Рассказ о природных явлениях 2 класс окружающий мир

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы — это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 — это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона. 

Весенние явления природы

Весенние явления природы

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка.  День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило — на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению — это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег :)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза — это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение — весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля — в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Подробнее о весне, весенних явлениях природы и приметах о погоде >>

Летние явления природы

Летние явления природы

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это «Грибной дождь». Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга — оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги.  При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенние явления природы

Осенние явления природы

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые. 

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей — это и есть туман. 

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней.

Ливень. Это сильный, «проливной» дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней. Это значит, на улице легкий мороз — заморозки.

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки — осенние явления неживой природы.

Зимние явления природы

Зимние явления природы

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет. 

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад — это выпадение снега. 

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав — это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление — облака — бывает в любое время года. Облака — это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе.

Подробнее о зиме и зимних явлениях природы >>

Необычные явления природы

Явления природы: весенние, летние, осенние, зимние

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона :)  

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Любые изменения, происходящие в природе, называются природными явлениями. Давайте признаемся честно: мы привыкли к большинству из них и не обращаем особого внимания на форму облаков, красоту закатов, сверкание снега на морозе. Природные явления интересуют взрослых больше как досадное препятствие, которое нужно преодолеть: в дождь — взять зонт, в гололед — позаботиться о нескользящей обуви. Дети менее практичны, зато у них больше «почему»: «почему ветер дует», «почему снег холодный», «почему листья стали желтыми». Задача родителей — постараться дать ответы.

Когда рассказывать ребенку про природные явления?

Начинать можно в любом возрасте. Если взрослые объясняют ребенку, даже совсем маленькому: «Сегодня сильный дождь — гулять не пойдем» или «Там холодный ветер, нужно обязательно надеть шапочку», можно не сомневаться: первые, самые элементарные представления о природных явлениях у малыша появятся уже к двум годам.

Но «капельки, падающие с неба» и «земля, покрытая ледяной коркой» не будет удовлетворять ребенка долго. К трем-четырем годам нужно быть готовыми объяснить, почему летом идет дождь, а зимой — снег; что такое радуга; куда прячется солнце после заката.

Самое главное — найти слова, которые будут понятны ребенку и в то же время, действительно, разъяснят ему суть явления.

Закаты и восходы

Конечно, поговорка «Лучше один раз увидеть…» работает и в данном случае. Можно сколько угодно долго рассказывать малышу о том, «как красиво солнышко садится за горизонт», но, однажды увидев эту картину на море или в чистом поле, он уже не забудет ее.

закат

Если нет возможности выехать на природу, покажите иллюстрацию в детской книге. Часто к изображению рассветов и закатов прибегают художники-пейзажисты.

Акцентируйте внимание ребенка на такой картинке во время просмотра мультфильма или кинофильма.

А объяснить это явление природы можно так: планета Земля, на которой мы живем, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Именно Солнце дает нам тепло и свет. Когда его лучи попадают на Землю, наступает день, когда Земля поворачивается другой стороной — ночь. Закат — это момент, когда Солнце уже почти скрылось и видны последние его лучи, рассвет — наоборот, первые.

Закаты и рассветы замечательны тем, что небо окрашивается не в привычный голубой или серый цвет, а во всю гамму желто-красных оттенков. Дело в том, что солнечный свет не белый — его можно разложить на несколько цветов (различных по длине волны, но про это ребенку рассказывать необязательно). Путь лучей во время заката и рассвета удлиняется, короткие (синие) волны успевают рассеяться, и мы видим только длинные: желтые, красные.

При этом закаты могут быть самыми разными. Их цвет зависит от многих факторов: погоды, загрязненности, природы. Например, после дождя можно увидеть ярко-желтый закат, а над крупными городами, где атмосфера загрязнена выхлопами, — темно-красный. Красивый закат в оранжево-красной гамме можно наблюдать и над морем, где воздух полон частиц соленой воды.

Облака, туман и тучи

Маленькие дети, рисуя картинки, часто помещают на небо, кроме солнца, еще и облака. Но не знают, что собой представляют эти самые облака.

облака

То же и с туманом: малыш наверняка видел его в собственной ванной комнате или вечером в теплую погоду над рекой, он даже, возможно, знает это слово, — но объяснить явление не сможет.

Хотя это довольно просто. Туман — капельки воды, которые, испаряясь с теплой поверхности, поднимаются вверх и встречаются там с более холодными. Когда туман поднимается высоко, эти пары под влиянием низких температур сгущаются и формируются в виде облаков. То есть туман — это те же облака, но расположенные значительно ниже над Землей.

Облака бывают разной формы, за ними интересно наблюдать, а иногда кажется, они так низко, что их легко коснуться. Удивительно, но некоторые из них и правда можно потрогать: альпинисты, которые поднимались высоко в горы, могут рассказать, как проходили «сквозь облака» и оказывались «над облаками». На ощупь они совсем не так приятны, как на вид — ничего кроме влаги почувствовать невозможно.

Дети, которые уже летали на самолете, наверняка вспомнят, как пролетали через облачный слой к солнцу. А для тех, у кого такого опыта нет, можно «напустить туману» в обычной банке: налейте в нее немного теплой воды, накройте крышкой, а сверху положите кусочек льда из морозилки. Теплый воздух начнет подниматься и соединяться с холодным, идущим от крышки — вы увидите туман, а позже, возможно и «дождь», если конденсата на крышке окажется достаточно.

Дождь

Внимание ребенка можно привлечь к тому, что облака бывают не только разной формы — перистые, кучевые, слоистые, — но и разного цвета. И именно темные облака, которые мы называем тучами, — самые «опасные». Они грозят пролиться дождем.

Почему именно они?

Строго говоря, такого понятия, как «туча», у ученых нет — есть только облака, в большей или меньшей степени наполненные водой. Если воды в облаке становится слишком много, оно тяжелеет, темнеет (становится тучей) и в какой-то момент уже не в силах больше удерживаться в небе — проливается дождем.

природное явление дождь для детей

Туча выглядит мрачной, потому что она плотнее облака и солнечные лучи проходят через нее с трудом.

Ребенок может спросить, как облака набирают воду. Она испаряется с земли. Чем больше влаги, тем сильнее испарения — и больше облаков. Неслучайно в местности с крупными водоемами дожди идут достаточно часто, а над пустынями — практически никогда.

Град

Иногда — как правило, летом, поздней весной или ранней осенью — из туч на землю падает не дождь, а град.

град

В целом все происходит так же, как с дождем: водяной пар вместе с нагретым воздухом поднимается с поверхности земли и постепенно охлаждается. Но если на земле очень жарко и ветрено, поток может быть сильным настолько, что пары поднимаются на большую высоту, чем обычно. А поскольку в атмосфере чем выше, тем холоднее, пары превращаются там не в воду, а в кусочки льда.

Град выпадает редко и обычно не наносит серьезного ущерба. Размер градины зависит от того, как долго она пробыла в облаке, не падая на Землю. Бывают случаи, когда градины достигают очень серьезных размеров — с куриное яйцо и даже больше. Такой град уже наносит урон растениям, повреждает непрочные строения, может поранить животных и птиц.

Ветер

Мы часто говорим, выходя на улицу: «Хорошо, сегодня ветра нет». Это не совсем верно. Ветер — колебание воздуха, и он, конечно, есть всегда. Просто при слабых колебаниях ветер практически не ощущается.

Почему же он меняется и куда дует?

Если спросить ученых, они ответят, что ветер образуется из-за колебания атмосферного давления: воздушные потоки устремляются из области с повышенным давлением в область с более низким. Но для ребенка это слишком сложно.

ветер

Возникновение ветра можно объяснить и разницей температур: под Солнцем поверхность Земли нагревается неравномерно — например, днем вода прогревается медленнее, чем суша, по-разному идет нагрев участков с различной высотой. А, как мы уже знаем, теплый воздух понимается вверх — его место занимает более прохладный с низин и водоемов. Так происходит движение воздуха — возникает ветер.

Чем больше разница температур, тем выше скорость перемещения воздуха — а значит, сильнее ветер. Поэтому особо сильные ветра дуют на побережье морей и океанов, при наличии больших перепадов рельефа местности, при резкой смене температуры.

Важно, чтобы ребенок понял: наша планета настолько большая, что всегда где-то в одном месте холодно, а в другом тепло, поэтому движение воздуха на Земле не прекращается. А продемонстрировать движение теплого воздуха вверх можно нехитрым опытом: сначала надуйте обычный воздушный шарик с помощью фена теплым воздухом (он будет подниматься к потолку), а потом ненадолго поместите шарик в холодильник — шарик будет падать на пол.

Гроза

Одно из самых пугающих природных явлений. И объяснить его без специальных терминов никак не получится.

природное явление гроза для детей

Гроза формируется в тех же облаках, что и дождь. Но при сильном ветре облака буквально мечутся по небу, поэтому вода, которая в них присутствует в виде капелек воды или льдинок, находится в постоянном движении. Их столкновения приводят к тому, что одни капли/льдинки заряжаются положительно, другие — отрицательно. Положительные оказываются более легкими и поднимаются в верхнюю часть облака, отрицательные опускаются вниз, они тяжелее.

Таким образом формируется грозовое облако: верхняя его часть заряжена положительно, а нижняя — отрицательно.

Если два таких грозовых облака подойдут друг к другу на небольшое расстояние, может произойти электрический разряд. Именно в этот момент мы и видим молнию. Молния также может образоваться внутри одного облака и даже ударить прямо в землю. Механизм ее образования и в этом случае не меняется, просто в роли положительно заряженного объекта может выступать и поверхность земли.

Через некоторое время слышен гром. Он бывает очень громким и часто пугает, но на самом деле это всего лишь звук, с которым расширяется воздух вследствие разряда.

Эти объяснения могут оказаться для ребенка достаточно сложными, и он не все поймет. Не беда. Главное, чтобы он осознал, что бояться грозы не стоит — это природное явление, которое имеет научное объяснение.

А чтобы заинтересовать малыша, можно попытаться прикинуть расстояние до грозы. Это возможно, поскольку скорость звука меньше скорости света, и по промежутку времени после вспышки молнии и до раската грома можно вполне точно оценить расстояние. Один километр звук преодолевает приблизительно за 3 секунды. Если между вспышкой молнии и раскатом грома вы насчитали, например, 12 секунд, значит, до грозы около 4 километров. Далеко.

Объясните ребенку, что хотя бояться грозы не стоит, меры предосторожности нужно принимать обязательно. На открытой местности нельзя стоять под одиноко стоящим деревом. А дома нужно закрыть окна, выключить электроприборы и ни в коем случае не разговаривать по мобильному телефону, не мыться и не прикасаться к металлическим предметам.

Северное сияние

Еще одно природное явление, связанное с заряженными частицами. В отличие от грозы, оно не несет в себе никакой опасности и очень красиво. Но — также в отличие от грозы — его можно наблюдать значительно реже и далеко не везде.

северное сияние для детей

Северное сияние еще называют полярным — именно потому, что чаще всего оно наблюдается ближе к полюсам Земли.

Те, кому посчастливилось увидеть северное сияние, говорят, что это невозможно описать словами: небо вдруг вспыхивает миллионом огней, которые меняют форму и цвет, как в огромном калейдоскопе.

Это величественное явление может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней.

Раньше люди считали, что переливы красок на небе — это танцы богов. Но теперь мы знаем, что это явление связано со вспышками на Солнце. Во время самых больших вспышек многие частицы устремляется от Солнца к Земле, — но сгорают в атмосфере нашей планеты на высоте порядка 100 км. Энергия, которая при этом высвобождается, и дает красочную картинку на небе.

Считается, что лучше всего наблюдать северное сияние в Норвегии. Ребенку можно показать его на картинке или экране компьютера, хотя, конечно, полного представления так получить не удастся.

Землетрясение

Если ребенок уже знает, что Земля представляет собой слоистый шар, на поверхности которого земная кора, а под ней — мантия и ядро, он способен представить себе, что кора может быть не сплошной, иметь разрывы и трещины.

Цельные куски земной коры называются литосферными плитами. Они медленно двигаются относительно друг друга, иногда отдаляются, а иногда и сталкиваются. В местах столкновения происходит землетрясение. В этот момент земля здесь буквально сотрясается, от чего рушатся здания, падают деревья, гибнут люди.

Землетрясения не всегда ведут к разрушениям. Бывают толчки, которые могут заметить только самые точные приборы. Тогда говорят о землетрясении слабой мощности или мощностью 1 балл. Сильными считаются землетрясения в 7 баллов и выше, 11 и 12 баллов — катастрофическими.

Теоретически землетрясение может произойти в любой точке планеты, но на самом деле они случаются чаще в тех местах, где литосфера не является цельной. Это так называемые сейсмически активные зоны. За ними внимательно наблюдают ученые. Благодаря их работе многих бед удается избежать.

Солнечное и лунное затмение

Явление, при котором Луна полностью закрывает Солнце от наблюдателя на Земле, называется солнечным затмением.

солнечное затмение

В старину объяснения этому явлению не было, поэтому люди очень пугались наступления внезапной темноты; считалось, что затмение является предвестником многих несчастий и даже конца света.

Теперь мы знаем, что ничего страшного не происходит — просто Солнце для землян находится в таком положении, что заслонено Луной. Это совсем ненадолго, а зрелище по-настоящему завораживающее: Луна «наползает» на Солнце постепенно, сначала от Солнца остается серп, потом и он закрывается, дневное небо превращается в ночное, а на месте Солнца — непонятный черный круг с серебристым сиянием…

Лунное затмение тоже объясняется движением небесных тел. Оно происходит, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию. В этом случае Луна попадает в тень, которую отбрасывает Земля, и приобретает красноватый оттенок.

Солнечные затмения достаточно редки и видны не отовсюду, так как Луна слишком мала, чтобы скрыть Солнце от всего земного полушария.

Лунные затмения также чаще бывают не полными, а частичными, когда закрыт не весь диск Луны.

Зимние природные явления

Есть природные явления, которые характерны только для одного времени года. К примеру, зимой на большей части Земли устанавливается холодная погода. Это вызвано тем, что солнечные лучи скользят по поверхности и не согревают ее.

Температура воздуха на улице зимой часто опускается ниже 0 градусов. Такая температура называется морозной.

Но 0 градусов — не просто условная черта, после которой становится холодно. Это температура замерзания воды. Именно это свойство приводит к тому, что зимой наблюдаются такие явления природы, которых не может быть в теплое время года.

Снег, снегопад

Снежинки формируются так же, как и капельки дождя: в облаках из испаренной с земли влаги. Но при морозной температуре вода замерзает в кристаллики льда. Они падают на землю (как и дождик), но по пути цепляются одна за другую, поэтому часто снег идет не отдельными крошечными снежинками, а целыми хлопьями.

природное явление снег

Снежинки очень красивые. Они имеют правильную шестиугольную симметричную форму, но отличаются большим разнообразием. Считается, что на свете не может быть двух одинаковых снежинок.

Интересно, что хотя кристаллики льда прозрачные, лежащий снег имеет красивый белый цвет. Оказывается, это связано с отражением солнечного света от отдельных снежинок. На земле они лежат в произвольном порядке, и свет, проходя через них, отражается то от одной, то от другой под разными углами. Отраженные лучи света мы видим как белые. Если бы лучи солнца были, к примеру, зелеными, такого же цвета был бы и снег. Мы это часто наблюдаем, когда на снегу отражаются огоньки от машин, витрин. В хорошую погоду на закате можно увидеть розовый снег.

Снегопадом называют выпадение снега из облаков. Но обычно так говорят, когда нет сильного ветра, и снег падает вертикально, крупными хлопьями. Это очень красивое зрелище.

В тех случаях, когда снегопад сопровождается ветром, говорят о метели.

Метель бывает крайне неприятна, поскольку снег, поднятый ветром, не падает на землю, а движется в воздухе — иногда с большой скоростью — и серьезно затрудняет видимость вокруг.

Метель может поднимать не только падающие снежинки, но и те, которые уже лежат на земле. Тогда это называется поземкой.

Благодаря переносу снега ветром образуются сугробы — места, где снег скапливается в большие кучи. Обычно это происходит из-за того, что его распространению мешает какое-то препятствие, например стена или неровная поверхность земли.

Лед, гололед, сосульки

При морозной температуре начинает замерзать вся вода. Это касается буквально любого водоема — как мелкой лужи, так и глубокой реки.

Лужи покрываются тонкой прозрачной корочкой довольно быстро. На глубоких водоемах — таких, как реки и озера, — лед устанавливается медленно и постепенно, слой за слоем.

При сильных долгих морозах на реках образуется толстый ровный слой, по которому можно ходить и даже ездить на машинах. Но при этом нужно быть предельно осторожным, поскольку лед — все-таки достаточно хрупкий материал, он может сломаться. Кроме того, при потеплении он начинает подтаивать, а этого часто вообще не видно.

Лед на реке — невероятно красивое зрелище. Особенно если он прозрачный, а это зависит от чистоты воды и температуры воздуха (при перепадах температур прозрачность снижается). Обычно лед бывает ровным и скользким, его часто сравнивают с зеркальной поверхностью.

На дорогах и тротуарах часто можно наблюдать ледяную корку: она образовалась, когда замерзла вода, оттаявшая после оттепели. В такой ситуации говорят о гололедице на дороге. Накат из уплотненного и замерзшего снега на проезжей части — это тоже гололедица. В гололедицу люди часто падают на скользкой поверхности, травмируются.

Ее не следует путать с гололедом — это явление довольно редкое, но от этого не менее опасное. Гололедом называют образование льда на любых предметах, в том числе деревьях и проводах, связанное, как правило, с замерзанием дождя, выпавшего на охлажденную поверхность.

С гололедицей активно борются коммунальные службы, сбивая лед или рассыпая реагенты (от них температура, при которой замерзает жидкость, повышается, и лед тает). А вот гололед можно устранить только с помощью скалывания, потому что предметы, на которых появилась наледь, сохраняют свою температуру.

Все мы знаем, как выглядят сосульки — длинные ледяные наросты на краях крыш и других предметов. Для их появления необходимо два условия: чтобы светило солнышко, но температура была морозной. Тогда снег на крыше будет таять от солнца, но замерзать при стекании с крыши, куда не попадают теплые лучи. Спадающие с края капли замерзают, на них натекают новые капли — и тоже замерзают. Сосулька растет.

зимние природные явления для детей

При постоянном притоке талой воды сосулька может дорасти до огромных размеров и обрушиться. Она представляет собой опасность для тех, кто ходит внизу.

Так как сосулька появляется только при оттепели, ее часто называют предвестником весны.

Весенние природные явления

Весной температура воздуха постепенно повышается — это приводит к таянию снега и льда.

С крыш и деревьев снег и наледь начинают буквально стекать крупными каплями. В таких случаях говорят, что началась капель.

Снег на реке постепенно становится более тонким и хрупким, он ломается сначала на большие, а позже — на более мелкие куски, которые под действием течения или ветра начинают движение по реке. Это ледоход.

весенние природные явления для детей

На больших реках освобождение от ледяного плена — это красивое и величественное зрелище. Но до того как лед начнет плыть, он некоторое время еще выглядит вполне крепким, хотя солнце уже нарушило его структуру и сделало пористым и непрочным. В этом и заключается главная опасность: в любой момент лед может проломиться под ногами. Весной лучше воздержаться от выхода на лед.

Под влиянием солнца и повышающихся температур тает и снег. Образовавшаяся вода стекает в реки — от этого их уровень поднимается, река выходит из берегов и затопляет поймы. Наступает половодье. Это продолжается какое-то время, порой достаточно долгое — до полутора месяцев. Больше всего от половодья страдают лесные звери — их норки и убежища оказываются под водой, возникают большие проблемы с поисками еды. На помощь зверушкам в таких случаях приходят люди. Они ловят животных и перевозят их на сухие, более высокие участки. Самым известным рассказом о такой операции является стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (есть и одноименный мультфильм).


Изучаете английский с ребенком? Наши статьи помогут легко запомнить названия времен года и погодных явлений на английском языке.


Летние природные явления

Летом в средней полосе — наиболее комфортная, теплая погода.

Помимо известных нам дождей, гроз и града летом мы можем наблюдать такое прекрасное явление, как радуга.

природное явление радуга для детей

Строго говоря, разноцветная дуга может появиться на небе не только летом. Ведь для этого необходимы всего два условия: влажный воздух и солнце. Конечно, это может быть и весной, и осенью. И все же чаще всего радуга возникает жарким летним днем после дождя.

Это происходит в результате преломления солнечных лучей в каплях воды, которые после дождя еще некоторые время висят в воздухе.

Нам кажется, что солнечный свет белый или золотой — но на самом деле он состоит из многих цветов (мы так и говорим: «цвета радуги»). Проходя через капли воды, он разделяется на разноцветные лучи. Мы видим их только в том случае, если солнце находится сзади нас, а воздух с капельками воды — перед нами.

Теплым летним днем солнце сильно нагревает землю, после прохладной ночи на поверхностях разных предметов появляется роса. Дело в том, что при высокой температуре испарение жидкостей происходит особенно интенсивно. Сильно повышается влажность воздуха. И даже незначительное понижение температуры ночью и на рассвете приводит к конденсации влаги из воздуха.

Чтобы показать ребенку, как образуется роса на прохладных поверхностях, поднесите холодную ложку к носику кипящего чайника. На ней тут же появятся капли.

Осенние природные явления

Дети, конечно же, и без взрослых замечают, что осенью листья на деревьях желтеют, а позже — опадают. Часто можно слышать, как ребенок «жалеет деревце», потерявшее свою листву.

листопад

Нужно объяснить, что дерево само избавляется от листьев осенью — так ему удобнее. Листья испаряют большое количество влаги, поэтому холода, когда воду добыть из промерзшей почвы сложно, дереву лучше пережить без них. Кроме того, выпадающий снег и наледь, налипшие на ветки (даже без листьев), часто становятся причиной поломки дерева — оно не выдерживает тяжести. С пышной кроной поломка стала бы неизбежной. Поэтому дерево заранее, еще в августе-сентябре, начинает подготовку к тому, чтобы сбросить листья: растит на черенке специальную перегородку, которая постепенно отделяет лист от дерева, чтобы под порывами ветра он оторвался. Ребенок должен понять: листопад не драматичен для дерева, а полезен.

Листопад — время опадение листьев — очень красивое зрелище. Ему предшествует «золотая осень», когда листья меняют свой цвет с зеленого на желтый. Малышу можно рассказать, что причина этого явления — недостаток солнечного света. (Вообще-то, цепочка немного сложнее: недостаток света — не успевает восстанавливаться хлорофилл — медленно идет процесс фотосинтеза — лист теряет зеленую окраску).

Осенью температура воздуха постепенно снижается. Встречаются морозные дни, они чередуются с оттепелью, дождями. В воздухе постоянно присутствуют пары воды. Летом после прохладной ночи эти пары опускаются на предметы в виде росы, осенью и зимой — в виде тонких пластинок ледяных кристалликов, инея.

Именно иней «рисует» красивые узоры на стекле, покрывает тонким белым слоем дороги, деревья и машины. Почему иней образуется именно на предметах, а не в воздухе? Потому что они холоднее воздуха.

Интересно, что форма маленьких кристалликов, составляющих слой инея, зависит от температуры. При слабом морозце они шестигранные, при усилении холодов — пластинчатые, при очень низких температурах — игольчатые.

По мере усиления морозов на водоемах формируется ледяной покров, начинается ледостав. Это процесс небыстрый, он зависит от многих факторов: температуры воздуха, ветра, характеристик самого водного объекта. Понятно, что чем продолжительнее период постоянного холода, тем быстрее станет лед на водоемах и тем прочнее он будет. На малых реках и водоемах без интенсивного течения лед появляется достаточно быстро, а бурные горные реки обычно вообще не замерзают.

В любом случае к середине декабря практически все водоемы европейской части России покрываются льдом. До весны.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Курсы по географии для детей 6-13 лет

Знакомим детей с важнейшими местами
России и стран мира в увлекательном формате через игры, истории и загадки

узнать подробнее

Явления природы


Явления природы

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 481.

Обновлено 29 Марта, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 481.

Обновлено 29 Марта, 2021

Все, что нас окружает и что не создано руками человека, называется природой. Все изменения, которые мы можем наблюдать в окружающем мире – это явления природы. Рассмотрим, какие бывают явления природы в зависимости от времени года.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Явления живой природы

Как известно, природа бывает живая и неживая. Давайте познакомимся с примерами явления живой природы.

Все живые существа, населяющие нашу планету – человек, звери, птицы, насекомые, рыбы, все виды растений, бактерии и различные микробы – относятся к миру живой природы.

Зимой природа будто погружается в сон, и всё живое подготавливается к этому состоянию:

  • Деревья и кусты сбрасывают листву. Это происходит потому, что зимой очень холодно и мало света, и обычные листья в таких условиях не могут расти. А вот у хвойных пород деревьев листики в виде тонких иголок, которым не страшны любые морозы. Они опадают постепенно, и на их месте вырастает новая хвоя.
  • Зимой в условиях дикой природы очень мало корма. По этой причине некоторые животные – медведи, ежи, бурундуки, барсуки – впадают в спячку, чтобы пережить ненастные зимние времена. Они выкапывают себе тёплые уютные норы, и спят там до прихода весны. Те животные, которые продолжают активную жизнь и зимой, обзаводятся густой шубкой, которая не даёт им замёрзнуть.

Рис. 1. Медведь в берлоге
  • С наступлением первых холодов многие птицы отправляются в тёплые края, чтобы там перезимовать с большим комфортом. На родине остаются только те виды птиц, которые научились питаться различным кормами.

Зимой даже тем птицам, что живут в городе, приходится совсем несладко. Насекомых почти нет, ягод и зерна тоже. Чтобы помочь пернатым друзьям дождаться ласкового весеннего солнышка, можно сделать кормушки и подкармливать их в холодное время года.

Весной природа пробуждается, и первыми реагируют растения: на деревьях распускаются почки, появляются новые листики, всходит молодая зеленая трава.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Рис. 2. Весенний лес

Животные очень радуются долгожданному теплу. Теперь можно покинуть свои берлоги и норки и вернуться к активной жизни. У животных и птиц весной появляется потомство и забот у них прибавляется.

Летом и в начале осени природа радует тёплой погодой, обилием фруктов, овощей, ягод. Животные растят своих малышей, учат их добывать себе пропитание, защищаться от врагов. Осенью многие звери делают себе запасы на зиму, подготавливаясь к предстоящим холодам.

Явления неживой природы

К неживой природе относятся все небесные тела, вода, воздух, почва, полезные ископаемые, камни.

Зимой природные явления весьма суровы. Хорошо, когда идёт мягкий снег, и окружающий мир превращается в зимнюю сказку. Гораздо хуже, когда на улице царствует лютая метель, пурга или вьюга.

В степной, открытой местности страшен в своей силе буран – сильная метель, из-за которой трудно рассмотреть что-то даже вблизи. Оказавшись в центре бурана, многие путники теряли ориентир в пространстве и замерзали.

Рис. 3. Снежная метель

Весной природа сбрасывает с себя снежные оковы:

  • На реках начинается ледоход – таяние и движение льда по течению.
  • Происходит таяние снегов, появляются первые проталины – небольшие участки оттаявшего снега.
  • Начинают дуть тёплые ветры, зимние атмосферные осадки меняются на дожди и весенние ливни.
  • Световой день становится длиннее, а ночь – короче.

Все летние явления неживой природы напрямую связаны с потеплением. Устанавливается сухая, знойная погода, с переменными атмосферными осадками. Дожди могут начаться внезапно, с громом и молнией. Но уже через полчаса после обильного ливня на небе вновь ярко засветит солнце.

И только летом можно полюбоваться таким замечательным природным явлением как радуга!

С наступлением осени световой день вновь укорачивается, температура воздуха снижается, часто идут продолжительные дожди. Утром, при первых заморозках, на поверхности земли и предметах может появиться тончайший слой льда – иней.

Заключение

Что мы узнали?

Во 2 классе окружающий мир изучает такую интересную тему как «Природные явления». Мы узнали, что природа может быть живой и неживой, и её явления во многом зависят от времени года.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Cgre Swii

    10/10

  • Ирина Степаева

    10/10

  • Гульнара Гарифуллина

    9/10

  • Наталия Пащук

    9/10

  • Екатерина Борщ

    10/10

  • Татьяна Мезенцева

    9/10

  • Надежда Василевская

    10/10

  • Ариша Щепина

    9/10

  • Лиза Анчербак

    10/10

  • Настя Анчербак

    9/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 481.


А какая ваша оценка?

  • Энциклопедия
  • Разное
  • Летние явления природы

Не только в жизни человека, в самой природе свойственны изменения. Мы можем часто наблюдать дожди, снега, солнышко и ветер. Все это явления природы. Обычно это изменения, которые будут происходить независимо от человека. Каждый сезон имеет свои особенные природные явления, нам остается их только наблюдать и радоваться, ведь все они по-своему интересны. В определенные моменты природы происходят изменения, которые и характеризуют приход того, или иного сезона.

Летом, когда тепло можно смело наблюдать зеленую траву, раскинувшиеся цветы на полях, пролетающие по небу тучки. Бывают жаркие дни, а бывают и немного холодные. Иногда солнечный день может резко смениться ветром и дождем. Дождь образуется в воздухе из водяного пара, состоящего из множества кристалликов. Внизу облаков эти кристаллы начинают таять и спускаться на землю в виде капелек дождя. Летом дождь не так страшен как осенью. Он очень теплый, и может идти, когда светит солнце. Такой дождь приносит только радость полям и лесам.

После хорошего дождя на небе появляется радуга — это еще одно природное явление. Радуга — само по себе оптическое искажение солнечных лучей и дождевой воды. Нам она кажется красавицей на небосклоне. Чем-то удивительным и завораживающим. А это всего лиц цветовой спектр. Бывает летом еще одно природное явление, такое как гроза. Она появляется в момент, когда на небе затягиваются облака, а воздухе витает электрическое напряжение. На небе появляются молния и гром, которая может, как напугать, так и заворожить своей красотой. Раскаты грома слышны на всю округу.  В один момент возникает и страх и интерес к этому явлению.

Редко летом с неба сыпется град. Это кусочки льда, выпадающие с кучевых облаков только черного цвета. Иногда град не наносит вреда, но бывает, он уничтожает урожай и посевы. Переходом с лета в осень считается роса. Это природное явление словно сообщает о том, что пора готовится к холодам. Кроме этого роса приносит пользу растениям, она их орошает и поливает. В конце августа спадает жара, земля и деревья готовятся встречать новый сезон — осень, который принесет за собой новые интересные явления природы.

Летние явления природы доклад

Лето – это теплая пора года, которую сопровождают такие явление природы:

Жара. Настоящая жара характерна именно для лета, ведь лучи солнца более сильно нагревают нашу планету. Ночью нагретая поверхность возвращает тепло в атмосферу, поэтому летом бывают жаркими не только дни, но и ночи. Летом очень важно не перегреваться на солнце и не получить тепловой удар.

Дождь. Водяной пар всегда есть в воздухе. Когда он охлаждается и превращается в облака, это приводит к выпадению осадков в виде дождей. Летние дожди отличаются тем, что они обычно теплые и кратковременные в отличие от затяжных осенних. Дожди очень важны для всех растений, в том числе и сельскохозяйственных. Длительное их отсутствие приводит к низкому урожаю, а еще к угрозе возникновения пожаров в сухих лесах.

Гроза. Это явление часто сопровождает летние дожди. При этом между небом и землей или же между облаками возникают электрические разряды. Это молнии. Их можно увидеть или же услышать по раскатам грома. Грозу сопровождают сильный ветер, обильный ливень, а иногда даже град. Это очень опасное явление из-за поражения людей молниями или поваленных деревьев из-за шквального ветра.

Град. Очень необычное явление, когда во время теплой погоды внезапно с неба начинает сыпаться лед. Он может быть мелким как крупа или очень крупным, размером с орех или куриное яйцо. Это очень кратковременное явление, град выпадает «островками», на небольшой территории. Но при этом часто успевает нанести непоправимый ущерб на огородах и в садах, иногда из-за крупного града гибнут птицы и страдают здания, машины.

РадугаРадуга – одно из самых красивых летних явлений. Бывает после грозы или когда одновременно идет дождь и светит солнце. Свет преломляется в каплях воды, он разделяется на составляющие разных цветов. Очень красивые двойные радуги и радуги над водой.

Роса символизирует конец лета. Она появляется перед рассветом. Небольшие капли воды покрывают растения из-за того, что влага прохладными ночами из воздуха конденсируется в виде капель. Этот вид атмосферных осадков важен для растений, так как питает их влагой.

Цветение. Хотя это явление начинается весной, но наиболее интенсивно оно именно летом. Весной больше цветут деревья, а летом — лесные и полевые цветы и травы, а также декоративные растения на клумбах. Основной сбор меда пчелами с цветов происходит также летом.

Созревание плодов. Именно летом больше всего фруктов и ягод созревают. Они полны витаминов, очень вкусные и ароматные. В этот период заготавливают клубнику, землянику, малину, чернику. Поспевает смородина и крыжовник, черешня и вишня. Летние сорта яблок и груш также радуют. Многие овощи созревают летом, например огурцы и кабачки, а также лук и картофель.

Созревание зерновые культур. Многие из них поспевают летом, поэтому основной убор зерновых происходит в этот период. Рожь и пшеницу, ячмень и овес, а также гречиху убирают летом.

Летние грибы. Первые грибы появляются именно летом: белые, летние опята, сыроежки, лисички и многие другие можно собирать в лесах. В это время появляется и много ядовитых грибов – мухоморов и бледных поганок, поэтому нужно быть очень внимательным.

2 класс, примеры

Летние явления природы

Летние явления природы

Популярные темы сообщений

  • Русская духовная музыка

    Пение в церкви было единственным проявлением музыкального искусства в России, начиная с появления христианства и до 17 века. Много чего было взято у Византии. Церковное пение являлось в России занятием скрытным, но некоторые источники информации

  • Творчество Братьев Гримм

    Не одно поколение выросло на таких сказках, как: «Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Красная шапочка» и многих других. Авторами являются не,

  • Город Владивосток

    В 1860 году началась история города Владивостока. Он вырос с казармы, построенной на берегу бухты Золотой Рог. В то время эта местность славилась охотой, и улицам давали название не просто так, а от произошедших событий на них.

  • Растения
  • Творчество Фридриха Шиллера

    Творчество идеалиста и романиста Фридриха Шиллера оставила свой неизгладимый след в мировой литературе. Выступая против духовного гнета молодежи, воспевая свободу, нравственность и просвещение,

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Явления природы»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о явлениях природы ,формирование  знаний об этих явлениях для жизни растений, животных и человека; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.

Планируемые результаты:

Личностные:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося ;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные:

-знать: понятия «явления природы» и «сезонные явления», виды термометров и способы измерения температуры воздуха;

— уметь: пользоваться термометрами и измерять с помощью них температуру воздуха, отличать явления живой природы от явлений неживой природы.

Тип урока:  «открытие» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир»2 класс, 1 часть (УМК «Школа России»); тетрадь к учебнику 2 класс 1 часть, учебная презентация, термометр, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, урок окружающего мира у вас проведу я.

Присаживайтесь те, кто замерз сегодня по пути в школу.

Теперь садятся, кто оделся тепло и не мёрз.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актулизация знаний и мотивация

Словесный

беседа

1 мин

— Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг …
— На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа?

— Распределите по группам предметы живой и неживой природы.
— Прочитайте слова, которые вам даны.

-2 человека работают у доски на оценку
— Выполняйте задание.

Живая природа

Неживая природа

— Что вы заметили?
— Какие это предметы?

— Они являются природой?
— Почему?

—  Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока. Сегодня мы с вами продолжим изучать природу.

— природа

Книга, солнце, ткань, дом, горы, автомашина, акула, вода, одежда, гриб, луна, цветок, камни, бабочка, дождь, кустарник, тюлень, дерево, лось, грач, холодильник, снег, шалаш, карась, звезды

— Остались предметы, которые не относятся ни к одной из колонок.

— нет

— они созданы человеком.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

3 мин

–  Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

— Что вы видите на фотографиях? (СЛАЙД)

— Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?

— И так тема нашего урока «Явления природы».

— Какую цель поставим перед собой на уроке?

— Молодцы!

Отвечают на вопросы

— явления

-Явления природы

Тема: «Явления природы»

Цель: узнать о явлениях  природы.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

4. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Наглядный

Иллюстрация

Словесный

рассказ

Работа с учебником

Стр 28

Практический: эксперимент в группах

Словесный:

беседа

5 мин

Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

— Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. Ребята, странице 28, найдите текст.

Начинаем читать его по цепочке, по одному предложению, пока я не остановлю вас.

-Ответьте теперь мне на вопрос, что такое явления природы?

-Ребята, найдите рисунки на с. 28. Рассмотрите их, и ответьте мне на вопрос, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами?

-Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры.

Ребята, посмотрите на доску, я привела свои примеры явлений в природу.

— Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

— Сколько времен года вы знаете?

-Давайте посмотрим с вами небольшое видео.

-Какие изменения в природе вы заметили с изменением времени года? А как по-другому они называются?

— Сейчас вы разобьетесь на группы по временам года.

— Вспомним правила работы в группе.

1.Выбрать выступающего

2.Один говорит, другие слушают

3.Работаем тихо, чтобы не мешать дургим

4.Не согласен- предлагай!

 Раздаточный материал

Каждой группе достанется одно из времен года, вы должны будете назвать четыре признака этого сезона. На работу вам дается 5 минут.

Потом один ученик из подгруппы выступит с ответом у доски.

— Какие четыре признака у зимы? А у лета?

Весны Осени?

Воспринимают на слух

Выполняют чтение по цепочке

Явление природы- это различные изменение природы.

— Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.

. Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы;

листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.

—  4 : лето зима осень весна

Смотрят обучающее видео

— Явлениями природы

Вспоминают правила работы в группах

Выполняют действия по заданию учителя

П: cвободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Динамическая пауза

Практический

2 мин

Теперь немного разомнемся. Выполняйте упражнения в соответствии с заданием.

видео

Выполняют действия по заданию.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

5. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Работа с тетрадью стр.20

Работа с учебником

Наглядный:

Опыт

Работа с тетрадью стр.22

12 мин

Давайте откроем тетрадь на с.20 упражнение номер 1, и запишем определение явления природы. Кто может повторить определение? Теперь запишите в тетради.

— А какое время года сейчас?

— Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

— В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

— Температуру воздуха измеряют специальным прибором — термометром.

-Ребята, откройте с. 30 и найдите определение термометру, прочитай его. Теперь запишите определение в тетради.

— Теперь в учебнике посмотрите внимательно на иллюстрацию. Что на ней изображено? Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются?

-Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.

— Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы?

-Посмотрите на доску, из чего состоит термометр?(СЛАЙД)

-Теперь откройте в тетради с.22, найдите задание под цифрой один, запишите части термометра.

-Теперь давайте с вами посмотрим на настоящий термометр.

— Сейчас я пройду и всем покажу его значение на данный момент. Он показывает температуру воздуха. На каком значении находится ртуть?

— Теперь я опущу его в стакан с теплой водой

— Сейчас снова пройду и покажу вам термометр, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

Посмотрите как обозначаются градусы.

— Теперь я опущу его в стакан с ледяной водой.

— Я пройду, а вы скажете, что изменилось.

Запишите значение, которое вы увидели на странице 22 в таблицу.

-Как у нас меняется столбик с жидкостью в трубке термометра, когда он нагревается? А если температура понижается, то что делает столбик термометра?

Явление природы- это различные изменение природы.

— Осень.

Отвечают на вопрос.

Термометр- это прибор для измерения температуры.

Несколько видов термометров

— Размер, вид, крепления

— Общее: столбик с цифрами.

Воспринимают на слух

Отвечают на вопрос.

Рассматривают части термометра

Выполняют задание в рабочей тетради

Рассматривают термометр.

— Изменился уровень ртути в колбе, теперь он стал выше.

— Уровень ртути стал ниже и показывает на число меньшее.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Упражнение

10 мин

— Теперь проверим, как вы запомнили информацию, узнанную на уроке.

 Посмотрите на задание №2 Что нужно сделать?

Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра, когда нагревается и когда остывает.

И выполните №6  в рабочей тетради.

— обменяйтесь тетрадями и проверьте свои ответы по эталону.

— если есть ошибки, поставьте карандашом рядом минус, если все верно, то +

Закрепляют материал

 — Ответить на вопросы и выбрать верный ответ из данных

Выполняют задания

Сверяют ответы с эталоном

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: осуществлять итоговый контроль;

7. Включение в систему знаний

Словесный

беседа

4 мин

—  Откройте рабочую тетрадь на странице 20 выполните №2 Что нужно сделать?

— Как понять, какие слова зашифрованы?

— выполняйте.

— проверяем по эталону.

 Какие явления закрасили зеленым?

— Какие явления закрасили?

Какие пары вы составили?

https://7gy.ru/images/gdz/okr-mir-rt-2kl-1c-shr/20-2.jpg

выполнить закрашивание явлений природы по категории

Закрепляют материал

Выполняют задание

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

 Словесный

беседа

3 мин

-Ребята наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.

 — Что такое явления природы?

— Что называется сезонными явлениями?

— Чем измеряют температуру?

— Какие задания вам понравилось выполнять?

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Какую цель мы ставили?

— Теперь заполните лист самооценки, где вы оцениваете свою работу на уроке.

Спасибо за урок. До свидания.

Отвечают на вопросы

Тема: «Явления природы»

Цель: узнать о явлениях живой и неживой природы.

Оценивают свою работу на уроке

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: анализировать собственную работу.

  • Рассказ о природных зонах россии по карте природных зон 4 класс
  • Рассказ о природной зоне экваториальный лес 3 класс
  • Рассказ о природной зоне тайга
  • Рассказ о природной зоне арктика 4 класс
  • Рассказ о природе чувашии