Цель урока:
- дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления;
- формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;
- научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую проблему текста;
- развивать навыки грамотной речи при устном ответе;
- воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;
- интерес и бережное отношение к литературному языку.
Оборудование: учебник (Русская речь. 7кл.), презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Ребята, давайте с вами вспомним, что такое текст.
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
2. Что такое тема, основная мысль и идея текста?
Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
3. Что может быть отражено в заглавии текста?
И тема текста, и его основная мысль.
4. Назовите, какие типы речи вы знаете.
Повествование, описание, рассуждение.
5. Чем различаются типы речи?
6. Что можно определить у текста по языковым средствам (СТИЛЬ) (слайд 1)
7. Какие стили речи вы знаете? (слайд 2)
Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. (слайд 3)
Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим – и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.
Запишем тему урока: «Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления». (слайд 4)
— Ребята, по каким признакам можно определить стиль текста?
— Напишите по слайду, какие стили представлены? слайды 5, 6
Делаем вывод.
- задача речи,
- сфера употребления,
- стилевые черты,
- жанры.
IV. Работа над темой урока:
1. Словарно-орфографическая работа.(слайд 7)
Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.
- Какой общий корень имеют слова?
- Какое явление вы увидели в этом корне? (Чередование согласной (ц//к//ч))
- Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)
- Публицист – автор публицистических произведений
- Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе
- Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.
2. На стр. 80 учебника прочитаем материал о публицистическом стиле.
1. Название стиля происходит от какого слова?
Произошло от латинского слова общественный.
2. Где используется публицистический стиль?
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…
– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу. (ЦЕЛЬ) (8 слайд)
V. Работа с текстом. слайды 9, 10
1. Пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Если вам приходится часто публично выступать — на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
2. Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).
Посмотрим, каковы же отличительные черты публицистического стиля. (слайд 12)
3. Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?
4. К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать).
– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
5. Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования).
– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.
– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.
– Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи? (слайд 13)
– Найдите в тексте:
- побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
- риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);
- повторы;
- однородные члены;
- параллелизмы (сходное построение предложений текста).
– Определим, какие лексические средства связи использует автор. (слайд 14)
— Найдите в тексте
— Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? В публицистическом стиле часто используются
- литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
- антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.);
- слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).
– Найдите в тексте
- слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)
– Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.
Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю. (слайд 15 )
– Запишем их и дадим толкование:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого чего-нибудь в печати или в устной форме.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
1) П.8, упр.88.
2) В газетах и журналах найти примеры публицистического стиля.
Публицистический стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая используется средствами массовой информации с целью воздействия на слушателей и читателей при освещении событий общественно-политической жизни.
Узнаем, что такое публицистический стиль речи в русском языке, указав его цель, стилевые черты, жанры, характерные языковые средства, отличающие его от других книжных стилей речи. Приведем примеры текстов публицистического стиля.
Что такое публицистический стиль?
Публицистический стиль — это язык общественно-политической литературы и средств массовой информации: газет, журналов, радио и телевидения.
Публицистику называют летописью современной жизни общества. С этой точки зрения можно утверждать, что она отражает текущую историю.
Нет такой темы, которая ни интересовала бы журналистов. Публицистика обращена к злободневным политическим, социальным, культурным, философским, бытовым проблемам общества. С этой позиции отметим, что публицистический стиль речи реализуется для выражения достоверной и исчерпывающей информации читателей о важных событиях общественно-политической жизни.
В Германии завершились парламентские выборы. Как сообщает телеканал ARD, согласно предварительным данным Федеральной избирательной комиссии страны по итогам подсчёта данных всех 299 округов после подсчёта 100% бюллетеней во всех округах победу одержала Социал-демократическая партия Германии — она получает 25,7% голосов ( лидер — Олаф Шольц).
С другой стороны, этот стиль речи призван не только информировать, но и воздействовать на свою аудиторию, формировать у читателей определенный взгляд на обсуждаемые события и животрепещущие вопросы внутренней и внешней политики, экономики, культуры, спорта, то есть в конечном итоге влиять на мировоззрение общества. Учитывая выявленную функциональность, определим, что такое публицистический стиль речи.
Определение
Публицистический стиль — это функциональная разновидность русского литературного языка, которая используется для информирования о важных событиях общественно-политической жизни и создания определенного мнения у читателей.
В связи с задачей воздействовать на людей публицистике присущи характерные стилевые черты:
- призывность
- яркость
- эмоциональность
Этот функциональный стиль речи чаще всего оформляется в виде монолога об описываемом явлении или проблеме. Например, автор статьи о русском писателе Ф. М. Достоевском ведет доверительный разговор со своим читателем.
Герой наших дней
Достоевского массово издают в Китае, Корее, Аргентине, Бразилии, не говоря уж о Европе, где с его романами знакомы уже очень давно. Правда, долгое время Достоевского на Западе полагали автором полицейских и фельетонных романов, которые пишутся за месяц, читаются за вечер и забываются через пару дней. Тех же «Братьев Карамазовых» считали криминальным бытовым романчиком и при переводе выбрасывали из него «Легенду о Великом Инквизиторе». Теперь же на конференции Института русской литературы РАН, прошедшей нынешним летом, швейцарская писательница Ильма Ракуза заявила: «Безусловно герой нашего времени — Иван Карамазов и его «Легенда о Великом Инквизиторе», в которой дан глубокий анализ механизмов тоталитаризма и которая и по сей день остаётся необычайно актуальной».
Основные признаки стиля |
Публицистический стиль |
Основная функция | Воздействовать на общественное сознание, информируя широкие круги населения о важнейших актуальных событиях и проблемах современности, сформировать общественное мнение. |
Жанры | Информационные: заметка, репортаж, интервью.
Аналитические: корреспонденция, статья, рецензия. Художественно-публицистические: зарисовка, очерк, эссе. Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музыкальные композиции, направленные на решение социальных проблем. |
Основные черты стиля |
|
Специфическая лексика |
|
Грамматические особенности | Разнообразные виды синтаксических конструкций, стилистические фигуры; преобладание именных и глагольных частей речи. |
Жанры публицистического стиля речи
Публицистический стиль речи используется для освещения событий в различных сферах общественно-политической жизни. В соответствии с этим его жанровый диапазон достаточно широк. В устной речи публицистический стиль используется в выступлениях адвокатов, ораторов на митингах и собраниях, выступлениях политических и общественных деятелей по телевидению и радио.
Преобладающей формой публицистики является письменная речь, которая реализуется в жанрах:
- публицистическая статья
- очерк
- заметка
- интервью
- репортаж
- эссе
- портретный очерк
- путевые заметки
- памфлет
- фельетон
В качестве примера текста приведем отрывок очерка, опубликованного в журнале «Загадки истории», о женщине-танкистке Александре Ращупкиной.
В годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами на защиту Родины встали и женщины. Больше всего их насчитывалось в военно-медицинских учреждениях (70% младшего и среднего персонала), подразделениях связи (до 80%) и дорожных войсках (больше половины). Но вот с женщинами-танкистками все было по-иному: по оценкам ученых-историков в войсках женщин-танкисток насчитывалось не более 20. Поэтому военная судьба Александры Ращупкиной во всех смыслах уникальна. Ведь Александра, или Сашка-сорванец, как называли её сослуживцы, смогла повторить историю «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, участницы войны с французами 1812 года.
Александра начала свой боевой путь в составе знаменитой 62-ой армии генерала Василия Чуйкова, на Сталинградском фронте. Отлично водила танк, и сослуживцы дали ей прозвище Санька-сорванец. Она принимала активное участие в освобождении Украины, Польши, проявляя при этом мужество и героизм. За три года службы женщина-танкист прошла с товарищами огонь и воду. Все это время служила механиком-водителем танка, и никто не догадывался, что рядом с ними находится женщина.
Виктор Приходько
Языковые средства публицистического стиля
Основу публицистики, как и любого стиля речи, составляет общеупотребительная нейтральная лексика русского языка. Вместе с тем публицистический стиль отличают характерные языковые средства.
В связи с освещением важных или злободневных событий для публицистики характерна общественно-политическая лексика (депутат, выборы, парламент, обороноспособность, консенсус), употребление морально-этических слов (согласие, сострадание, милосердие, вежливость), торжественных слов, фразеологизмов и речевых штампов (Отчизна, держава, воспрянуть, преодолеть, одержать победу, стоять насмерть, держать руку на пульсе).
В текстах публицистического стиля для реализации функции воздействия на читателей нередко используются эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, восклицания, риторические вопросы, побудительные предложения. В публицистике часто употребляются повторы и инверсия.
Видеоурок
Стилистика –
особый раздел языкознания, изучающий
стили речи и стилистические ресурсы,
наука об умелом выборе языковых средств
Функциональные стили речи
Разговорный стиль
Книжные стили
Научный
Официально-деловой
Язык художественной литературы
Публицистический стиль
ТЕМА УРОКА
Публицистический стиль речи:
цель использования,
сфера употребления,
языковые особенности.
ЦЕЛИ УРОКА
- повторить сведения о стилях речи;
- познакомиться с публицистическим стилем, его чертами и языковыми средствами;
- научиться определять принадлежность текста публицистическому стилю.
Стили речи
Название
стиля
Задачи речи
общение ,обмен
впечатлениями,
мыслями
Сфера употребления.
(используется в…)
непринужденных
беседах
обычно со знакомыми
людьми
сообщение
информации,
указание
Стилевые черты (обычно высказывание бывает):
Жанры
деловых бумагах
инструкциях
законодательных
документах
— непринужденным
сообщение
научной информации
создание
художественного
образа ,
воздействие
на мысли и чувства
— свободным в выборе
слов и выражений
диалог
— официальным
— точным
научных трудах
выступлениях
на научные темы
художественных
произведениях
законы
протоколы
расписки
доверенности
счета
объявления
— бесстрастным
— обобщенно-отвлеченным
— подчеркнуто логичным
— точным
научная статья
учебная
литература
лекция
доклад
— образным
— эмоциональным
рассказ
повесть
роман,
стихотворение
Название
стиля
Разговорный
стиль
Задача речи
Сфера употребления.
(используется в … )
общение,
обмен
впечатлениями,
мыслями
Официально-
деловой стиль
сообщение
информации,
указание
Стилевые черты
(обычно
высказывание
бывает):
непринужденных
беседах
обычно со знакомыми
людьми
Научный
стиль
Язык
художествен-
ной
литературы
сообщение
научной
информации
деловых бумагах
инструкциях
законодательных
документах
Жанры
— непринужденным
диалог
— официальным
— точным
— бесстрастным
— свободным в
выборе слов и
выражений
научных трудах
выступлениях
на научные темы
создание
художественного
образа,
воздействие на
мысли и чувства
законы
протоколы
расписки
доверенности
счета
объявления
— обобщенно-отвлеченным
— подчеркнуто логичным
— точным
художественных
произведениях
научная статья
учебная литература
лекция
доклад
— конкретным
— образным
— эмоциональным
рассказ
повесть
роман,
стихотворение
Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова
- Публиковать – обнародовать
- Публичный – общественный
- Публицистика – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества
- Публицист – писатель, журналист, пишущий об актуальных проблемах общества
Цель публицистического стиля
- Сообщить информацию
- В оздействовать на читателей, слушателей , повлиять на их мысли, чувства, поведение и поступки
- Убедить в чем-либо, призвать к чему-то
Сфера употребления
В устной речи:
- выступления на митингах, собраниях,
в передачах по радио и телевидению.
В письменной речи:
- статьи в газетах, журналах.
Основные черты публицистического стиля
- Актуальность
- Призывность
- Эмоциональность
- Доходчивость
- Четкость авторской позиции
Синтаксические средства языка
- побудительные и восклицательные предложения;
- риторические вопросы;
- повторы;
- однородные члены;
- параллелизмы (сходное построение предложений текста).
- вводные слова и словосочетания
- короткие предложения (рубленая проза)
Лексические средства языка
- литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
- антонимы
- слова книжной и разговорной речи
- слова и выражения, использованные в переносном значении.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
(1906-1999)
Советский и российский
филолог, искусствовед,
сценарист, академик РАН.
Автор фундаментальных
трудов, посвящённых
истории русской
литературы и русской
культуры.
Учитесь говорить и писать (из книги Д.С. Лихачева «Земля родная»)
Учиться говорить и писать нужно все время. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Жанры
- Заметка – краткое сообщение в печати.
- Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
- Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
- Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
- Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
- Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Домашнее задание
- П.8 упр.88 – доказать принадлежность текста публицистическому стилю речи
Берегите книгу!
Дорогие первоклассники! Вы только начали учиться в школе и всем вам выдали новые книги! Посмотрите на них внимательнее. Какие все книжечки гладкие, красивые и яркие! Просто заглядение, а не книги! Приятно вам держать их в своих руках? А вы знаете, что только от вашего бережного отношения зависит, насколько долго книга вам прослужит.
Книга – богатство человека, так как из неё мы черпаем для себя много нового и интересного. В древние времена она стоила очень дорого, потому что писалась от руки. Продав одну книгу, можно было купить стадо коров. Сейчас книги доступны всем. Что может быть лучше увлекательной, хорошо написанной книги, которая дарит нам многие часы удовольствия? Но, к сожалению, мы не всегда бережно относимся к этому чуду. Некоторые считают, что книгу можно порвать, рисовать на её страницах рожицы, зная, что можно пойти и купить другую. Мы забываем о том, что за книгой стоит колоссальный труд многих людей: писателей, учёных, художников, производителей.
Так давайте же помнить о тех, кто дает нам возможность получать знания из книг! Давайте будем беречь труд этих людей! Лично я всегда бережно отношусь к своим собеседникам – книгам. Берегите книги!
Ступин Данил 7-Б класс.
Помните о том, что книга — это источник знаний!
Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, сколько деревьев рубят, чтобы мы и вы могли получать знания? Сколько тонн древесины уходит на изготовление книжных изделий?
Только представьте, что из себя представляет процесс изготовления книг.
Берегите за это природу и уважайте труд людей, которые делают книги.
В нашей библиотеке учебники переходят из рук в руки. Берегите книги, не разрисовывайте, не рвите и помните о том, что книга — это источник знаний, которые вы получаете.
Зыкина Ангелина 7-Б класс
Книгу нужно беречь.
Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы.
С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам.
Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли.
Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
Подоксенов Данил 7-Б кл.
Берегите книги!
Дорогие ребята, вы, наверняка, все любите читать книги. И, пожалуйста, не портите их, так как вы даже не представляете, сколько уходит на их изготовление усилий.
Книги делаются из дерева, и когда вы рвете и рисуете на них, вы также уничтожаете деревья, которых итак осталось очень мало. Если вам не нужна книга, то лучше отдайте ее кому-нибудь другому, а не рвите ее. Представьте, сколько уходит усилий, чтобы изготовить хотя бы одну книгу. Это очень трудоемкая и долгая работа, которую вы можете испортить за одно лишь мгновенье. А также, когда вы берете книги из школьной или городской библиотеки, не портите их, так как такая же вся изорванная, изрисованная книга может попасть и вам в руки.
Книга — очень важная и нужная вещь, поэтому берегите её!
Зубарев игорь 7-Б класс
Книгу нужно беречь.
Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы.
С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам.
Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли.
Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
Берегите книги!
Дорогие учащиеся вы прекрасно видите, в каком состоянии вы получаете учебники.
Давайте мы с вами рассмотрим работу библиотекаря в нашей школе. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Как правило, библиотекари работают в государственных библиотеках или средних учебных заведениях, начальных или средних школ. Также библиотекарь следит за состоянием учебников, которые вы сдаете. Если учебник в плохом состоянии, то библиотекарю приходится подклеивать, обёртывать учебники. Плохо обращаясь с книгами, вы усложняетете работу библиотекаря. А как вы знаете, учебники передаются из поколения в поколение, и если каждый не будет беречь книги, то мы будем учиться по рваным и грязным учебникам.
Дорогие ребята, убедительная просьба — не портите учебники, ведь может по ним будут учиться ваши дети.
Дамм Анастасия 7-Б класс
Берегите книги.
Дорогие первоклассники, если бы вы знали какая это кропотливая и сложная работа – издание книги. Для того чтобы написать книгу нужен талант, знание, терпение и трудолюбие. Ведь эта работа не из лёгких нужно много материалов. Трудно стать писателем , а хорошим писателем стать ещё труднее. Ведь в одну книгу вложено много труда. Ведь чтоб написать книгу нужно уметь научить читателя или передать основную мысль до читателя. Мы просим вас не портите книги берегите их.
Болотов Юра 7-Б кла
Как нужно обращаться с книгами.
Дорогие ребята!
Мы собрали вас для того, чтобы поговорить о том, как нужно обращаться с книгами.
Книга — это лучший друг! Она помогает вам во всем: учиться читать, писать, познавать много нового, учить других чему-то хорошему. Для этого надо беречь книги, не рисовать на них, не выдирать листы. Если увидите, что книга порвана, то ее надо подклеить, придать ей хороший вид. Ведь,может, ею будут пользоваться еще многие другие читатели и ученики. И тогда книги будут передаваться из поколения в поколение.
А знаете ли вы, что на изготовление книги уходит 1/6 часть дерева? И над созданием одной книги трудятся огромное количество людей. Работают целые лесоперерабатывающие заводы или фабрики. Поэтому мы просим вас беречь книги, относиться к ним с любовью и думать о том, что эта книга ещё будет использоваться не один год.
Денисенко Александра 7- Б класс
В книгу вкладывается очень много труда.
Дорогие первоклассники, знаете ли вы из чего, делаются книги? Сколько дерева уходит на то что бы сделать одну тоненькую книгу?
Нужны годы, чтобы росли деревья, за ними нужен уход, благоприятная почва. Некоторые ребята не задумываются об этом и рисуют на страницах и рвут их. А наши школьные книги передаются из года в год другим новоприходящим ученикам.
В книгу вкладывается очень много труда и средств. Из отпечатанных листов делают что-то в виде тетради. Потом делается книжный блок ,а далее идёт соединение всех деталей.
Так что, ребята, задумайтесь над тем, сколько труда вкладывается в изготовление книг, и начинайте уважать труд тех людей, которые для вас старались, чтобы сделать книгу!
Рассадникова Настя 7- Б класс
Книга- твой друг, без нее как без рук
Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, как делали книги раньше.
Сначала их писали на глине, на коре, на шкурах животных. И только много времени спустя люди изобрели бумагу. Писали на бумаге вручную, поэтому переписывание одной книги занимало не один год. Книги в то время считались роскошью.
В наше время книги печатали быстро и в очень большом количестве. Для изготовления книг, деревья нужно спилить, загрузить, обработать и отправить на фабрику. Там из этого делают бумагу. А уже писатели, ученые, которые много знают, составляют и пишут для нас книги. И мне хочется, чтобы вы любили книги, умели бережно относиться к книге. Не рвать, не мять, не рисовать на них. Пословицы подтверждают, что «Книга- твой друг, без нее как без рук» и «Кто много читает, тот много знает».
Однажды встретились две книжки
Разговорились меж собой:
— Ну, как твои делишки? —
Одна спросила у другой.
— Эх, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да что обложки, оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты,
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
-Твои мне незнакомы шутки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу —
О них и говорить-то неприлично
Зато и я его учу, не как-нибудь,
А на отлично.
Емашёв Данил 7-Б класс
Обращайтесь с учебниками очень аккуратно.
Ребята берегите книги, так как они передаются из поколения в поколение!
Книги содержат много полезного. И чтобы они продолжали быть пригодными для учёбы, нужно их подклеить. Всё, что написано карандашом, нужно стереть. Обращайтесь с учебниками очень аккуратно. Не рвите, не рисуйте ручкой в учебнике. И дома складывайте учебники аккуратно, что странички не мялись. Подумайте о других ребятах, которым будет конечно приятно взять хороший, не изорванный учебник в руки. И они будут так же обращаться с учебниками, как и вы. Ведь вы покажете малышам пример для подражания.
Лавров Семён 7-Б кл.
Создаём текст публицистического стиля.
Проектная работа учащихся 7-Б класса.
Руководитель Панфилова Светлана Алексеевна
2012 год
Берегите книгу!
Дорогие первоклассники! Вы только начали учиться в школе и всем вам выдали новые книги! Посмотрите на них внимательнее. Какие все книжечки гладкие, красивые и яркие! Просто заглядение, а не книги! Приятно вам держать их в своих руках? А вы знаете, что только от вашего бережного отношения зависит, насколько долго книга вам прослужит.
Книга – богатство человека, так как из неё мы черпаем для себя много нового и интересного. В древние времена она стоила очень дорого, потому что писалась от руки. Продав одну книгу, можно было купить стадо коров. Сейчас книги доступны всем. Что может быть лучше увлекательной, хорошо написанной книги, которая дарит нам многие часы удовольствия? Но, к сожалению, мы не всегда бережно относимся к этому чуду. Некоторые считают, что книгу можно порвать, рисовать на её страницах рожицы, зная, что можно пойти и купить другую. Мы забываем о том, что за книгой стоит колоссальный труд многих людей: писателей, учёных, художников, производителей. Так давайте же помнить о тех, кто дает нам возможность получать знания из книг! Давайте будем беречь труд этих людей! Лично я всегда бережно отношусь к своим собеседникам – книгам. Берегите книги!
Ступин Данил 7-Б класс.
Помните о том, что книга — это источник знаний!
Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, сколько деревьев рубят, чтобы мы и вы могли получать знания? Сколько тонн древесины уходит на изготовление книжных изделий?
Только представьте, что из себя представляет процесс изготовления книг.
Берегите за это природу и уважайте труд людей, которые делают книги.
В нашей библиотеке учебники переходят из рук в руки. Берегите книги, не разрисовывайте, не рвите и помните о том, что книга — это источник знаний, которые вы получаете.
Зыкина Ангелина 7-Б класс
Книгу нужно беречь.
Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы. С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам. Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли. Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
Подоксенов Данил 7-Б кл.
Берегите книги!
Дорогие ребята, вы, наверняка, все любите читать книги. И, пожалуйста, не портите их, так как вы даже не представляете, сколько уходит на их изготовление усилий.
Книги делаются из дерева, и когда вы рвете и рисуете на них, вы также уничтожаете деревья, которых итак осталось очень мало. Если вам не нужна книга, то лучше отдайте ее кому-нибудь другому, а не рвите ее. Представьте, сколько уходит усилий, чтобы изготовить хотя бы одну книгу. Это очень трудоемкая и долгая работа, которую вы можете испортить за одно лишь мгновенье. А также, когда вы берете книги из школьной или городской библиотеки, не портите их, так как такая же вся изорванная, изрисованная книга может попасть и вам в руки.
Книга — очень важная и нужная вещь, поэтому берегите её!
Зубарев игорь 7-Б класс
Книгу нужно беречь.
Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы. С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам. Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли. Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
Берегите книги!
Дорогие учащиеся вы прекрасно видите, в каком состоянии вы получаете учебники.
Давайте мы с вами рассмотрим работу библиотекаря в нашей школе. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Как правило, библиотекари работают в государственных библиотеках или средних учебных заведениях, начальных или средних школ. Также библиотекарь следит за состоянием учебников, которые вы сдаете. Если учебник в плохом состоянии, то библиотекарю приходится подклеивать, обёртывать учебники. Плохо обращаясь с книгами, вы усложняетете работу библиотекаря. А как вы знаете, учебники передаются из поколения в поколение, и если каждый не будет беречь книги, то мы будем учиться по рваным и грязным учебникам.
Дорогие ребята, убедительная просьба — не портите учебники, ведь может по ним будут учиться ваши дети.
Дамм Анастасия 7-Б класс
Берегите книги.
Дорогие первоклассники, если бы вы знали какая это кропотливая и сложная работа – издание книги. Для того чтобы написать книгу нужен талант, знание, терпение и трудолюбие. Ведь эта работа не из лёгких нужно много материалов. Трудно стать писателем , а хорошим писателем стать ещё труднее. Ведь в одну книгу вложено много труда. Ведь чтоб написать книгу нужно уметь научить читателя или передать основную мысль до читателя. Мы просим вас не портите книги берегите их.
Болотов Юра 7-Б кла
Как нужно обращаться с книгами.
Дорогие ребята!
Мы собрали вас для того, чтобы поговорить о том, как нужно обращаться с книгами.
Книга — это лучший друг! Она помогает вам во всем: учиться читать, писать, познавать много нового, учить других чему-то хорошему. Для этого надо беречь книги, не рисовать на них, не выдирать листы. Если увидите, что книга порвана, то ее надо подклеить, придать ей хороший вид. Ведь,может, ею будут пользоваться еще многие другие читатели и ученики. И тогда книги будут передаваться из поколения в поколение.
А знаете ли вы, что на изготовление книги уходит 1/6 часть дерева? И над созданием одной книги трудятся огромное количество людей. Работают целые лесоперерабатывающие заводы или фабрики. Поэтому мы просим вас беречь книги, относиться к ним с любовью и думать о том, что эта книга ещё будет использоваться не один год.
Денисенко Александра 7- Б класс
В книгу вкладывается очень много труда.
Дорогие первоклассники, знаете ли вы из чего, делаются книги? Сколько дерева уходит на то что бы сделать одну тоненькую книгу?
Нужны годы, чтобы росли деревья, за ними нужен уход, благоприятная почва. Некоторые ребята не задумываются об этом и рисуют на страницах и рвут их. А наши школьные книги передаются из года в год другим новоприходящим ученикам.
В книгу вкладывается очень много труда и средств. Из отпечатанных листов делают что-то в виде тетради. Потом делается книжный блок ,а далее идёт соединение всех деталей.
Так что, ребята, задумайтесь над тем, сколько труда вкладывается в изготовление книг, и начинайте уважать труд тех людей, которые для вас старались, чтобы сделать книгу!
Рассадникова Настя 7- Б класс
Книга- твой друг, без нее как без рук
Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, как делали книги раньше.
Сначала их писали на глине, на коре, на шкурах животных. И только много времени спустя люди изобрели бумагу. Писали на бумаге вручную, поэтому переписывание одной книги занимало не один год. Книги в то время считались роскошью.
В наше время книги печатали быстро и в очень большом количестве. Для изготовления книг, деревья нужно спилить, загрузить, обработать и отправить на фабрику. Там из этого делают бумагу. А уже писатели, ученые, которые много знают, составляют и пишут для нас книги. И мне хочется, чтобы вы любили книги, умели бережно относиться к книге. Не рвать, не мять, не рисовать на них. Пословицы подтверждают, что «Книга- твой друг, без нее как без рук» и «Кто много читает, тот много знает».
Однажды встретились две книжки Разговорились меж собой: — Ну, как твои делишки? — Одна спросила у другой. — Эх, милая, мне стыдно перед классом, Хозяин мой обложки вырвал с мясом. Да что обложки, оборвал листы! Из них он делает кораблики, плоты, И голубей… Боюсь, листы пойдут на змей, Тогда лететь мне в облака! А у тебя целы бока? -Твои мне незнакомы шутки, Не помню я такого дня, Чтобы, не вымыв чисто руки, Сел ученик читать меня. А посмотри-ка на мои листочки На них чернильной не увидишь точки. Про кляксы я молчу — О них и говорить-то неприлично Зато и я его учу, не как-нибудь, А на отлично.
Емашёв Данил 7-Б класс
Обращайтесь с учебниками очень аккуратно.
Ребята берегите книги, так как они передаются из поколения в поколение!
Книги содержат много полезного. И чтобы они продолжали быть пригодными для учёбы, нужно их подклеить. Всё, что написано карандашом, нужно стереть. Обращайтесь с учебниками очень аккуратно. Не рвите, не рисуйте ручкой в учебнике. И дома складывайте учебники аккуратно, что странички не мялись. Подумайте о других ребятах, которым будет конечно приятно взять хороший, не изорванный учебник в руки. И они будут так же обращаться с учебниками, как и вы. Ведь вы покажете малышам пример для подражания.
Лавров Семён 7-Б кл.
Создаём текст публицистического стиля.
Проектная работа учащихся 7-Б класса.
Руководитель Панфилова Светлана Алексеевна
2012 год
Стиль речи и его характерные черты
Оценочное суждение, логичное и последовательное изложение мысли, аргументирование, эмоциональность (в разумных количествах) – это лишь малая часть того, что свойственно жанрам публицистики. На самом деле особенностей очень много. Но самое главное требование, которое предъявляется к любому подобному произведению (сочинение в публицистическом стиле также относится к таковым), – это общедоступность.
Дело в том, что подобные тексты рассчитаны на широкую аудиторию и, соответственно, должны быть понятны всем. Этим, кстати, определяется ещё одна сложность, касающаяся создания подобных произведений. Ведь написать в публицистическом стиле не так-то просто. Даже не каждый опытный журналист способен создать текст, который мог бы прочувствовать каждый читатель. Для этого надо быть разносторонним человеком и знать, как преподнести информацию, чтобы большинство могло понять смысл написанного.
Эмоциональность – главный жанровый элемент
Для лексики подобного стиля является характерным употребление довольно большого количества слов с ярко выраженной эмоциональной окраской. Умение грамотно выразить свои чувства, преподнести эмоции так, чтобы они были поняты остальными, – этому учит публицистический стиль. 7 класс, 8-й, 9-й и в последующие годы школьники должны изучать его особенности, поскольку это развивает не только грамотность. Умение выражать свои мысли пригодится в жизни, а написание таких сочинений является отличной тренировкой.
Надо помнить, что средства эмоционального воздействия, которые очень часто употребляются в данном стиле речи, довольно разнообразны. Только их назначение заключается не в том, чтобы создавать художественные образы. Они должны воздействовать на читателя и убеждать в чем-либо. Очень часто применяются эпитеты, метафоры, лексические повторы. Отличным ходом будет введение в текст обращения – так у читателя появляется ощущение, что всё написанное относится лишь к нему одному. Вследствие этого возникает доверие к автору и желание поверить в его слова.
Выразительность
Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.
Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как «инфляция совести», «паразит на теле общества», «баланс экономических сил» и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность. Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное.
Урок русского языка
7 класс
Учитель
Кукушкина
Ольга Сергеевна
Текст —
несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Стили речи:
- Книжные:
- Художественный;
- Научный;
- Официально-деловой;
- Публицистический.
Тема урока.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Словарно-орфографическая работа:
Публицистический – от латинского publicus — «общественный».
- к/ц/ч
- публи к а публи ч ный
- публи к овать
- публи ц ист
- публи ц истика
- публика ц ия
Сфера употребления:
Публицистический стиль речи используется в газетах, журналах, в устных сообщениях на радио, на телевидении, на митингах, собраниях и т.д. Основная сфера употребления – средства массовой информации (СМИ).
Дмитрий Сергеевич Лихачев
советский общественный деятель и публицист, ученый-литературовед и историк культуры, академик АН СССР. В 2000 году Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Д.С.Лихачев
Особенности публицистического стиля речи:
- Воздействие на читателя
2. Эмоциональность
3. Призывность
4. Актуальность
5. Доходчивость
Самопроверка
Найдите:
Примеры:
1. Побудительные предложения (выпишите номера предложений)
12, 13
2. Восклицательные предложения (выпишите номера предложений)
5
3. Повторы
язык, думает
4. Слова в переносном значении
«плюётся словами», «следить за языком»
Жанры публицистического стиля:
- 1. Интервью
- 2. Репортаж
- 3. Статья
- 4. Заметка
Заметка —
краткое сообщение в печати о каком-то важном и новом факте, интересном для читателя. Автор сообщает:
- Что произошло?
- Где?
- Когда?
- С кем?
- Почему?
Заметка
21 октября 2016 года в Ундоровском лицее состоялся конкурс «Педагогический дебют», в котором приняли участие 5 молодых специалистов школ Ульяновского района. Конкурс помогает выявить личностный
и профессиональный потенциал педагогов.
Критерии оценивания творческой работы
Наличие названия заметки
2 балла
Правильность составление текста заметки
2 балла
Эстетичность оформление
1 балл
Оценивание:
Максимальное количество баллов за урок – 12.
- 11-12 баллов – отметка «5» (89-100%);
- 9-10 баллов – отметка «4» (70-88%);
- 6-8 баллов – отметка «3» (50-69%).
Спасибо за работу!
1
Публицистический стиль Автор проекта: Евгения Фелькер, 7 класс Руководитель: Коптелова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
2
Я хочу узнать: этимологию слова публицистический; задачу публицистического стиля; основные признаки публицистического стиля.
3
Этимология слова публицистический от латинского publicus, что означает «общественный, государственный». Однокоренные слова публицистика публицист публика Общественно-политическая литература на современные, актуальные темы Автор произведений на общественно-политические темы
4
Задача публицистического стиля Воздействие на читателя, слушателя, Убеждение его в чем-то, Внушение ему определенных идей, Побуждение его к поступкам, действиям
5
Жанры публицистического стиля Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
6
Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
7
Строение публицистического текста Общественная проблема, пути её решения, обобщения и выводы. Текст рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем
8
Языковые средства публицистического стиля эпитеты, сравнения, метафоры, обращения, разговорные слова, фразеологические обороты.