К началу XVI в. Франция стала единым государством.
Формой этого государства становится абсолютная монархия, которая приобрела во
Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм
характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной
и судебной власти концентрировалась в руках главы государства — короля.
Значительной опорой короля в его постоянной
борьбе против крупных феодалов стало третье сословие. Словесным символом
абсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV, является высказывание: «Государство — это
я!».
При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил
государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32
государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в
1624—1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально
такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые,
военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и
королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических
прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией
сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты,
постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная
должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого
создается разветвленная система чиновников разного уровня.
Завершил становление абсолютизма король
Людовик XIV (правил в 1643—1715
гг., из династии Бурбонов). В 1661
г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет,
в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции,
министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время
отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы,
для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний
совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам
финансов. В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.
Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя
ка-питацию — подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы.
Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль),
различных королевских сборов и пошлин.
На местах при Людовике XIV была создана система интендантов —
специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех
областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с
ересью.
Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного
права ремонстрации.
При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой
системы королевского правосудия, хотя в некоторых частях Франции сеньориальная
юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою
пользу.
Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI — XVIII
вв.)
1. Общие положения
В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная
монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV
в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и
сельском хозяйстве:
· в промышленности появилась мануфактура, а с ней —
наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников,
подмастерьев и крестьян;
· выросла внешняя торговля с другими европейскими
странами, с Востоком, а через Испанию — и с Америкой;
· капиталистические и полукапиталистические отношения в
сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.
· Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение
феодальных отношений, но не уничтожало их:
· в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные
ремесленники и торговцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;
· сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли
и, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.
2. Сословия при абсолютной монархии
К XVI в. французская монархия утратила существовавшие
ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые
два сословия — духовенство и дворянство — полностью сохранили свое
привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI — XVII вв.
к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек, а к дворянству — около 400
тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье
сословие (в состав которого вошло крестьянство).
Духовенство, при своей традиционной иерархии,
отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем
стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церкви и
приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало
господствующее место в общественной и государственной жизни французского
общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть
родовитого «дворянства шпаги» разорилась; их место в землевладении и
во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов,
которые покупали на правах собственности судебно-административные должности
(дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так
называемым «дворянством мантии«. Дворянский статус предоставлялся
также в результате пожалования специальным королевским актом.
Внутри третьего сословия усиливалась социальная и
имущественная дифференциация:
· на нижних его ступенях находились крестьяне,
ремесленники, чернорабочие, безработные;
· на верхних — те, из которых формировался класс
буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.
Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии
1. Основные черты государственного строя
Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего
развития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661 — 1715 гг.).
Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король — наследный глава
государства — обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и
судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный
механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители
страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI
в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль’.
· вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым
благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;
· нуждаясь в новых дополнительных средствах,
содействовала росту капиталистической промышленности и торговли — поощряла
строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на
иностранные товары, вела войны против иностранных держав — конкурентов в
торговле, основывала колонии — новые рынки сбыта.
Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг
такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма
стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно
прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производительных сил препятствовали
сохранявшиеся абсолютизмом:
· привилегии духовенства и дворянства;
· феодальные порядки в деревне;
· высокие вывозные пошлины на товары и т. д.
2. Органы государственной власти и управления
С укреплением абсолютизма вся государственная власть
сконцентрировалась в руках короля.
Деятельность Генеральных штатов практически
прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).
С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила
свой контроль над Церковью.
Рос бюрократический аппарат, его «влияние
усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый
период делились на две категории:
· унаследованные от сословно-представительной монархии
учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались
знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного
управления;
· учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности
не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со
временем составили основу управления.
Государственный совет фактически превратился в высший
совещательный орган при короле.
В состав Государственного совета входило и
«дворянство шпаги», и «дворянство мантии» — представители и
старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых
занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные
советы — тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные
во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути
первый министр) и четыре государственных секретаря — по военным делам,
иностранным делам, морским делам и делам двора. •
Большое значение в финансовом управлении имели
откупщики косвенных налогов, они же — государственные кредиторы.
В местном управлении, как и в центральных органах,
сосуществовали две категории:
· утратившие значительную часть своих реальных правомочий
бальи, пре-во, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое
и замещались знатью;
· фактически руководившие местным административным
управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов — особые
уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычно
назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа,
реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и
подчиненным ему.
3. Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему
личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого
суда.
В судопроизводстве сосуществовали:
· королевские суды;
· сеньориальные суды;
· городские суды;
· церковные суды и др.
В период абсолютной монархии продолжалось усиление
королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским
ордонансом (1566 г.)
им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.
Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области
уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В
области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой
суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в
королевские суды.
Общие королевские суды состояли из трех инстанций:
судов превоталь-ных, бальяжных и судов парламентов.
Функционировали суды специальные, где рассматривались
дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата,
палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и
таможенные. Особую значимость имели военные суды.
4. Армия
Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось.
От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации
вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев
«третьего сословия», в том числе и уголовных элементов. Офицерские
должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярко
выраженный сословный характер.
Идея «просвещенного абсолютизма» во Франции так и не воплотилась.
Людовик XV (1715-1774)
Правивший во Франции, на родине большинства просветителей король Людовик XV (1715-1774) был весьма далек от идеала просвещенного монарха. Он любил развлечения, оставил после себя опустошенную казну, говорил: «После нас хоть потоп».
Людовику XV было всего пять лет, когда он получил корону, и поэтому фактически страной правили его министры. Сам Людовик любил роскошные дворцовые приемы, развлекал себя танцами и охотой. Многие из его придворных дам могли вмешиваться в решение государственных дел. Наибольшую известность среди них приобрела маркиза де Помпадур. Король настолько доверял ее советам, что готов был согласиться с ее мнением по любому вопросу государственной важности. Король тратил средства из казны на устройство пышных балов и дворцовых церемоний, беспечно заявляя, что «на наш век хватит».
Жизнь же его подданных третьего сословия с каждым годом становилась все хуже. Сам Людовик XV говорил, что на их месте он давно бы возмутился, однако ничего не делал, чтобы исправить положение. Напротив, Вольтер и Руссо при нем подвергались гонениям, а издания знаменитой энциклопедии запрещались и сжигались. Как никогда прежде, расцвела торговля должностями. Должность мэра теперь можно было купить, что вызывало недовольство многих городов, которые теряли свое самоуправление и часто попадали под власть богатых, но не устраивавших горожан мэров.
Людовик XV и его придворные |
Людовик XVI |
Людовик XVI (1774-1789)
Людовик XV пережил собственного сына, и в 1774 году престол наследовал его 20-летний внук Людовик XVI (1774-1789). Еще будучи наследником, он многим отличался от своего легкомысленного деда. Конечно, молодой Луи (Людовик) также любил танцы, изящные наряды, а в своем дневнике тщательно записывал количество убитых на охоте фазанов и оленей. Но в то же время он читал античную и современную литературу, интересовался историей, философией, мог часами стоять за слесарным станком. В молодые годы он написал сочинение «…О науке царствовать и о счастье народов», которое его дед, прочитав, приказал уничтожить. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Однако в отличие от многих просветителей Людовик XVI считал, что эти естественные права исходят не из условий жизни человека и общества, а от самого Бога. Своей главной задачей он считал возрождение религиозной веры и исправление нравов во Франции. Свою же власть он рассматривал как власть безграничную и данную от Бога для заботы о подданных. В правительственных газетах короля часто называли «Людовиком-Благодетелем», «другом народа», «отцом подданных». В народе даже рассказывали истории о том, как король, переодевшись в простой плащ, один ходит по ночным улицам и раздает беднякам деньги. Следуя настроениям подданных, он мог украсить свою коронацию сценами с участием античных героев — Геракла и Александра Македонского, поставить статую богине Правосудия или считать себя «королем-гражданином».
Тем не менее, при Людовике XVI не было проведено ни одной крупной просветительской реформы. Многие объясняли это тем, что король знал жизнь только по книгам и очень редко выезжал из Версаля. Он даже не представлял, как выглядят в Париже некоторые знаменитые здания. После женитьбы на молодой и красивой австрийской принцессе Марии-Антуанетте король все больше стал следовать ее вкусам и интересам. Королевская семья проводила время на шумных и пышных балах или за тихими ужинами без слуг и придворного этикета.
На этой странице материал по темам:
-
Германия просвещенный абсолютизм
-
История франции 18 век кратко презентация
-
Сравни личные качества и цели людовика
-
Сравни личные качества и цели жизни людовика 15 и людовика 16
-
Просвещённый абсолютизм во франции
Вопросы по этому материалу:
-
Сравни личные качества и цели жизни Людовика XV и Людовика XVI. Кого из них можно назвать «полезным для Франции правителем»?
Просвещенный абсолютизм
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 576.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 576.
К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.
Опыт работы учителем истории — 29 лет.
Общая характеристика просвещённого абсолютизма
Абсолютизм характеризуется неограниченной властью монарха, который опирается на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли короля. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.
Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:
- В городах выделяется прослойка капиталистов-мануфактурщиков. В деревнях появляется зажиточное крестьянство.
- Монархи пытались совершенствовать систему управления и занимались устранением наиболее устаревших её элементов.
- Возросло значение чиновничьего аппарата. Вместе с тем, феодальная знать стала играть второстепенную роль.
- Происходила модернизация армии. Тяжёлую рыцарскую конницу сменила лёгкая гусарская кавалерия. Возросла роль артиллерии, армия становилась регулярной. Содержание такой армии дорого обходилось казне и обеспечивать её комплектацию мог только королевский двор.
- Крупные купцы и промышленники были заинтересованы в поддержке сильной централизованной власти. Развитие мануфактурного производства требовало таможенных пошлин на импортный товар.
Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.
Просвещённый абсолютизм в Европе
Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.
Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.
Реформы просвещённого абсолютизма
В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые монархами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности правителя. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не королями, а просвещённым дворянством и министрами.
- Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
- Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства. Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
- Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
- Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.
- Реформы в сфере образования дали странам Европы большое количество новых школ, стали обучаться грамоте даже низшие слои общества. Свободы печати и свободы слова ещё не было в большинстве стран Европы, но цензура была всё же ограничена.
- Церковные реформы принесли облегчение иноверцам в тех странах Западной Европы, где основной религией являлся католицизм. От короля теперь зависело утверждение папских булл, основные инквизиционные суды были закрыты, повсюду изгоняли иезуитов.
Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:
Страна | Изменилось | Осталось без изменений |
Пруссия |
|
|
Австрия |
|
|
Швеция |
|
|
В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали, о главной идее просвещенного абсолютизма. Реформы просвещенного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Артур Первый
10/10
-
Алиса Прозорова
10/10
-
Людмила Соколова
10/10
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 576.
А какая ваша оценка?
К началу XVI в. Франция стала единым
государством. Формой этого государства
становится абсолютная монархия, которая
приобрела во Франции наиболее законченную,
последовательно выраженную форму.
Абсолютизм характеризовался прежде
всего тем, что вся полнота законодательной,
исполнительной и судебной власти
концентрировалась в руках главы
государства — короля.
Значительной опорой короля в его
постоянной борьбе против крупных
феодалов стало третье сословие. Словесным
символом абсолютизма, приписываемым
королю Людовику XIV, является
высказывание: «Государство — это я!».
При Людовике XIII (из династии
Бурбонов) фактически руководил
государственной политикой Франции
кардинал Ришелье, совмещавший 32
государственные должности, являвшийся
председателем королевского совета в
1624—1642 гг., поэтому его нередко называют
первым министром, хотя формально такой
должности не существовало. Ришелье
провел административные, финансовые,
военные реформы, укрепляя централизованное
Французское государство и королевский
абсолютизм. Также кардинал Ришелье
лишил гугенотов политических прав,
которые были предоставлены им Нантским
эдиктом короля Генриха IV. Он активно
боролся с любой оппозицией сильной
королевской власти. При Ришелье уже не
собираются Генеральные штаты, постепенно
ликвидируются старые государственные
должности (например, придворная должность
коннетабля была ликвидирована в 1627 г.),
вместо этого создается разветвленная
система чиновников разного уровня.
Завершил становление абсолютизма король
Людовик XIV (правил в 1643—1715 гг., из
династии Бурбонов). В 1661 г.
Людовик XIV преобразовал старинный
королевский совет в Большой совет, в
который входили король (председатель
совета), герцоги и другие пэры Франции,
министры, государственные секретари,
канцлер, председательствовавший во
время отсутствия короля. Этот совет
рассматривал важнейшие государственные
вопросы, для обсуждения внешнеполитических
дел созывался более узкий по составу
Верхний совет, особые функции выполняли
также Совет депеш и Совет по вопросам
финансов. В любом случае последнее слово
всегда оставалось за королем.
Людовик XIV реформировал налоговую
систему, введя капитацию — подушную
подать, что значительно увеличило
королевские доходы. Было введено большое
количество косвенных налогов (например,
налог на соль), различных королевских
сборов и пошлин.
На местах при Людовике XIV была
создана система интендантов — специальных
правительственных комиссаров с большими
полномочиями во всех областях
государственного управления, от контроля
за банками до борьбы с ересью.
Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский
парламент старинного права ремонстрации.
При Людовике XIV в основном завершилось
формирование единой системы королевского
правосудия, хотя в некоторых чаюопстях
Франции сеньориальная юстиция сохранялась
вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно
выкупал у крупных феодалов их судебные
полномочия в свою пользу.
Центральное и местное управление.
С укреплением абсолютизма вся
государственная власть сконцентрировалась
в руках короля.
Деятельность Генеральных штатов
практически прекратилась, они собирались
очень редко (последний раз в 1614 г.).
С начала XVI в. светская власть в лице
короля усилила свой контроль над
Церковью.
Рос бюрократический аппарат, его «влияние
усиливалось. Центральные органы
государственного управления в
рассматриваемый период делились на две
категории:
-
унаследованные
от сословно-представительной монархии
учреждения, должности в которых
продавались. Они частично контролировались
знатью и постепенно оттеснялись во
второстепенную сферу государственного
управления; -
учреждения,
созданные абсолютизмом, в которых
должности не продавались, а замещались
чиновниками, назначаемыми правительством.
Они со временем составили основу
управления.
Государственный совет фактически
превратился в высший совещательный
орган при короле.
В состав Государственного совета входило
и «дворянство шпаги», и «дворянство
мантии» — представители и старых, и
новых учреждений. К старым органам
управления, должности в которых занимала
знать и которые практически не
функционировали, относились специальные
советы — тайный совет, аппарат канцлера,
совет депеш и т. д. Органы, созданные во
время абсолютизма, возглавляли генеральный
контролер финансов (по сути первый
министр) и четыре государственных
секретаря — по военным делам, иностранным
делам, морским делам и делам двора. •
Большое значение в финансовом управлении
имели откупщики косвенных налогов, они
же — государственные кредиторы.
В местном управлении, как и в центральных
органах, сосуществовали две категории:
-
утратившие
значительную часть своих реальных
правомочий бальи, пре-во, губернаторы,
должности которых уходили своими
корнями в прошлое и замещались знатью; -
фактически
руководившие местным административным
управлением и судом интенданты юстиции,
полиции и финансов — особые уполномоченные
королевского правительства на местах,
на посты которых обычно назначались
лица незнатного происхождения.
Интендантства делились на округа,
реальная власть в которых была вручена
субделегатам, назначаемым интендантом
и подчиненным ему.
КОЛЬБЕРТИЗМ экономическая политика
министра финансов Франции Жан-Батиста
Кольбера, одна из разновидностей
меркантилизма; добивался роста
государственных доходов, главным образом
созданием крупных мануфактур, увеличением
вывоза и сокращением ввоза промышленных
товаров. В определенной степени данная
политика является французским вариантом
меркантилизма, разработанным Монкретьеом
и проведенным в жизнь Кольбером в его
наиболее полной форме. К. основывается
на двух главных идеях меркантилизма:
идее нации, которой нужно обеспечить
максимально возможную мощь, процветание
и богатство; и представлении о том, что
богатство нации измеряется количеством
золота и драгоценных металлов, которое
нация сумеет приобрести и накопить в
виде запаса.
Соседние файлы в предмете История государства и права зарубежных стран
- #
- #
23.06.202223.37 Кб0doc206773749_612660391[1]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Ко второй половине XVIII века века в ряде стран Европы сложился просвещённый абсолютизм, но в некоторых из них его политика не нашла себе достойного применения. В России эпоха просвещённого абсолютизма началась в годы правления Екатерины II, но она имела массу отличий от этого процесса в Европе.
Характеристика просвещённого абсолютизма
Первый абсолютизм (форма государственного правления, характеризующаяся неограниченной властью монарха) сложился в Испании, Франции и Англии в конце XVI века, а к концу XVIII века под влиянием идей Просвещения он получил новые идеи. Его основой стала мысль о том, что абсолютная власть наделяет правителя светского государства не только правами, но и обязанностями. Родоначальником теории просвещённого абсолютизма является английский философ Томас Гоббс. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.
Главная идея просвещённого абсолютизма
Основная идея просвещённого абсолютизма была основана на идеях эпохи Просвещения. Она предлагает поставить выше всего в светском государстве центральную власть (абсолютную монархию) и наделив её при этом не только правами, но и обязанностями. Направлена эта идея была на устранение феодальных пережитков Средневековья и укрепление рыночных отношений. Попытка реализации идей просвещённого абсолютизма на практике привела к многочисленным реформам, многие из которых были весьма удачными, пусть и не лишёнными определённых проблем.
Первые признаки возникновения просвещённого абсолютизма
- Появление новых социальных слоёв. В сельской местности это были зажиточные крестьяне, а в городах – немногочисленная, но богатая, а потому влиятельная прослойка капиталистов-мануфактурщиков.
- Увеличение значения бюрократического аппарата. Чиновничество постепенно вытесняло общественные силы и подавляло интересы дворянства, что привело к ослаблению влияния феодальной знати.
- Проведение реформ. Монархи стремились проводить преобразования для усовершенствования государственной системы и замены их устаревших элементов. Это стало самым заметным признаком просвещённого абсолютизма.
- Модернизация армии. Заметно выросла роль артиллерии на поле боя, которая стала одним из решающих факторов для победы. Армии становились регулярными, то есть постоянными, а тяжёлая рыцарская конница была заменена на лёгкую кавалерию. Стоимость содержания регулярной армии была очень высока, и позволить её себе мог только монарх.
- Купцы и промышленники стали заинтересованы в поддержке центральной власти. Для развития собственного мануфактурного производства требовалось ограничение импортных товаров посредством введения ввозных пошлин, а обеспечить это могло только государство.
Просвещённый абсолютизм в Европе
Основателем просвещённого абсолютизма в Европе стал вышеупомянутый Томас Гоббс, но его идеи получили дальнейшее развитие в трудах великих просветителей Европы – Вольтера, Монтескье, Руссо и других. Эта концепция была с энтузиазмом принята не только многими монархами, но и той частью дворянства, что разделяла передовые идеи эпохи Просвещения. В России представителем политики просвещённого абсолютизма была Екатерина II, в Священной Римской империи (Австрии), Пруссии и Швеции – Иосиф II, Фридрих II и Густав III соответственно. Правда, идеи Просвещения сразу «забывались», как только речь заходила об ограничении монархии. В России, например, крепостные крестьяне никогда не были так близко к положению бесправных рабов, как при Екатерине II. Монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.
В Европе просвещённый абсолютизм охватил все страны, кроме Франции, Англии и Польши. На то были свои причины:
- Англия уже добилась того, чего другие страны пытались добиться с помощью политики проведённого абсолютизма.
- В Польше абсолютная власть монарха так и не сформировалась из-за господства шляхты (дворянства).
- Во Франции короли Людовик XV и Людовик XVI не сумели взять на себя роль инициаторов важных реформ, что в конечном итоге привело к Великой Французской революции и свержению монархии.
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
Страна | Изменения | Что осталось без изменений |
---|---|---|
Пруссия | Повысилась доступность начального образования. Усилился государственный контроль над судебными и финансовыми органами. В экономике начала проводиться политика меркантилизма (защита интересов производителей из своей страны и введение ввозных пошлин на импортные товары). Землевладельцы лишились права отбирать у своих крепостных земельные наделы. Все сословия были объявлены равными перед судом. | Сохранилось крепостное право. Выезд за границу остался под запретом. Строгая цензура и отсутствие свободы слова тоже никуда не делись. |
Австрия | Смертная казнь сохранилась только за особенно тяжкие преступления. Появилось среднее образование. Привилегии Церкви были ограничены. Крепостное право было отменено, крестьяне получили небольшие земельные наделы. В экономике так же, как и в Пруссии, началась политика меркантилизма. | Цензура печати и запрет на свободу слова сохранились, запрет на выезд за рубеж тоже. Срок службы в армии даже возрос, а под власть Австрии подпали Галиция и Венгрия. |
Швеция | Были приняты законы, гарантирующие свободу слова и печати. Сословные ограничения на занимание высоких государственных должностей были отменены. В экономике проводилась политика меркантилизма. Была объявлена полная свобода вероисповедания. | Парламент остался зависимым от власти монарха, который мог распустить его в любой момент по своему желанию. Совещательный орган власти был упразднён. |
Реформы просвещённого абсолютизма
Крестьянские реформы
Впервые о них заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.
Экономические реформы
имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
Законодательные и судебные реформы
Значительные перемены произошли в законодательной и судебной сферах. Основной идеей было единство закона для всех жителей страны. Отменены были пытки, ограничена смертная казнь. Прусский король Фридрих II преобразовал механизм судопроизводства и установил четкие механизмы. Судьи обрели независимость от административных органов. Законы стали более четкими и понятными.
Сословные реформы
Централизованная власть искореняла остатки феодализма. Права и привилегии дворянства и духовенства были ограничены. В Неаполе недовольные решением дворянского суда могли подавать апелляцию в королевский суд. Уничтожение податных привилегий знати и введение новых налогов в европейских странах восстановило дворянство и церковь против трона.
Реформы образования
Образование, особенно начальное, в результате реформ просвещённого абсолютизма стало намного более доступным для широких слоёв населения. Также в ряде стран Европы была ограничена цензура и введена свобода слова.
Церковные реформы
Во множестве стран была объявлена свобода вероисповедания, что значительно облегчило жизнь той части населения, что исповедовало религию, отличную от государственной. Все основные суды инквизиции были закрыты, иезуиты повсеместно изгонялись, а утверждение булл (указов) Папы Римского стало зависеть от королей, которые могли их и не утвердить.
Таблица «Представители просвещённого абсолютизма»
Страна | Деятель | Описание и характеристика |
---|---|---|
Россия | Екатерина II | Российская императрица, проводившая часть своих реформ в соответствии с идеями просвещённого абсолютизма. |
Португалия | Себастьян Жозе де Карвалью Помбал | Влиятельный политик, который фактически сам управлял Португалией в эпоху правления короля Жозе I. |
Неаполь | Бернардо Тануччи | Глава правительства при неаполитанских королях Карле VII и Фердинанде I. |
Тоскана | Леопольд II | Король, ставший первым в мире монархом, отменившим смертную казнь в стране. |
Испания | Педро Аранда | |
Дания | Иоганн Струэнзе | Государственный деятель, проводивший в Дании просветительские реформы при душевнобольном короле Кристиане VII, который сам не вмешивался в управление государством. |
Швеция | Густав III | Шведский король, двоюродный брат Екатерины II. Отстранил от власти прежний парламент в результате государственного переворота и принял конституцию. |
Речь Посполитая | Станислав Понятовский | Последний король польский и великий князь литовский. |