Рассказ о салавате юлаеве кратко

Салават Юлаев — биография


Салават Юлаев – национальный герой Башкирии (батыр), поэт-сказитель(сэзэн). Прославился как один из самых активных сподвижников Емельяна Пугачева в Крестьянской войне 1773-1775 годов.

В памяти башкирского народа Салават Юлаев навсегда останется национальным героем, борцом за права коренных жителей страны. Несмотря на юный возраст, он возглавил войско и повел его воевать за правое дело. Однако не только военными подвигами прославился этот отважный юноша. Он писал стихи на родном языке, прославлял свою отчизну, и без его творчества культура Башкирии утратила бы свою колоритность.

Детство

Точная дата рождения Салавата Юлаева отсутствует. Историки и биографы национального героя предположили, что это может быть 1754 год, потому что во время допроса в 1775 году он сам сказал, что ему исполнился 21 год. 16 июня тоже было выбрано случайно, просто это середина года. Родина Салавата – деревня Текеево под Оренбургом. До настоящего времени этот населенный пункт не сохранился, был полностью уничтожен государственными войсками, которые подавили пугачевское восстание.

Мальчик родился в уважаемой семье. Его отца звали Юлай Азналин, он дослужился до сотника Российской императорской армии, позже занимал должность волостного старшины. Во время службы Юлай проявил смелость и отвагу. В 1772 году участвовал в борьбе с польскими конфедератами. Тогда три тысячи башкирских конников направились в Польшу в помощь русской армии, которой командовал Александр Суворов. В боях с Барской конфедерацией Юлай Азналин проявил себя как храбрый воин, за что получил многочисленные награды, земли и несколько деревень Оренбургской губернии. Также удостоился малого воинского знамени, которое в 1773-м передал своему сыну Салавату. Несмотря на молодость, юноша подменял отца на посту старшины, когда тот отсутствовал.

Поэт Салават Юлаев

Поэт Салават Юлаев

Отец мальчика не знал грамоту, зато сын получил приличное образование. Данные о том, где учился Салават, не сохранились, возможно, это была какая-то религиозная школа или с ним занимались частные учителя. Известно, что молодой человек умел читать и писать, свободно владел русским языком. Стремление к справедливости и чувство любви к родной земле и народу мальчик перенял у своего отца. Это и оказало решающее влияние на его биографию, привело его к повстанцам и кардинальным образом отразилось на его судьбе.

Крестьянская война

Когда в России началось восстание Пугачева, впоследствии переросшее в Крестьянскую войну, его сподвижники отправились в башкирские войска и начали агитировать воинов перейти на сторону повстанцев. Отряд Салавата Юлаева в количестве 1200 человек был послан в помощь правительственным войскам, и должен был участвовать в разгроме повстанцев, но 10 ноября 1773 года в полном составе перешел на сторону бунтовщиков. Такое же решение принял и Юлай Азналин.

Салават Юлаев в Крестьянской войне

Салават Юлаев в Крестьянской войне

В то время Пугачев выдавал себя за Петра III, Салават нисколько не усомнился в царском происхождении предводителя повстанцев, он верил в законность всех его действий и «указов». Согласно распоряжениям Пугачева башкиры получали земли и разрешение придерживаться исламского вероисповедания. Когда Салавата арестовали, то на допросах он говорил, что слышал разговоры о том, что Пугачев самозванец, но в эти слухи он не верил.

С момента перехода и до середины декабря 1773 года Юлаев и другие повстанцы сражается с государственными войсками, проявляя невероятную смелость и отвагу. В одном из боев юношу ранили, и после этого Пугачев присвоил ему чин полковника. На протяжении месяца, проведенного в Бердском центре, молодой человек прошел военную и идеологическую школу, вместе с боевым опытом пришло понимание значимости этого восстания для башкирского народа.

В декабре 1773 – январе 1774-го годов Салават воевал на северо-восточных землях Башкирии, его назначили эмиссаром армии Пугачева. Он руководил конницей из восьмисот бойцов, причем в нее входили не только башкиры, отряд состоял из чувашей, мишари и татар. Ежедневно его войско пополнялось новыми добровольцами, и к марту 1774 года под его началом собралось приличное войско.

После того, как сорвалась попытка мирно урегулировать ситуацию с властями, Пугачев принял решение штурмовать Кунгур и завладеть этим административным центром Западного Урала. В январе 1774 года Салават возглавил войско и двинулся на Кунгур. Но особых успехов повстанцы не достигли, их командиры не были достаточно опытными, да и само войско не имело ни малейших боевых навыков. В этом бою Салавата тяжело ранили, но не прошло и месяца, как он снова приступил к выполнению своих обязанностей, повел войска в бой с армиями Алексея Папава и Алексея Обернибесова.

По возвращению на родину, Юлаев принялся пополнять поредевшие ряды повстанцев, которые должны были взять Магнитную крепость. Конница молодого военачальника насчитывала четыре тысячи человек, он мог противостоять войскам подполковника Ивана Михельсона. В мае того же года они три раза сходились на поле боя, и по мнению видавшего виды Михельсона, повстанцы имели отличную подготовку, а сам Юлаев, несмотря на юный возраст, проявлял себя как опытный военачальник.

В июне 1774-го Салават со своей конницей влился в ряды пугачевской армии, и они вместе выступили против войска Михельсона. Подполковник императорской армии отрапортовал о поражении врага, однако во время допросов Пугачев говорил, что в этом сражении не было победителей, войска просто «разошлись» по своим позициям. 5 июня 1774 года по приказу Пугачева Салават получил звание бригадира войска, его отцу досталась должность главного атамана. Юлай Азналин вел все гражданские дела на Сибирской дороге.

Пугачев провел бой под Осой, далее его путь лежал на Казань. Бригадир Салават Юлаев в то время залечивал тяжелые раны, потом отправился в Уфимскую провинцию для формирования войска. Кроме этого он контролировал участок дороги Екатеринбург – Уфа, который имел стратегическую важность. В августе войска под руководством молодого бригадира выдвинулись в сторону Уфы. Эту атаку долго и тщательно планировали, однако город бунтовщики не взяли. Их армии не хватило профессионализма, которым владели государственные войска.

Салават Юлаев с Пугачевым

Салават Юлаев с Пугачевым

В середине сентября 1774 года повстанцы оказались в очень плачевном состоянии. Пугачевские войска были разбиты, Емельян оказался в плену. Чтобы усмирить башкирское войско, из Уфы прибыл подполковник Иван Рылеев со своим отрядом. Два раза его отряд громил башкир, но даже когда основные силы были уничтожены, Салават отказывался сдаваться в плен.

Сломить отпор башкирского бригадира и уничтожить остатки его войска удалось только в ноябре 1774-го. 25 ноября состоялось окончательное сражение в горах Каратау, Салавата взяли в плен. Его отец повинился сам и сдался добровольно.

Могут быть знакомы

Творчество

Салават прославился не только своими военными подвигами, но и как поэт-импровизатор. В своих стихах он воспевал родной народ, землю, веру, религию – все то, что считал самым важным для любого человека. К сожалению, его творчество не сохранилось до наших дней, поэтому точно сказать, был ли он автором тех строк, которые ему сейчас приписывают, или это сочинил сам народ – невозможно. Зато образ самого Салавата присутствует во многих произведениях, он стал своеобразным воплощением истинного патриотизма и самопожертвования.

Личная жизнь

Есть документальные подтверждения того, что Салават был женат трижды. Причем один из браков – левиратный, это когда младший брат женится на вдове покойного старшего брата. Известно, что у него было двое родных детей. До наших дней имена его жен не дошли, но предполагают, что это были Амина, Зулейха и Буранбикэ.

Личная жизнь молодого полковника воспевалась и в легендах. Есть в них упоминание и о русской возлюбленной Салавата – Екатерине Михайловне, подарившей ему сына. Документальное подтверждение этого факта отсутствует, возможно, это была выдумка, желание показать всем, что герой с одинаковой любовью относился к женщинам всех национальностей.

Судьба семьи Салавата Юлаева после его ареста и осуждения неизвестна. Задолго до того, как он попал в плен, всех его жен и детей перевезли в Уфу, и об их дальнейшей судьбе больше нет ни одного упоминания.

Завесой таинственности окутана и внешность героя. Есть множество его портретов, но все они писались не с натуры, художники сами придумали его образ. Емеется только описание его внешности, которое сделано Уфимской провинциальной канцелярией накануне отправки Салавата на каторгу. Согласно с этим документом, рост героя не превышал 162 см, он был черноволосым, с черными глазами, рваными ноздрями и рубцом через левую щеку.

Каторга и смерть

Следствие по делу Салавата Юлаева и его отца длилось долго, и только 15 июля 1775-го им был вынесен приговор. На основании его, их ждало физическое наказание и вечная каторга. Каждый из них приговаривался к 175-ти ударам кнутом. Можно сказать, что им «повезло», это наказание было разделено на части по 25 ударов в каждом городе, где они воевали, в противном случае такое количество ударов одновременно привело бы к неминуемой смерти. После исполнения этой части приговора, отец и сын подверглись еще одной экзекуции – у них вырвали ноздри и каждому поставили клеймо – буквы «З», «Б», «И». Таким образом, обозначили «злодея», «бунтовщика» и «изменника».

Памятник Салавату Юлаеву

Памятник Салавату Юлаеву

Приговор приводил в исполнение палач Мартын Суслов. Перед тем, как отправить отца и сына на каторгу, обнаружилось, что палач недобросовестно выполнил свою работу – ноздри преступников заросли, у отца даже не было видно ни одного клейма. Суслов понес наказание, а каторжанам провели повторную экзекуцию и только после этого они оказались на каторге – в балтийской крепости Рогервик.

Сведения о том, как прошли годы каторги Салавата Юлаева отсутствуют. Известно только, что 19 мая 1797 года была проведена перепись всех каторжников и оценка их физического состояния. Согласно этого документа, состояние Юлая Азналина было тяжелым – сказывался возраст и цинга. А вот 45-летний Салават чувствовал себя нормально. Однако прошло всего три года, и 26 сентября 1800 года Салавата не стало. Причину смерти выяснить не удалось.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Салават Юлаев (1752─1800) — герой башкирского народа, один из активнейших участников и предводителей Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. В народной памяти навсегда сохранится его борьба за права коренного населения Башкирии. Кроме того, Салават Юлаев оставил после себя творческое наследие в виде стихов, написанных на башкирском языке. Они являются важным лингвистическим источником по истории страны.

Ранние годы жизни

Салават Юлаев родился 5 (16) июня 1752 года небольшой деревушке Текеево Уфимской провинции Оренбургской губернии. После пугачевского восстания она была разрушена и не сохранилась до наших дней. Его род был довольно знатным и хорошо известным в Башкирии. Из него в каждом поколении происходили муллы, абызы или батыры.

Отец героя Юлай Азналин в молодости служил сотником в армии, участвовал в военных действиях Барской конференции, выступившей против российского влияния на Речь Посполитую. После этого он вернулся на малую родину и был назначен старшиной Шайтан-Кудейской волости.

Также Юлай был активным участником националистических выступлений и принимал участие в башкирском восстании, начавшемся в 1735 году. Основным мотивом протестных движений стала борьба против незаконного захвата земель башкир владельцами заводов, коих в это время строилось очень много. Отец Салавата всю жизнь прожил безграмотным, но настоял, чтобы его сын научился писать и читать. Вместе с этим в юноше воспитывали любовь и преданность своему народу и стране, что в будущем заметно проявится в его поступках.

Современники Салавата отмечали стройность его фигуры, легкость походки и вместе с этим большую сообразительность. В 19-летнем возрасте он занял должность старшины родной Шайтан-Кудейской волости.

Салават Юлаев

Участие в Крестьянской войне. Начало восстания

Накануне крупнейшего антиправительственного восстания у Юлаевых случился новый виток обострения отношений с властями. Он был вызван насильственным захватом их земельных угодий под строительство Симского завода. В то время Юлай Азналин и Салават числились в составе карательного корпуса, которому была поставлена задача участвовать в боевых операциях против повстанцев. Но в октябре 1773 года большая часть подразделения решила добровольно перейти на сторону восставших, в результате чего они оказались сподвижниками Е. Пугачева. Уже 12 ноября башкиры появились в Бердской слободе, где тогда находился атаман.

Находясь в рядах восставших, Салават участвовал в борьбе против Оренбургского гарнизона, солдаты которого время от времени устраивали вылазки, затем осаждал Верхнеозерную крепость и Ильинское. Но в одном из сражений он был ранен, после чего был отправлен лечиться в родную деревню. Позднее Емельян Пугачев, помня о доблести и отваге храброго башкира, возводит его в чин полковника и поручает возглавить антиправительственное движение в районах Прикамья.

Апогей народного движения

Восстановив свое здоровье, Салават собрал собственный отряд из жителей русских поселений, расположенных в северо-восточной части Уфимской провинции, а также башкир, проживавших вдоль Сибирской дороги. С этим подразделением он выдвинулся в сторону Красноуфимска, который захватил в середине января 1774 года. Здесь в ряды восставших влились местные казаки, крестьяне, а также рабочие заводов, не желавшие терпеть усиление крепостного гнета. Далее путь башкирского героя лежал в сторону Кунгура, который отчаянно обороняли правительственные войска. Объединившись с другими атаманами (А. Бигашев, К. Усаев, М. Мальцев, И. Кузнецов, Б. Канкаев), Юлаев пытается взять прикамский городок. В течение нескольких дней шла осада, однако особого успеха восставшим она не принесла, к тому же Салават получил очередное ранение.

После того как царские войска отстояли Кунгур, они ринулись в контрнаступление и отбросили восставших обратно к Красноуфимску. Здесь в феврале─марте 1774 года развернулись тяжелые сражения, в которых принял участие только оправившийся от ран Юлаев. Он командовал русско-башкирским отрядом и зарекомендовал себя как талантливый руководитель, способный эффективно организовывать партизанскую войну против превосходящего в силе соперника.

Весной 1774 года он вместе со своим отрядом перемещается в район Уфы, где нашел большую поддержку в лице местных жителей. Подразделение Салавата неоднократно вступало в противоборство с крупным корпусом И. Михельсона. И хотя разгромить правительственные войска оно не сумело, каждый раз после боев Юлаеву удавалось избежать серьезных потерь. Несмотря на поддержку Пугачева действия башкирских отрядов имели несколько иной характер. В отличие от своих соратников, при захвате заводов они не заставляли отдавать пушки и плавить новые для своей армии, а попросту уничтожали взятые предприятия, таким образом возвращаясь к старине.

Салават Юлаев

Начало конца

В начале июня 1774 года Салават присоединился к основной армии Пугачева, отправив в ее ряды 3 тысячи башкир. Спустя два дня Пугачев и Юлаев вели два ожесточенных сражения против Михельсона на берегу реки Ай. И если в первом они уступили, то второе не выявило победителя. После этого Пугачев стремительно направился на север в район Прикамья.

Отряд Салавата Юлаева двигался в авангарде войск восставших. Он участвовал во взятии Красноуфимска и новых боях около Кунгура. Не сумев взять эту крепость, повстанцы направились к городку Оса, который начали активно осаждать. Через несколько дней сюда подошли основные силы во главе с Пугачевым, и судьба крепости была предрешена: она пала 21 июня. Затем Пугачев направился к Казани, намереваясь идти далее к Москве. В это время подразделение Юлаева возвращается в Башкирию с твердым намерением взять Уфу. Однако царские войска провели перегруппировку сил и постепенно начали вытеснять восставших со своих позиций.

18 и 22 сентября 1774 года Юлаев терпит два болезненных поражения от корпуса подполковника И. Рылеева под Елдякской крепостью. Это вынудило Салавата отступить к Катав-Ивановску и прятаться в окрестных лесах. В середине ноября он предпринял попытку атаковать царский отряд под руководством Ф. Фреймана, но наткнулся на стойкое сопротивление, заставившее повстанцев бежать, бросив пушки.

Салават Юлаев

25 ноября отряд Юлаева был настигнут в горах Каратау подразделением поручика В. Лесковского и поддержавших его мишарских старшин Абдусалимовых. После небольшой стычки Салават вместе со сторонниками был арестован. Еще ранее были лишены свободы его жены и дети. Юлаев пытался активно бороться против этого самоуправства, говоря: «Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семью отбирать, нет». Он просил направить жалобу в губернскую канцелярию, а если не поможет, то и в Сенат.

Пребывание в плену

После пленения Юлаева отправили в Уфу, затем перевезли в Казань, где он был посажен в тюремный острог. Здесь он был допрошен вместе со своим отцом и 16 марта 1775 года был приговорен к телесному наказанию и пожизненной каторге. Но, учитывая тот факт, что Юлаевы все время отвергали предъявленные им обвинения, в приговоре указывалась необходимость произвести дополнительное расследование на месте их «злодеяний». Для этого Салавата перевозят в Оренбург, а затем в Уфу.

Новое следствие вели чиновники Уфимской провинциальной канцелярии, которые подтвердили предыдущий приговор. В результате окончательный вердикт предусматривал по 175 ударов кнутом отцу и сыну, после чего им надлежало вырвать ноздри и поставить каторжные клейма, а затем отправить на бессрочную каторгу в Эстляндскую губернию на строившийся тогда порт Рогервик. Сюда же были сосланы бывшие соратники Юлаева и Пугачева И. Аристов, К. Усаев и некоторые другие. Всю оставшуюся жизнь герой башкирского народа проведет в местах заключения, где скончается 26 сентября 1800 года.

Салават Юлаев

Поэтическая стезя

Кроме участия в Крестьянской войне, Салават Юлаев запомнился как талантливый поэт. До нас дошли около 500 строчек его стихов-импровизаций, записанных в XIX веке. В них прослеживается необыкновенная любовь к своему краю. Вот что он пишет в произведении «Мой Урал»:

Ай, Урал, ты мой Урал
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!

Главными темами, которые прославлял в своем творчестве Салават Юлаев, были родной край, башкирский народ, традиции и обычаи предков. Поэт писал свои стихи на башкирском языке, поэтому они представляют большой интерес как лингвистический памятник.

Имя национального героя навсегда останется в памяти башкирского народа. В честь Салавата Юлаева названы населенные пункты, улицы, учреждения культуры, в том числе несколько музеев. В 1967 году была основана премия (с 1992 года — Государственная премия им. Салавата Юлаева), которой удостаиваются лучшие деятели искусства республики. Во многих городах Башкирии установлены памятники прославленному герою. В честь Салавата Юлаева создана одноименная опера (авторы композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай), а также художественный фильм (режиссер Я. Протазанов).

Башкирский национальный герой. Поэт-сказитель. Сподвижник Емельяна Пугачева. Его произведения — одно из выдающихся явлений ранней башкирской литературы. Стихи Юлаева призывали народ к борьбе с угнетателями, воспевали красоту родного края.

Салават Юлаев родился 27 июня 1754 года в деревне Текеево, Оренбургская область. Мальчик происходил из знатного рода, в каждом поколении которого имелись тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания с начала XVIII века.

История Салавата началась в октябре 1773 года, когда молодой человек мобилизовался на борьбу с Емельяном Пугачевым. Однако вскоре, вместе с отрядом Юлаев перешел на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга. До ноября 1774 года руководил восстанием в Башкирии. В середине января 1774 года его отряд присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Пугачева и вместе штурмуют город Кунгур. За верную службу 3 июня 1774 года Емельян присвоил Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров.

Юлаев руководил многими ключевыми событиями данной войны, принимал участие в более чем двадцати сражениях. Им и его отрядом взяты Симский и Катавский заводы. Также осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжег Красноуфимскую крепость. Салават ни разу не допустил полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.

В конце марта — начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. После поражений, которые нанес Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требованиям прекратить сопротивление и сдаться, Салават продолжил восстание на территории Башкортостана.

Герой-башкир известен также как поэт-импровизатор. Его произведения, сохранившиеся благодаря записям со слов сказителей в XIX веке являются одним из выдающихся явлений ранней башкирской литературы. Стихи Юлаева призывали народ к борьбе с угнетателями, воспевали красоту родного края, народ и его древние обычаи, священную веру предков и любовь.

Из-за предательства, команда поручика Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, 6 декабря 1774 года настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику Тимашеву и был взят под стражу. Ещё до ареста, жёны и дети Юлаева схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников.

На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал, пытаясь облегчить свою участь. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 26 июля 1775 года Салават, вместе с отцом, Юлаем Азналиным подвергнут наказанию кнутом и клеймению. Скованные по рукам и ногам 13 октября 1775 года, на двух подводах под охраной они были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик.

Национальный герой башкирского народа, поэт, сподвижник Емельяна Пугачева, символ современного Башкортостана Салават Юлаев скончался на каторге 8 октября 1800 года.

Национальный герой башкирского народа, является символом современного Башкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.

Действует Музей Салавата Юлаева в родных местах Салавата: в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан; филиал музея расположен в селе Алькино.

Именем Салавата Юлаева названы:

Город Салават в Башкортостане
Салаватский район в Башкортостане
Хоккейный клуб «Салават Юлаев»
Ледовый дворец спорта в Уфе
Улицы и проспекты Салавата Юлаева во многих городах России, Украины

Салавату Юлаеву посвящены:

Опера «Салават Юлаев», написанная Загиром Исмагиловым и поэтом Баязитом Бикбаем в 1955 году

Балет «Горный орел» («Урал бөркөтө», 1959 год, либретто и музыка Х. Ф. Ахметова и Н. Г. Сабитова, хореография К. Д. Карпинской)

Фильм «Салават Юлаев», снятый в 1941 году в СССР режиссером Яковом Протазановым.

В Республике Башкортостан учреждены:

Орден Салавата Юлаева

Государственная премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1967 года).

Памятники:

Памятник Салавату Юлаеву у здания парламента РБ (ул. Заки Валиди 40).

Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т. П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах — в Салаватском районе в 1952 году.

В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди установлен в эстонском городе Палдиски.

В Уфе 17 ноября 1967 года открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С. Д. Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана.

Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году.

Памятники-бюсты установлены в Салавате (бюст С.Юлаева),Баймаке, Сибае, Аскарово.

В Красноуфимске 28 июня 2008 года открыт памятник национальному герою, который установлен на улице Салавата Юлаева.

Другое:

Именем «Салават Юлаев» назван двухпалубный теплоход

В 1919-1920 годах политический отдел Башкирской отдельной кавалерийской дивизии издавал газету «Салават».

В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-противотанковый артиллерийский полк, бронепоезд и другие подразделения.

Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.

Ежегодно празднуются дни Салавата Юлаева

Ежегодно проводится республиканский фольклорный праздник Салауат йыйыны.

В музее Салавата Юлаева в Малоязе, Салаватском районе Башкортостана хранится копия сабли Салавата Юлаева. Сабля эта без ножен, длиной 96 см, шириной 3 см, вогнутая. Ручка из желтой меди с изображением головы льва и украшениями из мелких камней. На лезвии несколько потухшая надпись на арабском языке, которую ученым не удалось расшифровать.

«Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа» (Рисунок Вакиля Шайхетдинова, Wikimedia Commons / Sha-vakil, по лицензии CC BY-SA 3.0) «Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа» (Рисунок Вакиля Шайхетдинова, Wikimedia Commons / Sha-vakil, по лицензии CC BY-SA 3.0)

Салават Юлаев родился (5) 16 июня 1752 года в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Текеево до наших дней не сохранилась. Он происходил из знатного рода, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания с начала 18 века.

Его история началась в октябре 1773 года. Салават Юлаев был мобилизован на борьбу с Емельяном Пугачевым, но вместе с отрядом Юлаев перешел на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга.

До ноября 1774 года Салават Юлаев руководил восстанием в Башкирии. В январе 1774 года его отряд присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Пугачева, и они совместными усилиями штурмовали город Кунгур. Пугачев высоко оценил верную службу: летом 1774 года года он присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров.

Юлаев руководил многими ключевыми событиями этой войны, он принимал участие в более чем двадцати сражениях. Им и его отрядом были взяты Симский и Катавский заводы. Он осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжег Красноуфимскую крепость.

В ноябре 1774 года из-за предательства Салават Юлаев был арестован. На допросах он не выдал никого из своих товарищей. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе, которое длилось более полугода, Салават Юлаев, вместе с отцом — Юлаем Азналиным, был приговорён и подвергнут наказанию кнутом и клеймению, после чего они оба были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик.

Салават Юлаев умер на каторге (26 сентября) 8 октября 1800 года.

Герой-башкир известен также как поэт-импровизатор. Его произведения, сохранившиеся благодаря записям со слов сказителей в 19 веке, — одно из выдающихся явлений ранней башкирской литературы. Стихи Юлаева призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей») и любовь («Зюлейха»).

О неиссякаемой энергии Салавата Юлаева, его организаторских и административных способностях, умении вести партизанскую борьбу свидетельствуют документы походной канцелярии за январь-март 1774 года.

Салават Юлаев

Полное имя: Салават Юлаев
Дата рождения: 16 июня 1754 г.
Место рождения: д. Текеево, Башкортостан
Знак зодиака: Близнецы
Чем известен: Герой, поэт, участник крестьянской войны 1773—1775 годов
Дата смерти: 26 сентября (8 октября) 1800 г. (46 лет)

Родители, детство и юность

Салават Юлаев родился летом 1754 года в деревне Текеево, расположенной в Оренбургской губернии (сейчас это территория Башкортостана). Родовое поселение башкирского героя до наших дней не сохранилось, так как было стёрто с лица земли царскими карателями, в числе других деревень, жители которых присоединились к войску Пугачёва.

Его отец – Юлай Азналин, происходил из знатного тюркского рода и был старшиной в Шайтан-Кудейской волости. В молодые годы он был призван в Императорскую армию, где проявил себя как храбрый солдат. За ратные подвиги он неоднократно получал награды. Заслуженному воину были дарованы несколько деревень с прилегающими землями в губернской провинции Оренбурга.

История почти не сохранила сведений о матери героя. Известно лишь, что звали её – Азнабика. Родом она была из расположенной недалеко от Текеево деревни.

По преданиям, Салават рос смелым и сильным юношей, уже с 14 лет принимавшим участие в охоте на волков и медведей. Также с ранних лет в нём проявился талант поэта.

Школ, в обычном понимании, в башкирских деревнях того времени не существовало, но были учебные заведения для мусульман, преподающих на арабском языке, где помимо изучения догматов религии, дети могли научиться читать и писать. По одной версии, Юлаев закончил одну из таких школ, по другой – отец приглашал религиозных учителей в деревню.

В связи со строительством на местах проживания башкиров новых фабрик и заводов, коренное население постоянно теснили с обжитых земель. Нередко, на самовольно занятых русскими богачами и представителями императорской администрации территориях, возникали стычки с местным населением, чьи права были нарушены. Как правило, всё заканчивалось наказанием башкирских повстанцев.

С вопиющей несправедливостью столкнулась и семья Салавата в 1773 году. Под строительство очередного завода забрали, без согласия Юлая земли, дарованные ему за боевые заслуги, но решить проблему юридическим путём не удалось.

Герой Салават Юлаев

Салават Юлаев

В огне крестьянской войны

  • В 1772 году Яицком городке (ныне Уральск) восстали казаки против своих старшин, однако их выступления были жестоко подавлены. В 1773 году в этих местах объявился Емельян Пугачёв, который выдавал себя за русского императора Петра III (мужа Екатерины II), чудесным образом спасшегося от убийц, подосланных его женой. Под его предводительством восстание казаков вспыхнуло вновь и охватило всё Оренбуржье, Башкирию, Урал, часть Приволжья и Западной Сибири.
  • В начале этих событий руководитель Оренбургской губернии И.А. Рейнсдорп пытался использовать башкир для подавления восставших. Для этого были сформированы несколько национальных отрядов, но все они, в конце концов, перешли на сторону Пугачёва.
  • В составе одного из таких формирований оказался Салават, прибывший к месту сбора – город Стерлитамак, в числе 95 представителей Шайтан-Кудеевской волости.
  • Собрав более 2000 бойцов, старшины направили войско сначала на подавление бунтующих крестьян, приписанных к расположенному неподалёку заводу, но вскоре планы изменились, и отряд пошёл к осаждённому повстанцами Оренбургу.
  • Большая часть башкир, на подходе к городу, перешла на сторону восставших. В их числе был и Салават впервые увидевший «русского царя» в Бердской крепости.
  • Юлаев, с первых дней, стал участником ожесточённых боёв. В середине ноября потерпел поражение корпус П.М. Чернышева, и были отбиты неоднократные вылазки солдат царской армии из Оренбурга.
  • Буквально за месяц боевых действий, Салават показал себя не только как храбрый воин, но и как человек способный управлять войском. Это незамедлительно отметил Пугачёв, присвоив молодому человеку чин полковника.
  • К началу зимы пугачёвская армия насчитывала не менее 50 тысяч воинов, примерно четвёртую часть в ней составляли башкиры. К этому времени они приняли участие в самых ответственных и крупных сражениях.
  • Для вовлечения новых территорий Башкортостана в повстанческое движение, Пугачёв направил в разные районы лучших своих сподвижников. В их числе был молодой полковник Юлаев.
  • Салават отправился в родные земли с задачей объединить разрозненные отряды восставших соотечественников под единым управлением. Зимой 1774 года это ему удалось.
  • Известность и слава молодого предводителя быстро росла. Восставшие казаки Красноуфимска предложили ему встать во главе движения повстанцев на севере губернии. В январе 1774 года Юлаев со своим войском вошёл в город.
  • Первое сражение, которое Салават провёл самостоятельно – штурм Кунгура, произошло 23 января и успехом не увенчалось. При втором штурме города Юлаев был ранен и вынужден был уехать для лечения домой.
  • Без предводителя дела восставших пошли плохо. Военачальники, оставленные им вместо себя, вскоре попали в плен и были казнены.
  • Кунгурский гарнизон стал наступать на Красноуфимскую крепость, оборону которой возглавил, вызванный казаками еще не залечивший раны Салават. Бой был длительный и упорный. В результате отряд пугачёвского полковника отступил, но сохранил основную свою часть.
  • Через некоторое время произошло еще несколько сражений в районе Красноуфимска, где ни одна из противоборствующих сторон успеха не добилась.
  • К весне 1774 года армии Пугачёва был нанесён существенный урон, она потерпела несколько серьёзных поражений от императорских войск. Сам предводитель восстания бежал в земли Башкортостана.
  • Здесь, пополнив часть войска башкирами, Пугачёв решил идти на Казань. Юлаеву он присвоил чин бригадира за оказанную своевременную и неоценимую помощь основным силам восставших, к которым герой пришёл на помощь с 3-тысячной конницей в самый критический момент боя с царскими войсками в районе Саткинского завода.
  • Дальнейшие сражения показали полководческий дар Салавата, который в роли успешного командира провёл самостоятельно 11 крупных боёв, а всего за год борьбы участвовал в 28 сражениях
  • После битвы за Осу, Пугачёв с войском ушёл на Казань. Салават, получивший ранение в ногу остался в Башкирии и после излечения продолжил борьбу, встав во главе повстанцев.
  • Сопротивление отрядов Салавата продолжилось и после пленения Пугачёва, до конца ноября 1774 года. К этому времени восстание в Башкортостане было в основном подавлено. Двухтысячный отряд народного защитника продолжал воевать, но силы были не равны, и в одном из боёв башкирского героя взяли в плен.

Башкирский герой Салават Юлаев

Башкирский герой Салават Юлаев

На каторге

  • В октябре 1775 года, после суда, Юлаевы (отец и сын) были подвержены клеймению и закованные в цепи, отправлены на бессрочную каторгу в крепость Рогервик (сейчас территория Эстонии).
  • Крепостные сооружения, основанные ещё Петром I, были к этому времени почти пусты. Их заполнили арестантами, осуждёнными за участие в восстании Пугачёва.
  • Здесь Салават и его отец провели всю оставшуюся жизнь. 26 сентября 1800 года герой умер, проведя в заточении 25 лет.

Допрос Салавата Юлаева (картина 1955 г.)

Допрос Салавата Юлаева (картина 1955 г.)

О личном

О семье народного любимца известно немного. Считается, что у него было три жены (одна из них была женой старшего брата, которую Салават взял, по обычаям своего племени, после его смерти) и двое детей.

Семья пугачёвского бригадира, ещё до его пленения была схвачена и перевезена в Уфу, где жён и детей содержали как заложников. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Память о народном герое и поэте

Салават Юлаев вошёл в историю не только как талантливый военачальник, защитник от несправедливости и борец за права угнетённых земляков, но и как поэт, слагающий песни о родных просторах и башкирском народе. К сожалению, его подлинные произведения не сохранились. В наше время практически невозможно среди множества легенд о нём, в которых встречаются приписываемые ему стихотворения, выявить их подлинность.

Поэзию Салавата историки относят к ярким проявлениям литературы башкирского народа, в которых воин и певец призывает к борьбе за справедливость, а также воспевает красоту родной земли.

Для увековечивания памяти, именем героя назвали город, район, ледовый дворец и хоккейный клуб в Башкортостане, а также улицы и проспекты в России, Казахстане, Украине и Эстонии. В 1941 году о нём, советским режиссёром Я. А. Протазановым, снят художественный фильм.

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

На родине в нескольких городах Салавату установлены памятники. В селе Малояз работает музей, посвященный его жизни и борьбе.


Salauat Yulayev(uly)

Салауат Юлай улы
Салават Юлаев

Салават Юлаев - panoramio.jpg
Personal details
Born 16 June 1756
Ufa Uyezd, Russian Empire
Died 10 August 1800 (aged 44)
Paldiski, Estonia
Nationality Bashkir
Parent
  • Julai Aznalin (father)
Profession Poet and writer

Salawat Yulayev (Bashkir: Салауат Юлай-улы; Russian: Салават Юлаев; 16 June 1756 – 8 October 1800)[1] was a Bashkir national hero who participated in Pugachev’s Rebellion, warrior, poet and singer.

Biography[edit]

Salawat Yulayev was born in the village of Tekeyevo, in Shaytan-Kudeevsky volost of Ufa province of Orenburg Governorate (now Salavatsky District) of Bashkortostan. Tekeyevo no longer exists, as it was burned in 1775.

Salawat Yulayev was at the head of the Bashkortostan uprising from the very beginning of the country war of 1773–1775. He was seized by the Russian imperial authorities on November, 24th, 1774, and his father, Yulay Aznalin, was captured even earlier. Put into irons, they were sent to Moscow. Yulay Aznalin was a votchinnik (holder of patrimonial estate), a rich, intelligent and influential man. He was held in general respect among Bashkirs and was a Bauermeister (district foreman). The local authorities gave credence to him; his fidelity to Russian government could not be doubted.

In 1768 the Orenburg governor prince Putyatin himself appointed Yulay as the foreman of the Bashkir command. But soon the merchant Tverdyshev, granted collegiate assessory rank, deprived Yulay Aznalin of his land to build Simsky plant and villages. The Bashkir land was falling to ruin, and so Yulay Aznalin and his nineteen-year-old son Salawat stood up under Yemelyan Pugachev’s banners.[2]

Ten months after Salawat’s capture, in September 1775, he and his father were publicly lashed in those places where the largest battles with the Russian governmental armies took place. In that month they were both dragged by their nostrils, and their foreheads and faces were branded. On 2 October 1775, their hands and legs chained, Salawat and Yulay were sent on two carts under «protection» to the Baltic fortress Rogervik (nowadays the city of Paldiski in Estonia) for life. The transport with convicts passed Menzelinsk, Kazan, Nizhni Novgorod, Moscow, reaching Tver on 14 November and then continuing on through Novgorod, Pskov, and Revel and arriving finally in Rogervik on 29 November.

The Baltic port Rogervik had been founded by Peter the Great. However, when participants of the Bashkir uprising arrived in Rogervik, the fortress was practically deserted. There was only a small garrison and a small number of prisoners. Here Salawat and Yulay met their brothers-in-arms in struggle: Pugachev Colonel I.S. Aristov, Colonel Kanzafar Usaev, and others. Salawat Yulayev and his father lived the rest of their lives in Rogervik.

When Paul I ascended the throne, the commandant of the fortress Langel submitted an inquiry about moving the remaining participants of the Pugachev Uprising to Taganrog or to Irkutsk to a cloth factory. The resolution came from the Senate: The aforementioned convicts are subject to be moved… For their villainies they are banished by imperial command, and it is ordered to keep them in this port with possible caution that they could not run away.» There was a special manifest on 17 March 1775 which was published by the late empress Catherine II. By her order all participants of the Pugachev revolt were to be imprisoned forever, and their names should «be condemned to eternal oblivion and deep silence.» Under this manifest local authorities pursued everyone who pronounced the names of the freedom fighter rebels against Russian overlordship.

Salawat was literate. He wrote in Old Tatar, which used to be a common written language for Turkic peoples in the Volga-Ural region. Documents signed by him have been preserved. Researchers believe that Salavat also spoke Russian. After all, he had to communicate with the rebels against Russian imperialism, with the Russian leaders of the uprising.

People of different nationalities could be found in Salawat’s army. Despite the ban on mentioning Salawat, the peoples of the region passed on word-of-mouth legends and songs about him.

Family[edit]

By order of Catherine II it was forbidden even to mention the rebellion and its participants . Therefore, there is little documented information about them.

The father of Salavat-Yulai Aznalin (Adnalin, Aznalikhin) was the leader (starshina) of the Bashkir Shaitan-Kudey yurt (volost, district). For loyal service and courage, Yulay Aznalin was awarded a silver sign in 1772.

Bashkirs became part of Russia in the 16th century. By agreement with the tsarist government, the Bashkirs retained their lands. But they had to perform military service: they guarded the eastern borders of the Russian Empire, participated in the wars waged by Russia.

The order of Salavat Yulaev to the centurion Ilyatbai Ilimbaev on the recruitment of residents to the detachment on 23 March 1774

Sometimes the contract was violated, part of the land was taken away, and the Bashkirs demanded restoration of justice, even raised uprisings. Bashkir uprisings took place especially often in the 18th century, as there were more frequent cases of violation of Bashkir rights, the seizure of their land for the construction of factories and for transfer to the nobles.

Several years lasted Yulaya’s lawsuit with the breeders Ya.B. Tverdyshev and I.S. Myasnikov, who illegally seized vast lands for the Simsky plant. The tsarist administration favored breeders. Yulai was fined 600 rubles (1 horse cost 10 rubles).

Researchers believe that Yulai had 3 wives. The documents do not indicate the name of the mother of Salavat. Her name is Aznabika in folklore sources. They say that she was an educated woman and had a great influence on her son. After the teacher Nabi Kabiri, it was the mother who continued to educate her son.

Russian folklore speaks of the older brothers of Salavat named Suleiman and Rakai.
From the poetic works of Salavat and folklore sources, it was possible to find out that the hero had 3 wives. The eldest wife was the widow of a deceased elder brother, she already had children from her first marriage. He married her according to the ancient custom of the Bashkirs (Levirate). The letter of Salavat, written by him in the cell of the Ufa Magistrate on 7 May 1775, refers to one wife and two children. They were in the hands of the commandant of the city S. Myasoedov and General Freyman. Salavat asks his supporters to help them go free.

[edit]

Legends and traditions peculiarly perpetuate the memory of their ancestors. Epic narrations about the events and people of a long past are called by Bashkirs riweyet, hikeyet, tarikh. Most of the legends are local. But the legends about the historical hero, poet and warrior Salwvat Yulaev survived in different areas (over 200 are recorded).

Structurally, the legends about Salawat Yulayev are diverse. Small stories have a purely informative function («Mother of Salawat», «Death of Salawat’s Family», «Dream of Salawat», «Salawat Bridge»).

On the whole, among the legends, plot narratives (фабулаты) occupy a significant place. Depending on their vital content, they can be single-episode (for example, «Salawat and Karasakal», «Order of Salavat», «Salavat in our village»), or consist of several episodes (e.g., «Salawat and Baltas», «The Legend of Salawat- batyr «). There are texts where a song wedges in prose. In most cases, these are songs of Salawat himself. Thus the storytellers apparently wanted to emphasize the poetic giftedness of their hero.

Most of the legends are dedicated to the glorification of Salawat Yulayev, a description of his personal qualities. For example, the legend that Salawat killed a bear at the age of 12 (15 or 16) is still popular (bears still live in Bashkortostan). The people say that Salawat had ten qualities of a real hero («Salawat», «Power of Salawat»). At a traditional folk festival (sabantuy), the very young Salawat wins martial arts, horse racing, running and others («How Salawat was recognized as a batyr on Square»).

According to legend, the extraordinary qualities of Salawat appeared during the years of the uprising of 1773–1775. The legends «Salawat Headquarters», «Salawat Scout», «Salawat Yulayev on Mount Imyantau» create the image of an intelligent, courageous military leader. The defeat of the rebel army is primarily due to the numerical superiority of the enemy.

The legends about the capture of Salawat and his exile to Estonia in the Baltic forever ( for hard labor) are filled with deep pain of the people («Why there are a lot of crystal in the mountains»). In the mountains of Bashkortostan there is a lot of crystal because they cried alone, with families and a whole village.

But there are legends expressing hope for the return of Salawat. Sometimes Salawat comes to special saints (aulia) and warns them of something. To see Salawat in a dream- fortunately («Salawat Form»).
In different areas, toponymic legends have been preserved as the memory of the people («Salawat places», «Cave of Salawat», «Bridge of Salawat», «Camp of Salawat», etc.)

Among the legends there are many stories about the Salawat family, about his relatives («Salawat’s father», «Mother of Salawat», «Wives of Salawat», «The capture of Salawat», «Marriage of Salawat to a Russian girl», etc.).

Folk stories about Salawat and his father Yulai brought to us the thoughts and views of people of the era of the uprising of 1773–1775 and subsequent times. Different peoples of the region have developed an understanding of the just nature of the demands of the rebels. The joint struggle contributed to strengthening the friendship of the peoples of the region. Even in distant Estonia (the place of the hero’s hard labor), legends about Salawat are preserved.

During a long oral existence, some traditions lost some concrete realities and were supplemented by fictional motives. For example, «Salawat-batyr» about the battle of Salawat with the «king» Kirmasakal («Kirma-sakal»-bearded).

Several works on Salawat related to the epic genre (Bashk. Ҡobayyr) have been published. «Salawat-batyr», «Yulai and Salawat» give an idea of the hero commander himself and the reasons for the uprising. The epic «Baik Aidar-sesen» tells about the previous uprisings of the Bashkirs, the atrocities of Murza A. Tevkelev against the Bashkirs. These stories had an important influence on the formation of the character of Salawat.

The defeat of the uprising, the executions of leaders served as material for the creation of ballads- beyetes ( «Song of Salawat», «Unforgettable Salawat», «Salawat Yulay»). They reflect the people’s love for their hero, longing for him, willingness to continue his struggle.

A large number of songs about Salawat have been preserved. The people and Salawat are inseparable- one of the main ideas of Bashkir songs. They are informatively rich, they mention battles, places of battles, the names of leaders of the uprising. These songs are grouped by Bashkir scholar Anur Vakhitov on three topics: “Salawat”, “Salawat-batyr”, “Salawat in penal servitude”.

An old Russian song about Salawat was preserved in the Volga region («Oh, you, goy, good fellow, Young Bashkir Salavatushka!»).
The first collectors of Bashkir folklore about Salavat were Russian explorers of the region F.D.Nefedov, R.G. Ignatiev, D.N. Mamin-Sibiryak, M.V. Lossievsky (in the 19th century).

Salawat’s poems and songs[edit]

About 500 lines from the poetic heritage of Salawat Yulaev have been preserved to our days, either in writing or orally.[3]

Salawat as a poet is also mentioned in traditions.
In the village of Alka, Salavat district, a modern researcher Miras Idelbaev wrote down a text about the poet’s written oeuvre: « My father says that Salawat always composed songs, bayits and, wrote them to paper and … left them to people.
He left them everywhere he went… He left them us as he drove past our Lake Yaltarakkul ….» (М.Идельбаев. Мужи, седлайте аргамаков… )

Desc-i.svg

Poems by Salawat Yulaev

Round the Ai river I went
And all my summer here I spent.
When the enemy here came
Like sheep it would run away
( legend: Salawat`s Stay at the Aj Riverside)
Translated by Akhmatyanova N.N., Ganeev B.T.

Breave yegets in their hands
Had a bow and arrows.
If they went to the fight at once
The enemy would run away in horror.

The banks of the Koethkaende are woody
No sparrow will fly up to my whistle.
When you have few friends left,
There `s no way out of the thistle.
(legend: Baedherghol- batyr`s Death)

(Koethkaende- the Salawat`s native river)
Translated by Akhmatyanova N.N.

In the XVIII century, the oral literature of the Bashkirs existed in parallel with the written.
Accordingly, Salavat’s poems were created in two ways: he improvised (like Sesen), or he wrote on paper.

4 January 1774 The Military Collegium adopted a special decision on the destruction of documents of the rebels.

During the fighting, the archives of the field offices of the most prominent military leaders of the Peasant War, including Salawat, were lost.[4] However, several manuscripts of the hero poet and sufficiently rich information about him still survived in the archives..

The historian Abubakir Usmanov wrote: “For official characteristics, we do not see the living Salavat, lyric poet, warrior poet. The image of the living Salavat was preserved in the memory of the people, the Sesens carefully preserved the songs and poems of the poet” (А. Усманов. Поэт-воин. – Красная Башкирия. – 1948. -15 августа).

For the first time, Salawat was called a poet by a researcher of the region R. G. Ignatiev, who studied archival documents. In studies of the 50-70s ( XX century) only seven verses of Salawat Yulaev published by R. Ignatiev were mentioned.

«In the second half of the 19th century, manuscripts of verses by Salawat were stored in the (state) archive or in the archive of any particular person, and they passed through at least 4 people (Ignatiev, Nefedov and their translators). This means that these poems were stored in accessible places for scientists»,- written by A. Usmanov in 1968 (А.Усманов. Некоторые сведения о биографии Салавата Юлаева. – Совет Башкортостаны. -1968. – 22 мая).

Salavat’s fiery speeches and poems did not leave people indifferent; they inspired them to fight.
“According to the Bashkirs of Verkhneuralskiy, the songs of Salavat himself,” wrote the local historian R. Ignatiev, “always ignited the courage of his soldiers … Salavat’s songs, like improvisation, remained unknown” (Manuscript of the collection of R. Ignatiev «Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края», опубликованного в «Записках Оренбургского отдела ИРГО». – ГАОО. -Ф.163.-Оп.1. -Д. 22.-Л. 29).

The poet P. M. Kudryashov, in his letter to P. P. Svinyin (publisher of the journal «Domestic Notes»), writes about the three verses of Salawat that he found and translated into Russian.

Separate pages of the manuscript of the researcher F. D. Nefedov “Salavat, Bashkir Batyr” are stored in the state archive (ЦГАЛИ Ф. 342. – оп. 2. – д. 73).
This essay was published in 1880 in the journal Russian Wealth. In it, the author cited the contents of the five poems of Salawat. Four of them coincide with the publications of R. Ignatiev. The translation was made in prose very carefully, while maintaining the meaning of each word.

Researchers compared the literal translations of the verses and songs of Salawat discovered by Russian researchers in the 19th century with the lyrics and songs of Salawat preserved among the Bashkirs. The coincidence of the texts turned out to be complete, folk memory preserved the poetry of Salavat.

The archive of the Ufa branch of the RAS contains several works of the hero poet, recorded by M. Burangulov (Ф. 3.- оп. 12.- д. 445.- лл. 194–205 – на башк. яз.).

Among them are “Salawat’s Song dedicated to the beloved girl Zuelaeykha”, “Salawat’s Song dedicated to the Urals”, “Salawat’s Song after being wounded”. They were provided by M. Burangulov in the 1920s by Gabit-sesen.

Wikisource has original text related to this article:

Salawat’s poems published in the 19th century:

  • Filipp Nefyodov (Ф. Д. Нефёдов) in the essay «Salavat, Bashkir Batyr» (1880), 5 verses in Russian.
  • Ruf Ignatyev (Р. Г. Игнатьев) in the work «The movement of the Bashkirs before the Pugachev riot; Bashkir Salavat Yulaev, Pugachev foreman, singer and improviser» (1893) 7 verses.

In the Russian Empire, poems by Salawat Yulaev were printed four times.[5]

Death[edit]

The last documented mention of Salawat Yulayev is dated 1800. Till this time he stayed in bondage for twenty five years: «To Estland provincial board from Major Ditmar being at the Baltic invalid command. Being under my responsibility, convicted slaves 12 men which are in a safe state. Against the previous submitted register decreased: This month of 26-th date, convicted slave Salawat Yulayev died about which I have the honor of reporting.» Salawat died in penal servitude on 26 September 1800 (8 October Gregorian Calendar).[6]

Legacy[edit]

«You are so far, my fatherland!
I would return home, but alas,
I am in chains, my Bashkirs!
The road home may be obscured by snow,
But come spring it shall melt –
I’m not dead, my Bashkirs!»

These words, attributed to Salawat Yulayev, are perceived today as a confession of the strong batyr, who, exhausted by torture and interrogations, did not resign himself to his destiny. Regretfully, only a small number of documents remain about his life and fate, and the poetic works of Salawat, who personified heroism and poetic talent of the Bashkir people.

Many things in modern-day Bashkortostan are named after Yulayev, including a town, a cave, a hockey team, and the republic’s State Prize.

In 1940 a biographical film titled Salavat Yulayev was made in the Soviet Union by director Yakov Protazanov. In 1954 composer Zagir Ismagilov and poet Bayezit Bikbay created the opera Salawat Yulayev.

  • the order of Salawat Yulayev of the Republic of Bashkortostan was established on 1 June 1998 (Постановление Государственного Собрания РБ от 1 июня 1998 года № ГС-400 «Об утверждении статута ордена Салавата Юлаева»)
  • In 1954, the composers Husain Akhmetov and Nariman Sabitov ballet «Mountain Eagle». Its premiere took place in 1959 at the Bashkir State Opera and Ballet Theater, in which Rudolf Nureyev danced in 1953–1955.
  • In 1919–1920, the political department of the Bashkir separate cavalry division published the newspaper « Salawat» .
  • During the Great Patriotic War (1941–1945) were named «Salawat Yulayev» : fighter anti-tank artillery regiment, armored train and other units.
  • The image of Salawat Yulayev is immortalized in Bashkir and Russian folk art, in the works of Russian, Bashkir, Tatar, Kazakh, Chuvash, Udmurt and Mari writers.
  • Salawat Yulayev’s days are celebrated annually in the Republic of Bashkortostan and neighboring regions.
  • The republican folk festival «Salawat yeyeny» is held annually.
  • A double-deck motor ship is named «Salawat Yulayev».
  • The museum of Salawat Yulayev in the village of Maloyaz (Salavat district of Bashkortostan) stores a copy of the saber of Salawat Yulayev.

This saber without a scabbard, length 96 cm, width 3 cm, concave.
Yellow copper pen with the image of a lion’s head and jewelry made of small stones. On the blade is a slightly extinct inscription in Arabic, which scientists could not decipher.

  • In the National Museum of the Republic of Bashkortostan, visitors can see the saber of the Bashkir national hero Salawat Yulayev.
  • In many cities and towns there are streets named after Salavat Yulaev.
  • In 1967, the largest equestrian monument in Europe was erected to Salawat Yulayev in the city of Ufa.

Biographers of Salawat[edit]

The biography of Salawat Yulayev was studied by historians, local historians, writers and journalists like Inga Gvozdikova, Victor Sidorov, Radik Vakhitov, Miras Idelbaev, Khairulla Kulmukhametov, Ihsan Zalyaletdinov, Tarhan Zagidullin, Wilmir Safin, Abuzar Saifullin, Stepan Zlobin. Salavat Yulaev is mentioned in the “History of Pugachev” by A. S. Pushkin.

Inga Gvozdikova is a historian who collected and studied documents from the Peasant War of 1773–1775 (from the late 1950s). She wrote the first scientific, strictly documented biography of the Bashkir national hero Salawat Yulayev.

The image of Salavat is carefully preserved in the memory of the people. From ancient times, the Bashkirs valued the love of their motherland (the symbol is a readiness to serve their people), freedom (its symbol is a special love for the horse), and poetry. A warrior, poet, and singer, Salawat Yulaev embodied all these qualities.

Postage stamps of the USSR

Postage stamps of Russia

Salavat on the coat of arms of Bashkortostan

Coat of arms of the city of Salavatcenter

Coat of arms of Salavatsky District Russia

Order of Salavat Yulaev

Salavat Yulaev Avenue in Ufa

Motor ship «Salavat Yulaev»

Museum of Salavat Yulaev

Salavat Yulaev is a national hero of the Bashkir people. Drawing by Vakil Shaikhutdinov

Gazprom Neftekhim Salavat

Salavat Yulaev Square in Ufa

Newspaper «Salavat Yulaev»

Cave «Salavat Yulaev»

Monument in the city of Salavat

See also[edit]

  • Bashkir rebellions

Links[edit]

  • https://culture.bashkortostan.ru/about/suborg/693/
  • https://old.hcsalavat.ru › history › kto-takoy-salavat-yulaev

References[edit]

  1. ^ «Согласно опросу в Тайной экспедиции Сената». Archived from the original on 9 October 2018. Retrieved 28 July 2019.
  2. ^ «В несвободной стране жил как свободный человек»
  3. ^ [1] Bashkir Encyclopedia
  4. ^ Овчинников, Реджинальд Васильевич, Éditeur scientifique. (1975). Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений 1773–1774 гг. Nauka. OCLC 489715575.{{cite book}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  5. ^ Салават Юлаев.// История литературы Урала. Конец XIV—XVIII вв./ Гл. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. М.: Языки славянской культуры. 2012. p. 106. ISBN 978-5-9551-0602-1.
  6. ^ Салават Юлаев — герой Крестьянской войны

External links[edit]

  • Poems By Salavat Yulaev
  • The Website Of Salavat Yulaev
  • «Personality in Bashkir history: Salavat Yulaev.» Television radio company “Bashkortostan”, 2010 on YouTube
  • «Лик Салавата». ТРК «Башкортостан», 2013 г. on YouTube

Salauat Yulayev(uly)

Салауат Юлай улы
Салават Юлаев

Салават Юлаев - panoramio.jpg
Personal details
Born 16 June 1756
Ufa Uyezd, Russian Empire
Died 10 August 1800 (aged 44)
Paldiski, Estonia
Nationality Bashkir
Parent
  • Julai Aznalin (father)
Profession Poet and writer

Salawat Yulayev (Bashkir: Салауат Юлай-улы; Russian: Салават Юлаев; 16 June 1756 – 8 October 1800)[1] was a Bashkir national hero who participated in Pugachev’s Rebellion, warrior, poet and singer.

Biography[edit]

Salawat Yulayev was born in the village of Tekeyevo, in Shaytan-Kudeevsky volost of Ufa province of Orenburg Governorate (now Salavatsky District) of Bashkortostan. Tekeyevo no longer exists, as it was burned in 1775.

Salawat Yulayev was at the head of the Bashkortostan uprising from the very beginning of the country war of 1773–1775. He was seized by the Russian imperial authorities on November, 24th, 1774, and his father, Yulay Aznalin, was captured even earlier. Put into irons, they were sent to Moscow. Yulay Aznalin was a votchinnik (holder of patrimonial estate), a rich, intelligent and influential man. He was held in general respect among Bashkirs and was a Bauermeister (district foreman). The local authorities gave credence to him; his fidelity to Russian government could not be doubted.

In 1768 the Orenburg governor prince Putyatin himself appointed Yulay as the foreman of the Bashkir command. But soon the merchant Tverdyshev, granted collegiate assessory rank, deprived Yulay Aznalin of his land to build Simsky plant and villages. The Bashkir land was falling to ruin, and so Yulay Aznalin and his nineteen-year-old son Salawat stood up under Yemelyan Pugachev’s banners.[2]

Ten months after Salawat’s capture, in September 1775, he and his father were publicly lashed in those places where the largest battles with the Russian governmental armies took place. In that month they were both dragged by their nostrils, and their foreheads and faces were branded. On 2 October 1775, their hands and legs chained, Salawat and Yulay were sent on two carts under «protection» to the Baltic fortress Rogervik (nowadays the city of Paldiski in Estonia) for life. The transport with convicts passed Menzelinsk, Kazan, Nizhni Novgorod, Moscow, reaching Tver on 14 November and then continuing on through Novgorod, Pskov, and Revel and arriving finally in Rogervik on 29 November.

The Baltic port Rogervik had been founded by Peter the Great. However, when participants of the Bashkir uprising arrived in Rogervik, the fortress was practically deserted. There was only a small garrison and a small number of prisoners. Here Salawat and Yulay met their brothers-in-arms in struggle: Pugachev Colonel I.S. Aristov, Colonel Kanzafar Usaev, and others. Salawat Yulayev and his father lived the rest of their lives in Rogervik.

When Paul I ascended the throne, the commandant of the fortress Langel submitted an inquiry about moving the remaining participants of the Pugachev Uprising to Taganrog or to Irkutsk to a cloth factory. The resolution came from the Senate: The aforementioned convicts are subject to be moved… For their villainies they are banished by imperial command, and it is ordered to keep them in this port with possible caution that they could not run away.» There was a special manifest on 17 March 1775 which was published by the late empress Catherine II. By her order all participants of the Pugachev revolt were to be imprisoned forever, and their names should «be condemned to eternal oblivion and deep silence.» Under this manifest local authorities pursued everyone who pronounced the names of the freedom fighter rebels against Russian overlordship.

Salawat was literate. He wrote in Old Tatar, which used to be a common written language for Turkic peoples in the Volga-Ural region. Documents signed by him have been preserved. Researchers believe that Salavat also spoke Russian. After all, he had to communicate with the rebels against Russian imperialism, with the Russian leaders of the uprising.

People of different nationalities could be found in Salawat’s army. Despite the ban on mentioning Salawat, the peoples of the region passed on word-of-mouth legends and songs about him.

Family[edit]

By order of Catherine II it was forbidden even to mention the rebellion and its participants . Therefore, there is little documented information about them.

The father of Salavat-Yulai Aznalin (Adnalin, Aznalikhin) was the leader (starshina) of the Bashkir Shaitan-Kudey yurt (volost, district). For loyal service and courage, Yulay Aznalin was awarded a silver sign in 1772.

Bashkirs became part of Russia in the 16th century. By agreement with the tsarist government, the Bashkirs retained their lands. But they had to perform military service: they guarded the eastern borders of the Russian Empire, participated in the wars waged by Russia.

The order of Salavat Yulaev to the centurion Ilyatbai Ilimbaev on the recruitment of residents to the detachment on 23 March 1774

Sometimes the contract was violated, part of the land was taken away, and the Bashkirs demanded restoration of justice, even raised uprisings. Bashkir uprisings took place especially often in the 18th century, as there were more frequent cases of violation of Bashkir rights, the seizure of their land for the construction of factories and for transfer to the nobles.

Several years lasted Yulaya’s lawsuit with the breeders Ya.B. Tverdyshev and I.S. Myasnikov, who illegally seized vast lands for the Simsky plant. The tsarist administration favored breeders. Yulai was fined 600 rubles (1 horse cost 10 rubles).

Researchers believe that Yulai had 3 wives. The documents do not indicate the name of the mother of Salavat. Her name is Aznabika in folklore sources. They say that she was an educated woman and had a great influence on her son. After the teacher Nabi Kabiri, it was the mother who continued to educate her son.

Russian folklore speaks of the older brothers of Salavat named Suleiman and Rakai.
From the poetic works of Salavat and folklore sources, it was possible to find out that the hero had 3 wives. The eldest wife was the widow of a deceased elder brother, she already had children from her first marriage. He married her according to the ancient custom of the Bashkirs (Levirate). The letter of Salavat, written by him in the cell of the Ufa Magistrate on 7 May 1775, refers to one wife and two children. They were in the hands of the commandant of the city S. Myasoedov and General Freyman. Salavat asks his supporters to help them go free.

[edit]

Legends and traditions peculiarly perpetuate the memory of their ancestors. Epic narrations about the events and people of a long past are called by Bashkirs riweyet, hikeyet, tarikh. Most of the legends are local. But the legends about the historical hero, poet and warrior Salwvat Yulaev survived in different areas (over 200 are recorded).

Structurally, the legends about Salawat Yulayev are diverse. Small stories have a purely informative function («Mother of Salawat», «Death of Salawat’s Family», «Dream of Salawat», «Salawat Bridge»).

On the whole, among the legends, plot narratives (фабулаты) occupy a significant place. Depending on their vital content, they can be single-episode (for example, «Salawat and Karasakal», «Order of Salavat», «Salavat in our village»), or consist of several episodes (e.g., «Salawat and Baltas», «The Legend of Salawat- batyr «). There are texts where a song wedges in prose. In most cases, these are songs of Salawat himself. Thus the storytellers apparently wanted to emphasize the poetic giftedness of their hero.

Most of the legends are dedicated to the glorification of Salawat Yulayev, a description of his personal qualities. For example, the legend that Salawat killed a bear at the age of 12 (15 or 16) is still popular (bears still live in Bashkortostan). The people say that Salawat had ten qualities of a real hero («Salawat», «Power of Salawat»). At a traditional folk festival (sabantuy), the very young Salawat wins martial arts, horse racing, running and others («How Salawat was recognized as a batyr on Square»).

According to legend, the extraordinary qualities of Salawat appeared during the years of the uprising of 1773–1775. The legends «Salawat Headquarters», «Salawat Scout», «Salawat Yulayev on Mount Imyantau» create the image of an intelligent, courageous military leader. The defeat of the rebel army is primarily due to the numerical superiority of the enemy.

The legends about the capture of Salawat and his exile to Estonia in the Baltic forever ( for hard labor) are filled with deep pain of the people («Why there are a lot of crystal in the mountains»). In the mountains of Bashkortostan there is a lot of crystal because they cried alone, with families and a whole village.

But there are legends expressing hope for the return of Salawat. Sometimes Salawat comes to special saints (aulia) and warns them of something. To see Salawat in a dream- fortunately («Salawat Form»).
In different areas, toponymic legends have been preserved as the memory of the people («Salawat places», «Cave of Salawat», «Bridge of Salawat», «Camp of Salawat», etc.)

Among the legends there are many stories about the Salawat family, about his relatives («Salawat’s father», «Mother of Salawat», «Wives of Salawat», «The capture of Salawat», «Marriage of Salawat to a Russian girl», etc.).

Folk stories about Salawat and his father Yulai brought to us the thoughts and views of people of the era of the uprising of 1773–1775 and subsequent times. Different peoples of the region have developed an understanding of the just nature of the demands of the rebels. The joint struggle contributed to strengthening the friendship of the peoples of the region. Even in distant Estonia (the place of the hero’s hard labor), legends about Salawat are preserved.

During a long oral existence, some traditions lost some concrete realities and were supplemented by fictional motives. For example, «Salawat-batyr» about the battle of Salawat with the «king» Kirmasakal («Kirma-sakal»-bearded).

Several works on Salawat related to the epic genre (Bashk. Ҡobayyr) have been published. «Salawat-batyr», «Yulai and Salawat» give an idea of the hero commander himself and the reasons for the uprising. The epic «Baik Aidar-sesen» tells about the previous uprisings of the Bashkirs, the atrocities of Murza A. Tevkelev against the Bashkirs. These stories had an important influence on the formation of the character of Salawat.

The defeat of the uprising, the executions of leaders served as material for the creation of ballads- beyetes ( «Song of Salawat», «Unforgettable Salawat», «Salawat Yulay»). They reflect the people’s love for their hero, longing for him, willingness to continue his struggle.

A large number of songs about Salawat have been preserved. The people and Salawat are inseparable- one of the main ideas of Bashkir songs. They are informatively rich, they mention battles, places of battles, the names of leaders of the uprising. These songs are grouped by Bashkir scholar Anur Vakhitov on three topics: “Salawat”, “Salawat-batyr”, “Salawat in penal servitude”.

An old Russian song about Salawat was preserved in the Volga region («Oh, you, goy, good fellow, Young Bashkir Salavatushka!»).
The first collectors of Bashkir folklore about Salavat were Russian explorers of the region F.D.Nefedov, R.G. Ignatiev, D.N. Mamin-Sibiryak, M.V. Lossievsky (in the 19th century).

Salawat’s poems and songs[edit]

About 500 lines from the poetic heritage of Salawat Yulaev have been preserved to our days, either in writing or orally.[3]

Salawat as a poet is also mentioned in traditions.
In the village of Alka, Salavat district, a modern researcher Miras Idelbaev wrote down a text about the poet’s written oeuvre: « My father says that Salawat always composed songs, bayits and, wrote them to paper and … left them to people.
He left them everywhere he went… He left them us as he drove past our Lake Yaltarakkul ….» (М.Идельбаев. Мужи, седлайте аргамаков… )

Desc-i.svg

Poems by Salawat Yulaev

Round the Ai river I went
And all my summer here I spent.
When the enemy here came
Like sheep it would run away
( legend: Salawat`s Stay at the Aj Riverside)
Translated by Akhmatyanova N.N., Ganeev B.T.

Breave yegets in their hands
Had a bow and arrows.
If they went to the fight at once
The enemy would run away in horror.

The banks of the Koethkaende are woody
No sparrow will fly up to my whistle.
When you have few friends left,
There `s no way out of the thistle.
(legend: Baedherghol- batyr`s Death)

(Koethkaende- the Salawat`s native river)
Translated by Akhmatyanova N.N.

In the XVIII century, the oral literature of the Bashkirs existed in parallel with the written.
Accordingly, Salavat’s poems were created in two ways: he improvised (like Sesen), or he wrote on paper.

4 January 1774 The Military Collegium adopted a special decision on the destruction of documents of the rebels.

During the fighting, the archives of the field offices of the most prominent military leaders of the Peasant War, including Salawat, were lost.[4] However, several manuscripts of the hero poet and sufficiently rich information about him still survived in the archives..

The historian Abubakir Usmanov wrote: “For official characteristics, we do not see the living Salavat, lyric poet, warrior poet. The image of the living Salavat was preserved in the memory of the people, the Sesens carefully preserved the songs and poems of the poet” (А. Усманов. Поэт-воин. – Красная Башкирия. – 1948. -15 августа).

For the first time, Salawat was called a poet by a researcher of the region R. G. Ignatiev, who studied archival documents. In studies of the 50-70s ( XX century) only seven verses of Salawat Yulaev published by R. Ignatiev were mentioned.

«In the second half of the 19th century, manuscripts of verses by Salawat were stored in the (state) archive or in the archive of any particular person, and they passed through at least 4 people (Ignatiev, Nefedov and their translators). This means that these poems were stored in accessible places for scientists»,- written by A. Usmanov in 1968 (А.Усманов. Некоторые сведения о биографии Салавата Юлаева. – Совет Башкортостаны. -1968. – 22 мая).

Salavat’s fiery speeches and poems did not leave people indifferent; they inspired them to fight.
“According to the Bashkirs of Verkhneuralskiy, the songs of Salavat himself,” wrote the local historian R. Ignatiev, “always ignited the courage of his soldiers … Salavat’s songs, like improvisation, remained unknown” (Manuscript of the collection of R. Ignatiev «Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края», опубликованного в «Записках Оренбургского отдела ИРГО». – ГАОО. -Ф.163.-Оп.1. -Д. 22.-Л. 29).

The poet P. M. Kudryashov, in his letter to P. P. Svinyin (publisher of the journal «Domestic Notes»), writes about the three verses of Salawat that he found and translated into Russian.

Separate pages of the manuscript of the researcher F. D. Nefedov “Salavat, Bashkir Batyr” are stored in the state archive (ЦГАЛИ Ф. 342. – оп. 2. – д. 73).
This essay was published in 1880 in the journal Russian Wealth. In it, the author cited the contents of the five poems of Salawat. Four of them coincide with the publications of R. Ignatiev. The translation was made in prose very carefully, while maintaining the meaning of each word.

Researchers compared the literal translations of the verses and songs of Salawat discovered by Russian researchers in the 19th century with the lyrics and songs of Salawat preserved among the Bashkirs. The coincidence of the texts turned out to be complete, folk memory preserved the poetry of Salavat.

The archive of the Ufa branch of the RAS contains several works of the hero poet, recorded by M. Burangulov (Ф. 3.- оп. 12.- д. 445.- лл. 194–205 – на башк. яз.).

Among them are “Salawat’s Song dedicated to the beloved girl Zuelaeykha”, “Salawat’s Song dedicated to the Urals”, “Salawat’s Song after being wounded”. They were provided by M. Burangulov in the 1920s by Gabit-sesen.

Wikisource has original text related to this article:

Salawat’s poems published in the 19th century:

  • Filipp Nefyodov (Ф. Д. Нефёдов) in the essay «Salavat, Bashkir Batyr» (1880), 5 verses in Russian.
  • Ruf Ignatyev (Р. Г. Игнатьев) in the work «The movement of the Bashkirs before the Pugachev riot; Bashkir Salavat Yulaev, Pugachev foreman, singer and improviser» (1893) 7 verses.

In the Russian Empire, poems by Salawat Yulaev were printed four times.[5]

Death[edit]

The last documented mention of Salawat Yulayev is dated 1800. Till this time he stayed in bondage for twenty five years: «To Estland provincial board from Major Ditmar being at the Baltic invalid command. Being under my responsibility, convicted slaves 12 men which are in a safe state. Against the previous submitted register decreased: This month of 26-th date, convicted slave Salawat Yulayev died about which I have the honor of reporting.» Salawat died in penal servitude on 26 September 1800 (8 October Gregorian Calendar).[6]

Legacy[edit]

«You are so far, my fatherland!
I would return home, but alas,
I am in chains, my Bashkirs!
The road home may be obscured by snow,
But come spring it shall melt –
I’m not dead, my Bashkirs!»

These words, attributed to Salawat Yulayev, are perceived today as a confession of the strong batyr, who, exhausted by torture and interrogations, did not resign himself to his destiny. Regretfully, only a small number of documents remain about his life and fate, and the poetic works of Salawat, who personified heroism and poetic talent of the Bashkir people.

Many things in modern-day Bashkortostan are named after Yulayev, including a town, a cave, a hockey team, and the republic’s State Prize.

In 1940 a biographical film titled Salavat Yulayev was made in the Soviet Union by director Yakov Protazanov. In 1954 composer Zagir Ismagilov and poet Bayezit Bikbay created the opera Salawat Yulayev.

  • the order of Salawat Yulayev of the Republic of Bashkortostan was established on 1 June 1998 (Постановление Государственного Собрания РБ от 1 июня 1998 года № ГС-400 «Об утверждении статута ордена Салавата Юлаева»)
  • In 1954, the composers Husain Akhmetov and Nariman Sabitov ballet «Mountain Eagle». Its premiere took place in 1959 at the Bashkir State Opera and Ballet Theater, in which Rudolf Nureyev danced in 1953–1955.
  • In 1919–1920, the political department of the Bashkir separate cavalry division published the newspaper « Salawat» .
  • During the Great Patriotic War (1941–1945) were named «Salawat Yulayev» : fighter anti-tank artillery regiment, armored train and other units.
  • The image of Salawat Yulayev is immortalized in Bashkir and Russian folk art, in the works of Russian, Bashkir, Tatar, Kazakh, Chuvash, Udmurt and Mari writers.
  • Salawat Yulayev’s days are celebrated annually in the Republic of Bashkortostan and neighboring regions.
  • The republican folk festival «Salawat yeyeny» is held annually.
  • A double-deck motor ship is named «Salawat Yulayev».
  • The museum of Salawat Yulayev in the village of Maloyaz (Salavat district of Bashkortostan) stores a copy of the saber of Salawat Yulayev.

This saber without a scabbard, length 96 cm, width 3 cm, concave.
Yellow copper pen with the image of a lion’s head and jewelry made of small stones. On the blade is a slightly extinct inscription in Arabic, which scientists could not decipher.

  • In the National Museum of the Republic of Bashkortostan, visitors can see the saber of the Bashkir national hero Salawat Yulayev.
  • In many cities and towns there are streets named after Salavat Yulaev.
  • In 1967, the largest equestrian monument in Europe was erected to Salawat Yulayev in the city of Ufa.

Biographers of Salawat[edit]

The biography of Salawat Yulayev was studied by historians, local historians, writers and journalists like Inga Gvozdikova, Victor Sidorov, Radik Vakhitov, Miras Idelbaev, Khairulla Kulmukhametov, Ihsan Zalyaletdinov, Tarhan Zagidullin, Wilmir Safin, Abuzar Saifullin, Stepan Zlobin. Salavat Yulaev is mentioned in the “History of Pugachev” by A. S. Pushkin.

Inga Gvozdikova is a historian who collected and studied documents from the Peasant War of 1773–1775 (from the late 1950s). She wrote the first scientific, strictly documented biography of the Bashkir national hero Salawat Yulayev.

The image of Salavat is carefully preserved in the memory of the people. From ancient times, the Bashkirs valued the love of their motherland (the symbol is a readiness to serve their people), freedom (its symbol is a special love for the horse), and poetry. A warrior, poet, and singer, Salawat Yulaev embodied all these qualities.

Postage stamps of the USSR

Postage stamps of Russia

Salavat on the coat of arms of Bashkortostan

Coat of arms of the city of Salavatcenter

Coat of arms of Salavatsky District Russia

Order of Salavat Yulaev

Salavat Yulaev Avenue in Ufa

Motor ship «Salavat Yulaev»

Museum of Salavat Yulaev

Salavat Yulaev is a national hero of the Bashkir people. Drawing by Vakil Shaikhutdinov

Gazprom Neftekhim Salavat

Salavat Yulaev Square in Ufa

Newspaper «Salavat Yulaev»

Cave «Salavat Yulaev»

Monument in the city of Salavat

See also[edit]

  • Bashkir rebellions

Links[edit]

  • https://culture.bashkortostan.ru/about/suborg/693/
  • https://old.hcsalavat.ru › history › kto-takoy-salavat-yulaev

References[edit]

  1. ^ «Согласно опросу в Тайной экспедиции Сената». Archived from the original on 9 October 2018. Retrieved 28 July 2019.
  2. ^ «В несвободной стране жил как свободный человек»
  3. ^ [1] Bashkir Encyclopedia
  4. ^ Овчинников, Реджинальд Васильевич, Éditeur scientifique. (1975). Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений 1773–1774 гг. Nauka. OCLC 489715575.{{cite book}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  5. ^ Салават Юлаев.// История литературы Урала. Конец XIV—XVIII вв./ Гл. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. М.: Языки славянской культуры. 2012. p. 106. ISBN 978-5-9551-0602-1.
  6. ^ Салават Юлаев — герой Крестьянской войны

External links[edit]

  • Poems By Salavat Yulaev
  • The Website Of Salavat Yulaev
  • «Personality in Bashkir history: Salavat Yulaev.» Television radio company “Bashkortostan”, 2010 on YouTube
  • «Лик Салавата». ТРК «Башкортостан», 2013 г. on YouTube

  • Рассказ о сайгаке 2 класс
  • Рассказ о своей работе на английском языке с переводом
  • Рассказ о садовых цветах
  • Рассказ о своей подруге на немецком языке
  • Рассказ о саванне 3 класс