Рассказ о русском сарафане

Русский сарафан
08.02.2019

Содержание:

  1. История возникновения русского сарафана.

  2. Особенности русского сарафана.

  3. Разновидности русского сарафана.

  4. Русский сарафан в современной моде.

  5. С чем носить русский сарафан.

  6. Аксессуары русского сарафана.

  7. Ткани русского сарафана.

  8. Как украсить русский сарафан.

Сарафан – это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причем не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских народов, но только в России он стал национальным символом.

fec1106cc954b4bfa2b82d3c8cd75b9b.jpg

Сарафан является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин по всему миру, но только русским вдохновляются самые знаменитые, признанные кутюрье, которые привели этот элемент гардероба в высокую моду.

История возникновения русского сарафана

Первые упоминания относятся к XIII веку: в одной из летописей использовалось это слово.

Интересно! Платья, похожие на сарафаны по крою, носили в самых разных странах – например, он часто встречается в национальных костюмах Скандинавских народов. Однако считается, что его изначальной родиной стала Азия – предположительно, Индия.

Существует несколько теорий происхождения слова «сарафан». Известно только, что оно точно было заимствовано из восточных или азиатских языков. Три наиболее известные версии происхождения этого слова:

  1. «Сарафан» — это иранское слово, которое в дословном переводе обозначало человека, «полностью одетого».

  2. «Сарапа» — слово из персидского языка, которое, впрочем, означает то же, что и иранский «сарафан».

  3. «Сари» — это индийское известное слово дословно означает «отрез ткани». Если подумать, то все три слова оказываются приблизительно равноценными по смыслу, а значит, неизвестно, какое из них раньше проникло в наш язык и было освоено.

Итак, становится ясно, что, ставший национальным символом, сарафан был вещью заморской, появившейся у нас благодаря налаженным торговым связям с другими государствами.

Кстати, на Руси сарафаны, хоть и были известны в 13 веке, стали носить не в эпоху раннего Средневековья: лишь в конце XV века эта одежда стала активно проникать в наш быт. Вот только носили это длинное «полу-платье» вовсе не прекрасные дамы: это был элемент исключительно мужского гардероба. Причем чаще всего сарафаны носили воеводы, а шились они из крепкой льняной ткани и имели очень простой прямой крой.

img16.jpg

Однако в XVI веке (по некоторым источникам – в XVII веке) эта одежда перекочевала в женский гардероб. Почему так случилось – ответа нет. Однако сарафаны стали носить русские барышни и дамы любых сословий:

  • простолюдинки-крестьянки;

  • купеческие жены и дочери;

  • боярыни и великие княжны;

  • придворные дамы и т. д..

Интересно! Сарафан был популярен в Центральной России и в северных губерниях, на юге же была распространена поневная культура, то есть дамы облачались в юбки-поневы.

Но век сарафана был относительно недолог, ведь Петр I, борясь за европеизацию России, стремился максимально отгородиться от ее национальной самобытности. Он запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II одевать его могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями.

3eedb9437d7a28258c9aa693be22cab4--russian-fashion-russian-style.jpg

Однако после воцарения Екатерины II сарафан вновь вернулся в моду. Более того, на маскарадах и костюмированных балах императрица часто появлялась в традиционном русском наряде: в роскошном сарафане и расшитом драгоценными камнями кокошнике. Эта мода так полюбилась в Империи, что Николай I даже издал специальный указ в 1834 году, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.

Особенности русского сарафана

Итак, известно, что сарафан – не русское изобретение, одежда не исконно-славянского происхождения. Однако именно русские сарафаны имеют ряд особенностей, которые выделяют их из ряда других подобных платьев:

  1. Вся национальная русская одежда отличается простым кроем. Однако изящество и нарядность образа получаются не за счет сложности самого наряда, а благодаря многослойности туалета. Так, например, замужняя женщина в праздник могла надевать до 20 (!) предметов одежды.Русские-народные-наряды.jpg

  2. В повседневности женщины носили неяркие, неброские сарафаны, чаще всего черные, синие, коричневые или грязно-зеленые. Их не было жалко испачкать.

  3. Праздник – это всегда время ярких тканей и роскошных красок. Праздничные одеяния не только шились из ярких, а часто цветастых тканей, но и вручную расшивались цветными нитями, причем за счет комбинации контрастных оттенков удавалось придать вышивке объем.

Разновидности русского сарафана

Русский сарафан выглядел совершенно по-разному в разных губерниях. Известно, например, что на юге России и вовсе практически не носили такой предмет одежды, а вместо этого существовала культура поневы. Различия были и в пошиве. Так, сегодня известно несколько основных кроев:

  1. Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна в Московской губернии.

  2. Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.

  3. Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.

  4. Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке. Очень нарядный и изящный вариант.

fc3f6621838f55e84d9ec5bc0erb--russkij-stil-sarafan-russkij-elan-v-rozovyh-tonah.jpg

Интересно! Многие сарафаны были распашными, то есть застегивались спереди. Из-за этого вдоль шва часто располагались медные пуговицы и яркая вышивка, которая придавала одежде более нарядный и интересный вид.

В разделе «Русский сарафан» вы всегда сможете увидеть самые разные модели сарафанов. Практически все существующие виды кроя представлены на странице.

В разных губерниях совершенно иначе украшали повседневные и праздничные наряды. На юге часто использовались красные нити для очень плотной орнаментальной вышивки, в то время как в Орловской губернии, например, было распространено сочетание черной и красной нити для объемной вышивки.

8fc9107d1c2170342e51d144f599c4d6.jpg

Русский сарафан в современной моде

В современной моде сарафан не сдает своих позиций. Многие кутюрье вдохновляются этим элементом русского национального костюма и делают его частью своих показов. Так, среди самых известных мэтров высокой моды к образу сарафанов русских барышень обращались:

  • модный дом Валентино;

  • Ив Сен-Лоран (он и вовсе считает, что русский стиль никогда не выходит из моды);

  • модный дом Гуччи и т. д..

Сегодня, кстати, возникает тенденция повышенного интереса к этно-стилю, то есть люди стремятся возвратиться к своим истокам и все чаще выбирают, как основу своего стиля, одежду, близкую к национальным костюмам своего народа.

 s1200.jpg

Между прочим, русский сарафан интересен не только как элемент модного и стильного гардероба. Он, как и вся русская культура, вдохновляет артистов по всему миру. Посмотрите, например, как выступают танцоры из Коста-Рики, как органично смотрится на девушке столь восхитительная вещь! (https://www.youtube.com/watch?v=RMDGVuYcd2A).

С чем носить русский сарафан

Носить русский сарафан сегодня можно в соответствии с традициями или на современный лад. Сочетать этот элемент гардероба можно с:

  • белой рубахой с длинным рукавом (желательно, чтобы рукава были украшены вышивкой);

  • блузками (желательно покроя «распашонка»);

  • сапожками – так выглядели дамы на гравюрах и старинных картинках;

  • плетеными босоножками или туфлями на небольшом каблучке или на плоской подошве, напоминающими балетки: то есть с округлым носком и желательно – с перепонкой.

 odezhda-v-russkom-stile-4.jpg

В жаркое время года вполне допустимо надеть сарафан с широкими лямками на голое тело.

Интересно! Замужние женщины не имели права выходить с непокрытой головой, поэтому волосы обязательно на улице закрывались хотя бы платком, который красиво дополнял русский сарафан. Если вы хотите последовать этой традиции, не забудьте заглянуть в раздел «Русские платки» и выбрать действительно подходящий к наряду аксессуар.

Сегодня сарафан остается той одеждой, которая идет девочкам, девушкам и женщинам любых возрастов и с любыми формами. Молоденькие леди могут позволить себе приталенные модели, которые подчеркнут тонкость и изящество стана, а женщины постарше могут выбрать вариант с более многослойным верхом.

Аксессуары русского сарафана

Русский сарафан был, как сказали бы сейчас, «базовым элементом» женского гардероба. Однако известно, что женщины носили многослойные наряды и всегда сочетали его с интересными аксессуарами:

007.jpg

  • головным убором – это мог быть платок, рогатая шапочка-кичка для замужней женщины, ленты или обручи в волосах для девиц или даже расшитый самоцветами кокошник;

  • шнуром или широким вышитым поясом;

  • красиво вышитым передником, который делал образ более нарядным и интересным.

Сами сарафаны и соответствующие аксессуары всегда можно увидеть в разделе «Русский народный костюм» и создать аутентичный славянский образ!

Ткани русского сарафана

Сарафаны носили «и в пир и в мир». Это была и повседневная, и праздничная одежда, которую для разных целей шили из разных материалов и интересно украшали. Простолюдинки чаще всего использовали следующие ткани:

  • бязь;

  • лен;

  • хлопок;

  • холстина;

  • домотканое шерстяное полотно и т. д..

Крестьянки редко могли позволить себе шелковые одеяния, поэтому основное отличие повседневного и праздничного нарядов заключалось в его покрое и в цвете: красные сарафаны надевали только по праздникам или на свадьбу. В повседневности чаще всего использовались более простые оттенки – синий, зеленый, коричневый.

image.jpg

Интересно! Некоторые исследователи утверждают: чтобы повседневный сарафан лучше держал форму, у него была подкладка из жесткой пропитанной воском дешевой холстины.

Знатные же дамы могли позволить себе роскошные ткани, например:

  • шелк;

  • парчу;

  • бархат;

  • тонкую шерстяную ткань и т. д..

Кроме того, богатые женщины декорировали свои сарафаны не только вышивкой, но часто золотыми и серебряными нитями, бисером, речным жемчугом и даже самоцветами. Крестьянки же довольствовались медными или оловянными пуговицами и цветными орнаментами.

Как украсить русский сарафан

Русские сарафаны, даже повседневные, для простой работы, всегда были богато украшены. Чаще всего элементами украшения являлись:

  • роскошная вышивка ручной работы с обережными символами-орнаментами;

  • драгоценности, жемчуг, который пришивали на сарафан;

  • яркие пуговицы – например, из олова, меди, бронзы и т. д..;

  • ленты из парчи, кружева и т. д..

img_7807.jpg

Особо стоит отметить, конечно же, вышивку. Женщины и девушки вручную расшивали свои наряды яркими нитями, часто – драгоценными, из золота и серебра. Расположение рисунков, сами орнаменты, их цвета о многом говорили – от достатка семьи до положения самой девушки. Благодаря украшениям, часто можно было понять, замужем ли женщина, сколько у нее детей и т. д..

Сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле.

История сарафана

в Верхняя одежда

Издавна отношение к одежде у людей разных сословий было неоднозначным. Одежда стала определять статус человека, да и просто служить украшением. А ведь начиналось все с простых домотканых рубах, сшитых выточенными из рыбных и каменных костей игл. Но человечество развивалось. Вместе с ним развивалось и стремление носить более утонченные вещи.

Сарафан — национальный костюм, в виде платья без рукавов.История сарафана Первый раз слово сарафан, упоминается в Никоновской летописи 1376 года, имеет тюркское происхождение.

При Петре I сарафан считали одеждой простолюдинок и купеческих дочерей.
Постепенно мода на ношение платьев, схожих на сарафан охватила большинство стран Европы, различия были только по стилю и крою. К примеру, в Польше и в северных странах Европы до начала ХХ века крестьянки носили платья-рубашки.
В наше время сарафаны представляют часть «народной» русской женской одежды.

Русский сарафан

По типам сарафан может быть глухой, со швом спереди или на пуговицах, Сарафанпрямой на лямках (как у героинь русских сказок) или юбкой с лифом. Русские сарафаны состояли из множества национальных элементов, выглядели празднично, но были достаточно тяжелыми. Косоклинные платья шили из «волосины», так называли шерсть овцы. Полотно ткали и окрашивали в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Праздничные сарафаны декорировались «читаном» («гайтаном»). Гайтаном назывался древний оберег, имевший большую энергетическую силу. Орнаменты гайтанов разрабатывались старейшинами родов. Большие использовались как украшения, носились подвесками на шее или вешались на видном месте в жилище. Обычно были красного цвета. Изготавливались из шерсти. Верх украшался полоской из бархата.

Дубас. Сарафан старообрядцев

В письменных документах ХVII века есть сведения о том, что дубасы и сарафаны различались только качеством материала. Первые шились из крашенных холстов, вторые из покупного материала.Сарафан Дубас в архаичном виде сохранился до нашего времени среди старообрядцев Верхнего Прикамья. Старшее поколение ходит в сарафанах синего цвета, приобщенные к вере носят одежду из темного сатина. На пошив одного дубаса уходило восемнадцать, а то и двадцать аршин холста. Окружность в подоле доходила до семи метров шестидесяти сантиметров.
Весьма популярной в народе была легкая домашняя одежда «саян» — прямой сарафан из сатина, по спине и бокам был собран в мелкую складку. Молодые женщины носили красные и бордовые саяны, более зрелого возраста синие и черные.
Цветные сарафаны русские крестьянки стали носить только в начале девятнадцатого века. Раньше одежда шилась из тканей естественного цвета. потом когда развилось фабричное производство в продаже появились окрашенные ткани.

Свадебный сарафан

В древней Руси одним из самых дорогих и роскошных нарядов был свадебный сарафан. Он передавался из поколения в поколение, от матери к дочери и внукам. По внешнему виду свадебного платья жених мог догадаться об уровне искусного мастерства и хозяйственности невесты. Наряд алого, вишневого и малинового цветов символизировал радость и любовь. Поверье гласит, что узоры на сарафане защищали от сглаза. А еще по узорам и качеству ткани на платье невесты судили о благосостоянии родителей. Самый богатый наряд был украшен золотым шитьем, драгоценными камнями и бисером, мог весить до десяти килограммов. Состоял из сарафана, нижних юбок, кокошника и дорогих украшений. По древнему поверью жених и невеста не должны были касаться друг друга голыми руками, поэтому рукава на сарафане невесты делались пышными.
До свадьбы девушка носила простой сарафан, а после надевала на себя красный, как символ новой жизни. Наряд в русском стиле дополняли красные туфли или сапожки, красивый венец из разноцветных лент, фата или кокошник.

Сарафан современный

Летний веселый сарафан в цветочный принт любят все. Он удобен в носке и красив. Дизайн любимого народом платья достаточно прост. Надо заметить, что простота сарафана и возможность носить его в разном возрасте, держит высокую планку популярности народного шедевра и по сей день.

Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.
 

Русский сарафан в старинных народных песнях

Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях, которые можно было услышать еще в начале прошлого столетия:

Он не в шубе, не в кафтане,
В длинном белом сарафане.

Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, веро­ятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai (одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.

Глухой косоклинный сарафанЖенской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Су­дя по письменным источникам (завещаниям, договорам, заклад­ным, запискам путешественников и т.д.), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через го­лову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц.

Однако, подобная накладная одежда — шуба, шубка, сукман, ферязь, саян, шушун — в городах известна была значи­тельно раньше. Например, в приданом волоцкой княжны конца XV века встречаются шубы красного, багряного и светло-зелено­го цвета из дорогого фландрского и английского сукна.

Вероят­нее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую значительно раньше, с середины или конца XIV века и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем распространившиеся под влиянием городской моды и в деревне. До петровских указов об обязательном ноше­нии в городах европейской одежды, сарафаны носили и дворян­ки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.
 

История русского сарафана

Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный тер­мин, обозначающий русскую традиционную длинную горничную одежду на лямках. Сарафан входил в состав женского народного костюма центральных и се­верных губерний России, вместе с переселенца­ми «переехал» в Сибирь, а на рубеже XIX и XX веков стал модным и на юге нашей Родины.

Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны (шу­шун, саян, ферязь, дубас). Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотни­ща или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей бе­лого, красного, черного и темно-синего цве­тов.

«Круглый» или «прямой» («московский») сарафанПодобные черные сарафаны сохранились до начала XX века в некоторых уездах Воро­нежской губернии как элементы девичьего ко­стюма — там, где женский костюм с поневой достаточно долго сохранялся и считался един­ственным вариантом женской одежды. Неко­торые разновидности глухих сарафанов имели сзади фальшивые декоративные откидные ру­кава, пришивавшиеся к краю проймы.
 

Виды русских сарафанов

Самый модный сарафан второй половины XIX-начала XX века почти на всей территории России — прямой или круглый. На севере, в Си­бири и на юге его нередко называли москвичом или москалем. Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шелковых или шер­стяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Крой был самый про­стой — несколько (от четырех до восьми) пря­мых полотнищ ткани сшивали между собой и верхний край собирали в мелкие складочки. Каждый москаль, обжившись на новом месте, приобретал местный колорит, поэтому прямые сарафаны были не похожи друг на друга.

Самым «молодым» русским сарафаном стал сарафан на лифе. Пышная прямая юбка пришивалась к лифу, плотно облегающему грудь и спину. Распространение подобной одежды св­язывают с влиянием традиции переселенцев из западных районов России.
 

Косоклинный распашной сарафан

Самым популярным на протяжении XVIIIпервой половины XIX века был косоклинный распашной сарафан. Косоклинник шили из трех основных полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищам пришива­лись несколько косых клиньев, которые значи­тельно расширяли подол. Неширокие вверху, некоторые сарафаны по подолу достигали вось­ми и более метров.

Передние полотнища сара­фана застегивались на металлические дутые, ажурные или литые пуговки с петлями из шелко­вого или шерстяного шнурка, отсюда и послови­ца про щеголих: «Пуговки литые, петельки витые». Пуговиц могло быть тринадцать, девят­надцать и более. В более поздние времена в не­которых костюмах застежку стали имитировать или вовсе зашивать.

Косоклинный распашной сарафан

Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застежки пришивали металли­ческие галуны, серебряные и золотные круже­ва, узорные ленты. Праздничные косоклинники шили из самых разнообразных тканей: из хол­ста домашнего производства с масленой или кубовой набойкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или черного цветов, кумача, нанки, китайки, но особенно ценились сарафаны, сделанные из дорогих покупных тка­ней: парчи, узорного шелка. тафты, штофа, бархата. Представьте, как роскошно смотрелся такой сарафан: «шупка женская холодная, ат­лас красный, круживо кованое золотное».

В XVII веке богатые сарафаны могли быть оторочены мехом, как, например, «кунтыш камчатный, кружево золото и серебряно, огонки бобровые». Конечно, такие наряды носились не одним поколением. И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления праздничного костюма затрачивались немалые деньги. В одной из росписей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой «шушун сукна красного с нарядом» стоимостью четыре (!) рубля и «крашенинник с нарядом», стоимостью восемь гривен. Народ подшучивал над своей любовью к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк»

В тех районах, где были распространены сарафанные комплексы, наряды с праздничными косоклинными распашными сарафанами но­сили мешанки, дочери и жены купцов и ремесленников в больших и уездных городах, девушки и женщины из состоятельных крестьянских семей. Несколько стилизованные «русские сарафаны», сшитые моди­стками, носили некоторые дворянки, шили их и специально для кос­тюмированных балов.

Сарафаны надевали на одну или две рубахи (нижнюю и верхнюю), для создания пышной формы поддевали нижние юбки, а во второй половине XIX века и кринолины. Чаше всего сарафаны подпоясыва­лись. Сверху на них, в зависимости от местной традиции, надевали различных фасонов душегреи, шугаи или кофты. Такие богатые кос­тюмы обязательно венчали головные уборы: у девушек — повязки, венцы, короны, у женшин — сороки, повойники, кички, кокошники.

Завершали такие костюмы всевозможными украшениями, шалями или даже тончайшей шелковой фатой. На ноги, начиная с XVII столе­тия, обували искусно сделанные сапожки из яркой и тонкой кожи, а с XIX века — городские модные ботинки «полсапожки, носки лаковые».

Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.

Очень точно подмечено в этой задорной частушке 20-х годов прошлого века. Однако носить сарафаны после революции 1917 года перестали не из-за дорого­визны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объяви­ли пережитком прошлого.


Камка  — тонкая шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань: характерная особенность камки — сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном).

Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью (жесткость тафты появлялась благодаря тугой скрутке нитей ткани).

Штоф — шелковая плотная ткань с одноцветным узором.

Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбеливания и прокрахмаливания миткаль получал название — коленкор, после набивки узора — ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач.

Китайка — в XIX веке под этим названием подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета.

По материалам журнала «Славянка»
 

Видео: Технология изготовления косоклинного сарафана. Автор Элина Глушкова

Русский сарафан. Фото

В фотогалерее представлены несколько фотографий современных девушек-старообрядок в сарафанах.

История русского сарафана

Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного-прикладного творчества. Тема этой работы: «История русского сарафана». Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.club «выжала» самое важное и спешит этим поделиться:

Народный костюм – бесценное достояние культуры
Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Из истории русского костюма
Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.

Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в — народном костюме. Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.

Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Материалы для русского народного костюма
Из разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – «пестряди». И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.

В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.

Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).

Цвет в крестьянской одежде
Распределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были: чёрный, буро — коричневый, жёлто — оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово «красный» в древнерусском языке понималось как «прекрасный».

Известный с конца XIX века русский романс «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Символика в русской одежде
Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).

Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. Спокойная красота геометрических — знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.

История сарафана 
Само название — не русское, а персидское и обозначает «одетый с головы до ног» и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово «сарапай» могло означать и «почётная одежда». Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.

Термин «сарафан» первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.

Типы конструкций сарафанов
Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:

1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак — цельные передние и задние полотнища.
 
2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик.
  
3. Прямой сарафан. Более позднее «прямые» или «круглые» («московские») сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по подолу двумя – тремя полосами кружев, лент или позумента.
  
4. Сарафан «с лифом». Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.


Традиции и современность
Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.

Вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в том случае, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, её композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы. Примеры этого можно увидеть в нашем разделе «Русские сарафаны и платья».
   

Благодарим авторов работы за ценную информацию — Барладян Юлию, Петровскую Ольгу, Аверину Евгению.

Сарафан — в переводе с иранского это значит «одетый полностью»; в санскрите «сари» – просто «кусок ткани». Между иранским «сарафан и „сари“ слишком прозрачные аналогии. Хотя считается, что сарафан был прежде всего мужским костюмом, но некоторые исследователи полагают, что как таковой сарафан был сакральной одеждой, которой пользовались в свадебной обрядности и мужчины, и женщины. Сарафанный комплекс считался одним из символов веры и обычаев предков. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

История Руссого народного костюма. Сарафан., фото № 1История Руссого народного костюма. Сарафан., фото № 2Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII — XVIII вв. Он включал рубаху, сарафан, пояс, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Примерно к XVIII столетию, на севере Европейской России, в Верхневолжье и Московии, прочно утвердился сарафан. Его надевали поверх прямой рубахи. В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.
История Руссого народного костюма. Сарафан., фото № 3История Руссого народного костюма. Сарафан., фото № 4
Наряду с отделкой золотными кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами вышивка была одним из основных способов украшения сарафанов.
Косоклинный сарафан шился из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Спереди полотнища-полы не сшиты и удерживаются застежкой с длинным рядом пуговиц на воздушных петлях из тесьмы. Сарафан шился с широкими проймами или с лямками. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.
Тип сарафана — «московец» кроя прямого, или круглого, покрой его очень прост, он сшит из семи прямых полотнищ с лифом. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя боковыми клиновидными вставками; с изнанки продублирован серым холстом. У него узкие лямки, которые обшиты хлопчатобумажной тканью, крепятся на груди и середине спины. Грудь поддерживают длинные узкие завязки, пришитые к краю полотнища. По подолу проходят две полосы-нашивки из ярко-синей хлопчатобумажной ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных хлопчатобумажных нитей в технике полотняного переплетения «с перебором». Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью.
Более ранние сарафаны имеют округлый вырез на груди, прямоугольный вырез и пришивные лямки типичны для более поздних сарафанов – конца XVIII начала XIX вв. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотым галуном и кружевом, выплетенным на коклюшках из золотых и серебряных нитей, серебряными и позолоченными, гладкими с вставками пуговицами, которые укреплялись на одежде при помощи узорного шнурка.
В коллекции Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника представлен наиболее архаичный тип северного сарафана, который имеет необыкновенно красивый летящий силуэт благодаря клиньям, вставленным в бока и спинку. Он привезен из села Шейно Пачелмского района и называется кумачником. Обычно сарафаны шились из прямых полотнищ, присобранных на узкую поперечную полоску выше груди. Они держались на лямках, бретелях, соединенных сзади посредине спины. Шелковые и парчовые сарафаны в некоторых северных губерниях России в конце XVIII – начале XIX веков дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов – епанечкой (разновидность душегрея), она шилась из шелка или парчи, украшалась кружевом из золотных нитей, металлической бахромой. Епанечка обычно имела гладкий перед, а сзади украшалась крупными складками. По крою и системе декора она близка к косоклинному сарафану и, повторяя его трапециевидный силуэт, создает дополнительный объем, поддерживающий ритм и строй северного праздничного костюма. В девятнадцатом веке такая епанечка была распространена в северных губерниях среди зажиточных крестьян.

Как русский народный сарафан выглядит сегодня, когда носят его только на выступлениях народных коллективов. Какие исторические конструктивные черты сохранил современный сценический сарафан, как видоизменился под влиянием хореографии, экономики и технологий производства и почему сарафан для выступления не имеет ничего общего с исторической реконструкцией. Как сшить русский народный сарафан своими руками. 

Содержание:

 1. История сарафана: конструктивные особенности

 2. Цвет и росписи народного сарафана и сценического сарафана

 3. Типы народных сарафанов для выступлений на сцене

 4. Народный сарафан для девочки

 5. Сшить русский сарафан самим: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

История сарафана: конструктивные особенности

Сарафан в качестве горничной женской одежды впервые упоминается в текстах 17 века, — это цельное платье с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевается через голову, кроме того юбка с лямками в то время также называлась сарафаном. 

Сарафан, холщовая рубаха, кокошник — таков женский костюмный комплекс для всех сословий России. Когда по указу Петра I дворяне начинают носить европейское платье, сарафан остается одеждой небогатых купцов, крестьян и ремесленников вплоть до начала 20-х годов 20 века. Сарафаны с 18 по 19 век носили девушки и женщины всей России.

Основные типы сарафанов:

 • Глухой косоклинный сарафан — самый древний тип

 • Распашной косоклинный сарафан

 • Круглый или прямой сарафан

 • Сарафан с лифом

Цвета и росписи народного сарафана и сценического сарафана

Исторически сарафаны как и другую народную одежду украшали ткацкими геометрическими орнаментами, чаще всего это были однотонные яркие узоры из крашенной нити. Также костюмы украшали вышивками, чем богаче была вышивка, тем дороже наряд. К вышивкам пришивали бусины и другие украшения. Позже, во времена появления мануфактур на ткани научились набивать узоры красителями.

Сарафаны из народных костюмных ансамблей содержали палитру глубоких естественных цветов: белый цвет льна, темно-красный, черный, темно-синий цвета. На протяжении развития технологии красители становились все лучше — давали насыщенные оттенки и долго сохраняли яркость.

Сегодняшние технологии сублимационной печати на ткани позволяют создавать всевозможные рисунки на сарафанах. В том числе использовать в качестве орнаментов — росписи народных промыслов, которые напрямую ассоциируются с русской культурой, но исторически не использовались в костюмной одежде, а только в аксессуарах. 

Павлопопосадскую, хохломскую, гжельскую росписи худжники перенесли на сарафаны одноименных коллекций, чтобы создать сценический образ, который сразу считывается зрителем. Орнаменты вписаны не только в детали сарафана, но и на других элементах костюма.

Исторический образец и Русский костюм Марья

Художники Мастерской Ангел создали Русский костюм Марья и Русский костюм Аннушка по историческим образцам 1870-х гг, которые хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Придерживаясь оригиналов, создали ткань с имитацией домотканого материала.

Исторический образец и Русский костюм Аннушка 

Типы народных сарафанов для выступлений на сцене

Сценические сарафаны — инструмент в руках режиссера-постановщика, балетмейстера, музыкального руководителя. Для каждого типа выступления ансамбли используют сарафаны разных фасонов. 

Для красивого хореографического рисунка в быстром танцевальном выступлении, используйте сарафаны длины миди, с расклешенным подолом и подчеркнутой талией. Красочные сарафаны с узорами народных промыслов — русский павловопосадский расклешенный сарафан и русский хохломской приталенный сарафан — яркими пятнами завораживают внимание зрителя, когда артисты вытанцовывают задорные танцы.

Медленные танцы, сопряженные с вокальным выступлением, народные хороводы смотрятся в просторных сарафанах, которые подчеркивают плавность и масштабность театрализованного представления. Расклешенные сарафаны из русской павловопосадской и русской хохломской коллекции скроены так, что при плавных движениях возникает эффект, что артисты будто плывут по сцене. Распашные сарафаны-накидки с гжельской и хохломской росписью также подходят для подобных выступлений. Эти модели удобно надеваются через голову на длинную белую рубаху и завязываются по бокам. 

Для хоровых и вокальных выступлений выбирайте сарафан любого покроя — какой больше нравится. Самый близкий к «классике» народного ткачества сарафан и накидка из русской фольклорной коллекции. На этом сарафане принт изображает сотканные нити и тонкую вышивку яркими нитками.

Если вы участвуете в тематических сезонных праздниках и детских мероприятиях, выбирайте модели, созданные в сезонной палитре, чтобы подчеркнуть настроение и декорации праздника. Народный сарафан с городецкой росписью выполнен в двух цветах — в оранжевом для коллекции Осень и в светло-зеленом для коллекции Весна, для зимних праздников артисты чаще всего используют сарафаны с гжельской росписью голубым на белом. Гжельские сарафаны в зеленом и красном цветах подойдут для летних и осенних выступлений.

Народный сарафан для девочки

Костюмный ансамбль с народным сарафаном для девочки функционально повторяет женский комплекс. Исторические гардеробы женщин разных возрастов отличались таким образом, что во внешнем виде отображался статус женщины: девица она, замужняя ли, пожилые женщины также одевались особым образом. Для маленьких детей до 20 века не шили особые фасоны, вся одежда ребенка повторяла взрослую, просто была маленького размера.

Сарафаны в русском народном стиле становятся нужны девочкам уже в детском саду. Так как по образовательным стандартам дети с этого возраста начинают изучать русскую культуру, народные промыслы и творчество русского народа: песни и танцы. 

Для выступлений на утренниках и чтобы познакомиться с культурными особенностями на занятиях в группе существуют два базовых фасонов сарафанов: 

 • Распашной сарафан — это сарафан-накидка, который легко надевать через голову, он без размера, подходит разным детям.

 • Расписные сарафаны — сарафаны на лямках, у этого сарафан регулируется объем планки и длина лямок.

Распашные сарафаны из разных коллекций

Детские сарафаны для девочек также как и во взрослых коллекциях украшены росписями по канонам народных промыслов: хохломской сарафан, гжельский сарафан, сарафаны с гжелью коллекций Осень и Весна, сарафан с городецкой росписью, московский сарафан, сарафан с жостовской росписью, сарафан с петербургской росписью.

Расписные сарафаны с росписями народных промыслов

Сшить русский сарафан самим: цель, средства выразительности, выкройки, ткань

Если вы задумали шить русский народный сарафан, наверняка у вас есть цель — надеть его на сценическое выступление. От типа выступления зависит выбор конструкции сарафана, материалов и украшений. Костюм для вокального выступления на сцене отличается от костюма для утренника в детском саду. 

Определите заранее не только бюджет на пошив, но и такие моменты:

 1. Цель выступления: для кого вы выступаете, где, сольно или в коллективе.

 2. Как часто вы будете выступать в этом сарафане.

 3. Как часто придется стирать сарафан.

 4. Насколько важно соблюсти тонкости черт русского народного костюма.

 5. Насколько быстро вы хотели бы надевать костюм или это не имеет значения.

 6. Как готовый сарафан будет сочетаться с базовой рубахой.

От цели выступление зависит декор сарафана и выбор ткани, для сценического выступления выбирайте ткань и декор, ориентируясь, на бюджет и личные предпочтения, но если шьете костюм для работы с детьми, выбирайте синтетические ткани с напечатанными узорами и декором, чтобы стирать его как можно чаще и проще. Ту же рекомендацию можно дать, если вам нужен танцевальный сарафан и вы активно двигаетесь, а также если гастролируете и костюм нужно быстро стирать и сушить.

Продумывайте детальный декор для хорового или сольного выступления с русскими народными песнями. Если вы работаете с детьми, для детского праздника с активными играми, хороводами, выбирайте более простые конструкции сарафанов, которые легко снимать и надевать.

Прежде чем шить сарафан, подумайте о рубахе, которую наденете под него, от ее длины зависит фасон сарафана. Если выбираете удобный распашной сарафан в виде накидки с завязками по бокам, рубаха должна быть длинная. Блузки обычной длины подходят под остальные сарафаны.

Для того, чтобы сшить русский народный сарафан своими руками, можно:

 • Купить понравившуюся выкройку. 

 • Найти бесплатную выкройку и перестроить ее под нужный размер.

 • Построить выкройку с нуля по нашей инструкции.

 • Сшить сарафан из набора для пошива.

Подробнее рассмотрим последние два пункта. Показываем, как построить выкройку для взрослого женского сарафана на примере модели «Аленушка». Это однотонный сарафан на лямках, украшен лаконичными полосами с орнаментом. Такой сарафан просто сшить, и в сочетании с белой рубахой и кокошником он выглядит как канонический народный сарафан.

Сарафан Аленушка в зеленом и красном цветах, с русской рубахой и кокошником

Этапы построения выкройки:

 1. Снять мерки: обхват груди, высоту проймы, длину изделия.

 2. Перенести на бумагу по нашей инструкции.

Снимаем следующие мерки для построения выкройки сарафана: ОГ1, ВПРЗ, ДИ.

ОГ1 — обхват груди первый: измеряйте горизонтально по лопаткам, касаясь верхним краем сантиметровой ленты задних углов подмышечных впадин, спереди — над основанием грудных желёз на уровне передних углов подмышечных впадин.

ВПРЗ — высота проймы сзади: измеряйте от основания шеи до уравня заднего угла подмышечной впадины.

ДИ — длина плечевого изделия: измеряйте от седьмого шейного позвонка до желаемой длины изделия.

Линии замеров с буквенными сокращениями для построения выкройки

При построении выкройки учитывает такие детали:

 • Прибавка на свободу облегания по груди — 5 см.

 • Длина сарафана — на 5 см выше от уровня пола.

 • В конструкцию всех деталей уже заложены припуски.

 • Ширина припусков — 1 см.

Мы тоже сняли мерки и строим выкройку для женского сарафана размера 50 на рост 164 см.

Размеры основного полотна сарафана строятся на мерках ДИ и ОГ1.

Снимите мерки и постройте детали на бумаге на их основе:

 • отложите ширину изделия по длине ОГ1 с припусками на сборки.

 • отложите высоту изделия вдоль долевой нити от основания шеи до высоты 5 см от пола.

На схеме №1 отражены:

 • 121 см, это ДИ — длина изделия от линии основания шеи до высоты 5 см от пола.

 • 73,5 см — это половина обхвата груди ОГ1, +21,5 см для создания сборок сарафана под планкой.

Схема №1: Основное полотнище сарафана состоит из двух деталей, основанных на мерках длины изделия и обхвата груди

На схеме №2 построены выкройки планки и лямок сарафана.

 • 104 см — длина ОГ1 +5 см на свободу прилегания.

 • 6 см — высота планки.

 • 50 см — длина лямки, это 2 длины ВПРЗ + по 1 см на припуск.

 • 10 см — ширина лямки, из которых 2 см на припуски, ширина готовой лямки — 4 см.

 • 18 см (9 см и 9 см)— длина подмышкой между концами одной пришитой лямки.

 • 20 см (10 см и 10 см) — та же длина с припуском для сшивания. 

Схема №2: построение планки и лямок сарфана

2. Строим планку:

 • отложите длину ОГ1 и прибавьте 5 см.

 • откладываем высоту планки в 6 см.

 • размечаем расположение лямок шириной 4 см

 • расстояние между лямками на груди примерно равно трем расстояниям от лямки до бокового шва, ориентируйтесь на свои размеры, а на нашей схеме: между лямками 25 см, сами лямки шириной по 4 см, от лямки до бока — 10 см с припуском.

Расстояния для сарафна размера 50 на рост 164 см

3. Строим лямку:

 • откладываем длину лямки: отмеряем ВПРЗ, умножаем на 2.

 • откладываем 10 см ширины лямки.

Вырежьте выкройки из бумаги, накладывайте их на ткань, обведите мелом и обведите.

Вырезайте детали будушего сарафана из ткани. У вас получится:

 • 2 детали для планки.

 • 2 детали для лямок.

 • 2 детали основного полотна сарафана.

Сначала сшивайте лямки и планку вместе, затем детали основного полотна сарафана, а после пришейтк подол сарафана к планке. 

Народные сарафаны в комплектах для пошива

Если вы не нашли подходящую выкройку или не хотите ее выстраивать под свой размер, выберите сарафан в наборе для пошива и сшейте профессиональный костюм сами. Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия.

Детали сарафана напечатаны на ткани, остается их только вырезать и сшить по инструкции

Все вышеперечисленных сарафаны существуют в готовом виде и в виде комплекта для пошива. В набор также входят аксессуары, если они есть в модели. Разберем, как сшить расписной сарафан для девочки из набора для пошива на примере расписного сарафана с хохломским узором.

В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями сарафана и подробная инструкция, как сшить изделие

Инструменты:

 • швейная машинка
 • английские булавки
 • ножницы
 • утюг

Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущего сарафана:

 1. Вырежьте детали из ткани.
 2. Сшейте лямки с потайными петлями для пуговиц.
 3. Сшейте планку и соедините ее с лямками.
 4. Вшейте внутрь планки резинку с перфорацией.
 5. Пришкйте пуговицы для регулировки длины лямок и резинки в планке.
 6. Сшейте части подола.
 7. Соедините верхние и нижние детали — планку и лямки с подолом.

На нашем youtube-канале в рубрике Шьем Сами показываем, как шить костюмы из комплектов для пошива. В этом видео показываем, как шить расписной срафан:

✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Ткани для пошива сарафанов

Если вы построили выкройку и шьете сарафан с нуля, выбирайте для него непрозрачную нерастяжимую ткань. Для сарафана для выступлений советуем такие ткани как креп-сатин, мягкий габардин, сатен, — синтетических ткани, за которыми легко ухаживать, они легкие по весу.

Таблица: ткани с росписями для пошива сарафанов

Жостовская роспись Дымковская роспись Петербургская роспись
Гжель Весенняя Волховская роспись Гжель Зимняя
Хохлома Травная Городецкая роспись Хохлома Кудрина
Урало-сибирская роспись Мезенская роспись Пермогорская роспись
Осенняя с рябиной Свободно-кистевая Осенняя Рябина

Ткани с принтами, которые мы производим с помощью сублимационной печати спокойно стирайте в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким 47 стирок подряд.

Фасоны и модели платьев

Чем необычен русский сарафан?

Чем необычен русский сарафан?

Содержание

  1. Особенности
  2. Немного истории
  3. Кому идет?
  4. Разновидности
  5. Популярные цвета
  6. Современные тенденции
  7. С чем носить?
  8. Обувь
  9. Аксессуары

Традиционная национальная одежда есть у любого народа. Для русских женщин такой одеждой является рубаха с сарафаном. Одновременно с повышением интереса к этно-стилю и истории своей страны русские сарафаны в наши дни стали объектом внимания модных дизайнеров. Давайте узнаем больше о такой одежде и ее использовании в прошлом и в современном гардеробе.

Особенности

Традиционный сарафан отличается прямым свободным кроем. Большую свободу движений в такой одежде обеспечивали вставки между деталями изделия. Контур русского сарафана можно назвать плавным и весьма мягким. Это особенно было заметно в движении.

Традиционный русский сарафан

Кроме того, характерными особенностями сарафана являются:

  • Значительная длина юбки.
  • Длинные рукава.
  • Многослойность наряда.
  • Оригинальный декор в виде сложных ярких орнаментов.
  • Большой вес наряда.

Русский народный сарафан с длинными рукавами

 Русский традиционный сарафан

Немного истории

До 16 столетия сарафаном называли длинную одежду для мужчин, и лишь позже такое название перешло к женской одежде, которую либо надевали через голову, либо застегивали спереди.

Русский мужской сарафан

С 18 столетия русский сарафан изменился, что связано с реформами Петра I, внедряющими в русское общество костюм европейского типа. Сарафаны продолжили носить лишь мещане, купцы и крестьяне.

Дольше всего такая традиционная одежда продержалась у крестьян, поэтому именно крестьянский вариант сарафана сконцентрировал в себе все типичные черты данного элемента русского костюма.

 Русский современный сарафан в этническом стиле

Кому идет?

В русском сарафане женщина любой комплекции и любого возраста будет выглядеть привлекательно и оригинально. За счет свободного кроя такая одежда не стесняет движений и полностью скрывает любые изъяны фигуры.

Разновидности

Сарафаны в русском народном костюме были представлены такими основными типами:

  1. Туникоподобный сарафан, у которого нет среднего шва. Такой наряд также называли глухим, поскольку его шили из цельного полотнища и боковых вставок. Этот вид сарафана является самым древним. Вырез спереди обычно был небольшой, прямоугольной или круглой формы. Также в нем зачастую присутствовал маленький разрез, на котором были завязки или застежка на пуговицу. Для пошива глухих сарафанов использовали сукно, холст и другие домотканые полотна. По подолу, проймам для рук и вырезу изделия отделывали кумачом, крашеным холстом, аппликацией или вышивкой в виде узких полос.
  2. Косоклинная модель. Для пошива такого сарафана использовали одно цельное заднее полотно, два прямых передних полотна и косые боковые клинья. Передние полотна могли быть сшитыми либо застегивались с помощью петель из тесьмы или металлических пуговиц. Для таких сарафанов использовали как домотканые полотна, так и фабричные ткани. Их шили из парчи, тафты, китайки, бархата, холщевых тканей, шелка, кумача, шерсти и других материалов. У некоторых подобных сарафанов была плотная подкладка, иногда стеганая. Для украшения будничных вариантов косоклинного сарафана использовали текстильные ленты или полоски кумача, а праздничные наряды отделывали тесьмой, позументом, лентами из шелка, бахромой или металлическим кружевом.
  3. Прямая модель. Такой сарафан, который также называли московским или круглым, стал самой распространенной моделью в 19 столетии. В изготовлении такого сарафана использовались прямые полотнища, которые собирались в маленькие складки в верхней части. Шили прямые сарафаны в основном из фабричных тканей. Для лямок использовали ту же ткань, что и для юбки, либо заменяли ее тесьмой. Подол подобного наряда украшали лентами или кружевами.
  4. Модель с лифом. У такого сарафана присутствовал облегающий лиф, к которому пришивались прямые полотнища для создания объемной юбки. Подобная одежда была распространена в центральной части страны. Также отдельно выделяли сарафаны, у которых лиф был на кокетке.

Основные и производные типы русских сарафанов представлены на следующем рисунке.

Типы русских сарафанов

Популярные цвета

Характерными признаками женского русского костюма являются многоцветность и своеобразный орнамент. Любимым цветом для сарафанов был красный. Именно такая окраска была у свадебных сарафанов.

Свадебный красный русский сарафан

Шикарно смотрелись белые сарафаны с золотистыми узорами.

 Русский белый сарафан с золотыми узорами

Также в расцветке сарафана присутствовали оттенки синего, коричневого, черного, оранжевого, бурого и желтого цвета. Женщины старшего возраста чаще носили синий или черный сарафан.

Современные тенденции

Дизайнеры сейчас довольно часто используют русский народный костюм в качестве творческой основы для своих коллекций. Они добавляют элементы русского сарафана в современную одежду.

Также набирают популярность и традиционные модели сарафанов, которые покупают для тематических мероприятий, детских утренников или фестивалей.

В наши дни русские сарафаны отвечают конструктивным формам, которые использовались для пошива такой одежды в прошлом. Современные костюмы отделывают народной вышивкой, представленной в разном количестве. Она может служить лишь акцентом и интересным декором, а может обильно украшать изделие.

Белый русский сарафан в этническом стиле

С чем носить?

В прошлом сарафан носили с длинной рубахой, которая чаще всего была белого цвета. Сейчас под сарафан также надевают преимущественно рубаху с длинными рукавами, украшенными вышивкой, но, бывает, ее заменяют белой блузкой. В зимнее время русский сарафан носят с шубкой или душегрейкой.

Обувь

Летние модели русского сарафана носят с плетеными босоножками. В прохладную погоду к такому наряду идеально подходят сапоги.

Плетеные балетки к русскому сарафану

 Русский сарафан в сочетание с сапогами

Аксессуары

Все украшения и прочие аксессуары подбирают с учетом события, в связи с которым надевается русский сарафан.

Аксессуары и украшения к русскому сарафану

К такой одежде подходят как короткие, так и длинные бусы, яркие металлические или пластмассовые браслеты и серьги, ленты, а также вязаные сумки, выполненные в этно-стиле. Стильным дополнением к русскому сарафану является кружевной кокошник.

  • Рассказ о русском празднике на английском языке
  • Рассказ о русском писателе на английском
  • Рассказ о русском национальном костюме мужчин
  • Рассказ о русском народном танце 2 класс
  • Рассказ о русском народном костюме женском 5 класс