Предложение — одна из основных единиц языка. Простое предложение — это синтаксическая единица, обладающая предикативностью, смысловой и интонационной завершенностью.
Определение
Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, просьба, совет).
Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.
Простое предложение
Рассмотрим более подробно, что такое простое предложение.
От словосочетания, как минимальной синтаксической единицы, предложение отличает главный признак: в нем имеются равноправные члены предложения, а именно: подлежащее и сказуемое, между которыми существует предикативная связь.
Чтобы было понятно, что представляет собой такая связь, переведем с латинского языка слово «предикат». Оно буквально значит «сказуемое». В простом предложении предмет выполняет действие. Предмет — это подлежащее, а действие, которое выполняет предмет, выражает сказуемое, например:
Солнце (что делает?) светит.
Недавно дождь (что сделал?) прошёл.
Подлежащее со сказуемым или только один главный член составляют грамматическую основу простого предложения. Ещё укажем один важный момент:
В простом предложении содержится только одна грамматическая основа.
Задремали звезды золотые (С. Есенин).
Определение
Простое предложение — это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например:
Листья берез пожелтели.
Она может состоять из одного члена предложения — подлежащего:
Зима. Кругом лежит белый снег.
или только сказуемого, например:
Вечереет. Небо на западе порозовело.
Простое предложение с однородными членами
В составе простого предложения могут быть два и более подлежащих, сказуемых или второстепенных членов. Такие члены предложения одного типа являются однородными.
Определение
Однородными называются одинаковые члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения и соединенные друг с другом сочинительной связью и перечислительной интонацией.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Растениям нужен широкий простор, родной край и свобода (В. Гаршин).
С давних пор Север считали непроходимым и опасным для жизни (И. Маллвиц).
Я видел листву (какую?) не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную и почти белую (К. Паустовский).
Осень пришла врасплох и завладела землёй: садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами (К. Паустовский).
Я изучал осень упорно и долго (К. Паустовский).
Примеры простых предложений
Неспокойная наша родная река (В. Астафьев).
Я и раньше ходил в лес гулять (В. Солоухин).
Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звездам (В. Катаев).
Сельский букет стоял на столе (Ю. Нагибин).
Потемневшее от пыли голубое южное небо (М. Горький).
Это была большая льдина (В. Бианки).
У ног толкуют волны (А. Новиков-Прибой).
К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной (Г. Троепольский).
С одной из лесных полян я увидел высокую многоцветную грозу (К. Паустовский).
В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой (И. С. Тургенев).
Сверкание молний и грохот грома не менее увлекательны, чем фейерверк (З. Ауст).
Видео «Простое предложение»
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 62
Решить задачку по математике можно двумя способами: простым или посложнее. Так и в русском языке есть простые предложения, а есть сложные. Давайте разберемся, какое предложение называют простым и как его составить.
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Три типа предложений по цели высказывания:
-
повествовательное (сообщение);
-
вопросительное (вопрос, проблема);
-
побудительное (совет).
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основ.
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Определение простого предложения
Мы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа.
Примеры простых предложений:
-
Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).
-
Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).
-
Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).
По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:
-
Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.
-
Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.
Односоставные конструкции делятся на:
-
Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.
-
Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.
-
Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.
-
Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.
Примеры односоставных предложений:
-
Лето!
-
Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).
-
Его взяли на должность (неопределенно-личное).
-
Стало моросить (безличное).
Примеры двусоставных предложений:
-
Я пришла поздно с учебы.
-
Выстрелил фейерверк.
-
Очень странная история произошла со мной сегодня утром.
Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:
-
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие или орудие этого действия.
-
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.
-
Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.
Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:
-
Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.
-
Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.
По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные.
Характеристики полных предложений:
-
Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.
-
Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.
Примеры полных предложений:
-
Я не боюсь привидений.
-
Она не хочет в школу.
Характеристики неполных предложений:
-
Если для понимания предложения не хватает компонентов.
-
Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.
В неполном предложении могут отсутствовать некоторые главные или второстепенные члены.
Примеры неполных предложений:
-
Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).
-
Ты закончил?
Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.
Проверьте себя
Определите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
-
Дедушка пошел в магазин.
-
Люблю цветы!
-
Лето кончилось.
-
Вернемся завтра вечером.
-
Заходите!
Простое предложение с осложненными фразами
Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:
-
однородные члены;
-
обособленные определения, дополнения и обстоятельства;
-
приложения;
-
вводные слова и обращения;
-
уточняющие члены.
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.
-
Он любит и активные прогулки, и расслабляющий отдых, и ничегонеделание.
Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.
-
Друг, верящий в мой талант, поддержал меня.
Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.
-
Всем любящим цветы известен этот сорт.
Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.
-
Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.
-
Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.
Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:
-
Сегодня, наверное, я лягу спать раньше.
Уточняющие члены предложения делают его яснее.
-
Будильник прозвенел в пять утра, на рассвете.
Простое предложение с однородными членами
В составе простого предложения могут быть два и более подлежащих, сказуемых или второстепенных членов. Такие члены предложения одного типа являются однородными.
Простые предложения с однородными членами называют осложненными.
В таблице собрали основные типы и примеры предложений.
Важный факт!
В сложных предложениях однородные члены могут употребляться как в одном из простых предложений в составе сложного, так и в обоих случаях.
Виды простых предложений с однородными членами |
Примеры |
|
Нераспространенные однородные предложения. (с однородными членами) |
Предложения, которые состоят только из грамматической основы. (подлежащего и сказуемого) |
Степа и Виктор вернулись. Она стояла и слушала. Мальчики и девочки пели и танцевали. |
Распространенные однородные предложения. (с однородными членами) |
Предложения, в которых вместе с грамматической основой, есть второстепенные члены предложения. (определение, обстоятельство, дополнение) Однородные члены могут быть в таких предложениях и второстепенными, и главными членами предложения. |
Рубашка расшита синими, голубыми и бирюзовыми нитками. Он подарил маме цветы, открытку и парфюм. Водитель предложил повернуть не влево, а вправо. |
Предложения с однородными членами предложения и обобщающим словом. |
Обобщающие слова называют более широкое, родовое понятие, употребляются в том же падеже, являются тем же членом предложения и относятся к тому же слову, что и однородные члены. |
В альбоме были фотографии людей: сестер, братьев, племянников. О мыслях, о чувствах, о переживаниях — обо всем рассказал ей попутчик. Все напоминало ей о прошлом: распечатанные фотографии, глиняная кружка, кольцо на пальце. |
Составление простого предложения
Чтобы составить простое предложение, нужно:
-
Придумать основу — подлежащее и/или сказуемое.
-
Подлежащее — предмет или действующее лицо, отвечает на вопрос: кто? что?
-
Сказуемое — действие или состояние, отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?
Например, грамматическая основа звучит так:
-
Ученик пришел.
При желании можно добавить к грамматической основе второстепенные члены. Например:
-
Ученик 4 класса пришел самостоятельно к школу.
Чтобы найти в тексте простое предложение, нужно проанализировать предложение, подсчитать количество грамматических основ. Если основа одна (одно подлежащее и/или одно сказуемое) — перед вами простое предложение.
Ответы на вопросы для самопроверки
-
Распространенное, двусоставное.
- Распространенное, односоставное.
-
Нераспространенное, двусоставное.
-
Распространенное, односоставное.
-
Нераспространенное, односоставное.
Шпаргалки по русскому для родителей
Все правила по русскому языку под рукой
«Простое предложение.
Осложненное простое предложение»
Простое предложение
Предложение с одной грамматической основой называется простым.
Грамматическая основа может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Теплятся в зелени лампадки; или из подлежащего, например: В березке над нами солнышко; или из сказуемого: Пахнет зеленой рощей. В глазах у меня туманится.
Слова, к которым можно задать вопросы от подлежащего или сказуемого, называются зависимыми словами (это второстепенные члены предложения).
Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего, например: Справа деревья тянутся, в светлой и нежной зелени. (И. Шмелёв)
Сказуемое с зависимыми словами образует состав сказуемого: Золотой скобкой в окно заглянул месяц. (М. Горький)
Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.
Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.
Простое осложненное предложение
Простое предложение может быть осложнено однородными и обособленными членами предложения, вводными и вставными конструкциями, обращением.
Признаки осложненного предложения:
- Больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении (предикативное ядро + присловные распространители в виде словосочетаний). В Осложненном предложении есть распространители, включенные непосредственно в предложение.
- Кроме предикативных и подчинительных отношений есть сочинительные и полупредикативные отношения.
- Формальные семантико-синтаксические показатели (союзы, частицы, интонация)
Осложненное предложение является объектом конструктивного синтаксиса. Конструкция — это такое синтаксическое единство, которое характеризуется относительной самостоятельностью, целостностью и оформляется по определенным грамматическим схемам, состоит из компонентов, количество и характер которых определяется вне конкретных слов.
Перейти далее к конспектам:
- Однородные члены предложения
- Обособленные члены предложения (обособленные определения, дополнения, обстоятельства)
- Вводные и вставные конструкции (вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции)
- Обращения
Конспект урока «Простое предложение». Следующая тема: «Однородные члены предложения»
Предикативная основа в двусоставных предложениях — это сочетание подлежащего и сказуемого.
Предложения, в грамматической основе которых присутствуют оба главных члена (подлежащее и сказуемое), называются двусоставными.
Пример:
«Фома шёл, соразмеряя шаги свои с шагами спутника, и смотрел вдоль дороги» (М. Горький).
Предложения с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) называются односоставными.
Пример:
«Любите живопись, поэты!» (Н. Заболоцкий).
В грамматической основе предложения выражено его основное значение, соотнесённость с определённым фрагментом действительности. Он может быть представлен как реальный или как нереальный — возможный, необходимый, желательный.
Пример:
«Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать» (М. Лермонтов)». Данное предложение отражает реальный фрагмент действительности.
«…я бы строить дом пошёл, пусть меня научат (В. Маяковский)». Данное предложение отражает нереальный, желаемый фрагмент действительности.
Порядок слов в предложении
В русском языке порядок слов относительно свободный. Он зависит от того, на что хочет обратить внимание автор, от описанной в предложении ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.
При относительно свободном порядке слов в русском языке всё же выделяются прямой и обратный (инверсия) порядок слов.
В повествовательных предложениях при прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:
1. Подлежащее стоит перед сказуемым.
Пример:
«Мама сидела за столом и разбирала какие-то бумаги».
2. Дополнение стоит после главного слова.
Пример:
«Мама сидела за столом и разбирала какие-то бумаги».
3. Согласованное определение ставится перед определяемым словом.
Пример:
«Мама сидела за столом и разбирала какие-то бумаги».
4. Несогласованное определение стоит после определяемого слова.
Пример:
«Мама с грустным выражением лица сидела за столом и разбирала какие-то бумаги».
5. Обстоятельства образа действия, меры и степени стоят перед главным словом, остальные — после главного слова.
Пример:
«Мама молча сидела за столом и разбирала какие-то бумаги».
Нарушение прямого порядка называется инверсией.
Пример:
«Сидела мама за столом молча, бумаги какие-то разбирала».
Инверсия позволяет:
- выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
- выразить вопрос и усилить эмоциональность речи.
Интонация
Интонация — это изменение мелодики, силы, тембра и темпа голоса.
Главные элементы интонации — повышение и понижение высоты тона, а также паузы.
Интонация играет большую роль в успешной коммуникации.
С помощью интонации говорящий может конкретизировать смысл предложения.
Слово, наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса — логическим, смысловым ударением.
В предложении логическое ударение может падать на любое слово, которое по своей значимости выдвигается на первый план.
Пример:
«Илья учится в пятом классе (а не в девятом)». «Илья учится в пятом классе (а не Миша)».
Логическое ударение придаёт речи особую выразительность. Оно чаще используется в разговорной и публицистической речи, при чтении художественных текстов.
Урок русского языка в 8 классе. (по ФГОС)
Учитель Бишадаева ЮН
Тема: Простое предложение
Цели:
— активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;
— закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;
— создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Планируемые результаты:
Личностные:
— осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
— выявлять пробелы в знаниях и устранять их.
Метапредметные:
1.Познавательные
— умение опознавать простые предложения, определять их виды;
— наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.
— умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов
2. Коммуникативные:
— осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога
— согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога
— адекватное использование речи для представления результата.
3. Регулятивные:
— владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
— поиск и устранение причин возникших трудностей
— оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.
Предметные:
Умение:
— давать характеристику предложению;
— умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.
Основное содержание темы, термины и понятия
— актуализация знаний о простом предложении: виды простых предложений по интонации, по цели высказывания, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения по количеству главных членов предложения, по осложнённости;
— изучение интонационно правильного произношения предложения.
Тип урока: комбинированный
Организация образовательного пространства
Ресурсы
— Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений.- М.: Пролсвещение, 2007 г.
— Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.М.Александровой/ авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011 г. с. 46-51
— Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе : Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003 г. с 31-35,38-41
Формы работы:
— фронтальная форма;
— индивидуальная форма;
— работа в паре.
Оборудование
— ПК, медиа-проектор, карточки-задания для контроля знаний.
ЭТАП 1. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
В 5-7 КЛАССАХ.
Цель: активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;
Планируемые результаты
Личностные: выявление пробелов в своих знаниях по ранее изученному, их устранение.
Предметные: умение опознавать простые предложения, определять их виды;
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей, выявить пробелы в знаниях по теме «Простое предложение» и устранить их.
Ситуативное задание.
Фронтальная работа. Работа с эпиграфом урока «С русским языком можно творить чудеса». (К.Паустовский)
Вопросы для учащихся:
1. Как вы понимаете это высказывание К.Паустовского?
2. При помощи чего вы выражали сейчас свои мысли?
3. О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
— Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли: ведь, общаясь друг с другом (разговаривая, беседуя о чём-то, рассказывая что-то), люди обмениваются не словами, не словосочетаниями, а предложениями. А так как в познании чего- либо идут от простого к сложному, то и мы начнём с простого, с простого предложения. Запись темы урока.
4. Какое предложение называется простым предложением?
5. Что входит в грамматическую основу предложения?
Индивидуальная работа с таблицей: Предложение
1. Роль в языке. |
Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определённых условиях. |
2. Виды предложений по количеству главных членов. |
Двусоставное, односоставное |
3. Виды предложений по количеству грамматических основ. |
Простые, сложные |
4. Виды предложений по цели высказывания. |
Повествовательное, вопросительное, побудительное |
5. Виды предложений по интонации. |
Восклицательное и невосклицательное. |
6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов. |
Распространённые и нераспространённые. |
7. Виды предложений по осложнённости. |
Могут быть осложнены обращениями, однородными членами, причастным и деепричастным оборотом |
Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами на презентации, обсуждают результаты, исправляют ошибки.
Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь?
Характеристика предложений по таблице:
1. Выходишь ранней осенью в ближайшую рощу и удивляешься большой перемене. (односост., простое, повест., невосклиц., распрост., ослож. однород.чл.)
2. Уже не поёт, не заливается звонкой трелью соловей. ( двусост., простое, повест., невосклиц., распрост., осложн. однород.чл.)
6. Чем различаются эти предложения?
7. Какие предложения называются односоставными предложениями? двусоставными предложениями?
Цифровой диктант.
Учитель читает пронумерованные предложения, учащиеся 1 варианта записывают номера односоставных предложений, 2 вариант – номера двусоставных.
1. Ради розы терпят и шипы. (пословица)
2. Весна берёт свои права. (А.Фет)
3. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)
4. Со скрипом опустили трап. (А.Толстой)
5. Еду-еду в чистом поле. (А.Пушкин)
6. Ведут ко мсне коня. (А.Пушкин)
7. Осенний день прошуршал ломкой листвой.
8. Не спится, няня. (А.Пушкин)
9. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С.Васильев)
10. Кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)
ОТВЕТЫ: 1 вариант: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 2 вариант: 2, 7
Ученики сверяют свои ответы.
Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь
ЭТАП 2. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ИНТОНАЦИЯ.
Цель: закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;
Планируемые результаты:
Познавательные: умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов
Коммуникативные: осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога; согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; адекватное использование речи для представления результата.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей
Работа с предложениями
Бобры строят хатки.
Хатки строят бобры.
Строят бобры хатки.
1. Прочитайте предложения. Меняется ли смысл предложения?
2. От чего это зависит? (от изменения порядка слов в предложении)
3. Как еще можно изменить смысл предложения, не меняя порядка слов в предложении? (при помощи логического ударения)
4. Прочитайте предложение, меняя его смысл при помощи логического ударения.
Работа в группах.
Опираясь на теоретический материал & 14,15, заполните таблицу.
Характер порядка слов в русском языке |
Порядок слов относительно свободный |
От чего зависит порядок слов |
Порядок слов в русском языке зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте. |
Что такое интонация? |
Интонация – это различные изменения в силе, тембре и темпе голоса. |
Основные элементы интонации |
Пауза, логическое ударение, изменение громкости, изменение тона, темп |
Функции интонации. |
Коммуникативная функция |
Виды ударения. |
Логическое, смысловое ударение |
Функции ударения. |
Придаёт речи особую выразительность |
Стили речи, в которых используется логическое ударение. |
Разговорный, публицистический стиль, стиль художественной литературы |
Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами на презентации, обсуждают результаты, исправляют ошибки.
Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину?
Работа с учебником: — упр. 82 (устно) — упр . 84 (устно)
ЭТАП 3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Цель: научить обучающихся подводить итоги, выделять главные мысли урока.
Планируемые результаты:
Личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
Предметные: уметь давать характеристику предложению; уметь определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.
Фронтальная работа.
1. Что такое предложение?
2. Какое предложение мы называем простым предложением?
3. Какое предложение называется односоставным предложением? двусоставным предложением?
4. Что входит в грамматическую основу предложения?
5. Как можно изменить смысл предложения в устной речи?
Возвращение к эпиграфу урока.
6. Так какие же чудеса можно творить с русским языком? Возможно ли такое в изучаемых вами иностранных языках?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По учебнику Л.А.Тростецовой, Т.А.Ладыженской и др. Русский язык: уче. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.Просвещение, 2007 г.
& 13-15, упр. 87, с. 44
ЭТАП 4. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цели:
научить школьников:
— соотносить полученный результат с поставленной целью;
— оценивать результат своей деятельности;
— оценивать своё эмоциональное состояние;
— соотносить полученный результат с поставленной целью;
— оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика.
задание 1. (самоанализ) Закончите предложение: На уроке я понял(а), что…
задание 2. (самооценка)
Оцените свою деятельность на уроке.
Простое предложение – единица в системе синтаксиса русского языка. От словосочетания отличается законченностью выражаемой мысли и наличием главных членов, составляющих его основу. От сложного предложения – тем, что такая основа у него одна.
Цель высказывания и интонационная характеристика
Человек пользуется речью, в том числе письменной, с целью:
- передать информацию;
- запросить информацию (то есть задать для этого вопрос);
- побудить собеседника к действиям.
В зависимости от того, какой из перечисленных вариантов задействован, предложения, в том числе простые, подразделяются на три типа по цели высказывания.
- Повествовательные.
- Собрание собственников жилья состоится на следующей неделе.
- Всё равно эту хитрую мышь поймаю!
- Вопросительные.
- Как пройти в библиотеку?
- Посылка до сих пор не пришла?!
- Побудительные.
- Возьми тетрадку в ящике стола.
- Пассажиры, не забывайте своевременно оплачивать проезд!
Интонация произнесения при этом или нейтральная, или окрашена эмоциями (что на письме передаётся при помощи восклицательного знака). То есть высказывание принадлежит к невосклицательным или к восклицательным.
Перечисленные выше разновидности выделяются как среди простых, так и среди сложных синтаксических конструкций. Дальнейшие же характеристики относятся только к первым и определяют распределение по типам на основе:
- строения грамматической основы;
- наличия второстепенных членов;
- необходимости знания ситуации или контекста для восстановления смысла;
- использования в составе фразы осложняющих элементов.
Односоставные и двусоставные предложения
Главная информация, заключённая в высказывании, содержится в его основе, по составу которой предложения делятся на:
- двусоставные;
- односоставные.
Основа предложений первого типа включает в себя и подлежащее, и сказуемое (или несколько элементов каждого типа, если речь идёт об однородности).
- Дорога привела к заброшенной деревне.
- И река, и дальний лесок скрылись за пеленой тумана.
- Музыка тревожила душу и звала за собой.
- Брат и сестра к празднику наряжали ёлку, украшали дом и готовили угощение.
Во втором типе предложений представлен только один из видов главных членов.
- Лунная ночь. (Назывное.)
- Не пойдём сегодня в лес. (Определённо-личное.)
- Лестницу не мыли с прошлого месяца. (Неопределённо-личное.)
- На красный свет улицу не переходят. (Обобщённо-личное.)
- К вечеру похолодало. (Безличное.)
При наличии однородных подлежащих или сказуемых конструкция остаётся односоставной, тип её не меняется.
- Опять сидишь без дела и в окно смотришь? (Односост., опр.-личн.)
Распространённые и нераспространённые предложения
Высказывание, состоящее только из основы, содержит главную информацию, без деталей, и называется нераспространённым.
- Взошло солнце.
При добавлении к одному или к обоим элементам зависимых слов, уточняющих и раскрывающих их содержание, картина становится конкретнее, образнее, а предложение превращается в распространённое.
- Над засыпанными снегом полями медленно, будто нехотя, взошло неяркое зимнее солнце.
Полные и неполные предложения
В устной речи информация передаётся не только при помощи слов – той же цели служат мимика, интонации, жесты, привязка к ситуации, дополняя, а то и заменяя лексическую составляющую. В результате получаются неполные предложения с выпущенными членами. Их смысл вне условий, в которых они произносились, становится неясным или утрачивается.
Мать, укладывавшая ребёнка спать, выходит из комнаты, тихо прикрывает за собой дверь и сообщает:
– Заснул.
Подлежащее отсутствует – субъект не назван. В то же время это не односоставный вариант, поскольку по смыслу слово с субъектным значением явно подразумевается, а не произносится лишь потому, что присутствующим оно известно.
Речевая ситуация позволяет пропустить в предложении даже грамматическую основу целиком.
Отец с сыном разбирают стеллаж в мастерской. Сын снимает с полки коробку с инструментами и спрашивает:
– Пап, куда?
Отец, взглянув, командует:
– Под верстак.
Как в вопросе, так и в ответе полностью отсутствует главная информация: собеседникам она ясна, но отдельно от происходящего не восстанавливается, и смысл сказанного теряется.
И в устной, и в письменной речи пропуск слов допускается во избежание повторов, в том числе во втором простом предложении, входящем в состав сложного, если подразумеваемые слова уже были в первом:
- Поставь тарелки на стол, а вазу – на подоконник. (Пропуск второго слова поставь, заменённого на тире.)
- Старший брат учится в восьмом классе, а младший в пятом. (Во второй части отсутствуют слова брат, учится, классе, аналогичные употреблённым в первой.)
Осложнённые простые предложения
Если высказывание содержит элементы, присоединяемые при помощи союзов или требующие применения правил пунктуации для проверки постановки знаков препинания (двоеточий, тире, запятых, кавычек, скобок), оно называется осложнённым. В качестве осложняющих выступают:
В качестве осложняющих выступают | Пример | |
Однородные члены | без обобщающего слова | Купи хлеба и молока. |
с обобщающим словом | В субботу приехали гости: бывшие однокурсники и сосед по даче. | |
Дом, сад, дорога – всё скрылось в темноте. | ||
Обращение | Сходил бы ты, сынок, погулял. | |
Уточнения | Рано утром, часов в пять, под окном раздались громкие голоса. | |
Обособленные члены | Объявили посадку на поезд, следующий до Иркутска. | |
Ветер, как нежданный гость, постучал в окно. | ||
Вводные элементы | Солнечная погода, по утверждениям синоптиков, продержится до конца месяца. | |
Обед уже, наверное, готов. | ||
Вставные конструкции | Собака (обычная беспородная дворняга) беспокойно бегала по улице. | |
Междометия | Эх, не выбраться нам отсюда до ночи. | |
Прямая речь | Это секрет!» – хитро подмигнул мальчишка. |
Перечисленные признаки характеризуют простые предложения – как самостоятельные, так и входящие в состав сложных.