Рассказ о русской матрешке для детей дошкольного возраста

Содержание статьи

  • История куклы
  • Что символизирует?
  • Почему так называется?
  • Появление на свет
  • Первая матрешка
  • Виды
  • Изготовление
  • Игры с матрешкой
  • Примеры игр для детей разного возраста
  • Песни, стихи и загадки по теме
  • Стихи
  • Загадка
  • Песни
  • Видеопрезентация

Русская розовощекая расписная толстушка-кукла известна на весь мир. Пора и детям послушать интересную историю про матрешку. Для детей о куколке написано немало стихов, загадок, песен. С ними знакомство с игрушкой пройдет увлекательно и весело.

История куклы

Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).

Красивые матрешки

Существует поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок, и искуснее роспись, тем быстрее это произойдет.

Что символизирует?

В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.

Почему так называется?

Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена.

Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.

Это имя очень любили на Руси. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.

Появление на свет

В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.

Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукурокудзю (Фукурума) – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств.

Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. Вместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.

Первая матрешка

Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник. Расписал ее советский художник Сергей Милютин. Они работали в мастерской «Детское воспитание» под руководством Анатолия Мамонтова.

Первая матрешка Звездочкина

Семья Мамонтовых прославилась тем, что собрала мастеров и художников, которые помогли возродить старинные русские промыслы. Они сообща работали над воссозданием крестьянских игрушек, художественной росписи и русского стиля в целом.

У первой игрушки-матрешки было 8 мест. Самая большая фигурка – крестьянская женщина с черным петухом под мышкой. В ней прятались кукла в жилете, девочка с серпом, куколка с горшочком каши, мальчик в красной рубахе…Последняя фигурка – краснощекий младенец в пеленках.

Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.

Виды

Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:

  1. Матрешка из Сергиева Посада. Здесь первыми освоили промысел после закрытия мастерской «Детское воспитание». При росписи мастера использовали темный контур. Иногда детали рисунка выжигали. Куклы расписывали гуашью, а затем покрывали лаком.
  2. Семеновскую матрешку можно узнать по фартуку с пышным букетом цветов. Рисунок немного смещен вправо, а сама фигурка более стройная.
  3. Вятская матрешка изображает светлоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Для украшения игрушки используется особая солома.
  4. Матрешка из Полховского Майдана всегда украшена цветком шиповника – символом материнства и любви.
  5. Тематические матрешки сделаны по мотивам сказок, былин, повествований («Царевна-лебедь», «Конёк-горбунок», «Тарас Бульба»). Помимо этого тематические куклы изготавливались к памятным датам. Например, к 100-летней годовщине войны 1812 года. Они представляли собой фигурки Наполеона и Кутузова.
  6. Современные матрешки. Сегодня на игрушках изображают все, что угодно: портреты президентов, памятники культуры, животных, героев фильмов и мультиков. Современные работы отличаются оригинальностью. Рисунки на них чаще напечатанные, и больше напоминают фотографии или красочные картины.

Игры для детей с матрешками

Изготовление

Кому-то игрушка может показаться простой. На самом деле изготовить ее нашим предкам стоило большого труда:

  1. Фигурки вытачивали из мягкого дерева – ольхи, липы, березы, осины.
  2. Древесину заготавливали весной, когда в деревьях много сока.
  3. Бревна частично очищали от коры, после чего сушили 2 года.
  4. Дальше начиналась кропотливая токарная работа.
  5. Первой делали самую маленькую фигурку, затем – разъемные большие.
  6. Когда токарные работы были закончены, деревянные куколки зачищали до гладкости и покрывали клейстером.
  7. После этого их вручную расписывали.

Вместительная тонкостенная матрешка – предмет гордости мастеров.

Чтобы куклой было удобно играть, важно сделать ее легкой, с тоненькими, но крепкими стенками. Чем тоньше они будут, тем больше внутри вместится фигурок. И тем интереснее она станет.

Интересный факт. Самая вместительная матрешка состоит из 72 куколок. Ее высота составляет 1 м, а объем – 0,5 м. Уникальный экземпляр изготовили на базе Семеновской фабрики в 1970 году.

Игры с матрешкой

Среди современных игрушек матрешка отличается тем, что способна сама активизировать игру. Расписная кукла почти всегда вызывает у ребенка эмоциональный отклик. Становится интересно посмотреть, какая куколка следующая, сколько фигурок внутри спрятано, и каких? Попутно происходит процесс развития.

Матрешка:

  • Учит сравнивать фигуры по высоте, размеру, рисунку, объему.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Тренирует мышление, внимание, память и логику.

Детям нравится рассматривать узоры, замечать сходства и различия разных матрешек, создавать похожие куклы собственноручно. Через изучение особенностей игрушки постепенно приходит понимание традиций русского народа.

Матрешки для детей

Примеры игр для детей разного возраста

Матрешка интересна детям разных возрастов. С ней можно играть начиная с 1,5-2 лет. В этом возрасте на первый план выходит сенсорное развитие. Детям нравится трогать разные предметы, сортировать их, разбирать и собирать.

  • «Разбери и собери матрешку». Родитель показывает, как разбирается игрушка. Малыш должен повторить. Когда кукла полностью разобрана, взрослый и ребенок сообща ее собирают.
  • «Расставь от маленькой до большой». Родитель выстраивает куклы в хаотичном порядке, и просит малыша выстроить их в ряд по росту.

Детям младшего дошкольного возраста интересно проявлять смекалку и играть в ролевые игры.

  • «Угадай по описанию». Перед детьми располагают 4-5 кукол. Ведущий описывает одну из них. Кто первый угадает куклу, тот и победил.
  • «Чего не хватает?». Матрешка разбирается, и куколки выстраиваются в ряд. Дети по очереди описывают кукол, а потом отворачиваются. Ведущий прячет одну куклу. Нужно описать, какой фигурки не хватает.
  • «Матрешки-хозяюшки». Ведущий кратко рассказывает историю матрешки, делая акцент на том, что она олицетворяет мать и настоящую хозяйку. После этого детям дают по куколке. Нужно описать, какая она хозяюшка, что делает по дому.

Матрешки-хозяюшки»

Детям 5-6 лет можно предложить следующие игры:

  • «Наряди барышню». Детям выдаются листки бумаги в форме матрешки с нарисованной головой. Нужно придумать и нарисовать наряд (выполнить аппликацию).
  • «Где спрятано?». Ведущий кладет самую маленькую куколку в одну из 8-10 матрешек. Затем он говорит, где ее спрятал: «5 кукла слева» или «2 кукла справа». Кто первый находит куколку, становится ведущим.

В возрасте 7-8 лет актуальны математические игры:

  • «Найди пару». Ведущий подготавливает карточки в виде матрешек. Вместо росписи на фартуке пишутся примеры (на сложение, вычитание, умножение). Отдельно изготавливаются карточки с ответами. Нужно правильно подобрать пары карточек.
  • «Семеновская матрешка». Дети слушают рассказ и смотрят презентацию на тему. После этого они рисуют куклу на бумаге и выполняют характерную роспись красками.

Песни, стихи и загадки по теме

Вызвать интерес у детей к матрешке помогут занимательные стихи, загадки и песни.

Стихи

«Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!»

Загадка

«В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы».

Песни

  • Народная песня «Русские матрешки» (Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов):
  • Детская песня:

Видеопрезентация

Кратко рассказать о матрешке детям поможет следующий материал:

  • Видеопрезентация для детей дошкольного возраста:
  • Мультфильм про матрешку:
  • История от Галилео детям 7-8 лет:

Мир матрешек увлекательный и интересный. Расписные куклы являются частью русского народного творчества. Изучая историю игрушки, дети расширяют кругозор, знакомятся с традициями предков. Она воспитывает любовь к Родине. Это один из самых популярных символов России, любимый не только детьми, но и взрослыми!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

Конкурсная работа

НОД «Эти русские Матрёшки»

старшая группа

Выполнила:

Кокорина Екатерина Владимировна,

Воспитатель,

Миниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №7 «Солнышко»

г. Корсаков

Южно-Сахалинск

2018

НОД «Эти русские Матрёшки» для детей старшей группы

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире — Матрешки, разновидностях Матрешек, их характерными особенностями; с творчеством русского народного художественного промысла: росписи Матрешек;
  • формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт Матрешки разнообразными узорами (элементы семёновской, загорской, полхов — майданской, сергиев – посадской матрешки);
  • закрепить умение детей расставлять игрушки по возрастанию и убыванию, умение соотносить предметы по высоте.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие;
  • развивать интерес детей к народному творчеству, изобразительной деятельности;
  • развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
  • развивать самостоятельность, фантазию в придумывании рисунка сарафана для Матрёшки;
  • развивать основные движения, повышать двигательную активность;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям;
  • воспитывать любовь к народному искусству;
  • воспитывать у детей умение работать самостоятельно, аккуратно.

Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы, оборудование: короб, Матрёшки (Семёновская, Загорская, Полхов — Майданская, Сергиев – Посадская матрешка), кисти разных размеров, салфетки, краска, баночки с водой, схемы подсказки узоров для матрешек, русские народные мелодии.

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, нам дети с другой группы передали короб. Посмотрите, какой он красивый. А интересно что же в нём лежит?

Ответы детей.

Воспитатель: А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички, 
Дружно спрятали косички 
И живут семьей одной. 
Только старшую открой, 
В ней сидит сестра другая, 
В той еще сестра меньшая. 
Доберешься ты до крошки, 
Эти девицы — ……

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Правильно, матрешки.

Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.

Воспитатель: Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.

Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.

Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы.  Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком.  Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.

Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?

Дети: Другие Матрёшки.

Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.  

Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.

Воспитатель: Мы красавицы матрешки

                        Разноцветные одежки                                                                                                                                                            

                        Раз Матрена, два — Милаша,

                        Мила – три, четыре – Маша,

                        Маргарита это пять,

                        Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось? 

Дети: Пять Матрёшек.

Воспитатель: А какие Матрешки? 

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.

Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию».

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.  А еще наши матрешки любят играть, давайте вместе отдохнем и вместе играть начнем.

Воспитатель: Но не одна Матрёшка к вам пришла, а с подружками своими.

Воспитатель достаёт из короба других Матрёшек.

Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.

Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.

Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель: Какой узор на сарафане?

Дети: Цветы, ягоды, листья.

Воспитатель: А на голове у матрешки что?

Дети: Платок.

Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок.

Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки.  Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.

Воспитатель показывает другую Матрёшку.

Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?

Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек.

Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку.

Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?

Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.

Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: Посмотрите и скажите — какими цветами раскрашена эта Матрёшка?

Дети: Желтый, красный, синий.

Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. И Матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Посмотрите и скажите на мотив каких сказок расписаны эти Матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: А как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: Веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: Давайте поиграем с нашими Матрёшками. Разделимся с вами на 4 команды: 1 команда – Семёновская Матрёшка, 2 команда — Полхов – Майданская Матрешка, 3 команда – Загорская, 4 команда – Сергиев-Посадская.

Дети делятся на команды. Одному из участников каждой команды даётся соответствующая Матрёшка.

Воспитатель: Вы «Матрёшки», двигаетесь под музыку вокруг главных Матрешек, когда музыка затихает, вы приседаете и закрываете глаза, а Матрешки перебегают на другое место. Как только музыка начнёт опять играть, открываете глаза и ищите своих Матрешек.

Подвижная игра «Найди свою матрешку».

Воспитатель: Здорово поиграли! Ребята, давайте посмотрим не лежит ли ещё чего в коробе.

Воспитатель вместе с детьми смотрят в короб, находят там и достают листы с нарисованными Матрёшками.

Воспитатель: Посмотрите какие Матрёшечки. Как вы думаете, почему они грустные?

Дети: Матрёшки грустные, потому что они не раскрашены.

Воспитатель: Конечно. Посмотрите, лицо, платок и платье не раскрашены. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Что же делать?

Дети: Давайте раскрасим им их наряды.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами-художниками и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки.

Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку, которая вам больше всего понравилась. Посмотрите на столы, перед вами лежат нарисованные Матрешки, краска, кисточки, баночки с водой, схемы подсказки с узорами, которые помогут вам нарисовать узор для своей Матрёшки. Сначала разукрасим с вами платок, сарафан, фартук, а потом будем наносить на одежду узоры. Приступайте к работе.

Дети раскрашивают наряды Матрёшки красками, воспитатель подсказывает, помогает. Во время работы звучат русские народные мелодии.

Воспитатель: Раскрашен на наряд?

Дети: Да.

Воспитатель: А пока краска сохнет, поиграем с вами. Вставайте со своих стульчиков, становитесь рядом.

Физкультминутка «Мы — веселые матрешки».

Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Посмотрите на схемы, какие узоры необходимы для вашей Матрёшки и приступайте к рисованию узора.

Дети рисуют узоры для нарядов своих Матрёшек. Во время работы звучат русские народные мелодии.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники. Ваши расписные Матрёшки высохнут, и мы сделаем выставку работ.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились сегодня с Матрёшкой.

Воспитатель: А что вы узнали нового о Матрёшках?

Ответы детей.

Воспитатель: Что мы с вами рисовали?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже. До свидания.

Конспект НОД в средней группе

«История русской матрешки».

Цель:
знакомство детей с историей русской матрешки.

Задачи:

          
Развивать эмоциональную отзывчивость детей
на произведения народного декоративного искусства;

          
Познакомить детей с одним из видов народного
декоративно-прикладного искусства;

          
Содействовать патриотическому воспитанию
детей, воспитывать чувство гордости за наш народ;

          
способствовать развитию речи, внимательности,
наблюдательности;

          
формировать эстетическое отношение и
развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов
деятельности (словесной, художественной);

          
учить выделять знакомые детям детали
костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть
их красоту;

          
Воспитывать дружеские взаимоотношения
между детьми.

Словарная
работа
:
Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, чурочка.

Оборудование: Деревянная
игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, карандаши, салфеточки
(на каждого ребенка).

Предварительная
работа:
 Рассматривание иллюстраций с
изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества
(потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание
подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход
занятия:

Воспитатель:
Ребята,
посмотрите,  сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.

Организационный
момент:

Воспитатель:

Ребята,
сегодня для вас я приготовила  сюрприз — волшебную шкатулку. Вот она, но
чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова: 
            Нам, шкатулка, дай ответ,
            Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку). 
А чтобы узнать, что в шкатулке  вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть
для вас одна игрушка,

Не
лошадка, не Петрушка.

Алый
шелковый платочек,

Яркий
сарафан в цветочек,

Упирается
рука в деревянные бока.

А
внутри секреты есть:

Может
три, а может шесть.

Разрумянилась
немножко

Наша
русская ….

Ответы
детей.

Воспитатель:
Правильно ребята – это матрешка.

Воспитатель:

Кто
не знает нашу русскую куклу — игрушку развеселую матрешку?

Матрёшка
— выточенная мастером из дерева  в виде расписной 
куклы,
внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных
кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют форму в виде яйца с
плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется
женщина в красном сарафане и платке. Русскую деревянную куклу назвали
матрёшкой. Сделано это было не случайно. Давным-давно имя Матрена, Матрёша
считалось одним из наиболее распространённых женских имён, означающее — мать.
Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.

Воспитатель:

Ребята,
а кто знает когда и как появилась такая кукла — матрешка?

Ответы
детей.

А
вот теперь послушайте, как это было!

Было
это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской
земле
, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке.
Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке
печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик
ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее
игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь
придумаем. Обязательно развеселим твою дочку и придумали они на ярмарку сходить
да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали
да выбирали
. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и
довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела,
разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей
грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и
яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову
повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка
и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей
стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать.
Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.

Полюбилась эта кукла русскому народу
и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают
в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку
вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо –
налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают
в ладоши).

Воспитатель:
Ребята, а давайте рассмотрим нашу матрешку. Во что одеты наша матрешка?

Ответы
детей
.

Воспитатель:
А какая это одежда?

Ответы
детей
.

Воспитатель:
А Матрешечка сама какая?

Ответы
детей. (Дети называют прилагательные ответы)

Воспитатель:
Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешу. А я
тоже хочу несколько слов сказать про матрешкупослушайте:

Словно
репа она круглобока,

И
под алым платочком на нас

Смотрит
весело, бойко, широко,

Парой
черных смородинок — глаз

Алый
шелковый платочек,

Яркий
сарафан в цветочек

Упираются
руки в бока

А
внутри ее секретик есть

Может
три, а может шесть

Разрумянилась
немножко

Наша русская
матрешка
.

Воспитатель:
А вы, ребята, хотите посмотреть, что же за секрет такой, кто же спрятался
в матрешке? Давайте тогда откроем нашу матрешку и посмотрим,
сколько сестриц спряталось внутри?

Ответы
детей.

Воспитатель:
Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?

У
каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот,
она какая кукла расписная.

Ой,
ребята, совсем забыла, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели
раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. Лицо, платок и  платье из
простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые
наряды. А вы хотите стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам?

Ответы
детей.

Воспитатель:
Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель
помогает  детям занять места  за столом для творчества, на котором
заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка,
карандаши, салфетки.)

Пальчиковая
гимнастика «Игрушки».

У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка

И
с хвостом пушистым кошка.
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

Рисование «Укрась матрешку».

Украшенные матрешки размещаются
на доске.

Воспитатель:
Все матрешки стали яркими, веселыми, озорными.

Матрешки веселые
не любят на месте сидеть, они любят играть и веселится, а вы хотите с ними
поиграть?

Ответы
детей.

Игра:
«Матрёшка и мышь»

Вот
матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. ( «Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки   (Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке      руки то к одному, то к другому
уху)

Чьи – то серенькие ножки. ( «Прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам).

Воспитатель:
Молодцы хорошо работали, а что интересного узнали для себя, кому что
понравилось?

Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у на живут,
Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.

В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой,
Будет третья во второй.

Половинку открути
Плотную, притёртую.
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.

А внутри пустая,
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.

– Сколько Вас, –
у них мы спросим.
И ответят куклы:
Восемь!

Немного истории.

“Мы уверены в том, – писала Е.Флерина, – что народная игрушка является, при
тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой
педагогики”.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Точёная деревянная фигурка
девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание
яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает
другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и
представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

В 90-х годах позапрошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую Мамонтова
привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца
Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума
раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей
матрёшки.

Первая русская матрёшка была выточена токарем Звёздочкиным и расписана по
эскизам художника Малютина. Кукла не походила на японскую. Это была девочка в
русском сарафане и переднике, с петухом в руках. Настоящая Матрёна. Так и
прозвали куклу матрёшка. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала
девочку в сарафане и платке, с петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем
опять девочка и т.д. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя,
восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Все сразу полюбили весёлую
матрёшку. Абрамцевские резчики по дереву принялись за работу. Вырезали матрёшек
медленно, вручную, украшали выжиганием. И однажды появилась она на Сергиевском
базаре.

Вот Машка, Дашка и Наташка –
Три штучки в одной кучке.
А сынок Ванюша
дома остался,
мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо
раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг
переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а там ещё одна!
Вот так мастер! Любовались матрёшками многие, но купить могли только богачи.
Потом сообразили, что гораздо легче вытачивать её на токарном станке. Токари
изобрели специальные стамески, чтобы выбирать дерево из середины игрушки. Дело
пошло быстрее. Изобретательные мастера придумывали разные формы матрёшек. Но
фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и
выпускается до нашего времени матрёшка традиционной формы.

– Тарарушки, тарарушки
Это русские игрушки,
Очень славные, да забавные,
Да нарядные, ненаглядные.
Русских много есть игрушек:
И коней, и погремушек,
Разноцветные флажки,
Расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке –
Это русские матрёшки.

Матрёшки.

В начале ХХ века производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии
Семёновского района
, где издавна существовал токарный промысел. Здесь
матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке
своеобразную форму и роспись. Она более стройная, вытянутый верх плавно
переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета. На её
переднике всегда яркий большой цветок. Не похожа она на Загорскую матрёшку и
чертами лица. Загорская матрёшка плотная, приземистая. Верх плавно
переходит к утолщённому низу фигурки. Она в сарафане с вышитым узором, кофточке,
платке.

Семёновский промысел дошёл и до села Полхов-Майдан, что в ста
километрах от Мурома, где точили удлинённые маломестные или даже совсем
неразъёмные матрёшки. В окраске одежды господствует малиновый, фиолетовый,
розовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые чередуются с
красными точками ягод. Цвета грубоваты, резки, но необычно декоративны и
своеобразны. Характерной особенностью этих матрёшек является изображение на
голове полушалка с цветами. По форме эти матрёшки также отличаются от других. У
них более плавный контур, и как бы вытянутые пропорции.

Калининская матрёшка отличается и формой и росписью. Она более
вытянутая, стройная. Роспись так же своеобразна. На её сарафанах нет цветов, нет
яркой вышивки, а чаще всего эта матрёшка в шубке, или в тулупчике, в платке.
Краски не яркие, очень часто сочетаются красный и чёрный цвета.

Работа с детьми.

Учитывая особенности матрёшки, я пытаюсь целенаправленно использовать эту
игрушку в детском саду. Работа проводится с детьми старшей группы. Основные
задачи, поставленные мной, можно сформулировать так:

  1. Научить детей различать виды матрёшек по месту производства и основным
    признакам – цвету, форме, узору.
  2. Выяснить влияние русской народной игрушки на эстетическое развитие
    дошкольника.

Для реализации этих задач используются следующие методы и приёмы:

  1. Рассматривание и описание детьми матрёшек.
  2. Рассказ воспитателя о матрёшках и её мастерах.
  3. Рисование матрёшек.
  4. Заучивание стихотворений.
  5. Составление детьми рассказов с персонажем матрёшки.
  6. Дидактические игры.

Работа проводится в несколько этапов:

  1. Изучение представлений детей о матрёшке.
  2. Ознакомление детей с матрёшкой как с предметом народного творчества.
  3. Умение различать матрёшек по форме, цвету, узору, по месту производства.
  4. Составление сказок и рассказов о матрёшках.
  5. Использование детьми матрёшки в самостоятельной деятельности детей.

Рисование.

Мы с детьми рисовали матрёшек. Проведённая беседа помогла выяснить главное,
на что надо обратить внимание: узор, цвет, форма. Дети рисовали матрёшек с
удовольствием. Я не ограничивала детей в выборе красок. Анализ работ показал,
что дети эмоционально воспринимают, передают цвет, форму, роспись.

При сравнении видов матрёшек детям задавался вопрос, – На какой матрёшке
больше понравился узор?

Выводы.

На основании проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Матрёшка является важным средством эмоционального воздействия на детей.
  2. Разнообразие видов матрёшек, неповторимость их внешнего облика служат
    основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей.

Цель:

заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через представление о русской матрешке, как о символе русского народного искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями русской матрешки;
  • развивать познавательный интерес, творческие умения, фантазию, наблюдательность детей через приобщение к народному творчеству;
  • формировать грамматически правильную речь;
  • воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке.

Материалы и оборудование: деревянные куклыматрешки, видеопрезентация, плоскостные матрешки.

Методы и приемы:

наглядный, словесный, практический, игровой, сюрпризный момент, обеспечение интереса и эмоциональности детей.

Формы и виды организации детской деятельности: 

образнохудожественная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, театральная.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой 

(матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.

Художественно-эстетическое развитие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1.1. Воспитатель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям. У нас сегодня много гостей, они пришли познакомиться с нами и посмотреть, что мы будем делать. Давайте мы им поможем познакомиться с нами.

Раз, два, три, четыре, пять

В кружочек встали мы опять.

(Воспитатель называет своё имя, передает мяч ребёнку – он называет своё имя, поочерёдно передают мяч друг другу.)

Воспитатель: Ну, вот мы и познакомились. Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель:

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (Матрешка.)

В группу входит девочка, переодетая в матрешку. Дети здороваются с матрешкой и она садится на стул.

Воспитатель: Конечно, это Матрешка! — Посмотрите, какая она яркая и нарядная!

— Ребята, скажите, а какая матрешка? (красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная, разъемная, сувенирная, праздничная, нарядная, гладкая, твердая).

— Ребята, из чего сделана матрешка? (Из дерева.)

— Значит она какая? (Деревянная.)

— Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили.)

— Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

— Посмотрите, а какое лицо у матрешки? (Доброе и ясное.)

— Какие глазки? Щечки?

— Во что одета матрешка? (Платок, кофту, сарафан, фартук.)

2. Основная часть занятия.

(По ходу занятия используется видео-презентация.)

2.1. Воспитатель: Но откуда же в России появилась Матрешка? Хотите узнать? Я расскажу, как родилась матрёшка.

2-3 слайд: Давным-давно это было. В одном царстве — государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.

4 слайд: Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку — куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

5 слайд: Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрёшкой.

6 слайд: С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка — матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

7 слайд: Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. Матрешка – желанная гостья в каждом доме.

2.2. Давайте посмотрим мультфильм про Матрешку.

2.3. Воспитатель: — Давайте поиграем в интересную игру, она называется «Верю — не верю».

— Вы верите в то, что матрешка кукла добрая? Почему?

— Вы верите в то, что матрешка кукла с секретом? Почему?

— Вы верите в то, что матрешка может утонуть? Почему?

— Вы верите в то, что существует матрешка ростом больше вас? Почему?

На подносе стоят по порядку матрешки.

2.4. Физкультминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши.)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед.)

Топают матрешки. (Топают ногами.)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо.)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо.)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево.)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши.)

А сейчас давайте пройдем в творческую мастерскую.

А как вы думаете, для чего мы идем в творческую мастерскую?

Правильно, мы сейчас будем украшать фартучки у Матрешек.

2.5. Перед работой обязательно нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Матрешки».

Мы – красавицы матрешки, (разжимают кулачки)

Разноцветные одежки. (шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша, (загибаем поочередно пальцы на правой руке)

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять (начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (разжимают кулачки 2 раза)

(В. Степанов.)

2.6. Аппликация на тему «Матрешка».

Объяснение этапов работы. Рассматриваем образец, готовые формы, рассказываем о месте наклеивания узора (в центр, середине, по краю).

Самостоятельная деятельность детей. Фоном звучит музыка «Русская 

матрешка».

Раздаю каждому ребенку силуэт матрешки, вырезанный из плотного картона, элементы украшения (цветочки, кружочки, листочки). Дети располагают элементы аппликации на силуэте в соответствии с образцом, наклеивают детали (элементы украшения).

3. Итог.

3.1. С готовыми матрешками дети становятся в круг.

— Вам понравилось занятие?

— Что вы делали на занятии?

— Для чего делали матрешек?

Конспект педагогического мероприятия
«Матрёшка — символ земли русской»

Автор: Трубицына Елена Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад № 4 г. Ельца

Населенный пункт: Липецкая область, г. Елец

Форма проведения: образовательная деятельность.

Образовательные области: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развития.

Цель:

Формирование патриотизма у дошкольников посредством ознакомления с русской игрушкой – матрешкой.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей создания русской матрешки.
  • Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, пословицами, чистоговорками.
  • Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах.

Коррекционные:

  • Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательного с существительным, числительного с существительным, образовании уменьшительных форм прилагательных.
  • Упражнять детей в подборе слов – антонимов.

Развивающие:

  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
  • Развивать творческую фантазию, мыслительную деятельность.
  • Расширять и обогащать словарь по теме.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать графомоторные навыки.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки, символа русского народного искусства.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, самоконтроль за речью.

Словарная работа: матрешка – символ земли русской.

Оборудование.

  1. Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, диск.
  2. Образовательные ресурсы: видео-презентация «История русской матрешки».
  3. Дидактическое оборудование: матрешки, карточки с цифрами, карточки с отгадками, пособие «Речевая карусель».
  4. Прочее: салфетки, ножницы, клей, кисти, заготовки матрешек (по количеству детей).
  5. Методы педагогической деятельности: словесные, наглядные, игровые.

Используемые педагогические технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, игровые технологии, элементы личностно – ориентированной технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология поисково-исследовательской деятельности.

Ход образовательной деятельности.

В.: Дети, сегодня у нас гости (дети здороваются). Подарите всем свое хорошее настроение.

В.: Я сегодня принесла вам корзинку. А что в ней лежит, вам нужно угадать. Вы хотите узнать, что это за предмет лежит в корзине? (ответы детей)

— Вы можете сразу угадать, что это за предмет? (ответы детей)

— А чтобы угадать, вы должны задавать вопросы.

— О чем бы вы хотели узнать?

Д.: Этот предмет, какой величины?

В.: Мой предмет большой, но он может быть разной величины: от самого большого до самого маленького.

Д.: Предмет, какой формы?

В.: Этот предмет овальной формы.

Д.: Для кого предмет предназначен?

В.: Предмет предназначен для взрослых и детей.

Д.: Из чего состоит предмет?

В.: Предмет состоит из фигур разного размера.

Д.: Это пирамида?

В.: Нет, не угадали.

Д.: Из чего сделан этот предмет?

В.: Этот предмет делается только из дерева липы, ольхи и березы.

Д.: Для чего нужен предмет?

В.: С этим предметом можно играть, рассматривать, любоваться, подарить.

В.: Ну что, дети, вы догадались? (ответы детей)

Д. : А загадайте загадку про этот предмет?

В.: Хорошо, слушайте внимательно загадку.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

Д.: русская матрешка!

В.: да, дети, вы угадали.

Воспитатель достает матрешку из корзины.

В.: Дети, сегодня мы познакомимся с историей русской матрешки? (ответы детей.)

Это матрешка. Она уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, стала символом России, символом земли русской. Матрешка – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А теперь я расскажу откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и запоминайте.

Видеопрезентация.

— Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.

Однажды задумал он сделать необычную игрушку — куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и положил на щёчки яркий румянец. Изобразил в ней русскую крестьянскую девушку. Веселая получилась куколка, смешная.

И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.

С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.

Воспитатель подводит детей к выставке матрешек.

В.: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

В.: Дети, посмотрите, сколько матрешек у нас сегодня в группе, и они все разные.

В.: Назовите, матрешка, по признакам какая?

Д.: Веселая, озорная, игривая, радостная, праздничная, добрая, ласковая, нарядная, сувенирная, деревянная, разъемная, загадочная, гостеприимная.

В.: Дети, вы правильно назвали признаки, сказали какая матрешка, Но среди всех слов, вы сказали матрешка разъемная. Трудное слово. Давайте вместе произнесем слово «разъемная». Сначала тихо, потом громко.

Дети произносят.

В. Что означает это слово «разъемная»? (ответы детей)

В.: Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?

Д. : Овал.

В.: Верно, дети, плоская фигура овал.

В.: Ребята, а на что похожа матрешка?

Д.: На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик, на букву О.

В.: Дети, вы сказали, что матрешка разъемная. Надо выполнить следующее задание: разобрать матрешку от самой большой до самой маленькой.

… разбирает, а вы, дети, считайте матрешек.

Ребенок разбирает матрешку и ставит от большой до самой маленькой, а дети считают.
В.: Сколько матрешек вы видите? (дети отвечают)

В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 1?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 1.

Д.: одна матрешка (..А ты как скажешь? …А ты, как думаешь?)

В. А если я поставлю карточку с цифрой 4, сколько станет матрешек?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 4.

Д.: четыре матрешки. (..А ты как скажешь? …А ты, как думаешь?)

В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 7?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7.

Д.: семь матрешек. (..А ты как скажешь? …А ты, как думаешь?)

В.: Дети, вы правильно согласовывали числительные с существительными

В.: Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут —
Всех матрешками зовут.
— Эта игрушка с сюрпризом.
— Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
В.: Каждая Матрешка со своим заданием. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая Матрешка?

— Давайте узнаем, какое задание принесла эта матрешка. Ой, дети, она любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.
Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они , как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

(Воспитатель проверяет и спрашивает: « Правильно он показал отгадку?» Предлагает кому – то из детей сказать, а как он думает…)

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать.

(Матрешки)

(Воспитатель проверяет и спрашивает: «Правильно он показал отгадку?»)

В нем вода, но он не речка.

Хоть и с клювом, но не грач.

Он не печка, хоть и печка,

От углей он стал горяч.

И пузат, и добродушен,

Он гостей собрал на ужин,

Чай налил, дымится пар!

Ой, спасибо,…

(Самовар)

(Воспитатель проверяет и спрашивает: «Правильно он показал отгадку?»)

Коль одежда надоела,

На обновку денег нет,

Ни к чему сидеть без дела,

Как тут быть – один ответ.

Украсьте платье, рукава,

А для этого занятья вам помогут…

(Кружева)

(Воспитатель проверяет и спрашивает: «Правильно он показал отгадку?»)

(Дети отгадывают загадки воспитателя, показывают картинки- ответы).

В.: Дети, вы правильно мыслили , поэтому отгадали все загадки.

Д.: Е.Н., а давайте узнаем, с каким заданием пришла третья матрешка.

А эта Матрешка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава ее так и называется — чистоговорка.

Воспитатель проговаривает чистоговорку, а потом вместе с детьми.

Ша- ша- ша – как Матрешка хороша,

Ши – ши –ши – с Матрешкой играют малыши.

В.: Дети, вам понравилось произносить чистоговорки, потому что каждый из вас старался четко произнести все звуки.

В.: А какое же задание принесла нам вот эта матрешка? Дети, матрешечка хочет, чтобы вы составили рассказ о ней. Попробуем составить рассказ? (ответы детей)

— А поможет вам, ребята, составить рассказ речевая карусель.

Составление рассказа по картинкам-опорам. Воспитатель вызывает 6 детей, которые занимают места около секторов.

Затем под музыку бегут вокруг речевой карусели, как только музыка остановилась. Дети останавливаются и начинают рассказ по очереди по своей картинке – опоре.

Рассказ по картинкам – опорам.

  1. Что это?

Это матрешка, русская народная игрушка. Она веселая, озорная, добрая, гостеприимная.

  1. Форма, размер.

Матрешка овальной формы, похожа на вытянутое яйцо. Она большая, толстобокая. Матрешка разборная, раскрывается пополам. Внутри каждой куклы находится кукла поменьше.

  1. Материал, из которого сделана.

Матрешка сделана из дерева березы. Она деревянная.

  1. Внешний вид.
  • – настоящая русская красавица. Она круглолицая, румяная, глаза синие, большие, прикрыты густыми ресницами, носик курносый, губки алые. Голова покрыта платочком красного цвета в горошек. Яркий сарафан с фартуком. Рубашка желтая с узорами.
  1. Что с ней можно делать?

Матрешка – это куколка. С ней можно играть, рассматривать, любоваться, подарить.

  1. Польза человеку.

Матрешка – символ России. В ней скрыта вся теплота и щедрость русского народа.

В.: а теперь надо составить полный рассказы о матрешке.

Воспитатель вызывает 2 детей по очереди составить полный рассказ.

1 рассказ.

Русская матрешка.

Матрешка — знаменитая русская игрушка. Она добрая, приветливая, красивая. Матрешка имеет овальную форму, разборная, состоит из двух частей. Эта куколка с секретом. Внутри каждой куколки находится куколка поменьше. Матрешка деревянная. Лицо у матрешки круглое, с большими синими глазами, губки бантиком, носик маленький. Одета матрешка в нарядный русский сарафан, рубашка желтого цвета с узором. Голова покрыта ярким платком в горошек. В руках у матрешки каравай, она гостеприимная. Мне нравится матрешка, в ней доброта русского народа.

В.: Хороший рассказ составила… . …Вы, наверное, заметили, что она очень интересно рассказала о матрешке с секретом.

В.: Дети, а скажите, в чем секрет матрешки? (ответы детей).

В.: Говорят, что если загадать желание и вложить записочку в матрешку, то оно обязательно сбудется.

В.: Рассказ получился интересный, содержательный, последовательный, грамотно и правильно построены предложения,

В.: Кто еще составит рассказ? (ответы детей) Помните, что рассказы не должны повторятся.

2 рассказ.

Матрешка.

Матрешка – народная игрушка. Пышная, нарядная толстушка, веселая и доброжелательная. Матрешка большая, овальной формы. Это разборная игрушка. Из одной матрешки появляется матрешка поменьше. Матрешка сделана из дерева. Она краснощекая, с большими синими глазами, носик маленький, курносый. Губы алые. Матрешка одета в ярком русском сарафане, рубашка с узором. В руках у матрешки каравай. Так как матрешка куколка , то с ней можно поиграть, подарить другу, да и просто любоваться. Матрешка – гордость России. В ней заложена гостеприимность нашей страны .

В.: Рассказ получился интересный, содержательный, последовательный, грамотно и правильно построены предложения, подобраны сравнения: краснощекая, носик курносый. В рассказе есть начало, середина, конец.

В. : … сказала, что матрешка краснощекая. Трудное слово. Давайте произнесем его вместе. Сначала девочки. (девочки произносят), потом мальчики. (мальчики произносят).

В.: Что означает это слово краснощекая? (щечки красного цвета, румяная)

В.: Ой, мои хорошие, вы составили прекрасные рассказы, и эта матрешка предлагает вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Дети становятся в круг вместе с воспитателем.

(музыкальное сопровождение)

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Д.: Е.Н., а что же эта матрешка приготовила для нас. Дети, она хочет поделиться с вами умными мыслями — пословицами. Послушайте ее пословицы и подумайте, чему они учат нас.

Дети слушают пословицы и отвечают, что они означают.

Воспитатель произносит пословицу, затем дети проговаривают пословицу вместе с воспитателем.
Родина – мать, умей за нее постоять! ( На свете нет места, более родного , чем родные места, родная страна.)

В.: Дело мастера боится. ( Любое дело , за которое берется мастер, делает легко и качественно.)
В.: дети, вы справились с заданием, потому что правильно изложили свои ответы.

В.: Дети, а вы любите играть? (ответы детей)

В.: Вот эта матрешка не любит сидеть на месте. Она любит играть. Давайте поиграем с ней. А игра называется «Назови ласково».

(Воспитатель бросает мяч, а дети отвечают).

В.: Объясняю, как в нее играть.

Большая матрешка, а вы должны ответить: маленькая , т.е. противоположное слово большая и матрешечка, так как это будет ласково. Кого мы назвали ласковым словом?

Д.: матрешечку

Цветная лента – однотонная ленточка.

Высокий забор – низкий заборчик.

Толстые губы – тонкие губки.

Чистый платок — грязный платочек.

Длинный сарафан — короткий сарафанчик.

Широкая рубашка — узкая рубашечка.

Бросить камень — поднять камешек.

Веселый человек — грустный человечек.

В.: Дети, я думаю, что вам понравилась эта игра, потому что с заданием все справились: правильно называли противоположные и ласковые слова.

В.: Дети, а мне тоже хочется узнать, а с чем пожаловала к нам эта матрешка. Ой, а она не просто матрешка, а матрешка- художница. Эта матрешка хочет, чтобы вы , дети, украсили яркими узорами ее сестриц матрешек. Вам хочется выполнить такое задание? (ответы детей)

Предлагаю детям подойти к столу.

В.: Эта матрешка начала сама раскрашивать, но не доделала, так как хочет проверить ваши способности.

  • Сегодня будем украшать фартуки матрешек знакомой вам техникой – ниткографией. В работе будете использовать разноцветные нити и клей. Давайте, вспомним, как правильно укладывать нить на листе бумаги.

Кто – то из детей рассказывает:

— Сначала нанесем узоры на сарафан простым карандашом. А потом по этим линиям намазываем клеем и укладываем нить.

В.: Какими линиями мы можем украсить? (прямыми, наклонными, волнистыми, спиралью)

В.: Но перед начало работы, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика. (под музыкальное сопровождение)

Мы красавицы матрешки (сжимать и разжимать пальцы)

Разноцветные одежки (шевелить пальцами)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре- Маша,

Маргарита – это пять (загибать по очереди пальцы)

Нас нетрудно сосчитать. ( сжимать и разжимать)

В.: Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети берут шаблон матрешки и проходят к столам. (звучит музыка)

Дети выполняют работу.

В.: Дети, вы очень красиво украсили матрешек, используя технику – ниткографию. Каждая матрёшка хороша по-своему. Все матрешки символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку ваших работ. (вывесить рисунки на магнитную доску).

В.: Вы настоящие мастера! Пусть они останутся у вас как памятный подарок о вашем творчестве. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

В.: Дети, а что бы вы хотели дополнить?

Д.: А можно рассказать стихотворения о матрешке.

В.: Конечно же можно. Слушаем вас.

Дети рассказывают стихи.

1. Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!

2.Едет по России,

плывет за океан
Наша Русская матрешка

веселый сарафан,
И теперь диктует моды

симпатичный сувенир,
Матрёшек хороводы

покорили целый мир.

3.Раскрасавицы-подружки,

Знамениты на весь мир.

Для детей они – игрушки,

А для взрослых – сувенир.

В.: Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.

В.: Дети, символом какой страны является игрушка – матрешка? (ответы детей)

— Почему вы так решили?

Д.: Матрешка раскрывает тайну русской души.

Д.: Матрешки символизируют собой любовь и дружбу, благополучие.

В.: Да, дети, сегодня матрешка – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.

Список используемой литературы:

  1. Богоуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968
  2. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Мы гордимся стариной, стала нам она родной. Апатиты, 1999
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008
  4. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М., 2003
  5. Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. М. 2003

Приложения:

  1. file0.docx.. 36,7 КБ

Опубликовано: 23.10.2019

  • Рассказ о русской кухне на немецком языке
  • Рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования ивана грозного
  • Рассказ о русской азбуке 5 класс
  • Рассказ о русских традициях на английском
  • Рассказ о русских традициях для детей