Рассказ о реформации во франции

Реформация во Франции


Реформация во Франции

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 76.

Обновлено 18 Февраля, 2022

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 76.

Обновлено 18 Февраля, 2022

С 1517 года в Европе началась Реформация. Первыми ей оказались охвачены германские княжества. В 1527 году в Марбурге появился первый протестантский университет. Во Франции в Средние века был опыт ересей и создания Галликанской церкви. Реформация началась в годы правления короля Франциска I из династии Валуа. Датой её начала можно считать 1526 год.

Первый этап Реформации

Причины реформации во Франции связаны с бурным развитием экономики в ряде её регионов, к XVI веку относится появление капитализма и мануфактурного производства. Политической причиной следует считать потребность в сильной центральной власти.

Реформация во Франции

Рис. 1. Реформация во Франции.

В 1523 году Новый завет был переведён на французский язык Якобом Фабером. Это стало важным культурны и общественным событием в духе либерального католичества эпохи Возрождения. Начало реформации во Франции связано событиями 1526 года, когда Гильом Фарель ознакомился с деятельностью швейцарского богослова Ульриха Цвингли и выступил с критикой католичества.

Его примеру последовал и Жан Кальвин, теолог, получивший образование в университетах Парижа и Орлеана и порвавший с католичеством в 1530–1534 годах. В 1532 году Реформацию во Франции поддержали еретики-вальденсы.

Король Франциск I первые годы относился к протестантам терпимо, но после случая с распространением в Париже листовок в 1534 году передумал и с января 1535 года начал преследовать протестантов. Их сжигали на кострах и даже создали чрезвычайный суд для таких целей — «Огненную палату». Лидеры Реформации эмигрировали из Франции в Швейцарию и Наварру. Особенно в этом деле преуспел Жан Кальвин, который переехал в Женеву и стал создателем одного из направлений Реформации — кальвинизма.

Реформация во Франции не могла идти по германскому сценарию, так как в государстве уже не было феодальной раздробленности. Во французских реалиях противостояние с церковью означало борьбу с королевской властью, так как король, согласно Болонскому конкордату, был фактическим главой церкви, несмотря на формальное верховенство Папы Римского.

Жан Кальвин

Рис. 2. Жан Кальвин.

Эпоха религиозных войн

В 1550-е годы на территории Франции проживало около 5 тыс. общин кальвинистов. Французских протестантов называли гугенотами. Этот термин происходил от клички выходцев из Швейцарии.

В 1560 году на престол Франции вступил юный король Карл IX. При его дворе началось противоборство между двумя группировками. Герцоги Гизы поддержали католиков, а Бурбоны — гугенотов. В 1562 году, согласно Сен-Жерменскому эдикту, протестантам разрешили исповедовать веру за стенами городов и в частных домах.

Такие уступки не понравились католикам, и в 1562 году началась первая гугенотская война. За ней последовали ещё семь. Помощь гугенотам оказывала королева Англии Елизавета и штатгальтер Голландии — Вильгельм I.

Четвёртая гугенотская война 1572–1573 годов запомнилась резнёй протестантов в Париже, которая вошла в историю под названием «Варфоломеевская ночь». 1584–1589 годы в историю Франции вошли как Война трёх Генрихов. Её итогом стало убийство короля Генриха III и пресечение династии Валуа. Также был убит лидер католиков — Генрих Гиз. В 1589 году на престол королевства вступил первый король из династии Бурбонов — Генрих IV Наваррский.

Кратко особенности Реформации во Франции можно представить в таблице.

Лидеры

Гильом Фарель, Жан Кальвин

Особенности

Противостояние с центральной властью, которое привело к гугенотским войнам 1562–1598 годов и смене на престоле династии Валуа на династию Бурбонов

Ключевые события

  • Сен-Жерменский эдикт 1562 года.
  • Варфоломеевская ночь 1572 года.
  • Убийство короля Генриха III в 1589 году.
  • Нантский эдикт о веротерпимости 1598 года

Религиозные войны во Франции завершились в 1598 году изданием Нантского эдикта о веротерпимости, который разрешил свободу вероисповедания. Наибольшее количество гугенотов проживало на юге королевства, от Пиренеев до Верхних Альп. Имелись общины и в западной части, в Нанте и Ла-Рошели.

Религиозные войны во Франции

Рис. 3. Религиозные войны во Франции.

Заключение

Что мы узнали?

Реформацию в Европе и конкретно во Франции или в Англии изучают в школьном курсе истории 7 класса. Её итогом стало появление протестантизма и разных его направлений, одним из которых были гугеноты — французские кальвинисты. В 1562–1598 годах Франция пережила период войн между католиками и протестантами.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • София Канина

    10/10

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 76.


А какая ваша оценка?

Реформация во Франции: гугеноты и католики

С историей религиозных войн во Франции 16-го столетия следует знакомиться не только как с прямым противостоянием двух мировоззрений. Социальные и династические проблемы в королевстве напрямую повлияли на развязывание кровавых смут.

Обстановка вокруг французского королевства в середине 16-го века, мягко говоря, была непростой. Реформация в Германии и последующие серьёзные столкновения внутри империи, напряжённость в отношениях с испанскими Габсбургами и, наконец, долгие и изнурительные Итальянские войны (1494−1559).

Идеи немецкого богослова Мартина Лютера были поддержаны частью французского клира и учёными-гуманистами. В первые десятилетия 16-го века благодаря филологу и богослову Жаку Лефевру д’Этаплю и будущему епископу Мо Гийому Бристоне сложился кружок евангелистов, сторонников обновления и реформы церкви.

К новому интеллектуальному и духовному движению примкнули придворные, чиновничество, мелкое дворянство, низший клир, купцы и ремесленники. Как правило, наибольшее распространение реформаторские идеи получили на юге и юго-западе Франции. Двор Маргариты Наваррской, сестры короля Франциска I, стал местом притяжения протестантов в 1530—1540-х.

1.jpg

Жан Кальвин. (pinterest.ru)

Деятельность Жана Кальвина получила широкую популярность в королевстве. Многие слои населения сочли идеи богослова удобными и понятными. Но уже в 1534 году короля стали беспокоить листовки, в которых оскорблялась католическая месса. Монарха подобная ситуация перестала устраивать: за пределы страны был выдворен Кальвин, а по отношению к сторонникам его вероучения применялись репрессии. Уже в 1547 году власти создают «Огненную палату», которая поставила своей целью искоренить сторонников идей Реформации: кальвинистов приравняли к еретикам.

В июне 1559 года, сразу после завершения Итальянских войн, король Генрих II подписал Экуанский эдикт, который давал возможность специальным комиссарам применять репрессивные меры по отношению к протестантам. Тем не менее приток кальвинистов из Женевы только увеличился.

Свадебные торжества в семье короля (замуж были выданы его сестра и дочь), которые закрепляли положения Като-Камбрезийский мир с испанской короной, закончились трагедией. 30 июня 1559 года Генрих II на турнире получил смертельное ранение.

Фактически с этого момента можно отметить начало открытого противоборства между двумя лагерями. Оппозиция никогда себя не называла «гугенотами»: это ругательство в отношении протестантов придумали их противники. В свою очередь сторонники нового вероучения оставили своим врагам прозвище «паписты».

Лидерами гугенотов (от нем. Eidgenossen — сотоварищи) стали принцы крови из династии Бурбонов — потомков знаменитого монарха Людовика IX Святого. Антуан Наваррский, его сын Генрих, Луи Конде и три брата Колиньи — адмирал Гаспар де Колиньи, Франсуа д’Андело и кардинал де Шатийон стали самыми влиятельными фигурами в лагере французских протестантов. Боковая ветвь Валуа считала себя незаслуженно отстранённой от династической политики королевского двора.

2.jpg

Антуан де Бурбон, 1560 г. Портрет работы Франсуа Клуэ. (замок По, Франция)

Касаемо «папистов»: главными действующими лицами в этом лагере были герцоги Гиз-Лотарингские (герцог Франсуа Гиз и его брат кардинал Шарль Лотарингский) и королева-регентша Екатерина Медичи, которая избрала для себя роль арбитра в этой смуте.

Гугенотские войны: от Амбуазского заговора до войны трёх Генрихов

В исторической науке принято говорить о восьми религиозных войнах с 1559-го по 1598-й, которые в разные промежутки времени сменялись перемириями от года до четырёх лет. Долгоиграющую историю религиозного противостояния во Франции следует делить на 3 этапа.

3.jpg

Карта боевых действий. (pinterest.ru)

После кончины Генриха II на престол взошёл юный Франциск II (1559−1560), при котором дела королевского двора оказались в руках Гизов. Начались открытые гонения против гугенотов: за тайные религиозные сборища протестантам грозила смертная казнь. В 1559 году был повешен советник Парижского парламента де Бур. Протестантская оппозиция подготовила план заговора: под предводительством дворянина Ла Реноди, гугеноты намеревались в окрестностях Амбуаза арестовать Гизов и похитить короля. Однако «паписты» прознали о планах противников и 8 марта 1560 года издали эдикт, который запрещал религиозные гонения.

Но подобные меры гугенотов не удовлетворили: мятежники устроили сбор вблизи королевского двора, но были разбиты отрядами, подвластными Гизам и королю. Мартовский эдикт перестал действовать: гонения возобновились с новой силой. Принц Конде попал в руки Гизов, и его ждала смерть, но скорый уход из жизни Франциска II 5 декабря 1560 года спас принца от казни.

Казнь Анна дю Бура на Гревской площади, 1650 г. Франц Хогенберг.

Казнь Анна дю Бура на Гревской площади, 1650 г. Франц Хогенберг. Источник: wikimedia.org

С восшествием на престол Карла IX ситуация изменилась: в фаворе оказались и принц Конде, и Антуан Наваррский, который был назначен генерал-лейтенантом королевства. Параллельно Екатерина Медичи инициирует ряд собраний и мероприятий для примирения враждующих сторон. Плодами Генеральных Штатов в Орлеане 1560-го и в Понтузе 1561-го, а также диспута в Пуасси 1561 года стал Сен-Жерменский (Январский) эдикт 1562 года, который позволил гугенотам вести богослужения за стенами города и в частных домах.

Гизы тем временем образовали «триумвират», куда входил герцог Франсуа и сторонники покойного Генриха II — коннетабль де Монморанси и маршал Сент-Андре. «Паписты» стали искать союза с Испанией и даже привлекли на свою сторону Антуана Наваррского.

На первом этапе религиозных войн (до Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года) гугеноты хоть и находились в меньшинстве, но были уверены, что смогут обратить всю Францию в новую веру и установить тесные связи с королевским двором.

1562 год был богат на события: начались открытые боевые действия между сторонами, Гизы захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло, они также добились отмены Январского эдикта, разгромили гугенотов в Шампани (местечко Васси) и нанесли поражение Конде 19 декабря при Дрё — гугеноты и их немецкие союзники были разбиты. При этом Монморанси и маршал Сент-Андре в ходе сражения были убиты. Франсуа Гиз, осаждая Орлеан и преследуя адмирала Колиньи, пал от рук убийцы. В данной ситуации лидеры враждующих сторон при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, который подтверждал положения Январского эдикта.

Сражение при Дрё, 1588 г. Автор неизвестен.

Сражение при Дрё, 1588 г. Автор неизвестен. Источник: culture. gouv. fr

Поход испанского герцога Альбы на Нидерланды и обострение отношений с гугенотами заставило регентшу-королеву собрать крупное войско якобы для охраны границ. В 1567 году она направила его на протестантов Франции. В борьбу также включился и брат короля Генрих Анжуйский. Гугеноты хоть и терпели поражение, но армия Конде смогла отступить в Лотарингию и заручиться поддержкой немецких протестантов во главе с пфальцграфом Иоганном-Казимиром. Католики были оттеснены к Парижу, и в 1568 году Екатерина Медичи была вынуждена подписать новое перемирие.

До 1570 года противостояние продолжалось: королева-регентша не хотела терпеть растущую силу вождей гугенотов. После ряда сражений правительство Карла IX пошло на уступки и подписало Сен-Жерменский мир, который давал право гугенотам на свободу вероисповедания по всей Франции кроме Парижа, а также право занимать государственные должности. К тому же протестантам передали крепости Ла-Рошель, Коньяк, Монтобан и Ла-Шарите.

Дабы укрепить ранее заключённый мир, Екатерина Медичи решила устроить свадьбу своей дочери Маргариты де Валуа с Генрихом Наваррским. Союз католички и протестанта должен был покончить с враждой двух конфессий. В августе 1572 года в Париж съехалось огромное количество гостей, представителей обоих течений. Гизы хоть и были устранены от двора, но всё же подготовили покушение на адмирала Колиньи, который в тот момент имел большое влияние на Карла IX. Возмущение гугенотов и в целом неспокойная ситуация в Париже подтолкнули Екатерину Медичи и её советников убедить короля расправиться одним махом со смутьянами-протестантами: они боялись их мести за убийство одного из лидеров движения.

«Утро у ворот Лувра», 1880 г. Эдуар Деба-Понсан.

«Утро у ворот Лувра», 1880 г. Эдуар Деба-Понсан. Источник: Музей изобразительных искусств Роже-Кийо, Франция

24 августа 1572 года, в ночь святого Варфоломея, произошла резня, в которой погибло более 2 тыс. человек. Пленение Генриха Наваррского в Лувре ничего не изменило: гугеноты сопротивлялись отчаянно.

В Ниме в 1575 году была создана Гугенотская конфедерация на юге Франции со своей армией и органами власти. Второй этап конфликта постепенно отходил от религиозных противоречий в сторону династической политики. Генрих III (1574−1589), последний король из рода Валуа, искал способ взять под контроль ситуацию, которая сложилась в его государстве. В 1576 году он возглавил Священную Лигу, созданную при помощи Гизов и части католического дворянства Франции. Несмотря на то что существовали отдельные очаги напряжённости и велись локальные войны, Генриху III удалось не нарушить мира между католическим севером и гугенотским югом вплоть до 1584 года.

Война Трёх Генрихов: финал

В 1584 году в мир иной ушёл брат короля Франциск Алансонский — последний прямой наследник на французский престол. У Генриха III не было детей, и вероятным претендентом на престол становился Генрих Наваррский. Такое положение возмутило Лигу: сторонники Генриха Гиза обратились за помощью к испанскому королю Филиппу II. Немурский эдикт того же года, изданный королём под нажимом Гизов, вновь ставил гугенотов вне закона, но при этом не отменял прав на престол Генриха Бурбона.

Основные боевые действия развернулись только в 1587 году. Генриху Наваррскому оказали щедрую помощь «братья по вере»: английская королева Елизавета I отправила ему крупную сумму денег, на которую гугеноты смогли нанять большую армию немецких протестантов. Военные действия гугенотов шли с переменным успехом: Генрих Наваррский одолел королевские части при Кутра, но немецкие наёмники были разбиты Гизами при Вимори.

Портрет Генриха I Лотарингского, герцога де Гиза, ок. 1588 г. Автор неизвестен.

Портрет Генриха I Лотарингского, герцога де Гиза, ок. 1588 г. Автор неизвестен. Источник: Музей Карнавале, Франция

Генрих III потерял влияние в столице: «День баррикад» в мае 1588 года вынудил его бежать из Парижа. Король также стал искать союза с гугенотами. 23−24 декабря того же года, находясь в сложном положении и приняв все требования лигистов, король отдаёт приказ убить Генриха Гиза и кардинала Лотарингского. 15 мая 1589 года были распущены Генеральные Штаты. Но 1 августа короля убил агент Лиги монах Клеман.

Находившийся в тот момент в Нормандии Генрих Наваррский объявил себя новым королём Франции.

Лигисты выдвинули свою кандидатуру на французский престол в лице кардинала Бурбона Карла X. Победа Генриха Наваррского оставалась вопросом времени. Гугеноты во главе с Генрихом IV разбили войска нового главы Лиги герцога Майеннского в сражениях при Арке 21 сентября 1589 и Иври 14 марта 1590 года. Протестанты также дважды осаждали Париж.

«Париж стоит мессы»

К 1593 году Париж находился в руках испанских отрядов и сторонников Лиги. Для Генриха IV вопрос обретения трона не был закрыт до конца вплоть до 1598 года: далеко не вся Франция хотела принимать короля-«еретика». Но многие дворяне-католики искали компромисса с единственным легитимным наследником французской монархии.

В июле 1593 года Генрих Наваррский отрекся от протестантизма и перешёл в лоно католической церкви. Знаменитые слова «Париж стоит мессы» приписывают именно Генриху после отречения от своей веры. Коронация прошла в следующем году в Шартре, ведь «центр помазания французских монархов» Реймс был в руках Лиги.

Тем не менее Париж открыл перед новым королем свои врата. Генрих IV продолжал войну с испанскими интервентами и добился в 1598 году заключения Вервенского мира на условиях status quo.

13.jpg

Нантский эдикт. (pinterest.ru)

13 апреля 1598 года король издал Нантский эдикт, который положил конец долгой и кровавой религиозной смуте. С этого момента протестантам во Франции была дарована свобода вероисповедования, начал соблюдаться принцип равноправия во многих сферах жизни французского общества. За гугенотами закрепили около 200 городов. В конечном итоге Франция была готова для формирования единства на государственном уровне, а также к национальному согласию.

Реформация во Франции

Во
Францию Реформация проникла из Швейцарии.
Обозначением приверженцев Реформации
во Франции стало искаженное
немецко-швейцарское слово «Eidgenosse»,
что означало «сотоварищи» и по-французски
звучало как гугеноты. Здесь религиозные
пристрастия распределялись не по
классовому признаку, как в других странах
Европы, а по географическому: протестантизм
более развивался на юге Франции,
католицизм — на севере.

Противостояние
обострилось с 1559 г., когда был обнародован
эдикт, запрещающий под страхом смертной
казни гугенотское богослужение. После
этого свыше 30 лет продолжались религиозные
войны, в ходе которых заключались
перемирия и соглашения, которые вновь
нарушались кровопролитными сражениями.
Знаменитым актом религиозного варварства
вошла в историю Варфоломеевская ночь24 августа 1572 г., когда в Париже и других
городах были вырезаны 30 тыс. гугенотов,
приехавших на свадьбу своего лидера
Генриха Наварского
с принцессой
Маргаритой. Свадьба проходила в день
святого Варфоломея.

Став
королем, Генрих IV в 1598 г. опубликовал
Нантский эдикт,
на основании которого
католицизм признавался государственной
религией, однако протестантам
предоставлялась относительная свобода
вероисповедания. Политика Генриха IV
была несовместима с принципами
католической нетерпимости, и в 1610 г.
католический монах Равальяк по заданию
церковных кругов убил Генриха, а в 1685
г. король Людовик XIV отменил Нантский
эдикт.

.26)священная
римская империя: основные этапы развития

Священная
Римская империя

1512
года
 —
Священная
Римская империя германской нации
;
лат. Sacrum
Imperium Romanum Nationis Germanicæ

или
Sacrum
Imperium Romanum Nationis Teutonicæ
,
нем. Heiliges
Römisches Reich Deutscher Nation
),
в старинных русских источниках также
царство Римское, Цезария и так далее —
государственное образование, существовавшее
с 962 по
1806 годы
и объединявшее многие территории Европы.
В период наивысшего расцвета в состав
империи входили Германия,
являвшаяся её ядром, северная и средняя
Италия,
Нидерланды,
Чехия,
а также некоторые
регионы

Франции.
С 1134 года
формально состояло из трёх королевств:
Германии,
Италии
и Бургундии.
С 1135 года
в состав империи вошло королевство
Чехия
,
официальный статус которого в составе
империи был окончательно урегулирован
в 1212
году
.

Империя
была основана в 962
году

восточно-франкским
королём

Оттоном
I Великим

и рассматривалась как прямое продолжение
античной
Римской
империи

и франкской
империи

Карла
Великого
.
Процессы становления единого государства
в империи за всю историю её существования
так и не были завершены, и она оставалась
децентрализованным образованием со
сложной феодальной
иерархической структурой, объединявшей
несколько сотен территориально-государственных
образований. Во главе империи стоял
император.
Императорский титул не был наследственным,
а присваивался по итогам избрания
коллегией курфюрстов.
Власть императора никогда не была
абсолютной и ограничивалась высшей
аристократией Германии, а с конца XV
века
 —
рейхстагом,
представлявшим интересы основных
сословий империи.

В
ранний период своего существования
империя имела характер феодально-теократического
государства, а императоры претендовали
на высшую власть в христианском
мире. Усиление папского
престола

и многовековая борьба за обладание
Италией
при одновременном росте могущества
территориальных князей в Германии
значительно ослабили центральную власть
в империи. В период позднего
Средневековья

возобладали тенденции дезинтеграции,
угрожающие превратить Священную Римскую
империю в конгломерат полунезависимых
образований. Однако осуществлённая в
конце XV —
начале XVI
века

«имперская
реформа
»
позволила укрепить единство страны и
сформировать новый баланс власти между
императором и сословиями,
позволившей империи относительно
успешно конкурировать с национальными
государствами Западной Европы. Кризис
Реформации
и Тридцатилетней
войны

был преодолён ценой дальнейшего
ограничения власти императора и
превращением общесословного рейхстага
в главный элемент имперской конструкции.
Империя нового
времени

обеспечивала сосуществование нескольких
конфессий в рамках единого государства
и сохранение самостоятельности её
субъектов, а также защиту традиционных
прав и привилегий сословий, однако
потеряла способность к экспансии,
усилению центральной власти и ведению
наступательных войн. Развитие крупных
немецких княжеств по пути внутренней
консолидации и становления собственной
государственности входило в противоречие
с застывшей имперской структурой, что
в XVIII
веке

привело к параличу центральных институтов
и развалу имперской системы. Священная
Римская империя просуществовала до
1806 года
и была ликвидирована в ходе наполеоновских
войн
,
когда был сформирован Рейнский
союз
,
а последний император Франц
II

отрёкся от престола.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Реформационное движение во Франции

Реформационное движение во Франции

Вторым важным событием первой» половины» XVI в. было реформационное движение, которое получило во Франции своеобразный характер. Во Франции не было условий, столь же благоприятных для Реформации, как в Германии. Усиление королевской власти, —шедшее рука об руку с политической консолидациеи страны способствовало тому, что так называемая галликанская национальная французская церковь, не порывая с Римом, сумела оградить себя от чрезмерных претензий папы и закрепила эту обособленность в прагматической санкции Карла VII (1438) Было» провозглашено верховенство собора над папой; капитулам аббатств и соборов предоставлялось право выбирать епископов и аббатов на освободившиеся должности, отменялись папские аннаты, а судебные права курии ограничивались правом апелляции к папе как к последней инстанции лишь по делам вероучения.

По мере того как королевская власть превращалась в абсолютную, короли стремились подчинить себе церковь и превратить ее в свое послушное»орудие. Важный шаг в этом направлений был сделан Франциском 1, заключившим с папой в 1516 г . так называемый Болонский конкордат. По этому соглашению к королю отошло право назначать кандидатов на высшие церковные должности с последующим их утверждением папой, но зато право папы на получение аннатов частично было восстановлено. Король мог подолгу не замещать вакансий и брать в свою пользу доходы с церковных бенефициев. Он мог жаловать их своим приближенным. Благодаря этому доходы католической церкви – крупнейшего землевладельца Франции – в большей степени оказались в распоряжении короля. Назначение на высшие церковные должности превратилось в королевское пожалование. Епископами и аббатами назначались преимущественно вельможи и дворяне, которые интересовались больше доходами, чем церковными обязанностями, предоставляя ведать делами паствы за сравнительно ничтожное вознаграждение своим викариям, т.е. заместителям, людям обычно скромного происхождения.

Церковный галликанизм превратился в галликанизм королевский, церковь съедалась государственным учреждением, церковные доходы – средством воздействия во Франции, особенно на севере страны, не было такого недовольства Римом, какое существовало до Реформации среди немецких князей и дворянства.

Однако и во Франции происходили социально-экономические перемены, которые способствовали распространению реформационных идей. Один из умеренных французских реформаторов Лефевр д—Этапль еще до Лютера высказывал идеи, близкие к реформационным.

Лютеранские идеи стали распространяться во Франции в начале 20-х годов XVI в. К этому времени относится первое выступление Сорбонны (богословского факультета Парижского университета) против «ереси». Было сожжено несколько упорствующих еретиков. Однако Франциск 1, поддерживавший в это время протестантских князей в Германии против своего врага императора, воздерживался от преследования еретиков. Дляраннего периода Реформации во Франции протестантизм распространялся более или менее равномерно по всей стране; он распространялся исключительно в среде третьего сословия – буржуазии и ремесленников. Среди ремесленников реформационные идеи поддерживались главным образом подмастерьями и наемными рабочими, особенно страдавшими от эксплуатации: для них протестантизм был формой выражения социального протеста—Обособившиеся в замкнутую привилегированную группу цеховые мастера, покупавшие у короля патенты на звание мастера за довольно значительную сумму, в основном держались королевской веры, т. е. католицизме. Что же касается крестьянства, то оно в основной своей массе осталось чуждым реформации.

Терпимое отношение правительства к про~тестантам кончилось, когда адепты новой веры перешли в середине 30-х годов к более решительным выступлениям. В октябре 1534 г . в связи с арестами нескольких протестантов— Париже и даже в королевском дворце были расклеены афиши, составленные приверженцами Реформации. Это выступление было сочтено неслыханной дерзостью, и католикифанатики заявили решительный протест. Король был вынужден принять серьезные меры. 13 января 1535 г . было сожжено 35 лютеран и около 300 заключено в тюрьму.

К этому же времени относится зарождение на французской почве нового реформационного течения, получившего позднее общемировое распространение, – кальвинизма. В 1536 г . вышло в первом издании «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина. Автор этого сочинения из-за религиозных преследований вынужден был бежать за границу.

С 40-х годов начинается второй период Реформации во Франции, связанный с распространением кальвинизма в среде дворянства, купечества и в низах католического духовенства, причем главным образом на юге Франции. Успехи кальвинизма и его воинствующий характер вызвали ответные меры правительства. При Генрихе II была учреждена «Огненная палата» для суда над еретиками, которая приговорила многих протестантов к сожжению на костре.

Предпосылки гражданских войн

К моменту окончания походов в Италию во Франции уже остро чувствовалось большое внутреннее брожение, охватившее самые различные слои населения. Росту брожения способствовали не только последствия сдвигов социально-экономического характера и изменения в политической надстройке страны в связи с укреплением абсолютизма, но и незначительность успехов, одержанных Францией в итальянских походах.

Продолжавшиеся процессы разложения феодальных, отношений и зарождения капиталистического уклада в недрах феодализма с неизбежностью обостряли социальные противоречия.

Естественно, что трудящиеся, страдавшие от все возраставшего гнета налогов— после революции цен» и. переплетения феодальной эксплуатации со становящейся «все более ощутимой эксплуатацией капиталистической, не могли мириться с таким положением, и социальный протест с их стороны принимал все более острые формы. Одной из форм протеста был отход от католицизма, освящавшего своим авторитетом феодальный порядок, и обращение вкальвинизм и даже в анабаптизм, которые получали все большее распространение среди городского плебса –подмастерьев и прочего бедного люда городов, в некоторых местах и крестьянства».

С другой стороны, стала сказываться реакция , на политику абсолютизма в среде господствующего класса. Острое недовольство обнаруживалось в кругах провинциальной знати и дворянства, которые еще не расстались с мечтой о возврате «доброго старого времени», когда не только крупный сеньор, но и рядовой дворянин мог вести себя независимо по отношению к королю, переходить на службу к другому государю и воевать с другими сеньорами, в том числе и с самим королем. Эти настроения находили отклик и среди новой аристократии.,, недовольной ростом власти бюрократии и «выскочек» из «людей мантии», всегда склонных к безоговорочной поддержке абсолютизма.

Оппозиционные настроения не проявлялись особенно резко, пока Франция организовывала походы в Италию: дворянство и аристократия в значительно степени кормились ими, «беспокойные» социальные элементы поглощались военным наемничеством, горожане и крестьяне надеялись, что с окончанием войны наступит облегчение их участи.

Однако результаты войн не оправдали ничьих надежд. То, что было награблено в ходе войн, было быстро прожито дворянством. Хозяйственные ресурсы страны истощались. Вместо снижения налогов правительство вводило новые и увеличивало старые, но и они оказывались недостаточными, чтобы удовлетворить потребности государства и его опоры – дворян. Теперь пришло в движение и дворянство, требуя новых пожалований, должностей, пенсий и ведения выгодных войн. Назревал серьезный внутренний конфликт.

Обстановка, сложившаяся во Франции наканунуне гражданских войн (обычно их называли религиозными войнами), отличалась переплетением самых противоречивых социальных и политических интересов, приобретавших к тому же религиозную окраску. Тем не менее эти тенденции объединялись в два основных направления.

Первое из. них – антифеодальное, экспроприированых масс феодально-зависимого крестьянства и городского плебса, К этому же направлению примыкала и оппозиция зарождавшейся буржуазии, купечества, мануфакитуристов, в среде которой было немало приверженцев кальвинизма. Буржуазия еще не представляла собой класса, экономически достаточно сильного и осознавшего свои классовые интересы; она нуждалась в покровительстве абсолютизма, поскольку использовала выгодную для себя политическую централизацию страны. В существовавших во Франции того времени социально-экономических условиях борьба крестьянства и городского плебса, даже в случае открытых вооруженных выступлений масс, не могла перерасти в буржуазную революцию, так как зародившиеся элементы капиталистического производства не пришли еще в непримиримое противоречие с феодальным, строем и отсутствовал , класс-гегемон (т. е. буржуазия), способный возглавить революцию.

Опасным для этих слоев общества был не королевский абсолю.-. тизм, игравший тогда известную прогрессивную роль, а феодалы, стремившиеся повернуть страну..-вспятЬ. Поэтому, хотя городской плебс и крестьянство и выступали с оружием в руках против существующих порядков, их борьба на всем протяжении гражданских войн была во многом отлична от феодально-сепаратистской реакции. Впрочем, эта крестьянско-плебейская оппозиция существующему социальному и политическому порядку не была устойчивой. Ее часто увлекали различные группировки горожан и даже господствующего класса на путь таких выступлений, которые не соответствовали собственным интересам крестьянско-плебейских масс. Лишь на последнем этапе гражданской войны, когда бедствия народа из-за грабежей и бесчинств соперничающих феодальных клик достигли высшей степени, а последние представители династии Валуа с полной ясностью показали свое бессилие предотвратит— нависшую над страной катастрофу, выступления народных масс приобрели определенность и оказали наибольшее влияние на ход событий.

Силы феодальной реакции представляли собой другое направление антиабсолютистской оппозиции. Ядром их были еще сохранившиеся остатки сепаратистской феодальной аристократии в провинции и при дворе. Главную опору ей давали связи в среде»рядового дворянства.

Зависимость последнего от милостей и щедрости аристократии— возможности, которыми та располагала для оказания протекции своим приверженцам при дворе и в армии, —. хранение, хотя и в значительно измененном виде, вассальных связей – вот те узы, которые часто привязывали дворянство к своим непосредственным сеньорам, вопреки общей тенденции подчинения дворянства»в целом своему королю.

Своеобразие обстановки заключалось еще и в том, что феодальная реакция выступала не сомкнутым фронтом, а как две соперничающие клики, претендовавшие на власть в стране. При этом каждая из них существовала в более или менее определенных географических границах.

Первая группа локализовалась преимущественно в южных областях Франции. Некоторые из них были сравнительно недавно присоединены к владениям французской короны и сохранили много вольностей и привилегий. Поскольку королевская власть предпочитала предоставлять высшие должности в центральном аппарате и церковной иерархии дворянству северных и центральных провинций, аристократия и дворянство юга чувствовали себя обделенными и видели средство к улучшению своего экономического положения в секуляризации церковных владений, чего они могли достигнуть, приняв кальвинистскую Реформацию. Приверженцы феодально-аристократической партии назывались гугенотами (от западношвейцарского eidguenots). –Их вождями были представители боковой линии царствующей династии – король Наваррский Антуан Бурбон (после его смерти в 1562 г .-его сын Генрих Наваррский, будущий король Генрих IV), принц Конде, а также адмирал Гаспар де Колиньи.

Вторая феодально-аристократическая партия образовалась в основном в северо-восточных и центральных провинциях Франции. Эта группа и географически, и по существу была ближе к королевскому двору, а следовательно, и к доходам казны. Члены королевского совета и верхушка церковной иерархии были выходцами из этой группы. Нo именно поэтому она находилась под более бдительным контролем королевской власти, самостоятельность ее действий была более стеснена, чем у южан, и она особенно болезненно реагировала на все увеличивающееся засилье «выскочек» из числа «людей мантии» и незнатного, служилого дворянства при дворе. Вождем этой партии был герцог Франсуа Гиз, главнокомандующий королевской армии, и его брат кардинал Лотарингский Карл Гиз. Гизам принадлежало до полутора десятка церковных должностей и имений, поэтому они считали себя защитниками престола и «истинной» веры (т. е. католической), хотя король опасался этих своих «защитников» не меньше, чем своих «врагов» – гугенотов.

Понятно, что при таких условиях религиозный вопрос о делении на гугенотов и католиков имел скорее второстепенное значение. Религия была зачастую вопросом тактики, и в ходе гражданских войн многие дворяне не раз меняли свое вероисповедание. Современники всегда отличали гугенотов-дворян, или «политических гугенотов» как их тогда называли, от «религиозных гугенотов» (преимущественно буржуазии и городского плебса), для которых принадлежность к кальвинизму была выражением их социального протеста против существующего порядка.

Эта расстановка классовых сил верна, разумеется, лишь в общем. Классовая борьба эксплуатируемых масс, вмешательство внешних сил, местные условия и чрезвычайно сложная общественная структура того времени – переходного от феодализма к капитализму – все это накладывало свой отпечаток и превращало каждое событие гражданских войн в сложный клубок столкновений противоречивых интересов, в котором подчас сами участники событий не могли разобраться и наметить нужную им линию поведения.

Читайте также

2. Племена Франции – 1

2. Племена Франции – 1

В южном конце одной из очаровательных плоских долин, которые расходятся от Пиренеев как лучи от солнца, можно увидеть – если облака не нависают слишком низко – маленькое селение Гу на плоском выступе скалы, на расстоянии полутора тысяч футов над

3. Племена Франции – 2

3. Племена Франции – 2

Чувство принадлежности к народам этих маленьких «земель»-«пеи» было сильнее, чем любое существовавшее позже чувство принадлежности к французскому народу. У крестьян (а по-французски крестьянин называется paysan – «пейзан», от слова «пеи») не было ни

3. Племена Франции – 2

3. Племена Франции – 2
…прозвищ, данных деревням: Collet; Labourasse, 198 – 224.«…Римское Предместье»: Balsac, IV, 359.Форатены: F. Pyat, в Les Fran?ais, Province, II, 330; Lagneau (1861), 394 – 395; Lu?ay, 70 – 71; O. Reclus (1886), 403; Rolland de Denus, 72; Wailly, 330 – 331.…гаваши, иначе маротены: Lagarenne, 135; Lagneau (1861), 404; Lagneau (1876), Larousse («Gavache»).…путали с

14. Чудеса Франции

14. Чудеса Франции
…заимствовано из английского языка: например, Egron (1830), где это слово объяснено в примечании.…из Парижа на юг: описал Ледюк (Leduc).«Длинные ноги, худое тело»: Taine (1858), 282 – 283.…21 июня 1741 года: Windham (1744).…в Шамони приходили: Durier, 52; Ferrand (1912), 6; Windham (1879); Bruchet.…Дижон и

27 Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру

27
Проект соглашения Великобритании, Франции и СССР, врученный народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым послу Великобритании в СССР У. Сидсу и временному поверенному в делах Франции в СССР Ж. Пайяру
2 июня 1939 г. СекретноПравительства Великобритании, Франции

ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ

ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ
Партизанское движение во Франции возникло в 1941 году одновременно с началом германо-русской войны. Это движение организовали коммунисты. До тех пор, пока между Германией и Советским Союзом существовал пакт о ненападении, французские

Движение на Юг

Движение на Юг
После окончания Северной войны активизировалось «восточное направление» русской политики, направленное не только собственно на Восток, но и на Юг. Цель заключалась в получении контроля над шедшими через прикаспийские области транзитными путями

Реформационное движение в Венгрии

Реформационное движение в Венгрии
Идеи реформации начали проникать в Венрию уже в начале 20-х годов XVI в., но с особой силой стали распространяться только после потери —независимости. В Венгерском королевстве католическая церковь пользовалась особыми привилегиями.

Асы Франции

Асы Франции
Рене Поль ФОНК (Rene Paul Fonck) — 72 личные и 3 групповые официальные победы — самый результативный ас союзников в Первую мировую войну, полковник, Франция.

Родился в деревне Солси-сюр-Мерт в Вогезах (Франция) 27 марта 1894 года.Войну начал в 1914 году инженером. Со временем

31. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

31. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
Особое место среди французских мыслителей XVIII в. занимает по своим классовым позициям ранний провозвестник материалистического мировоззрения, утопический коммунист Жан Мелье (1664–1729). В оставленном им единственном произведении – «Завещании»

По Франции

По Франции
IСегодня отправился на театр военных действий стоявший в С.-Н.[3] резервный полк.На большой площади С.-Н. у приземистой старой церковки выстроились линиями роты полка.Эти солдаты производят гораздо более трогательное впечатление, чем войска непосредственного

Во Франции*

Во Франции*
Во Франции начинается кампания в пользу беглецов из Бельгии. В своем органе «La guerre Sociale» Густав Эрве1 помещает целый ряд статей, в которых он, указывая на пример России, устроившей различные дни сборов в пользу различных нужд, связанных с войной, призывает также

История Франции

Франция в первой половине XVI века. Итальянские войны

Итальянские войны. Франция в

первой половине XVI века

подробнее

Реформация во Франции в XVI веке. Гражданские войны

Реформация во Франции. Гражданские войны

XVI век

подробнее

 Социально-экономическое развитие Франции в XVI веке

Социально-экономическое развитие Франции

в XVI веке

подробнее


Франция в первой половине XVI века. Итальянские войны —— РЕФОРМАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ В XVI ВЕКЕ. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ —— Социально-экономическое развитие Франции в XVI веке

Реформационное движение во Франции в XVI веке


Важным событием в истории Франции XVI в. было реформационное движение, которое получило во
Франции своеобразный характер. Во Франции не было условий, столь же благоприятных для
Реформации, как в Германии. Усиление королевской власти, шедшее рука об руку с политической
консолидацией страны способствовало тому, что так называемая галликанская национальная французская церковь, не порывая
с Римом, сумела оградить себя от чрезмерных претензий папы и закрепила эту обособленность в прагматической санкции
Карла VII (1438 г.). Было провозглашено верховенство собора над папой; капитулам аббатств и соборов предоставлялось
право выбирать епископов и аббатов на освободившиеся должности, отменялись папские аннаты, а судебные права курии
ограничивались правом апелляции к папе как к последней инстанции лишь по делам вероучения.

Жан Кальвин - основатель учений кальвинизма
По мере того как королевская власть во франции превращалась в абсолютную, короли стремились подчинить себе церковь
и превратить ее в свое послушное орудие. Важный шаг в этом направлений был сделан Франциском I, заключившим с
папой в 1516 г. так называемый Болонский конкордат. По этому соглашению к королю отошло право назначать кандидатов
на высшие церковные должности с последующим их утверждением папой, но зато право папы на получение аннатов частично
было восстановлено. Король мог подолгу не замещать вакансий и брать в свою пользу доходы с церковных бенефициев. Он
мог жаловать их своим приближенным. Благодаря этому доходы католической церкви — крупнейшего землевладельца Франции —
в большей степени оказались в распоряжении короля. Назначение на высшие церковные должности превратилось в королевское
пожалование. Епископами и аббатами назначались преимущественно вельможи и дворяне, которые интересовались больше
доходами, чем церковными обязанностями, предоставляя ведать делами паствы за сравнительно ничтожное вознаграждение
своим викариям, т.е. заместителям, людям обычно скромного происхождения.

Церковный галликанизм во Франции превратился в галликанизм королевский, церковь съедалась
государственным учреждением, церковные доходы — средством воздействия во Франции, особенно на севере страны, не было
такого недовольства Римом, какое существовало до Реформации среди немецких князей и дворянства.

Однако и во Франции происходили социально-экономические перемены, которые способствовали распространению
реформационных идей
. Один из умеренных французских реформаторов Лефевр д’Этапль еще до Лютера высказывал
идеи, близкие к реформационным.

Лютеранские идеи Реформации стали распространяться во Франции в начале 20-х годов XVI в. К
этому времени относится первое выступление Сорбонны (богословского факультета Парижского университета) против ереси.
Было сожжено несколько упорствующих еретиков. Однако Франциск I, поддерживавший в это время протестантских князей в
Германии против своего врага императора, воздерживался от преследования еретиков.

Франциск I - король Франции (1515 - 1547 г.г.)
Для раннего периода Реформации во Франции протестантизм распространялся более или менее
равномерно по всей стране. При этом он распространялся исключительно в среде третьего сословия — буржуазии и
ремесленников. Среди ремесленников реформационные идеи поддерживались главным образом подмастерьями и наемными рабочими,
особенно страдавшими от эксплуатации: для них протестантизм был формой выражения социального протеста. Обособившиеся
в замкнутую привилегированную группу цеховые мастера, покупавшие у короля патенты на звание мастера за довольно
значительную сумму, в основном держались королевской веры, т. е. католицизме. Что же касается крестьянства, то
оно в основной своей массе осталось чуждым реформации. Терпимое отношение правительства к протестантам кончилось,
когда адепты новой веры перешли в середине 30-х годов к более решительным выступлениям.

В октябре 1534 г. в связи с арестами нескольких протестантов, в Париже и даже в королевском дворце были расклеены афиши,
составленные приверженцами Реформации. Это выступление было сочтено неслыханной дерзостью,
и католики-фанатики заявили решительный протест. Король был вынужден принять серьезные меры. 13 января 1535 г. было
сожжено 35 лютеран и около 300 заключено в тюрьму.

К этому же времени относится зарождение на французской почве нового реформационного течения,
получившего позднее общемировое распространение, — кальвинизма. В 1536 г. вышло в первом
издании «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина. Автор этого сочинения из-за религиозных преследований
вынужден был бежать за границу.

С 40-х годов начинается второй период Реформации во Франции, связанный с распространением
кальвинизма в среде дворянства, купечества и в низах католического духовенства, причем главным образом на юге Франции.
Успехи кальвинизма и его воинствующий характер вызвали ответные меры правительства. При Генрихе II была учреждена «Огненная
палата» для суда над еретиками, которая приговорила многих протестантов к сожжению на костре.

История Франции:

История Франции: полный курс

Предпосылки гражданских войн во Франции в XVI веке


К моменту окончания походов в Италию во Франции уже остро чувствовалось большое внутреннее брожение, охватившее самые
различные слои населения. Росту брожения способствовали не только последствия сдвигов социально-экономического
характера и изменения в политической надстройке страны в связи с укреплением абсолютизма, но и незначительность
успехов, одержанных Францией в итальянских походах.

Продолжавшиеся процессы разложения феодальных, отношений и зарождения капиталистического уклада в недрах феодализма с
неизбежностью обостряли социальные противоречия.

Реформация во Франции в XVI веке
Естественно, что низшие слои населения Франции, страдавшие от все возраставшего гнета налогов после «революции цен»
и переплетения феодальной эксплуатации со становящейся все более ощутимой эксплуатацией капиталистической, не могли
мириться с таким положением, и социальный протест с их стороны принимал все более острые формы. Одной из форм
протеста был отход от католицизма, освящавшего своим авторитетом феодальный порядок, и обращение в кальвинизм и
даже в анабаптизм, которые получали все большее распространение среди городского плебса — подмастерьев и прочего
бедного люда городов, в некоторых местах и крестьянства.

С другой стороны, стала сказываться реакция на политику абсолютизма в среде господствующего класса. Острое недовольство
обнаруживалось в кругах провинциальной знати и дворянства, которые еще не расстались с мечтой о возврате «доброго
старого времени», когда не только крупный сеньор, но и рядовой дворянин мог вести себя независимо по отношению к
королю, переходить на службу к другому государю и воевать с другими сеньорами, в том числе и с самим королем.

Эти настроения находили отклик и среди новой французской аристократии, недовольной ростом власти бюрократов и «выскочек» из
«людей мантии», всегда склонных к безоговорочной поддержке абсолютизма.

Оппозиционные настроения не проявлялись особенно резко, пока Франция организовывала походы в Италию:
дворянство и аристократия в значительно степени кормились ими, беспокойные социальные элементы поглощались военным
наемничеством, горожане и крестьяне надеялись, что с окончанием войны наступит облегчение их участи.

Однако результаты войн не оправдали ничьих надежд. То, что было награблено в ходе войн, было быстро прожито дворянством.
Хозяйственные ресурсы страны истощались. Вместо снижения налогов правительство вводило новые и увеличивало старые, но и
они оказывались недостаточными, чтобы удовлетворить потребности государства и его опоры — дворян. Теперь пришло в движение
и дворянство, требуя новых пожалований, должностей, пенсий и ведения выгодных войн. Во Франции к середине XVI века
назревал серьезный внутренний конфликт
.

Обстановка, сложившаяся во Франции накануне гражданских войн (обычно их называли религиозными войнами),
отличалась переплетением самых противоречивых социальных и политических интересов, приобретавших к тому же религиозную окраску.
Тем не менее эти тенденции объединялись в два основных направления.

Первое из них – «антифеодальное» направление экспроприированных масс феодально-зависимого крестьянства и городского населения.
К этому же направлению примыкала и оппозиция зарождавшейся буржуазии, купечества, мануфакитуристов, в среде которой было
немало приверженцев кальвинизма. Буржуазия еще не представляла собой класса, экономически достаточно сильного и осознавшего
свои классовые интересы; она нуждалась в покровительстве абсолютизма, поскольку использовала выгодную для себя политическую
централизацию страны. В существовавших во Франции того времени социально-экономических условиях борьба крестьянства и городского
плебса, даже в случае открытых вооруженных выступлений масс, не могла перерасти в буржуазную революцию, так как зародившиеся
элементы капиталистического производства не пришли еще в непримиримое противоречие с феодальным, строем и отсутствовал класс-гегемон
(т. е. буржуазия), способный возглавить революцию.

Реформация во Франции в XVI веке
Опасным для этих слоев общества был не королевский абсолютизм, игравший тогда известную прогрессивную роль, а феодалы, стремившиеся
повернуть страну вспять. Поэтому, хотя городской плебс и крестьянство и выступали с оружием в руках против существующих порядков,
их борьба на всем протяжении гражданских войн была во многом отлична от феодально-сепаратистской реакции. Впрочем, эта
крестьянско-плебейская оппозиция существующему социальному и политическому порядку не была устойчивой.

Ее часто увлекали различные группировки горожан и даже господствующего класса на путь таких выступлений, которые не соответствовали
собственным интересам крестьянско-плебейских масс. Лишь на последнем этапе гражданской войны, когда бедствия народа из-за грабежей и
бесчинств соперничающих феодальных клик достигли высшей степени, а последние представители династии Валуа с полной ясностью показали
свое бессилие предотвратить нависшую над страной катастрофу, выступления народных масс приобрели определенность и оказали
наибольшее влияние на ход событий.

Силы феодальной реакции представляли собой другое направление антиабсолютистской оппозиции. Ядром их были еще сохранившиеся остатки
сепаратистской феодальной аристократии в провинции и при дворе. Главную опору ей давали связи в среде рядового дворянства.

Зависимость мелкого дворянства от милостей и щедрости аристократии, возможности, которыми та располагала для оказания протекции своим
приверженцам при дворе и в армии, хранение, хотя и в значительно измененном виде, вассальных связей — вот те узы, которые часто
привязывали дворянство к своим непосредственным сеньорам, вопреки общей тенденции подчинения дворянства в целом своему королю.

Своеобразие обстановки заключалось еще и в том, что феодальная реакция выступала не сомкнутым фронтом, а как две соперничающие клики,
претендовавшие на власть в стране. При этом каждая из них существовала в более или менее определенных географических границах.

Первая группа локализовалась преимущественно в южных областях Франции. Некоторые из них были сравнительно недавно присоединены к
владениям французской короны и сохранили много вольностей и привилегий. Поскольку королевская власть предпочитала предоставлять
высшие должности в центральном аппарате и церковной иерархии дворянству северных и центральных провинций, аристократия и дворянство
юга чувствовали себя обделенными и видели средство к улучшению своего экономического положения в секуляризации церковных владений,
чего они могли достигнуть, приняв кальвинистскую Реформацию.

Приверженцы феодально-аристократической партии назывались гугенотами. Их вождями были представители боковой
линии царствующей династии — король Наваррский Антуан Бурбон (после его смерти в 1562 г.- его сын Генрих Наваррский, будущий король
Генрих IV), принц Конде, а также адмирал Гаспар де Колиньи.

Вторая феодально-аристократическая партия образовалась в основном в северо-восточных и центральных провинциях Франции. Эта группа
и географически, и по существу была ближе к королевскому двору, а следовательно, и к доходам казны. Члены королевского совета и
верхушка церковной иерархии были выходцами из этой группы. Нo именно поэтому она находилась под более бдительным контролем
королевской власти, самостоятельность ее действий была более стеснена, чем у южан, и она особенно болезненно реагировала на
все увеличивающееся засилье «выскочек» из числа «людей мантии» и незнатного, служилого дворянства при дворе. Вождем этой партии
был герцог Франсуа Гиз, главнокомандующий королевской армии, и его брат кардинал Лотарингский Карл Гиз.

Гизам принадлежало до полутора десятка церковных должностей и имений, поэтому они считали себя защитниками престола и «истинной»
веры (т. е. католической), хотя король опасался этих своих «защитников» не меньше, чем своих «врагов» — гугенотов.

Понятно, что при таких условиях религиозный вопрос о делении на гугенотов и католиков имел скорее второстепенное
значение. Религия была зачастую вопросом тактики, и в ходе гражданских войн многие дворяне не раз меняли свое вероисповедание.
Современники всегда отличали гугенотов-дворян, или «политических гугенотов» как их тогда называли, от «религиозных гугенотов»
(преимущественно буржуазии и городского плебса), для которых принадлежность к кальвинизму была выражением их социального протеста
против существующего порядка.

Эта расстановка классовых сил верна, разумеется, лишь в общем. Классовая борьба эксплуатируемых масс, вмешательство внешних сил,
местные условия и чрезвычайно сложная общественная структура того времени — переходного от феодализма к капитализму — все это
накладывало свой отпечаток и превращало каждое событие гражданских войн в сложный клубок столкновений противоречивых интересов,
в котором подчас сами участники событий не могли разобраться и наметить нужную им линию поведения.

РЕФОРМАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ В XVI ВЕКЕ

Реформация во Франции в XVI веке

История Франции:

История Франции: полный курс

Начало гражданских войн во Франции в XVI веке


Обстановка, сложившаяся во Франции после окончания итальянских войн и заключения мира в Като-Камбрези (1559 г.),
ускорила развязку. В этом же году умер Генрих II. При сменившем его на престоле юном Франциске II власть захватили
Гизы, родственники его жены — шотландской королевы Марии Стюарт. При дворе началась распря между Гизами с их
сторонниками и приверженцами ближайших родственников короля — Бурбонов. Авторитет королевской власти падал.

Офицеры и солдаты, оставшиеся после заключения мира без дела и без жалованья, волновались. Они собрались в Фонтенбло,
требуя уплаты просроченного жалованья и пенсий. Герцог Гиз уговаривал их разойтись, кардинал Лотарингский пригрозил
виселицей. Участники сборища разошлись, затаив злобу. Многие из них принадлежали к южному, кальвинистски настроенному
дворянству и были связаны с враждебными Гизам Бурбонами.

Франциск II - король Франции (1559 - 1560 г.г.)
В 1560 г. партия Бурбонов составила заговор. Во главе его стоял принц Конде. Он намеревался
отстранить от власти Гизов, созвать Генеральные штаты, захватить короля, находившегося в это время в Амбуазском замке,
и, действуя от его имени, обеспечить права Бурбоннов и свободу протестантизма. Все это должно было совершиться под
девизом «освобождения короля от тирании Гизов». Однако Амбуазский заговор был раскрыт, и многие
мятежные дворяне казнены. Гизам удалось уговорить Антуана Бурбона и Конде явиться ко двору, где они были арестованы.
Как главных виновников мятежа их предали суду; Конде приговорили к казни. Его спасла лишь неожиданная смерть
Франциска II в декабре 1560 г.

На престол вступил брат покойного короля Карл IX, десятилетний мальчик. Регентшей при малолетнем короле была его мать
королева Екатерина Медичи, поделившая власть с Антуаном Бурбоном. Борьба при дворе приняла
ожесточенные формы. Положение продолжало оставаться крайне напряженным. Оформившаяся в это время королевская придворная
партия решила использовать все возможности, чтобы предотвратить готовую разразиться во Франции гражданскую
войну
. Ее руководящее ядро состояло из той части придворной аристократии, которая окончательно связала свои
интересы с абсолютизмом, и из верхушки «людей мантии».

В ее состав входило многочисленное парижское и провинциальное чиновничество. Ее поддерживала часть дворянства и городов,
особенно на севере. В религиозном вопросе эта партия, не отступая от католицизма, старалась примирить две враждующие
группы — католическую и гугенотскую. Современники называли эту партию «политиками». Главой ее
был канцлер Лопиталь.

«Политики» и партия Гизов настояли на созыве в декабре 1560 г. Генеральных штатов, рассчитывая
на поддержку штатами своих политических планов. Канцлер Лопиталь выступил с большой речью, в которой говорил о
необходимости примирения: «…откажемся от этих дьявольских слов — политические партии, крамола и восстания, лютеране и
гугеноты, паписты, — и будем называться просто христианами». Однако расчеты Лопиталя и «политиков» не оправдались.
Заседания Генеральных штатов проходили в бесплодной дискуссии, причем каждая из соперничавших групп домогалась преобладания
в штатах. Тогда правительство распустило собрание, как неспособное к решению стоявших перед ним задач.

Первый период гражданских войн во Франции (1559-1572 г.г.). Варфоломеевская ночь


Уже в 1559 г. во всей Франции начались волнения в городах и выступления мятежных дворян. Затем
в борьбу включилась и знать. В марте 1562 г. герцог Гиз, проезжая с отрядом солдат через местечко Васей, напал на
гугенотов, собравшихся в риге и распевавших религиозные гимны. Было убито несколько человек и ранено около 100
участников собрания. Это событие взволновало всю Францию и послужило толчком к открытой
вооруженной борьбе гугенотов.

Гражданские войны во Франции длились с 1559 г. по 1598 г. Число сражавшихся на той и другой
стороне было сравнительно невелико. В целом историю гражданских войн во Франции можно разбить на три периода,
определенных следующими рубежами:


1) Варфоломеевской ночью (1572 г.);

2) созданием Католической лиги (1576);
3) Нантским эдиктом ( 1598).

Реформация во Франции. Варфоломеевская ночь (1572 г.)
Первый период гражданской войны во франции в XVI веке не отличался особым ожесточением.
Инициатива почти всегда принадлежала гугенотам. Армии сражавшихся были невелики: на содержание больших армий не
хватало денег. Сражались не только дворяне. XVI век — время наемных армий. Кто не прибегал к наемникам, рисковал
потерпеть поражение. В королевской армии сражались французы, немцы, испанцы, итальянцы, швейцарцы, греки и др. С
самого начала гражданская война во Франции осложнилась вмешательством извне. Гугенотов поддерживала Англия и
протестантские князья Германии. Гизы находились на жалованье у Филиппа II — короля Испании. Королевская партия
опиралась на Париж, лозунгом которого было: «Единый король, единый закон, единая вера».

Первый этап гражданской войны во Франции завершился фактически в августе 1570 г. заключением в
Сен-Жермене мира, который был вершиной успехов гугенотов. Протестантское богослужение допускалось по всему королевству,
протестантам разрешалось занимать государственные должности. В качестве гарантии исполнения условий мира им были
предоставлены в полное владение четыре крупных города-крепости: Монтобан, Коньяк, Ла-Рошель и Лашарите.

Довольно равнодушная к вопросам религии Екатерина Медичи считала, что ей в данный момент выгоднее сблизиться с
гугенотами, для того чтобы иметь противовес партии Гизов. Она призвала гугенотов ко двору. Адмирал де Колиньи сделался
главным советчиком молодого короля и всячески старался приобщить его к своим политическим планам. Он полагал, что для
поддержки внутреннего мира необходимо продолжение войны с национальным врагом Франции, т. е. с Испанией, ибо, говорил
он, «характер французов (он имел в виду дворян) таков, что они, взяв в свои руки оружие, не желают выпускать его и
обращают его против собственных сограждан в том случае, если не могут обратить его против внешнего врага».

По его словам, Франция должна помочь мятежным Нидерландам в их борьбе против испанского ига, и эта помощь может
привести к тому, что Нидерланды будут присоединены к французской короне. Было ясно, что исполнение подобных планов
чрезмерно усилило бы гугенотов, и Екатерина решила уничтожить гугенотских вождей. В такой обстановке была отпразднована
свадьба Генриха, короля Наваррского, с сестрой короля Маргаритой Валуа. Этот брак был подготовлен для закрепления
мира между гугенотами и королем. Теперь им решили воспользоваться с иными целями.

Реформация во Франции. Варфоломеевская ночь (1572 г.)
К свадьбе в Париж съехались гугенотская аристократия и представители дворянства из южных провинций. 18 августа свадьба
была отпразднована, а 22 августа Колиньи был ранен при выходе из Лувра неизвестным, оказавшимся наемным человеком
Гизов. Екатерина и Карл IX, боявшиеся влияния Колиньи и усиления гугенотов, решили использовать ярую ненависть Гизов
к гугенотским вождям и покончить с ними разом, рассчитывая при этом на содействие со стороны католического парижского
населения, ненавидевшего бедных, но спесивых дворян-гугенотов.

Купеческий старшина Парижа, предупрежденный Гизом, заранее принял все меры. Дома гугенотов были отмечены накануне белыми
крестами. 24 августа в день святого Варфоломея между 2 и 4 часами ночи раздался набат. Началась Варфоломеевская
ночь
,которая сопровождалась избиением застигнутых врасплох гугенотов. Колиньи был убит одним из первых. Генрих
Наваррский и принц Конде, жившие в Лувре, спаслись, перейдя в католичество (позднее они бежали из Парижа и снова стали
протестантами). Резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинцию. В Париже только к полудню 24 августа было
убито 2 тыс. гугенотов.

В ходе Варфоломеевской ночи погибли дворяне-гугеноты, многие парижские купцы и ремесленники,
подозреваемые в кальвинизме, и даже иностранцы — немцы и особенно фламандцы. Если двор, устраивая побоище, думал устранить
гугенотов и, лишив их вождей, привести к покорности, то он жестоко ошибся. Южные города действительно были вначале напуганы,
но вскоре среди дворянства на юге вспыхнуло восстание; к дворянству присоединилась партия фанатически настроенных «рьяных»
кальвинистов и ремесленников. Начался второй период гражданских войн.

История Франции:

История Франции: полный курс

Второй период гражданских войн во Франции XVI века


От предыдущего этапа гражданской войны во Франции, второй этап отличался двумя чертами:
во-первых, гугеноты, убедившись, что они составляют меньшинство в стране, и не надеясь осуществить свои требования в
общегосударственном масштабе, создали на юге особую организацию — гугенотскую конфедерацию
настоящее «государство в государстве» со своей армией, системой налогов и самоуправлением. Началась массовая
конфискация церковного имущества.

Во-вторых, целью гугенотов стала смена «вероломной» династии, т. е. борьба не столько против Гизов, сколько против
Валуа.

Реформация во Франции. Гугеноты Франции
Восстание на юге оформило свою идеологию в памфлетах так называемых монархомахов (тираноборцев). В них нашли отчетливое
выражение взгляды гугенотов на государство и на желательный для них политический порядок. В памфлетах
прокламировалось право подданных на свержение и даже на убийство монархов, забывших свой долг и превратившихся
в тиранов. В одном из памфлетов, выпущенных под псевдонимом Юния Врута, «Иск к тиранам» автор утверждал, что
«только бог правит неограниченно, земные же государи — божьи вассалы. Бог может свергнуть вассала, если тот
нарушит клятву, данную им народу».

Эта публицистика выглядит, на первый взгляд, как теория общественного договора и народного суверенитета, и многие
буржуазные историки XIX в. считали ее таковой. Но это неправильное толкование идей монархомахов. В их понимании
«народ» — это лучшие, «пэры», «патриции», т. е. все та же феодальная аристократия, «которая представительствует за народ».

О настоящем народе монархомахи говорили со страхом: «Берегитесь господства черни, или крайностей демократии, которая
стремится к уничтожению дворянства». Каков же, с точки зрения гугенотов, должен быть строй государства? На этот вопрос
отвечала знаменитая брошюра Отмана «Франко-Галлия». В ней автор жалуется на потерю дворянством его былого значения,
его независимости, его вольностей. Король, власть которого ограничена штатами и знатью, федерация феодальных полу-государств
и самоуправляющихся общин на местах — вот политический идеал Отмана, который и пытались осуществить на юге гугенотская
знать и дворянство. Ничего положительного такое объединение дать не могло.

После военных действий, последовавших за Варфоломеевской ночью и не всегда удачных для короля,
протестантам была подтверждена свобода вероисповедания (кроме Парижа и территории королевского двора), дано право
судиться в своих палатах, учрежденных в некоторых королевских судах, предоставлены 8 крепостей кроме полученных
раньше и право иметь свою армию. На юге Франции образовалась настоящая федеративная республика с некоторым перевесом
в ее строе дворянства и аристократии.

Государственное единство Франции вследствие Реформации, на непродолжительное время было
поставлено под вопрос.

Третий период гражданских войн во Франции. Католическая лига


После смерти Карла IX в 1574 г. его брату Генриху III досталась сильно урезанная территория Франции, так как от нее
отпал почти весь юг. Гугеноты теперь не посягали на овладение государственной властью, но активизировалась партия
Гизов, которые открыто переходили на путь антидинастической борьбы, намереваясь при удобном случае
захватить престол Франции.

Опасаясь, что в случае, если Генрих III не оставит наследника, престол после его смерти перейдет к его ближайшему
родственнику Генриху Наваррскому, кальвинисту и вождю гугенотов, Гизы решили создать
организацию, аналогичную гугенотской конфедерации на юге. Так возникла Католическая
лига (1576 г.)
.

Реформация во Франции. Католическая лига
Принадлежность к лиге была объявлена обязательной для всех католиков. Члены ее должны были безусловно повиноваться главе
лиги герцогу Генриху Гизу (сыну Франсуа Гиза), претенденту на престол Франции. Цели, которые ставило себе руководство
лиги, были очень близки к тем, которые развивал Отман в своем труде «Франко-Галлия», пользовавшемся не меньшим
успехом у аристократов-католиков, чем у аристократов-гугенотов: «Восстановление провинций и штатов королевства
в их древних правах, преимуществах, вольностях и свободах, каковые были во времена Хлодвига, а даже еще больших
и лучших, буде они могут быть изобретены». Это был призыв к политической реакции или к политическому многовластию.

Однако рядовое дворянство и буржуазия, примкнувшие к Католической лиге, выступали в основном против
этой реакции и возглавлявшей ее аристократии. Они скоро поняли, что аристократическая верхушка лиги — такие же сепаратисты,
как и главари гугенотов. Рядовое дворянство и буржуазия стали под знамена Католической лиги,
поскольку она была направлена против гугенотской конфедерации, но не были намерены поддерживать
своих вельмож-сепаратистов.

Внутренние несогласия ослабляли Католическую лигу. Этим воспользовался Генрих III. Опираясь на
поддержку дворян и городов в лиге, он объявил себя ее главой. Но это противоречило планам Гизов, и они перенесли
центр своей деятельности в Париж, ведя там усиленную агитацию. Гизы нашли себе поддержку в фанатически настроенных в
пользу католицизма слоях столичного населения. Однако Парижская лига не была создана Гизами.
Движение возникло самостоятельно в среде плебейства, мелких ремесленников и торговцев. Вождями Парижской лиги были
средняя буржуазия и адвокаты, прокуроры, нотариусы. Общее возбуждение и демагогическая агитация Гизов дали лишь толчок
к выступлению трудящихся масс и буржуазии Парижа, страдавших от возросшего налогового бремени и от гражданских войн.
Эти слои выступали против абсолютизма, и хотя их выступления переплетались с действиями Гизов, по существу они были
отличными от них.

Парижская лига начала свою деятельность тайными совещаниями и учреждением комитета, которому
было поручено наблюдение за поведением короля. Затем власть в Париже перешла в руки «Комитета шестнадцати», в который
входили представители от каждого из 16 кварталов.

Генрих IV Бурбон - король Франции (1589 - 1610 г.г.)
Король решил разогнать Парижскую лигу и стал стягивать военные силы к Лувру. В ответ на это
12 и 13 мая 1588 г. на улицах Парижа стали строить баррикады. 13 мая в распоряжении короля остались только наемники,
и он бежал из Парижа. В конце года, когда в Блуа собрались Генеральные штаты, король позвал к себе на заседание совета
братьев Гизов (герцога и кардинала) и приказал убить их. Эти события вызвали в Париже бурю возмущения. Примеру Парижа
последовали и другие северные города. Лига стала центром антикоролевского движения. В нее вошли многочисленные города,
восстановившие у себя полное самоуправление.

Войска короля были разбиты лигерами. С юга надвигался Генрих Наваррский с большой армией. Генриху III не оставалось
ничего другого, как принять его покровительство. Король заключил с Генрихом Наваррским соглашение и явился со своим
отрядом к Туру, откуда оба короля двинулись к Парижу. По Парижу поползли зловещие слухи о новой Варфоломеевской ночи,
направленной теперь против католиков. Католические проповедники произносили в церквах зажигательные речи и вопрошали:
неужели не найдется человека, который отомстил бы королю за смерть Гизов?

1 августа 1589 г. Генрих III был убит лигером. Королем стал Генрих Наваррский — Генрих IV, основатель династии Бурбонов.
Но католическая Северная Франция его не признала. Лига выдвинула своим кандидатом одного из Гизов — герцога Майенского.
Филипп II, король Испании, не преминул воспользоваться этими событиями, направил войска из Нидерландов и в 1591 г.
ввел в Париж испанский гарнизон. Ко всем бедствиям гражданских войн во Франции прибавилась
еще иностранная интервенция.

Все это переполнило чашу народного терпения. В начале 90-х годов во многих местах вспыхнули крестьянские
и городские восстания
. В 1592 г. началось крестьянское восстание кроканов. К 1594 г. оно охватило обширную
территорию на юго-западе страны — Керси, Перигор, Сентонж, Пуату, Марш и др. Крестьяне громили усадьбы дворян и дома
сборщиков налогов и откупщиков.

Дворянство в страхе обратилось за помощью к королевской власти. В Париже в такой же ситуации оказалась зажиточная буржуазия,
устрашенная требованиями народа. «Комитет шестнадцати» быстро терял свой авторитет, так как его
правление нисколько не облегчило положения основной массы населения столицы. Париж готов был признать Генриха IV, который
уже был коронован в Шартре, но недовольство вызывал его протестантизм. Генрих Бурбон 22 июля 1593 г. перешел в католичество,
а в 1594 г. Париж открыл перед ним ворота. В 1598 г. был заключен мир с Испанией.

Нантский эдикт (1598 г.)


Новый король, Генрих IV, умный и осторожный политик, равнодушный к вопросам религии, хотел прежде всего примирить
враждующие партии и добиться внутреннего мира во Франции. Не жалея денег, он пенсиями и подарками сумел приобрести
расположение католических вельмож, в том числе и семьи Гизов. Одновременно король стремился удовлетворить своих
бывших союзников — гугенотов.

Реформация во Франции. Нантский эдикт
В 1598 г. был издан Нантский эдикт, который регулировал религиозный вопрос и политические
права гугенотов. Католическая религия была Признана «господствующей» во Франции, а католическое богослужение
восстановлено повсюду. Католическому духовенству возвращались его прежние права и имущество. Наряду с католицизмом
эдикт допускал исповедание в замках вельмож и рядовых дворян и в южных городах так называемой «реформированной религии»
(la religion pretendue reformee).

По Нантскому эдикту (1598 г.) протестантское богослужение запрещалось в Париже и некоторых
других городах. Протестантам разрешалось пользоваться правами и занимать государственные должности наравне с
католиками.

Помимо этих постановлений, касающихся веры и составляющих сам Нантский эдикт эдикт, гугеноты,
которые были прежде всего политической партией, получили вольности, не совместимые с порядком централизованного
государства: право созывать политические собрания, организованные по образцу Генеральных штатов, содержать при
королевском дворе своих представителей для сношений с королем, крепости: в качестве гарантии исполнения эдикта
(places de surete), из которых главными являлись Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Эти права были оформлены в особых,
дополнительных к Нантскому эдикту статьях и предоставлены лишь на определенный срок, по
истечении которого подлежали продлению или отмене. Они представляли собой «королевскую милость», а не эдикт.

Предоставляя гугенотам обширные права, король рассчитывал отменить через несколько лет свою «милость»; кроме того,
он полагал, что гугеноты-дворяне постепенно возвратятся в лоно католической веры. И он не ошибся: «политические
гугеноты» стали превращаться в роялистов.

История Франции:

История Франции: полный курс


Франция в первой половине XVI века. Итальянские войны —— РЕФОРМАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ В XVI ВЕКЕ. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ —— Социально-экономическое развитие Франции в XVI веке

История Франции
полный курс

История Древней Франции (1 000 000 – 6 000 лет до н.э.)

История Древней Франции

(1 000 000 – 6 000 лет до н.э.)

подробнее

История Античной Франции (II в. до н.э. - V в. н.э.)

История Античной Франции

(II в. до н.э. — V в. н.э.)

подробнее

История Средневековой Франции. Раннее Средневековье (V-IX в.в.)

История Средневековой Франции. Раннее Средневековье

(V-IX в.в.)

подробнее

Франкское государство Меровингов (V-VII в.в.)

Франкское государство Каролингов (VIII в.)

Франкское государство Каролингов

(VIII в.)

подробнее

Империя Карла Великого (768-814 г.г.)

Империя Карла Великого

(768-814 г.г.)

подробнее

Социально-экономическое и политическое развитие Франкского государства Каролингов (VIII - IX в.в.)

Распад империи Каролингов (IX в.в.)

Франция в IX - XI в.в.

История Средневековой Франции (XI - XIII в.в.)

Социально-экономическое развитие Франции в XI - XIII в.в.

Социально-экономическое развитие Франции

в XI — XIII в.в.

подробнее

Франция накануне Столетней войны (пер.пол. XIV в.)

Франция накануне Столетней войны

(пер.пол. XIV в.)

подробнее

Столетняя война (1337 - 1453 г.г.)

Франция в Столетней войне (1337 - 1453 г.г.)

Франция в Столетней войне

(1337 — 1453 г.г.)

подробнее

Франция после Столетней войны (вторая половина XV века)

Франция после Столетней войны

(вторая половина XV века)

подробнее

Франция в первой половине XVI века. Итальянские войны

Реформация во Франции в XVI веке. Гражданские войны

Реформация во Франции. Гражданские войны

XVI век

подробнее

 Социально-экономическое развитие Франции в XVI веке

Социально-экономическое развитие Франции

в XVI веке

подробнее

Франция в первой половине XVII века. Тридцатилетняя война (1618-1648 г.г.)

Французское Возрождение (XVI-XVII в.в.)

Французское Возрождение

(XVI-XVII в.в.)

подробнее

Франция в середине XVII в.в. Фронда

Фронда. Франция в

середине XVII в.в.

подробнее

Франция во второй половине XVII века

Франция в первой половине XVIII века

Франция

в первой половине XVIII века

подробнее

Франция в середине XVIII века

Франция во второй половине XVIII века

Французская революция 1789-1799 г.г.

Французская революция

1789-1799 г.г.

подробнее

Франция в начале XIX века. Империя Наполеона

Империя Наполеона. Франция

в начале XIX века

подробнее

Франция в 1814-1830-х годах. Реставрация династии Бурбонов

Июльская монархия 1830–1848 г.г.

Франция в период Второй республики (1848–1851)

Франция в период Второй республики

(1848–1851)

подробнее

Франция в период Второй империи (1852–1870)

Формирование Третьей республики (1871–1872). Парижская коммуна

Формирование Третьей республики. Парижская коммуна

(1871–1872)

подробнее

Франция в конце XIX века

Франция в начале XX века

Франция в Первой мировой войне (1914-1918 г.г.)

Франция в Первой мировой войне

(1914-1918 г.г.)

подробнее

Франция в 1920-е годы

Франция в 1930-е годы

Франция во Второй мировой войне (1939-1945 г.г.)

Франция во Второй мировой войне

(1939-1945 г.г.)

подробнее

Франция в период Четвертой республики (1946-1958 г.г.)

Франция в 1958-1969 г.г. Голлистский режим

Голлистский режим. Франция

в 1958-1969 г.г.

подробнее

Франция в 1969-1981 г.г.

Франция в 1980-е годы

Франция в конце ХХ века

Франция в начале ХХI века

Франция:
фотогалереи

Новое на сайте

Река Гаронна (Garonne): описание, характеристика, карта

Город Тулуза (Toulouse): общая характеристика, географическое расположение

Национальные парки Франции: характеристика, список, статус

Альпы (Alpes): общая характеристика, описание

Горы Юра (Jura): общая характеристика, описание

Самое популярное

ФРАНЦИЯ: общая характеристика страны

Население Франции

Государственное устройство Франции: общая характеристика, описание, классификация

Гимн Франции: текст, содержание, перевод. Прослушать гимн Франции.

История Франции: с древнейших времен до современности

  • Рассказ о реформах просвещенного абсолютизма во франции
  • Рассказ о ромашке 2 класс по окружающему миру кратко
  • Рассказ о реформах просвещенного абсолютизма в одной из стран история 8 класс кратко
  • Рассказ о романтизме в литературе
  • Рассказ о романсе 6 класс