Рассказ о проповеди святого иоанна крестителя выписать главные пункты

Распечатать

Евангелист Лука начинает свое повествование о явлении Иоанна Крестителя свидетельством, что в то время Палестина составляла уже часть Римской империи, и ею правили, именем римского императора, тетрархи или четверовластники, управлявшие каждый четвертой частью всей области.

Состояние евреев перед выходом Иоанна из пустыни

Подчинение римскому владычеству было тяжким ударом для горделивых евреев; они считали себя избранным народом, особенно любимым и покровительствуемым Богом; они управлялись законами, преподанными, по их мнению, Самим Богом; они должны, по обещанию Моисея, господствовать над всеми народами мира, а не быть в подчинении; ведь Моисей, доведя их предков до земли обетованной, перед смертью своей заклинал их исполнять эти законы и говорил: Если ты… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли… и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать (Втор. 28, 1, 12). Значит, подчинение Риму – временное; пророки предвозвестили пришествие Избавителя; Он придет, свергнет это иго и покорит Израилю все народы мира!..

Секты фарисеев и саддукеев

Так рассуждали тогда порабощенные евреи; а так как исполнение пророчества Моисея поставлено было в зависимость от строгого исполнения заповедей, то понятно, что на изучение книги Закона (Торы) и на исполнение всех требований его было обращено особенное внимание. К сожалению, евреи того времени, за весьма немногими исключениями, были уже настолько нравственно испорчены, что перестали понимать истинный смысл заповедей; они думали, что вся праведность для них как потомков Авраама заключается лишь в точном исполнении обрядовой стороны Закона, и забыли, что тот же Моисей призывал на них все проклятия, если они не будут слушать гласа Господа Бога (Втор. 28, 15–68). Под влиянием таких стремлений образовалась секта ученых евреев, которые старались выделиться из среды других особенной ревностью к букве Закона и потому назывались фарисеями, то есть отдельными, отличными (феришим, от слова фаруш – отделение, отличие).

Изучая букву Закона, фарисеи не замечали смысла его; они забыли заповедь о любви к Богу и людям, и все свое внимание сосредоточили лишь на строгом соблюдении субботы, на омовениях, жертвоприношениях и вообще на всех внешних признаках благочестия. Завладев всеми видными общественными должностями, сделавшись учителями и руководителями народа, они злоупотребляли своим положением, наживались за счет вдов и сирот и прикрывали все свои хищения внешней набожностью. Умение притворяться и лгать, скрывать пустоту и порочность души под наружным видом святости составляло отличительную черту этих лицемеров.

Другая партия, состоявшая первоначально главным образом из священников, называлась партией саддукеев, или справедливых. Название этой партии одни производят от еврейского слова цедаках – справедливость, другие же от имени Садока, раввина, учившего за 260 лет до Рождества Христова, ученика Антигона. Антигон проповедовал, что человек обязан служить Богу бескорыстно, без надежды на награду и не из-за страха наказания после смерти. Садок же, односторонне поняв это учение, стал отвергать награды праведным и наказания грешникам и будущую загробную жизнь. Последователи его, саддукеи, считали, что душа человеческая уничтожается вместе с телом, – что поэтому нет воскресения, нет и загробной жизни, и что все на земле зависит от свободной воли человека, а не от Промысла Божия. Будучи большей частью священниками и даже первосвященниками, они признавали Священное Писание лишь потому, что строгое исполнение народом обрядовой стороны приносило им значительные выгоды. Так, например, фамилия Ананов устроила на Масличной горе завод для разведения и базар для продажи жертвенных голубей; злоупотребляя своею властью, первосвященники этой фамилии умножили случаи, в которых жертвоприношения голубей были обязательны, и продавали пару голубей по золотому динарию. Эти обманщики, преданные чувственности и любостяжанию, смотрели на религию лишь как на средство к обогащению, хотя и старались это тщательно скрывать.

Вот каковы были наставники и руководители народа израильского в то время, когда должны были исполниться пророчества о пришествии Мессии!

Четверовластник Лисаний

Перечисляя четверовластников, Евангелист упоминает Лисания как правителя Авилинеи, то есть области, примыкающей к Галилее и имевшей главный город Авилу. Противники достоверности Евангелии говорят, что Лисаний, хотя и был правителем этой области, но умерщвлен в 36 году до Рождества Христова, о другом же Лисании Иосиф Флавий и другие не упоминают; поэтому они (Штраус) усматривают в словах Евангелиста грубую историческую ошибку.

Но против такого обвинения представляют следующие возражения: Лисания, убитого до рождения Иисуса Христа, Иосиф Флавий называет царьком, а не четверовластником. Этого царька Антоний умертвил в 34 году до Рождества Христова и отдал его царство Клеопатре, царице египетской. Четверовластником же был другой Лисаний, что доказано раскопками развалин Авилы, произведенными в 1737 году. При этих раскопках найдена часть небольшого храма с надписью, в которой значится имя Нимфея, вольноотпущенного Лисанием четверовластником. Начинается эта надпись словами: Во здравие государей Августов. Этими Августами следует считать императора Тиверия и вдову императора Августа, Ливию, принявшую после смерти мужа титул Августы, так как до воцарения Тиверия в императорском семействе никогда не было двух лиц, одновременно носивших титул Августа. А это доказывает, что в царствование Тиверия в Авиле или Авилинее был четверовластник Лисаний (2-й), и что, следовательно, Евангелист Лука, упоминая о нем, не сделал никакой ошибки.

В то время первосвященником был Каиафа, зять Анны, бывшего первосвященника, отрешенного от должности правителем Иудеи. Пользуясь, однако, родством с заменившим его первосвященником, Анна сохранил за собой влияние в синедрионе и после отрешения своего, поэтому и его считали и называли первосвященником.

Появление Иоанна

В это-то время, в пятнадцатый год правления Тиверия, то есть в 779 году от основания Рима, когда Иоанну, сыну Захарии и Елисаветы, исполнилось уже тридцать лет, когда он достиг такого возраста, какой давал право учительствовать, он вышел из своей пустыни по особому внушению свыше и проходил по всей окрестной стране иорданской, призывая всех к покаянию.

Все Евангелисты говорят об Иоанне как посланном от Бога. Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне (Лк. 3, 2). Так говорит Евангелист Лука о призвании Иоанна. Ту же мысль выражает и Евангелист Иоанн в словах: Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете (Ин. 1, 6, 8). А Евангелист Марк начинает свое Евангелие словами пророка Малахии, относя их к Иоанну: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мк. 1, 2). Евангелисты Матфей (3, 3), Марк (1, 3) и Лука (3, 4) говорят, что Иоанн – это тот, о котором пророчествовал Исайя, то есть глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (Ис. 40, 3).

Строгий подвижник, носивший самую грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким медом, он представлял собою резкую противоположность современным ему наставникам и руководителям еврейского народа. Обходя города и селения окрестной страны, он везде объявлял о том, что Царство Небесное приблизилось, что оно близко, но что войти в него могут только люди с чистым сердцем. «Покайтесь, – говорил он (Мф. 3, 2), – спешите каяться, спешите очиститься от грехов, так как скоро будет уже поздно каяться: Царство Небесное близко, уже приблизилось!»

«Никакое слово не могло глубже поразить и тронуть, обратить на себя большее внимание и потрясти умы, как слово о приближении Царства Божия. В минуту чрезмерного напряжения умов, до которого довели евреев пыл неисполненных доселе надежд и скорбь при виде все более и более возрастающего угнетения, голос нового Пророка раздался, как клич к освобождению. Слово Пророка указывало, что в судьбах Израиля должен совершиться решительный переворот: конец надеждам, начинается их осуществление!». (Из соч. Дидона «Иисус Христос», кн. 2, гл. 2).

Народ заволновался и пошел за Иоанном на Иордан исповедовать грехи свои и, в знак очищения от них покаянием, омываться в волнах Иордана, креститься.

Впечатление, производимое Иоанном на народ

Сила духа и слова Иоанна производили на народные толпы необычайное впечатление. По свидетельству Иосифа Флавия, народ, увлеченный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве; влияние его было так велико, что народ готов был идти за ним, куда бы он ни повел его; и сам Ирод боялся этой власти великого учителя.

Одни только фарисеи и саддукеи, слепые вожди народные, были глухи к голосу Пророка, призывавшего к покаянию. Фарисеи были убеждены в своей праведности: они соблюдали не только все обряды, установленные Моисеем, но даже и те, которые освящены преданием и созданы ими же; они потомки Авраама; к чему же и в чем им каяться? Саддукеи же не верили в Царство Небесное, в воздаяние за дела земной жизни людей; следовательно, и им не было никакой надобности каяться и креститься.

Однако фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть, как толпы народа идут к Иоанну, как он приобретает над народом власть и как эта власть начинает ускользать из их рук. Они идут к нему, в пустыню, на Иордан, посмотреть: что это за пророк? Да и пророк ли он? Не с доброй целью шли они к Иоанну; не близость Царства Небесного влекла их; не для всенародного открытого покаяния в своих грехах шли они; нет, страх за потерю своего влияния на народ да любопытство, а может быть, и скрытое намерение избавиться от нежданного обличителя привели их к Иоанну.

Евангелист Матфей свидетельствует, что Иоанн увидел многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься: но это еще не доказывает, что они действительно крестились. Положительного указания на то, что они крестились, в Евангелиях не содержится; напротив, о том, что они не крестились, засвидетельствовал Сам Иисус Христос. Говоря народу об Иоанне, Он сказал: И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него (Лк. 7, 29–30).

Обличение Иоанном Фарисеев и Саддукеев

Когда приближались к нему фарисеи и саддукеи, которых даже издали можно было узнать по их особенным одеждам, то Иоанн, зная их помышления, обратился к ним с грозной, обличительной речью: «Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7). Кто сказал вам, что вы избавитесь в будущей жизни от наказания за ваши грехи? Знайте же, что и вам нет спасения иначе, как в покаянии! Но и одного покаяния недостаточно для спасения: надо не возвращаться к прежним порокам, стараться больше не грешить; надо сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3, 8), любовью к Богу и людям и добрыми делами доказать чистосердечность своего раскаяния и твердую решимость начать новую, лучшую, богоугодную жизнь! Не наружным благочестием, не словами, а добрыми делами заслужите себе Царство Небесное! Поймите, что дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10), как ни на что более негодное! Поймите, что и с вами, как творящими лишь злые дела, будет поступлено также! Вы надеетесь, что спасетесь уже потому только, что вы потомки праведного Авраама! Напрасно! И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам». Детьми Авраама назовутся не те, которые происходят от него по плоти, а те, которые будут жить в духе его; вас, плотских детей Авраама, Бог отвергнет и на ваше место призовет других людей, более вас достойных; ибо говорю вам, что Бог может даже из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). Спешите же раскаяться и начать новую жизнь, пока еще не поздно! Уже и секира при корне дерев лежит (Мф. 3, 10). Идет уже Тот, в руках Которого эта секира исполнит над вами приговор Его Страшного Суда! Лопата Его в руке Его (Мф. 3, 12); Он отвеет ею чистое зерно пшеницы от семян сорных трав и соломы; и как чистое зерно пшеницы собирают в житницу, а сорные семена и солому сжигают, так и Он отделит праведных от нечестивых; праведных введет в Царство Свое Небесное, а вас, нечестивых, осудит на вечную муку! Он хотя и идет за мной, но Он сильнее меня; Он настолько выше меня, что я
не достоин быть Его последним слугой, не достоин даже понести обувь Его. Я не имею власти прощать грехи, и потому я крещу вас в воде лишь в знак вашего покаяния, но Он, Идущий за мноюбудет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Мое крещение – только доказательство того, что крестящийся покаялся, приготовился встретить Грядущего за мной; оно не дает прощения грехов; но Он, Идущий за мной, имеет власть прощать грехи; Он отпустит грехи тем, которые примут Его и покаются; крещением Своим Он освятит их силой Духа Святого и тем очистит их, как бы огнем, от всех грехов их прошлой жизни».

В обличительной речи Иоанна, кратко переданной нам Евангелистами Матфеем и Лукой, заключается все учение о покаянии для отпущения грехов. Многие думают, что стоит только покаяться, и Господь тотчас же простит грехи; но они забывают слова Иоанна Крестителя – сотворите же достойный плод покаяния; они забывают, что как не всякий верующий в Бога войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Его, так и не всякий кающийся получает прощение, но только приносящий достойные плоды покаяния. Как вера без дел мертва, так и покаяние без дел недействительно.

Евангелист Матфей передает обличительную речь Иоанна как обращенную к фарисеям и саддукеям, а Евангелист Лука, передавая те же слова Предтечи, говорит, что они были обращены к народу (Лк. 3, 7–9). В этом нет никакого противоречия: несомненно, что с такими же увещаниями и угрозами обращался иногда Иоанн и к такой части народа иудейского, которая была заражена фарисейским лжеучением, а потому Евангелист Лука, описывавший все по порядку (1, 3), счел нужным дополнить повествование Матфея, указав и на обличение Иоанном народа.

Гордые своей мнимой праведностью фарисеи, а также неверующие саддукеи, ушли от Иоанна, не принеся покаяния и не крестившись, но затаив злобу против грозного обличителя. На народ же проповедь Иоанна производила потрясающее впечатление: все приходившие к нему каялись, в ознаменование покаяния погружались в воды Иордана (крестились) и на призыв пророка сотворить достойный плод покаяния спрашивали: что же нам делать? (Лк. 3, 10).

Советы Иоанна народу, мытарям и воинам

Евангелист Лука передает только сущность ответов Иоанна, но добавляет, что многому и другому поучал он народ. Народу он советует помогать бедным, кто чем может. Он не требует подвигов самоотвержения, не требует, чтобы крестящиеся сразу стали совершенными; он требует только доказательств искренности покаяния, подготовляет путь Господу, готовит людей встретить с чистым сердцем Идущего за ним. Придет время, когда желающим быть совершенными будет сказано: отвергни самого себя, то есть свое личное я, подчини свою волю воле Божией, безропотно переноси все посылаемые тебе испытания, возьми крест свой и иди за Мной! Время это настанет скоро; но пока оно еще не наступило, пока о совершенстве грешников не могло быть речи, Иоанн требует: от народа – добрых дел в пределах возможности, а от мытарей и воинов – воздержания от грехов, свойственных их особым занятиям.

Мытарями назывались сборщики податей. Римские императоры не содержали в завоеванных областях своих сборщиков податей, а отдавали богатым людям за условленную плату право взимания в свою пользу всех без исключения податей и разного рода повинностей. Главные откупщики, в свою очередь, передавали право сбора податей по отдельным городам и селениям другим лицам (в том числе и евреям), которые назывались мытарями. Эти мытари в стремлении к наживе брали с народа более того, что следовало, и тем заслужили себе общую ненависть; кроме того, самим требованием уплаты податей мытари постоянно напоминали евреям об утрате самостоятельности, о подчинении ненавистному Риму. За все это народ ненавидел мытарей, презирал их, считал их грешниками, недостойными общения. «Израиль мечтал быть владыкой и светом всего мира, и римское порабощение было для него тягостнее и постыднее всех цепей тюрьмы. Насколько же позорнее в глазах правоверных были те, которые способствовали закреплению этих оков и на такой нечистой работе набивали свои карманы? Для евреев не было ничего более ужасного и оскорбительного, как мытарь, который для своей наживы жертвует лучшими заветами своей религии и самыми дорогими надеждами народного самосознания. Он – худший из ренегатов и бесконечно более виновный, чем всякий преступник; он – то же, что язычник и, пожалуй, ниже его. Таково было господствующее мнение об этих откупщиках, и в общем оно было, конечно, справедливо» (Профессор Глубоковский. Священное Писание Нового Завета. Лекции. С. 192).

Мытари не считали себя праведниками: они смиренно пришли к Иоанну креститься, и Креститель не отверг их: он принял их кающихся, крестил их и потребовал принести скромный плод покаяния – не брать с народа лишнего при взимании податей.

Уверение Иоанна, что он не Христос

Евреи того времени верили, что Христос, когда придет, будет крестить; то было время всеобщего ожидания Мессии-Христа; поэтому приходившие на Иордан к Иоанну креститься невольно задавались вопросом: не Христос ли он? Евангелист не говорит, чтобы народ обращался с таким вопросом к самому Иоанну; с таким вопросом обратились к нему несколько позже посланные от синедриона священники и левиты; теперь же, как повествует Евангелист Лука, все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли Он (Лк. 3, 15). Сокровенные мысли приходивших креститься были открыты Иоанну, и он всем отвечал (то есть много раз, всегда, как только подобные мысли волновали окружавших его), что он крестит их только водой, а Христос будет крестить Духом Святым.

Многое и другое благовествовал он народу, поучая его (Лк. 3, 18). Из приходивших к нему некоторые оставались при нем как ученики его.

Источник: Толкование Евангелия / Б. И. Гладков. — [Сергиев Посад] : Свято-Троиц. Сергиева лавра, 2004. — 842. (Печатается по изд. Б.И. Гладков. Толкование Евангелия. 4-е изд. СПб., 1913).

Комментарии для сайта Cackle

ВикиЧтение

Библейские сказания
Автор неизвестен

Проповедь святого Иоанна Крестителя

Проповедь святого Иоанна Крестителя

Иоанн Предтеча, сын Захарии и Елисаветы, рано лишился родителей и удалился в пустыню, где жил в пещере до тридцатилетнего возраста.

Он вел строгую жизнь, постился и молился, носил одежду из верблюжьего волоса, опоясывался ремнем и питался медом и акридами (род саранчи, пища самых бедных людей на Востоке).

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он вышел к реке Иордану и стал проповедовать.

Он говорил:

– Покайтесь! Приблизилось царство Божие!

У иудеев давно уже не было пророков, и они охотно приходили слушать проповедь Иоанна. Предтеча Господень проповедовал, что без покаяния нельзя получить милости Божией, что надо всегда быть милосердным, воздержанным, довольствоваться своим состоянием, избегать всяких греховных дел.

Среди слушателей были мытари (сборщики податей). Иоанн говорил им, чтобы они не угнетали народ, не брали лишних денег в свою пользу. Были там и фарисеи, и саддукеи (фарисеи, исполняя правила наружного благочестия, втайне делали много беззаконного, но считали себя праведниками. Саддукеи отвергали бессмертие души).

Иоанн, видя их, воскликнул:

– Гнев Божий на вас! Покайтесь и творите дела, достойные покаяния.

Многие искренно каялись, и Иоанн, в знак очищения, крестил их в реке Иордане.

Читайте также

Проповедь св. Иоанна Крестителя

Проповедь св. Иоанна Крестителя
(Марк. 1, 2. 3. 6. Матф. 3, 14)Как написано у Пророка Исаии: се Я посы­лаю вестника Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Господу, исправьте стези Ему!. Приходит Иоанн Креститель и про­поведует в пустыне Иудейской, и говорит: по- кайтеся,

1.4. Служение святого Иоанна Крестителя

1.4. Служение святого Иоанна Крестителя
Святой Иоанн Предтеча был послан для того, чтобы Господь «явлен был Израилю» (Ин. 1: 31)[124]. Суть служения Крестителя в свидетельстве о Христе как Мессии: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1: 8); «Я крещу

Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня
На другой день праздника св. Богоявления Церковь с самых первых времен совершает празднование собора честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И вполне прилично было почтить особым

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня
На другой день праздника св. Богоявления Церковь с самых первых времен совершает празднование собора честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И вполне прилично было почтить особым

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

3:1—20 Проповедь Иоанна Крестителя (см.: Мф. 3:1–12; Мк. 1:1–8)

3:1—20 Проповедь Иоанна Крестителя (см.: Мф. 3:1–12; Мк. 1:1–8)
Лука был одним из первых христианских проповедников и потому доподлинно знал, как зарождалась проповедь Евангелия и какое значение для этого имело служение Иоанна Крестителя (Деян. 10:37). Свидетельство Иоанна о Христе

Приготовление к публичному служению: проповедь Иоанна Крестителя, крещение Иисуса, Его генеалогия, искушения (3:1–4:13) [391]

Приготовление к публичному служению: проповедь Иоанна Крестителя, крещение Иисуса, Его генеалогия, искушения (3:1–4:13)[391]
Вступление в 3:1–2 отражает чуткость евангелиста к историческому контексту и стремление показать мировое значение событий. Лука дает шесть временных

Рождество Святого Иоанна Крестителя (Луки 1:57-80).

Рождество Святого Иоанна Крестителя
(Луки 1:57-80).
Когда Елизавете исполнилось время родить, и родственники, и соседи сорадовались радости, которая переполняла ее, и в восьмой день собрались у нее дома, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя Мф. 14, 1–2, 6–12; Мк. 6, 14–16, 21–29; Лк. 9, 7–9

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя
Мф. 14, 1–2, 6–12; Мк. 6, 14–16, 21–29; Лк. 9, 7–9
В то время, как проповедь Евангелия распространялась более и более, Предтеча и креститель Христов иоанн, томившийся в темничном заключении, умер мученической смертью. обличение незаконной

Проповедь Иоанна Крестителя

Проповедь Иоанна Крестителя
Начало Благой Вести об Иисусе Христе, Сыне Божьем.2 У пророка Исайи написано:«Вот, впереди Тебяпосылаю Я вестника Моего,он приготовит путь Твой».3 «Голос громко взывающего в пустыне:«Приготовьте путь Господу,прямыми сделайте стези Ему!»»4 Во

Рождество Святого Иоанна Крестителя (Луки 1:57-80).

Рождество Святого Иоанна Крестителя
(Луки 1:57-80).
Когда Елизавете исполнилось время родить, и родственники, и соседи сорадовались радости, которая переполняла ее, и в восьмой день собрались у нее дома, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый

Проповедь Иоанна Крестителя

Проповедь Иоанна Крестителя
(Мк. 1:2–8; Лк. 3:1-18; Ин. 1:19–28)1 В те дни Иоанн Креститель начал проповедовать в Иудейской пустыне.2 — Покайтесь! — говорил он. — Потому что Царство Небес уже близко!3 Об Иоанне говорил пророк Исаия:«Голос раздается в пустыне:Приготовьте путь

4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Ин. 3: 22-36

4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Ин. 3: 22-36
Когда окончились дни праздника Пасхи, народ начал расходиться из Иерусалима. Христос со Своими учениками также оставил древний город и пошел на берега Иордана, где продолжал проповедовать и

Проповедь Иоанна Крестителя

Седмица 31-я по Пятидесятнице

В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,- Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Лк. 3:1-18

Рассказ о начале проповеди Иоанна Крестителя, который читается сегодня, датирован пятнадцатым годом правления Тиберия (Лк. 3:1). Тиберий правил Римской империей с 19 августа 14-го по 16 марта 37 года: следовательно, выход Иоанна на проповедь можно отнести ко второй половине 29-го или первой половине 30-го года. 

Повествование Луки почти полностью соответствует рассказам Матфея и Марка, однако добавляет к ним дополнительные штрихи. Прежде всего, Лука представляет Иоанна как нового пророка: «… был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:1–2). Аналогичным образом, с использованием формулы «было слово Господне к…», начинаются книги пророков.

Деятельность Иоанна Крестителя вызывала большой интерес среди иудеев, а его суровый аскетический облик привлекал к нему толпы народа. Проповедь Иоанна, насколько можно судить, носила прежде всего моралистический характер. Каждому классу людей Иоанн адресовал конкретные советы. К некоторым категориям лиц (а именно, к фарисеям и саддукеям) он относился с подчеркнутой строгостью. Активность Иоанна была не по душе фарисеям, отвечавшим ему взаимной антипатией. На их вопросы, тем не менее, Иоанн отвечал — прямо и коротко. Он понимал, что он не Мессия и не Илия-пророк. Главную цель своей миссии он видел в том, чтобы приготовить путь Тому, Кто сильнее его и Кому он недостоин развязать ремень обуви. Кто Этот Человек, Иоанн не знал до тех пор, пока Он не появился на берегу Иордана (Ин. 1:31).

В чем состояло «крещение Иоанново»? По форме оно мало напоминало ритуальные омовения, известные в ветхозаветной практике (подробное описание таких омовений содержится в главах 13–17 Книги Левит). Существовала также практика общины ессеев, известная по сочинениям Иосифа Флавия и кумранским рукописям. В кумранских рукописях омовение связывается с покаянием, очищением от грехов, соблюдением нравственной чистоты и вступлением в завет с Богом. Это наиболее близкая параллель к крещению Иоанна.

Несмотря на некоторые возможные параллели, крещение Иоанново имело ярко выраженные индивидуальные черты, делавшие его уникальным событием в жизни иудейской общины.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проповедь Иоанна Крестителя

    1 слайд

    Проповедь Иоанна Крестителя

  • С Иосифом господь беседовал в ночи,
Когда Святая Мать с младенцем почивала…...

    2 слайд

    С Иосифом господь беседовал в ночи,
    Когда Святая Мать с младенцем почивала…

    «Иосиф! Я расторг с жестокими завет.
    Исполни в радости Господнее веленье:
    Встань, возвратись в мой тихий Назарет –
    И всей земле яви моё благословенье».

    И. Бунин

  • Исполнил Иосиф повеление 
Божье, вернулся из Египта 
с семьей в Назарет.

О д...

    3 слайд

    Исполнил Иосиф повеление
    Божье, вернулся из Египта
    с семьей в Назарет.

    О детстве Иисуса известно
    немного. Он помогал отцу
    Иосифу плотничать, во всем
    слушался родителей.

  • Когда мальчику было 12 лет, родители взяли
 его с собой на праздник Пасхи в х...

    4 слайд

    Когда мальчику было 12 лет, родители взяли
    его с собой на праздник Пасхи в храм
    Соломона в Иерусалиме. Никогда он еще
    не видел такого великолепия и роскоши.

    Как завороженный, он слушал торжественное
    богослужение, а затем вступил в разговор
    с другими паломниками, сам стал спрашивать и отвечать.

  • Он так удивил всех присутствующих мудростью суждений и превосходным знанием С...

    5 слайд

    Он так удивил всех присутствующих мудростью суждений и превосходным знанием Священного писания, что вокруг него стало собираться много слушающих.

    Вскоре вся семья покинула Иерусалим и благополучно возвратилась в Назарет.

  • Шло время. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, пришел он из Назарета к реке Иорд...

    6 слайд

    Шло время. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, пришел он из Назарета к реке Иордан, где проповедовал и крестил людей Иоанн Предтеча.

    Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков, а потому, услышав о явившемся пророке Иоанне, его удивительной жизни и проповеди, народ со всех сторон стал собираться послушать его пламенные речи.

  • Караваджо. 
Иоанн 
Креститель Тростниковый крест с длинным 
стволом – атрибут...

    7 слайд

    Караваджо.
    Иоанн
    Креститель
    Тростниковый крест с длинным
    стволом – атрибут пророка.
    Лента с надписью «Вот Агнец
    Божий» — эти слова произнес
    Иоанн креститель, когда увидел
    идущего к нему навстречу
    Иисуса Христа.

  • С каждым днем слушателей становилось все больше. Иоанна говорил о скором появ...

    8 слайд

    С каждым днем слушателей становилось все больше. Иоанна говорил о скором появлении единого царства с Богом-царем, требовал от народа духовного очищения, пересмены образа жизни.

    «У кого две одежды, тот отдай неимущему, и у кого есть пища, делай то же».

    Воинам: «Ниого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем»

  • Всех, кто внимал Иоанну, верил его словам и каялся в своих грехах, Иоанн крес...

    9 слайд

    Всех, кто внимал Иоанну, верил его словам и каялся в своих грехах, Иоанн крестил в реке Иордан, окроплял головы водой, с тех пор почитающейся священной.

  • Брейгель. Проповедь Иоанна Крестителя.

    10 слайд

    Брейгель. Проповедь Иоанна Крестителя.

  • Одним из главных пророчеств Иоанна было провозглашение пришествия Мессии (Спа...

    11 слайд

    Одним из главных пророчеств Иоанна было провозглашение пришествия Мессии (Спасителя).

    «Я крещу вас водою, но идет сильнейший меня, у Которого я недостоин развязывать ремень обуви; Он будет крестить вас духом и огнем».

  • Иванов А.А. Явление Христа народу

    12 слайд

    Иванов А.А. Явление Христа народу

  • Веронезе. Христос среди учителей

    13 слайд

    Веронезе. Христос среди учителей

  • Рублев. Иоанн Предтеча.Синт-Янс. Иоанн Креститель

    14 слайд

    Рублев. Иоанн Предтеча.
    Синт-Янс. Иоанн Креститель

(Матфея 3:1-12; Марка
1:1-8; Луки 3:1-18; Иоанна 1:15-31)

О выходе на проповедь
Иоанна Крестителя и об его свидетельстве
о Господе Иисусе Христе согласно
повествуют, почти с одинаковыми
подробностями, все четыре Евангелиста:
Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Лишь последний
из них опускает кое-что из сказанного
первыми тремя, подчеркивая только
Божество Христово.

О
времени выхода на проповедь Иоанна
Крестителя, а вместе с тем и о времени
выхода на общественное служение Самого
Господа, дает важные сведения св.
Евангелист Лука. Он говорит, что это
произошло “в пятнадцатый год правления
Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат
начальствовал в Иудее, Ирод был
четвертовластником в Итурее и Трахонитской
области, а Лисаний четвертовластником
в Авилинее, при первосвященниках Анне
и Каиафе” (Луки 3:1-2).

Начиная
свое повествование о выходе Иоанна
Крестителя на проповедь, св. Лука хочет
сказать, что в то время Палестина входила
в состав Римской империи, и ею управляли
именем императора Тиверия, сына и
преемника Октавиана Августа, при котором
родился Христос, тетрархи, или
четвертовластники: в Иудее, вместо
Архелая, управлял римский прокуратор
Понтий Пилат, в Галилее Ирод-Антипа, сын
Ирода Великого, избившего младенцев в
Вифлееме, другой его сын Филипп управлял
Итуреей, страною по восточную сторону
Иордана, и Трахонитидою, расположенной
на северо-восток от Иордана; в четвертой
области Авилинее, примыкавшей с
северо-востока к Галилее, при подошве
Антиливана, управлял Лисаний.
Первосвященниками в это время были Анна
и Каиафа, что надо понимать так:
первосвященником был, собственно Каиафа,
а его тесть Анна, или Анан, отставленный
гражданскими властями от должности, но
пользовавшийся у народа авторитетом и
уважением, фактически разделял с ним
власть.

Тиверий вступил
на престол после смерти Августа в 767 г.,
но еще за два года в 765 г. он стал его
соправителем и, след., 15-й год его правления
начинался в 779 г., в каковом году, по
наиболее вероятному предположению,
Господу и исполнилось как раз 30 лет, о
чем говорит дальше св. Лука, указывая
возраст, в котором Господь Иисус Христос
принял крещение от Иоанна и вышел на
общественное служение.

Св.
Лука свидетельствует, что ко Иоанну
“бысть глагол Божий”, т.е. особое
призвание, или откровение Божие, которым
он был вызван начать свое служение.
Место, где он начал свое служение, св.
Матфей называет “пустыней Иудейской”.
Так называлось западное побережье
Иордана и Мертвого моря, благодаря своей
слабой населенности. После Божия
призвания, Иоанн стал являться в более
населенных местах этой области и ближе
к воде, нужной для крещения, как напр.,
в Вифаваре на Иордане (Иоан. 1:28) и в Еноне
близ Салима (3:23).

Евангелисты Матфей
(3:3), Марк (1:3) и Лука (3:4) называют Иоанна
“гласом вопиющего в пустыне: уготовайте
путь Господень и правы творите стези
Его”. Точно так же называет себя и сам
Иоанн в Евангелии от Иоанна (1:23). Слова
эти взяты из речи пророка Исайи, где он
утешает Иерусалим, говоря, что кончилось
время его уничижения и скоро явится
слава Господня и “узрит всякая плоть
спасение Божие” (40:3).

Это
пророчество исполнилось, когда после
семидесятилетнего вавилонского пленения
42.000 Иудеев, с разрешения персидского
царя Кира, возвратились в свое отечество.
Это возвращение пророк изображает, как
радостное шествие, предводительствуемое
Самим Богом и предшествуемое вестником.
Этот вестник возглашает, чтобы в пустыне,
по которой предстоит идти Господу со
Своим народом, приготовили Ему путь
прямой и ровный — углубления наполнили
насыпями, а горы и холмы срыли и т. п. Это
пророчество и Евангелисты и сам Иоанн
Креститель (Иоан.1:23) изъясняют в
преобразовательном смысле (ибо такой
смысл имели все ветхозаветные события,
предзнаменуя собою события Нового
Завета): под Господом, шествующим во
главе Своего народа, возвращающегося
из плена, они разумеют Мессию, а под
вестником — Его Предтечу — Иоанна.
Пустынею в этом духовном смысле является
сам народ Израильский, а ее неровности,
которые надо устранить, как препятствия
к приходу Мессии, это грехи человеческие,
почему сущность всей проповеди Предтечи
и сводилась к одному, собственно, призыву:
“покайтеся!” Это преобразовательное
пророчество Исайи последний из
ветхозаветных пророков Малахия
высказывает прямо, называя Предтечу
приготовляющего путь Мессии, “Ангелом
Господним”, каковой цитатой св. Марк и
начинает свое евангельское повествование
(1:2). Проповедь свою о покаянии Иоанн
Креститель обуславливал приближением
Царства небесного, т.е. Царства Мессии
(Матф. 3:2). Под этим царством Слово Божие
понимает освобождение человека от
власти греха и воцарение праведности
во внутреннем его существе (Луки 17:21 ср.
Рим. 14:17), объединение всех людей,
сподобившихся этого, во единый организм
— Церковь (Матф. 13:24-43; 47-49) и вечная
небесная слава их в будущей жизни (Луки
23:42-43).

Приготовляя
людей ко вступлению в это имеющее вскоре
открыться с приходом Мессии Царство,
Иоанн призывает их к покаянию и
откликавшихся на его призыв крестил
“крещением покаяния” во оставление
грехов (Матф. 3:11 и Луки 3:3). Это не было
благодатное христианское крещение, а
лишь погружение в воде, как выражение
того, что погружающийся желает очищения
от своих грехов, подобно тому, как вода
очищает его от телесной нечистоты.

Строгий подвижник,
носивший самую грубую одежду из
верблюжьего волоса и питавшийся акридами
(род саранчи) и диким медом, Иоанн
представлял собою резкую противоположность
современным ему наставникам иудейского
народа, а проповедь его о приближении
царства Мессии, наступления которого
столь многие в это время напряженно
ожидали, не могла не привлечь к себе
всеобщего внимания.

Даже Иудейский
историк Иосиф Флавий свидетельствует,
что “народ, восхищенный учением Иоанна,
стекался к нему в великом множестве”…
и что власть этого мужа была так велика
над иудеями, что они готовы были сделать
по его совету все, и что сам Ирод царь
боялся этой власти великого учителя.
Даже фарисеи и саддукеи не могли смотреть
спокойно на то, как народ массами идет
к Иоанну, и они сами пошли к нему в
пустыню, едва ли все, по крайней мере, с
искренними чувствами.

Неудивительно
поэтому, что Иоанн встречает их строгой
обличительной речью: “Рождения ехиднова,
кто сказа вам бежати от будущаго гнева?”
Фарисеи искусно прикрывали свои пороки
точным соблюдением чисто внешних
предписаний Моисеева закона, а саддукеи,
предаваясь плотским удовольствиям,
отвергали то, что противоречило их
эпикурейскому образу жизни — духовную
жизнь и загробное воздаяние.

Иоанн обличает их
надменность, их уверенность в своей
праведности и внушает им, что их надежда
на происхождение от Авраама не принесет
им пользы, если они не сотворят плодов,
Достойных покаяния, ибо “дерево”, не
приносящее доброго плода, срубают и
бросают в огонь”, как ни на что не годное.

Истинные чада
Авраама не те, которые происходят от
него по плоти, но те, которые будут жить
в духе его веры и преданности Богу. Если
вы не раскаетесь, то Бог вас отвергнет
и призовет на ваше место новых чад
Авраама по духу (Матф. 3:9, также Луки
3:8).

По
Евангелисту Луке эта строгая речь Иоанна
была обращена к народу. В этом нельзя
видеть противоречия, ибо народ в
значительной своей части был заражен
лжеучениями фарисейства. Смущенный
строгостью речи пророка народ спрашивает:
“что же нам делать?” (Луки 3:10). В ответ
Иоанн указывает на необходимость творить
дела любви и милосердия и воздерживаться
от всякого зла. Это и есть “плоды,
достойные покаяния”.

Тогда
было время всеобщего ожидания Мессии,
причем иудеи верили, что Мессия, когда
придет, будет крестить (Иоанн. 1:25).
Неудивительно, что многие стали задаваться
вопросом, не Христос ли Иоанн.

На
эти мысли Иоанн отвечал, что он крестит
водою в покаяние (Матф. 3:11), т.е. в знак
покаяния, но за ним идет Сильнейший его,
Которому он недостоин развязать (Луки
3:16, Марка 1:7) или понести (Матф. 3:11) обуви,
как делают это рабы своему господину.
“Той вы крестит Духом Святым и огнем”
— в крещении Его будет действовать
благодать Св. Духа, попаляющая как огонь,
всякую греховную скверну. “Ему же лопата
в руку Его…” — Христос очистит народ
Свой, как хозяин очищает свое гумно от
плевел и сора, пшеницу же, т.е. уверовавших
в Него, соберет в Свою Церковь, как бы в
житницу, а всех отвергающих Его предаст
вечным мучениям.

ПОСЛЕДНЕЕ
СВИДЕТЕЛЬСТВО СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ ОБ
ИСУСЕ ХРИСТЕ (Иоан.
3:22-36)

После
беседы с Никодимом, происходившей в
Иерусалиме во дни праздника Пасхи,
Господь оставил Иерусалим и “прииде в
жидовскую землю и ту живяше с ними и
крещаше”. Здесь мы имеем важное указание
св. Евангелиста Иоанна на довольно
длительное пребывание Господа Иисуса
Христа в самой южной части Палестины —
области, носившей название Иудеи, о чем
умалчивают первые три Евангелиста. Как
долго продолжалось это пребывание
Господа в Иудее, можно заключить из
того, что, говоря об остановке Господа
в Самарии, по пути из Иудеи в Галилею,
св. Иоанн передает следующие слова
Господа, обращенные к его ученикам: “Не
говорите ли вы, что еще четыре месяца,
и наступит жатва?” Из этих слов надо
заключить, что Господь возвращается в
Галилею за 4 месяца до жатвы, а так как
жатва бывает в Палестине в апреле месяце,
то Господь оставил Палестину не ранее
ноября, и, следовательно, пробыл в Иудее
не менее восьми месяцев, с апреля до
ноября. Первые три Евангелиста ничего
не говорят обо всем этом первом периоде
общественного служения Господа Иисуса
Христа: рассказав об Его крещении и
искушении в пустыне, они прямо переходят
к описанию Его деятельности в Галилее.
Св. Матфей, как призванный Господом
много позже, не был свидетелем всего
совершившегося в это время в Иудее;
вероятно не был в Иудее с Господом и св.
Петр, со слов которого писал свое
Евангелие св. Марк; по-видимому и св.
Лука не имел достаточно сведений об
этом периоде служения Господа от
очевидцев. Св. Иоанн поэтому считал
своим долгом дополнить пропущенное,
очевидцем чего он к тому же был. Нет
указания, чтобы Господь жил в Иудее все
время в одном определенном месте: надо
полагать, что Он проходил с своею
проповедью всю эту священную землю.

“И крещаше” —
далее в гл. 4 ст. 2 Евангелист говорит,
что Иисус не сам крестил, а ученики Его.
Это крещение ничем не отличалось от
крещения Иоаннова: оно было водным, а
не благодатным, ибо сами они еще не имели
Духа Святаго: “Не у бо бе Дух Святый,
яко Иисус не у бе прославлен” (7:39).
Крестить благодатным христианским
крещением во Имя Отца и Сына и Святого
Духа они получили повеление от Господа
только после Воскресения Господа из
мертвых (Матф. 28:19).

В это время и св.
Иоанн Креститель еще продолжал крестить
в Еноне близ Салима, в местности, которую
трудно определить, но, по-видимому, не
прилегавшей к Иордану, ибо тогда незачем
было бы добавлять в пояснение: “Яко
воды многи бяху ту”. Ученики св. Иоанна
скоро заметили, что к их учителю приходит
меньше слушателей, чем прежде, и в своей
слепой, не-Разумной привязанности к
нему, стали досадовать и завидовать
Тому, Кого считали Виновником этого,
Кто имел больший успех у народа, т.е.

Господу Иисусу
Христу. Несомненно, что эти недобрые
чувства намеренно старались разжигать
в них фарисеи, вызвавшие споры об
очищении, что привело к прениям о
сравнительном достоинстве крещения
Иоаннова и крещения, которое совершали
ученики Иисуса. Желая сообщить и своему
учителю свою зависть и досаду на Христа,
ученики Иоанновы приходят к Иоанну и
говорят: “Равви, Иже бе с тобою об он
пол Иордана, Ему же ты свидетельствовал
еси, се Сей крещает (не с тобою, а отдельно
и независимо от тебя), и вси грядут к
Нему” (“вси” сказано с преувеличением,
которое внушается завистью и желанием
возбудить зависть).

Далекий, конечно,
от всякого чувства зависти ко Христу,
Креститель в своем ответе прямо начинает
раскрывать величие Христово, сравнительно
с собой, и дает новое, уже последнее,
торжественное свидетельство о Божественном
достоинстве Христовом. Защищая право
Христа совершать крещение, Иоанн говорит,
что между Божественными посланниками
ни один не может принять на себя что-либо
такое, что не дано ему с неба, а потому,
если Иисус крестит, то имеет на это
власть от Бога. Иоанн напоминает, как
он говорил с самого начала, что он не
Христос, а только послан пред Ним. Вместо
досады и зависти, Иоанн выражает свою
радость по поводу успехов дела Христова,
называя Христа “женихом”, а себя “другом
жениха”, который не завидует преимуществу
жениха, но стоит пред ним, как бы его
слуга и “радостью радуется”, слыша
голос его. Союз Бога с верующими, в Ветхом
Завете, как и союз Христа с Церковью, в
Новом Завете, нередко представляется
в Священном Писании под образом брака
(Ис. 54:5-6; Ис. 62:5; Ефес. 5:23-27). Христос есть
Жених Церкви, а Иоанн — друг Его, близкое
доверенное лицо, которое может только
радоваться успеху Жениха. Значение
друга жениха у евреев было велико во
время, предшествующее браку, а как только
брак состоялся, и жених вступал в права
мужа, роль друга жениха оканчивалась.
Так и Иоанн: он был главным действующим
лицом в приготовлении народа к принятию
Христа; когда же Христос вступил в дело
Своего общественного служения, роль
Иоанна окончилась. Вот почему он и
говорит: “Оному, т.е. Христу, подобает
расти, мне же малитися”, как блеск
утренней звезды постепенно меркнет, по
мере того, как восходит солнце.

Исповедуя
превосходство над собою Христа, Иоанн
говорит, что Христос есть “грядый свыше”
и потому “над всеми есть” — превосходит
всех других людей и даже посланников
Божиих, каков он; что он, Иоанн, имеющий
земное происхождение, возвещал
Божественную истину лишь настолько,
насколько может возвещать ее сущий от
земли, а приходящий с неба Христос
свидетельствует о небесном и Божественном,
как о таком, что Он Сам непосредственно
видел и слышал, и никто из земных, без
благодати Божией, не в состоянии принять
свидетельства Его (Матф. 16:17; Иоан. 6:44).

С
грустью замечая в своих учениках недобрые
чувства, Иоанн восхваляет тех, кто
принимает свидетельство Христово, ибо
Христос возвещает людям слова Самого
Бога: кто признает истинными Его слова,
тот признает истинными слова Бога Отца.
Бог Отец во изобилии даровал Своему
Сыну Иисусу Христу дары Святого Духа,
выше всякой меры, ибо Он любит Сына и
все предал в руки Его. Поэтому, кто верует
в Сына Его Господа Иисуса Христа, тот
имеет жизнь вечную, а кто не верует в
Него, тот не увидит жизни вечной, “но
гнев Божий пребывает на нем”.

Так, оканчивая
свое служение, Иоанн в последний раз
торжзственно засвидетельствовал
Божество Хриутово, убеждая всех следовать
за Христом. Эти слова его надлежит
рассматривать, как завещание величайшего
из пророков.

  • Рассказ о пропаже щенка составить рассказ
  • Рассказ о пропаже щенка 2 класс придумать историю
  • Рассказ о прометее и геракле
  • Рассказ о прокофьеве для 2 класса по музыке
  • Рассказ о происшествии на английском языке с переводом