Проклятие гробницы Тутанхамона
70 314
4.63
26
Надпись на стене гробницы Тутанхамона гласила: «Смерть скоро настигнет того, кто осмелится нарушить покой мёртвого правителя!» Интересно, что на протяжении следующих десяти лет, смерть тринадцати участников археологических раскопок и девяти близко общающихся с ними людей не могла не привлечь внимания общественности, особенно – журналистов, которые смогли сделать из этого события настоящую сенсацию.
Их не волновал тот факт, что возраст большинства умерших учёных значительно превышал семьдесят лет, а один из организаторов экспедиции, лорд Карнарвон, болел астмой, и воздух затхлой гробницы на пользу ему не пошёл. А вот на то, что присутствовавшая при вскрытии усыпальницы и саркофага дочь Карнарвона, леди Эвелин, прожила не один десяток лет, умерев в восьмидесятилетнем возрасте, пресса особого внимания не обратила.
Содержание:
- 1 Местонахождение гробницы
- 2 Тутанхамон, правитель Египта
- 3 Поиски потерянной гробницы
- 4 Первая комната
- 5 Усыпальница
- 6 Проклятье гробницы
Местонахождение гробницы
Одно из самых известных захоронений мира, гробница Тутанхамона или как её обозначают археологи, KV 62, находится в центре долины Царей на западном побережье Нила, недалеко от современного города Луксор (в древности – Фива). На географической карте эту территорию можно обнаружить по следующим координатам: 25° 44′ 27″ с. ш., 32° 36′ 7″ в. д.
На территории было обнаружено более шестидесяти могил, усопших правителей Египта и высокопоставленных чиновников, и состоит она из двух долин – восточной, где расположена большая часть гробниц, и западной. Долину Царей археологи — вот уже на протяжении двух веков прочесывают туда-сюда, перебирая каждый камешек и, казалось бы, новых находок на её территории обнаружено быть не должно.
Тем не менее в 2006 году удалось найти очередную нетронутую гробницу с пятью мумиями. Эта находка стала первой с 1922 года, когда Картером была обнаружена гробница Тутанхамона, наполненная золотом, драгоценными камнями, посудой, статуэтками и другими уникальными произведениями искусства, созданными в XIV ст. до н.э.
Тутанхамон, правитель Египта
До того момента, как была обнаружена гробница Тутанхамона, фараона, который правил с 1332 по 1323 год до нашей эры, в самом существовании этого правителя многие египтологи сомневались – слишком уж незначительный след в истории своей страны он оставил. Что, впрочем, не удивляет: Египтом он начал править в возрасте девяти лет, а умер, не дожив до двадцати. Он только успел возобновить культ бога Амона, который его отец, фараон Эхнатон, заменил Атоном.
В том, кто именно был его отец, учёные к единому мнению не пришли. Большинство египтологов, учитывая данные недавно проведённых анализов ДНК и радиологического исследования остатков фараона, сходятся на том, что родителями фараона были Эхнатон и его сестра. Среди правителей древнего Египта близкородственные браки были не редкость, поэтому не удивительно, что женой Тутанхамона также оказалась его сестра, Анхесенамон, от которой он имел двух мертворожденных детей (их остатки были обнаружены в его усыпальнице).
Одной из самых интригующих тайн Тутанхамона является вопрос: почему правитель умер, не дожив даже до двадцати лет (даже по тем временам смерть в девятнадцатилетнем возрасте считалась ранней). На этот счёт существует несколько версий:
- Тутанхамон умер из-за внезапной болезни;
- Юноша имел неизлечимые наследственные заболевания, которые бывают от близкородственных браков;
- Молодого правителя убили;
- Фараон умер, упав с колесницы и получив травмы, несовместимые с жизнью.
Современные исследования показали, что наследственными болезнями молодой фараон не страдал, поэтому никаких генетических заболеваний, тяжёлой формы сколиоза или болезни, которая придала его скелету женоподобную фигуру и т.п., у него не было. Единственными болезнями, которые выявили учёные, была так называемая «волчья пасть» и косолапость. Также ими была опровергнута гипотеза о том, что он скончался из-за несовместимой с жизнью травмы, поскольку подобных переломов у фараона обнаружено не было (трещина в черепе, судя по всему, появилась, когда жрецы бальзамировали тело).
Последние исследования показали, что смерть Тутанхамона вызвала тяжёлая форма малярии, чему свидетельствуют найденные в усыпальнице лекарства для лечения этого заболевания. Поскольку в саркофаге были обнаружены венки из цветущих васильков и ромашек, удалось установить, что похоронен он был в первой половине весны. На мумификацию уходит около семидесяти дней, следовательно молодой правитель должен был умереть в начале зимы (в это время в Древнем Египте был как раз разгар сезона охоты, из-за которого и появилось предположение, что он упал с колесницы).
Поиски потерянной гробницы
Искать усыпальницу Татанхамона археолог Картер и лорд Карнавон начали в 1916 году. Идея изначально казалась утопичной, поскольку в те годы эта территория была перерыта вдоль и поперёк и считалось, что здесь невозможно найти никаких значительных находок.
На поиски гробницы археологи потратили более шести лет, а обнаружили ее там, где ожидали найти меньше всего: перекопав все окрестности, они не тронули лишь небольшой участок, на котором находились хижины древних строителей усыпальниц (интересно, что именно отсюда они и начинали раскопки).
Уводящая вниз ступенька была обнаружена египтологами под первой же лачугой. Расчистив лестницу, археологи увидели внизу замурованную дверь – открытие гробницы Тутанхамона состоялось! Случилось это 3 ноября 1922 года. На этом этапе работы в гробнице фараона Тутанхамона были приостановлены: как раз в это время лорд Карнарвон находился в Лондоне. Картер, решив дождаться его, отправив телеграмму, что он нашел искомое, терпеливо ожидал друга в течение трёх недель. Тот приехал с дочерью, леди Эвелин – и 25 ноября 1922 года археологи спустились к гробнице.
Первая комната
Ещё не дойдя до двери, египтологи поняли, что грабители гробниц здесь уже побывали (вход не только вскрывали, но и обратно замуровывали и запечатывали). Это подтвердило и тот факт, что размуровав дверь, в коридоре были обнаруженные разбитые черепки, целые и битые кувшины, вазы и прочие осколки предметов – грабители явно уже уносили добычу, когда были остановлены, возможно, стражей.
Почему сокровища гробницы Тутанхамона оказались неразграбленными – одна из тайн, которая вот уже около столетия не даёт покоя учёным. Интересно, что в результате исследований египтологами было точно установлено, что грабежом усыпальниц занимались не только профессиональные расхитители гробниц, но и близкие к трону люди. Когда Египет переживал кризисные времена, пополнять казну за счёт вскрытия гробниц давно почивших фараонов не гнушались. То, что первая обнаруженная печать, которой запечатали усыпальницу молодого фараона, являлась лишь обыкновенной царской печаткой, а имя Тутанхамона находилось на печати, находящейся на нетронутой части двери, говорит само за себя.
Удивлению археологов не было пределов. После многочисленных работ им удалось добраться до комнаты, заставленной разнообразными предметами: здесь находился золотой трон, вазы, ларцы, светильники, письменные принадлежности, золотая колесница. А друг напротив друга стояли две чёрные скульптуры фараона, в золотых передниках и сандалиях, с булавами, жезлами и со священной коброй на лбу.
Также была обнаружена дыра, сделанная грабителями и ведущая в боковую комнату, которая была полностью забита золотыми украшениями, драгоценными камнями, предметами быта и даже находилось несколько распиленных кораблей, на одном из которых правитель после смерти должен был отправиться в загробный мир.
Придя в себя от увиденного обилия сокровищ, археологи поняли, что саркофаг в этих помещениях отсутствует, следовательно, должна быть ещё одна погребальная комната. Третье запечатанное помещение было обнаружено между двумя скульптурами. И вот тут исследования были остановлены: Картер решил закрыть гробницу и уехал в Каир для организационной работы (увидев такое количество драгоценностей и ценных экспонатов, он принял решение провести с египетским правительством переговоры).
Вернулся он в середине декабря, после чего к причалу была проведена железная дорога. А возле берега находился пароход, специально арендованный для того, чтобы вывезти сокровища гробницы Тутанхамона. Первая находка была извлечена из усыпальницы 27 декабря, а первую партию драгоценностей на судно доставили в середине марта (как раз в это время заболевает и умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон).
Вытаскивать наружу находки было непросто, тогда как часть вещей находилась в идеальном состоянии, другая часть — почти истлела ( это относится к тканным, кожаным и деревянным предметам). В качестве примера Картер наводит пару найденных вышитых бисером сандалий: одна сандалия буквально рассыпалась при малейшем прикосновении, и чтобы её кое-как собрать, пришлось приложить немалые усилия, а вот вторая оказалась довольно крепкой. Такая ситуация возникла из-за проникающей через известняковую стену влаги, из-за которой многие предметы в комнате покрылись желтоватым налётом, а кожаные вещи сильно размякли.
Усыпальница
Погребальную комнату, в которой был установлен обитый пластинами из золота и украшенный синей мозаикой огромный футляр, вскрыли в середине февраля. То, что воры сюда не забрались, стало понятно, когда Картер обнаружил, что печати на саркофаге оказались нетронуты. Размеры футляра, где находился саркофаг, поражали:
- Длина – 5,11 м;
- Ширина – 3,35 м;
- Высота – 2,74 м.
Футляр занимал практически всю усыпальницу (интересно, что из этой комнаты можно было попасть в ещё одну, которая была наполнена сокровищами). На одной из сторон футляра были установлены закрытые на засов створчатые двери без печати. За ними находился ещё один футляр, поменьше, без мозаики, но с печатью Тутанхамона. Над ним нависал прикреплённый к деревянным карнизам расшитый блёстками покров из льняной ткани (к сожалению, время его не пощадило: он стал бурым и во многих местах порвался из-за находящихся на нём позолоченных бронзовых маргариток).
Работы в очередной раз были остановлены. Нужно было убрать стену, которая отделяла усыпальницу от первой комнаты и разобрать четыре позолоченных погребальных футляра, между которыми были обнаружены булавы, стрелы, луки, золотые и серебряные жезлы, украшенные фигурками Тутанхамона. На эти работы у археологов ушло около 84 дней.
Разобрав последний футляр, перед египтологами оказалась крышка огромного саркофага из жёлтого кварцита, длина которого превышала 2,5 метра, а крышка весила более тонны. Открыв саркофаг, учёные обнаружили огромный позолоченный рельефный портрет Тутанхамона, который на деле оказался крышкой двухметрового гроба, повторяющей контуры мужской фигуры. На лбу крышки-портрета находились обвитые гирляндой из высохших цветов символы Нижнего и Верхнего Египта – Кобра и Ястреб.
В первом саркофаге размещался второй, где и был установлен основной золотой гроб и находилась окаменевшая и потемневшая от времени мумия Тутанхамона, лицо и грудь которого покрывала золотая маска (толщина стенки саркофага составляла около 3,5 мм).
Интересно, что статуи египетского правителя, найденные в первой комнате, как и золотые маски, обнаруженные на мумии и лицах на трех гробах, оказались точными копиями молодого правителя. Это дало возможность установить, что некоторые статуи Тутанхамона были присвоены некоторыми фараонами, например, Хоремхеб стёр на скульптуре его имя и написал своё.
Проклятье гробницы
Раскопки и исследования усыпальницы молодого фараона длились около пяти лет, а уже через год словосочетание «Тутанхамон проклятие гробницы» стали практически неотделимы друг от друга. Всё началось после того как через год после вскрытия гробницы от воспаления лёгких скончался лорд Карнарвон, далее, на протяжении нескольких лет ушли из жизни ещё около десяти участников раскопок.
Одной из самых популярных идей поклонников теории «Тутанхамон проклятие гробницы» (среди них был и Артур Конан Дойл) были гипотезы о вредном грибке, радиоактивных элементах или положенных в гробницу ядов. Сама картина смертей выглядит следующим образом:
- Карнарвон умирает в марте 1923 года (говорят, что в момент его смерти в Каире неожиданно исчезло электричество);
- Второй жертвой проклятья становится Дуглас-Рейд, который делал рентген мумии;
- Погибает А.К. Мейс. Он вскрывал с Картером погребальную комнату;
- В этом же году из-за заражения крови умирает брат Карнарвона, полковник Обри Герберт;
- Египетского принца, который был на раскопках при вскрытии гробницы, убивает собственная супруга;
- На следующий год в столице Египта от выстрела убийцы погибает генерал-губернатор Судана сэр Ли Стек;
- В 1928 г. внезапно умирает Ричард Бартель, секретарь Картера, а его отец два года спустя выпрыгивает из окна;
- В 1930 г. заканчивает жизнь самоубийством сводный брат лорда Карнарвона.
В прессе появились сообщения о смерти таких известных участников экспедиции, как Брэстеда, Гардинера, Дейвиса (они действительно умерли в это время, но на момент смерти их возраст превышал 70 лет, а Гардинеру было 84). К истории «Тутанхамон проклятие гробницы» относили и супругу Карнарвона, Альмины, о которой говорили, что она якобы скончалась на 61 году жизни от укуса насекомого, но слухи оказались ложными, она умерла значительно позже, в возрасте 93 лет.
А вот смерть главного участника экспедиции, Картера, к загадочным смертям, как не старались журналисты, приписать не смогли: он умер шестнадцать лет спустя после вскрытия гробницы – слишком уж велик оказался срок для того, чтобы его можно было привязать к столь популярной теме как «Тутанхамон проклятие гробницы».
Долина Царей
В 1906 году Картер познакомился с коллекционером древностей лордом Карнарвоном, решившем спонсировать археологические раскопки. В последующие годы они вели раскопки в разных частях фиванского некрополя, но только в июне 1914 года получили концессию на раскопки в Долине Царей.
Хотя многие исследователи были убеждены, что в Долине уже всё перекопано и найти ничего нового там невозможно, Говард Картер верил, что гробница Тутанхамона ещё не обнаружена и что она должна находиться неподалёку от центра Долины Царей. На зимний сезон 1914/15 года было намечено начало раскопок, но разразилась Первая мировая война, спутавшая планы археологов на время.
Старт раскопок начался в конце 1917-го. Картер приступил к расчистке треугольника, образуемого гробницами Рамсеса II, Мернептаха и Рамсеса VI. За один сезон археологи сняли значительную часть верхних слоёв на этом участке и добрались до входа в гробницу Рамсеса VI, где натолкнулись на рабочие хижины, стоявшие на основании из массы кремнёвых обломков, что в Долине обычно указывает на близость гробницы. Они хотели продолжать раскопки в том же направлении, но тогда доступ к гробнице Рамсеса — одной из самых популярных среди посетителей гробниц в Долине — оказался бы закрытым. Поэтому решено было подождать более благоприятной возможности.
Тутанхамон. (wikipedia.org)
Работа на этом участке была возобновлена осенью 1919 года. В том сезоне было запланировано полностью очистить весь треугольник от щебня. Для этого была нанята значительная партия рабочих. Когда леди и лорд Карнарвон приехали в марте 1920 года в Долину, весь щебень верхних наслоений был уже убран, можно было углубиться в почву. Вскоре археологи нашли небольшой тайник с тринадцатью алебастровыми сосудами, на которых стояли имена фараонов Рамсеса II и Мернептаха.
За исключением небольшого участка под рабочими хижинами, археологами был исследован весь расчищенный треугольник, однако гробницу так и не удалось обнаружить. Это место было временно оставлено. В следующие два сезона Картер занимался раскопками в маленькой прилегающей долине, где расположена гробница Тутмоса III.
Дело жизни Картера
Наконец Говард Картер решил приступить к загромождённому гранитными обломками и рабочими хижинами участку у подножья гробницы Рамсеса VI. Было решено начать раскопки пораньше, чтобы, если понадобится закрыть доступ к гробнице Рамсеса VI, сделать это в такое время, когда посетителей в Долине Царей ещё не так много.
Картер прибыл в Луксор 28 октября 1922 года. К первому ноября рабочие были готовы начинать работать. Прошлые раскопки не закончились рядом с гробницей Рамсеса VI. С этого места археологи продолжили копать траншею, направленную в южную сторону. Несколько дней ушло на то, чтобы убрать с участка древние хижины рабочих. К вечеру третьего ноября работа по их уборке была закончена.
Четвёртого ноября Говард Картер прибыл на место раскопок. Его поразила тишина, вызванная тем, что работу приостановили. «Я понял, что случилось нечто необыкновенное, и вскоре с радостью услышал: под первой же снятой хижиной обнаружена высеченная в скале ступенька. Это известие было слишком хорошим, чтобы я мог в него поверить. Однако быстро проведённая дополнительная расчистка убедила меня в том, что мы действительно обнаружили начало высеченного в скальном грунте спуска, который находился на четыре метра ниже входа в гробницу Рамсеса VI и на такой же глубине от теперешней поверхности Долины», — писал Картер в своём дневнике.
Следующие 24 часа продолжались непрерывные раскопки. Весь день рабочие ликвидировали груду щебня, которая мешала на входе. Также археологи расчистили двенадцать ступенек, после чего им удалось увидеть замурованный дверной проход. «Запечатанная дверь! Значит, это верно! Наконец-то мы были вознаграждены за все годы терпеливого труда. Насколько я помню, первым моим побуждением было возблагодарить судьбу за то, что моя работа в Долине не осталась бесплодной. С лихорадочно возрастающим возбуждением я начал осматривать оттиски печатей на замурованной двери, чтобы установить, кто покоится в этой гробнице. Но я не нашёл имени её владельца. Единственными разборчивыми оттисками были хорошо известные оттиски печати царского некрополя: шакал и девять пленных», — вспоминал Картер.
Археолог использовал фонарик, чтобы осмотреть помещение. Всё было завалено камнями. На ночь гробницу остались охранять рабочие.
Вход в погребальную камеру. (wikipedia.org)
Лорд Карнарвон в этот отрезок времени был в Великобритании. До его появления на месте раскопок работа приостановилась. В конце ноября он уже приехал в Луксор. В тот же день рабочие очистили лестницу, а также осмотрели дверь. Внизу оказалась надпись «Тутанхамон». По вскрытым оттискам стало очевидно, что гробницу когда-то уже открывали.
Следующим утром оттиски печатей зарисовали и запечатлели на фотоаппараты. После этого была разобрана дверь, а позже рабочие расчистили галерею.
26 ноября археологи продолжали медленно, но тщательно расчищать галерею. Ближе к вечеру недалеко от внешнего входа они обнаружили ещё один вход. «Дрожащими руками я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечку и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелина и Коллендер, стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора. Сначала я ничего не увидел. Тёплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото! На какой-то миг — этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, — я буквально онемел от изумления. Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?» Единственно, что я мог ему ответить, было: «Да, чудесные вещи!» Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоём, мы просунули внутрь электрический фонарь», — так описывал Картер это важнейшее событие в его жизни.
Гробница фараона
27 ноября 1922 года гробница была подключена к осветительной сети Долины. Лорд Карнарвон, леди Эвелина, Коллендер и Картер вошли в обнаруженное помещение и приступили к его подробному осмотру. В дальнейшем этот зал называли передней комнатой.
В зале стояли три больших позолоченных ложа. Боковыми сторонами каждого ложа служили скульптурные фигуры чудовищных зверей. Их тела были неестественно вытянуты во всю длину ложа, а головы вырезаны с потрясающим реализмом. Справа у стены стояли две статуи — чёрные скульптуры фараона в полный рост. В золотых передниках и золотых сандалиях, с булавами и посохами в руках, со священными уреями-хранителями на лбу — они стояли друг против друга. Между ними обнаружился замурованный проход.
Также в комнате громоздилось множество других вещей: сундуки с тончайшей росписью и инкрустацией, алебастровые сосуды, чёрные ковчеги, красивые резные кресла, инкрустированный золотом трон, трости и посохи всевозможных форм и рисунков, колесницы, сверкающие золотом и инкрустациями, портретная статуя фараона и так далее.
В середине декабря в передней комнате закипела работа. Необходимо было провести детальную фотосъёмку помещения. Затем предстояла кропотливая работа по разбору артефактов, которые очень скученно лежали в помещении. Часть из них находилась в прекрасном состоянии, но очень многие ценности требовали немедленной реставрации. Некоторые же вещи без предварительной обработки просто нельзя было взять в руки — они тут же рассыпались. Разборка предметов в передней комнате заняла в общей сложности семь недель. К середине февраля все вещи были перенесены в лабораторию, за исключением двух сторожевых изваяний, оставленных специально, каждый сантиметр пола был выметен и пыль просеяна, чтобы в ней не осталось ни одной бусинки, ни одного кусочка инкрустаций.
Говард Картер и его помощники. (wikipedia.org)
На 17 февраля 1923 года была назначена операция по открытию запечатанной двери. К двум часам дня приглашённые — всего около двадцати человек — собрались у гробницы. В передней комнате всё было подготовлено заранее. Чтобы предохранить статуи от возможных повреждений, их обшили досками, а между статуями воздвигли небольшой помост, чтобы с него можно было легко дотянуться до верхнего края дверного прохода. Вскрытие двери решили начать сверху, так как такой порядок работы был самым безопасным. Разборка замурованного прохода заняла два часа. Ещё во время разборки стало понятно, что это вход в усыпальницу фараона. В погребальном помещении находился большой огромный золотой ковчег, необходимый для того, чтобы защищать саркофаг. Стены помещения украшали яркие изображения и различные надписи. Также в этом месте хранились сокровища.
В начале 1920-ых годов 20 столетия началась работа по вскрытию саркофагов. Один из них был кварцитовым. В саркофаге находилось золотое изображение молодого царя.
В последующие сезоны велась работа по вскрытию гробов. Их оказалось три. Третий гроб длиной 1,85 метра был сделан из массивного золота. Маске этого золотого гроба было придано портретное сходство с царём, но черты его, хотя и условные, так как они символизировали Осириса, были более юными, чем на других гробах. Гроб украшал орнамент «риши» и фигуры Исиды и Нефтиды — сюжеты первого гроба. Их дополняли крылатые фигуры Нехебт и Буто. Эти фигуры богинь-хранительниц — эмблемы Верхнего и Нижнего Египта — резко выделялись на гравированном орнаменте, щедро украшавшем гроб, так как представляли собой пышные массивные накладки из перегородчатой эмали. Изображения богинь были инкрустированы полудрагоценными камнями. Под крышкой этого гроба покоилась мумия фараона.
К широкомасштабным раскопкам в Долине царей англичанин Картер и его спонсор лорд Карнарвон приступили осенью 1917 г. Впоследствии Картер неоднократно заявлял, что собирался отыскать гробницу именно Тутанхамона. Он сразу же напал на место, где впоследствии и было сделано открытие. Но по непонятной причине археологи вскоре перешли в другой район Долины царей. К 1922 г. они перекопали ее вдоль и поперек, не найдя ничего существенного. Относительно слабо изученным остался лишь тот самый участок, с которого и начались работы. И вот, наконец, было решено пропахать и его. 3 ноября 1922 г. Картер (Карнарвон находился в Лондоне), сломав остатки древних жилищ, обнаружил каменные ступени. После того как они были очищены от щебня, стало ясно: найдена какая-то гробница, вход в которую был замурован и опечатан.
«За этим ходом могло находиться буквально все, что угодно, и мне пришлось призвать на помощь все мое самообладание, чтобы не поддаться искушению сейчас же взломать дверь и продолжить поиски», — записал в своем дневнике Картер. Он приказал засыпать раскоп и дождаться возвращения из Англии Карнарвона.
23 ноября лорд прибыл в Египет, а уже 24-го рабочие расчистили вход в гробницу. Картер вновь очутился перед запечатанной дверью. Он увидел, что здесь успели побывать грабители — замурованный проход дважды вскрывали и вновь заделывали. Вскрыв кладку, археологи обнаружили коридор, заваленный камнями. После многодневной работы они добрались до еще одной замурованной двери. Проделав в ней отверстие, Картер увидел комнату, заставленную различными предметами. Здесь были золотые носилки, массивный золотой трон, две статуи, алебастровые вазы, необычного вида ларцы. Обследовав помещение, ученые обнаружили между статуями еще одну запечатанную дверь. Рядом с ней находился заложенный ход, проделанный еще древними грабителями. Помимо всего прочего, в камере стояли три больших ложа, под одним из них нашли небольшую дыру, которая вела в боковую комнату, также до отказа заполненную различными предметами обихода и драгоценностями.
И тут Картер принимает странное решение: вместо того, чтобы продолжить исследования, распоряжается засыпать гробницу и, как он сам говорил, уезжает в Каир для организационной работы. Раскоп раскрыли вновь 16 декабря, но лишь 27-го первая находка была извлечена на поверхность. Тем временем для вывоза сокровищ сооружается узкоколейная железная дорога 13 мая 1923 г. первая партия ценностей была доставлена на специально зафрахтованный пароход, который через неделю выгрузил их в Каире.
Кликабельно 2000 рх
17 февраля Картер продолжил работы и вскрыл замурованную дверь в усыпальную камеру, в ней оказался огромный деревянный саркофаг, обитый золотыми пластинами. Кроме того, из этой комнаты небольшой ход вел еще в одно помещение, забитое изделиями из золота и драгоценных камней. Убедившись, что печати на саркофаге не тронуты, Картер облегченно вздохнул — здесь грабители не побывали. После этого исследования вновь приостанавливаются, и к вскрытию золоченого саркофага ученые приступили только зимой 1926-1927 гг.
Раскопки гробницы Тутанхамона продолжались целых пять лет. Но уже на первой стадии исследований родилась легенда о «проклятии фараона». Толчком к ее появлению стала безвременная смерть лорда Карнарвона. В 1923 г. он скончался от заражения крови после неосторожного бритья. За этой смертью последовали другие не менее загадочные: скоропостижно ушли из жизни Арчибальд Рейд, делавший рентгеновский анализ мумии; А.К. Мейс, вскрывавший вместе с Картером погребальную камеру;секретарь Картера молодой лорд Вестбурн; умирает от укуса москита и леди Карнарвон. Несколько человек, участвовавших в раскопках, кончают жизнь самоубийством: сводный брат Карнарвона Обрей Герберт, лорд Вестбурн — отец секретаря Картера. К 1930 г. из числа непосредственных участников экспедиции в живых остается только Говард Картер.
И поныне идут споры о том, случайность ли эта цепь смертей, есть ли между ними связь, и если есть, то какая. Самая фантастическая версия — «проклятие фараона», вполне устраивающая жадных до сенсаций журналистов. Увы, она не выдерживает объективной критики. Между тем, официальная версия загадочных смертей, высказанная самим Картером, тоже кажется не вполне убедительной. По его мнению, люди нашего века не могут верить в такую мистическую чушь, как «проклятие фараона»; скорее всего цепь смертей это всего лишь случайность. Однако можно ли поверить, что гибель одного за другим 21 ученого, исследовавших вместе с ним гробницу, — роковое стечение обстоятельств? Едва ли!
Обстоятельства, вызывающие недоумение
До сих пор никто не взял на себя труд внимательно изучить весьма странные обстоятельства, сопровождавшие поиски и раскопки гробницы Тутанхамона. А ведь их анализ позволяет, оказывается, не только раскрыть тайну «проклятия фараона», но и заподозрить, что мы имеем дело с величайшей археологической фальсификацией. С самого начала должен настораживать тот факт, что гробница Тутанхамона единственная из всех найденных не была разграблена, хотя в ней и побывали воры. Неужели она была замаскирована лучше других? Удивляет ее странная планировка и малые размеры.
Следующий странный факт — долгие сроки раскопок. Неужели для описи богатств, предметов обихода, саркофагов и мумии в гробнице общей площадью 80 кв. м и для их извлечения, даже с величайшей осторожностью, необходимо почти 5 лет? Но самым удивительным, по здравому рассуждению, выглядит поведение Картера. В 1917 г., приступив к раскопкам в Долине царей, он весьма тщательно исследовал местность, где находился вход в погребальный комплекс Тутанхамона, якобы не нашел его и следующие пять лет лопатил другие участки. А в 1922 г. вдруг опять вернулся на хорошо изученное место и практически сразу же наткнулся на захоронение. Именно Картер, к слову сказать, затягивал сроки раскопок. Он не давал своим коллегам вскрывать запечатанные двери и заставлял их с ненужной тщательностью изучать уже найденное, хотя это легче было сделать в лабораторных условиях, а не на месте. Далее, зачем ему потребовалось построить к гробнице узкоколейку? Для того чтобы вывезти вовсе не такие уж громоздкие предметы, умещавшиеся на площади, сопоставимой с площадью неплохой квартиры в Москве?
Немало странностей можно заметить и в самой гробнице. Почему побывавшие в ней, якобы еще в древности, грабители ничего не взяли? Почему они, проникнув в погребальную камеру, не вскрыли обшитый золотом деревянный саркофаг? Кроме того, в их поведении есть еще одно загадочное обстоятельство. Часть замурованных дверей была ими вскрыта, а в обход некоторых они пробили в скальной породе ходы. Неумно, не правда ли? Ведь легче сломать тонкую стенку, сложенную из камней, чем сутками дробить монолит, проделывая в нем ход?
Удивляет и состояние практически всех находок. Огромный обшитый золотыми листами саркофаг сразил исследователей своим блеском: ничуть не запылившись и не помутнев, он простоял более трех тысячелетий. Отличным было и состояние других предметов, но вместе с тем внутренние деревянные гробы, как отмечал Картер, были сильно попорчены сыростью, хотя наружный и остался совершенно цел. Создается впечатление, что те, в отличие от всего прочего, хранились в плохих условиях, а ведь находки-то лежали в одном помещении. И еще. В первой камере ученые обнаружили четыре колесницы, которые из-за своих огромных размеров не могли быть внесены в гробницу целиком и были распилены! Интересно, чем? Неужели бронзовой пилой?
Ну и, наконец, все исследователи отмечали плачевное состояние самой мумии, хотя, по идее, оно должно быть прекрасным, ведь ее, в отличие от мумий других фараонов, жрецы не переносили с места на место, пряча от осквернителей могил…
Тутанхамон — творение Картера
Говард Картер открыл Тутанхамона и в прямом, и в переносном смысле. Мало того, что он отыскал его гробницу, он ввел этого фараона в историческую науку. До того, как англичанин приступил к раскопкам в Долине царей, данные о Тутанхамоне ограничивались лишь одной-двумя печатями с упоминанием его имени, найденными археологом Девисом. И то без указания царского титула. Многие ученые считали, что такого фараона не существовало вовсе, а печати вполне могли принадлежать просто какому-то знатному человеку. Иными словами, все данные о Тутанхамоне как правителе Египта получены в результате раскопок Картера, то есть из его рук.
Для того чтобы раскрыть тайну «проклятия фараона» и объяснить все нелепости и странности экспедиции, нужно сделать лишь одно предположение, которое, на первый взгляд, может показаться фантастическим: Тутанхамона никогда не существовало, он плод фантазии предприимчивого археолога.
В этом случае история раскопок Картера выглядит следующим образом. К моменту начала работ его экспедиции в Долине царей все были абсолютно уверены, что найти здесь что-либо значимое невозможно. О том в разное время писали многие археологи. Так, еще в начале прошлого века Бельцони, раскопавший могилы Рамсеса I, Сети I, Эйе и Минтухотепа, заявил: «Я твердо убежден, что в долине Бибан аль-Мулук нет никаких других гробниц, кроме уже найденных». Почти такую же мысль тридцать лет спустя высказал руководитель немецкой экспедиции Рихард Лепсиус. Он утверждал, что в Долине царей не осталось, наверное, ни одной песчинки, которую бы по меньшей мере трижды не переместили с одного места на другое. Тем не менее в некрополе постоянно копошились археологи, но их «улов» ограничивался исключительно мелочами. Поэтому, приступая к работе, Картер, который, в отличие от Карнарвона, был профессиональным ученым, не мог не понимать, что его не ждут великие открытия.
В 1917 г., начав исследования, он, по-видимому, наткнулся на скромное захоронение, принадлежавшее какому-то знатному египтянину. Скорее всего его уже обследовали другие экспедиции, и оно, судя по всему, было вообще пустым, ограбленным еще в древности. Не найдя в могиле ничего интересного, предшественники Картера попросту засыпали ее, как это обычно и делается. Возможно, именно тогда в голову англичанина и пришла мысль превратить эту пустую гробницу в роскошную царскую усыпальницу. Для чего были нужны лишь предприимчивость, время и деньги. Однако в первой четверти нашего века история Древнего Египта была уже хорошо изучена. В ней осталось всего несколько небольших периодов, для которых имена фараонов считались неизвестными. В одну из таких ниш археолог и задумал пристроить несуществовавшего Тутанхамона. Чтобы не вызывать лишних подозрений, его биография была объявлена непримечательной — он ничем не прославился да и царствовал недолго.
В случае успеха своего предприятия ловкий археолог получал лавры египтолога N 1 в мире. Оставалось решить вопросы финансирования. Деньги мог дать только тот, кто рассчитывал получить от махинации дивиденды. Проанализировав ситуацию, Картер понял, что лучшего спонсора, чем правительство Египта, не найти. Ведь оно получало немалую часть денежных средств от продажи исторических ценностей и от толп туристов, жаждавших увидеть следы древних цивилизаций. Кроме того, официальный Каир не отличался особой щепетильностью, периодически продавая крупнейшим музеям мира предметы старины, на поверку оказывавшиеся подделками.
Придя к такому выводу, Картер отправляется в Каир, чтобы предложить египетскому правительству свой смелый план. По всей видимости, предложение понравилось чиновникам, и деньги были выделены. Следом за этим началась подготовка фальсификации, длившаяся вплоть до 1922 г. В течение этого срока Картер неоднократно ездил в Каир и практически не занимался непосредственно раскопками, которые вела его экспедиция. Лишь несколько доверенных лиц тайно подготавливали гробницу к «великому археологическому открытию». Фальсификаторы заказали у различных подпольных ремесленников, специализировавшихся на подделках «а ля древний Египет», золотые украшения, настенные барельефы с фрагментами из истории царствования фараона, предметы обихода и несколько саркофагов. Мумию же попросту купили; достать ее, при наличии средств, в Египте не представляет труда и сегодня. Конечно, то была мумия вовсе не фараона, мумификацию производили по более простой технологии, чем это делалось с телами правителей. Вот почему ее состояние и было значительно хуже, чем у любой другой царской мумии.
Ко второй половине 1922 г. доверенные лица Картера загрузили камеру сокровищами, и он перевел свою партию на уже исследованный пять лет назад участок и быстро «нашел» вход в погребение. Такое развитие событий подтверждается тем, что к 1922 г. он полностью сменил весь состав экспедиции, в ней не осталось никого, кто бы знал о результатах раскопок 1917-го. Исключением был только лорд Карнарвон, однако он лишь наездами появлялся в Долине царей и скорее всего во время первого обнаружения гробницы отсутствовал.
Перед тем, как приступить непосредственно к работам в захоронении, Картер вызывает опять-таки находящегося в отъезде Карнарвона, который, судя по всему, даже не подозревал об афере. Всех, участвовавших в раскопках, изумил тот факт, что древние грабители, побывавшие в гробнице, ничего в ней не взяли. К тому же двери, ведущие в первую камеру, они вскрывали дважды, а в погребальную — один раз. Для воров поведение, согласитесь, весьма странное. Между тем эта загадка легко объяснима. Просто люди Картера в уже готовое захоронение добавляли различные предметы. Первую камеру они загружали два раза, а сокровищницу, соединенную с погребальной камерой незапечатанным проходом, — один. Следы же своего проникновения маскировали под следы древних грабителей. Обратим внимание и на то, что некоторые двери не вскрывали, а обходили подземными ходами. Это сделано в тех местах, где действия, связанные с разрушением двери, могли бы повредить предметы, стоящие внутри в непосредственной близости от нее. Иными словами, тем, кто проникал в гробницу, было известно расположение хранившихся там вещей. Более того, псевдодревности доставлялись в район раскопок и прямо в процессе исследований! В пользу такого предположения говорит затея с сооружением узкоколейки. По официальной версии, по ней в сторону Долины царей везли пустую тару, а назад — запакованные ценности. Скорее же всего, часть ящиков уже туда шли гружеными, и их, даже не распаковывая, отправляли обратно. Только для таких челночных рейсов, собственно, и была нужна железная дорога. Иначе как объяснить: количество «ценностей», якобы вывезенных из погребения Тутанхамона, столь велико, что едва ли могло уместиться в помещении площадью всего 80 кв. м?
Становится понятной и загадка колесниц. Они действительно не вошли в двери, и их распилили на куски, но не древние египтяне, а люди Картера с использованием обыкновенных пил. Следы современных инструментов остались и на огромном деревянном ящике, обшитом золотом, в котором хранились многочисленные саркофаги лжефараона. Его из весьма искусно изготовленных фрагментов собирали на месте. Конструкция была столь сложна, что некоторые куски рабочие состыковали неверно и, подгоняя, лупили по ним молотками. Круглые отпечатки слесарных молотков отчетливо видны во многих местах. Теперь ясно, зачем Картер тормозил ход исследований. Он приостанавливал их для того, чтобы лишний раз добавить в еще «неисследованные» камеры дополнительную порцию «бесценных предметов старины». Возникает вопрос: неужели никто из опытных археологов, время от времени привлекавшихся к работам, не догадывался о грандиозной фальсификации?
Здесь мы подходим непосредственно к «проклятию фараона». Конечно, некоторые ученые обратили внимание на многочисленные странности раскопок. Насторожился и лорд Карнарвон. Например, большое удивление могло вызвать у него место, где была обнаружена гробница. Он ведь знал, что Картер обследовал его в 1917 г. и ничего тогда не нашел. По-видимому, английский аристократ догадался о проделках своего помощника, и его попросту убрали — слишком многое было поставлено на карту. Не исключено, что он умер от яда, а не от ранения при бритье. То же можно предположить о судьбе практически всех опытных исследователей, участвовавших в раскопках, которые погибли при таинственных обстоятельствах. Будучи настоящими учеными, они, видимо, начинали сомневаться в подлинности гробницы Тутанхамона, и закоперщику фальсификации приходилось их убирать руками наемных убийц — возможно, связанных с египетскими спецслужбами. Этим и объясняется то, что из изучавших гробницу в живых остался только он, хотя, исходя из «проклятия фараона», как главный осквернитель должен был бы погибнуть первым. Впрочем, и сама легенда о «проклятии» тоже, скорее всего, запущена в оборот им. Благодаря ей ловкий археолог отвлек внимание общественности от действительно странных обстоятельств своей экспедиции.
Результаты раскопок Говарда Картера удовлетворили всех устроителей. Сам он стал египтологом N 1, сравниться с ним может, пожалуй, лишь Генрих Шлиман. К тому же Картер прилично заработал на этом деле. Египетское правительство, субсидировавшее аферу, также в накладе не осталось. Лишь малая толика «сокровищ Тутанхамона» хранится в Каире, большая же часть за баснословные деньги была продана в известнейшие музеи мира, принеся Египту миллионы. А если к этому добавить толпы туристов, привлеченных на берега Нила желанием узреть гробницу Тутанхамона, то афера Картера вполне может стать образцом супервыгодного помещения капитала. Те прибыли, которые получили устроители, безусловно, стоили того, чтобы ради них пойти на несколько убийств.
Ну и в заключение отметим, что возможная фальсификация раскопок захоронения Тутанхамона — пожалуй, не единственный подлог в истории археологии. Так, известный французский археолог Поль Эмиль Ботта, нашедший Ниневию, как-то в частном разговоре признался, что в каждой сделанный им раскоп он перед тем, как его засыпать, бросал безделушку — мраморного слоника, заранее смеясь над теми, кто когда-нибудь откопают фигурку и будут серьезно считать, что нашли историческую ценность. Конечно, проделки француза пустяк по сравнению с махинацией англичанина, тем не менее очень может быть, что, посещая музеи и восторгаясь памятниками древних цивилизаций, мы любуемся предметами, ведущими свою родословную от слоников Ботта.
Эпизоды из истории великого археологического открытия
«О мать Нейт! Простри надо мной свои крылья, извечные звезды…»
Надпись на саркофаге Тутанхамона
Начало: Открытие гробницы Тутанхамона. Цветные фотографии. Часть 1
Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — [S.l.], [ca. 1923], 024. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
«При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
Говард Картер (1874-1939) о Тутанхамоне, фараоне из XVIII династии Нового царства Древнего Египта, правившем приблизительно в 1332-1323 годах до н.э.
Текст в кавычках – из книги Курта Керама «Боги, гробницы, ученые», впервые опубликованной в Западной Германии в 1949 году. Фотографии 1920-х годов сделаны Гарри Бертоном. Цветные – переведены в цвет для выставки «The Discovery of King Tut», которая 21 ноября 2015 года открывается в Нью-Йорке. Монохромные фотографии: из собрания Метрополитен-музея и из пяти альбомов снимков Гарри Бертона с раскопок гробницы Тутанхамона из Библиотеки Гейдельбергского университета.
Один показательный эпизод 1916 года из жизни археолога Говарда Картера, который через несколько лет, в 1922 году, откроет для науки и мира гробницу Тутанхамона.
« Он был человеком с практическим складом ума и одновременно редким храбрецом, настоящим сорвиголовой. Эти его качества в полной мере проявились во время одного памятного события 1916 года.
2.
Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — [S.l.], [ca. 1923] Taf_06_Neg_82-84. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
Он находился в кратком отпуске в Луксоре, когда однажды к нему в сильном смятении пришли старейшины деревни с просьбой оказать им поддержку и помощь. Дело в том, что из-за войны, которая стала чувствоваться даже здесь, в Луксоре сильно уменьшилось число чиновников, контроль и полицейский надзор ослабли; этим не преминули воспользоваться бравые потомки Абд аль-Расула, принявшиеся за свое традиционное ремесло. Одна из банд этих грабителей нашла на западном склоне холма, расположенного в самом конце Долины царей, какой-то клад. Едва об этом узнала банда их соперников, как они предприняли все возможное, чтобы завладеть предполагаемыми сокровищами. То, что разыгралось вслед за этим, напоминало плохой гангстерский фильм.
3.
Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — [S.l.], [ca. 1923] Taf_20_Neg_116-119. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
Дело дошло до вооруженной схватки между обеими бандами. «Первооткрыватели» были разбиты и изгнаны, предполагалось, что кровавая распря на этом не закончится. Картер находился в отпуске, он не нес никакой ответственности за все эти безобразия, и все-таки он решил вмешаться. Впрочем, приведем его собственный рассказ:
4.
Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 2) — [S.l.], [ca. 1922} 38. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
«Был уже поздний послеобеденный час. Я поспешно собрал тех немногих моих рабочих, которые еще не были мобилизованы, и, соответственным образом их вооружив, отправился к месту происшествия. Нам пришлось совершить при свете луны более чем шестисотметровое восхождение по склону горы, нависшему над Курной. Была уже полночь, когда мы прибыли на место; наш проводник показал мне веревку, свисавшую с отвесной скалы. Прислушавшись, мы услыша ли, как внизу трудились грабители. Прежде всего я перерезал веревку, лишив тем самым грабителей возможности ускользнуть, а затем, надежно укрепив свой канат, спустился по нему вниз. Спускаться в полночь на веревке в логово занятых своим делом грабителей — времяпрепровождение, не лишенное, во всяком случае, своеобразной занятности. Я застал там восемь человек, и, когда я приземлился, мне пришлось пережить несколько не слишком приятных мгновений. Я предложил им выбор: либо убраться, воспользовавшись моим канатом, либо остаться на месте, но уже без веревки, и, следовательно, не имея возможности выбраться на волю. В конце концов благоразумие одержало верх, и они убрались. Остаток ночи я провел там же».
5.
Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 2) — [S.l.], [ca. 1922} 39. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
Чтобы составить себе полное представление об этом воинственном археологе, необходимо его скромный и даже несколько сухой рассказ, в котором об опасностях говорится лишь мимоходом и с юмором висельника, расцветить собственной фантазией. Впрочем, если бы Картер и предоставил грабителей самим себе, их все равно ждало разочарование. Дело в том, что найденный ими клад оказался гробницей, первоначально, вероятно, предназначенной для царицы Хатшепсут; никаких сокровищ там не было — стоял лишь незаконченный саркофаг из кристаллического песчаника. «
6.
Первая камера / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 2) — [S.l.], [ca. 1922} 11. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
Продолжение рассказа об открытии гробницы Тутанхамона.
« В одной лишь первой камере исследователи нашли не менее шестисот-семисот различных предметов. «
7.
Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 1) — [S.l.], [ca. 1922] 014. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
« 13 мая при +37°С в тени по узкоколейке были доставлены к специально зафрахтованному пароходу первые тридцать четыре тяжелых ящика с находками. Расстояние было небольшое – всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки.
8.
В первой камере гробницы Тутанхамона – дыра под одним из трех больших лож. Отверстие ведет в боковую камеру, меньшую, чем первую, но также до отказа наполненную предметами обихода и драгоценностями. Фотограф Гарри Бертон / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — [S.l.], [ca. 1923]. Taf_41_Neg_165. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в
гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.
9.
Burton, Harry Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — [S.l.], [ca. 1923] 036. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
К середине февраля из первой камеры было вывезено все. Теперь можно было продолжить раскопки, чего с нетерпением ожидали все, и вскрыть третью дверь — ту самую, которая находилась между двумя статуями-часовыми. Теперь, наконец, настало время выяснить, находится ли в соседней камере мумия.
10.
Section of Tutankhamen’s Tomb. Image credit Stefano Benini. Source
Когда в пятницу, 17 февраля, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек, удостоившихся чести присутствовать при этом событии, ни один из них не подозревал, что именно суждено ему увидеть через какие-нибудь два часа.
11.
Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 5) — [S.l.], [ca. 1924] Taf_19. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
Ведь после находки сокровищ, которые теперь уже были в безопасности, трудно было себе представить, что может быть найдено еще что-либо более ценное, более значительное.
Гости – члены правительства и ученые – заняли свои места. Когда Картер взобрался на своего рода помост, приставленный к двери (с него было удобнее разбирать кирпичную кладку), наступила мертвая тишина.
12.
Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — [S.l.], [ca. 1923] 034. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать кладку. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Кроме того, нужно было попытаться сохранить в целости важные для науки оттиски печатей. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу, — пишет сам Картер, — и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть».
Мейс и Кэллендер помогали ему. Когда через десять минут Картер, несколько расширив отверстие, просунул в него электрическую лампочку, по рядам присутствующих пробежал тревожный шепот.
13.
Dec. 2, 1923. Carter, Callende, and two workers remove the partition wall between the antechamber and the burial chamber. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и в первое мгновение совершенно непонятно: перед ним была стена. Она тянулась и вправо и влево, вверх и вниз, тускло поблескивая при свете лампочки, она закрывала весь ход. Картер просунул руку как можно дальше: перед ним была массивная золотая стена! Он начал расширять отверстие. Теперь уже и все остальные увидели блеск золота. По мере того как он вынимал кирпичи, золотая стена вырисовывалась все явственнее, и тогда «мы, — пишет Картер, — словно по невидимым проводам, стали ощущать нараставшее волнение зрителей».
14.
December 1923. Carter, Callender and two Egyptian workers carefully dismantle one of the golden shrines within the burial chamber. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
Прошло еще несколько минут, и Картеру, Мейсу и Кэллендеру стало ясно, что представляет собой эта стена. Они действительно стояли перед входом в погребальную камеру, но то, что они приняли за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самой огромной и дорогой усыпальницы, которую когда-либо кому-либо приходилось видеть, – усыпальницы, внутри которой должны были на ходиться саркофаги и наконец сама мумия.
15.
Shrines and sarchophagus of Tutankhamun, in KV62. via
Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Потом наступила пауза — казалось, натянутые до предела нервы не выдержат этого напряжения: на самом пороге были найдены рассыпанные бусины ожерелья, вероятно оброненного грабителями. Не обращая внимания на зрителей, которые, дрожа от нетерпения, ерзали на стульях, Картер с педантичностью истинного археолога, для которого не существует незначительных находок, тщательно собрал все бусины и лишь после этого продолжил работу. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Захватив с собой лампу, Картер спустился вниз. Да, перед ним был обитый листовым золотом ящик, покрывавший сверху саркофаг, причем он был столь огромен, что занимал чуть ли не все помещение. Лишь узкий проход – всего в 65 см – отделял его от стены. Продвигаться по этому проходу можно было только с величайшей осторожностью: он весь был заставлен погребальными приношениями.
Теперь наступил черед лорда Карнарвона и Лако. Войдя в камеру, они остановились в безмолвии. Затем они обмерили саркофаг. Позднейшие, более точные измерения дали следующие результаты: 5,20 х 3,35 х 2,75 м.
16.
Говард Картер открывает дверь второго позолоченного саркофага Тутанхамона / Jan. 4, 1924 Howard Carter, Arthur Callender and an Egyptian worker open the doors of the innermost shrine and get their first look at Tutankhamun’s sarcophagus. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
Он действительно был сверху донизу покрыт золотом, по сторонам его были инкрустации из блестящего синего фаянса, испещренные магическими знаками, которые должны были охранять покой умершего.
Теперь всех троих больше всего волновал один вопрос: сумели ли грабители проникнуть дальше, цела ли мумия? Картер обнаружил, что расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой он отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт, но на этот раз печать была цела!
17.
Unbroken Seal on the Third Shrine, January 1924. Harry Burton (English, 1879-1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 22.9 x 15.2 cm. (TAA 622). At the beginning of January 1924, the gold shrines surrounding the sarcophagus of Tutankhamun were opened, one after another. Source
[Spoiler (click to open)]
The double doors of the first shrine were closed only with sliding bolts of ebony, but the second and third shrines had been secured with elaborately tied ropes that bore clay seals stamped with impressions of the necropolis seal—a crouching jackal over nine bound captives.
Burton’s photograph of this uncut seal perfectly conveys the conflicting feelings of archaeological discovery. On the one hand, excitement, even impatience to see what is behind the sealed doors. On the other hand, hesitation and regret at having to cut a rope that someone so carefully tied and sealed more than thirty-three centuries ago.
Simple rope and a clump of clay impressed with seals promised that the treasures within this shrine had remained inviolate since the pharaoh’s burial. Once the seal was broken to allow the archaeologists access, only Burton’s photograph could evoke its original talismanic power and eloquently testify to the archaeologist’s eternal dilemma: as the excavation and tomb clearing reveal things hitherto unseen, it also forever removes them from their undisturbed state.
Все трое облегченно вздохнули. Наконец-то. До сих пор грабителям всюду удавалось их опередить. Здесь же первыми были они. Следовательно, мумия цела, невредима и находится там, где она была похоронена три тысячелетия назад.
18.
December 1923. Inside the outermost shrine in the burial chamber, a huge linen pall with gold rosettes, reminiscent of the night sky, covers the smaller shrines within. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
Тихо, насколько это только было возможно, прикрыли они дверь. Они чувствовали себя захватчиками, они видели блеклый полотняный погребальный покров, свисавший над внутренним ящиком; «мы слов но чувствовали присутствие умершего фараона, и долгом нашим было отнестись к нему с благоговением».
В этот момент, находясь на вершине научного успеха, они, казалось, были не способны к каким-либо дальнейшим открытиям: слишком грандиозным было то, что представилось их взорам, и все-таки уже буквально в следующую минуту они очутились перед новым открытием.
19.
Ковчег, в котором хранились сосуды с внутренними органами Тутанхамона. Его охраняют богини и кобры. Фотограф Гарри Бертон. AP Photo. via
Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую, низенькую дверь, которая вела в следующее помещение — сравнительно небольшую по размерам комнату. С того места, где они находились, они могли видеть ее содержимое. Можно ли представить себе, что там было, если Картер после всего того, что он видел в гробнице, написал об этой комнате: «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы»?
20.
C. 1923. A statue of Anubis on a shrine with pallbearers’ poles in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц, грациозные фигуры которых были так естественны и живы, а их лица настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно сазерцание их казалось чуть ли не кощунством». «
21.
C. 1923. A gilded bust of the Celestial Cow Mehet-Weret and chests sit in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
« Дальнейшее исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулось на несколько зим. К сожалению, первая зима пропала чуть ли не полностью: скончался лорд Карнарвон; кроме того, совершенно неожиданно возникли трения с египетским правительством по вопросу о продлении концессии и дележе находок. В конце концов благодаря вмешательству других стран удалось достичь приемлемого урегулирования вопроса. Работа могла продолжаться. Зимой 1926/27 года были сделаны наиболее важные дальнейшие шаги: был вскрыт обитый золотом ящик, были вынуты многочисленные драгоценные гробы и исследована мумия Тутанхамона. «
22.
Сокровищница / C. 1923. Chests inside the treasury. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
Последний этап первопроходнических работ – вскрытие саркофага:
« Работа была длительной и трудоемкой, она проходила в тесном помещении, в котором буквально негде было повернуться; любой промах, неверно приложенный полиспаст, упавшая балка могли привести к беде: повредить находившиеся здесь уникальные сокровища. Так же как крышка первого гроба, крышка второго изображала лежащего в богатом убранстве юного фараона, точнее говоря, это было скульптурное изображение фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе всей работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы.
23.
Dec. 30th, 1923. Carter, Mace and an Egyptian worker carefully roll up the linen pall covering the second shrine. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
Здесь исследователи снова столкнулись с неожиданностью, которым, казалось, не будет конца. Когда Бертон сделал свои снимки, а Картер убрал цветы и снял полотняный покров, причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб длиной 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной два с половиной — три с половиной миллиметра. Трудно было определить его материальную ценность. Однако вслед за этой неожиданностью, которую можно назвать приятной, последовала вторая, которая вызвала у исследователей серьезнейшие опасения.
24.
Фотограф Гарри Бертон. AP Photo. via
Еще тогда, когда они рассматривали второй гроб, они обратили внимание на то, что его орнамент местами попорчен сыростью. Теперь же выяснилось, что все пространство между вторым и третьим гробами наполнено по самую крышку какой-то черной склеившейся массой. Правда, им все же удалось очистить от этой похожей на вар массы двойное ожерелье из золота и фаянсовых бус, но перед исследователями встал тревожный вопрос: в каком состоянии находится мумия, не повредило ли ей это явно чрезмерное количество масел и смол? Когда один из сотрудников дотронулся до последнего куска полотна и гирлянды из украшенного бусами фаянса — на вид и то и другое, казалось, хорошо сохранилось, — они рассыпались: священные масла разъели их.
25.
Second Coffin, November 1925. Harry Burton (English, 1879–1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 16.5 x 21.6 cm. (TAA 368). After the lid was removed from Tutankhamun’s outer coffin, a linen shroud gave only a hint of the gilded and inlaid coffin that lay within. A small wreath had been pressed around the vulture and cobra goddesses at the king’s brow, and garlands made from olive leaves, blue lotus petals, cornflowers, and celery leaves were draped over his chest. Source
Лукас тотчас же приступил к анализу этой массы. Очевидно, это была какая-то жидкая или полужидкая субстанци я, состоявшая в основном из жиров и смол, что же касается древесной смолы, запах которой эта масса издавала при нагревании, то ее присутствие первоначально не удалось доказать.
Теперь вновь всеми овладело волнение – наступал последний решающий момент.
Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышка гроба была приподнята за золотые скобы. Тутанхамон, которого они искали шесть долгих лет, лежал перед ними. «
26.
October 1925. Carter and a worker examine the solid gold innermost sarcophagus. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
« Мумия была и прекрасна и ужасна: в свое время ее с бессмысленной щедростью обмазали маслами и благовониями, а теперь все это склеилось, образовав черную, затвердевшую массу. На фоне темной бесформенной массы резко выделялась блестевшая истинно по-царски золотая маска; на ней, впрочем, так же как и на ногах, не было никаких следов масел.
После многих безуспешных попыток исследователям в конце концов все же удалось отделить деревянный гроб от золотого. Это был длительный процесс, в ходе которого пришлось нагреть золотой гроб до температуры в 500 С, предварительно обложив его для сохранности листами цинка.
27.
October 1925. Carter examines Tutankhamun’s sarcophagus. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
Когда же, наконец, уже можно было приступить к исследованию самой мумии, единственной мумии Долины царей, которая пролежала на одном месте никем не потревоженная тридцать три столетия, внезапно выяснилось одно немаловажное обстоятельство; вот как говорит о нем сам Kaprep: «Ирония судьбы – ученым пришлось в этом убедиться – заключалась в том, что те мумии, которые побывали в руках грабителей и жрецов, сохранились лучше, чем эта, нетронутая». Это неудивительно: они были спасены от разъедающего воздействия масел; нередко они были основательно повреждены (в тех случаях, когда их покой был потревожен не жрецами, а грабителями) и в большинстве случаев ограблены до нитки, но они сохранились гораздо лучше, чем мумия Тутанхамона, которая в этом огношении принесла ученым разочарование – пожалуй, единственное разочарование, которое им пришлось здесь пережить.
28.
Не из раскопок Говарда Картера / Mummy bandage from Tutankhamun’s embalming cache, New Kingdom, Dynasty 18, reign of Tutankhamun, ca. 1336–1327 B.C. Egypt, Upper Egypt; Thebes, embalming cache of Tutankhamun (Tomb KV 54), Valley of the Kings, Davis/Ayrton 1907. Linen; L. 165 cm, W. 6 cm. Gift of Theodore M. Davis, 1909 (09.184.797). This is a rare example of a real bandage woven with a selvage on each side. The majority of bandages used in mummification were strips torn from long sheets. The Metropolitan Museum of Art. Source
11 ноября в 9 час. 45 мин. утра анатом доктор Дерри сделал первый надрез в верхней части обмотанного промасленными полотняными бинтами туловища фараона. За исключением лица и ног, не соприкасавшихся с маслами, мумия была в ужасном состоянии. Окисление смолянистых веществ вызвало своего рода самовозгорание, которое было таким сильным, что в результате обуглилась не только значительная часть бинтов, но и мертвая ткань и даже кости мумии. Затвердевшую массу пришлось кое-где выковыривать с помощью скальпеля.
29.
Head of Tutankhamun. Period: New Kingdom, Amarna Period. Dynasty: Dynasty 18. Reign: reign of Tutankhamun. Date: ca. 1336–1327 B.C. Geography: From Egypt. Medium: Indurated Limestone. Dimensions: H. 17.2 cm; W. 16 cm; D. 23.6 cm. This head is a fragment from a statue group that represented the god Amun seated on a throne with the young king Tutankhamun standing or kneeling in front of him. The Metropolitan Museum of Art. Source
Совершенно неожиданное открытие было сделано, когда под серповидным валиком, напоминавшим по своей форме корону, был найден амулет. В самой находке амулета не было ничего необычного. Тутанхамон был полностью оснащен «магическим вооружением» – в складках бинтов, в которые была запеленута мумия, находилось бесчисленное множество амулетов и всяких символических и магических предметов. Как правило, такие амулеты были из гематита, а этот был железным! Амулет относился к числу наиболее ранних железных изделий Египта, и не без иронии следует заметить, что в наполненной чуть ли не до отказа золотом гробнице именно эта скромная находка имела наибольшую, с точки зрения историка культуры, ценность.
30.
Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — [S.l.], [ca. 1923] Taf_17_Neg_104-107. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source
Наконец настал самый напряженный и чрезвычайно ответственный момент: начали удалять остатки бинтов с головы. Оказалось, что для этого достаточно легчайшего прикосновения кисточкой из соболиного волоса: истлевшие остатки льняной ткани рассыпались, и все присутствовавшие увидели… впрочем, дадим слово самому Картеру: «…благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами».
31.
Outermost Coffin, spring 1926 Harry Burton (English, 1879–1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 16.5 x 21.9 cm. (TAA 364). Source
Трудно даже себе представить, какое невероятное количество украшений было найдено на мумии. Под каждым слоем бинтов обнаруживали все новые и новые драгоценности. Всего Картер насчитал сто одну группу различных украшений. На пальцах рук и ног были надеты золотые наконечники. Из тридцатитрех страниц, на протяжении которых Картер описывает вскрытие мумии, половина посвящена рассказу о найденных на ней сокровищах. Этот юноша, этот восемнадцатилетний фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями. «
32.
November 1925. Tutankhamun’s burial mask. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.
« Но если этот восемнадцатилетний ничем не примечательный фараон, не совершивший ничего значительного, был похоронен с такой роскошью, переходящей по западноевропейским представлениям все дозволенные границы, то как же должны были хоронить Рамсеса Великого и Сети I? Какие же приношения и погребальные дары были собраны в их гробницах? Именно Сети I и Рамсеса имел в виду Дерри, когда он говорил: «Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер находилось больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона». Каким колоссальным богатствам суждено было на протяжении веков попасть в руки грабителей Долины царей! «
Текст из книги: Керам К. «Боги, гробницы, ученые». Роман археологии. /Пер. с немецкого А.С. Варшавского – СПб: «КЭМ», совместно с издательством «Нижегородская ярмарка», Н.Новгород, 1994. С. 60, 156-184.
Первое издание: М.,1963. Немецкое издание: Ceram «Gotter, Graber und Gelehrte». Roman Der Archaologie. Hamburg 1955.
Три коротких видеорассказа, подготовленных к выставке The Discovery of King Tut: Первая камера (#33), Погребальная камера и Сокровищница (#34); Золотая маска (#35). Английский язык.
Можно все три сюжета посмотреть в первом окне (#33), они будут воспроизводиться один за другим, а можно выбрать интересующий эпизод.
33.
Передняя – первая камера / The Discovery of King Tut. The Antechamber
[Spoiler (click to open)]
In November 1922, after five years of searching, Howard Carter and his patron Lord Carnarvon finally discovered the last resting place of Tutankhamun. His tomb was found directly beneath the tomb of Ramesses VI, which had been built much later on. As a result, the debris from the construction had been dumped into the entrance to Tutankhamun’s tomb – a stroke of luck for us today, since the boy king’s tomb does remained intact and hidden for more than 3,000 years.
This is the antechamber, looking exactly as it did when Howard Carter found it. Inside this chamber alone, Carter and other members of his excavation team found and recorded almost 700 objects: strange-looking animal figures, statues and gold – everywhere the brilliant glint of gold!
34.
Погребальная камера и Сокровищница / The Discovery of King Tut. The Burial Chamber and Treasury
[Spoiler (click to open)]
In November 1922, after five years of searching, Howard Carter and his patron Lord Carnarvon finally discovered the last resting place of Tutankhamun. His tomb was found directly beneath the tomb of Ramesses VI, which had been built much later on. As a result, the debris from the construction had been dumped into the entrance to Tutankhamun’s tomb – a stroke of luck for us today, since the boy king’s tomb does remained intact and hidden for more than 3,000 years.
Two figures standing guard indicated where the entrance to the burial chamber must be. On February 17th 1923, Carter began tearing down the wall that separated the antechamber from the mummy of the Pharaoh.
When the opening was large enough, Carter was able to peek through and spied a wall of gold. This later turned out to be a golden shrine. Between the shrine and the chamber walls there was just enough room to squeeze through.
35.
Золотая маска / The Discovery of King Tut. The Gold Mask.
The gold mask of Tutankhamun is recognized as one of the world’s most famous works of art. Made of solid gold and weighing some 25 pounds, it’s a masterpiece of early goldsmith’s work. Its value is priceless. But who really knows what it symbolizes?
Источники и дополнительные материалы:
Много другий информации на сайте выставки The Discovery of King Tut
Керам К. «Боги, гробницы, ученые». Роман археологии – полный текст книги.
Переведенные в цвет фотографии via: mashable.com
«Tutankhamun»: The Metropolitan Museum of Art Bulletin, v. 34, no. 3 (Winter, 1976–1977). Edwards, I. E. S. (1976–1977) – книга Метрополитен-музея в pdf
Начало: Открытие гробницы Тутанхамона. Цветные фотографии. Часть 1
Если видите ошибку – напишите, пожалуйста, т.к. текст копировался из pdf, не очень хорошо распознанного.