Рассказ о прялке 5 класс

Русская прялка

Трудно представить, но ещё совсем недавно пряжу для вязания нельзя было купить. Даже нити для ткацкого станка делали самостоятельно, вручную. Домашнее ткачество и прядение сохранялось в России вплоть до XX века.

История русской прялки

Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

Точную дату появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Прялка — спутница женщины на протяжении всей жизни. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой.

Прядением и ткачеством занимались с октября по март, то есть всё время, когда нет полевых работ. Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания. Иногда, после работы, заводили игры и танцы.

Прялка на Руси

С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия.

Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.

Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу». Из женских ремёсел в наш язык вошли выражения «нить судьбы», «красной нитью». От глагола «сновать» (ткать) появились «основа», «основательный» и т.д.

Старинная русская прялка

Древнерусская прялка — простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна. В зависимости от региона, стояк мог быть в форме лопасти или гребня.

Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице.

Технология производства нити

Прядение — это процесс, в результате которого из волокнистой массы получается нить. Самый древний и простой способ получить нить из волокон — сучение между ладонями или о поверхность. С изобретением веретена появились прялки.

В процессе прядения пряха аккуратно вытягивает из кудели волокна и, слегка скручивая их пальцами левой руки, формирует рыхлую ленту. Эта «ровница» привязана к веретену. Пряха задаёт вращение веретену пальцами правой руки и отпускает его. Вращаясь как маховик, подвешенное веретено закручивает нить.

Прядение вручную — очень трудоёмкий процесс. Даже опытная пряха делает не более трёхсот метров нити в день. Чтобы нить прялась тонко и ровно, требуется особое мастерство. Девочки начинали учиться этому ремеслу уже с 8—10 лет.

Самопрялка

В XVII веке на Руси появились завезённые из Европы механические прялки. Принцип работы самопрялки в следующем. Большое колесо-маховик пряха вращает ногой с помощью педали. Маховик отдельными ремнями приводит в движение катушку и рогульку, посаженные на одну ось. Сформированная из волокон «ровница» подаётся внутрь этой оси и через глазок выходит на крючки рогульки. Катушка и рогулька имеют разные диаметры шкивов, благодаря чему рогулька вращается быстрее. Это позволяет скручивать нить перед тем, как она будет наматываться на катушку.

В большинстве регионов России бытовала вертикальная разновидность самопрялки — стояк, когда катушка с рогулькой находится над колесом. Такие прялки называли русскими. У другого типа прялки, лежака (чухонки), прядильный механизм располагается сбоку от главного колеса.

Современная электрическая прялка на замену старинной

С середины XX века на смену механической, появилась прялка электрическая. Сам принцип скручивания и наматывания нити остался прежним, но на замену колеса и педали пришёл электродвигатель.

Современные бытовые электропрялки компактны и просты в использовании. Обладая высокой производительностью, они позволяют регулировать скорость подачи шерсти и контролировать ровность пряжи. Прялку можно использовать для ссучивания нескольких нитей в одну.

В XVIII веке в Англии была изобретена прядильная машина. Механизмы совершенствовались, на смену паровой тяге пришло электричество. Уже с начала XX века нити любого качества стало дешевле купить, чем делать самому.

Но, несмотря на технический прогресс, древние прялки используются до сих пор. Они популярны среди любителей традиционных ремёсел. Пряжа, сделанная вручную, незаменима для изысканных изделий, например, из козьего пуха, где требуется особая филигранность мастерства, недоступная механизму.

История прялки и старинные русские прялки в фотографиях

«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»

старинные русские прялки фото

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

современные русские прялки под старину, фото

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Красивая девушка с прялкой фото

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.

Старинные прялки и детали прялок фото

Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна.
И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.

Старинные прялки фото

А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.

Оригинальные антикварные прялки, фото

Оригинальные антикварные прялки, фото

Современная прялка

Фрагмент стариной прялки

Современные и старинные русские прялки – история прялки.
На видео можете посмотреть мастер-класс,
как использовать прялку по ее прямому назначению…

Прядение — вид народного ремесла

                       В любом краеведческом музее или в музее деревянного зодчества ты обязательно увидишь изукрашенную прялку. Из предметов прежнего крестьянского быта до нашего времени их сохранилось больше всего.

                       Любая прялка состояла из веретена (палочки), пряслицы ( это  мог быть круглый камешек с дырочкой посередине) и собственно прялки, к которой перед началом работы прикрепляли прядильное волокно в виде кудели. Мастерица вытягивала из кудели пучок волокон и присоединяла к веретену. Пряслица насаживалась на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали. Повиснув в воздухе, оно продолжало вращаться,  постепенно вытягивая и скручивая нить. Когда нить становилась достаточно длинной, мастерица наматывала ее на веретено.

                       Прялку берегли, передавали от матери к дочери. Ее дарили только самые близкие люди:  жених невесте, муж жене, отец дочери.

                        Прясть девочек учили с 7 лет. И не только за прялкой. Даже в русских народных играх, таких как “А мы просо сеяли”, “На горе мак”,также воспроизводили все стадии обработки пряжи.

Прялка

                 Происхождение слова “прялка” загадочно. Древний корень его означает “прыгать”.Именно так прыгает пряха горностайка в сказах об ивановских ткачах. В них рассказывается о горностайке- “доброй руководительнице: что спрядет, что соткет- простым людям впрок идет”. Она “лапками стежку шьет — стежка серебром сияет”, т.к. прядет не простую пряжку, а снежную.

                В разных областях прялку называли по разному: престница (сосна), коренуха (корень), терем. Нижнюю часть именовали  донцом (на нем пряха сидела); среднюю — сояком (она расположена вертикально и держит гребень); верхнюю — личной головкой или гребнем ( на нем держалась кудель).

                Выделяют два вид прялок по конструкции: цельные и составные. Цельные делались из корня и ствола березы или ели. Составные состояли из двух деталей- горизонтальной и вертикальной. И те и другие пряли украшали разным узором или росписью.

Просмотр содержимого документа

«Презентация «Русские прялки» ИЗО 5 класс»

Прялки знакомы человечеству со времен Древнего Рима, но такой глубокий и местами мифический смысл приобрели они только в России. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим и особенным подарком. Стоит обратить внимание на то, что ни в одном российском музее вы не найдете идентичных прялок. Каждая из них — это эксклюзивное изделие, украшенное различными узорами. К слову, большинство видов росписи появилось благодаря прялкам. Кроме орнаментов, их дополняли дарственными и поучительными надписями, а также картинами сельской жизни. Также в некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо нее делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождение» новой семьи. Через прялку передавали крестной ее крестника, да и пуповину ребенка разрезали на прялке или веретене. Так что можно сказать, что она сопровождала девочку всю жизнь. Свое веретено необходимо было оберегать и прятать от «нечистой» силы.

образ невестысвадебное веретено судьбы

Существовали прялки двух видов – с лопастью и с гребнем. Они отличались не только внешним видом и технологией производства нити, но и географическим распространением. На Урале, а также на Севере России в основном бытовали прялки с лопастью, в южной части – гребневые прялки. Для каждого региона были характерны свои украшения – резьба, роспись или совмещение одного и другого. На некоторых прялках были даже зеркала.

прялка с гребнем

Изготавливали прялки из дерева. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. Например, веретено вырезалось из березового дерева, донца были осиновыми или липовыми, а гребни вырезались из твердых порода древесины.

прялки с лопастью

Прядение и ткачество было исключительно женским делом. Когда заканчивался сезон полевых работ, женщины садились за прялки. Трудоемкая работа длилась около пяти месяцев. Зачастую пряхи работали до поздней ночи, поэтому для освещения использовали лучину. Интересным фактом является то, что рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей.

Вообще процесс изготовления нити был крайне трудоемким и медленным, поэтому искусству прядения нитей девочки учились с детства.  Чтоб это время не становилось мучительно долгим, пряхи собирались вместе. Такие вечера именовались «запрядами», на них девушки пели песни, общались и мечтали. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними. Если девушка пряла наедине, то, создавая нить, она шептала пожелания, программируя пряжу.

девушка за прялкой

Но не только созданием нитей известна прялка. Мистическая сторона этого важного бытового предмета передавалась из уст в уста. Существовали так называемые переходные моменты, в которые появлялись прядущие духи. Прядут в эти дни только «знающие», которые способны влиять на человеческую жизнь. Те пряхи, которые нарушали правила, были наказаны. К таким «запретным» в прядении дням относились пятницы, дни солнцеворота, а также время цветение ржи (русальная неделя). Нити, сотканные в канун Нового года и Чистый четверг, обладали целительными и защитными силами. Не зря ведь существуют высказывания «нити судьбы», «связанные судьбой».

С течением времени потребность в пуховых изделиях возрастала и на помощь пряхам пришли самопрялки. Впервые самопрялки на Руси появились в XV веке. За несколько веков самопрялки прошли много усовершенствований, широко используются в нашей жизни и являются незаменимыми помощницами для наших пуховязальщиц.

самопрялка конца XIX века

История одной вещи: прялка.

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Муфтахова А.И. 1


1МАОУ СОШ№1с.Кандры

Сираева Э.С. 1Васючкова А.В. 1


1МАОУ СОШ№1с.Кандры


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Наш школьный музей имеет давнюю историю. Здесь собраны материалы об истории школы, нашего села, о ветеранах Великой Отечественной войны, археологические находки и многое, многое другое. Немые свидетели старины, сколько хранят они в себе секретов!

Мы заинтересовались вопросом происхождения экспонатов школьного музея. Свое исследование начали с самопрялки (Приложение 1).

Актуальность. Современная техника и технология стремительно развивается, и никто не может сказать, какие инновации нас ожидают завтра. Но, не стоит забывать предметы, которые изобретали и использовали в быту наши предки. Ведь именно с них: деревянных, крутящихся, простых механизмов, начинались все научно-технические открытия.

Цель: исследовать историю экспоната школьного музея – самопрялка.

Задачи:

1.Изучить литературу и источники по теме исследования.

2.Посетить школьный музей, музей Боевой и трудовой славы с.Кандры, краеведческий музей «Губайдия» с.Байряка, Ютазинского района.

3.Провести беседы с мастерицами прядения на разных видах прялок.

4.Узнать возраст экспоната школьного музея – самопрялки.

5.Совершить виртуальную экскурсию на «Троицкую камвольную фабрику».

Объект исследования: прялка.

Предмет исследования: история развития прялки.

Методы исследования: историко-хронологический, поисковый, наблюдение, сравнение, беседы, экскурсии.

Гипотеза: предполагаем, что можно определить возраст экспоната школьного музея – самопрялка.

Новизна исследования заключается в том, что при изучении истории развития прялки, использовались личные встречи с носителями знаний прядильного искусства.

Практическая значимость: полученный материал можно использовать при организации экскурсии по истории одного экспоната – самопрялки; на уроках технологии.

Краткий обзор используемой литературы и источников: при написании данной работы были использованы: статьи из сети Интернет, личные встречи с мастерицами прядения, виртуальная экскурсия на «Троицкую камвольную фабрику» (You Tube «Троицкая Камвольная Фабрика. Экскурсия на производство.»), экскурсии в школьный музей, музей Боевой и трудовой славы с.Кандры, краеведческий музей «Губайдия» с.Байряка, Ютазинского района.

1. История развития прялки

1.1 Веретено

Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа [5].

Про историю прялки пишут во многих литературных и Интернет- источниках. Нам было интересно узнать о развитии прядильного мастерства из первых рук, от самих мастериц.

Издревле наши предки использовали прялку для прядения шерсти. Она была обязательным предметом быта в крестьянской семье. Рукодельницам нужно было хорошо потрудиться, прежде чем шерсть, лен или хлопок превратятся в прядильное волокно. Из пряжи вязали теплые вещи, ткали полотна, ковры, шили одежду.

В народе говорили: «Не ленись прясть, хорошо оденешься», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом» [3].

В течение многих веков прядение было одним из важнейших занятий для женщины, менялся только внешний вид прялки.

Самым простым приспособлением для производства пряжи была ручная прялка. Она состояла из веретена, пряслицы и палки с развилкой.

Такая прялка сохранилась в нашей семье. Моя нэнейка, Гульчира Шайсултановна (85 лет) рассказала и показала, как она использует прялку для прядения: «Подготовленную кудель (комочек шерсти или льна) нужно прикрепить к воткнутой палке с развилкой. Вытягивая пучок волокон из кудели, присоединяем его к веретену и пряслице. Пряслица – это камешек с дырочкой посередине, насаживается на веретено и служит в качестве груза, для усиления вращения веретена. Веретено, вместе с прикрученной к нему нити, приводим в быстрое вращение и отпускаем. Вращаясь, оно вытягивает и скручивает нить» (Приложение 2).

Казалось бы, всего три операции – вытягивание, скручивание и наматывание нити, и мы из шерстяного волокна получаем тонкую нить. Но этот монотонный труд требует от мастерицы определенной ловкости и сноровки. Потянешь чуть сильнее – нитка оборвется, чуть-чуть слабее – нитка идет толще. Искусству прядения девочки учились с раннего возраста.

В школьном музее хранится несколько экспонатов веретён (Приложение 3). Мы сравнили их с веретенами, изображенными на картинах известных художников (Приложение 4). Интересно, но внешний вид веретена совсем не изменился.

Гульчира Шайсултановна в качестве стойки для прялки использовала обычную палку. Древняя ручная прялка состояла из подставки – «донца», где сидела пряха, и стояка, на котором закреплялась кудель (Приложение 5) [4].

Такие прялки можно встретить в любом краеведческом музее. В музее Боевой и трудовой Славы с.Кандры нам показали башкирскую прялку, с характерным орнаментом на донце (Приложение 6). В музее «Губайдия» с.Байряка Ютазинского района Республики Татарстан мы увидели татарскую прялку (Приложение 7).

Древняя прялка была предметом народного художественного творчества. Искусно вырезанная или расписанная, она составляла гордость владелицы, выделяла ее среди подруг. В орнаменте донец и прялок прослеживались традиции и мотивы, истоки которых уходили во времена языческих верований. Сохраняя древние сюжеты и формы, мастера изображали то, что видели вокруг себя, добавляя сказочные образы (Приложение 8) [1].

1.2 Самопрялка

Следующим этапом развития прядения стало изобретение самопрялки. В Россию их завезли из Европы в 17 веке.

Теперь прялка представляла собой большое колесо, которое приводилось в движение ножным приводом. Существовало две разновидности самопрялок: вертикальная – стояк, и лежак (чухонка) (Приложение 9).

В школьном музее хранятся две вертикальных самопрялки. О способе прядения мы узнали у хозяйки одной из них, Смирновой Веры Тимофеевны (94 года) (Приложение 10): «Из подготовленного волокна (шерсти или кудели) вытягиваем небольшой кусочек нитки. Продеваем в отверстие в прялке. Зацепляем за первый крючок на рогаче, приматываем на катушку. После того как первый ряд нитки будет навит, цепляем нитку за следующий крючок на рогаче. В руках должен остаться пучок шерсти. Нажимая ногой на педаль, приводим в движение колесо, одновременно аккуратно выдергиваем шерсть из кудели. И всё. Если прялка настроена правильно, прядение будет в удовольствие.» (Приложение 11).

Как и в ручной прялке самопрялка выполняет три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити, но только одновременно.

Вера Тимофеевна рассказала нам об истории своей прялки: «Прясть я научилась в раннем детстве от мамы. Когда вышла замуж, прялку забрать с собой не могла, ездили с мужем-нефтеразведчиком по всей Башкирии. Только, когда приехали в Кандры, в конце 50-х годов, соседка Дуся, зная мою тягу к прядению, отдала свою сломанную самопрялку. Мой муж прялку починил и, вплоть до 2000 года, я на ней работала».

Реликвия сохранилась в семье дочери Веры Тимофеевны, а затем была передана в школьный музей.

Мы решили узнать год изготовления данной самопрялки. Связались по телефону с племянницей «соседки Дуси» (Евдокии Ефимовны) – Евгенией Ивановной Никулиной. Она рассказала: «Это прялка моей мамы Марии Ефимовны. Она дасталась маме от моего отца Ивана Гордеевича. Во время голодомора в Украине в 1932-1933 годах многие украинцы перебирались в Башкирию. Так и Иван Гордеевич (1911г.р.) с семьей приехал к родному дяде в деревню Алексеевка Чукадытамакской волости (ныне Туймазинский район). Среди самых необходимых для жизни вещей была привезена и прялка. Перед Великой Отечественной войной отец женился на маме. Прялка оказалась в нашей семье. В 50-х годах мама подарила её своей сестре, а та, позднее, отдала прялку Вере Тимофеевне.»

Таким образом, мы выяснили, что история экспоната школьного музея – самопрялки началась на Украине в 20-30 годах прошлого века. А значит нашей прялке около100 лет!

В музее Боевой и трудовой славы села Кандры хранится восемь самопрялок (Приложение 12). Мне стало интересно узнать, как они попали в краеведческий музей?

На вопрос ответил руководитель музея Бирюзов Юрий Леонидович: «Экспонаты в музей попадают разными путями – что-то приносят жители села из личных архивов, многие документы, фотографии передаются в музей родственниками ветеранов войны, что-то привозим с раскопок. Что касается прялок, большинство из них мы отыскали в археологических экспедициях, они пылились в старых сараях, но все-таки не были выкинуты. Одну прялку нам принесла пожилая женщина. Со слезами на глазах она рассказывала, как дорога ей эта вещь, наследство от матери. Но старушка боялась, что, когда ее не станет, внуки просто выкинут прялку и «история семьи уйдет в небытие». Таких историй много, когда люди (обычно пожилые) стараются сохранить какую-либо память о своем прошлом. И я уверен: пока люди делятся сокровенными вещами из личного архива, история будет живой и осязаемой.»

1.3 Электропрялка

Наука не стоит на месте. В середине XX века появилась электрическая прялка. Сам принцип скручивания и наматывания нити остался прежним, но на замену колеса и педали пришёл электродвигатель [2]. Электропрялку 1986 года выпуска мы встретили в музее Боевой и трудовой славы (Приложение 13).

С современной электропрялкой нас познакомила Шайдуллина Лилия Зинуровна в режиме онлайн: «Перед работой шерсть необходимо хорошо вычесать. Затем, держа ее в руках, вытягиваем, скручивая пальцами жгутик и прикрепляем его к нити, протянутой из шпули через нитенаправитель. Включаем прялку. Вращаясь, шпуля тянет нить и волокно из пучка. Немного подправляем волокно руками. Так мы регулируем толщину пряжи. Нить наматывается на катушку.» (Приложение 14).

В отличие от механических прялок, на которых можно работать сутками напролет, электрической прялке каждые 30-40 минут необходимо давать отдых, чтобы не допустить перегрева двигателя. Также на такой прялке можно скручивать несколько нитей в одну.

1.4 Современные технологии прядения

Инновационные технологии стремительно вошли в текстильную промышленность. Современное прядение  теперь механизировано и автоматизировано.

Для знакомства с производством пряжи мы совершили виртуальную экскурсию на «Троицкую камвольную фабрику», которая расположена в г.Троицке Московской области. Предприятие большое. Ежедневно здесь перерабатывают несколько тон шерсти из верблюда, ламы и овцы, а также из синтетических материалов (Приложение 15) [7].

На начальном этапе подготавливают шерсть. Чистят, моют. Расчесывают в кардочесальных и в гребнечесальных машинах. Пряжу красят, прополаскивают, отпаривают и высушивают. Сырье перематывают на каждом этапе. Оно становится тоньше и плотнее. Затем отправляют в прядильный цех.

Проходя через много роликов прядильной линии, нитка скручивается, уплотняется, становится тоньше. Наматывается на бобины. Затем нитку с исходных бобин перематывают на другие [6]. Все вращается очень быстро, производство травмоопасное. На следующем этапе нитку отпаривают, снимают статическое напряжение.После, пряжу собирают в мягкие большие «шины». А затем сматывают в клубки и отправляют на упаковку (Приложение 16).

Мы видим, что процесс прядения стал полностью автоматическим. На фабрике работает очень много сотрудников.

Законченной продукцией прядения является пряжа.

Мы сравнили пряжу собственного производства и фабричного (Приложение 17). Волокно из под прялки натуральное, на ощупь мягкое. Фабричная пряжа мягкая, воздушная, может быть разной окраски, из-за удешевления производства в ней присутствуют синтетические волокна. Но самое главное отличие, в клубочке натуральной пряжи чувствуется душа мастерицы. И вещи из такой пряжи намного теплее, роднее, долговечнее.

Заключение

Своей работой мы хотели привлечь внимание к изучению истории экспонатов школьного музея. В частности, самопрялки.

С помощью личных встреч с мастерицами, экскурсий в музеи, мы рассмотрели виды прялок, ознакомились с методами работы на них, узнали историю развития прядения. Наглядно увидели как менялось техническое устройство и внешний вид прялки.

Цель исследования достигнута, в рамках поставленных задач работа выполнена.

Проведя исследование происхождения самопрялки, хранившийся в школьном музее, мы выяснили, что она была привезена в Башкирию с Украины в 1932-1933 гг. Узнали данные о 4 хозяевах прялки. Примерный возраст самопрялки – 100 лет. Тем самым подтвердили поставленную гипотезу: можно определить возраст экспоната школьного музея – самопрялка.

По итогам работы сделали вывод: современные технологические решения усовершенствовали издревле известный процесс прядения – получение пряжи из полуфабриката, но, несмотря на технический прогресс, древние прялки используются до сих пор. Они популярны среди любителей традиционных ремёсел.

В школьном музее хранится много интересных вещей. Узнав историю каждого экспоната можно составить «Экскурсии одного экспоната» и тем самым привлечь ребят и взрослых к изучению прошлого своего народа. Ведь так интересно наблюдать как экспонат оживает на глазах и «рассказывает» свою историю.

Список использованных источников и литературы

1.Жегалова С.К., Жижина С.Г. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву/С.К.Жегалова, С.Г.Жижина, и др. –М.: Издательство «Искусство», 1967. С.113.

2.МКУ Новохоперский краеведческий музей [Электронный ресурс]-URL: https://novohopmuzei.jimdofree.com/история одного предмета/(дата обращения 18.10.2021)

3.Пословицы о рукоделии. [Электронный ресурс]-URL:https://zen.yandex.ru/media/id/5e744f8d8008524d55ebef88/poslovicy-o-rukodelii-5e7c56bc95cdd24869d36f51(дата обращения 07.10.2021)

4.Русская прялка [Электронный ресурс]-URL:https://dom-puha.ru/blog/russkaia-prialka(дата обращения 07.10.2021)

5.Русская прялка. [Электронный ресурс]-URL: http://parnasse.ru/poetry/lyrics/civilian/ruskaja-prjalka.html(дата обращения 17.10.2021)

6.Троицкая камвольная фабрика: Путь шерсти от сырья до клубка [Электронный ресурс]-URL:https://users.livejournal.com/-twin-/508155.html?media(дата обращения 02.11.2021)

7.Троицкая Камвольная Фабрика. Экскурсия на производство. [Электронный ресурс]-URL: https://www.youtube.com/watch?v= uEGLdLQySs8(дата обращения 02.11.2021)

Приложение 1

Музей МАОУ СОШ №1 с.Кандры

Фото 1. Школьный музей

Фото 2. Самопрялка

Приложение 2

Ручная прялка

Фото 3. Простая ручная прялка

Приложение 3

Экспонат школьного музея – веретено

Фото 4. Коллекция веретён

Приложение 4

Веретена на картинах известных художников

Фото 5, 6. Пряха. Фирс Сергеевич Журавлёв.1864г.

Фото 7,8. Пряха. Дубовский Николай Никанорович. 1870-е

Продолжение приложения 4

Фото 9. За работой. Подруги. Федот Васильевич Сычков. 1935г.

Приложение 5

Строение древнерусской прялки

Фото 10. Строение ручной прялки

Приложение 6

В музее Боевой и трудовой славы с.Кандры

Фото 11. Башкирская прялка Фото 12. Донца от прялок

Фото 13. Орнамент на донце

Фото 14.«Пряха» за работой

Приложение 7

В музее «Губайдия» с.Байряка

Фото 15. Татарская ручная прялка (слева)

Приложение 8

Прялка — предмет художественного творчества

Фото 16. Прялки из коллекции Русского музея.

Приложение 9

Виды самопрялок

Фото 17. Самопрялка – лежак (чухонка)

Фото 18. Самопрялка – стояк

Приложение 10

Самопрялка Смирновой В.Т.

Фото19. Смирнова В.Т. возле своей самопрялки

Приложение 11

Строение самопрялки с ножным приводом

Фото 20. Строение самопрялки на примере экспоната из школьного музея

Фото 21. Смирнова В.Т. рассказывает о строении самопрялки

Приложение 12

Самопрялки в музее Боевой и трудовой славы с.Кандры

Фото 22. Бирюзов Ю.Л. рассказывает о самопрялках

Фото 23. Муфтахова А. Изучает строение прялки

Продолжение приложение 12

Фото 24. Сираева Э.С. и Муфтахова А. знакомятся с экспонатами музея

Фото 25 . Муфтахова А. с руководителем музея Бирюзовым Ю.Л.

Приложение 13

Бытовая электропрялка 1986 года выпуска

Фото 26. Муфтахова А. и Сираева Э.С. возле электропрялки 1986г.

Фото 27. Бытовая электропрялка БЭП-2

Приложение 14

Современная электропрялка

Фото 28,29 Электропрялка

Фото 30. Работа за электропрялкой

Приложение 15

Виртуальная экскурсия на Троицкую камвольную фабрику

Фото 31. Здание Троицкой камвольной фабрики

Фото 32. Прядильный цех фабрики

Приложение 16

Прядильный цех Троицкой камвольной фабрики

Фото 33. Прядильная линия со стороны подачи сырья

Фото 34. Прядильная линия

Продолжение приложения 16

Фото 35 . Нитки накручиваются на бобины

Фото 36. Пряжу отпаривают и снимают статическое напряжение

Продолжение приложения 16

Фото 37. «Шины» из пряжи

Фото 38. Клубки пряжи

Приложение 17

Сравнение домашней и фабричной пряжи

Фото 39. Фабричная пряжа Фото 40. Домашняя пряжа

Просмотров работы: 613

Категория: Искусствоведение.

Тема: Русские прялки, 5 класс

Цели:

1. Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении.

2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

Оборудование и материалы:

1. Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок.

2. Художественные материалы.

3. Музыкальный ряд: русские народные песни.

4. Таблицы с элементами традиционного народного орнамента (см. урок 1).

ПЛАН УРОКА

1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов.

Ход урока

Музыкальный эпиграф: русская народная песня «Пряха».

ПРЯХА

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца _______________

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

Беседа.

Учитель. Давайте представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окошка.

Давайте заглянем внутрь!

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке – веретено.

Вот они – русские прялки! ( иллюстраций прялок или образца деревянной прялки. )

Прялки XVII-XVIII вв.

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

В избушке распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней, —

писал А. С. Пушкин.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.

Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (примерно 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музее хранятся маленькие детские прялки.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Но имя того, кто дарил прялку, от нас скрыто. Хотя на некоторых прялках есть дарственные, но многое ли откроет нам такая, к примеру, надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю ».

Над прялкой трудились два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

(Демонстрация таблиц с типами прялок).

Учитель. А теперь давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике. (См. урок 1. Таблицы с элементами орнамента. )

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов.

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни русского человека, – прялкой.

Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

С. Н. Белешина, ГБОУ школа-интернат №33 Выборгского района, Санкт-Петербург

Метки: Искусствоведение


1


История прялки


2


Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.


3


Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.


4


Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.


5



6


Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна. И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.


7



8


История прялки ее развитие и усовершенствование гораздо шире, чем можно описать в одной статье. Параллельно с развитием самой прялки постоянно совершенствовался ее привод. На замену ручным прялкам пришли самопрялки. В более поздние времена в качестве тяговой силы использовали животные (ослы).


9



10



11



12


На смену живой силе пришли паровые двигатели, а в век глобальной электрификации сердцем прялок стал электродвигатель. Электрический привод стал применяться не только в промышленных машинах. Свое применение он так же нашел в бытовых прялках. Небольшие размеры электродвигателя помогли создавать удобные компактные электропрялки. Производительность которых стала значительно выше.


13


Автор: воспитатель детского сада: Глебова Ю.А. Ссылки: Презентация опубликована на сайте: www. kinder-planet.ru

  • Рассказ о прыжках в длину
  • Рассказ о прошлых событиях в переводе с греческого
  • Рассказ о прошлом николая петровича кирсанова в романе отцы и дети
  • Рассказ о прочитанной книге 2 класс
  • Рассказ о профсоюзной организации