Рассказ о рукодельнице села

В каждом сельском поселении нашего района можно найти людей приветливых, увлечённых своим делом. Стоит только заняться этим поиском, и всегда всплывают новые имена. Рукоделие – дело такое: кто-то им всю жизнь занимается, а кто-то недавно взял в руки, например, нитки и спицы – и сразу начал создавать маленькие шедевры своими руками.

   У Светланы Эдуардовны Широковой из Коточигов любовь к вязанию «проснулась» в 12 лет, а «пробудила» эту любовь её мама. Она научила дочку азам рукоделия, а дальше всё пошло само собой. Вязала самые разнообразные вещицы, и это хобби не забросила до сих пор. Сейчас рукодельнице 64 года, но занимается творчеством с ещё большим желанием. И вот почему: во-первых, появилось больше свободного времени, во-вторых, потому что появился Интернет, в котором только ленивый не отыщет нужную информацию, нужные схемы, необычные идеи. С приходом в дом всемирной паутины, таких идей для творчества у сельской мастерицы прибавилось раз в пять. В тихой обстановке домашнего уюта и тепла она создаёт удивительные изделия, радует своих родных и друзей оригинальными подарками, согревает своей добротой и любовью.

   В доме Светланы Эдуардовны её изделия находятся повсюду – на журнальном столике, на диване, на стенах. С порога понимаешь, что здесь живёт творческий человек. Умелица шьёт объёмные мягкие игрушки, наряжает их в одежду, которую тоже придумывает сама, придумывает добродушных домовят, свинок, котят, мастерит корзинки из газетных трубочек. Два года назад научилась изготавливать забавных кукол из капрона, и теперь они  тоже её «визитная карточка». Изделия сельской рукодельницы посещают разные выставки, которые проводятся в селе и в районе. Ей действительно есть что показать!

   Конечно, не все работы остаются дома – большая часть становится подарками, но даже по тому, что осталось, видно, что человек не просто проводит время за иголками и нитками, чтобы скучно не было, а вкладывает душу в любимое дело.

   — Стараюсь садиться за рукоделие с настроением, — делится коточиговская мастерица. – Раньше ещё пряла, у меня даже прялка хорошая есть, деревянная, но сейчас не могу – давление. Вяжу всё: носочки с узорами из цветной пряжи, игрушки. Мне это доставляет большое удовольствие, радость. Иногда так увлекусь, что и про ночь забываю – всё вяжу, спать не хочу. Интернет меня ещё больше к этому подстёгивает: вот посмотрю, что люди мастерят, и сразу думаю: а разве я хуже? Разве я не смогу такое же сделать? И сразу берусь за работу, стараюсь повторить то, что увидела.

   Вязание и шитьё успокаивают, наполняют гармонией. Но ещё приятнее рукодельнице видеть улыбки близких и знакомых, которые появляются на их лицах при виде готовых продуктов её творчества! За любимым занятием время летит незаметно. Это Светлана Эдуардовна подметила давно. В декоративно-прикладном искусстве она нашла свой источник вдохновения, свою отдушину. А когда находишь дело по душе, жить становится чуточку интереснее.

Фото Татьяны СУХОВОЙ

На фото: Светлана Эдуардовна Широкова, мастерица их

с. Коточиги  со своими работами

Село Нижний Торей славится своими урожаями грибов,
ягод, картофеля и многим еще чем… Речка Джида протекает в окрестностях, неся
свои чистые. теплые воды вдоль южной окраины. Многие замечают, в нашем Торее
«сладкий» воздух. Здесь не дымят чадящие, высокие трубы, не ездит много
машин, и поэтому воздух здесь чистый и «звенящий».

Жители Нижнего Торея — это люди с неторопливой,
размеренной жизнью, у каждого хватает забот на весь день: и скотинку надо
обиходить, и с хозяйством управиться, и с огородом в летнее время успеть. А те,
кто работает, нужно еще и на работе преуспеть…

Каждый наш житель знаменит по своему. 

Хочется особо рассказать
о наших рукодельницах, которые не только успевают по хозяйству управиться,
детей воспитывать, но и заниматься своим любимым делом — творить красоту. Это Любовь Александровна Грыдина и Людмила
Александровна Гордеева.

Невероятные произведения создают они из простых
вещей: бисера, проволоки, ниток, пряжи. Яркое воображение, творческий настрой
помогают им воплотить в жизнь свои замыслы.

По приглашению наших уважаемых женщин из клуба
«Селяночка» Любовь Александровна и Людмила Александровна сделали
оригинальную выставку своих работ:

Методом «оригами» был создан великолепный
павлин не вероятной красоты.

Из бисера, проволоки и ниток стоят русская березка,
африканская пальма и цветущая сирень.

На салфетке — озере плавает гордый белый лебедь,
созданный из пряжи.

Юным прелестницам наверняка понравится
обворожительная сумочка с

прелестным бантом также как и сумочка в виде котика.
Туда можно сложить все свои мелкие принадлежности.

А рукавички в виде лисичек мило просятся одеть их на
руки. В них детям зимой тепло, приятно и уютно.

вышитая крестиком салфетка с изображением озера и
плавающих лебедей приятно располагает к семейному уюту и гармонии.

Прелестные вязаные игрушки в виде обезьянки и
зайчика очень нравятся детям. Ведь они сделаны с добром и любовью, от них веет
маминым теплом.

Очень много изделий, все не описать просто можно
предложить посмотреть:









Хочется отметить, что в Нижнем Торее немало жителей,
занимающихся своим творчеством, создающих 
красоту и спокойствие: кто-то сочиняет
стихи, кто-то разводит красивые цветы, кто-то умеет создавать интерьер
квартиры, немало занимаются и своим видом рукоделия. Каждый вносит свою красоту
и гармонию в этот мир…
Любовь Александровна не только умеет создавать
красивые вещи, но еще и отлично сочиняет стихотворения. Вот такие есть у нас
жители, о них мало кто знает, о которых хочется рассказать.

Они не стремятся
быть знаменитыми, и на самом деле очень скромные.


Хочется также пожелать им дальнейших творческих
успехов, любви, здоровья и счастья!




Рукодельница из Лебедков – личность творческая

03 Фев 2019, 14:03  
Количество просмотров — 8843

В нашем районе проживает немало талантливых и увлеченных людей – о многих из них мы с большим удовольствием рассказываем на страницах газеты.

Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с еще одним творческим человеком — мастерицей на все руки Зинаидой Зюзевой из д. Лебедки. Эту замечательную женщину знают многие не только в родной деревне, но и в районе – она человек с активной жизненной позицией. Находясь на заслуженном отдыхе,  многие годы возглавляет местный Совет ветеранов. У нее за плечами большой стаж работы в сельском хозяйстве – 49 лет она трудилась в колхозе «Рекорд» и дояркой, и телятницей, а последнее время бригадиром.

По натуре Зинаида Владимировна человек добрый, гостеприимный, приветливый. Но тот, кто ее хорошо знает, скажет про нее так: у нее есть характер и если надо, она умеет настоять на своем. И сегодня лебединская рукодельница не сидит сложа руки, не замыкается в четырех стенах. При входе в ее уютный теплый дом, в глаза сразу бросается ее увлечение – особое очарование интерьеру придают вязаные изделия – диванные подушки, коврики, накидки на кресла. Я тут же ловлю себя на мысли: на улице мороз и холод, а в ее доме – особая теплая энергетика.

Да, сложно представить женщину, которая хотя бы раз в жизни не пыталась научиться шить, вышивать или вязать. Но более серьезно заниматься рукоделием Зинаида Владимировна начала лет десять назад.

 — В нашей сельской библиотеке есть кружок «Посиделки», руководит которым Надежда Михайловна Иванова. Она работает учителем в школе, а в свободное время передает нам свое искусство владения спицами и крючком, — рассказывает хозяйка дома. – Нас, женщин, увлекающихся вязанием, в селе человек десять, возрастом от 55 до 69 лет. Знаете, какое это счастье, когда мы, единомышленники, собираемся вместе, чтобы придумать и сотворить своими руками что-либо оригинальное, красивое. Приносим свои изделия, обмениваемся опытом. Ведь вязание – это способ самовыражения. И что немаловажно – этот процесс не только увлекает, но и успокаивает.

Азы вязания Зинаида Владимировна освоила давно. В ассортименте ее творческих работ есть и теплые ажурные шали, и кружевные салфетки, и накидки на диваны. Ее вязаные изделия украшают не только ее дом, она дарит их своим знакомым и родным, которые становятся обладателями эксклюзивных украшений. Но на достигнутом рукодельница не останавливается, человек она пытливый и старается дальше осваивать премудрости вязального дела.

 — Стоит мне увидеть красивый моток шерсти, интересную схему или интересный рисунок на одежде знакомых, в голове сразу вырисовывается некий образ, какая-то идея, которую мне тут же хочется воплотить в жизнь, — признается Зинаида Владимировна. – А бывает, порой, так: лежат разноцветные мотки шерсти на полочке, не идут в работу, а в определенный момент я понимаю, что именно я хочу связать из этих теплых клубочков.

 К Новому году, к примеру, вязала тапочки и другие поделки с непременным символом года — Хрюшей. А недавно увлекалась еще и вязанием крючком. Теперь вяжу шерстяные коврики.

Ее оригинальными изделиями любуются родные и знакомые не только в ее родной деревеньке, но и в Германии, где проживает с семьей ее дочь. В прошлом году Зинаида побывала заграницей, погостила у дочери, и поняла, что шерстяные коврики ручной работы очень ценятся и там тоже. Изумительными красками и неповторимыми узорами восхищаются люди, знающие цену этим неповторимым работам, ведь в каждое свое творение мастерица вкладывает частичку своей души. Она еще и шагает в ногу со временем, так как последним модным трендом в оформлении интерьера стало украшение дома всевозможными предметами, сделанными в уютном «домашнем» стиле.

На рукоделие уходит немало времени и сил, но для Зинаиды Владимировны главное – видеть результат своего труда, чтобы красота, созданная своими руками, радовала близких. Все это вдохновляет ее на новые задумки.

Напоследок гостеприимная хозяйка дома призналась, что еще она посещает кружок пения, но это уже совсем другая история.

Последние публикации в разделе «Общество»

История развития вышивки на рушниках, мастерство прядения в своей деревне имеет большое познавательное краеведческое значение, является частью истории района.
В работе впервые была углубленно рассмотрено искусство вышивания мастериц нашей родной деревни. В будущем эти знания помогут школьникам и многим любознательным людям ответить на интересующие их вопросы, связанные с искусством рукоделия. Автор выяснил об обрядах, связанных с рушниками, рассмотрел искусство изготовления старинной крестьянской одежды. Положительным моментом работы является её практическая направленность. Использование этого материала возможно в работе с детьми в учреждениях образования, библиотек, на уроках естественно-научного направления, в работе краеведческого музея.

На земле много красивых мест и городов со звучным названием. Это Москва и Волгоград, Санкт- Петербург и Севастополь. Любой школьник без труда отыщет их на географической карте. За каждым названием – славная история нашей Родины. А вот другие Петровское, Ильинское, Борищево. Тихие, скромные названия. Но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от них! Не отыщешь этих названий на карте. Затерялись они где-то в российской глубинке. Сёла и деревни России! Как их много! И все они неповторимы и сказочно красивы! Земля наша Перемышльская испокон веков славилась своими добрыми мастеровыми, одарёнными людьми, создававшими своими руками сказочную красоту. Почти в каждом селе есть «золотых рук мастера». Горки не исключение.

Актуальность:

Считаю, что тема исследования актуальна, т.к молодое поколение, пользуясь новыми достижениями не знает многое из прошлого наших бабушек и дедушек. Забыли мастерство наших предков, настоящих народных умельцев. А ведь может случиться так, что через несколько лет не останется в нашей деревне людей, которые могли бы нам об этом рассказать.

Решив принять участие в краеведческой олимпиаде, посетили наших односельчан, которые являются настоящими умельцами своего дела и бережно хранят предметы своих предков. Тепло и добродушно встречает гостей хозяйка дома, Антонина Андреевна Маслова- моя бабушка. В деревне Антонину Андреевну с гордостью называют мастером народно-прикладного искусства, создавшей превосходные образцы вышивки на рушниках, радующих взгляд родных и близких, односельчан и жителей района. В доме Антонины Андреевны,.в красном углу, который называли святым, стоят иконки, бережно накрытые домотканым рушником из холста. «Вырезы ткались на холсте по образцу. Концы рушника украшены вышивкой из разных ниток и разноцветных атласных лент» .(Приложение1).Рушников огромное множество. Сохранились свадебные рушники. На свадебном рушнике мы видим расшитых красивых петухов.( Приложение2 ). Птички означали собой семейное счастье, верность, любовь. Сохранились «союзные», «дружные» рушники, их преподносят свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).) Ещё один важный вид рушника – рушник «хлебосольный». На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой « пасхальные» рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей. Рушники «блинники». Антонина Андреевна является постоянным участником проводимых в школе и в сельском Доме культуры праздников, таких как « Масленица», «День села», где она с удовольствием рассказывает об обрядах, связанных с рушниками. Особенно радуют расшитые бабушкой «рождественские», «троицкие», рушники на «рождение» , которые расшиты красивыми красными розами. с разнообразным орнаментом .Цветы, ветви, кусты – все это означает стремление вверх, к Богу – пожелание младенцу долгой и процветающей жизни. Вся коллекция рушников деревенской рукодельницы подарена в дар школьному краеведческому музею « Преданья старины далекой», который открылся в нашей школе в марте 2019г. .и рушники моей бабушки радуют глаз посетителей. (Приложение3)

Проживала в нашей деревне еще одна мастерица, Игнатова Анна Федоровна, которая своим и руками шила простую крестьянскую одежду. Воспоминания хранятся в школьном краеведческом музее

В книге Гринковой Н. П. нашли описание женской рубахи «Верхняя часть рубахи сшивалась из покупной ткани, а пришивали к ней «стан» из домотканного полотна. Шили рубахи и из целого полотнища от ворота до подола. Отсюда и название – «проходница» . Такую рубаху называли одностанка – сшитая женская рубаха из одного полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Собирались у запястья складкам и украшали не всякую одежду, а только праздничную и одевали в самые торжественные дни» . Анна Федоровна рассказывала, что поверх рубах носили еще поневу. Наш учитель истории Е. А. Морозова привезла поневу ее бабушки Изотовой Александры Ивановны, 1911 года рождения, которая проживала в д. Стайки Хвастовического района. Понева, как и домотканные рубашки были подарены в дар нашему музею и мы знакомим гостей с рукодельем мастериц. (Приложение 4) Теперь у нас есть возможность поучиться мастерству наших деревенских рукодельниц. В музее есть прялка на которой пряла пряжу Анна Федоровна. (Приложение5) Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех работ. Деревенская рукодельница Низянтий . В А. проводит в нашем музее «Мастер классы», как пряли на старинных прялках в старину. Посетили нашу старейшую жительницу Дерябкину М. Ф., которая несмотря на свой возраст, продолжает прясть. «Глазки мои стали не те, да руки не слушаются » посетовала при встрече Мария Федоровна. Мы попробовали прясть , но не все получается у нас так красиво, как у настоящей рукодельницы. У нее руки золотые и ниточка выходит тоненькая, искусная. Мы очень гордимся, что у нас создан краеведческий музей в котором собран материал об искусных рукодельницах нашей деревни и все желающие, которым интересна история своего края могут поучиться мастерству деревенских рукодельниц. В день пожилого человека , мы пригласили в наш музей жительниц нашей деревни, где они поделились воспоминаниями прошлых лет, рассказали многое о традициях и обычаях деревни. (Приложение 6).

Одним из исследуемых вопросов был вопрос о том, остались ли в селе такие люди, не растеряли ли мы свои древние традиции. Выяснили, что много вышитых вещей можно увидеть в домах старшего поколения: иконы украшены рушниками, столы застилаются вышитыми рушниками. Об этом нужно знать. Их творчество следует активно пропагандировать и возрождать в селе. Нельзя забывать то, что из поколения в поколение сохраняли наши предки. Мы выяснили, что работы мастериц из д. Горки разнообразны, в них отчётливо просматриваются черты, характерные для вышивки Калужского края. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Знание своих предков, своего края помогает лучше ценить настоящее, воспитывать любовь и уважение к людям. Нужно любить свой край, свою малую Родину. Любовь надо воспитывать. У каждой реки есть исток. Маленький ключик, с которого все начинается. Я думаю, у каждого человека ключик этот — родной край, где человек родился и вырос. Чтобы воспитать настоящего гражданина нашей Родины, необходимо знать историю своих предков, воспитывать уважительное отношение к предметам старины.

Список источников и литературы

I. Источники

1. Опубликованные

Гринкова Н П.// Одежда западной части Калужской губернии».\ Материалы по этнографии. Т.3. Вып. 2.. стр 7

2. Неопубликованные

Игнатова А. Ф.., 8.02.1916 г. р., д. Горки, Перемышльского района, Калужской области, записаны 28.03.2014г. ученицей 7 кл. Смирновой И.

Маслова А16.03.1948 г.р 2.. д. Горки, Перемышльского района, Калужской области, записаны 8.10..2020г. ученицей 11кл. Масловой А.

М.Ф. Дерябкина М. Ф 2.02.1939г.р. 4.10.2020г д. Горки, Перемышльского района, Калужской области, записаны 8.10..2020г. ученицей 11кл. Масловой А.

Славится Большая Ченчерь рукодельницами — ткачихами и вязальщицами, мастерицами швейного дела. Оно и немудрено: сибирское ковроткачество известно далеко за пределами Казанского района.

Память о мастерицах

Ткацкий станок, на таких станках ткали деревенские рукодельницы ковры и дорожки

Ткацкий станок, на таких станках ткали деревенские рукодельницы ковры и дорожки

Юркова Федосья Ивановна

Юркова Федосья Ивановна

Юркова Федосья Ивановна

Уроженка деревни Романовка (ныне исчезнувшей, как неперспективной) Большеченчерского поселения. Многодетная мать, образование 3 класса Малоченчерской начальной школы, разнорабочая, вдова участника Великой Отечественной войны.

На фото — дорожки, кружки — рукоделие Федосьи Ивановны (1970–1980 гг.), а также кружки Анны Трофимовны, дочери Федосьи Ивановны.

Денисова Ульяна Ивановна

Денисова Ульяна Ивановна

Родилась в Романовке, многодетная мать, вдова участника Великой Отечественной войны, колхозница, малограмотная, проживала в деревне Малая Ченчерь.

Любила заниматься рукоделием, её изделия на фото ниже: дорожки, ковёр ручной работы. Ткали вместе с дочерью Лидией Васильевной.

Белова Васса Степановна

Белова Васса Степановна

Родилась в деревне Старая Ченчерь, Казанского района, малограмотная, колхозница, солдатская вдова, имела сына, впоследствии проживала в деревне Большая Ченчерь.

Ерёмина Галина Ивановна

Ерёмина Галина Ивановна

Родилась  в 1939 г. в селе Большая Ченчерь Казанского района, образование среднее, имела детей и внуков, работала лаборантом на Большеченчерском маслозаводе, избиралась депутатом сельского совета, увлекалась ковроткачеством.
На фото ниже: ковёр ручной работы, выткан Галиной Ивановной совместно с мамой Агафьей Павловной.

Изделия для украшения дома

Для украшения дома часто плели кружки (напольные, диванные, кресельные, на стулья и табуреты). Использовались пряжа из овечьей шерсти, полоски ткани из старого белья, позже применялись полоски из целлофановых пакетов.

Орлова Любовь Викторовна

Орлова Любовь Викторовна

Родилась в 1953 году в Алтайском крае. Образование среднее специальное, учитель, ветеран труда. Имеет детей и внуков, много лет проработала в Новозаимском поселковом совете Заводоуковского района, отсюда и ушла на заслуженный отдых.

Рукоделием увлеклась, будучи на пенсии: вязала подследники из покупной пряжи, кружки, использовала полоски из целлофановых пакетов.

Кружки из целлофановых полосок
Кружки из целлофановых полосок

Вальтер Галина Ивановна

Вальтер Галина Ивановна

Родилась в Казанке в 1938 году в рабочей семье, образование общее среднее, работала лаборантом Ильинского маслозавода, имеет детей и внуков, писала стихи, увлекалась краеведением.

Рукоделие — это хобби Галины Ивановны, много своих изделий она дарила друзьям, хорошо вязала крючком кружки и кружева.

Кружки, изготовленные из целлофановых пакетов и пряжи из остатков ткани и старых вещей
Кружки, изготовленные из целлофановых пакетов и пряжи из остатков ткани и старых вещей

Смирнова Александра Трофимовна

Смирнова Александра Трофимовна

Родилась в деревне Малая Ченчерь, Казанского района в 1925 году. Образование семилетнее, работала продавцом, имела двух детей. Рукоделием увлекалась ещё в юности: пряла шерсть, вязала носки и варежки. На вечёрках вязала кружева, вышивала крестиком и гладью салфетки и наволочки на подушки. Кружева использовались для наволочек, подвесов к кровати.

Белова Нина Карповна

Белова Нина Карповна

Родилась в 1940 году в Белоруссии, Брестская область. Образование семилетнее, имеет детей и внуков, десятки лет проработала в Большеченчерском маслозаводе. Является ветераном труда, орденоносец. Рукоделием увлеклась вместе со своей свекровью Вассой Степановной. Очень любит украшать свой большой дом: кружки, дорожки, вышивки, ковры, но просто изобилие.

Латынцева Александра Павловна

Латынцева Александра Павловна

Родилась в 1939  году в рабочей семье в г. Тобольск.  Окончила Тобольское  медицинское училище, фельдшер. Десятки лет отработала в Казанском районе, была заведующей Большеченчерским медпунктом, многодетная мать, бабушка. Многократно поощрялась за долголетний и добросовестный труд, является ветераном  труда. Очень увлекается рукоделием: ткала ковры, вязала кружева, пуховые шали,  вышивает гладью, крестиком.

Вышивка. Символ 2014 года — года Лошади
Ковёр ручной работы «Генерал Топтыгин»

Материалы подготовлены  А. Т. Дегтярёвой
с участием
библиотекаря А. В. Стариковой, с. Большая Ченчерь.

Фотоматериалы подготовлены с изделий, предоставленных Н. К. Беловой, Л. В. Гордеевой, А. Т. Дегтярёвой, Н. И. Ерёминой, Л. В. Орловой,  А. П. Латынцевой.

А что сейчас? Без лишнего лукавства скажем, что не каждая представительница прекрасной половины человечества может похвастаться способностями к рукоделию, но все же таких не единицы.

И в нашей Екатериновке есть талантливые мастерицы: кто-то шьет, кто-то вяжет, вышивает, кто-то осваивает различные виды декоративно-прикладного искусства…

Воодушевившись благодатной темой, сотрудники Центральной районной библиотеки подготовили замечательную встречу для участников клуба «Общение», позвав на нее некоторых поселковых мастериц. И на приглашение охотно откликнулись Галина Киреева, Наталья Мамедярова, Светлана Минаева, Светлана Беляева, Екатерина Назарова, Светлана Михайлова, Нина Бывалкина, Наталия Шаронова. Приехала из села Колено Татьяна Тишова.

А перед началом мероприятия все гости библиотеки имели возможность познакомиться с творческой выставкой авторских работ. Бижутерия, вышитые крестиком сюжетные полотна, картины, декорированные бисером, и бисерные букеты в горшочках, связанные крючком и на спицах наряды, сшитая одежда, ростовые куклы и вязаные игрушки. Каждый экземпляр — штучный товар — выполнен опытным автором с любовью и достоин отдельного внимания зрителя. У всех экспонатов свои истории создания. Некоторыми из них с участниками клуба «Общение» поделились талантливые женщины, а еще с удовольствием рассказали о себе и своем творчестве.

…Наталия Шаронова вяжет и спицами, и крючком. Первые уроки по вязанию получила еще шестилетней девчушкой от бабушки. В начальной школе Наташа сделала и первые стежки на пяльцах с вышивкой. Позже открыла для себя бисер. Любовь к рукоделию с годами только росла и в один прекрасный момент достигла уровня высокого мастерства, совершенства. Ее теплые вязаные вещи — для семьи и близких людей, вышивка на полотнах и букеты из бисера в горшочках — для души и украшения собственного дома.

Нина Владимировна Бывалкина завораживающий мир вышивки открыла для себя после ухода на заслуженный отдых.

— Тогда встал вопрос, чем занять появившееся свободное время, — объяснила рукодельница. — Я попробовала вышивать крестиком, мне понравилось, и процесс пошел. В наше время в продаже есть замечательные наборы для вышивки. Только заканчиваю одно полотно, приступаю к следующему. Готовые картины дарю, оформляю ими стены в доме.

Участники «Общения» внимательно слушали монолог увлеченной женщины, понимая, что за легкими, как ветерок, словами стоит кропотливо-ювелирный труд и месяцы создания каждого отдельного вышитого крестиком мирка.

— Люблю вышивать сказочных персонажей, цветы, животных. Сельские пейзажи — мне они особо близки воспоминаниями о детстве, отчем доме, маме — прокомментировала Нина Владимировна свои работы на выставке. — А вот «Рыбачок» — дань уважения увлечению мужа. Эта картина для него.

В настоящее время мастерица занята вышивкой гигантюры. Когда работа будет завершена, в коллекции Н.В. Бывалкиной появится пейзаж на полотне размером один метр на полтора. И, между прочим, женщина открыла для себя еще одно хобби — домашнее виноделие. В основе фирменных напитков Нины Бывалкиной — ревень, смородина, груша и другие щедрые садовые дары.

Для Натальи Мамедяровой пошив одежды — дело жизни, азы которого освоила будучи девочкой. С годами пришел опыт, умение экспериментировать. Она стала не только шить, но и перешивать, даря вторую жизнь ненужным вещам. Наталья Григорьевна подчеркнула, что особенно любит шить для детей.

И если Наталья девчушкой сделала первый шаг к швейному мастерству, перекроив платье в юбку, Екатерина Назарова в восемь лет смастерила первую куклу. Из детской комнаты рукотворные куколки пришли в профессию Екатерины. И сейчас они главные партнеры Екатерины Назаровой на сцене Екатериновского районного Дома культуры.

— Рабочие куклы участвуют в моих творческих номерах, — поделилась Екатерина Юрьевна. — Сделаны они преимущественно из бросового материала. Использую пластиковые бутылки, поролон, папье-маше, краски, лаки, старательно наряжаю их…

Большую любовь к куклам испытывает жительница села Колено Татьяна Владимировна Тишова, с творчеством которой мы познакомили наших читателей в предыдущем номере. Коротко напомним, что кукольный мир Татьяны создан крючком и нитью.

Еще две гостьи библиотеки не могут представить свою жизнь без вязания крючком. Знакомимся, Светлана Викторовна Беляева и Светлана Юрьевна Михайлова. У рукодельниц много общего. Научились нехитрому плетению затейливых петелек у своих бабушек, вяжут с детства. Для обеих женщин — это не просто хобби, это личная философия свободного вечернего часа, терапия, позволяющая сбалансировать состояние внутренней гармонии. Две Светланы поделились и общим наблюдением: «Стоит взять в руки крючок, и с головой погружаешься в процесс. Уходят проблемы, тревоги, одно удовольствие, которое дарит вязание». Свойственен мастерицам вязания некий здоровый азарт: ведь не успеет из-под рук выйти одна вещь, в голове уже кружится идея следующей.

Пять лет на пенсии, и хорошо, что есть куда руки приложить, — вступила в диалог с участниками библиотечного клуба Галина Киреева, продолжая тему творческого досуга.

Галина Геннадьевна прекрасно вяжет, владеет сложными видами рукоделия. Ей, как мастеру высокого класса, под силу даже самые хитросплетенные узоры и сюжеты. А еще на всю округу слывет Галина Киреева умением создавать бижутерию. Авторские украшения на выставке не остались без восторженного внимания ни одной женщины, которые, не скупясь на оценку, назвали их произведением искусства.

— Много времени уходит на сбор необходимой фурнитуры, камней, других нужных материалов. А бусы собрать недолго, — уточнила Галина Геннадьевна. — Порой бывает так, свалю все нужное в одну кучку, рассматриваю, и появляются идеи, вместе с которыми преображается нить. Владею различными техниками плетения, в настоящее время знакомлюсь с «Ниточкой Шибори» — сложный процесс рукоделия, тем и привлекателен для меня.

Не менее интересным оказалось выступление самой молодой гостьи клуба — педагога Дома детского творчества — Светланы Минаевой.

— Я счастливый человек, — искренне улыбнулась Светлана. — Сложилось так, что мое хобби стало моей работой. Свою любовь к творчеству и рукоделию с радостью прививаю юным жителям поселка.

«Конек» Светланы Минаевой — объемная аппликация с использованием элементов бисероплетения. Эффект объема на картинке достигается благодаря вкраплению мелких бусин в процесс оформления. Получается оригинально. И, как подчеркнула Светлана Алексеевна, такая творческая деятельность очень нравится детворе.

Собравшиеся пожелали Светлане успехов в профессиональной деятельности и очень нужном деле воспитания будущих рукодельниц Екатериновки…

Сценарий мероприятия органично дополнили выступления артистов Екатериновского РДК: Валентины Тюминой, Оксаны Гурьевой, Сергея Веревкина, Евгения Лаврова, Маргариты Орловой, Светланы Романычевой. Музыкальное сопровождение обеспечил Алексей Карташов. Прекрасные стихи о рукоделии прочли работники библиотеки — Нелли Полетаева, Юлия Кузнецова, Любовь Евтеева и Юлия Шаронова. А с ролью ведущих отлично справились их коллеги Наталья Пяткина и Нина Хлопцева.

Когда основная часть праздника завершилась, зрители — участники клуба «Общение» — вновь обратили внимание на экспозицию, поговорили с авторами, а потом, уже за чашкой чая, поделились друг с другом своими впечатлениями.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
 «Тугозвоновская средняя общеобразовательная школа им. А.Н. Лаврова»
Шипуновского района Алтайского края

                                                                           Проект

Рукодельницы моего села

                    
                      
Ф.И.О. участника
проекта:

Новикова Вера Владимировна,

учитель географии, биологии

                                                              
      МКОУ «
Тугозвоновская
средняя                      общеобразовательная школа     

им. А.Н. Лаврова»

                                                          с.
ТУГОЗВОНОВО  2021

Оглавление

Введение……………………………………………3

Основная часть ……………………………………4-5

Заключение ……………………………………….  5-6

Библиографический список ………………………6

Приложения ……………………………………… 7-10

« Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

будет душа художника».

                                                                      
О. Роден

В
ходе моего проекта я постаралась исследовать образцы рукоделия, которые
хранятся в семьях местных мастериц и раскрыть особенности художественного языка
вышивки или вязания крючком на конкретных примерах.

Приступая
к проекту, я искала ответы на вопросы:

1.    
Что такое рукоделие?

2.    
Какие виды рукоделия распространены в нашем селе?

3.    Какому
виду рукоделия мастерицы отдают большее предпочтение?                4.    
Нужно
ли в настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха,
ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с
помощью машин, заниматься рукоделием, посвящая этому драгоценное время?

Увиденные музейные экспонаты, старинные вещи и одежда, бытовая
утварь произвели на меня огромное впечатление.

Радует и то, что бабушки и мамы откликаются на просьбу, разыскивают
старинные вещи с вышивкой, шитьем. Мы живем в сельской местности и поэтому в
некоторых домах еще сохранились удивительные вещи, созданные
мастерами-рукодельницами.

Я
встретилась с известными мастерицами нашего села: Тюменцевой Марией
Александровной, Алхимовой Аллой Анатольевной, Огневой Марией Ивановной, чьи
работы неоднократно представляют на выставках в сельском Доме культуры во время
проведения сельских праздников. Мне удалось изучить целую коллекцию предметов
рукоделия. Я смогла побывать на миг в том прошлом добром времени,
когда
девушки и ребята собирались вместе за каким-то общим делом. Девушки собирали
приданное подружке, изготавливая все вещи своими руками, пели песни,
разгадывали загадки. Они пряли, вязали, вышивали при лучине. Одежду и предметы
быта украшали, главным образом, вышивкой.

    
Я изучила основные виды вышивки по собранным старинным экспонатам, по теоретической
литературе, выявила виды вышивки, познакомились с основами вязания крючком и
спицами.

Интерес по изучению данного материала возник у меня еще и потому,
моя мама и бабушка умеют вязать. Мне захотелось узнать больше о народно-прикладном
искусстве в нашем селе.

Цели:

1.     
Открыть для себя и сохранить для потомков сведения о замечательных
земляках-умельцах.

2.      Изучить
теоретический материал по вышиванию, вязанию.

3.     
Классифицировать и определить виды швов вышивки, технику вязания
крючком и спицами представленных экспонатов

Объектами исследования стали вышитые рушники, картины, панно,
наволочки на диванные подушки, вязанные крючком и спицами изделия, шитье.

II. Эти золотые руки.

Есть ли в самом человеке желание творить, фантазировать,
выдумывать, развивать мастерство и вкус до высот настоящего искусства?

Тюменцева Мария Алексадровна. Она — ребёнок войны и на хрупкие девичьи
плечи легли заботы послевоенного времени. Желание шить проявилось с детства.
Мария самоучка, осваивала навыки швейного дела, тем более в этом была и острая
необходимость. В ежедневных хлопотах она создавала не только нужные вещи, но и
выдумывала, творила, передавая по наследству свое мастерство, умение видеть
прекрасное.

Позже в жизни это стало источником заработка. Долгие годы Мария
Александровна преподавала в школе швейное дело. Творческая фантазия, умение
кроить и шить давали вторую жизнь поношенным вещам. А умеет шить практически
всё: от детского белья, платьев, до верхней одежды. Вышитые занавеси на двери и
окнах, наволочки на подушках говорят о том, что в её доме тепло и уютно.  До
сих пор вяжет носки, кофточки, свитера, пухо
вые
платки. Предметы быта – это перечень её увлечений.

Я побывала в гостях у учительницы нашей школы Алхимовой Аллы
Анатольевны. Меня удивило количество изделий, изготовленных своими руками:
панно, ажурные салфетки, вышивка на полотенцах, скатертях.

Алла Анатольевна говорит: «Вышивание, как шоколад: стоит один раз
попробовать и остановиться уже невозможно». Она самоучка. Методом проб и ошибок
освоила искусство рукоделия.

— С чего начинается вышивка?

— С коробки большой (фото)

— С мулине (фото).

— А может она начинается с канвы белоснежной и схем(фото)

С чего же она начинается?

Конечно, мне трудно сказать.

Но в общем, какая мне разница,

Я просто люблю вышивать!

Сначала у неё были простые композиции ( Приложение 1  фото
«Фиалки», «Снегирь»)

А затем пошли более сложные ( Приложение 2  фото «Святой Николай
Чудотворец», «Маки в ночи»), (Приложение 3 «Полевой букет», «Анютины глазки»)

И, конечно же, её замечательные подушечки:

(Приложение 4 «Красная роза» и «Синяя роза»)

Мария Ивановна Огнёва- сельская жительница

Родилась героиня нашего повествования в 1954 году.

С 18 лет занимается рукоделием. Душа тянулась к прекрасному, ей
всегда хотелось выразить на полотне свое видение мира и красок.

Квартиру, где живет мастерица, можно смело назвать музеем.  Сколько
же здесь прекрасных экспонатов! Диванные подушки, на них  можно увидеть более
десяти разных композиций. А также, рушники, салфетки, картины, панно, береты,
кофточки.  Мария Ивановна овладела уникальным видом творчества — резьбой по
дереву.

III  Заключение.

Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаем
смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем.

Нас не могут оставить равнодушными прекрасные работы старшего
поколения, где мы видим самобытность и мастерство, умелый подбор

материала по цвету, неповторимость узоров и красок, разнообразие
различных техник.

Приятно, когда нас окружают красивые вещи, когда дом дышит теплом
и уютом. Рукоделие становится творчеством.

Вышивка
— не только хорошее украшение для интерьера комнаты, но и очень полезный вид
рукоделия для развития творчества, фантазии, мелкой моторики, вычислительных
способностей, внимания, усидчивости, терпения.

Исследование показало, что вышивка гладью встречается чаще, чем вышивка крестом.
На мой взгляд, это объясняется тем, что рисунок для глади легко переносить на
ткань, изменять, дополнять. Этот способ вышивки позволяет, используя один
исходный линейный рисунок, получить множество композиций, меняя цветовое
наполнение и дополняя узор несложными элементами.

Для
глади не требуется специальная ткань – канва (как для счетной вышивки). Можно
использовать недорогую белую ткань.

Гладью
вышивать быстрее.

И
ещё, при вышивании гладью не требуется такого пристального внимания и
сосредоточенности, как при вышивке «крестиками». Ведь крестики постоянно нужно
считать. Ошибёшься – нарушится симметрия.  Вышивка гладью требует лишь плотного
заполнения поля стежками.

«Попробуйте! И оторваться будет невозможно!»

                    
А.Алхимова.

И так, для себя я открыла сведения о замечательных земляках-умельцах.
Изучила теоретический материал по вышиванию, вязанию. Классифицировала виды
швов вышивки, технику вязания крючком и спицами представленных экспонатов.

Библиографический список

1.Воронин Н. М. Владимир Боголюбова. – М., «Искусство», 1967

2.Гренберг Ю. Искусство, возвращенное людям. – М., 1972

3. Еременко И. Художественная обработка материалов. – М., 1974

4. Жебелев С. А. Введение в археологию. — Псков, 1949

5. Зимина А. И. Народные промыслы России. – М., 1971

6.Знаки 155 стародавних вышивок. – Киев, Соняшник, 1992

7. Народные художественные промыслы России. – сборник, 1994

8. Сафонова Н., Молотобарова О. – Кружки художественной вышивки. –
М.

Знание, 1992

Приложение 1

                                                                                
 «Снегирёк»

   «Фиалки»

Приложение 2

               «Николай Чудотворец»

 «Маки в ночи»

   Приложение 3

  «Полевой букет»

 «Анютины глазки»

Приложение 4

        « Красная роза»

       «Синяя роза»

Приложение 5

             « Ажурная косынка »

  

«У Марии Ивановны на террасе»

Приложение 6

 «Вышивка крестом»

 «Вязание на спицах»


ТЮМЕНЦЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА – ВЕТЕРАН
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

Вот такой я впервые увидела Людмилу. Она скромно стояла возле своих «экспонатов», которые демонстрировались на выставке, приуроченной к очередному собранию нашего Женского клуба. Это были первые кукольные работы Людмилы, которыми она начала заниматься, чтобы заполнить избыток времени, появившийся при уходе на заслуженный отдых. Наверное, нужно добавить, что у Людмилы  инженерно-техническое образование, и к куклам её должность на атомной электростанции не имела абсолютно никакого отношения.

И этот процесс оказался очень сложным, требующим не только фундаментальных знаний, но и  всевозможных инструментов, массы флаконов, коробок и коробочек с разнообразными материалами, о которых я никогда и не слыхивала. Но самую главную роль  в этом волшебном действе исполняли  талантливые золотые ручки Людмилы, её воображение и, конечно же, любовь и большое желание вдохнуть жизнь в еще одного жителя её Королевства.

До посещения Людмилы мне казалось, что имея некоторые рукодельные навыки, «сделать» куклу очень просто. Слепить головку и ручки ( благо материала для лепки сейчас полным-полно), Смастерить каркас из проволоки, обмотать его чем-то, пошить одёжку — и кукла готова.

Но тем-то и отличается Мастерство от «самопала», что без «алгебры» и определенных внутренних качеств здесь никак не обойтись.

И миниатюрный человеческий череп на рабочем столе Людмилы находился совсем не потому что «моменто мори»…

Никогда не задумывалась о том, что слово «кукла» — это оДУШЕвленное имя существительное. То есть, только тогда, когда Мастер, создавая своё ТВОРЕНИЕ, вкладывает частичку своей души, кукла сможет проявить свой характер, без слов рассказать нам свою историю, заинтересовать  или же оставить равнодушными, то есть — будет жить своей, хотя и неведомой нам жизнью,
Я смотрела, как Людмила умело колдовала над чем-то (кем-то?), еще  бездыханным, и всё время пыталась поймать тот самый важный момент, когда совершится чудо. Но, наверное, это и есть тайна из тайн. Да и вообще — ни к чему здесь мои рассуждения, которые кому-то, наверняка, кажутся смешными и из серии нелепых фантазий…

22.jpg

Но факт остается фактом — кукла ожила! Не очень удобно уселась на краешек стола, скромно улыбнулась и тихо сказала — «Здравствуйте!».

22.jpg

Ах, сколько же положительных эмоций, я получила, общаясь с куклами Людмилы! У каждой из них был свой характер, своя история…Узнаёте? Теперь я знаю, что Ассоль была именно такой…

И все куклы были разными, не похожими друг на дружку.

Как же меня покорила эта самозабвенная маленькая скрипачка! Даже глядя на фотографию,  слышу тихую и  нежную мелодию,  которая навевает что-то невыразимо прекрасное,  невозможное высказать простыми словами. И ведь это всего-навсего — кукла!

А что вы скажете об этой милой-милой девочке в коралловом платьице, с кораллами и морскими камешками под ножками?

Вы только рассмотрите её платьице! Разве это не произведение искусства?

А с этой куколкой очень хотелось поговорить. Явно чувствовалось, что ей было что рассказать о школе, о мальчишках, которые всё время дергают её за хвостики, о маме, которая заставляет повязывать этот шарфик…

Куда же собрались эти красавицы? Очевидно, их ждал осенний бал. А где же их кавалеры?

Но кавалеры куда-то разбежались. Остался только замечательный фотокорреспондент, который жаждет запечатлеть сейчас всю эту красоту на свою фотоплёнку, но переживает, что его сочтут малолеткой…

Но если вы думаете, что наша Мастерица увлекается только созданием кукол, то вы ошибаетесь. Весь её дом — это Дом Рукодельного Творчества. Кроме многочисленных экспонатов, которые я не сообразила сфотографировать, все шкафы и шкафчики и даже сидения украшены Людмилой.

А её декупаж на стенах квартиры — просто бесподобен. Кстати, Людмила много путешествует. А еще она — дачница, что и отображено на этих картинках.

А как вам эти пасхальные яйца? Думаю, что Фаберже, живи он в наше время, пожал бы, вернее, поцеловал бы, трудолюбивую Людмилину ручку.

О том, как восхищают работы Людмилы, говорят  фотографии с международной выставки «Модна лялька», которая этой весной состоялась в Киеве. У стенда Людмилы постоянно толпился народ, а желающим сфотографировать её творения, не было конца.

Глядя на улыбку Людмилы, я думаю, как же хорошо, что на Белом свете живут такие талантливые, открытые, доброжелательные, творческие люди, которые не зарывают свой талант в землю, а творят, вкладывая в свои творения, частичку своей доброй души. И я точно знаю, куклы Людмилы — это Добро, Красота и Радость, —  доброта её сердца и бескорыстное желание принести радость каждому, кто возьмет в руки её ТВОРЕНИЯ!

Авдотья вязала возле печки теплую ажурную шаль, неподалёку Аленка играла с кошкой.

– Бабуль, расскажи сказку! – попросила внучка.

– Ну, что, расскажу о Рукодельнице и Ленивице.

В одном селе жила Рукодельница. Всё в её руках ладилось – по дому убирала, шила-вязала. Работала, а сама песни пела.

Сказы бабушки Авдотьи. Сказка о Рукодельнице и Ленивице, фото № 1

В соседнем селе жила Ленивица. До обеда спала, потом до вечера у окна сидела, на улицу глядела и скучала.

Сказы бабушки Авдотьи. Сказка о Рукодельнице и Ленивице, фото № 2

Прослышала однажды Ленивица о Рукодельнице. Захотелось ей узнать секреты её трудолюбия. «Почему у Рукодельницы всё получается, и народ её хвалит, а надо мной смеётся?» — думала-гадала Ленивица. И решила посмотреть, как та трудится с утра до вечера.

Пришла Ленивица к рукодельнице в дом, а та вязала носки.

Сказы бабушки Авдотьи. Сказка о Рукодельнице и Ленивице, фото № 3

– Что ты делаешь? – поинтересовалась Ленивица.

– Вяжу теплые носки, – ответила рукодельница.

Ленивица смотрела и удивлялась, как ловко в руках Рукодельницы мелькают спицы, негромко постукивая. Тут-то Ленивица догадалась, в чём секрет мастерства Рукодельницы!

«У Рукодельницы спицы волшебные, сами вяжут, их только надо в руках держать! Мне бы такие! » – подумала Ленивица и представила, что навязала этими спицами много вещей.

– Дай мне водички попить, что-то в горле пересохло, – попросила Ленивица. А сама, пока Рукодельница за водой ходила, схватила «волшебные» спицы с недовязанным носком и убежала.

Прибежала домой, села у окна, чтобы народ видел, как она будет вязать. Сколько не пробовала, так и не получилось ничего, только путала и сердилась. А потом и вовсе даже связанное Рукодельницей распустила. Рассердилась, спутанную пряжу бросила на пол и принялась семечки щелкать. «Эх, наверное, волшебные слова надо знать, чтобы спицы вязали» –решила Ленивица.

Люди над ней смеются, потешаются, а Ленивица ещё больше злится, ругается.

Тут и Рукодельница подоспела, поняла, кто её недовязанную вещь украл. Увидела, что «навязала» Ленивица, ахнула. Стала распутывать пряжу и в моток мотать.

– Забирай свои спицы, плохие они! Думала, что волшебные, сами будут вязать. А к ним слова нужно знать, чтобы вязали, – недовольно буркнула Ленивица и выплюнула семечку.

– Обычные спицы, никаких слов не надо говорить, – отвечала расстроенная Рукодельница, – не спицы вяжут, а руки.

– А хочешь, научу тебя вязать, – предложила Рукодельница.

– Ещё чего! Мне, что, делать нечего! Вот всё брошу и буду вязать! – рассмеялась Ленивица.

Рукодельница ничего не ответила, забрала свои спицы, моток пряжи и ушла домой. А Ленивица и по сей день у окна скучает. Вот и сказке конец.

Аленка долго молчала, о чём-то думала.

– Бабуль, научи меня вязать, а то и мне что-то скучно просто слушать сказки. Вдруг стану как Ленивица.

– Конечно, научу вязать и спицами, и крючком! –согласилась бабушка Авдотья.

  • Рассказ о рублеве 5 класс однкнр
  • Рассказ о ростове на дону на английском языке с переводом
  • Рассказ о российском флаге на английском языке
  • Рассказ о российском спортсмене на английском языке с переводом 6 класс
  • Рассказ о российской нации