Рассказ о русских народных песнях 4 класс

История русской народной песни

русская народная песня

Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения русской песни

истоки русской народной песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Русские народные песни. Рассказ детямДля того, чтобы полюбить, сжиться и сродниться с русской народной песней, достаточно её несколько раз услышать и спеть. Песня эта – выражение народных чувств. Русские народные песни знакомы нам с детства. Выучить наизусть такую песню не составляет труда – кажется, что ты её давно откуда-то знаешь.

Русские народные песни – кладовая народного творчества. Они давно обратили на себя внимание. Народная песня – это музыкально-поэтическая композиция, в которой неизвестно что ценнее: музыка или поэзия. Попытаться проникнуть в биографию замысла русской народной песни сложно. Автор её неизвестен, как она родилась, менялась, дополнялась – никто не знает. Что почерпнуто авторами песни из жизни, а что создано лишь их воображением – ни один не возьмётся ответить на этот вопрос. У каждой русской песни свой путь к известности. Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.

Вот как говорил один из исполнителей русской народной песни:

— Запою я хорошую русскую песню, сидючи за столом, да с ржаным хлебом и квасом; а не будет ни хлеба, ни кваса, запою и на тощее сердце, водицей прихлёбывая, запою на радость нашему вечеру, во славу этому красному денечку, запою на утеху завтрашнему дню, на встречу новому утру.

Главная ценность русской народной песни заключается в том, что она до сих пор живёт и здравствует, в то время как песни других народов представляют интерес постольку, поскольку они – объект археологического исследования.

Песни разных местностей разнятся между собой и то являются вариантами уже записанных ранее песен, поющихся чуть ли не повсеместно, то представляются чисто местными, незнакомыми в других областях, часто слагаясь под впечатлением каких-либо местных событий.

Притом же русские народные песни – это не памятники только старины: живой народ ведёт живую жизнь и слагает свои песни почти непрерывно, а потому понятно постоянное внимание к песням, понятна необходимость в появлении новых сборников.

Часто персонажами русских народных песен бывали птицы:

Ждала, ждала канарейка соловья,
Ждала, ждала молоденька соловья –
А что долго соловушек не летит,
А что долго молоденький не летит?
А что долго соловушек не летит,
А что долго удаленький не летит?..

Песнями об Иване Грозном начинается ряд русских народных песен, которые могут быть названы историческими, то есть теми, которые напрямую связаны с реальной историей. Исторические песни – из той же серии, что и историческая повесть, роман, драма, баллада. О каких серьёзных событиях говорится в исторических песнях? О Семилетней войне, о турецких и шведских воинах Екатерины, о войне с Наполеоном 1812 года…

О многом поётся в русских народных песнях. Поётся с душой, с любовью.

Пусть живёт и царствует русская песня в наших сердцах!

  • Энциклопедия
  • Разное
  • Народные песни

Ученые утверждают, что первобытные люди, у которых была очень плохо развита речь, общались между собой жестами, а именно, чаще всего танцами. Когда одни из них возвращались с охоты, они рассказывали про свои приключения остальным, с помощью танцев и инсценировки охоты. Шаманы же, с помощью танцев обращались к духам и потусторонним силам. Со времен первобытных людей прошло очень много лет, но и по-прежнему у каждого народа есть свой народный танец, который появился еще у истоков образования самого народа.

Танцы считаются универсальным языком, потому что, в мире огромное множество разных культур и народов, которые разговаривают на своих языках. И для полноценного общения между двумя представителями разных народов требуется знать каждому из них два языка: свой и родной язык своего собеседника. Но для того, чтобы передать свои эмоции и чувства достаточно одних только жестов, а еще лучше, когда они сопровождаются характерной музыкой, что и является танцем.  Народные танцы олицетворяют состояние души и характеристику нрава данного народа. Все народные танцы создавались сами по себе, в этом процессе не было никаких хореографов или четко определенного стиля или запретов. Все движения и сопровождающая музыка – все это шло от сердца.

Например, на Гавайях народным танцем считается танец Хула. Это серьёзный и сложный танец, так как если танцор сделает ошибку во время танца, считается, что таким образом он накликает на себя гнев богов.

В Германии – это полька. Этот танец – исключение из правил, так как его появлению способствовала только одна девушка, которая начала  своеобразно пританцовывать под одну из народных песен. Это заметил ее учитель музыки, и с того времени польку знает практически каждый немец.

Танго, наверное, самый популярный танец во всем мире, потому что – это танец любви. И его родина страна Аргентина.

Еще один, не менее известный танец родом из Испании. Переполненный эмоциями и чувственностью. От лицезрения, которого, часто наворачиваются слезы. Конечно же, это фламенко.

В России существует несколько народных танцев, наиболее популярные из них: хоровод, пляска, кадриль. Хоровод представляет собой образ солнца, которому поклонялись славяне, с помощью этого танца. Пляска и кадриль очень похожи между собой, и состоят из резких и быстрых движений. Исполняются чаще всего парой мужчины и женщины.

Народный танец – неотъемлемая часть культуры и истории. У каждого народа, существует свой танец, который считается его визитной карточкой.

Доклад №2

Народная песня – это музыкальное произведение, которое было создано народом и передавалось следующим поколениям в устной форме. В большинстве случаев автор таких песен неизвестен, по этому считается, что это произведения коллективного творчества. Когда создавались эти песни, люди были не грамотные, не умели читать и писать, и в связи с этим они не записывались, а запоминались и рассказывались.

Может существовать огромное количество видоизмененных вариантов одной и той же народной песни. Это и отличает ее от авторской. В связи с тем, что песни передавались из поколения в поколение, и между собой в устной форме многие из них менялись народом: добавлялись или убирались слова, придумывались новые окончания.

Основная тема таких песен – бытовая. Народ описывал свою жизнь, те события, которые с ним происходили, работу, чувства, переживания. Эти песни помогали в тяжелом труде, мотивировали в бою, развлекали взрослых и детей, убаюкивали, напутствовали, исполнялись на свадьбах и похоронах, во время различных обрядов, проводов, праздников. Также воспевались необъятные просторы и красота природы нашей Родины, исторические моменты и события.

Мелодия в русской народной песне играет не главную роль. В большинстве случаев она очень проста, так как создавалась без помощи музыкальных инструментов одним голосом. Не редко встречается народная песня и без привычной рифмы. Но благодаря глубокому смыслу, заключенному в песнях, они очень эмоциональны и искренни.

Русская народная песня – это национальное достояние русского народа. В ней прослеживается самобытность и уникальность нашей культуры, менталитета, мировоззрения, традиций и обычаев. Она представляет огромную ценность для всех поколений, ведь в ней заключен дух всего русского народа.

4, 6, 8 класс, в русской литературе

Народные песни

Народные песни

Популярные темы сообщений

  • Строение и деление клетки

    Клетка — элементарная часть организма, которая может сама существовать, самовоспроизводиться и развиваться. Она является основополагающим элементом всего живого, как организмов, так и растений. Клетки могут являться независимыми организмами.

  • Почему нельзя загрязнять воду?

    Вода является самым ценным природным ресурсом. А вот загрязнение воды – это серьезная экологическая проблема. В воде живут различные живые организмы, да и люди не могут жить без воды. Если вода загрязнена, то употреблять человек ее уже не сможет.

  • Город Нальчик

    Город Нальчик расположен на юге нашей страны. Город простирается на Кабардинской равнине на берегах одноимённой реки, но на высоте больше 500 метров над уровнем моря. В пределах города расположена гора Нартия,

  • Соленые продукты

    Соль очень важна для жизни человека. Она представляет собой хлорид натрия. Хлориды нужны нашему организму, чтобы вырабатывать желудочный сок. С другой стороны, если употреблять много соли, то избыток натрия приводит к повышению артериального

  • Шаляпин

    Биография знаменитого певца начала XX века совсем не отличалась от жизни простых людей. В 1873 году в семье маленького служащего он и родился. Все это произошло в Казани. Детские годы прошли в нужде, и поэтому ему пришлось сменить несколько

Русские народные песни

Историческая справка

Сделав краткий экскурс в историю, легко понять, что истоки народного песенного творчества русского народа уходят своими корнями глубоко в недра истории многонационального государства российского. Зарождение светского, а значит и народного, пения непосредственно связано с церковными песнопениями периода теократии еще царской эпохи.

Былины

На фоне уважаемых властью и обществом религиозных гимнов и псалмов  шуточные и лирические песни считались чем-то порочным, однако, постепенно бытовой фольклор прочно занял свою нишу в культурном наследии страны. Старорусские былины также легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами.

Впоследствии немалое значение для развития фольклорной музыки имели социально-политические перемены в стране. Так, народное песенное творчество заметно расширилось и укрепилось в периоды правления императора Петра Первого и его дочери императрицы Елизаветы.

В сообщении о народных песнях стоит указать, что в послереволюционной России баллады, связанные с трудом, которых было немало среди фольклорных образцов, были в почете. Лирические же произведения подвергались гонениями наравне с романсами.

Песни о Победе

Как и при Петре, так и в годы Великой Отечественной войны львиная доля творений народного авторства была посвящена теме родины, патриотизма, любви к родной природе и вере в победу. Немалая часть песен тех времен, дошедших до наших дней, и, бережно и трепетно исполняемых потомками в праздник Победы, является творчеством неизвестного автора. Эти произведения без преувеличения можно назвать вечными, так как они не утрачивают своей душевности, мелодичности и глубочайшего смысла сквозь десятилетия, что стоит учесть в докладе на тему «песня».

В послевоенные годы на Руси с особой силой возрождалась любовь к национальному искусству, ведь это огромная часть русской культуры, укрепляющая народное самосознание, которая способна сплотить людей и в горе и в радости. В то время огромный вклад в становление отечественного музыкального фольклора внес Митрофан Пятницкий, который буквально по крупицам собрал сильнейший хор и ценнейшие текстовые и нотные материалы и их обработки, литературу для образования культового вокально — хорового коллектива в стране.

Жанровое разнообразие

Сообщение о народной песне, безусловно, не может быть полным без указания и разграничения стилевых особенностей образцов вокальных фольклорных произведений. Наверное, нигде более не сыскать такой богатой и многогранной палитры жанров, как в русском пении.

Исторически фольклорное творчество имеет в своей основе два монументальных пласта — труд и праздник, ведь именно эти два занятия в сущности и составляли быт простого крестьянского народа, в жизни которого и зародилась русская песенная традиция как таковая.

Праздники у крестьян были календарными и семейными. Соответственно, творчество народа в части вокализации было связано с посевом и уборкой урожая, Рождеством Христовым, проводами зимы и встречей весны, свадьбами, похоронами и рождением детей.

Таким образом, бытовой музыкально-песенный фольклор включает такие разновидности песен:

Колядки

  • веснянки;
  • масленичные;
  • колядки;
  • щедровки;
  • пасхальные;
  • купальные;
  • пахотные;
  • жатвенные.

В докладе на тему русских народных песен нельзя обойти вниманием и жанровое деление бытовых образцов вокального творчества. В основе классификации лежали значимые события в жизни человека.

Колыбельные

Песни подразделялись на:

  • свадебные;
  • колыбельные;
  • плачи;
  • пестушки;
  • рекрутские.

Семейные песнопения были связаны с биологическими периодами жизни человека — рождением на свет, взрослением, замужеством. Обязательно такие события сопровождались специальными обрядами.

Так, молодая невеста раздавала ленты незамужним подругам, а тяжелобольным младенцам пели так называемые черные колыбельные, которые исцеляли ребенка от хвори.

Казачьи песни

В отдельную категорию в реферате стоит выделить казачьи и военные (солдатские) образцы народно-песенного фольклора. Сказочный и былинный эпос, рассказы о героях и богатырях также составляют самобытный пласт русского — народного творчества.

Трудовые песни классифицируются в зависимости от специфики рода деятельности их исполнителей и включают в себя бурлацкие, ямщицкие, рабочие, каторжные и другие вокальные произведения. Среди огромного числа образцов народного творчества существуют и специальные хороводные песни, в которых, благодаря простой, но слаженной хореографии и тому, что люди держатся за руки, сила русского духа проявляется в разы мощнее.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

Одним из выдающихся собирателей и исполнителей народных песен стал Митрофан Ефимович Пятницкий, основавший крестьянский хор из певцов — самородков, который, спустя годы, перешел в статус национального культурного достояния России — «Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого», появившийся в России в 1911 году и успешно существующий и гастролирующий по миру сегодня.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

Волжский народный хор

  • Волжский хор;
  • Северный хор;
  • Кубанский казачий хор;
  • Хор донских казаков имени Квасова;
  • Воронежский хор;
  • Сибирский хор.

Несмотря на то что фольклорная песня является образцом «холодной» культуры, передаваемой поколениями и народами из уст в уста, в современном мире существует немало музыкальных коллективов, которые с гордостью продолжают национальные песенные традиции предков и достойно занимаются творчеством на народном поприще.

К числу талантливых молодых исполнителей в сообщении о народных песнях можно отнести Владимира и Марину Девятовых, Пелагею, Анну Пингину, многочисленные ансамблевые коллективы.

Пелагея

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

Культурное значение

Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения.

Детский игровой фольклор

В сочинении на заданную тему стоит отметить, что помимо общекультурного национального значения, народное музыкальное творчество имеет важнейшее воспитательное значение для детей. Педагогами выделяется такая отдельная категория, как игровой фольклор. Многочисленные, передаваемые устно от поколения к поколению детские игры с элементами народной песни, являются воспитательным и развивающим всесторонне методом нестандартного обучения, которые способствуют формированию гармонично развитой личности человека.

Доклад на тему «русские народные песни» не будет полным без литературного анализа текста. Наглядно рассказать о символике и значении песен фольклорного образца может на своем примере произведение «Любо, братцы, любо». По своей жанровой характеристике это казачья песня. Само построение названия произведения уже говорит о единении исполнителя со слушателями, причем используется такая степень родства, как «братцы», что в целом характерно для фольклорного направления.

В целом особенностью произведений вокального фольклорного жанра является особый язык с использованием архаизмов: «девица», «писаный», «любы ты мне», «травушка-муравушка», «конь вороной», «очи ясные», «лучинушка».

Русский народный фольклор

Произведения для голоса на национальной основе отличаются прекрасным мелодизмом, трогающим душу слушателя и самого исполнителя, оставляют неповторимый след в душе любого человека, который так или иначе имел взаимодействие с родной песней.

Таким образом, национальное песенно-вокальное творчество представляет собой особую сферу отечественного искусства и являет собой богатейшую часть творческого и культурного наследия России.

Помимо эстетического удовольствия, от концертов образцовых хоровых коллективов и задушевного застольного семейного пения, этот жанр несет в себе силу и творческое достояние целых поколений, красоту менталитета, размах и ширину русской души.

Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.

  • Доклады
  • Культура
  • Народные песни

Доклад-сообщение Народные песни

Пожалуй, народные песни по праву можно считать древнейшим проявлением композиторского и поэтического искусства, а точнее фольклора – по причине того, что именно представители простого люда первыми начали слагать (а точнее, пытаться слагать) некое подобие рифмованных куплетов под музыку.

Естественно, что и тексты, и аккомпанемент были довольно простыми ввиду отсутствия опыта и необходимых инструментов, но в некоторых случаях именно народ проложил ту дорогу, которая впоследствии расширилась в разные стороны, дав миру множество жанров и стилей.

Следует отметить, что человеческая душа пела всегда – в те моменты, когда радостно, когда грустно, когда, казалось бы, совсем невмоготу, в те моменты, когда она ликует – человек сумел найти музыкальное отображение практически всем своим чувствам, эмоциям и переживаниям. И огромное влияние на это имела именно народная музыка.

Несмотря на то, что многие авторы народных песен (фамилии некоторых, впрочем, веками остаются неизвестными, творчество просто передается из поколения в поколение) не знали нот и не могли похвастаться разнообразием пассажей, ритмических рисунков и инструментальных партий, фолк музыка всегда подкупала своей душевностью и неимоверной самобытностью.

Можно сказать, что эти песни были и остаются отражением культурных традиций, обычаев и быта народа, который существовал задолго до представителей нашего поколения. Крестьянские песни и былинный эпос Древней Руси сформировали начало зарождения народной песни, первые шаги в направлении которой можно наблюдать примерно с 7-го века.

К слову, в эпоху правления царя Алексея Михайловича все музыкальное искусство (кроме церковных песнопений) считалось «бесовским», потому существовали периоды, когда народ лишали даже тех нехитрых музыкальных инструментов, которые существовали. В результате народные песни остались элементом застолий.

Однако впоследствии отношение к данному виду фольклора изменилось в лучшую сторону, потому песенное искусство начало стремительно развиваться.  Расширился и диапазон героев – помимо сказочных и былинных появились и представители тех профессий, которых можно было встретить в реальной жизни.

В 19 веке появились частушки. Это также способствовало развитию песенной мысли простого люда.

Стоит сказать, что русские народные песни делились на былины, обрядово – календарные, обрядово – семейные, лирические и пр.

Естественно, названия говорят сами за себя: в первом типе песен преобладали мифические и сказочные герои и существа, описывались богатырские битвы и оживали сказания (современный пример: фолк метал); ко вторым относятся песни, соответствующие определенным праздникам: допустим, колядки; обрядово семейные песни делились на свадебные, колыбельные и пр;  а лирические, как правило, описывали несчастную любовь и непростую жизнь крестьян.

К слову сказать, что народные песни и сегодня имеют продолжение у некоторых исполнителей, правда аранжировки все чаще предаются некоему осовремениванию.

Картинка к сообщению Народные песни

Народные песни

Популярные сегодня темы

  • Волнистый попугай

    Самым популярным и неприхотливым видом домашних попугаев считаются волнистые попугаи. Этот полноправный член семьи радует хозяев умением повторять речь и своей активностью.

  • Правильная осанка

    Спорт — залог здоровья, но в современном мире при нынешней цифровизации, дети все больше времени уделяют не мячу во дворе, а современным гаджетам, просиживая часами дома у компьютеров или пла

  • Храм Василия Блаженного

    В столице нашей необъятной Родины, в самом сердце, на Красной площади, стоит один из красивейших православных храмов нашего государства – храм Василия Блаженного.

  • Планета Меркурий

    Меркурий – самая маленькая и быстрая из всей земной группы планет. Из-за большой движущейся скорости, наименована в честь Меркурия – бога торговли.

  • Песок полезное ископаемое

    Песок – одно из самых распространенных ресурсов, имеющихся на нашей планете. Песок образовался из древних осадочных горных пород, которые прошли многомиллионый путь измельчения

  • Творчество художника Владимира Фельдмана

    Владимир Петрович Фельдман — русский художник и профессиональный живописец первой половины ХХ века. Родился в 1924 году в Красноуфимске. В Москве он учился и работал.

Доклад-сообщение Народные песни

Жанры русских народных песен

Жанры русских народных песен

Жанры русских народных песен

Песня – основа фольклора Народная песня — это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами

Песня – основа фольклора Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами

Песня – основа фольклора

Народная песня — это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами.

Поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».
Н.В. Гоголь говорил: «Под  песни  рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под  песни  мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под  песни  баб пеленается, женится и хоронится  русский  человек».
«У нас  народ, — писал Н.А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

Жанры русской народной песни

Жанры русской народной песни

Жанры русской народной песни

Колыбельные Колыбельные песни самые нежные, ласковые и простые

Колыбельные Колыбельные песни самые нежные, ласковые и простые

Колыбельные

Колыбельные песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки — это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

Колыбельные Баю-баю-баю-баю Не ложися на краю,

Колыбельные Баю-баю-баю-баю Не ложися на краю,

Колыбельные

Баю-баю-баю-баюНе ложися на краю,С краю свалишься,Мамы схватишься.

И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.

Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки.
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Да стал мой милый засыпать.

Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.

Солдатские песни Основные темы солдатских песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев

Солдатские песни Основные темы солдатских песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев

Солдатские песни

Основные темы солдатских песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

Солдатские песни Взвейтесь , соколы , орлами !

Солдатские песни Взвейтесь , соколы , орлами !

Солдатские песни

Взвейтесь ,  соколы ,  орлами !Полно горе горевать!То ли дело под шатрамиВ поле лагерем стоять!Лагерь — город полотняный,Морем улицы шумят,Позолотою румяной,Церкви маковки горят!

Там едва заря настанет,Строй пехоты зашумит,Барабаном в небо грянет,И штыками заблести!Развернется там с зарею
Молодецкая игра,Строй на строй пойдет стеною,И прокатится ура!!!

Плясовые песни Жанровая специфика плясовых песен связана с их назначением

Плясовые песни Жанровая специфика плясовых песен связана с их назначением

Плясовые песни

Жанровая специфика плясовых   песен  связана с их назначением. Эти песни исполняются как аккомпанемент танца, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. В связи с этим, многие из них теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность. Плясовые  песни лишь в редких случаях имеют сложный, содержательный текст.

Плясовые песни Чеботарик-чеботарь

Плясовые песни Чеботарик-чеботарь

Плясовые песни

Чеботарик-чеботарь
Мне сапожки сработал.
Чеботарик-чеботарь
Мне сапожки сработал.
Сафьяные переды,
Да высокие каблуки.
Сафьяные переды,
Да высокие каблуки.
Подвернулся каблучок,
А девка — хлоп! и на бочок!

Подвернулся каблучок,
А девка — хлоп! и на бочок!
Не видала, как упала,
Погляжу, пока лежу.
Не видала, как упала,
Погляжу, пока лежу.
Погляжу, пока ляжу
Я на правом на боку.
Погляжу, пока ляжу
Я на правом на боку.
Я на правом на боку
Помираю со смеху!

Возле   кумова   двора 
Приукатына гора,
Приукатына гора
Да ще водою улита.
Приукатына гора
Да ще водою улита.
Ще водою улита,
Чеботами прибита.
Ще водою улита,
Чеботами прибита.

Хороводные песни Издревле русские хороводы, музыка к которым сочинялась самим народом, носили медленный спокойный характер

Хороводные песни Издревле русские хороводы, музыка к которым сочинялась самим народом, носили медленный спокойный характер

Хороводные песни

Издревле русские хороводы, музыка к которым сочинялась самим народом, носили медленный спокойный характер. Естественно, что музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней.

Хороводные песни Я тебя гулять пущу,

Хороводные песни Я тебя гулять пущу,

Хороводные песни

Я тебя гулять пущу,А муж-от не пустит,Ой, да лю-ли, лю-ли,А муж-от не пустит.

Ой, ты муж, милой мой,Ты меня гулять пусти,Ой, да лю-ли, лю-ли,Ты меня гулять пусти.

Я тебя гулять пущу,А я шкуру с плеч спущу,Ой, да лю-ли, лю-ли,А я шкуру с плеч спущу.

Ой, да весна-красна,Она без игры прошла,Ой, да лю-ли, лю-ли,Она без игры прошла.

Ой, свёкор-батюшка,Ты меня гулять пусти,Ой, да лю-ли, лю-ли,Ты меня гулять пусти.

Трудовые песни Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»)

Трудовые песни Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»)

Трудовые песни

Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание.

С этими песнями легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели.

Трудовые песни Эй, ухнем, эй, ухнем!

Трудовые песни Эй, ухнем, эй, ухнем!

Трудовые песни

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Разовьем мы березу,
Разовьем мы кудряву,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Разовьем мы кудряву.

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, ей, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эх ты, Волга, мать-река,
Широка и глубока,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Широка и глубока!

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Мы по бережку идем,
Песню солнышку поем,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Песню солнышку, поем!

Частушки Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен

Частушки Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен

Частушки

Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре. Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

Частушки Петушок, петушок, Запевай частушки

Частушки Петушок, петушок, Запевай частушки

Частушки

Петушок, петушок,Запевай частушки.Ты горланишь хорошо,Подпоют несушки.Несушки, несушки,Курицы-подружки.

Наш баран богатый барин.Он себе обновку справил.То ли шуба, то ль кафтан,Не поймет теперь и сам!

Обрядовые песни Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды

Обрядовые песни Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды

Обрядовые песни

Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данный вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра:
— зимние песни (колядки); — весенние (веснянки);
— летние (песни на Ивана Купала); — песни пахоты и сева, сбор урожая;
— вознесенские песни; — масленичные и др.

Обрядовые песни А мы масленицу дожидались,

Обрядовые песни А мы масленицу дожидались,

Обрядовые песни

А мы масленицу дожидались,
Мы на горушку выходили,Ой ладу-ладу выходили,Ой ладу-ладу выходили.Сыром горушку насыпали,Маслом горушку поливали,Ой ладу ладу-поливали,Ой ладу ладу-поливали.

Наша Масленица дорогая,Она гостьюшка годовая,Ой ладу-ладу годовая,Ой ладу-ладу годовая.
Она пешею да не ходит,Всё на троечке разъезжает,Ой ладу-ладу разъезжает,Ой ладу-ладу разъезжает.

Бытовые песни Вся жизнь народа, от рождения и до смерти, сопровождалась песней, характер и содержание которой варьировалось в зависимости от обстоятельств

Бытовые песни Вся жизнь народа, от рождения и до смерти, сопровождалась песней, характер и содержание которой варьировалось в зависимости от обстоятельств

Бытовые песни

Вся жизнь народа, от рождения и до смерти, сопровождалась песней, характер и содержание которой варьировалось в зависимости от обстоятельств. Такие песни зародились в глубокой древности, автор их – народ. Это и есть музыкально-поэтический фольклор. Эти песни – элемент культуры русского народа, они исполняются в естественной манере соответственно содержанию, иногда с элементом ритуальных действий и игры.

Устиньюшка по горенке ходила,
Епистимовна по новой гуляла,
Миндальные орешки щелкала,
Скорлупку в окошечко кидала;
Макару в кудри попала.

Бытовые песни Еще во саде-садочке,

Бытовые песни Еще во саде-садочке,

Бытовые песни

Еще во саде-садочке,
Тут девицы гуляли.
Калина моя, малина моя!
Во саду цветочки рвали;
Они вили веночки.

Они бросали веночки
Во Дунай, во речку быстру;
Еще кто венок подымет,
За того замуж выйду
Калина моя, малина моя!

Песни о природе Природа России очень богата и разнообразна, и песен о ней просто не сосчитать

Песни о природе Природа России очень богата и разнообразна, и песен о ней просто не сосчитать

Песни о природе

Природа России очень богата и разнообразна, и песен о ней просто не сосчитать.

Посею   лебеду   на   берегу ,Мою крупную рассадушку,Мою крупную зеленую.Погорела  лебеда  без дождя,Моя крупная рассадушка,Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,Ни воды нет, ни казаченька,Ни воды нет, ни казаченька.Кабы мне да, младой, ворона коня,Я бы вольная казачка была,Я бы вольная казачка была.

Песни о природе Скакала, плясала б по лугам,

Песни о природе Скакала, плясала б по лугам,

Песни о природе

Скакала, плясала б по лугам,По зеленым по дубравушкам,По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,Со удалым добрым молодцем,Со удалым добрым молодцем.

Любите русскую народную песню!

Любите русскую народную песню!

Любите русскую народную песню!

Проснется нежность, задержу дыханье
И сердце светлой грустью разбужу.
О русской песне, о своем страданье,
Протяжным голосом спою и расскажу.
Застольная, привольная, земная,
Ты в радости и в горе рождена.
Здесь поселилась правда вековая
И скорбь народная и воли глубина.

В ней широта души многоголосья,
Взметнется птицей выше облаков.
Прольется златом в спелые колосья
И в балалайке зазвучит без слов.
Люблю тебя народная, живая,
Ты русским духом в песне дорожишь.
И мудрость предков строкам придавая,
Ты радость в сердце красотой продлишь.

Заключение Песнями богата родина моя

Заключение Песнями богата родина моя

Заключение

Песнями богата родина моя.Прославляет песня милые края.Звонкая, веселая, грустная порой
Льется по России вольною рекой.Сердце замирает, когда ты звучишь.О судьбе о нашей правду говоришь.О любви, разлуке часто мы поем,И о счастье тоже — каждый о своем.

Слайд 1

Русские народные песни

Слайд 2

ПЕСНЯ Жизнь дает для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета – То и отразится в песне у поэта.

Слайд 3

“ Вниз по матушке по Волге”

Слайд 4

ЖАНРЫ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ Былины, Хороводные, Наигрыши, Плясовые, Солдатские, Частушки, Лирические, Протяжные, Трудовые Исторические, О природе, родном крае, Родине, Бытовые, Колыбельные, Детский фольклор, Игровые, Колядки, Масленичные. Заклички,

Слайд 5

«Во поле береза стояла…»

Слайд 6

Оркестр русских народных инструментов — это оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

Слайд 7

Ой, звенит она, звенит! Всех игрою веселит! А всего-то три струны Ей для музыки нужны.

Слайд 9

В руки ты её возьмёшь; То растянешь, то сожмёшь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная.

Слайд 11

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть?

Слайд 13

Каким музыкальным инструментом владел сказочный герой Садко?

Слайд 15

«Ах вы сени, мои сени».

Слайд 16

Ах вы, сени, мои сени, Сени новые мои, Сени новые, кленовые, Решетчатые! Как и мне по вам, По сенечкам, не хаживати, Мне мила друга За рученьку не важивати! Ах вы, сени, мои сени

Слайд 17

Выходила молода За новые ворота, Выпускала сокола Из правого рукава. Ты лети, лети, соколик, На родиму сторону; На родимой на сторонке Грозен батюшка живёт.

Слайд 18

Не пускает молоду Поздно вечером одну. Я не слушала отца, Спотешала молодца. Ах вы, сени мои, сени, Сени новые мои, Сени новые, кленовые, Решетчатые!

Слайд 19

частушки Частушки как жанр русского народного фольклора появились в прошлом веке. Название “частушка” происходит от слова “частый”, “быстрый”. Каждая частушка представляет собой законченное по мысли рифмованное двустишие или четверостишие. Несмотря на лаконичность высказывания, частушки отличаются яркостью поэтического языка. Являясь малым жанром, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда «с перцем», частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив.

Слайд 20

1 Мы веселые такие Утром, вечером и днем, Потому, что мы частушки Развеселые поем. 2. “ Двойкам в наши дневники Не дадим пробраться”. Обещал четвертый класс Целый год стараться. 3. Буквы в Вовиной тетради Не стоят, как на параде. Буквы прыгают и пляшут, Вове хвостиками машут.

Слайд 21

4. Мы немножко пошумели — В окнах стекла зазвенели. Мы сказали: “Тишина!” — В школе треснула стена. 5 . Мы частушки вам сегодня Весело пропели. Не судите слишком строго- Спели, как сумели!

Слайд 22

Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая. Есть замечательная пословица: “Где песня льется, там легче живется”. Замечательные слова о русской песне сказал философ Иван Александрович Ильин: «Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение». Любите русскую песню!

Русские народные песни всегда являлись важной составляющей фольклора. Они помогают понять, какими были традиции, ценности и быт наших предков, какие ситуации волновали и печалили их, а какие вселяли радость и гордость. Имена авторов этих песен канули в Лету, отсюда и название «народная» – то есть, принадлежащая всем. Однако некоторые создатели таких песен все же известны, причем многие из них жили не в «стародавние» времена, а в XIX столетии. 

Отражение национального характера

Исследователи по-настоящему народных песен сходятся во мнении, что чаще всего руку к созданию этих произведений прилагали крестьяне. Посвящали их как повседневным и довольно простым ситуациям (смена времен года, посевные работы и сбор урожая, появление или уход члена семьи), так и различным сказочным и мистическим явлениям. Первая письменная информация о народных песнях относится к XVII веку. В очередной редакции «Домостроя» встречается такое понятие, как «шутливая песня», причем отношение к нему явно критическое. В допетровской России к такому творчеству на официальном уровне относились с подозрением, даже называли бесовским. Царь Алексей Михайлович лично приказывал уничтожать музыкальные инструменты, найденные в домах. Домры и гусли изымались немедленно – чтобы неповадно было.

Гусляры. Художник В. Васнецов

В годы правления Петра Великого и Елизаветы Петровны отношение к фольклору стало более лояльным. Появились новые жанры народных песен, а также новые герои. Теперь пели не только об удалых воинах и румяных девицах, но и о солдатах, писарях, чиновниках. С народной песней постепенно сливается городской романс, а немного позднее огромную популярность приобретают частушки. Четверостишия, положенные на незамысловатую мелодию, было весело сочинять и нетрудно исполнять. Кстати, качество исполнения в русской народной песенной традиции вообще не считалось самым важным. Можно было даже играть на ненастроенном инструменте, главное – делать это искренне, с душой. Русская народная песня была плодом внезапного порыва, желания поделиться своей болью или радостью здесь и сейчас.

Частушка

Первые сборники русских народных песен появились в восемнадцатом столетии, но расцвет интереса ко всему национальному и исконно русскому пришелся на XIX век. Большой вклад внес в этот процесс композитор Михаил Глинка. Он создал фантазию «Камаринская» на тему двух русских песен: западную музыку соединил с народными текстами. В 1850-х годах формируется объединение «Могучая кучка», продолжавшее дело Глинки. Кружок возглавил композитор Милий Балакирев, недолюбливавший западное видение музыки и снобистскую приверженность европейцев образованию в консерваториях. У всех композиторов «Могучей кучки» были и другие профессии, что не мешало им быть прекрасными музыкантами. Теоретические познания передавались по «сарафанному радио», народная песня вызывала интерес и уважение.

Давно забытые авторы любимых мотивов

Ярким примером того, как народная песня может «внезапно» обрести автора, является «Калинка-Малинка». Вопреки расхожему мнению о том, что история этой песни уходит корнями чуть ли не в допетровскую Русь, на самом деле создали ее в 1860 году. Автором оказался бывший офицер и музыкальный критик Иван Ларионов, проживавший в Саратове. Его землякам песня сразу пришлась по душе, и они стали передавать ее из уст в уста. Так «Калинка-Малинка» и стала народной. Друг Ларионова, руководивший хором, попросил у него разрешения на исполнение песни, – и ее популярность шагнула за пределы родного Саратова, разлетелась по всей стране. Новую жизнь «Калинке» уже в советские годы подарил ансамбль А.В. Александрова. Тогда о песне узнали в мире и стали узнавать по первым нотам. К сожалению, создатель «Калинки» Иван Ларионов недолго был свидетелем триумфа своего музыкального шедевра. В 1889 году он скончался и был забыт современниками. «Калинку-Малинку» с тех пор воспринимали как результат коллективного народного творчества.

Празднование Троицы

Схожим образом сложилась судьба другой «народной» песни – «Черный ворон». Ее создал унтер-офицер Невского полка Николай Веревкин, служивший при Николае I. Он участвовал в русско-турецкой и русско-иранской войнах, написал несколько духоподъемных песен, которые нашли отклик в сердцах солдат той эпохи. Так «солдатская» песня постепенно превратилась в «народную». В отличие от автора «Калинки», Николай Веревкин все же смог оставить личный след в истории: в 1837 году он опубликовал песенник «Под ракитою зеленой», в котором, конечно, был текст «Черного ворона».

Запись исполнения Федором Шаляпиным песни «Дубинушка»

Случалось и так, что с течением времени назначение и смысл одной и той же народной песни менялись. «Дубинушка, ухнем!» изначально считалась едва ли не гимном бурлаков, а затем стала революционной песней. В 1865 году юрист Александр Ольхин, прославившийся талантливой защитой «политических» на судебных процессах, немного изменил текст «Дубинушки», добавив призыв сбросить вековой гнет. Песня тотчас же приобрела известность в народнических кругах пореформенной России: ее текст переписывали от руки, включали в самодельные песенники. Теперь песню исполняли не бурлаки, обремененные тяжкой работой, а недовольные царской властью рабочие, студенты и солдаты. В начале XX века «Дубинушку» исполнил Федор Шаляпин. Премьера состоялась в 1906 году, когда артист давал бесплатный концерт для киевских рабочих. Его попросили исполнить «Интернационал», но текста певец не знал и предложил «Дубинушку». Исполнение этой песни Шаляпиным стало считаться эталонным – раскатистый и грозный голос солиста Большого театра как нельзя лучше подходил к новому, воинственному прочтению «народного» творения.

Сообщение о народных песнях

На чтение 3 мин Обновлено 5 февраля, 2022

Сообщение «Русские народные песни» 8 класс кратко можно рассказать на уроке. Доклад о народных песнях расскажет о видах и жанрах, о особенностях народных песен.

Содержание

  1. Сообщение о народных песнях
  2. Группы русских народных песен:
  3. Виды народных песен с примерами

Сообщение о народных песнях

Народные песни – это свидетельство большого таланта людей, которые сочетают в себе музыку и поэзию.

Особенности русской народной песни: 

  • отражение отношения людей к окружающей действительности, семье, родной природе, историческим событиям
  • отражение национального характера народа
  • музыкальный фольклор
  • коллективность творческого процесса
  • много вариантность песни
  • передача народной песни от поколения к поколению

Группы русских народных песен:

Обрядовая поэзия — масленичные обрядовые песни, календарно-обрядовая поэзия, новогодние обрядовые песни, семицко-троицкие обрядовые песни, весенние обрядовые песни, жнивные обрядовые песни, на девичнике, семейно-обрядовая поэзия на сговоре, в день свадьбы.

Исторические песни — жанр эпической устной поэзии, исторические песни и былины (Татарский полон, Песни о Ермаке, Взятие Казанского царства).

Традиционные лирические песни – разбойничьи песни, о крепостной неволе, тюремные, песни-баллады, ямщицкие, солдатские, бурлацкие, хороводные и игровые, любовные, семейные, шуточные и плясовые.

Детский фольклор — поэзия пестования, частушки, потешки, колыбельные песни, докучные сказки, прибаутки, заклички, приговорки, дразнилки, детские сказки, обрядовые песни, молчанки, скороговорки.

Виды народных песен с примерами

  • Любовные песни. Они отражают события, которые происходят из-за позабытой, неразделенной или преданной любви между девушкой и юношей. «Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь», «Ну, Господь же с тобой, батюшка», «Ай вы, ветры, ветры буйные», «Мимо садику, мимо виноградного…».
  • Семейные песни. Они построены на конфликте между мачехой и падчерицей, мужем и женой, отцом и взрослым сыном, свекровью и невесткой, братьями и сестрой, которые зачастую ведут к гибели, либо же описывают сиротскую или вдовью судьбу. Примеры – «Да за речкою, матушка, гусли гудят», «Да ли стой, стой, рябина», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Нынешня зима непогожая была», «Не у родной мамоньки дочь», «Я бы рада, друг, проститься — не велит жених!», «Молодушкам нету волюшки».
  • Трудовые песни. Исполняются во время разных производственных процессов, совершаемых коллективно на заводе, фабрике, стройке, торфянике. Примеры — «Дубинушка», «Песни грузчиков».
  • Военные песнопения: солдатские, рекрутские, казацкие песни. Их тематика достаточно многообразна — прощание с родными и любимой, проводы рекрута в армию, горькая участь новобранца, определение годности парня к службе. Пример — «Священная война», «Катюша», «По долинам и по взгорьям», «Маруся», «Смуглянка», «Эх, дороги», «В путь».
  • Невольные песни: темничные, тюремные, полоняночные, арестантские. Сочинялись заключенными людьми, которые осознают свою виновность или полагают себя незаконно осужденными. 
  • Юмористические и шуточные песни. Примеры «Как поедем, женушка», «Теща для зятя прираздобрилася», «Комара муха любила», «Вот задумал Комарик жениться», «Уж ты, Груня — ягода моя».
  • Календарные песни. Они приурочены к определенным датам или времени года. Примеры – Веснянки, «Масленая погорела…», «Коляда ходя, бродя…», «Ой, жаворонки, жаворонушки…», 
  • Свадебные песни. Примеры — «Марьюшка», «Иванушка», «Матушка», «Батюшка», «Подруженьки», «Свашенъки», «На море утица да й купалася», «Кланялась береза лесу темному».

Народная песня в современной жизни не потеряла своей актуальности. Она заставляет почувствовать связь с предками, своим народом и подарить прекрасное настроение. 

Надеемся, что народные песни краткое сообщение помогло Вам выделить главную информацию. А краткое сообщение на тему народные песни Вы можете дополнить через форму комментариев. 

  • Рассказ о русских монастырях
  • Рассказ о русских богатырях 5 класс однкнр
  • Рассказ о руслане из поэмы руслан и людмила
  • Рассказ о рукодельнице села
  • Рассказ о рублеве 5 класс однкнр