Рассказ о романсе 6 класс

Что такое романс, история романса

Романс

В музыкальном искусстве существует камерный жанр, который по праву можно считать уникальным — его имя «романс». Эта вокальная миниатюра с момента своего появления пользовалась большой популярностью и отражала все значимые процессы, происходящие в жизни общества. В нашей стране у романса весьма непростая судьба — его запрещали, однако он вновь триумфально возвращался на концертные сцены. В нынешнее время романс продолжает радовать слушателей своей мелодичностью, задушевностью и сердечностью.

Что такое романс, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое романс?

Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.

Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

  • Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна.
  • В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.
  • Форма романса так же как и у песни — строфическая, то есть куплетная, тем не менее, здесь возможны различного рода расширения, а это говорит о том, что музыкальные периоды романса могут быть как с чётным, так и с нечётным количеством тактов.
  • В романсе обычно не бывает припева.

Популярные романсы

«Соловей» — музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига. Романс, который относится к шедеврам камерно-вокального жанра, Александр Алябьев написал его, будучи в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра завоевала необычайную популярность во всём мире. В музыкальном подлиннике романса нет виртуозных вокальных пассажей, они были впоследствии добавлены исполнителями.

«Соловей» — слушать

«Я помню чудное мгновенье» — музыка М. Глинки, слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает романтические чувства лирического героя.

«Я помню чудное мгновенье» — слушать

Глинка романс  «Я помню чудное мгновенье»

«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского, слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.

«Средь шумного бала» — слушать

«Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.

«Гори, гори, моя звезда…» — слушать

«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.

«Очи чёрные» — слушать

История романса

История романса берёт начало в далёком Средневековье. Приблизительно в XIII, а может быть и в XIV веке по дорогам солнечной Испании странствовали поэты, которые сочиняли и пели песни, существенно отличающиеся от общепринятых в то время церковных хоралов, исполняемых на латыни. Во-первых, свои тексты испанские трубадуры слагали на темы, наполненные любовно-лирическим содержанием, например, в них повествовалось о подвигах храбрых рыцарей во имя возвышенной любви к прекрасным дамам. Во-вторых, эти песни исполнялись на «romance», как тогда назывался испанский язык и, в-третьих, они отличались особой напевностью. Постепенно такие мелодичные стихи под музыку получили распространение в соседних с Испанией странах. Там трубадуры тоже сочиняли так называемые «светские» стихи — баллады, рассказывающие о важных исторических событиях, о подвигах народных героев, и, несомненно, среди их поэтических творений важное место занимала любовная лирика. Всё это менестрели на испанский лад стали украшать изящными мелодиями и пропевать под музыкальное сопровождение какого-либо инструмента, называя свои песни романсами. Прошло не одно столетие, и термин «романс» прочно укоренился в разных странах, обозначая как напевное стихотворение лирического характера, так и произведение, характеризующий жанр вокальной музыки.

Процветание романса пришлось на вторую половину XVIII века, когда творили такие великие поэты как И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер. Их полные лиризма произведения, отражающие глубокие чувства и душевные порывы, многие композиторы охотно использовали в качестве литературной основы для своих камерно-вокальных композиций. Например, выдающийся австрийский композитор Франц Шуберт, заложивший основы музыкального романтизма, 60 своих вокальных произведений написал на слова Гёте и 40 на слова Шиллера. Шуберт передал эстафету другим композиторам XIX века и в Европе сформировались романсовые школы яркими представителями которых в Австрии и Германии являлись И. Брамс, Р. Шуман, и Х. Вольф, а во Франции — Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Ш. Гуно и Ж. Массне. Композиторы-романтики в своём творчестве явно отдавали предпочтение жанру романса, так как именно в нём они могли обращаться к внутреннему миру человека, отображать его душевные переживания. Кроме того для расширения выразительных средств в описании сюжетной линии и поэтических образов авторы объединяли свои вокальные миниатюры в циклы, поскольку это позволяло давать более развёрнутую характеристику главным героям. Среди наиболее популярных объединённых вокальных композиций следует особо отметить такие циклы как «К далёкой возлюбленной» Л.В. Бетховена, «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь поэта» и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.

Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака, К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига.

В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси, А. Шёнберг, М. Равель, М. де Фалья, Ф. Пуленк, Д. Мийо.

Романс в России

На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».

Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству. Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку, гитару, арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр, Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г. Свиридов.

Важно упомянуть, что наряду с классическим романсом, являвшимся плодом творений профессиональных композиторов и подразделявшимся на различные жанровые варианты, среди которых элегии, баллады и баркаролы, в городах и пригородах России, где процветала своя субкультура, развивались и другие разновидности романса, такие как городской (бытовой), «жестокий» и цыганский. Они пользовались признанием и бытовали как фольклор, то есть их сочиняли авторы из народа. Наибольшую популярность такого рода композиции приобрели в первой четверти XX века. Именно в это время Борисом Фоминым, Яковым Фельдманом и Марией Пуаре были написаны такие шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, среди них «Дорогой длинною», «Я ехала домой», «Ямщик не гони лошадей». После Октябрьской революции романсы в России, а затем и в СССР находились под запретом как чуждые пролетарской идеологии и пережиток прошлого. Известные исполнители подвергались гонениям и даже репрессиям. Постепенное возрождение романса началось в годы войны, но особый подъём жанра наблюдался в 70 – годы прошлого столетия.

Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.

Интересные факты

  • Важно отметить, что в Германии название романс не прижилось, там подобные произведения назывались на немецкий манер – Lied. Во Франции изначально название «romance» употреблялся вместе с названием «chanson», а затем Г. Берлиоз жанр камерно-вокального произведения обозначил термином «melodie».
  • Словом «романс» композиторы называют не только вокальные произведения. Большое признание приобрели и инструментальные произведения с таким наименованием Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна. Это чувственные, наполненные большой искренностью и мелодически очень красивые музыкальные сочинения.
  • Одна из разновидностей русского романса – «городской», который также называют бытовым романсом, в России с момента своего появления пользовался большой популярностью. Считается, что именно «городской романс» лег в основу таких распространённых в нашей стране песенных жанров, как авторская песня, русский шансон и блатная песня.
  • Популярный русский романс «Дорогой длинною», музыку к которому написал Борис Фомин, иностранцы впервые услышали в исполнении знаменитого эстрадного артиста Александра Вертинского. Композиция так понравилась европейцам, что спустя некоторое время Юджин Раскин сочинил к ней слова на английском языке. Сингл записали и осенью 1968 года в Британии его признали хитом №1. В нынешнее время версии этого русского романса существуют почти на тридцати как европейских, так и азиатских языках.
  • Авторами знаменитого русского романса «Ямщик, не гони лошадей» были обрусевший немец Николай фон Риттер и еврейский музыкант Яков Фельдман. Написанная в 1915 году композиция впервые была исполнена популярной в то время певицей Агриппиной Гранской. Успех, а затем и растущая популярность романса были настолько ошеломляющими, что в следующем году на сюжет этого вокального произведения был снят немой фильм. Однако признание композиции было недолгим, свершилась революция и новыми властями романс был признан идеологически чуждым, а поэтому его запретили и изгнали со сцены.
  • Помимо популярных разновидностей русского романса, таких как классический, городской, жестокий и цыганский существовали ещё и другие подвиды этого жанра, например: казачий, белогвардейский, актёрский, салонный, дворянский, иронический и романс – ответ.
  • Эльдар Рязанов своей экранизации пьесы Александра Островского «Бесприданница» не случайно дал название «Жестокий романс» ведь излюбленными темами подобного вокального жанра был трагический исход. Разумеется, в музыкальном оформлении фильма очень много романсов, которые написал выдающийся композитор Андрей Петров. Среди вокальных композиций фильма особо следует отметить «А напоследок я скажу» на слова Б. Ахмадулиной, «Под лаской плюшевого пледа» на слова Марины Цветаевой, «Мохнатый шмель» — на слова Р. Киплинга, в переводе Т. Кружкова.

В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы

Перейти к контенту

Романс – это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего фортепиано. Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.

Зарождение романса

Сам термин «романс» возник в эпоху Средневековья в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

Итак, романс – это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Западноевропейский романс

С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.

Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.

Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.

Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.


Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения – салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза – Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. Композиторы и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.

Что такое романс? Его основные характеристики и составляющие, а также история происхождения и развития старинного жанра. Роль Михаила Глинки в развитии русского романса.

романс это

Прекрасное лирическое исполнение в сопровождении живой музыки всегда затрагивало сердца слушателей и ценителей классики. Удивительно, как такое короткое музыкальное творение может затрагивать самые далекие струны нашей души. Романс — это удивительное сочетание поэзии и музыки, которое нашло множество почитателей. В мелодико-поэтическом жанре выделяют три разновидности: баркарола (ритмичная песня), элегия (песня-размышление), баллада (сюжетная песня).

Романс — это старинный жанр

История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился в средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен, обычно это были стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и передававшие глубокие переживания. К слову, на сегодняшний день слова “романс” и «песня» тождественны во многих языках.

Со временем этот музыкальный жанр приобрел такую популярность, что одиночные произведения стали объединять в целые вокальные циклы. Символично, что первый подобный цикл создал гений мировой музыки и отец классики — Бетховен. Его идею подхватили и продолжили не менее известные музыканты, такие как Брамс, Шуман и Шуберт.

Основные характеристики романса

Романс — это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже — дуэтом, и почти никогда — хором.

старинные романсы

Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему. Романс — это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.

Немного о русском романсе

Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился и в русскую культуру. Возможно, это было навеяно духом романтизма, которым было пропитано все начало девятнадцатого столетия. Он пришелся весьма по вкусу требовательной публике, и его моментально подхватили такие композиторы, как Варламов («На заре ты ее не буди») , Гурилёв («Однозвучно звучит колокольчик»), Алябьев («Соловей»). Некоторые из них посчитали нужным внести в русский романс дух свободы и жизнерадостности и в то же время позволяли исполнителю продемонстрировать свои вокальные данные. Аккомпанемент здесь — всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой.

романсы Глинки

Печально, но в советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая цензура считала, что идеология, пропагандируемая в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не приветствовались, их тематику посчитали «упаднической». В тренде были патриотические, народные и юмористические песни с незатейливой мелодией.

Тем не менее, романсы в некоторых своих видах, например, «городской», продолжали существовать, передаваемые из уст в уста простыми людьми. Именно благодаря им со временем и произошло долгожданное возрождение этого жанра, которое пришлось приблизительно на семидесятые годы.

Русский композитор Михаил Иванович Глинка

Неоценимый вклад в историю русского романса, внес Михаил Иванович Глинка. Как известно, он написал более восьмидесяти произведений разного направления. Романсы Глинки — это уникальные шедевры, создание которых под силу только таким талантливым и одаренным личностям, как Михаил Иванович. Его любимые романсы были положены на стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Он всегда ценил хорошую поэзию и осознавал, что настоящий романс без нее не может существовать.

любимые романсы

Самое значимое произведение — опера «Руслан и Людмила» по мотивам одноименной поэмы Пушкина, которая не получила всеобщего признания, но раскрыла весь потенциал композитора. А известные романсы Глинки на стихи великого русского поэта — «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Заздравный кубок», «За здравие, Мери».

На сегодняшний день поклонников всемирно известного жанра насчитывается миллионы. Благодаря любви и поддержке публики он не стоит на месте, а с каждым днем развивается и двигается вперед. Безусловно, сколько бы времени ни прошло, романс останется одним из ведущих и важнейших направлений камерной музыки.

Все большее количество людей находят в нем, что-то близкое к себе, какую-то отдушину в своих переживаниях и проблемах. Утешительно знать, что романс не отошел со временем на задний план, он и дальше остается любимым жанром вокала.

Сам термин, обозначающий этот музыкальный жанр, знаком, наверное, даже детям. Порой баллада и песня даже употребляются как слова-синонимы, а ведь первая из этих двух вокальных форм, в частности, именно в русской интерпретации, имеет свои интересные жанровые особенности и довольно непростую историю возникновения, о чем станет ясно из сообщения о русском романсе.

Оглавление:

  • История создания
  • Жанр в Европе
  • Зарождение в России
  • Виды русского романса
  • Классические признаки и примеры

Сообщение о русском романсе

История создания

Сегодня романс представляет собой лирическое произведение камерного характера, которое создано для сольного вокального голоса (реже — дуэта) с музыкальным сопровождением какого-либо инструмента. Однако так было не всегда — на заре своего появления он, как ни странно, даже не являлся песней, а был просто стихосложением.

Происхождение романса уходит своими корнями в средневековую Испанию, где первоначально так называли лирические стихотворения, посвященные каким-либо историческим событиям и победам доблестных героев. В то время это были чуть ли не единственные произведения, выбивавшиеся из общей теократической доктрины и написанные не на тему религии.

 сообщение о романсе

Даже сами этимология слова напрямую связана с испанским языком — это название для светских стихов образовалось от словосочетания «романский язык», который был общепризнанным в стране в указанный период. Лишь спустя некоторое время романсы получат инструментальное сопровождение и будут исполняться под звуки гитары и виуэлы.

В государствах по соседству испанские стихотворения переняли в свое музыкальное творчество менестрели и трубадуры. Бродячие музыканты исполняли песни исключительно под сопровождение инструмента, добавляя звучанию различные украшающие элементы вокальной техники. Песни здесь назывались «балладами» и, помимо героического эпоса, активно включали любовную лирику в жанровое разнообразие песен.

Уже тогда особенностью романса и баллады было отсутствие рефрена — повтора или припева в современном понимании.

Жанр в Европе

В рамках сообщения о русском романсе нельзя оставить без внимания и не представить, хотя бы кратко, информацию о возникновении его в Европе, так как в зарождении практически любого жанра и музыкального развития страны в целом, несомненно, имеет место взаимопроникновение и взаимовлияние между различными национальными культурами.

Колоссальное значение в становлении песенного жанра в Европе имеют труды таких именитых писателей, как Генрих Гейне, Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг фон Гете. Государствами, которые, благодаря своим деятелям искусства мирового значения, напрямую связаны с зарождением и утверждением жанра в конце 18 века, являлись:

 история романса сообщение

  • Германия;
  • Франция;
  • Австрия.

Среди представителей музыкальной области в той же мере развитию жанра в европейском обществе способствовали такие величайшие композиторы, как Франц Шуберт, Шарль Гуно, Иоганн Брамс, Жорж Бизе, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Жуль Массне.

Благодаря творческим тандемам этих талантливых поэтов и композиторов создавались прекрасные образцы классического романса. Именно на период творчества такой плеяды деятелей европейского искусства выпадает и апогей развития песни как жанрового направления. Так, знаменитый представитель австрийской композиторской школы Франц Шуберт, работая в таком направлении, как романтизм в музыке, и являясь его прародителем, создал более сотни произведений вокального жанра на стихи Шиллера и Гете.

Для европейского музыкального романтизма было характерно:

  • обращение к душе героя;
  • эмпатия внутренним переживаниям;
  • превалирование личного над общественным.

 сообщение на тему все о романсе

В свете развития и расцвета романтизма как ведущего направления в европейской музыке этого периода жанр получил еще более широкое значение и применение, став художественной единицей целых вокальных циклов, среди которых самыми значимыми стали «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Шуберта, «К далекой возлюбленной» Бетховена и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.

Зарождение в России

Жанр в России появился во второй половине 18 века, перекочевав к русским композиторам через опыт французских коллег по цеху. Как и в случае с европейскими государствами, этап становления романса совпал с периодом расцвета отечественной поэзии. Классической поэтической основой для львиной доли музыки к русским песням, несомненно, стали стихотворения великого русского писателя А. С. Пушкина.

Помимо авторской литературной составляющей, бытовало и использование народно-песенной основы руки неизвестных создателей, поэтому для немалой части золотого фонда русского романса характерна поэтическая анонимность. Фольклорная основа жанра ярко отражена в творчестве И. Стравинского.

Сообщение о романсе по музыке 5 класс

Основоположниками жанра в России и выдающимися авторами музыки стали такие знаменитые композиторы, как С. Рахманинов, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка. У истоков создания песенного жанра стояли известные деятели музыкального искусства — Гумилев, Алябьев, Варламов, Булахов. Традиции классического романса в своем творчестве продолжили Ц. Кюи, А. Даргомыжский, Ю. Шапорин, А. Бородин, А. Мусоргский, С. Танеев, Р. Глиэр, Н, Мясковский. В советский период тема русских баллад не теряла своей актуальности и в музыке Г. В. Свиридова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Любой доклад или реферат на заданную тематику не обойдется и без информации об именах замечательных исполнителях русского романса разных лет — А. Вертинский, Т. Церетели, В. Козина, А. Баянова, И. Юрьева, В. Баглаенко, Н. Брегвадзе, В. Пономарева, В. Агафонова, О. Погудин. Романс в послереволюционной России, как и его преданных исполнителей, постигла нелегкая учать.

Жанр считался буржуазным архаизмом, подвергался гонениям и травле. Многие талантливые музыканты покидали страну в сложившихся условиях, что привело к распространению отечественных вокальных произведений за рубежом.

Благодаря своей напевности, щемящей душу мелодичной музыке и сердечности, произведения нашли отклик у иностранцев, даже не понимающих русского текста.

Виды русского романса

В начале 20 века песни создавались уже не только мастерами музыкального творчества, но и малоизвестными композиторами-любителями, например, Б. Фоминым, М. Пуаре. Именно на этот период приходится пик народной любви к жанру русской песни. В дореволюционные годы появляется целое созвездие исполнительниц баллад, которых слушатели неизменно купали в овациях — Надежда Плевицкая, Анастасия Вяльцева, Вера Панина.

Тогда же жанр в России начинает приобретать более узкую стилистическую направленность, появляются его классические разновидности:

 история романса

  • городской;
  • цыганский;
  • классический;
  • жестокий;
  • казачий;
  • дворянский;
  • белогвардейский.

Последний подвид песенного жанра был непосредственно связан с гражданской оппозицией в творческом отношении.

Известным представителем старинного цыганского шансона можно назвать «Твои глаза зеленые», где в полной мере переданы чувственность и страстность вольного народа, умело сопряженные с лучшими традициями жанра, напевностью и мелодичностью. Такие произведения не теряют своей актуальности и исполняются как в профессиональных музыкальных, так и в любительских кругах.

Сообщение на тему романс

Жестокий романс является скорее разговорным наименованием для обозначения разновидности русского песенного творчества, так как он не выделяется в отдельную категорию в фольклорной науке.

Тем не менее подвид отечественной баллады обоснованно вылился в обособленную жанровую форму, будучи самобытным в части трагичности положенного в его основу сюжета. Финал таких произведений традиционно ознаменовывается смертью лирического героя или героини.

Одноименный знаменитый кинофильм Эльдара Рязанова по мотивам пьесы «Бесприданница» изобилует прекрасными вокально-инструментальными произведениями, созданными композитором А. Петровым — «А напоследок я скажу», «Под лаской плюшевого пледа», «Мохнатый шмель».

Литературной основой к балладам в экранном воплощении классического произведения послужили стихи выдающихся поэтесс М. Цветаевой и Б. Ахмадулиной.

Классические признаки и примеры

Жанр русской баллады отличает рад характерных самобытных признаков, которые привносят в такие музыкальные произведения особый шарм, колоритность и узнаваемость. Прежде всего, песни этого направления отличает удивительная напевность и выразительность мелодической линии. Нет превалирования текста над музыкальной составляющей или же музыки над литературной основой — оба сегмента произведения имеют абсолютно равнозначное значение для восприятия целостного художественного образа и авторского замысла.

Стихотворные и мелодические компоненты песни, равно как вокалист-исполнитель и инструменталист-аккомпаниатор играют одинаково важные роли в произведении. Примечательно, что со времен зарождения жанра отсутствие рефрена так и осталось отличительной чертой для этого узкого песенного направления в музыке.

Сообщение о романсе по музыке

Интересна история создания знаменитейших русских произведений. Известнейший «Соловей» на стихи Дельвига и музыку Алябьева был написан композитором в период нахождения в ссылке. Впоследствии гениальное творение знаменитого русского музыканта обретет новые краски в интерпретациях талантливых песенных исполнителей. Трактовка романса со временем приобрела более яркое и насыщенное звучание по сравнению с оригиналом, что неоднократно отмечалось музыкальными критиками.

Знаменитая «Очи черные» о беспощадности и силе любви на текст Гребенки и мелодию Германа стала не только отечественным, но и мировым песенным достоянием. «Гори, гори, моя звезда», написанная Булаховым до сих пор не теряет своей популярности и аранжируется как в народном, так и в академическом музыкальном прочтении.

Таким образом, зародившееся как стих в Испании и получившее свое последующее развитие во Франции, русское песенное наследие раскрылось максимально ярко на благодатной почве богатой поэзии.

Образцы русских баллад в своем жанровом разнообразии популярны и по сей день, так как способны достучаться до самых глубин человеческой души и тронуть ее струны тонким сочетанием мелодии и текста.

Музыка

6 класс

Урок №1

Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— понятие «музыкальный образ»;

— старинный русский романс, музыкальные произведения М. И. Глинки;

— зарождение школы русского романса;

— музыкальное творчество Александра Варламова и Михаила Глинки.

Тезаурус

Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

Романс – это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией; вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9 – 08-19 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему-либо.

Выразительность музыкального произведения зависит от интонации.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли.

Музыкальные интонации складываются в мелодию. Дмитрий Шостакович назвал её «душой музыкального произведения».

Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

Романс сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии.

Романс – это вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Жанр зародился в Испании в средние века. Это светская песня на испанском («романском») языке, исполненная под аккомпанемент гитары или другого музыкального инструмента.

В середине XIX века зарождается школа русского романса.

В дворянской семье необходимыми предметами домашнего быта становятся фортепиано, арфа, скрипка или гитара.

Распространенным явлением стало любительское музицирование. На музыкальных встречах играли, пели, в том числе, бытовые романсы, стилистически близкие песне.

В XIX веке романс – это один из характерных жанров эпохи романтизма, выражающий внутренний мир человека. Основоположниками русской школы романсов считают Александра Алябьева («Два ворона», «Зимняя дорога», «Соловей», «Вечерний звон» и др.), Александра Гурилёва («И скучно, и грустно», «Колокольчик»,

«Нет, не тебя так пылко я люблю» и др.), Александра Варламова («Красный сарафан», «Соловушко», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий» и др.). Романс «Красный сарафан», написанный Александром Егоровичем Варламовым на стихи Николая Цыганова, является одним из известных и популярных вокальных произведений, написанных в стиле русской народной песни.

В романсе дочь просит матушку не спешить отдавать её замуж. А матушка убеждает её в том, что всему свой черед. Мы слышим разговор матери и дочери. Дочери предстоит идти замуж в чужую семью, а она не хочет, потому и просит матушку не расплетать её косу. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.

Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики. Он звучит как исповедь душевных переживаний композитора.

В 1819 году на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, началась история этого романса. 20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн. Юная Анна Керн очаровала и покорила сердце поэта. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.

Через шесть лет, в июне 1825 года произошла вторая встреча Пушкина с Керн. Поэт находился в Михайловской ссылке и часто бывал у родственников в селе Тригорское. Анна Керн около месяца гостила в Тригорском. С Пушкиным она встречается почти ежедневно. И в душе поэта «настало пробуждение» – пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Решающего объяснения между ними не произошло. Анна Керн действительно была для Пушкина «мимолётным виденьем».

И родились строки: «Я помню чудное мгновение…». Прошло 15 лет. Композитор Михаил Иванович Глинка пишет романс на стихи Пушкина и посвящает его дочери Анны Керн Екатерине.

В «Записках» Глинка не сразу упоминает об Анне Петровне Керн, а Екатерину Керн обозначает инициалами Е. К. «Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее…».«Я помню чудное мгновенье», – распевал Глинка, аккомпанируя себе на рояле в квартире его сестры в Смольном в присутствии Екатерины Керн. Это была история уже не любви Пушкина к Анне Керн, а композитора – к Екатерине Керн.

Романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трёхчастной форме.

Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”.

Момент «разлуки с любимой» в романсе – переломный. Бурный порыв эмоций, врывается в мелодию взволнованными и осторожными звуками фортепиано. интонациями.

Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты, и мелодия становится вокальной декламацией.

«И я забыл твой голос нежный

Твои небесные черты».

Музыка передаёт безнадёжность, печаль. Мелодия, преодолевая внутреннее сопротивление, стремится подняться, мы слышим отчаяние:

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви».

«Радость вновь наступившего свидания» – настроение меняется, и музыка отражает возвращение из тягостного мрака, луч света и надежды, «пробуждение души».

Повторяется мелодия первой части, но изменилось настроение музыки.

Повторяется мелодия первой части, но настроение музыки меняется:

«И сердце бьётся в упоенье»,

«И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь».

И музыка восторженная, жизнеутверждающая.

Каждую мысль и фразу поэта композитор как бы рисует музыкальными интонациями.

Законченность мысли в каждой строфе – Глинка не только сохранил, но и усилил средствами музыки. Встреча с Екатериной Керн вдохновила композитора на написание романса «Я помню чудное мгновенье».

Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию».

В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе.

Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.

Стихотворение Александра Пушкина и романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» — два гениальных посвящения, в которых воспета глубина эмоциональных переживаний и чувств.

Литературный шедевр, который до сих пор волнует сердца людей и шедевр романсовой лирики, признанный одним из лучших музыкальных произведений, начала XIX века.

Стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Задание 1. Кому Михаил Глинка посвятил романс «Я помню чудное мгновенье»?

Для правильного ответа необходимо вспомнить, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье» поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил Анне Керн, а композитор Михаил Иванович Глинка был влюблён в Екатерину Керн.

Правильный ответ:

Екатерина Керн

№2. Установите соответствие между названиями романсов и композиторами.

Композиторы:

Александр Александрович Алябьев

Михаил Иванович Глинка

Александр Егорович Варламов

Александр Львович Гурилёв

Романсы:

«Вечерний звон»

«И скучно, и грустно»

«Красный сарафан»

«Я помню чудное мгновенье»

На уроке было рассказано, как появилась школа русского романса, какие композиторы по праву считаются основоположниками школы русского романса. Создатели романсов были выдающимися композиторами. Многие романсы написаны в стиле русских народных песен. В основу других романсов легли произведения XIX века. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.

Правильный ответ:

Александр Александрович Алябьев –«Вечерний звон»

Александр Львович Гурилёв –«И скучно, и грустно»

Александр Егорович Варламов – «Красный сарафан»

Михаил Иванович Глинка – «Я помню чудное мгновенье»

Культура.РФ

Культура.РФ

КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ГОРОДСКОЙ РОМАНС?

Отвечает Нина Шацкая, певица, заслуженная артистка России

КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ГОРОДСКОЙ РОМАНС?

Отвечает Нина Шацкая, певица, заслуженная артистка России

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века композиторами-любителями.

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Дмитрий Локтионов. Старинный романс. 2004

Частное собрание

Василий Перов. Гитарист-бобыль. 1865

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Тропинин. Гитарист. 1823

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Боровиковский. Портрет А.Г. Гагариной и В.Г. Гагариной. 1795

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Маковский. Гитарист. 1879

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Илларион Прянишников. Жестокие романсы. 1881

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Дама с гитарой. 1911

Костромской государственный объединенный художественный музей

Харитон Платонов. Цыганка с бубном. 1877

Национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого, Львов, Украина

История русского романса

Романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Происхождение романса обязано Испании, где и возник сам термин «романс», который в то время обозначал светскую песню на испанском (романском) языке не на религиозный сюжет, отсюда и название романс. В конце XIX века романс стали исполнять сольно с аккомпанементом виуэлы или гитары.

Невозможно рассказать всё о русском романсе, ведь этот жанр так полюбился нашими соотечественниками, и создано огромное количество произведений в этом жанре. В Россию романс пришёл уже из Франции во второй половине XVIII века. На этот период пришёлся расцвет русской поэзии и новый жанр в вокальном искусстве пришёлся как нельзя кстати, впитав в себя характерные русские поэтические черты. Само понятие русский романс появилось гораздо позже, когда народные песенные мелодии проникли в умы образованных социал-демократов. Именно в русском-народном творчестве и находятся истоки зарождения русского романса как отдельного жанра в вокальном искусстве. Песенное творчество середины XVIII – XIX века, дошедшее до нас, в большинстве своём представлено анонимными авторами. В те времена этот жанр передавался устно, поэтому менялись и слова, и мелодия. Со временем стали появляться люди, которые пытались собрать произведения нового жанра воедино и записать их. Возможно, они и сами привносили что-то в эти произведения. Позднее к жанру романса стали обращаться многие композиторы. Самые знаменитые русские композиторы, которые сочиняли в жанре русского романса, это Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Алябьев, Варламов, Глинка, Гумилёв, Даргомыжский, Кюи, Свиридов и многие другие. Очень сильное влияние на развитие русского романса оказало влияние А.С.Пушкина. Огромное количество романсов написано на его стихи.

Romance31-572x400.jpg

В дальнейшем композиторы начинают объединять романсы в вокальные циклы, создавая тем самым более крупные по форме произведения, в которых часто использовались контрастные музыкально-поэтические образы, что было бы невозможно уместить в размер одного романса.

Дальнейшее развитие жанра романса в XX веке начинается с расширения новых задач: развитие новых музыкальных форм, новый синтез музыки и поэзии. Возникает новый жанр – «стихотворение с музыкой». Такие сочинения есть у С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева. Чтобы добиться приближения к интонациям естественной речи, композиторы используют и прозу, и произведения, написанные «белым стихом». Также, начинает развиваться инструментальная часть русского романса, особенно это ярко выражалось в фортепианных партиях, которые наравне с мелодией и стихотворением, выполняли важную музыкально-образную функцию. В романс проникает и фольклорная тематика, что ярко выражено творчеством композитора И.Ф. Стравинского. Далее советские композиторы продолжают развивать классическое направление вокально поэтического-жанра, усиливая в русском романсе песенное начало и приближая романс к песне.

  • Тембры и диапазоны
  • Дыхание
  • Жанры и виды вокала
  • Гигиена голоса
  • Теория
  • Слух и ритм
  • Распевки
  • История вокала
  • Ноты
  • Техника и приемы

Наши преподаватели


  • Аурика Мгои


    Аурика Мгои

    Аурика Мгои

    Преподаватель вокала

    Научит виртуозной мелизматике и прочим хитростям вокала.

    Специализируется на работе со взрослыми и с детьми.


  • Александра Письменная


    Александра Письменная

    Александра Письменная
    Директор и основатель школы SingLikeMe. Педагог по вокалу. Направления — эстрадный вокал, джаз, вокалотерапия


  • Дарья Дудникова


    Дарья Дудникова

    Дарья Дудникова

    Самый молодой педагог нашей школы.

    Специализируется на работе с малышами, школьниками и подростками, а так же со взрослыми.

    Ученица Александры Письменной

Смотреть всех преподавателей

Все о вокале

  • Тембры вокальных женских голосов

    Общеизвестно, что певческие голоса разделяют на мужские, женские и детские.

  • Обучение вокалу самостоятельно

    Учиться петь самостоятельно, это не миф, главное здесь желание, усердие, терпение и труд, ведь слух, и голос есть у каждого, просто нужно знать, как правильно ими пользоваться и развивать.

Смотреть все статьи

Мы в соц. сетях


1



2


Русский романс


3


Проект выполнили Медведева Ксения, Величко Кристина, Калинина Марина и Чентемирова Елизавета ученицы 6 «В» класса, МАОУ СОШ 8, г. Геленджик


4


Родина романса — Испания Слово «романс» происходит от испанского «romance»,то есть на романском языке. Именно здесь его стали исполнять под гитару.


5


Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения в сопровождении гитары или фортепиано.


6


Лирические песни о любви пели и городские барышни, и деревенские девушки


7


Великие русские композиторы, авторы романсов.


8


Жанровые признаки романса: содержание романса всегда лирично; текст посвящен какому-либо переживанию (обычно любовному); мелодия сложная, тесно связана со стихом, нет куплетно-припевных повторов.


9


Цыганские романсы Ляля Черная – звезда цыганского романса хх века.


10


Городской романс Передает оттенки лирических переживаний городских барышень. «Я помню вальса звук прелестный…», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Мне нравится, что вы больны не мной»…


11


Великим мастером русского классического романса был М.И. Глинка. В 1938 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свой дивный романс на стихи Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…»


12


Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь-мелодия…


13


Душа безумная желает и петь, и плакать, и любить… Ф.Тютчев Н.Некрасов С.Есенин М.Цветаева


14


Грустит романс тревожно и светло…


15


Романс не забыт и сегодня! Группа «Сплин» Н.Носков


16


«Люблю я слушать, в негу погружаясь, романсов пылких звуки огневые…» Вывод. Романс неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса…


17


Я счастлив тем, что встретил Вас, Неповторимый и прекрасный. И, значит, жил я не напрасно… Благодарю, волшебный мой Романс!

  • Рассказ о реформах просвещенного абсолютизма в испании
  • Рассказ о романсах глинки
  • Рассказ о реформах просвещенного абсолютизма в англии
  • Рассказ о романе обломов и эпохе в которую было создано произведение
  • Рассказ о реформах петра первого