6
Десять заповедей детективного романа
Рональда Нокса
7
Некоторые виды детективов
7.1
Детектив закрытого типа
7.2
Психологический детектив
7.3
Исторический детектив
7.4
Иронический детектив
7.5
Фантастический детектив
7.6
Политический детектив
7.7
Шпионский детектив
7.8
Полицейский детектив
7.9
«Крутой» детектив
7.10
Криминальный детектив
8
Детектив в кино
8.1
Афоризмы о детективе
Основной
признак детектива как жанра — наличие
в произведении некоего загадочного
происшествия, обстоятельства которого
неизвестны и должны быть выяснены.
Наиболее часто описываемое происшествие
— это преступление, хотя существуют
детективы, в которых расследуются
события, не являющиеся преступными
(так, в «Записках о Шерлоке Холмсе»,
безусловно, относящихся к жанру детектива,
в пяти рассказах из восемнадцати
преступлений нет).
Существенной
особенностью детектива является то,
что действительные обстоятельства
происшествия не сообщаются читателю,
во всяком случае, во всей полноте, до
завершения расследования. Вместо этого
читатель проводится автором через
процесс расследования, получая возможность
на каждом его этапе строить собственные
версии и оценивать известные факты.
Если произведение изначально описывает
все детали происшествия, либо происшествие
не содержит в себе ничего необычного,
загадочного, то его уже следует относить
не к чистому детективу, а к родственным
жанрам (боевик, полицейский роман и т.
д.).
Особенности жанра
Важное
свойство классического детектива —
полнота фактов. Разгадка тайны не может
строиться на сведениях, которые не были
предоставлены читателю в ходе описания
расследования. К моменту, когда
расследование завершается, читатель
должен иметь достаточно информации для
того, чтобы на её основании самостоятельно
найти решение. Могут скрываться лишь
отдельные незначительные подробности,
не влияющие на возможность раскрытия
тайны. По завершении расследования все
загадки должны быть разгаданы, на все
вопросы — найдены ответы.
Ещё
несколько признаков классического
детектива в совокупности были названы
Н. Н. Вольским гипердетерминированностью
мира детектива («мир детектива значительно
более упорядочен, чем окружающая нас
жизнь»):
Обыденность
обстановки. Условия, в которых происходят
события детектива, в целом обычны и
хорошо известны читателю (во всяком
случае, сам читатель полагает, что
уверенно в них ориентируется). Благодаря
этому читателю изначально очевидно,
что из описываемого является обычным,
а что — странным, выходящим за рамки.
Стереотипность
поведения персонажей. Персонажи в
значительной мере лишены своеобразия,
их психология и поведенческие модели
достаточно прозрачны, предсказуемы, а
если они имеют какие-либо резко
выделяющиеся особенности, то таковые
становятся известны читателю. Также
стереотипны мотивы действий (в том числе
— мотивы преступления) персонажей.
Существование
априорных правил построения сюжета, не
всегда соответствующих реальной жизни.
Так, например, в классическом детективе
рассказчик и сыщик в принципе не могут
оказаться преступниками.
Данный
набор особенностей сужает поле возможных
логических построений на основании
известных фактов, облегчая читателю их
анализ. Впрочем, не все поджанры детектива
в точности следуют данным правилам.
Отмечается
ещё одно ограничение, которому практически
всегда следует классический детектив
— недопустимость случайных ошибок и
невыявляемых совпадений. Например, в
реальной жизни свидетель может говорить
правду, может лгать, может заблуждаться
или быть введён в заблуждение, но может
и просто немотивированно ошибиться
(случайно перепутать даты, суммы,
фамилии). В детективе последняя возможность
исключена — свидетель либо точен, либо
лжёт, либо у его ошибки есть логичное
обоснование.
Еремей
Парнов указывает на следующие особенности
классического детективного жанра:
читателю
детектива предлагается соучастие в
своего рода игре — разгадке тайны или
имени преступника;
«Готическая
экзотика» —Начиная с инфернальной
обезьяны, родоначальника обоих жанров
(фантастики и детектива) Эдгара По, с
голубого карбункула и тропической
гадюки Конан Дойля, с индийского лунного
камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными
замками Агаты Кристи и трупом в лодке
Чарльза Сноу, западный детектив
неисправимо экзотичен. Кроме того, он
патологически привержен к готическому
роману (средневековый замок — излюбленные
подмостки, на которых разыгрываются
кровавые драмы)[1].
схематичность
—
В
отличие от научной фантастики детектив
зачастую пишется только ради детектива,
то есть сыщика! Иначе говоря, преступник
подстраивает свою кровавую деятельность
под детектив, подобно тому как опытный
драматург подгоняет роли под конкретных
актёров[1].
из
этих правил есть одно исключение — т.
н. «Перевернутый детектив».
Типичные
персонажи
Сыщик
— непосредственно занимается
расследованием. В качестве сыщика могут
выступать самые разные люди: служащие
правоохранительных органов, частные
детективы, родственники, друзья, знакомые
пострадавших, иногда — совершенно
случайные люди. Сыщик не может оказаться
преступником. Фигура сыщика — центральная
в детективе.
Сыщик-профессионал
— работник правоохранительных органов.
Может быть экспертом очень высокого
уровня, а может — и обычным, каких много,
работником полиции. Во втором случае в
сложных ситуациях иногда обращается
за советом к консультанту (см. ниже).
Частный
детектив — для него расследование
преступлений — основная работа, но он
не служит в полиции, хотя может быть
полицейским в отставке. Как правило,
имеет чрезвычайно высокую квалификацию,
деятелен и энергичен. Чаще всего частный
детектив становится центральной фигурой,
а для подчёркивания его качеств в
действие могут вводиться сыщики-профессионалы,
которые постоянно делают ошибки,
поддаются на провокации преступника,
встают на ложный след и подозревают
невиновных. Используется противопоставление
«одинокий герой против бюрократической
организации и её чиновников», в котором
симпатии автора и читателя оказываются
на стороне героя.
Сыщик-любитель
— то же самое, что и частный детектив,
с той лишь разницей, что расследование
преступлений для него — не профессия,
а хобби, к которому он обращается лишь
время от времени. Отдельный подвид
сыщика-любителя — случайный человек,
никогда не занимавшийся подобной
деятельностью, но вынужденный вести
расследование в силу острой необходимости,
например, чтобы спасти несправедливо
обвинённого близкого человека или
отвести подозрение от себя (именно
такими являются главные герои всех
романов Дика Фрэнсиса). Сыщик-любитель
приближает расследование к читателю,
позволяет создать у него впечатление,
что «я тоже мог бы в этом разобраться».
Одна из условностей серий детективов
с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл)
— в реальной жизни человеку, если он не
занимается расследованием преступлений
профессионально, вряд ли встретится
такое количество преступлений и
загадочных происшествий.
Преступник
— совершает преступление, заметает
следы, пытается противодействовать
следствию. В классическом детективе
фигура преступника явно обозначается
лишь в конце расследования, до этого
момента преступник может быть свидетелем,
подозреваемым или потерпевшим. Иногда
действия преступника описываются и по
ходу основного действия, но таким
образом, чтобы не раскрыть его личность
и не сообщить читателю сведений, которые
нельзя было бы получить в ходе расследования
из других источников.
Потерпевший
— тот, против кого направлено преступление
или тот, кто пострадал в результате
загадочного происшествия. Один из
стандартных вариантов развязки детектива
— потерпевший сам оказывается
преступником.
Свидетель
— лицо, обладающее какими-либо сведениями
о предмете расследования. Преступник
нередко впервые показывается в описании
расследования как один из свидетелей.
Компаньон
сыщика — человек, постоянно находящийся
в контакте с сыщиком, участвующий в
расследовании, но не обладающий
способностями и знаниями сыщика. Он
может оказывать техническую помощь в
расследовании, но главная его задача —
более выпукло показать выдающиеся
способности сыщика на фоне среднего
уровня обычного человека. Кроме того,
компаньон нужен, чтобы задавать сыщику
вопросы и выслушивать его объяснения,
давая читателю возможность проследить
ход мыслей сыщика и обращая внимание
на отдельные моменты, которые сам
читатель мог бы упустить. Классические
примеры таких компаньонов — доктор
Ватсон у Конан Дойля и Артур Гастингс
у Агаты Кристи.
Консультант
— человек, обладающий выраженными
способностями к ведению расследования,
но сам в нём непосредственно не
участвующий. В детективах, где выделяется
отдельная фигура консультанта, она
может являться главной (например,
журналист Ксенофонтов в детективных
рассказах Виктора Пронина), а может
оказаться просто эпизодически советчиком
(например, учитель сыщика, к которому
тот обращается за помощью).
Помощник
— сам не ведёт расследования, но
обеспечивает сыщика и/или консультанта
сведениями, которые добывает сам.
Например, эксперт-криминалист.
Подозреваемый
— по ходу расследования возникает
предположение, что именно он совершил
преступление. С подозреваемыми авторы
поступают по-разному, один из часто
практикуемых принципов — «ни один из
сразу заподозренных не является настоящим
преступником», то есть все, кто попадает
под подозрение, оказываются невиновными,
а настоящим преступником оказывается
тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем,
данному принципу следуют далеко не все
авторы. В детективах Агаты Кристи,
например, мисс Марпл неоднократно
говорит, что «в жизни обычно именно тот,
кого заподозрили первым, и есть
преступник».
Соседние файлы в предмете Английский язык
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Детекти́в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.
Содержание
- 1 Определение
- 2 Особенности жанра
- 3 Типичные персонажи
- 4 История детектива
- 5 Некоторые виды детективов
- 5.1 Детектив закрытого типа
- 5.2 Психологический детектив
- 5.3 Исторический детектив
- 5.4 Иронический детектив
- 5.5 Фантастический детектив
- 5.6 Политический детектив
- 5.7 Шпионский детектив
- 6 Детектив в кино
- 7 Ссылки
Определение
Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).
Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).
Особенности жанра
Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.
Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):
- Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.
- Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.
- Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.
Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.
Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — невозможность случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.
Типичные персонажи
- Сыщик — непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда — совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика — центральная в детективе.
- Сыщик-профессионал — работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может — и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
- Частный детектив — для него расследование преступлений — основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
- Сыщик-любитель — то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него — не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя — случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) — в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
- Преступник — совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
- Потерпервший — тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива — потерпевший сам оказывается преступником.
- Свидетель — лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
- Компаньон сыщика — человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача — более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов — доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
- Консультант — человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
- Помощник — сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
- Подозреваемый — по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов — «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи, например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».
История детектива
Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина [1756-1836] «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828.
Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Основоположником франзуского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).
Некоторые виды детективов
Детектив закрытого типа
Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления, с помощью остальных героев.
Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно — убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается — например
- Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство»
- Агата Кристи, «Десять негритят (роман)»
- Борис Акунин, «Левиафан»
Психологический детектив
Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.
- Буало — Нарсежак, Волчицы, Та, которой не стало, Морские ворота, Очертя сердце
- Жапризо, Себастьен, Дама в очках и с ружьем в автомобиле.
- Калеф, Ноэль, Лифт на эшафот.
Исторический детектив
Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.
- Эко, Умберто «Имя Розы»
- Честертон, Гилберт Кийт «Патер Браун» («Отец Браун»)
- Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»
- Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»
- Борис Акунин, Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»
Иронический детектив
Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют штампы детективного романа.
- Варшавский, Илья, Ограбление произойдет в полночь
- Каганов, Леонид, Майор Богдамир спасает деньги
- Козачинский, Александр, Зеленый фургон
- Уэстлейк, Дональд, Проклятый изумруд (Горячий камушек), Банк, который булькнул
- Иоанна Хмелевская
- Дарья Донцова
Фантастический детектив
Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире.
- Лем, Станислав, «Расследование», «Дознание»
- Расселл, Эрик Фрэнк, «Будничная работа», «Оса»
- Хольм ван Зайчик, цикл «Плохих людей нет»
- Кир Булычёв, цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
- Айзек Азимов, циклы Лакки Старр — космичекий рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо
- Сергей Лукьяненко, Геном
Политический детектив
Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Одним из видных писателей в этом жанре являеться азербайджанец Чингиз Абдуллаев. Его произведения переведены на многие языки мира. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.
- Борис Акунин, Статский советник
- Левашов, Виктор, Заговор патриотов
- А. Холл, Берлинский меморандум (Меморандум Квиллера).
Шпионский детектив
Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива
- Агата Кристи, «Кошка среди голубей»
- Джон Ле Карре, «Шпион, пришедший с холода»
- Джон Бойнтон Пристли, «Мгла над Гретли» (1942)
- Борис Акунин, «Турецкий гамбит»
- Дмитрий Медведев, «Это было под Ровно»
Детектив в кино
Детектив — субжанр более общей категории криминальных фильмов. Он фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика в выяснении загадочных обстоятельств преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника до концовки истории, затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.
Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.
Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.
По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.
Ссылки
- Сайт «Детектив. Признание в любви»
- Сайт «Ниро Вульф и Арчи Гудвин»
- Клуб «Шерлок Холмс»
- Сайт поклонников Шерлока Холмса
- Шерлокиана в сети
- Сайт поклонников Гилберта Кийта Честертона
- Сайт поклонников Агаты Кристи
- Н. Н. Вольский. Классический детектив: поэтика жанра
- Сайт Крутой детектив (Hard-Boiled)
- Шпионский роман. Попытка краткого обзора
- Мафия — салонная детективная психологическая ролевая игра.
Wikimedia Foundation.
2010.
Определение
Детектив — значение и
определение понятия термина, словарь литературоведческих терминов ::
Textologia.ru
ДЕТЕКТИВ (англ. — сыщик; от лат. —
раскрытие) — художественное произведение с особым типом сюжета, связанным с
раскрытием загадочных преступлений, противостоянием добра и зла, где, как
правило, добро побеждает зло. Для детектива как жанра характерны следующие
основные ограничительные признаки: 1) наличие тайны преступления (чаще всего
убийства); 2) моральное и физическое столкновение на этой почве
сыщика-профессионала или сыщика-любителя и преступника; 3) процесс
расследования, при котором проверяются и отрабатываются различные версии
случившегося, испытанию подвергаются разные подозреваемые и сам ведущий
расследование; 4) установление личности преступника; 5) восстановление всех обстоятельств
преступления.
Данный
литературный жанр имеет уже длительную историю в европейской литературе. Его
зачинателем считается американский писатель Эдгар Алан По, который в новелле
«Убийство на улице Морг» (1841) впервые вывел образ сыщика-любителя, наделенного
выдающимися способностями к логическому анализу.
Д.Н. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)
ДЕТЕКТИ́В
дэтэ, детектива, ·муж. (·англ. detective). Сыщик, агент сыскной
полиции.
Этимологический словарь русского языка. М.: Русский
язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС>. Москва. 2003.
ДЕТЕКТИ́В Английское – detective (сыщик).
Латинское – detego (обнаруживаю).
Слово «детектив» заимствовано из
английского языка во второй половине XIX в. Оно имеет два значения. Первое –
«сыщик», второе – «жанр литературного произведения или кинофильма».
Производное: детективный.
Материал из
Википедии — свободной энциклопедии
Детекти́в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) —
преимущественно литературный и кинематографический жанр,
произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия
с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве
такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся
победой справедливости.
Жанровые особенности детектива
Основной признак детектива как жанра —
наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства
которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое
происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых
расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке
Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из
восемнадцати преступлений нет).
Существенной особенностью детектива является
то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во
всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель
проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом
его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если
произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не
содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не
к чистому детективу, а к родственным жанрам.
Важное свойство классического детектива — полнота
фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были
предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда
расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для
того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь
отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия
тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все
вопросы — найдены ответы.
Ещё несколько признаков классического
детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива
(«мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):
- Обыденность
обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны
и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что
уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально
очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным,
выходящим за рамки. - Стереотипность
поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их
психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а
если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые
становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том
числе — мотивы преступления) персонажей. - Существование
априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной
жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в
принципе не могут оказаться преступниками.
Данный набор особенностей сужает поле
возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая
читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют
данным правилам.
Отмечается ещё одно ограничение, которому
практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных
ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может
говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение,
но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы,
фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен,
либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.
Еремей Парнов указывает на следующие
особенности классического детективного жанра:
- читателю
детектива предлагается соучастие в своего рода игре — разгадке тайны или
имени преступника; - «готическая
экзотика» —
Начиная с
инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива)
Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского
лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом
в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он
патологически привержен к готическому роману (средневековый замок — излюбленные
подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы).
- схематичность
—
В отличие от
научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть
сыщика! Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под
детектива, подобно тому как опытный драматург подгоняет роли под конкретных
актёров.
Типичные персонажи
- Сыщик —
непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут
выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные
детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда —
совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура
сыщика — центральная в детективе. - Сыщик-профессионал
— работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень
высокого уровня, а может — и обычным, каких много, работником полиции. Во
втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к
консультанту . - Частный
детектив — для него расследование преступлений — основная работа, но он
не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило,
имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего
частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его
качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые
постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на
ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление
«одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в
котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя. - Сыщик-любитель
— то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что
расследование преступлений для него — не профессия, а хобби, к которому
он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя —
случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но
вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например,
чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести
подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю,
позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом
разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями
(вроде мисс Марпл) — в реальной жизни человеку, если
он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли
встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий. - Преступник
— совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать
следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается
лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть
свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника
описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не
раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было
бы получить в ходе расследования из других источников. - Потерпевший
— тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в
результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов
развязки детектива — потерпевший сам оказывается преступником. - Свидетель —
лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования.
Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один
из свидетелей. - Компаньон
сыщика — человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий
в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может
оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача —
более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего
уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать
сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность
проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты,
которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких
компаньонов — доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи. - Консультант
— человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования,
но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется
отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например,
журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто
эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот
обращается за помощью). - Помощник —
сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта
сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист. - Подозреваемый
— по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил
преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто
практикуемых принципов — «ни один из сразу заподозренных не является
настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение,
оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни
в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все
авторы. В детективах Агаты Кристи, например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни
обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».
Библиография
- Даниэль Клугер. «Баскервильская мистерия. История классического детектива». М., Текст, 2005.
- Богомил Райнов. «Чёрный роман».
- Еремей Парнов. Сыщик поневоле, или ход конём. Предисл. // Дж. Бреннер. Квадраты шахматного города. М., «Мир», 1984
- Detective Fiction: Its Use as Literature and History
Ссылки
- Детективный киноклуб
- Петр Вайль:Почему мы любим детективы. * Сайт «Детектив. Признание в любви» * Библиотека детективов * Шпионский роман. Попытка краткого обзора * Двадцать правил для пишущих детективы * Теневая экономика и детектив http://fanclub77.home-forums.com/Классика детектива-Эркюль Пуаро и Мисс Марпл
Портал «Детектив» |
Детектив – это остросюжетный литературный жанр, в произведениях которого повествуется о расследовании загадочного происшествия (обычно преступления) с целью его раскрытия.
История возникновения детективного жанра
Литературоведы считают, что детектив утвердился как литературный жанр после появления в наиболее развитых буржуазных странах регулярных полицейских сил и их сыскных подразделений для пресечения и раскрытия преступлений. Кроме того, на популярность детективов оказало влияние ослабление религиозного начала в обществе.
Первыми произведениями детективного жанра считаются рассказы 1840-х гг. Э. По. Однако элементы детектива в литературе встречались и ранее. Например, сыщик-любитель становится одним из главных героев романа У. Годвина «Приключения Калеба Вильямса» (1794). Также большое влияние на развитие жанра оказали «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции» (1828).
Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кадр из телесериала «Шерлок»
Детектив активно развивался не только в Америке, но и в викторианской Англии. Так, писатель Ч. Диккенс вывел в романе «Холодный дом» (1853) инспектора Баккета из сыскного отделения. В знаменитых романах У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1866) большое внимание уделяется психологии персонажей, автор занят наблюдением за людьми. Произведения У. Коллинза более объёмные, в них много сюжетных линий. Благодаря У. Коллинзу у детектива появляется нравоописательная задача, которая в дальнейшем будет важна для А. Кристи и Ж. Сименона.
Первая книга, которую назвали «детективным романом» – «Дело Ливенворта» А. К. Грин (1878). В своё время эта книга была настоящим бестселлером и расходилась рекордным тиражом.
Ещё одна важная веха в развитии детектива – создание А. Конаном Дойлом образа Шерлока Холмса, величайшего сыщика мировой литературы. Этот персонаж впервые появляется в повестях «Этюд в багровых тонах» (1887) и «Знак четырёх» (1890). После чего А. Конан Дойл пишет короткие рассказы о Шерлоке Холмсе и публикует их раз в месяц на протяжении 1891–1892 гг.
В Англии продолжили традицию А. Конана Дойла такие писатели: А. Моррисон (придумал следователя Мартина Хьюитта), баронесса Оркси (создала безымянного «старика в уголке»), Э. Брама (ввёл слепого сыщика) и др.
Среди книг начала XX в. пользовались популярностью произведения Г. Леру («Тайна желтой комнаты», 1909), К. Уэллс («Малиновый джем», 1909), Г. Честертона (сборники «Неведение отца Брауна» (1911) и «Мудрость отца Брауна» (1914)).
После окончания первой мировой войны (1918) в Америке появляется новая звезда детективного жанра – М. Пост. Писатель создаёт одного из самых популярных частных сыщиков начала XX в. Главный герой его рассказов, дядюшка Эбнер, провинциальный детектив, который живёт в глуши и при поиске преступников опирается на эрудицию.
Эркюль Пуаро. Кадр из телесериала «Пуаро Агаты Кристи»
В 1918–1939 гг. литература обогащается новыми образами сыщиков. Так, знаменитая А. Кристи в «Таинственном происшествии в Стайлз» (1920) знакомит читателей с усатым интеллектуалом Эркюлем Пуаро.
Список образов известных сыщиков обширен:
- лорд Питер Уимзи (из серии романов Д. Сейерс);
- Фило Вэнс (герой рассказов С. С. Ван Дайна);
- доктор Гидеон Фелл (герой серии романов Дж. Карра);
- адвокат Перри Мейсон (герой серии романов Э. Гарднера);
- агент сыскной полиции мсье Лекок (герой произведений Э. Габорио);
- криминалист-любитель Найджел Стрейнджуэйз (из произведений Н. Блейка);
- частный детектив Ниро Вульф (из цикла романов Р. Стаута) и др.
Мастер детективного слова XX в. во Франции – писатель Ж. Сименон. Созданный им мудрый полицейский Мегрэ встречается в его 75-ти романах и 28-ми рассказах. Книги о знаменитом инспекторе Мегрэ начали выходить с конца 1920-х гг. Кроме Ж. Сименона европейский детектив представлен произведениями Дж. Ле Карре, С. Жапризо и др.
В США «главным детективным романистом» называют У. Х. Райта (псевдоним С. С. Ван Дайн). Выход его первой книги «Дело об убийстве Бенсона» (1926) ознаменовал начало «золотого века детектива» (1920–1940 гг.). Герои, выведенные писателем в романе, становятся эталонными.
Ш. Коннери в роли Джеймса Бонда
Со временем английский детектив начинает сближаться с американским. Об этом свидетельствует серия романов о супершпионе Джеймсе Бонде, написанная Я. Л. Флемингом (1953–1965 гг.)
В произведениях этого писателя разгадка тайны становится менее важной. Главное – хорошо выстроенный образ харизматичного главного героя.
Расцвет детективного жанра в России приходится на советский период. Активное распространение получает шпионский роман (братья Вайнеры, А. Г. Адамов, Ю. С. Семенов и т.д.). В 1990–2000-х гг. к детективу обращаются Б. Акунин, Ф. Е. Незнанский, Э. В. Тополь, А. Д. Константинов и др. Особенностью последних лет стали женщины, обращавшиеся к этому жанру: П. Дашкова, Т. Полякова, Т. Степанова и т.д.
Основоположники детективного жанра
Родоначальником детективного жанра считают американского писателя Эдгара Аллана По. В 1841 году увидело свет первое детективное произведение в истории литературы – «Убийство на улице Морг». В рассказе Э. По молодой аристократ Огюст Дюпен расследует загадочное убийство двух женщин.
Эдгар Аллан По, портрет
Приключения сыщика-любителя, обладающего аналитическими способностями, продолжились в повести «Тайне Мари Роже» (1842) и рассказе «Похищенное письмо» (1844). Однако сам По называл свои произведения «логическими», так как слово «детектив» ещё не существовало.
Огюст Дюпен становится первым великим сыщиком-любителем в истории детективного жанра. Именно его образ повлиял на создание героев Г. Честертона (отец Браун), Артура Конана Дойла (Шерлок Холмс), Агаты Кристи (Эркюль Пуаро) и др. Также Э. По первым ввёл в детективное произведение идею борьбы частного сыщика и официальной полиции. В борьбе за раскрытие преступления частный сыщик, как правило, побеждает.
Характерные особенности детективного жанра
По мнению исследователей, детективный жанр обладает рядом отличительных характеристик:
- Увлекательный и запутанный сюжет. В его основе лежит загадочное происшествие (преступление), обстоятельства которого неизвестны, но должны быть выяснены.
- Уникальный хронотоп, т.е. разворачивание действия в двух временах – прошлом и настоящем.
- Конфликт справедливости и беззакония.
- Устоявшийся состав героев (жертва, сыщик, полицейский и т.д.).
- Подробные характеристики героев.
- Композиция, которая предполагает постепенное и линейное развитие сюжета.
- Загадочность, таинственность, интрига.
- Удерживание читателя в напряжении.
- Широкий круг подозреваемых в совершении преступления.
- Отработка различных версий случившегося.
- Полнота фактов.
- Наличие подсказок, которые дают возможность читателю самостоятельно раскрыть секрет, прийти к определённым умозаключениям.
- В создании давящей и гнетущей атмосферы помогают эпитеты и метафоры.
- Логичность.
Особенности построения сюжета и композиции детективов
Детективные сюжеты могут строиться по-разному, но обязательной составляющей, кроме мотива тайны, является наличие определённого набора действующих лиц (преступник, жертва, сыщик, помощник, свидетели). Запутанные сюжетные линии распутывает главный герой – частный сыщик, официальный следователь-полицейский, случайное частное лицо или безымянный человек с исключительными способностями.
Часто главного героя сопровождает помощник, который обычно выполняет функцию рассказчика. Также в детективном сюжете присутствуют персонажи-соперники.
Авторы детективов в своих произведениях стремится передать колорит той или иной эпохи (например, рассказы А. Конана Дойла пронизаны атмосферой Викторианской эпохи).
В детективе есть завязка, ознакомление с героями, кульминация и развязка. Основу сюжета детектива составляет тайна, связанная с убийством, ограблением, исчезновением и т.д., которую нужно расшифровать. Во время расследования появляются данные, необходимые для выявления причин преступления. В финале главный герой объясняет, как он пришёл к правильному выводу. Обнаружение преступника – необходимое условие детектива.
Классик детективного жанра Г. К. Честертон считал, что «существо детективного романа состоит в изображении видимых феноменов, причины которых скрыты, а это и есть, если поразмыслить, существо всех философий».
Большинство книг детективного жанра издаются сериями. Например, серии А. Конана Дойла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, серии А. Кристи об Эркюле Пуаро, а также мисс Марпл и т.д.
Деление внутри детективного жанра
Детективы бывают открытого и закрытого типа.
Сюжет детектива закрытого типа строится на расследовании преступления, которое было совершено в уединённом месте.
Кадр из советского фильма «Десять негритят»
В произведениях этого типа присутствует строго ограниченный набор персонажей. Преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Примеры: «Убийство в «Восточном экспрессе», «Десять негритят» А. Кристи, «Левиафан» Б. Акунина и др.
К детективам открытого типа относятся все остальные виды детективного жанра: полицейский, исторический, иронический, фантастический и т.д.
Рассмотрим каждый из них подробнее:
- Полицейский детектив, в котором описывается работа команды профессионалов. Герой-сыщик может отсутствовать или незначительно выделяться на фоне остальных членов команды. Этот тип наиболее приближен к реальности. Для сюжета важно наличие информаторов. Примеры: цикл романов «87-й полицейский участок» Э. Макбейна, «Петровка 38» Ю. С. Семёнова и др.
- Исторический детектив, в котором действие происходит в прошлом, или в настоящем расследуется преступление, совершённое ранее («Отец Браун» Г. К. Честертона, «Детективы в тогах» Г. Винтерфельда и др.).
- Иронический детектив, в котором читатель больше ценит не разрешение конфликта, а наличие отдельных забавных эпизодов, расслабляющую атмосферу. Часто такие произведения высмеивают штампы «классического» детектива. Примеры: «Дом с приведениями» И. Хмелевской, все произведения Д. Донцовой и т.д.
- Фантастический детектив находится на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в альтернативном настоящем, в вымышленном мире, прошлом или будущем («Интергалактическая полиция» К. Булычёва, «Отель «У Погибшего Альпиниста» братьев Стругацких и др.).
- Психологический детектив, в котором расследуется преступление, совершённое из-за зависти, мести, маниакальной страсти. Автор описывает личностные особенности подозреваемых, их убеждения, предрассудки («Тайна Эдвина Друда» Ч. Диккенса).
- Политический детектив отличается возможностью отсутствия положительных героев, кроме главного. Интрига строится вокруг политических событий и соперничества между бизнесменами («Статский советник» Б. Акунина и др.).
- Шпионский детектив описывает деятельность разведчиков, шпионов. Особое внимание уделяется разведывательной работе («Семнадцать мгновений весны» Ю. С. Семёнова, «Кошка среди голубей» А. Кристи и т.д.).
- Крутой детектив, в котором автор сосредотачивает внимание не на разгадке, а на главном герое и его действиях. Описывается чаще всего детектив-одиночка или мелкое детективное агентство («Женщина в озере» Р. Чандлера, «Весь мир в кармане» Дж. Х. Чейза и др.).
- Криминальный детектив, в котором происходящее описывается преступником, а не разыскивающими его людьми.
- Уютный детектив, в котором автор акцентирует внимание не на насилии, а на решении головоломок.
Аудитория жанра
Детективы любят люди всех возрастов. Это признанный лидер среди жанров современной литературы. Читателю нравится то, что эти произведения заставляют логически мыслить. Детективный жанр – разноплановый, ведь он включает в себя широкий спектр произведений (детективы криминальные, иронические, политические, психологические и т.д.).
Востребованность детективного жанра в разные периоды
Жанр детектива приобретает особую популярность в 30–70-х гг. ХХ века. Это связано с творчеством А. Кристи, которая создала настоящие символы жанра (Эркюль Пуаро, мисс Марпл).
Агата Кристи, фото
Большое количество романов, рассказов, повестей было написано после Второй мировой войны. В это время чтение детективной литературы становится массовым.
Яркие представители детективного жанра
Отечественные представители жанра: братья Вайнеры, М. С. Шагинян, Ю. С. Семёнов, А. Г. Адамов, В. А. Кузьмин, Ф. Е. Незнанский, Э. В. Тополь, К. Булычёв, А. Д. Константинов, А. Маринина, Д. Донцова, П. Дашкова, Т. В. Устинова, Б. Акунин и др.
Америка: Э. А. По, Э. С. Гарднер, Д. Хеммет, Р. Чандлер, С. С. Ван Дайн, Д. Д. Карр, Р. Стаут, Ж. Футрелл, А. К. Грин, К. Уэллс и т.д.
Великобритания: А. Кристи, А. Конан Дойл, Р. Нокс, Г. Честертон, Р. О. Фримен, Д. Сейерс, С. Моэм, У. Коллинз, Ч. Диккенс, А. Моррисон, Э. Беркли, М. Аллингем, Дж. Ле Карре, Дж. Х. Чейз, Я. Л. Флеминг и др.
Франция: М. Леблан, К. Авелин, М. Аллен, Буало-Нарсежак, Э. Габорио, Г. Леру и т.д.
Другие: Ж. Сименон, И. Хмелевска, С. Лем, Ф. Глаузер, Н. Марш и др.
Список литературы:
- Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. М., 1980.
- Бавин С. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия. М., 1991
- Балахонов В. Е. От Лекока до Люпена / В. Е. Балахонов // Дело вдовы Леруж: Сб.: Пер. с фр. – М: Прогресс, 1990. – С. 25.
- Вулис А. Поэтика детектива / А. Вулис // Новый мир. – 1978. – № 1. – С. 248.
- Ильина Н. Что такое детектив? / Н. Ильина // Ильина Н. Белогорская крепость: сатирическая проза: 1955-1985 / Н. Ильина. -Москва: Советский писатель,1989. – С. 320-330.
- Огрызко В. В. «Кто сегодня делает литературу в России». Выпуск 1. «Современные русские писатели». – Москва: «Литературная Россия», 2006. – 416 с.
- Толстяков Г. А. Детектив: категории жанра I Г. А. Толстяков II Мир библиографии. – 2000. – № 3. – С. 73–78.
Ирина Мещерякова | Просмотров: 1.8k
Повесть – это эпическое прозаическое произведение. Как самостоятельный жанр она появилась только в начале XIX века, а до этого повестью называли любой рассказ о жизненных и исторических событиях.
В современной литературе этим термином обозначают среднюю форму эпической прозы в отличие от обширной (роман) и малой (новелла, рассказы). Сегодня жанр повести остается ведущим наряду с романом и рассказом.
Содержание
- Краткая история жанра
- Виды повестей с примерами
- Характерные особенности
- Жанровые признаки повести
- Зарубежные «повести»
- Почему исчезает повесть
- Анализ Повести о Горе-Злочастии 9 класс
Краткая история жанра
В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.
В самостоятельный вид эпоса повесть отмежевалась только в начале XIX в. В русской литературе повестью называли любой объективизированный рассказ о жизненных и исторических событиях, он был близок к летописи («Повесть временных лет»), апокрифам («Повесть о Варлааме и Иоасафе»). Для сравнения (в западной традиции) – «Роман о Лисе», «Роман о розе».
Важным источником старорусских «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.).
В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др.), чья достоверность и актуальная значимость не вызывали сомнения у современников.
В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ».
Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).
Виды повестей с примерами
В древнерусской литературе выделялись воинская, историческая, бытовая повесть.
Современные литературоведы называют следующие разновидности:
- сентиментальная (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»);
- романтическая (А.А.Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»);
- реалистическая (А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича»);
- фантастическая (Н.В.Гоголь «Вий», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»);
- сатирическая (повесть Н.В.Гоголя «Шинель»);
- приключенческая (повести А.Н.Рыбакова, А.Грина);
- детективная;
- сказочная.
Иногда повесть используется как вставной элемент в структуре более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» «спрятана» «Повесть о капитане Копейкине».
Она помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмыслить над социальной проблематикой. Если же рассказать историю о Копейкине отдельно, получится самостоятельное и полноценное произведение.
Характерные особенности
Повесть характеризуется однолинейным сюжетом, а по широте охвата жизненных явлений и глубиной их раскрытия занимает промежуточное место между романом и рассказом.
Она схожа с романом подходами к изображению событий и раскрытием характеров действующих лиц, но повесть охватывает меньше круг проблем, чем роман, более короткий период жизни главного героя и т.д.
От рассказа, кроме объема, она отличается более развернутым сюжетом, большим количеством персонажей, более полной их характеристикой, наличием различных описаний и т.д.
Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом.
Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского и др) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина).
Жанровые признаки повести
Как же отличить повесть от других видов словесного искусства? Попробуем разобраться.
- Первое, на что надо обратить внимание – это объём произведения. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в повести – от ста.
- Второе — это склонность к хроникальному изображению событий.
- Третье – сюжетные линии. В отличие от романа, в повести обычно не более трёх главных героев. Сюжетные коллизии (это что?) разворачиваются между ними, а остальные персонажи играют вспомогательные роли. Поэтому принято выделять в повести ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько параллельно развивающихся событийных цепочек, как в романе.
- Четвёртое — время и пространство. В сказочных и фантастических повестях запретов на временные и пространственные путешествия нет, а вот реалистическая повесть обычно описывает события, произошедшие в пределах десятилетия в одном месте (редко – в двух-трёх населённых пунктах).
- Повесть не анализирует судьбы поколений, столкновения семейных кланов, смену исторических эпох. Её масштаб более скромен, но при этом подробен. В то же время, она не так внимательно изображает мельчайшие детали, как это делает рассказ.
Если перечислить произведения отечественной литературы, созданные в этом жанре, можно найти среди них и «Повести Белкина» А.С.Пушкина, каждая из которых по напряжённости и сжатости сюжета напоминает скорее рассказ или новеллу, и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, тяготеющую к роману.
Зарубежные «повести»
Любопытно, что аналоги жанра повести есть за рубежом, но его название не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе существуют следующие термины:
- tale (англ.) – история, короткое или среднее по длине произведение повествовательного характера с такими подвидами, как fairytale (сказка), history, short novell;
- conte (франц.) – сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом значении воспринял жанр повести юный Пушкин, с детства знакомый с лучшими образцами французской изящной словесности);
- моногатари (яп.) – «рассказ о вещах», повествование (что это?) с историческим, любовным или фантастическим сюжетом.
В латинском мире были распространены философские притчи, предшественницы романа. Позже появились средневековые фаблио – короткие истории, близкие к житейским побасёнкам. Они стали «прабабушками» итальянской и французской новеллы, главной особенностью которой считалась острота и новизна сюжета.
Почему исчезает повесть
Теперь подходим к основному вопросу, вынесенному в заголовок статьи. На самом деле повесть не исчезла из литературного пространства, она просто видоизменилась, увеличилась в размерах и выдаёт себя за роман.
В настоящее время множество произведений современных писателей ни по эпичности, ни по многоплановости до полноценного романа недотягивают. С сюжетными линиями так вообще напряженно – и герой один, и сюжет линейный.
Но по объёму такое произведение ближе к роману, потому что повести публиковать невыгодно. И это вторая причина снижения популярности подобного формата. В прошлом, в том числе и в XX веке, подготовка текста к печати была трудоёмкой, поэтому и дорогой.
Это и редактура с корректурой, которые делались в распечатанном варианте – бумажных листах. Потом всё это еще раз перепечатывалось, версталось, набиралось на специальных гранках. Это было дорогое удовольствие, но чем меньше книга по объёму, тем дешевле.
Сейчас же предварительная работа упростилась и стала менее дорогой. Теперь основная стоимость книги связана с бумагой и обложкой. Поэтому себестоимость повести немногим меньше, чем романа, а по той же цене маленькую книжку не продашь – покупатель будет недоволен.
Да и гонорар сейчас фиксированный, а не за количество строк или страниц как раньше. Вот и получается, что публикуют романы и иногда рассказы в сборниках. А повесть и для сборника не слишком удобна из-за большего объёма, и как отдельная книга невыгодна.
Возможно, на снижение популярности повлияла и ориентация на западную литературу, которая в какой-то момент стала образцом. И все же повести ещё живы, их издают, правда, только в детских издательствах или в детско-подростковых редакциях.
Анализ Повести о Горе-Злочастии 9 класс
«Повесть о Горе-Злочастии» — древнерусское произведение, автор которого остался неизвестен. До 1856 года никто о ней даже не слышал. Повесть была случайно найдена академиком А.Н. Пыпиным, когда он изучал рукописи М.Н. Погодина, который собирал народные предания и не только.
Произведение было датировано 17 веком. В нем оказалось много новых и непривычных для древнерусской литературы черт: герой без имени, народный стих и язык, особое отношение к моральным ценностям и духовному выбору человека.
Начинается произведения с библейского сюжета, а именно, с грехопадения Адама и Евы. Тем самым автор вписывает свою историю в общемировую в религиозном плане. Затем сравнивает Господа, который, разгневавшись на людей, все же указал им путь к спасению, с родителями, которые, воспитывая своих детей, наказывают их.
В 17 веке были широко распространены небольшие поучительные повествования. Именно к этой разновидности древнерусской литературы относится «Повесть о Горе-Злочастии» (краткое содержание служит тому доказательством).
Впервые эти бытовые повести отошли от средневековых условностей в изображении людей и событий. В них особое внимание стали уделять отдельной личности, появились признаки психологизма в изображении героев.
«Повесть о Горе-Злочастии» пронизано фольклорными образами и символикой. Сам автор постоянно прибегает к приемам народно-песенного языка, использует фольклорные эпитеты и повторы: «сыра земля», «удаль молодецкая» и т.д.
Однако «Повесть…» имеет и новаторские элементы для литературы 17 века. Например, автор проявляет сочувствие к своему герою. Тем не менее, в произведении нет четкого бытописания, нет конкретного указания места действия и географических названий, не обозначено и время. Даже герой остается безымянным.
«Повесть о Горе-Злочастии» изобилует изображением жизни людей, что рисует полноценный бытовой фон, на котором разворачивают действия. Так, ценности мира «Повести…» становятся ясны из поучений родителей молодца, практической смекалки торгового люда, морально-нравственных наставлений «добрых людей» и их бытовых советов.
Несмотря на то, что все это создает картину моральных ценностей русского народа и его быта, в тексте нет никакого намека на историческую конкретность описываемых событий. Читателю не дается ни одной подсказки, чтобы понять, в какое время разворачивается сюжет.
Картины быта дополняются некоторыми этнографическими деталями, хотя и не очень многочисленными: «кабацкий двор», описание «честного пира». Также называются предметы одежды: «чиры» (обувь), «гунка кабацкая», «лапотки», «дорогие порты».
Окружающий мир, однако, изображается с использованием исключительно фольклорных элементов: «чужая страна» без географических названий, «град», «изба», «высокий терем» и т.д.
В первую очередь поучительная история «Повесть о Горе-Злочастии». Горе явилось в произведении той самой силой, что наказывает человека за неправедные поступки, склоняя его к еще более худшим деяниям.
В самом этом образе воплотилось народное понимание горя. В фольклоре судьба человека часто предстает именно в этом образе. То есть по своей сути оно содержит в себе воспитательную функцию.
Кроме того, в народных песнях Горю приписывают даже богатырские черты (например, голос), что указывает на исполнение им и защитной функции. Можно сказать, что Горе предстает защитником души человеческой.
Так, Горе-Злочастие вынуждает молодца уйти в монастырь, отказавшись от мирской жизни. Однако, чтобы получить избавление от страданий, необходимо пройти определенное испытание – не поддаться уговорам Горя и не начать творить еще худшие деяния.
Главный герой «Повести о Горе-Злочастии» — молодец, не имеющий имени, что говорит о типичности персонажа. Он не уникален в своем роде — подобных ему людей в народе множество. Из повествования становится ясно, что это раздвоенный персонаж, склоняющийся то к добрым деяниям, то к дурным. Однако сам автор склонен сочувствовать своему персонажу, несмотря на его грехи.
Герой «Повести о Горе-Злочастии» наделен богатым внутренним миром, он находится на перепутье. Читатель видит его внутренний мир и душевные терзания.
Высокохудожественно изображено отчаяние молодца, когда Горе довело его до голода и нищеты. Однако небольшие проступки героя, за которые он несет столь серьезное наказание, вынуждают читателя сочувствовать ему.
Так, жанр бытовой повести, к которому и относится это произведение, оказал большое влияние на развитие всей русской литературы, благодаря отказу от канонических традиций и включению в повествование новых элементов.
Таким образом, в современном литературоведении повесть – это прозаический жанр, по объёму и содержанию превышающий рассказ, но уступающий роману.
Источники:
- Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1953.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
- Тамарченко Н. Д. Русская повесть Серебряного века: (Проблемы поэтики, сюжета и жанра). М., 2007.
- Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: повествовательная проза и лирика. М., 1985.
Детектив — очень четкий жанр со своими законами. В этой части урока поговорим о тайне, хронотопе и рассказчике.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.
Перед тем, как начать разгадывать запутанные дела и хладнокровные преступления, вооружимся увеличительным стеклом и разберем детектив по косточкам: как устроен жанр, как он развивался и чем он так цепляет.
➡️ Детектив — жанр остросюжетной литературы, который повествует о расследовании загадочного случая, чаще всего преступления.
❓ Как устроен детектив
🧩 Детективный сюжет похож на рассыпанный пазл, который собирает сыщик. Иногда это пазл, который нужно не только собрать, но и найти недостающие элементы.
➡️ Основу сюжета детектива составляет тайна, которую нужно расшифровать. В детективе есть некая логическая цепочка, в которой не хватает смысловых моментов.
🧳 Тайна для романтической эпохи очень много значит — это зона непознаваемости мира, присутствия бесконечности на земле. Рефлексия над тайной очень важна: именно так в американской литературе появляется первое произведение в этом жанре — «Убийство на улице Морг» (1841) Эдгара По.
🔎 По любил причудливое во всех формах и изобрел детектив именно как необычный, причудливый жанр. Уже во втором своем рассказе «Тайна Мари Роже» (1842) он перевернул каноны жанра и нарушил правила, только что созданные им самим. Об этом мы позже поговорим подробнее.
🇬🇧 Из Америки детектив переехал в Викторианскую Англию — так появились знаменитые романы Уилки Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1866). У Коллинза детектив стал более объемным, в нем появляется много сюжетных линий. Помимо романтического содержания, большое внимание — в духе британской литературы того времени — уделяется психологии персонажей.
👥 В Англии детектив перестал быть повествованием о преступлении, а стал историей о людях, которые совершили преступление. У Коллинза большую роль играют психологические характеристики: за персонажами интересно наблюдать — почему они совершают те или иные поступки?
👀 Именно с Коллинзом у детектива появляется нравоописательная задача — она будет важна для Агаты Кристи и особенно для Жоржа Сименона — все его детективы как-то характеризуют героя, автор занят наблюдением за людьми — этим он похож на Чехова.
Детектив — очень четкий жанр со своими законами. Давайте разберем основные моменты.
1️⃣ Действие детектива разворачивается в двух временах — прошлом и настоящем. Преступление произошло в прошлом, а расследование этого преступления происходит у нас на глазах. Поэтому жанр детектива обладает своим уникальным хронотопом.
⏰ Хронотоп — организация времени и пространства в произведении.
2️⃣ Детективы бывают открытого и закрытого типа.
🚪 Классический детектив — закрытого типа. Это значит, что действие происходит в замкнутом помещении, из которого никто из персонажей не может выйти, и есть строго ограниченный круг подозреваемых, среди которых нужно искать преступника. Так построены «Убийство в „Восточном экспрессе“» (1934), «Десять негритят» (1939) и «Мышеловка» (1952) Агаты Кристи.
🖐 Открытый детектив — это все остальные виды детективного жанра: психологический, исторический, фантастический и так далее.
3️⃣ Как мы уже сказали, обязательными составляющими детектива являются загадочное происшествие или преступление, расследование, которое ведут главные герои, и разгадка с объяснением.
👣 Также обязательны подсказки, которые читатель получает по ходу повествования. Наличие подсказок, позволяющих читателю самостоятельно раскрыть секрет, является обязательным условием классического детектива, но в поджанрах детектива их может и не быть.
➡️ Другие важные черты детектива
🔹 Традиционный состав героев: полицейский, сыщик, жертва.
🔸 Сыщик-любитель, который может расшифровать знаки, он же герой-интеллектуал, независимый персонаж.
🔻 Противопоставление — талантливый одиночка и система, полная бездарных полицейских.
🔺 Среди подозреваемых очень много людей, которые тоже имели мотив убить жертву, чтобы больше запутать читателя и дать ложные выходы на разные версии.
❓ Зачем в детективе нужен рассказчик
🗣 Помимо персонажей, которые ведут расследование, есть человек, который находится рядом, — это рассказчик.
👁 Он не такой талантливый, как главный герой, но все действие, развитие дела мы видим его глазами — так он становится близок читателю. Вместе с рассказчиком мы строим предположения, наблюдаем и восхищаемся.
🕵️♂️ Подытожим: сюжет детектива состоит в том, что в настоящем времени собирают пазл прошлого. И в конце весь этот собранный пазл представляют на суд читателя. Как правило, в финале всю картину произошедшего рассказывает сам сыщик.
🎩 Даже не читая текстов, мы все знаем имена известных сыщиков — таких, как Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, отец Браун, мисс Марпл. Попробуйте по описаниям отгадать, кто где.
1️⃣ «Необыкновенный человек! Рост 5 футов 4 дюйма, голова яйцевидной формы слегка наклонена набок, глаза, загорающиеся зеленым огнем в минуты волнения или гнева, жесткие военные усы и колоссальное чувство собственного достоинства! Он очень аккуратен и всегда щегольски одет. У него врожденная страсть к порядку любого рода. Если он увидит у кого-нибудь криво приколотое украшение, пылинку или беспорядок в одежде, то будет мучиться до тех пор, пока не исправит. „Порядок” и „логика” — его боги».
2️⃣ Глаза этого персонажа серо-голубого цвета, спокойные и безмятежные, волосы седые, лицо отмечается наличием розовых щек и слащавым выражением, из предметов одежды — шерстяная шаль, накинутая на плечи.
3️⃣ «Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере».
4️⃣ «Совсем низенький <…> из эссекской деревни. Глаза его были бесцветны, как Северное море, а при взгляде на его лицо вспоминалось, что жителей Норфолка зовут клецками. Он никак не мог управиться с какими-то пакетами».