Рассказ о признаках предмета это

Русский язык

5 класс

Урок № 42

Описание предмета. Сочинение-описание предмета

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Описание как вид текста.

Тезаурус

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях.

Редактирование текста – корректировка написанного текста, устранение орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок, изменение оформления документа, устранение слов-повторов и пр.

Слова-повторы – это слово или конструкция слов, которые встречаются больше, чем один раз, в пределах одного предложения или двух, идущих друг за другом.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлых уроках Вы уже познакомились с графикой и алфавитом. Сегодня мы рассмотрим, как описывать предметы.

В нашей жизни нас окружают различные предметы, вещи. Некоторые из них сразу привлекают наше внимание, а на некоторые мы совсем не обращаем внимания. Это связано с красотой вещей, их изяществом, необычностью, загадочностью, цветом, формой. Красота, изящество, необычность, загадочность, цвет, форма – это признаки предмета.

Тип текста, в котором изображаются признаки предмета, называется описание.

Описательные тексты отвечают на вопрос «какой?» и описывают словами предмет, явление, состояние.

План сочинения-описания предмета.

Во вступлении автор говорит о том, какой предмет он будет описывать, даёт ответы на вопросы «откуда?»,«кому?»,«почему?»,«когда?», «кем?».

В основной части описывается, какой предмет по материалу, величине, форме, цвету, строению и назначению. В концовке автор описывает своё отношение к предмету.

Сравните два текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож.

Текст 1. Шкаф – это мебельное изделие с дверками, ящиками или без них. Шкаф предназначен для хранения предметов различного назначения: книг, одежды, домашней утвари.

Текст 2. Мальчик Витя Снегирёв приболел. Он лежал дома с температурой и скучал без своих школьных друзей. Витя обводил глазами комнату, внимательно разглядывая все вещи, будто видел их впервые. «Интересно, – подумал Витя, – этот шкаф с моими рубашками и куртками внутри дедушка смастерил сам? Из той старой яблони, что росла у нас когда-то во дворе? Откуда эти гравировки?» Огромный, продолговатый шкаф с двумя дверками, головами львов в верхних углах, с изображениями яблонь и колец на дверках вдруг вздохнул, скрипнул и приоткрыл одну из дверок. Показался рукав Витиной куртки. Витя, недавно прочитавший «Хроники Нарнии», подскочил на кровати и метнулся к шкафу. Один из львов прикрыл глаза. «Вот он, портал в Нарнию», – только и успел подумать Витя и нырнул с головой в шкаф.

Определите, в каком из описаний сведения о перочинном ноже только сообщаются, а в каком автор делится своими впечатлениями о нём?

В первом тексте сообщаются только сведения о шкафе, а во втором – впечатления о шкафе.

Рецензирование текста важный – этап. Устранить повторы можно следующими способами:

– исключением повторяющихся слов;

– заменой местоимениями;

– заменой синонимами, словосочетаниями.

В тексте слова-повторы выделяются следующим образом: основное определение не является словом-повтором и не выделяется при рецензировании, а последующие повторы следует выделять. Например: «На стене висит красивый жостовский поднос». Слово поднос является основным и остаётся неизменным, без выделения. Далее слово поднос является повтором и выделяется при рецензировании: «Поднос – чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А посередине подноса изумительный букет».

Рассмотрим подробнее рецензирование разных текстов.

Фрагмент №1:

У Деда Мороза были лёгкие и большие сани. Блестящий посох, на посохе изображены ёлочки.

Во фрагменте №1 повторяется слово «посох». Исправленный текст будет таким:

У Деда Мороза были легкие и большие сани. Блестящий посох, на котором изображены ёлочки.

Фрагмент №2:

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела заводного зайчика.

Во фрагменте №2 повторяется слово «заводной зайчик». Отредактированный текст будет выглядеть так:

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела такую игрушку.

Фрагмент №3:

Этот автомобиль – просто чудо! Этот автомобиль мне купили в городе на ярмарке. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Во фрагменте №3 повторяется словосочетание «этот автомобиль». После редактирования текст будет таким:

Этот автомобиль – просто чудо! Его мне купили в городе на ярмарке. Он с дистанционным управлением.

С этими приёмами описание становится более художественными.

Один и тот же предмет может быть описан в художественном и научном стиле. Например, описание вазы в научном стиле выглядит так: «Предмет, используемый в быту, – ёмкость в виде цилиндра диаметром около 10 см. внизу и расширяющаяся вверху до 15 см. Высота ёмкости от 30 до 40 см. Материл, из которого изготовлен предмет, может быть как прозрачным, так и непроницаемым для света».

Описание вазы в художественном стиле выглядит так: «Передо мной на столе – хрустальная ваза для цветов. Дно её меньшего диаметра, чем волнистые края вверху, это позволяет цветам красиво раскинуться, чтобы мы могли любоваться каждым лепестком нежных лилий, поставленных в вазу».

Разбор тренировочных заданий

1. Выберите текст-описание

1. Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка.

2. Кошка была почти вся чёрная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое – на кончике хвоста. У неё были большие зелёные глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

3. Кошки – таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Правильный ответ: 2

2. Подчеркните слова-повторы

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат. Или, если на лицо сядет муха, тогда он злится.

Правильный ответ:

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится.

В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.

Типы речи в тексте

Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.

Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.

Определение

Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.

типы речи

Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет,  укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.

Что такое описание?

С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.

В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?

На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).

Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Определение

Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • описание внешности человека (портрет);
  • описание состояния человека;
  • описание характера человека;
  • описание окружающей среды (природы);
  • описание места (города, села, местности);
  • описание предмета и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание имеет следующую композиционную структуру:

  1. общее впечатление от предмета речи;
  2. признаки предмета речи;
  3. авторская оценка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В описании автор использует следующие языковые средства:

  • преобладают имена существительные и прилагательные;
  • глаголы в  форме настоящего времени несовершенного вида;
  • составные именные сказуемые;
  • обстоятельства места.

Пример текста

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Определение

Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.

Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.

Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?

Например, вот как изображается весной разлив реки:

Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:

  1. завязка (начало действия);
  2. развитие действия;
  3. кульминация (самый острый, интересный момент);
  4. развязка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование создают следующие языковые средства:

  • преобладают глаголы и глагольные формы;
  • глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
  • простые и составные глагольные сказуемые;
  • обстоятельства времени.

Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг  среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.

Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Определение

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:

  1. тезис (основная мысль);
  2. аргументы (доказательства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:

  • преобладает абстрактная лексика;
  • имеются вводные слова;
  • используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

  1. 1. Понятие описания
  2. 2. Композиция текста-описания
  3. 3. Языковые средства, характерные для описания
  4. 4. Виды описания
  5. 5. Примеры текстов-описаний

Понятие описания

Описание – это тип речи, с помощью которого изображаются или характеризуются предметы (неживые и живые объекты), явления природы, состояния человека или природы.

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Виды описания

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зеленой жести ярко блестели. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стекол.

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

Что такое тип речи

Перед тем, как разбирать конкретные типы речи, давайте сначала познакомимся с их определением.

Типы речи — это способ изложения, который выбирает автор текста. В русском языке
выделяют всего 3 таких типа: повествование, описание и рассуждение.

При этом часто бывает так, что типы речи школьники путают со стилями. Чтобы этого не случилось, стоит запомнить,
что
стили речи — набор характерных элементов в тексте, т. е. особая лексика и приёмы. А тип отражает цель текста.
Иными
словами, в разных типах речи цель автора может быть рассказать о событиях, описать что-либо или поразмышлять.

Типы и стили текста не зависят друг от друга. Так в одной и той же статье, написанной в научном стиле, могут быть
одновременно и повествование, и описание, и рассуждение.

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Демоурок по русскому языку

Повествование

Повествование — это тип речи, при котором автор рассказывает читателю о событиях и
действиях.

Повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом. А ещё — раскрывать,
как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Повествование можно узнать по большому
количеству глаголов в предложениях и наречиям, которые помогают раскрыть смену действий: внезапно, резко, сразу, вдруг и
т. д.

Подтипы повествования

У этого типа речи есть две разновидности: изобразительное и информативное повествование. В школьном курсе их не
разбирают подробно, но это важно для более глубокого понимания темы. Поэтому мы познакомимся с каждым подтипом
чуть ближе.

Изобразительное повествование — это подтип повествования, при котором события в тексте
описываются последовательно, а сцены сменяют друг друга как в кино.

Яркий пример такого подтипа повествования — это любой рассказ, в котором мы читаем о событии из жизни.

Пример № 1.


Тем вечером я сидел за книгой в гостиной и наслаждался поздним чаем. Вдруг отворилась дверь и в комнату вошёл
дворецкий. Он сообщил, что завтра в поместье прибудет королевский посол.

Информационное повествование — это подтип повествования, при котором автор
рассказывает о событии без чёткой последовательности и раскрывает дополнительные факты.

Мы постоянно сталкиваемся с этим типом повествования, когда смотрим или читаем новости.

Пример № 2.

16 июля в Суздале прошёл Международный праздник огурца. Жители отмечают его каждый год в третью субботу июля.
В этот день на территории Музея народного зодчества собралось не менее двух тысяч человек. Чтобы поддержать
атмосферу праздника, организаторы пригласили местный ансамбль и устроили ярмарку.

Описание

Описание — это тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах
предмета, места или человека.

Проще говоря, такие тексты раскрывают особенности чего-либо, сообщают, каков этот предмет или человек, о котором
мы читаем. Характерный признак описания — это ряд прилагательных.

Подтипы описания

В тексте автор может описывать конкретное место, предмет, человека или состояние природы. Всё это и есть
разновидности описания. В таблице ниже мы разобрали примеры для каждого из них.

Разновидности описания

Описание Пример
Места Тот сад был по-настоящему сказочным. Ивовые ветви бахромой свисали так низко, что их можно было коснуться.
А пруд был настолько недвижим, что казался порталом в иное измерение.
Человека (состояния, внешности, характера) Сегодня она была неотразима. И блестящие чёрные локоны, и атласное платье, и блеск в глазах — всё это
вызывало восторг.
Предмета У съедобных сыроежек неприметные шляпки. Обычно они серые, зелёные или коричневые и обязательно бледного
оттенка. Гриб с яркими пятнышками — ложный и ядовитый.
Состояния окружающей среды То утро выдалось серым и промозглым. Мелкие капли стучали в окно, а ветер настойчиво забирался под куртку.
Было зябко и неприятно.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при котором автор текста логически размышляет о причинах
действий, свойств или явлений.

Иначе говоря, в таком тексте автор выдвигает какой-либо тезис и подробно разбирает его, выражает свои мысли на
конкретную тему. У рассуждения есть свои маркеры, по которым его можно узнать. Например, вводные слова (
во-первых, во-вторых и т. д.) и слова-связки (однако, следовательно, вопреки и т. д.).

Подтипы рассуждения

Как и в случае с остальными типами речи, у рассуждения есть разновидности. Всего их 3: доказательство, объяснение
и размышление. В школе их тоже не разбирают так подробно, но они помогут хорошо понять тему. А потому давайте
немного поговорим о каждом из них.

Доказательство — это подтип рассуждения, при котором автор ставит тезис и приводит
аргументы, чтобы подтвердить его и убедить читателя.

Пример № 3.

Удобнее всего ездить в университет на метро, а не на машине. Во-первых, так вы избежите пробок. Во-вторых,
проездной гораздо дешевле бензина.

Объяснение — это подтип рассуждения, при котором автор рассказывает о природе
предмета или явления: что это такое, как оно появилось и т. д.

Пример № 4.

Биология — это наука о живых существах и том, как они взаимодействуют со средой обитания. Это название
произошло от греческих слов βίος и λόγος. Дословно биология означает «наука о жизни».

Размышление — это подтип рассуждения, при котором автор делится мыслями по
какому-либо вопросу.

Пример № 5

Сможет ли человечество когда-либо полностью изучить мировой океан? Ответ: да, разумеется. Но сколько ещё лет
пройдёт, прежде чем мы будем обладать нужными для этого технологиями, никто не знает. С другой стороны, каждый
год в мире проводят всё больше успешных подводных экспедиций. А это значит, что мы уже на верном пути.

Типы речи: сводная таблица

Чтобы вам было проще определить тип речи в разных текстах, мы собрали их отличительные черты в одной таблице.
Пользуйтесь ею, чтобы выполнять задания в конце этой статьи и в домашней работе по русскому языку.

Типы речи Вопросы, на которые отвечает текст О чём говорится в тексте
Описание Каков этот предмет или человек? О признаках, качествах человека или предмета
Повествование

Что происходит с этим предметом или человеком?

В какой последовательности развиваются события?

О событиях, явлениях и действиях
Рассуждение

Почему этот предмет или человек такой, какой он есть?

Почему произошло событие? В чём причина действия, решения или явления?

О причинах действий, событий, решений и т. д.

Проверьте себя

Теперь, когда мы вместе разобрались, какие бывают типы речи, давайте закрепим навыки на практике. Выполните
задание для самопроверки ниже, чтобы узнать, хорошо ли вы усвоили тему.

Задание № 1

Ответьте на вопросы ниже, опираясь на материал, который мы разобрали в этой статье.

  1. Как называется тип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета или человека?

  2. Какие существуют 2 подтипа повествования?

  3. На какие вопросы отвечает текст типа речи «рассуждение»?

  4. Как называется тип речи, при котором автор текста рассказывает о событиях и их последовательности?

  5. Какие существуют 3 подтипа рассуждения?

  6. Для какого типа речи характерно большое количество прилагательных?

  7. О чём говорится в тексте типа речи «описание»?

  8. Как называется тип речи, при котором автор размышляет над причинами событий?

  9. Какие существуют 4 подтипа описания?

Разобраться в основах типов речи легко: каждый из них довольно яркий и сильно отличается от остальных. Но в этой
теме есть и более сложные случаи, например, повествование с элементами рассуждения и описания. Чтобы не запутаться
в них, советуем подробнее разобрать теорию и больше тренироваться.

Именно это и делают наши ученики на онлайн-курсах по русскому языку: сперва разбираются, какие бывают типы текста,
а после — переходят к трудным случаям. Присоединяйтесь, если хотите лучше понять эту и другие школьные темы.
Первый урок — бесплатно!

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. Описание

1. В описании говорится об одновременных признаках чего-либо. В зависимости от того, что описывается, различают описание предмета (вещи, животного, человека), описание места, описание состояния (окружающей среды, человека). Каждый из видов описания строится по-своему.

В описании предмета говорится о признаках предмета.

Предложения строятся по схеме:
 «Данное» — предмет (кто? что?) → «Новое» — признак (какой?)

Описание места строится иначе. Представьте: вы впервые пришли в гости, приехали в другой город. Осматриваетесь вокруг. Всё новое. Беглый взгляд схватывает общий вид: «Данное» — место (где?) → «Новое» — предмет, расположенные на этом месте (что?).

В описании места говорится о предметах и их местоположении.

Если цель описания состоит в том, чтобы описать, какие предметы находятся в помещении, то сначала называется место (где?), а затем предмет, например, у самого порога стоял табурет.

Если же нужно обратить внимание на состояние помещения, то последовательность слов меняется, например, табурет стоял у самого порога.

В художественном описании места используются прилагательные и причастия, помогающие нарисовать предмет, а также глаголы со значением признака (например, сияет, шумит).

Глаголы, указывающие только на наличие предметов (имеется, находится и др.), употребляются преимущественно в деловом стиле.

     В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи обычно отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, облака, солнце, лес и т. д.).

      «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (светает, вечереет); словами на -о со значением состояния (жарко, пасмурно), именами существительными, передающими состояние (утро, жара).

     В таких описаниях часто используются предложения с порядком слов «сказуемое + подлежащее». Это не инверсия, это обычный (прямой) порядок слов, и всё сочетание в делом выполняет роль «нового» (светит месяц, идёт дождь).

     Предложения в этом типе речи обычно соединяются параллельно.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

План текста-рассуждения

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 65,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 350,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 483,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 529,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 151,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 569,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 578,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 587,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 649,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 650,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 653,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 661,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 728,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 733,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 450,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 181,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 182,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

8 класс

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 40,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 170,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 335,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 229,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 291,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 74,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 120,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 131,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Описание в художественной литературе

Описание в художественной литературе – это довольно серьёзное и многогранное понятие. Работа с ним требует от писателя мастерского владения родным языком (средствами выразительности, стилистикой), понимания структуры текста.

Количество описательных фрагментов в книге напрямую зависит от индивидуальных особенностей стиля автора. К слову, проза Александра Сергеевича Пушкина носит повествовательный характер. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова характеризуется наличием объёмных описательных фрагментов в тексте. В отдельных случаях подробное описание занимает весь текст произведения. В качестве примера можно привести «Лес и степь» – известный рассказ Ивана Сергеевича Тургенева.

Разработка описания в художественном тексте ведётся в разнообразных направлениях. Оно может характеризовать персонажа (описание внутреннего мира, портрет), природу (природные явления, пейзаж), жилище (характеристика интерьера).

Что такое описание в литературе

Выделяют перечисленные ниже основные функции описаний действия, предмета или явления:

  • создание атмосферы. Для читателя важна как эмоциональная, так и фактическая составляющая текста;

  • создание «якорей» восприятия. Основная задача автора – выстроить описание каждого персонажа таким образом, чтобы в сознании читателя отложилась какая-либо яркая деталь, которая отличает его от других героев;

  • создание яркой картины происходящего, идеально понятной читателю.

Когда необходимо использовать

Один из распространённых литературных приёмов – игра на контрасте. При описании героя или сложившейся ситуации можно подобрать сочетания слов, усиливающих друг друга. Яркий пример игры на контрасте содержится в книге Э. Барякиной «Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу»: «К тридцати годам он успел побывать и охотником на крабов, и переводчиком дипломатической миссии, и дамским портным».

Виды художественных описаний

Разнообразные виды описания выполняют определённую роль в произведении. В частности, при помощи интерьера можно показать важные изменения, произошедшие с персонажем за определённый временной промежуток. К примеру, можно сопоставить два фрагмента с описанием обстановки в кабинете Онегина в Петербурге и спустя несколько лет в бывшей дядюшкиной усадьбе.

Портрет

Портрет – один из важнейших средств характеристики героя в художественном произведении. Стоит выделить следующие его особенности:

как правило именно с портрета, начинается знакомство читателей с литературным персонажем. Но в отдельных случаях писатель решает «показать» героя лишь в самом конце произведения (рассказ А. П. Чехова «Ионыч»);

портретные черты героя могут быть описаны чем-то из других персонажей (портрет Печорина представляют вниманию читателя путешественник-инкогнито и Максим Максимыч);

в отдельных случаях описание черт персонажа включает пояснения автора о его привычках, образе мышления;

характеристика героя литературного произведения может быть ироничной (к примеру, описание Ипполита Курагина), «парадной» (портретные черты Одинцова), сатирической (портрет Наполеона у Льва Николаевича Толстого);

в русской литературе встречается немало фрагментарных портретов. При этом в тексте изображается исключительно одна характерная черта героя, а не весь облик персонажа. Таким образом писатель мощно воздействует на воображение читателя, делая его как бы соавтором книги.

Примеры полного, подробного описания в русской художественной литературе:

  • портреты персонажей Куприна, Гончарова, Тургенева. Они выглядят максимально реалистичными;

  • описание черт чеховских героев. В частности, портрет Мисюсь из произведения писателя «Дом с мезонином» выполнен в импрессионистической манере;

  • описания бунинских героинь. Они получились колористичными и экспрессивными. Это особенно явно прослеживается в рассказах писателя «Тёмные аллеи», «Дело корнета Елагина».

Обратите внимание! Ироничный образец романтического портрета в художественной литературе – персонаж Ленского в произведении «Евгений Онегин».

Интерьер

Художественный рассказ, роман или повесть довольно часто содержат и описание интерьера. Михаилу Булгакову удалось создать с его помощью пронзительную атмосферу домашнего уюта. Отдельного внимания заслуживают часы, символизирующие быстротечность бытия: «Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку… В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой чёрные стенные башенным боем».

Пейзаж

Так называют как жанр изобразительного искусства, так и один из видов художественных описаний.В литературе он является одним из средств раскрытия замысла писателя. В этом плане он бывает:

Пейзаж подчиняется как законам жанра, так и целям автора (противопоставление окружающего мира убеждениям героя, раскрытие состояния персонажа и т.д.). Он может выполнять и многозначную, более сложную функцию. В произведении «Война и мир» Льва Николаевича Толстого пейзаж воплощает философские взгляды человека на мир.

Пейзаж как красивое описание природы занимает почётное, особое место в литературе. Это воплощено в строках, принадлежащих Федору Тютчеву:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Описание как тип речи

Основная цель описания – дать читателю полное представление о предмете. Подобный текст чаще всего содержит перечисление конкретных деталей, выражения общего впечатления о чём-либо.

Объяснение

Объяснение характеризуется более развёрнутой формой подачи материала. Его можно назвать своеобразной «трансформацией» определения.

Определение

Определение считается самым кратким видом описания. Оно предусматривает соотнесение объекта с ближайшим родовым понятием. Пример определения: «Поэзия – это нечто противоположное прозе».

Характеристика

Характеристика – ещё одна из разновидностей описания. При её составлении акцентируют внимание читателя лишь на существенные признаки явления или предмета.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Предметное описание

Основная цель предметного описания – изображения фрагмента вещного мира, с которым так или иначе связаны описываемые в тексте события. Выделяют две его разновидности (с точки зрения характера содержания):

  • Описание, в основе которого – предложения с повествовательным строем.

  • Описание, сформированное предложениями с описательным строем.

Конечную позицию в предложениях описательного строя занимает подлежащее, обычно размещённое после сказуемого. Это представляет особую важность для смыслового строения литературного текста. Подобное художественное описание статично. Это позволяет подчеркнуть пространственное расположение предметов.

Значение глагола в подобных предложениях ослаблено. Его роль сведена к построению грамматической структуры.

Пример описания, образованного предложениями с повествовательным строем представлен ниже: «Самовар, стоящий на столе возле простенка, бурлил, клокотал, зеркальце, висевшее над столом, подернулось налётом белого пара». (из творчества И. А. Бунина). Глагол в этом виде описаний семантически самостоятелен. Характерная его черта – подчёркивание качественного аспекта описываемого (звук, движение, цвет, запах). Такие виды описания можно назвать динамичными.

Деталь в описании

Деталь в описании нередко приобретает характер символа. Она носит концептуальный характер. Порой подобная деталь заменяет собой объёмное описание. В качестве примера стоит привести запылённую и раскрытую книгу, лежащую в гостиной Обломова. Чем больше деталей использовано автором, чем более конкретным предстаёт образ предмета перед читателем.

Клише и штампы

Описание играет большую роль в литературе. Говоря о нём, нельзя обойти стороной проблему клише и штампов. Описание в литературном тексте называют плодотворной почвой для появления «сорняков».

Обратите внимание! Под клише (литературным штампом в тексте) понимается устоявшаяся речевая конструкция, которая легко воспроизводится в определённом контексте.

Примеры в художественной литературе:

  • сердце бешено колотилось в груди;

  • побежали мурашки по коже;

Описание событий в художественном тексте может подразумевает и наличие штампов, выражающих характеристики погодных явлений:

  • небо заволокло свинцовыми тучами;

  • дождь забарабанил по крышам.

Проблема состоит не в том, что устойчивые речевые конструкции у всех на слуху. В основе подобных штампов лежат такие средства художественной выразительности, как олицетворения, метафоры, эпитеты. Прежде они обеспечивали нужную экспрессию в литературном произведении. Но в настоящий момент подобные слова уже не выполняют своей первоначальной роли. Поэтому если литературное произведение содержит избитое описание, такой штамп не будет восприниматься как выразительная художественная конструкция.

Отличие описания от повествования

Существуют отличия описания от повествования в художественной литературе:

повествованию присущ более динамичный темп. Описание, в свою очередь, направлено на эмоциональный спектр человеческого сознания. Поэтому такой тип речи предусматривает более медленное развитие событий;

для повествования характерен рассказ о явлениях или событиях, для описания – о признаках некого объекта;

повествование нередко встречается в произведениях эпического жанра, повествование – в текстах лирического типа.

Обратите внимание! Повествование может предусматривать использование элементов разговорной речи. Для описания характерно употребление эпитетов, метафор, противопоставлений и прочих средств выразительности.

Персональный помощник при написании книги

При заказе услуги «Персональный помощник» сотрудник «ЛитРес-Самиздат» доведёт рукопись до публикации (подготовит индивидуальную обложку, выполнит стандартную вёрстку). Он даст подробную консультацию по всем необходимым вопросам (касающимся всех видов прав, выбора пакета размещения, печати по требованию и т. д.)

Автору, создающему художественное описание, нужно стремиться к поиску новых ярких образов. В таком случае созданный им текст будет отличаться индивидуальностью и самобытностью.

Другие статьи в нашем блоге:

Содержание

  1. Описание
  2. Понятие описания
  3. Композиция текста-описания
  4. Языковые средства, характерные для описания
  5. Пример текста-описания состояния
  6. Урок по русскому языку «Текст описание»
  7. Онлайн-конференция
  8. «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
  9. Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
  10. Русский язык. 5 класс

Описание

Понятие описания

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зеленой жести ярко блестели. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стекол.

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

Источник

Урок по русскому языку «Текст описание»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: «Понятие о тексте описания. Роль имён прилагательных в тексте описания.»

Цель урока: создать условия для ознакомления с текстом-описанием; способствовать развитию умения распознавать текст-описание.

— развивать умение находить имена прилагательные в тексте-описании;

-развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку;

-развивать умение определять текст-описание;

— развивать внимание, память, наблюдательность, речь детей;

-воспитывать интерес к русскому языку посредством игры.

I . Организация начала урока.

-Здравствуйте, ребята. Садимся на свои места.

-На партах учебник, дневник, листочки, письменные принадлежности.

II . Актуализация знаний.

— На слайде вы видите набор букв. Вам надо выбрать среди них только русские буквы и составить слово. (1 слайд)

— Какое слово у вас получилось? (Текст.)

— Что такое текст? ( Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу.)

III . Открытие новой темы. Целеполагание.

— Посмотрите на экран и скажите можно ли назвать эти предложения текстом? Если да, то почему? ( Да, предложения в обоих текстах связаны по смыслу.) (2 слайд)

1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

— Что общего у этих текстов? ( Смысл. Они о тиграх.)

— А сами тексты одинаковые? ( Нет. В первом тексте говорится о действиях которые совершали тигры, а во втором описываются тигры.)

— Посмотрите на 1 текст и скажите как будет называться данный вид текста? (Текс-повествование.)

— Посмотрите на 2 текст. Благодаря каким словам вы смогли представить себе тигра? (Полосатая, яркая, упругие, белые.)

— Как называются эти слова? (Прилагательные)

— В чём помогают нам имена прилагательные? (В описании)

— Значит, как можно назвать второй текст? К какому виду можно отнести второй текст. ( Текст-описание.)

— Верно! Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом-описанием.

IV . Открытие новых знаний.

— Прочитайте текст. Попробуйте определить тему и основную мысль текста. (3 слайд)

Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке. Его чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.

— Какова тема этого текста? О чём говорится в тексте? (Тема – о подснежнике.)

— Какова основная мысль текста? О чём хотел сказать автор? ( Основная мысль – подснежник – настоящий герой.)

— Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел? (Описать то, что он увидел.)

— Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является, как можно точно описать данный объект. Как это сделать? ( С помощью текста-описания.) Какой вид текста нам в этом поможет?

— Давайте проверим верны ли наши рассуждения. Для этого откроем учебник на 96 странице и прочитаем сведение в рамке.

— Что называется текстом-описанием? (Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.)

— Что значит часть текста? (Описание предмета или явления будет не во всём тексте, а только в какой-то её части)

— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? ( К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие? )

— Какая часть речи в русском языке отвечает на такие же вопросы? ( Прилагательное.)

-Для чего нам нужны прилагательные в тексте – описания? (Они помогают составить описания предмета или явления.)

Работа с учебником

Записали число, классная работа.

-Мы с вами получили новые знание, что дальше будем делать с этими знаниями ? (применять на практике)

-Для того, чтобы применить наши знания посмотрите на 164 упражнение. Прочитайте текст упражнения.

— О ком говорится в тексте? ( — О грачах.)

— Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. ( Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно.)

— Что значит иссиня-чёрные? Какой это цвет? ( Это чёрный цвет с синим оттенком)

— В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам? Прочитайте его. ( Как они хороши!)

— Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи ? ( Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми)

-Что значит белоносые? ( Имеют белый нос)

-К какому виду относится данный текст? (Текст-описание)

— Прочитайте третье задание к этому упражнению. Как вы поняли задание? Что надо сделать? (Списать, подчеркнуть в первом предложении грамматическую основу. )

— Приступаем к выполнению задания. Спустя несколько минут один ученик выходит к доске, списывает первое предложение и подчеркивает грамматическую основу. (С комментированием)

(Грачи (кто?) – это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено существительным. От подлежащего задаю вопрос к сказуемому. Грачи (что делают?) разгуливают. Сказуемое подчеркиваю двумя чертами, выражено глаголом.)

-Проверили свою работу с доской. Кто допустил ошибку?

— Чему мы учились при выполнении упражнения (Определять тему текста, находить в тексте описание, искали предложения, которые отвечали на заданный вопрос, определяли вид текста, выделяли грамматическую основу).

-Сейчас мы продолжим с вами тренироваться определять тему текста и задавать вопрос к тексту. А так же узнаем с какой целью в тексте употребляются имена прилагательные, для этого выполним 165 упражнение.

— Читаем текст упражнения.

— Из какой сказки этот отрывок? ( «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен.)

-Определите тему текста. ( Описание человечка.)

— Какой вопрос можно задать к тексту? (Какой был человечек?)

-Какой вид у этого текста? (Текст-описание)

— Прочитайте второе задание к упражнению. Что нужно сделать? (Найти в тексте имена прилагательные и сказать, с какой целью их употребляет автор)

— Перечислите имена прилагательные из текста. (Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.)

— С какой целью их употребляет автор? ( Описание человечка.)

— Прочитайте третье задание к этому упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать? (- Выписать из текста имена прилагательные. Опираясь на выписанные слова, пересказать текст.)

— Записывайте слова с красной строки через запятую.

— Проверяем выписанные слова. Прочитайте то, что у вас получилось и сравните свои работы со слайдом. В зависимости от количества ошибок, оцените себя. (4 слайд)

0-1 ошибка – зелёный кружок

2-3 ошибки – синий кружок

более 4 ошибок – красный кружок

-Ребята, для чего мы с вами выполняли это упражнение? Чему мы тренировались? (Определять тему текста, вид текста; задавать вопросы к тексту. Выясняли с какой целью употребляются имена прилагательные в тексте.)

Игра «Угадай предмет или явление»

Один ученик выходит и поворачивается спиной к доске. На экране появляется предмет. Учащиеся должны описать этот предмет используя только имена прилагательные, а ученик у доски должен его отгадать.

(5 слайд – 10 слайд)

VII . Итог урока. Рефлексия.

— С чем вы сегодня познакомились на уроке? (С текстом-описанием.)

— С помощью каких слов можно составить текст-описание? ( Имён прилагательных.)

— На какие вопросы отвечает текст-описание? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

— Возьмите три цветных карандаша (зелёный, жёлтый, красный).

— Если материал урока был для вас понятен, полезен, интересен, то покажите зелёный карандаш. Не понятен, бесполезен, скучен – красный.

— Если вы считаете, что на уроке работали активно, то покажите зелёный карандаш. Не достаточно активно — жёлтый. Не активно – красный.

— Если вы остались довольны свой работой на уроке, то покажите зелёный карандаш. Не доволен своей работой – красный.

— Если ваше настроение за урок стало лучше, то покажите зелёный карандаш. Стало хуже – красный. Ничего не изменилось – жёлтый.

— Спасибо за урок! Урок окончен.

Записи в тетрадях:

-Число, Классная работа.

По дороге разгуливают грачи … Как они хороши! Все иссиня – чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Описание предмета. Сочинение-описание предмета

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Описание как вид текста.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях.

Редактирование текста – корректировка написанного текста, устранение орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок, изменение оформления документа, устранение слов-повторов и пр.

Слова-повторы – это слово или конструкция слов, которые встречаются больше, чем один раз, в пределах одного предложения или двух, идущих друг за другом.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлых уроках Вы уже познакомились с графикой и алфавитом. Сегодня мы рассмотрим, как описывать предметы.

В нашей жизни нас окружают различные предметы, вещи. Некоторые из них сразу привлекают наше внимание, а на некоторые мы совсем не обращаем внимания. Это связано с красотой вещей, их изяществом, необычностью, загадочностью, цветом, формой. Красота, изящество, необычность, загадочность, цвет, форма – это признаки предмета.

Тип текста, в котором изображаются признаки предмета, называется описание.

Описательные тексты отвечают на вопрос «какой?» и описывают словами предмет, явление, состояние.

План сочинения-описания предмета.

Во вступлении автор говорит о том, какой предмет он будет описывать, даёт ответы на вопросы «откуда?»,«кому?»,«почему?»,«когда?», «кем?».

В основной части описывается, какой предмет по материалу, величине, форме, цвету, строению и назначению. В концовке автор описывает своё отношение к предмету.

Сравните два текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож.

Текст 1. Шкаф – это мебельное изделие с дверками, ящиками или без них. Шкаф предназначен для хранения предметов различного назначения: книг, одежды, домашней утвари.

Текст 2. Мальчик Витя Снегирёв приболел. Он лежал дома с температурой и скучал без своих школьных друзей. Витя обводил глазами комнату, внимательно разглядывая все вещи, будто видел их впервые. «Интересно, – подумал Витя, – этот шкаф с моими рубашками и куртками внутри дедушка смастерил сам? Из той старой яблони, что росла у нас когда-то во дворе? Откуда эти гравировки?» Огромный, продолговатый шкаф с двумя дверками, головами львов в верхних углах, с изображениями яблонь и колец на дверках вдруг вздохнул, скрипнул и приоткрыл одну из дверок. Показался рукав Витиной куртки. Витя, недавно прочитавший «Хроники Нарнии», подскочил на кровати и метнулся к шкафу. Один из львов прикрыл глаза. «Вот он, портал в Нарнию», – только и успел подумать Витя и нырнул с головой в шкаф.

Определите, в каком из описаний сведения о перочинном ноже только сообщаются, а в каком автор делится своими впечатлениями о нём?

В первом тексте сообщаются только сведения о шкафе, а во втором – впечатления о шкафе.

Рецензирование текста важный – этап. Устранить повторы можно следующими способами:

– исключением повторяющихся слов;

– заменой синонимами, словосочетаниями.

В тексте слова-повторы выделяются следующим образом: основное определение не является словом-повтором и не выделяется при рецензировании, а последующие повторы следует выделять. Например: «На стене висит красивый жостовский поднос». Слово поднос является основным и остаётся неизменным, без выделения. Далее слово поднос является повтором и выделяется при рецензировании: «Поднос – чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А посередине подноса изумительный букет».

Рассмотрим подробнее рецензирование разных текстов.

У Деда Мороза были лёгкие и большие сани. Блестящий посох, на посохе изображены ёлочки.

Во фрагменте №1 повторяется слово «посох». Исправленный текст будет таким:

У Деда Мороза были легкие и большие сани. Блестящий посох, на котором изображены ёлочки.

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела заводного зайчика.

Во фрагменте №2 повторяется слово «заводной зайчик». Отредактированный текст будет выглядеть так:

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела такую игрушку.

Этот автомобиль – просто чудо! Этот автомобиль мне купили в городе на ярмарке. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Во фрагменте №3 повторяется словосочетание «этот автомобиль». После редактирования текст будет таким:

Этот автомобиль – просто чудо! Его мне купили в городе на ярмарке. Он с дистанционным управлением.

С этими приёмами описание становится более художественными.

Один и тот же предмет может быть описан в художественном и научном стиле. Например, описание вазы в научном стиле выглядит так: «Предмет, используемый в быту, – ёмкость в виде цилиндра диаметром около 10 см. внизу и расширяющаяся вверху до 15 см. Высота ёмкости от 30 до 40 см. Материл, из которого изготовлен предмет, может быть как прозрачным, так и непроницаемым для света».

Описание вазы в художественном стиле выглядит так: «Передо мной на столе – хрустальная ваза для цветов. Дно её меньшего диаметра, чем волнистые края вверху, это позволяет цветам красиво раскинуться, чтобы мы могли любоваться каждым лепестком нежных лилий, поставленных в вазу».

Разбор тренировочных заданий

1. Выберите текст-описание

1. Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка.

2. Кошка была почти вся чёрная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое – на кончике хвоста. У неё были большие зелёные глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

3. Кошки – таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Правильный ответ: 2

2. Подчеркните слова-повторы

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат. Или, если на лицо сядет муха, тогда он злится.

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится.

Источник

  • Рассказ о призвании варягов на русь
  • Рассказ о преступлении рязанских князей
  • Рассказ о преступлении на английском 10 предложений
  • Рассказ о преступлении или странном событии это
  • Рассказ о преступлении или странном событии какой жанр