Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 19 с.Дальнее
12+
«Капитаны книжных
морей»
Знакомство с
профессией –библиотекарь
для детей среднего
школьного возраста
Южно-Сахалинск
2021
Цель:
— познакомить
детей с профессией библиотекаря, с основными отделами, занимающимися
обслуживанием читателей;
Задачи:
— объяснить
правила пользования книгой и библиотекой;
— прививать любовь
к книге, к культурному чтению.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята. Кто из вас ходит в библиотеку школьную и сельскую? (Ответы
детей)
А что, такое библиотека?
(Ответы детей)
Ведущий:
Библиотека-(«библио» — книга, «тека» — хранение) –это учреждение, в котором
собираются и хранятся книги, журналы и газеты для общественного пользования. Библиотеки
это не только книгохранилище, это целый мир, открытый каждому, кто любит книгу.
На библиотечных полках
располагаются книги научные и художественные.
В библиотеке
есть абонемент и читальный зал. На абонементе книги выдаются на дом, здесь
вам подскажут какую книгу лучше выбрать. Там оформляются книжные выставки, где
вы можете выбрать для себя что – то интересное. На каждого читателя заводится
формуляр, в нем библиотекарь записывает выбранные вами книги. Книги выдаются на
определенный срок.
В читальном
зале вы можете поработать за компьютером, поиграть в игры, если в книгах
затрудняетесь найти нужную вам информацию, вы можете найти ее в Интернете.
А кто
такой БИБЛИОТЕКАРЬ? (Ответы детей)
Библиотекарь это —
работник библиотеки, осуществляющий обработку, хранение и выдачу книг. Библиотекарь
будет рад помочь в поисках истины или знаний, даст необходимые книги, а если
нужно, и житейские советы.
А кто может стать библиотекарем? Чтобы узнать это, надо разгадать шифровку.
Предлагаю вам, разделиться на две команды, за правильные ответы будут
начисляться баллы. (Дети делятся на команды)
1 команда: Библиотекарем может стать: Командам
раздаются на парты шифровки.
15,1,7,11,14,1,20.
6,10,1,13,17,6,5 14,4,2,12,1,1
3,6,3,7,6,11,18,1,15,9,11,1 11,3,16,19,8,11,14,19,9,6,1.
(человек,
имеющий высшее библиотечное образование)
ПОДСКАЗКА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
е с б ы й и л з н м о ш ю в ч
16 17 18 19 20
22 23 24 25
р щ т а к
д п ц ь
2
2 команда: Библиотекарем может стать:
Библиотекарем
может стать: Командам раздаются на парты шифровки.
15,1,7,11,14,1,20.
6,10,1,13,17,6,5 14,4,2,12,1,1
3,6,3,7,6,11,18,1,15,9,11,1 11,3,16,19,8,11,14,19,9,6,1.
(человек,
имеющий высшее библиотечное образование)
ПОДСКАЗКА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
е с б ы й и л з н м о ш ю в ч
16 17 18 19 20
22 23 24 25
р щ т а к
д п ц ь
5.
Какими качествами должен обладать библиотекарь? Попробуем определить каким
должен быть библиотекарь.
(Команды подбирают прилагательные, которые начинаются на предложенные буквы)
О
Э
Д
Т
У
В
Например: Образованным, ответственным, эрудированным,
доброжелательным, тактичным, трудолюбивым, терпеливым усердным, выносливым,
внимательным, выдержанным, вежливым…
Действительно,
библиотекарь – это высокоинтеллектуальный, эрудированный человек.
Знаток
художественной, научно популярной, специальной литературы. Годы работы делают
знания библиотекаря практически энциклопедическими.
Библиотекари
много общаются с читателями. Для этого библиотекарь должен быть не конфликтным
человеком, обладать тактом и выдержкой. Чтобы легко ориентироваться в
лабиринтах полок и тысячах книг, нужна хорошая память. При составлении
каталогов и справочников важно быть внимательным и кропотливым.
Конкурс «Назови
авторов книг»
Раздаются
листовки с названием произведения, команды должны правильно подобрать автора,
который его написал.
1 команда:
1.
Федорино горе (К.Чуковский).
2.
Малыш и Карлсон, который живет на крыше (А.Линдгрен).
3.
Приключения Чипполино (Д.Родари).
4.
Крокодил Гена и его друзья (Э.Успенский).
2 команда:
1.
Кот в сапогах (Ш.Перро).
2.
Дядя Федор, пес и кот (Э. Успенский).
3.
Снежная королева (Андерсен).
4.
Денискины рассказы (В.Драгунский).
3
Конкурс «Визитные
карточки» героев книг:
Ведущий называет героя книги, команды должен назвать его имя, фамилию,
прозвище…, так скажем, визитную карточку героя книги, по которой этот герой
сразу становится узнаваем.
1 команда
1.
Илья (Муромец)
2.
Али (Баба)
3.
Кощей (Бессмертный)
4.
Винни (Пух)
5.
Почтальон (Печкин)
6.
Красная (Шапочка)
7.
Старик (Хоттабыч)
8.
Соловей (Разбойник)
2 команда:
1.
Доктор (Айболит)
2.
Крокодил (Гена)
3.
Синьор (Помидор)
4.
Кристофер (Робин)
5.
Папа (Карло)
6.
Князь (Гвидон)
7.
Сивка (Бурка)
8.
Карабас (Барабас)
«Кросворд»
1.
Ключевое слово по вертикали: Как называется работник библиотеки, который
запишет Вас в библиотеку, поможет выбрать нужную книгу? (Библиотекарь).
2.Отдел
библиотеки, в котором производится выдача литературы на дом. (Абонемент).
3.
Куда мы спешим, если нам хочется почитать интересную книгу или нужен
дополнительный материал для доклада? (Библиотека).
4.Полоска
из картона, которая вкладывается в книгу для того, чтобы отметить нужную
страницу. (Закладка).
5.Что
нам особенно нужно для занятий в читальном зале? (Тишина).
6.Маленькая
книжка, используемая для индивидуального учета читателей и выданной литературы.
(Формуляр).
7.
За окнами гуляла вьюга,
Чертила
на стекле узор,
А
мы в тепле с любимым другом
Вели
весь вечер разговор.
Показывал
он мне картинки,
4
Ребячий
лагерь, лес, костер…
Я
взял чернильную резинку
И
с друга пятнышки все стер.
Потом
закладкой голубою
Листы
до завтра заложил,
Взял
друга бережно рукою
И
в шкаф на полку положил.
(Р.
Рождественский). (Книга).
8. Человек,
который приходит в библиотеку и берет книги, называется? (Читатель).
А сейчас нужно
представить себе, что Вы стали библиотекарем. Перед Вами читатели, они ждут,
какие же книги Вы им порекомендуете прочесть.
Конкурс «Реклама»
Нужно
рассказать о книге так, чтобы ее сейчас же захотелось взять и прочесть.
(Командам дается
время. Знакомятся с книгами и пробуют ее зарекомендовать)
Работа
библиотекаря требует разносторонних знаний и умений. Нужно не просто выдавать
книги, а знать их, уметь предложить каждому читателю то, что ему будет
интересно. Библиотекарь – это лоцман в огромном море книг. Он должен знать
писателей, их произведения, героев. И Вам сейчас необходимо показать свои
знания.
Конкурс «Назови и
собери»
На первой
карточки – фамилия писателей; на второй –название произведений; на третьей – имена
главных героев. Все три карточки нужно собрать, так, чтобы совпали название,
автор и герой.
1 команда:
П.П.
Ершов Конек-Горбунок Иван Дурак
К.И.
Чуковский Мойдодыр Умывальник
К.И.
Чуковский Айболит Добрый доктор
Русская
народная сказка Летучий корабль Забава и Трубочист
А.С.
Пушкин Сказка о Золотом Петушке Петушок
2 команда:
Русская
народная сказка. По щучьему велению Емеля
Русская
народная сказка Морозко Настенька
Д.Мамин-
Сибиряк Серая шейка Уточка
С.Т.
Аксаков Аленький Цветочек Настенька
Г.Х.
Андерсен Снежная королева Кай и Герда
Представьте, что Вы – библиотекарь, к Вам подходит читатель, просит найти ему
книгу. Но он знает только название книги. Фамилию автора забыл. Ваша задача подобрать
автора который написал это произведение.
5
1 команда:
Стойкий
оловянный солдатик (Андерсен)
Федорино
горе (К. Чуковский)
Мишкина
каша (Н.Носов)
Малыш
и Карлсон, который живет на крыше (А. Линдгрен)
Приключения
Чипполино (Д. Родари)
Кот
в сапогах (Ш. Перро)
2 команда:
Волшебник
изумрудного города (С. Волков)
Дядя
Федор, пес и кот (Э. Успенский)
Снежная
королева (Андерсен)
Денискины
рассказы (В. Драгунский)
Вредные
советы (Г. Остер)
Крокодил
Гена и его друзья (Э. Успенский)
«Обращение к
читателям»
Книги, как и люди, проживают разную жизнь, и у каждой книги своя судьба. А у
библиотечных книг — особая. Они проходят через множество рук. Поэтому внимания
и заботы им нужно больше. Давайте возьмем совершенно новую, хорошую, здоровую
книжку и «больную» с помятыми, засаленными страницами, рваным переплетом и с
художествами юных читателей. Полистав такую книгу, сквозь шелест страниц так и
слышишь крик о помощи: «SOS!» Вы, как библиотекари, должны воспитывать своих
читателей. Что Вы им можете сказать? Как они должны относиться к книгам?
Конкурс «Книжное
дерево»
По
отрывкам узнать произведение.
1 команда:
1.
«Она была так перлестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и все —
таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни
кротости…» («Снежная королева»)
2.
«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в
носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она…. » («Принцесса
на горошине»)
3.
«Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и руки ее покрывались
крупными волдырями, но она с радостью перенесла боль: только бы удалось ей
спасти милых братьев! Потом она размяла крапиву голыми ногами и стала сучить
зеленое волокно….» («Дикие лебеди» Элиза)
4.
«Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать
— лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем
поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. Кроме того, он
селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю он возмужает и пробьет
себе дорогу…» («Гадкий утенок»)
6
2 команда:
5.
Три девицы под окном
Пряли
поздно вечерком.
«Кабы
я была царица,-
Говорит
одна девица,-
То
на весь Крещеный мир
Приготовила
б я пир «.(«Сказка о Царе Салтане…»)
6.
Царь с царицею простился,
В
путь дорогу снарядился,
И
царица у окна
Стала
ждать его одна…(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»)
7.
Кто злодея не боится
И
с чудовищем сразится,
Я
тому богатырю
Двух
лягушек подарю
И
еловую шишку пожалую («Тараканище»)
8.
А на нем, а на нем
Как
на лошади верхом
Самоварище
сидит
И
товарищам кричит:
«Уходите,
бегите, спасайтеся!» («Федорино горе»)
Библиотекарь
— это слово
Магическое,
как кристалл!
Он
среди книг — магистр великий!
В
литературе он — король!
Он
поэтических реликвий
Хранит
незыблемый покой!
Он
в книжном море — навигатор!
Как
путеводная звезда,
Хранитель,
спутник и новатор.
И
людям он готов помочь всегда.
На этом
наше знакомство с профессией библиотекаря заканчивается.Подведение итогов.
Награждение победителей.
Список
использованной литературы:
1. Майборода
Т. В. Посвящение в читатели : экскурсия по библиотеке /
Т. В. Майборода
// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. — № 8. – С. 31 –
34.
2. Морару С.
Библиотечный урок во втором классе : [Строение книги] /
С. Морару //
Школьная библиотека. – 2001. — № 5. – С. 32 – 33.
3. https://infourok.ru/klassniy-chas-o-professii-bibliotekarya-na-temu-kapitani-knizhnih-morey-531781.html.
Составила
заведующая отделом ЦБС – с/б «Дальнее» Дзуцева Е. С.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК «МОЯ ПРОФЕССИЯ – БИБЛИОТЕКАРЬ»
( контингент: 5 класс)
Цель урока: рассказать учащимся о профессии библиотекаря, его месте в современном мире, привить любовь к чтению.
Наглядность: выставка книг « Библиотека, книга, я – вместе дружная семья», высказывания великих людей о библиотеке, о книге.
« Всем хорошим во мне я обязан книгам» — М.Горький
«Работа библиотекаря всегда казалась мне очень ответственной, значимой, благородной, она требует не только знаний, но и сердца» — Л.Кассиль
«Пока живы библиотеки – культура не погибнет» — Д.Лихачев
«Дорога в библиотеку – путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому» — А.И.Герцен
Библиотекарь: Ребята! Отгадайте загадки:
-
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!
(Библиотекарь) -
Книг хранитель и их лекарь,
книжек друг — …
(библиотекарь) -
Достанет книги все для нас,
Любой рассказ она нам даст.
Где книга каждая стоит,
Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь,
А школьный наш…
(Библиотекарь)
Наш библиотечный урок называется «Моя профессия – библиотекарь». Обратите внимание на слова известных людей о книге и библиотеке. Некоторые вам уже возможно известны, а другие вы почтете сегодня впервые. (Учащиеся читают вслух высказывания о библиотеке и книге). Я хочу рассказать вам о своей профессии, которой я посвятила всю свою жизнь – больше 25 лет.
Много на свете профессий. Все они разные, но каждая необходима, каждая нужна людям.
Каких профессий только нет:
Художник, повар и поэт,
Учитель, доктор и аптекарь,
Но есть ещё и библиотекарь.
Волшебник, в мире книг живёт,
Всё для читателя найдёт.
В библиотеку мы идём,
Как в свой родной, любимый дом
Говорить о профессии библиотекаря – это значит значит и говорить о предмете его труда – о книге, о ее роли в жизни людей.
Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки – картинки, потом – веселые стихи, рассказы, журналы. Иногда это сказки, которые мама или бабушка перед сном читают ребенку. И всегда за этим стоит добрая, умная, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесет через всю свою жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.
Когда вы преступаете порог школы, книги становятся постоянными спутниками вашей жизни. Из года в год, из класса в класс их становится все больше и больше. И когда оказывается, что без какой – то книги невозможно выучить урок, написать сочинение, осмыслить свои поступки и поступки своих друзей, научиться чему – то важному, тут уже никак не обойтись без «книжкиного дома» — библиотеки.
«Аптека для души» — так было написано на библиотеке одного из фараонов. Точно также как лекарство, продаваемое в аптеке, лечит больное тело человека, точно также и книга помогает человеческой душе.
Библиотека – море книг,
Библиотека – храм науки.
Переступайте наш порог,
Берите клад бесценный в руки.
Но чтобы отыскать в океане изданий самое главное, нужны помощь и рекомендации библиотекаря – вашего друга и советчика.
Чтобы стать хорошим библиотекарем, необходимо любить свою профессию, читать книги, обладать широким кругозором, обширными познаниями в самых разных областях. Но эти знания еще необходимо уметь использовать в работе, применять на практике, доносить их до детей, учителей, воспитателей. Вот почему библиотекарь должен быть еще и педагогом. А так, как ему предстоит еще завоевать доверие читателей, понять их – он должен быть еще и психологом.
Я прочту вам стихотворение:
Ваше величество, Библиотекари!
Часто бываете вы незамечены,
Но невзначай, улыбаясь читателю,
Сами бываете вы обаятельны.
Вы незаметно людей согреваете
И простотой своей всех покоряете.
Помнит вас тот, кто диплом защищал,
Кто диссертацию сам написал,
Кто интересные книги читал.
Вспоминают вас те, кто в школе учился,
Кто рефераты писать научился,
Мальчик, который стихи прочитал,
Девочке той, по которой скучал.
Так поклонитесь библиотекарям,
Не забывайте душ наших лекарей.
Ведь они рядом с вами идут,
Так уважайте скромный их труд.
Библиотекарем может стать каждый, кто любит людей и книги. Но если библиотекарь работает в школьной библиотеке – ему нужно в первую очередь подружиться с детьми.
Библиотекарь в школе проводит библиотечные уроки, различные мероприятия, посвященные празднику книги, составляет каталоги и картотеки, выдает учебники.
В школьной библиотеке работает всего один библиотекарь, который должен успеть все: и книгу интересную подобрать читателю, и выставку оформить, и учебники выдать, а также не забыть проверить их состояние, и о книге с читателем поговорить, и многое – многое другое.
В крупных библиотеках масса специалистов трудится в отделах комплектования, обработки фондов, каталогов, т.е. выполняют незаметную для читателя, но очень нужную работу.
На абонементе и читальном зале труд более подвижен, но требует умения быть приветливым, уметь заинтересовать читателя.
Библиотекарь — очень древняя профессия, ей уже больше четырех с половиной тысяч лет! Возникла она вместе с шумерской культурой, где впервые появились глиняные каталоги. Первыми библиотекарями считают писцов, составивших собрание глиняных табличек приблизительно в 2500 году до н. э. Им пришлось быть не только библиотекарями, но отчасти и юристами, поскольку основная часть табличек содержала юридическую информацию.
Первое летописное указание на русскую библиотеку относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих книг и переписки уже имеющихся славянских. Книги Ярослав приказал хранить в Софийском соборе Киева. Так возникла первая русская библиотека, первыми библиотекарями в которой были монахи.
На протяжении многих столетий библиотекарями были такие известные люди, как великий баснописец И.А.Крылов, который более 30 лет проработал библиотекарем и даже был награжден орденом за составление каталога.
Библиотекарями также были: И. Гете, братья Гримм, Лейбниц, Н.И. Лобачевский, В.Одоевский.
Я горжусь тем, что у меня такие знаменитые коллеги.
А теперь мне бы хотелось проверить ваши знания о библиотеках. Предлагаю провести небольшую викторину.
Викторина:
-В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира? (Москва)
-Какой новый вид книги появился в ХХ веке? (электронный)
-Кто основал первую библиотеку на Руси? ( Ярослав Мудрый)
-Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света? ( Александрийская)
-Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно? (Должности библиотекаря)
-На какой срок выдают книги на абонементе? ( на 15 дней)
— На какой странице ставится библиотечный штамп ( на титульном листе и на 17 странице)
— Что нужно сначала сделать, чтобы взять книгу из библиотеки ( записаться в библиотеку)
— Как называется основной документ читателя ( читательский формуляр)
— Как звали библиотекаря патриаршей библиотеки в Константинополе, который вместе с братом Мефодием создал славянскую азбуку (Кирилл)
Библиотекарь: Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на вопросы. Возможно, что кто – то из вас тоже захочет стать библиотекарем. Я буду рада рассказать вам о своей профессии.
Основной этап
— Так кто же такой библиотекарь?
— Библиотекарь очень древняя профессия, ей больше четырех с половиной тысяч лет и возникла она вместе с шумерской культурой, где впервые появились глиняные каталоги. Первыми библиотекарями были писцы (2500 году до н. э.);
Само слово «библиотекарь» (произошедшее от греческого — собрание книг) впервые появилось в Греции. Во все времена библиотекарей очень почитали и уважали, считая их самыми умными и мудрыми. Люди нередко обращались к ним за помощью или советом. (Слайд 2).
— Ребята, как вы думаете, почему библиотекарей считали самыми умными и мудрыми?
— Действительно, находясь в окружении книг, библиотекарь много свободного времени проводил за их изучением, узнавал из них много нового и поэтому его считали самым мудрым и умным.
— Как вы считаете, какими профессиональными качествами должен обладать библиотекарь?
— Всё верно. В первую очередь библиотекарь должен быть доброжелательным, общительным, терпеливым, ведь он работает с людьми. Так же у него должна быть хорошая память и внимание, он должен быть аккуратным и уметь быстро читать. (Слайд 3).
— Ребята, а кто знает, как работает библиотекарь? Ведь найти нужную книгу в таком большом «городе» как библиотека не так-то просто.
— Для того чтоб найти нужную книгу, библиотекарю необходимо специальные знания и умения. Ведь не всякий читатель знает, что у каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках — каталогах находятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит и принесёт нужную литературу.
— А теперь давайте посмотрим видеофрагмент, который поможет нам еще лучше познакомиться с этой замечательной профессией.
После просмотра:
— Что еще нового вы узнали о профессии библиотекаря из этого видеофрагмента?
— Ребята, вы конечно еще не можете работать библиотекарями, но помогать ему вы можете уже сейчас. Для этого необходимо знать правила поведения в библиотеке и правила бережного отношения с книгами. Кто знает, как же нужно вести себя в библиотеке?
— Вы все правильно сказали, а теперь давайте обобщим наши правила.
Правила поведения в библиотеке:
1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми.
2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.
3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.
5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
6. Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.
7. С книгами обращайся аккуратно.
8. Уходя, обязательно попрощайся.
— Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно:
1. не мните страницы книги (тем более не вырывайте их), не загибайте уголки страниц;
2. не делайте заметок на полях книги; ничего не подчёркивайте, ничего не пишите и не рисуйте на её страницах;
3. листайте книгу осторожно, стараясь не повредить её; не бросайте книгу;
4. взятые домой книги возвращайте в библиотеку вовремя;
5. относитесь к библиотечным книгам так же бережно, как к своим собственным. (Слайд 5).
— Вот мы повторили правила поведения в библиотеке и бережного отношения с книгой. Я надеюсь, что вы всегда будете стараться их соблюдать.
Высказывают мнения.
— Потому что они много читали.
— Доброжелательность, общительность, умение быстро читать…
Высказывают мнения.
Просмотр видеофрагмента.
— Библиотекарь профессия творческая, библиотекарь так же организует выставки, различные мероприятия…
— Не шуметь, не бегать, сдавать книги вовремя…
Читают правила по цепочке.
Конспект НОД «Ознакомление с трудом библиотекаря детей старшей группы».
Цель: познакомить детей с трудом библиотекаря.
Задачи:
1.Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.
2. Познакомить детей с детскими писателями: Корнеем Чуковским и Агния Барто.
3.Развивать познавательные интересы, монологическую речь, память.
4.Воспитывать любовь к книгам, желание бережно с ними обращаться.
Материал: портреты детских писателей: Корнея Чуковского, Агнии Барто, фотография детской библиотеки, лист альбомной бумаги, фломастеры, карандаши, цветные восковые мелки.
Методические приёмы: чтение стихотворений О. Зыковой «Библиотекарь – книжный лекарь», А. Барто стихи из серии «Игрушки», беседа с детьми о работе библиотекаря, вопросы к детям. Рассматривание портретов детских писателей. Проведение физкультминутки « Наши ручки рисовали», изготовление книжек — самоделок. Показ способа действия складывания листа пополам.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, я прочту вам стихотворение о человеке, который очень любит книжки.
Если книжка изорвалась,
И обложка оторвалась,
Ей поможет книжный лекарь –
Звать его – библиотекарь.
В книжку он страничку вклеит,
И обложку к ней приклеит,
Станет книжка снова новой,
Станет целой и здоровой!
С книжкой надо обращаться
Аккуратно всякий раз.
Книги могут обижаться —
Навсегда уйти от вас.
Воспитатель: О ком говориться в этом стихотворении?
Дети: О библиотекаре.
Воспитатель: А как называется место работы библиотекаря?
Дети: Библиотека.
Воспитатель: Правильно, в нашем городе есть две библиотеки. В одну ходят взрослые люди, а в другую дети. Библиотекари выдают людям книги, для того, что бы их можно было прочесть дома. Люди, которые читают книги, много знают.
Воспитатель: А как нужно вести себя, когда вы пришли в библиотеку?
Дети: Тихо, не шуметь.
Воспитатель: Правильно ребята. В библиотеке есть зал, где в высоких шкафах стоят книги и ждут своего читателя. Когда вы выбрали понравившуюся вам книгу, надо подойти к библиотекарю, она запишет её название в карточку, и после этого вы можете взять её домой на некоторое время. А можно ли оставлять книжку у себя дома долго?
Дети: Нет, её надо отнести обратно, в библиотеку.
Воспитатель: А почему?
Дети: За ней могут прийти другие читатели.
Воспитатель: Ребята, назовите, какие ваши книжки самые любимые?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: А кто пишет сказки и детские рассказы?
Дети: Писатели.
Воспитатель: А каких детских писателей вы знаете?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, перед вами портрет Корнея Ивановича Чуковского, он написал «Федорено горе» и «Мойдодыр». А это портрет Агнии Барто, она сочиняла детские стихотворения, которые вы все хорошо знаете. Давайте ещё раз вспомним стихи из цикла «Игрушки», я буду говорить вам первую строчку, а вы последующие.
Воспитатель читает первую строчку, а дети проговаривают следующую.
Воспитатель: Скажите, а как надо обращаться с книгами?
Дети: Аккуратно, не рвать странички.
Воспитатель: А вы бы хотели сделать книжку — самоделку сами ?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого вам понадобиться белый лист бумаги, который нужно сложить пополам и провести по линии сгиба. Книжка готова, но не хватает ярких иллюстраций. Их я нарисую сама. Моя книга расскажет детям о зиме, я нарисую ёлку, горку и снеговика. А о чём расскажут ваши книги?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Прежде чем рисовать, давайте подготовим наши пальчики.
Физкультминутка «Наши ручки рисовали».
Наши ручки рисовали,
А потом они устали.
Мы немного отдохнём,
Рисовать опять начнём.
(Дети поочерёдно сжимают и разжимают пальцы рук).
Дети приступают к изготовлению книжек.
Воспитатель: Как много книжек – самоделок, у вас получилось и какие они все красивые! Соня о чём расскажет твоя книжка? У Егора книга о транспорте, а у Ромы о семье. Ребята, а вы хотели бы сходить в библиотеку на экскурсию, что бы увидеть, как работает библиотекарь?
Дети: Да.
Муниципальное общеобразовательное
учреждение города Горловки
«Школа-интернат с
предоставлением дошкольного образования»
Классный час
«Удивительная профессия –
библиотекарь«
1 класс
Подготовила и провела воспитатель
Близнюк С.В.
2020
уч. год
Библиотека — это сокровищница всех богатств
человеческого духа.
Лейбниц
Актуальность: Профессия
в глазах детей, я считают профессия замечательная!. Библиотекарь- это не
призвание ,а состояние особое души. Библиотекарь школьный в утро ранее, как и
ребята, на урок всегда спешат. Конечно, он не маг и не волшебник, но иногда
способен удивлять, достав из ниоткуда вдруг учебник , который просто негде
было взять!
Цель: познакомить первоклассников с профессией
библиотекаря. Вызвать у школьников интерес
к книге.
Задачи:
формирование
представлений о профессии библиотекаря с основами работы библиотекаря и
требованиями к нему;
развивать
познавательный интерес, любознательность ребенка; мыслительные операции, память,
речь.
воспитывать бережное отношение к книге, с правилами
поведения в библиотеке
Ход занятия.
Воспитатель
Сегодня мы будем
разговаривать о профессиях, а о какой именно профессии мы поговорим с вами
сегодня, вы сами скажете мне, что нарисовано на картинке.
(Ответы детей)
Воспитатель
Да ! Вы правильно ответили .В библиотеке много книг,
журналов, и все это называется книжным фондом. Человек,
любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных,
добрых и верных друзей.. Книги рассказывают об интересных событиях,
приключениях, приглашают в увлекательный мир сказок.
Дети что такое библиотека? (ответы детей)
-это место бережного хранения книг. Но книги
в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который
пришел в библиотеку за книгой называется – читатель.
Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же
найти среди такого обилия книжек самую интересную, с самими красивыми
картинками? Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит, что ты больше
любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи? И
подведет тебя к полке, где стоят эти замечательные книжки.
.
Дети рассказывают стихи
1 ученик
Так кто же он такой —
библиотекарь?
Целитель душ, наставник,
проводник.
Он добрый маг и опытный аптекарь,
Настой подавший из целебных книг.
2 ученик
Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом.
В переплетах темной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.
3 ученик
Библиотекарь –
путеводитель
В самый загадочный
мир из миров.
Библиотекарь –
добрый хранитель
Знаний и мудрости
целых веков.
4ученик
Библиотекарь,
будто аптекарь,
Всегда вам
подскажет, что почитать.
Библиотекарь – душ
наших лекарь,
Его не возможно не
почитать.
Воспитатель
А сейчас
мы свами познакомимся с правилами в библиотеки и обращения с книгой?
Правила
поведения в библиотеке:
В библиотеке существуют
определенные правила, пользования книгой и библиотекой.
v
Заходя в библиотеку, поздоровайся со всеми.
v
Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол.
v
Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь
вычеркнул книгу.
v
Выбирая новую книгу, всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.
v
В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
v
Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.
v
С книгами обращайся аккуратно.
v
Уходя, обязательно попрощайся.
v
— Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы
и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно.
Правила
обращения с книгой
v Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или
надень обложку.
v При чтении книг пользуйся закладкой.
v Не загибай книжные страницы.
v Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на
отдельные листочки.
v Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
v Не читай во время еды. На страницах появятся пятна,
которые невозможно очистить.
v Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Загадки
Достанет
книги все для нас,
Любой рассказ она нам даст.
Где книга каждая стоит,
Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь,
А школьный наш.
(Библиотекарь)
Стоит
огромный Светлый дом.
Десятки
тысяч Книжек в нём.
В ней
книжек видимо-невидимо,
А что
невидимо, то выдано.
Если
хочешь умным стать,
Нужно
много книг читать.
Чтоб
найти все книги века,
Приходи
в…( Библиотеку)
Снаружи
смотришь – Дом, как дом,
Но нет
жильцов обычных в нем.
В нем
книги интересные Стоят рядами тесными.
На
длинных полках вдоль стены Вместились сказки старины,
И
Черномор, и царь Гвидон,
И добрый
дед Мазай…
Как
называют этот дом?
(Библиотека)
Хозяин
книг
И
книжный лекарь
Так кто
же он? (Библиотекарь)
Игра « Что любит книга?»
Ласку –
Да!
Жить на
книжной полке – Да!
Грязные
руки – Нет!
Валяться
на полу – Нет!
Закладку
– Да!
Дождик
и снег – Нет!
Обложку
– Да!
Бережное
отношение – Да!
Жареную
картошку – Нет!
Чистые
руки – Да!
Молодцы!!!
А у вас, ребята, есть любимые книги? (ребята отвечают)
-Какие
книжки читали вам родители ?
(
Показ книжек)
Кроссворд
2 |
||||||||||||||
4 |
П |
|||||||||||||
т |
р |
3 |
||||||||||||
1 |
Б |
и |
б |
л |
и |
о |
т |
е |
к |
а |
||||
ш |
п |
н |
||||||||||||
и |
и |
и |
||||||||||||
н |
с |
г |
||||||||||||
у |
и |
5 |
а |
з |
б |
у |
к |
а |
1.
Как называется дом, в котором живут книги (Библиотека).
2. Название
первой тетради, в которой, вы учились писать? (Прописи).
3. Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу, чтоб
со мною подружиться,
нужно грамоте учиться. (Книга.)
4. Что
нужно соблюдать для занятий в читальном зале? (Тишину).
5. Какую
книгу папа Карло купил Буратино, отправляя его в школу? (Азбуку).
Вот и подошел к концу наш классный час, что нового, полезного вы сегодня
открыли для себя?
— Так кто же такой библиотекарь?
— Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию?
— Как мы можем помогать библиотекарю?
— Мне было очень приятно с вами общаться. До свидания,
ребята!
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы настоящие читатели! Итак,
сегодня мы с вами узнали, что такое библиотека, правила поведения в ней,
узнали, как надо правильно обращаться с книгами и даже поиграли в игры! Книжкин
дом открыт для вас. Всегда ждем вас в гости!
Итог
урока.
—О чем мы говорили на занятиях?
-Что
нового вы узнали?
-Какие
задания вам понравились?
-В каких
заданиях вы испытывали затруднения?
Автор: Артемова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мбдоу комаровский детский сад
Населённый пункт: нижегородская область
Наименование материала: Экскурсия в библиотеку
Тема: Ознакомление с трудом библиотекаря
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Комаровский детский сад»
Муниципальный этап областного конкурса исследовательских,
проектных и творческих работ «Моя профессиональная карьера»
Номинация «Профориентация на практике»
Тема: «Экскурсия в библиотеку для детей старшей группы (5-6 лет).
Ознакомление с профессией библиотекаря»
Выполнила:
Воспитатель — Артемова Ольга Михайловна
1 квалификационная категория
Нижегородская обл., Богородский р-н, пос. Кудьма
Аннотация мероприятия
Актуальность. Дошкольное
детство
—
очень
важный
этап
в
воспитании
внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему
познавать окружающий мир и себя в нем.
На
основании
ФГОС
ДО
одной
из
главных
задач,
стоящих
перед
ДОУ,
является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей
существует определенная дисгармония.
Проблема
воспитания
детей
дошкольного
возраста
–
это
поверхностные
знания детей о профессии библиотекарь, недостаточное внимание уделяется
чтению
художественной
литературы
родителями
детям,
поверхностный
интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой,
замена книги на мультфильмы и компьютер.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром
телепередач
и
компьютерными
играми
в
ущерб
чтению
книг.
В
век
информационных
технологий,
стремительного
развития
всемирной
информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги,
ее
глубокого
и
вдумчивого
чтения.
Рано
или
поздно
в
жизни
ребенка
наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв
слова, из слов — предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить
книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так,
одной
из
форм
организации
работы
по
социализации
личности
ребёнка, стало взаимодействие с библиотекой.
Новизна. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в
образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей,
полученных
творческими
усилиями
воспитателя. Целью
инновационной
деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности
процесса обучения и получение более качественных результатов.
При
осуществлении
инновационной
деятельности
перед
педагогом
ДОУ
ставятся следующие задачи:
— развивать индивидуальность, инициативность детей, их самостоятельность,
способность к творческому самовыражению;
— повысить любознательность и интерес к исследовательской деятельности;
—
стимулировать
различные
виды
активности
воспитанников
(игровой,
познавательной и т. д.);
— повысить интеллектуальный уровень детей;
— развить креативность и нестандартность мышления.
Применение
ИКТ
технологий
на
занятиях
привлекает
внимание
дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые
информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе
зрительного
(презентация,
анимация),
слухового
(звуковые
и
видеоматериалы)
и
осязательного
(интерактивная
доска,
клавиатура)
восприятия.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе
вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на
занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной
—
дети
сами
проявляют
познавательную
активность,
что
способствует
осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает
в себя:
— проведение различных развивающих игр;
— просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
— разбор проблемных ситуаций;
— совместное творчество и др.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с
дошкольниками:
— дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое
действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.);
—
несколько
детей
работают
с
интерактивной
доской
одновременно
(2–3
ребёнка),
используя,
например,
маркер,
стилус
или
интерактивный
инструмент «Ластик»;
— один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные
варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
— один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
—
дети,
сидящие
за
столами,
дают
задание
стоящему
у
доски
ребёнку
(старший дошкольный возраст).
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных
групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно
развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает
развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные
задачи. Если
в
традиционной
образовательной
деятельности
процесс
обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации,
то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Практика
современной
работы
дошкольного
учреждения
выделяет
следующие виды проектной деятельности:
— исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют
результаты, например, в форме газеты, рисунка;
— игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа,
сказки;
— информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а
потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа,
рассказа;
—
творческая
—
обычно
не
имеет
чётко
проработанной
структуры,
предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут
стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в
которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки,
конверты
и
т.
д.
Лэпбук
является
результатом
совместной
деятельности
педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод
предоставляет
ребёнку
возможность
самому
проводить
ознакомление
с
наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком,
складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук
поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать
о
нём
в
дальнейшем.
Такая
интерактивная
папка
часто
используется
на
завершающем этапе проектной деятельности.
Цель: Ознакомление детей с профессией библиотекаря, с назначением и
устройством библиотеки, правилами пользования книгами.
Задачи:
— познакомить воспитанников с профессией библиотекаря;
-воспитывать интерес, уважение к труду библиотекаря;
— познакомить с правилами посещения библиотеки;
— развивать интерес к художественному слову;
—
пополнить
словарный
запас
—
библиотекарь,
стеллаж,
книжные
полки,
читатели, книги, журналы, иллюстрации;
— воспитывать интерес к книге, способам бережного обращения с книгами, а
также с книгами, требующего ремонта.
Ожидаемые результаты:
— пробуждение интереса к работе, труду библиотекаря;
— появление у детей интереса в потребности и общении с книгой, бережное к
ней отношение;
— понимание детьми, что книга служит источником знаний об окружающем
мире, о жизни других людей;
—
развитие
коммуникативных
навыков,
активизация
познавательной
деятельности.
Сценарий мероприятия.
Экскурсия в библиотеку для детей старшей группы (5-6 лет).
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением библиотеки.
Чтение произведений: Б. Заходер «Переплётчица»; И. Ильин и Е. Сегал
«Рассказы о том, что тебя окружает»; С. Жупанин «Я-библиотекарь».
Беседа «Какие бывают книги».
Беседа о правилах поведения в общественных местах.
Дидактическая игра «Угадай сказку по описанию».
Организация «Книжкиной больницы» по ремонту книг.
В группе.
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла по улице и нашла необычную посылку.
Хотите ее открыть? Смотрите, да тут книги!
Воспитатель
раскрывает
книгу
и
обращает
внимание
на
кармашек
с
листочком-вкладышем внутри. Читает на формуляре: «Комаровская сельская
библиотека».
Ребята, а вы знаете, что такое библиотека? Это дом, здание, где живут книги.
Какие бывают библиотеки? (Библиотеки бывают научные, взрослые, детские,
школьные и даже библиотеки с ценными старыми изданиями.
Ребята, как мы можем помочь этим потерянным книжкам? (Можем отправить
их к себе домой, обратно, в библиотеку). Хорошо, так мы и поступим…
Экскурсия в библиотеку.
Ребята,
библиотекаря
зовут
Галина
Викторовна,
она
знает
все
о
библиотечных
книжках.
Сегодня
мы
познакомимся
с
ней.
Библиотекарь
выдает книги, общается с читателями, рекомендует необходимую литературу,
рассказывает о детских писателях.
Воспитатель: Здравствуйте, Галина Викторовна, мы ребята из детского сада
из
группы
«Гномики».
Я
сегодня
нашла
посылку
с
книгами,
которые
потерялись и ищут дорогу домой. Мы с ребятами решили им помочь.
Библиотекарь: Здравствуйте ребята, а почему вы решили, что это книги из
нашей библиотеки? (Мы узнали это из формуляра, который есть в каждой
книге).
Библиотекарь: (заглядывает в формуляр). Верно, это наши книги. Их брал
мальчик
Рома
Неряхин,
ученик
третьего
класса.
На
каждого
посетителя
библиотеки заводится читательская книжка, где записываются книги, и срок,
на который они выданы. Книгу нужно вернуть вовремя. Это одно из главных
правил библиотеки.
Ребята, проходите, я хочу вас познакомить с библиотекой.
Это читальный зал. Здесь находятся книги, которые можно взять и тихо
почитать
за
столом.
Здесь
есть
также
выставочная
витрина
с
особо
интересными и занимательными книгами. Давайте подойдём и рассмотрим
красочные
иллюстрации.
На
витрине
также
находятся
рисунки
ребят-
школьников, которые приходят к нам в библиотеку, в следующий раз вы
можете принести свои рисунки к любимым сказкам или рассказам.
Также
у
нас
есть
литературная
гостиная,
где
мы
принимаем
гостей
и
книжная мастерская, где занимаемся ремонтом книг.
Библиотекарь просит детей подумать и рассказать, какие правила должны
выполнять читатели при посещении библиотеки? (Соблюдать тишину, беречь
книги).
А
как
мы
сможем
сберечь
книги,
чтобы
они
дольше
служили
людям,
оставались целыми и привлекательными? На столе лежат картинки, давайте
посмотрим и объясним правильное и небрежное обращение с книгами.
Дети рассматривают картинки из лэпбука «Библиотека» и комментируют их:
-нельзя заворачивать и мять страницы;
-нельзя перегибать книгу;
-не рисовать в книге;
-не вырывать листочки;
-нельзя мочить книги;
-нельзя брать их грязными руками.
Библиотекарь предлагает в игре закрепить правила обращения с книгами.
Проводится игра «Можно и нельзя».
При чтении стихотворных строк дети хлопают в ладоши и хором произносят
«Да!» в случае утвердительного ответа или «Нет!» в случае отрицательного
ответа.
Книга-самый лучший друг, это знают все вокруг!
Книгу можно прочитать, руками грязными листать.
Если нравится картинка-рви её из серединки.
Книгу бережно держи, в неё закладку положи.
С горки прокатись на книжке, предложи проехать Мишке.
Ручку в руку ты возьми, на страницах попиши.
Книгу в воду не бросай, береги и уважай!
Ребята, у нас в библиотеке для каждой книги найдется свой домик-стеллаж.
Он состоит из книжных полок. Давайте найдем место для книг, которые вы
принесли. На каждой обложке написано название книги, и автор, который ее
написал. Это — книга сказок, рассказы и энциклопедия. Сказки у нас стоят на
этой полке, но, прежде чем их поставить, давайте вспомним чем сказки
отличаются от других произведений (В сказках есть волшебство, волшебные
предметы
и
волшебники,
животные
умеют
разговаривать).
Библиотекарь
ставит книжку на место.
А
на
этой
полке
стоят
рассказы.
Чем
они
отличаются
от
других
произведений? (В рассказе говорится о том, что случается в жизни, в нем нет
чудес). Какие рассказы вы знаете? Кто авторы этих рассказов?
У нас осталась энциклопедия. Это книга-помощник, она лежит со словарями,
справочниками, которые знают ответы на все вопросы. И лежат они все на
третьей полке.
А сейчас я предлагаю вам игру-викторину.
Викторина: «Угадай сказку» с использованием проектора.
На проекторе детям показывается половина картинки из сказки, дети должны
угадать сказку. Показ картинок сопровождается загадками-подсказками.
Вырос в поле чудный дом. Дружно жили в доме том.
Все жильцы, и жили б впредь, но вмешался тут медведь. (Теремок).
Летела стрела и попала в болото, и в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей, сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна Лягушка).
Жил да был Иван-дурак, не мечтал Иван никак
Стать царём, но стал им вдруг и помог ему в том друг-
Презабавная зверюшка, конь, похожий на игрушку. (Конёк-горбунок).
Жили-были раз три брата, их вы знаете, ребята,
Каждый строил себе дом, оказались все в одном. (Три поросёнка).
Зимой суровой, вьюжной, снежной, велели ей найти подснежник.
И на ночь в тёмный лес послали, кто героиня та, узнали? (12 месяцев).
Деревянный был мальчишка, бегал он всегда вприпрыжку.
Но
сама
черепаха
Тортилла
ключик
волшебный
ему
подарила.
(Золотой
ключик или приключения Буратино).
Молодцы, ребята, все сказки угадали.
Воспитатель: В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно!
Физкультминутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять яичко)
Посмотрите-ка, разбила (показать яичко на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Ой, ребята, сегодня я обнаружила книгу со сказками. Она заболела. Что вы о
ней скажете? (Странички порваны, обложка в пятнах). Приятно читать такую
книгу? Наверно, кто-то неаккуратно пользовался книгой. Её нужно вылечить.
Как же нам поступить? Правильно, нужно книгу отремонтировать.
Воспитатель: Ребята мы уже большие и в группе сами чиним книги. А в
библиотеке кто ремонтирует книги? (Библиотекарь). Ребята, давайте поможем
Галине Викторовне и починим книги в мастерской…
Во время ремонта книг библиотекарю задаётся вопрос: Галина Викторовна, а
почему вы решили стать библиотекарем?
Рассказ библиотекаря
Библиотекарь:
Когда
я
была
маленькой,
такой,
как
вы,
я
любила
рассматривать разные книги, особенно яркие, привлекательные картинки в
них. Мне очень хотелось узнать, про что рассказывается в книге. Но я не
умела
читать,
поэтому
часто
задавала
много
вопросов
взрослым.
Все
называли
меня
«почемучкой».
И
тогда
я
решила
научиться
читать
и
научилась. Когда я пошла в школу, я читала уже очень хорошо. Из книг я
узнавала очень много нового, интересного. И тогда я решила, когда вырасту,
буду работать с книгами в библиотеке, стану библиотекарем. Книга-лучший
друг
для
каждого
человека.
А
библиотекарь
для
меня-самая
лучшая
профессия. Я всегда общаюсь с читателями, советую, какую книгу прочесть,
рассказываю о писателях и новых книгах. В нашей библиотеке, я устраиваю
красочные
выставки,
посвященные
юбилею
писателя
или
поэта.
В
следующий раз я вас обязательно приглашу.
Ребята, книга вам очень благодарна за помощь, спасибо вам, что помогли
починить её.
Воспитатель: Ребята, это сказки Александра Сергеевича Пушкина. Давайте
возьмём её и прочтем в садике. А Галина Викторовна запишет книгу на нас.
Галина Викторовна оформляет книгу. Дети наблюдают за её действиями.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились с библиотекой
и узнали о том, что библиотекарь-очень важная и нужная профессия, узнали,
как правильно пользоваться книгами. Что вам больше всего понравилось и
запомнилось? (Ответы)
Библиотекарь:
Ребята,
я
очень
рада,
что
вы
узнали
много
нового
и
интересного.
Буду
ждать
вас
снова
в
гости.
И,
может
быть,
когда
вы
вырастите,
вам
тоже
захочется
выбрать
эту
увлекательную
и
нужную
профессию-библиотекарь.
Фотоотчет об экскурсии в библиотеку (Приложение 1).
Аудитория участников.
Участниками являются дети старшей группы «Гномики» (5-6 лет).
Партнёр соорганизатор: «Комаровская сельская библиотека»
Выводы.
В результате сотрудничества с Комаровской сельской библиотекой в 2018 г. у
детей пробудился интерес к книге, познанию нового, интересного. Они стали
проявлять
устойчивый
интерес
к
художественному
слову
(загадки,
пословицы и поговорки), устному народному творчеству. Ребята стали чаще
брать
и
рассматривать
книги
—
иллюстрации
к
сказкам,
рассказам.
Использовать
активный
словарь
по
теме;
самостоятельно
организовывать
сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний; владеть техническими
навыками
и
проявлять
творческий
подход
в
изготовлении
самодельных
книжек.
Ребята познакомились с библиотекарем, его профессией, узнали, что должен
знать и уметь библиотекарь, какую работу он проводит на рабочем месте.
Посещение библиотеки стало для детей источником новых знаний, вызвало
положительные эмоции и превратилось в запоминающее событие.
Галина Викторовна решила проверить знания юных читателей, и провела
викторину по сказкам, но дети не растерялись и с интересом рассматривали
иллюстрации на проекторе и отвечали на вопросы.
В библиотеке ребятам рассказали о книгах и правилах бережного обращения
с ними. В группе мы придумали и смастерили карточки «Запрещающие и
разрешающие» условные обозначения при работе с книгой, и пользуемся ими
при необходимости, также они способствуют развитию речи при составлении
рассказа о книгах.
Библиотекарь
нас
познакомила
со
структурой
библиотеки.
В
группе
мы
организовали
свою
витрину
для
книг,
где
выставляем
актуальные
произведения и иллюстрации ребят к сказкам и рассказам, и даже смастерили
свои первые «книжки-малышки». Одни ребята зарисовали в них отрывки из
любимых сказок, а другие постарались придумать свой рассказ и зарисовать
его. К книге сказок А.С. Пушкина, взятой из библиотеки, ребята решили
нарисовать рисунки и подарить Галине Викторовне.
Для сюжетно-ролевой игры мы сделали карточки для отметки о выдаче книг.
Пока ребята не умеют писать, мы придумали условные обозначения. На
карты
мы
приклеили
картинки,
книги
о
природе
обозначили
зелёным
треугольником, сказки-красным кружочком, рассказы-желтым квадратом и
т.д.
Ребята
с
удовольствием
играют
в
библиотеку,
подражают
манере
поведения
библиотекаря,
передают
и
используют
в
игре
полученные
впечатления
от
экскурсии.
Мы
обыгрываем
различные
сюжеты:
«Поиск
необходимых книг в архиве», «Оформление стенда-Наши любимые книги»,
«В читальный зал пришли шумные посетители» и т.д.
Правила
бережного
обращения
с
книгами
мы
закрепляем,
используя
интерактивную доску и Лэпбук «Библиотека».
В
центре
книг
дети
самостоятельно
отбирают
книги,
нуждающиеся
в
ремонте, определяют, какие правила работы с книгой были нарушены и
применяют
соответствующие
трудовые
навыки.
Так
осуществляется
взаимодействие со сверстниками в процессе трудовой деятельности. Так же
мы посещали ребят средней группы и помогали им «вылечить» книжки.
Сотрудничество с Комаровской сельской библиотекой продолжается. В 2018
г. были экскурсии, посвященные истории книги и произведениям А.Л. Барто
(Приложение 2).
В 2019 г. прошёл конкурс чтецов, посвящённый 220-летию со дня рождения
А.
С.
Пушкина,
где
заняла
первое
место
воспитанница
нашей
группы.
(Приложение 3).
Список используемой литературы.
— Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Н.А. Васильева «От рождения до школы»
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, С2014 г.
— Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»,
Москва 2016 г.
— Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005 г.
— Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М.,
2008г.
— Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997 г.
— Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978 г.
Приложение 1
Фотоотчёт об экскурсии в библиотеку
Приложение 2
Экскурсия, посвященная истории книги и произведениям А.Л. Барто
Приложение 3
Воспитанница старшей группы «Гномики» на конкурсе чтецов,
посвящённому 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина